Меню Рубрики

Анализ выплат пособий гражданам имеющим детей

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

Виды пособий

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Размеры пособий (2017 г.)

Вид пособия

Пособие по временной нетрудоспособности

Как такового минимального размера пособия не установлено. Но закреплен минимальный средний заработок для расчета пособия – МРОТ (7 800 руб.)

Средний дневной заработок определяется по формуле (на примере МРОТ): МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Он зависит от продолжительности страхового стажа.

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

При страховом стаже от 5 до 8 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 80%

При страховом стаже до 5 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 60%

Часть 1, ч 6 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Пособие по беременности и родам

Размер пособия по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам.

Минимальный средний заработок рассчитывается по формуле:

МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособия в 2017 году составляет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации до 12 недель

Единовременное пособие при рождении ребенка

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Если на воспитание передается ребенок-инвалид, ребенок в возрасте старше семи лет, а также дети, являющиеся братьями и (или) сестрами – 124 929,83 руб. на каждого ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Минимальный размер при уходе за первым ребенком – 3065,69 руб.

Минимальный размер при уходе за вторым и последующим ребенком – 6131,37 руб.

Максимальный размер вне зависимости от того, за каким ребенком осуществляется уход – 23 120,66 руб.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Последняя актуализация: 23 июня 2017 г.

Документы по теме:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

источник

Анализ особенностей назначения и размера социальных пособий и льгот гражданам, имеющим детей. Гражданские процессуальные нормы, регулирующие деятельность и условия назначения, размер социальных пособий и льгот. Виды пособий и льгот, порядок их выплаты.

Рубрика Государство и право
Предмет Социальное право
Вид курсовая работа
Язык русский
Прислал(а) loveinsight88@gmail.com
Дата добавления 16.06.2014
Размер файла 39,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Социальная поддержка граждан, имеющим детей. Понятие и основные виды пособий, право на их получение. Порядок назначения и выплаты государственных пособий: пособия по беременности и родам, по уходу за ребёнком. Особенности пособий многодетным семьям.

дипломная работа [111,6 K], добавлен 10.07.2017

Система законодательства Российской Федерации, регулирующая порядок выплаты пособий на детей. Получатели пособий на детей. Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей и порядок их выплаты: по беременности и родам, семьям, имеющим детей.

курсовая работа [73,1 K], добавлен 04.04.2009

Общественные отношения, связанные с реализацией детских пособий. Правовые нормы, регулирующие порядок назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей. Виды денежных выплат в Волгоградской области. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком.

курсовая работа [34,7 K], добавлен 13.04.2013

Общая характеристика пособий семьям, имеющим детей. Пособие по беременности и родам и при усыновлении ребенка. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Порядок и условия назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

дипломная работа [66,9 K], добавлен 20.05.2014

Порядок назначения и выплаты государственных пособий. Пособия по беременности, родам, уходу за ребёнком и иные дополнительные меры социальной помощи. Пути совершенствования законодательства Российской Федерации о пособиях гражданам, имеющим детей.

дипломная работа [117,6 K], добавлен 01.06.2015

Механизм пособий и компенсационных выплат по системе социального обеспечения в Российской Федерации. Понятие, виды и общая характеристика пособий. Система пособий семьям, имеющим детей. Пособие по беременности и родам. Классификация детских пособий.

курсовая работа [32,6 K], добавлен 11.05.2014

Понятие и назначение, разновидности и классификация государственных пособий. Порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий, методика определения их размеров. Основания выдачи пособия по безработице, временной нетрудоспособности, пособие на детей.

курсовая работа [37,2 K], добавлен 11.07.2010

Понятие пособий по праву социального обеспечения. Порядок назначения и выплаты отдельных их видов. Методика начисления и выплаты. Основания выдачи и размер пособия по временной нетрудоспособности. Пособия гражданам, имеющим детей. Пособие по безработице.

курсовая работа [27,6 K], добавлен 25.02.2015

Осуществление защиты материнства, детства и семьи; виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Право на пособие по беременности и родам, период его выплаты, размер. Право на единовременное пособие при рождении ребенка и по уходу за ребенком.

контрольная работа [20,3 K], добавлен 10.01.2010

Изучение основных принципов, порядка выплаты и определение размера пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством. Случаи и основания для выдачи листков нетрудоспособности. Порядок заполнения больничного листа.

курсовая работа [35,6 K], добавлен 03.04.2009

источник

Актуальность темы заключается в том, что любое государство старается всеми силами обеспечить защиту интересов одного из самых важных социальных институтов — семьи. Российское Федерация в своем основном законе закрепила, что она создает условия для достойной жизни её граждан. Проявляется это различными инструментами: начиная от морального и нравственного воспитания общества и заканчивая различными мерами экономической поддержки.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатой пособий гражданам, имеющим детей.

Предметом исследования являются государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Целью исследования является анализ и оценка правового регулирования назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

— провести правовой анализ государственных пособий гражданам, имеющих детей;

— рассмотреть развитие законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей;

— сделать соответствующие выводы.

Глава 1. Правовой анализ государственных пособий гражданам, имеющих детей

Основной ценностью в нашей стране провозглашен человек, его права и свободы, и, конечно, семья традиционно для нашего общества является тем субъектом, которого призвано защищать государство.

На сегодняшний день для граждан, имеющих детей подобной помощью выступают различные государственные пособия. Основным законодательным актом в этой сфере выступает Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Исходя из содержания вышеуказанного акта, можно классифицировать по периоду получения пособия для данной категории граждан:

1. В период беременности (пособие по беременности и родам; пособие женщинам, которые встали на учет в ранние сроки беременности; пособие беременное жене лица, являющегося военнослужащим);

2. После рождения ребенка (пособие при рождении ребенка; пособие по уходу за ребенком; пособие на ребенка; пособие при передаче ребенка в семью; пособие на ребенка военнослужащего).[1]

Проанализировав все перечисленные выше пособия можно заметить, что достаточно весомая их часть, касается тем или иным образом военнослужащих. Связано это в основном с политикой государства в отношении военных, направленной на их всяческое стимулирование (посредством предоставление субсидий на приобретения жилья, социальный пакет и так далее).

Интерес также вызывает субъектный состав тех лиц, которые претендуют на получение государственных пособий. Та часть материальной помощи, которая связана так или иначе с периодом беременности предоставляется только женщинам. Пособия, получаемые уже после рождения ребенка, доступны и для других членов семьи. Это связано с поощрением беременной женщины, так как государство заинтересованно в увеличении численности своего населения. Такая политика характерна для нашего государства. Ведь уровень рождаемости совсем недавно был ниже уровня смертности.

Что касается самих размеров государственных пособий, то они кардинально отличаются друг от друга. В основном это зависит от цели установления того или иного государственного пособия. Пособие по беременности и родам ставит перед собой цель восполнить те убытки, которые были причинены в связи с беременностью. Так беременная женщина лишается возможности осуществлять свою трудовую деятельность и поэтому ей установлен наибольший размер данного вида государственного пособия – в размере среднего заработка. Для женщин, которые были уволены в связи с ликвидацией организации, размер пособия существенного ниже и установлен в твердой денежной сумме – 300 рублей. Одним из наиболее весомых пособий в денежном коэффициенте является единовременное пособие при передаче ребенка в семью. Здесь, например, при усыновлении ребенка-инвалида при определенных условиях размер пособия составит более 100 000 рублей.

При этом, регулирование вопроса о назначение тех или иных пособий происходит не только на федеральном уровне, но и на региональном. Каждый субъект РФ, в зависимости от своего благосостояния – назначает дополнительные или улучшает уже существующие пособия.[2]

Верейкина Ю.В. и Н.С. Згонник проведя анализ пособий гражданам, предоставляемых в омской области указывают наличие единовременного пособия в размере 10 000 рублей при рождении двоих детей в случае многоплодной беременности Подводя итог вышепроведенному правовому анализу, следует подчеркнуть важность государственных пособий для граждан нашей страны, как способа поддержания их экономической стабильности.

Не стоит забывать и о возможности опираться на опыт в социальной сфере других государств. Самсонова В.О. проводит анализ правого опыта Республика Беларусь с целью повышения в дальнейшем эффективности социальной поддержки России Здесь, безусловно, оказывает влияние финансовое состояние, экономика государства, но не стоит забывать, что семья – это будущее страны, а значит, ан эти цели не стоит экономть ресурсы. Только комплексное изучение данного вопроса позволит реализовывать права граждан в полном объеме.

Таким образом, на сегодняшний день для граждан, имеющих детей подобной помощью выступают различные государственные пособия. Основным законодательным актом в этой сфере выступает Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

источник

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2009, N 6

Законодательство о государственных пособиях гражданам, имеющим детей: состояние и пути развития

Дан подробный анализ состояния законодательства, регулирующего предоставление государственных пособий гражданам, имеющим детей. Проведенный автором анализ позволил выявить проблемы правового регулирования предоставления «детских» пособий и сформулировать ряд выводов и предложений по их устранению.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 25.12.2008, далее — Закон о пособиях 1995 г.).

В 2006 — 2008 гг. в законодательство о пособиях (в т.ч. в Закон о пособиях 1995 г.) были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов, в частности Федеральных законов от 05.12.2006 N 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»; от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»; от 21.07.2007 N 183-ФЗ «О бюджете ФСС РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 01.03.2008 N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг», от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (ред. от 30.12.2008, с изм. от 26.02.2009), Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 865, утвердившего Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (в дальнейшем — Положение 2006 г.), и др.

Пособие по беременности и родам

В настоящее время пособие по беременности и родам выплачивается женщине за весь период полагающегося отпуска по беременности и родам, который исчисляется суммарно и предоставляется ей полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов: 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности — 84 календарных дня) до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов — 86 календарных дней, а при рождении двух и более детей — 110 календарных дней) после родов.

По действующему законодательству право на получение пособия по беременности и родам имеют следующие категории женщин:

1) все женщины, которые подлежат обязательному социальному страхованию, т.е.:

а) те, кто работают по трудовому договору;

б) женщины из числа государственных гражданских служащих и муниципальных служащих;

2) женщины-адвокаты, индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»;

3) женщины, которые были уволены в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката и др. физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит госрегистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

Читайте также:  Анализы на иммунный статус у детей

4) женщины-студентки и аспирантки очной формы обучения;

5) женщины, проходящие военную службу по контракту и приравненную к ней службу (служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; Государственной противопожарной службы; учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах).

Пособие по беременности и родам выплачивается также при усыновлении женщиной (одной из вышеперечисленных категорий) ребенка в возрасте до трех месяцев. Оно выплачивается за период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка (при усыновлении двух и более детей — до истечения 110 календарных дней).

По данному виду пособия предлагаем внести в российское законодательство следующие изменения, касающиеся:

а) дифференциации продолжительности отпуска по беременности и родам:

1) В целях стимулирования рождения в семьях второго и третьего ребенка (как того требует современная демографическая ситуация в стране) предлагаем дифференцировать продолжительность отпуска по беременности и родам в зависимости от того, каким по счету рождается ребенок, увеличив его продолжительность при рождении второго и последующих детей, как и при многоплодной беременности (до 84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов). Отпуск по беременности и родам такой же продолжительностью (194 календарных дня) следует установить и для одиноких матерей.

2) Исходя из принципа дифференциации продолжительности отпуска по беременности и родам в зависимости от субъекта — получателя пособия, предлагаем установить отпуска большей продолжительности (200 календарных дней) женщинам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах (по Списку N 1) и с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2);

б) порядка предоставления отпуска по беременности и родам:

Для учета интересов семьи целесообразно предусмотреть в законодательстве возможность реализации дородового отпуска по желанию женщины в удобном для нее распределении (гибкая система определения дородового отпуска) на основании больничного листа в любой срок в пределах максимальной (70/84 календарных дней до родов) и минимальной продолжительности (30 дней до родов);

в) расширения круга получателей данного пособия:

1) В тех случаях, когда послеродовой отпуск не используется матерью по объективным причинам (смерть матери во время родов или в период послеродового отпуска, лишение или ограничение ее в родительских правах, признание матери недееспособной вследствие душевной болезни и др.), имеет смысл право на послеродовой отпуск (или его неиспользованную часть) предоставить отцу ребенка или другому лицу, фактически взявшему ребенка на воспитание (родительский отпуск по уходу за новорожденным продолжительностью 110 календарных дней), что позволит реализовать принцип гендерного равенства. В качестве дополнительной гарантии предлагается для отцов, подлежащих обязательному социальному страхованию, закрепить в российском трудовом законодательстве право на получение «отцовского отпуска» продолжительностью семь рабочих дней (оплачиваемых в размере среднемесячного заработка работника) со дня выписки новорожденного из роддома.

2) Целесообразно (по аналогии с усыновительницами) предоставить право на родительское пособие, при прочих равных условиях, лицу (как мужчине, так и женщине), назначенному опекуном ребенка в возрасте до трех месяцев («родительского пособия по уходу за новорожденным»).

3) С позиций равенства семей с детьми независимо от ее типа (кровная семья, семьи усыновителей, опекунов, приемная, патронатная семья, семья фактических воспитателей) целесообразно предоставление права на послеродовой отпуск с выплатой пособия также приемному родителю, патронатному, фактическому воспитателю (независимо от пола), если передача в приемную, патронатную семью или на фактическое воспитание ребенка осуществляются непосредственно из роддома или после выписки из него, но в любом случае в отношении ребенка, не достигшего возраста трех месяцев. В этом случае родительский отпуск должен предоставляться на более длительный срок — 110 календарных дней со дня смерти матери, усыновления ребенка и т.д., не со дня рождения ребенка, а при усыновлении, принятии под опеку, в приемную или патронатную семью или на фактическое воспитание двух и более детей — не менее чем на 140 календарных дней.

4) В последние годы появилась категория малолетних матерей, рожающих детей в возрасте до 15 лет. Им следовало бы предоставить право на данное пособие в том случае, если они являются учащимися общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, независимо от форм собственности, в размере стипендии, установленной законодательством Российской Федерации;

г) определения размеров пособия в соответствии с принципами обязательного социального страхования:

1) Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» для женщин, имеющих страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам устанавливается в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ). Такой подход законодателя вызывает серьезное возражение: данный способ установления размера пособия юридически не поощряет рождение детей в молодых семьях (в том числе студенческих), что может негативно повлиять на состояние здоровья матери и будущего ребенка. Логичным было бы установление размера пособия, равного 70% среднемесячного заработка женщины.

2) В настоящее время законодатель определяет, что право на пособие по беременности и родам в размере 300 руб. (с учетом проведенной индексации с 1 января 2009 г. размер пособия составляет 359,70 руб.) имеют: женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Индексация детских пособий введена Федеральным законом от 01.03.2008 N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» // СЗ РФ. 2008. N 9. Ст. 817.

Данное предписание вступает в противоречие с принципами предоставления этого пособия. Такой подход не отвечает цели пособия, выплачиваемого за счет средств обязательного социального страхования, его роль сводится лишь к оказанию минимальной государственной поддержки. Размер пособия в этом случае должен устанавливаться на общих основаниях, т.е. в размере 100% от среднемесячного заработка, утраченного не по вине работника;

д) увеличения числа оснований предоставления данного пособия:

1) Поскольку в случае сокращения штата или численности работников организации прекращение трудового договора с работниками происходит так же, как и в случае ликвидации организации, не по их вине, то правомерно устранить данный пробел и наделить их правом (как мужчин, так и женщин) на родительское пособие, если они зарегистрировались в качестве безработных в течение 12 месяцев после увольнения с работы по данному основанию, и выплачивать пособие в размере 100% от среднемесячного заработка.

2) Представляется целесообразным предоставить права на пособие по беременности и родам (родительское пособие) всем лицам (включая мужчин), отпуск по беременности и родам (или родительский отпуск) у которых наступил в течение шестимесячного срока после увольнения по собственному желанию по уважительной причине (в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимостью ухода за инвалидом I группы или больным членом семьи). За это время пособие им должно выплачиваться в размере 100% среднемесячного, утраченного не по их вине заработка.

Анализ практики предоставления единовременного пособия при постановке женщин на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, выплачиваемого дополнительно к пособию по беременности и родам (с 1 января 2009 г. в связи с индексацией размер данного пособия составляет 359,70 руб.), показывает необходимость создания целой системы обязательных медицинских осмотров (на основе медицинских рекомендаций), прохождение которых беременной женщиной в обязательном порядке должно служить условием как для получения пособия по беременности и родам, так и дополнительно выплачиваемого к нему единовременного пособия. Чтобы пособие играло определенную роль в своевременной диспансеризации беременных женщин и профилактике осложнений при беременности и родах, обоснованно установление его в размере прожиточного минимума региона с соответствующей индексацией.

Единовременное пособие при рождении ребенка — это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане.

Право на получение единовременного пособия при рождении имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении двух или более детей пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается).

Пособие при рождении ребенка устанавливается в размере 8000 руб. (с учетом индексации с 1 января 2009 г. — 9592,3 руб.).

Назначается и выплачивается пособие одному из родителей (либо лицу, его заменяющему) по месту работы (службы, учебы), а если родители не работают (не учатся), то органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

С 1 января 2007 г. было введено новое пособие — единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, которое выплачивается одному из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей ребенка в случае передачи ребенка на воспитание в семью, если его родители: неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Пособие составляет 8000 руб. (с учетом индексации с 1 января 2009 г. — 9592,3 руб.).

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

За получением данного пособия необходимо обратиться в орган, уполномоченный производить назначение и выплату данного пособия в соответствии с законодательством субъекта РФ (в Москве, например, это Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы).

Анализируя правовые нормы, регулирующие отношения по поводу предоставления этих пособий, следует обратить внимание на следующие проблемы и пути их решения.

1. Исходя из принципов обязательного социального страхования вытекает необходимость изменить порядок расчета данных пособий гражданам, застрахованным в системе обязательного социального страхования: размер этих единовременных пособий должен соизмеряться с прожиточным минимумом, в качестве которого должен применяться действительно прожиточный минимум (рассчитанный по-новому, с учетом затрат на здоровье, образование детей, оплату жилья и коммунальных услуг), и разработать действенный механизм его индексации. При этом имеет смысл дифференцировать размер пособия при рождении первого, второго, третьего и последующего детей, что будет соответствовать целям демографической политики.

Пример. Примером может служить Закон г. Москвы от 28.01.2004 N 4 «О молодежи» , согласно которому молодой семье москвичей (на получение пособия имеет право один из родителей — жителей Москвы; обоим родителям на дату рождения ребенка должно быть меньше 30 лет) выплачивается дополнительное единовременное пособие за счет средств московского бюджета. Размер пособия зависит от очередности рождения детей в молодой семье и составляет при рождении первого ребенка — 5-кратную величину прожиточного минимума, установленную Правительством Москвы на душу населения; при рождении второго ребенка — 7-кратную величину прожиточного минимума; при рождении третьего и последующих детей — 10-кратную величину прожиточного минимума. (По состоянию за IV квартал 2008 г. величина прожиточного минимума в Москве составляет 6648 руб.)

Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 11.

Кроме того, пособие выплачивается, если один из родителей зарегистрирован в Москве совместно с ребенком, на которого назначается пособие (другой москвичом не является), а также одиноким матерям, проживающим в Москве.

2. С целью предотвращения нецелевого использования пособий неработающими и не подлежащими обязательному социальному страхованию гражданами предлагается выплачивать пособия этим лицам в безналичной форме организациями, осуществляющими реализацию детских товаров и услуг, с использованием пластиковых карт.

3. В настоящее время фактические и патронатные воспитатели ребенка не имеют права на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Поэтому предлагается включить их в круг получателей этого пособия, установив его размер, равный единовременному пособию при рождении ребенка.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

После окончания декретного отпуска женщина может выйти на работу или подать заявление с просьбой предоставить ей другой отпуск — по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ). Он длится до тех пор, пока ребенку не исполнится 3 года. На время отпуска за женщиной сохраняется должность, и время такого отпуска засчитывается в общий трудовой стаж. До тех пор пока ребенку не исполнится полтора года, женщина сохраняет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Это время также включается в страховой стаж женщины. Существует также выплата небольшой компенсации за время всего отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет матери (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком) в размере 50 руб. ежемесячно до исполнения ребенку 3 лет, за счет средств работодателя.

Согласно Закону о пособиях 1995 г. право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставлено следующим категориям граждан:

1) матерям, либо отцам, либо другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

2) находящимся в отпуске по уходу за ребенком матерям, проходящим военную службу по контракту и иную приравненную к ней службу (служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах);

3) лицам (матери либо отцу, другим родственникам, опекуну), уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с: ликвидацией организаций; прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей; истечением срока их трудового договора в воинских частях за пределами РФ; переводом мужа из воинских частей за пределами РФ в Россию (только матери);

4) матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам по тем же основаниям, что и лица третьей категории;

5) матерям, отцам, опекунам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (студентам и аспирантам очной формы обучения, находящимся в отпуске по уходу за ребенком);

Читайте также:  Анализы на госпитализацию для детей

6) другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком до 1,5 лет и не подлежащим обязательному социальному страхованию.

Если лицо имеет право на получение пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, ему предоставляется право выбора получения пособия по одному из них.

Первой, второй и третьей категориям получателей пособие определяется в размере 40% среднемесячного заработка (дохода, денежного довольствия) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

При этом пособие не может быть ниже минимального размера 1500 руб. (с учетом индексации с 1 января 2009 г. — 1798,51 руб.) по уходу за первым ребенком и 3000 руб. (с учетом индексации — 3597,01 руб.) по уходу за вторым и последующими детьми и выше максимального размера — 6000 руб. (с учетом индексации — 7194,03 руб.) за полный календарный месяц.

Четвертой, пятой и шестой категориям граждан назначается в твердой денежной сумме:

1500 руб. (с учетом индексации с 1 января 2009 г. — 1798,51 руб.) — по уходу за первым ребенком;

3000 руб. (с учетом индексации с 1 января 2009 г. — 3597,01 руб.) — по уходу за вторым и последующими детьми.

При определении размера пособия за вторым ребенком и последующими детьми должны учитываться предыдущие дети, рожденные или усыновленные матерью данного ребенка, а в случае ухода за ребенком матерью, лишенной родительских прав в отношении своих предыдущих детей, размер пособия исчисляется без учета таких детей.

В случае ухода за двумя и более детьми одновременно исчисленный размер пособия (в твердой денежной сумме или в процентном отношении к заработку) суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка, не может превышать 100% размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

В законодательство, регулирующее отношения по предоставлению ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предлагаем внести следующие изменения:

1) включить в круг его получателей приемных родителей, патронатных воспитателей, а также фактических воспитателей не из числа родственников;

2) расширить круг получателей пособия в размерах, соизмеримых с прежним заработком, за счет отнесения к ним всех лиц, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком по такому основанию, как истечение у них срока трудового договора, и включения лиц, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком по собственному желанию по уважительным причинам и по сокращению численности или штата работников организации. Выплата данного пособия должна им производиться, как и лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в размерах, соизмеримых с их среднемесячным заработком, без ограничения максимальным размером, и дифференцированно в зависимости от очередности рождения детей (50% среднемесячного заработка — на первого ребенка и 70% — на второго и последующих детей, за которыми осуществляется уход);

3) ввиду высоких цен на детскую одежду, обувь и оплату нахождения ребенка в детском дошкольном учреждении необходимо установить лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, а также студенческим семьям и лицам из числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, независимо от форм собственности, право на пособие по уходу за ребенком в процентном отношении к прожиточному минимуму и его дифференциацию на первого и последующих детей;

4) существующее ограничение пособия по уходу за ребенком максимальным пределом (с учетом проведенной индексации с 1 января 2009 г. — 7194,03 руб.), по моему мнению, следует снять, ибо это не соответствует логике обязательного социального страхования;

5) необходимо также законодательно решить вопрос об оплате отпуска по уходу за ребенком от полутора до трех лет.

Ежемесячное пособие на ребенка

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (о монетизации льгот) изменились существовавшие подходы к назначению данного пособия. Согласно редакции ст. 16 Закона о пособиях 1995 г. размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации. Таким образом, с 1 января 2005 г. предоставление ежемесячного пособия на ребенка — исключительная компетенция региональных органов государственной власти. Единых правил и «тарифов» данного пособия нет: размер и порядок выплаты данного пособия в каждом субъекте РФ (край, область и т.д.) определяются региональным законодательством.

Пример. В Москве, к примеру, право на ежемесячное пособие на каждого проживающего совместно с ним ребенка в возрасте до 16 лет (в том числе усыновленного или находящегося под опекой) имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель). Если ребенок учится в общеобразовательном учреждении, то пособие выплачивается вплоть до конца обучения (но не более чем до достижения ребенком 18-летнего возраста), если указанное лицо и ребенок зарегистрированы по месту жительства в Москве. Условие получения пособия — среднедушевой доход семьи не должен превышать 8000 руб. С 1 января 2009 г. размер данного пособия составляет 750 руб., для одиноких матерей — 1500 руб., а для тех, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, — 1125 руб.

Исследование состояния регионального законодательства (на примере московского), регулирующего предоставление ежемесячного пособия на ребенка, свидетельствует о необходимости его совершенствования. Прежде всего, в нем необходимо закрепить все общефедеральные гарантии, установленные Законом о пособиях 1995 г., как-то:

1) установление пособия на каждого ребенка до 18 лет, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка [1, с. 388 — 409];

2) введение возрастного критерия в качестве условия, определяющего размер пособия, с одновременным увеличением размера пособия в зависимости от возраста ребенка, его целевого назначения, например, на ребенка в возрасте до одного года (на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания); от года до двух лет (на приобретение специальных молочных продуктов питания и детского питания); от двух лет до поступления в первый класс образовательного учреждения, но не старше 8 лет (на приобретение товаров детского ассортимента и оказание необходимых услуг); школьного учреждения, но не старше 18 лет (на приобретение товаров детского возраста с момента поступления в первый класс и до окончания образовательного (подросткового) ассортимента и оказание услуг) [2];

3) расширение субъектного состава получателей пособия, имея в виду включение в него приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей;

4) соблюдение норм Конвенции «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» [1. с. 160 — 165], а именно: включение в круг семей, нуждающихся в повышенном размере пособия, не только неполных семей, состоящих из одинокой матери и ребенка, но и любой неполной семьи с одним родителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, патронатным или фактическим воспитателем;

5) установление повышенного размера пособия студенческим семьям и семьям с ребенком-инвалидом;

6) приравнивание к неполным семьям (в правовом отношении) семей с детьми, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, учитывая сложность и громоздкость механизма розыска родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, и ущемление при этом прав и интересов ребенка (в свою очередь государство возмещает связанные с этим расходы в регрессивном порядке с лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов).

Следует предусмотреть, что в качестве альтернативы денежным выплатам в виде пособия на ребенка могут служить натуральные выдачи в форме «социального детского пакета», представляющего собой персонифицированное предоставление необходимых социальных услуг (летний отдых; посещение детских садов, занятий в физкультурных и оздоровительных учреждениях; обучение в музыкальных и художественных школах; питание в школах; лечение; индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов и др.) [16].

Следует также федеральному законодателю разработать и принять типовой нормативный правовой акт о проведении проверок правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка.

1. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. С. 388 — 409.

2. Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. — 2004. — N 27.

3. Азарова Е.Г. Пособия гражданам с детьми // Комментарии законодательства. Ответы на вопросы граждан. — М.: Изд. группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. — 256 с.

4. Азарова Е.Г. Проблемы равноправия женщины и мужчины в социальном обеспечении в СССР. — М.: Наука, 1989. — 165 с.

5. Галаганов В.П. Пособия и выплаты беременным и имеющим детей. — М., 2003.

6. Дзгоева Ф.О. Правовое регулирование труда лиц с семейными обязанностями. — М.: ТК «Велби». Изд-во «Проспект», 2003. — 96 с.

7. Ежова Г. Прибавка к рождению // Социальная защита. — 2006. N 5. — С. 28 — 31.

8. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: Учеб. — М.: Волтерс Клувер. 2004.

9. Ильюхина Т.М. Что нужно знать получателям детских пособий по временной нетрудоспособности // Вестник государственного социального страхования. — 2003. N 11. — С. 76 — 77.

10. Круть С. За все в ответе регион // Социальная защита. — 2004. N 4. — С. 3 — 7.

11. Нагаев В.В. Охрана прав материнства и детства: социально-правовые комментарии. — М.: ЮРКНИГА, 2006. — 368 с.

12. Ручьева Е. Диагноз: сирота // Социальная защита. — 2007. N 1. — С. 26 — 29.

13. Ржаницына Л.С. Социально-экономические основы защиты трудовых прав // Материалы научно-практической конференции: Проблемы защиты трудовых прав граждан. — М.: Права человека. 2004. — С. 115 — 118.

14. Чубарова Т.В. Поддержка работника с семейными обязанностями: взаимоотношения государства и работодателя (опыт Великобритании) // Труд за рубежом. — 1999. N 2. — С. 102 — 118.

15. OECD Employment outlook 2001. — OECD, 2001.

16. Гонтмахер Е. Ребенок в «соцпакет» не входит // Российская газета. — 2004. — 24 июля.

источник

Государственные пособия гражданам, имеющим детей, — единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 № 883, утвердившим Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Указанными нормативными актами установлены: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по различным существенным признакам: целевому назначению, источникам финансирования, субъектам, порядку исчисления и размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на замещение утраченного заработка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания семье помощи в содержании и воспитании детей.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств ФСС РФ, занятые иными видами общественно полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие — из бюджетов различных уровней (федерального и субъектов РФ).

Субъектами правоотношений по обеспечению пособиями могут быть граждане Российской Федерации, проживающие на территории России; граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, противопожарной службы и уголовно- исполнительной системы; гражданский персонал российских воинских формирований, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Государственные пособия на детей не назначаются: гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, или лишенным родительских прав; гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы России.

Необходимо учитывать, что субъектами правоотношений по выплате пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинские учреждения могут быть только женщины.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам, ранее назначались в размерах, соотносимых с минимальной оплатой труда, а с 01.01.2001 они исчисляются в твердых фиксированных суммах.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми докумен
тами. Излишне выплаченные суммы пособий возмещаются добровольно, а в случае спора — по решению суда.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины:

а) подлежащие государственному социальному страхованию, а также уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или плата работников в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию их безработными;

б) обучающиеся с отрывом от производства;

в) проходящие военную службу по контракту, службу в качестве рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, противопожарной службы, в учреждениях и органах уголовно-процессуальной системы;

г) из числа гражданского персонала российских воинских формирований, находящихся на территории иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ;

д) указанные категории женщин при усыновлении ими ребенка (детей).

Пособие предоставляется за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаях осложненных родов — 86, при рождении двух детей и более — ПО). Данный вид пособия предоставляется на основании листка нетрудоспособности — работающим по трудовому договору; заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности справки из органов занятости — уволенным в связи с ликвидацией организации, медицинской справки установленной формы — всем остальным женщинам, имеющим на него право.

Пособие назначается на число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам, и выплачивается по месту работу, службы, учебы.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:

а) среднего заработка — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, при наличии международных договоров;

б) 300 руб. — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

Читайте также:  Анализы на гормон роста у детей

в) стипендии — женщинам, обучающимся с отрывом от производства;

г) денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-процессуальной системы.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель). Оно назначается и выплачивается в размере 300 руб. по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Данный вид пособия предоставляется при наличии справки из женской консультации или другого медицинского учреждения.

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении (усыновлении) двух детей и более единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. С 01.01.2002 его размер составляет 4500 руб. Для назначения пособия необходимо иметь справку органов ЗАГСа о рождении ребенка, справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполучении пособия. Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке.

Право на пособие на период отпуска поуходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижении им возраста полутора лет предоставляется не только матерям, работающим по трудовому договору, обучающимся без отрыва от производства, военнослужащим по контракту, но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальному страхованию.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере 500 руб. в сроки, установленные для выплаты заработной платы, стипендии, выдачи денежного довольствия, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет.

Для оформления пособия необходимо представить следующие документы: заявление, копию свидетельства о рождении ребенка, отдельным категориям женщин — выписку из трудовой книжки (военного билета), копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справку о неполучении пособия по безработице.

В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производства выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается.

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 1Э4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, установлен постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 № 1096.

Размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами сцбъекта РФ. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 № 911-ПП ежемесячное пособие на ребенка в г. Москве установлено в размере 150 руб. Его размер увеличивается на 100% — на детей одиноких матерей; на 50% — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Ежемесячное пособие не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается в случаях, если ребенок находится на полном государственном обеспечении или под опекой (попечительством) и опекуны получают денежные средства на его содержание, если родители лишены родительских прав и если ребенок в возрасте до 18 лет объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством РФ.

Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок. В заявлении указываются сведения о доходах семьи. Кроме заявления предоставляются следующие документы: справка органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя о неполучении им ежемесячного пособия, копия свидетельства о рождении ребенка; справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем, справка об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше 16 лет.

Лица, обратившиеся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, должны представить дополнительные документы, в частности на детей военнослужащих по призыву: справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу, справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца ребенка.

Уведомление о назначении пособия или об отказе в его назначении должно быть направлено заявителю органов социальной защиты населения по месту жительства граждан с детьми в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения. При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки. При ее проведении окончательный ответ о назначении пособия либо отказе в его назначении должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения. Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в судебном порядке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»,

студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»,

студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»,

канд. юрид. наук, доц. Кафедры Предпринимательского права и гражданского процесса ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»,

В Российской Федерации в настоящее время сложилась система предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Законодательство сформировано, в главной степени, на федеральном уровне, в основном, закреплены общие положения в области установления прав на материальную поддержку в случае отцовства, материнства и детства. Данная нормативная база создается так же и субъектами Российской Федерации, устанавливающими дополнительные гарантии поддержки семьям с детьми.

Так, Конституция Российской Федерации, провозглашает идею социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства [1, с. 15].

Значительную роль в обеспечение социальной защитой граждан Российской Федерации, при их временной нетрудоспособности, имеет Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [3, с. 15]. Указанный нормативный акт предоставляет для проживающих в Российской Федерации граждан, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единую систему государственных пособий и обеспечивает при помощи этой системы гарантированную государством материальную поддержку. Необходимость анализирования выбранной темы во многом связана с решением проблем возникающих при применении ст. 14 и 15 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Так же, существуют законы на уровне субъектов, так, например, на территории Оренбургской области действует Закон Оренбургской области 02.11.2004 № 1525/256-III-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей» [5, с. 12].

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют отцы или матери, а также иные родственники, опекуны, граждане, которые по факту осуществляют уход за ребенком и подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Указанное ежемесячное пособие по уходу за ребенком подлежит выплате с того момента:

— когда предоставляется отпуск по уходу за ребенком;

— когда рождается ребенок и до достижения им определенного возраста – полутора лет.

Право на выплату вышеуказанных пособий и право на отпуск устанавливается нормами трудового законодательства РФ, а именно Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 года [2, с. 27], а что же касается размера выплаты данных пособий, то он определяется Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [4, с. 13].

На сегодняшний день, опираясь на практику применения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет появляется проблема недостаточности периода выплаты пособия. Все мы знаем, что государство обязано предоставлять места в детские школьные учреждения по достижению возраста 3 лет. В настоящее время имеются лишь небольшое количество ясельных групп принимающих детей с двух лет, в которых предоставляют места матерям-одиночкам. Конечно большинство матерей ждут своей очереди по исполнении ребенку 3 лет. Тем самым, когда ребенку исполняется определенный возраст согласно закону, то полтора года до получения путевки в детские дошкольные учреждения, женщина остается на своем собственном попечении с ребенком на руках без какой-либо материальной помощи. Есть два решения:

Во-первых женщине, для того чтобы не остаться в вышеперечисленной ситуации, можно устроить своего малыша в частный детский садик, который принимает детей, как раз, с возраста 1,5 лет. Так например, возьмем женщину со средним заработком в размере десяти тысяч рублей, то на проживание им с ребенком достается около трех тысяч рублей. Таким образом, чтобы решить подобную проблему наше государство совершает компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в негосударственной образовательной организации, которая реализует программы дошкольного образования. Подобная компенсация исчисляется от количества детей в семье. Так к примеру, на первого ребенка приходится 20 %, на второго — 50%, на третьего 70%, а также и от среднего размера родительской платы, которая установлена в муниципальных и государственных дошкольных учреждениях. В среднем сумма компенсации составляет: 250 р., 500 р. и 750 р. в месяц [6, с. 4].

Помимо этого, необходимо также учесть, что расчет в данном случае производится исключительно на те дни, когда ребенок посещает дошкольное учреждение. Исходя из этого, общая сумма компенсации сможет погасить только 3,6% от всей суммы оплаты частного садика.

Во-вторых, выходом из ситуации может выступать то, что женщина может воспользоваться услугами няни для своего ребенка, но в этом случае оплата её услуг будет в гораздо большей степени превышать сумму оплаты частного детского садика [7, с. 3].

Анализируя вышеизложенное, нужно, с целью повышения эффективности материальной поддержки семей с детьми необходимо принять во внимание решение этой проблемы, а именно пересмотреть статью 14 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в которой говорится о продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В данную статью нужно внести изменение относительно продолжительности периода выплаты пособия, оно должно увеличиться до трех лет, то есть до того момента, когда ребенок отправится в детское дошкольное учреждение.

Вышеназванная мера, направленная на решение проблемы, должна быть постоянно предусмотрена общей стратегией деятельности Министерства труда России по улучшению и нормализации положения с пособиями на детей для более эффективной помощи семьям.

Данная мера, как и многие другие, в целом могут оказать содействие в гораздо более эффективном использовании ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». А исходя уже из этого, помощь семьям, которые имеют детей, окажется более продуктивной и эффективной.

Также, по нашему мнению, необходимо внести изменения в статью 15 данного закона, а именно нужно увеличить размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Это необходимо сделать, так как на сегодняшний день, чтобы достойно существовать (то есть проживать в комфортных условиях, платить за коммунальные услуги, проводить досуг и питаться согласно норме) минимального размера денежного пособия по уходу за ребенком может оказаться недостаточно. Поэтому размер пособия по уходу за ребенком должен соответствовать современным условиям жизни.

Таким образом, социальная защита детей, а также граждан, их имеющих, должна быть ориентирована на создание таких условий жизни, которые бы позволяли всем детям, в независимости от того, в какой семье они родились и сколько зарабатывают их родители, иметь наилучшие возможности для:

— свободного доступного образования;

— дошкольного и школьного воспитания;

— гармоничного духовно-нравственного развития;

— реализации своих способностей.

Список литературы:

  1. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. В редакции Федерального конституционного закона от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Российская газета. 2014. 23 июля. № 163.
  2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. В редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 256-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. № 31 (часть I) ст. 4805.
  3. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1929. В редакции Федерального закона от 28 марта 2017 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 14 ст. 1998.
  4. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федеральный закон от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. № 1 (часть I) ст. 18. В редакции Федерального закона от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 мая 2017 г. № 18 ст. 2663.
  5. О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей: Закон Оренбургской области от 2 ноября 2004 г. № 1525/256-III-О // газета Южный Урал от 16 ноября 2004 г. № 218. В редакции Закона Оренбургской области от 12 декабря 2016 г. № 99/34-VI-ОЗ // газета Оренбуржье от 15 декабря 2016 г. № 160.
  6. Грянченко Т. В. Основные проблемы пенсионной системы РФ и ориентиры ее совершенствования // Труд и социальные отношения. — 2015. — № 1. — С. 111 — 127.
  7. Харитонова Ю.Н. Реформирование пенсионной системы РФ // Экономика, социология и право. — 2015. — № 1. — С. 158 — 161.

источник