Меню Рубрики

Анализ сказки как мужик двух генералов

История создания произведения

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» написана в 1869 г. Автор произведения – великий русский сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Как государственный чиновник высокого ранга (вице-губернатор), Салтыков-Щедрин хорош знал о невежестве чиновников и забитости народа.

В окончательной редакции произведение вышло в 1878 г. и было высоко оценено современниками писателя, в частности, А.И. Герценом и И.С. Тургеневым.

Жанр произведения

Произведение написано в жанре сатирической сказки. Повествование ведется от третьего лица. Из художественных средств писатель использует сарказм (язвительную насмешку) и гиперболу (преувеличение). Понятно, что не могли генералы думать, что булки растут на деревьях и т.п.

Сюжет произведения

Сюжетная линия произведения напоминает роман Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Два генерала, проснувшись, обнаруживают, что они находятся на необитаемом острове. Чтобы не погибнуть от голода, они решают найти мужика. Мужик не только решает все проблемы, но и доставляет генералов обратно в Петербург. Они получают много денег – жалованье за время пребывания на острове. И про мужика не забыли: послали рюмку водки и пятак серебром.

Система образов произведения

Главные персонажи произведения – мужик и два генерала. Имена и фамилии персонажей неизвестны.

Автор иронически относится ко всем героям сказки. Его удивляет не только никчемность и неприспособленность к жизни генералов, но и та покорность, с которой мужик выполняет все их требования.

Художественные особенности произведения

Композиция текста максимально простая, что соответствует жанру сказки. Деления текста на части нет.

Жанр сказки подчеркивается характерными оборотами: «ни пером описать, ни в сказке сказать», «мед-пиво пил, по усам тело, а в рот не попало».

Авторская позиция

Авторская позиция выражена косвенно через характеристику главных героев.

Так, про генералов автор пишет, что они ничего не знали и не понимали, но один из них был поумнее, поскольку преподавал каллиграфию в школе кантонистов. Генералы даже не ориентируются в сторонах света.

В описании мужика подчеркивается его трусость и покорность. Он сразу робеет перед генералами и даже не пытается убежать, хотя они от него полностью зависят. Он только спрашивает, довольны ли господа генералы.

Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» непростая, иносказательная, предназначенная для мыслящего и думающего читателя. Сюжет её связан с общественной темой, раскрывающей социальные пороки российского общества.

Генералы, попавшие на необитаемый остров, который полон разной «еды», чуть не погибли от голода и не съели друг друга, если бы им не попался мужик, беззаботный, спящий под деревом. Он и спелых яблок им нарвал, и силок из собственных волос сделал, и рябчика поймал, и огонь развёл, и в пригоршне суп сварил, потом корабль построил и доставил генералов домой. Описывая жизнь генералов на острове, автор беспощадно высмеивает не только их легкомысленность, никчемность, пустоту, но и несправедливое отношение к мужику-труженику.

В конце сказки говорится, что генералы, попав домой, не забыли мужика, отблагодарив его рюмкой водки и пятаком серебра. Но и мужик в сказке, олицетворяющий русский народ, не является положительным героем. Он умеет трудиться, ведь любая работа ему по плечу, проявляет смекалку, сноровку, но продолжает безропотно слушать и выполнять приказы генералов. Даже сам свил веревку, которой генералы привязали его к дереву, чтобы не сбежал. Рабская покорность мужика вызывает у читателей горький смех, смех сквозь слёзы, боль за настоящих тружеников русской земли.

Писатель в сказке осуждает не только бессмысленную жизнь генералов, но и долговечное крестьянское терпение и чрезмерную покорность русского народа. Художественное своеобразие данного произведения выражается в соединении традиций народной сказки и литературного новаторства, в умелом использовании писателем различных приёмов. Несмотря на то, что в произведении употребляются сказочные выражения и обороты, написана сказка необычным эзоповым языком — языком намеков и иносказаний — и близка к басне.

Генералы на необитаемом острове находят газету «Московские ведомости» и читают ее, пытаясь отвлечься от голода, но содержание текстов в газете состоит лишь из описания пиршеств. Читатель догадывается, что писатель иронизирует над бессодержательностью и казённой восторженностью публикаций в этой газете. Создавая образы генералов и мужика, автор использует гиперболу и гротеск, помогающие раскрыть и понять идею произведения. Генералы думали, что пища сразу бывает такой, в каком виде попадает на стол. Даже представить себе не могли, что сначала надо потрудиться, прежде чем её съесть. Голод привел генералов к драке, во время которой они чуть не погубили друг друга, только съеденный орден заставил их одуматься. Генералы не погибли от голода на острове только благодаря заботам крестьянина. Данное произведение написано не для увеселений и развлечений маленьких детей. Прочитав его, начинаешь задумываться о том, что волновало русского писателя, жившего в XIX веке, и современно ли это произведение в наши дни.

Каждый из нас посещал школу. У одних школьников был один любимый учитель, у других — другой. Стабильным, неизменным остается одно: учитель по-прежнему необходим и незаменим.

В романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, — член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип — падший ангел Азазел. Именно он научил

Родился в Москве в 1815 году. Мальчика воспитывал отец, который был суворовским солдатом, а позже получил дворянство за свои воинские заслуги. Отец Павла хотел воспитать его настоящим мужчиной, и поэтому отправил сына

Извечная проблема отцов и детей была актуальна и во Франции. Дочь Анжелика не хочет слушаться отца Аргана в выборе жениха, потому что он не берёт во внимание её чувства.

Для Цветаевой, как и для большинства поэтов, тема Родины очень важна. Конечно, у каждого творческого человека эта тема освещена по-своему.

источник

Произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. А. Салтыков-Щедрин положил начало своему известному сказочному циклу. Замысел возник у писателя во время работы над «Помпадурами и помпадуршами» в 1867 г. Сама сказка была написана на рубеже 1868-1869 гг. и впервые опубликована в февральском выпуске «Отечественных записок».

Первоначально сказка называлась просто «Два генерала». В окончательном полном виде название появилось в сборнике 1878 г. Расширив заглавие, Салтыков-Щедрин придал произведению вид народного сказа и недвусмысленно указал на центральную тему.

Салтыков-Щедрин использует сказочный жанр, чтобы наглядно показать противоестественность отношений между помещиками и простыми крестьянами. Изображенные вельможи (штатские генералы, действительные статские советники) — настоящие паразиты. Проведя всю жизнь на службе, они ничему не научились и «ничего не понимали», но имели право на солидную пенсию и собственную кухарку. Генералы пользуются уважением и почетом в обществе. Только фантастическое попадание на необитаемый остров обнажает их истинное лицо.

Писатель прибегает к преувеличению, описывая растерянность главных героев, столкнувшихся с совершенно загадочным для них реальным миром. Генералы испытывают мучительный голод при виде окружающей их еды (яблоки, рыбы, птицы), но не представляют, как ее добыть. Очень комично выглядит рассуждение одного из героев: «… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!».

Голод чуть было не приводит к трагедии: генералы теряют человеческий облик («в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали») и яростно бросаются друг на друга. Но даже схватка между вельможами комична: она заканчивается после съедения ордена. В первоначальном варианте этот эпизод «страшнее»: один генерал откусывает у другого палец и «конец уха». Писатель либо посчитал сцену слишком кровожадной, либо прибегнул к еще более тонкой иронии. Потеря ордена для генералов намного более важна, чем лишение части тела.

Пытаясь хоть чем-нибудь отвлечь себя от мыслей о еде, генералы начинают «глубокомысленный» разговор. Рассуждения свидетельствуют о полной тупости чиновников. К тому же любая мысль генералов сводится в конце концов к еде. Издевкой над «страдальцами» выглядит случайно найденный номер «Московских ведомостей», в котором нет ничего, кроме красочных описаний различных кушаний.

Вершиной генеральского глубокомыслия становится блестящая идея: «Если бы нам найти мужика?». В результате долгих поисков генералы добиваются успеха и находят «громаднейшего мужичину», который «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Генеральский гнев не знает границ. Мужик спешно начинает работать, чтобы ублажить господ. Его умения и сноровка также намеренно преувеличены автором. Мужик из подручных средств добывает огонь, находит картофель, готовит массу «разной провизии». Через пару дней он даже «изловчился… в пригоршне суп варить».

Генералы вновь стали «веселые, рыхлые, сытые, белые». Их райская жизнь омрачалась лишь тем, что «мундира жалко». Мужик смог помочь и этой беде. Соорудив «посудину», он повез генералов по морю и доставил прямо к дому.

Образ мужика олицетворяет собой простого русского крестьянина, мастера на все руки, который способен найти выход из любой ситуации. Ему резко противопоставлены два тунеядца из высшего общества, которые абсолютно не приспособлены к жизни. Генералы считают себя очень важными и значительными людьми, но на самом деле полностью зависят от низшего, презираемого ими сословия.

Эксплуатация низших классов высшими — лишь наиболее явственная и обсуждаемая проблема царской России. В повести затронуто не менее важное явление — рабская покорность, прочно укоренившаяся в сознании русского крестьянства.

«Громаднейшему мужичине» даже не приходит в голову мысль о неповиновении слабым и изнеженным генералам. Он мог бы запросто наплевать на их приказы, но в силу многовековой привычки к беспрекословному подчинению не только исполняет все желания генералов, но даже сам свивает себе веревку на случай побега.

Постройку «посудины» мужик затевает по своей инициативе, чтобы порадовать господ «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались». Поведение «холопа» выглядело бы смешным, если бы за ним не стояла реальная жизнь.

Самым печальным является иронический «счастливый» финал сказки. В благодарность за избавление от неминуемой смерти и все труды генералы жалуют мужику «… рюмку водки да пятак серебра». Заключительная фраза «веселись, мужичина!» подводит итоговую черту под отношением дворян к подвластному населению.

В иносказательной форме Салтыков-Щедрин резко осуждает паразитарную жизнь представителей высших сословий. С самых первых строк чувствуется неприязнь автора к генералам. Своего спасителя они называют «лежебоком», «тунеядцем», «канальей», чем вызывают к себе еще большее отвращение.

источник

1. История создания произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин писал злободневные для своего времени произведения, которые очень часто не пропускала цензура. В 1869 году писатель заканчивает работу над «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил». С большим трудом ее удалось опубликовать в «Отечественных записках» в том же году. Позже благодаря помощи И.С. Тургенева произведение было переведено на французский язык и выпущено в Париже в 1881 году.

Первоначально сказка имела подзаголовок «Писано со слов коллежского советника Рудомазина», который автор решает убрать. Лишается образ рассказчика, отчего усиливается сатирический характер произведения.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

В жанровом отношении «Повесть» относится к сатирической сказке. О том, что это сказка, говорят фантастические элементы, сказовая форма повествования, приемы, связанные с гиперболизацией.

Жанр сказки именно сатирической направленности М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Именно так можно было избежать цензурных препятствий и высказать свои мысли относительно современной действительности. В сказке писатель поднимает актуальные проблемы действующей тогда власти. Все реальные картины скрываются за сказочным стилем повествования.

3. Название произведения и его смысл.

Первоначальный вариант названия сказки – «Два генерала». Название «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» появилось в 1878 году. Конечный вариант заглавия расширял проблематику произведения, намекая на ироничный характер. Название употребляется и в прямом, и в переносном значении: во-первых, на острове крестьянин накормил двух генералов, во-вторых, в реальной жизни народ кормит правителей.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица в сказовой форме.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднимает тему власти и народа. Эти две силы противопоставлены друг другу, в чем и заключен главный конфликт сказки.

Писатель высмеивает безделье и неспособность к самостоятельному существованию, присущие генералам, то есть власти. Они привыкли к тому, что им все и всегда подчиняются. Их жизнь существует только благодаря мужику.

Однако автор высмеивает не только правительственные верхи, под сатиру попадает и простой мужик, который олицетворяет целый народ. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянин овладел свободой, но он все также трудится на благо ленивых и нравственно пустых правителей. Мужик гордится тем, что может послужить генералам, что описывается автором с сожалением и грустью. Писатель смеется над безропотностью и долготерпением народа.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежит история о том, как два генерала внезапно оказываются на необитаемом острове.

Сказка условно делится на две сюжетные линии, которые тесно связаны с появлением мужика на острове.

Первая сюжетная линия (до появления мужика) нужна для того, чтобы раскрыть в полной мере образы генералов, которые ничего не умеют делать, чтобы выжить на острове.

Вторая сюжетная линия связана с образом мужика и с его действиями, направленными на прислужничество генералам. Мужик выполняет все их прихоти и в итоге строит лодку, на которой они все вместе уплывают.

7. Система образов произведения.

Хотя персонажей в сказке 3, главных героев фактически 2. Это мужик и власть.

Мужик – это умелый человек, который научен труду. Однако рабское положение, к которому он уже привык, не разрешает герою жить только для себя, как это делают генералы. Мужик привык подчиняться власти, поэтому он выполняет все их поручения.

Для более сатирического характера сказки автор будто стоит на стороне генералов. Они уверены в том, что мужик должен на них работать. Несмотря на то что каждый генерал имеет индивидуализированные черты (первый генерал – глупый и ленивый, второй – глупый, ленивый и грубый), их образы сливаются в один, который и становится антитезой образу мужика.

8. Композиция произведения.

Композиция сказки кольцевая, так как она тесно связана с элементами фольклора, которому присуща кольцевая композиция.

Сказка состоит из трех композиционных элементов: сказочный зачин, кульминация (встреча генералов с мужиком), счастливая развязка.

В основе композиции лежит прием антитезы: как образов, так и ситуаций.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Прием антитезы помогает раскрыть основной конфликт произведения. С этой же целью автор использует сатирические приемы: гипербола, гротеск, ирония.

Легкая для понимания сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» актуальна во все времена. Она и сейчас заставляет о многом задуматься.

источник

“Как один мужик двух генералов прокормил” – это сатирическая сказка выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина. В этой статье представлен анализ сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль, мораль, вывод и проблематика произведения. Смотрите: Все материалы по сказкам Салтыкова-Шедрина Анализ сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина Б. Я. Бухштаб: “Вот перед нами сказка о двух генералах и мужике. Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих верхов сметливости и дельности народа. Для того, чтобы ярче показать то и другое, Щедрин переносит двух генералов и “мужика” на необитаемый остров. Остров этот богат и рыбой, и птицей, и плодами, – но неумелые бездарные генералы чуть с голоду не умерли посреди этого изобилия. Генералы избегли голодной смерти только найдя на острове “мужика”. Конечно, и невежество генералов и умелость мужика тут чрезвычайно преувеличены. В действительности не было, конечно, таких генералов, которые не знали бы, что булки из муки делают. Не было, разумеется, и “мужиков”, которые могли бы в пригоршне суп варить. Это сказочные генералы и сказочный мужик. Но сказка давала Щедрину возможность запечатлеть основные качества всех классов его времени – в особенности показать пороки правящих классов – с исключительной цельностью, яркостью и остротой. В сказке о двух генералах он показал паразитизм господствующих классов, нещадно эксплуатирующих народ. Неумелые во всем генералы хорошо умеют заставлять работать на себя “мужика”. Но это удается им только вследствие забитости и приниженности народа. Обнаружив на острове мужика, генералы “накидываются” на него… И огромный “мужичина”, которого на необитаемом острове никто не может принудить, пугается “строгих генералов” и не только начинает как каторжный на них работать, но еще и веревку свивает, чтобы генералы могли на ночь привязать его к дереву. Работает он не только за страх, но и за совесть… В этой сказке Щедрин бичует не только “генералов”, но и “мужика” – за его рабскую покорность своим угнетателям.” (Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге “Сказки” Салтыкова-Щедрина, изд-во “ДЕТГИЗ”, 1946 г.) Я. Эльсберг: “….одна из самых замечательных щедринских сказок – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. С первого взгляда может показаться, что действующие лица этой сказки поставлены автором в невероятное, фантастическое положение – они почему-то внезапно… оказываются на необитаемом острове. Но фантастика Щедрина была по самой сути своей глубоко реалистической. “Два генерала” воплощают собою тунеядство, паразитизм эксплуататоров. Эти отставные чиновники (“генералами” в царской России называли и высших гражданских чиновников) весь свой век жили за счет народа, угнетая его. Теперь они проводят свое время в полной праздности, получая от правительства большую пенсию. Щедрин заставляет “двух генералов” оказаться на необитаемом острове, для того чтобы обнажить их социальную сущность, более того – весь характер социальных отношений царской России. Самодержавно-крепостническое государство и классы, интересы которых оно защищает, и после крестьянской реформы (ведь мужик, избранный Щедриным, не крепостной!) угнетают и обирают крестьян – такой вывод великого сатирика. Щедринское сатирическое преувеличение и заострение обладает подлинно реалистическим содержанием. “Генералы” убеждены в том, что… народ должен отдавать им плоды своего труда, должен проливать ради них пот и кровь. Эта власть над мужиком, которой обладают “генералы”, убедительно иллюстрирует силу крепостнических пережитков во всем общественном строе пореформенной России. Рассказывая, что мужик дал себя связать веревкой, которую он сам же свил, Щедрин указывает тем самым на политическую темноту, несознательность народных масс того времени, покоряющихся своим эксплуататорам и собственными руками строящие те тюрьмы, куда царское правительство заключало крестьянских вожаков и русских интеллигентов. С болью и горечью видел Щедрин эти черты политической забитости и пассивности, но он был глубоко убежден в том, что народ сумеет подняться на революционную борьбу. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”, как и в других своих сказках, Щедрин углубляет мысли русских народных сказок. Глупость и жадность барина, ум и сметливость мужика – один из обычных мотивов русских народных сказок. В этот мотив Щедрин вложил новое политическое содержание. На примере “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” можно также уяснить себе сущность так называемой “эзоповской манеры” Щедрина. Цензура не позволяла сатирику прямо ставить в своем творчестве политические вопросы, обличать самодержавие, и Щедрин применял поэму эзоповскую, то есть иносказательную, манеру, берущую свое название от древнегреческого баснописца Эзопа. Как будто Щедрин рассказывает всего лишь сказку о каких-то двух отставных чиновниках и одном мужике, на самом же деле в это произведение вложено огромное и обобщающее социальное содержание – вопрос о взаимоотношениях народа и господствующих классов. Как будто Щедрин рассказывает всего лишь облеченный в сказочную форму бытовой эпизод, рисующий, как два генерала заставили одного мужика работать на себя, на самом же деле речь идет о всей политике угнетения и обирания крестьянства, проводимой царскими чиновниками и помещиками.” (вступительная статья Я. Эльсберга, “Рассказы, очерки, сказки”, М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во “Детгиз”, 1951 г.) Отрывок из книги “М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях”: “Каким энергичным, предприимчивым, удачливым в своих трудовых начинаниях изображен мужик! Всякая работа спорится в его руках, из самых затруднительных положений умеет он найти выход. Но, увы! что ни сработает мужик – не ему на пользу это идет. Что он ни напечет, ни изжарит – все попадает в ненасытные утробы тунеядцев-генералов. И естественным выводом из “Повести” является мысль: как весело, привольно, сытно, счастливо мог бы жить мужик, если бы не необходимость обслуживать генералов, под которыми сатирик разумеет эксплуататорские классы в широком смысле этого слова. …только писатель, пламенно любящий свою родину и свой народ, глубоко уважающий его, мог создавать такие произведения, как “Повесть о мужике” или “Коняга”.” (“М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях”, cост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.) А. С. Бушмин: “С горькой иронией изобразил Салтыков рабскую покорность крестьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Громаднейший мужичина, мастер на все руки, перед протестом которого, если бы он был на это способен, не устояли бы генералы, безропотно подчиняется тунеядцам. Дал им по десятку яблок, а себе взял «одно, кислое». Сам же веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен был генералам за то, что они «мужицким его трудом не гпушалися». Трудно себе представить более рельефное изображение силы и слабости русского крестьянства в эпоху самодержавия. Едва ли, например, можно было доходчивее, ярче, остроумнее передать идею о социальном антагонизме и о деспотической сущности самодержавия, чем это сделано в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». …веселое издевательство над дворянами-паразитами («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»)…” (А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», “Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах”, том 16 (часть 1), 1974 г.) Это был анализ сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль, мораль, вывод, проблематика произведения.

Читайте также:  Как надо сдавать мочу на анализы

источник

Салтыков-Щедрин известен нам как государственный деятель и выдающийся писатель-сатирик. Его сказки проходят в школе, чтобы познакомить детей с приемами сатиры в литературе. Но злободневные для царской России произведения с меткими образами и колкостями любят читать и взрослые. Чтобы лучше понять прелесть сатирической сказки Салтыкова-Щедрина, рассмотрим одну из них детально.

История создания

Довольно трудно сказать, что подвигло автора на создание повести о мужике и генералах. Сатирическая жилка проявлялось в писателе еще в годы юношества: будучи учеником Царскосельского лицея, Салтыков был поэтом своего курса и заслужил неодобрение педагогов за стихи «вольного содержания». Писатель стремился изменить Россию, поэтому состоял на государственной службе, быстро продвигаясь в карьере. Он ненавидел взяточничества и чиновничьего произвола. В 1868 году Салтыков-Щедрин уходит в отставку в должности вице-губернатора и всецело отдается литературе. В 1869 году он становится редактором газеты «Отечественные записки», где и публикует сказки и другие произведение с социально-политической подоплекой.

Приемы сатиры

Шуточный сказ о мужике и генералах давно стал хрестоматийным, и на его примере лучше всего разбирать сатирические приёмы. Сказка начинается с краткой экспозиции: нам представляют двух генералов, которые «Служили всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Здесь явное преувеличение – имеется в виду, что генералы много проводили времени в регистратуре, но никак не могли же они в ней родиться. Этот прием усиления в литературе называется гипербола. По сюжету генералы попали на остров, и далее высмеивается их абсолютная беспомощность. Автор постоянно иронизирует, то есть зло усмехается над глупостью высокопоставленных лиц (пример их диалог о булках или поиски сторон света). В сцене, где генералы набросились друг на друга с голоду, писатель сравнивает их с дикими зверями: «…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание».

Но глупым генералам приходит в голову умная идея найти мужика, который их и прокормит, и в Петербург доставит. Крестьянин изобличен сатириком не хуже. Он предстает перед нами неким покорным скотом, который готов работать на износ: каждый день он добывал генералам еду. С другой стороны в мужике мы находим и положительные качества такие как ловкость, умелость, выносливость. Они гиперболизированны для комизма: из собственных волос сделал силок, сварил суп в пригоршне, построил ладью.

По прибытии в Петербург генералы, здорово располневшие трудами мужика, не забыли и про него. На радостях послали ему пяток серебра и рюмку водки. «Веселись, мужчина!»

Мораль и значение произведения

Салтыков-Щедрин создавал цикл сказок уже после того, как крепостное право отменили. Но на самом деле, жизнь крестьянина немногим стала легче, он до сих пор оставался зависим от помещика, обвязан выкупными платежами. Писатель всю государственную деятельность посвятил на борьбу с несправедливостью, поэтому он желал России избавиться от старых пережитков. В сказке писатель выводит на обозрение чиновников-паразитов, и мужиков-послушных баранов, зло высмеивая обоих.

Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это тонкая и остроумная насмешка над самыми разными человеческими пороками. Не стала исключением и знаменитая сказка: “Как один мужик двух генералов прокормил.”

Повесть рассказывает о двух генералах, которые жили, не тужили, да горя не знали. А знали только то, как их на Подьяческую на работу возят, как они там на важных бумажках расписываются, да как в обед перед ними сама собой еда появляется. Да величали друг друга: “Ваше сиятельство” да “Ваше превосходительство”.

А вот оказалась эта парочка на необитаемом острове. Тут то и выяснилось, что хлеб да колбасы на деревьях не растут, и что птицу-зверя-рыбу изловить на пропитание тоже наука. Всего этого, естественно, генералы не умеют. Зато они проделали то, что делать мастаки: даже на необитаемом острове сыскали мужика и давай ему приказы отдавать: накорми, да напои, да обеспечь, и так далее. Ещё и отругали бедолагу за то, что смеет спать, когда целых два генерала от голода помирают. А чтобы мужик не вздумал сбежать и оставить голодными их сиятельство да превосходительство, ещё и верёвкой привязали к себе. На всякий случай.

И вот жили себе наши генералы, не тужили, ещё больше раздобрели, чем на казённых харчах, да вот беда: скучно господам генералам, им бы домой, на Подьяческую. Отдали они мужику новый приказ: смастерить плот да доставить господ генералов домой. Ну а бедному мужику куда деваться, когда над ним целых два генерала стоит? Смастерил и привёз, в целости и сохранности. И наградили господа генералы нашего мужика: рюмку водки и пять копеек серебром.

Безусловно, данная история несёт великолепную сатиру на чиновников, которые, по известному выражению, “настолько глупы, что на большее, чем отдавать приказы, и не годятся никуда”. И, что самое главное, такие даже необитаемом острове разыщут того, кем можно понукать до повелевать. Ну и, разумеется, о том, что ограниченность таких людей не позволит им даже предположить, что у других людей могут быть какие-то свои дела и проблемы. Это выше их уровня понимания. Ну и завещающую точку в этой сатире ставит награда мужику за спасение генералов. Обычный читатель может возмутиться подобной скупости, но читатель грамотный поймёт, что на самом-то деле жизни этих двух генералов дороже и не стоят.

Пес бродит по подворотням и мерзнет, его бок болит из-за того, что какой-то повар со злости плеснул на бедного пса кипятком. Животное описывает свои будни, быт Москвы и типы людей, больше всего он не любит швейцаров и дворников,

История, описанная Пушкиным в Цыганах – рассказ о неразделенной любви, о переменчивости цыганской любви, о разном понимании любви. Главные герои Алеко и цыганка Земфира, они полюбили друг друга, но разной любовью.

Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную. Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке

Мир музыки дорог каждому человеку, не важно, отдельная мелодия звучит или целая концертная программа. Но эти звуки способны порой изменить не только настроение, ход мыслей, но и внести что-то новое в нашу жизнь.

Николай Евграфович Алмазов, офицер, вернулся с лекций в Академии генерального штаба в плохом настроении. Поступление в академию далось с трудом: экзамены Николай сдал на третий раз.

источник

Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

  • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
  • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
  • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
  • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

  1. Сказочный зачин.
  2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
  3. Развязка — возвращение в столицу.
Читайте также:  Как надо собирать мочу для анализа

Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д.

Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои характеристика
два генерала – пожилые чиновники дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
мужик таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

  1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
  2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
  3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
  4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях):

  1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
  2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
  3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.

Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы.

источник

Гротескное повествование о том, как один мужик двух генералов прокормил, создано М.Е. Щедриным в жанре сатирической литературы.


Удивительным образом сказки Щедрина в миниатюре содержатся все проблемы, все образы современного общества.

Весь доступный ему сатирический арсенал – от иронии до гротеска, писатель использует для выражения своего отношения к действительности.

Сюжет прост: необитаемый остров, невесть откуда взявшиеся два генерала. Они голодны и не приучены ни к чему, хоть остров изобилует дарами природы.

Пытались почитать газету, да только оголодали еще больше.

Автор едко высмеивает генералов и, кажется, вовсе не удивлен их превращению в голодных животных.

Чудесным образом находят они мужика, ловят его и по обычаю заставляют «тунеядца» работать.

Для них сказка хорошо заканчивается – мужик не только спас их от голода, но и доставил в родной Петербург, за что и был вознагражден – пожаловали ему генералы пятак серебряный и водки рюмку. Заслужил!

В коротеньком повествовании автор охватил волнующую его тему народа и власти. Мы видим чванливых, высокомерных генералов, не умеющих абсолютно ничего, и мужика – находчивого и сообразительного, готового суп в пригоршне для господ варить да веревки для себя же вить.

Основная мысль, которую доносит автор до нас – причина такого отношения к народу не столько в тех, кто правит, сколько в характере самого народа.
Извечная привычка быть во всем виновным и искренняя благодарность за тот мизер, который ему жалуют с барского плеча.

И финальное «Веселись, мужичина!» еще раз подчеркивает всю безысходность положения простого народа.

Продолжаем рассматривать тему — как один мужик двух генералов прокормил:

Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил, Салтыков-Щедрин М.Е. написал в середине ХIХ в., но популярность и актуальность это литературное сказание не утратило до настоящего времени. В произведении много гротескных преувеличений, невероятных событий. Несмотря на присущий великому писателю тяжелый стиль изложения, история читается легко. Парадоксально, но определенные элементы обнаженных М.Е. Салтыковым-Щедриным в его сказке общественных и социальных пороков присущи и современным отношениям. Конечно, сейчас не встретишь генералов, которые ищут булки на деревьях, но необоснованная высокомерность, презрительная позиция к окружающим присуща некоторым индивидам, считающим себя генералами. Впрочем, это в первую очередь характеризует их самих.

Проживали как-то на белом свете два легкомысленных генерала, прослужившие с рождения и до самой своей отставки где-то по военному ведомству и ничего другого не знавшие. Выйдя на пенсию, зажили они в Санкт-Петербурге на Подьяческой улице со своими кухарками. Но как-то раз так получилось, по щучьему велению проснулись генералы на необитаемом острове под одним одеялом. Убедившись, что это им не снится и они действительно сидят в ночных рубашках и в орденах на берегу моря, начали они оглядываться да осматриваться. А когда есть захотели, решили остров обследовать. На острове нашли они и дичь в чаще, и рыбу в водоемах, и разные фрукты на деревьях, да вот только поймать никого не вышло и до фруктов не дотянулись. Зато старый выпуск «Московских ведомостей» нашли. С голода звереть начали господа, чуть друг друга не проглотили, даже подрались. Потом остыли, угомонились, захотели газету полистать, но там все об обедах и ужинах написано.

И тут одного генерала осенило — надо мужичка найти, чтобы кормить их. Он им и хлеб испечет, и рябчиков нажарит, и фруктов разных наберет. Мужик везде есть — и на необитаемом острове найдется. Пошли и нашли огромного мужика, который спал, тунеядец, в тенечке и не думал даже, что без него господа 2 дня уже голодают. Набросились на него господа с бранью и криками и работать заставили. Мужик испугался, набрал сладких яблок и накормил оголодавших, а для себя одно кислое оставил. Потом картошки где-то нарыл, костер разжег и дичь изжарил. Рады генералы, привязали мужика веревкой, которую он сам связал, чтобы не убежал, пока они отдыхать после обеда будут.

Раскормились господа на острове, снова стали дебелые и рыхлые. Мужик им даже похлебку варить приспособился в ладонях. Все бы хорошо, да тоска обуяла генералов, потянуло их в свои квартиры да к своим кухаркам. Начали они требовать от мужика свезти их в Петербург. Мужичок рад, что генералы довольны им, труда холопьего не гнушаются,- во всем угодить господам готов. Построил лодку, чтобы через океан перебраться можно было, настелил туда пуха лебяжьего для мягкости, припасов всяческих понаделал, да и отправились они через море-океан до самого Санкт-Петербурга. Ну уж и ругали господа мужичка за ветер да качку, за волны огромные, а мужик знай гребет и в ус не дует. Доплыли, наконец, до дома. Генералы кофе напились, булочек наелись — довольные стали. А казна им пенсию сполна заплатила за все время, пока на острове мыкались. Довольны генералы, что все так вышло. Но и мужичка не забыли — послали ему пятак серебряный да рюмку водки: веселись, мужичина!

В форме литературной сказки М.Е. Салтыков-Щедрин создал целый цикл произведений. Привлекательность такой формы вызвана острой сатирической направленностью писателя. В условиях существовавшей цензуры жанр сатиры и пародии был наиболее приемлем. Только на таком языке можно было свободно обсуждать существовавшие общественные язвы, вскрывать назревшие противоречия. Более того, писатель тяготел к народу и, в определенном смысле, подстраивал свое творчество под простонародный стиль. Сказка — наиболее доступная форма изложения.

Изучение повести про то, как один мужик двух генералов прокормил, анализ других сказок показывают, что автор строит свои произведения на противопоставлении двух социальных сил — народа и правящего класса. Народ, в первую очередь крестьянство, предстает в виде замученной, забитой массы. Господствующее сословие активно пользуется этим и только наращивает эксплуатацию, усиливает гнет. В то же время М.Е. Салтыков-Щедрин не оправдывает и не защищает такую забитость. Сатирик клеймит эти качества в народе. Примечательно акцентирование внимания на том, что мужик сам сплел веревку, которой его привязали. Этим писатель подчеркивает несознательность народных масс. Мужичок рад, что господа генералы не брезгуют его трудом, готов все стерпеть, чтобы услужить.

М.Е. Салтыков-Щедрин далек от революционных настроев. Его политические взгляды не идут дальше сатиры. Однако анализ произведения, как и всего творчества одного из столпов отечественной литературы показывает, что общество не может далее развиваться в таком направлении. Повесть подводит к выводу, что не будь таких господ — генералов, народ — мужик жил бы богато и весело на своем острове, умея себя прокормить и во всем обеспечить.

В своей сказке М.Е. Салтыков-Щедрин использовал практически весь спектр приемов, принятых в сатирической литературе:

  • гротеск (предельное преувеличение):
  • сарказм (едкая насмешка);
  • «эзопов» язык (иносказание);
  • аллегория (иносказательное сравнение с целью подчеркнуть ту или иную сторону);
  • гипербола (преувеличение);
  • фантастика (несуществующее отображение событий);
  • ирония (шутка, насмешка).

Гротескно поведение генералов, не обладающих никакими навыками и не знающих элементарных вещей. Фантастично, как попали господа на необитаемый остров «по щучьему велению», нереальны мужицкие способности. Гиперболично утверждение, что раз генералы прослужили с рождения в военной регистратуре, то и ничего другого не понимали и не знали. Сатира проскальзывает в каждой строке повести. Писатель иронизирует и над мужичком, и над господами. Большую смысловую нагрузку несет в себе завершающая фраза. Веселись, мужичина, — говорит М.Е. Салтыков-Щедрин, награждая его рюмкой водки и пятаком денег. Этим показана оценка народных масс со стороны власть имущих. Полностью завися от результата народного труда, не способные к самостоятельному обслуживанию, генералы считают людей своим холопством, обязанным им всем в силу того, что они господа.

источник

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «как один мужик двух генералов прокормил».Познакомить учащихся с произведением писателя.

Просмотр содержимого документа
«Анализ Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».»

Анализ Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Цели у рока: познакомить обучающихся с биографией Салтыкова-Щедрина;

показать особенности жанра сказки в творчестве писателя;

показать художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина;

формировать навыки исследовательской работы с текстом;

совершенствовать навыки анализа текста;

совершенствовать навыки самостоятельной, коллективной работы;

развивать логическое мышление, наблюдательность,

развивать и обогащать речь обучающихся;

Я русский литератор и потому имею две

рабские привычки: во-первых, писать

иносказательно и, во-вторых, трепетать.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации и скажите, какое произведение мы будем анализировать?

— «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова – Щедрина

Какие цели нашего урока познакомиться с биографией Салтыкова-Щедрина;

узнать особенности жанра сказки в творчестве писателя;

Читайте также:  Как над горячею золой тютчев анализ

познакомиться художественное своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина;

запись в тетрадь темы и эпиграфа

Сообщение учителя : Ребята, как вы знаете, писатели России XIX века не были профессиональными. Многие из них служили — по разным причинам, многие зарабатывали на жизнь, многие служили для пользы Отечества. Знаете ли вы, чем запомнился на Вятке (нынче Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что он никогда не брал взяток, чем он существенно отличался от большинства чиновников. Имя этого чиновника Михаил Евграфович Салтыков. О его жизни и творческой биографии нам расскажет Женя.

Интересные факты Псевдоним севдони́м (греч. ψευδής — ложный + όνομα — имя) — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах);

Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому, что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того фамилия Салтыков вызывала в русском обществе определенные ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна ( 1730 –1801), известная под именем Салтычихи, замучила более 100 крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казни, которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Историю Салтычихи хорошо знали в русском обществе, возможно, это побудило писателя взять себе псевдоним.

Интересна и версия о том, что Салтыков выбрал себе псевдоним, подходящий к слову «щедрый», то есть широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой, так как, по словам жены писателя, он в своих произведениях был щедр на всякого рода сарказмы.

Есть и другое толкование этого псевдонима. Лицо писателя носило следы оспы – «щедрины».

Сказки Салтыкова -Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал эзоповым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Роднят щедринские сказки с баснями юмор, ирония, сарказм, гипербола, гротеск. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Художник умеет выбрать сюжет, позволяющий увидеть и выявить то, что связано с общественной жизнью. Приступая к беседе, мы должны вспомнить некоторые термины, характерные для сатиры.Словарная работа с записью в тетрадь.

САТИРА — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

Эзо́пов язык (по имени баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приёмам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым[1].

Иносказа́ние — выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём.

Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Гротеск (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный»; итал. grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера»[1]) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Знание этих терминов поможет нам правильно понять, проанализировать произведение Салтыкова -Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

Почему Щедрин назвал свое произведение сказкой? Салтыков-Щедрин свое произведение назвал сказкой так,как все это было вымыслом.Лично мне в этой сказке развеселило,когда они стали бедного мужика мучит,чтоб он их приказы выполнял,

а грустное — это то,что с некоторыми людьми происходит данная ситуация.

Составить таблицу «Сказочное в «Повести…»

1.Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать.

2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль.

3. Три раза плакали – сказочная цифра 3

Составить таблицу «Реальное в «Повести…»

Регистратура, Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, Московские ведомости.

К какому виду сказок относится наша сказка? (литературная)

? Что общего в литературной и народной сказке? (композиция: зачин,

концовка, повторы, постоянные эпитеты)

? Чем отличается наша сказка от народной?

? Какие литературные аналоги вы можете назвать в связи с попаданием

генералов на необитаемый остров?

Роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. В романе простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным. «Повесть…» написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочито шаржированной форме.

? Чем же отличаются герои сказки от Робинзона Крузо?

? Что вы знаете о социальных реформах 1860 –х годов? ( Отмена крепостного

Учитель: Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

— Генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом.

Учитель: Где завязка в произведении?

— Генералы попадают на необитаемый остров.

Учитель: А смогли бы вы выжить на острове, подобном тому, на котором оказались генералы? Почему?

Учитель: Где кульминация произведения?

— Возвращение героев в Петербург.

Учитель: Какова композиция произведения?

— Композиция кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.

А теперь перейдем к рассмотрению основных персонажей сказки. И начнем с генералов (при ответах учащиеся используют не только собственные выводы, но и обязательно подкрепляют сказанное цитатами из текста.

— Что мы можем сказать о генералах? Какими их изображает Салтыков-Щедрин? (устно-словарное рисование портрета)

Они тупоумны, беспомощны, никчемны, легкомысленны, трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет мужиков. Когда им становится трудно, они звереют.

«Они в ночных рубашках, а на шее у них висит по ордену… генералы уже состарились…»

Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, т.к. всю жизнь провели в регистратуре… трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков…. Когда им становится особенно трудно, то они становятся похожими на зверей, готовы съесть друг друга».

Чем-либо отличаются генералы?

Абсолютно ничем, можно даже сказать, что они являются подобием друг друга. Оба ничего не знают, ничего не умеют, ничем не интересуются.

Почему же тогда автор описывает двух генералов, а не одного?

Один генерал мог быть исключением среди своих коллег, а два генерала – это уже «генеральство», в какой-то степени характеризующее целый класс «генералов», т.е. господ.

-Вспомните, ребята, какая была регистратура, в которой служили генералы? Что о ней говорит автор?

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»

*Регистратура никому не была нужна, ее упразднили за ненадобностью. В этом ярко чувствуется насмешка автора.

— Следовательно, не случайно Салтыков-Щедрин говорит о регистратуре, которую упразднили. Он нас, читателей, как бы подготавливает к встрече с генералами. Расскажите об их жизни, описанной в начале и в конце сказки.

О чем они говорили? Как объясняют смену дня и ночи? Вавилонское столпотворение и потоп? Что радует, когда вспоминают о Петербурге? О чем жалеют? (ответы учащихся)

-Могли ли на самом деле существовать такие генералы, которые думали, что булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», которые не знают, как определить «где восток, а где запад» (ребята высказывают свои суждения)

Салтыков-Щедрин разоблачает не только генералов, но и департамент, в котором они служили, существующую тогда печать, газеты, которые с таким «искусством» из номера в номер печатали «гастрономические новости», общество высших классов дореволюционной России, считавшее эксплуатацию народа обычным явлением и законным делом.

Как эта жизнь оценивается окружающими?

Никого из окружающих генералов людей (ни на Подъяческой улице, ни в регистратуре) не возмущает ни глупость, ни приспособленность, ни тунеядство генералов. Очевидно, все генералы таковы и считают нормой положение, когда генерал ничего не делает, а мужик работает.

— Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы?

Цитата «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озаглавило вдохновение…: «Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

Генералы убеждены, что мужик везде есть, что он должен уметь и умеет делать, но что он от работы отлынивает.

— О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?

Генералы привыкли, что мужик работает на них, что он обязан работать и не ждать благодарности…относятся к мужикам как к рабам».

Как называют мужчину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?

«Спишь, лежебок! – накинулись они на него, — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!»

Генералы ведут себя с мужчиной по-хозяйски. Автор пишет, что они «накинулись» на него, сразу стали называть «лежебок», стали приказывать: «Сейчас марш работать!»

— Изменилось ли отношение генералов к мужику, когда он накормил их?

Генералы называют мужчину «любезный друг», «дружок», но это внешне. Они хотят задобрить его, а сами же привязывают его к дереву и относятся как раньше.

Он их накормил, а они мысленно называют его «тунеядцем».

Как вы понимаете слово «тунеядец»? Найдите в тексте предложения, в которых употребляется это слово. Кого из героев сказки можно так назвать?

«Не дать ли тунеядцу частичку?» – пришло на мысль генералам.

Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушатся»» — размышление мужчины.

«Сколько они ругали мужчину за его тунеядство» — рассказ автора.

Какими же предстают генералы в сказке? Как отблагодарили генералы мужика? (перечитать по ролям текст, в котором происходит разговор между ними)

Мы выяснили, что представляют собой генералы, нам понятны качества, которые высмеивает Салтыков-Щедрин в образе генералов. Совсем иначе показан в сказке мужик.

Вспомните, какие эпизоды в сказке являются основными для оценки мужика?

Мужик лезет на дерево и рвет красивые спелые яблоки для генералов.

Мужик добывает огонь трением

Мужик ловит рябчика силком, изготовленным из собственных волос, а пышные генералы в ночных рубашках, но при орденах, наблюдают чтоб «мужчина» не отлынивал от работы.

— Как вы оцениваете поступки мужика?

Нечего было так стараться ради бездельников.

Салтыков-Щедрин пишет: «Смотрели генералы, на эти мужицкие страдания, и сердца у них весело играли»

Для чего так радовать генералов, для чего так усердствовать?

— А как автор оценивает своего героя, каким рисует его?

Рисует очень ловким, умелым, сноровистым, изобретательным, (в пригоршне он варит суп, из собственных волос плетет силки, из конопли делает веревку. Сумел добыть яблок, картофеля.)

Все умеет делать и все-таки покорно выполняет приказы генералов, не пытается убежать, не пытается бунтовать, все терпит.

Восхищается умениями, сноровкой, рисует чуть ли не волшебником, которому все по силам: и корабль смастерить самому, без всякой помощи, и суп сварить в пригоршне.

Все ли действия мужика вызывают восхищение автора?

Нет. Горькую насмешку и удивление вызывает у него то, что мужик себя все время оделяет, унижает: нарвал генералам по десятку яблок, а себе взял одно – кислое. Веревку сделал из дикой конопли и дал себя привязать. Генералы как только не обзывают: он все терпит.

— Почему же? Как мужик оценивает сам себя? Есть ли в тексте прямая оценка мужиком себя и своих действий?

Мужик как бы согласен с тем, что он тунеядец и лежебока. Мужик вроде и не видит, какие ничтожества перед ним. Генералы умеют только командовать, и мужик этих команд слушается. Он забывает, какой он сноровистый и умелый, и воспринимает себя так, как воспринимают его генералы – ничтожным созданием, во всем обязанным своим господам.

Как работает мужик: за страх или за совесть?

Мужик работает на генералов с душой, хотя оснований для почитания генералов нет. Все думает: «как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали, и мужицким его трудом не гнушались.»

Мужик самоотверженно заботится о том, чтоб генералы были белые да рыхлые: дно лодки, которую он смастерил, лебяжьим пухом выстелил, все время спрашивал, работая: «Довольны ли вы, господа генералы?»

— А как автор относится к такой самооценке мужика?

Восхищается ловкостью, способностями, сметливостью мужика и в то же время автор высмеивает его рабскую покорность, полное подчинение генералам.

С-Щ испытывает чувство боли.

Рассмотрев действия основных персонажей, нам становится ясно, насколько метко, зло, едко высмеивает автор никчемность, невежество, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая их звериную сущность, одновременно, гиперболизируя ловкость и находчивость мужика.

Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя, однако, смех, который является здесь обличительным протестом, — горький, смех сквозь слезы, смех, смешанный с настоящей человеческой болью.

(Пресс-конференция по возвращении генералов в Петербург). \

\Ведущий пресс-конференции учитель, генералы — 2 ученика из класса ( по желанию)

1) Ваше превосходительство, расскажите, как вы дослужились до генеральского чина?

( Сколько помню себя, служил всю жизнь в какой – то регистратуре, там родился, воспитался и состарился. Только упразднили нашу регистратуру за ненадобностью и выпустили всех нас на волю)

(Никому не нужная регистратура, а генерал прослужил в ней всю свою жизнь. Выпустили на волю, мужика тоже отпустили на волю, но одинакова ли она?)

2) Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда по щучьему велению вы оказались на необитаемом острове?

( Что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет) Какой художественный приём использует автор? (Гротеск)

3) После долгих и мучительных поисков выхода из создавшегося трудного положения вас озарило вдохновение. Какая счастливая мысль пришла к вам в голову? ( Надо найти мужика ) ( В чём уверены генералы? – мужик есть везде)

4) Как наградили вы мужика – тунеядца за спасение?

( Выслали ему рюмку водки да пятак серебра). Выслали, а не вышли сами.

5) Где вы нашли мужика? (Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Нашему негодованию не было предела).

6) Как изменилась Ваша жизнь на острове после того, как Вы нашли мужика?

7) Как Вам удалось вернуться домой?

8) Как Вы отблагодарили мужика за то, что он спас вам жизнь?

? Какие нравственные пороки общества обличает в своей сказке

М.Е. Салтыков-Щедрин? (Лень, неблагодарность, покорность,

беспомощность, невежество, глупость, безнравственность, паразитизм)

1.С творчеством какого писателя мы знакомились сегодня на уроке?

2.Какие художественные произведения разбирали?

3.К какому жанру относятся эти произведения?

4.Какие художественные приёмы использует автор?

5.Как называются его сказки?

6.Какие проблемы поднимает Салтыков-Щедрин в своих сказках?( ? Какие нравственные пороки общества обличает в своей сказке

М.Е. Салтыков-Щедрин? (Лень, неблагодарность, покорность,

беспомощность, невежество, глупость, безнравственность, паразитизм)

Рефлексия сегодня на уроке……

Д\з Составить цитатный план сказки.Выучить литературные термины.

источник