142 Шығындарды бөліп – тарату дегеніміз
Шығындарды арнайы обьектілерге жатқызу үрдісі
Шығындар туралы мәліметтерді жинайтын есептік өлшемін анықтау
Жұмыстың өнімділігі, үрдістердің құны өлшенеді
Ұйымдық бөлімше,контракт арасында бөлу
143 Коммерциялық шығындарға жататындар:
Өнімді өткізу шығындары
Негізгі және қосымша материал шығындары
Шикізат пен материалдарға кеткен шығындар
144 Шығындар есебі және өнімнің өзіндік құнын анықтау әрбір өндіріс сатысы, кезеңі, фазасы бойынша жүргізілетін қай әдісінде болады?
Сатылық әдісінде
145 Өнімнің өзіндік құны – бұл:
Тікелей және жанама өндірістік шығындар
Айнымалы өндірістік шығындар
Тікелей өндірістік шығындар
Жанама өндірістік шығындар
146 Болашақта табыс әкелетін шығындар аталады:
147 “Пувис” компаниясы өндiрген өнiмнiң бiрлiгiне жұмсалған айнымалы шығындар 50 теңге. Жалпы тұрақты шығындар сомасы 1000000 теңге. Сату бағасы толық өзiндiк құнға оның 10% мөлшерiндегi үстеменi қосқаннан шығады. 100000 өнiм бiрлiгiнiң сату бағасы қандай болады?
148 Маржиналдық шығындар дегенiмiз не?
Өнiмнiң бiр бiрлiгiн есептегендегi қосымша шығындар мен табыстар
Қандай да бiр өнiмдер партиясын дайындау жағдайында қосымша пайда болады
Сметаны қабылдағанда бекiтiлген ережелер мен мерзiмдер бойынша бөлшектеп өнiмнiң өзiндiк құнына енгiзiледi
Есептi кезеңде өндiрiлген жартылай фабрикат құны
Есептi кезеңдi өндiрiлген дайын өнiмдер құны
149 Релевантты шығындар дегенiмiз не?
Тапсырысты орындауға және қорларды сақтауға байланысты шығындар
Болашақта табыс әкелетiн сатып алынған және қолда бар ресурстар
Өнiмнiң бiр бөлігін есептегендегi қосымша шығындар
Ресурстар шектеулi болған жағдайда пайда болған
Сметаларды қөрған кезде бекiтiлген ережелер және мерзiмдер бойынша өнiмнiң өзiндiк құнына бөлшектеп енгiзiледi
150 Өндірістiк шығындар есебiнiң тапсырыстық әдiсiне:
Шығындар әр бiр тапсырыс немесе бұйым партиясы бойынша есептеледi
Тұрақты және айнымалы шығындар есептеледi
Шығындар есебi мен өнiмнiң өзiндiк құнын анықтауды әр бiр өндiрiс сатыс фазасы, кезеңі бойынша жүргiзедi
Әр бiр объект бойынша тiкелей шығындар есептелген нормативтiк шығындар мөлшерiнде және нормативтiк шығындардан ауытқу сомаларын бөлек есептейдi
Тек айнымалы шығындар есептеледi
Массовая коммуникация как предмет научного анализа
Ключевые понятия и категории: структуры,институты, коммуникация, коммуникатор, реципиент, кодирование и декодирование, обратная связь, медиаориентированные и социально-ориентированные подходы, бихевиоризм.
Предлагаемый вниманию студентов курс «Современные теории массовой коммуникации»посвящен изучению феномена массовой коммуникации, явления, оказывающего все большее влияние на современный мир.
Лекция построена преимущественно в рамках социологического рассмотрения массовой коммуникации. Первичным здесь оказывается рассмотрение массовой коммуникации как социального явления, во всем многообразии его связей и отношений. Вместе с тем, в работе отражается современная тенденция к междисциплинарному анализу массово-коммуникативных процессов. Именно поэтому в отдельных лекция будет очевидно влияние подходов, сложившихся в рамках социальной психологии, культурологии, политологии, журналистики и некоторых других.
Сегодня социальный опыт и знания людей складываются из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие непосредственных социальных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и явлений, опосредованных сообщениями средств массовой коммуникации.
Становление феномена массовой коммуникации, особенно массовой печати в XIX веке, радио и телевидения в начале нынешнего столетия оказало и оказывает серьезнейшее влияние практически на все сферы жизни современного общества.
Повышение роли средств массовой коммуникации в современном мире чаще всего связывают с тем, что они становятся одним из важнейших ресурсов власти.
Массовая коммуникация является источником и средством распространения информации, необходимой для функционирования ключевых социальных институтов.
Кроме того, массовая коммуникация представляет собой важнейший источник нормативных образцов, источник определений и средство формирования образов социальной реальности.
Массовая коммуникация является также важнейшим посредником, фактором, способствующим приобретению известности, эффективной деятельности на общественном поприще.
Рассмотрим теперь подробнее содержание понятия «массовая коммуникация».
1. Массовая коммуникация: определение
Коммуникация представляет собой одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому. Коммуникацией является и непосредственная беседа, и телевизионная программа, и передача сигналов со спутника на землю, и наш внешний облик, и публицистическая статья.Перечень этих проявлений очень широк. Поэтому не случайным оказывается разнообразие определений коммуникации как объекта изучения. Приведем некоторые из них.
«Одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности, представляющая собой процесс обмена сообщениями, в которых содержатся результаты отражения людьми действительности»[1]; «Способы общения позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию»[2]; «Передача информации, идей, оценок или эмоций отодного человека (или группы) к другому (или другим) главным образам посредством символов»[3]; «Коммуникацией является социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений»[4].
Таким образом, коммуникация невозможна без отправителя (коммуникатора, передатчика сообщений), канала передачи, собственно сообщения, приемника, отношений между передающей и принимающей сторонами.
Традиционными для исследователей коммуникационных процессов являются следующие вопросы.
— Кто и кому передает информацию? (Источники и потребители).
— Почему осуществляется коммуникация? (Функции и цели).
— Как происходит коммуникация? (Каналы, язык, коды).
— В чем состоит содержание коммуникации? (Объекты сообщения).
— Каковы последствия коммуникации? (Эффекты планируемые и не планируемые).
Обратим внимание, что в ряде определений коммуникации используются термины «кодирования» и «декодирования». Под кодированием понимается перевод сообщений на язык (или в коды) необходимые для процесса передачи. Декодирование предполагает обратный перевод — восстановление смысла сообщения на стороне приема.
Таблица 1. Особенности различных видов коммуникации
Параметры комкоммуникации | Межличностная коммукоммуникация в традициц. общеобществе | Массовая коммуникация в совре соеменном обществе |
Источник | Семья, соседи | Институт |
Канал | «Лицом к лицу» | Технологический |
Время передачи | Непосредственное | Непосредственное или с задержкой |
Расстояние | Минимальное, замкнутое | Отдаленное |
Приемник | Семья, соседи | Анонимная, разнородная аудитория |
Обратная связь | Прямая | Не прямая или отложенная |
Характер регулировавания | Личный, индивидуально идентифицируемый | Бюрократический, фрагментарный |
Говоря о коммуникации, нельзя обойти стороной вопрос «обратной связи».В целом под обратной связью понимают различные процессы, посредством которых коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством предполагаемый адресат получил сообщение.
Какое место массовая коммуникация занимает среди многообразных проявлений человеческой коммуникации?
Поясним это с помощью сравнения отдельных особенностей межличностного общения в традиционном обществе и массовой коммуникации в современном обществе[5]. Данные об этом приведены в таблице 1.
Таким образом, отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса.
Перейдем теперь к определению массовой коммуникации. Отметим, что как и в случае с определением коммуникации как таковой здесь не существует какого-то одного законченного варианта. Будем иметь в виду, что любое определение является своеобразным идеальным типом, представляющим собой некоторое теоретическое описание процесса.
Причем здесь усиливаются ключевые характеристики реальности, подлежащие анализу.Остановимся в этой связи на следующих, показательных, на наш взгляд определениях, которые достаточно часто встречаются в литературе.
«Массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей»[6]; «Массовая коммуникация включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям»[7]; «Массовая коммуникация представляет собой институциализированнос производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации»[8].
На основе приведенных определений выделим следующие особенности массовой коммуникации.
Во-первых, «отправитель сообщений» является здесь частью организованной группы а зачастую представителем института, который в качестве своей основной функции имеет задачи отличные от собственно коммуникации[9].
Во-вторых, в качестве принимающей стороны здесь выступает индивид. Вместе с тем, этот индивид зачастую рассматривается передающей организацией как часть группы, с присущими ей общими характеристиками.
В-третьих, канал сообщения представляет собой сложные технологические системы распространения информации. Эти системы включают в себя значимую социальнуюкомпоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм, привычек и ожиданий аудитории.
В-четвертых, сообщения в массовой коммуникации представляет собой результат массового производства, с зачастую повторяемой сложной структурой.
Обратим внимание и на другие особенности массовой коммуникации:
— публичный характер и открытость;
— ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи;
— опосредованность контактов передающей и принимающей сторон;
— асимметричность (несбалансированность) отношений передающей и принимающей сторон;
— множество реципиентов;
— влияние институциональных предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.
Анализ массовой коммуникации, который проводится в рамках курса, предполагает в первую очередь социологический ракурс рассмотрения. Т.е. в фокусе нашего внимания находятся, прежде всего, проявления коммуникационных процессов на макро-социальном уровне. При этом большое значение придается культурному и историческому контексту последних.
Дата добавления: 2015-09-19 ; просмотров: 561 . Нарушение авторских прав
источник
Конкурирующие теории, изучающие человеческую природу, переплелись в несхожих взгляда* на общество и различные политические системы и на протяжении всей истории являлись источником больших разногласий.
В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло.
Основные этапы становления и развития западной социологии массовой комм^икзции
Становление социологии имеет длительную предысторию, ведь стремление осмыслить характер общественного устройства было свойственно человечеству еще на заре его развития. В целом возникновение социологии как науки об обществе относят к первой трети XIX в. Социология же массовой коммуникации как отрасль социологического знания начала развиваться сравнительно недавно — в 1920-х гг
Изучение «массы» (и «массовости») как нового типа реципиента информации началось в конце XIX в. в рамках психологической науки. Первоначально масса трактовалась как простое агрегатное состояние личности, позже — как агрегатное объединение индивидов, соединенных случайной информацией в случайных условиях. Данное объединение характеризуется непредсказуемостью, спонтанностью, неопределенностью реакций как в целом, так и в поведении составляющих его единиц — индивидов.
Основы изучения массы были заложены в работах Г. Тарда, Г. Jle- бона, П. Лаврова, К. Михайловского, Н. Кареева, В. Бехтерева, П. Сорокина. Исследование массы дало толчок для развития теории элит X. Ортеги-и-Гасета, В. Парето, Г. Моски, С. Московичи.
Г. Лебон — автор одной из первых концепций массового общества — отождествлял массу с толпой, где индивиды утрачивают чувство ответственности. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Становясь частью толпы, люди опускаются вниз по лестнице цивилизации. Согласно Лебону, главная черта XX в. состоит в замене сознательной деятельности индивида бессознательной деятельностью толпы. Он отмечал, что основной характерной чертой масс является слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушевывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый стремится походить на ближнего, с которым общается. При этом не имеют значения социальный класс, образование и культура участвующих: «с того самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать». Для Лебона масса является почти исключительной противоположностью личности.
В развитие теории Лебона Г. Тард подчеркивает, что в основе любого воздействия на массу лежат ее бессознательные представления, поэтому влияние на толпу при использовании ряда приемов может обладать гипнотическим эффектом с необходимым для воздействующих групп результатом.
В своей концепции Тард пошел дальше своего предшественника. Если тот говорил лишь о «рассеянной толпе», то Тард выделил в ней новое социальное образование — публику, взяв за основу в качестве критерия способ воздействия на массу (опосредованный — непосредственный). Публика, таким образом, является социальной группой, объединенной общим источником информации. Тард высказал мысль о зависимости каждого типа социального сообщества от типа коммуникации. В свою схему распространения идей в акте коммуникации он включил три основных закона; повторяемости, противоположения и приспособления. По закону повторяемости идеи распространяются в геометрической прогрессии, когда каждая новая истина, присовокупленная к агрегату истин, знаний или положений, — это не просто сложение, а скорее умножение. Закон противоположения связан со стремлением идей распространяться от одного индивида к другим в результате их наложения на уже существующие. Закон приспособления — это использование появившегося изобретения, подражание ему. Часто возникает своеобразная конкуренция идей, когда индивид
сталкивается с проблемой выбора «лучей подражания». Эти лучи бывают причиной или нового изобретения, или внутренней борьбы в человеке, воспроизводящейся в миллионах экземпляров в каждый момент жизни народа, что является фактором, обеспечивающим исторический прогресс 1 . Переход дискуссий и споров из области частной жизни на страницы прессы Тард считает показателем цивилизованности общества. Акт коммуникации он называет «интермозговым отношением умов». Такая модель взаимного отражения позволяет понять «единение умов, которое, будучи организовано раз и увековечено традицией, подражанием предкам, производит на индивида давление часто тираническое, а еще чаще полезное» 2 .
3. Фрейд, анализируя и обобщая взгляды Лебона, делает выводы, что масса:
• импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное;
■легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами и не знает ни сомнений, ни неуверенности;
• склонна ко всем крайностям, и тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации.
В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» Фрейд по аналогии с анализом роли сексуальных влечений в жизни человека анализирует роль этих влечений для уяснения природы массовой психологии и массовых неврозов. Таким образом, Фрейд предпринимает попытку на основе психоаналитической теории объяснить развитие человеческого общества, связать особенности психической структуры личности с поведением целых социальных групп.
В названной работе Фрейд пытается дифференцировать массы. Одно дело толпа. Другое — войско или сообщество верующих. Они уже являются искусственными массами. В искусственных массах, в отличие от толпы, необходимо внешнее принуждение, чтобы удержать их от распада.
Пружиной поведения массы является отношение ее членов к вождю, их любовь к нему. Масса складывается из суммы стремления ее членов. Каждый желает максимально приблизить себя к лидеру, идентифицировать себя с ним. Знаменитое фрейдовское «либидо» реализуется в обожании вождя, стоящего во главе массы. Психоаналитический подход Фрейда к исследованию феномена массы предполагает
1 См. Тард Г. Социальные законы. СПб., 1901. С. 43—53.
акцент на индивида, личность, в отличие от феноменологического метода Э. Канетти.
Европейский мыслитель и публицист Э. Канетти в своей работе «Массы и власть» подробно описывает различные свойства массы:
1. Масса всегда стремится расти.
2. Внутри массы господствует равенство.
4. Масса требует направления 1 .
После Второй мировой войны в западной социологии развертывается критика различных сторон массового общества (Э. Фромм, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и др.). Социологи Т. Адорно и М. Хоркхаймер опубликовали в 1944 г. в США книгу «Диалектика просвещения», на основе которой сформировалась современная социология средств массовой коммуникации. Они ввели в научный оборот понятие «индустрия культуры», а также обнаружили типологическую общность массы как пассивного и вполне лояльного продукта социально-политического строя «позднего капитализма». Эта и подобные ей работы отрицали существование сил, способных разрушить сами основы массовости. В противовес им ряд социологов (например, Д. Белл) пытались найти смягчающие, позитивные моменты в деятельности массового общества, в частности подчеркивали роль массовой коммуникации в становлении социально-экономической и политической однородности различных слоев населения, роль первичных и промежуточных социальных групп.
В западной литературе того периода появились такие понятия-символы, как «индустриальный человек», «человек без лица» и т.п.; характерные приемы в таких направлениях изобразительного искусства, как футуризм, подчеркивающие униформность, анонимность и взаимозаменяемость людей, выступающих в качестве «винтиков» общественной «машины». Экстраполяция обезличивающих тенденций в будущее породила множество социальных антиутопий, самые известные из которых — «Мы» Е. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла и «О дивный новый мир» О. Хаксли.
Если же говорить о возникновении именно социологии массовой коммуникации как отрасли социологического знания, то связано оно было с возросшим интересом американских специалистов к изучению политической пропаганды в годы Первой мировой войны. В работах американских ученых Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда, Б. Берель- сона, X. Годе и др., заложивших фундамент исследования массовой
1 См.: Канетти Э. Массы и власть. Ad Maiginem. M., 1997. С. 34.
информации, коммуникации рассматривались в прикладном аспекте. В 19Э0—1940-х гт. разрабатывались методический арсенал изучения массовой коммуникации, процедуры массового выборочного опроса а панельного исследования аудитории (П. Лазарсфельд), контент- анализа (Г. Лассузлл и Б. Берельсон) и экспериментов (К. Левин, К. Хоидвнд). Основное развитие социологии массовой коммуникации началось в 1950-е гг. На формирование социологии массовых коммуникаций большое влияние оказали результаты исследований в обаас |и психологии (А_А_ Леонтьев, Л.С. Выготский), лингвистики (Дж-Р. Сердь, Д. Вандервеккен, М.М. Бахтин), теории информации и кибернетики (Н. Винер. К. Шеннон, С. Вир), а также концепции социального конструктивизма, рассматривающие формирование социального знания как часть социальной деятельности людей.
У каждого из исследователей неизбежно складывалось свое представление о том, как именно протекает процесс коммуникации, с позиций которого они разрабатывали свои направления. При этом заметим, что теоретические подходы были обусловлены уровнем развития каналов коммуникации и. соответственно, существовавшей системой производства и потребления информации.
Среди известных теорий массовой коммуникации принято выделить три направления. К первому из них относятся теории, исходящие из тезиса о практически ничем не ограниченной способности СМИ мнить на общественное мнение (Г. Лассузлл, У. Лилман); ко второму — теории, исследующие степень эффективности массовой информации и пропаганды в зависимости от состава аудитории (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, X. Годе); к третьему — современные теории, в центре шивовим которых находятся методы информационного воздействия на аудиторию, использование информационных ресурсов и технологий для изменения приоритетов общественного мнения. Влияние СМИ не считается универсальным, имеются в виду специальные коммуникационные технологии, используемые в специальных обстоятельствах (Д. Батлер, Д. Стоукс, Д. Каванах и др.). Рассмотрим их.
В 1920 г. была опубликована работа У. Липмана «Общественное мнение», а в 1927-м — книга Г. Лассуэлла «Техника пропаганды в мировой войне» — обе они. собственно говоря, и положили начало исследованиям массовой коммуникации. На примере военной пропаганды времен Первой мировой войны ученые делали заключения о технология» эффективного информационного воздействия.
В 1941 г Лассузлл предложил ставшую классической формулу политической коммуникации: «КТО — сообщает ЧТО — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ?»
Основное внимание исследователя было обращено на процесс движения идей внутри общественного сознания. В формуле Лассуэл- ла выражен бихевиористский подход к коммуникации как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. Эффектом, которого желательно достичь, является донесение информации без искажений. Лассуэлл писал, что в каждом обществе создаваемые и распространяемые им ценности составляют идеологическую поддержку средств массовой коммуникации в целом, что некоторые из наиболее серьезных угроз эффективности коммуникации в обществе относятся к таким понятиям, как власть, богатство и вес в обществе (см. табл. 2).
Схема функционального анализа СМИ
j 1. Наблюдение: информируют, сообщают новости
Предупреждают об опасных природных ката- Создают возможность паники клизмах
Служат инструментом — новости необходимы Служат наркотиком — апатия, пас- для экономики, общества, аудитории. Норми- сивностъ. неразборчивость рование (личностей, событий)
2. Согласие: выбирают, интерпретируют, крити-1 \куют
Усиливают социальные нормы — поддерживают Усиливают конформность, навязы- j консенсус, показывают отклонения вают стереотипы
Снижают угрозу социальной нестабильности, \Создают псевдособытия, псевдопаники [образы Отражают общественное мнение и управляют им. I Минимизируют критику Контролируют правительство и правоохрани- Способствуют сохранению власти j тельные органы
Увеличивают социальную сплоченность — рас- Уменьшают разнообразие субкуль- ширяют базу общих переживаний, опыта |тур. Деперсонализация Уменьшают число нарушений норм Имеют тенденцию к стандартизации.
Продолжают социализацию Ограничивают культурный рост
Заполняют свободное время, отвлекают от дей- Способствуют уходу от реальности, ствительносги повышению значения досуга
Создают массовую культуру — искусство, музы- [Искажают искусство ку, шоу
Улучшают вкус Ухудшают вкус, ограничивают
Источник: Communication Theories: Origins, Methods and Uses in Mass Media. N.Y., 1978.
Формула Лассуэлла получила широкое признание в качестве основной схемы как теоретического осмысления массовой коммуникации. так и большого числа рассматривающих ее учебников. Однако эта схема не давала ответа на остававшийся в тот период открытым вопрос о том. каким образом процесс коммуникации воспроизводится в широком социальном контексте, в частности как его воздействие отражается в непосредственном qKpvTKeHHH людей, из которых и состоит массовые аудиторий.
Через некоторое время формула Лассуэлла была усовершенствована Р. Браддоком, который ввел в нее вопросы: «При каких обстоятельствах?» и «С какой целью?». Основной целью массовой коммуникации тогда было признано изменение социальных установок, суждений реципиента посредством определенным образом организованного сообщения и поведения коммуникатора. Господствовавшие в то время концепции получили название «теорий волшебной пули», поскольку их объединяла убежденность в том, что сообщения СМИ одинаково воспринимаются всеми членами общества и вызывают непосредственную и немедленную реакцию.
Дальнейшее развитие модель политической коммуникации получила у К. Шеннона и У. Уивера. которые ввели в нее элементы «передатчика». в котором «сообщение», отправленное «источником», преобразуется в «сигнал», адаптированный для передачи по соответствующему «каналу связи». «Сигнал», искаженный «помехами» при передаче, поступает в «приемник», где восстанавливается до формата, в котором он мажет быть подан «адресату». При этом «помехи» в коммуникации, возникающие из-за множества одновременно передаваемых «сигналов», зачастую превращают ее в игру в «испорченный телефон». Задача усложняется. если «передатчик» начинает «жить своей жизнью» и вносить дополнительные «помехи».
Следы данной, несомненно технологичной, модели можно обнаружить во множестве других, более поздних моделей.
Значительным продвижением вперед оказалось обращение внимания исследователей к воспринимающей стороне — аудитории; основ-
ной акиент делался на изучении методов влияния на нее. Появились дополнения и уточнения к существующим моделям.
В дальнейшем исследователи (К. Ховланд и др.) показали, что реакции человека на сообщения СМИ определяются его индивидуальным опытом, личностными особенностями, уровнем интеллекта, коммуникативным стилем и другими константами.
Все перечисленные выше модели коммуникации страдают односторонностью представлений, поскольку не подразумевают обратной связи, даже при учете в некоторых из них фактора «общественного мнения». В 1960-х гг., параллельно с развитием и массовым распространением информационных технологий и вещательных СМИ, возникло понимание необходимости обратной связи (feedback), что позволило приблизить модель коммуникации к реальности человеческого взаимодействия. Этому способствовали идеи кибернетики, восходящие, в частности, к одноименной работе Н. Винера.
Большой интерес с этой точки зрения вызывает концепция «взаимной обусловленности», предложенная У. Шраммом, который выделяет в коммуникации два различающихся по структуре процесса, образованных коммуникатором и реципиентом, и предлагает изучать взаимосвязь механизмов порождения сообщения и поведения аудитории. По мнению автора, массовая коммуникация способствует изменению вкусов и установок, что приводит к изменению поведения реципиентов и их потребности в информации, что в свою очередь обусловливает изменения в программной политике СМИ.
Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникационный процесс имеет начало или конец. На самом деле он бесконечен: «Мы представляем собой маленькие коммутаторы, непрерывно принимающие и распределяющие бесконечный поток информации. »
Шрамм в своих работах развивал идеи П. Лазарефельда. который сформулировал двухступенчатую модель коммуникации, ставшую общепризнанной теоретической моделью. В ходе проведенных под руководством Лазарсфельда исследований было обнаружено, что «идеи
чаек» ш ц linn I от рввио и газет к лидерам общественного мнения, а«гш — к менее активным слоям населения»В итоге «молекулярное тщании на межличностном уровне «одушевляет» формальное воздействие СМ И путем его личностной интерпретации. Именно ж счет такого молекулярного воздействия происходит унификация миеяяй внутри микрогруппы и формируется социальная закономерности. в сяду которой «политические предпочтения определяются со- «шмм характеристиками* 2 . Изучая предвыборные кампании в США. Лазарсфельд приходит, в частности, к выводу, что процесс вое- приятия |И iwiiw н н in информационного сообщения зависит и от таких индивидуальных его особенностей, как возраст, пол, уровень образования. иимтинщ самоидентификация, культурная среда и тд.
Последователи Лазарсфельда стремились показать, что микро- групва способна бвокировать даже самое массированное пропагандистское воздействие. Так, любопытное исследование было проведено американскими социологами М. Яновицем и Э. Шилзом в годы Второй мировой войны. Они заинтересовались вопросом, почему обработка солдат вермахта с помощью враждебных их взглядам и идеология выступлений не имела успеха. Причина невосприимчивости к пропаганде союзников и сохранения высокого боевого духа, по мнению Шилза я Яновица. коренилась в сохранении структуры первичных групп в подразделениях, из которых состояла армия вермахта. Исследователи выяснили, что принадлежность того или иного инди- внва к вгфоуимниВ группе примерно совпадала с принадлежностью сшлата к воинскому подразделению. Следовательно, все члены группы шел один и тот же идеал воинской чести. Сам вермахт как более вврош система осуществлял контроль над своими подсистемами. Например, он добивался, чтобы в одних и тех же подразделениях служили солдаты, которые были связаны друг с другом и в прошлом.
Всрмаи издавал приказы, строжайше запрещавшие малейшие упоминания в письмах на фронт о лишениях, которые терпели в тылу семьи солдат. Нет ничего удивительного в том, что немецкий солдат, какре пи п связанный со своими боевыми товарищами тесной Bpjnfeoft я военной организацией, не обращал особого внимания на Ярапагамяу союзников даже тогда, когда верил ей. Эвто, будучи вы- ранимым из этих структур, например в советском плену, резко менял свое поведение.
• ШягфМ Г., Ми В. 4 Отёл Н The People’s Choice. How (he Мит Makes up MIBMM«NMHMCM«MH N.Y., 1948. P. 152, V.
Опровергая идеи Лассуэлла, Яновиц и Шилз утверждали, что «следует отказаться от ошибочного подхода, строящегося на всемогуществе пропаганды, и заменить его гораздо более дифференцированным подходом, основывающимся на оценке возможностей некоторых видов пропаганды при определенном наборе условий»’.
Позднее Дж. Клаппер пришел к выводу, что возможности средств массовой коммуникации определять жизнь членов своей аудитории совсем невелики, они могут лишь усиливать уже имеющиеся установки. По мнению Клаппера, «массовая коммуникация не служит необходимой и достаточной причиной перемен в аудитории. Скорее массовая коммуникация функционирует среди и через посредство промежуточных факторов и явлений. Эти сопутствующие факторы таковы, что. как правило, делают массовую коммуникацию дополняющим фактором, а не единичной причиной в процессе закрепления существующих условий» 2 .
Работа Клаппера имела важные последствия для дальнейших исследований политической коммуникации, поскольку поиск индикаторов непосредственного воздействия средств массовой информации на аудиторию исчез из поля зрения большинства ученых. Тем более что выводы Лазарсфельда и Клаппера подтверждались дальнейшими исследованиями роли средств массовой информации в политической коммуникации. Они показали необходимость учета следующих факторов: 1) источник информации всегда связан с наличием феномена комментатора, т.е. важно, как подается информация, кем она подается; 2) значимым является контекст сообщения; 3) между источником информации и коммуникатором, с одной стороны, и сообщением и аудиторией, с другой, существуют так называемые «помехи», «шумы»; 4) важным является указание на наличие референтных групп и не всегда кажущуюся прямолинейность коммуникационного процесса.
В 1953 г. Ховланд, Джанис и Келли опубликовали книгу «Коммуникация и убеждение», в которой выдвинули программу исследования установок, основывающуюся на инструментальной модели научения «. Они определили убеждающую коммуникацию как процесс, с помощью которого индивид (коммуникатор) распространяет стимулы (обычно вербальные) с целью изменения поведения других индивидов (аудитории). Принятие нового мнения при этом зависит от побужде-
‘ Janowht М. 2 Atapper J. The Effects of Mass Communication. N.Y., I960, P 69
‘ См.: Hovtand C.I., Jam’s I.L. folly H,H Communication and Persuasion: Psychological Studies of Opinion Change. New Haven. 1953.
ний или поддержки, содержащейся в сообщении. Оно также связано с правдоподобием информации и авторитетностью источника, рассматриваемых субъектом на основе его личного опыта и системы ценностей 1 . Авторы привели некоторые примеры побуждений, применяемых в коммуникации для склонения получателя к принятию нового мнения. — главная их идея состояла в том, что человек должен быть каким-то образом за это награжден.
Интерес исследователей к характеристикам коммуникационной ситуации привел к экспериментальной практике систематического изменения характеристик источника, сообщения и получателя и к наблюдению сдвигов установок. В результате обрели теоретическое подкрепле- кие ставшие к тому времени широко известными факты поведения маггпиыт аудиторий вопреки, казалось бы, вполне профессиональным действиям специалистов по пропаганде. В свою очередь, это привело к появлению новой теоретической парадигмы, заставившей ученых отказаться от образа атомизированной аудитории и вызвавшей интерес к межличностным отношениям как каналам, по которым распространяются информация и социальное влияние.
Позже многие исследователи пытались развить идею «двухступенчатое™» процесса коммуникации, сосредоточиваясь в основном на изучении «лидеров мнений» и коммуникационных цепочках в пределах малых групп. Однако, как отмечают современные исследователи, двухступенчатая модель имеет ряд недостатков:
•игнорирует процесс непосредственного распространения информации от средств массовой коммуникации к реципиентам «второй ступени»;
• не предполагает возможности существования людей, обладающих одновременно качествами и лидера мнения, и «рядового» потребителя информации В действительности, наверное, непросто найти такого лидера в чистом виде, единственным источником информации которого являются только средства массовой коммуникации;
• не учитывает существования так называемого «горизонтального процесса обсуждения мнений». Существование лишь вертикального процесса подразумевает, что лидеры мнений полагаются только на сред-
‘ См.: Hortartd C.L, Janis t.L, Kelly H.H Communication and Ferauasion; Psychological ЗтЛшЫОршкж Change C. 40
ства массовой информации, игнорируя все другие источники, а «рядовые члены» аудитории полагаются только на своих лидеров;
• искусственно стандартизует измерения, рассматривая потоки информации изолированно, несмотря на то что различные пункты информации связаны между собой.
В ряде дальнейших исследований был рассмотрен процесс многоступенчатого распространения информации, обратный тому, что изучается двухступенчатой моделью — от «маргиналов» к «лидерам мнений». Концепция многоступенчатости коммуникационного процесса предполагает существование как вертикального, так и горизонтального процессов коммуникации. Так, было показано, что люди, находящиеся на периферии системы взаимоотношений, способны адаптироваться к нововведениям раньше других. В большинстве случаев такие люди обладают низким уровнем конформности, что позволяет им легко усваивать новые идеи. В частности, в исследовании Г. Веймана предполагается, что периферийные члены группы имеют наибольшие возможности в процессе коммуникации благодаря не только своим личным качествам, но и уникальной комбинации структурных преимуществ 1 . Тог факт, что человек является маргиналом, накладывает на него определенные ролевые обязательства по распространению информации между группами.
В своей работе Вейман доказал, что люди, находящиеся на границах социальных групп и мало взаимодействующие со своими группами, служат информационными «мостиками» между ними. При этом внутри групповой процесс распространения информации и влияния имеет вертикальную структуру: «лидеры мнений» передают информацию сверху вниз остальным членам группы. Межгрупповой же процесс имеет горизонтальную структуру: маргиналы активно поддерживают отношения с маргиналами из других групп. Несмотря на то что большая часть коммуникаций происходит внутри групп, значение межгрупповых «мостиков» очень велико.
Удачную попытку применить данные теории к исследованию коммуникации сделал М. Грановеттер 2 . Его теория «прочности слабых связей» утверждает, что перекрытие двух сетей межличностных отношений (двух групп) непостоянно и изменяется прямо пропорционально прочности связей между индивидами, таким образом давая возможность только слабым связям служить «мостиком» между группами. Позже было показано, что межгрупповые «мостики» состоят
1 См.: Wetmann G. One More Step into the Two-Step Flow of Communication // American Sociological Review. 1982. Nb 47(6) P. 764—773.
2 См.: Granovtitrr M.S. Strength of NVtek Ties // American Journal of Sociology 1973. № 78(6). P 1360-1380.
преимущественно из слабых связей и могут продержаться гораздо дольше, чем «мостики», состоящие из крепких связей 1 .
Важным преимуществом многоступенчатой модели коммуникации является то, что она учитывает индивидуальные источники информации помимо средств массовой коммуникации, указываемых двухступенчатой моделью. Осознание многоступенчатости и много- напрааленности процесса распространения информации помогает решать спорные вопросы различных исследований.
На протяжении 1970—1980-х гг. происходит постоянный теоретический поиск новых мощных эффектов СМИ — факторов, опосредующих влияние средств массовой информации на избирателей и общественное мнение. Так, М. Маккуин в своей работе «Социальная коммуникация и пропаганда массовой политики» 2 продемонстрировал, что обострение интереса общества к проблемам гражданских прав, преступности, загрязнения окружающей среды, инфляции, безработицы тесно связано с повышением внимания средств массовой коммуникации к этим темам. Дальнейшее изучение влияния средств массовой информации послужило выделению С. Ян га ром такого понятия, как «структурирование», означающего способ подачи политических новостей средствами массовой информации 3 . Эффекты структурирования в свою очередь зависят от контекстуальных акцентов, расставленных внутри новостей и воздействующих на избирателей в момент принятия решения определенным образом, необходимым коммуникатору. Эффект структурирования складывается из отбора информации, ее объема и частоты подачи; использования ключевых слов и выражений, видео- и звукоряда, позволяющих сделать расстановку содержательных и оценочных эффектов и связать их со знакомой мировоззренческой символикой; смысловых клише, упрощающих восприятие; интонационной окраски и выражения лица комментатора, придающих нейтральному в содержательном смысле тексту эмоциональность, и т.д. Таким образом, концепция структурирования возвращается к изначальному рассмотрению средств массовой информации как силы, манипулирующей практически пассивной в восприятии сообщений аудиторией.
Ряд исследователей большее внимание обращали на канал передачи сообщения. Например, известнейший канадский теоретик коммуникации М. Маклюэн, автор работ в области массовой коммуника-
‘ См.: Friedkin N.E. The Development of Structure in Random Networks // Social Network. 1981. № 3(1). P. 41-52.
2 MacKuen M. Social Communication and the Mass Policy Agenda. N.Y., 1981.
3 См.: Iyengars. A Kinder D.R. News that Matters. N.Y., 1987.
ции, определил набор различий между печатной и электронной коммуникациями (см. табл. 3).
Основные различия между печатной и электронной коммуникациями
Маклюэн разграничил «холодные и горячие» виды коммуникации, считая, что «холодное» средство требует большего соучастия аудитории для того, чтобы мысленно дополнить передаваемую ей информацию, а «горячие» средства требуют меньшего соучастия (см. табл. 4).
Особенности «горячих» и «холодных» средств массовой коммуникации
«Горячие» средства коммуникации
«Холодные» средства коммуникации
Источник: BergerA.A. Essentials of Mass Communication Theory. N.Y., 1995. P. 57, 59.
Чем более технически усложнено средство коммуникации, тем оно «холоднее», соответственно «холоднее» и спокойнее восприятие зрителя. Кино «включает» зрителя сильнее, активнее, чем просмотр телевидения, а телевидение сильнее, чем видео.
Актуализация значения маклюэновской теории в настоящее время происходит под повседневным воздействием мгновенности передачи все более интенсивно развивающимися коммуникационными технологиями любого количества сообщений — передачи, осуществляемой по всей планете, превращаемой ею в «глобальную деревню». Новейшие информационные технологии в медийной практике способны структурировать информационное сообщение, более того — трансформировать направленность мыслительных процессов и тем самым регламентировать способы мышления («как мыслить»). Важным становится. таким образом, не только информация, но и ее носитель. Об этом свидетельствует классическая фраза Маклюэна: «Носитель сообщения и есть само сообщение». Канадскому ученому принадлежит определение прямых и косвенных изменений в коммуникационном процессе: вследствие новых технологий меняются мыслительные процессы, социальные институты, вся социальная структура общества. Особое значение им уделяется анализу современного этапа в развитии массовой коммуникации, характеризуемого «мозаичностью» в переработке информации. Маклюэн полагает, что «электронная информация» строится не по линейному («последовательному») принципу; а по принципу «интервального сочетания». Линейная организация информации характерна для книжной культуры. «Мозаичная» позволяет организовывать информацию через интервалы, когда она обрабатывается «по диагонали», чтобы распознать наиболее интересующие фрагменты.
Современные тенденции развития массовой коммуникации позволяют говорить о переориентации технических средств с массового воздействия на межличностное и внутриличностное. Данные тенденции расширяют функции технических средств коммуникации в направлениях, способствующих децентрализации, повышению роли интерактивной коммуникации (акцент на обратной связи), увеличению широты смысловой и оценочной информации, повышению ее мотивированности через разнообразие форм обучения, внушения, убеждения.
В последние двадцать лет развивается социально-конструктивист- кий подход, который описывает СМИ как фактор, меняющий социальные реалии и представления о них у аудитории (С. Болл-Рокич, MJI. Дефлер, P.M. Энтман). Выдвигается идея о структурной эависи-
мости между средствами массовой коммуникации, аудиторией и социальной структурой общества: формируя определенные фреймы, СМИ реконструируют картину мира согласно социальному заказу, создавая искусственную информационную среду в обществе. При этом степень вовлеченности аудитории в такой тип коммуникации зависит от уровня нестабильности социальной системы. Чем нестабильнее общество, тем выше его потребность в информации, ориентировании, определении, установлении приоритетов. И чем выше уровень развития СМИ. тем ближе к центру место, занимаемое ими в обществе и больше зависимость от них аудитории.
Один из сторонников возрождения концепции значительного влияния средств массовой информации в политическом процессе Дж. Зеллер обращает наше внимание на то, что многие исследователи хотя и находят эмпирическое подтверждение значительного влияния средств массовой информации на общество, все же остаются осторожными в своих оценках и выводах, делая акцент не на прямом воздействии средств массовой коммуникации, а на вторичных аспектах влияния. Зеллер заявляет, что по крайней мере в сфере политических коммуникаций истинное значение средств массовой информации состоит в формировании установок граждан, и воздействие это огромно и долгосрочно. Данное утверждение было сделано в результате эмпирического исследования, проведенного Зеллером во время президентских выборов и выборов главы Демократической партии в США в 1984 г. Зеллер строит три коммуникативные модели, в которых и подтверждается гипотеза о том, что влияние СМИ возрастает с увеличением числа полученных сообщений и может принимать совершенно определенную форму, зависящую от относительной интенсивности коммуникационных потоков. В итоге он делает вывод о значительном влиянии средств массовой информации на индивидуальное и общественное сознание, на политические установки и поведение избирателей.
Однако Зеллер все же не берется однозначно интерпретировать полученные доказательства значительного влияния средств массовой информации, замечая, что некоторые его утверждения могут быть спорными. Но в целом проведенное им исследование имеет свои положительные стороны: во-первых, оно продемонстрировало, что широко распространенные модели минимального влияния средств массовой информации не столь однозначны; во-вторых, многие теоретические посылки о значительном влиянии средств массовой информации могут быть подтверждены в соответствующих условиях.
В итоге мы видим, что практически вся история исследований массовой коммуникации — это изучение способов влияния на общество через коммуникацию.
Очертим в сжатой форме наиболее важные стадии в изучении эффектов массовой коммуникации.
• Первая стадия (начало XX в. — вторая половина 1930-х гг.) — уверенность в непреодолимом влиянии СМИ. Основной целью коммуникации было признано изменение социальных установок, суждений реципиента с помощью определенным образом организованного сообщения и поведения коммуникатора.
• Вторая стадия (до 1960-х гг.) — утверждалось, что главный эффект СМИ состоит в усилении уже существующих установок, эффект воздействия кампании в печати минимален.
•Третья стадия (1970—1980-е гг.) — поиск новых мощных эффектов СМИ.
• Четвертая стадия (с 1980-х гг. по настоящее время) — влияние СМИ не считается универсальным, говорится о специальных коммуникационных технологиях, используемых в специальных обстоятельствах.
Характерно, что часть исследователей вернулась к представлениям о значительных возможностях воздействия массовой коммуникации. Этому способствовало, среди прочего, широкое распространение телевидения, имеющего иные аудиовизуальные возможности, чем радио и печать. Кроме того, были зафиксированы новые эффекты, отличные по своей природе от непосредственных и одномерных. Повышению интереса к этой области способствовало возникновение проблемы средств массовой коммуникации как возможного источника насилия и агрессивности в обществе.
Все современные исследования массовой коммуникации основываются на допущении, что СМИ оказывают влияние на общественное мнение. Так, медиацентрированная парадигма исследований массовых коммуникаций рассматривает аудиторию как объект воздействия, а эффективность коммуникации — как результат воздействия, выполнения социального заказа. Примером таких исследований могут быть работы школы экспериментальной риторики, или убеждающей коммуникации, где в лабораторных условиях изучались варианты воздействия (построение сообщения, характеристики коммуникатора и т.д.).
Человекоцентрированная парадигма изучает как основное звено в общении личность, реципиента, удовлетворение его потребностей и интересов в процессе коммуникации. Это варианты психологических или социально-психологических исследований восприятия без учета социального фактора.
И медиацентрированный, и человекоцентрированный подходы к изучению феномена массовой коммуникации дают интересные результаты, но их некоторая односторонность, ограниченность очевидны для современных исследователей. Наиболее плодотворным является объединение элементов обоих подходов в модель диалогического общения, когда аудитория рассматривается как партнер по общению.
Отечественный опыт исследования массовой коммуникации
Из сказанного видно, что мировой опыт исследований массовой коммуникации — это в первую очередь и по преимуществу опыт американский. В отечественной науке проблемы массовой коммуникации стали объектом самостоятельного теоретического анализа сравнительно недавно. Сам термин «массовая коммуникация» в Советском Союзе находился под запретом как буржуазный, периодически его предлагалось заменить термином «массовое общение», а та дисциплина, которая на Западе получила название «теория массовой коммуникации», у нас именовалась «социологией журналистики», причем специально оговаривалось, что советская социология журналистики не имеет ничего общего с западными исследованиями такого рода 1 .
Отечественная социология массовой коммуникации развивалась в основном в рамках журналистики, психологии, лингвистики, изучающей языковую коммуникацию, в русле исследования общественного мнения и социальных общностей как сфер, на которые непосредственно оказывает влияние деятельность средств массовой коммуникации.
Из дореволюционных исследований в России следует отметить отдельные исследования уровня грамотности потенциальной аудитории. Так, в 1895 г. вышла в свет интересная книга известного русского просветителя и книговеда Н.А. Рубакина «Этюды о читающей публике». В 1906 г. появилась интересная работа отечественного социолога В.М. Хвостова под названием «Общественное мнение и политические партии». Хвостов связывал зарождение общественного мнения с интересами определенных социальных групп. Очевидно, что опыт осмысления такого явления, как общественное мнение, накапливался, но исследования не были комплексными и рассматривали метод изучения, а не его предмет.
‘ Подробнее см: Дьякова Е.Г., ТрахтенбергАЛ. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999.
Что касается советского периода истории, то на исследователей, занимавшихся изучением различных аспектов функционирования средств массовой информации и пропаганды, оказывалось значительное идеологическое давление. Достаточно сказать, что статьи по этой теме обычно публиковались в сборниках под названием «Вопросы теории и методов идеологической работы». Поэтому изучение специфики деятельности средств массовой информации и эффективности их воздействия на аудиторию в лучшем случае осуществлялось под грифом «Для служебного пользования», а в худшем — не осуществлялось вообще (за исключением периода «оттепели» 1960-х гг., когда был проведен ряд любопытных исследований, особенно в Прибалтике).- И даже если такого рода исследования удавалось провести, на господствующую медиареальность они не оказывали ни малейшего воздействия.
В результате у западных исследователей даже складывалось впечатление, что советские средства массовой информации вообще не озабочены проблемой обратной связи с аудиторией. Так, М. Хопкинс, автор до сих пор не утратившего актуальности труда «Средства массовой информации в Советском Союзе» (1970), с недоумением писал: «Возникает вопрос, известны ли им [советским СМИ] самые элементарные технологии. Американский президент выступает с Посланием о положении в стране не более получаса, так как понимает, что массовая телевизионная аудитория скоро начинает скучать и теряет интерес. Телевизионная речь Брежнева по случаю 50-й годовщины образования СССР длилась четыре часа. Интересно было бы узнать рейтинг этой передачи» 1 .
Интерес к массовым коммуникациям носил скорее отвлеченно- теоретический характер, никак не связанный с практическими политико-идеологическими задачами управления большими массами людей с целью достижения заранее определенных результатов.
Впервые в отечественной научной литературе «официальное» определение массовой коммуникации появилось в 1983 г. в «Философском энциклопедическом словаре» в статье Ю.А Шерковина. Массовая коммуникация определялась там как «систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического,
1 Цнт по: Дьякова Е.Г., Трахтенберг А Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов.
политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей».
Сейчас ситуация изменилась. Исследование проблем конструирования реальности в процессах массовой коммуникации становится крайне актуальным. Социология массовой коммуникации рассматривается как специальная отрасль социологии (от лат. societas — общество и греч. logos — учение, слово) как науки, которая изучает структуры общества, их элементы, условия существования и социальные процессы, протекающие в этих структурах.
В целом социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. От других наук ее отличает то, что она изучает структурные единицы общества (личности, группы, слои, ассоциации), социальные связи между ними (действия, взаимодействия, социальные институты), а также динамику социальных структур (социальные изменения).
Социологическая наука представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает:
1) фундаментальные, общесоциологические теории;
2) специальные (частные) социологические теории (или «теории среднего уровня»);
3) конкретные (эмпирические) социологические исследования.
Первыми в структуре социологии названы теории наиболее высокого уровня общности. В социологии, как и в других науках, существует множество конкурирующих между собой общих теорий, таких, как теория социального действия М. Вебера, теория общественных формаций К. Маркса, структурно-функциональная теория Т. Парсонса, теория обмена П. Блау и др. Предметом исследования здесь выступает общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Эмпирической основой общесоциологических теорий являются данные прикладных исследований. Общесоциологические теории и эмпирические исследования связаны между собой. Если эмпирические исследования отражают изучаемые объекты с учетом конкретных условий и фактов, то общесоциологические теории представляют их в качестве абстрактных объектов, вскрывают существенные связи, отношения и закономерности.
Конкретные (эмпирические) социологические исследования устанавливают и обобщают социальные факты с помощью прямой или косвенной регистрации каких-то совершившихся событий. Полученные в ходе эмпирических (от греч. empeiria — опыт) исследований системы фактов и зависимостей составляют эмпирический базис социологического знания. Такие исследования опираются на разные
методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.).
Специальные социологические теории (теории среднего уровня) занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретно-социологическими исследованиями. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским социологом Р. Мертоном. Такие теории обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. Социология массовой коммуникации относится именно к специальным социологическим теориям. «
Выделение теорий среднего уровня дает возможность:
* создания теоретической основы для исследования без использования громоздкого понятийного аппарата общесоциологических теорий;
• осуществления тесного взаимодействия с реальной жизнью общества;
•демонстрирования преимуществ и убедительности социологических исследований в глазах специалистов несоциологических областей знания.
Социология массовой коммуникации — это социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации, социальную обусловленность и последствия их деятельности.
Объектам социологии массовой коммуникации является массово- коммуникативная деятельность как социальный институт. Предмет социологии массовой коммуникации определяется как совокупность закономерностей вышеуказанной деятельности, исследование которых определяет структуру социологии массовой коммуникации как науки и включает в себя все уровни — от теоретического до уровня эмпирических исследований, распространяющихся на изучение как объекта массово-коммуникативной деятельности — массовой аудитории, так и структур непосредственно самих массовых коммуникаций и средств их функционирования.
Существующие исследования массовой коммуникации традиционно разделяются на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, функционирования отдельных средств массовой коммуникации.
Традиционными для исследователей массовых коммуникационных процессов являются следующие вопросы:
* Кто и кому передает информацию? (Источники и потребители);
• Почему осуществляется коммуникация? (Функции и цели);
• Как происходит коммуникация? (Каналы, язык, коды);
• В чем состоит содержание коммуникации? (Объекты сообщения);
• Каковы последствия коммуникации? (Эффекты планируемые и непланируемые).
Если обратиться к отечественной социологии, то впервые всестороннее изучение деятельности средств массовой информации было реализовано в рамках проекта «Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов» под руководством Б.А. Грушина в Таганроге, Москве и Ростове-на-Дону (1967—1974). В частности, был осуществлен анализ аудитории, где теоретические выкладки сопровождались и обосновывались большой эмпирической базой. Был подробно проанализирован процесс потребления информации, выделены его характеристики и основные этапы, зафиксирована его картина на уровне приема сообщений, понимания информации, отношения к ней.
Говоря об исследованиях отдельных средств массовой информации, следует выделить масштабные проекты изучения телевидения (Б.М. Фирсов, конец 1960-х гг.) и печати (под руководством B.C. Ко- робейникова, 1977). Были получены данные, касающиеся информационных потребностей населения во взаимосвязи с социально-демо- графическими характеристиками. В частности, для того периода были отмечены следующие закономерности: до получения среднего образования наблюдался процесс увеличения информационных потребностей, причем особенно быстро при этом возрастала роль телевидения. Последующее повышение уровня образования резкого влияния на информационные потребности не оказывало.
В 1963 г. талантливый театральный критик и журналист В. Сап пак написал книгу «Телевидение и мы», которая актуальна до сих пор. Телевидение тогда еще только искало свои пути, до вступления в строй крупнейшего в Европе Останкинского телецентра оставалось четыре года. Но Саппак одним из первых попытался определить те качества, которыми привлекает людей телеэкран.
Телевидение создает эффект присутствия, поскольку с его помощью мы становимся свидетелями события в момент его совершения. Оно достоверно, поскольку, видя воочию событие на экране, мы можем самостоятельно судить о нем и делать выводы. Телевидение интимно, ведь любой из нас, усаживаясь перед телевизором, испытывает ощущение, будто именно к нему в дом пришло изображение, именно к нему обращаются с экрана. Саппак разглядел большое буду-
щее телевидения и как уникального средства информации, и как удивительного, синтетического искусства.
В отечественной социологии массовой коммуникации одним из центральных было положение о включенности личности в сферу деятельности газет, радио и телевидения через ряд объективных и субъективных факторов. Результаты исследования белорусских ученых показали, что процесс включения личности в сферу влияния средств массовой коммуникации характеризуется несколькими этапами. «На первом этапе человек стремится воспринять как можно больше сообщений, доверяет им, многое из воспринятого надолго запечатлевается в его памяти и активно используется во всех видах деятельности. Однако положение меняется, когда поток сообщений наталкивается на возросшую информированность людей, на более осознанные информационные потребности. На этом этапе влияние СМИ растет значительно медленнее и становится более опосредованным и фиксируется на одном уровне. Когда же объем информационных потребностей и уровень их осознания достигают определенного предела, влияние СМИ начинает снижаться или даже оборачиваться дисфункциональными эффектами, например эффектом бумеранга» 1 .
После 1991 г. на первый план выдвинулась сугубо политическая потребность: обеспечить наиболее эффективное манипулирование общественным мнением при смене общественного строя. Для решения этой задачи необходимо было исследовать средства массовой коммуникации прежде всего с точки зрения их манипулятивной применимости. При этом большинство теоретиков и практиков, занимавшихся данными вопросами у нас в стране, почти без изменения восприняли методологические подходы, обоснованные и неоднократно апробированные американскими специалистами. Однако применение коммуникационных технологий без учета национальной специфики не всегда приводило к тем результатам, которые ожидались и прогнозировались. Это обусловило более пристальный разносторонний интерес к исследованию феномена массовых коммуникаций в социологии и политологии.
Ученые говорят, что сегодня сложилось несколько направлений анализа данного феномена. Во-первых, анализ политико-идеологический, традиционно связанный с манипулятивными практиками. Акцент здесь делается на достижение оптимальных результатов при фор-
1 Монаев О. Т. Включенность личности в сферу влияния средств массовой информации // Социологические исследования. 1984. № 4.
мировании у масс при помощи коммуникационных технологий нужных мотивационных и поведенческих установок. Это направление представлено в научной литературе лучше всего.
Во-вторых, массовые коммуникации исследуются в социологическом аспекте, с соблюдением «научности» и объективности. В рамках этого направления стали появляться работы, связанные с различными сферами коммуникационных связей, с анализом их специфики при учете статусно-ролевых и ценностных иерархий в обществе.
В-третьих, массовые коммуникации исследуются в контексте социально-психологических наук. В этом плане особый интерес в последнее время стали вызывать работы психологов «русской школы», активно разрабатывающих вопросы коммуникаций в дореволюционный период (В. Бехтерев, Н. Укач-Огорович, Н. Кареев и др.).
Таким образом, можно сказать, что сегодня формируется межпредметное поле изучения массовых коммуникаций. Стали складываться национальные научные школы, хорошо заявившие о себе и в прикладном, и в теоретическом плане. Можно ожидать, что постепенно будет возрастать эффективность использования средств массовой коммуникации при решении конкретных задач развития российского общества.
источник