Меню Рубрики

Анализ состояния здоровья детей и подростков

2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии

3. Инфекционные заболевания

4. Защита организма от инфекции

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье взрослого и детского населения — социальное богатство общества.

Здоровье объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Эти показатели определяются в соответствии с возрастом, полом, условиями воспитания и обучения, а также с учетом климатических и географических условии. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

Институт гигиены детей и подростков при комплексной оценке состояния здоровья используют 4 критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Уровень функционального состояния основных систем организма выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – использованием оценочных таблиц.

Помимо здоровья индивидуального различают здоровье населения как понятие статистическое. Оно достаточно полно характеризуется комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни.

Для анализа состояния здоровья детских и подростковых коллективов служат такие показатели, как: общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость; индекс здоровья, процент длительно и часто болеющих; распространенность и структура, процент лиц с нормальным физическим развитием и лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии; распределение по группам здоровья.

Данные, отражающие общую заболеваемость (распространенность всех заболеваний — острых и хронических) среди населения определенного региона (города, страны) в конкретный период времени, получают на основании анализа обращаемости за медицинской помощью (по записям врачей в медицинских картах) или обработки результатов массовых медицинских осмотров, которые проводятся в детских и подростковых учреждениях. Общая заболеваемость проявляет явно выраженное изменение с возрастом и условиями воспитания. Она наиболее высока среди детей в возрасте 2-3 лет, постепенно снижаясь, дает подъемы с поступлением в школу и в период полового созревания подростков. Процесс адаптации к дошкольному учреждению, к обучению в школе и условиям его организации протекает довольно остро и сопровождается снижением общей и иммунной реактивности организма детей. Снижается общая и иммунная реактивность организма подростков в период бурной нейроэндокринной перестройки организма, обусловленной половым созреванием.

Индекс здоровья — количество детей и подростков, не обращавшихся ни разу в течение года в поликлинику. Он возрастает в 2 раза от I (12,1%) к VIII (24,8 °/о) классу, более чем в 2,5 раза снижается количество учащихся, часто (более 4 раз за учебный год) и длительно болеющих. Снижается и текущая заболеваемость примерно с 263 случаев на 100 детей в I классе до 180 — в VIII классе.

Таблица: Ранговое распределение заболеваний (по обращаемости) разных возрастных групп (по данным Л. Ф. Бережкова, И. Д. Дубинской, 1979)

Ранговое место Возрастная группа, лет
1-6 7-10 11-14 15-17
Ι Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания
II Инфекционные болезни Травмы и отравления
III Аллергические заболевания Болезни органов пищеварения Болезни нервной системы и органов чувств
IV Болезни органов пищеварения Травмы и отравления Болезни кожи и подкожной клетчатки Психические расстройства
V Травмы и отравления Болезни нервной системы и органов чувств Болезни органов пищеварения Инфекционные заболевания

Анализ общей заболеваемости включает установление ее структуры — выявление рангового места, которое занимает та или иная группа заболеваний в разные возрастные периоды. В грудном возрасте преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы. В период от 1 года и до 17 лет первое место удерживают болезни органов дыхания. Второе место в возрасте 1-10 лет занимают инфекционные заболевания, а в возрасте 11-17 лет — травмы и отравления. Болезни органов пищеварения с третьего места в возрасте 7-10 лет перемещаются на пятое — к 11-14 годам (табл. 21). Такая структура заболеваемости детей и подростков объясняется возрастным морфофункциональным созреванием основных физиологических систем и их совершенствованием, особенностями иммунной системы, соблюдением санитарно-гигиенических правил, предъявляемых к благоустройству, санитарному состоянию и содержанию детских учреждений, режиму дня и нормированию нагрузок.

Вместе с тем с возрастом школьников увеличивается, как уже указывалось, распространенность близорукости, нарушений осанки и частота хронических заболеваний уха, горла и носа.

Министерством здравоохранения СССР была утверждена комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков на основании совокупности четырех критериев: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

На основании этих критериев дети и подростки распределяются на пять групп. Здоровые и практически здоровые дети относятся к I и II группам, больные составляют III и IV группы в разной степени проявления и компенсации болезни. Дети V группы здоровья не посещают детские учреждения общего профиля. Они воспитываются и обучаются в санаторных учреждениях, лесных школах.

I группа здоровья — дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций; II группа — здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; III группа—дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями; IV группа — дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

2. ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИИ

Заболевания — хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушения остроты зрения и слуха не только существенным образом сказываются на работоспособности детей и подростков, но являются препятствием к освоению выбранной ими профессии, лишают возможности плодотворного высокопроизводительного умственного и физического труда.

Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность у детей и подростков, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психоневрологическими отклонениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется и у детей с пониженным содержанием гемоглобина, страдающих эндокринными расстройствами, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.

Детям и подросткам, больным ревматизмом, также свойственна пониженная работоспособность, со стремительным ее снижением в процессе учебной и трудовой деятельности. Существующий режим учебных занятий, большая учебная нагрузка усугубляют их болезненное состояние. В среднем за учебный год на одного такого школьника приходится 22 пропущенных учебных дня, тогда как на одного здорового около 10 дней. Низкая работоспособность и частые пропуски вынуждают школьников, больных ревматизмом, затрачивать на приготовление домашних заданий чрезвычайно много времени. Это еще более, чем у здоровых школьников, отражается на режиме дня, продолжительности сна и отдыха на воздухе.

Наряду со снижением общей работоспособности и понижением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, особенно во время физических нагрузок, у больных ревматизмом школьников часто (в 56% случаев) регистрируется понижение глюкокортикоидной и андрогенной функции коры надпочечников. В числе школьников, освобожденных от занятий физической культурой, 59% приходится на ревматизм и связанные с ним заболевания сердца.

Такие хронические заболевания, как тонзиллит, туберкулезная интоксикация и др., на фоне непостоянства дневной периодичности физиологических функций и низкой их взаимосвязи, также сопровождаются неблагоприятными изменениями работоспособности, низкой сопротивляемостью организма различным заболеваниям. У таких детей и подростков проявляются высокая утомляемость и низкая работоспособность в процессе учебного дня.

Резко сниженная по сравнению со здоровыми детьми умственная и мышечная работоспособность сочетается с низкими функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы. Последние сопряжены не только с изменениями в самой сердечной мышце, но также с нарушениями в вегетативной нервной системе под влиянием интоксикации.

Всякое заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.

Свойственные возрасту уровень и динамика умственной работоспособности проявлялись у учащихся после ангин на 8—9-й день. Школьники, переболевшие гриппом, респираторным заболеванием, перенесшие обострение хронического тонзиллита, могут быть допущены к работе в мастерских только на 7—15-й день после возвращения в школу, на 7—8-й день после гриппа, на 9—10-й день после респираторного заболевания и ангины (первичной), на 11—15-й день после обострения хронического тонзиллита.

Еще более длительные сроки допуска учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом после различных заболеваний.

Нарушение санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияет на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.

Таблица: Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после некоторых острых заболеваний.

Наименование болезни С начала посещения учебного заведения Примечание
Ангина 3—4 недели В последующий период опасаться охлаждения (лыжи, плавание)
Бронхит, острые респираторные заболевания 1—3 недели
Острый отит 2—4 недели
Пневмония 1—2 месяца
Плеврит 1—2 месяца
Грипп 2—4 недели
Острые инфекционные заболевания 1—2 месяца При удовлетворительных результатах функциональной пробы сердечно-сосудистой системы (20 приседаний за 30 с)
Острый нефрит 2 месяца
Гепатит инфекционный 8—12 месяцев
Аппендицит после операции 1—2 месяца
Перелом костей конечностей 1—3 месяца Обязательно продолжение лечебной гимнастики, начатой в период лечения В зависимости от тяжести состояния и характера травмы
Сотрясение мозга 2 месяца и более, до года

3. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Одной из причин многих заболеваний у человека являются болезнетворные микробы. В результате внедрения болезнетворных микроорганизмов в организм человека возникает и развивается инфекционный процесс. На развитие инфекционного процесса существенное влияние оказывают условия окружающей среды.

Инфекционный процесс может не сопровождаться развитием клинических симптомов болезни или, наоборот, сопровождаться развитием инфекционной болезни.

Инфекционные болезни, заразные болезни — заболевания, которые связаны с внедрением в организм человека болезнетворных (патогенных) микробов. Общим признаком инфекционных болезней является возможность передачи их от больного к здоровому. Источником инфекции могут быть больные или выздоравливающие люди, еще выделяющие микробы, а также здоровые бактерио- и вирусоносители.

Инфекционные болезни могут передаваться через животных: собаки — бешенство, рогатый скот — ящур, сибирская язва, грызуны — чума, туляремия. Возбудители передаются здоровому человеку контактным путем — непосредственным соприкосновением с больным, через загрязненные больным предметы, через пищевые продукты и воду (брюшной тиф и др.), воздушно-капельным путем— капельками, разбрызгиваемыми при кашле, чихании, разговоре (корь, ветряная оспа, грипп), а также переносчиками-насекомыми (малярия, сыпной тиф и др.).

Особую опасность представляет распространившееся в последнее время инфекционное заболевание СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита. Возбудитель его ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) проникает в кровь и поражает Т-лимфоциты, которые играют важнейшую роль в защите организма от инфекции.

Заражение ВИЧ происходит через кровь (переливание крови, инъекции) и половым путем. Число зараженных с каждым годом увеличивается. Лекарственные препараты, излечивающие от СПИДа, и вакцины, предупреждающие развитие этого заболевания, пока еще не получены. Вот почему необходимо воспитательную работу среди школьников старших классов вести так, чтобы они знали правду об угрожающей эпидемии и о том, как избежать заражения.

Решающую роль в ликвидации инфекционных болезней играют социально-бытовые условия, экономический и культурный уровень населения, планомерные и систематические меры профилактики инфекционных болезней: раннее выявление больных, своевременная госпитализация и рациональное их лечение, дезинфекция в очаге заболевания, выявление лиц, находившихся в контакте с больным или бактерионосителем, изоляция и лечение при подозрении на возникновение заболевания, профилактические прививки, санитарное просвещение, санитарно-гигиенические мероприятия в отношении питьевой воды, пищи и почвы.

В течении инфекционной болезни наблюдаются определенные моменты. Момент заражения. Пути проникновения возбудителя в организм (так называемые входные ворота инфекции) строго постоянны для многих инфекционных болезней (скарлатина, дифтерия— через слизистую оболочку зева, грипп —через верхние дыхательные пути, сыпной тиф, малярия и др.— через укус насекомого). После внедрения болезнетворного возбудителя болезнь развивается не сразу, а спустя некоторое время после так называемого скрытого периода (инкубационного) — периода с момента проникновения болезнетворных микробов в организм до появления первых явных признаков болезни. Этот период сменяется следующим — периодом предвестников болезни (так называемым продромальным периодом), который сопровождается общим недомоганием, чувством разбитости, головной болью и др. За периодом предвестников болезни следует период развития болезни: появляются признаки, специфические для данной инфекционной болезни, прежде всего лихорадка — общий для всех болезней признак. Последний период — выздоровление. Дети, подростки, взрослые, перенесшие инфекционную болезнь, как правило, приобретают иммунитет — невосприимчивость к возбудителю данного заболевания.

Дети физически крепкие, гармонично развитые, редко болеющие легче переносят заболевания. У хилых, ослабленных и тучных детей инфекционные болезни протекают тяжело, с частыми осложнениями (поражение сердца, почек, отиты и т. д.).

Занятия физической культурой и закаливание повышают сопротивляемость организма детей и подростков к инфекционным заболеваниям. Этому же содействует выполнение гигиенических требований к режиму обучения и отдыха, привитие детям правил личной и общественной гигиены.

4. ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ ИНФЕКЦИИ

Неспецифические и специфические факторы. Проникновение в организм человека тех или иных болезнетворных микроорганизмов не у всех людей вызывает заболевание. Отдельные лица обладают невосприимчивостью ко многим болезням. Например, скарлатиной заболевает в среднем лишь 40—50% детей, контактировавших с больным. Это свидетельствует о том, что у человека имеются факторы и механизмы, препятствующие развитию инфекции. Факторы защиты подразделяются на неспецифические и специфические.

К неспецифическим факторам можно отнести кожу и слизистые оболочки, которые представляют собой барьер, задерживающий инородные тела и не допускающий их во внутреннюю среду организма. К неспецифическим факторам относятся и клетки-пожиратели — фагоциты. Фагоциты находятся в крови, а также в разных органах (в лимфатических узлах, костном мозге, селезенке).

Общезащитные факторы не обладают выраженным избирательным (специфическим) действием на возбудителей инфекции, они препятствуют их проникновению в организм и нахождению там, при этом особенность каждого возбудителя не имеет существенного значения.

Читайте также:  Психологический анализ причин неуспеваемости детей

Решающими факторами в борьбе с инфекциями являются специфические факторы, которые вырабатываются в организме. Они обусловливают специфическую невосприимчивость организма к той инфекции, против которой они выработаны. Эту форму защиты называют иммунитетом. Специфичность иммунитета выражается в том, что он обусловливает защиту лишь против одной инфекции и совершенно не влияет на степень восприимчивости данного индивидуума к другим инфекциям. Так, вещества, выработанные против возбудителя коклюша, бессильны против возбудителя скарлатины, и т. д.

Антитела и антигены. Иммунный процесс — это ответ организма на определенного рода раздражение, на вторжение чужеродного агента — антигена. Под антигеном обычно понимают несвойственные данному организму соединения (чаще всего белки), проникшие в его внутреннюю среду минуя желудочно-кишечный тракт. Чужеродными могут стать и собственные белки. Это имеет место, когда при инфекционных заболеваниях, отравлениях или других воздействиях на организм в пораженном органе происходят изменения в структуре и свойствах тех или иных белковых соединений, которые становятся как бы чужеродными для организма, т. е. приобретают по отношению к нему антигенные свойства. Поскольку такие антигены не привносятся извне, они были названы аутоантигенами, а образующиеся антитела — аутоантителами. Образование аутоантител было обнаружено при некоторых заболеваниях крови, ожогах, ревматизме.

Антигенными свойствами обладают все белки, а также некоторые полисахариды и вещества смешанной природы. Антигенами могут быть живые тела (например, болезнетворные бактерии) и определенные химические вещества, находящиеся в растворенном состоянии. Антигенов насчитывают сотни тысяч.

Защищая организм от нашествия антигенов, кровь вырабатывает особые белковые тела — антитела (противотела), которые обезвреживают антигены, вступая с ними в реакции самого различного характера.

В настоящее время хорошо известна химическая природа антител. Все они являются специфическими белками — гамма-глобулинами. Антитела образуются клетками лимфатических узлов, селезенки, костного мозга и др. Отсюда они проникают в кровь и циркулируют по организму.

Наиболее активно вырабатывают антитела лимфоциты и моноциты.

Защитные вещества (антитела) по-разному действуют на проникшие в организм болезнетворные микробы или чужеродные вещества. Одни антитела склеивают микроорганизмы, другие осаждают склеенные частицы, а третьи разрушают, растворяют их. Такие антитела называют преципитинами. Антитела, растворяющие бактерии, получили название бактериолизинов. Антитела, нейтрализующие яды (токсины) бактерий, змей, яды некоторых растений, получили название антитоксинов, т. е. специфических противоядий.

Иммунитет против инфекции или чужеродных агентов складывается из гуморального и клеточного. В клеточном иммунитете главную роль играют два вида белых кровяных телец — макрофаги (или моноциты) и Т-лимфоциты. Они разрушают чужеродные клетки. Главная роль в гуморальном иммунитете принадлежит В-лимфоцитам, вырабатывающим антитела.

С точки зрения современной иммунологии процесс «иммунного ответа» на введенный чужеродный белок (антиген) многоступенчат и в основном формируется в лимфоидной ткани. Попавший в организм антиген (например, микроб, вирус) задерживается ближайшими к месту его проникновения лимфатическими узлами — барьером на пути инфекции. Это является сигналом к образованию здесь макрофагов — крупных фагоцитов, которые принимают активное участие в пожирании и переработке попавшего антигена.

Воспалительная реакция в лимфатическом узле (в под мышке, если есть инфицированная рана на пальце) — одна из форм защиты организма, барьерная функция лимфатической системы.

Второй способ обезвреживания антигена (более совершенный)— образование специфических антигенных «противоядий» — антител.

Врожденный и приобретенный иммунитет. Невосприимчивость к тому или другому возбудителю болезни носит название видового или врожденного иммунитета. Он приобретается от рождения, наследуется от родителей. Наследственным иммунитетом объясняется невосприимчивость человека к возбудителю чумы рогатого скота. Иммунные вещества могут через плаценту проникать от матери к плоду. Некоторые иммунные вещества новорожденные получают с материнским молоком. Известно, что в течение первых месяцев жизни дети не болеют корью, полиомиелитом (детский паралич) и другими инфекционными заболеваниями.

Иммунитет может выработаться у человека после перенесения инфекционного заболевания. Это приобретенный иммунитет. После выздоровления в крови человека остаются защитные вещества против возбудителя болезни, которую он перенес. Если теперь возбудитель этой болезни проникает в кровь человека, то он и выделяемые им яды будут обезврежены соответствующими иммунными телами и болезнь не разовьется. Вот почему люди, переболев в детстве коклюшем, корью, обычно не заболевают ими повторно.

Невосприимчивость к тому или иному заболеванию, полученную организмом по наследству или приобретенную в результате перенесенного заболевания, называют естественным иммунитетом. Естественный иммунитет прочный, держится многие годы.

Иммунитет можно вызвать искусственно. Для этого в организм вводят ослабленных или убитых возбудителей той или иной болезни. Ослабленные таким путем яды возбудителей болезни вызывают выработку против них соответствующих защитных веществ (антитоксинов). В этом случае организм активно участвует в создании невосприимчивости к той или другой болезни. Примером искусственного иммунитета являются предохранительные прививки.

В медицинской практике широко пользуются пассивной иммунизацией. При этом заболевшему человеку вводят сыворотку крови переболевших людей или животных. В такой сыворотке (вакцине) есть уже готовые иммунные тела против возбудителей болезни.

Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. В эмбриональном периоде антитела в организме плода не вырабатываются. В первые 3 месяца после рождения дети почти полностью невосприимчивы к инфекционным заболеваниям. Невосприимчивость объясняется наличием иммунных тел, полученных плодом от матери. Гамма-глобулин — носитель антител — передается через плаценту плоду от матери. Способствуют невосприимчивости также антитела, получаемые в грудном периоде с молоком матери.

По мере созревания организма, его нервной системы ребенок постепенно приобретает все более стойкие иммунологические свойства. Ко второму году жизни вырабатывается уже значительное количество иммунных тел. Замечено, что у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции. Это объясняется тем, что в коллективе ребенок подвергается скрытой иммунизации: попадание в организм ребенка от заболевших детей малой дозы возбудителя не вызывает у него заболевания, возбудитель скоро погибает, но организм на него успевает выработать антитела. Если это повторяется несколько раз, то приобретается иммунитет к данному заболеванию.

К Ю годам иммунные свойства организма выражены хорошо, в дальнейшем они держатся на относительно постоянном уровне и начинают снижаться после 40 лет.

Создание у детей и подростков специфического иммунитета путем проведения профилактических прививок является мощным фактором в борьбе с острыми инфекционными заболеваниями в детских учреждениях.

Прививки проводит медицинский персонал детских и лечебно-профилактических учреждений в плановом порядке и по эпидемиологическим показаниям, руководствуясь соответствующими инструкциями министерства здравоохранения.

Вакцинация детей против дифтерии, коклюша, столбняка, кори осуществляется, как правило, в раннем возрасте. В определенные сроки в дошкольном и младшем школьном возрасте проводится ревакцинация.

С 1980 г. действует следующий календарь прививок детям и подросткам: против туберкулеза — вакцинация на 5-7-й день жизни, ревакцинации — в 7, Н -12 и 16-17 лет; против полиомиелита — вакцинация в 3 месяца, ревакцинации в периоды от 1 до 2 лет, от 2 до 3 лет, в 7-8 лет и 15-16 лет; применение комбинированной вакцины против коклюша, дифтерии и столбняка — первой в 3 месяца, ревакцинация через 1,5-2 года после заключительной вакцинации, ревакцинация против дифтерии и столбняка в 6 и 11 лет, ревакцинация против столбняка в 16 лет; против паротита и кори вакцинация в 15-18 месяцев.

Прививки против других инфекционных заболеваний проводят детям и подросткам по эпидпоказаниям.

В отношении ослабленных детей, не прошедших вакцинацию, в случаях контакта их с инфекционным больным применяют пассивную иммунизацию — введение с профилактическими целями иммунной сыворотки (например, против кори).

Введение иммунных сывороток детям и подросткам требует большой осторожности. Нередко в связи с введением противостолбнячной и других сывороток возникают серьезные осложнения — анафилаксия и аллергия.

Анафилаксия — особое состояние повышенной чувствительности организма к повторному введению чужеродного неядовитого белка (кровяной сыворотки, бактериальных тел и др.). Механизм анафилаксии выяснен до сих пор недостаточно. Однако все исследователи пришли к единому мнению, что в основе феномена лежит реакция между антигеном и антителом, происходящая в организме.

У человека анафилактический шок встречается редко, но может иметь место при введении лечебной сыворотки, вакцин и при переливании крови (сывороточная болезнь). Избежать анафилактического шока возможно, применив метод десенсибилизации — дробного введения препарата.

Аллергия — изменение реактивности живого организма по отношению к повторным воздействиям на него различных микробов, микробных препаратов, чужеродных белков, антигенов, при введении которых в организм (минуя пищеварительный тракт) происходит образование антител. Чаще аллергия выражается в виде противоположной реакции, т. е. повышения чувствительности к повторному введению микробов, чужеродного белка и т. п. (анафилаксия). Явлениями аллергии объясняются такие заболевания, как сенная лихорадка, крапивница, некоторые формы бронхиальной астмы. Явлениями аллергии пользуются для распознавания некоторых заразных болезней путем определения характера реакций (нормальная или повышенная) к некоторым белковым продуктам, извлекаемым из микробов — возбудителей этих болезней. Так, туберкулиновая проба — аллергическая реакция.

Профилактика распространения инфекции в детском учреждении. Все дети, находящиеся в контакте с больным, подвергаются по указанию врача карантину. Дети, находящиеся на карантине в школе-интернате или дома, не должны допускаться в другие детские коллективы и общественные места в течение всего срока карантина. Конкретные указания по карантину дают врачи-эпидемиологи и под их руководством врачи детских учреждений.

Активное участие в проведении противоэпидемических мероприятий принимают учителя. Они извещают медицинских работников об отсутствующих учениках, первыми замечают отклонения в поведении детей, их самочувствии, которые могут быть связаны с начинающимся заболеванием. Направляют таких детей к медицинским работникам школы. Учителя вместе с медицинскими работниками проводят санитарно-просветительную работу с детьми и их родителями.

Повседневный строгий санитарный режим учреждений (воздушно-тепловой режим, проветривание, влажная уборка, правильное мытье посуды и выполнение детьми правил личной гигиены) имеет огромное значение в профилактике появления и распространения среди детей и подростков острых инфекционных заболеваний.

Обслуживающий персонал детских учреждений в установленные сроки проходит медицинские обследования в целях своевременного выявления случаев заболеваний туберкулезом и кишечного бактерионосительства. Результаты освидетельствования заносятся в личную санитарную книжку.

Вовлечение детей в занятия физической культурой и спортом, использование естественных факторов природы в целях закаливания организма повышают неспецифические защитные силы детей и подростков.

Профилактика гриппа и других острых респираторных заболеваний. Острые респираторные заболевания, в частности грипп, являются весьма распространенными инфекциями. Большой удельный вес среди больных этими заболеваниями, особенно во время эпидемий гриппа, составляют дети и подростки.

Правильно организованная медицинская помощь, широкое проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и санитарно-просветительной работы среди родителей, детей, обслуживающего персонала детских и подростковых учреждений, учащихся школ и профессионально-технических училищ являются основными мероприятиями по профилактике гриппа и острых респираторных заболеваний.

Вирусные инфекции дыхательных путей, ослабляя организм, создают условия для активизации бактериальных форм. Большинство тяжелых форм острых респираторных заболеваний, протекающих с вовлечением в процесс нижних дыхательных путей и легких, как правило, являются результатом комплексного действия вирусной и бактериальной инфекции. Повышение вирулентности бактерий может быть связано не только с вирусной инфекцией, но и с влиянием различных неблагоприятных факторов, резкого охлаждения или перегревания организма, воздействия вредных химических веществ, переутомления, нарушения отдыха и др.

Санитарный режим в детских и подростковых учреждениях во время эпидемии гриппа следует соблюдать особенно тщательно.

Проводят систематическую влажную уборку и проветривание всех помещений, особенно спален, групповых, классных комнат, гимнастических залов и других помещений для постоянного пребывания детей; для замачивания посуды и влажной уборки помещений используют 0,5%-ный раствор хлорамина или гипохлорида кальция.

Проводят облучение детей бактерицидными и эритемными ультрафиолетовыми лампами; всемерно повышают защитные свойства организма, детей обеспечивают витаминами (аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлавин и др.); увеличивают время пребывания на свежем воздухе (прогулки, катание на лыжах и санках и др.).

Больных гриппом изолируют и показывают врачу.

В период эпидемии гриппа персонал яслей и детских садов обязательно должен носить марлевые четырехслойные маски. Заболевших гриппом и больных острыми респираторными заболеваниями к работе не допускают.

Медицинский персонал при участии преподавателей, воспитателей и санитарных постов организует раннее выявление заболевших; в дошкольных учреждениях ежедневно проводят утренние осмотры детей с термометрией.

Во время эпидемии гриппа запрещается проводить профилактические прививки против других инфекций.

Массовые зрелищные, спортивные и другие мероприятия в детских и подростковых учреждениях не проводятся, ограничиваются или запрещаются коллективные посещения кино, театров.

В общежитиях подростков усиливается контроль за соблюдением чистоты в помещениях и их воздушно-тепловым режимом, обеспечивается влажная уборка с применением раствора хлорной извести или хлорида кальция (0,5%-ный раствор).

Больных, оставшихся в общежитии, изолируют в специально выделенные для этого помещения и за ними проводят постоянное медицинское наблюдение.

В столовых (буфетах) обеспечивают тщательное мытье посуды, кипячение или замачивание ее в дезинфицирующем растворе.

Во время гриппа и острых респираторных заболеваний необходимо детям и подросткам чаще мыть руки с мылом и горячей водой, чаще менять полотенце. То же должен выполнять обслуживающий персонал.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 75 ; Нарушение авторских прав

источник

ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ: изучить основные методы оценки состояния здоровья детей и подростков

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Методы изучения, анализа и прогнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами среды обитания. 2. Определение группы здоровья детей и подростков и степени риска вероятности возникновения отклонений, вызванных нарушениями в физическом развитии. Основная литература: 1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2001 год. 2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999. 3. Санитарное законодательство России. М., ФЦГСЭН РФ, 1999. — Дополнительная литература: 1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000. 2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986. 3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: 1. Рассчитать основные показатели, характеризующие состояние здоровья детской популяции (индекс здоровья, количество часто болеющих). 2. Провести анализ состояния здоровья детских и подростковых коллективов по распространенности нарушений и хронических заболеваний у детей и уровню общей заболеваемости. 3. Провести анализ состояния здоровья детей и подростков по данным заболеваемости по обращаемости, количеству часто и длительно болеющих, индексу здоровья. 4. Провести анализ состояния здоровья детских и подростковых коллективов на основании распределения детей по группам здоровья, группам риска степени вероятности возникновения отклонений в состоянии здоровья, количеству часто и длительно болеющих. -Нормативные документы: 1. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье». 2. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.
Читайте также:  Психологический анализ о результатах диагностики детей

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1. Какие показатели учитываются при определении группы здоровья?

2. Дополните следующие определения:

— к первой группе здоровья относят детей, не имеющих …………………………………. без …………………………………………. …………………………. физическим и нервно-психическим развитием, уровень биологического развития ………………… паспортному.

— ко второй группе здоровья относят детей, не имеющих …………………………………. с …………………………………………. …………………………. физического и нервно-психического развития, уровень биологического развития ………………… от паспортного.

— к третьей группе здоровья относят детей, имеющих …………………………………. в стадии …………………., с …………………………………………. …………………………. физическим и нервно-психическим развитием, ………….. биологического развития.

— к четвертой группе здоровья относят детей, имеющих …………………………………. в стадии …………………., с …………………………………………. …………………………. физическим и нервно-психическим развитием, ………….. биологического развития.

— к пятой группе здоровья относят детей, имеющих …………………………………. в стадии …………………., с …………………………………………. …………………………. физическим и нервно-психическим развитием, ………….. биологического развития.

3. Заполните таблицу «Критерии понятия частоболеющие дети (ЧБД)»:

Кратность О. заболеваний 2-3 года 4 года 5-6 лет 7-8 лет

4. К длительно болеющим относят детей, болеющих более………………………………….

5. Укажите, какой вклад факторов риска в формирование здоровья по ВОЗ:

— Качество медико-санитарной помощи – …%.

6. Впишите следующие определения:

Патологическая пораженность – это ..………………………

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения.

2. Принципы оценки состояния здоровья детей и подростков.

3. Методы изучения, анализа и прогнозирования состояния здоровья детей и подростков в связи с факторами среды обитания.

ТЕСТОВЫЙ КОТРОЛЬ:

Укажите один правильный ответ:

1. По определению, принятому в гигиене детей и подростков, здоровье — это

а) состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений

б) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения

в) гармоничное, соответствующее возрасту развитие, нормальный уровень функций и отсутствие заболеваний и морфо-функциональных отклонений

г) отсутствие хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений

2. По определению, принятому в психогигиене детей и подростков, психическое здоровье — это

а) состояние полного физического, психического м социального благополучия

б) отсутствие психических расстройств, наличие резерва сил для преодоления стрессов, гармония между человеком, окружающим его миром и обществом

в) отсутствие хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений, гармоничное, соответствующее возрасту развитие, нормальный уровень иммунной резистентности

г) отсутствие нервно-психических заболеваний и отклонений, гармоничное, соответствующее возрасту психическое развитие, нормальный уровень функций центральной нервной системы

3. Патологическая пораженность – это

а) отношение дней, пропущенных по болезни, к общему числу учебных дней; определяется на основании справок о болезни

б) отношение числа детей, не болевших в течение года, к общему числу обслуживаемых детей, в %; определяется на основании справок о болезни

в) отношение числа выявленных случаев заболеваний и функциональных отклонений к числу обследованных детей; на основании данных углубленных (плановых) медицинских осмотров

г) отношение числа детей, болевших более 4 раз в течение года к общему числу обращавшихся в поликлинику детей, в %; определяется на основании справок о болезни

а) отношение дней, пропущенных по болезни, к общему числу учебных дней; определяется на основании справок о болезни

б) отношение числа детей, не болевших в течение года, к общему числу детей, обследованных при углубленном осмотре, в %; определяется на основании справок о болезни

в) отношение числа выявленных случаев заболеваний и функциональных отклонений к числу обследованных детей; на основании данных углубленных (плановых) медицинских осмотров

г) отношение числа детей, болевших более 4 раз в течение года к общему числу обращавшихся в поликлинику детей, в %; определяется на основании справок о болезни

5. Укажите район, в котором по результатам оценки гармоничности морфо-функционального состояния детей выявлена наиболее неблагоприятная ситуация

источник

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Тема: «Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе».

  1. Введение. . . . . . . . . 3
  2. Заболеваемость детей и подростков. . . . . 5
  3. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков10
  4. Проблемы и решения . . . . . . . 13
  5. Заключение . . . . . . . . 15
  6. Список использованной литературы . . . . 16

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что только в детском возрасте самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

К актуальным проблемам современной медицины и здравоохранения относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы. Современные социально-экономические условия, несмотря на осуществление мероприятий по модернизации системы здравоохранения, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье некоторой части населения, в первую очередь детей, поэтому первоочередной задачей здравоохранения является разработка лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на позитивное изменение показателей здоровья детей и подростков.

Анализ опубликованных материалов свидетельствует, что за период с 1990 по 2000г. рождаемость сократилась в 2 раза, достигнув минимальной величины в 2000г. последовавший за этим умеренный рост числа родившихся отчасти был связан с тем, что в фертильный возраст стали вступать более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е гг.

Несмотря на положительную динамику роста числа новорожденных начиная с 2005г., отмечено снижение удельного веса в общей структуре населения детского населения уже с 1990.: с 23,1% в 1990г до 15,3% в 2012г.

Заболеваемость детей и подростков.

Изучение и анализ заболеваемости детского населения приобретают большое значение, поскольку, зная уровень и структуру заболеваемости, можно не только объективизировать степень утраты здоровья, но и определить величину медико-социального и экономического ущерба, разработать приоритетные направления по улучшению здоровья анализируемой группы населения. Учитывая, что родители при заболевании ребенка почти всегда обращаются к врачу, изучение показателей заболеваемости позволяет получить наиболее полную информацию о здоровье прикрепленного контингента. В связи с этим при оценке здоровья детей и подростков внимание уделяется в первую очередь анализу показателей заболеваемости.

Установлено, что за период с 1995г по настоящее время на 25,7% увеличилось частота рождения детей, родившихся больными или заболевших в первые дни жизни, в 1,9 раза возросла частота рождения детей, у которых выявлена патология, возникающая в перинатальном периоде. При этом отмечено, что частота рождения детей с врожденными аномалиями и пороками развития сохраняется практически на одном уровне.

Анализ уровня заболеваемости детей на первом году жизни показал, что за период с 1990г по настоящее время наиболее высокий уровень отмечался в 2000г, который к 2011г снизился на 8,1%.

Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.

В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.

Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.

В свою очередь, инфекционные и паразитарные болезни, занимавшие 4-е место в структуре заболеваемости в 1991г., переместились на 5-е место в 1995г., на 7-е в 2000г. и на 9-е место в 2011г. Отмечено, что болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушения обмена веществ, находившиеся в 1995г. на 4-м месте в структуре заболеваемости детей первого года жизни, постепенно сокращаются и переходят на 6-е место в 2000г. и на 8-е место в 2011г. Если в структуре заболеваемости детей первого года жизни болезням крови и кроветворных органов принадлежало 4-е место, то, начиная с 2005г. и по настоящее время, этот класс заболеваний находится на 5-м месте. Отмечено, что 4-е место стабильно занимают с 2005г. и по настоящее время болезни органов пищеварения, причем частота их распространения за это период времени находится практически на одном уровне. В целом на классы болезней, составляющие первые пять мест в структуре заболеваемости детей первого года жизни, приходится 76% всех выявленных заболеваний.

В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.

В структуре заболеваемости детского населения от 0 до 14 лет включительно 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место – травмы и отравления, 3-е место – болезни кожи и подкожной клетчатки, 4-е место – болезни органов пищеварения, 5-е место – инфекционные и паразитарные болезни.

Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:

— ухудшение социального статуса большинства детей;

— изменение качества питания;

— воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;

— нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;

— медикаментозную «агрессию»: все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии;

— введение новых форм обучения: реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5ч превысили допустимые нормы. С этой «антидетской» реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствуют тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.

Читайте также:  Психологического анализа деятельности детей в психологии

источник

Физическое развитие является внешним интегральным показателем соответствия роста и развития ребенка условиям жизнедеятельности. Физическое развитие в каждый жизненный период указывает на физическую работоспособность организма ребенка и его «биологический возраст».

Оценка физического развития происходит во время профилактических медицинских осмотров.

Антропометрические обследования включают:

  • соматометрические данные (окружность грудной клетки, масса тела, рост);
  • соматоскопические данные (состояние кожи и слизистых оболочек, опорно-двигательного аппарата, мускулатуры, «зубной возраст», уровень полового созревания);
  • физиометрические показатели (сила сжатия рук, жизненная емкость легких).

Основными параметрами, характеризующими физическое развитие являются длина тела и его масса.

Тенденции в процессах роста и развития современных детей:

  1. Снижение соматометрических показателей. Увеличивается число низкорослых детей, нарастает доля детей с недостающей нормы массы тела. При этом растет доля мальчиков с избыточным весом.
  2. «Грацилизация» телосложения – уменьшение всех размеров тела.
  3. Отставание биологического возраста от паспортного. Половое созревание сдвинуто в сторону более старшего возраста.
  4. Рост расстройств сердечно-сосудистой системы.
  5. Снижение показателей жизненной емкости легких.
  6. Негативные сдвиги в силовых возможностях.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для анализа состояния физического здоровья детского организма используют следующие методы:

  1. Процентильный, или центильный метод. Оценка вероятностного распределения показателей в процентных интервалах.
  2. Метод индексов. Специальные формулы учитывают массо-ростовые соотношения.
  3. Метод регрессионного анализа. Рассматривает изменение массы тела при изменении его длины.
  4. Метод стандартизованных отклонений. Производится сравнение индивидуальных и стандартных показателей.

Ведущие признаки здоровья детского организма:

  • соответствующее возрасту, гармоничное физическое и психическое развитие;
  • отсутствие заболеваний на момент обследования;
  • отсутствие склонности к заболеваниям;
  • нормальный уровень функционирования организма.

Всех детей и подростков согласно комплексной оценке состояния их здоровья делят на группы:

  • I группа – здоровые дети с нормальным физическим и психическим здоровьем, у которых отсутствуют анатомические дефекты, морфофункциональные и функциональные отклонения.
  • II группа – дети с некоторыми морфофункцинальными и функциональными нарушениями, без хронических заболеваний; реконвалесценты; дети с общей задержкой физического развития, без сопутствующих эндокринных нарушениях; часто и длительно болеющие ОРЗ; дети с последствиями операций или травм, с физическими недостатками при сохранении функций.
  • III группа – дети с хроническими заболеваниями, последствиями травм, с физическими недостатками.
  • IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями с частыми обострениями, с физическими недостатками с ограниченными функциональными возможностями.
  • V группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, с физическими недостатками, сопровождающимися выраженными нарушениями функций, дети-инвалиды.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Факторы, воздействующие на рост и развитие подрастающего организма:

  • биологические факторы (состояние здоровья матери, перинатальная патология, осложненная беременность и роды, генетические факторы);
  • социальные факторы (неполная семья, психологический климат, нездоровое питание, материальная обеспеченность и др.);
  • факторы школьной среды (перегрузка учебными занятиями, недостаточная освещенность школьных помещений, неправильного размера школьная мебель и др.);
  • природный климат;
  • качество объектов окружающей природной среды.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Состояние здоровья подрастающего поколения как важный показатель благополучия общества и государства. Тенденции ухудшения социально-биологического и демографического уровня населения. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья подростков и детей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

БПОУ РА Горно-Алтайский педагогический колледж

По теме: Состояние здоровья у детей и подростков

Выполнила: студентка 24 группы

1. Тенденция состояния здоровья подрастающего поколения

Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Стабильно неблагоприятная тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобрела на сегодняшний день настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны.

Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.

Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.

Несомненно, наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, повлечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах, и неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье — это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

2. Факторы влияющие на состояние здоровья подростка и детей

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды — 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий — 10 %), биологических факторов —20 %, медицинского обслуживания — 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы — 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

здоровье социальный демографический общество

3. Здоровье подрастающего поколения

Фундамент здоровья молодежи формируется в детском и подростковом возрасте. Статистические данные свидетельствуют, что уровень заболеваемости подростков традиционно выше, чем всего населения. Самыми распространенными являются болезни органов дыхания. В структуре первичной заболеваемости подростков они занимают около половины всех случаев. На втором месте — травмы и отравления, на третьем — болезни кожи и подкожной клетчатки. Состояние здоровья молодых людей определяет множество факторов — как объективных: экология, здравоохранение, качество условий жизни, так и субъективных. Считается, что в молодом возрасте решающее значение имеют субъективные причины. А это — осознание ценности здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом, отсутствие таких привычек, как злоупотребление алкоголем и табакокурение.

Несмотря на очевидность вреда курения, судя по данным опроса учащейся молодежи, проведенного Комистатом в 2007 году (опрошено 960 подростков 15-17 лет), ежедневно курят 34 % опрошенных юношей. Регулярными курильщицами являются 22 % девушек. Каждый восьмой юноша и каждая двадцатая девушка отметили, что несколько раз в неделю или даже ежедневно употребляют пиво. Физкультуре и спорту уделяют внимание менее половины опрошенных подростков (45 %). Отвечая на вопрос о том, что сдерживает их от занятий физкультурой и спортом, 24 % ссылались на отсутствие свободного времени, 16 % — на большую нагрузку в учебном заведении, 15 % — на лень, а 10 % ответили, что никак не могут организоваться.Следствием пренебрежения физкультурой и высоких учебных нагрузок являются многие нарушения здоровья.

В 2007 году в республике профилактические осмотры школьников 15-17 лет выявили понижение остроты зрения у 26% обследованных подростков, нарушение осанки — у 23%. Диагноз «сколиоз» был поставлен 5 % школьникам 15-17 лет.Результаты социологического исследования, проведенного Комистатом в 2008 году среди жителей республики (опрошено 2250 человек, среди них 122 — в возрасте 15-17 лет) показали, что в течение прошлого года ни разу не болели только 27 % опрошенных подростков. Несколько раз в году проблемы со здоровьем возникали у 43 % из них.

Характеризуя состояние своего здоровья, 60 % подростков оценили его, как хорошее. Каждый третий ответил, что довольно часто болеет или чувствует себя нездоровым, а 5 % опрошенных указали на плохое состояние своего здоровье. Результаты проведенного опроса показали, что в минувшем году подростки имели проблемы со здоровьем чаще, чем респонденты в других возрастных группах (18-50 лет). Показатели заболеваемости населения превысили подростковые только у лиц старше 50 лет.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 15 % зависит от медицины. Поэтому каждый должен ощущать потребность быть здоровым и правильно относиться к своему здоровью. Прививать эту культуру необходимо с детства. Только тогда мы будем иметь здоровую молодежь, способную активно работать, созидая национальное богатство.

Мониторинг условий формирования здорового поколения. Анализ влияния семьи на состояние здоровья и уровень развития детей в зависимости от ее состава, доходов, образования родителей. Направления повышения эффективности государственной семейной политики.

реферат [30,2 K], добавлен 06.11.2014

Необходимость обеспечения социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья. Оценка социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам социологического исследования в психоневрологическом интернате.

курсовая работа [3,3 M], добавлен 07.06.2013

Состояние здоровья населения России, его оценка по демографическим, социально-экономическим, медицинским аспектам и по специальным опросам. Понятие здоровья как системы, его виды. Государственный и федеральный уровень поддержки здоровья населения.

реферат [45,7 K], добавлен 22.01.2012

Понятие ресурсов, потенциала и баланса здоровья. Система социальных показателей здоровья. Оценка численности населения Белгородской области. Анализ демографических, социальных, психологических факторов и факторов образа жизни, влияющих на здоровье людей.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 30.11.2015

Механизм функционирования и принципы организации здравоохранения, его государственный статус в РФ, законодательное обеспечение и современные тенденции регулирования. Оценка обеспечения охраны здоровья граждан как один из критериев благополучия общества.

контрольная работа [181,5 K], добавлен 23.12.2010

Исторические и методологические предпосылки возникновения социологии здоровья. Сохранение репродуктивного здоровья девушки – будущей матери. Теоретические подходы к вопросу социологии здоровья. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье молодёжи.

курсовая работа [334,0 K], добавлен 28.07.2010

Характеристика основных показателей статистического анализа социальной обусловленности общественного здоровья в Российской Федерации. Уровни оценки здоровья с точки зрения социальной медицины. Классификация детской части населения по группам здоровья.

презентация [178,3 K], добавлен 17.05.2015

Оценка демографических показателей в стране. Анализ демографического развития в разрезе регионов, основных показателей уровня жизни населения. Социально-экономические факторы роста эффективности общественного труда. Демографическая политика государства.

курсовая работа [349,5 K], добавлен 09.02.2011

Система показателей средней ожидаемой продолжительности жизни российского общества. Факторы, влияющие на состояние здоровья и смертность мужчин и женщин. Анализ демографической ситуации и уровня и качества жизни населения Республики Башкортостан.

курсовая работа [218,9 K], добавлен 10.11.2014

Определение здоровья. Социальная медицина и управление здравоохранением как врачебная специальность и наука о здоровье населения. Социальные и биологические факторы здоровья. Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности.

реферат [41,5 K], добавлен 30.01.2008

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник