Меню Рубрики

Анализа игровой деятельности детей старшей группы

Игры -это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт в отличие от занятий по лепка и рисованию. В игре дети ничего не создают, а многому учатся.

Анализ игровой деятельности детей

в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Автор: воспитатель Сальжак Ирина Сергеевна

Организация: МБДОУ «Пограничный детский сад»

Населенный пункт: п. Новоселово

В условиях реализации ФГОС говориться об исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. В новом документе, указывается на то, что обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций.

Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей, пытаться направлять их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.

Проблемные игровые ситуации направлены на овладение более обобщенными игровыми действиями и на подведение к самостоятельному инициативному решению игровых задач. Игровые задачи – это система условий, в которой создается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами.

Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками поведения обладает каждые ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое место в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх.

Анализ условий проведения игровой деятельности. В нашем дошкольном образовательном учреждении игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Для социально-коммуникативного развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого. В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Почта», «Парикмахерская», «Семья» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. В эти игры дети играют совместно с нами –взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям.

Для художественно-эстетического развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети лепят, рисуют.

В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия

В познавательном, речевом развитии ребенка мы создали центр речевого развития

«Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения.

В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик.

Работу организуем по двум направлениям:

— проводим игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

— побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет: наглядность, сюжет, слово.

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в нашей группе позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.

Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом, как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами или индивидуально.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные игры.

Анализ руководства играми детей . Анализ ДОУ в п. Новоселово показал, что в работе воспитателей организация игры и руководство ею уделяется еще недостаточно внимания. За долгие годы работы воспитателей по реализации программных задач с установленными критериями обязательных знаний у детей, игровая форма как основной вид деятельности в нашем детском саду уступил место обучению, что способствовало потере методических знаний у воспитателей по обучению и развитию детей в игре. В связи с переходом на ФГОС ДО главной задачей — является вернуть детям время, отведенное на игру, перевести основные режимные моменты в игровую форму, обновить свои знания, которые по итогам посещений и наблюдений игровой деятельности педагогами утеряны.

Оценка игры. Анализ поведения детей в игре.

В младших группах дети самостоятельно воспроизводят игровые действия, совместно с воспитателем передают простой сюжет, пользуются игрушками-заместителями, умеют играть «рядом». Несмотря на недавно пройденный адаптационный период, дети имеют предпочтительные тематики в игре, в которых отражают бытовые действия взрослых, их профессиональные действия. Незначительная часть детей отражают в игре сюжеты сказок, мультфильмов, — это объясняется особенностью детей младшего возраста – не достаточно знаний, умений. Лишь некоторые дети в данном возрасте в игре могут обозначить свою роль, обозначить свои игровые действия, договариваться со сверстником о совместных действиях из-за отсутствия активного словарного запаса, личного опыта в общении со сверстниками.

Дети среднего возраста умеют придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. Игра объединяет несколько сюжетов, дети четко исполняют роль, используют предметы-заместители, но затрудняются еще в самостоятельном распределении ролей, логичном завершении игры.

В старшей –подготовительной группе значительная часть детей владеет высоким уровнем игрового развития. Игровые замыслы возникают у детей самостоятельно, они разнообразные. Дети самостоятельно ставят игровые задачи. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенные. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно используются детьми в разных значениях. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, взрослому, сверстникам. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы.

Анализ работы с родителями.

Было проведено анкетирование родителей по теме: «Игры и игрушки ваших детей».

В опросе приняло участие 35 семей.

По результатам анкет было установлено, что:

родители часто играют со своими детьми – 20%,

ребенок организует игры самостоятельно-40%;

Чаще всего родители играют с детьми в игры малой подвижности:

-настольно-печатные, модельно-конструктивные -75%;

— наблюдать за играми своего ребенка -65%,

35% семей — делают это редко;

Все семьи отметили, что в игре ребенка можно увидеть как положительные, так и отрицательные качества своего ребенка;

-однако все родители прописали в игровых действиях своих детей только положительные качества;

38% детей в игре считаются с интересами других детей,

оказывают посильную помощь – 25% детей,

играют в небольших подгруппах – 30%,

7% — любят играть в одиночестве;

48% семей указали на то, что дети отражают в своих играх события, происходящие в семье,

22% — отметили, в играх не замечали отражение семейных событий,

30% — испытывали затруднение в ответе на данный вопрос;

Почти все семьи часто приобретают детям новые игрушки:

очень часто покупают родители детям новые игрушки – 27%,

достаточно часто покупают – 46%,

4%- когда ребенок попросит сам;

Игрушек у ребенка должно быть больше, считает – 32% семей,

ребенка не стоит баловать большим количеством игрушек – 57% семей,

11% — предпочли дать ответ, что игрушек должно быть достаточно, но чтобы они были развивающего характера;

— родителям знаком термин «антиигрушка»- 43%,

нет – не знаком термин – 27%,

затруднились ответить на данный вопрос – 30% семей;

Итог : родители не в полном объеме владеют знаниями об «антиигрушке», ее влияние на психическое развитие детей. Воспитателям нужно довести до родителей информацию о значимости игрушки в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.

Игра одно из средств воспитания культуры поведения. Ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим отзывчивым товарищем, умеющим считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли.

Совместно с детьми придумали правила общения друг с другом. Детям нравится их выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей. Эти правила формируют умение подчинять личное коллективу, умерять свое нетерпение, быть подтянутым, дисциплинированным и при всем этом дети чувствуют себя достаточно расковано, свободно общаются, двигаются, принимают активное участие в жизни группы.

Игры – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт в отличие от занятий по лепке, рисованию. В игре дети ничего не создают, а многому учатся.

Такие дидактические игры , «Цветик – семицветик», «Маленькая помощница», изготовленные педагогами и детьми, помогают воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям. Присутствие игровых персонажей, кукла Полина (положительная героиня) и Буратино (герой, которому требуется перевоспитание) помогают вести дискуссию о правилах и нормах поведения.

Выводы: В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей.

В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

Таким образом, игры в детском саду организуются, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в вопросах организации сюжетно-ролевой игры. Однако воспитателям необходимо перестроить образовательный процесс по реализации программных задач, направленных на развитие игровой деятельности в соответствии с современными требованиями к руководству.

Предложения и рекомендации:

1.Через ряд методических форм (консультации, семинары, практикумы, самообразование) изучить теоретическую и практическую базы по организации сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО.

2.Воспитателям всех возрастных групп составить перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными задачами, методикой их руководством.

3.На основе перспективного планирования ежедневно решать задачи по развитию игровой деятельности детей (прописывать систему работы в календарных планах в соответствии с возрастом воспитанников.).

4. Планировать совместную работу с родителями, используя участие родителей как дополнительный источник знаний детей.

источник

Диагностика игровой деятельности, последовательность действий по организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе.

Елена Владимировна Боровкова (Шентякова)
Диагностика игровой деятельности, последовательность действий по организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе.

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. В игре основное – субъективная удовлетворенность от самого процесса.

Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.

В сюжетно-ролевой игре происходит социально-личностное развитие ребенка (тематика игр – семья, магазин, почта и пр.). Основным содержанием сюжетно-ролевой игры в данном возрасте являются социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра имеет свои особенности: замысел игры более устойчивый, развивающийся, динамичный; дети совместно обсуждают замысел игры, намечают общий план; также присутствует планомерность, согласованность, импровизация; роли содержательны; соблюдают правила.

Диагностика игровой деятельности детей предполагает наблюдение за детьми и беседу с ними:

Цель: выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

— преобладающие виды игр, в которые играют дети;

— наличие сюжетных игр;

— кто выступает инициатором игр;

— наличие самостоятельных игр;

— распределение ролей, характер игровых действий, развитие сюжета;

— использование атрибутов, предметов необходимых для организации игры;

— характер взаимодействия детей в игре;

— самостоятельное создание новых сюжетов;

— самостоятельная организация игрового пространства;

— продолжительность игрового действия;

— тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;

действия, направленные на построение игрового сюжета;

действия, направленные на выполнение роли или создания образа игрового персонажа в режиссерской игре;

— все обращения детей друг к другу, эмоциональный фон общения, адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением тем игры, аргументация замыслов и предложений для партнеров.

Цель — выявление удовлетворенности ребенком участием в игровой деятельности.

Читайте также:  Анализы в гемотесте для детей

— У тебя есть любимые игры? Назови их?

— Ты начинаешь игры сам?

— Ты придумываешь новые игры?

— Ты ссоришься во время игры с другими детьми?

— Нравиться ли тебе играть с другими детьми? Почему?

— Кем ты чаще бываешь в играх?

— В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удается? Почему?

— Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?

На основе анализа беседы с детьми и наблюдения можно определить уровни развития позиции субъекта игровой деятельности детей:

1 уровень, низкий: использование игрушки, в качестве партнера по игре, вместо общения со сверстниками. Построение сюжета на основе предметно-действенного замещения. Контактов между играющими нет.

2 уровень: дети, которые играют в сюжетно-ролевые игры и отражают в них традиционные бытовые, профессиональные темы. Используются замещающие и изобразительные игровые действия. Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует. Дети копируют действия друг друга. Ролевые диалоги короткие с обозначением игровых событий. Характерно разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре.

3 уровень: построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор. В игре появляется замысел. Широко представлен ролевой диалог. Роли постоянно меняются, что позволяет разворачивать сюжет. Переход от сюжетно-ролевой игры к режиссерской, слияние этих игр. Появляются различия в играх и мальчиков и девочек. Часто выдвигается лидер-организатор. Недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре.

4 уровень: появление предварительного обозначения не только темы игры, но и 1-2 игровых событий. Снижение числа конфликтов внутри игровых объединений. Согласованность в игровой деятельности своих интересов с интересами партнеров. Дети умеют объяснить замысел и адресовать обращение партнеру.

Комплексный план руководства сюжетно-ролевой игрой «Цирк».

• Обогащение жизненного опыта детей. Цель: создать основы для развития и обогащения игры. Поход в цирк. Беседа о цирке. Рисование на тему «Я в цирке». Чтение книг и рассматривание иллюстраций («Каштанка», стихи Маршака и т. д.). Совместная организация пространства, изготовление атрибутов игры. Конструирование из бумаги весёлых атрибутов (колпачки, носы и т. д.).

• Обогащение игрового опыта детей. Цель: развивать умения детей передавать жизненный опыт в условиях игры. Имитационные игры, типа «Изобрази животное», экспериментирование с природным материалом (для проведения «фокусов» в условиях игры, физические игры-упражнения, типа «Удержи равновесие», «Кто быстрей, кто сильней, кто выше» и т. п.

• Проектирование предметно-игрового пространства. Цель: создание условий, соответствующих уровню развития игровых умений детей, содержанию игр. Создание билетов, программ выступления, афиши и т. д.

• Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.)

• Развитие навыков общения со сверстниками. Цель: Развитие у детей навыков общения со сверстниками. Беседа с детьми о том, что они видели в цирке, что знают о нем. Игра-имитация «Волшебные слова» для развития навыков культурного общения.

Игровое сотрудничество родителей и детей. Цель: педагогическое просвещение родителей. В вечернюю прогулку совместная игра детей и родителей. Беседа с родителями на тему «Мир игры — мир ребенка».

3. Организация сюжетно-ролевой игры «Цирк».

Показ и изготовление атрибутов для игры совместно с детьми. Беседа, для чего они предназначены.

Организация игры.

Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.). Воспитатель исполняет роль конферансье, если вводится роль кассира, воспитатель берет ее на себя, демонстрирует ее проигрывание. В процессе освоения игры детьми возможно поменяться ролями.

Вопросы по ходу игры (Как ты купишь билет? Что нужно отдать кассиру? Как поблагодарить артистов за понравившееся выступление)

Помощь в затруднительных ситуациях, напоминание.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ

Старшая группа

Сюжетно-ролевая игра

2) Уровень развития игры как деятельности:

• Умеет самостоятельно выбирать тему для игры

• Развивает сюжет на основе полученных знаний

• Самостоятельно распределяет роли

• Способствует установлению в игре ролевого взаимодействия

• Принимает участие в изготовлении необходимых атрибутов в игре

3) Уровень взаимоотношений

• Умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре

• Умеет объективно оценивать действия партнеров

• Стремится к выполнению правил в совместной игре

• Устанавливает дружеские взаимоотношения

4) Уровень развития творческих способностей

• Создание и использование условий

• Создание новых персонажей (новые роли)

• Придумывание новых сюжетов

• Ярко выражает себя через мимику, жесты, интонации голоса

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшей группы в форме сюжетно-ролевой игры «Кондитерская фабрика» Конспект образовательной деятельности занятия по ФЭМП для детей старшей группы в форме сюжетно – ролевой игры «Кондитерская фабрика» Интеграция.

Конспект организации сюжетно-ролевой игры в средней группе «Магазин строительных товаров» Тема: «Магазин строительных товаров» Ситуация 1. Цель: Заинтересовать детей сюжетом игры, вовлечь в игровую ситуацию. Действия воспитателя.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе Конспект по руководству сюжетно — ролевой игрой «Поликлиника» в старшей группе Подготовила воспитатель Гергиленко Надия Абдулбариевна I.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Едем в театр» Задачи: • Закреплять представления детей о театре. • Формировать умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. •.

Консультация «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы по теме «Сюжетно ролевая игра «Пожарный». Основные цели и задачи игровой деятельности:.

Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе Игра ребенка является главным способом освоения мира. Играющий человек – это человек, создающий свой мир, человек творящий. С точки зрения.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Проект организации сюжетно-ролевой игры «Космос» в подготовительной группе. Проект организации сюжетно-ролевой игры «Космос» в подготовительной группе. Автор: Воспитатель Филиппова С. И. Воспитатель первой квалификационной.

Конспект организации сюжетно-ролевой игры «В гости к бабушке Маше» Цель: учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить.

Выступление на РМО «Приемы организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» в средней группе» Приемы организации сюжетно-ролевой игры «МАГАЗИН» в средней группе «ИГРА — имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение,.

источник

Методическая разработка пригодится воспитателям ДОУ

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алексеенко Яна Валериевна.

Варианты анализа игровой деятельности

Диагностика игровой деятельности дошкольников

Планирование игровой деятельности дошкольников

Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогуследует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.

Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.

1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разным видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Э. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

— интересовался: «Во что играете?»;

— предлагал новые игровые действия;

— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

— предлагал новые игровые ситуации;

— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

— побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

— побуждал детей объединять разные игры между собой;

— использовал какие-то другие приемы.

Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжет­но-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе может быть использована и почему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр.

Схема анализа детской игры.

1. Доставила ли игра детям радость?

2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:

— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;

— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);

— по чьей инициативе возникла игра;

— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;

— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;

— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);

— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?

— деятельность детей в игре;

— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;

— как была закончена игра — организованно или неожиданно;

3. Как бы Вы руководили этой игрой?

Игры со строительным материалом.

Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.

Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?

Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).

Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.

Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.

Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:

Какие условия были созданы для обыгрывания построек.

Воспитательная направленность игры.

2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Критерии развития игровой деятельности

I. Условия для возникновения и развертывания игр детей

Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

В качестве непосредственных участников игры педагоги предла­гают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).

Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельно­сти в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвиж­ными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).

II. Условия для развития общения между детьми в игре

Читайте также:  Анализы в климовске для детей

Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные иг­ры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обо­гащения игровым опытом).

Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

Развивают у детей умение общаться по поводу игры (дого­вариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III. Педагоги создают условия для развития творческой актив­ности детей в игре

Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сю­жетов; введению оригинальных персонажей в традиционные иг­ры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной ат­мосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой де­тей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в органи­зации игры детей

Организуют игры с учетом личных особенностей и специаль­ных потребностей детей (игры, стимулирующие активность за­стенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задерж­ками развития; повышающие самоконтроль у излишке растормо­женных и агрессивных детей).

Обращают особое внимание на «изолированных» детей (орга­низуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).

Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам — роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры

Организуют сюжетно-ролевую игру.

Организуют игры с правилами.

Способствуют возникновению режиссерской игры.

Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

Организуют подвижные спортивные игры.

Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

источник

Теоретические и методические основы

организации игровой деятельности детей

1. Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников.

1.1. Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры дошкольников

1.2. Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников

1.3. Наблюдение и анализ театрализованной игры дошкольников

1.4. Наблюдение и анализ режиссерской игры дошкольников

1.5. Наблюдение и анализ дидактической игры дошкольников

1.6. Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников

Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольника

Игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника, имеющая большое значение для его всестороннего развития. Поэтому педагог обязан пристально изучать работу в часы игр, анализировать состояние игровой деятельности детей в разных группах в разные периоды времени, помогать в руководстве детскими играми, обсуждать эти вопросы на педагогических совещаниях.
Для того чтобы сделать выводы об играх детей и воспитательной работе в часы игр, нужно проводить систематические и целенаправленные наблюдения, включать их в календарный план работы.
При анализе воспитательной работы в процессе игр следует руководствоваться задачами, определенными «Программой воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе.
Предметом наблюдений должно быть содержание детских игр, поведение и взаимоотношения детей во время игры и педагогическое руководство игрой. Во время игр держать в поле зрения и детей и воспитателя значительно труднее, чем во время занятий, когда деятельность детей однородна. Поэтому лучше ограничить круг объектов наблюдения и наметить одну конкретную задачу: наблюдать содержание игр в целом или игру небольшой подгруппой детей, одного ребенка или деятельность воспитателя. При этом необходимо вести записи, собирать фактический материал, характеризующий состояние работы и дающий возможность сделать правильные выводы.
При единичных наблюдениях иногда может показаться, что все обстоит благополучно: все дети играют, содержание игр разнообразное,— но эти выводы могут быть ошибочными. Например, в одной подготовительной группе на прогулке часть девочек начинает хороводную игру, несколько мальчиков сразу же берут городки, некоторые что-то строят в песочном дворике, остальные— бесцельно бродят по участку. Наблюдения в этой же группе на следующий день показали, что группировки детей почти не изменились, содержание игр осталось тем же, те же «одиночки» бродили по участку, не умея включиться в игры других детей. Подобная картина должна вызвать беспокойство, так как совершенно очевидно, что педагоги в этой группе не руководят играми детей.
Пристального внимания требует и содержание сюжетно-ролевых игр. Если, например, в старшей группе, как и в предшествующие годы, дети играют только в «больницу» и «семью» и в их играх отражается лишь бытовая сторона жизни, значит, содержание жизни самих детей бедное. Необходимо вместе с воспитателями пересмотреть всю работу, продумать, что читать, о чем рассказывать детям, куда сходить на экскурсию, чтобы обогатить их впечатления, затронуть чувства, расширить интересы, чтобы вызвать желание отразить в играх интересные события окружающей жизни. Известно, что, если услышанное или увиденное затронуло чувства детей, они стремятся выразить свои впечатления в рисунке, лепке, конструировании и обязательно в игре.
Наблюдение игр в целом дает представление о наиболее популярных в группе играх, об игровых группировках детей или их отсутствии, об игрушках и игровых материалах, которыми дети пользуются чаще всего, о деятельности воспитателя. Когда дети начали играть, как перешли к играм — сами или по указанию воспитателя. Все ли дети были заняты. Сколько организовалось группок играющих, поскольку человек в каждой; сколько детей играло в одиночку. Какова тематика сюжетно-ролевых игр; в какие подвижные, дидактические, настольные игры играли дети, поскольку человек. Сколько детей занималось другими видами деятельности и сколько времени. Какими игрушками больше пользовались, а какими не пользовались совсем.
Где и как размещены игрушки и прочий игровой материал для разных видов игр, как им пользуются дети (свободно или с разрешения воспитателя). Какой дополнительный материал есть в распоряжении детей, какие игрушки-самоделки, кем сделаны — воспитателем, родителями, самими детьми. Делались ли игрушки в процессе игры, созданы ли для этого соответствующие условия. Когда дети закончили играть. Убрали ли весь игровой материал, которым пользовались, или сохранили обстановку, созданную в процессе сюжетно-ролевой или строительной игры.
На основании этих записей педагог делает выводы: воспитан ли у детей навык играть в отведенное по режиму время, сколько (фактически) продолжалась игра. Есть ли навык играть вместе, организовать коллективные игры. Насколько разнообразна тематика сюжетно-ролевых игр, отражаются ли в них знания и впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, при чтении сказок и пр.
Какое место занимают игры с правилами: подвижные, дидактические, хороводные и др.
Взаимоотношения детей в игре: доброжелательны ли дети друг к другу, достаточно ли вежливы, дружны, умеют ли играть вместе, договариваться о совместных действиях.
Удобно ли было детям играть, обеспечена ли возможность свободно пользоваться игровым материалом. Какие игрушки дети любят больше, какие игровые материалы следует пополнить, какие убрать. Как пользуются строительным материалом (есть ли навыки конструирования). Насколько бережно дети обращаются с игрушками. Созданы ли условия для продолжения, дальнейшего развития начатых игр.
Соответствует ли содержание, характер, организация игр возрасту детей.
Наблюдение устойчивых группировок детей в игре. В данном случае должны обратить внимание на содержание конкретной игры, ее развитие, на взаимоотношения детей в игре, проявление тех или иных сторон личности ребенка в маленьком коллективе. Заведующий подробно записывает, как началась игра, во что играли, кто был инициатором; как дети договаривались, кто, что будет делать; были ли при этом споры, обиды, кто уступил. Выбирали ли дети место для игры или играли там, где расположен игровой материал. Какие игрушки они взяли для игры, какой дополнительный материал использовали. Кому принадлежала инициатива в процессе игры. Были ли в игре пассивные дети, только подчинявшиеся чужим распоряжениям. Придерживались ли дети первоначального замысла или меняли его. Сохранился ли интерес к взятой роли у всех детей. Сколько детей выбыло из игры, почему; сколько примкнуло к данной группе играющих, по чьей инициативе, как их приняли.
Были ли конфликты среди играющих, в связи с чем, как они разрешались, как повлияли на дальнейший ход игры. Сколько времени длилась игра, как она закончилась. Договаривались ли дети продолжить игру или убрали весь материал после игры. Все ли дети принимали в этом участие. В чем выразилось руководство воспитателя данной группкой играющих: непосредственное участие в игре, помощь в ее организации, советы в процессе игры, рекомендация игрушек, дополнительных материалов для игры, разрешение конфликтов и др. В процессе наблюдений очень важно записать, как вел себя тот или иной ребенок, отметить его как положительные, так и вызвавшие тревогу слова и поступки, чтобы потом обратить на них внимание воспитателя, дать ему необходимые советы, понаблюдать за этим ребенком в дальнейшем.
Подробная запись коллективной игры дает возможность сделать выводы об умении детей играть вместе, договариваться, советоваться, уступать друг другу, приходить к совместным решениям. Взаимоотношения детей в игре показывают, насколько воспитаны у них чувства дружбы, ответственности за порученное дело. Есть ли в группе организаторы, не подавляют ли они инициативу других детей. Насколько развито у детей умение активно действовать, пользоваться своими знаниями, творчески относиться к выбору сюжета, использованию игрушек и дополнительного материала для осуществления задуманного.
Подробное наблюдение за той же устойчивой группкой детей целесообразно повторить через небольшой промежуток времени и снова зафиксировать не только содержание игры, но и участников (отметить, есть ли новые дети, те же ли в группе организаторы, изменилось ли содержание игры, как она закончилась и т. п.). Сравнение этих записей дает возможность сделать правильные и объективные выводы.
Во всех возрастных группах встречаются дети, не умеющие ни организовать игру, ни примкнуть к другим играющим. Одни из них спокойно рисуют, смотрят книги или бродят от одной группки к другой; другие проявляют агрессивность, мешают играющим, расстраивают игру. Наконец, есть дети, предпочитающие играть в одиночку. Наблюдать следует за разными детьми, даже за теми, которые ничем особенно не выделяются и хорошо чувствуют себя в коллективе, пользуются авторитетом. Все это поможет в работе с менее активными детьми.
Наблюдая за одним ребенком, педагог как можно подробнее фиксирует, что он делал в течение всего периода, отведенного для игры (в помещении или на участке): как он начал играть, во что, сразу ли пошел к определенной игрушке или выбирал, раздумывал. Как играл с игрушкой, какую проявил выдумку, убрал ли игрушку на место. Обращался ли к воспитателю, с чем. В чем проявилось внимание воспитателя к этому ребенку.
Сколько времени ребенок занимался одной игрушкой, играл один или с группкой детей, как включился в игру (или привлек других детей к своей игре). В чем проявлял инициативу (или был исполнителем замысла других детей). Сколько времени играл. Если он занимался другим видом деятельности, то каким именно и сколько времени, на что переключался и т. д.
Эти записи помогут воспитателю понять индивидуальные особенности ребенка и найти наиболее эффективные способы воздействия на него. Готовя педагогический совет, посвященный вопросам воспитания детей в игре, заведующий может предложить воспитателям, свободным в данный момент от работы, понаблюдать за отдельными детьми в определенной группе, сделать подробные записи (по указанным выше вопросам), проанализировать их и своими мнениями поделиться с товарищами.
Наблюдение деятельности воспитателя. В данном случае заведующий выясняет, что воспитатель делает во время игр детей; к каким детям обращается, зачем; кто из детей обращается к воспитателю; как и что отвечает воспитатель детям; в чем выражается его помощь в организации игр и т. д.
На основании записей заведующий делает вывод о качестве педагогического руководства играми детей. В беседе с воспитателем прежде всего отмечает то положительное, что ему удалось увидеть в данной группе, а затем указывает и на недостатки.
Вместе с воспитателями группы заведующий продумывает, как улучшить работу, как руководить детьми, требующими особого внимания, и т. д. После подобных наблюдений в разных группах и бесед с воспитателями выявятся те вопросы, которые целесообразно вынести на обсуждение коллектива.
Систематические наблюдения и анализ состояния игровой деятельности помогут заведующему улучшить воспитательную и организационную работу. Может быть, возникнет необходимость организовать обмен опытом, обсудить этот вопрос на педагогическом совещании, уточнить режим дня, чтобы наиболее полноценно использовать время, отведенное для игр, пересмотреть организацию труда персонала, пополнить и улучшить оборудование для игр на воздухе, продумать подбор и хранение выносного материала, изменить, дополнить ассортимент игрушек и т. д.

Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры дошкольника.

Протокол наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы.

Сюжет игры: «овощной магазин».

Длительность игры: 20 минут.

-Кира подошла к Наташе: Кира послушай, у меня в магазин привезли, много яблок ты придешь ко мне купить?

Наташа: Кире я не хочу покупать яблоки можно я буду продавцом?

Кира: Да Наташенька, а я тогда кем буду? Я тоже не хочу быть покупателем.

Наташа: Кира, а давай ты будешь заведующей магазина, кому-то надо фрукты заказывать.

-Увидела игру девочек Даша : Кира я тоже хочу играть с вами?

Кира: У нас нет покупателя, будешь у нас фрукты покупать?

Даша: да, я только домой за дочкой схожу.

-Даша уходит, берет куклу, наряжает дочку, берет сумку.

Даша: У нас дочурка все овощи закончились щи надо сварить, некапризный, я тебе в магазине вкусненькое куплю.

-Кира с Наташей в это время расставляют, мягкие столы на них выкладывает, овощи и фрукты, Припасают красивые пакетики, весы, кассу.

Кира: Наташа, а кто у нас кассиром будет?

— К девочкам подходит Артем: Я тоже хочу играть?

Кира: Артем нам надо завести товар, ты будешь шофером?

Артем: Да я пойду, заведу машину. Артем взял стул и колцеброса, взад построил из строителя кузов, сел и зарычал, потом встал и стал нагружать кузов картошкой(заменителем служили кубики из конструктора)

— чтобы помочь девочкам в развитии сюжета к ним присоединилась воспитатель

Нина Константиновна: Можно я буду кассиром, я очень хочу с вами играть?

— девочки с удовольствием соглашаются .

Нина Константиновна : Девочки надо фасовать пакеты свежими овощами, к нам привезли новый завоз картофеля.

Артем: Я картофель привес кто разгружать будет?

Кира: это мужская работа надо принять на работу грузчика.

-Кира подходит к Гене: Гена послушай ты все равно один играешь,пойдем играть с нами?

Кира: я тебя на работу беру, разгружать товар в магазин?

— Гена засмеялся, подошел к Артему.

Гена: Артем, ты поможешь мне?

Артем: конечно, помогу, я друзьям всегда помогаю.

Гена и Артем подходят к воспитателю и спрашивают.

Артем: куда разгружать товар? Мы тут овощи привезли, капусту, картофель, огурцы, а выгружать, незнаем куда.

Нина Константиновна: В склад, он будет здесь, показывает на разных размеров коробки.

— мальчики сортируют овощи и фрукты по коробкам.

Кира : берет яблоки и угощает ими мальчиков.

Артем и Гена изображают, что едят яблоки с удовольствием.

Гена: наложи мне яблок побольше — я друзей угощу.

Кира: Я больше не могу вас угостить, если хотите еще идите к продавцу она вам продаст, сходите и заплатите деньги кассиру.

Даша: рассматривает овощи, подходит к Наташе (продавцу)

Даша: у нас дома закончились овощивзвесьте, пожалуйста мне картофель.

-Наташа улыбается и накладывает в пакет кубики.

Читайте также:  Анализы в бассейн для детей

Наташа: Вам сколько килограмм наложить два или три?

Даша: Положите, нам с дочкой полный пакет мы дома пожарим, на сковородке.

-Наташа лежит пакет на весы подает пакет Даша, улыбается с вас 40 рублей, вам надо заплатить в кассу, там у нас кассир есть

Даша: вот, пожалуйста, возьмите.

-Даша протягивает руки и подает фантики от конфет кассиру.

Кира подходит к Наташе и Даше, отбирает у Даши пакет и говорит вредным голосом.

Кира: мне не нравиться играть ты Наташа все с Дашей и Дашей, а мне скучно.

Воспитатель: Где заведующая? Мне надо проверить документы все ли овощи привез шофер.

-конфликт между девочками прекращается, Кира бежит проверять коробки. Считает на калькуляторе и пишет в листок карандашом.

-Подходит к Кире Настя и просится принять ее в игру.

Настя: Кира давай помогу, я тоже хочу.

Кира: я сама справлюсь, мне помощники не нужны. И вообще ты с нами не играешь!

-Воспитатель предлагает Кире принять Настю, объясняя что нужны в магазин фасовщики, а то продавцу очень тяжело работать одной и продавать товар и фасовать овощи.

-Кира настойчиво отказывает Насте, объясняет ей, что справиться без ее помощи.

-Настя сильно обижается, подходит к Даше и говорит.

Настя: Даша можно я буду твоей дочкой, и мы вместе пойдем в магазин?

— Даша радостно соглашается, надевает Насте платок, берет сумку.

Даша: Мы дочка опаздываем, берет Настю за руку и ведет в магазин.

Даша: Здравствуйте мне надо купить яблок дочке. Она у меня бледная наверное витамин не хватает?

Настя: мама купи мне бананы, ну купи . Настя настойчиво капризно просит чтобы ей купили бананы.

Даша: потерпи у нас мало денег, вот придем домой я еще денег возьму.

Кира: здравствуйте , не переживайте мы дадим вам взаймы, что хочет ваша дочка? Кира улыбается и дружелюбно смотрит на Настю.

Кира: Наташу запиши покупателям бананы.

Наташа: вы должны 5 рублей, я запишу в тетрадку

-Наташа берет тетрадку и чего-то пишет карандашом.

-Артем в это время набрал в плетеную корзинку лото.

Артем: я огурцы привез, куда разгружать надо.

Тут подходят все дети, которые принимают участия в игре и начинают выкладывать лото (огурцы) к другим овощам.

Кира : а давайте после занятий продолжим игру, а?

Наташа: там времени мало, мы гулять пойдем.

Воспитатель : Ничего страшного ребята мы доиграем позднее .

Гена: все равно у нас все сломают.

Анализ сюжетно- ролевой игры.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1.Как возникает замысел игры?

2. Обсуждается ли замысел игры с партнером?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре?

5. умеет ли сформулировать игровую цель. Игровую задачу словестно и предложить ее другим детям.

Содержание игры

1.Что составляет основное содержание игры ( действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2.Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных бытовых игр, отражающих общественные отношения.

1.Насколько разнообразны сюжеты игры. Указать их название и количество. (из беседы с воспитателем.

2.какова устойчивость сюжета игры, насколько ребенок следует одному сюжету.

3.Сколько событий ребенок объединяетв один сюжет.

4.Насколько развернут сюжет. Представляет ли он от себя цветочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет.

5.Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Каковы источники сюжетов игры.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1.Обозначают ли выполняемую роль словом и когда (во время игры или до игры).

2.Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога, (направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4.Передает ли и как передает характерные особенности персонажей.

5.Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные. Как относятся к необходимости выполнять второстепенные роли.

6.Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность. Устойчивость и характер взаимоотношения.

7.Есть ли у ребенка любимые роли. И сколько ролей может выполнять в разных играх.

Игровые действия и игровые предметы.

1.Использует ли ребенок игровые предметы-заместители и какие. По какому принципу он выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре.

2.Дает ли словестное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает.

3.Кто является инициатором выбора предмета заместителя, сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4.Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5.Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости разнообразия, адекватности, согласованности своих действийс действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

Игровые правила.

1.Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правила ребенком.

2.Как соотносит ребенок выполнение правил со взятой на себя ролью.

3.Следит ли за выполнением правил другими детьми как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

Достижения результата игры

1.Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом

3 какими средствами достигается реализация замысла.

Особенности конфликтов в игре

1.По поводу чего чаще всего происходят конфликты ( распределение ролей, выполнение правил итд)

2.Каковы способы разрешения конфликтов

Игровая среда

1.Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры

2. Использует ли игровую среду.

Роль взрослого в руководстве игрой

1.Обращается ли ребенок во время игры ко взрослому и по какому поводу

2. Предлагает ли взрослого принять в игру.

Предложением ребенка Киры, стремление воспроизвести мир взрослых рождает у ребенка потребность в партнерском взаимодействии, реализуются в более длительном общении с другими детьми. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливаются в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений. Усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей(Завидущая магазином, кассир, продавец, грузчик, машинист), в согласовании ролевых действий (грузчик разгружает привезенный шофером товар, завидущая уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умение сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета (пока грузчик разгружает товар, покупатель по-разному решает, что им делать: побыть в это время дома и одеть дочку в магазин. Заведующая считает приведенный товар итд.

Реальные взаимоотношения связаны с организацией игры, по ним определяются дети — лидеры, организаторы игры Кира и Наташа (договариваются о начале игры; распределяют роли, принимают или не принимают других в игру).

В игре дети проявляют повышенный интерес, инициативу и самостоятельность; играют увлеченно, каждый раз внося что-то новое.

Разыгрывая роли, дети широко используют не только знания о профессиях но и развивает у детей фантазию используя, предметы-заместители; кубики-картофель, лото – огурцы, фантики – деньги, кольцеброс – руль, стул – машина. Действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого «списан портрет», использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек,которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом(кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображении

Источниками сюжетной игры являются беседа воспитателя с детьми о профессиях, чтение стихов.

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры;

— интересовался: «Во что играете?»;
— предлагал новые игровые действия;
— предлагал новые роли;
— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;
— предлагал новые игровые ситуации;

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

-предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия).

-Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.);

-Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек;

-Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

-Неречевые умения (невербальные)- уместное использование мимики и жестов.

Цель: Цель нашей работы состоит в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников: реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении

2. Развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;

3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

Развитие игровой деятельности

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

Замысел игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Во время игры дети намечают общий план, в продолжительности включают в ее новые идеи и образыто есть плановость согласованность игры сочетается с импровизацией.

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми

Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Для детей характерно узнать как можно больше о том, во что они играют. Общественные сюжеты занимают значительное место в их игре, они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчерпнутые из наблюдения, рассказа воспитателя, книг, кино-фильмов.

Игровые действия, игровые предметы

Игровые действия часто заменяются словом. Дети осуществляют игровые действия с предметами – заместителями, природными материалами, игрушками. Широко используют в игре подсобные материалы. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые материалы

Дети осознают, что соблюдение правил является условием

Роль взрослого в руководстве игрой

Проблема развития режиссерских игр связывается с созданием педагогических условий:

-организация развивающей среды;

-создание эмоционально — положительного тона общения;

-осуществление руководства режиссерскими играми, способствуя развитию взаимоотношений со сверстниками внутри игры.

Однако, для того, чтобы использовать игру, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников необходимо осуществлять: индивидуальный подход, наблюдение за детьми, проводить специальную работу по составлению сюжета игры.

Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.

Протокол наблюдения за строительной игрой детей старшей группы.

Сюжет игры: «Дома на нашей улице».

Дата наблюдения: 24.09.2016годг.

Длительность игры: 20 минут.

После завтрака Марк (5л6м) подходит к Артему (5л) , Роме (6л8м), Наташе(6л), Полине (6л1м) и спрашивает.

-А вы будите сегодня строить? «Возьмите меня к себе в игру, я буду кубики вам подавать» Артем Наташе Рома строят дом. Дети изображают строительных рабочих. Марк подает материал. Рома строит дом, а Наташа— изгородь вокруг дома. Рома несколько раз перестраивает дом, старается сделать его красивым. Отходит, смотрит, а потом что-нибудь переделывает. Наташа сделала изгородь и хотела помочь Роме, но Рома заметил ему, что изгородь у него получилась некрасивая. «Я дом красивый строю, а забор плохой. Ты ворота сделай. И флаги можно поставить, увидишь, хорошо будет». Поодаль девочки устроили столовую. «Заведующая столовой» Поля звонит по телефону: «Привезите, пожалуйста, компот».
Рабочие стройки просят накормить их.
Поля. Мы вам сейчас принесем и суп и компот.
Воспитательница. Вам не надо нести, пусть рабочие в перерыв придут к вам обедать.
Девочки начинают сооружать столы из крупного строительного материала, стулья, расставляют посуду: «Ой, скоро рабочие обедать придут, а у нас еще не готово!»

Артем: подходит к девочкам и говорит «Не переживайте я помогу вам построить столовую». Марк подошел к Артему протягивая крупные кубики предлагая «Тем давай мы с тобой построим из этих кубиков столовую?»

Мальчики стали строить замкнутое пространство, в нем построили стулья и столы.

Артем «У нас лучше получилось ставьте посуду к нам на стол. Сейчас наши работники придут».

Поля и Наташа начинают ставить тарелки и чашки.

Сначала Марк присматривался, подавал нужный материал. Постепенно он стал не только помощником, но и равноправным участником играющего коллектива. Вместе с детьми обсуждал, что лучше построить. Рома предложил Марку построить Кинотеатр « Марк построй кинотеатр . чтобы скучно нам не было с работы пойдем мультфильмы смотреть» Марк нередко отстаивал свое предложение. Двустороннее воздействие со стороны педагога и детей оказало значительное влияние на Марка.

Марк ровно друг на друга укладывал кирпичики, на них поставил кубы, на кубы цилиндр, на цилиндр конус.

Наташа подошла к Марку и предложила ему свою помощь «Марк давай построим, забор как у Ромы будет, здорова».

Марк согласился с Наташей.
Строительные игры в жизни детей старшей группы занимают значительно большее место, чем в младшей. Это обусловлено тем, что опыт детей шестого года жизни шире и разностороннее. Потребность выразить свои впечатления об окружающем, о постройках, транспорте, труде взрослых людей, о разных явлениях быта семьи и детского сада определяет характер и содержание игры.
Дети 5—7 лет значительно самостоятельнее, чем дети 4 лет. Круг их сведений о явлениях жизни, о строительных материалах и их свойствах шире, полнее, чем у детей младшей группы. У них богаче сенсорный опыт; он в основном добыт на предшествующей возрастной ступени и пополняется повседневно в процессе индивидуального развития ребенка.
У детей этого возраста шире двигательные возможности — большая свобода и быстрота передвижения, большая точность движений, их ловкость; при соответствующих упражнениях достигается значительное развитие мелкой мускулатуры рук у детей, что создает предпосылки для самостоятельного изготовления некоторых нужных для игры вещей, игрушек.
В процессе воспитания и обучения у детей появляются качества, которые открывают новые возможности для руководства строительной игрой, позволяют ставить новые воспитательные задачи: развитие сообразительности, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках, транспорте, о различных трудовых процессах. Способность к более точному восприятию, более тонкой дифференциации формы, величины создает возможность в большей мере опереться на зрительное восприятие готовой постройки, рисунка, фотографии, которые могут при известных условиях помочь педагогу в развитии строительной деятельности детей.

Рассматривая вопрос о педагогическом руководстве строительной игрой в старшей группе, нельзя не напомнить тех предпосылок, которые обеспечивают успех этого руководства. Важнейшей из этих предпосылок является накопление первого опыта строительной игры у детей, для которых эта игра является новой деятельностью.
При отсутствии умения строить дети не достигают результата, а это мешает развитию у них положительного отношения к строительной игре. Наиболее эффективными путями накопления первого строительного опыта является совместная игра педагога с ребенком, в процессе которой он показывает, как надо сделать ту или иную постройку, обращает внимание на удачные постройки детей, умеющих хорошо строить, рекомендует наиболее простой строительный материал в начале работы, а по мере освоения его предлагает более сложный. Этому помогает атмосфера созидания, в которую попадают дети, впервые поступившие в детский сад. Некоторые дети вначале робко, а потом все более и более смело присоединяются к играм «опытных строителей»

Анализ строительной игры.

Количество детей пять детей участвовало в игре

Название игры «Дома на нашей улице»

Воспитатель ЧерепенинаНина Константиновна

источник