Меню Рубрики

Практическая работа химии анализ почвы воды

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник

Практическая работа « Анализ почвы и воды» химия 8 класс

Тема урока : Анализ почвы и воды.

Тип урока : Практическая работа.

Цели урока : научить выполнять проектную работу

Обучающие: научить правилам и умениям при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие : воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать уверенность в себе, пути решения экологических проблем.

Почва с разных участков земли, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

Цель: (выдвигают учащиеся)Исследовать состав почвы и воды

Задачи : (выдвигают учащиеся)1.Узнать из интернета о почве

2.Изучить механический состав почвы

3.Исследовать среду почвенного раствора

4.Изучить кислотность и прозрачность воды

Гипотеза: (выдвигают учащиеся)Почва и природная вода –это смесь веществ. Плодородие почвы зависит от кислотности.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Ответ –результат исследования

1.Состав почвы (презентация-выступления учащихся)

2.Какие бывают почвы (презентация-выступления учащихся)

3.Какие растения на каких почвах растут (презентация-выступления учащихся)

Опыт №1. Механический анализ почвы

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним .

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

1.Теоретические исследования (презентация-выступления учащихся)

Почва – поверхностный слой земли,
обладающий свойством плодородия

Какие бывают почвы? (презентация-выступления учащихся)

Кислые и щелочные почвы неплодородны

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки)

Какие растения на каких почвах растут? (презентация-выступления учащихся)

предпочитают бархатцы, гайлария, агератум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла , яблоня, морковь, огурцы, капуста, гладиолусы, свекла, лук, чеснок

-Растения, которые требуют слабокислой почвы

розы, примулы, левкои, хризантемы, василек, папоротник

-Растения, которые требуют почву умеренной кислотности ( рН5,0-5,5 ): картофель, томаты, редис, гортензии, вереск, азалии, рододендроны, люпин, малина, ирисы,примулы

-Кислая почва: хвощ полевой, щавель, кислица, голубика

Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

Вода занимает 71% всей поверхности земли, а суша всего 29%.

Человек в день потребляет примерно 2, 5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы — хлор и озон.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

Воды на Земле очень много- это океаны, ледники, реки, дожди. Но в то же время очень мало. Почему мало? Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.

Наша задача- исследовать воду, которую мы пьем.

Органолептические: изучение цвета , запаха, прозрачности

Практическая часть-экспериментальная (презентация-выступления учащихся)

Алгоритм проведения опыта:

1. Провести опыт в соответствии с инструктивной картой

5 Результаты записать в таблицу.

6.Рассказать о результатах своего исследования

Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой

2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа

Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя

-Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

-Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

-При работе со свечой пробирку держим не касаясь пламени

-Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

-В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы

-Цель: изучить механическую структуру почвы.

-В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните

-С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы

Вывод: убедились , что почва содержит песок, глину, перегной.

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним

-Цель: исследовать среду почвенного раствора

-2)Несколько капель фильтрата поместите на

-предметное стекло и выпарите

-Что наблюдаете на стекле после выпаривания.

Сделайте вывод по результатам наблюдения

Почвенный раствор — это чистое вещество или смесь?

3)Проверьте почвенный раствор с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Вывод: Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли .
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая .

Опыт №3. Определение прозрачности воды

Цель: Исследовать прозрачность воды

Установите цилиндр на бумагу с текстом, приливайте воду до уровня 20см

На какой высоте печатный шрифт становится невидным?

Измерьте высоты столбов воды линейкой

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%.

Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Вывод: Исследуемая вода прозрачна

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды

Цель: Изучить характеристику запаха воды

Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните

Откройте пробку, отметьте характер запаха

Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Вывод: Запаха нет. Интенсивность запаха…(0) баллов.

Вывод : По органолептическим исследованиям вода пригодна для питья.

Вывод по результатам исследования:

Наша гипотеза подтвердилась.

Почва и природная вода –это смеси веществ. Плодородие зависит от кислотности. Плодородная почва –это нейтральная и слабокислая.

Сажать растения, изучив кислотность почвы.

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки), золы

Картофель дает хороший урожай при рН =5,0-5,5

(индикаторная бумага желтая)

Почва нашего огорода имеет рН=

Почву надо (не надо) известковать .

источник

Практическая работа по химии Анализ почвы.docx — Практическая работа по химии. Химический анализ почвы и воды.

Практическая работа по химии.
Химический анализ почвы и воды.
План работы:
1. Приготовление почвенной вытяжки.
2. Определение кислотности воды.
3. Измерение общей жесткости воды.
4. Определение запаха воды.
5. Определение кислотности почвы.
6. Исследование почвы на ее засоленность. (определение карбонатов, сульфатов,
хлоридов, солей железа +3)
7. Оформление отчета.
Приготовление почвенной вытяжки.
Отобрать в стакан немного почвы и залить водой. Оставить на некоторое время, помешивая
стеклянной палочкой. Затем отфильтровать раствор и работать с фильтратом.
Опыт 1. Определение кислотности воды.
Оборудование и реактивы:
пробы воды; универсальная индикаторная бумага; цветная шкала рН;
Ход работы:
1. Налейте пробы воды в пронумерованные пробирки.
2. Определите значение кислотности воды с помощью бумажных индикаторов и шкалы
(универсальная индикаторная бумага).
Опыт 2. Измерение общей жесткости воды.
Жесткость воды зависит от содержания в ней катионов кальция и магния, которые
присутствуют в воде в составе сульфатов, гидрокарбонатов, хлоридов. То или иное содержание
ионов кальция и магния в воде вызывается рядом естественных причин, например, определенным
составом омываемых горных пород.
Оборудование и реактивы:
конические колбы 100 мл; стаканы 100 мл; мерный цилиндр 10 мл;
раствор мыла, дистиллированная вода; водопроводная вода; исследуемая вода.
Ход работы:
1. Налейте 10 мл водопроводной воды в коническую колбу.
2. Добавьте 1 мл мыльного раствора в колбу. Встряхните колбу. Если пена не образуется,
добавьте по каплям раствор мыла еще. После добавления каждой капли необходимо встряхивать
содержимое колбы. Продолжайте добавлять мыльный раствор, пока не образуется устойчивая пена
высотой 1 см. Эта пена должна держаться 30 или более секунд.
3. Запишите объем мыльного раствора, необходимого для ‘ образования устойчивой пены с 10
мл водопроводной воды.

Читайте также:  Подобрать систему очистки воды по анализу воды

4. повторите действия 1­3 с другими образцами воды.
5. Результаты занесите в таблицу.
Таблица
Пробы воды, растворы
Количество капель мыльного раствора
до появления пенной шапки высотой 1 см
Дистиллированная вода
Водопроводная вода
Исследуемая вода (проба 1)
Исследуемая вода (проба 2)
В отчете напишите: как можно устранить жесткость воды?
Опыт 3. Определение запаха воды.
Сила и характер запаха по пятибалльной шкале
Балл Степень

1
Нет запаха
Очень слабый
2
3
4
Слабый
Заметный
Очень сильный
Характер запаха
Запах совсем не ощущается
Запах обычно не замечается Обнаруживается опытным
наблюдателем
Запах обнаруживается потребителем
Запах легко замечается Заставляет воздерживаться от питья
Запах резко выраженный, Вода не пригодна для питья.
Опыт 4. Исследование почвы на ее засоленность.
Избыток растворенных в почве солей (ее засоленность) снижает ее плодородие. Такими
солями являются, например, хлориды натрия, магния, кальция, карбонат и сульфат натрия, солями
различных металлов (меди, железа, цинка и т.д.). Определите наличие этих солей в пробах воды.
Оборудование и реактивы:
пробирки; 10% ­ный раствор соляной кислоты НС1; раствор хлорида бария ВаС12; раствор
нитрата серебра AgNO3, раствор роданида калия KSCN
Ход работы:
1. Обнаружение карбонатов в почве. Для этого на пробу почвы нанесите несколько капель
10%­ного раствора соляной кислоты. Если почва содержит карбонат­ион, то под действием кислоты
начнется выделение углекислого газа. Почва как бы «вскипает».
2. Обнаружение сульфатов в почве. К 5 мл почвенной вытяжки прилейте несколько капель
раствора хлорида бария. Если почва содержит сульфат­ион, то появляется белый молочный осадок
сульфата бария. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности
полученной смеси (густой осадок, мутный или почти прозрачный раствор).
3. Обнаружение хлоридов в почве. К 5 мл почвенной вытяжки прилейте несколько капель
раствора нитрата серебра. Если почва содержит хлорид­ион, то появляется белый творожистый
осадок хлорида серебра.
4. Обнаружение катионов железа +3 в почве. К 5 мл почвенной вытяжки прилейте несколько
капель раствора роданида калия. Если почва содержит катион железа +3, то появляется кроваво­
красное окрашивание раствора. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени
окраски раствора.

источник

Конспект урока химии в 8 классе. Практическая работа по теме » Анализ почвы и воды»

Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды»

Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, водопроводная вода, почва, спички.

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Работа выполняется в группах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Слайд 1

Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда)

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз.

Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы. Слайд 2

Далее учитель вместе с детьми ставит цель и задачи урока

— Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке?

Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в группах, быть внимательным, аккуратным).

Какие образовательные цели мы должны поставить пред собой?

Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Сегодня на уроке будут работать три лаборатории. В каждой лаборатории есть технолог который будет выполнять не только контролирующую функцию, но и обучающую.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

Вспомним правила работы в группе

— Первая часть работы – анализ почвы. Что такое анализ? Один ученик находит в интернете определение.

Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Что такое почва? Почва- это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Сообщение учащегося о почве.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

Наша задача выяснить какая почва в нашем поселке, а также исследовать воду и определить её прозрачность и интенсивность запаха.

Опыт 1 Механический анализ почвы

Вывод: после механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной. Первыми осаждаются крупные частицы песка, потом глины и затем другие частицы.

Опыт 2 Получение почвенного раствора и опыты с ним

Вывод: почва содержит минеральные соли. После фильтрования смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор — фильтрат. Универсальная бумажка не изменила цвет. Значит среда нейтральная

— Следующая часть работы – анализ воды.

Сообщение учащегося о воде

Вода – это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Наша цель исследовать, какая вода течёт из наших кранов, находиться в наших водоёмах. Определить прозрачность и интенсивность запаха воды.

Опыт 3 Определение прозрачности воды.

Образец взят из под крана. Работу выполняйте, следуя указаниям учебника.

Вывод: отметили что на высоте столба воды … не видно печатного текста. Исследуемая вода не прозрачна.

Опыт 4 Определение интенсивности запаха воды

Вывод: После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей. Интенсивность запаха … баллов.

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы. В ходе выполнения практической работы изучались состав почвы, исследовалась прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приёмы работы с веществами.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть.
Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз.

3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Почва и вода — это однородная смесь.
Б. Питьевая вода –это чистое вещество.

4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.
Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека.

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Химическую воронку используют для фильтрования.
Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом.

3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.
Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь.

4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

Одна ошибка – 4, две ошибки – 3, три ошибки – 2

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставле-нной цели?

Что вызвало затруднения?

Какая цель была урока?

— Где мне пригодятся эти умения и знания?

— Я достиг поставленной цели?

Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Алтайском крае, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью.

Подготовиться к практической работе № 4 с. 183.

источник

Урок — исследовательский практикум

Скажи мне и я забуду, покажи мне,

и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Тема урока: Анализ почвы и воды.

Тип урока: Практическая работа.

1. Обучающие: Учить овладевать элементарными приёмами и практическими умениями при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

2. Развивающие: Создать условия для развития навыков наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

3. Воспитывающие: Создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения.

· Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

· Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

· Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

· Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

· Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

1. Химическое оборудование и реактивы.

1.1 Почва, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

1.2 Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка.

1.3 Мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка.

1.4 Коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

2. Мультимедийная установка.

3. Оборудование: штативы лабораторные, штативы для пробирок, пробирки, воронки, бумажные фильтры, стеклянные пластинки, держатели, спиртовки, лупы, хим. стаканчики, плоскодонные цилиндры, конические колбы, вода дист., вода водопроводная, почва, картофельный сок, лакмусовые бумажки, почвенная вытяжка, NaOH, Zn (порошок), дифиниламин, FeSO4, H2SO4.

на стенде – картины учителя школы , Ученицы 11 класса — Савиной Дианы.

1. Организационный момент. Техника безопасности.

4. Практическая часть (работа по группам с консультантом из 9 класса, индивидуальная работа в группе, заполнение лабораторного журнала и диаграммы выполнения заданий)

Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Готовы продолжить наше путешествие в мир экспериментальной химии?

Читайте также:  Подобрать фильтр для воды по анализу

Сегодня мы будем исследовать с вами знакомых незнакомок. Вот одна из них

В глубокой древности крупнейшие цивилизации на Земле развивались и расцветали вблизи воды. Практическое знакомство с водой, продолжавшееся многие тысячелетия, раскрывало в той или иной степени её необычайные свойства. Вода – это чудо природы. «Вода – это жизнь». Употребление некачественной воды служит одной из основных причин заболеваемости населения. Состояние почвы, которая является кормилицей для Человека, также вызывает серьёзную тревогу.

— А что вы знаете о земле и воде нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию Просмотр презентации. «Моя земля…» ( )

Учитель: Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды”

проведение элементарного анализа на примере оценки качества воды и почвы нашей местности;

— Первая группа проводит анализ почвы. Ваша задача исследовать состав и состояние образцов почвы полей совхоза, с. Кужное, пришкольного участка.

Вторая группа проводит анализ воды. У этой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из Святого источника с. Павловка, вода из пруда Утиный территории поселка.

По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

III. Исследовательская работа в группа по индивидуальным заданиям с последующим обменом результатами и заполнением лабораторного журнала.

1 задание. Определение прозрачности воды.

2. При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%. Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

2. задание. Определение интенсивности запаха воды.

2.Нулевой балл соответствует дистиллированной воде, 5 баллов — воде непригодной для питья.

Как можно сделать питьевую воду более пригодной для питья?

3.задание. Определение жесткости воды.

Повышенная жёсткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью и т. д. Повышенную жесткость можно определить визуально по следующим признакам:

— плохое намыливание при стирке;

ВЫЯСНИТЬ, как влияет кипячение на жесткость воды. Для этого – приготовленный мыльный раствор разлить на 2 пробирки по 10 мг. В две колбы налить по 30 мл водопроводной и кипячёной воды. В каждую колбу к испытуемой воде прилить по 1 мл мыльного раствора. В течении 5 сек хорошо встряхнуть сосуды. Затем дать 10 сек отстояться. Повторять эту прцедуру до тех пор, пока после отстаивания в одной из колб не будет образовываться мыльная пена по краю сосуда. Отметьте количество затраченного мыльного раствора. С другой колбой продолжать эксперимент до аналогичного результата. По количеству мыльного раствора, затраченного на разные колбы, сделать вывод о влиянии кипячения на общую жесткость воды.

4 задание . Определение содержания железа в питьевой воде.

Высокое содержание железа в питьевой воде показывает положителную зависимость с заболеваниями крови, аллергическими проявлениями и ишемической болезнью сердца. ГОСТ допускает содержание железа в питьевой воде 1мг|л.

К 10 мл пробы воды прибавить 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и ввести 0,5 мл тиоционата аммония.

При концентрации ионов железа более 2,0 мг|л появляется розовое окрашивание, при концентрации более 10 мг|л окрашивание становится красным:

Обмен результатами исследований между членами группы.

2 группа (8 уч.) –« Анализ почвы»

1 заданиеМеханический анализ почвы

2. Связать состав почвы с её плодородием и правилами выращивания комнатных растений.

2 заданиеПолучение почвенного раствора и опыты с ним.

2. При нанесении почвенного раствора на лакмусовые бумажки (красную и синюю) цвет последних будет определяться кислотностью почв, распространённых в нашей местности. Например, кислые почвы будут окрашивать синюю лакмусовую бумажку в красный цвет, нейтральные – не изменять окраски, а щелочные — окрашивать красную лакмусовую бумагу в синий цвет ( сделать вывод).

3 заданиеОпределение нитратов в почве нашей местности.

1. В пробирку поместите немного почвенной вытяжки и прилейте 5-10 капель гидроксида натрия, 25-50 мл цинковой пыли или алюминиевого порошка. Смесь нагрейте.

Zn — пыль или Al – порошок восстанавливает нитраты до аммиака:

4Zn + NO3- +7OH- = 4ZnO2- + NH3 + H2O

2. Выделяющийся аммиак обнаружить по посинению красной лакмусовой бумажки, смоченной в дистиллированной воде и внесённой в пары.

4 задание — Определение наличия воды в почве нашей местности.

Работа с ЦОР (виртуальные опыты)

Обмен результатами исследований между членами группы.

Представление результатов аналитической групповой работы. Сообщения учащихся по работе с дополнительной информацией.

V. Обсуждение результатов исследований в группах. Выводы.

Заполнение карточек рефлексивного анализа.

Рефлексия: 1. Что вы сегодня узнали нового?

2.Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

1. Что еще хотелось бы узнать?

Заключительное слово учителя

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти одной тропой,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

источник

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор Иванова С.Б.
Дата 09.02.2016
Формат docx
Изображения Нет

«Чему бы ты не учился, ты учишься для себя.»

Полоний (древнерим. писатель)

Тема урока: Анализ почвы и воды.

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты обучения:

обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

выполнять простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием: лабораторным штативом; спиртовкой;

наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;

описывать химический эксперимент с помощью русского языка и языка химии;

делать выводы по результатам проведенного эксперимента;

Метапредметные результаты обучения:

самостоятельно использовать опосредованное наблюдение, знать типы почв своей местности ( актуализация знаний по географии, ранее изученной темы)

Личностные результаты обучения:

Создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения.

Новые понятия: механический состав почвы, почвенный раствор-фильтрат, жесткость воды

Химическое оборудование и реактивы:

Почва, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, бюретка.

Мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема), газета с печатным текстом, линейка.

Коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

Технология критического мышления

Дидактическая структура урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Организационный момент — создание групп

Повторение техники безопасности

Объединяться в мини-группы и занять рабочее место

Повторение техники безопасности при работе с химическим оборудованием

Организация деятельности учащихся по определению на групповую работу

Проверка знаний по технике безопасности

Объединение в группы, занять свое рабочее место

Повторение и закрепление техники безопасности в кабинете химии при проведении практической работы

Регулятивные- концентрирование внимания

Коммуникативные- умение слушать; Регулятивные-организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Изучение нового материала

Физминутка. Гимнастика для глаз

Первичное закрепление материала

1. разрабатывают план дальнейшей самостоятельной деятельности, учитывая свои возможности

2. Работа групп по инструктивным картам

Заполнение технологической карты

Проводят самоконтроль и самооценку образовательного продукта

Предлагает инструктивные карты практической работы

Выполняет роль консультанта по образовательному запросу учащихся.

Почва —
поверхностный слой земли,
обладающий свойством плодородия

По структуре: структурные (диаметр почвенных комочков до 10мм) и бесструктурные (пылеватые).

По составу: суглинистые- влагоемкие, достаточно плодородные, благоприятные для земледелия

Почва с пришкольного участка:

    Чернозем карбонатный среднесуглинистый,

    Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

    Вода занимает 71% всей поверхности земли, а суша всего 29%.

    Человек в день потребляет примерно 2, 5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

    Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы — хлор и озон.

    Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

    Воды на Земле очень много и то же время очень мало. Почему много, понятно: океаны, ледники, реки, дожди…А вот почему мало? Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.

    Организация проверки заполнения технологической карты у групп (выборочно)

    Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

    Технологическая карта практической работы для каждой группы

    После встряхивания пробирки с ……… и …… наблюдали осаждение …. ………, используя ……

    Наблюдали фильтрацию смеси …… и ……. Почва осталась на ……, а в стакане …. …….

    После выпаривания на стекле обнаружили …. ….. Лакмусовая бумага стала …..

    Отметили, что на высоте ….. не видно печатного текста.

    После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей № 8 ……

    Интенсивность запаха …… баллов.

    После механического анализа убедились, что почва содержит ……, …. ……

    Почва содержит …… …… При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва….

    источник

    1 Исследовательская работа : Анализ почвы и сравнение образцов воды. Цель работы: Анализ механического состава почвы, определение качества воды из разных водных источников.

    2 Был проведён анализ почвы на пришкольном участке школы и в лесной зоне Собраны образцы почвы: образец 1 на пришкольном участке, образец 2 пришкольный участок, образец 3 леснаязона,образец 4 уводоёмавлесу. Влеснойзонеуводоёмабылсделанпочвенныйразрезглубиной1м Было сделано описание разреза по плану: Выделены почвенные горизонты и их мощность -3 горизонта: 1 25 см, 2 55см, 3 20см — окраска- от серого до желтоватого оттенка -механический состав почвы каждого горизонта: 1-глина, 2-суглинок,3-песок — структура: мелко- зернистая -определили плотность почвы -рыхлая — влажность — наблюдается у поверхности — плодородие — средняя плодородность

    3 Определили механический состав каждого образца: образец смачивали водой и скатывали в «колбаски» Сворачивается легко в кольцо без трещинглина Незначительные трещины -тяжёлый суглинок «колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается-лёгкий суглинок Практически не скатывается «колбаска»- супесь «колбаска» не скатывается песок.

    4 Сделали вывод: преобладает супесчаная почва, средней степени плодородности.

    5 Сравнение воды из разных источников. Цель работы: определить качество воды из разных водных источников. Материалы: образцы воды из близлежащих природных источников Образец 1 -водоём в лесной зоне «Сказка», Образец 2 -вода из под крана школы 1, химические стаканы (200 мл); индикаторная бумага, хозяйственное мыло, пробирки, микроскоп.

    6 . Ход работы: 1. Наливаем в пронумерованные пробирки воду: из водоема (пруд)и водопровода 2. Оцениваем запах воды по шкале (табл.1). Таблица 1. Оценка запаха воды: Различают травянистый, болотный, гнилой, затхлый, землистый запах Интенсивность запаха Описательное определение Баллы Нет Отсутствие ощутимого запаха 0 баллов Очень слабый Слабый Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается при употребление. Обнаруживается, если обратить внимание. 1 балл 2 балла Заметный Ощущается легко. 3 балла Отчетливый Очень сильный Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья. Запах настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья. 4 балла 5 баллов

    7 Делаем вывод:вода из водопровода без запаха, вода из пруда имеет затхлый, болотный запах.

    8 3. Оцениваем цвет и прозрачность: если видны изменения в цвете воды (стакан ставят на чистый лист белой бумаги), их описывают словами: зеленоватый, светло-коричневый. Делаем вывод:водопроводная вода без цвета и прозрачная не обнаружено взвешанныхчастиц, вода из пруда желтоватого цвета,но прозрачная, рассмотрев образцы под микроскопом было обнаружено наличие микроорганизмов простейших в воде из пруда.

    Читайте также:  Подземные воды и методы их анализа

    9 4. Определяем рн среду:для определения используют индикаторную бумагу. Цветность определяют в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации). 5. Определение жесткости воды. Цель работы: сравнить жесткость различных образцов воды. Материалы: образцы воды различной степени жесткости:, кусочки хозяйственного мыла, пробирки. Ход работы: 1. В пронумерованные пробирки наливают 2 образца воды по мл. 1 пробирка -водопроводная. 2 вода из пруда 2. В каждую пробирку кидают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают отстояться и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадков или мало, раствор почти прозрачный и т.д.

    10 Результаты занесли в таблицу : сделали вывод: Образец воды Водопроводная Вода из пруда Характеристика полученного раствора Осадок в виде хлопьев,много осадка Небольшой осадок

    11 Результаты исследований качеств питьевой воды Сравнение образцов воды параметры / образец воды Запах Цвет Прозрачность (см) рн среды Прудовая отчетливый Желтовато-коричневый взвешанными частичками прозрачная 8,0 Водопроводная незаметный оттенок с взвешанными частичками прозрачная 7.0 Фильтрованная очень слабый бесцветный прозрачная 5,0

    12 Вывод : Вода из водоема для питья не пригодна. Это подтверждается также тем, что в летний период на берегах водоема размещают предупреждающую надпись: «КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО!» Решение проблемы плохого качества питьевой воды видим: — экологические и социальные проблемы города: общее загрязнение пруда, бытовыми отходами, мытьё автомашин в водоёме, мусорные свалки. Чтобы улучшить положения необходимы целенаправленные и продуманные действия администрации города и привлечение населения к ответственности за загрязнения парковой зоны.

    источник

    Учитель I квалификационной категории Пирожкова Т.И.
    Тема: Практическая работа №3

    «Анализ почвы и воды».
    Цель: обучение учащихся практике элементарного анализа на примере оценки качества почвы и воды.
    Задачи:

    1.закрепить формирование умений и навыков по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

    2.научить простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

    3.продолжить формирование умений наблюдать за явлениями, описывать их и делать выводы.
    Оборудование: на каждом столе образцы почв и воды, штатив, воронка, фильтр, 2 пробирки, предметное стекло, спиртовка, 2 лакмусовые бумажки (красная и синяя), стеклянная палочка, лупа, плоскодонный стеклянный цилиндр, печатный текст, линейка, коническая колба с пробкой, 1 микроскоп.
    ( ^ Работа проводится по технологическим картам)

    «Вода – самый важный минерал на Земле, без которого нет жизни»

    А.Е.Ферсман
    «Почва – область сгущения жизни»
    В.И.Вернадский
    Ход урока

    1.Организационный момент: Перед вами высказывания 2 отечественных ученых, прочтите их. О чем сегодня пойдет речь на практической работе? Правильно, о воде и о почве. Сегодня мы с вами поучимся практике простейших исследований почвы и воды, поэтому тема практической работы «Анализ почвы и воды» (запись темы урока в тетрадях для практических работ и на доске).

    А исследовать мы будем по заказу администрации Андреевского поселения почвы окрестностей села Андреевка и воды из рек Ошап, Полуденная и Черная ( Показ по карте села).

    Поэтому наш кабинет на этом уроке превращается в научно – исследовательское предприятие, которое состоит из 3 химических лабораторий, к аждая лаборатория исследует свой образец почв и воды. По ходу исследований вы должны заполнить протокол лабораторных испытаний, который вы сохраните у себя, а самые важные свойства почвы и воды мы зафиксируем в таблицу:

    Руководить лабораториями буду я. Моими заместителями будут Марамыгин Сергей Михайлович (лаборатория№1), Долгих Оксана Васильевна (лаборатория №2), Патлах Максим Андреевич ( лаборатория № 3). В каждой лаборатории назначен инженер по технике безопасности, задача которых провести с сотрудниками инструктаж и следить за соблюдением правил безопасности при проведении химического анализа: это Утликов Владимир Васильевич, Пепеляева Мария Николаевна и Кудрявцев Александр Валерьевич. Химический эксперимент проводится по технологическим картам. Прошу своих заместителей получить технологические карты. Инженерам по ТБ провести инструктаж с сотрудниками.( Подготовить к выступлению Утликова Владимира, Пепеляеву Марию и Кудрявцева Александра. Каждый инженер выступает по определенному правилу).
    ^ 2.Выполнение практической работы по инструкции. Каждым этапом руковожу сама. По мере получения данных заполняется таблица на доске.
    3.Подготовка отчета в форме протокола лабораторных испытаний, которые учащиеся прикрепят в свою тетрадь.
    4.Заместители заполняют таблицу на доске по мере получения результатов.

    ^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
    Опыт1. МЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЧВЫ
    В пробирку поместите почву высотой 2 – 3см.Прилейте дистилированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
    Опыт2. ^ ПОЛУЧЕНИЕ ПОЧВЕННОГО РАСТВОРА И ОПЫТЫ С НИМ
    Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку ( почвенный раствор ).

    Несколько капель этого раствора поместите на стеклянную пластинку и подержите её над спиртовкой до полного выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните. Рассмотрите продукты выпаривания под микроскопом.

    Возьмите 2 лакмусовые бумажки (красную и синюю), нанесите на них стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
    Опыт3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ВОДЫ
    Возьмите прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2 – 2,5 см, высотой 30 – 35 см. Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду напечатанный текст. Отметьте, на какой высоте исчезнет видимость шрифта. Измерьте высоты столбов воды линейкой. Сделайте выводы.
    Опыт4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ЗАПАХА ВОДЫ
    В коническую колбу с пробкой налейте исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхните в закрытом состоянии. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь приведенной ниже таблицей:

    лаборатория результат исследований почв результат исследований воды
    №1
    ^ Характеристика запаха Интенсивность запаха (балл)
    Отсутствие ощутимого запаха
    Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
    Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
    Запах легко обнаруживается 3
    Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
    Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

    Все результаты внесите в протокол лабораторных испытаний и таблицу на доске

    лабораторных испытаний №1 от 26 февраля 2008 года.
    Мы, сотрудники химической лаборатории №1, провели лабораторное испытание образцов почв жилого массива, расположенного вдоль реки Ошап, и проб воды данной реки. Нами получены следующие результаты:

    1.Почва состоит из частиц (указать — из каких, что с ними происходит и почему?)

    2.Выпаривание почвенного раствора и рассматривание его продуктов под микроскопом указывают на содержание в нем (опишите ваше предположение — что вы увидели на предметном стекле и какую роль эти кристаллы минеральных веществ играют?)
    Нанесение почвенного раствора на синюю и красную лакмусовую бумажки изменило или не изменило (подчеркнуть) их цвет. Это говорит, что среда воды из реки Ошап — кислая, нейтральная или щелочная (подчеркнуть нужное).

    3.Прозрачность воды хорошая или плохая (подчеркнуть), т.к. видимость шрифта исчезает на высоте см.

    4.Интенсивность запаха воды составляет баллов (пользуясь таблицей, дать характеристику запаху).
    Вывод: Мы считаем, что (выберите — пригодна или непригодна почва для выращивания сельскохозяйственных культур и можно ли использовать воду для употребления в пищу людям и домашним животным?)

    лабораторных испытаний №2 от 26 февраля 2008 года.
    Мы, сотрудники химической лаборатории №2, провели лабораторное испытание образцов почв жилого массива, расположенного вдоль реки Полуденная, и проб воды данной реки. Нами получены следующие результаты:

    1.Почва состоит из частиц (указать — из каких, что с ними происходит и почему?)

    2.Выпаривание почвенного раствора и рассматривание его продуктов под микроскопом указывают на содержание в нем (опишите ваше предположение — что вы увидели на предметном стекле и какую роль эти кристаллы минеральных веществ играют?)
    Нанесение почвенного раствора на синюю и красную лакмусовую бумажки изменило или не изменило (подчеркнуть) их цвет. Это говорит, что среда воды из реки Полуденная — кислая, нейтральная или щелочная(подчеркнуть нужное).

    3.Прозрачность воды хорошая или плохая (подчеркнуть), т.к. видимость шрифта исчезает на высоте см.

    4.Интенсивность запаха воды составляет баллов (пользуясь таблицей, дать характеристику запаху).
    Вывод: Мы считаем, что (выберите — пригодна или непригодна почва для выращивания сельскохозяйственных культур и можно ли использовать воду для употребления в пищу людям и домашним животным?)

    лабораторных испытаний №3 от 26 февраля 2008 года.
    Мы, сотрудники химической лаборатории №3, провели лабораторное испытание образцов почв, взятых недалеко от реки Черная, и проб воды данной реки, и попытались выяснить – влияет ли на почву и воду полигон бытовых отходов, расположенный в 300 м от нее. Нами получены следующие результаты:

    1.Почва состоит из частиц (указать — из каких, что с ними происходит и почему?)

    2.Выпаривание почвенного раствора и рассматривание его продуктов под микроскопом указывают на содержание в нем (опишите ваше предположение — что вы увидели на предметном стекле и какую роль эти кристаллы минеральных веществ играют?)
    Нанесение почвенного раствора на синюю и красную лакмусовую бумажки изменило или не изменило (подчеркнуть) их цвет. Это говорит, что среда воды из реки Черная — кислая, нейтральная или щелочная(подчеркнуть нужное).

    3.Прозрачность воды хорошая или плохая (подчеркнуть), т.к. видимость шрифта исчезает на высоте см.

    источник

    Познакомить с методикой определения рН почвы и качества питьевой воды; продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента; научить простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию;научить делать практические выводы из проведенного анализа.

    Образец почвы; большая стеклянная колба с пробкой; воронка; фильтр;

    универсальная индикаторная бумага; шкала значений рН.

    Вода дистиллированная и водопроводная, мерные стеклянные цилиндры, газетный лист,
    Химические свойства почвы зависят от содержания в ней минеральных веществ, которые находятся в виде раствореных гидратированных ионов. Одной из важных

    характеристик химического состава почв является реакция ее среды, т.е. кислотность почвы. В среднем рН почв близок к нейтральному значению. Такие почвы наиболее богаты обитателями. Известковые почва имеют рН =4-6, т.е. они слабо щелочные; торфяные почвы имеют рН = 4-6, т.е. они слабо кислые. Соответственно, основные и кислые почвы имеют специфический, приспособленный к тем или другим состав почвенных организмов. При значении рН меньше 3 (сильно кислые почвы) и больше 9 (сильно щелочные) из-за высоких концентраций ионов водорода или гидроксид-ионов повреждаются клетки живых организмов.

    Кроме того, рН почвы сказывается и на степени доступности биогенных элементов. При рН меньше 4 почва содержит так много ионов алюминия Al 3+, что она становится высокотоксичной для большинства растений. При еще более низких значениях рН в токсичных концентрациях могут содержаться ионы железа Fe 3+, марганца Mn 2+, а также фосфат-ионы (РО4 3- ) оказываются связанными в малорастворимые соединения (фосфаты и гидрофосфаты) – тогда растения страдают от их недостатка.

    1. Поместите в колбу примерно 10 г почвы.

    2. Добавьте в колбу 25 мл дистиллированной воды.

    3. Закройте колбу пробкой, энергично встряхните и дайте отстояться содержимому в течение нескольких часов.

    4. Отфильтруйте содержимое колбы и определите рН почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги.

    5. Определите, к какому типу кислотности относится данный почвенный образец, сравнив с данными таблицы 1.

    6. Назовите растения, которые могут произрастать на исследуемых почвах (таблица 2).

    Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных организмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов.

    В природных условиях рН почвенного раствора колеблется от 3 (в сфагновых торфах) до 10 (в солонцовых почвах). Чаще всего кислотность не выходит за пределы 4-8.

    Зависимость кислотности почв от значения

    рН Степень кислотности
    меньше 4,5 сильнокислые
    4,5-5,0 среднекислые
    5,1-5,5 слабокислые
    5,6-6,0 ближе к нейтральным
    6,1-7,0 нейтральные
    больше 7,1 щелочные

    Растения – индикаторы почв

    Дикорастущие растения получили название индикаторных, поскольку по ним можно судить о характере и состоянии почвы, на которой они произрастают.

    источник