Меню Рубрики

Семья глазами ребенка анализ рисунка детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК. ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРИТАЦИЯ

В настоящее время использование психологических рисуночных тестов стало очень популярным во многих областях жизни. В основе их применения лежит принцип проекции на бумагу через рисунок психологического состояния детей и взрослых, отражение и раскрытие характера, чувств, эмоций, желаний, выявление межличностных отношений и т. п.

Сегодня кроме собственно инструкций по применению ряда рисуночных тестов, рассмотрим описание развития детских графических проявлений, эволюции рисунка и его психотерапевтического значения, а также анализ рисунков, раскрывающих психологическое и эмоциональное состояние.

Значительным преимуществом рисуночных тестов по сравнению с другими методиками исследования личности, например, по сравнению со словесным опросом, является отсутствие страха у клиента (испытуемого) в процессе тестирования, что позволяет дать наиболее точную и объективную оценку его личностных особенностей, эмоционального и психологического состояния.

Может использоваться для детей с 4-5 лет. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали. Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью».

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО! Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

  1. Ощущение от рисунка
  2. Последовательность рисования членов семьи, кто первый, кто последний
  3. Графическое изображение:

— кто выделен нажимом или цветом – этот член семьи в данный момент более значим

4. пропущен ли кто-то из членов семьи (с этим человек тяжелые эмоциональные отношения)

8. Добавляет ли комментарии

9 Если рисует себя и какую-то часть тела выделяет (значит испытывает эмоциональное напряжение в этой части тела

10. если разделение между членами семьи (столбы, травка, деревья и пр.)

11. паузы между рисованием членов семьи: более 15 сек

12. если просим рисовать семью, а рисует других – травма, избегание

13. если увеличивает кол-во членов семьи – неудовлетворенность, нехватка общения

14. все за руки на рисунке – благополучие в семье

15. обратить внимание у кого не прорисовано лицо – эмоциональное отвергаемое отношение

16. большая голова – по мнению ребенка, самый умный в семье

17. то, что зачеркивает – вызывает тревогу

18. можно попросить сочинить сказку по рисунку (для терапии)

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; депрессия.

Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.

Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.

Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения , отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.

Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.

Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.

Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку.

Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке , говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.

2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность , может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.

3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.

4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно , можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.

5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.

6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.

7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.

8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.

9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.

10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы.

Ртом-черточкой о бычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.

11. Чем больше у человека руки , тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.

12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.

13 . Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.

14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.

2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.

3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.

5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).

6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.

2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.

3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.

4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.

5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.

6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.

7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.

8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.

9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.

10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.

11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.

12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.

13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.

14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.

Изображение ковра, телевизора и других предметов быт а говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.

Если ребенок рисует куклу или собаку , – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.

Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.

Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.

2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.

3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.

4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.

5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

по проективной методике «Рисунок семьи»

источник

Случается, что родители не могут сами понять, почему ребенок начал вести себя иначе, стал замкнутым, необщительным. Ребенок не желает рассказывать о своих проблемах или переживаниях своим родителям. Случается, что изменения поведения замечают воспитатели или учителя. Дети, у которых проблемы с родителями, не всегда идут на контакт. Поэтому взрослым приходится пользоваться услугами детского психолога.

Существует множество тестов, чтобы узнать об отношениях в семье. Но стоит помнить, что не все дети будут рассказывать о своих проблемах или волнениях. Поэтому чтобы малыш не чувствовал себя, как на допросе, психологи применяют рисуночный тест «Моя семья». Интерпретирование детского рисунка может рассказать многое о ребенке и его проблеме.

Тест позволяет узнать, какие взаимоотношения внутри семьи. Проективная методика «Рисунок ​семьи» — это самый информативный способ диагностировать проблему. С его помощью психолог может узнать, как ребенок относится к близким. Ведь малыши видят мир не так, как взрослые. Поэтому родители могут и не видеть проблемы. По рисунку можно увидеть, как родители относятся к ребенку. Тест «Моя семья» рассчитан для детей 4–5 лет и старше. А также его можно применять для взрослых.

Во время прохождения данной методики необязательно рисовать людей. Можно изображать близких в виде животных или машин, фигур или цветов. Главным в интерпретации рисунка семьи будет:

  • расположение;​
  • штриховка;
  • размер;
  • цветовая гамма и т. д.

Тестируемого можно расспросить, кто изображен на рисунке, чем они занимаются. Это также имеет ценность в диагностике.

Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.

Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.

После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:

  1. Кого ты нарисовал? А где они находятся?
  2. Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
  3. Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
  4. Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
  5. Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
  6. Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
  7. Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
  8. У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?

Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».

Изображение, нарисованное ребенком, является отображением его взаимоотношений с другими членами семьи. Через рисунок он передает то, как он их видит и какую роль он отводит каждому в семье.

Тестируемый изобразил семью, члены которой находятся рядом друг с другом. На картинке они могут быть просто изображены рядом или заняты общим делом. Или противоположный вариант, когда члены семьи нарисованы на расстоянии друг от друга. Такая интерпретация рисунка семьи показывает как реальную ситуацию в семье, так и желаемую ребенком. Возможно, ему уделяют мало внимания и он мечтает проводить с родителями больше времени, или же семья действительно дружная и все делается вместе.

Читайте также:  Игры для детей психологический анализ

Если на рисунке все держатся за руки, то это можно понимать двояко. Или же в семье все отлично, или ребеночек хочет чтобы так было.

Двусмысленно также будет изображение двух человек, стоящих рядом. Возможно, между этими людьми действительно теплые отношения или же крохе хочется, чтобы это стало реальностью.

Если один из персонажей отдален от общей картины, означает что он держится от всех на расстоянии и ребенок эту отчужденность заметил.

Размещение одного из персонажей выше других или ниже, говорит о том что он главный в семье, если ниже — его влияние минимальное. Например, младшая сестра нарисована выше всех, то есть непосредственно она распоряжается всеми.

Диагностирование самого привлекательного персонажа можно провести по таким признакам:

  • он был нарисован первым, его в основном размещают на фронтальном плане рисунка;
  • его нарисовали крупнее других;
  • этот персонаж нарисован с любовью;
  • вокруг него нарисованы остальные персонажи. Они смотрят в его сторону.

Малыш может нарисовать его в необычной одежде или же прорисовывает какие-то детали и такие же рисует на своей фигуре — так он сравнивает себя с ним.

Размер нарисованных персонажей также играет немаловажную роль в проектированной методике «Рисунок семьи». Кроха рисует большого размера того члена семьи, с которым хорошие отношения. Например, он нарисовал большим папу. Это можно понимать, что с отцом ребенку комфортно находиться рядом, ему нравится проводить с ним время. Отношения с мамой у малыша или натянуты или имеют меньшее для него значение. Менее значимые персонажи изображаются вдалеке от остальных и рисуются последними маленького размера. Но также ребеночек может зачеркнуть или стереть этого малозначимого персонажа.

Стоит обратить внимание и на штриховку, и на нажим. Если во время рисования какого-либо персонажа тестируемый давит на карандаш, это означает, что данный персонаж вызывает у него чувство тревоги.

Если малыш рисует себя близко возле папы или мамы, значит, он отдает свое предпочтение данному родителю.

Главным фактором, определяющим предпочтения малыша, является расстояние между членами семьи. Именно это расстояние является психологической дистанцией. Дети изображают близких людей рядом с собой.

Выделяя себя среди остальных детей, ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, отодвинув на задний план остальных членов семьи.

Преувеличенная фигура ребенка рядом с отцом означает, что малыш старается равняться во всем на отца. Так он выражает чувство соперничества, он хочет быть таким же авторитетным в семье, как и отец.

Чувство опеки и беспомощности будет выражено маленькой детской фигурой, окруженной родителями. Он хочет чтобы о нем заботились и уделяли ему внимание. Возможно, это связано с усиленной опекой над ненаглядным чадом и он привык к такому обращению с ним. В основном такое бывает, когда в семье один ребенок. Своей несамостоятельностью и слабостью дети очень часто манипулируют взрослыми, чтобы получить больше внимания.

Кроха тщательно прорисовывает свою фигуру на рисунке — так он показывает, что жизнь вращается вокруг него, он уникальный. Это также говорит о том, что родители вкладывают все силы в ребенка, чтобы воплотить в нем все несбывшиеся мечты. В такой семье детские желания на первом плане, а родители выполняют второстепенную роль.

Изображение на рисунке несуществующих людей, не относящихся к семейному кругу, или животных говорит о том, что ребенок пытается заполнить пустоту, ему не хватает тепла во взаимоотношениях с родителями. Или же это можно расшифровать как недостаток эмоциональных связей. Дети, у которых нет родных братьев и сестер, могут изобразить двоюродных как членов своей семьи. Изображая зверушек, ребенок показывает, что ему не хватает общения с другими детьми, он желает играть с ровесниками, ему нужен постоянный компаньон в играх, чтобы он мог общаться с ним на равных.

Выдуманные персонажи говорят о неудовлетворенных детских потребностях. Недостаток удовольствия в настоящей жизни кроха удовлетворяет в своих воображениях и мечтах. Расспросив ребенка об этом персонаже, можно понять, чего же ему не хватает.

Если дошкольник изображает одного из членов семьи как домашнее животное, в реальности не существующее, то так он показывает, что ему мало любви и он желает ее обрести от этого человека.

Зачастую ребенок рисует обоих родителей. Папа выше всех слева, потом мама и остальные члены семьи. Но следует помнить, что ребенок может изображать желаемое, а не реальность. Это случается в неполных семьях. Малыш рисует отсутствующего члена семьи, тем самым показывает, что он хочет, чтобы папа или мама были рядом. Если родители развелись, он может так показать свое желание, чтобы родители снова сошлись.

Изображение одного родителя показывает, что ребенок прошел адаптацию и принял существующую реальность. Или же фигура одного из родителей может быть изолирована. Этим способом ребенок показывает свое желание быть с родителем противоположного пола. Вызванная ревность эдиповым комплексом вполне нормальное явление у детей, которые еще не достигли полового созревания.

Иногда дети рисуют или отца, или мать огромного размера. Это свидетельствует о том, что он является доминирующим членом семьи. Этот взрослый угнетает независимость ребенка и его инициативы. Ребенок показывает подавление своей воли, враждебность, страх перед этим человеком. Иногда дети рисуют также большие руки, что может означать диктаторское отношение. Если один из взрослых изображен небольшого размера с маленькими ручками или без них, это можно истолковывать как неуважение и игнорирование к данному близкому человеку.

Случается что дошкольник отказывается рисовать одного из членов семьи. На вопрос: «Почему ты не нарисовал брата?» малыш может ответить, что не хватило места или забыл. Помните, ничего не происходит случайно. Такая «забывчивость» или «нехватка места» может означать переживания и какие-то чувства к данному члену семьи. В основном дети из-за ревности к родителям не изображают младших сестер и братьев, потому что, как считают, именно им достается больше любви и родительского внимания. В реальности дети не проявляют агрессии, но во время рисования она может показываться на рисунке отсутствием младших детей.

Случается, что кроха изображает младших членов семьи, но при этом не изображает себя. Так, он ассоциирует себя с братом или сестрой, которым приходится большая часть родительского внимания. Если ребенок не изображает кого-то из родителей, это может быть негативное отношение к нему.

Ребенок, который чувствует себя в семьи одиноко, рисует свою фигуру вдалеке от всех. Или же он может не нарисовать себя. Это тоже показывает отчужденность и одиночество. Он также чувствует себя неполноценным, у него занижена самооценка. Такое может быть, если взрослые очень часто критикуют малыша, ставя в пример старших детей.

источник

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

Какие цвета использует ребенок.

Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

источник

Тест «РИСУНОК СЕМЬИ»
(тест «Моя семья»)

Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».

Читайте также:  Гудонис анализ причин нарушения развития детей

Суть теста
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным.. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

Прежде, чем приступать к рисованию

  • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  • Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  • Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
  • Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  • При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.

Интерпретация

В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. Вот несколько примеров творений детей.

Рисунок 1.
На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто, рук нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы. По сторонам от мамы выписаны 12-летний брат с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но застегнутый на все пуговки сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого даже ушки есть, а вот у детей стойкое нежелание слышать родителей.

Рисунок 2.
На этом рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю. » Постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Цветовая гамма тоже грустная: преобладает серый цвет и немного зеленого на машине (это папа иногда его катает). А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь.

Рисунок 3.
А здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая. Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.
Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

  • Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает : «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

    2. На рисунке отсутствует сам автор.

  • Трудности в отношениях с близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
  • Ребенок «отторгается» от семьи : «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

    3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

    4. Размер изображенных персонажей
    показывает их значимость для ребенка (см. рисунок 4).
    Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

    5. Размер ребенка на листе.
    Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см. рисунок 5).

    6. Место расположения ребенка на рисунке
    отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

    7. Расстояние между изображенными
    свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов ( мебель, вазы, . ), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

    8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

    9. Расположение фигур на листе.
    Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи (см. рисунок 6).

    10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

    11. Части тела.

      Голова.
      Это – важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает с большой головой (см. рисунок 7).

    Глаза.
    Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи (см. рисунок 8). Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).

    Уши.
    Это – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят (см. рисунок 9).

    Рот.
    На рисунке рот – «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки – человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.

    Шея.
    Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).

    Руки.
    Функция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения (см. рисунок 10).

  • Ноги.
    Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье (см. рисунок 11).
  • 12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

    13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

    13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом (см. рисунок 12).

    14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.

    Ольга Анисимович,
    педагог-психолог,
    специально для детского портала «Солнышко».
    Опубликовано 11 декабря 2003 г.

    источник

    «Летидор» побеседовал с Натальей Поповой, психологом, художником и автором книги по арт-терапии «О чем рисует ваш ребенок», и составил четкую инструкцию по расшифровке детских рисунков. Чтобы вам было понятно, как составлять психологический портрет, Наталья проанализировала 5 детских работ. Ищите примеры анализа в конце инструкции.

    Наталья Попова , психолог, художник, автор книги «О чем рисует ваш ребенок»

    Обратите внимание на стиль рисования: то, с какой силой ребенок нажимает на «орудие» художника:

    Слабый, легкий нажим, нечеткие линии. Такой стиль говорит о стеснительности и нерешительности ребенка. Но также ему присуще гибкое и подвижное мышление. Такие дети особенно нуждаются в вашей поддержке и в позитивных событиях.

    Сильный нажим. Маленький художник ясно мыслит и эмоционально уравновешен.

    Слишком сильный нажим, жирные, размашистые линии, продавленная бумага. Очевидно, что ваш ребенок напряжен и склонен винить себя.

    Нажим, под которым рвется бумага. Такой стиль рисования говорит об агрессии и гиперактивности.

    Переменчивый нажим и прерывистые линии, обведение несколько раз по контуру, сильная штриховка. У вас растет импульсивный ребенок. Возможно, он страдает от тревожности: проконтролируйте, хорошо ли сын или дочь высыпается.

    Цвета отвечают за эмоции, чувства и настроение. Они даже могут сигнализировать о соматических процессах организма, например, о заболеваниях.

    Посмотрите, какие цвета преобладают на детском рисунке.

    Яркие цвета отсутствуют. Если в рисунках преобладает один или два цвета или вовсе используется простой карандаш, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Хватает ли ему позитивных эмоций?

    Красный. Сигнализирует как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.

    Оранжевый. С помощью этого цвета ребенок выражает радость, яркие эмоции и стремление к веселью. Но слишком много оранжевого может говорить о чрезмерном возбуждении и желании самоутвердиться. И даже, как ни странно, о неопределенной ситуации в жизни.

    Желтый. Символизирует радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.

    Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые дети. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.

    Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством. Материальная сторона их интересует больше, нежели духовные ценности: они скорее заметят, в каких туфлях выступает одноклассница, чем то, как она прочитала стишок.

    Голубой. Этот цвет предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.

    Синий. Дети, которые чаще рисуют синим цветом, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой: нерешенные вопросы с мамой могут особенно негативно сказаться на его психике.

    Фиолетовый. Такие дети — настоящие фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие фиолетового цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.

    Коричневый. Стойкость и трудолюбие — основные достоинства любителей коричневого. Но часто такие дети более медлительны. В некоторых случаях «недозированное» использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.

    Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но помните, что иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.

    Черный. Этот цвет для малышей привлекателен своей яркостью, поэтому не спешите бить тревогу. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом: например, черные снежинки или зубы.

    Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.

    Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.

    Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.

    Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.

    Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.

    Большая голова. Сообразительность.

    Читайте также:  Идейно художественный анализ отцы и дети

    Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.

    Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.

    Нечеткие черты лица. Отстраненность.

    Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.

    Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.

    Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.

    Открытый с зубами. Агрессия.

    Губы в улыбке. Позитивный настрой.

    Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.

    Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.

    Широкий размах рук. Символизирует активность.

    Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.

    Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.

    Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.

    Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.

    источник

    В раннем возрасте ребёнок рисует различные рисунки — осмысленные картинки, или хаотичные образы. Детские репетиторы советуют присматриваться к творчеству крохи. Психология детского рисунка может показать то, о чём думает малыш.

    Расшифровку рисунков требуется делать в зависимости от возраста малыша, поскольку интерпретация крохи постоянно изменяется в зависимости от познания окружающего мира. Возраста и психология рисунка ребёнка:

    1. Три года. Большинство рисунков крохи будут представлять собой круглых человечков с черточками, которые отображают руки и ноги. При этом маленький художник сначала рисует картинку и только потому думает, что же он изобразил на ней.
    2. Четыре года. Кроха старается продумать будущую картину. После этого он приступает к творчеству. С возрастом кроха учится правильно держать карандаш и фигуры приобретают большую схожесть с реальностью.
    3. Пять лет. Будущий школьник старается прорисовывать отдельные части тела человека. Вместо черточек, отображавших руки и ноги, появляются пальцы, одежда, обувь. Примерно с 6-ти лет на лицах нарисованных людей кроха старается нарисовать глаза, нос, рот, уши.

    В 7 лет ребёнок умеет рисовать одежду в зависимости от пола человека, изображает причёски, дополнительные аксессуары гардероба.

    Чтобы понять, как ребёнок относится к домочадцам, необходимо уметь делать анализ рисунка семьи по психологии. При умении можно определить отношение малыша к отдельным членам семьи, его понимание окружающей обстановки. Необходимо обращать внимание на разные моменты нарисованной картинки:

    1. Размер нарисованных членов семьи. Это важная деталь, показывающая кого из домочадцев кроха считает главой в доме.
    2. Месторасположение крохи. Он изобразит себя рядом близким человеком, которого уважает и проводит больше времени.
    3. Расположение остальных членов семьи на нарисованной картинке. Родственники, которых кроха любит меньше, будут изображены на дальнем плане.
    4. Отсутствие определённых домочадцев на изображении. Он может не изображать некоторых членов семьи, поскольку человек мог грубить ему, обижать, не дарить подарки, совершать другие обидные поступки.

    По рисунку можно определить чувство ревности, о котором кроха не говорит взрослым. Оно проявляется в изображении братика или сестрички дальше всех.

    Необходимо уделять внимание тому, как изображена занятость членов семьи. Если они расположены в разных местах и каждый занят своим делом, значит обстановка между домочадцами по мнению ребёнка разрозненная. Когда он изобразил всех за одним делом, значит общая ситуация в семье дружная и спокойная.

    Часто родители паникуют, когда малыш в 4 года изображает у воображаемых человечков половые органы. Они могут подумать, что его развращают сверстники или домочадцы. Или же родители думают, что он увидел нечто похожее по телевизору. Психологическая расшифровка этого момента не должна вызывать опасения у взрослых. Изображение половые органы обозначают интерес крохи к своему полу и полу окружающих людей.

    Опасения должны вызывать изображение половых органов, пышного бюста и бороды у детей старше 6 лет. В таких ситуациях может быть две расшифровки:

    1. Сверстники или взрослые предоставляет малышу информацию, которая не предназначена для его возраста. При этом может измениться общение самого ребёнка со взрослыми.
    2. Ребёнок старается выделить себя на фоне других людей из-за недостатка внимания. Он будет изображать себя на семейных рисунках с различными аксессуарами, в цветной одежде.

    Важно определить причину изменений поведения и исключить неблагоприятную информацию в раннем возрасте.

    Характеристики изображения, нарисованного малышом, можно определить по цвету. Психологи и детские воспитатели со временем и личным опытом определили какие цветовые вариации могут что-то обозначать. Расшифровка:

    1. Синий — преобладание этого цвета и его оттенков говорит о внутреннем спокойствии и уверенности малыша в своём нынешнем положении. Если он изобразил место где обучается в синих оттенках, значит ему нравится посещать садик или школу.
    2. Черный — негативный цвет, который дети никогда не используют просто так. Оттенки чёрного говорят о тяжёлых переживаниях, обиде на домочадцев, неприятных мыслях о повседневности (проблемы с учёбой или сверстниками).
    3. Красный — оттенки этого цвета должны насторожить родителей. Малых изображает этим цветом конфликтные ситуации с другими людьми или спорные моменты в своём положении. Если кто-то на рисунке изображён в красных цветах, значит с этим человеком ребёнок не ладит.
    4. Жёлтый — с раннего возраста малышам говорят о том, что солнечный цвет обозначает добро. Любой предмет, человек, домашний питомец или место, изображаемые на рисунке, обозначают положительное отношение ребёнка к этому.
    5. Розовый — цвет, обозначающий нежность, направленную в чью-либо сторону.
    6. Зеленый — положительный цвет с оттенками. Говорит о душевном спокойствии малыша, его доброжелательном отношении к домочадцам.
    7. Серый — оттенок по значению, относящийся к чёрному. Ассоциируется с угнетённым состоянием, тревогой.

    Психологи советуют обращать внимание на цвета, преобладающие в изображении, и зарисовку. Плотная штриховка или сильное затемнение определённого предмета говорит о негативном отношении к нему. Ребёнок может бояться человека и полностью закрашивать его на изображении, которое нарисовал.

    Психологи и воспитатели обращают отдельное внимание на детали изображения. К ним относится положение отдельных предметов, домашних животных, родственников. Важным моментом является размер. Детали требующие внимания взрослых:

    1. В центральной части листа малыш будет располагать наиболее важные предметы или образы людей.
    2. Если общая часть изображения представлена в нижней части листа, значит что-то нервирует ребёнка и занижает его самооценку. Когда машины, солнце, деревья, животные расположены в верхней части листа, малыш считается себя важной фигурой в семье, среди сверстников.
    3. Размер друзей малыша зависит не от роста других людей, а от их авторитета. Если он изображает себя больше всех, значит он и есть глава компании.
    4. Большие уши, изображённые на рисунке, говорят о нехватке внимания. Он хочет похвалы в поступках, советов в начинаниях, помощью в повседневных делах.
    5. Увеличенный размер головы. Сигнал о том, что малыш отдаёт меньше внимания уделяет чувствам и больше

    На гиперреактивность ребёнка указывают большие рисунки. Например, он нарисовал множество объектов и добавил в общему изображению ещё один листик. На нём он изобразил продолжение картинки.

    Родителям следует обращать внимание на тревожные символики, присутствующие на рисунке:

    1. Увеличенный размер глаз, их точная прорисовка, яркие цвета. Символика расшифровывается, как наличие тревоги и страхов у малыша.
    2. Крест. Обозначает давние переживания, страх перед наказанием за определённые поступки.
    3. Отсутствие рта, глаз на изображениях людей, животных. Отсутствие желаемого общения со сверстниками, родителями, родственниками.
    4. Изображение несуществующих миров. Этот символ может обозначать некомфортное положение малыша в обществе, повседневном окружении. Он представляет другие миры, в которых комфортно.

    Чёткие линии акцентируют внимание на объектах, предметах, людях или животных, которые изображены на рисунке.

    Психология детского рисунка может рассказать о том, что чувствует и переживает ребёнок. Он выплёскивает на общую картинку положительные, негативные моменты из жизни. Совокупность цветов, символов, штриховок, четкостей линей позволяет расшифровывать нарисованную картинку. Важно учитывать возраст ребёнка, от этого напрямую зависят характеристики изображения.

    источник

    Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

    Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

    Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

    Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

    • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
    • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
    • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
    • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
    • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
    • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
    • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

    Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

    • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
    • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
    • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
    • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

    Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

    Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

    Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

    Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

    Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

    Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

    Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

    Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

    Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

    Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

    Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

    Психологический анализ детского рисунка с примером.

    Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи. Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним. Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

    Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

    Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

    В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

    Что такое «творческий беспорядок» — знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

    источник