Меню Рубрики

Звуковой анализ слов в дет саду

Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Задачи: 1. Учить детей определять наличие заданного звука и его место в слове.

2. Упражнять в делении слов на слоги.

3. Развивать слуховое внимание.

первой квалификационной категории

Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Задачи: 1. Учить детей определять наличие заданного звука и его место в слове.

2. Упражнять в делении слов на слоги.

3. Развивать слуховое внимание.

• знакомство с термином «слово»

• составление предложений из слов

• деление слов на слоги и составление слов из слогов

• знакомство с термином «звук»

• игровые ситуации «Ищем звуки»

Демонстрационный : запись музыки П.Чайковского «Осень», ноутбук, экран, указка,

мольберт, фишки красного и синего цвета,

картинки с изображением осени, лука, картинка–схема слова «лук»;

Раздаточный : картинки-схемы «лук», фишки красного и синего цвета,

флажки красного цвета, листочки, раскраски.

Дети входят в зал и встают в круг.

Звучит музыка П.Чайковского «Осень».

Вос-ль: Ребята, о каком времени года рассказала нам музыка?

Вос-ль: Правильно! ( на экране изображение картинки – осень )

Какими словами мы можем сказать об осени? Какая она?

Дети: Золотая, красивая, разноцветная, дождливая.

( на экране картинка – поздняя осень )

Вос-ль: А здесь на картине какая осень изображена?

Дети: Поздняя, грустная, молчаливая, ненастная, хмурая.

Вос-ль: Листья осенью (что делают?) — желтеют, падают, летят, шуршат

Дождь осенью: — моросит, идет

Звери осенью: — готовятся к зиме

Вос-ль: Как можно назвать ласково дождь? — дождик- дождичек

ветер? — ветерок – ветерочек

Вос-ль: Какой звук листья издают под ногами?

Запомните и произнесите песенку листьев:

Ша – шо – шу (дети повторяют)

Мы – листики осенние (руки вверх, покачивающие движения вправо, влево)

На веточках сидели (присесть, взмахивая руками)

Дунул ветерок (встать, взмах руками вперед)

И мы полетели (легкие взмахи руками)

Летели, летели (бегут по кругу)

И на землю тихо сели (медленно присесть)

Вос-ль: Из чего состоит наша речь?

Вос-ль: Какими бывают слова?

Игра «Раздели слова на слоги»

Вос-ль: Предлагаю поиграть. Я буду называть слова, а вы их будете делить на слоги и

( осень, листопад, туча, дождик, желтые, листок, падают, золотая, летят )

Вос-ль: Скажите, а слова из чего состоят?

Вос-ль: Ветер любит играть в дразнилки. А вы хотите поиграть?

Вос-ль: Я буду произносить звуки беззвучно, а вы их будете называть все вместе.

Ветер с листьями играет — У-У-У-У

Листья с веток срывает — И-И-И-И

Листья желтые летят — О-О-О-О

Прямо под ноги ребят — А-А-А-А

Вос-ль: Почему их так называют?

Дети: Они легко, тянутся, поются.

Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?

Вос-ль: Каким цветом мы их обозначаем?

Загадка : На каждом есть он огороде,

Дети: Лук. ( на экране картинка – лук )

Вос-ль: Правильно! Переверните ваши листочки.

Скажите, что это за клеточки под картинкой?

Дети: Сколько клеточек, столько звуков.

Вос-ль: Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько клеточек?

(вызывает ребенка к мольберту)

Значит, сколько звуков в слове лук?

Какой звук первый? (выделяет голосом)

(ребенок выполняет у доски, дети у себя на карточке)

Давайте обозначим этот звук синей фишкой.

Какой второй? (выделяет голосом)

Что мы можем сделать с этим звуком?

Вос-ль: Как называется этот звук?

Вос_ль: Каким цветом мы обозначим гласный звук?

Вос-ль: Какой третий? (выделяет голосом)

Каким цветом обозначим этот звук?

Вос-ль: Сколько звуков в слове лук?

А сейчас поиграем в игру «Кто больше назовет слов со звуком Л.

(за каждое слово раздать детям листочки)

Вос-ль: Вы прекрасно справились с заданием.

Постройте кружок. Про какое время года мы сегодня с вами говорили?

Какие задания вам понравились больше?

Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями

и осень дарит вам в подарок раскраски красивых листьев.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить .

Презентация содержит теоретический и практический материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами.

В работу по обучению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа.

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения.

Дидактический материал: картинки, звуковые схемы, слоговые домики, буквы, условные обозначения звуков, картотека игр.

источник

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (49)
  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (4)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (417)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (6)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (30)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (35)
  • ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (27)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники (33)
  • ——Экспресс-курсы (28)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (27)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (191)
  • дидактические игры 1 (38)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (26)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (48)
  • настольные игры (18)
  • плакаты (3)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (225)
  • развитие памяти (28)
  • внимание (31)
  • воображения (2)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (15)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (9)
  • ориентировка в пространстве (8)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (35)
  • речевые игры по дороге в сад (27)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (10)
  • + —— . ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (энциклоп,сборники, (17)
  • ++ЗАНЯТИЯ с логопедом ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ (3)
  • +дошк\прог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошк\прог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (1)
  • +дошк\прог ЛЕПКА (2)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА (46)
  • дискалькулия (1)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА 2 (48)
  • +дошк\прог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (23)
  • +дошк\прог ПИСЬМО (69)
  • графомоторика (27)
  • письмо (1)
  • прописи — буквы и цифры (20)
  • прописи детские (15)
  • +дошк\прог РЕЧЬ (113)
  • игры со словами 1 (39)
  • развитие речи (15)
  • словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (42)
  • словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (3)
  • +дошк\прог РЕЧЬ 2 (8)
  • +дошк\прог РИСОВАНИЕ (47)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ (43)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (3)
  • скорочтение (1)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ 2 (56)
  • грамматический строй речи (6)
  • звуковой анализ слова (12)
  • слоговая структура слова (19)
  • +ФОНЕМАТИКА (28)
  • .-развитие фонематического слуха (21)
  • .-развитие слухового внимания (3)
  • .-развитие слуховой памяти (1)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (112)
  • все предметы (матем, русск, ин\яз, окр\мир) (19)
  • иностранный язык (15)
  • математика (45)
  • окружающий мир (2)
  • русский язык (17)
  • учебники (15)
  • чтение (1)
  • —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (1)
  • . ——ПОДЕЛКИ (90)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (15)
  • из пластилина, солёного теста (4)
  • из природного материала (18)
  • к Новому году (41)
  • к празднику (1)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (19)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (15)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (22)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (232)
  • .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речи/карточки к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (1)
  • .развитие речи\лексические темы (43)
  • .развитие речи\материалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
  • c-я (29)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков 1 (49)
  • постановка и автоматизация звуков 2 (5)
  • эйдетика (2)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
  • коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
  • для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
  • другие (1)
  • коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
  • логопедические стихи (2)
  • приёмы для запоминания (4)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (24)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (59)
  • весна (2)
  • время суток (4)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (12)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (10)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (19)
  • настольный театр (15)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (3)
  • фланелеграфовый (3)
  • КУЛИНАРНОЕ (11)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (17)
  • для кукол (8)
  • карнавальные костюмы (6)
  • одежда для внуков (1)
  • причёски для внуков (1)
  • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (36)
  • нейропсихология (5)
  • часть 1 (28)
  • часть 2 (3)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (42)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
  • аудио, видео, флеш (1)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (7)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (12)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (27)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (20)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (19)
  • Любаша Каргина (9)
  • разное (1)
  • Ю-РАЗНОЕ (13)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (3)
  • Я-хлам (14)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗ\литературу (4)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (66)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (34)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (26)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
  • ___СКАЧАТЬ (13)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Памятка-буклет для родителей «Звуковой анализ и синтез»

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буква — это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Читайте также:  Анализ на гормон у детей

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

источник

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный. «

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

— Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

— Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

— Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

— В ряду букв обвести в круг заданную букву.

— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

источник

Консультация для родителей по подготовке детей к обучению грамоте

«Звуковой анализ слова».

Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.

Каждый из нас улыбнется, вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется». Действительно, если ребенок не произносит звук правильно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.

Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т. е. слышать звуки в слове.

Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как: «Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Поймай звук», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «ЖУК» ребёнок должен произнести его три раза: «ЖЖук», «жУУк», «жуК».

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.

Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом» три звука — нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Давай будем эти звуки искать. Произнеси слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук«. Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «д-дом», -старательно произносит малыш. — «Какой первый звук?» — «Д». — «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «Д».

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые — они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом», в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.

«Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук, первый д — мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом».

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец держим на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом». «Какой же второй звук в этом слове?» — «О!» — «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

«Видишь, — продолжаете вы, — мы уже знаем два звука в слове «дом». Давай найдем последний звук в этом слове. Произнеси слово «дом» так, чтобы слышался последний звук«.

И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «дом-м-м». «Какой последний звук в слове дом-м-м?» — «М-м», — отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова.

Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его обозначение со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, обозначение звука «д» (фишка синего цвета)

Для данного вида анализа ребёнку предлагаются слова из трех звуков: мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.

Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым анализом слова ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.

В процессе анализа з-х звуковых слов напомните ребёнку о наличии в языке гласных и согласных звуков. Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную фишку на красную.

Затем вспомните о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок будет пользоваться фишками трёх цветов.

Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо). Если ребёнок захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать», что это за «таинственные квадраты»).

Читайте также:  Анализ на иммунный статус для детей

источник

Людмила Гребенко
Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: — требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению; — появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; — не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

— не пропускал буквы, не путал их при написании;

— умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

— под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

определение количества звуков в слове;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове.

Детям необходимо знать, что:

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я — , Ю – , Е – , Ё – .

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

1. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

2. Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

3. Игра «Покажи картинку на определенный звук». Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

4. Игра «Звуковой поезд». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Как проводится звуковой анализ слова?

1). Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

— Сколько звуков в слове КОТ? слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? слове КОТ первый звук [К])

Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

— Какой второй звук в слове КОТ? слове КОТ второй звук [О])

Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

— Какой третий звук в слове КОТ? слове КОТ третий звук [Т])

Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя. Большое спасибо за внимание!

«Ассорти из слов и звуков». Викторина для детей подготовительной к школе группы и родителей Задачи: — совершенствовать звукослоговой анализ и синтез слов, навык чтения; — закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы;.

Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: «Гиацинты в вазе» Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для родителей и детей «Ромашка» Мастер –класс для родителей и детей «Ромашка» Маленькое солнце на моей ладошке, — Белая ромашка на зеленой ножке. С белым ободочком желтые.

Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» ГБДОУ детский сад № 20 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Мастер-класс для родителей «Музыкотерапия-музыка как лекарство» Мастер-класс «Музыкотерапия: музыка как лекарство» Цель — ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс по обучению звуковому анализу и синтезу слов «Путешествие в Страну Слов» Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными компонентами процесса обучения грамоте детей старшего дошкольного.

Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов – основа подготовки детей-логопатов к обучению грамоте. В чём актуальность этой проблемы?.

Методика обучения детей звуковому анализу и чтению Задачами обучения грамоте по программе детского сада является развитие фонематического слуха и навыки звукового анализа речи. Как таковой.

источник

Диана Ильинская
Звуко-буквенный анализ слов

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов; учить соотносить звук с буквой и символом.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся,– это фонетический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звуко-буквенный) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

1. Произнеси и послушай слово

3. Произнеси слово по слогам

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй

5. Обозначь выделенный звук условным значком

6. Действуй так до конца слова

7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.

Прокомментируем каждый пункт этого плана.

1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.

2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.

3. Произнеси слово по слогам. Ученик должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к], [д], его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.

Читайте также:  Анализ на грипп у детей

5. Обозначь выделенный звук условным значком. На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети, ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так: [п’ис’мо]. На первых порах для звукового анализа используются слова, в которых нет орфограмм.

Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Работу звукобуквенного анализа слова я провожу следующим образом:

I.Раздаю карточки (картинка, написание слова в клеточках, пустые клеточки для написания звуков; звуки и цветные схемы (цветными квадратиками или раскрашенные цветными карандашами)появляются в процессе работы):

1. Что изображено на рисунке?

2. Делим слово на слоги (проводим линию цветным карандашом, ставим ударение (цветным карандашом).

3. Посчитайте клеточки с буквами?

4. Посчитайте пустые клеточки?

5. Каких клеточек больше (или меньше?

6. Давайте выясним, почему пустых клеточек больше (меньше, столько же? Буква Ю- дает два звука [й] и [у], а в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а] мчать – не дает звука).

7. Произносим слово, слушаем себя: выясняем, что буква Ю – дает два звука.

8. Печатаем звуки в пустые клеточки.

9. Выясняем, все ли звуки произносятся так же, как и пишутся (печатаются, то есть сверяем, написание слова со звуковой схемой. (Например, в слове лев- буква в даст звук [ф]; в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а], плод – буква д- даст звук [т]).

10. Даем характеристику звуков (гласный – ударный, безударный, согласный – твердый. мягкий, звонкий. глухой, раскрашивая квадратики цветными карандашами (зеленый, синий. красный, либо выкладываем цветные квадратики (зеленый, красный, синий) в соответствии с характеристикой звука.

В своей работе опирались на исследования: А. М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е. А Стребелевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Новоторцевой и др., использую таблицы:

Дидактическая игра по развитию навыков чтения, звуко-буквенного анализа, внимания «Подбери имена» Дидактическая игра «Подбери имена». Для детей 5-7 лет. Способствует развитию навыков чтения, звуко-буквенного анализа, внимания и развитию.

Дидактическая игра «Цепочка слов» Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Игровой материал: карточки с предметными картинками (карандаш –.

Дидактическая игра «Поле слов» Дидактическая игра «Поле слов». Цель: • активизация в речи синонимов и антонимов; • расширение многозначности слов-прилагательных; • введение.

Игра «Азбука важных слов» Дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов» Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: • развитие фонематических процессов; • формирование навыков анализа.

Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.

Лэпбук «Звуко-буквенный анализ слов» Лэпбук — замечательная находка для всех. Его можно использовать как для совместной работы с ребёнком, так и ребёнок может использовать его.

Наглядное пособие «Звуковой анализ слов» Автор: Лошакова Надежда Александровна Учитель-логопед, МОУ д/с № 294, г. Волгоград Актуальность: Навык выделения звука из слова появляется.

Памятка для родителей по выполнению звуко-буквенного анализа Памятка для родителей по выполнению звуко-буквенного анализа (пошаговая инструкция по выполнению). Важно знать: Мы слышим и произносим звуки.

Конспект занятия по чтению слов, звуко-буквенному анализу Тема: Чтение слов, звукобуквенный анализ. Цели: Образовательные: — способствовать развитию звука буквенного анализа; — способствовать.

источник

Мастер-класс для воспитателей

«Обучение дошкольников звуковому анализу слов»

Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросе проведения звукового анализа слов с дошкольниками.

Оборудование: Набор букв, фишки для ЗАС, иллюстрации для ЗАС (, раздаточный материал для педагогов (кассы букв, фишки, карточки для ЗАС с рисунком), памятка для педагогов «Порядок проведения звукового анализа слова», мяч, схемы слов к дидактической игре «Придумай слова к схеме»,

На занятиях по основам грамоты ребенок должен овладеть навыками звукового анализа слов. Звуковой анализ – это:

последовательное выделение отдельных звуков в слове;

определение порядка звуков в слове;

различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, глухой-звонкий (подготовительная группа ).

Для проведения звукового анализа слова необходимо знать основные понятия, давайте разберемся в них.

— Чем отличается звук от буквы? (Очень часто понятия «звук» и «буква» путают педагоги, неправильно произносят звуки при анализе).

Ответ: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

— Сколько звуков в русском языке?

Ответ: 42 звука – 6 гласных и 36 согласных.

— Какие звуки называются гласными?

Ответ: Гласные звуки — это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.

Ответ: А, О, У, Ы, Э, И – шесть гласных звуков.(А гласных букв десять).

— Какие гласные буквы могут обозначать два звука? В каких случаях?

Ответ: Е, Ё, Ю, Я – йотированные. Обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, после мягкого и твердого знаков. Например, ёлка (йо), вьюга (йу), маяк (йа).

— Какие звуки называются согласными?

Ответ: Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.

— Какие согласные звуки всегда твердые?

— Какие согласные звуки всегда мягкие?

— Чем различаются звонкие и глухие согласные?

Ответ: Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом. (зажать уши ладонями и произнести звуки Б-П, Ж-Ш и др.).

— Какие буквы не имеют звука?

Ответ: Слогэто один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

Ответ: Выделение голосом одного из гласных звуков в слове.

Перейдем к тому, как выполнять звуковой анализ слов.

Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы. На данном этапе можно использовать картинки-схемы (показать).

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

Проанализировать что-либо можно при условии, что мы имеем перед собой предмет анализа. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, как произнести его, нет. При этом слово должно быть произнесено в соответствии с орфоэпическими нормами (например, вода — [вадá]).

2. Произнеси слово по слогам.

Разделить слово на слоги любым удобным способом (обычно хлопками).

Необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова . Например: [замо‘к], [за‘мок]. Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его.

4. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй .

Детей надо научить звук «протянуть» , искусственно удлинить его. Следует помнить, что звук протягивается (акцентируется) в составе целого слова. Например, «к-к-кот». После этого называется нужный (выделенный) звук, который надо охарактеризовать: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, глухой или звонкий.

5. Обозначь выделенный звук фишкой.

Запись звуков с помощью условных обозначений (фишек) помогает детям «удерживать» объект звукового разбора и не «соскальзывать» на букву. На начальном этапе звуковая схема без фишек дается детям в готовом виде. В этом случае схема служит ребенку опорой, помогает «не потерять» звук, направляет его действия и служит средством контроля за правильностью выполнения действия. По мере того, как дети осваивают способы определения звуковой последовательности, модель не задается, а конструируется по ходу разбора. Условные обозначения звуков традиционны: гласный звук – красная фишка, согласный твердый звук – синяя фишка, согласный мягкий звук – зеленая фишка.

6. Протяни (выдели) второй звук в слове, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой. (И так все звуки).

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

— Сколько всего звуков в слове?

Если проводится звуко-буквенный анализ , то после выполнения всех указанных операций ребенок выполняет еще одну, а именно: объясняет, какой буквой обозначается каждый из звуков и почему (обозначаются только изученные буквы).

Звуко-буквенный анализ один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха, развитию умений вычленять звуки в слове , правильно их называть и характеризовать и т.д.

— Перейдем с вами к практической части нашего мастер-класса. Для начала предлагаю вам немного поиграть.

1. Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, что играет важную роль при проведении звукового анализа слов.

Игру можно использовать в качестве физминутки, а также упражнения, тренирующего внимание и память.

— Где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова?

Если в начале слова – дети хлопают в ладоши, если в середине – топают, если в конце – приседают.

Слова: конь, икра, палатка, мак, краски, корм, теленок, лоток, лейка, кирка (ловушка, надо топать, т.к. твердый звук [к] находится в середине слова).

Игра способствует закреплению умения различать звуки в словах по их качественному звучанию.

Воспитатель предлагает придумать слова с заданным звуком. Например, [р] – «рак», «рука» или [р’] – «река», «репка». Можно усложнить задание: «Придумай слова, обозначающие фрукты со звуком [а]», «В нашем магазине продаются продукты, в названии которых есть звук [к]. Что можно купить в магазине?» и т.п.

Задание: Перечислить продукты, в названии которых есть звук [к].

(Калач, молоко, конфеты, напиток, сок, крокет, колбаса, бекон и т.д.).

В игре формируется умение вычленять звук из целого слова, интонировать его как в слове, так и изолированно.

Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя интонационно какой-либо звук, например: [р-р-р-ак]. Ребенок бросает мяч обратно воспитателю и произносит слово точно так же. Затем отвечает на вопрос: «Какой звук ты выделил в этом слове?». Звуки выделяют не только в начале, но и в середине, и в конце слов.

Слова: Р-р-ручка, мы-ы-ыло, зима-а-а, к-к-кино, л-л-ласточка, ли-и-ист и т.п.

Игра вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слова и различают звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.

Воспитатель дает готовую модель слова, а дети подбирают слова, которые подходят к схеме.

Схема 1: (лиса, река, пила, зима, тема и т.д.)

Схема 2: (папа, мама, каша, рама, Тома и т.д.)

Другой вариант игры предполагает подбор готовых схем к заданным словам (изображениям на демонстрационном материале).

Картинки: Мы с вами пришли в зоопарк. Помогите животным найти свою звуковую схему слова. Какое животное потерялось? (Лиса).

2. Выполнить звуковой анализ слов: ель, дом, петух (предлагаются иллюстрации с моделями слов).

Ель – показывает и объясняет методист;

дом, петух – выполняет педагоги у доски с объяснением;

карточки для ЗАС – выполняют педагоги самостоятельно, используя раздаточный материал.

источник