Меню Рубрики

Анализ социального развития детей в доу

Анализ социального развития детей в ДОУ. Имеет практическую ценность при прведении тематических проверок в ДОУ.

по итогам тематической проверки

Тема: Социальное развитие детей дошкольного возраста .

Цель: Определить эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по социальному развитию детей; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков, проявляющихся в игровом взаимодействии, коллективном труде, совместной деятельности на занятиях; выявить причины и факторы, определяющие качество работы по социальному развитию детей в ДОУ.

Сроки проверки : октября 2008г.

Формы и методы: наблюдение и анализ занятий, трудовой и игровой деятельности детей; изучение предметно-развивающей среды, беседы с воспитателями и детьми, анализ документации, обследование детей.

Проверка осуществлялась планово в ДОУ с. Дегтярное, с. Ромахово, с. Долгое. Были организованы наблюдения за детьми и педагогами на занятиях по развитию элементарных математических представлений в младшей и старшей подгруппах; в процессе сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» (ДОУ с. Долгое, воспитатель Анцупова Е.В.); в процессе коллективной трудовой деятельности в разновозрастной группе (ДОУ с. Дегтярное, воспитатель Смотрикова В.В.); в процессе самостоятельной деятельности детей в разновозрастной группе (ДОУ с. Ромахово, воспитатель Баранова И.Н.). В ходе проверки было проведено обследование уровня социального развития детей младшего и старшего дошкольного возраста; дана оценка профессиональных умений воспитателя; оценка создания условий: в группе, в методическом кабинете, в ДОУ; оценка планирования работы; оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

В ходе проверки было установлено, что в вышеуказанных ДОУ достаточный уровень социального развития детей: развития коммуникативных навыков; развития эмоций. Младшие дошкольники умеют общаться со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации; умеют налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в сюжетно-ролевой игре; используют в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства для выражения своего состояния. Но не все дети (ДОУ с.Долгое, Ромахово) используют средства общения, принятые в обществе. Не у всех детей в этих ДОУ наблюдается проявление вежливости и доброжелательности.

Старшие дошкольники умеют общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками). Некоторые дети владеют способами контакта с малознакомыми людьми, знают и используют вежливые формы обращения, умеют установить контакт с помощью вербальных и невербальных (мимика, пантомимика) средств. Большинство детей умеют тактично, с уважением обращаться с просьбами, вопросами; умеют попросить о помощи и оказать ее; умеют в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы (ДОУ с. Дегтярное). Не всегда у детей получается включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая другим своим поведением; проявить чувство собственного достоинства, защитить себя от насмешек, грубого или насмешливого обращения со стороны взрослых или сверстников; отказывать, противостоять давлению со стороны более активных сверстников.

Младшие дошкольники умеют чувствовать доброжелательное и недоброжелательное отношение к ним окружающих; идентифицировать свое эмоциональное состояние и понять его причины; заметить изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого; понимать и различать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние; проявляют желание посочувствовать, утешить, стремление к сопереживанию. Но не все дети умеют сдерживать непосредственные ситуативные желания, регулировать свое поведение согласно социальным нормам, сдерживать себя и выражать свои чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (ДОУ с. Долгое). Редко проявляется умение детей входить в устойчивые игровые объединения (ДОУ с. Ромахово).

Старшие дошкольники умеют прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние; умеют открыто выражать свои чувства, — как положительные, так и отрицательные; умеют оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Но некоторым детям все-таки не удается регулировать свое поведение на основе общепринятых норм и правил (ДОУ с. Долгое). Большинство детей не осознают глубоко свои личностные особенности и возможности.

Необходимо отметить достаточно высокую эффективность коллективного труда старших дошкольников в ДОУ с. Дегтярное. Объем работы соответствует возрасту детей; дети легко и с удовольствием справляются с предложенным объемом работы. Дети объединяются в отдельные подгруппы. Достаточно развиты трудовые умения и навыки. Дети умеют сотрудничать (планировать, договариваться, действовать сообща); у них проявляются такие нравственные качества, как дружелюбие, любовь к живому, бережное отношение к вещам, предметам. Но недостаточно проявляют самостоятельность (поиск рационального приема работы, принятие собственного решения); умение оценивать общий труд, свою долю участия в нем с позиций общего результата. Эффективно планируются воспитателем Смотриковой В.В. дежурства, распределяются поручения. Но недостаточно используются методы стимулирования детей.

Анализ планирования различных видов деятельности детей, связанных с социальным развитием показал, что в ДОУ с. Долгое страдает эстетика оформления календарных планов; в ДОУ с. Ромахово отсутствуют сетка занятий, перспективное и календарное планирование, сведения об индивидуальных особенностях детей. В ДОУ с. Долгое, Дегтярное планирование занятий соответствует предъявляемым требованиям: отражены программное содержание, методы активизации детей, материалы и оборудование. Однако, во всех проверенных ДОУ почти не планируются методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций и др.). Очень мало учитываются в плане методы, вызывающие эмоциональную активность детей (воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации).

Во всех ДОУ созданы удовлетворительные условия для социального развития детей. В группах имеются разнообразные дидактические игры, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей; разнообразные настольно-печатные игры. Не в полном объеме оформлена атрибутика к сюжетно-ролевым играм. В ДОУ обеспечено рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей; имеются предметы-заместители, различные конструкторы, строительный и бросовый материал для создания игровой среды. Достаточно оборудования для трудовой деятельности: для коллективного труда детей в группе, для работы в уголке природы по уходу за растениями и животными, для дежурства по столовой. И недостаточно лишь выносного материала для труда на участке, в огороде и в цветнике. В ДОУ имеется методическая литература по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей. Частично присутствует наглядная информация, информационные листки, разработанные рекомендации для родителей.

Анализ профессионального мастерства воспитателей показал, что Смотрикова В.В. умеет устанавливать контакт с детьми с помощью вербальных и невербальных средств общения, умеет организовать детей с помощью игры, создания проблемных ситуаций, поощряет активность детей, умеет поддержать их интерес к совместной деятельности, применяет дифференцированный подход к детям. Воспитатель Анцупова Е.В. организует детей на занятии, способствуя совместной деятельности, развитию гибкого социального поведения; работает малыми подгруппами; дает задания, требующие совместных усилий нескольких детей. Но на занятии отсутствует свободное деловое общение детей. Воспитатель не смогла завершить занятие, организуя игровую деятельность детей, логичный переход к другим видам деятельности. Не всегда умело оказывает моральную поддержку замкнутым, застенчивым детям, не показывает их социальную значимость перед другими детьми (поручая ответственную роль, давая важные поручения), не организует помощь нуждающемуся ребенку со стороны других детей. На занятии не дана оценка деятельности детей, которая должна была подчеркнуть достижения каждого конкретного ребенка, сравнивая с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей. Не было привязки программного материала занятия к личному опыту детей, что сделало бы его значимым для них.

Воспитатель Баранова И.Н. часто проявляет недоброжелательное отношение к детям; не видит эмоциональное состояние ребенка и не старается понять его причины; не всегда правильно реагирует на поведение детей, вызывающих отрицательные переживания у взрослого. Не старается «озвучить» свои чувства и чувства ребенка, обратить внимание детей на эмоциональное состояние сверстников, других людей. Всем воспитателям не всегда удается давать оценку не личности ребенка в целом, а его конкретным действиям и поступкам. Воспитатель Смотрикова В.В. строит эмоционально насыщенное содержательное общение с детьми в любых видах деятельности; создает проблемные ситуации, ставит творческие задачи, направленные на развитие гибкого социального поведения; организует помощь нуждающемуся в ней ребенку со стороны других детей; создает атмосферу взаимного уважения в любой деятельности детей. В игровой деятельности у воспитателей Анцуповой Е.В., Барановой И.Н. не получается занять позицию «играющего партнера», вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу. Воспитатели не владеют умением передавать детям новые способы построения игры (игра-придумывание), в которой используется творческое комбинирование разнообразных событий; умением свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Пока отсутствует у воспитателей умение своевременно изменить игровую среду.

  1. продолжить работу по расширению области социально-нравственных ориентаций и чувств детей;
  2. пополнить предметно- развивающую среду недостающим оборудованием к сюжетно-ролевым играм и выносным материалом для труда на участке ДОУ в срок до 1 июня 2009 года;
  3. привести в соответствие с предъявляемыми требованиями планирование ДОУ в срок до 15 ноября 2008 года;

Барановой И.Н. пройти системные курсы повышения квалификации педагогических кадров на базе РИПКППС в срок до 1 июня 2009 года.

Методист РМК : Л.Ф. Вишнивецкая.

Ознакомлены: Баранова И.Н., зав. ДОУ с. Ромахово Анцупова Е.В., восп. ДОУ с. Долгое

источник

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. Мы рассматриваем детский сад как открытую образовательную систему. Её задача – обратить внимание социума нашего района на детей, наш детский сад, его проблемы в развитии образования и науки, предпринимателями и другими организациями. ДОУ на протяжении всей деятельности активно сотрудничает с Административными структурами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, медицины, спорта. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения “Детский сад общеразвивающего вида № 17” г. Щёкино является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОУ, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Для решения поставленной задачи в нашем дошкольном учреждении ведётся работа по созданию следующих условий:

  • Использование в практике работы ДОУ
  • здоровьесберегающих образовательных технологий для усвоения основ культуры человечества. (Приложение 2)
  • Реализация общеобразовательной программы,
  • содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными требованиями;
  • Обогащение предметно-пространственной среды
  • , наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития. Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего учреждения руководствовались принципами В.А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, а так же ориентировались на требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, изложенные в проекте, подготовленным Федеральным институтом развития образования:
  • Открытости;
  • Гибкого зонирования;
  • Стабильности-динамичности;
  • Полифункциональности;
  • Гендерный подход.
  • Предметная развивающая среда подбирается с учётом принципа интеграции образовательных областей.

. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

  • Обеспечение психологического комфорта ребёнка
  • в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; В дошкольном детстве , на наш взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом. Так как именно “благополучный” ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. В дошкольном учреждении грамотно выстроена психолого-педагогическая деятельность
  • Ещё одним важным условием является высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации. Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, “Круглые столы”, методические выставки, научно – практические конференции, методические недели. (Приложение 3). Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в нашем учреждении является семинар-практикум – особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель проведения – обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Для начинающих педагогов действует “Школа молодого воспитателя” (Приложение 4), цель, которой – способствование психологической адаптации и социологизации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений. такая форма работы как “Мастер-класс” (Приложение 5), с защитой своего наработанного творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.
  • Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в ДОУ создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Педагогами детского сада разработаны проекты социально-ориентированной направленности:
  • “Юный краевед”;
  • “Здоровый малыш”;
  • “Я успешен” (проект повышения социального интеллекта);
  • “Наша дружная семья”;
  • “Герб семьи”;
  • “Я – россиянин”.

Все эти проекты реализуются через различные формы совместной деятельности. Традиционными для нашего учреждения стали тематические недели, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности, участие в различного рода акциях.

  • В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.
  • Ими могут являться:

– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
– детский сад (в первую очередь воспитатели);
– общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Сотрудничество – общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. Долгие годы на базе ДОУ функционирует Попечительский Совет, которым руководит председатель, избранный из числа родительской общественности. (Приложение 6).

Деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей. Основным инструментом по его изучению является мониторинг, который организуется в нашем ДОУ в различных формах – анкетирование, беседа, интервьюирование непосредственно при общении и по телефону. Так, на основе проведённого мониторинга в практику нашей работы вошли такие вариативные формы, как консультативный пункт для родителей и группа выходного дня – “Будущий первоклассник”. Деятельность данной группы кратковременного пребывания заключалась в предоставлении образовательных услуг детям по подготовке к обучению в школе, как посещающим образовательное учреждение, так и ребятишкам, которые не ходят в детский сад. Режим работы группы был с 8-00 до 12-00. В течение часа с детьми занимался учитель. Остальное время воспитателем организовывалась игровая, коммуникативная деятельность детей. Но со временем функционирование такой группы стало нецелесообразным, т.к. на базе школ и гимназий стали проводится занятия в “Школе будущего первоклассника” и группу пришлось закрыть.

Читайте также:  Анализы на глиадин у детей

В настоящее время, когда остро стоит проблема нехватки дошкольных учреждений, не все дети могут посещать дошкольное учреждение, вследствие чего воспитываются в домашних условиях, а родители, выступающие в роли педагогов, порой не обладают достаточным запасом специальных педагогических и психологических знаний. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям социальной адаптации. Проведя мониторинг по данному вопросу, администрация ДОУ решила создать на базе дошкольного учреждения консультативный пункт для родителей детей, не посещающих детский сад. Методической службой было проведено интервьюирование родителей, в ходе которого выявлены наиболее интересующие родителей вопросы, темы; разработано положение, план работы консультативного пункта; подобран иллюстративный, теоретический, практический материал. (Приложение 7).

Основные задачи консультативного пункта:

  • Оказание всесторонней помощи родителям детей 5-6 лет, не посещающих дошкольное учреждение в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
  • Оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания и образования ребёнка;
  • Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;
  • Обеспечение взаимодействия между образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей

Заседания консультативного пункта проводятся в различных формах:

  • Круглый стол.
  • Консультации-парадоксы.
  • Практикумы.
  • Педагогические гостиные.

Консультативный пункт выступает как самостоятельное структурное подразделение образовательного учреждения. Его организация предполагает тесное взаимодействие различных специалистов: воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога, заместителя заведующей по ВМР, медицинского работника. Согласно Положения консультативный пункт работает 2 раза в неделю в утренние и вечерние часы, согласно утверждённого плана.

Мы решили объединить родителей по интересам и консультации проводятся подгруппами, индивидуально в зависимости от проблемы по двум направлениям:

  • “Подсолнушки” (темы, касающиеся детей раннего возраста)
  • “Дошколёнок”. Консультации проводятся как по графику в соответствии с планом, так и в удобное для родителей время по мере необходимости.

Результатом работы консультативного пункта можно считать положительные отзывы родителей, благодарности, повышение уровня педагогической культуры родителей.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, наше дошкольное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида № 17” г. Щёкино находится в режиме перехода на автономное функционирование и поиске развития организации вариативных форм предоставления дошкольного образования через организацию работы с педагогами, воспитанниками и их семьями.

источник

Справка по итогам тематической проверки «Изучение системы работы по социально-коммуникативному развитию в старшей группе»

Алла Коновалова
Справка по итогам тематической проверки «Изучение системы работы по социально-коммуникативному развитию в старшей группе»

Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию в старших группах; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков, проявляющихся в игровом взаимодействии, коллективном труде, совместной деятельности на занятиях; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному развитию детей в ДОУ.

Сроки проведения: с 21 по 30 ноября 2015 года.

• Коновалова А. В., старший воспитатель,

• Наринян Э. С., педагог-психолог

наблюдение за педагогическим процессом;

анкетирование, собеседование с педагогами;

тестирование, беседы с детьми;

изучение документации педагогов;

анализ наглядной информации для родителей.

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми по социально-коммуникативному развитию показал, что педагоги ведут достаточно компетентную работу с воспитанниками. Целенаправленное обучение предусматривает непосредственно образовательную деятельность, игры, индивидуальное общение.

Результаты обследования показали, что в группе достаточный уровень социального развития детей; развития коммуникативных навыков; развития эмоциональной сферы. Дети умеют общаться со взрослыми на любые темы, умеют налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в играх; используют в общении и совместной деятельности вербальные и невербальные средства для выражения своего состояния.

Дети знают и используют вежливые формы общения со сверстниками и взрослыми, умеют установить контакт с малознакомыми людьми (сотрудниками ДОУ, зашедшими к ним в группу). Большинство детей умеют тактично, с уважением обращаться с просьбами, вопросами; умеют попросить о помощи и оказать ее; умеют в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, заметить изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого; понимать и различать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние; проявляют желание посочувствовать, утешить, стремятся к сопереживанию.

Необходимо отметить умение дошкольников трудиться в коллективе. Объем работы, предлагаемый воспитателями, соответствует возрасту детей. Дети, объединяясь в отдельные подгруппы, легко и с удовольствием справляются с предложенной работой. У детей достаточно развиты трудовые умения и навыки. Они умеют сотрудничать (планировать, договариваться, действовать сообща, у них проявляются такие нравственные качества, как дружелюбие, любовь к живому, бережное отношение к вещам, предметам. Но не всегда проявляют самостоятельность (поиск рационального приема работы, принятие собственного решения). Не умеют оценивать общий труд, свою долю участия в нем с позиций общего результата.

Дети стремятся к дружбе с окружающими сверстниками и взрослыми. Их игры дружелюбные, без агрессии. Используют в речи вежливые слова и речевые обороты, умеют вежливо обратиться с просьбой. Знают большое разнообразие «волшебных слов» и ту реакцию, которую они должны производить. Иногда дети разумно этим пользуются.

Дети с огромным интересом участвуют в коллективных играх, проявляя свои творческие способности.

Анализ профессионального мастерства воспитателей показал, что оба воспитателя умеют устанавливать контакт с детьми с помощью вербальных и невербальных средств общения, умеют организовывать детей, как с помощью игры, так и без неё. Воспитатели умеют создать проблемную ситуацию и подвести детей к правильному её решению, умело поддерживают их интерес к совместной деятельности, применяют дифференцированный подход к детям. Воспитатели способствуют развитию гибкого социального поведения; работают при необходимости малыми подгруппами; дают задания, требующие совместных усилий нескольких детей. На занятиях допускают свободное деловое общение детей, умело сочетают образовательную и игровую деятельность, логично переходят от одного вида деятельности к другим видам деятельности. Педагоги умело оказывает моральную поддержку замкнутым, застенчивым детям, показывают их социальную значимость перед другими детьми, поручая ответственную роль, давая важные поручения.

Результаты обследования профессионального мастерства воспитателей показали, что педагоги группы поддерживают и поощряют инициативы детей в эмоциональном общении. Помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками. Стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам. Поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности.

Педагоги собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают детей к эмоциональным состояниям друг друга, побуждают детей к проявлениям сочувствия, жалости, учат радоваться успехам друзей. При организации совместных эмоциональных и других игр помогают детям координировать свои действия, учитывать желания друг друга.

Педагоги группы способствуют усвоению детьми общественных норм и правил поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, живое существо, за начатое дело, за данное слово. Развивают уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека (учат не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов, в том числе использовать игры и проблемные ситуации).

Воспитатели видят эмоциональное состояние ребенка, стараются понять его причины; строят эмоционально насыщенное содержательное общение с детьми в любых видах деятельности. В игровой деятельности у воспитателей получается занять позицию «играющего партнера», вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу. Воспитатели владеют умением передавать детям новые способы построения игры (игра-придумывание, в которой используется творческое комбинирование разнообразных событий; умением свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.

Совершенствованию профессионального мастерства воспитателей способствуют активное участие и посещение педагогических советов, семинаров-практикумов, консультаций, открытых мероприятий, посещение методических объединений.

Анализ просмотренной непрерывной образовательной деятельности показал, что воспитатели достаточно хорошо владеют разнообразными современными методами обучения и воспитания детей. Педагоги всегда готовы к занятиям, которые проводят в игровой и занимательной форме.

Во время проверки Воспитатель Гаркун М. В. показала открытое занятие на тему «Моя малая Родина».

Дети продемонстрировали умения слышать воспитателя, слушать и слышать друг друга. Они хорошо знают понятия «большая и малая» Родина, знают и узнают достопримечательности поселка, умеют о них рассказать. Единственным недостатком является то, что при анализе занятий воспитатели не всегда дают объективную оценку деятельности детей, которая должна подчеркивать достижения каждого конкретного ребенка.

В ходе НОД воспитатели использовали разнообразные приёмы: заинтересовывающие моменты, художественное слово, вопросы к детям, игру (например, «Собери флаг из разрезных частей, рассматривание, рассказывание. Дети проявили активность, самостоятельность, эстетическое удовольствие.

А также педагоги достаточно хорошо владеют методикой диагностики социального развития детей своей возрастной группы.

Воспитателями старшей «А» группы созданы достаточно хорошие условия для социального развития детей, воспитания их в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, этики. В группе имеются дидактические и настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по изученным темам, с помощью которых можно работать над партнёрскими взаимоотношениями детей. Много в группе картинок для составления рассказов на социально-нравственную тематику, набор фотографий «Мой поселок», наборы символик государственных и Майкопского района, портрет президента страны, тематические папки с иллюстрациями «Великая Отечественная война». Педагоги объявили конкурс среди семей воспитанников на создание герба семьи, провели консультацию по составлению «Генеалогического древа».

В группе имеется книжный уголок. Созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы – строители».

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, выполняет одну или несколько ролей, моделирует социальные отношения в игровой форме. Для решения данных задач воспитатели изготовили различные театры, подобрали наборы резиновых игрушек.

Воспитателями обеспечено рациональное размещение атрибутов и свободный доступ к ним детей; имеются предметы-заместители, различные конструкторы, строительный и бросовый материал. Достаточно оборудования для трудовой деятельности: для коллективного труда детей в группе, для работы в уголке природы по уходу за растениями и животными, для дежурства по столовой. Но недостаточно выносного материала для труда на участке и в цветнике, прилегающем к участку.

В группе имеется методическая литература по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

В ходе проверки были проанализированы перспективные и календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми. Анализ планирования показал, что педагоги группы в своей работе по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников опираются на программу «От ноля до школы» под редакцией Вераксы. Все требования программы с учётом возрастных особенностей и системности изучаемого материала соблюдаются.

Непрерывная образовательная деятельность ведется в соответствии с планированием, утвержденным методическим советом, в котором предусмотрены занятия на социально-нравственную тематику. Воспитатели планируют проблемные ситуации «Как бы вы поступили…», «Если я дома один…» и другие, беседы с детьми, чтение и обсуждение произведений известных детских писателей Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Осеевой, заучивают с детьми стихи из книги «Правила поведения для воспитанных детей». Планируют и проводят разнообразные игры и игровые упражнения, экскурсии.

Но вместе с тем, в календарном планировании педагогов не достаточно отражена индивидуальная работа по социально-коммуникативному направлению. Воспитатели не указывают конкретно детей, с кем проводится индивидуальная работа по развитию навыков социального поведения. Необходимо уделять больше внимания планированию досугов, развлечений по социально-нравственному направлению.

Планирование занятий не всегда соответствует предъявляемым требованиям: не прописываются методы активизации детей, редко – материалы и оборудование, словарная работа, план занятия, вопросы к детям. Воспитателями не планируются методы коррекции и уточнения детских представлений, ЗУН.

Целевые прогулки в планах не отражены.

Анализ работы с родителями по социально-нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия.

В группе имеется родительский уголок, в котором достаточно интересной и нужной информации. Предлагаемый материал доступен, краток, эстетично оформлен.

Регулярно проводятся разные тематические выставки, в которых родители с детьми принимают активное участие: «Генеалогическое древо», «Герб моей семьи», «Дом, в котором ты живёшь», поделки из бумаги «Оригами», «Новогодняя композиция» и др.

Оформлены консультации для родителей: «Учите детей общаться», «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Почему ребенок не слушается?», «Как найти подход к «протестующему ребёнку» и др.

Проведены родительские собрания.

Проводятся совместные мероприятия: экскурсии и праздники.

Проводить беседы с родителями, объясняя важность социально-нравственного развития детей.

Целевые прогулки проводить каждую неделю и отражать это в планах. Больше внимания уделять театрализованным играм, кукольному и настольному театру.

Обратить внимание на приемы, влияющие на содержание самостоятельной сюжетной игры (показ способов действия, обыгрывание, наблюдение, обучение, беседы.)

Пополнить предметно-развивающую среду недостающим оборудованием к сюжетно-ролевым играм и выносным материалом для труда на участке. Привести в соответствие с предъявляемыми требованиями планирование в срок до 1 января 2016 года.

Аналитическая справка по итогам тематической недели «Осень» Аналитическая справка «Осень» В соответствии с годовым учебным графиком и планом на 201. – 201. года проводилась неделя «Дары.».

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Давайте жить дружно» Конспект НОД по социально — коммуникативному развитию в старшей группе по теме «Давайте жить дружно» Цель: обобщить и расширить знания детей.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «День рождения черепахи» Цель. Обобщить знания детей о правилах поведения в обществе. Способствовать развитию нравственных направлений. Развивать умение рассуждать,.

Перспективный план по социально-коммуникативному развитию в старшей группе МАРТ-понедельник Д/И «Этикет- школа изящных манер» Цель: научить ребенка правилам поведения за столом. Трудовое поручение: «Снимем грязные.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Час добра» Тема: «ЧАС ДОБРА» «Что такое доброта? Это мира пестрота, Это мамина улыбка, Это песенка кота. Что такое доброта? Это солнца теплота,.

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Путешествие в страну Вежливости» Цель: Учить детей оценивать поступки с позиции нравственных представлений. Задачи: Уточнить, конкретизировать, дополнить представления.

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию в средней группе Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования выделяет 5 образовательных областей: 1. Социально-коммуникативное.

Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию» В ФГОС ДО социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» Задачи именно этой области.

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию- «социализация» в старшей группе. МАДОУ №223, г. Ульяновск, воспитатель.

Перспективный план работы по социально-коммуникативному развитию «Социализация» в подготовительной группе месяц 1 неделя (семья) 2 неделя (эмоции) 3 неделя (культура взаимоотн.) 4 неделя (общение со взросл. и сверст. СЕНТЯБРЬ ПН: Беседа: «Я и.

источник

Дошкольное образование в России обеспечивает интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Основным дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) в Российской Федерации в настоящее время является детский сад. Система детских садов предназначена для первичной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью образования.

Основными задачами ДОУ в России являются:

– охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

– обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

– осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка;

– воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека;

– взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития ребенка.

В детском саду дети, помимо учебных умений, предусмотренных программой, приобретают первый жизненный опыт в коллективе сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

В дошкольном возрасте начинается становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных оценок и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей из закрытой, достаточно автономной системы, какой она была долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом). В настоящее время перед детским садом встают новые задачи, предполагающие его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Основные направления социально-педагогической деятельности ДОУ.

Содержание социально-педагогической деятельности в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.

Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации.

Социальный педагог ДОУ является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников.

Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие:

1) адаптация ребенка к дошкольному учреждению;

2) развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;

3) реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого;

4) работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии;

5) работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.;

6) формирование социально принимаемого поведения детей;

7) включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ;

8) сложность перехода детей из ДОУ в школу;

9) особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения;

10) социокультурная роль ДОУ в микрорайоне;

11) особенности социализации детей в ДОУ;

Читайте также:  Анализы на глисты для детей

12) особенности организации досуга дошкольников и др.

Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.

Диагностика включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о его психофизическом состоянии, условиях жизни, социальном окружении.

Примерная схема истории социально-педагогического развития ребенка:

1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.

2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.

3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.

4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.

5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей.

Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:

1) воспитателю:

— разработать индивидуальную методику работы с ребенком;

— организовать социально-педагогическую работу с группой;

— разработать методику реализации взаимоотношений с родителями;

— разрешить конфликт между участниками образовательного процесса;

— в процессе психофизического развития;

— предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, с воспитателем и родителями;

3) родителям:

— в налаживании взаимоотношений с ребенком;

— в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком;

— в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.

Для более эффективной организации работы социальный педагог должен располагать информацией о различных центрах и организациях социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального и муниципального уровня.

Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:

1) уяснить структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях города;

2) познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;

3) уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога;

4) ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении;

5) ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных ДОУ и школах города;

6) изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системой города;

7) определить место своего образовательного учреждения на социально-педагогической карте города.

Для успешной реализации социально-педагогических задач социальный педагог должен владеть методикой и технологией социально-педагогической деятельности:

1) определение социально-педагогической проблемы:

— внешние признаки проблемы;

— тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.);

— характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.);

2) ситуационный анализ:

— общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы;

— организация структуры, в рамках которой возникает проблема;

— типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации;

— описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.;

— профессиональное понимание социально-педагогической проблемы;

— определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия;

3) определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности:

— определение объекта и предмета;

— определение целей и задач;

— определение содержания деятельности;

— выработка показателей и критериев оценки;

— разработка инструментария социально-педагогической деятельности;

— описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации;

— разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности;

— разработка рабочего плана;

4) разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;

5) описание хода и результатов социально-педагогической деятельности:

— основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы;

— выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению);

— оценка реальности и значимости проблемы;

— выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта;

— обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы;

6) разработка социально-педагогической технологии:

— уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа;

— определение причин проблемной ситуации;

— определение действующих и нейтральных факторов;

— определение педагогического и социально-психологического фона деятельности;

— разработка концептуальных основ разрешения проблемы;

— разработка возможных путей решения проблемы;

— обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы;

7) реализация социально-педагогического проекта.

В своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования:

— социально-педагогическое конструирование — мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами;

— социально-педагогическое моделирование — многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы;

— социальное проектирование — обоснованное конструирование;

— социально-педагогическая технология — подготовка к практической деятельности педагога по реализации программ, предусматривающих возможность достижения цели.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10310 — | 7846 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Тема : Социальное развитие детей дошкольного возраста. Современные программы и концепции социального развития

Дошкольная педагогика

Общественная функция дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении условий, развивающих у детей положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования социальное развитиерассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

В современной психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка, содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей, задача взрослых — помочь детям войти в современный мир. Формирование социального поведения невозможно без признания педагогами и родителями уникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенностей его психики.

Психологические основысоциального развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.И.,Лисиной, Г.А. Репиной др.

По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым. Многие психологи отмечают роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Т.А. Репина. Б. Стеркина). В монографии Т.А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов.

«Детское общество» (термин А.П. Усовой), или группа детского сада -важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», «отвергнутого»). Критериями закрепления признака социального статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, произвольность).

Результаты исследования Т.А. Репиной, Л.В, Градусовой, Е.А. Кудрявцевой свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается психологический пол ребенка.

Это проявляется в формировании поло-ролевых предпочтений и интересов, отличных у мальчиков и девочек, а также поведения в соответствии с поло-ролевыми стандартами, принятыми в обществе. Основная причина процесса половой социализации в разных социально-педагогических требованиях к мальчикам и девочкам со стороны родителей и педагогов. В современных образовательных программах («Детство»; «Истоки», «Радуга») разработаны приемы дифференцированного подхода в зависимости от пола ребенка.

Таким образом, в социальном развитии ребенка очень важно уделять профессиональное внимание психологическим механизмам формирования социальных эмоций. Педагогическая ценность решения данной задачи заключается в том, что социальные эмоции не только облегчают процесс вхождения ребенка в мир группы, но и процесс осознания себя (образ Я), своих отношений, чувств, состояний, переживании.

Психолого-педагогические основы раскрываются в современной Концепции социального развития ребенкадошкольного возраста, представленной в работах С.А. Козловой

Дадим краткую характеристику данной концепции. Основные понятия концепции: социальный опыт, социальные чувства, социальная действительность, социальный мир, социальное развитие, социализация личности, социальный «портрет» окружения. Между этими понятиями существуют иерархические связи. Как отмечает, С.А. Козлова, ребенок, родившись в социальном мире,начинает познавать его с того, что близко, что его окружает, т.е. с социальной действительностью,с которой он начинает взаимодействовать. Социальный «портрет» окружения вызывает у ребенка разные эмоции и чувства. Еще не зная подробно и содержательно о социальном мире ребенок уже чувствует его, сопереживает, воспринимая явления и предметы этого мира. То есть, социальные чувства первичные, социальный опыт накапливается постепенно, формируется социальная компетентность, которая ложится в основу социального поведения социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

Социализация рассматривается С.А. Козловой в триединстве ее проявлений: адаптацияк социальному миру; принятиесоциального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовыватьсоциальную действительность и социальный мир.

Показателем социализированной личности является ее обращенность (направленность) на других людей и на себя. Задача педагога — сформировать у детей интерес к другому человеку, к миру его труда, его чувств, к его особенностям как человека. Познание себя включает формирование интереса к самому себе («Я» физическое. «Я» эмоциональное и др.).

Концепция содержит и технологическую часть, включающую в себя несколько положений:

-процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);

-социализация — процесс двусторонний, он происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта.

Данная концепция реализована в программе С.А. Козловой «Я — Человек». Социальное развитие представлено также в комплексных образовательных программах. В программе «Истоки» , специально выделяется раздел «Социальное развитие», данный раздел включает характеристику возрастных возможностей, задачи, содержание и условия педагогической работы. Социальное развитие начинается с первых дней жизни ребенка, охватывает большой возрастной спектр: от младшего до старшего дошкольного возраста.

Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия ко взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма — любовь к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее. Результатом социального развития является социальная уверенность, интерес к самопознанию, воспитание у ребенка к себе и другим людям.

В образовательной программе «Детство» (Санкт-Петербург.) социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ.

Важным фактором социального развития детейявляется семья (Работа Т.В. Антоновой, Р.А. Иванковой, Р.Б. Стеркиной, Е.О. Смирновой и др.). Сотрудничество воспитателей и родителей создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, ее саморазвития, самовыражения и творчества.

Общими условиями сотрудничества педагогов с родителямипо социальному развитию будут являться:

— обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в группе детского сада;

— сохранение и поддержание единой линии позитивного социального развития детей в ДОУ и семье;

— уважение личности ребенка, осознаниe самоценности дошкольного детства;

— формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Таким образом, социальное развитие — это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Задача педагогов и родителей — помочь ребенку войти в современный мир. Социальная готовность включает социальную адаптацию ребенка к условиям ДОУ и семьи, к различным сферам человеческого бытия, ярко выраженный интерес к социальной действительности (С.А. Козлова). Социальная компетентность предполагает наличие у ребенка следующих компонентов: когнитивного (связанного с познанием другого человека сверстника, взрослого), способностью понять его интересы, настроение, заметить эмоциональные проявления, понять особенности самого себя, соотнести собственные чувства, желания с возможностями и желаниями других: эмоционально-мотивационного, включающего отношение к другим людям и самому себе, стремление личности к самовыражению и самоуважению, обладающего чувством собственного достоинства; поведенческого, который связан с выбором позитивных способов разрешения конфликтов, умением договориться, устанавливать новые контакты, способы общения.

Вопрос — Исторический очерк создания и совершенствования программы. Современные программы.

Образовательной программе дошкольных организаций принадлежит роль ориентира образовательного процесса в целом: она определяет содержание познавательного и воспитательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную, методическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программ выстраиваются методическая работа и содержание образовательного процесса.

В течение многих десятилетий система дошкольного воспитания была единственной и обязательной для всех детей до семилетнего возраста, посещавших детские сады. Только за 20 лет (1962-1982 г.г.) эта педагогическая программа переиздавалась девять раз и являлась единственным и обязательным документом для всех работников дошкольного воспитания.

Первый проект программы для ДОУ был создан в 1932 году. Совершенствовалась программа вплоть до 1962 года. В этом же году была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду, затем в 1978 году после доработки и дополнения она получила название Типовой. Эта программа обеспечивала преемственность в обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Теоретической основой советской системы дошкольного воспитания являлась культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие ребенка понималось как усвоение им общественно-исторического опыта, накопленного человечеством. Это означало, что все высшие психические функции, мировоззрение и способности человека формируются в результате усвоения им различных понятий, ценностей, способов человеческой деятельности, знаний, представлений и т.д. Такой подход ставил на первое место фигуру взрослого – воспитателя, поскольку только он, владеющий культурно-общественным опытом, мог передать его ребенку. Это определяло ведущую и руководящую роль воспитателя в развитии ребенка. При этом воспитатель выступал как носитель знаний и способов деятельности, как посредник между культурой и ребенком. Его основной задачей было передать детям знания и умения, существующие в обществе.

Исходным принципом воспитания в данной системе являлась идейная направленность всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания.

Принцип целенаправленности и программности советской педагогики противостоял тенденциям «свободного воспитания», в которых отрицается необходимость какой-либо единой для всех детей программы. Эти тенденции господствовали в западной технологии.

В трудах советских педагогов многократно подчеркивалось, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, без чего невозможно реализовать задачи всестороннего воспитания. Целостность и непрерывность педагогического процесса необходимо было сочетать с четким и систематическим расположением материала по возрастному принципу, что позволяло постепенно усложнять материал от группы к группе, от одного возраста к другому.

Еще один важнейший принцип советской дошкольной педагогики – принцип деятельности. Дошкольное обучение и воспитание может быть эффективным только при условии активности самого ребенка. Формирование личности происходит в различных видах деятельности ребенка – игровой, трудовой, учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с дошкольниками не только включала разные виды детской деятельности, но и способствовала формированию различных навыков.

Следующий принцип – единство воспитания и обучения, неразрывная связь этих процессов. Воспитание всегда связано с передачей детям определенных знаний. В то же время систематизированные и специально отобранные знания содержат воспитательный момент. Вместе с тем, в едином воспитательно-образовательном процессе известной самостоятельностью обладают как воспитание, так и обучение.

Воспитательно-образовательная работа с детьми требует систематичности и последовательности, определенной повторяемости и обобщения, т.е. возврата к ранее пройденному материалу на более высоком уровне. Этот принцип позволяет педагогу вести детей от простого к сложному, от непосредственного знакомства с окружающими вещами и явлениями к умению обобщить и выделить существенные их качества и особенности, к пониманию простейших связей и взаимоотношений.

Данные педагогические принципы легли в основу советской программы обучения и воспитания детей в детском саду, которая являлась обязательным документом и руководством для всех воспитателей нашей страны.

Общей целью дошкольного воспитания в детском саду было всестороннее и гармоничное развитие детей. Предусматривалось пять основных направлений дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. Каждое из этих направлений имело свои задачи и методы их решения.

Читайте также:  Анализы на глисты у детей гемотест

Типовая программа была построена по возрастному принципу и охватывала развитие ребенка от двух месяцев до семи лет. В рамках этого возрастного диапазона выделялись две ясельные группы (первая – от двух месяцев до года и вторая – от года до двух лет) и пять возрастных групп для детей-дошкольников:

· первая младшая группа – два-три года;

· вторая младшая группа – три-четыре года;

· средняя группа – четыре-пять лет;

· старшая группа – пять-шесть лет;

· подготовительная группа – шесть-семь лет.

Для каждой возрастной группы было предусмотрено определенное содержание занятий и их количество. Занятия носили обучающий характер и были направлены на усвоение конкретных знаний и умений. Они жестко определяли не только развитие ребенка, но и деятельность воспитателя, практически не оставляя места для его инициативы. Некоторая свобода оставалась в выборе методов обучения. Обучающие методы по форме воздействия воспитателя разделяются на словесные и наглядные. Для успешности усвоения детьми материала рекомендовалось сочетать словесные и наглядные с практическими. Однако практические методы на занятиях детей фактически принимали форму подражания действиям педагога: воспитатель давал образцы правильных действий с материалом, а дети воспроизводили их.

Для осуществления практических методов необходимы особые условия, чтобы стал возможен индивидуальный подход, что весьма затруднительно при фронтальном обучении большой группы детей, поэтому преобладающими методами обучения дошкольников, как правило, оставались словесные и наглядные, т.е. рассказ и показ взрослого.

Также жестко был определен и режим дня в детском саду для каждой возрастной группы. Жесткая регламентация не оставляла места для каких-либо самостоятельных решений или проявления инициативы воспитателя, а требовала лишь четко соблюдать установленный режим, регулярно проводить учебные занятия, предусмотренные программой. Это ограничивало творческие возможности воспитателя, но в то же время давало четкий алгоритм его деятельности.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х-начале 90-х годов XX века, затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику.

Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим и социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 году.

В этой концепции впервые был дан анализ отрицательных сторон современного состояния дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития. В своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве основного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила демократический, личностно-ориентированный подход в образовании.

При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса. Новая концепция предположила изменить оценку самого дошкольного периода детства, ориентировала педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Важнейшим направлением реформирования дошкольного образования стал переход от единой типовой программы к плюрализму и вариативности. Такая возможность была предоставлена «Временным положением о дошкольном учреждении», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР в 1991 году. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее изменения и создавать авторские программы. Позднее «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1997 г.; изменения – в 2002 г.) закрепило право дошкольного учреждения самостоятельно выбирать программу из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить в нее свои изменения и создавать авторские программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» дало толчок бурному росту числа образовательных программ для дошкольных учреждений. Среди таких программ есть комплексные, т.е. охватывающие все области жизнедеятельности и образования дошкольника, и парциальные программы, направленные на развитие какой-либо сферы ребенка (художественной, социальной, интеллектуальной и пр.).

К основным комплексным программам могут быть отнесены следующие программы: «Радуга» (под редакцией Т.Н.Дороновой); «Детство» (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой); «Развитие» (под редакцией О.М.Дьяченко); «Истоки» (под редакцией Л.Е.Курнешовой); «Из детства в отрочество» (под редакцией Т.Н.Дороновой) и др.

Так, напрмер, Программа «Радуга» – была первой инновационной программой дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н.Дороновой. Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностными ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в определении конкретных задач психического развития эта программа существенно отличается от традиционной. Теоретической основой данной программы служит концепция А.Н.Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста отведены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольников. Так, к задачам развития деятельности, относятся формирование мотивации разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), формирование произвольности и опосредованности психических процессов, становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т.д. Задачи развития сознания – это расширение знаний ребенка о мире, знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического мышления. Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в себе, самостоятельности, установление доверительных отношений и личных контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости и т.д.

Программа настроена по возрастному принципу и обеспечивает целостное поступательное развитие детей. Для каждого возраста определены главные психологические новообразования, на формирование и развитие которых направлена конкретная педагогическая работа. Развитие этих новообразований происходит в различных видах детской деятельности. Важнейшие виды деятельности дошкольника обозначены в программе цветами радуги (отсюда и название данной программы). Опираясь на концепцию М.И.Лисиной, в которой движущей силой развития ребенка считается его общение со взрослым, авторы программы справедливо полагают, что полноценное воспитание и образование ребенка возможно только при наличии адекватных форм общения со взрослым и только в атмосфере доброжелательности. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

· уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

· создание условий для развития его индивидуальности;

· обеспечение психологического комфорта;

· взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения и др.

На реализацию данных принципов направлены многие педагогические установки:

· работа педагога с детьми, начиная с младшего возраста и до их выпуска из детского сада;

· формирование традиций в каждой группе детского сада;

· возможность выбора как для воспитателя, так и для каждого ребенка;

· удовлетворение потребностей ребенка в свободной двигательной и игровой активности и др.

ЭТОТ ПРИМЕР МОЖНО НЕ ПРИВОДИТЬ, ОГРАНИЧИТЬСЯ ОДНОЙ ПРОГРАММОЙ Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») базируется на учете психологических новообразований дошкольного детства: первого схематического абриса детского мировоззрения и первичных этических инстанций (Л.С.Выготский); соподчинения мотивов (А.А.Леонтьев); произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец); личного сознания.

По мнению авторов программы, содержание и дидактику дошкольного образования определяют следующие линии развития детей: формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации, мотивационной готовности.

Программой отражены психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей от 3 до 6 лет. Ее содержание обусловлено необходимостью создания «единой цепи» непрерывного образования, звенья которой связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Цель программы – обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования. Задачи, решаемые данной программой: создание развивающей среды; охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их физической культуры; разработка содержания раскрытия личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы; формирование опыта самопознания.

Подготовка ребенка к школе в рамках реализации данной программы позволяет обеспечить успешное изучение школьных предметов и осознание самого себя («Я есть»), своих возможностей и индивидуальных особенностей («Я такой»), формирование умения общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Игровые технологии обучения – ведущие в разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые знания выступают как средства развития личности ребенка.

Парциальные программы включают одно или несколько направлений развития детей. Примерами специализированных программ, которые успешно можно комбинировать в рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ, могут быть следующие: «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова), «Природа и художник» (Т.А.Копцева), «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова), «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова), «Я –человек» (С.А.Козлова), «Я – ты – мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина), «Юный эколог» (С.Н.Николаева) и др.

Приведенный перечень программ рекомендуется к использованию в ДОУ на федеральном уровне. Помимо них в качестве основных специализированных программ могут быть использованы и другие, рекомендованные региональными органами управления образования.

В связи с переходом от единой государственной программы к вариативному образованию и с появлением множества альтернативных инновационных программ для дошкольных учреждений особую актуальность имел вопрос о разработке единого образовательного стандарта, задающего необходимые и достаточные требования к работе детского образовательного учреждения.

В связи с этим, Министерством образования РФ разработан Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ 2013/, который направлен на урегулирование качества образования в условиях его вариативности и разнообразия и на сохранение единого образовательного пространства. И в на основании ФГОС ДО дорабатываются и разрабатываются программы дошкольного образования.

Тема — Трудовое воспитание…..в соответствии с ФГОС ДО.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена цель трудового воспитания детей дошкольного возраста — формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.

Все учёные утверждают необходимость трудового воспитания с раннего возраста.

Р.С.Буре обращает особое внимание на воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам. Показывает, что, с одной стороны овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребёнку ставить и достигать цель. С другой стороны, наличие навыков обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания. Подчёркивает, что задачи трудового обучения и трудового воспитания необходимо решать в тесной взаимосвязи. Обращает внимание и на виды навыков, усложнение их содержания от одной возрастной группы к другой: формирование продуктивных действий, навыков планирования, организации «рабочего места», самоконтроля в процессе деятельности поиска наиболее рациональных приёмов работы.

В.Г.Нечаева формулирует главную задачу трудового воспитания как формирование правильного отношения к труду. Задача может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.

Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.Г.Нечаева в книге «Учите детей трудиться» раскрывают содержание, методику трудового воспитания, дают описание видов труда, формы организации.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка- дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.

В.Г.Нечаева и Я.З.Неверович в своих исследованиях раскрыли становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве.

Трудовая деятельность детей состоит из четырёх компонентов:

2. Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.

3.Умение планировать работу.

4. Умение достигать результата и оценивать его.

Трудовая деятельность дошкольников — это развивающая деятельность.

Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка.

Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания.

На основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой можно выделить две группы задач:

— помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);

— развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

В исследованиях Мичуриной Ю.А., Сайгушевой Л.И., Крулехт М.В., сформулированы цель, задачи, содержание модулей по реализации модели приобщения детей дошкольного возраста к труду в рамках субъект – субъектного взаимодействия.

Цель: социализация ребёнка как полноценного члена общества, воспринимающего труд как социальную норму жизни, а также становление ценностного способа взаимодействия с окружающими и проявление своей индивидуальности в многоплановой деятельности.

1. Формирование системных знаний о труде взрослых, профессиях, структуре трудового процесса;

2. Формирование общетрудовых и специальных трудовых умений и навыков;

3.Развитие трудовой активности старших дошкольников.

В разработанной модели трудового воспитания авторы выделяют 4 модуля (блока).

1. Взаимосвязь средств приобщения дошкольников к труду.

2. Организация трудовой деятельности дошкольников в процессе субъект — субъектного взаимодействия.

3. Организация трудовой предметно — развивающей среды.

4. Совершенствование уровня готовности педагогов ДОУ к реализации модели.

В дошкольном учреждении используют следующие виды труда:самообслуживание,бытовой (хозяйственно- бытовой) труд,труд в природе,ручной труд.

Так, например, Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства .

Хозяйственно – бытовой труд— это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т.д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике), озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

В науке разработаны и вошли в практику разные различные формы организации труда детей дошкольного возраста.

Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В.Г.Нечевой, А.Д.Шатовой).

Дежурство— труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.

Коллективный труд,по способу организации делится на труд рядом,общий труд, совместный труд.

Труд рядом — обычно организуется в младшей группе (средняя, старшая и подготовительная к школе группы при новых усвоениях навыков), по 3- 4 ребёнка, каждый выполняет одинаковую работу (убрать кубики).

Общий труд — объединяет 8- 10 человек, начинается со средней группы, в нём нет разделения труда, детей объединяет общая цель и обобщение результатов труда.

Совместный труд (пооперационный) — присутствует в подготовительной группе, объединяет до 15 человек, особенность такого объединения — наличие в нём ряда последовательных этапов, дети оказываются в зависимости друг от друга, работа, выполненная одним ребенком передается другому. Каждый выполняет свою операцию.

Вопрос – Семья и ДОУ: содержание, цели, формы сотрудничества

У семьи и детского сада – единые цели и задачи, однако содержание и методы воспитании детей специфичны.

Психолого-педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Исходя из этого, одной из важнейших задач современного общества является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.) Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств. Так, исследователи выделяют изменение современного ритма жизни, повышение общего уровня образования, усложнение требований к уровню социализированности и воспитанности детей, а также увеличение количества неполных семей, семей с неблагоприятным психологическим климатом, т.е. кризисными процессами, все более охватывающими современную семью и влияющими на ее воспитательный потенциал.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) показаны подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18). В законе сказано, что родители – первые педагоги ребенка. В помощь семье существуют дошкольны

источник