Меню Рубрики

Анализ социальной защиты детей сирот

Введение 4
Глава 1 Теоретические обоснование проблемы сиротства и социальной защиты детей-сирот 7
1.1 Понятие и сущность сиротства 7
1.2 Проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 12
1.3 Особенности социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 21
1.4 Меры по социальной защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26
Выводы по теоретической части исследования 30
Глава II. Практическая часть исследования по теме «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» 32
2.1. Общая характеристика ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям» 32
2.2. Анализ основных направлений деятельности социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям» 36
Выводы по практической части исследования 41
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Актуальность темы исследования определяется значимостью защиты детей, а также проблемами, которые существуют в данной сфере, решение которых возможно только посредством совершенствования правового регулирования отношений по защите детей-сирот, организации работы органов опеки и попечительства, а также учреждений, которые осуществляют опеку над детьми-сиротами.
Защита детей-сирот является важной функцией государства и общества, так как данная категории детей наиболее уязвима. Приоритет семейного устройства, который провозглашен в нашем законодательстве, на практике не получил должной реализации. Поэтому, многие дети находятся в учреждениях социального обслуживания. Многие дети, попавшие с ложную жизненную ситуацию, являются социальными сиротами, т.е. переданы на воспитание в государственные учреждения при живых родителях. Это является социальной трагедией и показывает незрелость и проблемы нашего общества. Забота о таких детях, их развитие и последующая адаптация к жизни в обществе является важной задачей, решить которую возможно только совместными усилиями государства, общества и отдельных граждан.
Проблемы, связанные с сиротством исследуются представителями разных наук – психологами, правоведами, социологами и др. В правовой литературе устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, институту опеки, формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, уделили внимание Константинова Н.Н, Филипова А.Г. и др. Вопросам развития и современного состояния помощи детям-сиротам в России и за рубежом посвящена работа З.Я. Барановой , правовому статусу детей-сирот посвящена работа И.В. Шишениной , проблемы реализации жилищных прав рассматривала А.К. Мамаева . Признавая теоретическую значимость исследований указанных авторов, заметим, что ряд проблем правового регулирования остаются до сих пор не решенными.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, как федерального уровня, так и законодательство субъекта РФ.
Целью исследования является анализ правового регулирования социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.»
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие и сущность сиротства
— рассмотреть проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— рассмотреть особенности социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе
— рассмотреть меры по социальной защите прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— дать общую характеристику ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям»
— провести анализ основных направлений деятельности социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям».
Методологическую базу исследования составляют как общенаучный диалектический метод, который использовался для анализа понятия, сущности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и специальные научные методы исторического, системно-структурного, логического и сравнительного анализа, а также методы индукции и дедукции.

Список литературы

1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
2. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге22.11.1984))
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные нормативные акты о правах человека. М., 1998.
4. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
5. Нефедова И.И. Права ребенка в международном праве (к 25-летию конвенции о правах ребенка) // Наука и практика. — Орел: Изд-во Орлов.юрид. ин-та МВД России, 2014, № 1 (58). — С. 102-105
6. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
7. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
8. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
9. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
10. Распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 821р-П г. Петрозаводск
Литература
11. Бондаренко О.А. Права ребенка в РФ: конституционно-правовой аспект // Юристъ-Правоведъ. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.юрид. ин-та МВД России, 2010, № 1. — С. 72-76
12. Ершова Н. М. Имущественные правоотношения в семье / Н. М. Ершова – М.: Наука, 1979. – 160 c.
13. Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение / А. Е. Казанцева. — Томск : Изд-во Том.унта, 1987. — 144 с.
14. Ковалева Е.С. Имплементация в российское законодательство международных стандартов и зарубежных норм, касающихся правового статуса несовершеннолетних женского пола, осужденных к наказанию в виде лишения свободы // Юристъ-Правоведъ. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.юрид. ин-та МВД России, 2013, № 2. — С. 72-74
15. Константинова Н.Н. Теоретические основы исследования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: монография. — СПб, Издательство СПбГУСЭ, 2008. — 10
16. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Бикситова Ж.А. — Волгоград, 2006. — 28 c.
17. Опека и попечительство как способ защиты прав детей, утративших родительское попечение. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Куропацкая Е.Г. — М., 2011. — 23 c.
18. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»)
19. Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Шишенина И.В. — М.: Книгодел, 2013. — 200 c.
20. Призрение детей-сирот в России и за рубежом: история и современность / Баранова З.Я. — Ижевск: Удмуртский университет, 2013. — 180 c.
21. Призрение детей-сирот в России и за рубежом: история и современность / Баранова З.Я. — Ижевск: Удмуртский университет, 2013. — 180 c. с 34
22. Рахвалова М.Н. Правовые проблемы регулирования постановки на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления им жилого помещения // Правовая система общества: преемственность и модернизация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 4-5 октября 2012 г.. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. — С. 110-112
23. Реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мамаева А.К. — Владикавказ, 2011. — 22 c.
24. Технология социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. — М.: Изд-во Юрайт, 2011. — 503 с.
25. Установление и прекращение родительских прав и обязанностей / Червяков К.К. — М.: Юрид. лит., 1975. — 104 c.
26. Филиппова А.Г. Политика государства по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект на материалах Хабаровского края. 80-90-е годы XX века: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.02.- Комсомольск-на-Амуре, 2006.- 202 с. С 118
27. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мурзин Р.Л. — М., 2006. — 30 c.

источник

студент кафедры социальных технологий СКФУ,

канд. пед. наук, доц. кафедры социальных технологий СКФУ,

Самой главной проблемой каждого государства является охрана детства. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на предотвращение дискриминации в отношении них, а так же обеспечение защиты и реализации прав и законных интересов ребенка.

Количество детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, в целом по стране остается значительным. Больше половины из них воспитывается в замещающих семьях, то есть в детских домах семейного типа, приемных и опекунских, остальные находятся под опекой государства, в детских интернатах. Анализ данных о детях, которые остаются без попечения родителей, показал, что примерно 95% являются «сиротами при живых родителях».

Для обеспечения социальной защиты детей-сирот главным основанием является приобретение статуса — ребенок-сирота, на основании документов о смерти одного либо обоих родителей. Исследование проблемы сиротства, показали, что данное явление, обусловлено многими причинами и факторами. Среди них главное место занимает нестабильные семейно-брачные отношения и кризис семьи. Развитию социального сиротства способствует экономический кризис, который затрагивает, в первую очередь, самые слабые слои общества. Он приводит к распространению наркомании и алкоголизма, росту жестокости, преступности и насилия, в итоге к распаду семей. Все это создает благоприятную почву для произрастания детского неблагополучия и безнадзорности.

Сегодня существуют различные льготы и прочие меры социальной поддержки для сирот. Форма права в России носит изъявительный характер, поэтому о своих правах необходимо изъявлять путем написания заявления в соответствующую государственную структуру [2].

Основными законами, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции являются следующие:

  1. ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» от 12 декабря 1996 года.
  2. Семейный кодекс РФ (статьи 54 и 123).
  3. Гражданский кодекс РФ (статья 292).
  4. Жилищный кодекс РФ (статья 57).

На основании этих документов сироты могут получать пенсию, бесплатное жилье, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения», все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

Список гарантий в каждом регионе может отличаться, включая в себя все, указанное в федеральном законе, на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

  • льготы;
  • пособия и единовременные выплаты;
  • выплата пенсии;
  • предоставление жилья;
  • иные преференции, установленные региональным законодательством.

Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется в порядке очередности и возможны разные варианты.

Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными. Это также актуально при лишении родительских прав или признании родителей без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном. Кроме этого, реализация жилья с долей сироты на жилой площади возможна исключительно через органы опеки. Они обязаны предоставить разрешение на сделку, которое можно получить на основании обязательства выделить равноценную долю в новом объекте недвижимости.

Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:

  • запись в дошкольное учреждение или в школу вне очереди;
  • бесплатное обучение в художественных, музыкальных или хореографических школах;
  • льготы во время занятия спортом;
  • посещение культурных объектов бесплатно.

Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.

В рамках реализации Стратегии действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012-2017 годы, разработанной во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (далее – Стратегия), была проведена большая работа по повышению эффективности социальной защиты детей, рассматриваемой категории.

В частности, в Ставропольском крае обязанности по формированию и ведению списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, с 01.01.2013 возложены на Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края наделены отдельными государственными полномочиями, позволяющими им осуществлять деятельность по опеке и попечительству. Владея информацией о детях-сиротах и детях, оставшихся без родительского попечения, они участвуют в формировании таких списков. В список попадают дети этой категории, достигшие возраста 14 лет.

В 2017 году в рамках реализации краевой программы «Дорога в жизнь» на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 18 мая 2015 г. № 211-п (далее – Программа), при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), 211 воспитанникам детских домов-интернатов предоставлены социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания. Такие услуги основывались на технологии сопровождения различного характера: медицинского, психологического, педагогического, социального. Для этих детей в рамках Программы организовывалось бесплатное питание, необходимый уход, посильная трудовая деятельность, отдых и досуг, улучшались условия их жизнедеятельности. Среди получателей таких видов услуг были 137 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях обучения специалистов детских домов-интернатов по вопросам реабилитации и социального сопровождения детей-инвалидов с умственной отсталостью в интернатном учреждении в 2017 году за счет средств Фонда 9 педагогов прошли курсы повышения квалификации [3].

В соответствии с программными мероприятиями в детских домах-интернатах разработаны и успешно реализуются семь программ: по социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации, психолого-педагогическому сопровождению, обучению первоначальным трудовым навыкам, адаптивной физической культуре, логопедическому сопровождению. Все программы разработаны с учетом дифференцированного подхода, основанного на социально-медицинском и социально-педагогическом анализе потенциала воспитанников.

В учебных модулях жилой комнаты и кухни, а также швейной мастерской и гардеробной детских домов-интернатов проводились занятия для 49 воспитанников по формированию и укреплению теоретических и практических знаний, навыков самообслуживания в быту, необходимых для их самостоятельного проживания.

Кроме того, в 2017 году проведена диспансеризация 742 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в стационарных учреждениях. По итогам диспансеризации 125 детей прошли дополнительное обследование, получили лечение 297 детей, прошли медицинскую реабилитацию 210 детей [3].

В связи с тем, что деле устройства на жизнеобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приоритете остаются семейные формы, то все службы и организации края направили свои усилия на развитие именно этих форм.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в 2017 году в замещающих семьях воспитывались 87,8% или 6 809 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом положительной тенденцией является увеличение на 3,0% доли детей, охваченных семейными формами устройства в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 84,8% в 2014 году до 87,8% в 2017 году).

Читайте также:  Анализы на грибковые инфекции у детей

В 2017 году опека и попечительство над этой категорией детей составляла 54,7% по сравнению с количеством детей, находившихся в рамках других семейных форм жизнеустройства.

Развитию семейного жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения, в крае способствовали специально созданные подразделения на базе государственных образовательных учреждений. Их по краю насчитывается более 100, и работают они с семьями и детьми. В основу их деятельности положена подпрограмма «Новая семья» государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2015 г. № 583-п.

Являясь структурными подразделения образовательных учреждений, они активно работают не только с учащимися и их родителями, но и с общественностью. Главной целью их деятельности является распространение в обществе не только семейных ценностей, но и формирование у общественности самой ценности семьи и ответственного родительства. Важными направлениями деятельности этих структурных подразделений является формирование у общественности позитивного восприятия сирот и психолого-педагогическое сопровождение замещающих и социально-неблагополучных семей. Особое место в их деятельности занимает работа с потенциальными родителями, людьми, пожелавшими принять на воспитание одного или более ребенка-сироту, или ребенка, оставшегося без родительского попечения. Им оказывается всесторонняя психолого-педагогическая помощь и поддержка. Решению этой задачи способствует специально созданный в Ставропольском крае межведомственный портал НЕТСИРОТСТВУ.РФ. Деятельность этого портала активно способствует формированию готовности не только будущих родителей к принятию ребенка в семью, но и самого ребенка к жизни в семье, содействует их адаптации к новым жизненным условиям. Родители из замещающих семей получают на этом портале психологическую консультацию, могут прочитать полезные для них статьи, узнать об успехах приемных семей, познакомиться с анонсами мероприятий.

Результатами всех проведенных мероприятий, направленных на жизнеустройство в семью детей, оставшихся без родительского попечения, в Ставропольском крае наблюдается тенденция к снижению их количества в учреждениях государственного попечения сирот. Это подтверждается статистическими данными Министерства труда СК: если в 2015 году в них воспитывалось 1 013 детей, то в 2017 году – 769 детей [1].

В целом повышению эффективности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствовала реализация Стратегии действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012-2017 годы. Стратегия обеспечила формирование единого подхода органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, институтов гражданского общества к обеспечению реализации первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства на территории края.

источник

Дата публикации: 16.12.2018 2018-12-16

Статья просмотрена: 195 раз

Верховина Д. Л. Анализ законодательства о социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 224-226. — URL https://moluch.ru/archive/236/54846/ (дата обращения: 22.10.2019).

Автором дается характеристика институту социальной защиты и пособиям детей-сирот.

Ключевые слова: социальная защита, пособия для детей-сирот.

Российской Конституцией (часть 1 статьи 39) гарантируется социальное обеспечение по достижению 80 лет, при болезнях и инвалидности, в случае потерь кормильцев, в целях воспитания детей и при безработице. Список социальных рисков открыт и предусматривает возможности дополнения его законодателем. Например, ясно, что поддержка материнства (ст. 7 и 38 Конституции) включают и социальное обеспечение при материнстве. К социальным рискам в данный момент закон относит, например, приобретение статуса безработного, вынужденное переселение, бедность и т. п. [4, с. 26]

Конституция не раскрывает названные в ней основания социального обеспечения. Она передает их определение законодателю, прямо предусматривая, например, (ч. 2 ст. 39). Законодателем устанавливается условие для данных выплат, что требует и определения соответствующих дефиниций.

Так как социальное обеспечение гарантировано всем, невозможно, чтобы данные гарантии касались только взрослых. Социальное обеспечение должно быть гарантировано и каждому ребенку. Это обусловлено положением части 2 статьи 17 Российской Конституции касательно того, что фундаментальные свободы и права даны всем от рождения.

В перечне причин социального обеспечения в Конституции возраст указан первым. Большое количество специалистов считают, что данный риск можно связать с потерей трудоспособности вследствие возрастной специфики стареющего человека, что имеются ввиду не уже или еще нетрудоспособные лица (старики и дети), а только старики. Однако прямолинейная интерпретация данного риска, вероятно, не дает повод исключить детей из числа субъектов социального обеспечения из-за возраста. Это имеет не только теоретическое значение. В Российской Федерации в условиях повышенной бедности самыми бедными представляются семьи, имеющие детей. В 2011 году соотношение отечественной детской относительной бедности и европейской составляла 29,3 процента к 6 — 8 процентам. Число семей с доходом на одного человека ниже минимального значения среди российских семей, имеющих 3 и более ребенка, достигло 46 процентов [6, c.7]. С точки зрения Конвенции о правах детей странами признается за всеми детьми право воспользоваться социальным обеспечением, в т. ч. социальным страхованием, а так же осуществляются все методы достижения полной реализации подобных прав соответственно национальному законодательству (часть 1 ст. 26); признаются права всех детей на качество жизни, необходимое для их развития (часть 1 ст. 27). В девяностые годы прошлого столетия были осуществлены попытки получения ежемесячных пособий каждому ребенку, но далее установление таких пособий было зависимо от доходов семей и перешло в число функций законодателя регионального уровня [1, c. 109]. В научной литературе распространена критика того, что государственная помощь детям сводится к незначительной подачке со стороны региональных властей.

Путаница в понимании конституционных принципах социального обеспечения негативно сказывается на развитии законодательства, ведет к негативным последствиям разного рода, к примеру, к неудовлетворенности потребностей. Все это не просто отражается на здоровье и уровне жизни, но также побуждает многих вообще отказаться от желания заводить ребенка, и далее — к снижению населения. При условии сохранения нынешнего уровня рождаемости и смертности в ближайшее время численность Российского населения резко упадет — с 143 до 138,5 миллионов к 2020 году и до 112,4 миллионов к 2050 году [2].

Также, вместе с возрастом и инвалидностью в качестве основания социального обеспечения выступает потеря кормильца. Под этим подразумевается смерть или же просто отсутствие лиц, которые содержали бы ребенка и прочих членов семьи или были бы должны содержать вследствие закона. При условии потери кормильцев социальное обеспечение может, к примеру, реализовываться в обеспечении совершеннолетних иждивенцев, когда те занимаются уходом за ребенком, который еще не достиг возраста четырнадцати лет. Иными словами, законодательно признается уход за ребенком, гарантируя осуществляющим его лицам компенсацию.

Конституцией гарантировано социальное обеспечение и с целью воспитания ребенка. Так как при этом подразумевается каждый, справедливо считать, что на соцобеспечение могут рассчитывать все. Думается, здесь подразумеваются запросы родителей, выполняющих свой долг, к примеру, пребывающих в отпуске для ухода за детьми и т п. Едва ли стоит понимать это в качестве возможности получения пособий и другую помощь, которая необходима для удовлетворения личных желаний. Когда под «воспитанием ребенка» понимается поддержка детей (посредством поддержки родителей), это бросает тень сомнения на гарантии социального обеспечения по критерию возраста, искажает понятие «каждого человека» при исключении из него детей, и это не соответствует конституционному положению, согласно которому, базовые права свойственны всем с рождения.

Следует учесть часть 2 и 3 статью 18 Конвенции о правах детей, согласно которым страны оказывают опекунам и родителям помощь при осуществлении и ими своего родительского долга и способствуют развитию учреждений для детей, принимают меры для того, чтоб ребенок, родители которого работают, могли пользоваться соответствующими службами для ухода за ребенком. В ст. 5 Конвенции сказано о принятии мер для развития и содействия развитию частных или государственных служб, например учреждений для ухода за ребенком и т. п. Здесь имеется ввиду помощь трудящимся родителям в форме услуг по уходу и воспитанию. Данные заведения удовлетворяют запросы детей, но они необходимы они в большей степени родителям, так как для самих детей предпочтительнее семейное воспитание.

Понятия «потеря кормильца» и «воспитание детей» как основания социального обеспечения связаны с положениями ст. 38 Конституции, где сказано, что уход за детьми, воспитание не является лишь правом, но и долгом родителя. В значительной степени это так же связано с отраслевым правовым регулированием, по которому родитель должен содержать ребенка и быть ответственным за уклонение от этого долга, а государство только помогает (в случае необходимости), в т. ч. посредством социального обеспечения. Отсюда и представление в соответствующих источниках о том, что дети (при условии наличия у них семей) могут получать социальное обеспечения не непосредственно в качестве индивида (в качестве гражданина или человека), а в качестве члена конкретных семей в форме поддержки после соответствующих проверок. Поэтому в учебной и научной литературе нередко сказано о социальном обеспечении людей, об определении семьи в качестве субъекта права соцобеспечения. Данное мнение связано так же и с международными правовыми актами, в которых часто упоминаются понятия человека, семьи и т п. Так же есть мнение, что всякий обязан определять свой материальный статус, потенциал обеспечения будущего ребенка и поэтому не может идти на поводу у биологических потребностей или требовать поддержки общества. Подобными явлениями оправдывается незначительная роль государства в деле материального обеспечения ребенка. Когда даже конкретных людей можно было б упрекать в неумении адекватно оценить собственные возможности, такие упреки ни не могут быть адресованы их детям. Так же согласно отраслевому законодательству, ребенок может претендовать на соцобеспечение только при условии отсутствия попечения со стороны родителей или в случае очевидного недостатка средств у семьи. То есть, если семья не находится в положении бедности, удовлетворение запросов ребенка является семейной проблемой.

В ст. 3 Конвенции о правах детей отмечено, что страны должны обеспечивать детям заботу, которая требуется для их благополучия, учитывая права и долг опекунов, родителей и прочих лиц, ответственных за детей, и для этого осуществляют все административные и законодательные меры. Таким образом, роль государства в обеспечении детей является первичной, а осуществление долга и прав родителя просто учитывается. В отечественном законодательстве права и свободы ребенка, защита его интересов есть прерогатива родителя и только при его недобросовестности, государство должно выполнять родительскую функцию [3].

Государство заботится о детях, не имеющих семьи или лишенных родителей. Сироты пребывают на полноценном государственном обеспечении в соответствующих заведениях. Однако, как считает, к примеру, О. Синякина, такая система негативно сказывается на жизни детей.

В последнее время осуществляются попытки устройства сирот в опекунские семьи. Увы, нередко учитываются не интересы ребенка, а экономия госрасходов на содержание таких детей. К примеру, в 2013 году отменили 5746 заключений касательно передачи детей семьям, ранее данная цифра была выше [5]. Естественно, детям нужно­ обеспечивать возможность расти в семейном окружении, но принимая во внимание прежде всего их интересы, а не стремление региональных властей отрапортовать о сокращении детских домов. А ситуации, приводящие к массовому возврату тысяч приемных детей обратно в интернатные учреждения, категорически недопустимы.

источник

Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ их прав на образование и жилье. Проблемы адаптации выпускников интернатных учреждений. Требования к размещению детских домов семейного типа.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Социальная защита детей сирот

1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.2 Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений

Глава 2. Организация пребывания детей сирот в детских домах

2.1 Нормативно-правовое регулирование детских домов семейного типа

2.2 Требования к размещению детских домов семейного типа

Глава 3. Социальное обеспечение выпускников детских домов

3.2 Права на имущество и жилое помещение

Проблемы прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в новых социально-экономических условиях не только не утратил силу своей актуальности, но и приобрели особую остроту. В Российской Федерации в последние годы сохраняется сложная ситуация в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их число остается значительным. Ю.Ф. Беспалов. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации: монография.- 2-ое изд .,перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2014 . -240 с.

Многочисленные исследования показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации, а следовательно, в социальной защите выпускников детских домов. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений 10% из них кончает жизнь самоубийством, 40% — попадает в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% — становится преступниками и лишь 10% — нормально адаптируется в обществе Чепурных Е.И. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях / Е.И. Чепурных // Народное образование. — 2012. — № 7. — С. 45-56. .

Дети сироты довольствуются заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия в реализации. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми». Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников.

Успешная социальная защита предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения.

Целью данной работы является изучение комплекса проблем, встающих перед выпускниками накануне выпуска из детского дома и их социальной защиты.

Проблема, заключающаяся в социальной дезадаптации, неподготовленности к самостоятельной жизни выпускников, доказывает необходимость изучения данной темы.

Актуальность темы заключается в том, что особенности жизни в детском учреждении (полузакрытый характер, коллективное проживание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора и принятия решения) затрудняет дальнейшую адаптацию к реальной жизни. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно. И поэтому очень важно подготовить ребенка, следовательно, защитить его от возникающих проблем.

· Изучить нормативно-правовые основы социальной поддержки детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

· Рассмотреть проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений

· Диагностика нормативно-правового регулирования детских домов семейного типа

· Раскрыть требования к размещению детских домов семейного типа.

· Определить основные права на образование

· Определить основные права на имущество и жилое помещение

· Рассмотреть судебную практику по направлениям социального обеспечения

Данная тема мало разработана в отечественной литературе, хотя в настоящее время наблюдается возрастание интереса к ней. В моей работе рассмотрены труды таких авторов, как: Н.С. Ефимова, И.Ф. Дементьева, О.В. Дорожкина, Т.Ю. Кузнецова, Е.В. Переведенцева, В.С. Апанасевича, А.М. Прихожанин, Н.Н. Толстых, С.А. Беличева,А.Н. Елизаров, Н.К. Радина, Е.И. Холостовой, А.П. Горкина, Е.И. Чепурных, Т.И. Шульга, М.А. Алиева, Т.В. Гришанович, Л.В. Лобанова, Е.Г. Трошихина, Н.В. Ярославцева.

Методы и база исследований. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме ; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

социальный сирота семейный жилье

Глава 1. Социальная защита детей сирот

1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю, во все времена были дети, которым выпадала судьба, расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты.

Современная ситуация сиротства требует четкого правового регулирования . Рассмотрим основные нормативное-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В современном российском законодательстве определены следующие понятия:

ѕ Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей расшифровка

ѕ Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью)» Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// «Российская газета», N 248, 27.12.1996. ;

ѕ «Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, — явление противоестественное». Одним из основных прав ребенка является «право знать своих родителей и право на их заботу». При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) .

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются — дети), в условиях семьи:

1) Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия):

ѕ общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

2) Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

ѕ находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

ѕ имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;

ѕ лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

ѕ признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

ѕ отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

ѕ являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

3) Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

4) Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 «О детском доме семейного типа» пункт 2 .

Детский дом — это образовательное государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3-х до 18-ти лет. Основными задачами детских домов являются: создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка; обеспечение охраны здоровья детей; обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-психологической и социальной адаптации; охрана интересов и прав воспитанников; освоение детьми образовательных программ, получение образования в интересах личности, общества и государства; формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению; создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

«Специализация детских домов идет не только в направлении детей с отклонениями в развитии, но и по пути создания учреждений, направленных на развитие способностей детей в различных областях деятельности (детские дома художественного, спортивного профилей, с углубленным изучение иностранного языка и др.) — однако, такая практика не получила широкого распространения» Радина Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов / Н.К. Радина // Журнал прикладной психологии. — 2010. — № 4 — С. 50 — 55 .

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) .

В условиях сегодняшней усложнившейся ситуации актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики «социального» сиротства, детской безнадзорности, создания системы социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.

Следует согласится с точкой зрения А.В. Мудрика, подчеркивающего, что успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой стороны — способность, в определенной мере, противостоять обществу, а точнее — противостоять части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, утверждению человека. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между его идентификацией с обществом и обособлением в нем. Чепурных Е.И. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях / Е.И. Чепурных // Народное образование. — 2012. — № 7. — С. 45-56.

С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс РФ. Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) ст. 65// «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16 .

Восстановление родительских прав допускается только с согласия ребенка, достигшего десяти лет. Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов.

На сегодняшний день в российском законодательстве приняты ряд крупных нормативных актов, которыми предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права на труд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, основными задачами государственных, муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников .

Дополнительные права на медицинское обслуживание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гарантируются Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ .

Детям-сиротам и детям, ставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно, за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетного фонда и других, незапрещенных законом источников.

Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// «Российская газета», N 248, 27.12.1996.

В области охраны труда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются следующие дополнительные гарантии:

ѕ органы службы занятости населения при обращении к ним данной категории лиц, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ.

ѕ предприятиям, учреждениям, организациям, создающие специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ;

ѕ ищущим впервые и зарегистрированным в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области.

Рассмотрев нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могу сделать вывод о недостаточном правовом регулировании и что не все аспекты социальной защиты раскрыты .

1.2 Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений

«Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов. Дементьева И.Ф. Дети-сироты: проблема выживания / И.Ф. Дементьева. // СОЦИС. — 2008. — № 9 — С. 72 — 78.

Жизнь в современном меняющемся мире требует постоянных адаптационных усилий от всех членов общества. «Ограничения в финансировании профессионального обучения и недостаточность мер поддержки выпускников сиротских учреждений делают переход к самостоятельной жизни для них очень контрастным. Уходя из детского дома, бывшие воспитанники часто оказываются один на один с проблемами, о существовании которых они и не подозревали, живя в мире учреждения» Прихожан А.М. Психология сиротства / Прихожан А.М., Толстых Н.Н. — СПб.: Питер, 2012. — 400 с. Стр. 92 .

Термин «социальная адаптация (от латинского adaptatio — приспособить) — процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособление к окружающей среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально — психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам» Чепурных Е.И. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях / Е.И. Чепурных // Народное образование. — 2012. — № 7. — С. 45-56. .

«Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся общество, очень большой процент выпускников интернатных учреждений оказывается в состоянии социальной дезадаптации». Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка / И.Ф. Дементьева // СОЦИС. — 2009. — № 10 — С. 62 — 70

Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.

Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений или детских домов не могут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни. После выхода из интерната выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходиться столкнуться в реальной жизни ежедневно без поддержки взрослых. «Опыт показывает, что даже лучшие интернатные учреждения и детские дома не в состоянии подготовить ребёнка к полноценной самостоятельной жизни (развить достаточные навыки самолюбия, зрелость и самостоятельность, волю выпускников). Многие из них становятся лёгкой добычей криминального мира, пациентами нарко- и психо-диспансеров. Даже те из них, кто имеет различные способности и таланты, не находят себе достойного применения в дальнейшей жизни».

Существуют причины, которые трудно преодолеть в системе общественного воспитания. «Материнская и социальная депривация, дефицит общения со значимым взрослым, отсутствие отношений принятия, коллективные методы воспитания с недостаточным делегированием персональной ответственности и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой. Опыт педагогов, работающих в этих учреждениях, данные психологических и других научных исследований показывают, что при выходе из стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни».

Таким образом, имеется необходимость в существовании особой системы сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детских домов и других интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 2. Организация пребывания детей сирот в детских домах

2.1 Нормативно-правовое регулирование детских домов семейного типа

При отсутствии возможности устройства осиротевших детей на воспитание в семью, они направляются в воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Одним из таких учреждений является детский дом семейного типа, который был создан по инициативе Российского детского фонда и получил определенное распространение на практике.

В настоящее время его деятельность регулируется Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195, которым утверждены «Правила организации детского дома семейного типа.

Основными задачами этого типа детского дома является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.

Детский дом семейного типа в отличие от других воспитательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, является формой, более приближенной к семейному воспитанию. Он организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия). Общее число детей не должно превышать 12 человек (вместе с родными и усыновленными)

При этом организаторами ДДСТ не могут быть лица, находящиеся в кровном родстве с принимаемыми детьми.

Детский дом семейного типа создается (реорганизуется и ликвидируется) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. При этом является обязательным заявление супругов о желании взять на воспитание детей и заключение органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями (с учетом общих ограничений, установленных законом для лиц, желающих быть усыновителями и опекунами, которые оговорены и в названных Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 24.12.2014) «О детском доме семейного типа» // Российская газета. 1996. 18 декабря. от 26 марта 2001 г. .

Отношение между учредителем и детским домом семейного типа определяется договором. Детский дом семейного типа финансируется учредителем на общих основаниях, исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на алименты, пенсии, другие социальные гарантии и льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основным нормативным актом для других вышеназванных учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения, является Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.

Содержание и обучение воспитанников в этих учреждениях (государственных и муниципальных) осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Типовым положением регулируются вопросы организации обучения и воспитания, права и обязанности воспитанников и воспитателей.

Существенной государственной поддержкой для детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте 23 лет является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечивающий им реализацию таких важных прав, как право на образование, на медицинское обслуживание, права на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд.

2.2 Требования к размещению детских домов семейного типа

Детские дома семейного типа следует размещать среди обычных жилых домов массовой застройки по расчету, заложенному в основу генерального плана района и вблизи от предприятий торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, включая ясли-сад и общеобразовательные школы, а также общих досуговых и спортивных центров, предназначенных для детей данного микрорайона или жилой группы, обеспечивая повседневное общение детей, воспитывающихся в семьях и детских домах семейного типа. На пути к этим домам желательно не иметь улиц с интенсивным движением.

Читайте также:  Анализы на иммунный статус у детей

1. Размещение детских семейных домов может быть организовано в виде концентрированных и малоконцентрированных групп.

Первые представляют собой сосредоточение жилых домов (блок-квартир) в виде детских городков (деревень) или комплексов, располагаемых в специально отведенных участках. Такого рода жилые образования должны включать от 15 до 20 семей с приемными детьми и предусматривать централизованное обслуживание (учеба, оказание помощи в воспитании и организация летнего отдыха), работающее по открытой системе.

Малоконцентрированная группа, как правило, составлена из однотипных домов (блок-квартир) и включена в структуру жилого района (микрорайона) или поселка. В ней обычно не более пяти-семи индивидуальных или блокированных домов с общим универсальным залом для проведения праздников, вечеров или спортивных занятий.

2. Участки должны удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям, располагаться на селитебной территории вблизи крупных зеленых массивов и быть достаточно удаленными от магистральных улиц, дорог с интенсивным движением и от источников шума. Необходимо предусмотреть удобные подъездные пути к участкам и подходы к ним от остановок общественного транспорта.

Детские дома семейного типа должны включать многокомнатные благоустроенные квартиры, обеспечивающие удобное расселение детей и взрослых, а также способствующие установлению внутрисемейных контактов детей и родителей.

Спальные комнаты должны предусматриваться в соответствии с половозрастной структурой детей, при этом следует иметь в виду, что дети в возрасте до 1,5-2 лет требуют более свободного пространства (для подвижных игр), а старшего возраста — нуждаются в специальной мебели для своих занятий. Для детей, достигших 8-10 лет, рекомендуется предусматривать отдельные комнаты площадью 8-10 м. Размещение детских комнат (спальня или индивидуальная зона) при расположении квартиры в одном уровне рекомендуется предусматривать в глубине квартиры, в более тихой и изолированной ее части. Рекомендуемая площадь кухни-столовой на семью из восьми-десяти человек 18 м., рабочей кухни — не менее 10 м. Общая комната (гостиная) — главное помещение детского семейного дома.Рекомендуемая площадь — не менее 30 м. так же Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать специальную игровую комнату, свободную от мебели и оборудованную спортивно-игровым комплексом.В домах (квартирах) следует предусматривать, как минимум, два санитарных узла: один при входе (унитаз и умывальник), другой, раздельный, при спальной группе помещений (уборная и ванная комната). В ванной комнате рекомендуется установка двух умывальников. В отдельных случаях вместо ванной может быть установлен один или два душа.

Глава 3. Социальное обеспечение выпускников детских домов

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право:

1) На обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598 .

2) На получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов профессиональных образовательных организаций на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3) На полное государственное обеспечение до завершения обучения.

4) Наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

5) Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.

6) Однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.

7) При предоставлении обучающимся академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, содействует организации их лечения.

8) Обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

3.2 права на имущество и жилое помещение

Однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме детей сирот и детям, оставшимся без попечения родителей и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица достигшие возраста 14 лет.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками, которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст.8 :

1) Проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

ѕ лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ѕ страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) Жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) Иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дом, а и школы-интернаты.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстника ми, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным факторам риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

При этом именно профилактически — восстановительная работа с семьями группы риска, с кровной семьей, в России практически не развита, такая работа не является сегодня приоритетом для большинства органов местного самоуправления в Российской Федерации, для комитетов и департаментов, а также «приемлема» она на уровне семейного законодательства Российской Федерации. В Семейном Кодексе Российской Федерации есть целый раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка.

1. Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016)-254 с.

2. Семейный кодекс российской Федерации. Последняя редакция от 30.12.2015. — 77 с.

3. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) — М., 2004. — 543 с.

4. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.»

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.

6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с изменением от 13 января 2001 г.) № 120-ФЗ.

7. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 «О детском доме семейного типа»

8. Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания психологический практикум / Н.С. Ефимова. — СПб.: Питер, 2014. — 176 с.

9. Дементьева И.Ф. Дети-сироты: проблема выживания / И.Ф. Дементьева. // СОЦИС. — 2010. — № 9 — С. 72 — 78.

10. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка / И.Ф. Дементьева // СОЦИС. — 2009. — № 10 — С. 62 — 70

11. Дорожкина О. Трудная пора жизнеустройства / О. Дорожкина // Социальная работа. — 2003. — № 1 — С. 30-32.

12. Кузнецова Т.Ю. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов / Т.Ю. Кузнецова. — СПб.: Питер, 2015.- 186с.

13. Переведенцева Е. Квартира для сироты / Е. Преведенцева // Социальная защита. — 2011. — № 9 — С. 39 — 43.

14. «Потребности ребенка. В центре внимания — адаптация к жизни в обществе». Материалы международной практической конференции 24-25 октября 2013 года / Под ред. Апанасевича В.С. — Апатиты, 2013. — 116 с.

15. Прихожан А.М., Психология сиротства / Прихожан А.М, Толстых Н.Н. — СПб.: Питер, 2012. — 400 с.

16. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Пособие для социальных менеджеров, психологов, психосоциальных работников / Беличева С.А., Елизаров А.Н. [и др.]; Под редакцией Беличевой С.А.- М.:«Социальное здоровье России», 2009. — 196 с.

17. Радина Н.К. Жизненные сценарии воспитанников детских домов по материалам ранних детских воспоминаний / Н.К. Радина // Журнал прикладной психологии. — 2012. — № 4\5 — С. 75 — 79.

18. Радина Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов / Н.К. Радина // Журнал прикладной психологии. — 2010. — № 4 — С. 50 — 55

19. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Холостовой Е.И. — М.: Юрист, 2008. — 144 с.

20. Социальная энциклопедия / Министерство труда и социального развития / Под ред. А. П. Горкина. — М.: 2011. — 438 с.

21. Чепурных Е.И. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях / Е.И. Чепурных // Народное образование. — 2012. — № 7. — С. 45-56.

22. Шульга Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы / Т.И. Шульга. — М.: 2009. — 400 с.

23. Я сам строю свою жизнь: Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот / Алиева М.А, Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Трошихина Е.Г. [и др.]; Под ред. Трошихиной Е.Г. — СПб., 2013. — 201 с.

24. Ярославцева Н.В. система мер по оптимальному жизнеустройству детей-сирот / Н.В. Ярославцева // Работник социальной службы. — 2010. — № 2 — стр. 25-28

Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений. Исследование уровня подготовленности воспитанников к самостоятельной жизни.

дипломная работа [294,3 K], добавлен 08.02.2014

Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовые основы их социальной поддержки. Анализ профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей.

курсовая работа [51,0 K], добавлен 26.09.2012

Выпускники детского дома как клиенты социальной работы. Тема постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Характеристика этапов работы с выпускниками детских домов. Основные проблемы выпускников детских домов.

курсовая работа [135,5 K], добавлен 15.09.2014

Тенденции и динамика развития системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в российском обществе. Государственная политика в области их социальной защиты. Сравнительный анализ современных моделей решения проблемы сиротства.

дипломная работа [238,0 K], добавлен 15.01.2014

Проблема социального сиротства. Выпускники детских домов как объект социальной защиты. Государственные программы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилищные программы и их ориентация на льготные категории граждан.

курсовая работа [55,8 K], добавлен 22.05.2015

Проблема социальной адаптации и социализации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практические мероприятия постинтернатного сопровождения, разработка организационных методов социальной работы.

практическая работа [30,0 K], добавлен 10.01.2012

Проблематика социального вопроса по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, формы их жизнеустройства и правовые основы организации социальной поддержки. Основные рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы.

дипломная работа [130,6 K], добавлен 15.06.2015

Развитие идей семейного детского дома, формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ законодательных и нормативных актов, направленных на защиту права ребенка воспитываться в семье, опыт детских домов семейного типа.

курсовая работа [58,0 K], добавлен 03.08.2010

Причины социального сиротства в России. Нормативно-правовые акты РФ и Калужской области по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей-сирот в России, процесс усыновления детей иностранными гражданами.

дипломная работа [94,0 K], добавлен 06.11.2010

Причины социального сиротства. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение ребенка. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные гарантии социальной защиты детей-сирот.

курсовая работа [65,4 K], добавлен 10.04.2011

источник