Меню Рубрики

Экономическая наука как объект методологического анализа

1.1. Объект и предмет исследования экономической науки 1

1.2. Методы экономической науки 3

1.3. Эволюция экономической науки 6

1.4. Объективные условия и противоречия экономического развития 10

Современная экономика обычно рассматривается с двух точек зрения: как сфера хозяйственной деятельности людей, обеспечивающая их всем необходимым, и как наука, изучающая данную сферу.

Экономика как сфера жизнедеятельности людей появилась на заре существования человечества, ещё в Древней Греции. Сам термин произошёл от слов «ойкос» — дом или хозяйство, и «номос» — учение или закон. Экономика – это совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда. Экономика как самостоятельная наука, представляющая собой систему экономических знаний, стала формироваться примерно в ХVвеке.Экономика – это наука о хозяйственной деятельности, способах её ведения, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Современная экономическая наука в зависимости от своей предметной областитрадиционно подразделяется на два больших раздела: макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, посвящённый изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, её хозяйству в целом. Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом, как единую интегрированную систему, оперирует сводными, обобщающими показателями, такими, как национальное богатство, валовый национальный и валовый внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции и т.д. Одновременно макроэкономика изучает средние по стране экономические показатели, такие как средние доходы, средняя заработная плата, средняя производительность труда и т.д. Макроэкономика уделяет большое внимание проблемам инфляции, безработицы, торгового (экспортно-импортного) баланса, состоянию финансовой системы страны. В сфере её внимания находятся экономические циклы и государственное управление экономикой.

В отличие от макроэкономики, микроэкономика изучает поведение отдельно взятых обособленных самостоятельных экономических единиц. Микроэкономика (microeconomics) – область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, потребителей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними, отдельных рынков.Микроэкономика имеет дело с такими субъектами экономики, как производители (продавцы) и потреби­тели (покупатели), объясняя их поведение, исследуя экономические отношения между ними по поводу про­изводства, обмена, распределения и потребления экономических благ.

Таким образом, объектами исследования экономики как науки являются хозяйствующие субъекты (производители и потребители). В качестве предмета со­временной экономики признаются экономические отноше­ния между хозяйствующими субъектами по поводу эффективного использования ограниченных ресурсов; принятия решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Как наука экономика выполняет определённые функции, под которыми понимаются те виды и направления деятельности, которые она выполняет:

познавательная — познание мира экономических явлений, доступное объяснение закономерностей протекания хозяйственных процессов и формирование экономической грамотности;

теоретическая –познание сущности экономических процессов, разработка системы экономических категорий и законов;

методологическая — разработка системы методов экономического анализа поведения хозяйствующих субъектов;

аналитическая — использование методов экономического анализа для обработки экономических данных, выявления трендов, закономерностей, подведения итогов исследования, формулирования выводов;

прогностическая — построение прогнозов дальнейшего развития ситуации на базе сделанных ранее аналитических выводов;

практическая (прагматическая) – разработка теоретически обоснованных практических рекомендаций, направленных на совершенствование сложившегося хозяйственного механизма, улучшение экономической реальности;

идеологическая (воспитательная) – защита сложившейся системы ценностей и приоритетов социально-экономического развития, которая выступает в качестве своеобразного ориентира при формировании экономического сознания.

Изучение экономической науки происходит через познание её категорий, представляющих собой обобщения, раскрывающие сущность экономических явлений и процессов, научные абстракции, выражающие экономические отношения. Экономические категории – это важнейшие понятия экономической науки, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономических явлений и процессов, например, деньги, стоимость, цена, труд и т.д. Категории выражают в объектах изучения лишь их общие черты. Так, категория «деньги» включает рубли и доллары, монеты и бумажные купюры, т. е. предметы, различающиеся по многим параметрам, но объединяемые единым свойством быть деньгами. Экономические категории носятобъективный характер, отражают конкретные производственные отношения,историчныпо своей природе (при переходе от одного способа производства к другому одни из них отмирают, а другие возникают). Выведение экономических категорий – промежуточный результат теоретического исследования. Наиболее важной и сложной проблемой экономической теории является формулирование и познание экономических законов.

Экономические законы — установленные на основе опыта, практической деятельности, выявленные путём научных исследований устойчивые, существенные связи, взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями, характеризующими их величинами и показателями. Экономические законы, как и законы природы, носят объективный характер, т. е. возникают, развиваются и действуют в реальном хозяйстве независимо от воли и сознания людей и вне зависимости от того, открыты они исследователями или нет. Но в отличие от законов природы они действуют и проявляют себя лишь в процессе хозяйственной деятельности людей. Если юридические законы принимаются, изменяются и отменяются людьми, то экономические законы люди могут лишь познать и применять в хозяйственной практике. Экономические законы также историчны по своей природе, их содержание и формы проявления зависят от уровня развития производительных сил общества, от типа собственности на средства производства, характера хозяйственных связей между субъектами производственных отношений и т.д. Примерами экономических законов могут служить закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон денежного обращения и т.д.

источник

Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

В методологии общей экономической теории можно выделитьнесколько главных подходов:

2) неопозитивно-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Кенэ – вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д. Рикардо). Главное внимание при рационалистическом подходе уделялось стоимости, цене, экономическим законам. Такой подход позволял признавать деление общества на классы, в отличие от позиции субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, – и в этом диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции (по-латински «abstractio» – отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

Функционально, т.е. с позиции выполняемых функций, экономические категории можно квалифицировать трояко. Во-первых, они есть средство, инструмент, отражающий реальную действительность, экономические явления и процессы, которые имеют место в реальной действительности. Во-вторых, они служат орудиями познания реальной экономической действительности. И, в-третьих, в определенных условиях, когда общество получает возможность административного использования экономических законов (господство общественной собственности), экономические категории становятся орудием командного воздействия человека на экономические явления и процессы.

Если экономические категории рассматривать с позиций хозяйственного механизма, то все они (или подавляющее большинство) приобретают характер показателей. Это могут быть показатели планирования, учета и отчетности, т.е. показатели хозяйственной деятельности каких-то структурных подразделений экономики или всего общественного производства, показатели экономического и материального стимулирования.

Экономические категории имеют свой генезис, политико-экономическое содержание, функциональное назначение и сферы возможного применения. Генезис экономической категории, как правило, отражает те экономические условия, в рамках которых она возникает.

Экономическими процессами в обществе управляют внутренние, присущие им законы – законы общественных действий людей или экономические законы. Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления, закон и сущность – понятия однородные (однопорядковые) и выражают глубину познания человеком явлений, мира. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутрен­нюю сущность явления.

Чтобы дать определение экономическому закону, необходимо вспомнить философское определение закона. Закон – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление и как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Это определение можно полностью отнести и к экономическому закону. Именно то, что не случайно, а типично, постоянно, составляет внутреннюю сущность экономических явлений и процессов, выражают экономические законы.

Не следует смешивать экономические законы с законами природы, также как и с законами естествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1) естественные законы – это законы природы, экономические – это законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2) естественные законы – вечны, экономические носят исторический характер;

3) открытие и применение естественных законов проходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отмирающих сил общества.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы;

2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);

3) общие экономические законы.

Специфические экономические законы – это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и т.п.

Особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы — законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон разделения общественного труда.

Экономический закон выражает не только порядок изменения экономических явлений и процессов в результате их развития, но и способ их существования, характер их внутренней органи­зации. Законы можно разделить на две большие категории: законы строения и функционирования и законы развития.

В первом случае это законы, характеризующие внутреннюю связь элементов системы и условия сохранения целостности материальной структуры объекта, ее относительной устойчивости в процессе непрерывных изменений.

Во втором случае это законы, характеризующие определенную последовательность, ритм, темп и т.п. перестройки самих материальных структур, связь между различными соотношениями системных объектов.

Характерно, что, чем выше уровень развития системы, тем сильнее проявляется различие между законами функционирования и развития.

Следует считать установленным совпадение категорий «закон» и «внутренняя форма». Внутренняя форма (структура) как закон предполагает непрерывное изменение содержания. Изменение понимается при этом как подвижность, динамичность содержания в рамках относительно устойчивой формы – закона движения, способа организации объекта. Что же касается закона развития, то он характеризует способы существенного преобразования объекта, т.е. такого изменения, когда налицо не только подвижность содержания, но и существенное преобразование самой внутренней формы (структуры). Следовательно, речь должна идти об обратимых и необратимых изменениях в объекте.

Если законы функционирования воздействуют на ход развития не непосредственно, а опосредованно, в той мере, в какой они влияют на объединяющие элементы структуры, то преобразование внутренней структуры обусловлено не обычной, а особой, экстремальной подвижностью элементов. Она достигается в том случае, когда изменение условий внешней среды приводит не просто к изменению состояния системы, а к такой ее перестройке, которая существенно изменяет ее внутреннюю структуру. Законы развития как бы подчиняют себе законы действия. Законы функционирования не способны сами по себе объяснить процесс развития: они только раскрывают способ движения, его механизм.

Лишь переход от изучения законов функционирования одной системы к исследованию множества (ансамбля) систем, различающихся по своей структуре и характеру функционирования, дает возможность подойти к пониманию процессов развития.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на сос­тавные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

В соответствии с методом логического восхождения от простого к сложному курс лекций строится таким образом, что после введения и знакомства с общими основами теории рыночного хозяйства нам предстоит изучить сначала микроэкономику – экономическую среду, определяющую характер поведения отдельных рыночных субъектов (предприятий-производителей и потребителей), затем макроэкономику – систему национального хозяйства и, наконец, завершается курс переходом к исследованию мирового хозяйства – глобальной экономики.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики. График представляет собой изображение зависимости между двумя переменными (например, между количеством осадков в месяц и продажей зонтиков). Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) – на вертикальной оси.

Когда величины обеих переменных изменяются и одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии. Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей линии – отрицательным. Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон. Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности. В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми. Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот.

При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализы. На основе этого различают позитивную и нормативную экономические теории. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле, увидеть то, что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки – «справедливо» или «несправедливо», «плохо» или «хорошо», «допустимо» или «недопустимо».

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, хотя большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

В качестве инструмента исследования экономической реальности часто используют системный подход и системный анализ.

Системный анализ в узком смысле слова – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научно-технического характера.

В широком смысле термин «системный анализ» иногда употребляют как синоним системного подхода.

Важнейшие принципы системного анализа:

1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей;

2) проблему необходимо рассматривать как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

4) цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.

Системный подход – направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Основные принципы системного подхода:

1. Понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании.

2. Системный подход содержит в себе новую по сравнению с предшествующими схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостного объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями: для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т.е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление.

3. Из важного для системного подхода представления о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства анализа, его структуру и динамику.

Таким образом, экономическая теорияэто системное описание действительности на основе ее отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик посредством определений, понятий, категорий, представленного как закон, правило или модель хозяйст­венной жизни.

Усложнение отражения экономической реальности сопровождается разработкой новых парадигм.

Научная парадигма включает в себя основополагающие предпосылки, методы исследования, принятые в той или иной науке, а также представления ученых о способах решения научных проблем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Современная философия изучает экономическую науку в двух основных аспектах: как отрасль знания и как вид человеческой деятельности.

Наиболее традиционный аспект философского исследования науки — эпистемологический. Он фокусирует внимание на конечном продукте научной деятельности — системе научного экономического знания, ее структуре и генезисе. Развитие научного знания рассматривается прежде всего в его собственной внутренней логике при относительно пассивной роли социокультурной среды.

Структура экономического знания с точки зрения его содержания определяется дифференциацией научно-исследовательских программ и сложившихся на их основе научных направлений, школ и традиций. В основе каждой научно-исследовательской программы лежит ее ядро: набор базовых установок, составляющих картину экономической реальности, или онтологию. Конкретное воплощение эти установки находят в научной терминологии, тематике исследований, а также в идеалах и нормах научной работы в данной области. Одно из главных направлений развития экономики как науки – расширение спектра научно-исследовательских программ.

Механизм генерирования новых знаний охватывает широкий круг традиционных проблем эпистемологии и методологии в узком смысле слова (как учения о методах научного исследования). Взгляды экономистов на происхождение и природу научных знаний и научного метода складывались под влиянием общенаучных методологических стандартов, отражавших опыт наук-лидеров. В разное время в этой роли выступали математика и астрономия, теоретическая физика и эволюционная биология.

Функциональная структура научного экономического знания включает:

· эмпирическое знание (совокупность фактов, получивших истолкование в рамках соответствующей теории и составляющих ее эмпирический базис);

· онтологическое знание, состоящее из обобщенных представления о предметной области, согласованных с более широкими мировоззренческим установками;

· инструментальное знание и навыки по технологии исследовательской работы;

· инструментальное знание и навыки прикладного характера, составляющее основу искусства экономики (включая значительный корпус опытного знания).

Экономическая теория – это систематизированное знание об устойчивых, повторяющихся связях в экономических явлениях и процессах, их структурных характеристиках, закономерностях функционирования и тенденциях развития. Экономическая теория служит для объяснения экономических фактов, лучшего понимания и предвидения хозяйственно-политических событий. Экономическая теория в узком смысле слова – это частная совокупность взаимосвязанных между собой научных понятий и суждений, характеризующих определенную зависимость между элементами (состояниями, свойствами) экономической реальности. Совокупность теорий разного уровня составляет экономическую теорию в широком смысле слова.

Экономические теории строятся из соответствующих понятий — экономических категорий) и включают, как правило, следующие элементы:

· исходные посылки (аксиомы, постулаты);

· теоретические утверждения, или выводы (законы, теоремы, гипотезы, предвидения и т.п.);

· свидетельства правдоподобности (истинности) теоретических выводов или условия проверки гипотез.

Экономические категории – это абстрактные теоретические понятия, обозначающие основные элементы экономической реальности: напр., «экономический человек», «фирма», «капитал»; их состояния («экономическое равновесие») или свойства («стоимость», «предельная полезность»). Содержание категорий зависит от теоретического контекста: категории, выражаемые одинаковыми терминами, но используемые разными научными школами, часто имеют разное содержание (напр., «капитал» в теориях А. Смита, К. Маркса, Е. Бем-Баверка и Д.Б. Кларка).

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 140 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Экономическую науку иногда называют «мирской философией»: она обращена к проблемам повседневной жизни людей и стремится осмысливать их систематически и научными методами. Впрочем, что именно подлежит осмыслению и какими средствами оно достигается — это вопросы, на которые нет однозначных ответов. Более того, разные варианты ответов на эти вопросы служили основой формирования научных школ и целых направлений экономической мысли, что во многом определило и логику развития экономической науки, и современную палитру экономического знания.

В данной работе представлена общая характеристика экономики как науки (разд. 1); рассмотрены идеалы научности, определившие ее первоначальный облик (разд. 2), эволюция представлений об экономике как объекте познания (разд. 3) и взглядов на методы изучения хозяйственных явлений (разд. 4), роль ценностного и, в частности, этического начала в экономической науке (разд. 5), наконец, развитие современной экономической методологии как составной части науки (разд. 6).

Современная философия изучает экономическую науку в двух основных аспектах: как отрасль знания и как вид человеческой деятельности.

Наиболее традиционный аспект философского исследования науки — эпистемологический. Он фокусирует внимание на конечном продукте научной деятельности — системе научного экономического знания, ее структуре и генезисе. Развитие научного знания рассматривается прежде всего в его собственной внутренней логике при относительно пассивной роли социокультурной среды.

Структура экономического знания с точки зрения его содержания определяется дифференциацией научно-исследовательских программ и сложившихся на их основе научных направлений, школ и традиций. В основе каждой научно-исследовательской программы лежит ее ядро: набор базовых установок, составляющих картину экономической реальности, или онтологию. Конкретное воплощение эти установки находят в научной терминологии, тематике исследований, а также в идеалах и нормах научной работы в данной области. Одно из главных направлений развития экономики как науки — расширение спектра научно-исследовательских программ.

Механизм генерирования новых знаний охватывает широкий круг традиционных проблем эпистемологии и методологии в узком смысле слова (как учения о методах научного исследования). Взгляды экономистов на происхождение и природу научных знаний и научного метода складывались под влиянием общенаучных методологических стандартов, отражавших опыт наук-лидеров. В разное время в этой роли выступали математика и астрономия, теоретическая физика и эволюционная биология.

Функциональная структура научного экономического знания включает:

эмпирическое знание (совокупность фактов, получивших истолкование в рамках соответствующей теории и составляющих ее эмпирический базис);

онтологическое знание, состоящее из обобщенных представления о предметной области, согласованных с более широкими мировоззренческим установками;

инструментальное знание и навыки по технологии исследовательской работы;

инструментальное знание и навыки прикладного характера, составляющее основу искусства экономики (включая значительный корпус опытного знания).

Экономическая теория — это систематизированное знание об устойчивых, повторяющихся связях в экономических явлениях и процессах, их структурных характеристиках, закономерностях функционирования и тенденциях развития. Экономическая теория служит для объяснения экономических фактов, лучшего понимания и предвидения хозяйственно-политических событий. Экономическая теория в узком смысле слова — это частная совокупность взаимосвязанных между собой научных понятий и суждений, характеризующих определенную зависимость между элементами (состояниями, свойствами) экономической реальности. Совокупность теорий разного уровня составляет экономическую теорию в широком смысле слова.

Экономические теории строятся из соответствующих понятий — экономических категорий) и включают, как правило, следующие элементы:

исходные посылки (аксиомы, постулаты);

теоретические утверждения, или выводы (законы, теоремы, гипотезы, предвидения и т.п.);

свидетельства правдоподобности (истинности) теоретических выводов или условия проверки гипотез.

Экономические категории — это абстрактные теоретические понятия, обозначающие основные элементы экономической реальности: напр., «экономический человек», «фирма», «капитал»; их состояния («экономическое равновесие») или свойства («стоимость», «предельная полезность»). Содержание категорий зависит от теоретического контекста: категории, выражаемые одинаковыми терминами, но используемые разными научными школами, часто имеют разное содержание (напр., «капитал» в теориях А. Смита, К. Маркса, Е. Бем-Баверка и Д.Б. Кларка).

Теоретические понятия не идентичны по содержанию с одноименными эмпирическими понятиями: так, величина «теоретического» валового внутреннего продукта (ВВП) никогда не совпадает с ВВП, как его рассчитывает статистика — хотя бы из-за неизбежных условностей статистического учета.

Исходные постулаты теории (напр., «труд — источник богатства», «фирма максимизирует прибыль», «ожидания экономических агентов рациональны») могут иметь разное происхождение: отражать повседневный опыт, заимствоваться из религиозных представлений или философской картины мира, наконец, приниматься условно (конвенционально) как удобное упрощение. Впрочем, момент условности присущ даже тем постулатам, которые кажутся самоочевидными. Именно поэтому не существует абсолютно достоверных теорий.

Теоретическая модель — рабочий инструмент исследователя, при помощи которого теоретические понятия и реальность соотносятся между собой. Модель упорядочивает понятия, устанавливая между ними связи и отношения, которые предположительно соответствуют связям и отношениям реального мира. Сопоставление результатов логического анализа свойств модели с характеристиками реальности для последующей корректировки модели — важнейшее средство разработки теории. В экономической науке применяется широкий спектр моделей: от простейших метафор, аналогий и вербальных (словесных) схем, используемых в научных рассуждениях (мыслительных экспериментах), до сложных математических моделей и компьютерных имитационных систем. Первой четко выраженной экономической моделью, отображавшей кругооборот общественного продукта, была «Экономическая таблица» Ф. Кенэ (1758 г.), построенная на метафоре кровообращения. В современной экономической науке неуклонно возрастает роль формализованных математических моделей, преимущество которых связано с возможностью надежного прослеживания сложных цепочек взаимосвязей между параметрами и переменными. В зависимости от творческой задачи могут применяться как модели-аппроксимации, призванные отображать реальность как можно ближе к оригиналу, так и модели-карикатуры, намеренно искажающие общую картину с тем, чтобы оттенить отдельные ее черты. Примером такой модели-карикатуры может служить модель рынка с нулевыми трансакционными издержками, позволившая сформулировать «теорему Коуза».

Цели теоретического анализа варьируют в зависимости от методологических установок ученого: эмпиристские установки требуют выдвижения научных фактов или предвидений; рационалистические установки — обобщающих выводов: законов, теорий. В любом случае экономическая теория имеет дело с утверждениями, устанавливающими связь между понятиями (законами науки); степень их соответствия законам реального мира и, соответственно, область их применимости всегда ограничена их предпосылками.

Экономическая наука включает теории, различающиеся по степени общности, сложности, формализованности — такие как: количественная теория денег и трудовая теория стоимости, законы Грэшема и Сэя, закон тенденции нормы прибыли к понижению Маркса и законы Госсена, теория длинных волн Кондратьева и принцип мультипликатора Кейнса, уравнения Слуцкого и эффект Пигу, кривая Лоренца и др.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Теории делятся на позитивные и нормативные: первые ограничиваются суждениями о том, что есть, т.е. суждениями, подтвержденными фактами, или в принципе проверяемыми путем обращения к фактам; вторые содержат ценностные суждения, т.е. суждения о том, что должно быть. Это различие часто имеет условный характер, поскольку нормативное начало может неявно содержаться в исходных постулатах теории.

Теория получает признание в качестве истинной или хотя бы правдоподобной, если есть подтверждающие ее факты и нет опровергающих. Предпосылки теории могут не совпадать с обстоятельствами появления фактов, а отнесение факта к существенным для теории или, напротив, к сопутствующим и случайным — не всегда очевидно. Кроме того, чтобы установить любой факт, внимание наблюдателя должно быть определенным образом сфокусировано. Теория — не что иное, как способ такой фокусировки, поэтому факты, как правило, нельзя считать независимыми от теории.

Начиная с 80-х гг. ХХ в. в экономической методологии сложились новые подходы — риторический и институционально-социологический — рассматривающие экономическую науку в единстве собственно научного знания и механизмов функционирования научного сообщества. Разнообразие направлений и школ экономической мысли с разными, порой несовместимыми методологическими установками, потребовало переосмысления прежних наивных представлений о возможности установления общего, обязательного для всех методологического стандарта. В современной экономической методологии широкое признание находит принцип методологического плюрализма, согласно которому учёный свободен в выборе средств исследования, правда, при условии чёткой идентификации собственных методологических принципов (или принципов научной школы, в рамках которой он работает) и готовности к их критическому обсуждению. Последнее необходимо, чтобы плюрализм не выродился во вседозволенность, препятствующую эффективному профессиональному общению в рамках научного сообщества. В этих условиях меняются функции экономической методологии. Традиционная нормативная функция, предписывающая как должно вести исследования, теряет былое значение. Методология становится дескриптивно-аналитической, изучающей, как фактически генерируются новые знания, ведутся исследования, функционирует научное сообщество. Формируется ее профессионально-этическая функция, призванная в условиях методологического плюрализма и растущей дифференциации знания совершенствовать механизмы внутринаучной коммуникации и содействовать взаимопониманию между экономистами разных специализаций и научных направлений.

источник

Особенности методологии экономической науки следует рас­сматривать в связи с проблемой ее научного статуса и предметного самоопределения.

Сложный характер экономической методологии обусловлен природой экономической науки, связанной с целенаправленной деятельностью людей [14].

эти методы основаны на механистическом понимании взаимодей­ствия элементов природы» [14].

Предметом методологии экономической науки является: 1) изу­чение принципов, используемых при построении и обосновании различных систем экономического знания; 2) совокупность ме­тодов, средств и приемов, с помощью которых приобретается новое знание; 3) набор методов анализа имеющегося экономического знания, его структуры, места и роли в ней разных форм познания.

В связи с этим можно назвать следующие цели и задачи экономи­ческой методологии (по А.М. Орехову): 1) исследование основных методов экономической науки; 2) анализ основных исследова­тельских программ (парадигм), существовавших в истории эконо­мической мысли, а также периодов их смены, т.е. «научных рево­люций» (по терминологии Т. Куна); 3) выведение и изучение клю­чевых этапов экономического исследования, а также рассмотрение процедуры «научного открытия» в экономической науке; 4) анализ проблемы истины в экономической науке, а также исследование ее критериев и основных способов подтверждения (здесь проблемы экономической методологии пересекаются с проблемами экономи­ческой эпистемологии); 5) исследование места и значения эконо­мической методологии в системе общей методологии социальных и естественных наук, в частности влияния методологии других наук на экономическую методологию и воздействия последней на мето­дологию иных областей знания; 6) изучение основных мировоз­зренческих стандартов и идеалов экономической науки [11].

Таким образом, экономическая наука в силу определенных исто­рико-социальных условий до сих пор занимает посредствующее по­ложение между естественными и социальными науками, с одной стороны претендуя на изучение хозяйственного аспекта общест­венной жизни в общем и человеческого поведения в частности, а с другой стороны стремясь к естественно-научной объективности в духе методологии позитивизма. Такое положение порождает определенные теоретико-методологические и — как мы видим се­годня — практические проблемы в рамках экономической науки и экономической и социальной политики.

Методы экономического познания

Используемые экономической наукой методы познания можно разделить на следующие группы.

Первая группа — методы, заимствованные экономикой из фи­лософии (диалектический, метафизический, критический, струк­турно-функциональный методы и др.), в приложении к экономике обретают определенную специфику.

Остановимся на некоторых из этих методов.

Классические философские методы:

• трансцендентальный (метафизический) метод основан на вы­

явлении совокупности необходимых условий (видимых и не­видимых), при которых возможна данная вещь, данная эконо­мика, переходя из невидимых состояний в состояния видимые. В другой интерпретации метафизического метода последний противопоставляется диалектическому методу как исследование предметов и явлений в их статике;

• диалектический метод помогает выявить действующие в эконо­мике разрешимые и неразрешимые противоречия, которые яв­ляются внутренним источником ее развития;

• критический метод, созданный И. Кантом, запрещает в эконо­мических исследованиях пользоваться догмами, фактами, пра­вилами, аргументами ad hominem, ибо им противостоят эти же факторы, но с противоположным знаком. Так как источником всех проблем служит разум, порождающий противоречия, анти­номии, споры, то нормальное исследование должно провести фундаментальную критику самого разума, проверить его эпис­темологическую вменяемость и правомочность;

• герменевтические методы видят тайны во всех предметах, в куль­туре, в экономике. Причем, тайны не как атрибут незнания, а как особые онтологические реалии, которые не раскрываются познанием, а только интерпретируются. Есть языковые, смы­словые, логические, исторические, технические, инструмен­тальные, философские и экономические интерпретации. Герме­невтика — это искусство и метод интерпретации, постижения смыслов непостижимых тайн. В этом плане вся экономика, все ее категории суть сплошные герменевтические реалии. Стои­мость, деньги, цена и др. познаваемы и непознаваемы, охраняют свои тайны от человеческого любопытства. Эти тайны нужно признать и работать с ними как с особыми объектами. Если мы думаем, что раскрыли эти тайны, то в итоге получаем заблу­ждения, которые разоблачает только горький опыт кризисов. Понимание экономики требует признания ее непостижимых

тайн, которые аналогичны иррациональным числам в матема­тике;

• эволюционные методы представляют собой рассмотрение эко­номики в ее развитии. Развитие — парадоксальный процесс, поскольку прогресс, инновации не говорят ничего о своих ко­нечных целях. И мудрый Ч. Дарвин не определил конечную точку естественного отбора;

• феноменологические методы (Э. Гуссерль, А.Ф. Лосев) рассмат­ривают предметы, экономику как самодостаточные реалии, которые являются и причинами, и следствиями, и условиями самих себя. В этих методах экономика не разделяется на сущ­ность и явление, а трактуется как единый организм, в котором каждому фактору присущи свойства сущности и явления;

• структурно-функциональные методы рассматривают вещи и эко­номику как комплекс неизменных структур, которые опре­деляют все их феноменальные проявления, или с точки зрения тех функций, которые выполняет та или иная часть экономики (экономического объекта, экономического явления);

• исторические методы требуют изучать предметы и экономику в качестве структурированных процессов, проходящих в своем развитии несколько стадий. В экономических процессах можно выделить пять фаз: 1) формирование предпосылок, условий («первоначальное накопление» экономизма); 2) превращение условий и предпосылок в экономическую причину; 3) превра­щение причины в экономическую систему; 4) переход системы в экономическое развитие; 5) экономический кризис и кру­шение системы. Содержание исторического метода раскры­вается на различных этапах. На каждом этапе прослеживается связь с другими методами. Например, на первом этапе — с ге­нетическим методом; на втором — с причинно-следственным подходом; на третьем — с системным методом; на четвертом — с диалектическим методом; на пятом — с эсхатологическим ме­тодом.

Методы, связанные с характером экономических явлений:

• идиографический метод познания опирается на признание еди­ничности, единственности, абсолютной неповторимости и даже уникальности каждого предмета и события, каждой экономи­ческой системы. Основным средством данного метода явля­ется анализ экономики в контексте максимальной замкнутости (это — здесь — теперь). Данный метод был предложен предста­вителями фрайбургской (баденской) школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом (конец XVIII — начало

XIX в.). Выделение идиографического метода и его противопо­ставление методу номотетическому было связано с дискуссией о специфике «наук о духе», в частности истории;

• номотетический (греч. nomos — закон) метод призван выделять в экономических явлениях общее, сходное, которое тракту­ется как их закон и как их постоянное содержание. Основная проблема этого метода заключена в авторстве закона. Предмет диктует разуму законы или же разум сам законодательствует? Выбор предмета в этой дилемме определяет объективность экономического знания. Номотетический метод господствовал в науке со времен И. Канта, обосновавшего важность общего в научном познании действительности.

Методы познания, выделенные в контексте понимания сущности части и целого и их соотношения:

• холистские методы признают реальность только за целым, требуя изучать экономику путем выявления механизмов, посредством которых целое взаимодействует со своими частями;

• меристские методы признают реальность только за частями, которые делегируют часть своих свойств зависимой от них системе. Так, физики, определяя взаимодействия двух элект­ронов, ничего не могут сказать о поведении третьего электрона. С позиции такого подхода невозможно построить модель пове­дения трех человек, трех товаров, ибо всякая единичность имеет свои неотъемлемые права, которые несводимы к системе.

В экономической науке различие этих методов было по-новому осмыслено в рамках «спора о методах». (Подробнее об этом см. гл. 10.)

Методы познания, выделенные в отношении возможности форма­лизации экономических процессов и явлений:

• качественные — применяются в экономике там, где необходимо

создать содержательный прогноз по развитию фирмы, отрасли, экономического процесса или явления. Применение каче­ственных методов происходит там, где перед исследователем стоит задача поиска причин явления и понимания его специ­фики. Чаще всего экономисты используют [3]:

а) наблюдение (прямое или скрытое) как «преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятель­ности» [8]. К наблюдению также относят составление поведен­ческих карт (фиксация практики потребления индивида или домо­хозяйства посредством «скоростного фотографирования»); путеше­ствие потребителя (скрытое сопровождение потребителя в течение определенного времени с целью установить особенности потре-

бительского стиля индивида или домохозяйства); метод кейсов (анализ конкретных, обычно проблемных и имеющих не одно ре­шение ситуаций);

б) интервью — ряд достаточно различающихся между собой методов, которые объединяет наличие процесса коммуникации. Среди таких методов можно указать, во-первых, три типа интервью (экспертное, глубинное и интервью с потребителями, относящи­мися к «крайним» категориям, — они или знают все о предмете исследования, или не знают о нем ничего); фокус-группа (руково­димая ведущим групповая дискуссия, имеющая определенную тему и сценарий); метод дневника (личные истории о потреблении тех или иных товаров и услуг); экспертная оценка по методу Дельфи (Дельфийский метод; процесс выработки некоего обобщенного мнения на основании частных мнений различных экспертов); мозговой штурм (групповая работа над проблемой или ситуацией по определенным правилам, важнейшее из которых — отсутствие оценочного отношения к предложениям членов группы на стадии начальной разработки идеи); проекционный метод (форма спон­танного опроса, когда опрашиваемый высказывает свои скрытые мысли о предмете опроса, предлагая или свои ассоциации по теме, или вариант завершения описанной ситуации, или выражая свои эмоции относительно ситуации и т.д.);

в) эксперимент — применяется ограниченно, нацелен на опытную проверку гипотез относительно, например, пове­дения потребителей в изменившейся среде, функционирования отдельных фирм или отраслей экономики в новых условиях;

г) моделирование бизнес-процессов — создание более или менее реалистичной логической взаимосвязи всех элементов кон­кретного процесса или ситуации, иногда с включением внешних факторов, влияющих на бизнес-процесс;

д) контент-анализ — подразумевает изучение содержания тек­стов, представленных в различных формах (на сайте, в документах и пр.), обычно в контексте социальных взаимосвязей, находящих свое отражение в анализируемом содержании;

е) дерево решений — пограничный с количественными ме­тодами, так как осуществляется с помощью компьютерных тех­нологий и связан с анализом большого объема данных. Но и при малом количестве данных этот метод успешно применяется, на­пример, в банках, когда необходимо принять решение о выдаче кредита физическому или юридическому лицу. В основе данного метода лежат принципы формальной логики, определяющие четкую структуру всей процедуры.

Перечисленные нами количественные методы не являются специфичными для экономики, но применяются и в других со­циальных науках (социологии, психологии), откуда и пришли в экономику.

Количественные методы применяются в экономике более ши­роко; в их основе лежит использование показателей, отражающих характеристики экономических явлений, процессов и ситуаций. Количественные методы делятся на методы познания:

• экономико-математические — способы и приемы экономической науки и прикладной математики, применяемые для количе­ственного анализа экономики (стохастический анализ, опреде­ляющий вероятностную связь факторов и результата и др.);

• статистические — методы описания и изучения массовых яв­лений, допускающих количественное (численное) выражение (дискриминантный и логистический регрессионные анализы, которые указывают на различия между двумя или более груп­пами, основанные на нескольких характеристиках, и др.);

• бухгалтерские — методы обработки информации для опреде­ления экономических показателей (калькуляция — это метод исчисления себестоимости изготовления продукции или выпол­ненных работ, предоставленных услуг и др.).

Вторая группа — методы, экспортируемые философией в есте­ственные науки, а затем и в социально-гуманитарные науки, в том числе в экономику. Хорошим примером являются методы:

• верификации — метод проверки гипотез и теорий на истинность эмпирическим путем;

• фальсификации — метод проверки гипотез и теорий на их лож­ность, т.е. когда полученные в результате данные могут быть эмпирически опровергнуты. Путь к истине лежит через выбра­ковку ложных суждений.

Третья группа — специфические методы, которые применяются в экономике .

Здесь необходимо преодолеть ряд заблуждений. Одно из них связано с утверждением, что использование математики в ка­честве основного инструмента познания — главная особенность экономической методологии. Работы лауреатов Нобелевской премии по экономике 2009 г., представителей современной ин­ституциональной теории О. Уильямсона и Э. Острем показали, что научные открытия в экономике возможны и без использо­вания сложного математического инструментария. Тем не менее к специфическим методам, которые применяются в экономике, относятся методы:

• экономико-математического моделирования — используется для изучения количественных взаимосвязей и взаимозависимостей экономических процессов на основе создания моделей в виде уравнений (подробнее см. гл. 14);

• дискретных институциональных альтернатив — оригинальный экономический метод, когда исследование выбора экономиче­ского агента осуществляется не с точки зрения Парето-опти- мального варианта, а с позиции сопоставления альтернатив, что задает лишь направление изменений, а не конечный пункт.

Более детальное изучение специфических методов экономи­ческой науки связано со структурой последней. Сегодня в струк­туре экономической науки выделяют следующие элементы.

• Фундаментальная экономическая наука (экономическая теория).

Она подразделяется на общую экономическую теорию, макро­экономику, мезоэкономику, микроэкономику и мировую эко­номику.

К перечисленным уровням иногда добавляют мегаэкономику, мини-экономику и наноэкономику.

• Методами макроэкономики являются агрегирование и моделиро­

• Методами микроэкономики являются предельный анализ, балан­совый метод, функциональный анализ, интегральный метод, метод оптимизации, детерминированный факторный анализ.

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИ­ЧЕСКИХ НАУК. Прикладные экономические науки включают в себя дисциплины, различаемые: по отраслевому признаку — экономика промышленности, экономика сельского хозяйства (агроэкономика), экономика труда, экономика фирмы, экономика природопользования и др.; по выполняемым функциям — статистика, бухгалтерский учет (экономико-математические, экономико-статистические, первичное наблюдение, стоимостное измерение, регистрация, обобщение бух­галтерской информации, бухгалтерская отчетность, двойная запись, калькуляция, документация); финансы (вертикальный и горизон­тальный анализ, сравнительный и специфический анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, расчет потока денежных средств); управление (экономические — материальное стимулиро­вание и санкции, финансирование и кредитование, зарплата) и др.; по принципу объединения с другими науками (принцип междисцип­линарности) — экономическая история (моделирования, конкретно­социологический, описательный, историко-сравнительный); эконо­мическая география (балансовый метод, картографический метод); демография (метод когорт, метод поперечного анализа (условного или гипотетического поколения), метод стандартизации демографических

Читайте также:  Как делать анализ на английском

коэффициентов, методы демографического моделирования, математи­ческое моделирование) и др.

источник

Особенности методологии экономической науки следует рассматривать в связи с проблемой ее научного статуса и предметного самоопределения.

Сложный характер экономической методологии обусловлен природой экономической науки, связанной с целенаправленной деятельностью людей [14]. Специфика экономической науки, таким образом, заключается в ее близости как к социально-гуманитарным, так и к естественным наукам. Начало влияния последних связано с формированием классической экономической науки (XVIII в.) и проявляется до сих пор в стремлении экономической науки к объективности и формализации. Однако социально-гуманитарная составляющая препятствует «безусловному применению естественно-научных (позитивных) методов анализа, поскольку эти методы основаны на механистическом понимании взаимодействия элементов природы» [14].

Предметом методологии экономической науки является: 1) изучение принципов, используемых при построении и обосновании различных систем экономического знания; 2) совокупность методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается новое знание; 3) набор методов анализа имеющегося экономического знания, его структуры, места и роли в ней разных форм познания.

В связи с этим можно назвать следующие цели и задачи экономической методологии (по А.М. Орехову): 1) исследование основных методов экономической науки; 2) анализ основных исследовательских программ (парадигм), существовавших в истории экономической мысли, а также периодов их смены, т.е. «научных революций» (по терминологии Т. Куна); 3) выведение и изучение ключевых этапов экономического исследования, а также рассмотрение процедуры «научного открытия» в экономической науке; 4) анализ проблемы истины в экономической науке, а также исследование ее критериев и основных способов подтверждения (здесь проблемы экономической методологии пересекаются с проблемами экономической эпистемологии); 5) исследование места и значения экономической методологии в системе общей методологии социальных и естественных наук, в частности влияния методологии других наук на экономическую методологию и воздействия последней на методологию иных областей знания; 6) изучение основных мировоззренческих стандартов и идеалов экономической науки [11].

Таким образом, экономическая наука в силу определенных историко-социальных условий до сих пор занимает посредствующее положение между естественными и социальными науками, с одной стороны претендуя на изучение хозяйственного аспекта общественной жизни в общем и человеческого поведения в частности, а с другой стороны стремясь к естественно-научной объективности в духе методологии позитивизма. Такое положение порождает определенные теоретико-методологические и — как мы видим сегодня — практические проблемы в рамках экономической науки и экономической и социальной политики. В экономической науке наблюдается определенный конфликт между методологией и предметной областью; именно этот конфликт порождает системные проблемы экономики как науки и практики. Существенную роль в разрешении данного конфликта играет философия и в качестве методологических оснований экономической науки, и в качестве анализа философских проблем экономики.

Используемые экономической наукой методы познания можно разделить на следующие группы.

Первая группа — методы, заимствованные экономикой из философии (диалектический, метафизический, критический, структурно-функциональный методы и др.), в приложении к экономике обретают определенную специфику.

Остановимся на некоторых из этих методов.

Классические философские методы:

  • • трансцендентальный (метафизический) метод основан на выявлении совокупности необходимых условий (видимых и невидимых), при которых возможна данная вещь, данная экономика, переходя из невидимых состояний в состояния видимые. В другой интерпретации метафизического метода последний противопоставляется диалектическому методу как исследование предметов и явлений в их статике;
  • • диалектический метод помогает выявить действующие в экономике разрешимые и неразрешимые противоречия, которые являются внутренним источником ее развития;
  • • критический метод, созданный И. Кантом, запрещает в экономических исследованиях пользоваться догмами, фактами, правилами, аргументами ad hominem, ибо им противостоят эти же факторы, но с противоположным знаком. Так как источником всех проблем служит разум, порождающий противоречия, антиномии, споры, то нормальное исследование должно провести фундаментальную критику самого разума, проверить его эпистемологическую вменяемость и правомочность;
  • • герменевтические методы видят тайны во всех предметах, в культуре, в экономике. Причем, тайны не как атрибут незнания, а как особые онтологические реалии, которые не раскрываются познанием, а только интерпретируются. Есть языковые, смысловые, логические, исторические, технические, инструментальные, философские и экономические интерпретации. Герменевтика — это искусство и метод интерпретации, постижения смыслов непостижимых тайн. В этом плане вся экономика, все ее категории суть сплошные герменевтические реалии. Стоимость, деньги, цена и др. познаваемы и непознаваемы, охраняют свои тайны от человеческого любопытства. Эти тайны нужно признать и работать с ними как с особыми объектами. Если мы думаем, что раскрыли эти тайны, то в итоге получаем заблуждения, которые разоблачает только горький опыт кризисов. Понимание экономики требует признания ее непостижимых тайн, которые аналогичны иррациональным числам в математике;

эволюционные методы представляют собой рассмотрение экономики в ее развитии. Развитие — парадоксальный процесс, поскольку прогресс, инновации не говорят ничего о своих конечных целях. И мудрый Ч. Дарвин не определил конечную точку естественного отбора;

феноменологические методы (Э. Гуссерль, Л.Ф. Лосев) рассматривают предметы, экономику как самодостаточные реалии, которые являются и причинами, и следствиями, и условиями самих себя. В этих методах экономика не разделяется на сущность и явление, а трактуется как единый организм, в котором каждому фактору присущи свойства сущности и явления; структурно-функциональные методы рассматривают вещи и экономику как комплекс неизменных структур, которые определяют все их феноменальные проявления, или с точки зрения тех функций, которые выполняет та или иная часть экономики (экономического объекта, экономического явления); исторические методы требуют изучать предметы и экономику в качестве структурированных процессов, проходящих в своем развитии несколько стадий. В экономических процессах можно выделить пять фаз: 1) формирование предпосылок, условий («первоначальное накопление» экономизма); 2) превращение условий и предпосылок в экономическую причину; 3) превращение причины в экономическую систему; 4) переход системы в экономическое развитие; 5) экономический кризис и крушение системы. Содержание исторического метода раскрывается на различных этапах. На каждом этапе прослеживается связь с другими методами. Например, на первом этапе — с генетическим методом; на втором — с причинно-следственным подходом; на третьем — с системным методом; на четвертом — с диалектическим методом; на пятом — с эсхатологическим методом.

Методы, связанные с характером экономических явлений: идиографический метод познания опирается на признание единичности, единственности, абсолютной неповторимости и даже уникальности каждого предмета и события, каждой экономической системы. Основным средством данного метода является анализ экономики в контексте максимальной замкнутости (это — здесь — теперь). Данный метод был предложен представителями фрайбургской (баденской) школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом (конец XVIII — начало

XIX в.). Выделение идиографического метода и его противопоставление методу номотетическому было связано с дискуссией о специфике «наук о духе», в частности истории;

• номотетический (греч. nomos — закон) метод призван выделять в экономических явлениях общее, сходное, которое трактуется как их закон и как их постоянное содержание. Основная проблема этого метода заключена в авторстве закона. Предмет диктует разуму законы или же разум сам законодательствует? Выбор предмета в этой дилемме определяет объективность экономического знания. Номотетический метод господствовал в науке со времен И. Канта, обосновавшего важность общего в научном познании действительности.

Методы познания, выделенные в контексте понимания сущности части и целого и их соотношения:

  • • холистские методы признают реальность только за целым, требуя изучать экономику путем выявления механизмов, посредством которых целое взаимодействует со своими частями;
  • • меристские методы признают реальность только за частями, которые делегируют часть своих свойств зависимой от них системе. Так, физики, определяя взаимодействия двух электронов, ничего не могут сказать о поведении третьего электрона. С позиции такого подхода невозможно построить модель поведения трех человек, трех товаров, ибо всякая единичность имеет свои неотъемлемые права, которые несводимы к системе.

В экономической науке различие этих методов было по-новому осмыслено в рамках «спора о методах». (Подробнее об этом см. гл. 10.)

Методы познания, выделенные в отношении возможности формализации экономических процессов и явлении:

  • • качественные — применяются в экономике там, где необходимо создать содержательный прогноз по развитию фирмы, отрасли, экономического процесса или явления. Применение качественных методов происходит там, где перед исследователем стоит задача поиска причин явления и понимания его специфики. Чаще всего экономисты используют [3]:
    • а) наблюдение (прямое или скрытое) как «преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности» [8]. К наблюдению также относят составление поведенческих карт (фиксация практики потребления индивида или домохозяйства посредством «скоростного фотографирования»); путешествие потребителя (скрытое сопровождение потребителя в течение определенного времени с целью установить особенности потребительского стиля индивида или домохозяйства); метод кейсов (анализ конкретных, обычно проблемных и имеющих не одно решение ситуаций);
    • б) интервью — ряд достаточно различающихся между собой методов, которые объединяет наличие процесса коммуникации. Среди таких методов можно указать, во-первых, три типа интервью (экспертное, глубинное и интервью с потребителями, относящимися к «крайним» категориям, — они или знают все о предмете исследования, или не знают о нем ничего); фокус-группа (руководимая ведущим групповая дискуссия, имеющая определенную тему и сценарий); метод дневника (личные истории о потреблении тех или иных товаров и услуг); экспертная оценка по методу Дельфи (Дельфийский метод; процесс выработки некоего обобщенного мнения на основании частных мнений различных экспертов); мозговой штурм (групповая работа над проблемой или ситуацией по определенным правилам, важнейшее из которых — отсутствие оценочного отношения к предложениям членов группы на стадии начальной разработки идеи); проекционный метод (форма спонтанного опроса, когда опрашиваемый высказывает свои скрытые мысли о предмете опроса, предлагая или свои ассоциации по теме, или вариант завершения описанной ситуации, или выражая свои эмоции относительно ситуации и т.д.);
    • в) эксперимент — применяется ограниченно, нацелен на опытную проверку гипотез относительно, например, поведения потребителей в изменившейся среде, функционирования отдельных фирм или отраслей экономики в новых условиях;
    • г) моделирование бизнес-процессов — создание более или менее реалистичной логической взаимосвязи всех элементов конкретного процесса или ситуации, иногда с включением внешних факторов, влияющих на бизнес-процесс;
    • д) контент-анализ — подразумевает изучение содержания текстов, представленных в различных формах (на сайте, в документах и пр.), обычно в контексте социальных взаимосвязей, находящих свое отражение в анализируемом содержании;
    • е) дерево решений — пограничный с количественными методами, так как осуществляется с помощью компьютерных технологий и связан с анализом большого объема данных. Но и при малом количестве данных этот метод успешно применяется, например, в банках, когда необходимо принять решение о выдаче кредита физическому или юридическому лицу. В основе данного метода лежат принципы формальной логики, определяющие четкую структуру всей процедуры.

Перечисленные нами количественные методы не являются специфичными для экономики, но применяются и в других социальных науках (социологии, психологии), откуда и пришли в экономику.

Количественные методы применяются в экономике более широко; в их основе лежит использование показателей, отражающих характеристики экономических явлений, процессов и ситуаций. Количественные методы делятся на методы познания:

  • • экономико-математические — способы и приемы экономической науки и прикладной математики, применяемые для количественного анализа экономики (стохастический анализ, определяющий вероятностную связь факторов и результата и др.);
  • • статистические — методы описания и изучения массовых явлений, допускающих количественное (численное) выражение (дискриминантный и логистический регрессионные анализы, которые указывают на различия между двумя или более группами, основанные на нескольких характеристиках, и др.);
  • • бухгалтерские — методы обработки информации для определения экономических показателей (калькуляция — это метод исчисления себестоимости изготовления продукции или выполненных работ, предоставленных услуг и др.).

Вторая группа — методы, экспортируемые философией в естественные науки, а затем и в социально-гуманитарные науки, в том числе в экономику. Хорошим примером являются методы:

  • • верификации — метод проверки гипотез и теорий на истинность эмпирическим путем;
  • • фальсификации — метод проверки гипотез и теорий на их ложность, т.е. когда полученные в результате данные могут быть эмпирически опровергнуты. Путь к истине лежит через выбраковку ложных суждений.

Третья группа — специфические методы, которые применяются в экономике.

Здесь необходимо преодолеть ряд заблуждений. Одно из них связано с утверждением, что использование математики в качестве основного инструмента познания — главная особенность экономической методологии. Работы лауреатов Нобелевской премии по экономике 2009 г., представителей современной институциональной теории О. Уильямсона и Э. Острем показали, что научные открытия в экономике возможны и без использования сложного математического инструментария. Тем не менее к специфическим методам, которые применяются в экономике, относятся методы:

  • • экономико-математического моделирования — используется для изучения количественных взаимосвязей и взаимозависимостей экономических процессов на основе создания моделей в виде уравнений (подробнее см. гл. 14);
  • • дискретных институциональных альтернатив — оригинальный экономический метод, когда исследование выбора экономического агента осуществляется не с точки зрения Парето-опти- мального варианта, а с позиции сопоставления альтернатив, что задает лишь направление изменений, а не конечный пункт. Более детальное изучение специфических методов экономической науки связано со структурой последней. Сегодня в структуре экономической науки выделяют следующие элементы.
  • • Фундаментальная экономическая наука (экономическая теория). Она подразделяется на общую экономическую теорию, макроэкономику, мезоэкономику, микроэкономику и мировую экономику.

К перечисленным уровням иногда добавляют мегаэкономику, мини-экономику и наноэкономику.

  • • Методами макроэкономики являются агрегирование и моделирование.
  • • Методами микроэкономики являются предельный анализ, балансовый метод, функциональный анализ, интегральный метод, метод оптимизации, детерминированный факторный анализ.

Прикладные экономические науки включают в себя дисциплины, различаемые: по отраслевому признаку — экономика промышленности, экономика сельского хозяйства (агроэкономика), экономика труда, экономика фирмы, экономика природопользования и др.; по выполняемым функциям — статистика, бухгалтерский учет (экономико-математические, экономико-статистические, первичное наблюдение, стоимостное измерение, регистрация, обобщение бухгалтерской информации, бухгалтерская отчетность, двойная запись, калькуляция, документация); финансы (вертикальный и горизонтальный анализ, сравнительный и специфический анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, расчет потока денежных средств); управление (экономические — материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата) и др.; по принципу объединения с другими науками (принцип междисциплинарности) — экономическая история (моделирования, конкретносоциологический, описательный, историко-сравнительный); экономическая география (балансовый метод, картографический метод); демография (метод когорт, метод поперечного анализа (условного или гипотетического поколения), метод стандартизации демографических коэффициентов, методы демографического моделирования, математическое моделирование) и др.

источник