Меню Рубрики

Ушинский рассказы для детей анализ

Я думаю, все вы наслышаны о том, кто такой Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог или, как говорят, «учитель русских учителей», и мне нет нужды о нем рассказывать.

Если же кто-то из вас с ним незнаком либо вообще впервые о нем слышит, то могу вам посоветовать «великую всесильную Википедию» (там вы сможете ознакомиться с его биографией).

А данная статья создана для того, чтобы помочь вам в воспитании детей посредством сказок данного писателя. Да-да, именно писателя, так как пусть он и вошел в историю прежде всего как педагог, но в литературе для детей он тоже оставил свой, довольно таки жирный след.

Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются очень сильной дидактикой и имеют педагогический характер. Источником произведений Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!

Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Почему? Потому что они невелики по объему. Потому что тематика его произведений разнообразна, а значит, они развивают кругозор ребят. Потому что тематика очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях сочетается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию. А это только положительные качества литературы для детей. О критериях хорошей книги для детей вы можете прочитать здесь.

Да что тут говорить, о произведениях Константина Дмитриевича Ушинского для детей положительно отзывался сам Лев Николаевич Толстой! (Ну о нем, я уверена, точно все наслышаны!)))

Итак, об основном я вкратце рассказала. Теперь дело за главным: для чего я это все затеяла.

Хочу сделать краткий анализ многих произведений Ушинского для детей и объяснить, с помощью какого произведения что можно воспитывать у ребенка. А это проще сделать с помощью интересной литературы, а не занудных лекций «о том о сем»!

Начну я со сказок для воспитания, которые написал Константин Дмитриевич Ушинский детям.

— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ваш ребенок упрям? Прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «Катя (Слава, Миша и т.д.), а не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.

— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.

— о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.

В следующей статье Сказки для воспитания или Ушинский детям (часть 2) вы узнаете, с помощью каких сказок учить детей быть сообразительными, прививать любовь к порядку в семье и др.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ? Я ценю ваше мнение!

источник

Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера

К.Д.Ушинский (1824—1870) — выдающийся педагог и дет­ский писатель.

Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушин­ский окончил Московский университет.

Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли — он справедливо считается создателем русской народной школы — чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц). В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ. в более об­ширную и свободную сферу».

Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыс­лил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868— 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). Ушинский признавал краеугольным камнем формирования лич­ности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеж­дений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».

В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представ­ление о мире, которое поможет развитию их мыслительных спо­собностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами сло­га лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произве­дениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гонча­рова, Никитина, Майкова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир. », «Родное слово» слово сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на луч­ших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать де­тям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.

Произведения для д е т е й. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания. Например, «Детский мир. » открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать. Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация — все располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начина­ется словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

В «Детском мире. » в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и расска­зы в прозе».

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».

Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Род­ное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Значительный вклад в развитие детской литературы внёс Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог, автор классических трудов по вопросам воспитания.

Работа Ушинского в области детской литературы вытекала из его педагогической деятельности, из практических потребностей народного образования и ещё раз подтверждает ту очевидную истину, что детская литература, являясь искусством слова, всегда тесно связана с педагогикой, с состоянием просвещения эпохи.

К.Д. Ушинский родился в 1824 г. в г. Туле. Окончив Новгород-Северскую гимназию, шестнадцати лет поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы его интересы не ограничивались рамками будущей профессии: увлекался он русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьёзно изучал истории и географию России, занимался точными науками. Но больше всего его привлекала педагогическая деятельность. Это и привело его в Ярославский Демидовский юридический лицей, где более двух лет (1846-1848 гг.) он исполнял обязанности профессора. С первых шагов своей практической деятельности Ушинский старался по-новому вести преподавание, добиться тесного контакта и взаимопонимания со своими учениками, вызвать в них интерес к науке, желание быть полезными родине.

С 1852 года начинается его сотрудничество в популярных русских журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Сын отечества», «Журнал для воспитания». Его статьи по вопросам воспитания, литературно-художественные очерки, рецензии и переводы приобрели большую известность.

С 1854 г. как талантливого литератора-педагога Ушинского приглашают преподавателем в Гатчинском, а затем, 1859 году, в Смольный институт, где он вскоре становится инспектором и проводит ряд реформ с целью дать воспитанникам широкое современное образование.

Эти реформы вызвали недовольство начальства, и Ушинский, вынужденный оставить работу, выхлопотал себе разрешение выехать за границу для лечения, где провёл 5 лет. За этот период Ушинский в русских журналах опубликовал большое количество статей о Школах Западной Европы, написал ряд оригинальных работ по вопросам воспитания и обучения, закончил серию учебных книг для детей — «Родное слово» и создал классический труд «Человек как предмет воспитания».

Вернувшись из-за границы, Ушинский поселился в Киеве, где продолжал свою научную работу.

Он умер в декабре 1870 г. в период наивысшего расцвета творческой работы.

Ушинский впервые в России создал педагогическую теорию. Но в условиях крепостнической России немногое удалось ему осуществить.

В работе над детскими книгами нашло отражение многостороннее дарование Ушинского — выдающегося учёного, блестящего практика и экспериментатора в области народного образования, талантливого писателя. Все эти качества наиболее ярко проявились при работе над «Детским миром» и «Родным словом».

Книга Ушинского под названием «Детский мир», вышла в начале 1861 года. Она предназначалась для чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института, где тогда работал Ушинский.

Несмотря на препятствия, чинимые царским министерством просвещения «Детский мир» разошёлся по России в огромном количестве экземпляров.

«Детский мир» состоит из 2-х частей, каждая из которых в свою очередь делится на две книги: собственно «Детский мир» и хрестоматия к нему.

В целом все 4 книги знакомя читателя с природой, с историей России, со вселенной, Землёй и народами, с русской литературой и народным творчеством.

Основное место в «Детском мире» занимают небольшие статьи научного характера. В них наиболее ярко проявился талант Ушинского — популяризатора научных знаний. Его статьи отличаются доступностью и увлекательностью.

Одним из важнейших элементов воспитания в духе народности Ушинский считал знакомство с родиной: этой цели служили материалы по географии и особенно по истории.

Ушинский первый широко ввёл современную литературу в школу, и в этом его огромная заслуга. В то же время нельзя пройти мимо его неверной установки: придавать литературным произведениям лишь дополнительное прикладное значение, а так же избегать произведений критического направления.

Читайте также:  Амилаза в анализах у детей

В хрестоматии Ушинского большинство стихотворных произведений, в том числе и все басни Крылова, напечатаны в строку, как проза. Это объясняется тем, что Ушинский рекомендовал и читать их как прозу, так как школьная привычка скандировать стихи, по его мнению, искажает их, делает их смысл не понятным для детей.

В «Детском мире» ярко проявился талант Ушинского как автора художественных произведений для детей. Здесь, прежде всего, следует отметить два рассказа, которыми начинается книга — «Дети в роще» и «Дети в училище», рассказ «Поездка в деревню», большой очерк в письмах «Путешествие по Волге», а так же маленькие рассказы и прозаические басни в первой хрестоматии. В тематическом и стилистическом отношении они представляют собой органическую часть книги, являются звеньями одной цепи, и поэтому очень трудно говорить о них в отрывке от конспекта всей книги.

Но наибольший интерес представляют маленькие рассказы и прозаические басни. В них автору удалось реализовать те требования, которые он предъявлял к детской литературе. Большинство их написано по мотивам народных сказок, пословиц, притч, появляются вполне оригинальные произведения.

Все четыре книги «Детского мира» занимали в первом издании 660 страниц, только 80 страниц из них занято произведениями, заимствованными из творчества известных писателей и поэтов. Это преимущественно стихи. Остальные 580 страниц написаны самим Ушинским.

Ещё одним из выдающихся произведений Ушинского является его учебник «Родное слово», состоящий из трёх книг и впервые изданный в 1864 г.

«Родное слово», как учебник, предназначено для первоначального обучения в городских школах, а также в семье и адресуется, как говорил сам автор, детям «мещанства и мелкого дворянства», т.е. более широкому кругу читателей.

Первая часть «Родного слова» читалась детям в школе и дома после «Азбуки». Она делится на 36 тематических уроков. Главное место в них занимают художественные тексты, перед которыми ставится задача оживить материал и закрепить знания детей. Это произведения разно-образных жанров — рассказы, народные басни, стихи русских поэтов, сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки и т.д. как видно из этого наречия, основное место здесь занимают произведения народного творчества.

Книги Ушинского являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, прозаические миниатюры, очерки, сказки, рассказы, стихи — в них можно найти почти все малые жанры детской литературы.

Научно-художественные энциклопедии Ушинского о животных до сих пор поражают краткостью, содержательностью и точностью, эмоциональной окрашенностью. Такие его произведения, как «На лугу летом», «Летнее утро», «На поле летом», «В лесу летом», с полным правом можно назвать маленькими художественными поэмами в прозе.

Излюбленным автором Ушинского, вслед за Пушкином, является Крылов. Во вторую книгу он поместил семь его басен. Большинство басен даётся в сокращённом виде, без моральных концовок и вступлений.

При таком подходе социальная сущность стихотворений нередко затушевались. И несмотря на всё это, Ушинский сделал значительный шаг вперёд, поместив в своих книгах стихи Некрасова, Пушкина, Никитина, Кольцова и многих других поэтов.

«Родное слово», несмотря на его недостатки, занимает одно из первых мест среди книг для детей XIX века.

Ушинский открыл школьные двери для современной русской литературы, народного творчества и естественных наук. Он знакомил детей с русской природой, русским народным творчеством и создавшим его народом.

Успех книги Ушинского был торжеством новой, более передовой педагогики, основанной на доверии к ребёнку, учёте его интересов и способностей. Она помогла воспитывать целые поколения русских людей, учила их мыслить, интересоваться окружающим, любить родину, родной язык и народ, создавший его.

Ушинский сыграл значительную роль в истории русской литературы. Его имя символизирует единство педагогических требований к ней. Много из того, что было впервые найдено им на основе глубокого изучения особенностей детского возраста, что было практически претворено им в жизнь в своих произведениях для детей, творчески развивается детскими писателями и поэтами — художниками слова.

60-70-е годы в России — это новый этап в формировании и развитии художественно-реалистической литературы для детей. Исключительная роль в становлении детской литературы в России принадлежит Льву Николаевичу Толстому (1828-1910г) Его повести «Детство», «Отрочество», Севастопольские рассказы» издались для детей с 1856. Печатались отдельными главами в хрестоматиях, в приложениях к детским журналам.

Учебной педагогической деятельностью, озабоченной просвещением народа, образованием крестьянских детей, писатель в начале 60-х годов печатался в журнале «Ясная поляна» статьи на педагогические темы, а приложениях к нему рассказы для детей. Для маленьких писателей Толстой продолжал писать и после закрытия журнала.

В 1872 г. вышла в свет «Азбука» Л.Н. Толстого. Книга включала собственно азбуку, произведения для русского и славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. «Горды мои мечты об этой — «Азбуке», — писал Л.Н. толстой Страхову, — по этой «Азбуке» только учиться два поколения русских всех детей от царских до мужитских, и первые впечатления получают от нее…»

Однако педагогическая критика сурово встретила «Азбуку» Толстого. Книга не была рекомендована для народных школ, т.к. нарушала принятую официальную систему в народном образовании.

Писатель болезненно воспринял отрицательное отношение к его четырнадцатилетнему напряженному труду. «Я вполне убежден, что «Азбука» моя есть необыкновенно хорошая и ее не поняли, — утверждал он. Тем не менее, писатель переработал ее, выпустив «Новую азбуку» и отдельно «Русские книги для чтения» в четырех частях (1875). «Русские книги переиздавались много раз и до сих пор сохраняют свою ценность как в отдельных изданиях, так и выборочно в учебных книгах для чтения школьников. Не «два поколения», как полагал Толстой, а десятки их получили и получают первые поэтические впечатления о жизни из его произведений.

Созиданию произведений для детей предшествовало глубокое изучение художником запросов, интересов и языка крестьянских ребят. С этой целью Толстой даже занялся совместно с детьми творческой работой, о чем он писал в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас, или нам у крестьянских детей?». Толстой несомненно идеализировал способности крестьянских детей.

Тем не менее подобный эксперимент помогал писателю глубже проникать в психологию ребенка-читателя, в его восприятии окружающего мира. Он ставил перед собой задачу расширить кругозор крестьянских детей, воспитать в них стремление к знаниям, высокие нравственные качества: правдивость, честность, трудолюбие, любовь к родине, к своему народу, внушить отвращение к жадности, трусости, равнодушию, лени, невежеству. «Напрасно думают, что дети не любят морали, — писал Толстой — ребенок любит мораль, но только умную, а не глупую, и не в форме поучения, а как невидимый и ощутимый результат, не слова, а действия являются руководящими принципами». Ни одну мысль Толстой не выразил в произведениях открыто, обнажено, разве, что в форме пословицы, в заглавии («Охота пуще не воли» или в конце произведения («Два раза не умирать, а раз не миновать»).

Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, рассуждения, сказка, басня и др.

Для работы над произведением для детей Толстой привлек обширный фольклорный материал, как русский, так и иностранный (арабский, индийский, персидский), а так же литературные источники (басни Эзопа, сказки Ш. Перо, Андерсена и др.) но основой его произведений была русская действительность, русское народное творчество: пословицы, былины, сказания, легенды.

Главный персонаж детских рассказов Толстого — крестьянский ребенок («Филипок», «Девочка и грибы», «Пожар»).

Крестьянские дети в рассказах умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества детей Толстой раскрывает в их поступках, действиях, отношений к окружающим.

Один из привлекательных образов — любознательный, настойчивый мальчик Филиппок Мальчик преодолевает все трудности и достигает цели — его принимают в школу учиться. Многие рассказы писателя вызывают у юного читателя сопереживания «Акула», «Прыжок» «Котенок» и др. высокого психологического накала в этих рассказах достигает Толстой Быстрым развитием сюжета. В рассказе «Акула» за двумя плавающими в океане мальчиками погналась акула. Выручает героев находчивость, самообладание отца одного из мальчиков — офицера — артиллериста, метко выстрелившего из корабельной пушки в аулу.

Во многих рассказов Толстого изображены правдивые картины сурового крестьянского быта («Пожар», «Корова», «Солдаткино житье» и т.д.)

Велика Толстого заслуга в создании научно-популярных произведений для детей. Вместо длинных скучных татей писатель обращается к описаниям и рассуждениям, занимательным историям, живым ответам на детские вопросы. : «от чего, как».

Писатель знакомит маленьких детей с явлениями природы, с особенностями животного мира, дает им элементарные сведения из области физики и химии. Он стремился воспитать в детях вдумчивое чуткое отношение к родной природе. Даже в научной книге Толстой проявляет себя как художник, внося в нее, по выражению С. Маршака «живой голос», «живые наблюдения» («Заяц», «Русак», «Орел», «Лебедь» и др.)

Толстой писал короткими предложениями, применяя главным образом имя существительное и глагол, не допуская причастных форм. Л.Н. Толстой написал для детей 629 произведений, но в «Русской книге для чтения» поместил лишь 373, остальные были впервые напечатаны уже во второй половине 20 века в полном собрании сочинений писателя в 93 томах.

В круг детского чтения вошли и написанные не для юных читателей повести Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость» Последняя часть «Молодость» не закончена писателем.

Несомненно в повестях Толстого изображены афтобиаграфические моменты, но писатель решительно протестовал, когда повесть «Детство» была напечатана в журнале «Современник» под заглавием «История моего детства» за подписью Л. Н. Толстого. Автору не хотелось, чтобы читающая публика могла воспринять его повести как документ о жизни какого-то конкретного частного лица. Произведения писателя для детей стали образцами художественного мастерства.


4. Дидактические идеи Ушинского и Толстого об образоват. и воспитат. значении родного языка

Неизмеримо велик вклад в методику русского языка Константина Дмитриевича Ушинского (1824 — 1870). Его считают основателем методики начального обучения русскому языку. Он создал методику в полном её объёме, обосновал её теоретически, написал учебники для школы: «Детский мир» и «Родное слово» для I, II, III годов обучения, а также пособия для учителей: «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову». Овладение языком – разносторонняя деятельность школьника, но стержнем её должен быть курс грамматики, имеющий практическую направленность. Учащиеся должны понять роль языковых форм в передаче значений, смысла; поэтому изучение грамматики следует начинать от текста, от предложения. Сам К.Д. Ушинский все грамматические темы строит на обнаружении изучаемых явлений в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и выявлении их функций. К.Д. Ушинский ввёл звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, создал систему устных и письменных упражнений по развитию речи учащихся, разработал методику объяснительного чтения художественных и научно-популярных произведений, методику изучения грамматики на основе анализа образцов. Ушинский отмечал, что все упражнения по языку должны быть разнообразны и взаимосвязаны. Орфографические умения и навыки расценивал очень высоко: они должны быть прочно заложены на самых ранних ступенях обучения. В обучении орфографии признавал как роль правил, так и роль общей языковой культуры.

К.Д. Ушинский основал русскую методическую школу, определил научное направление развития методики начального обучения родному языку, разработал принципы обучения языку: воспитание любви к родному слову, внимание к живому языку народа, изучение закономерностей языка, развитие мышления учащихся на основе аналитико-синтетических упражнений и др. Последователи Ушинского Николай Александрович Корф, Николай Фёдорович Бунаков, Дмитрий Иванович Тихомиров, Василий Порфирьевич Вахтеров и многие другие твёрдо придерживались этих принципов.

Яркий след в методике русского языка оставил Лев Николаевич Толстой(1828-1910) – создатель «Азбуки» в 4 книгах (1872), которую называл главным делом жизни. «Азбука» Толстого – это комплекс учебных книг для первоначального обучения. Объединяющим началом является назначение пособия: дать ребёнку азы, «начатки» знаний о природе, человеке, обществе, вооружить ученика умением читать, писать, считать. Первая книга состоит из четырёх частей: 1) собственно азбука, т.е. букварь; 2) тексты для первоначального чтения; 3) славянские тексты; 4) материалы для обучения счёту. Во второй книге, являющейся фактически книгой для чтения, помещены художественные тексты, а также научно-популярные рассказы по истории, географии, физике и естествознанию. В этой же учебной книге приводятся тексты для изучения церковнославянского языка и материалы по арифметике. Подобную композицию сохраняют и две последующие книги «Азбуки». Материалы в каждой части усложняются в соответствии с возрастом учащихся. Завершают учебник методические указания для учителя. В них последовательно раскрываются особенности слухового метода обучения грамоте, разработанного Л.Н. Толстым. Методические указания, по существу, отражают всю толстовскую методическую концепцию обучения грамоте, родному языку, арифметике. Учебники Л.Н. Толстого оказали сильнейшее влияние на последующую отечественную учебно-педагогическую литературу, прежде всего на буквари, книги для чтения и другие пособия по русскому языку.


5.Ушинский- о роли труда в воспитании

источник

Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки (1), (2), не только сказки научно-познавательные, но и рассказы. Представляю вам анализ рассказов Ушинского: «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Гадюка», «Утренние лучи».

Рассказ «Дети в роще» —

читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —

читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

Рассказ «Гадюка» —

это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

Рассказ «Утренние лучи» —

здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

И дорогие мои читатели, на десерт я вам припасла рассказ Ушинского «Четыре желания». Обязательно прочитайте его вашему ребенку!

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

А в следующий раз я охарактеризую вам следующие рассказы Ушинского для детей: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».

Читайте также:  Анализа игровой деятельности детей старшей группы

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ? Я ценю ваше мнение!

источник

материал подготовлен для создания брошюры об К.Д. Ушинском

Воспитательное значение сказки в произведениях К.Д. Ушинского.

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах…»

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения выступает сказка.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

По мнению Ушинского, природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при том условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но до семи — восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек — не человек.

В каком возрасте стоит читать с детьми произведения К.Д. Ушинского?

Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Почему? Потому что они невелики по объему. Потому что тематика его произведений разнообразна, а значит, они развивают кругозор ребят. Потому что тематика очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях сочетается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию. А это только положительные качества литературы для детей.

Сказка «Два козлика» — о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство.

Сказка «Ветер и Солнце»- о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

Души маленьких детей открыты миру, и наша задача — помочь сделать так, чтобы их доверчивость и открытость не обернулась им во зло. Русские народные сказки – своеобразный «учебник», по которому ребенок начинает учиться жить. С помощью сказки малыш легко усвоит, что в мире, в котором он живет, просто необходимо соблюдать определенные правила.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность за несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми .

Воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» Кострикина Н.А.

источник

Ольга Яковенко
Реферат «Сравнительный анализ произведений и педагогических идей К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого»

Одним из условий реформирования современного образования являются инновационные процессы в педагогике. Теоретико-методологической базой для инновационных преобразований послужила теория передового педагогического опыта.

Передовой педагогический опыт играет роль источника, стимулирующего развитие педагогической науки, базы ценных фактических данных, обогащающих содержание науки, критерия истинности тех или иных научных предположений. Передовой опыт играет важную роль, как в конкретном педагогическом исследовании, так и в развитии педагогической науки вообще. В связи с этим, педагогическая наука призвана систематически изучать имеющийся передовой опыт, опираться на его достижения, содействовать его развитию и совершенствованию.

Педагогический опыт несет в себе особенности времени. Вместе с различиями, которые привносило время и личности педагогов, в их опыте прослеживалось всегда общее: высокий уровень профессиональных знаний, особые качества личности, творчество, высокая эффективность труда, потребность в анализе и обобщении собственного накопленного опыта и опыта своих предшественников и современников.

Многие прогрессивные идеи выдающихся отечественных педагогов обогатили сокровищницу мировой педагогической культуры. Они являются важной составляющей педагогического опыта нашей страны (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров и другие)

2. Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1871) В своих учебных книгах «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) так формулирует задачу литературы для детей: побудить развивающееся сознание к самостоятельным заключениям о том или ином предмете на основе сообщения разносторонних сведений и создания художественных образов. Ушинский обращался к ребенку, используя специфические методы детской литературы.

«Детский мир» состоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, включает две книги — «Детский мир» и хрестоматию к нему.

Эта учебная книга тематически разнообразна: ребенок из нее узнавал о том, что его окружает, о природе, географии — через небольшие статьи научного характера, в которых Ушинский выступает как популяризатор научных знаний; об истории: для иллюстрации исторических событий Ушинский использует произведения русских писателей-классиков. Книга включала раздел «Первые уроки логики». Примечательно само ее название — «Детский мир»: в нем заключен особый, детский, взгляд на окружающее.

Первую часть хрестоматии, которая была своеобразным дополнением «Детского мира», составляли произведения самого Ушинского, а во вторую были включены стихи и проза русских и зарубежных авторов.

Наиболее примечательны небольшие рассказы и прозаические басни, в которых Ушинский обрабатывает мотивы разных жанров русского фольклора. Они занимательны, кратки, предельно ясны. Мораль в них очевидна, однако она не навязывается читателю, а проявляется в художественном строе произведения в целом.

В 1864 году вышел учебник Ушинского «Родное слово». Он состоял из трех книг и был предназначен для учебного и семейного чтения. «Родное слово» строилось по принципу возрастающей трудности. Первая часть читалась детьми в школе и дома. Художественные тексты (рассказы, народные песни, басни, стихи русских поэтов, сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, колыбельные и игровые песенки, пестушки, перевертыши, стишки и песенки о птицах и животных и т. п.) были невелики по объему были нужны, чтобы закрепить знания детей.

Вторая и третья книги более сложны по содержанию и разнообразны в жанровом отношении. В них представлены научно-познавательные статьи, написанные самим Ушинским и названные им деловыми, или логическими. Будучи связаны друг с другом, они дают цельное представление об окружающем мире. Между научно-познавательными статьями помещены стихи, рассказы, сказки и песни, тематически близкие к статьям.

Нужно отметить тематическое разнообразие статей, которые знакомили ребенка с разными областями жизни. Это и школа («Классная доска», «Грифельная доска», «Наш класс», и окружающий мир («Какие бывают растения», «Как человек ездит по земле», и труд человека («Сапожник», и уклад жизни («Село и деревня», «Город», «Ярмарка», и устройство дома («Каков наш дом», «Как строят дома», и сельское хозяйство («Огород», «Сад»).

Кроме научно-популярных статей в «Родном слове» есть своеобразные миниатюры — научно-художественные зарисовки, в которых Ушинский лаконично и ярко рассказывает о домашних и диких животных, о птицах и насекомых. Как правило, в таких миниатюрах изображается какая-то одна ситуация, в которой наиболее ярко раскрываются повадки животного, предстает его характер.

Близки к миниатюрам и рассказы о животных. В них Ушинский продолжает традиции «Детского мира». Эти произведения можно обозначить термином, которым Виталий Бианки называл свои произведения о природе, — «сказки-несказки». В таких рассказах очень мало сказочного: все события и явления описаны так, как происходят в жизни, а животные не совершают того, что они не могли бы сделать в действительности. Через воображаемые разговоры они сообщают о себе. Для писателя это лишь способ изложения научных сведений.

Любимым приемом является персонификация — наделение животных и даже предметов человеческой речью и человеческими свойствами характера. Например, в рассказе «Дети в роще» с героями беседуют жук, пчела, муравей, голубь, малиновка и даже ручей. В рассказах «Лошадь и осёл» и «Два плуга» между собой разговаривают не только животные, но и предметы. Эти рассказы по своей поэтике и жанровым признакам очень близки к народным сказкам, особенности которых использованы Ушинским. В «Родном слове» такими являются «Умей обождать», «Петух да собака», «Петушок с семьей», «Тише едешь, дальше будешь». В них, опираясь на фольклор, Ушинский сочиняет собственные произведения, обладающие чертами и других литературных жанров.

В сказке «Петух да собака» автор использует поэтику русских бытовых новеллистических сказок (зачин, концовка, традиционная характеристика персонажей) и сказок о животных: петух и собака, не выдержав полуголодного существования в доме старика и старухи, уходят в лес, чтобы прокормиться, и там собака защищает петуха от лисы.

Особое место среди собственных сказок Ушинского занимает «Охотник до сказок». Это как бы сказка в сказке.

Ушинский использует мотивы и сюжеты не только русского фольклора. Так, в хрестоматии «Детского мира» и в «Родном слове» помещена переведенная с немецкого языка и литературно обработанная сказка братьев Гримм «Дедушка и внучек». С лирическими произведениями Ушинский обращался довольно свободно. Он сокращал произведения, брал из них отрывки, давая им новые заглавия. Так, во вторую книгу вошел фрагмент из «Песен западных славян» А. С. Пушкина, он помещен после статьи «Лошадка» и назван «Печальный конь».

Учебная книга «Родное слово» пользовалась большой популярностью и много раз переиздавалась.

3. Лев Николаевич Толстой (1828—1910) много сделал для становления детской литературы в России. Больше пятнадцати лет работал он над созданием «Азбуки» для детей. К этому труду он относился как к наиважнейшему. В письме к литературному критику А. В. Дружинину он замечал:

Я уверен, что я памятник воздвиг этой «Азбукой» Я же положил на нее труда и любви больше, чем на все, что делал, и знаю, что это — одно дело моей жизни важно.

Истоки «Азбуки» ведут к тому периоду в жизни Толстого, когда после создания повести «Семейное счастье» он разочаровался в своем литературном творчестве, и ему казалось, что тратить жизнь, которая коротка, на писание повестей, «приятных для чтения», одинаково дурно и неблагопристойно. Дети в то время, не в пример взрослым, казались ему единственными людьми, которые здраво смотрят на жизнь и знают то, что должен любить человек, и то, что дает ему счастье. И потому с такой убежденностью свою первую и главную задачу он увидел в том, чтобы работать сейчас ради Марфушки и Гераськи, выучить их «хоть немножко из того, что он сам знал и понимал». Встречи с детьми вызывали в нем обостренное чувство ответственности. В письме профессору-ботанику С. А. Рачинскому писатель замечал:

Я не могу войти в школу и в сношения с мальчиками, чтобы не испытать прямо физического беспокойства, как бы не просмотреть Ло-моносова, Пушкина, Глинку, Острогорского, и как бы узнать, кому что нужно.

Работа в яснополянской школе подготовила его к пониманию того, какую книгу он должен создавать. В поисках материала он обращался к разным источникам — и в первую очередь к самому бесспорному: русскому народному творчеству. Важным источником стала древнегреческая литература, ради которой он изучил древнегреческий язык. Параллельно шло внимательное чтение литературы арабской, индийской, французской, немецкой, и не менее увлеченно он занимался геометрией, физикой, химией, астрономией, зоологией. Толстой хотел создать совершенно новую книгу, которая ответила бы ученику на бесчисленное количество вопросов. Эта книга должна была стать не только источником для обучения родному языку и приобретения знаний из самых различных областей. С ней были связаны задачи художественного и нравственного воспитания ребенка.

Читайте также:  Аллергический бронхит у детей анализы

Первое издание «Азбуки» (1872) вызвало поначалу отрицательные отзывы в прессе. Обычно равнодушный к критике, Толстой на этот раз «почувствовал огорчение и уныние». Он был убежден, что «Азбуку» не поняли, и не потерял уверенности в необходимости и ценности продолжения начатой работы. Однако Толстой многое пересмотрел. Рождались новые сюжеты, уточнялись методы первоначального обучения, менялся план построения книги, и когда в 1875 году вышла «Новая азбука», она сразу же получила широкое распространение, видные педагоги рассматривали ее как лучшую из существовавших книг для образования детей «и по форме и по содержанию».

Здесь огромный мир размышлений, моральных и художественных представлений Толстого. Но здесь, в рассказах для детей, многое проявляется в еще более открытой, более обнаженной, лишенной каких бы то ни было условностей форме. Просто и естественно звучат слова: «мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу». Однако отец не стал допрашивать детей, а сделал так, что мальчик невольно сознался в своей вине («Косточка»). Также важен своей моралью рассказ «Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку». Преодолевая страх, мальчик призна-ется в своей вине и слышит неожиданный ответ отца: «Спасибо, что правду сказал». Все те представления об отношениях между людьми, которые позднее легли в основу многих народных рассказов писателя, с кристальной чистотой воплотились в сюжете о крестьянской девочке, принесшей в дом найденного ребеночка, и о ее матери, которая не хотела брать его, потому что они бедны, но доброта девочки и собственная жалость оказались сильнее («Подкидыш»); о мальчике, укорившем отца и мать за бессердечное отношение к немощи, и их раскаянии («Старый дед и внучек»). Из ряда рассказов выделяется миниатюра «Старик сажал яблони.». В рассказе «Три смерти» только дерево умирает спокойно, честно и красиво. Но в этой притче о старике человек оказывается выше природы: высшую красоту обретает нравственный поступок, старик сознательно оставляет плоды своего труда тем, кто будет жить после него. Так Толстой осуществляет свою давнишнюю мечту: «воспитывая, образовывая, развивая достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты, добра».

Но не менее важным было найти путь к чуду «заражения» ребенка искусством слова. «Надо, чтобы все было красиво, просто и> главное, ясно», — так определил для себя Толстой главный принцип в работе. Он отбирал, «просеивал» десятки рассказов или басен, пока не оставлял лучшего. Самой трудной, «ужасной» оказалась работа над языком, неузнаваемо по сравнению с его романами менялись лексика, синтаксис. В рассказах для детей Толстой стремился строить фразу из нескольких только слов, избегая обстоятельств образа действия, дополнений, причастных и деепричастных оборотов, описаний, эпитетов, метафор. Если он и придает к сравнениям, то берет их из мира обжитого, предельно искомого ребенку. Толстой считал, что искусство педагогики «есть выбор. удобнейших к обобщению частностей в области каждой науки. Ребенок не требует понятливого, но требует живого, сильного, действующего на воображение».

Характерны в этом смысле «рассуждения» и «описания». Отмечая в детях «черты сметливости, огромного запаса сведений из практической жизни, шутливости, простоты, отвращения от всего фальшивого», Толстой выступает как мастер живого увлекательного общения с ребенком; его цель — вызвать, возбудить у детей интерес к тысячам вопросов: «Куда девается вода из моря?», «Отчего бывает ветер?». Для ответа на последний вопрос Толстой начинает с описания бумажного змея, которого ветер подхватывает и уносит высоко в небо, и, оказывается, если бы не было ветра, нельзя было бы пускать змея. Дальше следует пример тоже из такого знакомого мира — разговор о мельнице, и опять становится так убедительно и ясно: «если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряной мельнице». От мельницы Толстой перейдет к парусной лодке, а потом к более серьезным примерам и обобщениям, но сделанным так же весело и понятно.

Особенного искусства Толстой достигает в рассказах для самого первоначального чтения. Рассказы эти, занимающие всего три-, четыре строчки, необычайно насыщенны. Все начинается с действия: «Пошли дети на гумно», «Была драка между Жучкой и кошкой». Все ощутимо и наглядно, мир приближен, как будто смотришь на него сквозь увеличительное стекло. «Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка» — каждая фраза в этом рассказе вырастает в отдельную картину, одна картина следует за другой, и все вместе они создают ощущение немаловажного и достаточно протяженного по времени события. «У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена жгут, — и это была ее кукла; звала она ее Маша.». И сразу возникает ощущение и правды жизни ребенка, и его фантазии, игра с куклой-дочкой продолжается.

В рассказах для старших детей Толстой вводит читателя в гораздо более сложный эмоциональный мир, но и тут тоже все сдержанно и экономно. Одной-двумя деталями Толстой дает почувствовать ощущение мальчиком всей меры своей вины: ведь из-за его трусости погибла корова. «Миша. не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы». Как много значит одно движение, одна фраза матери, когда после долгой нужды в семье снова появится корова. Мать «села под корову, обтерла вымя. Господи благослови! Стала доить корову, а дети сели кругом и смотрели.» («Корова»).

Ребятам постарше Толстой предлагает рассказы с острым драматическим и психологическим сюжетом («Прыжок», «Акула»).

Писатель часто обращался к басням Эзопа, но чаще всего выпускал заканчивающие их поучения. Он вовсе не был противником морального поучения, он был уверен, что дети «любят мораль» и что поучительнее тот вывод, к которому ребенок придет самостоятельно. Свыше шестисот названий содержат «Книги для чтения», поражая своим жанровым разнообразием: здесь и рассказы, и были, и басни, и сказки, и рассуждения, и описания, и каждый жанр всякий раз соответствует определенной художественной задаче. Толстой задумывал продолжение «Азбуки», хотел расширить ее исторический и былинный разделы.

Приступая к работе над «Азбукой», Толстой мечтал, что по этой азбуке будут учиться «два поколения всех детей от царских до мужицких и первые поэтические впечатления получат от нее». Детские книги Толстого не только пережили многие десятилетия. Они сыграли особенную роль в становлении новой литературы для детей. Книги эти живут сегодня особенной жизнью, впервые изданные большим форматом, крупным шрифтом, с иллюстрациями лучших художников — Ю. А. Васнецова, А. Ф. Пахомова, Е. И. Чарушина. На этих книгах современные дети получают и «первые поэтические впечатления», и проходят школу мудрости, школу художественного и нравственного воспитания.

4. Идея народности воспитания

Одной из главнейших в педагогической теории К. Д. Ушинского являлась мысль о народности воспитания.

Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», — писал Ушинский.

Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

К. Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке.

Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.

Исходя из того, что родной язык «есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их», К. Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. «Эта работа постепенного сознавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания».

Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты».

Ушинский много работал над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Высказывания Ушинского о народной школе, обучающей детей на родном языке, имели огромное значение для строительства русской народной школы и школьного дела нерусских народов, за развитие национальной культуры.

Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка». Поэтому вся воспитательно-познавательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке.

Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове. «Язык, — писал Ушинский, — не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив — органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее». Главное в развитии речи детей — развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли. «Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно».

К. Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: «Детская природа ясно требует наглядности»; «Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе». Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. «Необходимо, — писал он, — чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово».

В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.

Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений.

Большое значение в первоначальном обучении родному языку К. Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа — народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.

5. Педагогические идеи Л. Н. Толстого и их развитие теоретиками и практиками свободного воспитания в России

Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. “

Педагогический опыт раскрывает неисчерпаемые возможности совершенствования человека и общества, что всегда привлекало внимание выдающихся деятелей педагогики, представителей педагогической общественности на протяжении всего развития системы воспитания и образования. Он указывал направления развития методов обучения и формирования человеческой личности, средства повышения их результативности и уровня мастерства учителей, эффективности педагогического влияния на социальный прогресс, открывал ранее неизвестные педагогические ценности.

Для педагогической науки значительный интерес представляют обобщенные знания о развитии передового педагогического опыта в тот или иной период истории. Замечательные педагоги прошлого, сознавая огромный потенциал, таящийся в передовом педагогическом опыте, подчеркивали его огромное значение для прогресса образования, указывали направления и методы совершенствования профессиональной деятельности учителей. Важнейшее значение передового педагогического опыта для совершенствования системы обучния и воспитания сделало его объектом пристального внимания педагогической науки во все времена.

Фестиваль педагогических идей «Лучший эксперимент (опыт) в ДОУ» Выполнила Отраднова Лариса Михайловна Экспериментальная деятельность «Изготовление бумаги в условиях детского сада» Цель: Получить бумагу.

Литературный досуг «По страницам произведений Ушинского К. Д.» Цель: Формировать средствами художественной литературы любовь и бережное отношение к родной природе. Приобщать к общепринятым нормам взаимоотношений.

Реферат «Педагогические работники. Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников» Введение Я считаю, что педагог- это одна из самых востребованных и почетных профессий в наше время. Анализируя представленные в работе статьи,.

Реферат «Развитие у дошкольников предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства» 1. Актуальность проблемы на современном этапе. Государство признаёт детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности.

Семинар по защите тем по самообразованию «Ярмарка педагогических идей и проектов» Задачи: 1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации; 2. Выявление и.

Сравнительный анализ двух образовательных программ ДО Название примерной общеобразо вательной программы «Развитие +» «Радуга» Целевые установки или Концептуальные основы программы Основные.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Консультация «Сравнительный анализ программ дошкольного образования в рамках ФГОС» Консультация по программе «Детский сад 2100» Более доступное и приемлемое содержание Программа «Развитие» Программа «Детский сад 2100».

Сравнительный анализ результатов исследования развития речи детей раннего возраста После проведенной системной работы по развитию речи детей раннего возраста в МБДОУ № г. Петушки был проведен контрольный эксперимент – вторичная.

Семь успешных педагогических идей «Как стать успешным родителем? Где не совершить ошибку?» — ежедневно задают мучительные вопросы современные родители, обращаясь к учителям,.

источник