Меню Рубрики

Анализ точки безубыточности как метод контроллинга

§1. Концепция безубыточности в современной

§2. Определение точки безубыточности методом CVP-анализа

2.2. Маржинальный доход, маржинальный запас прочности

2.4. Производственный леверидж

2.5. Допущения в CVP-анализе

§3. Точка безубыточности как критерий успешной работы компании

3.1. Изменение точки безубыточности: определяющие факторы

3.2. Планирование безубыточности

Список использованной литературы

В нашей системе предприятия приобрели свободу – юридическую и др. Они сами выбирают поставщиков, сами распоряжаются результатами своего труда. Поддержки со стороны государства нет. Полезен опыт зарубежных предприятий. На Западе развит контроллинг. Его значимость сравнивают с современным навигационным оборудованием корабля. Он помогает найти верный курс в экономике. В данной курсовой работе рассмотрено реальное использование контроллинга в практической деятельности в качестве метода управления затратами, определения точки безубыточности предприятия.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для принятия решения и планирования необходима соответствующая информация об издержках производства, их взаимосвязи с объемом производства и получаемой прибылью. Поэтому анализ безубыточности производства актуален не только на стадиях становления производства, но и при дальнейшем его развитии. Для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

Целью настоящей работы является изучение точки безубыточности, как одного из инструментов контроллинга.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Изучена концепция безубыточности в современной экономической теории;

2. Рассмотрены различные подходы к определению и расчету точки безубыточности с использованием CVP-анализа;

3. Рассмотрены определяющие факторы изменения точки безубыточности, ее анализ и планирование на предприятии

Предметом исследования является точка безубыточности предприятия.

Для написания данной работы мною были изучены учебники и учебные пособия Шейхова М.О., Шеремета А.Д., Харальда Штиглера, материалы периодической печати, интернета.

Практическая значимость работы определяется систематизацией теоретических знаний и приведением конкретных расчетов, примеров по выбранной теме.

§1. Концепция безубыточности в современной экономической теории

Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли. В данном разделе мы рассмотрим проблему безубыточности деятельности фирмы с точки зрения экономической теории с тем, чтобы в следующих параграфах изучить вопросы определения точки безубыточности фирмы, анализа безубыточной деятельности фирмы и планирования безубыточности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:

Точка безубыточности — это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.

Для того, чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе процесса максимизации прибыли мы будем пользоваться следующими основополагающими понятиями:

Предельный доход — величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу;

Предельные издержки — величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу;

Средние полные издержки — доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

Из курса микроэкономики известно, что начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода — убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль: максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Для определения того, достигается в оптимальной точке прибыль или убыток, нам необходимо рассмотреть соотношение между ценой на продукцию фирмы и средними полными издержками. Удобнее всего это сделать графически:

источник

Службы контроллинга в процессе выполнения своих функций используют большое количество методов. Наряду с отдельными общеметодологическими и общеэкономическими методами используются специфические. К первым относятся такие методы, как наблюдение, сравнение, группирование, анализ, трендовый анализ, синтез, систематизация, прогнозирование. К основным специфическим методам контроллинга относятся:

— анализ точки безубыточности;

— СВОТ- анализ (анализ сильных и слабых сторон);

— методы финансового прогнозирования (экспертные, экстраполяции и т.п.).

Анализ точки безубыточности

Важной задачей контроллинга (управленческого учета) является калькуляция цены, планирование прибыли предприятия и ассортимента продукции. Действенным инструментом выполнения этой задачи является расчет точки безубыточности и необходимой суммы покрытия. Этот метод контроллинга сводится к определению минимального объема реализации продукции (при стабильных условно постоянных затратах), при котором предприятие может, с одной стороны, обеспечить безубыточную операционную деятельность в плановом периоде, с другой — создать условия для самофинансирования предприятия.

Точка безубыточности характеризует объем реализации продукции при котором прибыль предприятия равняется нулю, т.е. выручка от реализации продукции отвечает валовым затратам на ее производство и реализацию. Точку безубыточности называют также точкой «пороговой» прибыли или точкой равновесия.

Анализ безубыточности может проводиться как с помощью соответствующих математических расчетов, так и путем построения графиков. В случае использования графического метода анализа точкой безубыточности считается точка пересечения линии совокупных (полных) затрат и линии, которая характеризует выручку от реализации продукции До достижения точки безубыточности предприятие понесет убытки от производства соответствующего вида продукции, а после — получает прибыли.

Таким образом, на основе расчета точки безубыточности можно сделать выводы относительно целесообразности производства тех или других видов продукции, минимальных цен или объемов реализации, которые обеспечивают безубыточную деятельность. Анализируя точку безубыточности, можно определить, насколько успешно предприятие работает (в случае его прибыльности) и насколько глубоким есть кризис (в случае убыточности). На основании соответствующих выводов разрабатываются рекомендации относительно путей уменьшения убыточности и увеличение прибыльности операционной деятельности предприятия.

Бенчмаркинг

Важным инструментом анализа конкурентоспособности предприятия является бенчмаркинг. Бенчмаркинг — это перманентный, беспрерывный процесс сравнения товаров (работ, услуг), производственных процессов, методов и других параметров исследуемого предприятия (структурного подраздела) с аналогичными объектами других предприятий или структурных подразделов.

В центре внимания бенчмаркинга — вопрос: почему другие работают успешнее, чем мы? Основное содержание и цель бенчмаркинга заключается в идентификации отличий со сравниваемым аналогом (эталоном), определение причин этих отличий и выявление возможностей относительно усовершенствования объектов бенчмаркинга. Объектами бенчмаркинга могут быть: методы, процессы, технологии, качественные параметры продукции, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий (структурных подразделов). Исследуя производственные процессы, методы или технологии производства и сбыта продукции, главное внимание уделяют поиску резервов снижения затрат производства и повышению конкурентоспособности продукции. С помощью этого инструмента контроллинга можно определить целевые параметры деятельности предприятия, которых следует соблюдать, чтобы обеспечить его стабильную конкурентоспособность.

Различают три вида бенчмаркинга:

1. Внутренний бенчмаркинг, который сводится к анализу и сравнению показателей деятельности разных структурных подразделов одного и того самого предприятия.

2. Бенчмаркинг, ориентированный на конкурентов, — сконцентрированный на сравнительном анализе товаров (работ, услуг), производительности производственных процессов и других параметров исследуемого предприятия с аналогичными характеристиками предприятий-конкурентов. Считается, что наилучшим аналогом для сравнения является «рыночный лидер». Идентификация факторов, которые предопределяют отставание исследуемого предприятия от лидера, дает возможность разработать рекомендации относительно сокращения отставания.

3. Функциональный бенчмаркинг, при котором анализируются отдельные процессы, функции, методы и технологии по сравнению с другими предприятиями, которые не являются конкурентами рассматриваемого. Фирмы, которые применяют похожие методы, приемы или технологии и не являются конкурентами, с готовностью идут на взаимный обмен первичной информацией и заинтересованы в реализации общих проектов, направленных на усовершенствование тех или других операций, которые сравниваются.

Различают три фазы бенчмаркинга:

1. Подготовительная. На этой стадии осуществляют выбор объекта бенчмаркинга и сравнительных аналогов; определяют оценочные показатели (например, себестоимость, затраты времени); собирают необходимую для анализа информацию. Заметим, что сравнительных аналогов должно быть по возможности меньше, ведь с ростом их количества — затраты на бенчмаркинг повышаются, а результаты становятся все более поверхностными.

2. Анализ. В ходе аналитической фазы бенчмаркингу на основе сравнения с предприятием-партнером выявляются недостатки (слабые места) в объектах бенчмаркинга и идентифицируются причины их возникновения. Критерием оценки процессов, функций, методов или производственных процессов являются показатели их производительности.

3. Внедрение. На этой стадии проводится работа по реализации результатов анализа в практической деятельности предприятия. Основной акцент здесь делается на разработке стратегии и тактики нейтрализации выявленных в ходе бенчмаркинга слабых мест на предприятии.

Учитывая то, что рынок является системой, которая постоянно и динамично развивается, и с целью обеспечения стабильной конкурентоспособности субъекты хозяйствования должны проводить перманентный бенчмаркинг с тем, чтобы на этой основе обеспечить выявление и внедрение инноваций и рационализаторства.

Стоимостный анализ

Стоимостный анализ — это метод контроллинга, заключающийся в исследовании функциональных характеристик продукции, которая вырабатывается, на предмет эквивалентности их стоимости и полезности. Таким образом, в центре внимания стоимостного анализа находятся функциональные и стоимостные параметры продукции (работ, услуг), именно поэтому этот вид анализа обозначают также как функционально-стоимостный. В ходе анализа осуществляется классификация функций продукта в разрезе функциональных классов: главные, дополнительные и ненужные. На основе этого разрабатываются предложения относительно минимизации затрат на выполнение каждой функции, а также относительно аннулирования второстепенных функций, которые нуждаются в значительных затратах.

Выделяют две основные задачи стоимостного анализа:

— уменьшение стоимости отдельных компонентов продукции без уменьшения объемов ее производства и реализации;

— улучшение функциональных параметров продукции при минимальных затратах.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА»

Этап 1 Подготовительные мероприятия

а) Выбор объектов стоимостного анализа и постановка задач

б) Постановка количественных целей

в) Создание рабочей группы

г) Разработка программы анализа

Этап 2 Определение фактического состояния объекта анализа

а) Сбор информации и описание объекта анализа

в) Определение затрат на выполнение функций

Этап 3 Проверка фактического состояния

а) Проверка качества выполнения функций

б) Проверка обоснованности затрат

Выявление всех возможных вариантов решения

Этап 5. Экспертиза вариантов решений

а) Проверка возможности реализации

Этап 6 Принятие решения относительно внедрения наиболее оптимального решения

б) Рекомендация относительно реализации

в) Реализация предложенного решения

Стоимостный анализ рассматривается как один из наиболее действенных инструментов сокращения себестоимости продукции, в частности затрат на сырье и материалы. В процессе анализа исследуются все без исключения характеристики продукта, статьи калькуляции на предмет выявления резервов снижения себестоимости. По оценкам западных экспертов, при успешном стоимостном анализе можно выявить резервы снижения затрат в размере до 20 % себестоимости продукции.

Портфельный анализ

Портфельный анализ — эффективный инструмент стратегического контроллинга. Традиционно этот инструмент используется при оптимизации портфеля ценных бумаг инвестора. В основе портфельный анализ основывается на двух оценочных критериях: настоящая стоимость ожидаемых доходов от владения ценными бумагами (проценты, дивиденды) и уровень рисковости вложений.

По аналогии с ценными бумагами можно проводить анализ портфеля продукции (услуг), производством которых занимается предприятие. Понятно, что портфельный анализ целесообразно использовать на тех предприятиях, которые занимаются производством многих видов продукции. В ходе анализа отдельные продуктовые группы выделяются в соответствующие стратегические «бизнесы-единицы», каждая из которых оценивается с точки зрения прибыльности и рисковости производства.

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 3324 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Для изучения предмета контроллинга используются как общенаучные, так и специфические приемы исследования. К общим методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование , конкретизация и т.д.

К числу специфических методов, применяемых в контроллинге, относятся:

1. ABC-анализ– используется для определения главных моментов в работе предприятия. При ABC-анализе задачи, которые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:

1) A-задачи выполняются одним из руководителей, их нельзя делегировать, они важные и комплексные. Их решение способствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вызывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми покупателями проводит сам предприниматель или руководитель предприятия).

2) B-задачи – это также важные задачи, но их можно делегировать компетентным сотрудникам .

3) C-задачи – это задачи ежедневные, рутинные. Их необходимо делегировать, чтобы больше времени уделять выполнению самых важных задач (например, административно-хозяйственные вопросы, работа с корреспонденцией и т.д.).

При ABC-анализе затраты времени на выполнение этих работ не соответствуют важности этих работ.

На выполнение A-задач требуется ≈ 5% времени. Значимость A-задач с учетом их вкладов в достижение целей предприятия оценивается в 75%.

B-задачи – это категория средней важности; составляет 20% по затратам времени и 20% по значимости.

C-задачи занимают ≈ 75% времени и вносят вклад в получение доходов предприятия в размере 5%.

Данный анализ можно представить схематично (рис. 2,3).

Рис. 2. ABC-анализ затрат
В-задачи
С-задачи
А-задачи
Затраты времени, 100%
Значимость работы, 100%
B-задачи
«мусорная корзина»
A-задачи
C-задачи
важность
срочность
Рис. 3. Разделение задач по важности и срочности

2. Анализ величины в точке безубыточности. При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью.

Все затраты предприятия, связанные с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции.

Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие получало прибыль. ЕЕ можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на следующем взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль. Для определении их уровня можно использовать графический и аналитический методы.

На графике по горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции); по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации (рис. 4).

Рис. 4. Анализ величины в точке безубыточности
Область убытков
Точка безубыточности
Приемлемый диапазон объемов производства
Область прибыли
Доход от реализации
Совокупные расходы
Переменные расходы
Постоянные расходы
Область безопасности
Объем производства

По графику можно установить, при каком объеме реализации предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет, а также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точка безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Разность между фактически и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность продаж равна нулю.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно каждый раз чертить график, что довольно трудоемко.

Анализ величины в точке безубыточности используется для:

· определения целевой прибыли;

· устранения уровня загрузки производственных мощностей;

· выбора номенклатурных групп, которые приносят наибольшую прибыль предприятию;

· для принятия решений об объемах выпуска отдельных видов продукции;

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

· для устранения и контроля ценовой политики;

· для принятия инвестиционных решений;

· для определения критической выручки;

· для определения финансовой устойчивости предприятия.

3. Метод расчета сумм покрытия – при этом методе контроллинга с выручки от продаж вычитаю сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене.

Прибыль возникает только тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат.

4. Метод расчета инвестиций:

1) цели инвестиционных расчетов:

· определение выгодности отдельных инвестиционных проектов;

· выбор объектов инвестирования из нескольких вариантов;

· формирование инвестиционных программ;

2) данные, необходимые для инвестиционных расчетов:

· внутренние (переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, наличие «узких» мест на предприятии, производительность, рыночная доля и т.д.);

· внешние (конъюнктура рынка, технологический прогресс, законодательство, поведение конкурентов, динамика цен, состояние рынка труда и т.д.);

3) методы инвестиционных расчетов:

Оценка отдельных инвестиционных проектов осуществляется статистическими и динамическими методами.

а) метод сравнения по издержкам;

б) метод сравнения по прибыли;

в) метод расчета рентабельности;

г) метод расчета амортизации (срока окупаемости).

а) метод расчета ценности капитала (метод аннуитетов);

б) метод расчета внутренней рентабельности;

Обоснование инвестиционных программ возможно с помощью классических методов и имитационных моделей.

К классическим методам относятся статистические и динамические.

К имитационным моделям относятся инвестиционно-финансовые, инвестиционно-производственные и производственно-финансово-инвестиционные модели.

В современных условиях важное значение имеет система кон­троллинга, которая стремится так управлять процессом текуще­го анализа плановых и фактических показателей, чтобы исклю­чить ошибки и отклонения как в настоящем, так и в будущем. На начальном этапе внедрения контроллинга он выступает как система, которая оповещает о возникновении негативных от­клонений в деятельности фирмы для своевременного принятия противодействующих мер.

В деятельности фирмы контроллинг — это целостная кон­цепция управления предприятием, направленная на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли.

Оперативное управление фирмой посредством процессоров «согласование цели», «планирование», «сопоставление плано­вых и фактических показателей», «анализ», «регулирование» позволяет получать запланированную прибыль, если фирма рас­полагает гибкой информационной системой. В центре внимания должны находиться факторы, препятствующие достижению намеченного результата.

Концепция стратегического контроллинга построена на том же принципе биокибернетического контура регулирования, что и концепция оперативного контроллинга. В обоих случаях целью являются получение прибыли и гарантия существования фирмы. Следует заострить внимание и на факторах роста, определяемых бурным развитием технологий. Планирование сориентировано не на издержки, доходы, расходы и инвестиции, а на потенциал, который в будущем обеспечит прибыль. Стратегический контрол­линг базируется на программах определения прибыли на инвес­тированный капитал, анализа потенциала и предложений по со­вершенствованию работы фирмы.

Для успешного регулирования прибыли и руководства пред­приятием необходима обработка дополнительных данных фи­нансовой бухгалтерии и учета затрат, что является предпосыл­кой верной реализации идеи контроллинга.

Правильно функционирующая система контроллинга помо­гает руководству фирмы спрогнозировать шансы и риски рань­ше, чем это сделают конкуренты, и таким образом обеспечить жизнеспособность фирмы, укрепить свое положение на рынке и гарантировать постоянную и стабильную прибыль. При вне­дрении концепции контроллинга у консультантов по налого­вым вопросам открывается хорошая возможность взять в свои руки консультационную службу, квалифицированно и компе­тентно помогая таким образом предпринимателю в планирова­нии и управлении.

В системе оперативного контроллинга рассматриваются эко­номические процессы в рамках одного года. Значит, если речь идет о краткосрочном периоде, исходят из имеющихся ресурсов. Регулирование производственного процесса осуществляется пу­тем непрерывного сопоставления плановых данных с фактиче­скими. Плановые данные сравнивают, по возможности, ежеме­сячно с нормативными величинами для своевременного определе­ния отклонений.

Оперативный анализ и инструменты являются важными состав­ляющими концепции контроллинга, которые пригодны прежде всего для решения проблем, возникающих на предприятии.

Возрастающее давление со стороны конкурентов, ухудшение состояния внешней среды, быстро изменяющаяся ситуация на рынках, сужающаяся сфера деятельности в связи с введением новых законов приводят к тому, что предъявляются все более высокие требования руководителям предприятий. Поэтому, что­бы гарантировать или увеличить прибыль, необходимо совер­шенствовать процессы планирования, контроля и регулирования на предприятиях.

Для эффективного управления предприятием в будущем необходимо внедрять новые или дополнительные методы и ин­струменты. Следует поддерживать равновесие между оборотом, затратами и прибылью. Отклонения должны быть вовремя опре­делены, чтобы руководство предприятия могло незамедлитель­но осуществить регулирующие действия.

Задача руководителей предприятия и контролера — примене­ние соответствующего инструментария для решения конкрет­ных проблем. Необходимо владеть определенными методами, чтобы по возможности самостоятельно управлять функциональ­ными подразделениями. Принимая решения, руководители долж­ны вносить свой вклад в поддержание выбранного курса.

Оперативный анализ и соответствующие инструменты управ­ления являются базой оперативного контроллинга. Чем лучше и последовательнее используются отдельные инструменты, тем более действен контроллинг на предприятии.

Эффективная система контроллинга снижает загрузку пред­принимателей и руководителей и высвобождает время.

Расчетная часть.

ЗАДАНИЕ 1. Определить, на какие группы подразделяются затраты в соответствии с представленными признаками классификации, дать им характеристику и привести пример затрат, относящихся к этим группам.

Признак классификации Затраты Характеристика Пример
По степени участия в процессе производства Основные Затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства Предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее)
Накладные Затраты, образуемые в связи с организацией, обслуживанием производства и управления им. Затраты на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.).
По отношению к уровню деловой активности Переменные Затраты, изменяемые в прямой пропорциональности по отношению к изменению объема производства Затраты сырья и основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих

Постоянные Затраты, не изменяемые в течение отчетного периода, не зависящие от деловой активности предприятия Ежемесячная арендная плата, расходы на ремонт офиса, расходы на уборку производственных помещений, расходы на теплоснабжение
Полупеременные Затраты, имеющие одновременно переменные и постоянные компоненты Месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних и международных телефонных разговоров

ЗАДАНИЕ 2.На основе исходных данных составить корреспонденцию счетов бухгалтерского учета, сгруппировать затраты предприятия по экономическим элементам и статьям затрат.

Затраты цехов вспомогательных производств распределяются методами прямого распределения.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между заказами пропорционально прямым материальным затратам отдельных заказов.

Хозяйственные операции машиностроительного завода за месяц 200_ г.

№ п/п Наименование затрат
Д К
Отпущены со склада основные материалы для изготовления продукции в цехе основного производства:
— по заказу А 20.А 10.1 94213,00
— по заказу В 20.В 73210,00
Отпущены со склада вспомогательные материалы на содержание:
— оборудования цеха основного производства 10.6 19380,00
— транспортных средств 23.Т 13210,00
— оборудования ремонтного цеха 23.Р 22190,00
Отпущено со склада топливо на нужды транспортного подразделения 23.Т 10.3 18560,00
Израсходованы канцелярские принадлежности, отпущенные:
— транспортному подразделению 23.Т 10.9 1050,00
— складам 1730,00
— административному подразделению 5200,00
Оприходованы на склад материалов возвратные отходы:
— по заказу А 10.6 20.А -6300,00
— по заказу В 10.6 20.В -4710,00
Списаны со склада запчасти для текущего ремонта:
— оборудования основного производства 10.5 31000,00
— оборудования ремонтного цеха 23.Р 8980,00
— транспортных средств 23.Т 12340,00
Начислена заработная плата:
рабочим:
— цеха основного производства:
*занятым в выполнении работ по заказу А 20.А 173200,00
*занятым в выполнении работ по заказу В 20.В 191500,00
*за обслуживание производственного оборудования 38400,00
— ремонтного цеха 23.Р 41250,00
— транспортного подразделения 23.Т 36560,00
служащим:
— цеха основного производства 58000,00
— ремонтного цеха 23.Р 23500,00
— транспортного подразделения 23.Т 12500,00
— складов 18300,00
— административного подразделения 89000,00
Начислены страховые взносы в ПФ, ФСС, ФФОМС, ТФОМС от заработной платы рабочих:
— цеха основного производства:
*занятых в выполнении работ по заказу А 20.А 58888,00
*занятых в выполнении работ по заказу В 20.В 65110,00
*за обслуживание производственного оборудования 13056,00
— ремонтного цеха 23.Р 14025,00
— транспортного подразделения 23.Т 12430,40
заработной платы служащих:
— цеха основного производства 19720,00
— ремонтного цеха 23.Р 7990,00
— транспортного подразделения 23.Т 4250,00
— складов 6222,00
— административного подразделения 30260,00
Начислена амортизация:
— оборудования цеха основного производства 17120,00
— транспортных средств 23.Т 8900,00
— оборудования ремонтного цеха 23.Р 3140,00
— складского оборудования 2340,00
— оборудования административных помещений 3870,00
зданий:
— гаража 23.Т 1520,00
— складов 1320,00
— административного помещения 1780,00

Начислено поставщикам за отопление:
стоимость услуг:
— цеха основного производства 3150,00
— складов 2120,00
— ремонтного цеха 23.Р 1890,00
— гаража транспортного подразделения 23.Т 1790,00
— административного помещения 1830,00
НДС 1940,40
Начислена арендная плата за аренду административного помещения:
стоимость услуг 15300,00
НДС 2754,00
Начислено аудиторской компании за проведенный обязательный аудит:
стоимость услуг 20500,00
НДС 3690,00
Начислено телефонной сети за предоставленные услуги:
стоимость услуг 3100,00
НДС 558,00
Определяются и списываются расходы транспортного подразделения 20.А 20.В 23.Т 123110,40
Определяются и списываются расходы ремонтного цеха 20.А 20.В 23.Р 122965,00
Определяются и списываются общепроизводственные расходы: 231858,00
-на заказ А 20.А 129840,48
-на заказ В 20.В 102017,52
Определяются и списываются общехозяйственные расходы: 170840,00
-на заказ А 20.А 95670,4
-на заказ В 20.В 75169,6

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

источник

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена как контроллинг объясняется повышением нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием (смещение акцента с прошлого на будущее, увеличение скорости реакции на изменения во внешней среде, повышение гибкости предприятия) и другое.

Понятие «контроллинг» происходит от английского «to control», которое в экономическом смысле означает управление, наблюдение, регулирование, контроль. Всего финансовый контроллинг — явление универсальное, он применяется в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, научной и т.д.. Финансовый контроллинг применяется там, где функционируют финансы. Финансы, как инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта в процессе его движения, обеспечивают создание и использование фондов денежных средств для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Контроллинг в общем виде можно охарактеризовать как систему определения целей, прогнозирования и планирования целей и инструментов их достижения, а также проверки того, насколько успешно выполнены поставленные цели. Итак, контроллинг — это система, ориентированная на будущее развитие предприятия.

Финансовый контроллинг решает основные задачи, связанные с финансовой деятельностью предприятий. Внедрение контроллинга на предприятиях, находящихся в кризисе, является необходимым условием выхода их из кризиса и дальнейшего успешного функционирования. На таких предприятиях деятельность служб контроллинга должно концентрироваться в трех направлениях:

– внедрение (или повышения эффективности функционирования) системы раннего предупреждения и реагирования, имеет целью ускорить выявление кризисных явлений и обеспечить адекватные меры для их преодоления;

– разработка эффективной санационной концепции и плана санации, которая должна осуществляться в тесном сотрудничестве с внешними экспертами;

– контроль за реализацией плана санации и своевременное выявление отклонений, дополнительных рисков и шансов с соответствующей корректировкой плана.

Решение указанных задач осуществляется в ходе выполнения службами контроллинга своих функций и использования специфических методов контроллинга.

Контроллинг является подсистемой финансового управления, он обеспечивает руководство предприятия информацией для координации, организации и регулирования объектов финансового менеджмента.

Сфера функциональных компетенций контроллинга охватывает стратегическое планирование, главными задачами которого являются определение стратегических направлений деятельности предприятия, формирование стратегии развития, определения стратегических факторов успеха, и горизонтов планирования.

Целом стратегия деятельности предприятия — это определение основных его долгосрочных целей и задач, выбор курса действий, необходимых для достижения поставленных целей. Но для того, чтобы разработать стратегию успешного развития, необходимо, в первую очередь, на всех предприятиях внедрять методы контроллинга, основные из которых будут рассматриваться ниже.

С точки зрения финансового менеджмента контроллинг — это функциональная система планирования, контроля, анализа отклонений, координации, внутреннего консалтинга и общего информационного обеспечения руководства предприятием. Иными словами, «контроллинг — это специальная саморегулируемая система методов и инструментов, которая направлена ​​на функциональную поддержку менеджмента предприятия (в частности финансового менеджмента) и включает в себя информационное обеспечение, планирование, координацию, контроль и внутренний консалтинг.

Таким образом, финансовый контроллинг — это определение целей, прогнозирования и планирования механизмов и инструментов достижения целей финансовой стратегии, а также проверки того, насколько успешно выполнены поставленные цели (финансовый контроль и аудит). В случае отклонений факта от плана контроллинг разрабатывает рекомендации по применению санационных мероприятий. Контроллинг является системой наблюдения за финансами предприятия и разработки механизмов раннего предупреждения банкротства.

Финансовый контроллинг выполняет следующие основные задачи:

– сбор и анализ внутренней и внешней информации, касающейся объекта контроллинга

– выявление и ликвидация «узких мест» на предприятии;

– мониторинг стратегий и новых возможностей (выявление и развитие сильных сторон);

– контроль и анализ рисков в финансово-хозяйственной деятельности, а также разработка мероприятий по их снижению;

– выявление резервов снижения себестоимости продукции;

– финансовый контроль деятельности предприятия и полноты ведения бухгалтерского учета, операционного и административного контроля;

– разработка финансовой стратегии развития предприятия и координация работы по планированию финансово-хозяйственной деятельности;

– анализ отклонений фактических показателей от запланированных и выработка на этой основе предложений по корректировке планов или устранения препятствий на пути их выполнения.

Сущность контроллинга проявляется через его функции. До исследователи не выработали единых подходов к толкованию и классификации функций контроллинга. Однако в теории и практике в функции контроллинга часто относят следующие: стратегическое и оперативное планирование; координация планов и деятельности, формирование информационных каналов и информационное обеспечение предприятия, контроль, ревизия и внутренний аудит.

В зависимости от выполняемых функций различают два вида контроллинга: стратегический и оперативный.

Службы контроллинга в процессе выполнения своих функций прибегают ко многим методам — ​​как общеметодологических и общеэкономических (наблюдение, сравнение, группировка, анализ трендовый анализ, синтез, систематизация, прогнозирование), так специфических.

К главным специфических методов контроллинга относятся следующие:

Факторный анализ отклонений. Цель метода состоит в определении и оценке причины отклонений фактических показателей затрат от нормативных (плановых). Анализ отклонений считается основным инструментом оценки деятельности центров затрат (доходности).

Анализ точки безубыточности (ВКЕАК-ЕVЕN-АNАLУSЕS). Этот метод контроллинга сводится к определению минимального объема реализации продукции (в случае неизменных цен и условно-постоянных расходов), при котором предприятие может обеспечить безубыточную операционную деятельность в краткосрочном периоде. Точка безубыточности характеризует такой объем производства и реализации продукции, которому соответствует нулевой прибыль предприятия — выручка от реализации продукции равна валовым затратам на ее производство и реализацию.

Стоимостной анализ — это метод контроллинга, который заключается в исследовании функциональных характеристик производимой продукции, с точки зрения эквивалентности их стоимости и полезности.

Итак, в центре внимания стоимостного анализа находятся функциональные и стоимостные параметры продукции (работ, услуг). Его цель классифицировать функции продукта на функциональные классы: основные функции, дополнительные функции и ненужные функции. Далее разрабатываются предложения по минимизации затрат на выполнение каждой функции, а также аннулирование второстепенных функций, которые требуют значительных затрат.

Портфельный анализ — эффективный элемент стратегического контроллинга. Традиционно этот элемент используется для оптимизации портфеля ценных бумаг инвестора. Под термином «портфель» понимается оптимальный с точки зрения комбинации риска и доходности набор ценных бумаг.

АВС-анализ является методом контроллинга применяемым с целью селективного отбора для предприятия поставщиков и клиентов, важнейших видов сырья и материалов, наиболее весомых элементов затрат, рентабельных продукции, эффективных направлений капиталовложений. АВС-анализ заключается в выявлении и

оценке количественных значений немногих величин, доля которых в общей совокупности стоимостных показателей наибольшая.

Бенчмаркинг (от англ. Benchmarking) – это перманентный, непрерывный процесс сравнения товаров (работ, услуг), производственных процессов, методов и других параметров исследуемого предприятия (структурного подразделения) с аналогичными объектами других предприятий или структурных подразделений.

Основная цель бенчмаркинга заключается в выявлении негативных отклонений в обозначении оривнюваних показателей и причин таких отклонений и разработке предложений по их ликвидации. С помощью этого инструмента контроллинга можно определить целевые параметры деятельности предприятия, которых следует соблюдать, чтобы обеспечить его стабильную конкурентоспособность при соответствующем уровне финансово-экономической безопасности.

Выбор конкретного метода исследования и анализа состояния предприятия зависит от ситуативных обстоятельств его деятельности, проблемных направлений деятельности и формирование финансовых ресурсов, наличия источников информации и определенности стратегий и потребностей анализа финансово-экономической безопасности.

Одним из наиболее часто применяемых подходов к оценке уровня экономической безопасности предприятия является расчет оценочных коэффициентов финансового состояния предприятия, среди которых выделяют: показатели платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности.

Показатели платежеспособности (ликвидности) позволяют оценить способность предприятия своевременно рассчитаться по своим текущим (краткосрочным обязательствам) через реализацию ликвидных или всех ликвидных активов.

Показатели структуры капитала (финансовой устойчивости) оценивают в целом соотношение отдельных статей его активов и пассивов, в частности, показывают уровень финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования, на долю собственного капитала, вложенную в оборотные средства и др..

Показатели оборачиваемости (деловой активности) оценивают скорость обращения активов предприятия, отражают количество оборотов, осуществляющих те или иные их виды в течение его делового цикла, а также время одного полного оборота в днях.

Показатели рентабельности характеризуют способность предприятия генерировать определенную прибыль в процессе хозяйственной деятельности, определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала.

Для оценки уровня финансово-экономической безопасности предприятия важное значение также имеет анализ концентрации его капитала в зоне риска и потенциала компенсации возможных убытков (табл. 9.1).

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Таблица 9.1 — Показатели оценки концентрации капитала в зоне риска и потенциала компенсации возможных убытков

Показатель Алгоритм расчета Расчет по данням баласа (ф. № 1) и отчета о финансовых результатах (ф. № 2) Рекомендованные значения или динамика
Коэфициент концентрации капитала в зоне критического риска Объем капитала капи-тала, связанный с операциями критиче-ского риска / общий объем капитала пред-приятия Экспертная оценка и р. 640 ф. № 1 Соотвественно к стратегии финансово- экономической безопасности предприятия
Коэфициент концентрации капитала в зоне катастрофического риска Объем капитала, связаный с операциями катастрофического риска / общий объем капитала предприятия Экспертная оценка и р. 640 ф. № 1 Соотвественно к стратегии финансово- экономической безопасности предприятия
Коэфициент соотношения объема резервных и страховых фондов и суммы капитала, которая оборачивается в зоне повышеного риска Объем резервных и страховых фондов / капитал, который оборачивается в зоне повышеного финансового риска р. 340, 350 ф. № 1, и экспертная оценка Соотвественно к стратегии финансово- экономической безопасности предприятия

С целью оценки безопасности операционной деятельности предприятия используют показатель, отражающий размер возможного снижения объема реализации продукции предприятия в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, позволяет осуществлять ему прибыльную операционную деятельность и называется «предел безопасности» (или «запас прочности» ).

В стоимостном выражении предел безопасности (запас прочности) операционной деятельности предприятия можно рассчитать по следующей формуле 9.1.

где, ЗМ — стоимостной объем реализации продукции предприятия, по обеспечивает запас прочности операционной деятельности предприятия;

Оф — фактический объем реализации продукции в стоимостном выражении, что позволяет получить определенный уровень прибыли;

Обь — стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности деятельности.

Стоимостной объем реализации продукции предприятия, обеспечивающий достижение точки безубыточности деятельности, рассчитывается следующим образом, исходя из формулы 9.2.

Qб = ПВ: ((ОРУ-СЗВ) / ВРП) или Qб = ПС: Кmar (9.2)

где, Q б — стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий формирование плановой прибыли предприятия;

ПВ — постоянные расходы предприятия в рассматриваемом периоде;

СЗВ — общие переменные затраты предприятия в рассматриваемом периоде;

ВРП — выручка от реализации продукции; kmar — коэффициент маржинальной прибыли.

Запас прочности может быть выражен и относительным показателем — коэффициентом финансовой безопасности операционной деятельности предприятия (КБ), который рассчитывается следующим образом из формулы 9.4:

Он показывает, сколько процентов может снизиться объем реализации продукции предприятия, пока оно не станет убыточным.

Расчет запаса прочности и коэффициента финансовой безопасности операционной деятельности является важным для принятия решений о защите рыночной позиции предприятия. Например, существует угроза падения объема реализации продукции предприятия на 5% как следствие агрессивной конкуренции. Если коэффициент финансовой безопасности операционной деятельности предприятия — 25%, то руководство может и не принимать никаких мер по ее нейтрализации. Если же он меньше 5%, то их разработка и реализация будет обязательным для предотвращения убытков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8477 — | 8069 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Концепция безубыточности в современной экономической теории. Маржинальный доход и запас прочности. Графический метод, производственный леверидж и допущения в CVP-анализе. Точка безубыточности как критерий успешной работы организации, суть контроллинга.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение 2
  • Глава 1. Концепция безубыточности в современной экономической теории 4
  • Глава 2. Определение точки безубыточности 10
    • 2.1 Метод уравнения11
    • 2.2 Маржинальный доход. Маржинальный запас прочности16
    • 2.3 Графический метод19
    • 2.4 Производственный леверидж21
    • 2.5 Допущения в CVP-анализе28 Глава 3. Точка безубыточности как критерий успешной работы организации 34
      • 3.1Изменение точки безубыточности: определяющие факторы 35
      • 3.2 Планирование безубыточности39 Расчётная часть. 43
      • Заключение 47
      • Список литературы 49

      Актуальность выбранной темы определяется тем, что для принятия решения и планирования в управленческом учете необходима соответствующая информация об издержках производства, их взаимосвязи с объемом производства и получаемой прибылью. Поэтому анализ безубыточности производства актуален не только на стадиях становления производства, но и при дальнейшем его развитии. Для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

      Целью настоящей работы является изучение точки безубыточности, как одного из инструментов позволяющего выявить взаимосвязь «объём производства — себестоимость — прибыль».

      Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

      1. Изучена концепция безубыточности для целей анализа объёма производства, себестоимости и прибыли в их взаимосвязи;

      2. Рассмотрены различные подходы к определению и расчету точки безубыточности с использованием CVP-анализа;

      3. Рассмотрены определяющие факторы изменения точки безубыточности, ее анализ и планирование на предприятии

      Предметом исследования является точка безубыточности предприятия.

      Для написания данной работы автор использовал учебники и учебные пособия следующих авторов: Вахрушиной М.А., Шейхова М.О., Шеремета А.Д., Харальда Штиглера, материалы периодической печати, интернета.

      Практическая значимость работы определяется систематизацией теоретических знаний и приведением конкретных расчетов, примеров по выбранной теме.

      Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли. В данном разделе мы рассмотрим проблему безубыточности деятельности фирмы с точки зрения экономической теории с тем, чтобы в следующих параграфах изучить вопросы определения точки безубыточности фирмы, анализа безубыточной деятельности фирмы и планирования безубыточности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

      С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:

      Точка безубыточности — это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

      В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.

      Для того, чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. При анализе процесса максимизации прибыли мы будем пользоваться следующими основополагающими понятиями:

      Предельный доход — величина, на которую изменится совокупный доход фирмы при увеличении выпуска продукции на одну единицу;

      Предельные издержки — величина, на которую изменятся совокупные издержки фирмы при увеличении выпуска продукции на единицу;

      Средние полные издержки — доля полных издержек (то есть постоянные издержки + переменные издержки + невозвратные издержки), приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

      Из курса микроэкономики известно, что начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода — убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль: максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

      Для определения того, достигается в оптимальной точке прибыль или убыток, нам необходимо рассмотреть соотношение между ценой на продукцию фирмы и средними полными издержками. Удобнее всего это сделать графически:

      В данном случае равенство предельного дохода и предельных издержек достигается в той точке, в которой цена реализации данного количества продукции выше средних полных издержек. Следовательно, в данном случае предприятие максимизирует свою экономическую прибыль.

      По данному графику легко определить, какова величина экономической прибыли. На графике заштрихованы полные издержки фирмы на производство продукции (), полный доход фирмы от реализации продукции (). Следовательно, площадь, заштрихованная только — экономическая прибыль фирмы.

      При такой структуре издержек и ценовой ситуации на рынке фирма не получает экономической прибыли, ибо ее полные издержки в точности равны совокупному доходу в точке оптимального объема производства.

      Для рассмотрения следующих двух возможных ситуаций нам понадобятся средние переменные издержки — то есть доля переменных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

      В данной ситуации совокупный доход, получаемых от реализации продукции фирмы в точке оптимального объема выпуска продукции, недостаточен для покрытия совокупных издержек. Однако, при таком соотношении цены на продукцию и издержек на ее производство покрываются переменные издержки на ее производство. Таким образом фирма функционирует с экономическим убытком, но она может существовать в краткосрочном интервале времени. В такой ситуации все же выгодно продолжать производство, так как постоянные издержки фирма несет вне зависимости от объема выпуска продукции. Заметим, что наличие экономических убытков не означает наличие бухгалтерских убытков. В самом деле, экономические убытки могут возникать, например, из-за выплаты пониженного процента на капитал, инвестированный в производство.

      В этом случае совокупного дохода не хватает даже для компенсации переменных издержек. Поэтому при данной структуре цен и издержек наиболее оптимальным является решение о прекращении производства.

      В следующих параграфах будет рассмотрен анализ и планирование безубыточности предприятия, то есть изучать I, II и частично III случаи, рассмотренные выше.

      Первая проблема, связанная с точкой безубыточности, — это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается безубыточность. В данном параграфе рассмотрены три подхода к определению точки безубыточности: уравнения, маржинального дохода и графического изображения, затем анализ метода чувствительности прогнозного расчета критической точки к изменениям принятых допущений (CVP — анализ (Cost — Volume -Profit)).

      CVP — анализ- это анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты — объем — прибыль». Он является одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности.

      Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

      Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты — объем — прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный левередж и маржинальный запас прочности.

      Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль», как уже отмечалось выше, на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия». В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как BEP (аббревиатура «break-even point»), т.е. точка или порог рентабельности.

      Перейдем к рассмотрению методов расчета точки безубыточности.

      Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений.

      В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:

      Выручка — Переменные затраты — Постоянные затраты = Чистая прибыль;

      (Цена за единицу * Количество единиц) — (Переменные затраты на единицу *Количество единиц) — Постоянные затраты = Прибыль

      Это же уравнение можно переписать в алгебраической записи. Обозначим :

      через П -прибыль за исследуемый период,

      Р — цену продажи единицы произведенной фирмой продукции,

      х — объем произведенной и проданной продукции за указанный период,

      а — уровень фиксированных расходов,

      в — переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию.

      В таких обозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом:

      Последняя форма уравнения подчеркивает, что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него. В частности, как уже говорилось, все расходы фирмы можно разделить на постоянные и переменные.

      Заметим, что при определении параметров издержки разделили на производство реализованной и произведенной продукции. Данное различие является наиболее существенным для двух подходов в управленческом учете: Absorption costing и Direct costing. По методу Absorption costing калькулирование себестоимости продукции осуществляется с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров, то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Direct costing постоянные расходы полностью относятся на реализацию.

      Использование уравнения позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных алгебраических преобразований.

      Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности, определяется из условия:

      Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений воспользуемся следующим примером.

      Пример 1. Производственное предприятие выпускает безалкогольный напиток «Байкал» и имеет следующие показатели, представленные в табл. 1.

      В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта точка может быть найдена при условии равенства выручки и суммы переменных и постоянных затрат:

      15х0 = 10х + 15000 + 0; 5х0 = 15000; х0 = 3000,

      где х0- точка безубыточности;

      15 — цена единицы продукции;

      10 — переменные затраты на единицу продукции;

      15000 — общая сумма постоянных затрат.

      «Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольного напитка «Байкал»»

      Объём производства, 5000 бут.

      Выручка от реализации, руб.

      Как видно из приведенного примера, безубыточность реализации достигается при объеме 3000 бутылок напитка «Байкал».

      Точку безубыточности можно рассчитать также в денежных единицах. Для этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:

      15х0 = 15 * 3000 = 45000 руб.

      Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента — в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

      Пример 2. Производственное предприятие выпускает два вида безалкогольных напитков и имеет следующие показатели:

      «Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков»

      Выручка от реализации, руб.

      На реализацию 1 бутылки напитка «Байкал» приходится 0,8 бутылок напитка «Тархун». Поэтому для определения точки безубыточности (порога рентабельности) мы условно приравниваем «х» бутылок напитка «Байкал» к «0,8х» бутылке напитка «Тархун». Подставляя эти значения в уравнение получим:

      (15 * 0,8х) + 12х — (10 * 0,8х) — 8х — 15000 = 0;

      12х + 12х — 8х — 8х — 15000 = 0;

      х = 15000 : 8 = 1875 бутылок напитка «Байкал»;

      1875 х 0,8 = 1500 бутылок напитка «Тархун»;

      Всего: 1875 + 1500 = 3375 бутылок.

      Как видно из приведенных данных, точка безубыточности (порог рентабельности) объема реализации будет 3375 бутылок, из них напитка «Байкал» — 1875 бут. и напитка «Тархун» — 1500 бут.

      А теперь предположим, что в структуре реализованной продукции произошли изменения (см. табл. 3).

      «Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков с учетом изменений структуры реализуемой продукции»

      Выручка от реализации, руб.

      Сопоставляя структуру продукции, становится очевидным, что увеличилась доля продукции с низкой величиной маржинального дохода, в связи с чем у предприятия снизилась прибыль на 2000 руб. (24000 — 26000).

      Точка безубыточности после изменений, произошедших в ассортименте, будет следующей:

      (15 * 2х) + 12х — (10 * 2х) — 8х — 15000 = 0;

      3,0х + 12х — 20х — 8х -15000 = 0;

      х = 15000 : 14 = 1071,4 бутылок напитка «Тархун»;

      1071,4 * 2 = 2142,8 бутылок напитка «Байкал»;

      Всего: 1071,4 + 2142,8 = 3214,2 бутылок.

      Приведенные данные свидетельствуют, что в целом по предприятию точка безубыточности (порог рентабельности) будет равна 3214,2 бутылкам безалкогольных напиток, из них 1071,4 бутылок напитка «Тархун» и 2142,8 бутылок напитка «Байкал». Сравнивая результат с предыдущим расчетом отмечаем, что точка безубыточности (порог рентабельности) снизилась на 160,8 бутылок (3214,2 — 3375). При этом обращает на себя внимание тот факт, что объем реализации в натуральном выражении остался без изменения (9000 бутылок). Следовательно, даже при контроле общего объема продаж необходим анализ структурных изменений в ассортименте выпускаемой продукции, так как он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной.

      Метод маржинального дохода есть разновидность метода уравнений. Под маржинальным (предельным) доходом мы будем понимать доход, который получает фирма от производства одного изделия. Маржинальный доход — это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

      Существует два способа определения величины маржинального дохода:

      При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.

      При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

      Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

      Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

      Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

      Точка безубыточности = Постоянные затраты / Норма маржинального дохода.

      Рассмотрим этот вопрос на примере.

      Пример 3. Производственное предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Байкал». Ниже приведены данные, характеризующие его деятельность:

      Выручка от реализации 75 000

      Переменные затраты 50 000

      Постоянные затраты 15 000

      Объем произведенной продукции, бут. 5000

      Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

      В этом случае последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей:

      Находим величину маржинального дохода:

      75000 руб. — 50000 руб. = 25000 руб.

      Вычисляем норму маржинального дохода:

      25000 руб. : 75000 руб. = 0,33

      Определяем точку безубыточности (пороговую выручку) в стоимостном выражении:

      15000 руб. : 0,33 = 45455 руб.

      Определяем точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении:

      45445 руб : 15 руб. = 3030 бутылок.

      Маржинальный запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. (подробнее о «запасе прочности» см. п.3.1) Этот показатель определяется следующей формулой:

      Маржинальный запас прочности =(Фактическая выручка — Пороговая выручка) / Фактическая выручка * 100 %

      Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Для предыдущего примера маржинальный запас прочности составляет 39,4% [(75000 — 45455) : 75000 * 100%]. Значение маржинального запаса прочности, равное 39,4%, показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее, чем на 39,4%, то предприятие будет получать прибыль, если более, чем на 39,4% — окажется в убытке.

      Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:

      Цена безубыточности =Пороговая выручка/ Объем произведенной продукции в натуральном выражении

      Для расчета воспользуемся данными предыдущего примера. В нашем случае цена безубыточности единицы изделия равна 9 руб.09 коп. (45445 : 5000 бут.). Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.

      Два рассмотренных ранее метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем фиксированные цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие три линии:

      Таким образом мы получаем следующий график анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж:

      Заметим, что на этом графике линия выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки и разница между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.

      Иногда бывает достаточно удобно рассматривать не два графика выручки и общих затрат, а один график чистой прибыли фирмы, получаемый как разница между графиками выручки и общих затрат:

      Заметим, что при нулевом выпуске убыток в точности равен постоянным затратам.

      Мы получили достаточно удобный инструмент графического анализа зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью. Данный метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.

      Производственный левередж (leverage в дословном переводе — рычаг) — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

      Необходимым условием применения механизма производственного левереджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

      Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:

      где ЭПЛ — эффект производственного левереджа;

      Зпост — постоянные затраты;

      Найденное с помощью первой формулы значение эффекта производственного левереджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

      где П — изменение прибыли, в %;

      Для наглядности рассмотрим эффект производственного левереджа на следующем примере:

      1. Сумма продаж (выручка) 75000

      2. Переменные затраты 50000

      3. Маржинальный доход (п. 1 — п. 2) 25000

      4. Постоянные затраты 15000

      6. Объем реализованной продукции, бут. 5000

      7. Цена за единицу напитка, руб. 15

      8. Эффект производственного левереджа (п. 3 : п. 5) 2,5

      Используя механизм производственного левереджа, спрогнозируем изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект производственного левереджа составляет 2,5 единиц (25000 : 10000). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 2,5%, а при снижении выручки на 40% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 67500 руб. (75000 — 75000 * 10 : 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 25% и составит 7500 руб. (10000 — 10000 * 25 : 100).

      Производственный левередж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левереджа может изменяться под влиянием:

      — переменных и постоянных затрат;

      — комбинации любых перечисленных факторов.

      Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левереджа на основе вышеприведенного примера.

      Увеличение цены реализации на 10% (до 16 руб. 50 коп. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 82500 руб., маржинального дохода — до 32500 руб. (82500 — 50000) и прибыли до 17500 руб. (32500 — 15000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу напитка с 5 руб. (25000 руб. : 5000 бут.) до 6 руб. 50 коп. (32500 руб. : 5000 бут.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 2308 бут. (15000 руб. : 6 руб. 50 коп.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 2692 бут. (5000 — 2308) или на 53,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 7500 руб. (17500 — 10000). При этом, эффект производственного левереджа снизится с 2,5 до 1,86 единиц (32500 : 17500).

      Снижение переменных затрат на 10% (с 50000 руб. до 45000 руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 30000 руб. (75000 — 45000) и прибыли до 15000 руб. (30000 — 15000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 37500 руб. [15000 : (30000 : 75000)], что в натуральном выражении составит 2500 бут. (37500 : 15). Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 37500 руб. (75000 — 37500) или 2500 бут. (37500 руб. : 15 руб.). В этих условиях эффект производственного левереджа на предприятии снизится до 2 единиц (30000 : 15000). При снижении постоянных затрат на 10% (с 15000 руб. до 13500 руб.) прибыль предприятия увеличится до 11500 руб. (75000 — 50000 — 13500) или на 15%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 34848 руб. [13500 : (25000 : 75000)], а в натуральном выражении — 2323 бут. (34848 : 15). При этом маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 40152 руб. (75000 — 34848) или 2677 бут. (40152 : 15). Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левереджа составит 2,17 единиц (25000 : 11500) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,33 единиц (2,5 — 2,17).

      Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левереджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

      Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левереджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

      1. Положительное воздействие производственного левереджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

      Для того, чтобы положительный эффект производственного левереджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

      2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левереджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

      3. Механизм производственного левереджа имеет и обратную направленность — при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

      4. Между производственным левереджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левереджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный левередж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

      5. Эффект производственного левереджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левереджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

      Понимание механизма проявления производственного левереджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

      При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

      При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левереджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

      Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

      При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

      Использование механизма производственного левереджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

      Перейдем теперь к обсуждению тех допущений, которые лежат в основе применения вышеописанных методов к реальным экономическим данным. Все три первые метода относятся к так называемому CVP-анализу, то есть анализу соотношений прибыли, затрат и объема продаж.

      Прежде всего необходимо отметить, что на самом деле картина, представленная нами при описании методов CVP-анализа, верна лишь в ограниченном диапазоне объемов выпуска. Ограниченность проистекает прежде всего из того, что при достаточно большом объеме выпуска продукции перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе CVP-анализа, например, неизменный характер и величина постоянных расходов, и т.д.

      Для того, чтобы можно было возможно точнее представлять область релевантности для CVP-анализа, перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей:

      1. Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области релевантности. Это предположение верно лишь для тех случаев, когда изменение выпуска продукции фирмы невелико по сравнению с емкостью рынка данной продукции. Иначе нарушается линейность зависимости между объемом выпуска и выручкой.

      2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.

      3. Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области релевантности. Очень важное предположение, существенно облегчающее анализ, но и сильно ограничивающее область релевантности. В самом деле, при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющимися основными средствами. Ни увеличивать их объем, ни получать основные средства в аренду мы не можем.

      Более реалистично предположение о том, что постоянные расходы изменяются ступенчато:

      Однако, такое предположение сильно осложняет CVP-анализ, так как график общих расходов становится разрывной функцией.

      4. Переменные расходы остаются независимыми от объема выпуска в пределах области релевантности. На самом деле величина переменных расходов есть некоторая функция от объема производства, так как существует эффект падения предельной производительности факторов производства. Поэтому в условиях предположения 3 (независимость постоянных расходов от объема производства) переменные расходы увеличиваются с ростом объема производства. В качестве более точного приближения можно предложить аналогичный ступенчатый график (см. пред. 3):

      5. Цена реализации выпуска не меняется. Наиболее уязвимое предположение, так как цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов и т.д. Затраты фирмы на продвижение товара на рынок, организацию собственной торговой сети и т.п. могут оказать существенное влияние на изменение цены реализации. Здесь мы вступаем в область анализа результатов изменения двух или более факторов, влияющих на CVP-анализ. Однако, такой анализ весьма сложен, и в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход.

      6. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются. Ситуация аналогичная с п. 5. Весьма спорное предположение, однако это сильно облегчает анализ.

      7. Производительность не меняется.

      8. Отсутствуют структурные сдвиги. Остановимся на данном предположении. До сих пор мы рассматривали производство одного изделия. Соответственно, не возникали проблемы распределения издержек на различные изделия, определения их цен, определения эффективности производства каждого из изделий.

      Пример 5. Влияние структуры производства на прибыль компании.

      Пусть компания Sword производит два вида изделий А и В, затраты на производство которых, цены и маржинальный доход сведены в нижеприведенную таблицу:

      источник