Меню Рубрики

Анализ тесты для родителей и детей

В 1 семье по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр — авторитарная гиперсоциализация.

Во 2 семье — V параметр — «маленький неудачник», инфантилизация.

В 3 семье — V параметр — «маленький неудачник», инфантилизация.

В 4 семье — III параметр, симбиоз.

В 5 семье III параметр, симбиоз.

В 6 семье — II параметр, социальная желательность.

В 7 семье — IV параметр, гиперсоциализация.

В 8 семье — III параметр, симбиоз.

В 9 семье — V параметр, «маленький неудачник».

В 10 семье — IV параметр, гиперсоциализация.

По II параметру одна семья, 10% — с. № 6

По III параметру — три семьи, 30% с. № 4, № 5, № 8.

По IV параметру — три семьи, 30% № 1, № 7, № 10

По V параметру — 3 семьи, 30% № 2, № 3, № 9

В исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее были рассмотрены особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений выделили следующие факторы:

1 — доброта, 2 — согласие, 3 — теплота, 4 — готовность прийти на помощь, 5 — сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:

1 — несогласие, 2 — равнодушие, 3 — частые конфликты, 4 — отсутствие сотрудничества, 5 — холодность. (см. Приложение 5).

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 03 взаимоотношения носят негативный характер.

В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношений позитивные.

В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 10 Взаимоотношения позитивные.

Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).

Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка. Результаты полученные при подсчетах, подтверждает выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа.

Выводы по практической части

Многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, да же тогда, когда сильно выражено принятие своего ребенка. Прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

В своем исследовании Д. Боумрин (Семья в психологической. 1989) вычленил совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Он пришел к выводу, что оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием. Из данной выборки можно отметить следующих родителей, которые приближаются к использованию оптимальных условий воспитания: Круглов А.А., Бурова В.М., Тихончук Т. В., Кириллова О.М., Михайлов Н.И., Кашин Э.М., Волошина Ю.М.

Этим родители имеют высокий балл по факторам G, A; матери плюс к тому имеют высокий балл по факторам I, O , а отцы по двум последним факторам имеют низкие значения. Все имеют низкий балл по фактору L.

Таким образом, можно дать общую характеристику для них: общительные, доброжелательные, им характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность. Они откровенны, доверчивы, благожелательны к людям, терпимы, уживчивы, свободны от зависти. Для женщин характерна женственность, способность к эмпатии, стремление к покровительству, тревожность, впечатлительность. Для мужчин — мужественность, самоуверенность, рассудочность, уверенность в себе.

Для этих родителей характерно принятие, средний уровень контроля последовательность в требованиях, признание прав ребенка, сотрудничество с ним.

Все выше сказанное можно отнести к характеристике идеальной семейной пары, с точки зрения воспитания детей.

Остальную массу родителей можно условно разделить на следующие группы:

Родители, которым свойственно отвержение своего ребенка, применение строгих мер наказания и принуждения к чему-либо, высокий уровень контроля, низкий уровень признания прав ребенка, сотрудничества с ним, стремление к инфантилизации (Сафронова Е.И., Берегой Т.А., Веселкина Н.В., Козлова М.В., Хохлова К.О., Васиндина А.В., Малышева О.С., Буянова Л.Г., Истомина М.В., Зинченко А.Г., Комарова Е.К.)

У них общими являются факторы: А, Q4, O — высокие баллы, F — низкие значения. Общая характеристика родителей этой группы: общительны и добродушны, свойственна тревожность, ранимость депрессивность, напряженность, фрустрированность, взвинченность, возбуждение и беспокойство, а также активное неудовлетворение стремлений, склонность все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности.

источник

Диагностическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками не будет полной без анализа отношений ребёнка с близкими. Чтобы его провести, можно воспользоваться проективной методикой «Три дерева». Этот способ исследования прост и интересен как для выполнения испытуемым, так и для проведения организатором.

Тестирование «Три дерева» помогает определить возможные семейные конфликты и их причины и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений тестируемого с близкими.

Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве сравнения с членами семьи, как рекомендуется авторами некоторых других похожих тестирований. Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малыша к приукрашиванию выбранного образа. Тест предусматривает рисование испытуемым растений такими, какими он их себе представляет, сравнение объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации.

Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен: в этом случае дети в ответ на просьбу об изображении трёх растений неосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями. Чаще всего объекты — это сам малыш и мама с папой, но в некоторых случаях возможно сравнение деревьев с другими близкими родственниками — братом, бабушкой, сестрой, тётей и так далее. Существуют ситуации, когда исследуемый представляет людей, не находящихся с ним в родственных отношениях, но близких ему и ассоциирующихся у него с семьёй — сосед, друг или подруга родителей.

Перед началом тестирования нужно постараться расположить ребёнка к доверительной беседе. Для этого полагается выбрать соответствующую обстановку и тон общения. Разговаривая с малышом, необходимо получить как можно больше информации о той среде, в которой он живёт: кто находится с ним в одной квартире, как зовут членов семьи, чем они заняты (учатся, работают или находятся на пенсии). Ребёнок может поведать и о самом жилище: сколько в нём комнат, кто из близких обитает в том или ином помещении и так далее.

На время выполнения ребёнком задания организатор может удалиться для беседы с родителями испытуемого

Потом исследователю предстоит дать тестируемому словесную инструкцию. Она проста: «Нарисуй на листе бумаге любые три дерева». Для рисования малышу предлагаются чистый бумажный лист формата А4 горизонтального расположения и цветные карандаши или фломастеры. На время создания рисунка организатор диагностики может выйти из комнаты для беседы с родителями и задать им интересующие вопросы по поводу семейных отношений и места ребёнка в ячейке общества. Такой разговор в дальнейшем поможет подтвердить или опровергнуть те или иные предположения о внутрисемейных проблемах.

Когда ребёнок завершит работу над заданием, исследователь обязательно должен сказать тёплые слова по поводу нарисованного, похвалить ребёнка за то, что он справился с поставленной задачей. Поддержка малыша — один из важнейших моментов тестирования рассматриваемого типа.

Затем организатору нужно предложить ребёнку назвать и подписать каждое дерево, воспользовавшись подходящим цветным инструментом. У детей дошкольного возраста, не умеющих писать, взрослый спрашивает разрешения сделать надпись, тем самым показывая уважение к его выбору и внимание к личному пространству.

Следующим этапом является разговор с испытуемым. Ему нужно задать вопросы, но сделать это ненавязчиво, стараясь вывести малыша на максимальную откровенность. Сначала исследователь просит тестируемого ответить на «удобные» и комфортные, постепенно переходя к вопросам острым и не всегда приятным. Примерный их перечень:

  • Как называются деревья?
  • Какому ты больше всего симпатизируешь?
  • Почему тебе это нравится больше других?
  • Какое из деревьев моложе (старше) остальных?
  • Какое самое красивое, по твоему мнению?
  • Какое некрасивое и почему?
  • Почему дерево получилось изогнутое и корявое (и так далее)?

Разговор с ребёнком — обязательный этап тестирования

Полученная информация поможет проследить сравнения, сформировавшиеся у ребёнка естественным образом (без прямых ассоциаций с членами семьи). Все ответы полагается фиксировать, краткие подписи можно делать на самом рисунке (с разрешения малыша).

Очень важным моментом может стать вопрос о том, почему ребёнок нарисовал не три, а два или одно дерево. Отсутствие отца или матери, конфликт в отношениях может выразиться на рисунке в виде «недостачи» одного (или двух) деревьев.

Затем взрослому необходимо предложить ребёнку представить себя садовником и ухаживать за деревьями («Ты — садовник, что будешь делать с каждым деревом?»). В случае непонимания вопроса необходимо расширить предлагаемые сюжетные обстоятельства пояснениями: деревья можно поливать, удобрять, выкапывать, пересаживать, обрезать ветви, собирать урожай и так далее. При этом нужно непременно уточнить, что в отношении растений можно и ничего не предпринимать, если с ними всё хорошо и благополучно. Все предлагаемые испытуемым действия также фиксируются на рисунке рядом с деревьями.

Завершающий этап процесса тестирования — предложение испытуемому сравнить каждое изображённое дерево с членами семьи. Ребёнок может подписать объекты или доверить этот процесс организатору, но цвет должен выбрать только сам тестируемый. Важно подготовить малыша к сравнению растений и членов семьи, чтобы избежать прямых ассоциативных моментов. Подготовить почву для правильного прохождения этого этапа теста поможет дополнительное простенькое задание (например, по ранжированию каких-либо предметов в школе, дома, на улице — от самого приятного до вызывающего острую неприязнь).

(Алгоритм по проведению методики «Три дерева»)

1. Беседа с ребенком.
— какая у тебя семья:
— как кого зовут, сколько кому лет:
Мама ____________________________________________________________________
Папа ____________________________________________________________________
Братья, сестры _____________________________________________________________
Бабушка _________________________________________________________________
Дедушка _________________________________________________________________
Другие ___________________________________________________________________
— кем работают члены семьи:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
— какая квартира, есть ли у тебя своя комната:
__________________________________________________________________________
2. Нарисуй, пожалуйста, три дерева цветными карандашами.
3. Беседа по рисунку:
— Молодец, красивые деревья. Назови их. Можно мы подпишем деревья цветными карандашами?
— А какое дерево тебе больше всех нравится? (Можно подписать его?)
__________________________________________________________________________
— Какое дерево самое большое (оценка в уровне притязаний)?
__________________________________________________________________________
— Какое самое маленькое?
__________________________________________________________________________
— Какое самое молодое?
__________________________________________________________________________
— Какое самое старое
__________________________________________________________________________
— Какое дерево самое красивое?
__________________________________________________________________________

4. Что можно было бы сделать для каждого дерева?

(полить, внести удобрения, пересадить, огородить, или им и так хорошо)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Сравнить деревья с членами семьи.

При этом ребенок подбирает для каждого члена семьи карандаш наиболее подходящего для этого человека цвета.

Расшифровка результатов тестирования — самый ответственный момент в диагностике. При интерпретации учитываются:

  • рисунок со всеми деталями (расположение и величина деревьев, детали, цветовые предпочтения);
  • ответы на вопросы исследователя;
  • ассоциация деревьев с родственниками;
  • предлагаемые ребёнком действия с растениями;
  • поведение тестируемого, его эмоциональные и телесные реакции.

    Расположение деревьев можно интерпретировать таким образом: на первое место ставится дерево, символизирующее члена семьи, на плечах которого находится вся ответственность. В центре, как правило, изображается самый важный персонаж. Ребёнок, нарисовавший себя между двух деревьев (мамы и папы), может быть воспринят как своего рода «разделитель» между супругами (скорее всего, общение у взрослых происходит лишь через сына или дочь, а между собой сведено к минимуму).

    Если в семье количество родственников больше трёх, то некоторые близкие люди могут быть «исключены» из рисунка. Некоторые дети, несмотря на инструкцию, изображают дополнительные деревца, которые при разговоре соотносятся ими с теми людьми, которые занимают важное место в жизни.

    Деревья могут быть нарисованными на общей грунтовой местности — это хороший показатель, которые говорит о прочности и крепости семейных взаимоотношений. Деревья малыш может расположить вплотную друг к другу или на значительном расстоянии, что сигнализирует о значимости отношений с близкими людьми.

    Величина объекта показывает значение того или иного члена семьи в глазах ребёнка. Как правило, авторитетные и имеющие большое влияние родственники оказываются представленными в виде высоких и «добротных» деревьев.

    Рассматривая нарисованные деревья, организатор может отметить кривизну ствола, изогнутость ветвей, наличие дупла и другие нюансы — всё это свидетельствует о травмах, болезнях, неблагополучии. Деревья с плодами чаще всего ассоциируются детьми с людьми-альтруистами, с теми, для кого «служить добру» является непустым звуком.

    Используемые цвета тоже могут многое рассказать исследователю о состоянии тестируемого

    Очень показательными являются цветовые предпочтения ребёнка. Выводы о выбранном оттенке нужно делать с учётом того, что каждый спектр имеет как положительные, так и отрицательные показатели:

  • Красный цвет может означать одновременно любовь, вдохновение, агрессию, ненависть, предчувствие или состояние опасности.
  • Синий цвет является воплощением дисциплинированности, разумного начала, верности с одной стороны и иррациональности и безумия — с другой.
  • Когда ребёнок воспользовался жёлтым, то это значит, что он либо открыт, активен, свободен, силён, или же, напротив, завистлив, жаден, лжив и находится во власти какой-либо мании.
  • Выбор инструмента для рисования оранжевого цвета свойственен детям радостным и энергичным, но вполне возможно, что такие испытуемые одержимы противоречиями.
  • О желании развиваться и расти свидетельствует зелёный цвет, но в то же время он может быть показателем незрелости или наличия какой-либо болезни.
  • Преобладание в рисунках фиолетовых оттенков — внутреннее равновесие, покаяние, обладание сокровенными знаниями или тревога, меланхолия, отречение, беспокойство внутри.
  • Символы коричневого цвета — плодородная земля, материнство с одной стороны, грязь, кал и гной — с другой.
  • Положительные «стороны» чёрного цвета — достоинство, торжественность; отрицательные — греховность, траур, смерть.
  • Белый цвет соотносят с чистотой и гармонией.
  • Если ребёнок не выпускает из рук серый карандаш или фломастер, то, вероятно, он подвержен депрессии или у него есть какие-либо недопонимания.

    Обсуждение цветовых ассоциаций поможет составить ясную картину психологического состояния малыша. Более полное представление о выборе оттенка дадут ответы тестируемого на вопросы: «Какой цвет может изобразить радость?», «Какого цвета печаль?» и так далее.

    Читайте также:  Гепатиты у детей биохимический анализ

    Эти моменты проективной диагностики не могут интерпретироваться однозначно. Большую роль в анализе ответов и действий ребёнка играет профессионализм и опытность исследователя, именно на эти качества нужно полагаться организатору при составлении выводов по результатам беседы.

    Когда ребёнок выбирает роль садовника, стремящегося каким-либо образом изменить состояние деревьев, это символизирует желание внести определённые изменения в отношения с семьёй, а также возможную нехватку общения с близкими родственниками или людьми, значимыми в жизни испытуемого.

    Если психологу или педагогу важно понять внутрисемейную обстановку, то можно предложить ребёнку пройти диагностическое обследование «Три дерева». Этот тест — лакмусовая бумажка отношений детей с родственниками. Результаты такой диагностики помогут вскрыть корни некоторых проблем и облегчат планирование коррекционной работы.

    источник

    Одной из важных задач в работе педагога является изучение семей и уровня педагогической культуры родителей. Пользуясь анкетами и тестами из картотеки можно проводить анкетирование по разным направлениям.

    «АНКЕТЫ И ТЕСТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ».

    Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

    1. Сколько раз тебе повторять?

    2. Посоветуй мне, пожалуйста.

    3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

    4. И в кого ты только такой уродился?!

    5. Какие у тебя замечательные друзья!

    8. Ты моя опора и помощник(ца).

    9. Ну что за друзья у тебя?

    10. О чем ты только думаешь?!

    11. Какая (какой) ты у меня умница!

    12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

    13. У всех дети, как дети, а ты.

    14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

    Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.

    От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

    От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

    11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

    Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

    Тест на оценку уровня тревожности ребёнка .

    Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

    1. Легко расстраивается, много переживает.
    2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
    3. Капризничает и раздражается по пустякам.
    4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
    5. Бывают припадки злости.
    6. Заикается.
    7. Грызёт ногти.
    8. Сосёт палец.
    9. Имеет плохой аппетит.
    10. Разборчив в еде.
    11. Засыпает с трудом.
    12. Спит беспокойно.
    13. Неохотно встаёт.
    14. Часто моргает.

    15.Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

    16.Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

    20.Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

    21.Испытывает чувство неполноценности.

    28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

    20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

    14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

    7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

    Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

    1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идёт в детский сад?

    2. В чём Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад?

    — трудности в отношениях с педагогом;

    — трудности в отношениях со сверстниками;

    — позднее засыпание вечером;

    3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?

    — с музыкальным руководителем;

    — обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;

    4. С кем из детей группы ваш ребёнок наиболее часто общается?

    5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми ?

    6 . Жалуется ли на сверстников?

    8 . Что бы Вам хотелось изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?

    9. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства? В чём оно проявляется?

    10 . Как Ваш ребёнок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)?

    11. Как ваш ребёнок проявляет себя в общении с другими детьми?

    — приветливый или вспыльчивый;

    — склонный чаще командовать, чем подчиняться;

    12. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

    — прямого влияния не оказывают?

    — благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в детском саду;

    — сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку, поэтому…

    «ЧЕГО ВЫ ЖДЕТЕ ОТ ДЕТСКОГО САДА В ЭТОМ ГОДУ?»

    Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

    Вот вы и переступили порог нашего детского сада. Добро пожаловать! Надеемся, что наше знакомство перейдет в настоящую дружбу, а вашему малышу будет у нас уютно и интересно. Нам очень важно знать ваши настроение, переживания и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

    1. Что вас больше всего привлекает в нашем детском саду (отметьте нужное)

    · хорошее состояние территории и материально – техническое оснащение групп;

    · наличие творческого, профессионального педагогического коллектива;

    · хорошие отзывы других родителей;

    · интересные программы обучения и развития ребенка;

    · наличие дополнительных услуг;

    · высокий уровень подготовки к школе;

    2. Что, на Ваш взгляд, самое главное для благополучной адаптации ребенка в детском саду

    · доброе отношение воспитателей к ребенку;

    · большое количество игрушек в группе;

    · соблюдение режима дня в детском саду и дома;

    · единый подход к вопросам адаптации ребенка со стороны родителей и воспитателей;

    3. Что, на ваш взгляд, важно знать воспитателю о Вашем ребенке

    4. Чему, по Вашему мнению, должен научиться ребенок в этом году?

    5. Чему бы Вы как родители хотели научиться у воспитателей?

    6. Каким опытом семейного воспитания готовы поделиться?

    7. Часто ли Вы дома вместе с ребенком рисуете, играете, читаете?

    8. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить

    9. В каких мероприятиях детского сада Вы готовы участвовать охотнее всего

    · анкетирование по разным вопросам;

    · участие в подготовке детских праздников и развлечений;

    · участие в спортивных соревнованиях;

    · просмотр открытых занятий с детьми;

    Благодарим за сотрудничество!

    Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!

    Закончился учебный год. Наступило время подводить итоги и строить планы на будущее Нам очень важно знать ваше мнение о работе коллектива детского сада с семьей в прошедшем году.

    1. Удовлетворены ли Вы работой детского сада в целом?

    2. Хорошо ли относятся педагоги группы к Вашему ребенку?

    3. Как Ваш ребенок посещает детский сад (отметьте нужное):

    · посещает, но не очень охотно;

    · часто болеет, поэтому мало посещает детский сад.

    4. Получали ли Вы подробную информацию о жизни ребенка в детском саду?

    5. Какие мероприятия Вам в детском саду больше всего запомнились?

    6. Какие причины не позволили Вам посетить все мероприятия?

    7. Какие темы, интересующие Вас, остались незатронутыми педагогами детского сада в этом году?

    8. Какие формы работы с семьей показались Вам самйми интересными (отметьте нужное):

    9. Что бы Вы пожелали коллективу детского сада для улучшения работы в будущем?

    Благодарим за ответы и надеемся на сотрудничество в новом учебном году!

    Анкета «Особенности воспитания ребенка в семье,

    1. С какого возраста посещает ребенок детский сад?
    2. Какие игрушки, игры, материалы есть у ребёнка?
    3. Кто чаще воспитывает ребёнка?________________________
    4. Вмешивается ли старшее поколение в воспитание? Как Вы к этому относитесь?_________________________________________________
    5. Есть ли трудности у ребёнка (подчеркните) в одевании, в засыпании, в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете ?________
    6. Какой режим в семье (подъём, кормление, прогулки, сон) _________
    7. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда, нет), __________________________________________________
    8. Какие меры воздействия на ребёнка применяются? (поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждения)? ____________________________________________________
    9. Кого в семье ребенок слушается? (маму, папу, всех, никого) ___________________________________________________________
    10. Помогает ли ребёнок по дому? _______________________________
    11. Назовите любимые игры и игрушки ребёнка, любимые сказки и книжки, любимую пищу ____________________________________
    12. Какие качества ребёнка Вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)_________________
    13. Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится в постель (ночью или днём), грызёт ногти, сосёт палец или др.? _________________________________________________________
    14. Является ли религия важной частью семейных традиций? Какой религии следуете? ____________________________________________

    Выявление педагогической культуры родителей

    Ваши искренние ответы помогут спланировать работу с родителями, наладить систему сотрудничества. Отметить тот вариант, который, по Вашему мнению, соответствует реальности.

    1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

    а) слушаете педагога по радио и телевидению;

    б) на основе рекомендаций педагогов;

    в) используете жизненный опыт.

    1. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?
    1. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?
    1. Какие виды наказаний наиболее действенны в воспитании?

    Спасибо за сотрудничество!

    Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка

    1. Опишите обычное состояние ребёнка.
    2. Часто ли он плачет?
    3. Как долго остаётся расстроенным?
    4. Чего боится ребёнок?
    5. Часто ли бывает сердитым, агрессивным?
    6. Быстро ли он устаёт?
    7. Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызёт ногти, сосёт палец?
    8. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?
    9. Как он относится к детям?
    10. Как относится к животным?
    11. Кого в семье ребёнок слушается?
    12. Помогает ли он по дому?
    13. Какие качества ребёнка Вы особенно цените?
    14. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что запрещать)?

    Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

    1. Какой ты у меня молодец!
    2. Ты способный, у тебя всё получится!
    3. Ты невыносим!
    4. У всех дети как дети, а у меня….
    5. Ты мой помощник.
    6. Вечно у тебя всё не так.
    7. Сколько раз тебе повторять?
    8. Какой ты сообразительный!
    9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
    10. Как ты считаешь?
    11. Ты полностью распустился!
    12. Познакомь меня со своими друзьями.
    13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
    14. Меня не интересует, что ты хочешь.

    Обработка результатов. Если вы употребляете выражения 1, 2 ,5 ,8 ,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2 балла. Подсчитайте общую сумму баллов.

    7-8 баллов – между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

    9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

    11-12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребёнку, возможно, часто подавляете его свободу.

    13-14 баллов – Вы слишком авторитарны. Между вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.

    Тесты для дошкольников
    «Что я знаю о школе?»

    1.Как обращаются к учительнице?
    2.Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
    3.Что говорят, если нужно выйти в туалет?
    4.Что такое урок?
    5.Как узнают, что время начать урок?
    6.Что такое перемена?
    7.Для чего нужна перемена?
    8.Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
    9.Где пишет учитель, когда объясняет задание?
    10.Что такое отметка?
    11.Какие отметки хорошие, а какие плохие?
    12.Что такое школьный дневник?
    13.В классе учатся дети одного возраста или разного?
    14.Что такое каникулы?

    Ответы :

    1.По имени-отчеству и на Вы.
    2.Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
    3.Поднять руку и сказать : «Извините, можно выйти»
    4.Это то время, в течение которого дети учатся чему-то новому : слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом «урок» называют просто задания.
    5.Звенит звонок или колокольчик, коридоры пустеют дети идут в классы.
    6.Перемена – это перерыв между уроками.
    7.Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, отдохнуть.
    8.Дети пишут за партой.
    9.Учитель пишет на доске.
    10.Отметка – это то число, которым оценивают успехи – правильно или неправильно, хорошо или плохо учение выполнил задание.
    11.Дневник – это такая тетрадка, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.

    1.Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей .
    2.Мне интересно, какие у нас будут уроки.
    3.Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
    4.Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена .
    5.Интересно, что в школе предлагают на обед?
    6.Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
    7.Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
    8.Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду .
    9.Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
    10.Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

    Обратитесь к ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет?» — и зафиксируйте его ответы. Если он согласится с высказыванием, запишите 1 балл, если не согласится – 0 баллов.

    Подсчет результатов.
    1-3 балла – Ребенок полагает, что неплохо живет и без школы.
    4-8 баллов – хочется в школу. Только уточним. Для чего? Если больше баллов в первой пятерке вопросов – ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй пятерке вопросов, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращения.
    9-10 баллов – прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 10-11 лет.

    Читайте также:  Генетический анализ при диабете у детей

    Тесты для родителей
    “Мой стиль воспитания ребенка в семье”

    Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

    1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

    а) дадите ребенку другое блюдо;

    б) разрешите выйти из-за стола;

    в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

    2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

    а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

    б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

    в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

    3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

    а) без слов выключите телевизор;

    б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

    в) пристыдите ребенка за несобранность.

    4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

    а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

    б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

    в) накажите ребенка лишением игрушек.

    5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

    а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

    б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

    в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

    Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.

    “А” — тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.

    “Б” — стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

    “В” — стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

    « Почему ваш ребенок часто болеет?»

    Давайте попытаемся разобраться, почему же так часто болеет ваш ребенок и к кому в первую очередь следует обратиться за помощью. Вам предлагается 5 групп вопросов (А-Д), в каждой группе по 10 вопросов. За каждый утвердительный ответ ставьте 1 балл, за отрицательный — 0 баллов.
    А.
    1. Мама во время беременности часто болела ОРЗ, у нее были обострения хронических заболеваний (пиелонефрита, цистита, аднексита и т.д.).
    2. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
    3. Ребенок стал часто болеть еще до одного года и находился под наблюдением невролога.
    4. Ребенок стал часто болеть после того, как попал в детский коллектив (ясли, детский сад, школу).
    5. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
    6. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
    7. У ребенка бывают герпетические высыпания.
    8. У ребенка бывает фурункулез.
    9. ОРЗ у ребенка нередко осложняется отитом, аденоидитом, бронхитом.
    10. У ребенка есть аденоиды, увеличены миндалины.
    Б.
    1. У кого-либо из родственников ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, дяди, тети) были или есть такие заболевания как бронхиальная астма, поллиноз (летний насморк), атопический дерматит (нейродермит, экзема), признаки пищевой и/или лекарственной аллергии.
    2. Мама во время беременности и кормления грудью часто употребляла мед, орехи, шоколад, апельсины, молоко и/или принимала антибиотики.
    3. На первом году жизни малыш страдал экссудативно-катаральным диатезом — краснела и шелушилась кожа на щеках.
    4. У ребенка иногда появляются высыпания на коже (либо были раньше).
    5. У ребенка бывают эпизоды затрудненного дыхания, приступы удушья.
    6. Ребенку не раз ставили диагноз: обструктивный бронхит.
    7. У ребенка бывает затяжной сухой приступообразный кашель в ночное время (от 1 до нескольких месяцев).
    8. Ребенок часто бывает бледным, а под глазами появляются черные круги.
    9. Ребенок часто болеет после праздников — дней рождений, Нового года, Пасхи и т.д.
    10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
    В.
    1. У ребенка есть аденоиды.
    2. У ребенка нередко бывают ангины.
    3. Острые респираторные заболевания обычно сопровождаются длительной заложенностью носа и насморком.
    4. Острые респираторные заболевания иногда осложняются воспалением среднего уха (отитом).
    5. Врач часто говорит, что у ребенка «рыхлое» горло, увеличены миндалины (даже когда он здоров).
    6. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
    7. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
    8. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
    9. У ребенка бывает затяжной кашель — покашливание, преимущественно во время дневного и ночного сна.
    10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
    Г.
    1. У мамы тяжело протекала беременность — токсикоз, гипоксия, угроза прерывания, различные заболевания.
    2. У мамы тяжело протекали роды — они были слишком быстрыми или, наоборот, затяжными, применялось акушерское пособие (щипцы, «выдавливание» и т.д.).
    3 Ребенок при рождении закричал не сразу.
    4. Ребенок отстает в своем развитии от сверстников.
    5. Ребенок слишком беспокойный, плохо спит.
    6. У ребенка повышенная потливость.
    7. У ребенка кожа часто меняет цвет — краснеет, бледнеет, покрывается красными пятнами, на ней хорошо видны сосуды и она напоминает мрамор.
    8. Его ладони и стопы часто бывают холодными, а иногда и синюшными.
    9. У него бывает повышенное или пониженное артериальное давление.
    10. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
    Д.
    1. Вы считаете, что строгая дисциплина развивает сильный характер.
    2. Вы часто жалеете о том, что ребенок растет и взрослеет, хотите, чтобы он подольше оставался маленьким.
    3. Вы считаете своим долгом знать все, о чем думает ваш ребенок, и у него не должно быть секретов от родителей.
    4. Вашего ребенка нет никаких увлечений (посещение кружков по настоянию родителей не считается).
    5. Вы всегда стараетесь помочь своему ребенку и держите в стороне от житейских проблем.
    6. Вы считаете, что для того, чтобы вырастить ребенка порядочным человеком, его следует держать в жестких рамках.
    7. Во время болезни вы особенно внимательны к ребенку, но этого нельзя сказать о том времени, когда он здоров.
    8. Вы считаете своего ребенка незрелым, не самостоятельным и не очень способным.
    9. Ваш ребенок очень редко играет (с игрушками, сверстниками), редко рисует не по заданию учителя, а по собственному желанию. Вы недовольны, когда он бездельничает.
    10. Вы часто произносите фразу «Ты вечно болеешь (простужаешься)!»
    Результаты .
    Если вы набрали от 3 до 10 баллов , отвечая на вопросы из группы А , в частых болезнях вашего ребенка, скорее всего, «виновата» иммунная система. Поэтому понадобятся:

    1. консультация врача-иммунолога
    2. специальное исследование иммунной системы — иммунограмма
    3. при необходимости — проведение иммунокоррекции

    Если вы набрали от 3 до 10 баллов , отвечая на вопросы группы Б — ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям. Нередко аллергические заболевания органов дыхания проходят под маской «частых ОРЗ». Вашему ребенку необходимы:

    1. консультация врача-аллерголога, специальный режим и диета, ограничивающие контакт с аллергенами
    2. плановое поэтапное лечение основного заболевания.

    Если вы набрали от 3 до 10 баллов , отвечая на вопросы группы В , частые респираторные заболевания ребенка могут быть связаны с хроническими заболеваниями ЛОР-органов (тонзиллит, аденоидит). Это может быть как самостоятельной причиной частых ОРЗ, так и следствием иммунологической недостаточности, поэтому необходимы:

    1. консультация ЛОР-врача,
    2. консультация врача-иммунолога,
    3. лечение основного заболевания и при необходимости — иммунокорекция.

    Если вы набрали от 3 до 10 баллов , отвечая на вопросы группы Г , у вашего ребенка нельзя исключить заболевание нервной системы. Он может часто болеть, так как нервная и иммунная система очень тесно связаны. Кроме того, дети с патологией вегетативной нервной системы нередко отличаются повышенной потливостью, которая приводит к быстрому переохлаждению и, как следствие, — простуде. Необходимы:

    1. совместное наблюдение невролога и иммунолога
    2. рациональная одежда и соблюдение режима дня
    3. закаливание

    Если вы набрали от 3 до 10 баллов , отвечая на вопросы группы Д , у вашего ребенка, скорее всего, есть серьезные психологические проблемы. Частые ОРЗ могут быть «выгодны» ребенку, например, давая возможность получать родительское внимание, которого он лишен. Болезни малыша могут быть «нужны» и родителям — если позволяют объединиться, получить какие-то преимущества. Причем ни взрослые, ни дети чаще всего не осознают происходящего. Склонность к респираторным заболеваниям может усугубляться и неблагоприятной для развития ребенка моделью воспитания в семье. Необходимы:

    1. исключение заболевания иммунной и нервной систем, ЛОР-органов
    2. консультация психолога.

    Возможно, вы набрали 3-10 баллов сразу в нескольких анкетах. Это неудивительно, потому что у большинства часто и длительно болеющих детей есть проблемы с иммунной системой, и с нервной, и ЛОР-органы страдают, и т.д. Поэтому выберите для начала ту анкету, в которой насчитывается максимальное количество очков и начните с того специалиста, который, по-нашему мнению, «главный» именно в этом разделе. Решайте проблемы постепенно и не стремитесь сделать все и сразу.
    Если вы набрали равное количество баллов в нескольких анкетах — записывайтесь на прием к нескольким специалистам. Все равно кто-то примет вас первым, кто-то понравится больше, и т.д. В любом случае выберите ведущего врача, потому что народная мудрость права: и у семи нянек дитя бывает без глазу. Обязательно должен быть такой человек, который принимает самые главные решения, руководит всеми действиями и направляет их в нужное русло. Им, кстати, может быть и ваш участковый педиатр.

    Поощрения и наказания в воспитании детей.

    Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы об использовании мер поощрения и наказания в воспитании детей. Ваши искренние ответы помогут в подготовке содержательного и интересного разговора.

    1 Слушается ли Вас ребёнок?

    2 Нужно ли использовать в воспитании наказание?.

    3Как Вы добиваетесь выполнения распоряжения?

    4За что и как Вы наказываете ребёнка?

    6 Какие наказания и поощрения применяли к ребёнку

    Следующие пункты дают возможность Вам отвечать словами «да» и «нет».

    А) Когда ребёнок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения

    Б) Сопереживаю, сочувствую своему ребёнку, прощаю, верю в него.

    В)Ни разу не кричал(а), не наказывал(а) ребёнка.

    Г) Не оставляю без наказания ни одного проступка.

    Д) Единственное, что действует на моего ребёнка- — строгое наказание.

    Е) Если только возможно стараюсь не наказывать.

    Ж) Хвалю ребёнка за каждый успех наедине и при посторонних.

    З) Если я в хорошем настроении могу простить то, за что в другое время

    И) Нередко бывает так: я накажу, а муж (жена) упрекают за излишнюю

    строгость и прощают и утешают.

    К) Решение о наказании принимаю, лишь после того как успокоюсь и

    Готов ли Ваш ребенок идти в школу?

    Как правило родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу.

    С помощью этого теста Вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

    1. Часто ли Ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?

    2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

    3. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

    4. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?

    5. Вы не уверены в том, что Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

    6. Ваш ребенок ни минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

    7. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?

    8. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

    9. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы?

    10. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах двадцати?

    Готов ли Ваш ребенок к письму?

    Научить ребенка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.

    1. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?

    в) никак не может запомнить.

    2. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?

    а) с неохотой, но приступив, увлечется;

    б) с огромным удовольствием;

    в) с заявлением: «у меня не получится» и категорично отказывается.

    3. Рисунки Вашего ребенка отличаются:

    а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;

    б) оригинальностью, некоторой размашистостью;

    в) аккуратностью и четкостью линий.

    4. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:

    б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;

    в) держит её непривычным образом, порисует уверенно.

    Готов ли Ваш ребенок к чтению?

    Чем быстрее ребенок овладеет в школе способностью осознанно читать, тем успешнее он будет учиться. Учить читать малыша необходимо без принуждения. Способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествуют ряд других способностей. Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка читать.

    1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?

    2. Способен ребёнок их пересказать?

    3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?

    4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки

    5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?

    6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

    Читайте также:  Герпесная инфекция у детей анализ

    7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?

    8. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?

    9. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно

    11. Он понимает смысл большинства сложных слов?

    12. Чтение для него приносит удовольствие?

    13. Овладев буквами и словами, он пытается читать самостоятельно?

    14. У Вашего малыша нет логопедических проблем?

    15. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?

    16. В разговоре он оперирует развернутыми не односложными предложениями? 17. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?

    18. Ваш малыш знает много стихов и песен?

    Если сумма баллов составила:13-18 баллов, то Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг 9-12 баллов свидетельствуют о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать. Менее 9 баллов значат, что пора бить тревогу, ведь Ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами

    Тесты для детей и родителей, рекомендации по подготовке детей к школе.

    Давайте дорогие родители оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос «Ка.

    Тесты для детей и родителей, рекомендации по подготовке детей к школе.

    Тест дополнит представление о себе, как о родителях, поможет сделать выводы по проблемам воспитания детей.

    В картотеке представлены анкеты с родителями от средней группы до подготовительной к школе группе.

    Одной из важных задач в работе педагога является изучение семей и уровня педагогической культуры родителей. Пользуясь анкетами и тестами из картотеки можно проводить анкетирование по разны.

    ТЕСТЫТест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?&quot.

    источник

    Тест-игра: «Какой Вы родитель?»

    Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

    Оценка результатов

    Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов , значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

    Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

    11 баллов и выше — Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

    Взаимоотношения отцов и детей — извечная, передающаяся из поколения в поколение проблема. Почему в одних семьях царят мир и взаимопонимание, а в других дети и родители не перестают ругаться? Кем вас считает ваш ребенок?

    Попробуйте выяснить это при помощи теста.

    1. Если ребенок получит двойку в школе, ваши действия?
    — задам хорошую трепку, заставлю сидеть дома и зубрить — 2;
    — помогу ребенку разобраться и выучить урок — 3;
    — получил двойку, получит и тройку. Ничего страшного — 1;
    — пойду в школу и устрою учителям выволочку — 4.

    2. Если ребенок возьмет без спроса деньги и все потратит, каковы будут ваши действия?
    — шкуру с него спущу! — 2;
    — проведу беседу, постараюсь все объяснить — 3;
    — пускай берет, для него и работаю — 4;
    — мои деньги где попало не валяются — 1.

    3. Сколько времени в день вы общаетесь с ребенком?
    — необходимый минимум — 2;
    — денно и нощно! — 4;
    — все свободное время! — 3;
    — у меня нет лишнего времени для общения — 1.

    4. Вы читали своему ребенку в детстве перед сном книги?
    — систематически — 3;
    — изредка — 1;
    — никогда, читал(а) супруг(а) — 0;
    — ни к чему ребенку перед сном забивать голову всякой ерундой — 2.

    5. Как ваша семья проводит летний отдых?
    — папа — на запад, мама — на юг, дети — в лагерь! — 1;
    — стараемся всегда вместе: и дома, и в походы, и на море — 3;
    — отправляем детей гостить к родственникам или в лагерь — 2;
    — куда ребенок пожелает, туда и поедет — 4.

    6. Как часто вы даете детям советы?
    — ежеминутно — 2;
    — упаси господь советовать. Дети сами все знают — 4;
    — по необходимости — 3;
    — советую всем никому никогда не советовать — 1.

    7. После ссоры с ребенком кто первым идет на примирение?
    — тот, кто первым осознает свою неправоту — 3;
    — никто и никогда — 1;
    — конечно, должен ребенок, ведь он же младше — 2;
    — всегда я, жалко дитятко! — 4.

    8. Доверяет ли вам ребенок свои секреты?
    — в минуты откровений — да — 3;
    — все секреты узнаю от соседей и знакомых — 4;
    — его секреты мне ни к чему — 1;
    — никуда не денется, прижму — как миленький доверит — 2.

    9. Стараетесь ли вы исполнить все желания своего ребенка?
    — безусловно, все до единого — 4;
    — да, если позволяют средства и время — 3;
    — желания — да, капризы — нет — 2;
    — дети должны выполнять желания родителей — 1.

    10. Способны ли вы передать своего ребенка на длительный срок (более месяца) на воспитание казенному учреждению или родственникам?
    — только если вынуждают обстоятельства — 3;
    — именно так я и поступаю — 2;
    — ни в коем случае — 4;
    — пусть живет, где хочет — 1.

    Отметьте ваши ответы и подсчитайте сумму полученных очков .

    От 10 до 15. Вы — Равнодушный. Вы считаете детей побочным продуктом своей жизни, злополучным довеском, свалившимся невесть откуда. Лозунг «Хочу пожить для себя!» является отправной точкой в построении ваших взаимоотношений с ребенком. Вы живете своей жизнью, в которой ребенку не находится места. Прохладное отношение к ребенку с вашей стороны не порождает у него ответное чувство привязанности. С каждым годом вы все дальше отдаляетесь друг от друга. Обыденные встречи не несут теплоты и радости от общения. Материальное — единственное, что вас еще связывает. После обособления этой части жизни произойдет окончательный разрыв хрупкой связующей нити, и, надо полагать, ваши встречи станут нежеланными обоюдно.

    От 16 до 25. Вы — Деспот. Вы пребываете в полной уверенности, что вы — глава семьи. И поэтому ребенок должен непременно слушать вас и беспрекословно выполнять все ваши требования. Ваши суждения — истина в последней инстанции. Мнение ребенка, его интересы и проблемы вас инте ресуют мало. У вас имеется четкий план действий в отношении воспитания и обучения ребенка. Сопротивление ребенка вашему неистовому напору только подливает масла в огонь. Не в силах противостоять, ребенок пытается отойти в сторону от постоянного конфликта, замыкаясь в себе и молча выслушивая морализирования неистового родителя. Не исключено, что в будущем, вырвавшись из-под вашего неусыпного надзора, «послушник» будет делать все наоборот тому, чему вы его неустанно учили долгие годы. Просто так! Назло.

    От 26 до 34. Вы — Друг. У вас доверительные отношения с ребенком. Вы в курсе всех его маленьких несчастий и радостей. Ребенок считает вас самым близким другом и старается не огорчать вас ни словом, ни действием. Но если такое случается, то вы быстро находите пути примирения, и конфликт не превращается в затяжную междоусобную войну. Вы уверены в действиях своего ребенка и способны предугадать его поведение в той или иной ситуации. Ребенок видит в вас надежную опору и защиту. Вы говорите друг с другом на равных, не переходя на примитивное панибратство. Вы требовательны и в меру строги к своему ребенку. Ваши отношения построены на обоюдном уважении.

    От 35 до 40. Вы — Прислуга. Ваш ребенок откровенно помыкает вами. По собственному желанию вы поступили к нему в услужение, потакая с малых лет всем его капризам. Подрастая, он все чаще перестает считаться с вашим мнением. Вы в отчаянии думаете: «Что случилось с моим ласковым прежде малышом?» Вам и невдомек, что он просто встал на философскую позицию Птолемея и откровенно полагает, что вся Вселенная крутится вокруг него. Впереди еще тот миг, когда придет Коперник и объяснит устройство мироздания, переворачивая сознание вашего воспитанника с головы на ноги. Только поможет ли это? Как знать.

    Этот тест раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель или педагог может с его помощью проверить, насколько его представления о воспитании верны. На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить «да» (если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если вы придерживаетесь другого мнения)».

    1. Девочки более послушны, чем мальчики.

    2. Девочки лучше относятся к природе.

    3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

    4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

    5. Мальчики больше одарены в математике.

    6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

    7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

    8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая.

    9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

    12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

    14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

    15. Мальчики более предприимчивы.

    16. Девочки более трусливы.

    17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

    18. Девочки реже соперничают между собой.

    19. Мальчикам более важное заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

    20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

    Правильные ответы

    1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

    2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет.

    3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

    4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

    5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

    6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.

    7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

    8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

    9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

    10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.

    11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

    12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

    13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

    14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

    15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

    16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

    17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

    18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики и девочки.

    19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

    20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

    Итак, ответив на вопросы теста, вы определили, насколько ваши представления о разнице между воспитанием девочек и мальчиков совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у детского психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить подрастающее поколение.

    источник