Меню Рубрики

Звуковой анализ слов задание для детей

1. Игры с использованием Звуковичков.

Они — носители и хранители звуков, живут в стране слов. Чтобы узнать, как зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотри рисунок на его крылышках. Если нарисован ландыш, то это Звуковичок Л, если люстра — ЛЬ.

Показывают детям 5-6 Звуковичков. По рисунку на крылышках дети определяют его имя.

1.2 «Кто лучше покормит Звуковичка?» Показывают Звуковичка. По рисунку на крылышках узнают его имя. Кто больше придумает слов на этот звук?

1.3 «Почему заболел Звуковичок?»

На крылышках грустного Звуковичка [м] нарисовано: мак, мох, мыло, машина, миска. Почему он заболел? Так как художник ему по ошибке дал предмет с [мь].

1.4 «Рисуем крылышки Звуковичку»

Дети сами подбирают и рисуют Звуковичку предметы на крылышках.

2. «Подарки Аленке»

Аленке на день рождения подарили много игрушек, в названии которых есть звук [у]. Угадай, что ей могли подарить?

2.1 «Загрузи корабль» (машину, самолет и т.п.).

Корабль собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названии которых есть звук [у]. Ребенок рисует нужные предметы на корабле.

3. «Найди общий звук»

Эта игра хорошо развивает внимание, развивает фонематический слух, формирует навык быстрого звукового анализа.

Логопед произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук.

— Какой звук встречается во всех словах?

Попутно выясняем лексическое значение малознакомых и неизвестных слов. Просим детей придумать аналогичное задание.

4. «Найди лишнее слово»

В трех словах есть общий звук, а в четвертом — нет.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Игры, помогающие определить место звука в слове.

1. «Звукоедик»

У Звуковичков есть страшный враг — Звукоедик. Он питается первыми звуками в словах (или последними).

1.1 Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый или последний звук в названии фруктов.

1.2 Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев.

1.3 Звукоедик может попасть в огород, магазин, на улицу, в цирк и т.д.

Играем до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звук в слове.

2. «Подарки зверюшкам»

Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?

3. «Цепочка слов»

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются «цепочку»: каждое следующее начинается с последнего звука предыдущего слова.

Играющим раздаются карточки с изображением разных предметов и 3 пустых. Дети выкладывают карточки так, чтобы они составили цепочку слов. Если нет карточки с изображением предмета, в названии которого есть нужный звук, то ребенок рисует этот предмет на пустом листочке.

3.2 Детям дается предметная картинка и альбомный лист. Ребенок рисует 5 предметов в определенной последовательности.

3.3 Незнайка решил поиграть в «Цепочку слов»

Он нарисовал: чайник — чашка – сахар – варенье — печенье. Почему он ошибся? Он сыграл по правилам?

4. «Кто больше?»

Придумать слова, в которых заданный звук был бы:

5. «Подбери слова к схеме»

Материал: предметные картинки, листы бумаги, карточки.

У каждого картинка и 2 карточки, лист бумаги. Закрашенная клеточка обозначает место звука в слове.

Задание: к схеме подобрать карточки. Для активизации внимания используются слова-«ловушки», которые не подходят к данным схемам.

6. «Добавь звук», «Звук заблудился»

К в карман к монтеру — прыг!

Крысу красят маляры. (По А.Шибаеву)

На заводе сделан хобот. (По И.Лопухиной)

7. «Отними (добавь) звук»

косы — осы верь — зверь — дверь

Учимся слышать твердые и мягкие согласные.

1. «Найди свой домик»

Игровой материал: 2 домика, картинки.

В разных концах комнаты крепятся 2 домика: синий и зеленый. У детей карточки с изображением предметов. Все изображают «звуки»: «летают» по комнате и поют свои звуки. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на картинке.

«Была хорошая погода, пошли звуки гулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домики. В синий пускают только твердые согласные, в зеленый — мягкие. Кто неправильно определить свой звук, того в дом не пускают. Этот «звук вымок под дождем».

Если дети легко определяют первый звук по твердости-мягкости, то вводим слова-«ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет домика.

2.«Мамина сумка»

Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названии которых есть звук [м]. Нарисуйте их.

Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть звук [р] т.п.

3. «Построим дом»

На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в названии которых есть [р]: крыша, труба, крыльцо, рама, забор вокруг дома. Потом рисуют предметы только с [рь]: двери, козырек над дверью, деревья у дома.

Ребенку можно предложить помощь в виде наводящих вопросов:

— Из какого материала сделан дом: он кирпичный, деревянный?

— Какой краской его покрасим: серой, розовой, коричневой?

— Какие кустарники нарисуем вокруг дома: смородину, сирень?

— Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

Учимся выполнять звуковой анализ слов.

Для совершенствования навыков звукового анализа в работе используются следующие дидактические игры:

1. «Отгадай слово»

Перед детьми звуковая модель слова

Отгадайте, какое слово зашифровано. Дети с помощью вопросов выясняют, к какой группе относится данное слово:

2. «Отгадай загадку»

Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Не человек, а рассказывает

Ребенок пишет отгадку в виде схемы.

3. «Живые звуки»

Дети “превращаются “ в звуки. Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.

4. «Назови слово по модели»

Материал: доска, мелки, предметные картинки, цветные схемы, листы бумаги с рисунками предметов и звуковыми схемами слов.

На доске мелками рисуются звуковые схемы слов. Детям задается вопрос: Кто подберет слово, которое подходит к схеме?

Используются разные модели:

3 ребенка превращаются в слова: кит, кот, крот. Из 3 моделей, изображенных на доске, каждый выбирает свою модель и доказывает, что это его схема.

Каждый ребенок получает большой лист бумаги. Справа на нем — рисунки с изображениями предметов, слева — в любом порядке звуковые схемы слов. Надо соединить дорожкой рисунок с нужной схемой.

Можно использовать усложнение: звуковых схем на листочке может быть больше, чем картинок.

Игровые упражнения с буквами.

1. «Исправь букву»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайтесь, какие это буквы и исправьте их.

2. «Какие это буквы?»

Материал: буквы из картона.

Правила: из картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагают на ощупь определить буквы. ( А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)

3. «Разрезные буквы»

Материал: листочки цветной бумаги для букв.

На отдельных листочках написано по одной букве. Каждая буква окрашена в свой цвет. Лист разрезаем на 2-3 части. Дети собирают буквы, а потом из них слова.

4. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Поэтому, прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Дети должны четко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для осуществления этой цели используются различные виды заданий и упражнений (смотри дальше).

5. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

6. «Определение букв», написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

Какие буквы стоят кверху ногами? Впиши их в клетки правильно.

7. «Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

8. «Найти недостающие элементы буквы» Для этого обращаюсь к игре «Буква сломалась».

— На шариках нарисованы буквы и их элементы. Преврати их в букву Щ.

9. «Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой и т.п.»

10. «Определение буквы», «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами).

11. «Систематическое придумывание детьми слов на данную букву» Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны четко усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

12. «Нахождение букв в геометрических фигурах».

Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: о, у, и, м, п, г, т, р, л и т.д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

13. «Поиск букв, наложенных друг на друга.»

14. «Придумывание слов на данную букву в определенной позиции» (в начале, в середине, в конце слова).

15.» Конструирование букв из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.»

16. «Мягкие буквы».

(направлено на запоминание формы буквы ,соотношения её частей и пропорций).

Ребенку даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.

17. «Допиши букву»

Ход игры: Логопед предлагает детям дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ребенок, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

18. «Угадай, кто я».

Цель: Закрепление начертания букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ребенка. Ход игры: Логопед называет элементы букв. Дети находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

19. «Соедини одинаковые буквы»

1. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. М., 1989.

2. Шаховская С.Н. Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Ч.1. М., 1992.

источник

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (49)
  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (4)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (417)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (6)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (30)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (35)
  • ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (27)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники (33)
  • ——Экспресс-курсы (28)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (27)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (191)
  • дидактические игры 1 (38)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (26)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (48)
  • настольные игры (18)
  • плакаты (3)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (225)
  • развитие памяти (28)
  • внимание (31)
  • воображения (2)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (15)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (9)
  • ориентировка в пространстве (8)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (35)
  • речевые игры по дороге в сад (27)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (10)
  • + —— . ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (энциклоп,сборники, (17)
  • ++ЗАНЯТИЯ с логопедом ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ (3)
  • +дошк\прог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошк\прог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (1)
  • +дошк\прог ЛЕПКА (2)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА (46)
  • дискалькулия (1)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА 2 (48)
  • +дошк\прог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (23)
  • +дошк\прог ПИСЬМО (69)
  • графомоторика (27)
  • письмо (1)
  • прописи — буквы и цифры (20)
  • прописи детские (15)
  • +дошк\прог РЕЧЬ (113)
  • игры со словами 1 (39)
  • развитие речи (15)
  • словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (42)
  • словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (3)
  • +дошк\прог РЕЧЬ 2 (8)
  • +дошк\прог РИСОВАНИЕ (47)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ (43)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (3)
  • скорочтение (1)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ 2 (56)
  • грамматический строй речи (6)
  • звуковой анализ слова (12)
  • слоговая структура слова (19)
  • +ФОНЕМАТИКА (28)
  • .-развитие фонематического слуха (21)
  • .-развитие слухового внимания (3)
  • .-развитие слуховой памяти (1)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (112)
  • все предметы (матем, русск, ин\яз, окр\мир) (19)
  • иностранный язык (15)
  • математика (45)
  • окружающий мир (2)
  • русский язык (17)
  • учебники (15)
  • чтение (1)
  • —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (1)
  • . ——ПОДЕЛКИ (90)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (15)
  • из пластилина, солёного теста (4)
  • из природного материала (18)
  • к Новому году (41)
  • к празднику (1)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (19)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (15)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (22)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (232)
  • .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речи/карточки к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (1)
  • .развитие речи\лексические темы (43)
  • .развитие речи\материалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
  • c-я (29)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков 1 (49)
  • постановка и автоматизация звуков 2 (5)
  • эйдетика (2)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
  • коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
  • для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
  • другие (1)
  • коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
  • логопедические стихи (2)
  • приёмы для запоминания (4)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (24)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (59)
  • весна (2)
  • время суток (4)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (12)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (10)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (19)
  • настольный театр (15)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (3)
  • фланелеграфовый (3)
  • КУЛИНАРНОЕ (11)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (17)
  • для кукол (8)
  • карнавальные костюмы (6)
  • одежда для внуков (1)
  • причёски для внуков (1)
  • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (36)
  • нейропсихология (5)
  • часть 1 (28)
  • часть 2 (3)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (42)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
  • аудио, видео, флеш (1)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (7)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (12)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (27)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (20)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (19)
  • Любаша Каргина (9)
  • разное (1)
  • Ю-РАЗНОЕ (13)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (3)
  • Я-хлам (14)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗ\литературу (4)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (66)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (34)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (26)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
  • ___СКАЧАТЬ (13)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)
Читайте также:  Анализы при бронхиальной астме у детей

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Памятка-буклет для родителей «Звуковой анализ и синтез»

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буква — это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

источник

Картотека речевых игр по теме: «Обучение детей звуко-слоговому анализу».
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

В работе четко и подробно описаны этапы работы по формированию навыков звукового анализа, а также подобраны игры по развитию звуко-слогового анализа поэтапно.

по теме: «Обучение детей звуко-слоговому анализу».

Королева Елена Валерьевна

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец слова, — но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Воспитатели могут помочь детям сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые воспитатели, помните

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы

Гласных букв десять : А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я- [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком . Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми .

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Этапы работы по формированию навыков

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

  • выделение звука из слова,
  • определение первого звука,
  • установление места звука (начало, середина, конец слова),
  • полный звуковой анализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые — мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на :
— формирование навыков элементарного анализа;
— обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Формирование навыков элементарного анализа , в свою очередь, состоит из частей:
— выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
— определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
— нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

По количеству операций первый период является более развёрнутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры. Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
— сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
— далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
— затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
— и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

Когда ребенок начнет осваивать последовательный анализ слова , вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове.

Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.

Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек. Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.
В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.

Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава? Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков — позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.

Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения. Таким образом, рекомендована к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу такая последовательность позиций анализируемых звуков.

Для узнавания звука в слове:
— ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);
— согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
— любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

Для определения первого звука в слове:
— ударные гласные;
— сонорные согласные;
— щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
— остальные согласные звуки.

Для определения последнего звука:
— ударные гласные;
— сонорные согласные;
— щелевые согласные.

Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

Слова, которые не следует давать для анализа:

  • с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю,
  • с Ъ и Ь,
  • со звонкими согласными Б,В,Г,Д,Ж,З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.

Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа

Слова с ударными гласными звуками в начале слова (для узнавания гласных звуков в начале слов)

А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Слова с ударными гласными звуками в середине слова (для узнавания гласных звуков в середине слов)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого согласного звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего согласного звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет.

Слова для полного звукового анализа

Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.

Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Важно , чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

При обучении чтению вашего ребенка в дошкольном возрасте, нам хотелось бы посоветовать называть буквы по их звуковым обозначениям : п, б, к…. Это значительно облегчит ребенку овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуем следующие задания:

Читайте также:  Анализы при болезни крона у детей

— В ряду букв обвести в круг заданную букву.

— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Процесс обучения звуко-слоговому анализу лучше и эффективнее осуществлять в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры.
Материал для занятий по формированию звуко-слогового анализа желательно подбирать так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался, возможно, чаще.

Порядок анализируемых слов:

слова из двух гласных (АУ)
из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)
из трёх звуков (РАК, КИТ)
из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)
слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
слова из 2 слогов со стечением согласного (СУМКА)
из 3 открытых слогов (СОБАКА)

  1. Произнеси слово и послушай его.

Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, взрослый должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников устной речи.

  1. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком, а во второй по слогам.
  2. Протяни (выделипервый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
  3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)

5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
6. Третий звук и т.д.
7. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:

сколько всего звуков в слове?
сколько гласных?
сколько в слове слогов?

Игры для овладения звуковым анализом

1 . Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Ткаченко Т.А. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа особенно нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга, Э-овал вытянутый по горизонтали . Игры для детей 2-4 лет основаны на звукоподражании. Игра для самых маленьких: «Песенка» — показываем карточки-символы гласных звуков – А, О, У, И в разном порядке, дети поют песенку.

Показываем символ и спрашиваем: «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС». Можно поиграть с детьми младшего возраста в такую игру: вы показываете картинку с символом звука (змея, комар, жук), а дети воспроизводят необходимый звук (змея – Ш, комар — З, жук — Ж).

Выделение звука из слова (есть такой звук или нет?)

Разговор двух пчёлок: Давай дружжжить! Где ты жжж ивёшь?

Встреча двух машин: Я ввожу овввощи, а ты? Такую игру можно продлить, используя любой звук.

Игры для овладения звуковым анализом

  1. Этап посвящается изучению гласных и согласных звуков

«Утки и окуни».
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Ход игры: дети делятся на 2 команды — окуни и утки. Они двигаются произвольно . Взрослый произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-«окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» — когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

» Дружные звуки »
Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.
Ход игры:
Взрослый создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые.

П римерный речевой материал: ААА-ня — ААА-лла , УУУ-ля — ИИ-ра, Оля – осы и т.д.

Цель. Учить выделять первый ударный гласный звук в слове.

Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук. Ууулица, ооослик, аааист и т.д. (слова подбираются так, чтобы первый гласный звук был ударным), ребенок называет звук, котороый стоит в начале слова.

Аналогично можно поиграть, протягивая последний звук в словах.

Цель. Учить ребенка выделять последний согласный звук в слове.

Ход. Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего согласного звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук.

Аналогично, проводится работа по выделению и называнию ребенком первого согласного звука в слове (лллак, нннос, мммак и др.).

«Что поем?» По аналогии выделение гласного звука в середине односложных слов: кооот, пооол, сооон и др.

«Три слова»
Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход . Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове, например: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук [ У] .
Взрослый. Где ты услышал звук [ У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации . Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход . Взрослый. Посмотри на картинки, назови их (например: ослик, окунь, окна и т.д.). С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Звук [ О] .
Рекомендации . Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук [А] (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки [А], [О], [У], [И].

«Путешествия по группе (детской площадке и т.д.)»
Цель . Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход . Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С], [М] и т.д.

Рекомендации. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [ С] . Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.

«Поймай словечко в ладошки»
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков (игра для развития звукового синтеза).
1-й вариант .
Ход . Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. Какое слово ты услышал? Ребенок. Слово мак.
Рекомендаци и. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [М]. Ребенок воспринимает на слух два звука –[ Э] и [ М] , что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
2-й вариант .
Ход . Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О . Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом .
Рекомендации . 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок» ( игра для развития звукового синтеза)
Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход . Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово? Давай попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
1-ый вариант . Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец: Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: [ш],[а],[р]. Слово: шар.
2-ый вариант . Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец: Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: [р],[а],[к]. Слово: рак.
3-ый вариант . Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
Образец: Картинки: куст, крот, кукла.
Звуки: [с],[о],[к]. Слово: сок.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.

«Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-ый вариант . На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУ К . Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К , и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КО Т , выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза и т.д.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус — самолет .
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать на него слова.

Ход. Взрослый бросает мяч и называет слово, ребенок не только должен поймать его, но и определить последний или первый звук в слове, назвать его и бросить обратно, либо можно усложнить игру. Ребенок называет следующее слово, на выделенный им звук и бросает обратно мяч взрослому, далее взрослый выделяет последний звук, придумывает слово на выделенный звук и т.д.

«Волшебники»
Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход.
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] (по аналогии с другими звуками)

источник

Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха

Ольга Викторовна Жукова
Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха

Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа,

формирование фонематического слуха

Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово — существительное в единственном числе и именительном падеже, второй — придумывает слово на его последний звук, третий — на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.

Например: Аня — яблоко — осень — нитки — индюк — кот — трос — собака и т. д.

Задача: закрепить навыки звукобуквенного анализа.

Оборудование: карточки с буквами, картинки.

Описание. Игру лучше проводить с группой детей. Взрослый показывает картинку и называет по ней слово, которое они будут составлять. Роль каждой из букв будут выполнять дети, у которых спереди прикреплены карточки с буквами. Дети Должны построиться в ряд так, чтобы можно было прочитать заданное слово. Слова подбираются простые, без орфограмм. Например, мак, кот, дом, мышка, столик и т. д.

Задача: научить ребенка различать похожие между собой звуки.

Оборудование: слова, в которых согласный звук произносится четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением.

Описание. Игра проводится на слух. Взрослый сообщает ребенку: «Сегодня мы будем учиться слышать звуки и отличать их друг от друга. Для задания выбираются звуки, каким-то образом похожие друг на друга: например, О-У, Ы-И, М-Н, К-Т, П-Т и т. д. — для детей 5 лет, пары согласных по глухости-звонкости (В-П, Д-Т, Г-К, В-Ф) и по твердости-мягкости (М-М’, Т-Т’, К-К’ и др.) — для детей 6-7 лет.

Сначала игра проводится на отдельных звуках, затем на слогах и словах. Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой — топает.

Например, различаются звуки [О-У].

Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д. Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д.

Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.

Задача: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.

Читайте также:  Анализы при дерматите у детей

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук, например звук [к]. Затем взрослый четко называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла ит. д.)

Задача: научить детей выделять начальный звук в слове.

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку.

[Л] — лес, луна, лиса, лошадь, лампа и т. д. [А] — автобус, ананас, арбуз, альбом и т. д. [У] — утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д. [М] — мак, муха, малина, машина, мост и т. д. [К] — кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д. [Н] — нос, нога, ножик, ножницы, носорог и т. д. [И] — ива, индюк, иголка, игрушки, иволга ит. д.

6) Игра «Повтори за мной слова»

Задача: тренировать детей в звуковом анализе, научить их выделять заданные звуки в словах.

Оборудование: подготовленные взрослым ряды слов, большинство из которых содержит в своем составе заданный звук, а остальные нет. Для игры используются слова с гласными (А, О, У, И, Ы) и согласными звуками, которые ребенок может правильно произнести ([М-Н], [Д-Т], [Г-К], [Б-П], [В-Ф], [X]). Для звонких согласных звуков [Д], [Б], [Г], [В] не допускается использование слов, в которых эти звуки стоят в конце и оглушаются. Отдельно друг от друга разбираются твердые и мягкие пары звуков. Гласный звук [О] может выделяться только в тех словах, в которых он находится под ударением, так как в других случаях он превращается в звук [А]. Гласный звук [Ы] выделяется только в середине и конце слова.

Описание. Взрослый произносит ряд сначала из 5^6, затем из 8-10 слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть определенный звук, например, звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить следующие слова: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.

7) Игра «Найди звук»

Задача: научить детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.

Оборудование: ряды картинок на определенный звук.

Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.

Взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд картинок, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим звуком.

8) Игра «Из одного слова — много слов»

Задача: научить детей составлять новые слова, используя буквы, содержащиеся в длинном слове, развить навыки звукобуквенного анализа.

Описание. Играющие должны составить из букв, входящих в какое-либо одно длинное слово, как можно больше других слов. Составленные слова Должны быть существительными в именительном падеже. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове.

9) Игра «Звуковое лото»

Задача: тренировать детей в определении местоположения заданного звука в слове: в начале, середине или конце.

Оборудование; полоски, разделенные на 3 части, обозначающие начало, середину и конец слова; предметные картинки со словами на определенные звуки: гласные и глухие согласные — начало, середина, конец; звук [ы] — середина, конец слова; звонкие согласные — начало и середина слова.

Описание. Ребенок рассматривает и называет картинку с заданным звуком, затем кладет ее на первый, второй или третий квадратик в полоске в зависимости от его местоположения в этом слове. Начало слова — когда все остальные звуки идут после заданного звука, середина слова — другие звуки стоят до й после заданного, конец слова — остальные звуки стоят перед заданным звуком. Например, ребенку даны картинки со звуком [м]. На полоске они располагаются в квадраты в следующей последовательности: мак — сумка — дом.

10) Игра «У кого больше слов?»

Задача: научить детей находить на картинке или придумывать слова с заданным звуком. Оборудование:

1 вариант — картинка, на которой собрано множество предметов с заданным звуком.

2 вариант — предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук; фишки.

Описание. Играть можно с одним ребенком или с группой детей.

1 вариант. Взрослый показывает сюжетную картину (например, «Лес») и предлагает ребенку найти на ней как можно больше слов с заданным звуком.

За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

2 вариант. Взрослый называет детям звук и показывает картинки со словами, в которых есть этот звук.

Затем картинки убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по памяти. За каждое слово ребенок тоже получает фишку. По мере тренировки играть можно и без картинок, перебрасывая мяч между играющими и называя слова с условленным звуком.

11) Игра «Замени звук»

Задача: научить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Описание. Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка — чашка, гайка — чайка, масть — часть) или передний звук (враг — врач, клюв — ключ, мел — меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

Задача: тренировать детей в выделении из слова гласных звуков.

Описание. Взрослый произносит слова по слогам, выделяя и протягивая гласные. Затем произносит только гласные в той последовательности, как они стояли в слове.

Например, ры-ба — ы-а; ба-ра-бан — а-а-а; кош-ка -о-а; мя-чик — я-и и т. д. Далее ребенок пробует самостоятельно протянуть гласные в слогах и назвать их по порядку.

При необходимости взрослый помогает ему в правильном делении слов на слоги. Сначала для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково (исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето, затем одно- и трехсложные слова и содержащие стечение согласных.

Задача: упражнять детей в повторении и запоминании целых слов.

Оборудование: картинки с изображением слов, которые должны получиться.

1 вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает называть слова, в которых опускает первый звук. Ребенок должен найти это слово по картинкам и назвать его. Например, (з)амок, (к)ошка, (м)ашина, (п)латье, (в)агон и т. д.

2 вариант. Взрослый подбирает слова так, чтобы все они начинались с одинакового звука. Он дает ребенку задание произносить каждый раз какой-то определенный звук, а сам после этого договаривает слово целиком.

Затем ребенок должен снова полностью повторить слово. Например, на звук [х] — (х)вост, (х)леб, (х)омяк, (х)алат.

На звук [ш] — (ш)пион, (ш)кола, (ш)пагат, (ш)уба.

На звук [к] — (к)лубок, (к)люч, (к)раска, (к)апуста.

Задача: тренировать детей в добавлении к слову заданного звука или слога.

Оборудование: предметные картинки с изображением слов, которые должны получиться.

1 вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает произносить первый слог слова, а ребенок должен найти подходящую картинку и договорить недостающий слог в этом слове. Например, вил (ка, ар (буз, зме (я, ли (са) и т. д.

2 вариант. Ребенок произносит начальный слог, заранее условленный, а затем взрослый договаривает оставшиеся 1-2 слога, и они вместе повторяют получившееся слово целиком. Например, ка (ша, ка (рета, ка (мыш, ка (мень, ка (бан, ка (чели).

3 вариант. Теперь взрослый произносит начало слова, а ребенок договаривает недостающий заранее условленный последний слог и повторяет слово целиком. В зависимости от произносительных возможностей ребенка взрослый может подобрать слова, исключая звуки, которые ребенок произносит неправильно, или, наоборот, слова с определенным звуком, чтобы закрепить у ребенка правильное произношение звука.

Например, лав (ка, ре (ка, шиш (ка, лошад (ка, зай (ка, гал (ка, книж (ка); зме (я, семь (я, стан-ци (я, фе (я, шве (я); иг (ра, но (ра, у (ра, кону (ра, жа (ра, детво (ра); шко (ла, ска (ла, зерка (да, пастила) и т. д.

15) Игра «Вставь звук вторым в слово»

Задача: совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Оборудование: предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Описание. Взрослый подбирает слова и предлагает ребенку вставить в них вторым какой-то определенный звук, чтобы получилось новое слово.

Например, нужно вставить звук [л]: пан — план, бок — блок, газ — глаз, сон — слон, пот — плот или звук [р]: кот — крот, тон. — трон, кошка — крошка, пятки -прятки, битва — бритва, тяпка — тряпка и т. д.

16) Игра «Какого звука не хватает

Задача: совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Оборудование: предметные картинки на каждое слово.

Описание. Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама — пропал звук [ж], вок[ ]ал —звук [з], тарел[ ]а — звук [к], конфе[ ]а — звук [т], мар-ты[ ]ка — [ш], мака[ ]оны — [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

17) Игра «Выбери звук»

Задача: закрепить правильное произношение отдельных трудных для ребенка звуков, развить умение добавлять недостающий заданный звук в конец слова и произнести слово полностью.

Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим звуком в конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся слова.

Описание. Взрослый предлагает ребенку закончить слово звуком, выбрав подходящий из двух или трех предложенных.

Например, нужно закончить слово звуками [п] — [т] — [к]: като (к, тулу (п, биле (т, кусо (к, компо (т, Укро (п, вени (к, ма (к, ко (т, су (п, сто (п, замо (к) и т. д. Или звуками [ч] — [щ]: вра (ч, товари (щ, гра (ч, ово (щ, бога (ч, мя (ч, пла (щ, ле (щ) и т. д. Или звуками [ц] — [ч]: огуре (ц, клю (ч, зая (ц, во (ч)ь, обру (ч, колоде (ц, кала (ч) и т. д.

Слова подбираются в зависимости от произносительных возможностей ребенка: исключаются слова со звуками, которые он не может произнести правильно.

18) Игра «Угадай слово по гласным»

Задача: совершенствовать навыки звукового анализа детей.

Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и предлагает найти среди них слово, в котором гласные расположены в заданной им последовательности. Он произносит только гласные, выделяя ударный, например, а — у’ (паук, а — а’ (глаза, ы- а (рыба) и т. д.

Сначала ребенку предлагаются слова из двух прямых, обратных или закрытых слогов, а по мере тренировки трех-четырех-пятисложные слова: а — ы — а (мар-тыш’-ка, а — ы

— а (ма-ши’-на, э -а — а» — о (экс-ка-ва’-тор) и т. д.

Игра на развитие фонематического слуха и развитие звукобуквенного анализа слова «Урок Феи Музыки» Цель: Развивать фонетико-фонематическое восприятие Отрабатывать навыки звукового анализа слова Задачи: развитие устойчивости слухового.

Игры и упражнения для формирования навыков звукового анализа у детей с нарушениями речи Одной из важнейших задач при подготовке к школе является формирование у детей звукового анализа и синтеза, т. к. его несформированность влечет.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха Игры и упражнения на развитие фонематического слуха «Услышишь — хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Игры для развития фонематического слуха в старшей логогруппе Игры на развитие фонематического слуха в старшей логогруппе 1. Где звук? Цель: нахождение места звука в слове. Игровой материал. Домик.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–7 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Комбинированное занятие по развитию фонематического слуха с детьми 6–7 лет «Игры с весной» Комбинированное занятие по развитию фонематического слуха с детьми 6-7 лет Тема: Игры с весной Совместное занятие музыкального руководителя.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5–6 лет» Консультация для родителей. Речевые игры по дороге домой для детей 5- 6 лет. Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника Мастер –класс «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития. Ермолова А. Е. Слайд.

Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа Упражнение 1. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Педагог предлагает.

источник