Меню Рубрики

Сологуб живы дети только дети анализ

Живы дети, только дети,-
Мы мертвы, давно мертвы.
Смерть шатается на свете
И махает, словно плетью,
Уплетенной туго сетью
Возле каждой головы,

Хоть и даст она отсрочку —
Год, неделю или ночь,
Но поставит все же точку
И укатит в черной тачке,
Сотрясая в дикой скачке,
Из земного мира прочь.

Торопись дышать сильнее,
Жди — придет и твой черед.
Задыхайся, цепенея,
Леденея перед нею.
Срок пройдет — подставишь шею,-
Ночь, неделя или год.

Ваши губы так румяныВаши губы так румяны, Так замедленны слова, Так идет лицу Светланы Под глазами синева. Жизнь — томительная сказка: Вы ни живы, ни мертвы. Ваша легкая гримаска — Маска Смерти и.

Когда будете, дети, студентамиКогда будете, дети, студентами, Не ломайте голов над моментами, Над Гамлетами, Лирами, Кентами, Над царями и над президентами, Над морями и над континентами, Не якшайтеся там с оппонентами, Поступайте хитро.

Полюбуйтесь же вы, детиПолюбуйтесь же вы, дети, Как в сердечной простоте Длинный Фирс играет в эти, Те, те, те и те, те, те. Черноокая Россети В самовластной красоте Все сердца пленила эти, Те.

Дети века все больныеДети века все больные,- Мне повсюду говорят,- Ходят бледные, худые, С жизнью все у них разлад. Нет! Напрасно стариками Оклеветан бедный век; Посмотрите: перед вами Современный человек. Щеки словно как.

С чем я только ни встречусь на светеДочери Руте С чем я только ни встречусь на свете, — Все понятным становится мне. А чему это малые дети Улыбаются часто во сне? Правда, что же им может присниться.

В защиту мираВновь богачи разжигают пожар, Миру готовят смертельный удар. Но против них миллионы людей: Армия мира всех сильней! Припев: В зашиту мира вставайте люди! Ряды тесней, страна к стране! И пусть.

Только станет смеркаться немножкоТолько станет смеркаться немножко, Буду ждать, не дрогнет ли звонок, Приходи, моя милая крошка, Приходи посидеть вечерок. Потушу перед зеркалом свечи,- От камина светло и тепло; Стану слушать веселые речи.

Отцы и дети«Оставили бы вы этот скверный обычай (речь идет о субсидиях) нам, старому поколению». М. Меньшиков о съезде студентов-академистов. «Новое время». Уж Митрофанушки у нас — гляди! — с усами, —.

Il giorno di DanteСуровый Дант не презирал сонета… Пушкин Италия! земного мира цвет, Страна надежд великих и преданий, Твоих морей плескание и свет И синий трепет горных очертаний Живут в тиши моих воспоминаний.

Приходите мне помочьУважаемые дети, Говорят, что среди вас Появился странный мальчик По прозванью «Напоказ». Смастерил он табуретку, Сбил ее он кое-как, Но зато раскрасил в клетку, Но зато сверкает лак. На нее.

Обращение к поэме«Спаси меня!»- снова к тебе обращаюсь. Не так, как тогда,- тяжелей и страшней: с последней любовью своею прощаюсь, с последней, заветною правдой своей. Как холодно, как одиноко на свете… Никто.

Зимний поездСнегов немую черноту Прожгло два глаза из тумана, И дым остался на лету Горящим золотом фонтана. Я знаю — пышущий дракон, Весь занесен пушистым снегом, Сейчас порвет мятежным бегом Завороженной.

Только ритмОстается один только ритм Во всю ширь мирозданья — Черновик чьей-то юности, Чьей-то душе предназначенный… То, что было в двадцатых годах Не достойно изданья,- Уцелело нечаянно, Сделано наспех и начерно.

Когда не только над тобойКогда не только над тобой — И под тобою облака, Иерихонскою трубой Гром слышится издалека, Овечьей топчутся гурьбой Среброкурчавые века. Но где костер и где пастух И отпущения козел, Где.

Гони стихи ночные прочьГони стихи ночные прочь, Не надо недоносков духа: Ведь их воспринимает ночь, А ночь — плохая повитуха. Безумец! Если ты и впрямь Высокого возжаждал пенья, Превозмоги, переупрямь Свое минутное кипенье.

источник

Живы дети, только дети,-
Мы мертвы, давно мертвы.
Смерть шатается на свете
И махает, словно плетью,
Уплетенной туго сетью
Возле каждой головы,

Хоть и даст она отсрочку —
Год, неделю или ночь,
Но поставит всё же точку
И укатит в черной тачке,
Сотрясая в дикой скачке,
Из земного мира прочь.

Торопись дышать сильнее,
Жди — придет и твой черед.
Задыхайся, цепенея,
Леденея перед нею.
Срок пройдет — подставишь шею,-
Ночь, неделя или год.

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 18 строк)
Размер: четырёхстопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа — 6 строк, шестистишие.
Рифмы: дети-мертвы-свете-плетью-сетью-головы.
Рифмовка: ABACCB

2-я cтрофа — 6 строк, шестистишие.
Рифмы: отсрочку-ночь-точку-тачке-скачке-прочь.
Рифмовка: ABACDB

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа — это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа — это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) — самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы — последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа — пеон — четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон — пеон с ударением на первом слоге, второй пеон — с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон — ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер — это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма — это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка — это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

источник

«Мечта и действительность в вечном притяжении и в вечной борьбе — вот трагедия Сологуба.»

Биография Сологуба — своего рода ключ к его поэзии, она проливает свет на его творческий путь, его эволюцию и в значительной мере объясняет то особое место, которое занял Сологуб в поэзии начала века.

Фёдор Сологуб -русский поэт, писатель, драматург, публицист, один из виднейших представителей символизма и один из самых мрачных романтиков в русской литературе, родился 17 февраля 1863 года в Санкт-Петербурге. Он был сыном портного и кухарки и выйти в люди человеку такого происхождения было нелегко. Семья жила бедно, положение усугубилось, когда отец Федора Тетерникова(такова была его настоящая фамилия) умер от чахотки в 1867 году, Федору было 4 года.

Детство писателя было исключительно тяжелым. Исследователи справедливо видят в нем ключ к пониманию многих сторон сологубовского творчества и мироощущения. Мать-крестьянка; работала прислугой в господском доме. Рос и учился Федор вместе с господскими детьми. У Федора была сестра, которая была младше его на 2 года. Мать Сологуба, Татьяна Семеновна, крестьянка Петербургской губернии, после смерти мужа пыталась держать прачечную, однако вскоре вернулась на место прислуги в семью вдовы коллежского асессора Агаповой, где прослужила, пока дети не начали сами зарабатывать. Она была неграмотной и выучилась читать за пять лет до смерти; несмотря на это, говорил Сологуб, что он не встречал «другой женщины, обладавшей от природы таким здравым умом». Видя, как мать бьется в работе и терпит постоянную нужду и унижения, Сологуб стремился скорее стать на ноги, чтобы облегчить ее жизнь. Мать жила с ним неразлучно до самой своей смерти в 1894 году, и всегда воля и слово «родителя», как они с сестрой звали ее, были для детей законом. Татьяна Семеновна горячо любила детей и сделала все возможное, чтобы сын ее выбился «в люди». Только благодаря ее окаянному труду он смог закончить сперва приходскую школу, затем уездное училище, а потом и Учительский институт. Но в атмосфере постоянной нужды и унижений она была детям и подлинным деспотом. Стояние в углу на голых коленях, порка розгами, наказания по любому поводу сопровождали каждый шаг ребенка. Мальчика секли не только дома, у господ, в приходской школе и уездном училище, но даже — уже шестнадцатилетнего юношу — в Учительском институте, по просьбе матери. Нельзя не согласиться с выводом исследователей: «Всю жизнь истязание детей как кошмар преследовало Сологуба».

В семье Агаповых прошло всё детство и отрочество будущего писателя. В детстве Федор много читал, так как в доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. В отрочестве он прочел всего В.Г.Белинского, затем Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Н.А.Некрасова знал почти всего наизусть, в отличие от не столь занимавших его А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Под влиянием Некрасова, который часто писал о «злой судьбе» бедняка, у Сологуба сложилось его представление о поэтическом творчестве.

В его произведениях мы видим самого Сологуба, бедного, одинокого.

(рассказ «Улыбка»): «Все были веселы и улыбались, — и взрослые, и мальчики, и девочки, которые, играя, двигались по желтому песку подметенных дорожек, — улыбался и бледный некрасивый мальчик, что сидел одиноко на скамеечке под сиренью и молча глядел на своих сверстников. Его одиночество, молчаливость и поношенная, хотя и чистенькая одежда показывали, что он из бедной семьи и стесняется этим обществом нарядных, бойких детей. Лицо у него было робкое, худенькое, и грудь такая впалая, и ручонки такие тощие; так смирно они лежали, что на него жаль было смотреть».

И та же мысль — горячее сострадание беднякам, в особенности же — бедным детям, мысль о социальной пропасти, разделяющей мир, звучит во многих стихах Федора Сологуба.

Стоит, любуясь, мальчик бедный.

Какой он худенький, и бледный,

Блестят завистливо и жадно

Порой сверкнёт на них слеза,

Вокруг него шумит столица.

Мечтаний странных вереница

В душе встревоженной растёт.

Но несмотря на тяжелое детство, он любит именно эту жизненную пору, считая, что только в детстве люди по-настоящему живут.

Со слов Сологуба: «Быть иным, простым, — ребенком, мальчиком с босыми ногами, с удочкою в руках, с простодушно-разинутым ртом. Живут, на самом деле живут только дети. Им завидую мучительно. Мучительно завидую простым, совсем простым, далеким от этих безотрадных постижений разума. Живы дети, только дети. Зрелость — это уже начало смерти.» В унисон с этой мыслью идет его стихотворение:

сологуб поэт символизм романтик

Срок пройдет — подставишь шею,-

Можно сказать, социальный опыт, опыт бедности, выстраданный Сологубом, оставался для него доминирующим. Уже учителем, по окончании института (1882) направленным в глухой городок Крестцы Новгородской губернии, ведет он в цикле стихов своего рода горький лирический дневник.

Пошел мне год уже двадцать второй,

А в Крестцах я учителем год третий,

Сижу в училище, одет как дети.

Как делаю всегда в субботу.

А мать внимательно следила,

Чтоб пол был вымыт добела,

Эти стихотворения не являются великими шедеврами поэзии, но как говорили исследовали: «Нет внутренней обязательности в том, чтобы стихотворения Сологуба были именно стихотворениями. Они по духу своему не оправдывают своей формы, они большей частью лишены, чужды живой образности, но зато проникнуты холодной красотою безнадежной мысли и жутким звоном звенит их отточенный клинок». Простота Ф. Сологуба — именно простота пушкинская, ничего общего не имеющая с небрежностью. Ничего случайного, ничего произвольного Сологуб не хочет допустить в свои стихи. Все его выражения, все его слова обдуманы и осторожно выбраны. Такая простота в сущности является высшей изысканностью, потому что это — изысканность скрытая, доступная лишь для зоркого, острого взгляда.

Нет сомнения, что Сологуб — поэт крайне субъективный, хотя он далеко не всегда говорит от первого лица. В конце концов, единственная задача его поэзии — раскрытие своеобразного миросозерцания поэта.

Жизнь в Крестцах, где Сологуб учительствовал три года, была самая обыкновенная провинциальная, то есть самая ужасная. Молодой учитель помышлял «внести жизнь в школьную рутину, внести семена света и любви» в детские сердца. Однако любое проявление самостоятельности и свежей мысли в школе встречалось в штыки. Действительность представлялась Сологубу беспросветной. Вот когда, в непримиримом конфликте с убогой жизнью, и зародились, очевидно, отвлеченные и неотвязные мечтания о фантастически прекрасном месте Ойле. Мечта о блаженной планете «Ойле» лейтмотивом проходит через все творчество Сологуба. Но все это там, где светит иное солнце — Маир, где-то в глубинах Вселенной, «в ночной стране безмолвных снов». А здесь — грязь, уродство, дикость в этом болоте российской глубинки.

На Ойле далекой и прекрасной

Вся любовь и вся душа моя.

На Ойле далекой и прекрасной

Песней сладкогласной и согласной

Славит всё блаженство бытия.

Там, в сияньи ясного Маира,

Всё цветёт, всё радостно поёт.

Там, в сияньи ясного Маира,

В колыханьи светлого эфира,

Мир иной таинственно живёт.

Весь в цветах нездешней красоты.

Вечный мир блаженства и покоя,

Вечный мир свершившейся мечты.

Его влечет образ таинственной звезды — «звезды Маир». Но так же он хочет возвратиться на родную землю.

Со слов Зинаиды Гиппиус: «Когда Сологуб выходил на эстраду, с неподвижным лицом и совершенно бестрепетным, каменно-спокойным голосом читал действительно волшебные стихи, — он сам казался сплетением здешнего с нездешним, реального с небывалым. Сологуб — скажу кстати — совершенно не мог слышать своих собственных стихов, когда их с эстрады читал кто-нибудь другой, «с выражением».»

Поэтому когда Сологуб выходил читать свои стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов.

В них сплеталось реальное с нереальным. Любовь, искусство, мечта противопоставлены безысходной действительности в лирике Сологуба. Эта «мечта и действительность» в вечной игре с его душой — и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о «чертовых качелях».

Сологуб видит жизнь как огромную темницу, злое сновиденье. День — это только бледная тьма, белая ночь природы, словно покрытая смертной бледностью. Есть в мире белое; но белое Сологуба — это испуганное, умирающее. Белое говорит ему о черном.

Вешние ль грозы бесследны,

Ночь откровеннее, и лучше было бы жить ночью, познать «радостную науку ночного бытия» и никогда не откидывать полога, не просыпаться от смерти и сна, чтобы не приходилось встречаться лицом к лицу с этой тяжелой, грузной жизнью.

Он мечтал о смерти, как об избавлении от жизненных страданий. Так Сологуб совершил над собою духовное самоубийство. Одинокий из одиноких, нерадостный и угрюмый, поэт-призрак, он похож на выходца из могилы, на мертвеца баллады. Но как говорила Надежда Александровна Тэффи: «Его мертвые глаза видели многое, живым глазам недоступное и ненужное.»

В стихах своих Сологуб был одиноким, усталым, боялся жизни, и любил ту, чье имя писал с большой буквы- Смерть.

Со слов Надежды Александровной Тэффи: «Смертерадостный — называли его. Рыцарь Смерти — называла я.» И во многих своих стихотворениях Сологуб твердо и уверенно заявляет, что он умрет. В целом поэзия Сологуба — это строгие гимны во славу Смерти, избавительницы от тяготы жизни, и ее двух заместительниц — Мечты и Сна.

Друг мой тайный, друг мой дальный,

Судьбе противиться не смею,

Оттого он и не боится смерти. Ведь бояться ее может только живой, в самом страхе смерти есть жизнь, а Сологуб уже словно умер, словно давно пребывал в полужизни, ни живой, ни мертвый.

Чувствовалась в нем затаенная нежность, которой он стыдился и которую не хотел показывать. Да, нежность души своей он прятал. Он хотел быть демоничным.

Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но ему было жаль на них тратить время и душу. Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда — темные силы властвовали в его поэзии:

Когда я в бурном море плавал

И мой корабль пошел ко дну,

Я возопил: «Отец мой, Дьявол,

Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку.

Как писала в своей книге Надежда Александровна Тэффи: «В одном своем стихотворении он говорит:

Вот эту смертельную усталость и выражало всегда его лицо. Иногда где-нибудь в гостях за столом он закрывал глаза и так, словно забыв их открыть, оставался несколько минут. Он никогда не смеялся.»

Читайте также:  Анализы в климовске для детей

Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной:

Покорно предаюсь пространствам,-

Земным изменчивым убранствам

Земной таинственный мой сон.

Сологуб принадлежит к символистам старшего поколения. И в его стихотворениях присутствуют образы-символы огня, теней, света, демонические образы, образы собаки, качелей, змеи.

Стихотворение Качели, в котором есть и такой символ, как качели, и символы теней и света.

Под кровлей ветхой гнулась хата

То в тень, то в свет переносились

И то стремится жадно к тленью,

Моей судьбы предначертаньям,

От безнадежности к желаньям.

В 1908 году Сологуб женился на переводчице Анастасии Чеботаревской. Которая, по словам Надежды Александровны Тэффи «перекроила его быт по-новому, по-ненужному», добавив в его жизнь ненужную праздность светской жизни.

Но в 1921 году жена писателя, в приступе меланохолии покончила с собой, бросившись в Неву. Писатель тяжело переживал смерть жены. Спасение от одиночества он нашел в творчестве. В том году вышли многие сборники его стихов.

После ее смерти началось умирание Сологуба. Он долго умирал, несколько лет. Судьба, дописав повесть его жизни, словно призадумалась, перед тем как поставить последнюю точку.

«День только к вечеру хорош,

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти» — писал он.

Но вечер его жизни не был хорош.

Каждый год я болен в декабре,

Не умею я без солнца жить.

Я устал бессонно ворожить

И склоняюсь к смерти в декабре,-

Зрелый колос, в демонской игре

Дерзко брошенный среди межи.

Тьма меня погубит в декабре,

В декабре я перестану жить. (4 ноября 1913 года. СПб?)

Со слов Константина Федина: «Как-то раз Сологуб сказал мне: «Я знаю точно, от чего я умру, я умру от декабрита.», «Что это такое?» — спросил я, «Декабрит — это болезнь, от которой умирают в декабре.»

И правда, он накликал на себя свой декабрит. В декабре 27 года, прикованный к постели одышкой, в темном углу, за шкафом, он едва слышно выговаривает по слову: «О, если бы немного полегче вздохнуть». Глаза его потеряли всю стеклянную трезвость и горят, сарказм исчез. Он спорил, отчаянно, исступленно спорил с могилой. Жизнь, жизнь трепетала в его тоске о легком дыхании. Страх смерти заслонил былой страх жизни и, приближаясь к могиле, он словно оживал.

Со слов Иванова-Разумника: «За несколько дней до прихода к нему этой неизбежной смерти, я был у него по литературным делам — и впервые в жизни увидел его плачущим и тщетно пытающимся скрыть слезы». Только лишь на смертном одре Сологуб «только-только стал понимать, что такое жизнь. ». Георгий Адамович говорил: «Сологуб на старости лет, в годы войны и революции принялся петь бесконечные похвалы жизни, будто прося у неё прощения за прежнее равнодушие и клевету. И среди его стихов нет лучших, чем те, которые написаны рукой одряхлевшей, почти бессильной. «Оправдание добра» — так можно было бы озаглавить все последние стихи Сологуба.

Но Федор Сологуб умирает. В последние годы он мечтал о том, что ему еще удастся напечатать новые рассказы, новые стихи, но в трезвые минуты сам понимал, что мечты эти — несбыточные и что печататься ему не дадут. Чтобы зарабатывать на жизнь (нельзя же было жить на восьмидесятирублевую пенсию, да и то пожалованную всего за три года до смерти) — пришлось обратиться к переводам французских романов и к редактированию других переводов. Но это занятие лишь угнетало его, не давая раскрыть потенциал. За последние месяцы жизни он знал, что умирает и что ему уже не дождаться освобождения. Тяжело и озлобленно уходил он. Последнее его стихотворение говорит о том, что умирающий поэт примирился с тяжелой своей судьбой:

Что Творцу твои страданья?

Это — последнее его стихотворение, такое простое и такое обреченное. Прошло полтора десятилетия после его смерти — и Сологуб, как писатель, совершенно забыт в СССР, точно его и не было («Вот — и памяти уж нет!»); но скоро вновь воскреснет имя Федора Сологуба и люди не раз еще услышат об этом талантливом поэте и писателе.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

источник

«Мечта и действительность в вечном притяжении и в вечной борьбе — вот трагедия Сологуба.»

Биография Сологуба — своего рода ключ к его поэзии, она проливает свет на его творческий путь, его эволюцию и в значительной мере объясняет то особое место, которое занял Сологуб в поэзии начала века.

Фёдор Сологуб -русский поэт, писатель, драматург, публицист, один из виднейших представителей символизма и один из самых мрачных романтиков в русской литературе, родился 17 февраля 1863 года в Санкт-Петербурге. Он был сыном портного и кухарки и выйти в люди человеку такого происхождения было нелегко. Семья жила бедно, положение усугубилось, когда отец Федора Тетерникова(такова была его настоящая фамилия) умер от чахотки в 1867 году, Федору было 4 года.

Детство писателя было исключительно тяжелым. Исследователи справедливо видят в нем ключ к пониманию многих сторон сологубовского творчества и мироощущения. Мать-крестьянка; работала прислугой в господском доме. Рос и учился Федор вместе с господскими детьми. У Федора была сестра, которая была младше его на 2 года. Мать Сологуба, Татьяна Семеновна, крестьянка Петербургской губернии, после смерти мужа пыталась держать прачечную, однако вскоре вернулась на место прислуги в семью вдовы коллежского асессора Агаповой, где прослужила, пока дети не начали сами зарабатывать. Она была неграмотной и выучилась читать за пять лет до смерти; несмотря на это, говорил Сологуб, что он не встречал «другой женщины, обладавшей от природы таким здравым умом». Видя, как мать бьется в работе и терпит постоянную нужду и унижения, Сологуб стремился скорее стать на ноги, чтобы облегчить ее жизнь. Мать жила с ним неразлучно до самой своей смерти в 1894 году, и всегда воля и слово «родителя», как они с сестрой звали ее, были для детей законом. Татьяна Семеновна горячо любила детей и сделала все возможное, чтобы сын ее выбился «в люди». Только благодаря ее окаянному труду он смог закончить сперва приходскую школу, затем уездное училище, а потом и Учительский институт. Но в атмосфере постоянной нужды и унижений она была детям и подлинным деспотом. Стояние в углу на голых коленях, порка розгами, наказания по любому поводу сопровождали каждый шаг ребенка. Мальчика секли не только дома, у господ, в приходской школе и уездном училище, но даже — уже шестнадцатилетнего юношу — в Учительском институте, по просьбе матери. Нельзя не согласиться с выводом исследователей: «Всю жизнь истязание детей как кошмар преследовало Сологуба».

В семье Агаповых прошло всё детство и отрочество будущего писателя. В детстве Федор много читал, так как в доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. В отрочестве он прочел всего В.Г.Белинского, затем Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Н.А.Некрасова знал почти всего наизусть, в отличие от не столь занимавших его А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Под влиянием Некрасова, который часто писал о «злой судьбе» бедняка, у Сологуба сложилось его представление о поэтическом творчестве.

В его произведениях мы видим самого Сологуба, бедного, одинокого.

(рассказ «Улыбка»): «Все были веселы и улыбались, — и взрослые, и мальчики, и девочки, которые, играя, двигались по желтому песку подметенных дорожек, — улыбался и бледный некрасивый мальчик, что сидел одиноко на скамеечке под сиренью и молча глядел на своих сверстников. Его одиночество, молчаливость и поношенная, хотя и чистенькая одежда показывали, что он из бедной семьи и стесняется этим обществом нарядных, бойких детей. Лицо у него было робкое, худенькое, и грудь такая впалая, и ручонки такие тощие; так смирно они лежали, что на него жаль было смотреть».

И та же мысль — горячее сострадание беднякам, в особенности же — бедным детям, мысль о социальной пропасти, разделяющей мир, звучит во многих стихах Федора Сологуба.

Стоит, любуясь, мальчик бедный.

Какой он худенький, и бледный,

Блестят завистливо и жадно

Порой сверкнёт на них слеза,

Вокруг него шумит столица.

Мечтаний странных вереница

В душе встревоженной растёт.

Но несмотря на тяжелое детство, он любит именно эту жизненную пору, считая, что только в детстве люди по-настоящему живут.

Со слов Сологуба: «Быть иным, простым, — ребенком, мальчиком с босыми ногами, с удочкою в руках, с простодушно-разинутым ртом. Живут, на самом деле живут только дети. Им завидую мучительно. Мучительно завидую простым, совсем простым, далеким от этих безотрадных постижений разума. Живы дети, только дети. Зрелость — это уже начало смерти.» В унисон с этой мыслью идет его стихотворение:

сологуб поэт символизм романтик

Срок пройдет — подставишь шею,-

Можно сказать, социальный опыт, опыт бедности, выстраданный Сологубом, оставался для него доминирующим. Уже учителем, по окончании института (1882) направленным в глухой городок Крестцы Новгородской губернии, ведет он в цикле стихов своего рода горький лирический дневник.

Пошел мне год уже двадцать второй,

А в Крестцах я учителем год третий,

Сижу в училище, одет как дети.

Как делаю всегда в субботу.

А мать внимательно следила,

Чтоб пол был вымыт добела,

Эти стихотворения не являются великими шедеврами поэзии, но как говорили исследовали: «Нет внутренней обязательности в том, чтобы стихотворения Сологуба были именно стихотворениями. Они по духу своему не оправдывают своей формы, они большей частью лишены, чужды живой образности, но зато проникнуты холодной красотою безнадежной мысли и жутким звоном звенит их отточенный клинок». Простота Ф. Сологуба — именно простота пушкинская, ничего общего не имеющая с небрежностью. Ничего случайного, ничего произвольного Сологуб не хочет допустить в свои стихи. Все его выражения, все его слова обдуманы и осторожно выбраны. Такая простота в сущности является высшей изысканностью, потому что это — изысканность скрытая, доступная лишь для зоркого, острого взгляда.

Нет сомнения, что Сологуб — поэт крайне субъективный, хотя он далеко не всегда говорит от первого лица. В конце концов, единственная задача его поэзии — раскрытие своеобразного миросозерцания поэта.

Жизнь в Крестцах, где Сологуб учительствовал три года, была самая обыкновенная провинциальная, то есть самая ужасная. Молодой учитель помышлял «внести жизнь в школьную рутину, внести семена света и любви» в детские сердца. Однако любое проявление самостоятельности и свежей мысли в школе встречалось в штыки. Действительность представлялась Сологубу беспросветной. Вот когда, в непримиримом конфликте с убогой жизнью, и зародились, очевидно, отвлеченные и неотвязные мечтания о фантастически прекрасном месте Ойле. Мечта о блаженной планете «Ойле» лейтмотивом проходит через все творчество Сологуба. Но все это там, где светит иное солнце — Маир, где-то в глубинах Вселенной, «в ночной стране безмолвных снов». А здесь — грязь, уродство, дикость в этом болоте российской глубинки.

На Ойле далекой и прекрасной

Вся любовь и вся душа моя.

На Ойле далекой и прекрасной

Песней сладкогласной и согласной

Славит всё блаженство бытия.

Там, в сияньи ясного Маира,

Всё цветёт, всё радостно поёт.

Там, в сияньи ясного Маира,

В колыханьи светлого эфира,

Мир иной таинственно живёт.

Весь в цветах нездешней красоты.

Вечный мир блаженства и покоя,

Вечный мир свершившейся мечты.

Его влечет образ таинственной звезды — «звезды Маир». Но так же он хочет возвратиться на родную землю.

Со слов Зинаиды Гиппиус: «Когда Сологуб выходил на эстраду, с неподвижным лицом и совершенно бестрепетным, каменно-спокойным голосом читал действительно волшебные стихи, — он сам казался сплетением здешнего с нездешним, реального с небывалым. Сологуб — скажу кстати — совершенно не мог слышать своих собственных стихов, когда их с эстрады читал кто-нибудь другой, «с выражением».»

Поэтому когда Сологуб выходил читать свои стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов.

В них сплеталось реальное с нереальным. Любовь, искусство, мечта противопоставлены безысходной действительности в лирике Сологуба. Эта «мечта и действительность» в вечной игре с его душой — и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о «чертовых качелях».

Сологуб видит жизнь как огромную темницу, злое сновиденье. День — это только бледная тьма, белая ночь природы, словно покрытая смертной бледностью. Есть в мире белое; но белое Сологуба — это испуганное, умирающее. Белое говорит ему о черном.

Вешние ль грозы бесследны,

Ночь откровеннее, и лучше было бы жить ночью, познать «радостную науку ночного бытия» и никогда не откидывать полога, не просыпаться от смерти и сна, чтобы не приходилось встречаться лицом к лицу с этой тяжелой, грузной жизнью.

Он мечтал о смерти, как об избавлении от жизненных страданий. Так Сологуб совершил над собою духовное самоубийство. Одинокий из одиноких, нерадостный и угрюмый, поэт-призрак, он похож на выходца из могилы, на мертвеца баллады. Но как говорила Надежда Александровна Тэффи: «Его мертвые глаза видели многое, живым глазам недоступное и ненужное.»

В стихах своих Сологуб был одиноким, усталым, боялся жизни, и любил ту, чье имя писал с большой буквы- Смерть.

Со слов Надежды Александровной Тэффи: «Смертерадостный — называли его. Рыцарь Смерти — называла я.» И во многих своих стихотворениях Сологуб твердо и уверенно заявляет, что он умрет. В целом поэзия Сологуба — это строгие гимны во славу Смерти, избавительницы от тяготы жизни, и ее двух заместительниц — Мечты и Сна.

Друг мой тайный, друг мой дальный,

Судьбе противиться не смею,

Оттого он и не боится смерти. Ведь бояться ее может только живой, в самом страхе смерти есть жизнь, а Сологуб уже словно умер, словно давно пребывал в полужизни, ни живой, ни мертвый.

Чувствовалась в нем затаенная нежность, которой он стыдился и которую не хотел показывать. Да, нежность души своей он прятал. Он хотел быть демоничным.

Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но ему было жаль на них тратить время и душу. Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда — темные силы властвовали в его поэзии:

Когда я в бурном море плавал

И мой корабль пошел ко дну,

Я возопил: «Отец мой, Дьявол,

Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку.

Как писала в своей книге Надежда Александровна Тэффи: «В одном своем стихотворении он говорит:

Вот эту смертельную усталость и выражало всегда его лицо. Иногда где-нибудь в гостях за столом он закрывал глаза и так, словно забыв их открыть, оставался несколько минут. Он никогда не смеялся.»

Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной:

Покорно предаюсь пространствам,-

Земным изменчивым убранствам

Земной таинственный мой сон.

Сологуб принадлежит к символистам старшего поколения. И в его стихотворениях присутствуют образы-символы огня, теней, света, демонические образы, образы собаки, качелей, змеи.

Стихотворение Качели, в котором есть и такой символ, как качели, и символы теней и света.

Под кровлей ветхой гнулась хата

То в тень, то в свет переносились

И то стремится жадно к тленью,

Моей судьбы предначертаньям,

От безнадежности к желаньям.

В 1908 году Сологуб женился на переводчице Анастасии Чеботаревской. Которая, по словам Надежды Александровны Тэффи «перекроила его быт по-новому, по-ненужному», добавив в его жизнь ненужную праздность светской жизни.

Но в 1921 году жена писателя, в приступе меланохолии покончила с собой, бросившись в Неву. Писатель тяжело переживал смерть жены. Спасение от одиночества он нашел в творчестве. В том году вышли многие сборники его стихов.

После ее смерти началось умирание Сологуба. Он долго умирал, несколько лет. Судьба, дописав повесть его жизни, словно призадумалась, перед тем как поставить последнюю точку.

«День только к вечеру хорош,

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти» — писал он.

Но вечер его жизни не был хорош.

Каждый год я болен в декабре,

Не умею я без солнца жить.

Я устал бессонно ворожить

И склоняюсь к смерти в декабре,-

Зрелый колос, в демонской игре

Дерзко брошенный среди межи.

Тьма меня погубит в декабре,

В декабре я перестану жить. (4 ноября 1913 года. СПб?)

Со слов Константина Федина: «Как-то раз Сологуб сказал мне: «Я знаю точно, от чего я умру, я умру от декабрита.», «Что это такое?» — спросил я, «Декабрит — это болезнь, от которой умирают в декабре.»

И правда, он накликал на себя свой декабрит. В декабре 27 года, прикованный к постели одышкой, в темном углу, за шкафом, он едва слышно выговаривает по слову: «О, если бы немного полегче вздохнуть». Глаза его потеряли всю стеклянную трезвость и горят, сарказм исчез. Он спорил, отчаянно, исступленно спорил с могилой. Жизнь, жизнь трепетала в его тоске о легком дыхании. Страх смерти заслонил былой страх жизни и, приближаясь к могиле, он словно оживал.

Со слов Иванова-Разумника: «За несколько дней до прихода к нему этой неизбежной смерти, я был у него по литературным делам — и впервые в жизни увидел его плачущим и тщетно пытающимся скрыть слезы». Только лишь на смертном одре Сологуб «только-только стал понимать, что такое жизнь. ». Георгий Адамович говорил: «Сологуб на старости лет, в годы войны и революции принялся петь бесконечные похвалы жизни, будто прося у неё прощения за прежнее равнодушие и клевету. И среди его стихов нет лучших, чем те, которые написаны рукой одряхлевшей, почти бессильной. «Оправдание добра» — так можно было бы озаглавить все последние стихи Сологуба.

Но Федор Сологуб умирает. В последние годы он мечтал о том, что ему еще удастся напечатать новые рассказы, новые стихи, но в трезвые минуты сам понимал, что мечты эти — несбыточные и что печататься ему не дадут. Чтобы зарабатывать на жизнь (нельзя же было жить на восьмидесятирублевую пенсию, да и то пожалованную всего за три года до смерти) — пришлось обратиться к переводам французских романов и к редактированию других переводов. Но это занятие лишь угнетало его, не давая раскрыть потенциал. За последние месяцы жизни он знал, что умирает и что ему уже не дождаться освобождения. Тяжело и озлобленно уходил он. Последнее его стихотворение говорит о том, что умирающий поэт примирился с тяжелой своей судьбой:

Читайте также:  Анализы в гемотесте для детей

Что Творцу твои страданья?

Это — последнее его стихотворение, такое простое и такое обреченное. Прошло полтора десятилетия после его смерти — и Сологуб, как писатель, совершенно забыт в СССР, точно его и не было («Вот — и памяти уж нет!»); но скоро вновь воскреснет имя Федора Сологуба и люди не раз еще услышат об этом талантливом поэте и писателе.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

источник

Биография и творческий путь Федора Сологуба — русского поэта, писателя, драматурга, публициста, одного из виднейших представителей символизма и одного из самых мрачных романтиков в русской литературе. Примирение умирающего поэта с тяжелой своей судьбой.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Мечта и действительность в вечном притяжении и в вечной борьбе — вот трагедия Сологуба.»

Биография Сологуба — своего рода ключ к его поэзии, она проливает свет на его творческий путь, его эволюцию и в значительной мере объясняет то особое место, которое занял Сологуб в поэзии начала века.

Фёдор Сологуб -русский поэт, писатель, драматург, публицист, один из виднейших представителей символизма и один из самых мрачных романтиков в русской литературе, родился 17 февраля 1863 года в Санкт-Петербурге. Он был сыном портного и кухарки и выйти в люди человеку такого происхождения было нелегко. Семья жила бедно, положение усугубилось, когда отец Федора Тетерникова(такова была его настоящая фамилия) умер от чахотки в 1867 году, Федору было 4 года.

Детство писателя было исключительно тяжелым. Исследователи справедливо видят в нем ключ к пониманию многих сторон сологубовского творчества и мироощущения. Мать-крестьянка; работала прислугой в господском доме. Рос и учился Федор вместе с господскими детьми. У Федора была сестра, которая была младше его на 2 года. Мать Сологуба, Татьяна Семеновна, крестьянка Петербургской губернии, после смерти мужа пыталась держать прачечную, однако вскоре вернулась на место прислуги в семью вдовы коллежского асессора Агаповой, где прослужила, пока дети не начали сами зарабатывать. Она была неграмотной и выучилась читать за пять лет до смерти; несмотря на это, говорил Сологуб, что он не встречал «другой женщины, обладавшей от природы таким здравым умом». Видя, как мать бьется в работе и терпит постоянную нужду и унижения, Сологуб стремился скорее стать на ноги, чтобы облегчить ее жизнь. Мать жила с ним неразлучно до самой своей смерти в 1894 году, и всегда воля и слово «родителя», как они с сестрой звали ее, были для детей законом. Татьяна Семеновна горячо любила детей и сделала все возможное, чтобы сын ее выбился «в люди». Только благодаря ее окаянному труду он смог закончить сперва приходскую школу, затем уездное училище, а потом и Учительский институт. Но в атмосфере постоянной нужды и унижений она была детям и подлинным деспотом. Стояние в углу на голых коленях, порка розгами, наказания по любому поводу сопровождали каждый шаг ребенка. Мальчика секли не только дома, у господ, в приходской школе и уездном училище, но даже — уже шестнадцатилетнего юношу — в Учительском институте, по просьбе матери. Нельзя не согласиться с выводом исследователей: «Всю жизнь истязание детей как кошмар преследовало Сологуба».

В семье Агаповых прошло всё детство и отрочество будущего писателя. В детстве Федор много читал, так как в доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. В отрочестве он прочел всего В.Г.Белинского, затем Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Н.А.Некрасова знал почти всего наизусть, в отличие от не столь занимавших его А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Под влиянием Некрасова, который часто писал о «злой судьбе» бедняка, у Сологуба сложилось его представление о поэтическом творчестве.

В его произведениях мы видим самого Сологуба, бедного, одинокого.

(рассказ «Улыбка»): «Все были веселы и улыбались, — и взрослые, и мальчики, и девочки, которые, играя, двигались по желтому песку подметенных дорожек, — улыбался и бледный некрасивый мальчик, что сидел одиноко на скамеечке под сиренью и молча глядел на своих сверстников. Его одиночество, молчаливость и поношенная, хотя и чистенькая одежда показывали, что он из бедной семьи и стесняется этим обществом нарядных, бойких детей. Лицо у него было робкое, худенькое, и грудь такая впалая, и ручонки такие тощие; так смирно они лежали, что на него жаль было смотреть».

И та же мысль — горячее сострадание беднякам, в особенности же — бедным детям, мысль о социальной пропасти, разделяющей мир, звучит во многих стихах Федора Сологуба.

Стоит, любуясь, мальчик бедный.

Какой он худенький, и бледный,

Блестят завистливо и жадно

Порой сверкнёт на них слеза,

Вокруг него шумит столица.

Мечтаний странных вереница

В душе встревоженной растёт.

Но несмотря на тяжелое детство, он любит именно эту жизненную пору, считая, что только в детстве люди по-настоящему живут.

Со слов Сологуба: «Быть иным, простым, — ребенком, мальчиком с босыми ногами, с удочкою в руках, с простодушно-разинутым ртом. Живут, на самом деле живут только дети. Им завидую мучительно. Мучительно завидую простым, совсем простым, далеким от этих безотрадных постижений разума. Живы дети, только дети. Зрелость — это уже начало смерти.» В унисон с этой мыслью идет его стихотворение:

сологуб поэт символизм романтик

Срок пройдет — подставишь шею,-

Можно сказать, социальный опыт, опыт бедности, выстраданный Сологубом, оставался для него доминирующим. Уже учителем, по окончании института (1882) направленным в глухой городок Крестцы Новгородской губернии, ведет он в цикле стихов своего рода горький лирический дневник.

Пошел мне год уже двадцать второй,

А в Крестцах я учителем год третий,

Сижу в училище, одет как дети.

Как делаю всегда в субботу.

А мать внимательно следила,

Чтоб пол был вымыт добела,

Эти стихотворения не являются великими шедеврами поэзии, но как говорили исследовали: «Нет внутренней обязательности в том, чтобы стихотворения Сологуба были именно стихотворениями. Они по духу своему не оправдывают своей формы, они большей частью лишены, чужды живой образности, но зато проникнуты холодной красотою безнадежной мысли и жутким звоном звенит их отточенный клинок». Простота Ф. Сологуба — именно простота пушкинская, ничего общего не имеющая с небрежностью. Ничего случайного, ничего произвольного Сологуб не хочет допустить в свои стихи. Все его выражения, все его слова обдуманы и осторожно выбраны. Такая простота в сущности является высшей изысканностью, потому что это — изысканность скрытая, доступная лишь для зоркого, острого взгляда.

Нет сомнения, что Сологуб — поэт крайне субъективный, хотя он далеко не всегда говорит от первого лица. В конце концов, единственная задача его поэзии — раскрытие своеобразного миросозерцания поэта.

Жизнь в Крестцах, где Сологуб учительствовал три года, была самая обыкновенная провинциальная, то есть самая ужасная. Молодой учитель помышлял «внести жизнь в школьную рутину, внести семена света и любви» в детские сердца. Однако любое проявление самостоятельности и свежей мысли в школе встречалось в штыки. Действительность представлялась Сологубу беспросветной. Вот когда, в непримиримом конфликте с убогой жизнью, и зародились, очевидно, отвлеченные и неотвязные мечтания о фантастически прекрасном месте Ойле. Мечта о блаженной планете «Ойле» лейтмотивом проходит через все творчество Сологуба. Но все это там, где светит иное солнце — Маир, где-то в глубинах Вселенной, «в ночной стране безмолвных снов». А здесь — грязь, уродство, дикость в этом болоте российской глубинки.

На Ойле далекой и прекрасной

Вся любовь и вся душа моя.

На Ойле далекой и прекрасной

Песней сладкогласной и согласной

Славит всё блаженство бытия.

Там, в сияньи ясного Маира,

Всё цветёт, всё радостно поёт.

Там, в сияньи ясного Маира,

В колыханьи светлого эфира,

Мир иной таинственно живёт.

Весь в цветах нездешней красоты.

Вечный мир блаженства и покоя,

Вечный мир свершившейся мечты.

Его влечет образ таинственной звезды — «звезды Маир». Но так же он хочет возвратиться на родную землю.

Со слов Зинаиды Гиппиус: «Когда Сологуб выходил на эстраду, с неподвижным лицом и совершенно бестрепетным, каменно-спокойным голосом читал действительно волшебные стихи, — он сам казался сплетением здешнего с нездешним, реального с небывалым. Сологуб — скажу кстати — совершенно не мог слышать своих собственных стихов, когда их с эстрады читал кто-нибудь другой, «с выражением».»

Поэтому когда Сологуб выходил читать свои стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов.

В них сплеталось реальное с нереальным. Любовь, искусство, мечта противопоставлены безысходной действительности в лирике Сологуба. Эта «мечта и действительность» в вечной игре с его душой — и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о «чертовых качелях».

Сологуб видит жизнь как огромную темницу, злое сновиденье. День — это только бледная тьма, белая ночь природы, словно покрытая смертной бледностью. Есть в мире белое; но белое Сологуба — это испуганное, умирающее. Белое говорит ему о черном.

Вешние ль грозы бесследны,

Ночь откровеннее, и лучше было бы жить ночью, познать «радостную науку ночного бытия» и никогда не откидывать полога, не просыпаться от смерти и сна, чтобы не приходилось встречаться лицом к лицу с этой тяжелой, грузной жизнью.

Он мечтал о смерти, как об избавлении от жизненных страданий. Так Сологуб совершил над собою духовное самоубийство. Одинокий из одиноких, нерадостный и угрюмый, поэт-призрак, он похож на выходца из могилы, на мертвеца баллады. Но как говорила Надежда Александровна Тэффи: «Его мертвые глаза видели многое, живым глазам недоступное и ненужное.»

В стихах своих Сологуб был одиноким, усталым, боялся жизни, и любил ту, чье имя писал с большой буквы- Смерть.

Со слов Надежды Александровной Тэффи: «Смертерадостный — называли его. Рыцарь Смерти — называла я.» И во многих своих стихотворениях Сологуб твердо и уверенно заявляет, что он умрет. В целом поэзия Сологуба — это строгие гимны во славу Смерти, избавительницы от тяготы жизни, и ее двух заместительниц — Мечты и Сна.

Друг мой тайный, друг мой дальный,

Судьбе противиться не смею,

Оттого он и не боится смерти. Ведь бояться ее может только живой, в самом страхе смерти есть жизнь, а Сологуб уже словно умер, словно давно пребывал в полужизни, ни живой, ни мертвый.

Чувствовалась в нем затаенная нежность, которой он стыдился и которую не хотел показывать. Да, нежность души своей он прятал. Он хотел быть демоничным.

Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но ему было жаль на них тратить время и душу. Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда — темные силы властвовали в его поэзии:

Когда я в бурном море плавал

И мой корабль пошел ко дну,

Я возопил: «Отец мой, Дьявол,

Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку.

Как писала в своей книге Надежда Александровна Тэффи: «В одном своем стихотворении он говорит:

Вот эту смертельную усталость и выражало всегда его лицо. Иногда где-нибудь в гостях за столом он закрывал глаза и так, словно забыв их открыть, оставался несколько минут. Он никогда не смеялся.»

Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной:

Покорно предаюсь пространствам,—

Земным изменчивым убранствам

Земной таинственный мой сон.

Сологуб принадлежит к символистам старшего поколения. И в его стихотворениях присутствуют образы-символы огня, теней, света, демонические образы, образы собаки, качелей, змеи.

Стихотворение Качели, в котором есть и такой символ, как качели, и символы теней и света.

Под кровлей ветхой гнулась хата

То в тень, то в свет переносились

И то стремится жадно к тленью,

Моей судьбы предначертаньям,

От безнадежности к желаньям.

В 1908 году Сологуб женился на переводчице Анастасии Чеботаревской. Которая, по словам Надежды Александровны Тэффи «перекроила его быт по-новому, по-ненужному», добавив в его жизнь ненужную праздность светской жизни.

Но в 1921 году жена писателя, в приступе меланохолии покончила с собой, бросившись в Неву. Писатель тяжело переживал смерть жены. Спасение от одиночества он нашел в творчестве. В том году вышли многие сборники его стихов.

После ее смерти началось умирание Сологуба. Он долго умирал, несколько лет. Судьба, дописав повесть его жизни, словно призадумалась, перед тем как поставить последнюю точку.

«День только к вечеру хорош,

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти» — писал он.

Но вечер его жизни не был хорош.

Каждый год я болен в декабре,

Не умею я без солнца жить.

Я устал бессонно ворожить

И склоняюсь к смерти в декабре,-

Зрелый колос, в демонской игре

Дерзко брошенный среди межи.

Тьма меня погубит в декабре,

В декабре я перестану жить. (4 ноября 1913 года. СПб?)

Со слов Константина Федина: «Как-то раз Сологуб сказал мне: «Я знаю точно, от чего я умру, я умру от декабрита.», «Что это такое?» — спросил я, «Декабрит — это болезнь, от которой умирают в декабре.»

И правда, он накликал на себя свой декабрит. В декабре 27 года, прикованный к постели одышкой, в темном углу, за шкафом, он едва слышно выговаривает по слову: «О, если бы немного полегче вздохнуть». Глаза его потеряли всю стеклянную трезвость и горят, сарказм исчез. Он спорил, отчаянно, исступленно спорил с могилой. Жизнь, жизнь трепетала в его тоске о легком дыхании. Страх смерти заслонил былой страх жизни и, приближаясь к могиле, он словно оживал.

Со слов Иванова-Разумника: «За несколько дней до прихода к нему этой неизбежной смерти, я был у него по литературным делам — и впервые в жизни увидел его плачущим и тщетно пытающимся скрыть слезы». Только лишь на смертном одре Сологуб «только-только стал понимать, что такое жизнь. ». Георгий Адамович говорил: «Сологуб на старости лет, в годы войны и революции принялся петь бесконечные похвалы жизни, будто прося у неё прощения за прежнее равнодушие и клевету. И среди его стихов нет лучших, чем те, которые написаны рукой одряхлевшей, почти бессильной. «Оправдание добра» — так можно было бы озаглавить все последние стихи Сологуба.

Но Федор Сологуб умирает. В последние годы он мечтал о том, что ему еще удастся напечатать новые рассказы, новые стихи, но в трезвые минуты сам понимал, что мечты эти — несбыточные и что печататься ему не дадут. Чтобы зарабатывать на жизнь (нельзя же было жить на восьмидесятирублевую пенсию, да и то пожалованную всего за три года до смерти) — пришлось обратиться к переводам французских романов и к редактированию других переводов. Но это занятие лишь угнетало его, не давая раскрыть потенциал. За последние месяцы жизни он знал, что умирает и что ему уже не дождаться освобождения. Тяжело и озлобленно уходил он. Последнее его стихотворение говорит о том, что умирающий поэт примирился с тяжелой своей судьбой:

Что Творцу твои страданья?

Это — последнее его стихотворение, такое простое и такое обреченное. Прошло полтора десятилетия после его смерти — и Сологуб, как писатель, совершенно забыт в СССР, точно его и не было («Вот — и памяти уж нет!»); но скоро вновь воскреснет имя Федора Сологуба и люди не раз еще услышат об этом талантливом поэте и писателе.

Биография Федора Тютчева (1803-1873) — известного поэта, одного из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Литературное творчество, тематическое и мотивное единство лирики Тютчева. Общественная и политическая деятельность.

презентация [2,4 M], добавлен 14.01.2014

Жизненный и творческий путь великого русского поэта, драматурга, публициста Иосифа Александровича Бродского. Постижение идейного содержания и художественной формы его произведений. Осмысление проникновенного лиризма и признаки эпичности в лирике поэта.

дипломная работа [106,5 K], добавлен 10.01.2012

Биографическая опосредованность доминантных тем и мотивов лирики Ф. Сологуба. Мотив как литературоведческая категория. Анализ концепции А. Шопенгауэра как мировоззренческой основы творчества поэта в плане её воздействия на его мотивно-образную систему.

дипломная работа [101,5 K], добавлен 09.11.2012

Биография Федора Ивановича Тютчева — гениального русского поэта-лирика, его место в русской литературе. Поступление в Московский университет. Романтизм Тютчева, его понимание природы. Роковая встреча Тютчева с Еленой Денисьевой. Последние годы жизни.

презентация [10,4 M], добавлен 30.10.2014

Значение творчества А.С. Пушкина для русской литературы. Детство и лицейские годы поэта. Жизнь на Кавказе и в Одессе. Ссылка в Михайловское. Жизнь в Москве, самовольный отъезд на Кавказ. Болдинская осень, свадьба поэта. Дуэль и трагическая гибель поэта.

реферат [28,3 K], добавлен 23.04.2011

Основные сведения о юношеских годах и семейной жизни Федора Ивановича Тютчева, его дипломатическая карьера и участие в кружке Белинского. Композиционные особенности стихотворений, их периодизация. Осмысление любви как трагедии в творчестве русского поэта.

презентация [111,1 K], добавлен 15.04.2012

Биография русского поэта, драматурга, публициста и литературного критика Александра Алексеевича Блока. Происхождение рода, наследственная душевная неуравновешенность. Воспитание Блока, влияние сборника «Северные цветы» на жизненный выбор поэта.

презентация [973,3 K], добавлен 10.12.2010

Ранние годы жизни Федора Достоевского в семье отца. Первые литературные пристрастия. Отношения с братьями, их общие литературные привязанности. Основные известные произведения Достоевского, значение их в литературе. Последние годы жизни писателя.

Читайте также:  Анализы в алматы для детей

реферат [18,9 K], добавлен 03.06.2009

Семья, родители, детские и юношеские годы Некрасова — русского поэта, писателя и публициста, революционера-демократа, классика литературы. Написание стихотворения «Железная дорога» — одного из самых драматичных произведений. Музей–усадьба Некрасова.

презентация [1,7 M], добавлен 13.02.2014

Жизненный путь и творчество русского и советского поэта, переводчика, одного из создателей советской школы поэтического перевода М.Л. Лозинского. Работа над западной классикой. Перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери, получение Сталинской премии.

презентация [695,3 K], добавлен 03.09.2012

источник

Сологуб принадлежит к символистам старшего поколения. И в его стихотворениях присутствуют образы-символы огня, теней, света, демонические образы, образы собаки, качелей, змеи. Стихотворение Качели, в котором есть и такой символ, как качели, и символы теней и света. Печали ветхой злою тенью Моя душа полуодета, И то стремится жадно к тленью, То ищет радостей и света. И покоряясь вдохновенно Моей. Читать ещё >

«Мечта и действительность в вечном притяжении и в вечной борьбе — вот трагедия Сологуба.»

Биография Сологуба — своего рода ключ к его поэзии, она проливает свет на его творческий путь, его эволюцию и в значительной мере объясняет то особое место, которое занял Сологуб в поэзии начала века.

Фёдор Сологуб -русский поэт, писатель, драматург, публицист, один из виднейших представителей символизма и один из самых мрачных романтиков в русской литературе, родился 17 февраля 1863 года в Санкт-Петербурге. Он был сыном портного и кухарки и выйти в люди человеку такого происхождения было нелегко. Семья жила бедно, положение усугубилось, когда отец Федора Тетерникова (такова была его настоящая фамилия) умер от чахотки в 1867 году, Федору было 4 года.

Детство писателя было исключительно тяжелым. Исследователи справедливо видят в нем ключ к пониманию многих сторон сологубовского творчества и мироощущения. Мать-крестьянка; работала прислугой в господском доме. Рос и учился Федор вместе с господскими детьми. У Федора была сестра, которая была младше его на 2 года. Мать Сологуба, Татьяна Семеновна, крестьянка Петербургской губернии, после смерти мужа пыталась держать прачечную, однако вскоре вернулась на место прислуги в семью вдовы коллежского асессора Агаповой, где прослужила, пока дети не начали сами зарабатывать. Она была неграмотной и выучилась читать за пять лет до смерти; несмотря на это, говорил Сологуб, что он не встречал «другой женщины, обладавшей от природы таким здравым умом». Видя, как мать бьется в работе и терпит постоянную нужду и унижения, Сологуб стремился скорее стать на ноги, чтобы облегчить ее жизнь. Мать жила с ним неразлучно до самой своей смерти в 1894 году, и всегда воля и слово «родителя», как они с сестрой звали ее, были для детей законом. Татьяна Семеновна горячо любила детей и сделала все возможное, чтобы сын ее выбился «в люди». Только благодаря ее окаянному труду он смог закончить сперва приходскую школу, затем уездное училище, а потом и Учительский институт. Но в атмосфере постоянной нужды и унижений она была детям и подлинным деспотом. Стояние в углу на голых коленях, порка розгами, наказания по любому поводу сопровождали каждый шаг ребенка. Мальчика секли не только дома, у господ, в приходской школе и уездном училище, но даже — уже шестнадцатилетнего юношу — в Учительском институте, по просьбе матери. Нельзя не согласиться с выводом исследователей: «Всю жизнь истязание детей как кошмар преследовало Сологуба».

В семье Агаповых прошло всё детство и отрочество будущего писателя. В детстве Федор много читал, так как в доме интересовались театром и музыкой, водились книги, и Сологуб рано пристрастился к чтению. В отрочестве он прочел всего , затем и . знал почти всего наизусть, в отличие от не столь занимавших его и . Под влиянием Некрасова, который часто писал о «злой судьбе» бедняка, у Сологуба сложилось его представление о поэтическом творчестве.

В его произведениях мы видим самого Сологуба, бедного, одинокого.

(рассказ «Улыбка»): «Все были веселы и улыбались, — и взрослые, и мальчики, и девочки, которые, играя, двигались по желтому песку подметенных дорожек, — улыбался и бледный некрасивый мальчик, что сидел одиноко на скамеечке под сиренью и молча глядел на своих сверстников. Его одиночество, молчаливость и поношенная, хотя и чистенькая одежда показывали, что он из бедной семьи и стесняется этим обществом нарядных, бойких детей. Лицо у него было робкое, худенькое, и грудь такая впалая, и ручонки такие тощие; так смирно они лежали, что на него жаль было смотреть».

И та же мысль — горячее сострадание беднякам, в особенности же — бедным детям, мысль о социальной пропасти, разделяющей мир, звучит во многих стихах Федора Сологуба.

Вот у витрины показной Стоит, любуясь, мальчик бедный.

Какой он худенький, и бледный, И некрасивый, и больной!

Блестят завистливо и жадно Его широкие глаза.

Порой сверкнёт на них слеза, И он вздыхает безотрадно.

Вокруг него шумит столица.

Мечтаний странных вереница В душе встревоженной растёт.

Но несмотря на тяжелое детство, он любит именно эту жизненную пору, считая, что только в детстве люди по-настоящему живут.

Со слов Сологуба: «Быть иным, простым, — ребенком, мальчиком с босыми ногами, с удочкою в руках, с простодушно-разинутым ртом. Живут, на самом деле живут только дети. Им завидую мучительно. Мучительно завидую простым, совсем простым, далеким от этих безотрадных постижений разума. Живы дети, только дети. Зрелость — это уже начало смерти.» В унисон с этой мыслью идет его стихотворение:

Смерть шатается на свете И махает, словно плетью, Уплетенной туго сетью Возле каждой головы, Хоть и даст она отсрочку —

Год, неделю или ночь, Но поставит всё же точку И укатит в черной тачке, Сотрясая в дикой скачке, Из земного мира прочь.

сологуб поэт символизм романтик Торопись дышать сильнее, Жди — придет и твой черед.

Задыхайся, цепенея, Леденея перед нею.

Срок пройдет — подставишь шею, —

Можно сказать, социальный опыт, опыт бедности, выстраданный Сологубом, оставался для него доминирующим. Уже учителем, по окончании института (1882) направленным в глухой городок Крестцы Новгородской губернии, ведет он в цикле стихов своего рода горький лирический дневник.

Пошел мне год уже двадцать второй, А в Крестцах я учителем год третий, А на уроках я еще босой Сижу в училище, одет как дети.

Я из училища пришел, И всю домашнюю работу Я сделал: сам я вымыл пол, Как делаю всегда в субботу.

Я мыл, раздевшись догола, А мать внимательно следила, Чтоб пол был вымыт добела, Порой ворчала и бранила.

Эти стихотворения не являются великими шедеврами поэзии, но как говорили исследовали: «Нет внутренней обязательности в том, чтобы стихотворения Сологуба были именно стихотворениями. Они по духу своему не оправдывают своей формы, они большей частью лишены, чужды живой образности, но зато проникнуты холодной красотою безнадежной мысли и жутким звоном звенит их отточенный клинок». Простота Ф. Сологуба — именно простота пушкинская, ничего общего не имеющая с небрежностью. Ничего случайного, ничего произвольного Сологуб не хочет допустить в свои стихи. Все его выражения, все его слова обдуманы и осторожно выбраны. Такая простота в сущности является высшей изысканностью, потому что это — изысканность скрытая, доступная лишь для зоркого, острого взгляда.

Нет сомнения, что Сологуб — поэт крайне субъективный, хотя он далеко не всегда говорит от первого лица. В конце концов, единственная задача его поэзии — раскрытие своеобразного миросозерцания поэта.

Жизнь в Крестцах, где Сологуб учительствовал три года, была самая обыкновенная провинциальная, то есть самая ужасная. Молодой учитель помышлял «внести жизнь в школьную рутину, внести семена света и любви» в детские сердца. Однако любое проявление самостоятельности и свежей мысли в школе встречалось в штыки. Действительность представлялась Сологубу беспросветной. Вот когда, в непримиримом конфликте с убогой жизнью, и зародились, очевидно, отвлеченные и неотвязные мечтания о фантастически прекрасном месте Ойле. Мечта о блаженной планете «Ойле» лейтмотивом проходит через все творчество Сологуба. Но все это там, где светит иное солнце — Маир, где-то в глубинах Вселенной, «в ночной стране безмолвных снов». А здесь — грязь, уродство, дикость в этом болоте российской глубинки.

На Ойле далекой и прекрасной Вся любовь и вся душа моя.

На Ойле далекой и прекрасной Песней сладкогласной и согласной Славит всё блаженство бытия.

Там, в сияньи ясного Маира, Всё цветёт, всё радостно поёт.

Там, в сияньи ясного Маира, В колыханьи светлого эфира, Мир иной таинственно живёт.

Тихий берег синего Лигоя Весь в цветах нездешней красоты.

Вечный мир блаженства и покоя, Вечный мир свершившейся мечты.

Его влечет образ таинственной звезды — «звезды Маир». Но так же он хочет возвратиться на родную землю.

Со слов Зинаиды Гиппиус: «Когда Сологуб выходил на эстраду, с неподвижным лицом и совершенно бестрепетным, каменно-спокойным голосом читал действительно волшебные стихи, — он сам казался сплетением здешнего с нездешним, реального с небывалым. Сологуб — скажу кстати — совершенно не мог слышать своих собственных стихов, когда их с эстрады читал кто-нибудь другой, „с выражением“.»

Поэтому когда Сологуб выходил читать свои стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов.

В них сплеталось реальное с нереальным. Любовь, искусство, мечта противопоставлены безысходной действительности в лирике Сологуба. Эта «мечта и действительность» в вечной игре с его душой — и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о «чертовых качелях».

Держусь, томлюсь, качаюсь, Вперед, назад, Вперед, назад, Хватаюсь и мотаюсь, И отвести стараюсь От черта томный взгляд.

Сологуб видит жизнь как огромную темницу, злое сновиденье. День — это только бледная тьма, белая ночь природы, словно покрытая смертной бледностью. Есть в мире белое; но белое Сологуба — это испуганное, умирающее. Белое говорит ему о черном.

Вешние ль грозы бесследны, Летний ли тягостен зной, Или на грех ты дерзаешь, —

Сердце мое ты терзаешь Смертной своей белизной.

Ночь откровеннее, и лучше было бы жить ночью, познать «радостную науку ночного бытия» и никогда не откидывать полога, не просыпаться от смерти и сна, чтобы не приходилось встречаться лицом к лицу с этой тяжелой, грузной жизнью (25, «https://referat.bookap.info»).

Он мечтал о смерти, как об избавлении от жизненных страданий. Так Сологуб совершил над собою духовное самоубийство. Одинокий из одиноких, нерадостный и угрюмый, поэт-призрак, он похож на выходца из могилы, на мертвеца баллады. Но как говорила Надежда Александровна Тэффи: «Его мертвые глаза видели многое, живым глазам недоступное и ненужное.»

Мы скоро с тобою Умрём на земле, —

Мы вместе с тобою Уйдём на Ойле.

Под ясным Маиром Узнаем мы вновь, Под светлым Маиром, Святую любовь.

И всё, что скрывает Ревниво наш мир, Что солнце скрывает, Покажет Маир.

В стихах своих Сологуб был одиноким, усталым, боялся жизни, и любил ту, чье имя писал с большой буквы- Смерть.

Со слов Надежды Александровной Тэффи: «Смертерадостный — называли его. Рыцарь Смерти — называла я.» И во многих своих стихотворениях Сологуб твердо и уверенно заявляет, что он умрет. В целом поэзия Сологуба — это строгие гимны во славу Смерти, избавительницы от тяготы жизни, и ее двух заместительниц — Мечты и Сна.

И безмолвный, и печальный, Поутру, Друг мой тайный, друг мой дальный, Я умру.

Иных сокровищ не имею И никогда не соберу.

Судьбе противиться не смею, Аскетом нищим и умру.

Замыкаются двери, И темнеет кругом, И утраты, потери, И бессильно умрем.

Оттого он и не боится смерти. Ведь бояться ее может только живой, в самом страхе смерти есть жизнь, а Сологуб уже словно умер, словно давно пребывал в полужизни, ни живой, ни мертвый.

Чувствовалась в нем затаенная нежность, которой он стыдился и которую не хотел показывать. Да, нежность души своей он прятал. Он хотел быть демоничным.

Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но ему было жаль на них тратить время и душу. Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда — темные силы властвовали в его поэзии:

Когда я в бурном море плавал И мой корабль пошел ко дну, Я возопил: «Отец мой, Дьявол, Спаси меня, ведь я тону».

Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку.

Как писала в своей книге Надежда Александровна Тэффи: «В одном своем стихотворении он говорит:

Вот эту смертельную усталость и выражало всегда его лицо. Иногда где-нибудь в гостях за столом он закрывал глаза и так, словно забыв их открыть, оставался несколько минут. Он никогда не смеялся.»

Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной:

Наивно верю временам, Покорно предаюсь пространствам,—

Земным изменчивым убранствам И беспредельным небесам.

Хочу конца, ищу начала, Предвижу роковой предел,—

Противоречий я хотел, Мечта владычицею стала.

В жемчуги, злато и виссон, Прелестница безумно-злая, Она рядит, не уставая, Земной таинственный мой сон.

Сологуб принадлежит к символистам старшего поколения. И в его стихотворениях присутствуют образы-символы огня, теней, света, демонические образы, образы собаки, качелей, змеи.

Стихотворение Качели, в котором есть и такой символ, как качели, и символы теней и света.

В истоме тихого заката Грустило жаркое светило.

Под кровлей ветхой гнулась хата И тенью сад приосенила.

Березы в нем угомонились И неподвижно пламенели.

То в тень, то в свет переносились Со скрипом зыбкие качели.

Печали ветхой злою тенью Моя душа полуодета, И то стремится жадно к тленью, То ищет радостей и света.

И покоряясь вдохновенно Моей судьбы предначертаньям, Переношусь попеременно От безнадежности к желаньям.

В 1908 году Сологуб женился на переводчице Анастасии Чеботаревской. Которая, по словам Надежды Александровны Тэффи «перекроила его быт по-новому, по-ненужному», добавив в его жизнь ненужную праздность светской жизни.

Но в 1921 году жена писателя, в приступе меланохолии покончила с собой, бросившись в Неву. Писатель тяжело переживал смерть жены. Спасение от одиночества он нашел в творчестве. В том году вышли многие сборники его стихов.

После ее смерти началось умирание Сологуба. Он долго умирал, несколько лет. Судьба, дописав повесть его жизни, словно призадумалась, перед тем как поставить последнюю точку.

«День только к вечеру хорош, Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти» — писал он.

Но вечер его жизни не был хорош.

Каждый год я болен в декабре, Не умею я без солнца жить.

Я устал бессонно ворожить И склоняюсь к смерти в декабре, —

Зрелый колос, в демонской игре Дерзко брошенный среди межи.

Тьма меня погубит в декабре, В декабре я перестану жить. (4 ноября 1913 года. СПб?)

Со слов Константина Федина: «Как-то раз Сологуб сказал мне: «Я знаю точно, от чего я умру, я умру от декабрита.», «Что это такое?» — спросил я, «Декабрит — это болезнь, от которой умирают в декабре.»

И правда, он накликал на себя свой декабрит. В декабре 27 года, прикованный к постели одышкой, в темном углу, за шкафом, он едва слышно выговаривает по слову: «О, если бы немного полегче вздохнуть». Глаза его потеряли всю стеклянную трезвость и горят, сарказм исчез. Он спорил, отчаянно, исступленно спорил с могилой. Жизнь, жизнь трепетала в его тоске о легком дыхании. Страх смерти заслонил былой страх жизни и, приближаясь к могиле, он словно оживал.

Со слов Иванова-Разумника: «За несколько дней до прихода к нему этой неизбежной смерти, я был у него по литературным делам — и впервые в жизни увидел его плачущим и тщетно пытающимся скрыть слезы». Только лишь на смертном одре Сологуб «только-только стал понимать, что такое жизнь…». Георгий Адамович говорил: «Сологуб на старости лет, в годы войны и революции принялся петь бесконечные похвалы жизни, будто прося у неё прощения за прежнее равнодушие и клевету. И среди его стихов нет лучших, чем те, которые написаны рукой одряхлевшей, почти бессильной. «Оправдание добра» — так можно было бы озаглавить все последние стихи Сологуба.

Но Федор Сологуб умирает. В последние годы он мечтал о том, что ему еще удастся напечатать новые рассказы, новые стихи, но в трезвые минуты сам понимал, что мечты эти — несбыточные и что печататься ему не дадут. Чтобы зарабатывать на жизнь (нельзя же было жить на восьмидесятирублевую пенсию, да и то пожалованную всего за три года до смерти) — пришлось обратиться к переводам французских романов и к редактированию других переводов. Но это занятие лишь угнетало его, не давая раскрыть потенциал. За последние месяцы жизни он знал, что умирает и что ему уже не дождаться освобождения. Тяжело и озлобленно уходил он. Последнее его стихотворение говорит о том, что умирающий поэт примирился с тяжелой своей судьбой:

Подыши еще немного Тяжким воздухом земным.

Бедный, слабый воин Бога, Весь истаявший, как дым.

Что Творцу твои страданья?

Вот — одно воспоминанье, Вот — и памяти уж нет.

Но как прежде — ярки зори, И как прежде — ясен свет,

Подыши ж еще немного Сладким воздухом земным, Бедный, слабый воин Бога, И — уйди, как легкий дым…

Это — последнее его стихотворение, такое простое и такое обреченное. Прошло полтора десятилетия после его смерти — и Сологуб, как писатель, совершенно забыт в СССР, точно его и не было («Вот — и памяти уж нет!»); но скоро вновь воскреснет имя Федора Сологуба и люди не раз еще услышат об этом талантливом поэте и писателе.

источник