Меню Рубрики

Статистический анализ как метод социологического исследования

Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследования:

  • разведывательное;
  • описательное;
  • аналитическое.

Разведывательное исследование — наиболее простой вид прикладного социологического анализа, решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи; как правило, оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии — специально разрабатываемом для каждого исследования пакете инструментов, предназначенных для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Этот вид социологического исследования может применяться:

  • на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции;
  • для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения;
  • в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.

В разведывательном социологическом исследовании обычно используются такие методы сбора первичной информации, как интервью или анкетный опрос, групповое интервью методом фокус-групп, позволяющие провести его в сжатые сроки.

Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом объекте, явлении. Проведенние исследования описательного типа требует разработки более сложной и подробной программы исследования с использованием методически апробированного инструментария, что обеспечивает его большую надежность в процессе изучения важнейших элементов исследуемого объекта. Данное исследование обычно применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т.д.).

Аналитическое исследование — самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей, лежащих в основе распространенности, динамики, стабильности/нестабильности данного явления. Аналитическое исследование рассматривает комплекс факторов, влияющих на объект исследования, выделяя среди них основные и второстепенные, временные и устойчивые, явные и латентные (скрытые), управляемые и неуправляемые. Программа такого исследования разрабатывается тщательно и занимает много времени, поскольку часто требуется собрать предварительную информацию об отдельных сторонах исследуемого явления, обращаясь к разведывательному или описательному исследованию. В ходе аналитического исследования применяется комплекс социологических методов, которые дополняют друг друга, — различные формы опроса, анализ документов, наблюдение.

Социальный эксперимент является разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание специальной экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования исследуемого объекта.

Социологическое исследование предполагает определенную последовательность этапов.

На первом этапе формируется программа исследования: формулируются цель исследования, ее задачи, план, гипотеза на основе актуальности выбранной проблематики, определяются методы сбора информации, способы ее обработки, сроки проведения исследования и т.д.

На втором этапе социологического исследования осуществляется непосредственный сбор первичной информации. При этом могут применяться различные методы сбора информации — социологический опрос в форме анкетирования или интервьюирования; контент-анализ (записи исследователей, выписки из документов и другие сведения, полученные из различных источников документального характера); наблюдение, эксперимент и др.

На третьем этапе производится цифровая (электронная) обработка полученной информации, собранной в ходе социологического исследования на основе специальных компьютерных программ.

На четвертом этапе, заключительном (аналитическом), проводятся анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

  • анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;
  • интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специализирующихся на изучении поведения людей, однако в социологии данный метод также нашел свое предметное полей позволяет с успехом решать многие вопросы социологического анализа.

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.

Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии методологии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем.

Так, на «круглом столе» III Всероссийского конгресса, проходившего в Москве в октябре 2008 г., Н. В. Корытниковой была обозначена проблема применения метода онлайн-опроса в социологии. Социологам, как правило, бывает недостаточно информации, получаемой только традиционными методами сбора и обработки информации; им требуются методы интерактивного и доступного взаимодействия с «онлайн»-респондентами. Чтобы обеспечить доступ к информации из различных источников, а также электронное взаимодействие с респондентами, используются новые средства обработки и получения информации, подобные глобальным поисковым системам и электронной почте. Однако несмотря на то что общество становится сетевым, возможностям интернет-технологий при создании нового программного обеспечения для работы социологов с эмпирической информацией уделяется недостаточно внимания.

Применение онлайн-опросов в эмпирической социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, поскольку возникают вопросы о достоверности информации, полученной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сообщества.

Один и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование.

Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).

Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным.

В целом классификация видов социологического исследования приведена на рис. 1.1

источник

Использование количественных методов сбора данных в социологических исследованиях (опросах) обязательно предполагает последующий анализ полученных данных. К примеру, после проведения опроса социолог собрал 1000 анкет, каждая из которых состоит из 100 вопросов. Чтобы получить результаты исследования, надо посчитать, сколько респондентов и как отвечали на все поставленные вопросы. При этом простого подсчета бывает недостаточно; эти ответы надо дифференцировать по полу, возрасту, социальному статусу и другим важным для исследователя характеристикам респондентов. Кроме того, нужно выяснить, существует ли взаимосвязь между ответами респондентов на тот или иной вопрос, выявить группы респондентов, для которых характерны близкие ответы на вопросы, и ответить на многие другие вопросы, соответствующие задачам данного социологического исследования. Таким образом, модель количественного анализа данных должна конструироваться социологом еще на этапе программирования исследования — в процессе формулировки его задач, интерпретации и операционализации основных понятий.

Количественный анализ данных социологических исследований получил свое развитие па основе общей теории статистики, которая сформировалась еще в XIX в. В тот период постепенное накопление данных первичного учета, повышение потребности общества в количественных измерениях явлений общественной жизни, вызванных запросами практической деятельности и наук, изучающих общество, а также одновременное развитие математических наук привели к необходимости выделения в отдельную область знания такой науки, которая позволяла бы не только осуществлять сбор количественной информации, но и эффективно обрабатывать, классифицировать, обобщать и интерпретировать ее. Бельгийский статистик А. Кетле сформулировал теорию статистики, определил основные принципы статистического познания, тем самым положив начало повой науке. С тех пор статистика стала неотъемлемой частью научных исследований, управления, экономической деятельности, охватывая практически все сферы жизнедеятельности общества.

Современную статистику можно рассматривать как комплекс статистических наук, с различных сторон удовлетворяющих потребности людей в многообразной количественно-качественной информации. Основа этого комплекса — общая теория статистики, базирующаяся на теории вероятностей и являющаяся важнейшим инструментом исследования во всех науках, оперирующих массовыми фактическими данными. Поскольку каждая наука имеет свой специфический объект исследования, то и использование общей теории статистики в конкретных научных дисциплинах имеет свои особенности, определяемые характером той или иной отрасли знания. Это позволяет избежать математического формализма и упрощенно-схематического подхода к изучению реально существующих явлений и процессов.

В результате из общей теории статистики выделились отдельные ветви — прикладные статистики в различных науках, адаптированные к потребностям и особенностям конкретных областей научного знания. Эти статистические науки представляют собой методы обработки и анализа массовых количественных данных, используемых в качестве эмпирической базы определенных паук. Так, в технических науках этот фактический материал представляет собой результаты испытаний при работе машин и механизмов, в физике — результаты серий физических опытов, в биологии — результаты массовых наблюдений за живыми организмами, в медицине — результаты медицинских обследований, в психологии — результаты психологического тестирования, а в социологии — данные опросов, интервью и т.д. Общим для всех прикладных статистических наук является то, что они представляют собой специальный математико-статистический аппарат для анализа массовых совокупностей явлений как в естественных и технических, так и в общественных науках. А специфика каждой отдельной прикладной статистики состоит в оперировании определенным, конкретным типом статистических совокупностей, изучаемых той или иной научной дисциплиной.

Поскольку данные социологических исследований представляют собой результаты массовых опросов, то и количественный анализ таких данных осуществляется методами и приемами специальной науки, имеющей дело с количественными характеристиками массовых явлений, а именно статистики. За уже достаточно длительный период развития практики такого анализа в социологии сформировалось целое научное направление, которое получило название «прикладная статистика в социологии» или «статистический анализ данных социологических исследований».

Отметим, что статистическому анализу подвергаются не индивидуальные данные какого-либо респондента, а статистическая совокупность этих данных, полученная от целой группы респондентов (опрошенных людей).

Естественно, весьма актуальным является вопрос соответствия результатов социологического исследования реальным характеристикам изучаемой группы населения. Как известно, в ходе проведения социологического исследования опрашивается, как правило, не вся интересующая исследователя группа людей (это зачастую просто невозможно или очень долго и дорого), а лишь ее часть. Затем по данным опроса части этой группы социолог получает результаты своего исследования, которые потом распространяются на всю изучаемую совокупность людей. Например, чтобы исследовать, как проводят свой досуг студенты, опрашивают не всех студентов страны, а их часть. Вся изучаемая совокупность при этом называется генеральной совокупностью, а те люди, которые приняли участие в исследовании в качестве респондентов, — выборочной совокупностью исследования (выборкой). Выборка строится по определенным правилам, в зависимости от целей и задач исследования, а также характеристик самой генеральной совокупности. То есть если известна численность и структура генеральной совокупности (например, все население страны), то выборочная совокупность строится по статистическим правилам, ее объем и структура рассчитываются по определенным формулам. Генеральная и выборочная совокупности являются фундаментальными понятиями статистического анализа данных социологического исследования.

Генеральная совокупность — это полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме (все население страны, молодежь, студенты, потребители или покупатели и т.д.).

Выборочная совокупность — та часть генеральной совокупности, которую социолог непосредственно изучает путем опроса ее членов.

Сначала изучается выборочная совокупность: путем статистического анализа данных социологического исследования (опроса) устанавливаются ее характеристики в соответствии с целями и задачами исследования. Затем результаты исследования выборочной совокупности распространяются па всю генеральную совокупность и социолог делает выводы относительно всей совокупности населения, которую он изучает.

Чтобы результаты исследования выборочной совокупности отражали ситуацию, характерную для генеральной совокупности, выборочная совокупность должна обладать высоким уровнем репрезентативности.

Репрезентативность выборкиэто свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности. Различие характеристик выборочной и генеральной совокупностей называют ошибкой репрезентативности. Ошибка репрезентативности есть мера отклонения статистической структуры выборки от структуры, соответствующей генеральной совокупности. Репрезентативность выборки характеризуется двумя взаимосвязанными параметрами — уровнем ошибки и вероятностью. Говорить, что какая-либо выборка репрезентативна, не совсем верно, так как любая выборка имеет определенный уровень репрезентативности, хотя этот уровень может и не устраивать исследователя. Правильнее было бы сказать, что ошибка репрезентативности данной выборки с вероятностью Р не превышает А (величина ошибки в процентах).

Высокий уровень репрезентативности выборки является залогом высокого уровня репрезентативности результатов исследования, т.е. соответствия их параметрам генеральной совокупности. Последнее в свою очередь является главной целью статистического анализа данных социологического исследования. При этом обязательно оцениваются ошибки репрезентативности. Можно выделить два типа таких ошибок — систематические и случайные.

Систематические ошибки — это ошибки неслучайного характера, искажающие результаты измерений в одну сторону, вызывающие неадекватное воспроизведение в выборке генеральных распределений. Неадекватность выражается либо в резком завышении, либо в резком занижении характеристик генеральной совокупности. Систематические ошибки дают постоянное смещение, которое не уменьшается при увеличении числа опрошенных людей. Например, если социолог делает опрос всего населения через интернет, то он может получить систематическую ошибку, поскольку охватит только пользователей интернета, которые могут иметь свои специфические характеристики и взгляды, отличные от этих же параметров всего населения. Или, проводя исследования всего населения, социолог опрашивает только жителей городов или только занятое население и т.п.

Таким образом, основными источниками систематических ошибок являются:

  • • неадекватность сформированной выборки задачам исследования;
  • • незнание характера распределений в генеральной совокупности и выбор процедур отбора, которые могут исказить эти распределения;
  • • сознательный отбор наиболее удобных и «выигрышных» для решения задач исследования элементов генеральной совокупности, которые, однако, не представляют ее в целом.

Систематическую ошибку можно устранить, изменяя процедуру формирования выборки.

Случайные ошибки — это статистические погрешности, присущие выборочному методу, и ошибки, вызываемые случайными нарушениями в процедурах сбора информации (ошибки наблюдения).

Ошибки наблюдения возникают при замене намеченных по плану выборки единиц наблюдения другими, более удобными, которые, однако, оказываются неполноценными с точки зрения выработанного плана выборки. Такие ошибки наблюдаются при использовании недостаточно квалифицированных анкетеров и интервьюеров и могут быть предотвращены с помощью контроля за их деятельностью. Кроме того, ошибки наблюдения могут возникать из-за неполного охвата выборочной совокупности, например из-за недополучения почтовых анкет. Эти ошибки устанавливаются путем сравнения реально сформированной выборки с ее планом. Они устраняются организацией дополнительного сбора недостающей информации.

К другому виду случайных ошибок относятся те ошибки, которые при повторных измерениях изменяются по вероятностным законам. Например, если мы определяем некоторую характеристику выборки (пусть это будет среднее арифметическое), то, извлекая из генеральной совокупности все новые и новые выборки того же объема, будем получать результат, отклоняющийся то в одну, то в другую сторону от значения этой характеристики в генеральной совокупности. Эти отклонения происходят с приблизительно одинаковой частотой и не имеют преимущественного направления в сторону преувеличения или преуменьшения значения изучаемого признака, т.е. случайная ошибка такого вида подчиняется определенным статистическим законам и поддается оценке.

Случайная ошибка будет присутствовать всегда и при любом выборочном опросе. Важнейшим свойством случайных ошибок является то, что они уменьшаются с увеличением объема выборки. Систематическая ошибка в отличие от случайной намного опаснее, так как ее невозможно оценить по выборке.

Для оценки достоверности результатов, получаемых на выборочной совокупности, в плане их соответствия генеральной совокупности в прикладной статистике сформировано целое направление статистического анализа данных, называемое теорией статистического вывода. В целом можно выделить три основных этапа статистического анализа данных.

Первый этап — описательная (дескриптивная) статистика, с помощью которой получают самое общее описание выборочной совокупности. Социолог получает распределение выборочной совокупности по основным социально-демографическим признакам (полу, возрасту, социальному статусу, образованию, семейному положению, наличию детей, источникам доходов и т.д.). К примеру, 52% опрошенных респондентов — женщины, 48% — мужчины; 56% работают, 35% учатся, 8% нс работают и нс учатся; 30% имеют детей, а 70% не имеют и т.д. Кроме того, описательная статистика дает нам всевозможные средние характеристики тех признаков, которые поддаются количественному измерению. Основными средними показателями, используемыми в социологии, являются мода, медиана и среднее арифметическое. Эти характеристики используются, когда надо определить типичное значение изучаемого признака для той совокупности респондентов, которую изучает социолог.

Мода — наиболее часто встречающееся значение того или иного признака. Например, если модальный возраст в совокупности составляет 20 лет, то данный возраст встречается среди респондентов наиболее часто, т.е. обладает наибольшей частотой. Частота признака — базовый показатель, своеобразная единица статистического анализа, на которой строится весь большой статистический каркас количественного анализа данных.

Относительная частота признака в процентах рассчитывается как отношение количества людей, у которых этот признак зафиксирован, к численности всей изучаемой совокупности. Например, если 30 человек из 200 опрошенных ответили, что они посещали кинотеатры в течение месяца, то частота признака «посещение кинотеатров в течение месяца» составит 30. Если соотнести эту частоту с общей численностью опрошенных, то получим относительную частоту, которая выражается в долях единицы или в процентах. В данном примере относительная частота равна 30/200 = 0,15, или 15%. На основе частот значений признака строится его частотное распределение, объединяющее все возможные значения признака и соответствующие этим значениям частоты.

Медиана показывает значение признака, которое делит изучаемую совокупность пополам. Например, медианный возраст 30 лет означает, что в выборочной совокупности 50% респондентов находятся в возрасте 30 лет и младше, а 50% — в возрасте старше 30 лет. Находят медиану с помощью специальных формул, использующих данные рядов распределения признаков.

Среднее арифметическое — сумма всех значений признака, деленная на объем выборки, которая рассчитывается только для сугубо количественных признаков.

Моду, медиану и среднее арифметическое часто называют характеристиками центра распределения. Они являются первыми обобщающими характеристиками рядов распределения, которые социолог получает в ходе статистического анализа данных исследования. Не углубляясь в теорию статистики, отметим, что в описательной статистике существует еще множество показателей, которые характеризуют признаки изучаемой совокупности. Например, вычисляются различные показатели вариации изучаемого признака, т.е. различия в значениях какого-либо признака у разных единиц (респондентов). Среди таких показателей наиболее распространенные — дисперсия и среднее квадратичное отклонение.

Дисперсия — это средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от среднего арифметического значения. Для характеристики рядов распределения оказывается недостаточным указание только среднего значения данного признака. Это связано с тем, что два ряда могут иметь одинаковые средние арифметические, но степень концентрации или разброса значений признаков вокруг средней будет совершенно различной. Дисперсия и является мерой такого разброса, т.е. характеризует колеблемость признака относительно его среднего значения. Дисперсия относится к группе показателей вариации, или мер рассеяния, количественного признака. Она вычисляется по формуле

где ^(х,- -х) 2 сумма квадратов разностей между средним значением признака и его конкретными значениями; N — объем совокупности (число наблюдений).

Применение дисперсии как меры вариации признака нс всегда удобно, так как размерность дисперсии равна квадрату размерности признака. В таких случаях для изменения вариации признака вычисляют среднее квадратичное отклонение, которое равно корню квадратному из дисперсии. Среднее квадратичное отклонение в отличие от дисперсии имеет размерность изучаемого признака. Например, если в совокупности респондентов среднее квадратичное отклонение возраста составляет два года, то в среднем значение возраста каждого респондента отклоняется от среднеарифметического возраста в ту или иную сторону (моложе или старше) па два года.

Расчет дисперсии и среднего квадратичного отклонения лежит в основе других, более сложных методов анализа социологической информации: факторного, дисперсионного, кластерного и пр.

Второй этап статистического анализа данных — теория статистического вывода, которая занимается распространением результатов выборочного исследования па всю генеральную совокупность.

Третий этап — аналитическая статистика, т.е. анализ взаимосвязей двух и более признаков (двухмерный и многомерный статистический анализ).

Статистический анализ данных социологических исследований — неотъемлемая и динамично развивающаяся часть современной социологии. Сегодня такой анализ не проводится вручную, а осуществляется посредством использования специальных пакетов программ (например, SPSS), дающих социологу самые разнообразные возможности статистической обработки и анализа данных: от получения простейших характеристик распределения до проверки статистических гипотез и проведения многомерного анализа, а также визуального представления результатов в виде таблиц, графиков и т.д. При использовании таких программ статистический анализ данных также происходит в три этапа. На первом этапе создается макет обработки данных, представляющий собой электронную версию инструментария исследования (анкеты) и содержащий как текстовые версии вопросов и ответов, так и описание этих вопросов в виде переменных различных типов, которые затем буду подвергаться статистической обработке. После создания макета социолог вводит данные опроса, т.е. индивидуальные ответы каждого респондента, а именно данные каждой анкеты, в имеющийся макет. Это второй этап. В результате получается своеобразная база данных, содержащая столько записей, сколько было анкет, которую и используют для дальнейшей статистической обработки. На третьем этапе осуществляется статистическая обработка данных: построение распределений различных признаков, вычисление характеристик центра, определение параметров вариации данных и т.д. После первичной статистической обработки осуществляется анализ статистической информации, когда строятся корреляционные таблицы, проверяются гипотезы исследования, устанавливаются взаимосвязи переменных. На этом этапе социолог получает основные выводы исследования, обладающие высоким уровнем репрезентативности.

Методология статистического анализа данных социологического исследования находится в постоянном развитии и в настоящее время уже начинает выходить за рамки статистики, вовлекая в свою сферу и другие области современной математики: теорию графов, теорию дифференциальных уравнений и т.д. Совершенствуется и компьютерная составляющая такого анализа: появляются новые программные средства, оптимизирующие ввод и обработку данных. Прикладная статистика в социологии является обязательным элементом подготовки социологов в высшей школе.

источник

Всего можно указать на десять основных методов:

3) социальное (социологическое) наблюдение;

6) метод экспертных оценок;

9) соци­альный (социологический) эксперимент;

Анализ документов предполагает систематическое исследова­ние различных источников (книг, рукописей, видео- и аудиоза­писей, электронных файлов и т.п.) с целью получения наиболее полной и точной информации.

Трактовка понятия «документ» в социологии весьма широка: его нельзя сводить к тому, что обычно понимают под докумен­тальным произведением в области искусства:

«Документ — средство закрепления каким-либо способом на специальном материале информации о фактах действительнос­ти и мыслительной деятельности человека. Сюда относятся на­учные публикации, отчеты по предыдущим исследованиям, раз­личные статистические и ведомственные документы».

Основная цель анализа документов заключается в изучении письменных (и подобных им) источников — либо способом тра­диционного (качественного) исследования, либо на основании формализованных (количественных) методов, наиболее распрос­траненным из которых является контент-анализ.

Контент-анализ — метод количественных исследований до­кументальной информации, основанный на переводе качествен­ных параметров изучаемого текста в количественные характери­стики и их последующей обработке и анализе.

«Контент-анализ — это перевод в количественные показате­ли массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой».

Исследование по методу контент-анализа начинается, как правило, с выделения основных смысловых единиц текста, кото­рые составляют базу для рабочих гипотез, продуцируемых мето­дологическими предпосылками данного исследования; главная цель всех формальных процедур контент-анализа — обеспечить надеж­ность и полноту получаемой социальной информации.

Социальное (социологическое) наблюдение — это метод сбора социологических данных способом непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных усло­виях.

Основные задачи социального наблюдения как научно­го метода в его социологической интерпретации формулирует В.А. Ядов:

а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;

б) наблюдение планируется по заранее обдуманной программе;

в) все данные наблюдения фик­сируются в протоколах или дневниках по определенной систе­ме;

г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость».

Классифицировать социальные наблюдения можно по-разному: включенное и невключенное (см. выше), контролируемое и некон­тролируемое, полевое и лабораторное и т.д. Подробный анализ основных типов социального наблюдения будет дан нами в связи с проблемой экономического наблюдения в главе 8 этого курса.

Анкетирование — метод так называемого социологического опроса («опрос — способ получения вербальной (устной или письменной) информации путем прямого или косвенного вза­имодействия исследователя с опрашиваемыми (респондентами) в форме регистрации ответов на вопросы при помощи специаль­ных документов»), где респондент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя. Все эти вопросы находятся между собой в особом внутреннем единстве, согласованности, и в результате, анализируя совокупность всех вопросов, исследователь получает необходимый для рабочей гипотезы массив социальной информации.

Интервью — метод устного опроса, где исследование прохо­дит в форме особой беседы (формализованной или неформали­зованной) исследователя с респондентом.

«Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отно­шения, которые устанавливаются между интервьюером и респон­дентом, создают немало преимуществ для получения информа­ции, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму «возмущающего» влияния личности интервьюера».

В ходе проведения интервью исследователь оценивает не только сами ответы респондента, но и само его отношение к интервью­ированию, что может немало значить для самого процесса соци­ологического исследования.

Метод экспертных оценок (экспертный опрос) — вид опроса (устного или письменного), где исследователь получает инфор­мацию от высококвалифицированных специалистов в данной обла­сти знания. Это особый тип исследования, применяемый в ос­новном в отношении сложных социальных проблем.

«Экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов».

Одним из вариантов экспертного опроса является так назы­ваемый дельфийский метод (по названию древнегреческого города Дельфы): здесь практикуется неоднократное обращение к экс­пертам с постепенным уточнением их позиций по различным аспектам проблемы с последующей попыткой оценить также Уровень согласованности экспертов по наиболее важным пунктам.

Социометрический опрос — особый тип опроса, где объектом исследования является малая группа. Здесь анализируются меж­личностные отношения внутри малых групп и выявляются так называемые «связи предпочтения» (члены исследуемой группы полностью свободны в своих контактах). Итог исследования — составление особых матриц и графических изображений, пока­зывающих взаимодействие между членами группы.

«Результаты социометрического опроса фиксируются в виде социоматриц (таблиц, обобщающих предпочтения членов групп) и социограмм (графических изображений связей внутри группы)».

Социометрический метод также широко используется в дру­гих науках — психологии, этнографии, антропологии и т.п.

Тестирование — способ проведения исследования при помо­щи специальных методик, называемых тестами. Тестэто спе­циальная процедура, в ходе которой измеряется уровень развития или уровень выражения психических (и иных) свойств индивида или группы. При помощи тестов можно получить реальное представ­ление об уровне интеллекта, способностей, информированности, характере темперамента, мотивации или ценностей исследуемого объекта. Главные требования к тестированию — многократный контроль, надежность, полнота, гибкость.

Социальный эксперимент — в данном случае означает соци­ологическое исследование социального процесса или явления в искусственных, специально созданных условиях. Он, как пра­вило, имеет две основные задачи: практически-преобразователь­ную и научно-познавательную.

«Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятель­ности и проверка научной гипотезы. В последнем случае про­цедура экспериментирования целиком сосредоточена на позна­вательном результате. Эксперимент выступает в качестве само­го сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен на получение практического эф­фекта управления некоторыми процессами. Познавательные ре­зультаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.

Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений».

Мониторинг — это особый тип наблюдения (в данном случае социального наблюдения), при котором ведется контроль над тем, чтобы социальные процессы или явления находились в опреде­ленных параметрах, не превышающих заданные пределы (выход за эти пределы может стать социально опасным или даже приве­сти к социальным конфликтам или катастрофам). Мониторинг может осуществляться в отношении различных процессов эко­номического, политического, экологического, демографического и иного характера: например, экономический мониторинг — это может быть контроль над уровнем цен, доходов, безработицы и т.п.

Таким образом, социологические методы исследования явля­ются весьма эффективными в качестве использования их как методов социальных исследований и в результате позволяют получать весьма достоверную информацию о социальном мире. Значительная часть этих методов может быть с успехом приме­нена и в экономической науке, особенно в качестве методов сбора первичной экономической информации. Однако экономика все же большей своей частью ориентируется на теоретический анализ и на теоретические методы исследования социальной реальности (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и т.п.). Именно эти методы и должны стать основным объектом методологической рефлексии в современном экономическом знании.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

1. Сводка и группировка первичной социологической информации.

2. Процедуры статистического анализа социологических данных.

В ходе исследований социологи собирают большие объемы информации. Чтобы сделать на их основе определенные выводы, необходимо всю информацию сжать, представить в виде небольшого числа обобщающих (статистических) показателей, удобных для дальнейшего анализа. Для решения этой задачи применяются методы математической статистики и компьютерные программы обработки социологической информации.

Сводка и группировка первичной социологической информации представляют собой первый этап работы с ней.

К основным методам математической статистики, получившим распространение в социологии, относятся:

1. Статистическая группировка.

3. Подсчет средних арифметической и геометрической, моды, медианы, среднего квадратичного (стандартного) отклонения и дисперсии.

4. Определение взаимосвязей двух и более признаков при помощи управлений регрессии, корреляционного, дисперсионного, факторного и других методов.

5. Определение статистических ошибок.

6. Проверка статистических гипотез.

Самым начальным этапом является статистическая группировка, которая позволяет распределить единицы изучаемого объекта на однородные группы по существенным для него признакам. Выбор группировочного признака зависит от целей исследования. Ряды распределения (вариационные ряды) представляют собой результат группировки единиц наблюдения по одному признаку.

Когда данные сгруппированы, можно посмотреть, какова абсолютная частота, то есть число наблюдений в данной выборке, попадающих в интересующую нас категорию, и относительная частота (процент). Доли процентов не существенны для интерпретации полученных результатов. Поэтому в представлении данных обычно используют процедуру округления. Определив необходимую степень точности, исследователь может округлить все полученные числовые значения до десятых долей или до целых процентов. В результате процедуры округления исследователь фактически устанавливает границы классов, объединяющих значения переменной в заданном интервале, и середины (центры) классов, то есть усреднённые значения для каждого интервала. Независимо от того, какие статистические методы и модели собирается использовать исследователь, первым шагом в анализе данных всегда является построение частотных распределений для каждой изучавшейся переменной. Полученные результаты принято представлять в виде таблицы частотного распределения для каждой существенной переменной. Примером табличного представления может служить приведённая ниже таблица.

Частотное распределение профиля образования в вузе

Профиль образования в вузе Абсолютная частота, чел. Относительная частота, %
Технический
Социально-экономический
Гуманитарный
Естественнонаучный
Всего:

Иногда в таблице распределения указывают лишь относительные частоты, опуская абсолютные.

Помимо табличного представления частотных распределений обычно используют и методы графического представления. Самый распространённый метод графического представления одномерных распределений – это гистограмма, или столбиковая диаграмма. Каждый столбик соответствует интервалу значений переменной, причём его середина совмещается с серединой данного интервала. Высота столбика отражает частоту (абсолютную или относительную) попадания наблюдавшихся значений переменной в определённый интервал. Масштаб шкалы обычно выбирают так, чтобы общая высота гистограммы составляла приблизительно 40-60% её ширины.

Желание выпускников участвовать во встречах с преподавателями кафедры

Часто в социологических исследованиях используют динамические ряды (временные ряды, ряды динамики), представляющие собой изменения значения признака по годам (месяцам). Например:

Год
Количество кинопосещений

Хотя результаты одномерного анализа данных часто имеют самостоятельное значение, большинство исследователей уделяют основное внимание анализу связей между переменными. Статистические таблицы представляют собой группировку и распределение респондентов по двум или более признакам.Самым простым и типичным является случай анализа взаимосвязи (сопряжённости) двух переменных. Устойчивый интерес социологов к двумерному и многомерному анализу данных объясняется желанием проверить гипотезы о причинной зависимости двух и более переменных. Так как возможности социологов проверять причинные гипотезы с помощью эксперимента ограниченны, основной альтернативой является статистический анализ неэкспериментальных данных.

В общем случае для демонстрации причинно-следственного отношения между двумя переменными необходимо выполнить следующие требования:

1. показать, что существует эмпирическая взаимосвязь между переменными;

2. исключить возможность обратного влияния переменных.

3. Убедиться, что взаимосвязь между переменными не может быть объяснена зависимостью этих переменных от какой-то дополнительной переменной (или переменных).

Первым шагом к анализу взаимоотношений двух переменных является построение таблицы сопряжённости. Эта таблица содержит информацию о совместном распределении переменных.

Допустим, в результате одномерного анализа данных мы установили, что студенты сильно различаются по уровню наличия свободного времени: некоторые говорят о его полном отсутствии, другие – о своей полной свободе. Мы предполагаем, что причина этих различий – какая-то другая переменная, например успеваемость.

Мы располагаем данными о наличии свободного времени и успеваемости для выборки студентов. Для простоты предположим, что обе переменные имеют два уровня – высокий и низкий. Для свободного времени воспользуемся двумя категориями – «нет свободного времени», «много свободного времени»; для успеваемости – «хорошая успеваемость», «плохая успеваемость». Таблица показывает, как могло бы выглядеть совместное распределение этих двух переменных.

Взаимосвязь между наличием свободного времени и успеваемостью студентов

Наличие свободного времени Успеваемость Всего
хорошая успеваемость плохая успеваемость
Нет свободного времени
Много свободного времени
Всего

В таблице два столбца (для успеваемости) и две строки (для свободного времени), следовательно, размерность таблицы 2 х 2, кроме того, имеются дополнительный крайний столбец (справа) и нижняя строка (маргиналы таблицы), указывающее общее количество наблюдений в данной строке или в столбце. В правом нижнем углу указана общая сумма, то есть общее число наблюдений в выборке. Существует неписаное правило: для той переменной, которую полагают независимой, отводится верхняя строка (горизонталь), а зависимую располагают «сбоку», по вертикали.

Так как вывод о наличии взаимосвязи между переменными требует демонстрации различий между подгруппами по уровню зависимой переменной, при анализе таблицы сопряжённости можно руководствоваться простыми правилами.

— Нужно определить независимую переменную и пересчитать абсолютные частоты в проценты. Для этого нужно разделить их на маргинальные частоты и умножить на 100. Если независимая переменная расположена по горизонтали таблицы, считаются проценты по столбцу; если независимая переменная расположена по вертикали, проценты берутся от сумм по строке.

— Далее сравниваются процентные показатели, полученные для подгрупп с разным уровнем независимой переменной, каждый раз внутри одной категории зависимой переменной (например, внутри категории имеющих много свободного времени). Обнаруженные различия свидетельствуют о существовании взаимосвязи между двумя переменными.

Элементарная таблица сопряжённости размерности 2 х 2 – это минимальное необходимое условие для вывода о наличии взаимосвязи двух переменных. Знаний о распределении зависимой переменной недостаточно. Варьировать должна не только зависимая, но и независимая переменная.

Наиболее широко применяются в социологических исследованиях средние арифметические величины.

Ряды распределения и подсчитанные на их основе средние арифметические величины, а также ряды динамики позволяют описать социальное явление, событие, процесс, но не дают возможности выяснить причины. А вот на основе статистических таблиц можно составить некоторое представление о причинно-следственных связях, поскольку таблица показывает, как с изменением одного признака изменяется другой.

Ответ на вопрос о причинно-следственных связях дают такие методы математической статистики, как корреляционный, дисперсионный, факторный анализ и др.

Корреляционный метод анализа заключается в подсчете коэффициента корреляции, который характеризует плотность связи между двумя признаками. Достоинства коэффициентов корреляции заключаются в том, что они позволяют представить информацию в компактном виде. Один коэффициент заменяет таблицу, в которой может быть 20-30 цифр.

Затем наступает этап анализа информации. Качественный анализ информации заключается в сопоставлении ранее установленных фактов, в выявлении связей или закономерностей и описании их с указанием условий и ситуаций, при которых они имеют место.

С содержательной точки зрения анализ социологических данных – это процедура проверки исходных гипотез, выдвижение и верификация новых предположений в случае неподтверждения исходных, а также процесс интерпретации и объяснения эмпирических данных посредством их включения в определенный социальный контекст.

Этот анализ включает в себя 3 стадии: описание полученных данных, их интерпретация и прогноз возможных объяснений. Каждая стадия предполагает использование соответствующих процедур анализа:

Стадии Процедуры анализа
Описание данных Группировка и типологизация
Интерпретация данных Логико-аналитические процедуры
Прогноз возможных изменений Экстраполяция, моделирование, экспертиза

Описание данных – последовательное, полное и логически связанное фиксирование элементного состава, свойств и связей изучаемого объекта (явления, процесса), т.е. его структуры, на основе полученной эмпирической информации.

Описание осуществляется в несколько этапов:

1. группировка – упорядочение данных по отдельным признакам, изучение простых распределений.

2. обобщение информации, выявление типических групп, подлежащих дальнейшему анализу. Это приводит к сокращению переменных и создает возможность сравнивать сгруппированные данные с данными других исследований, между собой, с другими родственными внешними признаками.

В основе эмпирической типологизации лежат формирование типологических групп по нескольким одновременно заданным критериям и установление устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (явлений), которые рассматриваются в многомерном социальном пространстве.

Для установление константных сочетаний свойств социальных объектов используется кластерный анализ – метод, позволяющий провести классификацию сразу по многим признакам. Кластерный анализ позволяет разделить совокупность данных на однородные группы таким образом, что различия между объектами одной группы оказываются значительно меньшими, чем между объектами разных групп. Критерием различия (сходства) для количественных признаков чаще всего выступают меры расстояния в евклидовом пространстве, для качественных – меры связи или подобия (хи-квадрат, коэффициент Юла и др.).

Выявлению структурных взаимосвязей явлений способствует факторный анализ. Его задача – нахождение методов перехода от некоторого числа относительно легко измеряемых признаков изучаемого явления к некоторому числу стоящих за ними внешне незамечаемых факторов, наличие которых можно лишь предполагать. Наименование, которые даются выделенным факторам, условны и подбираются по ассоциации с теми признаками, которые наиболее тесно связаны с данным фактором, т.е. имеют наибольшую факторную нагрузку. Под факторной нагрузкой понимается значимость того или иного признака в выделившейся группе переменных. Таким образом, факторный анализ позволяет взвесить значимость каждого из элементов изучаемого явления (процесса) в общей структуре последнего.

Интерпретация данных – это совокупность значений, смыслов, которые придаются исследователем полученной эмпирической информации.

Для того, чтобы интерпретация оказалась относительно правильной, она должна быть тесно связана с конкретным содержанием той сферы социальной жизни, к которой она относится.

Именно на основе сформированной интерпретативной схемы проводится проверка исходных гипотез, их дополнение и уточнение.

Процедура прогноза – это вероятностное суждение о развитии изучаемого объекта в будущем.

Необходимо отметить, что прогнозирование возможно только при наличии результатов серии повторных исследований, позволяющих раскрыть устойчивую тенденцию изменения социального объекта во времени.

1. Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования: учебное пособие. М.: КДУ, 2009. 440 с.

2. Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Логика прикладного статистического анализа. М., 1982.

3. Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М., 1980.

4. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии. М.: Вузовский учебник, 2012. 252 с.

5. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

6. Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Учебное пособие. М.: Издательской Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. 236 с.

7. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, дескриптивная статистика; изучение связей между номинальными признаками. М., 2000.

8. Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М., 1991.

9. Тюрин Ю.Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров. М., 1998.

10. Фелингер А.Ф. Статистические алгоритмы в социологических исследованиях. М., 1985.

источник

Сущность социологического исследования. Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование социального объекта является собственно социологическим исследованием. Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.

Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в процессе социологического исследования.

Методология – учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности. Она делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания той или иной науки.

Метод социологического исследования – это способ построения и обоснования системы знания. В социологии в качестве метода выступают и общенаучные теоретические методы, (абстрагирование, сравнительный, типологический, системный и т.д.), и конкретные эмпирические методы (математико-статистические, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов:

Подготовка исследования. Этот этап заключается в обдумывании цели, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.

Сбор первичной социологической информации. Собрание необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).

Подготовка собранной информации к обработке и собственно обработка полученной информации.

Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений для заказчика.

Виды социологических исследований.

По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают:

теоретические исследования. Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);

эмпирические исследования. Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов различают исследования:

Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер, т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.

Также социологи проводят фундаментальные исследования, которые

фундаментальные – направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.

прикладные – направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

разовые – позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;

повторные – используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это «обкатка» инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Программа социологического исследования. Любое социологическое исследование начинается с разработки его программы. Программу социологического исследования можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.

Программа социологического исследования – это научный документ, который отражает логично обоснованную схему перехода от теоретического осмысления проблемы к инструментарию конкретного эмпирического исследования. Программа социологического исследования является основным документом научного поиска, содержащий основные методологические и методические процедуры исследования.

Содержание методологического раздела программы социологического исследования.

1. Формулировка проблемной ситуации. Поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы, межу ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем, такого рода противоречия и составляют сущность проблемы.

2. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определение объекта исследования. Объект – это явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование (область социальной действительности, деятельность людей, сами люди). Объект должен быть носителем противоречия. Объект должен характеризоваться:

четкими обозначениями явления, по таким параметрам, как профессиональная принадлежность (отраслевая); пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

определенной временной ограниченностью;

возможностью его количественного измерения.

Предмет та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

После обоснования проблем, определения объекта и предмета можно сформулировать цель и задачи исследования, определяются и интерпретируются основные понятия.

Цель исследования – общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Задача исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, т.е. то, что нужно конкретно сделать для достижения цели исследования.

Интерпретация основных понятий это процедура поиска эмпирических значений основных теоретических положений исследования, процесс перехода на более простые и фиксируемые составляющие.

Социолог строит предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы. Гипотеза социологического исследования – научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связи между социальными явлениями.

Функция гипотезы: получение новых научных высказываний, которые совершенствуют или обобщают имеющиеся знания.

После решения задач связанных с осуществление методологического раздела программы, переходят к методическому разделу. Создание методического раздела программы способствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач. В структуре методического раздела программы выделяют такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки, обоснование методов и техники сбора социологической информации, описание способов анализа и логической схемы обработки данных, составление рабочего плана исследования, разработка стратегического плана исследования.

Выборочный метод в социологии. В настоящее время ни один массовый социологический опрос не обходится без применения выборки. Это исключительно важный этап в разработки методического раздела программы исследования.

Далеко не всегда выборка играла такую роль в социологическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов 20 в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональных, что повлекло за собой существенное увеличение материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип проводимых в те времена опросов был прост: чем больше респондентов будет опрошено, тем лучше и точнее будет результат. Однако, начиная с первой половины 30-х годов 20 века, изучение общественного мнения стало осуществляться с применением строгих методов научного анализа. В это время возникли и начали активно развиваться теория вероятностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи установили, что, исходя из законов теории вероятностей, можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной совокупности, причем с достаточно высокой степенью точности.

В 1933 г. никому неизвестный в то время исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных выборочных опросов по изучению читаемости газет и журналов. В 1934 г. он опробовал свои методы в более широком масштабе, во время выборов в Конгресс США, где достаточно точно предсказал победу демократов. В 1935 году он создал Американский институт Гэллапа. В 1936 году на основе проведенных им выборочных опросов предсказал победу в президентских выборах Т. Рузвельта. При этом размер выборки составлял 1500 чел. Начиная с 1936 г. выборочный метод стали активно применять также при исследовании рынка.

Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеется совокупность независимых случайных величин, то о ней можно судить по относительно небольшой части. Например, в коробке находится 10 тыс. шариков поровну красного и зеленого цвета. Если их перемешать и наугад вытащить 400, то окажется, что по цвету, они распределились приблизительно поровну. Если эту операцию повторять многократно, то результат будет практически неизменным. Статистика позволяет установить процент неточности, который зависит от размера выборки.

Самым важным в выборочном методе является, то, что учитывается структура всей изучаемой совокупности. Между тем необходимо иметь в виду, что выборочный опрос это опрос с ошибкой. В большинстве исследований вполне допустима ошибка в 5%. Чем больше размер выборки, тем меньше ошибка.

Выборочный метод исследования позволяет делать вывод о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности (множество элементов, являющихся объектом социологического исследования.) на основании рассмотрения лишь некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью, или выборкой. Выборочная совокупность это уменьшенная копия генеральной совокупности, или ее микромодель, отобранная по строго заданным правилам и содержащая все важнейшие ее признаки и характеристики как целого. Свойство выборочной совокупности воссоздавать характеристики генеральной называется репрезентативностью.

Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые определяют типологию, или видовое разнообразие выборочного метода.

1. Случайная (вероятностная) выборка это выборка, построенная таким образом, что любой человек или объект в пределах генеральной совокупности имеет равные возможности быть отобранным для анализа. Таким образом, это более строгое определение случайности, чем то, которым мы оперируем в быту, однако это почти тоже самое, что выбор с помощью лотереи.

Виды вероятностной выборки:

простая случайная – строится с помощью таблицы случайных чисел;

систематическая – осуществляется через интервал в перечне объектов;

серийная – единицами случайного отбора являются определенные гнезда, группы (семьи, коллективы, жилые кварталы и т.п.);

многоступенчатая – случайная, в несколько ступеней, где на каждой ступени изменяется единица отбора;

2. Неслучайная (целенаправленная) выборка это способ отбора, при котором нельзя заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. При таком подходе невозможно рассчитать репрезентативность выборки, поэтому социологи отдают предпочтение вероятностной выборке. Вместе с тем достаточно часто возникают такие ситуации, когда неслучайная выборка оказывается единственно возможным вариантом.

целенаправленная – выбираются типичные элементы по установленным критериям;

квотная – строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения признаков изучаемых объектов. Чаще всего при этом учитывается пол, возраст, образование, занятость;

стихийная – выборка «первого встречного», где критерии не определены (примером является обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет или журналов. В этом случае заранее практически невозможно обозначить структуру выборочной совокупности, т.е. тех респондентов, которые заполняют и отправляют по почте анкеты. Поэтому выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность).

Каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать конкретные задачи социологического исследования.

Методы и способы сбора социологической информации. При сборе первичных данных используются четыре основных метода:

Опрос (анкетирование или интервьюирование);

Анализ документов (качественный и количественный);

Наблюдение (не включенное и включенное);

Эксперимент (научный и практический).

Опрос – социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.

Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных.

Выделяются две разновидности социологического опроса:

1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. По форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету.

2. Интервьюирование. Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника информации различают:

1. Массовые опросы. Источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных и др.).

2. Специализированные (экспертные) опросы. Главный источник информации – компетентные лица (эксперты), обладающие необходимым для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями, жизненным опытом, который позволяет им делать авторитетные заключения.

Отличие социологического опроса от других опросов:

Первая отличительная черта – количество опрошенных (у социологов опрашивают сотни и тысячи людей и получают общественное мнение, а остальные опросы опрашивают одного или нескольких человек и получают личное мнение).

Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист.

Третья отличительная черта – цель опроса – расширение научного знания, обогащение науки, выяснение типичных эмпирических ситуаций (в социологии), а не раскрытие индивидных особенностей и отклонений (в журналистике, медицине, следствии). Научный факты, полученные социологами, универсальны и носят всеобщий характер.

Анализ документов. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

Круг социологических документов, отражающих различные стороны общественной жизни, настолько широк, что любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющейся, по интересующей исследователя проблеме, информации.

По форме фиксации документы бывают:

1. Письменные документы – это материалы архивов, статистическая отчетность, научные публикации; пресса, личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники и т.п.).

2. Иконографические документы – это произведения изобразительного искусства (картины, гравюры, скульптуры), а также кино, видео и фотодокументы.

3. Фонетические документы – это диски, магнитофонные записи, грампластинки. Они интересны как репродукция прошедших событий.

Выделяют два основных типа анализа документации:

Традиционный анализ – это интерпретация содержания документа, его толкование. В его основе лежит механизм понимания текста. Традиционный анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа. Слабым местом этого метода является субъективность.

Формализованный анализ – количественный метод анализа документов (контент-анализ). Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными.

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта.

Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают:

1. Невключенное (внешнее) наблюдение. Исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются в их ход, не задают никаких вопросов – они просто регистрируют ход происходящих событий.

2. Включенное наблюдение, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Эксперимент в социологии – способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов. По специфике поставленной задачи различают:

Научно-исследовательский эксперимент. По ходу этого эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе недоказанные.

2. Практический эксперимент – включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения.

Разделение экспериментов на научно-исследовательские и практические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендациями в той или иной области общественной жизни.

источник

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы