Меню Рубрики

Анализ современной поэзии для детей

Тема: Русская и зарубежная поэзия для детей XXвека.

ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством зарубежных и русских поэтов XX века, учить делать анализ произведений, с точки зрения нравственных и воспита­тельных задач, передавать красоту природы, с помощью выразительных средств языка;

2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе;

3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про­
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты и книги Акима, Берестова, Заходера, Коринца, Мош-ковской и др.

I .Чтение наизусть стихи Михалкова (выразительное чтение)
2.Цикл о дяде Степе

Стихи для детей — явление сложное, так как эстетические потребности детей разного возраста различны. Если для дошкольников и младших школьников харак­терно образное восприятие мира, игровое его освоение, стремление ритмически ор­ганизовать речь, соотнести ее с движением, красками, звуками, то для подростка важнее героическое начало, события большого эмоционального накала, а потому и тяга к остросюжетной, героической поэзии.

Мир в поэзии отражается как в содержании, так и в форме стиха. Содержа­ние — это не тема и даже не сюжет, — это мировосприятие поэта. Одна и та же тема, один и тот же сюжет будут звучать по-разному в зависимости от мировосприятия поэта. Например, о грозе можно написать радостное лирическое стихотворение, и может оно быть трагическим и мрачным. Естественно, что форма стиха, его звуко­вая оркестровка, ритм, интонация также будут различны, так как отбор художест­венных средств непосредственно связан с общей тональностью и восприятием мира художником-творцом в данный момент. Чем глубже поэт воспринимает гармонию или противоречия мира, тем серьезнее его поэзия. Она становится явлением в лите­ратуре. И, обращаясь к современной поэзии со своим особым видением мира, а сле­довательно, со своей собственной интонацией, поэтов, которым есть что сказать де­тям.

Отличительная черта поэзии последних десятилетий — в стремлении приоб­щить детей к современности в самом широком смысле этого слова, в стремлении раскрыть через чувство поэта и его лирического героя удивительный мир, окру­жающий нас, многообразие состояний природы, душевные движения человека.

В современной поэзии лирический герой — первооткрыватель нового, каза­лось бы, в примелькавшемся нам, взрослым, окружающем мире, который каждый день познает читатель-ребенок.

Поэзия для детей во второй половине 80-х — начале XXI века развивается в основном по игровой модели, заданной в Серебряном веке и 20-30-х годах. В этой модели главным принципом была игра со словом (Тим Собакин «Квадратный беге­мот»).

Новые тенденции поэзии, как и всей ДЛ, — в снятии табу с ряда тем и в раз­витии их на основе естественно сложившихся традиций современного детского фольклора (Артур Александрович Гиваргизов (1956), учитель музыки, пишет рас­сказы, сказки и стихи «В первый класс»).

Недостаток лиризма в игровых и сатирических стихах отчасти восполняется творчеством поэтов старшего поколения. В периодике и сборниках, наряду с новыми стихами, печатаются мастера, чей стиль сложился несколько десятилетий назад (Игорь Александрович Мазин (1938) «Заря утром и вечером», 1998).

Лиризм стихов Виктора Владимировича Лунина (1945) чаще всего возникает с мотивом едва заметного перевоплощения, что позволяет почувствовать и понять нечто важное, соприкасающееся с далеким пока миром взрослых переживаний («О чем грустят кораблики»).

В творчестве современных поэтов отчетливо просматриваются самые даль­ние истоки русской лирической поэзии для детей — от поэтов державинско-карамзинской эпохи (С.Г. Козлов «В ясный день осенний», 1980)

Благодаря соседству в активном поле ДЛ поэтов «хороших и разных» (по выражению Маяковского), эксцентриков и лириков, «шестидесятников» и «новых» расширяются возможности поэтического языка, делаются доступны для выражения все более сложные темы.

1.Чтение наизусть (об авторе): Я.Акимов, В.Берестов, И.Токмакова, Е.Благинина, Ю.Тувим, Дж.Родари, И.Токмакова, Э.Мошковская и др.

2.Оформить отзыв о стихотворении (обложка соответствует стихотворению) 3.0 Житкове

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10440 — | 7297 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

1. Установить сюжетным (лироэпическим) или бессюжетным (лирическим) является анализируемое стихотворение.

Маршак создавал жанры, уравновешивающие, «усредняющие » лирику и эпос, лирику и драму, лирику и критику, лирику и перевод. Стиль Маршака- стиль сказочного реализма. Остро чувствующий в жизни присутствие чуда, какой-то не разгаданной тайны, Маршак создавал образ мира, образ духовного существования человека, стараясь в то же время разбудить в его душе тоску по идеалу, жажду прекрасного.

2. Какова его тематика? Каков лирический герой? Определить средства изображения ребенка, психологии детства. Изображение взрослых в стихах для детей.

Любовь маленьких читателей Маршака к Рассеянному сродни детской любви к безобидным и забавным чудакам. Любимцы детворы были в каждом городишке, в любом местечке или слободе. Один из них появляется на страницах книги Маршака «В начале жизни», облаченный в головной убор, сразу вызывающий в памяти свойственную Рассеянному манеру одеваться: это Хрок, «человечек с нахлобученным на голову по самые брови медным котлом». Медный котел — не из той ли кухни, откуда взята знаменитая сковорода: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду»?

Чтобы правильно ориентироваться в мире, маленький человек должен понять его устройство, овладеть его законами, будем ли мы под словом «мир» понимать физическую, природную реальность или реальность социальную и культурную. Тем более, что для познающего мир ребенка это разделение еще не существует или несущественно: детское восприятие мира целостно, «синкретично». Законы природы и правовые установления для него одинаково покрываются понятием нормы. В десятках произведений Маршака варьируется одна и та же коллизия: человек власти (царь, король, принц, принцесса) держит в руках всю механику юридического закона и полагает, что может покушаться и на законы природы. Наоборот, человек народа (солдат, матрос, свинопас, падчерица) распространяет свое уважение к законам природы и знание их непреложности на моральные и правовые нормы. Между этими противопоставленными персонажами идет борьба за норму. За нормальные — то есть человечные — отношения.

В фольклорных «перевертышах» (термин, введенный в научный оборот Чуковским) происходит игровое, радостное, победительное утверждение нормы, что для ребенка — хитрое испытание на взрослость. Маленькому читателю предлагается задача, правильный ответ на которую — смех.

Понятие нормы существует постольку, поскольку есть «ненорма», антинорма, анормальность. Перевертыш — свидетельство аналитического подхода и структурного понимания действительности.

Все это непосредственно связано с познанием подлинных реальностей жизни: ведь этим путем малыши закрепляют скромные завоевания своего житейского опыта» 51 .

Так оборачивается «Рассеянный» к своему маленькому читателю. А для взрослого он служит веселым напоминанием о тех изначальных, фундаментальных основах бытия, о которых он, взрослый, быть может, и думать забыл.

3. «Мораль стиха» и способ ее преподнесения читателям – детям.

Мораль: Эта сказка является наглядным примером, к чему может человека привести чрезмерная рассеянность. Дети понимают, какими не надо быть.

Способ преподнесения: В произведении в юмористической форме рассказывается о поездке рассеянного человека от ленинградской улицы Бассейной в Москву. Сначала он надевает на себя совершенно неподходящие в качестве одежды вещи. Затем едет на вокзал и, в конце концов, двое суток сидит в отцепленном вагоне, полагая, что едет из Ленинграда в Москву.

Используются фольклорные «перевертыши», что для ребенка — хитрое испытание на взрослость. Маленькому читателю предлагается задача, правильный ответ на которую — смех.

4. Жанровые особенности детского стиха.

Сказку (как жанр) как таковую, а случалось, самое право сказки на жизнь Маршак отстаивал не только как теоретик, критик, но и одновременно с этим и утверждал ее как творец новой современной сказки.

в сказках исключается всякое присутствие конкретного автора. Маршак «нарушает» этот незабываемый закон жанра: его присутствие в сказочном тексте, безусловно. И не только его самого. На равных с героями он включает в сказку и самих иных читателей или зрителей, превращая их из посторонних наблюдателей в активных участников действия, заражая не отвлеченно-стилизованной поэтикой, а живой поэзией реальной жизни, какой она становится на глазах зрителей, как будто они творят ее сами.

Стихотворные сказки Маршака – это всегда диалог автора и героев с теми, к кому они в данную минуту обращаются.

С.Я.Маршак преобразил язык сказки, который в полной мере сохраняя волшебное обаяние, в то или иное время поразительно современен, обиходен и прост. Он создал свой язык, как всякий истинный художник. Язык, выражающий его нравственно-эстетическую систему мировоззрения, его взгляд на жизнь, его философию. Язык писателя мы узнаем не только по словарю, но по тому магическому соединению слов, их музыке, благодаря которому обычное, на первый взгляд, словно обретает еще особый, дополнительный смысл и содержание. В полной мере это относится и к «сказочному» слову. Вот почему поиск верной тональности стихотворной сказки, ее музыкального строя и ритма каждый раз был творческим, целиком захватывающим целей его замысла.

5. Художественно-изобразительные формы стиха.

1) Четкая, «прозрачная» композиция стихотворения, напоминающая кумулятивную сказку (повествование строится на повторах: один эпизод тянет за собой другой.

3) Композиции стихотворения, не теряя цельности, разбивается на ряд маленьких стихотво­рений, легких для запоминания, законченных в своей выразительности.

4) Каждый поворот сюжета внутри одного стихотворного произведения сопровождается изменением стихотворной формы — размера, ритма, изменением интонации рассказчика.

5) Маршак в своем творчестве утверждал новую традицию — традицию нонсенса, шутки, перевертыша, словесной игры.

6) Все эти новации полнее всего нашли отражение в одном из самых знаменитых его стихотворений «Вот какой рассеянный». У героя абсолютно все наоборот: вместо шапки на ходу он надел сковороду.

7) — Вводил в сюжет иронию (анекдотический сюжет).

6. Анализ художественного мира детской поэзии.

С.Я.Маршак – настоящий психолог детства – при построении своих юмористических и сатирических образов опирается, прежде всего, на психологические особенности ребенка, поэт умеет смеяться дружелюбно и беззаботно, но смех его может быть полон гнева и сарказма. Между юмором и сатирой располагается целая гамма оттенков смеха, и находчивость автора стихотворных сказок для детей выражается в игре слов, в занимательности ситуаций, в комедийности действующих лиц.

7. Чистота поэтической интонации, ее разнообразие: доброжелательность, поучение, насмешка, ирония, хитрость, превосходство, драматизм, лукавство, боль или радость бытия и т.д. Умение поэта смотреть на мир глазами ребенка.

С.Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребенком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, березке в весеннем уборе.

8. Пафос детских стихотворений: гражданский, лирический, моралистический (дидактический), юмористический, философский и т.д.

Пафос: «Сохранить, сберечь и передать другим людям накопленные духовные ценности, принести свою крупицу меда в соты вековой культуры человечества, сберечь и продолжить традицию — это, быть может, главный пафос поэзии и вообще всей жизни Маршака» 9 . С этим просветительским пафосом критик справедливо связывает «тяготение к стабильной форме» 10 , преемственное по отношению к традиции.

источник

Детская литература представляет собой отдельную область литературоведения, обладающую своими специфическими чертами и особенностями. Она рассчитана на детскую аудиторию до 14-16 лет и ориентирована на реализацию задачи воспитания и образования подрастающего поколения посредством художественного языка, художественных образов. Детская литература может быть неоднозначной по замыслу, проникнута тонким юмором и иронией, поднимающая общечеловеческие и нравственные вопросы, в которых ребенку следует разобраться, поскольку, таким образом, в формирующуюся личность закладываются основные понятия о добре и зле, гуманности, верности, чести и т.п.

Современная детская литература изобилует своим разнообразием. Однако в последние несколько десятилетий, начиная с 90-х годов прошлого столетия, в ней наблюдались различные тенденции: с одной стороны, существовал замечательный пласт классической детской литературы, на которой выросло не одно поколение советских школьников. Его составляют произведения таких писателей, как К. Булычёв, Е.С. Велтистов, В.Ю. Драгунский, Ю.И. Коваль, В.П. Крапивин и другие. С другой стороны, уже с начала 2000-х наблюдался большой наплыв новой детской литературы. Сегодня же выпуск современной детской литературы (как и литературы вообще) никем не контролируется. Зачастую за внешней пестрой, красочной картинкой, за масками выдуманных супер-героев, вызывающих интерес у детей, в большинстве случаев полностью отсутствует позитивная идейная наполненность. Некоторые исследователи и вовсе строят неутешительные, ужасающие прогнозы. Например, В. Д. Пурин пишет: «Осталось совсем немного до той опасной черты, когда будущие поколения вовсе впадут в исходное первобытно-стадное состояние, перестав читать»[1]. Сходного мнения придерживаются Н.В. Зайцева, А.И. Кириченко, О.Ю. Золотухина, отмечая негативное воздействие большинства современной литературы на детей.

Однако в последние годы появились и такие авторы, которые придерживаются классической направленности детской и подростковой литературы. Напомним, что данная литература специфична, поскольку обращена к определенной возрастной аудитории. Наряду с выпуском прозаической детской литературы наблюдается всплеск развития детской поэзии (поэзии для детей). Связано это с тем, что поэзия является важнейшим средством формирования у ребенка первичного образного представления о мире, воспитания у него эстетического вкуса, овладения языковыми законами. Произведения, написанные в поэтической форме, легче для восприятия, а потому, чем меньше ребенок, тем больше поэтических произведений входит в его круг чтения.

Актуальность работы обусловливается тем, что до сих пор остается неразрешенной проблема определения той совокупности отличительных черт поэзии для детей, которые позволили бы выделить ее в самостоятельную область искусства слова. Соответственно возникает вопрос, учитывают ли современные российские поэты возрастные особенности психики детей-читателей и существует ли «возрастная» специфика современной российской поэзии для детей, которую можно считать важным критерием выделения детской поэзии в самостоятельную область художественной литературы. Современная детская поэзия с точки зрения ее уникальных черт, обусловливающихся категорией читателя-ребенка, практически не изучена.

О детской поэзии XXI написано мало работ. О детской поэзии написан ряд научных статей. В частности, О.C. Cемигина в статье «Игры жанром в современной детской поэзии» пишет: «Для современных поэтов, пишущих для детей, свойственна игра с известными жанрами, причём жанрами взрослой поэзии. И эта игра построена на несоответствии, своеобразном обмане ожиданий читателя. Поэты наполняют традиционную форму нетрадиционным содержанием»[2].

Е. Терновицкая в статье «Терапия вместо морали» отмечает одну из новейших тенденций современной детской поэзии, проявленную в установке на терапевтический эффект для взрослых, заменяющий прежнюю установку на мораль[3]. Детский писатель всё больше осознает себя в роли «врачевателя душ». Посредством «детскости» писатели и читатели пытаются преодолеть хаос, снять отчуждение, выйти и вывести из состояния стресса. Особенно чётко эта тенденция в детской литературе просматривается с начала 1990-х годов, что объясняется естественными причинами, связанными с крутыми переменами в жизни государства.

Об установке на «взрослое слово» в детской поэзии говорит А. Н. Губайдуллина. В детскую поэзию проникает дикурс взрослой жизни, при этом «взрослое слово» искажается не только в процессе жонглирования терминами, «присваиваясь» ребенку, но и во время пародирования детьми речи взрослых[4].

Читайте также:  Стрептококковая инфекция у детей анализ

Статьи о тенденциях поэзии для детей писали также ряд других исследователей: Л. Д. Гутрина, Т. А. Гридина, Н. В. Барковская, А. В. Петров, Е. Путилова, Т. О. Скрябина и другие.

Что касается основательных, фундаментальных работ на тему исследования детской поэзии, то они практически отсутствуют. Наиболее значительным из них считается учебное пособие «Детская литература» под редакцией И.А. Арзамасцевой и С.А. Николаевой. В нём авторы также рассматривают основные тенденции современной поэзии для детей.

По мнению исследователей детской литературы В. Глоцера и Е.О. Путиловой, поэзия обэриутов заложила основы традиции стихового комического эпоса, весьма популярного у современного читателя-ребенка.

В нашем исследовании мы обратимся к специфике современной детской поэзии.

Объектом нашей работы является современная поэзия для детей (на примере творчества Марии Рупасовой, Анастасии Орловой, Анны Игнатовой).

Предмет исследования составляет специфика современной детской поэзии, особенности её проблематики и поэтики.

Исходя из малоизученности темы, в нашем исследовании ставятся следующие цели:

─ изучить специфику детской поэзии в исследованиях литературоведов;

─ изучить проблематику и поэтику современной детской поэзии: мир детей и мир взрослых в творчестве Марии Рупасовой и Анны Игнатовой, место ребенка в природе в творчестве Анастасии Орловой;

─ подвести итоги проделанной работы, выявив основные особенности современной поэзии для детей.

Выбор творчества вышеуказанных поэтов в качестве объекта исследования обуславливается тем, что художественный мир лирики Марии Рупасовой, Анны Игнатовой и Анастасии Орловой ранее никем не изучен. В этом заключается практическая новизна нашей работы.

Методология. Для решения поставленных задач выбраны следующие методы: 1) анализ специфики детской поэзии на основе предыдущего опыта, представленного в литературоведческих работах, в том числе в работах К. Чуковского и С. Маршака; 2) литературоведческий анализ лирики Марии Рупасовой, Анны Игнатовой и Анастасии Орловой; 3) метод сплошной текстовой выборки.

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что в дальнейшем возможно использование ряда выводов и положений работы для более глубокого изучения современной российской поэзии для детей в целом и творчества М. Рупасовой, А. Орловой, А. Игнатовой в отдельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ

1.1. Поэты ─ о поэзии: С.Я. Маршак и К.Чуковский о детской поэзии

С.Я. Маршак и К. Чуковский ─ эти два имени в сознании нескольких поколений советских (и российских) людей почти слились воедино. Они неизменно ассоциируются с эталоном детской поэзии, и их действительно заслуженно можно назвать признанными мэтрами слова для детей. На их лирических произведениях выросло и воспиталось не одно поколение. Стихотворения С.Я. Маршака (1887 – 1964) и К. Чуковского ( нам всем хорошо известны с детства, не раз прочитаны и заучены. Им выпало жить и творить в одну историческую эпоху ─ то время, когда советская власть, пришедшая на смену царскому режиму, отчаянно нуждалась в воспитании с малых лет нравственно здорового, жизнерадостного и любознательного человека.

Отношения между двумя корифеями детской литературы были непростыми ─ познакомившись в 1918 году через посредство М. Горького, они то водили крепкую писательскую дружбу, обмениваясь шуточными литературными посланиями друг к другу, то ссорились надолго и основательно, не подавая при встрече друг другу руки. Одна из таких ссор между К. Чуковским и С. Маршаком произошла в 1943 году, когда Корнею Ивановичу из издательства вернули рукопись «Одолеем Бармалея», а Маршак отказался ему помочь, найдя стихи действительно слабоватыми. После этого их ссора растянулась на долгие 15 лет.

Однако имена К. Чуковского и С. Я. Маршака связала вместе не только эпоха, но и любовь к детям. Оба они, в чём-то разные, в чём-то схожие, не мыслили себя без поэтического слова, обращенного к детям. И оба они заложили основы современной детской поэзии как поэзии для детей и о детях. Советская власть более благоволила к С. Маршаку, будучи благодарной за его идейность и даже наградила его четырьмя Сталинскими премиями (1942, 1946, 1949, 1951) и одной Ленинской (1963). Судьба К. Чуковского в этом плане была сложнее: власти в языке его иносказаний (в частности, в «Крокодиле» и «Тараканище») норовили увидеть насмешку над тоталитарным режимом.

По-разному Чуковский и Маршак входили в зарождающуюся советскую детскую литературу, но именно они были ее зачинателями. Вот что писал литературовед Мирон Петровский: «Литературу для детей оба осмыслили не как „маленькую литературу“, а как основоположение, краеугольный камень, не подвластный времени и моде, фундамент, закладываемый в основание личности на самых ранних этапах ее формирования. Интересы и представления взрослых людей разбросаны по разным социальным, профессиональным, возрастным, политическим и прочим отсекам, но в детстве все пропитываются детской литературой, одними и теми же ее произведениями, которые в силу этого принимают на себя высокую функцию „главной книги“, общенационального мифа»[5].

В 20-30-ые годы остро встаёт вопрос о поиске новых способов диалога с детской аудиторией, и он включает в себя аспекты познания как особенностей детской психологии, так и формирование нового игрового языка как средства постижения ребенком окружающего мира. Детская поэзия С. Я. Маршака, наравне с произведениями К. И. Чуковского, появилась в стране в переломный момент, когда все старые идеалы, принципы государственного строя, сам многовековой уклад жизни рухнул, а новый ещё только-только стал нарождаться. В изменившихся условиях общественного уклада страна, сами люди, нуждались в какой-то крепкой, нравственной основе.

Как отмечает И.Н. Арзамасцева, «для Маршака в детской книге не было мелочей». Чем младше возраст читателя, тем суровее были требования поэта-редактора к книге, которую он воспринимал целиком: содержание, язык, оформление, шрифты и формат, качество печати. Маршак не терпел «безработных» или стертых слов, штампов, вялых мыслей и ходульных эмоций. «Большая литература для маленьких» — так звучит его девиз[6]. Таким образом, С.Я. Маршак выстраивает диалог с ребенком, развивая в нём способность мыслить, будучи вовлечённым в игру. Он опирается на опыт английского детского фольклора, знатоком которого он был, поскольку продолжительное время жил в Англии и увлекался переводами английских поэтов. Начиная с 1920-х годов, вместе с ученым-фольклористом Ольгой Капицей он становится руководителем студии детских писателей в Институте дошкольного образования. Маршак убежден в том, что советскому писателю необходимо не снизойти до чувств и психологии ребенка, а подняться до них, отсюда установка на уважение к детской личности и при этом отсутствие лишней сентиментальности. Маршак ─ тот, кто через искусство слова может приводить ребенка к осмыслению серьёзных, «взрослых» тем, включая политические («Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Быль-небылица», «Праздник леса»). С. Маршак неоднократно подчёркивал: «Нет ничего лучше народных детских прибауток, песенок, считалок, скороговорок-тараторок, дразнилок. Стихи для маленьких должны быть настоящими стихами, без рассудочности, от всего сердца, от радости душевной. В них должно быть ясное чувство формы, цельность рисунка, каким бы коротким или длинным не было стихотворение. Так, как это бывает в лучших народных песенках, сказочках или считалках. Людям, пишущим для маленьких, надо учиться у народа, у лучших мировых поэтов – и у детей»[7].

Концентрируясь на особенностях восприятия мира ребенком, поэт сообщает ему не отрывочные, урезанные знания о действительности, а полные, окончательные — те, что сообщил бы и взрослому. В 1934 году, по поручению М. Горького, С.Я. Маршак выступает на Первом Всесоюзном съезде писателей с докладом «О большой литературе для маленьких», в котором излагает свои взгляды на задачи и развитие детской литературы в целом. В докладе Маршак отмечает, что в дореволюционной России такое явление, как Всесоюзный съезд писателей, было бы невозможно ввиду отсутствия качественной литературы для детей: он остро критикует детскую поэзию Л. Чарской и множества, по его мнению, бесталанных писателей, создававших литературу для детей. Одновременно он признаёт заслуги в этой области Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П. Чехова, Л. Толстого, рассказы Куприна, стихи А. Блока, Саши Чёрного, Марии Моравской. На основе доклада С. Маршака на Первом Всесоюзном съезде писателей мы сформулируем основные требования, выдвинутые поэтом, к литературе для детей.

Установка на деятельное начало, музыкальный ритм и юмор.Маршак считает отсутствие этих критериев в детской литературе ошибкой, поскольку, «дети умеют смеяться и прекрасно знают, какая сила и какая помощь — смех»[8]. Поэтому в литературных произведениях они нуждаются в «бытовой юмористической детали», которая «не принижает в их глазах героя, а делает его трогательнее и ближе».

Пример героя. Писатель утверждает, что маленькому читателю необходим пример для подражания в лице смелого героя, отстаивающего нравственные идеалы: «Наши ребята любят героику, особенно героику революции, и понимают ее по существу, а не ходульно»[9].

Познавательность, всеохватность знаний. Маршак заявляет о необходимости создания детской литературы, которая представляет собой комплекс «художественных фактов», а не разрозненные знания по отраслям.

Запрет на прямые нравоучения. Дидактичность как метод воспитания ребенка изжила себя: детей «нельзя кормить сухой дидактикой, нравоучительной литературой, которой питались в детстве их бабушки и дедушки, твердившие в виде утешения старинную пословицу схоластической школы»[10].

Установка на современность. Детский писатель должен ориентироваться на запросы современности, чтобы показать ребенку «жизнь и с другого конца — с нынешнего, а то и с завтрашнего дня»[11], поэтому необходимо обладать живым воображением и подвижным литературным языком.

Установка на содержательность, отвечающая детским интересам и потребностям. Книга для детей должна быть не столько толстой, сколько содержательной и законченной, включающей «целую человеческую жизнь, со всеми событиями, поражениями и победами», посредством слова писатель должен представлять ребенку всю полноту жизни.

Подлинное соответствие детскому мироощущению и критерию детского языка. «Если в книге есть четкая и законченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних героев повести и враг других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если моральный вывод из книги — не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода событий, да еще если ко всему этому книгу можно разыграть в своем воображении, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая для нее все новые и новые продолжения, — это и значит, что книга написана на настоящем детском языке»[12] — так пишет об этом С. Маршак.

Таким образом, С. Маршак признаёт в ребенке развивающуюся личность, жадную до новых знаний. К ребенку посредством слова необходим особый подход, лишенный выхолощенной слащавости, бесцельного жеманства и пустой сентиментальности. Ребенок ─ это вдумчивый и внимательный читатель, познающий многообразие жизни, включающийся в её бурный поток, читатель, черпающий для себя из книг новый опыт.

Следуя своим же требованиям, С. Маршак делает темы и сюжеты стихотворений даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро современными, затрагивающими не только мирок детской комнаты, как это бывало в дореволюционной поэзии, а весь большой мир, с его смешными, драматическими и героическими сторонами. Герои его стихотворений вечно спешат, бегут, едут, куда-то движутся. При этом остановка движения воспринимается как абсурд. Большое внимание поэт уделял композиции стихотворения: не теряя цельности, оно разбивается на ряд маленьких стихотворений, легких для запоминания, законченных в своей выразительности. Каждый поворот сюжета сопровождается изменением стихотворной формы — размера, ритма, меняется интонация рассказчика. Воображение читателя оказывается под властью изображаемых картин и событий, его эмоции следуют за быстрыми переходами действия. Звуковая инструментовка стихов обогащает повествование.

Наряду с С. Маршаком, К.И. Чуковский был не только блестящим детским поэтом, но и теоретиком поэзии для детей. Он входил в «репинский кружок», и, надо полагать, его известное требование к детским поэтам давать в каждой строке сюжет для рисунка рождалось в общении с великим художником, который и сам оформил несколько детских книг. Свои взгляды на детскую поэзию он структурно сформулировал в фундаментальной книге, посвященной особенностям детской речи «От двух до пяти». Книга увидела свет в 1928 году и при жизни автора выдержала более 20-ти изданий. Чуковский признаёт за детьми талант к словотворчеству, объясняет прикладной «механизм» освоения языка ребенком на основе ассоциативных и звуковых связей, вследствие чего язковые «нелепицы» в детской речи поддаются вполне понятной логике.

Как отмечает И. Н, Арзамасцева, «К. Чуковский делает главный вывод: народная поэзия и словотворчество детей совершаются по одним законам. Детский писатель должен учиться у народа, который в течение «многих веков выработал в своих песнях и сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку. Второй учитель детских поэтов — сам ребенок. Прежде чем обращаться к нему со своими стихами, необходимо изучить его вкусы и потребности, выработать правильный метод воздействия на его психику»[13].

При этом К. Чуковский уточнял, что начинающие детские писатели вовсе не должны «угодливо приспособляться к ребенку»[14]. Воспитательные цели остаются прерогативой взрослых с той лишь поправкой, что они должны досконально изучить умственные навыки ребенка, методы его своеобразного мышления. Таким образом, можно будет понять, каковы должны быть те литературные формы, которые наиболее живо будут восприняты ребенком и окажут на него влияние.

Говоря об истоках языкового познания мира, К. Чуковский утверждал, что дети заимствуют у народа и страсть к перевертышам. Поэт доказывал педагогическую ценность перевертышей, объяснял, что ребенок потому и смеется, что понимает истинное положение дел. Смех ребенка есть подтверждение успешного освоения мира. У ребенка жизненная потребность в смехе — значит, читая ему смешные стихи, взрослые удовлетворяют ее.

Книгу «От двух до пяти» Чуковский писал на протяжении 6 с лишним лет. Из разговора об особенностях детской речи она постепенно превратилась в основательный труд о детской психике и об особенностях познания ребенком окружающего мира. Вопросам особенностей детской поэзии в книге посвящена отдельная глава под названием «Заповеди для детских поэтов». Писатель не случайно выносит слово «заповеди» в заглавие: в главе постулируются некие непреложные, «золотые» правила, которым должен следовать детский поэт. Для того, чтобы детский писатель создавал хорошие стихи, необходимо соблюдать следующее.

Стихи должны быть графичными. Зрительное восприятие образа естественно для ребенка. К. Чуковский говорит об обязательной образности и действенности, которыми должна обладать поэзия для детей, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность: «Те стихи, с которыми художнику нечего делать, совершенно непригодны для этих детей. Пишущий для них должен, так сказать, мыслить рисунками»[15].

Наибыстрейшая смена образов, кинематографичность: образы, которые воспроизводятся в мышлении ребенка по мере чтения стихов, должны быстро и динамично сменять друг друга, как в калейдоскопе. Детское зрение воспринимает не качества вещей, а их движение, их действия, поэтому сюжет стихов должен быть подвижен, разнообразен. «Если, написав целую страницу стихов, вы замечаете, что для нее необходим всего один-единственный рисунок, зачеркните эту страницу как явно негодную»,[16] ─ пишет К. Чуковский.

Читайте также:  Стафилококк у детей расшифровка анализа

Словесная живопись должна быть лирична: вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями ─ от грусти и уныния до возбуждения и радости. Она должна быть певуча и легка, чтобы под неё можно было петь и танцевать: «Поэт-рисовальщик должен быть поэтом-певцом… Чем ближе наши стихи к экикикам, тем сильнее они полюбятся маленьким. Недаром в детском фольклоре всех стран уцелели в течение столетий главным образом песенно-плясовые стихи»[17].

Подвижность эмоции и подвижность ритма: в зависимости от настроения, которым проникнут отрывок, должен меняться и размер ─ от хорея к дактилю, от двустопных стихов к шестистопным. Детскому поэту следует всячески разнообразить фактуру стиха в соответствии с теми эмоциями, которые этот стих выражает.

Повышенная музыкальность поэтической речи: стихи должны быть текучими и плавными. Нельзя допускать большого скопления согласных в одной строчке, поскольку оно затрудняет произношение фраз ребенком. Строки в стихотворениях должны быть благозвучными, распевными. Ребенок нередко борется с согласными, преодолевает их. Для того, чтобы «разрушить» неудобное скопление согласных дети часто вставляют между ними гласные звуки (приём «разукрупнения» согласных).

Рифмы в стихах для детей должны быть рядом друг с другом, потому что детям трудно воспринимать несмежные рифмы.

Рифмованные слова должны быть носителями смысла (быть логически ударными). Это означает, что на слова, зарифмованные друг с другом, ложится вся тяжесть семантики. Так можно привлечь повышенное внимание детей к смыслу стихотворения. Соблюдение этого правила К. Чуковский считал самым важным.

Каждая строка должна жить собственной жизнью и составлять отдельный организм. Каждый стих должен быть законченным целым (синтаксическим и смысловым), поскольку «у ребенка мысль пульсирует заодно со стихом: каждый стих в экикиках— самостоятельная фраза и число строк равняется числу предложений»[18]. Категорически исключаются переносы и точки в середине строки: никаких внутренних пауз детские стихи не допускают, иначе будет нарушен напев. Большинство детских стихов, как правило, состоят из двустиший.

Свести к минимуму число прилагательных и эпитетов, так как маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. Это правило связано с особенностями построения детской речи: в ней практически никогда не бывает эпитетов, поскольку определения ─ это результат более длительного «знакомства» с предметом или вещью. Описательность ─ черта поэзии для детей старшего возраста, но никак не маленьких детей: «Любовь к прилагательным свойственна только книжным, созерцательно настроенным детям, а ребенок, проявляющий активное отношение к жизни, строит почти всю свою речь на глаголах»[19].

Преобладающим ритмом стихов для детей должен быть непременно хорей. Это связанно с тем, что хорей ─ ритм народной, песенной культуры, которая близка детям.

Игровой характер стиха. Игра ─ наиболее естественный и понятный для детей вид деятельности, имеющий одновременно установку на развлекательность и познавательность. Игровой стиль стиха является для ребенка непринужденным. В доказательство важности этой «заповеди» К. Чуковский приводит слова М. Горького о том, что «именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»[20]. Дети играют не только вещами, но и звуками и словами. Забавная игра словами вызывает у детей смех, поскольку они «потому и смеются, что правильные формы этих слов уже успели утвердиться в их сознании»[21]. Одновременно с этим К. Чуковский призывает чересчур не увлекаться словесной игрой, а только лишь признать её педагогическую целесообразность.

Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых. По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны быть так же высоки, как и поэзия для взрослых. Плохие стихи не могут быть хорошими для детей.

Нужно приспособлять ребенка к себе, к своим «взрослым» ощущениям и мыслям: установка на взросление сознания с учётом особенностей детской природы. Детский поэт должен приспособлять сознание ребенка к восприятию великих поэтов, это будет «стиховым воспитанием»: «Методика стихового воспитания старших дошкольников заключается в выработке наиболее рациональных приемов постепенного нарушения вышеизложенных правил — всех, за исключением двенадцатого, которое требует высокого качества детских стихов. Это правило нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах»[22]. Детская поэзия должна стать подготовительным этапом для восприятия ребенком взрослой поэзии.

Таким образом, К.И. Чуковский излагает «тринадцать заповедей» для начинающих детских поэтов, на которые они должны ориентироваться для того, чтобы в действительности создавать хорошую, качественную поэзию для детей. К. Чуковский предстаёт пытливым исследователем детской речи, особенностей восприятия детьми окружающего мира, считает наиболее важным умение детского поэта быть внимательным к ребёнку, к самой природе детства. Для него ребёнок ─ это уже маленькая, формирующаяся личность, к которой нужно проявлять должное уважение, приобщая её к сокровищнице родного языка. Через стихотворную форму детям легче воспринимать и осваивать язык, потому что поэзии свойственна ритмичность и мелодичность, которая не противоречит языку «детскому», склонному к перевертышам, игре со словами и звуками. Создавая поэзию для детей и о детях, поэт должен прислушиваться к особенностям своей будущей аудитории. Для Чуковского, как и для С. Маршака, в детской литературе не существует мелочей. К. Чуковский не допускает неряшливости формы и слога. Основной заслугой детской литературы он считает богатейшее разнообразие поэтических форм, которое вполне соответствует такому же богатому разнообразию сюжетов. В пример он ставит произведения, созданные Маяковским, Маршаком, Михалковым, Барто, Квитко, Янкой Купалой, Забилой и «славной плеядой их младших собратьев».

К. Чуковский ставит вопрос об изучении поэтики детских стихов, формировании круга тем, о необходимости приспособленности стихов к большому коллективному чтению, ибо детство в пределах уединенной «детской комнаты» уходит в дореволюционное прошлое. «Здесь одна из наиболее характерных черт нашей нынешней детской поэзии: когда мы пишем, мы воображаем себя на эстраде перед множеством юных слушателей»,[23] ─ отмечает поэт, говоря об ориентированности на большую детскую аудиторию. Успешное развитие детской поэзии К. Чуковский видит в беспрестанном, повседневном общении советских писателей с коллективами малых ребят, поскольку это даёт возможность согласовать свое творчество с их массовой психикой.

Все эти взгляды были новым словом в понимании и развитии литературы для детей. С. Маршак и К. Чуковский формулируют те литературно-прикладные ориентиры, на которые должны опираться детские писатели и поэты. Впоследствии эти ориентиры становятся актуальными не только для советской эпохи, но и для детской литературы в России в целом. Если С. Маршак подробно останавливается на общих ценностных и идеологических установках детской литературы, то К. Чуковский задаёт частные критерии исследования «детскости» (как «мира детства», «детского языка» и детской психики), впервые обращается к особенностям поэтики и ритмики стихотворений для детей; излагает чёткие прикладные правила для создания хорошей детской поэзии. Вкупе эти «заповеди для детских писателей» заложили классическую традицию детской литературы, базирующуюся на форме открытого диалога с детьми, формирующего культурные и нравственные аспекты подрастающей личности. Положения этих «заповедей» можно считать актуальными и по сей день. Они заложили основы литературоведческих исследований в области специфики детской поэзии. Этой теме посвящён следующий параграф нашей работы.

источник

Ольга Степанова
Поэтические произведения в работе с дошкольниками.

Уважаемые коллеги! Часто воспитателям предлагают выступить на педсовете или собрании по какой — либо теме. Предлагаю Вам свой материал по теме Поэтические произведения. Возможно кому то пригодится мой материал в работе.

пусть ухо их приучится к гармонии русского слова,

сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.

Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Значение поэзии в жизни ребёнка.

Маленький ребёнок знакомится с поэтическими произведениями уже в

раннем возрасте, он еще лежит в коляске, а родители читают ему

народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные песенки, детские стишки. Когда младенец подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт знакомства с поэзией,

облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания.

Такое «семейное» общение играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.

Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную

пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести

внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный

уровень. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.

Подбор стихотворений для заучивания.

Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Ребёнок младшего дошкольного возраста — быстро запоминает короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старшем дошкольном возрасте

дети запоминают большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами

Подбирать поэтические произведения необходимо с учётом

психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В младшем дошкольном возрасте требования к подбору стихотворных произведений следующие:

1) простота и четкость ритма;

2) краткость самого стиха и отдельных строк;

3) простота и ясность знакомых детям образов;

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко

Мышление ребенка в возрасте 3 — 4 лет отличается образностью, им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его

Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и

стихи (например, А. Барто «Игрушки» «Кораблик»; и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему — это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм

пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, З. Александрова «Ёлочка» А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.).

В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.

Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для заучивания стихотворений. Именно в этот возрастной период начинает особенно быстро развиваться память. И, если до четырех лет педагоги не ставят перед

ребенком задачи запомнить произведение целиком, а лишь, что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить ребёнка запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть — тем больший объем памяти сформируется у него для

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять

инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются

достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи

(А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; С. Есенин «Белая береза» и др.).

В подготовительной группе стихотворные тексты усложняются, для заучивания можно предложить детям басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Дети очень активно и эмоционально слушают их и рассказывают, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, нужно провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л. А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова.

Одно такое объяснение можно найти в книге Н. А. Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников».

Кроме психологического и возрастного критерия подбора поэтических произведений, существует метод подбора стихов по психологическому и эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Активным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, спокойным детям — размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергетику). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

Методики и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.

Существует много способов и методик заучивания стихов, но исходить

нужно из основных особенностей заучивания стихотворений

дошкольниками.

Для методики заучивания стихов очень существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Но помимо этого, очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего мне это нужно). Это могут быть различные игры: «Артисты», «Порадуй друга», чтение стихов на утреннике для родителей; выступление перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и

лучше запомнить текст, важно довести до сознания детей смысл

произведения, заранее готовить их к восприятию.

Существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов

и качество художественного исполнения их взрослыми.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит

от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет

для педагога известную сложность. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Также не следует требовать полного запоминания стихотворения за один раз.

Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

Алексеева М. М. и Яшина Б. И. в своем пособии «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» предлагают для заучивания

с детьми — метод использования иллюстраций к фрагментам стиха. Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно.

Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Читайте также:  Стафилококк в анализах мазка у детей

В своей работе я использую со второй младшей группы методику запоминания стихотворений с помощью мнемотехники. Мои методические разработки – мнемотаблицы и мнемокубики, помогают детям запоминать поэтические произведения гораздо быстрее и легче.

Обязательно нужно рассмотреть с детьми картинки к стихотворению,

ответить на вопросы детей. Затем прочитать стихотворение еще раз. Так, у детей сформируется цельное восприятие произведения.

А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения.

Мотивировать детей на то, что с помощью картинок мы будем это произведение учить наизусть.

Поэтические произведения (художественная, мировая, фольклорная поэзия) является важным источником развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи.

Материал подготовила – воспитатель ГБДОУ № 142 Невского района

города Санкт — Петербурга, СТЕПАНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

Список использованной литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с худ. литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. — М., 1998.

2. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М., 2008

3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. — М., 2010

4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2004.

Анкеты для родителей В этой теме предлагаю выкладывать различные анкеты для родителей. Таким образом если каждый из участников добавит хотя бы по одной анкете,.

Наша педагогическая копилка. Хочу поделиться очень удобным способом хранения методической литературы по лексическим темам и отдельным направлениям работы с детьми.

источник

Поэзия для детей – отдельный и очень важный жанр детской литературы. Она окружает ребенка с первых дней его жизни: колыбельные, песенки, пестушки, прибаутки – эти древние жанры, кажется, всегда существуют внутри нас, впитанные с молоком матери.

Чтение поэзии вслух особенно важно – рифмованные строчки задают особый ритм, учат ребенка с самого раннего возраста чувствовать красоту звучащей речи и поэтического слова.

Простые, но выразительные образы детской поэзии открывают перед ребенком всю красоту окружающего мира.

Ведь хорошие детские поэты любимы маленькими читателями именно потому, что смотрят на мир их глазами. Они подмечают удивительные свойства привычных для нас вещей, которые ребенок видит и узнает впервые в жизни.

Конечно, хочется начать знакомство ребенка с поэзией с плеяды наших любимых авторов: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто и другие. Мы выросли на этих книгах, наши мамы и бабушки читали их нам вслух и, конечно, мы тоже открываем заветные томики и читаем детям такие родные, знакомые строчки.

Но обратите внимание не только на авторитетных классиков, но и на прекрасные, необычные и забавные стихи наших современников.

Мы предлагаем вам топ -10 актуальных поэтических сборников, которые наверняка научат вашего ребенка любить поэзию. Эти книги должны быть в каждом доме!

1. Первое место по праву занимает дуэт Джулии Дональдсон и ее бессменной переводчицы Марины Бородицкой, украшенный замечательными иллюстрациями Акселя Шеффлера. Каждая поэтическая сказка Дональдсон становится хитом, но, пожалуй, «Груффало» дети и родители любят больше всех.

2. Вадим Левин с детства мечтал переводить старинные английские баллады, но, увы – всех их уже перевели Маршак, Чуковский и другие замечательные авторы. Но поэт не растерялся и, не дожидаясь новых старинных баллад, написал свои «английские» стихи. Его «Глупая лошадь» — лучшее, что можно прочитать после «Песен матушки гусыни».

3. Марина Бородицкая не только виртуозно переводит Джулию Дональдсон и других известных авторов, но и сама пишет прекрасные детские стихи. В сборнике «Лунный заяц» они собраны на любой вкус и случай: для девочек, для мальчиков, для родителей и даже для бабушек.

4. Трогательное стихотворение «Танцующий жираф» написал поэтический наследник Эдварда Лира и Льюиса Кэрролла Андрэ Джайлз. А выпустило его издательство «Розовый жираф», создав таким образом замечательную рифму-совпадение.

5. Поэт Михаил Яснов не нуждается в представлении. Его задорные стихи одинаково нравятся и взрослым, и детям. Книга «Чучело-мяучело» посвящена котам, кошкам и котятам.

6. Андрей Сметанин пишет стихи «на злобу дня». То в шутливой форме предостерегает детей от опасностей, то создает галерею уморительных детских портретов в сборнике «С чего начинается ссора?».

7. Андрей Усачев — автор многочисленных книг и сборников. Кому-то особенно нравятся его колыбельные, кто-то радуется веселым азбукам. А для первого знакомства с ним отлично подойдет сборник «Такой большой подарок!»

8. Молодая поэтесса Галина Дядина написала «Книжку в тельняшке» — сборник стихотворений о море, расположенных в алфавитном порядке. Отличное чтение перед каникулами или на морском отдыхе.

9. «Что хочется лошадке?» — это собрание стихов Виктора Лунина, превосходного детского поэта и лауреата премии Г. Х. Андерсена.

10. Петр Синявский пишет лаконичные и озорные стихи для самых маленьких, смело играет со словами и звуками, поощряя детское словотворчество. Познакомиться с его творчеством можно, прочитав книжку «Бутерброд наоборот».

Практически на каждом поэтическом сборнике издатели пишут заветную фразу «Для чтения взрослыми детям». Действительно, совместное чтение стихов просто необходимо каждой семье! А яркие и необычные произведения современных поэтов легко превратить в настоящие домашние спектакли, рассказывая их по ролям и на разные голоса, сопровождая чтение различными спецэффектами, подчеркивающими задумку автора.

А еще очень полезно учить стихи наизусть. Во-первых, это развивает память и обогащает речь ребенка. Во-вторых, это верный способ обрадовать бабушку и поразить всех на празднике в детском садике или на конкурсе чтецов. Подобные состязания, например, «Дети читают стихи: весна и праздники весны» – отличный способ для всех талантливых и артистичных показать себя и побороться за призы.

Необычные и яркие стихотворения Яснова, Левина или Дональдсон выгодно отличаются от классического репертуара детских утренников. И еще очень важно, что рассказывают они о современных и актуальных детских проблемах и переживаниях. А главное, чем больше хорошей поэзии вы читаете с ребенком, тем богаче и интереснее становится его восприятие мира.

источник

ГОУ СПО «Находкинский государственный

Находка. Ул. Дзержинского, 9а

По предмету: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Тема: Современная детская поэзия

Студента V курса, группа 851

Специальность: Дошкольное образование

Ишимова Оксана Владимировна

Контрольная получена заочным отделением:

Оценка работы: ____________________

Дата проверки: _____________________

Преподаватель: Янгуразова С. В.

1. Биографии современных поэтов.

1. Биографии современных поэтов

Когда В. В. Маяковский (1893-1930) организовал свою литературную выставку «Двадцать лет работы», значительное место в ней, наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществленная, как он выражался, «для детков». Первый, задуманный в 1918 г., но не состоявшийся сборник, так и был бы назван – «Для Детков». Маяковский стремился создавать для детей новое революционное искусство.

В 1927 году, во время беседы с сотрудниками чехословацкой газеты, Маяковский сказал: «Мое последнее увлечение – детская литература: надо дать детям новые представления и новые понятия об окружающих их вещах».

В статье «Сделал дядя Маяковский» М. Петровский справедливо заметил, что «главное время в его стихах – будущее взрослое». Отсюда – постоянное соотнесение сегодняшнего поступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей и сегодня, когда нет нэпманов, буржуев и Буржуйчиковых. Истории принадлежат эти персонажи в социально-политическом плане, а сегодняшнему дню – в нравственно-эстетическом. Этот аспект все действеннее.

В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» еще при жизни. Однако Корней Чуковский не любил, когда его называли «Дедушкой Чуковским»: ведь в понимании это укладывалась лишь небольшая часть того, что им сделано в литературе: сказки, песенки, загадки, потешки, переводы и пересказы для самых маленьких. И однако сколь ни существенная остальная, большая часть его творчества – для детей постарше и особенно для взрослых, — все же наиболее оригинален Чуковский – сказочник, Чуковский – детский поэт. Его стихотворные сказки с не меньшим основанием могут быть названы поэмами для малышей, а писатель и филолог Ю. Тынянов – тоже не без оснований – называл их «детских комическим эпосом.»

«Любите Маршака, учитесь у него!» — эти слова, как вспоминает Л. Пантелеев, были сказаны ему А. М. Горьким еще в 20-е годы. И в самом деле С. Я. Маршак (1887-1964) был мудрым другом и наставником многих поэтов. Работающих в литературе. Его талант был многогранен, а поэтическая энергия – неиссякаема на протяжении более чем полувека творческой деятельности.

Родился Самуил Яковлевич Маршак в 1887 году в Воронеже, в семье мастера-химика. Детские и первые гимназические годы он провел в небольшом городе Острогожске Воронежской губернии. Рано, еще в детстве начал писать стихи, которые печатались в дореволюционных журналах с 1904 года. На литературную деятельность Маршака и его отношение к искусству оказали решающее влияние два события. Первое из них – знакомство с известным критиков В. В. Стасовым в 1902 году во время приезда Маршака на летние каникулы в Петербург. Второе – знакомство с Горьким в доме Стасова в 1904 году, когда Маршак уже учился в IIIклассической Петербургской гимназии. Горячее участие в судьбе талантливого юноши принял М. Горький. Эта встреча определила очень многое во всей дальнейшей творческой судьбе поэта. В 1904-1906 гг. Маршак живет в семье Горького в Ялте, учится в ялтинской гимназии, систематически публикуются в различных периодических изданиях его произведения, лирические и фельетонные, оригинальные и переводные. В 1906 г., когда Горький уезжает за границу, Маршак возвращается из Ялты в Петербург, а затем начинается его профессиональная литературная и журналистская деятельность в разных городах России. В 1912 году он едет в Англию. Там Маршак учится в Лондонском университете, много ездит по стране, приобретая подлинные знания не только языка, но и жизни английского народа, его литературы и искусства. Летом 1914 года, незадолго до начала первой мировой войны, Маршак возвращается в Россию. До революции он продолжает печататься в различных периодических изданиях, делает переводы английских баллад.

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году в Москве в семье ученого-птицевода В. А. Михалкова.

Сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова, Некрасова были первыми любимыми книгами будущего поэта. Позже отец познакомил его со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного, которые оказали большое влияние на первые стихотворные опыты Сергея Михалкова.

В 1928 году в журнале «На подъеме» (г. Ростов-на-Дону) появилось стихотворение Михалкова «Дорога». В эти же годы он печатается в краевой газете «Терек». Молодого поэта зачисляют в актив при Терской ассоциации пролетарских поэтов.

В 1930 году семнадцатилетний Михалков приезжает в Москву. Но литературный заработок не давал ему возможности существовать самостоятельно и до двадцати лет юноша переменил несколько профессий: разнорабочего на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, помощника топографа в геолого-разведочной экспедиции в Казахстане и другие.

За особые заслуги в развитии детской литературы С. В. Михалков награжден Почетным дипломом Международного жюри по присуждению премии имени Ханса Кристиана Андерсена (1972) и медалью Алекса Веддинга (1973).

Неподражаемые интонации простодушия, ребяческой обаятельности звучат в стихах Михалкова. Просто и радостно видят дети жизнь. Может быть, и стихи для ребят — простое искусство? Слова употребляются в первоначальном значении, образы просты, как отражение в зеркале. Казалось бы ничего загадочного, ничего волшебного. Но разве это не волшебство – стихи, в которых о самом сложном говорится с мальчишеским задоров и изумлением? Разве не волшебство, мастерски владея пером, видеть и чувствовать так, как в детстве?!

Обращаясь к Агнии Львовне Барто, А. Фадеев писал в 1955 году, что она принесла много радости и пользы «детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным солнечным, мужественным, добрым!»

В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи:

А ребята постарше повторяют лукавые строки:

Агния Львовна Барто (18906-1982) родилась в Москве в семье врача-ветеринара. Учась в общеобразовательной школе, она одновременно посещала театральное училище. Хотела стать актрисой. Писать стихи Барто начала рано: это были озорные фрагменты на учителей и подруг, лирические наивные подражания А. Ахматовой. В 1925 году А. Барто принесла в Госиздат стихотворение «Китайчонок Ван Ли». Ее стихами заинтересовался А. В. Луначарский: пригласив начинающую поэтессу к себе, он посоветовал ей писать для детей. Так и начала свой творческий путь молодая поэтесса темой очень важной и почти не разработанной в 20-е годы – интернациональной.

Ирина Петровна Токмакова (род в 1929 г.) принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. Была известная закономерность: и в том, что она обратилась к этой области литературы, и в том, что избрала один из труднейших участков – литературу для дошкольников.

Еще в школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Ее мать заведовала распределителем для детей, оставшихся без родителей.

«Дома разговоры о детях: болеют, выздоравливают. У одного – коклюш, у другого — выдающиеся способности, — пишет о своем детстве Токмакова, — всем этим я и объясняю то, что стала писателем именно детским.

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Стихотворение относится к жанру дидактического рассказа в стихах. Этот жанр был широко распространен в дореволюционной детской литературе. Он обычно был представлен слабыми, вялыми стихотворениями, наполненными поучениями. Маяковский находит новые приемы для создания беседы – поучения. Во-первых, инициатива беседы идет не от взрослого, а от ребенка:

Во-вторых, старший по возрасту, отец изображен заинтересованным и увлекающимся человеком. Он не только дает дидактическую оценку того или иного факта, но и эмоционально реагирует на каждую ситуацию:

Это кульминационный момент в нравственно-эстетической оценке дурного поступка. Не лишение прогулки или сладкого блюда, а совершенно новое наказание. Необычное, но понятное малышу. С этой оценкой связаны и другие частные по отношению к ней эмоциональные оценки хорошего и дурного («просто трус», «храбрый мальчик», «он плохой, неряха», «он хотя и маленький, но вполне хороший»). Нравственно-эстетическая оценка хорошего тоже имеет свою кульминацию и опять-таки без оттенка вещизма:

источник