Меню Рубрики

Анализ влияния телевидение на детей

Сегодня телевидение проникло в каждый дом и стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Оно заменило многим детям отца и мать, даже когда они присутствуют рядом и находятся дома. Этот факт заставил многих психоаналитиков признать, что в современном мире ни отец, ни мать уже не воспитывают детей. Их заменил телевизор.

Согласно статистике ЮНЕСКО, в среднем, каждый житель арабских стран к восемнадцати годам проводит двадцать две тысячи часов перед телевизором и четырнадцать тысяч часов в учебной аудитории. Согласно же другой статистике количество минут, которые родители проводят с детьми в полезной дискуссии или продуктивном диалоге равно трем-четырем минутам в неделю, в то время как дети проводят перед телевизором приблизительно 1680 минут в неделю.

Исследования и наблюдения говорят, что просмотр телепередач препятствует естественному и здоровому развитию мозга детей младше двух лет. И исключением здесь не стали даже познавательные передачи. Так в результате исследования более чем тысячи семей с детьми в возрасте от восьми месяцев до полутора года было обнаружено, что дети, которые просматривают познавательные передачи один час в день, узнают на шесть-восемь слов меньше, чем дети, которые час в день занимаются различными занятиями и играми. Данные выводы полностью противоречат ожиданиям родителей и обещаниям тех, кто пропагандируют эти познавательные фильмы.

Исследование, опубликованное в самом известном медицинском журнале в мире «The Journal of Pediatrics», дает нам ответ на вопрос, как это происходит. Дело в том, что головной мозг ребенка в таком возрасте развивается и получает пользу от движений игр и творческих занятий со взрослыми больше, чем от информационных передач, какого бы направления они ни были. Обучение по телевизору не имеет взаимодействия и обратной связи, что равносильно неправильному получению информации, и не оказывает положительного воздействия на ребенка.

В ходе исследования активности головного мозга с помощью электроэнцефалографа было выявлено, что импульсы головного мозга детей во время просмотра телевизора ослабевают и замедляются, а в процессе чтения и разных творческих занятий, напротив, увеличиваются.

Результат данного исследования показывает, что просмотр телевизора негативно влияет на умственное развитие и творческие способности ребенка. Также в ходе исследования, проведенного в Университете Глазго, в Великобритании, в котором приняло участие 11 тысяч детей, было установлено, что у детей, которые в возрасте 5 лет смотрят телевизор три часа и более в день, к 7 годам усиливается нервозность, они больше склонны к дракам, лжи, краже и обманам, нежели их сверстники.

Это полностью совпадает с выводами десятков других наблюдений за тысячами детей, которые были проведены в течение тридцати лет и которые подтвердили, что наблюдающие за сценами насилия по телевизору дети на 10% больше подвержены агрессивной модели поведения, вне зависимости от того, в какой социальной среде они находятся.

К тому же было установлено, что детские передачи содержат больше сцен насилия, чем передача для взрослых. Даже безобидные на первый взгляд мультфильмы за один час показывают 80 сцен насилия. В Университете Хартфордшир, в Британии, в ходе наблюдения за детьми младше 7 лет было установлено, что просмотр коммерческих реклам приводит к 5-кратному усилению отрицательных качеств характера детей, таких как алчность и настойчивое требование потребительских товаров. Это в сравнении с детьми, которые не смотрят подобную рекламу.

Также не следует забывать, что согласно статистике ребенок успевает увидеть за год почти 20 тысяч рекламных роликов, которые в среднем длятся 30 секунд. Этому воздействию человек подвержен и в юношеском возрасте. Профессор Джордан Графман из Национального Института Здравоохранения США установил, что к 18 годам юноша успевает просмотреть в среднем 20 тысяч сцен насилия и 40 тысяч убийств. Согласно исследованиям это притупляет чувствительность и реакцию молодых людей, когда они сталкиваются с насилием в реальности. Более того провоцируют их на агрессию.

Подобные исследования, проводимые на протяжении уже 25 лет, установили также прямую связь между просмотром телевизора и такой болезнью, как ожирение. Так, в ходе одного из известных исследований в этой области, в котором в течение шести лет под наблюдением врачей находились 50 тысяч женщин, было установлено, что каждые два часа, проводимые женщиной перед экраном каждый день, повышают вероятность ожирения на 23% и повышают риск возникновения сахарного диабета на 14%. Тем самым образуется замкнутый круг вредных привычек, состоящий из просмотра телевизора, нездоровой пищи, напитков и малоподвижного образа жизни.

Так в чём же проблема? Почему люди не перестают долгими часами сидеть у телевизора? Ученые, изучавшие на протяжении нескольких десятилетий вопрос чрезмерного увлечения просмотром телевизора и его влияние на поведение и характер человека, единогласно заявили, что телевизор превратился в один из видов зависимости. Поистине, количество времени, проводимое человеком перед телевизором, просто поражает. В развитых странах к 70 годам человек проводит перед экраном полных 9 лет. Согласно статистике, в арабских странах этот показатель еще выше.

Да, в телепередачах есть много пользы – одни помогают получить воспитание и образование, знакомят нас с культурным наследием, историческими фактами и так далее. Есть также познавательные и развлекательные передачи, однако, вместе с этим вред телевизора также огромен и пользу от него могут извлечь лишь сознательные люди, которые умеют выбирать между пользой и вредом, которые способны установить для себя временные рамки для просмотра передач.

Одна сцена, которую юноша и девушка прокручивают в своей голове сотни раз, больше влияет на их сознание и оказывает больше воздействия на их поведение и нрав, чем сотни уроков и лекций.

Каждая сцена из телевизора – это вредный или полезный росток, который обязательно вырастет и окрепнет, чтобы изменить человека. Поэтому давайте выбирать для наших глаз только полезное. Оберегать наши уши от всего вредного и выбирать для нашего разума только здоровую пищу.

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите нашу группу на Одноклассниках
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

источник

АНАСТАСИЯ МУРАТОВА
Влияние телевидения на детей

Влияние телевидения на детей

Вопрос, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое.

Влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру, дети 3—10 лет, по результатам исследований, не могут четко определить, где, правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему, что показывается на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.

Быстрая смена изображений не даёт ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние мультфильмы, наносят непоправимый вред детской психике: провоцирует проявление детской агрессии, жестокости; повышает состояние тревожности, нервозности и страха.

Очень часто именно просмотр телепередач обуславливает возникновение детских страхов.

Страх – эмоция, возникающая в ситуации угрозы реальной или воображаемой. Большинство учёных считают, что детские страхи это обычное явление для детского развития. Страх, как и любая другая эмоция, выполняет определённую функцию и позволяет ребёнку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде.

Однако страхи, возникающие под влиянием фильмов и телепередач, не являются полезными эмоциями, эти страхи не предостерегают человека от возможной опасности. Поэтому, дети только чувствуют дискомфорт от этих страхов.

В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» автор Дж. А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. «К 14 годам типичный американский ребенок становится свидетелем 11 ООО убийств». По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг.

Помните о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже постепенно начинает испытывать от таких эпизодов удовольствие. Особенно, обратите внимание на компьютерные игры и иностранные мультфильмы.

Если Вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись, соблюдайте следующие рекомендации:

1. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием. Например, если ребёнок жадничает, то предложите мультфильм «Два жадных медвежонка», если обманывает – «Замок лгунов», если хвастается –«Лягушка путешественница», если боится -, если неряха — «Мойдодыр» или «Королева зубная щетка».

2. Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместо этого подыщите ему какое-нибудь дело — пусть учится рисовать или музыке, развивайте интерес к книге. Чтение вместе с близкими взрослыми ещё и способ психологической защиты: книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.

3. Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.

В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог.

1. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.

2. Ребёнок должен учиться познавать мир, и никакие страхи не должны мешать ему в этом. Конечно, телевизор это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако нельзя забывать и о том, что телевиденье — не средство для полноценного развития ребёнка.

Проект «Влияние на организм детей 6–7 лет компьютерных игр» Объект исследования: процесс использования компьютера. Предмет исследования: виды компьютерных игр, и влияние их на развитие детей 6-7.

Сценарий выпускного вечера для подготовительной группы «Мега-звезды телевидения» «Мега Звезды телевиденья» Ведущий 1: Сегодня с самого утра грустит наш детский сад Ведь в школу провожать пора нам дорогих ребят Не мало.

Статья «Влияние подвижных игр на физическое развитие детей» СТАТЬЯ «Влияние подвижных игр на физическое развитие детей» Здоровье — это дар, без которого трудно сделать жизнь.

Тренинговое занятие для родителей детей старшего дошкольного возраста «Качество детского телевидения» ренинговое занятие для родителей по теме «Что лучше – играть или смотреть телевизор» Цель: Помочь родителям выработать правильное отношение.

Влияние игротерапии на поведение детей дошкольного возраста. ВЛИЯНИЕ ИГРОТЕРАПИИ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений дошкольной.

Влияние искусствотерапии на детей с проблемами развития Развитие современного общества влияет на формирующуюся личность ребенка особым образом: детская психика страдает от трудностей и проблем.

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР «Истоки особенностей детей — в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей Извеcтный педагог В. А. Cухомлинский сказал: «Ум ребёнка находитcя на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инcтрументов»,.

Влияние семьи на воспитание детей Семья для ребёнка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Семья.

Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей В детском саду мы ведем поэтапное, целенаправленное, систематическое использование различных методов и приемов по развитии. Творческого.

источник

«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.

Воздействие ТВ на здоровье ребенка

Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечно-сосудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.

Влияние телевизора на речь и психическое развитие

Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Одна моя знакомая жаловалась на то, что ее ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома был включен, как правило, в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. Примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения, масса. Подруга недавно поделилась своими наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Свободное от занятий и соответственно учебы время они, как правило, проводили перед телевизором. По причине ремонта телевизор в течение 2 дней не включался. И каково же было ее удивление, когда ее дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать. Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.

Читайте также:  Фенечка анализ отцы и дети

Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.

Воздействие СМИ на мышление

Изучая характер воздействия на маленьких зрителей различных средств массовой информации, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.Е Маркова пришла к следующим выводам.

§ У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.

§ Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются.

Есть ли безопасный минимум?

По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!Фредерик Циммерманиз Университета Вашингтона в Сиэтле, говоря о том, сколько времени маленький ребенок в возрасте одного-трех лет может проводить перед телевизором, отметил: «Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума».

Пути решения проблемы

Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.

§ Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.

§ Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.

§ Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.

§ Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.

§ Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.

§ Играйте с ребенком в подвижные игры.

Итак, дорогие читатели, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Что важно знать о телевизоре и телепередачах!

10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал человека на 25%.

Воздействие сказки (часто одной и той же любимой), рассказанной мамой или папой ребенку перед сном значительно сильнее, чем сказки, просмотренной по телевизору.

Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:

— Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии!

– Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год.

– Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием.

источник

Вот уже не один год на просторах рунета идут бои между сторонниками телевизионного и бестелевизионного детства. Так случилось, что и мою семью этот вопрос стороной не обошел. Главным вопросом «телевизионной эпопеи» являлось: Можно ли нужно ли показывать ребенку телевизионные передачи, мультики (развлекающие и развивающие), и телевидение фоном? Когда это можно делать?

В попытках составить объективное мнение о данном вопросе, я столкнулась с неожиданной проблемой: дискуссии в рунете есть, а исследований — нет. Нет общедоступных публикации российских исследований физиологов, нейропсихологов, психиатров о том, каким образом влияет просмотр масс-медиа-фильмовпередачмультфильмов на детский мозг. Меня как раз интересовал физиологический аспект детского восприятия телевизионной картинки (а именно: конкретные эксперименты). Рунет пестрит в основном морализаторскими постами, причем с обеих сторон баррикад.

Материала нашлось не много. В основном – из зарубежных источников. По структуре статья представляет собой выдержки из источников с конкретными экспериментами или официальными авторитетными заявлениями, разбитыми по категориям.

Категории: Влияние на развитие познавательных функций: восприятие, мышление, речь и память, внимание. Влияние на глаза. А так же возрастные ограничения к показу теле-продукции.

В статье использованы материалы:

  • Интервью со Смирновой О.Е.. Профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института Российской Академии Образования, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки» факультета «Психологии образования» МГППУ, сотрудник Психологической консультации МГППУ. Пожалуй, единственный российский источник.
  • Он-лайн журнал «Педиатрия» (перевод автора). http://pediatrics.aappublications.org/content/128/5/1040.full
  • Книга Райнера Пацлафа «Застывший взгляд».
  • Официальный сайт Американской академии педиатрии (перевод автора). http://www.healthychildren.org/English/family-life/Media/Pages/Why-to-Avoid-TV-Before-Age-2.aspx.

Только за первые 12 месяцев жизни детский мозг увеличивается в 3 раза по весу. Самый интенсивный период развития мозга происходит с рождения до 3 лет. Стимулы, которые дети испытывают в этот период, оказывают глубокое влияние на развитие мозга (Американская Академия Педиатрии, далее ААП).

Рассматривая настоящее яблоко, глаз младенца совершает множество движений (саккад), которые строят визуальный образ данного предмета. Взгляд на предмет на экране сокращает количество саккад в десятки раз, что компенсируется растущей работой головного мозга, который вынужден синтезировать непрерывное изображение из отрывочных кадров. Однако смотреть на предмет и строить образ предмета это большая разница. Мозг взрослого способен к такой синтезации на основе огромного опыта. Опыт младенца минимален, синтезировать там еще пока что нечего. Т.е. получается, что младенец видит набор непрерывно сменяющихся пятен. Сомнительное развивающее занятие.

Для построения полноценного образа маленькому ребёнку нужна работа самых различных сенсорных систем, что невозможно при телепросмотре. Для ребенка 3-12 месяцев демонстрируемый видеоряд остаётся набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что, конечно же, не только не способствует, но и препятствует его развитию восприятия (Смирнова Е.О.)

ААП приводят наглядный пример с искажением процесса восприятия:

Представьте себе мяч в реальной жизни и мяч по телевизору. Младенцы развивают 3-мерное представление. Мир кино существует в 2-х измерениях, так что мяч просто плоский, закрашенный кружок. Если вы бросили мяч, то он, замедляясь, постепенно останавливается. То же действие по телевизору разбивается — вы видите мяч, который кидают, и следующая картинка – мяч уже в состоянии покоя. Если ваш ребенок хочет схватить мяч в реальной жизни, он наклоняется к нему, держит его, или ползает возле. Материал, на экране просто исчезает. Вы никогда не сможете прикоснуться к нему. Младенцы могут смотреть на яркие цвета и движения на экране, но их мозг не в состоянии понимать смысла и значения всех этих странных картин. Потребуется 2 полных года, чтобы детский мозг развился до того момента, когда символы (точки) на экране станут ассоциироваться с реальными предметами в мире.

ААП утверждает, что согласно их исследованиям, дети, которые много смотрят телевизор, в большинстве случаев имеют проблемы с концентрацией внимания к 7 годам, поскольку все то, что показывают по телевизору, всегда интересно и нет необходимости делать что-то утомительное.

В 1970 г. Герберт Э. Кругмен исследовал, какие изменения происходят в ЭЭГ, когда испытуемый от чтения переходит к телепросмотру. Выяснилось, что при телепросмотре наступает так называемое «альфа-состояние». Преобладание альфа-частот исследователи единодушно расценивают как признак снижения визуального внимания ( альфа-частоты – это частоты сна). При гипнозе ЭЭГ обнаруживает совершенно те же симптомы, что и при телепросмотре (Райнер Пацлаф «Застывший взгляд»).

Сотрудники Виргинского университета (США) под руководством профессора психологии Анджелины Лиллард разделили 60 детей в возрасте четырех лет на три группы. В первой группе дети смотрели мультфильм с быстро двигающимися картинками, во второй – образовательные мультфильмы для дошкольников, а в третьей рисовали маркерами и мелками.

Сразу после этого они выполняли разнообразные тесты для оценки внимания, способности решения задач, памяти и других навыков. Хуже всего с заданиями справились малыши из первой группы: всего 15% детей выполнили тесты правильно, тогда как в группе рисования – 70%.

Исследование имеет определенные ограничения, в первую очередь – небольшое количество участников. Однако, по словам профессора Лиллард, полученные результаты говорят сами за себя. Быстрая смена событий на экране стимулирует ощущения, в то время как зоны мозга, отвечающие за память и внимание, угнетены. Когда ребенок видит героя, который переключается от одного занятия к другому намного быстрее, чем это происходит в реальной жизни, возникает неврологическое истощение, а способность к концентрации подавляется (там же).

Известные американские исследователи Дороти и Джером Сингер десятилетиями изучали воздействие телевидения на детей, и каждый раз, за редкими исключениями, были вынуждены констатировать, что телевидение негативно сказывается на способности к игре, на школьной успеваемости, чтении и развитии речи. Они пишут: «Фактически наши исследования четко показали, что дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни» (из книги «Застывший взгляд).

Достаточное количество данных свидетельствует о том, что просмотр телевизора до 2-х лет оказывает негативное воздействие на развитие детской речи, навыки чтения и кратковременную память. В 2005 году ААП сделала предположение о влиянии просмотра телевидения на нерегулярность графиков сна у детей до 3 лет. Связи были обнаружены, однако ААП заявила о необходимости дальнейшего изучения проблемы (ААП).

О телевизоре «фоном»: Исследования, которые изучали 12-, 24- и 36-месячных обнаружили, что фон-телевидение не только сократило срок времени, которое ребенок играл, но также, что он сократил концентрацию внимания ребенка во время игры. Хотя большинство исследований было выполнено на подростках, результаты исследований показывают, что фоновые СМИ могут помешать когнитивным процессам, памяти, и пониманию прочитанного.

Довольно популярная тема в последние года: телевидение, гаджеты отрицательно влияют на глаза ребенка. Мышцы глаза ребенка перенапрягаются, поскольку долгое время сфокусированы в одной плоскости.

Вот что говорит об это Смирнова О.Е.

В норме фокусировка глаза постоянно спонтанно меняется с близкого на дальний взгляд и обратно, и, соответственно, изменяется кривизна хрусталика. При просмотре телевизора глаза лишены такой возможности и неподвижны, поскольку они постоянно сфокусированы на одной плоскости. В результате этого мышцы перенапрягаются. Аккомодация хрусталика теряет возможность быстро изменяться, что может привести к его искривлению». Изображение на экране нестабильно, оно постоянно мигает и мерцает. Это приводит к перенапряжению как глаза, так и нервной системы, и как итог, к ухудшению зрения. Изображение на экране состоит из точек, и поэтому взгляд не может нормально сфокусироваться. Поскольку глаз может различать гораздо более мелкие детали, а на телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза, то происходит деградация сетчатки. В естественных условиях изменение яркости объектов составляет до 60 дБ. На экране телевизора, из-за особенностей возбуждения люминофора, диапазон изменения яркостей не более 60 дБ, что приводит к утомлению глаза. При формировании непрерывного изображения используется не столько инерционное свойство глаза, сколько инерционное свойство сознания — мозг синтезирует непрерывное изображение из отрывочных кадров. Это приводит к перегрузке нервой системы, которая, благодаря обратным связям между мозгом и глазом, негативно сказывается на зрении.

Если обратиться к официальным источникам, аккуратно спрятавшимися за ширмой бизнес-индустрии детского развития, то окажется, что:

  • ВОЗ ограничила любой просмотр телевидения детям до 3-х лет.
  • ААП более лояльна в этом вопросе, но, все же, констатирует вредность телепросмотра до 2-х летнего возраста. Аргументирует это тем фактом, что к концу второго года жизни у ребенка точки с экрана начинают ассоциироваться с предметами реального мира.
  • Райнер Пацлаф предлагает запретить теле-продукцию до 4-х летнего возраста. Однако его предполжения, основаны на личных выводах в результате анализа большого количества литературы и не подкреплены экспериментальными данными. Посему, остаются частным мнением.
Читайте также:  Энтеробиоз анализ сколько действует у детей

Просмотр мультиков для маленьких детей (после трех лет) должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами(Смирнова О.Е.).

источник

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни.

В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это «безобидное» и «безопасное» занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.

Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор, то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, — игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.

Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, — это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения.

А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд — рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них — отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком — взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.

Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь «пустым звуком».* Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Однако внешняя разговорная речь — лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление — словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.

Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате — внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни — «дефицит концентрации».*Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, — это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты — повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а «просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

И конечно же бич нашего времени — наркотики. Все больше российских детей и подростков уже имеют опыт наркомании, причем это число катастрофически нарастает. Уход в наркотики — яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности обрести смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров, внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения — новой искусственной стимуляции, новых «таблеток счастья».

Разумеется, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача — не напугать в очередной раз читателя ужасающей картиной падения нравов современного подрастающего поколения, а понять истоки этих тревожных явлений.

Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин «фундаментальных» здесь употреблен в самом прямом смысле — это то, на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем более ранний возрастной период у детей, тем более ответственным он является и тем больше определяет дальнейшее развитие человека.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности — рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное — когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

В наше время невозможно полностью уберечь ребенка от просмотра телевизора, но уменьшить его влияние необходимо.

Пока он еще совсем маленький, старайтесь в его присутствии вообще не включать телевизор. Если же этого не избежать, тщательно выбирайте то, что он увидит. Поставьте мультфильм, передачу о животных, добрую комедию.

Когда малыш подрос, контролируйте то, что он смотрит. Ограничивайте время, проведенное у телевизора. Пусть лучше рисует, лепит или играет с мячом.

Дайте ему больше живого общения. Старайтесь проводить вечера вместе за настольными играми или обсуждением прошедшего дня, а не у телевизора.

Станьте ближе своему ребенку. Телевизор включить Вы всегда успеете…

Е.О. Смирнова и Т.В. Лаврентьева

источник

Особая проблема в психологии детского телевидения — психологические последствия избыточного проведения времени перед экраном телевизора. Отмечается, что в результате «экранного» воспитания у детей тормозится речь, не формируется эмпатия, навыки взаимодействия со сверстниками, тормозится познавательное развитие, отстает формирование волевых процессов (В.Т. Кудрявцева, В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Е.Е. Кравцова, И.В. Бачков, И.М. Слободчиков). Последствия избыточного телесмотрения во многом идентичны тем, которые отмечаются в других исследованиях, посвященных влиянию компьютерной среды на детское развитие (А.Ш. Тхостов, О.И. Маховская, И.Л. Кириллов и др.).

В своей книге «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре» В.В. Абраменкова приводит данные исследования детской картины мира на основании анализа их рисунков (Абраменкова, 2000). Исследователь пришла к выводу, что экран (телевизора, компьютера) оказывает огромное влияние на трансформацию детской картины мира. Он изменяет детскую картину мира, постепенно вытесняя традиционные формы и институты социализации современного ребенка. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Особо беззащитными перед телевизором оказываются самые маленькие зрители, которые не могут критически оценивать транслируемую информацию.

Всё, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят всё подряд — рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и пр. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Первое из них — отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития -дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25% 4-летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! (Абраменкова, 2006)

Читайте также:  Фолликулярная ангина у детей анализы

Кроме того, в последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Эта приобретенная особенность ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактив-ностыо, ситуативностыо поведения, повышенной рассеянностью.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать — понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги, — резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие фантазии находит отражение и в межличностном отношении детей. Общение между ними становится более поверхностным и формальным: им не о чем говорить друг с другом, обсуждать или спорить. Их времяпровождение сводится к нажиманию кнопок и развлечению за счет уже готовых продуктов. В дошкольном возрасте, когда абстрактное мышление еще не сформировано, процессы восприятия слабо опосредованы и во многом сводятся к процессам визуального узнавания. Психологическая близость ребенка-зрителя и ребенка-героя обусловлена внешним, возрастным, половым сходством и сходством поведения. Например, если ребенок-инвалид играет в совместную игру (пинг-понг, лото) с другими детьми, он становится ближе ребенку-зрителю, но только если он сам пробовал и умеет играть в лото или пинг-понг (Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.У, Кириллов И.Л, 2006).

Развитие информационных технологий может привести к существенным и опасным социальным и психологическим последствиям. С. Моско-вичи считает, что в основе развития общества лежит не конфликт между производственными силами и отношениями, как постулировалось в классическом марксизме, а развитие способов коммуникации. В условиях промышленного производства, создания городов, распада и деградации традиционной семьи и традиционно стратифицированной модели общества, в которой человеку было предназначено законное место, происходит регрессия нормальных, традиционных способов коммуникации к более простым и менее структурированным. Толпа и есть неструктурированное общественное образование, связанное лишь коммуникативными сетями (Московичи, 1996).

Псевдогуманистическое направление в детском развитии вообще призывает снижать усилия детей, не перегружать их. Этот лозунг получил ироничное название «насилие вместо усилия». Поскольку любая технология направлена на экономию усилия, она противоречит нормальным условиям развития субъекта, который по определению должен проявлять активность. В результате нарушается целостность и идентичность личности (Тхостов, Сурнов, 2005), повышается ее агрессивность (Харитонова, 2005).

Изучалось влияние уровня развития психической организации на понимание дошкольниками коммерческой и социальной рекламы. Так, в 3-4 года понимание ограничивается дифференцированным, ситуативнозависимым пониманием сюжета, в 5-6 лет происходит переход к дифференцированному, ситуативно-независимому понимаю, демонстрируя качественное улучшение (Т.Н. Николаева). Еще одной традиционной проблемой для исследователей телевидения является изучение рекламы. Однако работ, посвященных изучению рекламы и влиянию на совсем маленьких зрителей, единицы.

Одной из таких уникальных работ является исследование Т.Н. Николаевой, посвященное анализу понимания телевизионной рекламы в детском возрасте (3-6 лет) на основе развития модели психического. Теоретической основой работы являлся подход «Модель психического» или «Theory of Mind», анализирующий развитие психических состояний людей и психического мира в целом (Wellman, Lagatuta, 2000; Flavel, 2000; Сергиенко, 2002).

В своей работе автор выдвинул следующие гипотезы:

  • 1. Становление разных уровней модели психического, взаимосвязанных с пониманием рекламы и ситуаций социального взаимодействия, предполагает развитие определенного уровня психометрического интеллекта;
  • 2. Особенности и успешность понимания рекламы детьми связаны со становлением модели психического;
  • 3. Существуют возрастные различия в понимании рекламы детьми дошкольного возраста, а также различия в понимании разного типа рекламы;
  • 4. Понимание телевизионной рекламы детьми взаимосвязано с их пониманием ситуаций социального взаимодействия, вербально представленных в нарративах.

В исследовании приняли участие 70 детей четырех возрастных групп — 3, 4, 5, 6 лет, типично разивающихся, посещавших детские сады Москвы.

Для оценки развития модели психического были использованы следующие методы и методики:

  • — Методика «понимание обмана». Использовалась задача, разработанная Е.И. Лебедвой и Е.А. Сергиенко (Сергиенко, Лебедва, 2003);
  • — Методика «Распознавание эмоций по лицевой экспрессии на фотографиях и пиктографических картинках» (А.С. Герасимова, 2004, Е.И. Лебедева, 2006, Howlin et ah, 1999);
  • — Методика «Тест на ошибочное мнение» или «Салли-Энн-тест» (Wimmer, Perner, 1983).

Результаты исследования показали, что понимание рекламы в дошкольном возрасте развивается в соответствии с развитием модели психического, демонстрируя подобную модели психического организацию. Исследователь установил, что существуют возрастные особенности в понимании рекламы детьми дошкольного возраста. Так, в 3-4 года понимание ограничивается дифференцированным, ситуативно-зависимым пониманием сюжета, в 5-6 лет понимание развивается к дифференцированному, ситуативно-независимому пониманию, демонстрируя качественное улучшение. Успешность понимания телевизионной рекламы зависит от типа рекламы. Понимание рекламы игрушек и детских продуктов доступно для понимания раньше, чем социальной рекламы.

Понимание ситуаций типичных социальных взаимодействий детей дошкольного возраста развивается в соответствии с логикой понимания ментального мира. Успешность понимания телевизионной рекламы и ситуаций социального взаимодействия у детей 3-4 лет связана с их уровнем интеллектуально развития, к 5-6 годам связь снижается.

С развитием интернет-технологий традиционное телевидение теряет молодежную аудиторию, но дети-дошкольники и младшие школьники остаются его эксклюзивными зрителями.

Репертуар современных исследований зрительской аудитории включает фокус-группы, интервью, контент-анализ, опрос, методы психосемантики и психодиагностики. Методы анализа социальных, ценностных, личностных характеристик телезрителей дополняются методами включенного наблюдения, аудио- и видеосъемки процесса телесмотрения (А.В. Беляева, Е.А. Самойленко). Фокус исследований смещался от анализа внутренних универсальных психических процессов к психологической интерпретации внешнего социально-обусловленного телесмотрения и телеповедения. Выделяются стратегии телесмотрения (А.В. Шариков).

Предметом исследования становится телеповедение зрителей, включающее все виды сознательной и бессознательной активности зрителей в связи с выбором и просмотром программ (А.В. Юревич, Ф.О. Марченко).

источник

Секция: Социальная психология

V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенка

Influence of television on child’s emotions and behaviour

Olga Lazareva

educational psychologist in GBDOU №111, Russia, Sevastopol

Аннотация. В статье освещается влияние просмотра телепередач, мультипликационных и кинофильмов на развитие детей дошкольного возраста, даются рекомендации о том как может быть снижено это влияние на детей.

Abstract. This article describes about influence of telecasts, animation and movies viewing on children’s of preschool age progress, gives recommendations of that are made as this influence on children can be reduced.

Ключевые слова: средства массовой информации; телевидение; мультфильмы; дети; развитие ребёнка; изменение поведения; сознание.

Keywords: mass media; TV; animation; children; child progress; behavior change; consciousness.

Средства массовой информации становится основным способом формирования общественного сознания, расширения экономических, политических и культурных идей. СМИ сегодня являются не только проводником общественно значимой информации, а таким образом сами детерминируют пути и формы социальной коммуникации. В своей деятельности они полностью способны использовать очень важный ресурс – высокий уровень общественного доверия. СМИ имеют возможность влиять не только на отдельных индивидов, но и на социальные группы или на общество в целом. [3]

Актуальность данного исследования состоит в том, что просмотр телевизионных передач, рекламы, мультипликационных фильмов в количествах, превышающих нормы, заполненных сценами насилия, негативно влияют на эмоциональный фон и поведение ребенка.

В настоящее время процесс общения между родителем и ребенком усложнен ввиду того, что телевидение занимает свободное для общения время, делая детей зависимыми. [5]. Поэтому любая другая теория доказывающая, что увлеченность телевидением якобы может однозначно выводиться из какой-нибудь одной причины и, что эта увлеченность устраняется простым педагогическим вмешательством или запретом, ошибочна. Фильмы (мультфильмы) со сценами насилия оказывают временное влияние на представление детей об окружающих. Многие дети убеждены что, увидев агрессию на экране, их сверстники способны действовать агрессивно в конфликтной ситуации.

Воздействие средств массовой информации на жизнь семьи возрастает из-за сильной занятости родителей и нежелания отслеживать качество информации, что приводит к ослаблению методов в воспитании детей. СМИ влияют на общее состояние ребенка, а именно, — снижение физической и социальной активности, проявление неосознанных страхов, связанных, например, с просмотром художественного фильма; развитие сомнительных ценностей; умение справляться с проблемами в одиночку; способности к творческим достижениям.

Изучение негативного воздействия телевидения на детей и подростков началось вместе с возникновением кинематографа. Актуальность проблемы возросла в последние десятилетия ХХ века в связи с демонстрируемым экранным насилием, влияющим на когнитивную и личностную сферу ребенка, о чем свидетельствуют многочисленные эмпирические исследования.

В историю социально-психологических исследований проблемы внесли свой вклад зарубежные, преимущественно американские исследователи. Начало научному осмыслению воздействия демонстрации насилия было положено У. Шортом. [2]. В 1928 году он создал авторитетную исследовательскую группу из психологов, педагогов и социологов, которая на протяжении четырех лет (1929-1933) разрабатывала эту проблему. Итогом их работы стал вывод: на поведение и ценностные ориентации детей и подростков кино оказывает сугубо отрицательный эффект.

В возрасте от полутора до трех лет дети чрезвычайно быстро овладевают речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому: задает ему вопросы, пытается понять ответы [5]. Родители, которые полностью предоставляют ребенка телевизору, могут не заметить его пагубного влияния, что может сказаться на задержке в развитии. Проведенные Британскими учеными исследования с детьми в возрасте от двух до пяти лет показали прямую связь между приобщением ребенка в телевизору и ухудшением коммуникативных способностей. Односторонность контакта с телевизором, когда он с малышом «разговаривает», не останавливаясь и не отвечая на возникающие в ходе просмотра вопросы, приводит к тому, что ребенку трудно общаться со сверстниками и взрослыми, он позже начинает говорить и строить из слов предложения [2].

Достижения современного телевидения в виде спецэффектов, форм и способов привлечения зрителя приводит к тому, что у ребёнка чрезмерный просмотр телепередач может привести к переутомлению и перевозбуждению: он становится вялым, капризным и раздражительным. Овладение новыми действиями восприятия обнаруживается в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. Если ребёнок просиживает несколько часов перед экраном, он устает и при этом энергия не растрачивается естественным путем, она перерастает в неудовлетворённость, раздражение, агрессию. Тем более, если от рождения до года окончательно формируется зрение: повышается его острота, координация движения глаз, цветовосприятие, зрачки учатся адаптироваться к изменениям освещения, в этот период лишние нагрузки на глаза нежелательны. Зрительные действия, прежде всего, направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Цвет в этот период не имеет никакого значения для узнавания предметов вообще и не является признаком, характеризующим предмет, а так же не учитывается при его восприятии. Поэтому телевизор для ребёнка на данном этапе – яркое пятно, движущаяся картинка со звуком, занимающие всё внимание [4].

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность. Основную роль в совершенствовании всех этих способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений. Само восприятие под влиянием этих функций также развивается. Хронологически начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу раннего возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением элементарного самопознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это достаточно развитым воображением ребёнка [5]. Когда источником информации становится телевизор, то ребёнок получает уже готовые образы. В связи с тем, что ребёнок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственного замысла, воображение в этот период работает скорее как механизм, а не как активная деятельность. Поэтому просмотр телепередач со всем звуковым и цветовым многообразием может помешать проявиться фантазиям и творчеству ребёнка [4].

Во время просмотра телевизора малышу не совсем ясны сюжетные перипетии, но основную мысль он усвоит и идентифицирует себя с происходящим на экране. Самыми вредными для психики ребенка являются не выпуски новостей и даже не боевики с кровью и драками, а популярные фильмы-катастрофы: цивилизация гибнет, на улицах города появляются чудовища, Земля подвергается нападению инопланетян. Такие ужасы вселенского масштаба способны вызвать у ребёнка различного рода страхи, ночные кошмары и быть причиной его нервозности и агрессивности. Также не следует позволять ребёнку просматривать фильмы ужасов, поскольку, в отличие от взрослых, малыши еще не умеют четко отличать выдумку от реальности, а особенно в напряженные моменты забывают, что все показанное на экране в действительности не существует. [7]. Со временем ребёнок не будет ограничиваться пассивным просмотром – обязательно последуют громкие комментарии и предупреждающие героев о грозящей опасности крики. Чтобы предупредить столь бурную реакцию, можно разнообразить репертуар домашнего видеосалона музыкальными мультфильмами.

В связи с актуальностью назревшей проблемы, на протяжении 2004-2005, 2005-2006 учебных годов в специализированном дошкольном учебном заведении комбинированного типа № 24 г. Ялты проведено экспериментальное исследование, посвященное изучению отрицательного эмоционального фона и поведения детей в ходе просмотра мультфильмов. В исследовании приняло участие 56 дошкольников 5-6-летнего возраста.

Цель исследования: Анализ влияния телевизионных передач (мультфильмов) на эмоциональный фон и поведение ребёнка старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: Психологические особенности эмоциональной сферы и поведения ребёнка старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Социально-психологические факторы (телевизионные передачи/мультфильмы), определяющие психологические особенности поведения и эмоциональную сферу ребёнка.

1. Изучить роль телевидения как социального фактора, определяющего развитие личности старшего дошкольника.

2. Экспериментально определить особенности эмоциональной сферы и поведения детей старшего дошкольного возраста в связи с просмотром мультфильмов.

Методы исследования: психологическая диагностика, с помощью методик: рисуночная фрустрационная методика Розенцвейга и Детский Апперцептивный Тест (САТ), эксперимент, наблюдение, беседа, социально-психологическая экспертиза. Обработку данных проводился с помощью стандартных методов вариационной статистики программы STATISTICA 6,0, применялись критерии Вилкоксона, Х2-Пирсона.

Практическая новизна работы: разработка и апробирование коррекционной программы для детей с отрицательным эмоциональным фоном и деструктивным поведением.

После развивающих занятий детям демонстрировали мультипликационные фильмы. В ходе просмотра телевизора дети чаще задирались, огрызались, дрались. Выявлено, что мультфильмы с отрицательным содержанием (драками, сценами насилия) способствовали снижению контроля за негативными поступками и проявлению негативных эмоций. Проявление сопереживания, сочувствия в эмоциональных проявлениях детей: снижение агрессивности, объяснение благородных поступков положительных героев возрастали (в отличии от ситуации показа мультфильма с отрицательным содержанием). Статистическая обработка представлена в таблицах №№ 1-8. После исследования с детьми с агрессивным поведением проведена коррекционно-развивающая работа.

Рисунок 1. Схема пошагового проведения эксперимента

Изменение невербальных реакций у группы 1 при 1-м и 2-м просмотре

1 просмотр (агрессивный м/ф со сценами насилия)

источник