Меню Рубрики

Анализ системы социальной защиты детей

1. Система социальной защиты детства – это:

А) обеспечение безопасного материнства и охраны детства;

Б) совокупность форм и методов борьбы с детской проституцией, алкоголизмом, наркоманией, преступностью;

В) осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медицинские, социально-психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов;

Г) полное содержание или помощь, являющаяся постоянным источником средств к существованию.

2. Основной задачей системы социальной защиты детства является:

А) обеспечение полноправного существования ребенка через государственную систему;

Б) обеспечение регулярного контроля за проводимыми мероприятиями в сфере социальной защиты детства;

В) специфическая профилактика инфекционных болезней у детей, заключающаяся в создании невосприимчивости организма к одной или нескольким инфекциям;

Г) сравнительный анализ деятельности социальных институтов, служб помощи, педагогических систем поддержки и защиты личности учащихся, моделей поликультурного образования разных стран;

3. Целью государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ является:

А) контроль за применением в судебном порядке мер ответственности к родителям, не выполняющих родительских обязанностей;

Б) расширение системы государственных, общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающих рождение здорового ребенка, правильное и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей;

В) предоставление учащимся конкретных образовательных услуг для преодоления или смягчения тех жизненных обстоятельств, которые возникли в их социальном положении;

Г) преодоление нарастания негативных тенденций и стабилизация положения детей, создание реальных условий и предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

10. Целостная система социально-экономических и правовых мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей в Российской Федерации содержится в:

А) Уставе системы социальной защиты детства;

Б) «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года: Национальный план действий в интересах детей», утвержденных указом Президента РФ от 14.09.1995г. № 942;

В) Федеральном законе от 24.07.1998 г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

Г) Преамбуле Декларации прав ребенка (1959).

5. Классифицируйте объекты социальной защиты детства по группам

Группы Объекты социальной защиты детства
1. По состоянию здоровья А) дети-жертвы насилия и жестокого обращения; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из разводящихся семей и др.
2. По приоритетности оказания помощи Б) несовершеннолетние преступники; лица, употребляющие алкоголь и наркотические вещества идр.
3. С учетом девиантного поведения В) дети-инвалиды; дети, подверженные психическим стрессам; дети, склонные к суициду и др.
4. По особому положению детей Г) талантливые дети; дети, принадлежащие к тем или иным социально-этническим группам, классам и др.

6. Субъектами социальной защиты детства являются:

А) образовательные и учебно-воспитательные учреждения;

Б) сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей;

В) Социальные педагоги и социальные работники;

Г) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

Д) дети-жертвы насилия и жестокого обращения;

Е) дети с ограниченными возможностями здоровья;

7. В этом нормативном акте указаны уровни реализации государственной политики по социальной защите детства в Российской Федерации:

Б) Семейном кодексе РФ (1996);

В) Национальном плане действий в интересах детей;

Г) Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

8.Не является формой социальной защиты детства:

А) Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства;

Б) программы, планы мероприятий по социальной защите детства;

В) анализ и прогноз в развитии системы социальной защиты детства;

Г) постановления и решения компетентных органов.

9. Объектом социальной защиты детства являются:

А) дети, находящиеся в неблагоприятных условиях: дети-инвалиды, дети-сироты, дети Севера, дети Чернобыля, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети малообеспеченных и многодетных семей, беспризорные и другие категории детей;

Б) финансовая база социальной защиты детства;

В) лица, не достигшие 18 лет;

Г) государство и создаваемые им институты.

10. Система государственных пособий на детей является:

А) методом социальной защиты детства;

Б) формой социальной защиты детства;

В) объектом социальной защиты детства;

Г) субъектом социальной защиты детства.

11. Социальный педагог выступает в качестве:

А) субъекта современной российской системы социальной защиты детства;

Б) объекта социальной защиты детства;

В) формы социальной защиты детства;

Г) уровня реализации политики в области социальной защиты детства.

12. Способы достижения цели и решения какой-либо задачи в области социальной защиты детства, совокупность приёмов деятельности по их реализации – это:

А) методы социальной защиты детства;

Б) формы социальной защиты детства;

В) средства социальной защиты детства;

Г) уровни реализации политики в области социальной защиты детства.

13. Формами социальной защиты детства являются:

А) использование авторитета известных и популярных общественных деятелей;

Б) стимулирование и поощрение;

Г) постановления и решения компетентных органов.

14. Методами социальной защиты детства являются:

А) использование авторитета известных и популярных общественных деятелей;

Б) постановления и решения компетентных органов;

Г) анализ и прогноз развития системы социальной защиты детства.

15. Несовершеннолетний ребенок, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц – это:

Г) ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10440 — | 7297 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Динамичные процессы, происходящие в обществе, привели к повышению актуальности темы социальной защиты семьи и детей. К наиболее неблагоприятным явлениям в этой сфере можно отнести следующие:

• наряду с уменьшением общей численности населения, происходит дальнейшее сокращение числа детей К ним относятся лица моложе 18 лет, при некоторых оценках — моложе трудоспособного возраста (до 16 лет). : за период с 1990 по 2013гг. численность этой группы населения снизилась с 36,1 млн. до 22,7млн., т.е. более чем на 13 миллионов Шакирова, Н.Н. Социальная защита материнства и детства в условиях социально-экономической трансформации российского общества [Текст] / Н.Н. Шакирова: Дис. канд. социол. наук: 23. 00. 03 — Саратов, 2013. — 216 с. . По прогнозам Госкомстата РФ, до 2016г. старение общества будет усиливаться, а доля лиц моложе трудоспособного возраста уменьшится;

• снижается удельный вес детей в общей численности населения страны. Так, доля населения моложе трудоспособного возраста, составляя на начало реформ почти четверть всего населения страны (24,4% в 1990г.), к 2013г. сократилась до 15,8% Шевыркин, Д.В. Семейная политика государства в современной России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2013. — N 3 (7). — С. 21-30. ;

• ухудшается состояние здоровья детей, характеризующееся высоким уровнем младенческой смертности (10,2 на одну тысячу новорожденных, что более чем в 40 раз превышает аналогичный показатель развитых государств), сокращением удельного веса детей, родившихся здоровыми, увеличением числа хронически больных детей;

• растет инвалидность среди детей разных возрастных групп. На начало 2013г. общая численность инвалидов по стране составила 13104 тыс. человек, из них на учете в органах социальной защиты состояли 658,1 тысяч детей-инвалидов. Среди них самой многочисленной возрастной группой являются дети 10-14 лет (более 40%), затем — 15-18 лет (около 30%), далее — 4-7 лет (около 20%) Семья как объект государственной семейной политики // Социальная педагогика. — 2013. — N 1. — С.

3-26. На фоне приведенных цифр вызывает, по меньшей мере, недоумение сокращение числа специализированных детских больниц и учреждений;

• высоким остается число детей и подростков, состоящих на учете в медицинских учреждениях в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотическими веществами. Все это на фоне низкого уровня жизни многих российских семей способствует росту детской и подростковой преступности;

• растет число детей, оставшихся без попечения родителей — за 2013г. их было выявлено 136,8 тысяч, что в 2,7 раз превышает уровень 1990г. Следует отметить и то немаловажное обстоятельство, что более 600 тысяч детей в настоящее время живет и воспитывается в неполных семьях, и это сказывается на уровне как их материальной обеспеченности, так и контроля и попечительства над ними.

Ценностные ориентации детей и подростков во многом определяются уровнем материального положения их семей. Между тем положение многих российских семей, имеющих детей, в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сегодня многодетные семьи, одинокие матери, семьи с детьми-инвалидами, студенческие семьи, как правило, находятся на самой низкой ступени по размеру реальных доходов, принадлежат к беднейшим слоям общества. Для абсолютного большинства семей с детьми основным источником доходов остается заработная плата.

Значительный вес в доходах многодетных семей (а во многих — и основную) занимают детские пособия. Во многом уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает положительных качественных изменений именно потому, что такие пособия индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка, которое сегодня получают более 70% детей, составляет всего 3,3% от стоимости прожиточного минимума ребенка. Поэтому ничего нет удивительного в том, что именно дети представляют самую многочисленную группу в общей численности малоимущего населения (21,4%); кроме того, именно в этой возрастной группе наблюдается самый высокий уровень бедности (доля населения со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума) — 17,4%, против 13,3% для молодежи в возрасте 16-30 лет, 13,7% — для населения 31-59 лет и 9,2% для лиц старше трудоспособного возраста Ростова, О.С. Периодизация семейно-правовой политики Советского государства // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2015. — № 6 (82). — С. 68-72. . В высокодоходных группах семей тем более эти пособия не играют никакой роли в определении уровня их жизни. На финансирование семейных и материнских пособий в настоящее время приходится менее одной пятой части общего объема средств, затрачиваемых на все социальные пособия (см. таблицу 1), отсюда можно сделать вывод о незначительной роли последних в уровне материального благосостояния, а также экономической и социальной эффективности защиты семьи.

Таблица 1. Расходы на выплату пособий и социальную помощь, в % Ростова, О.С. Периодизация семейно-правовой политики Советского государства // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2015. — № 6 (82). — С. 68-72

Из них — семейные и материнские пособия

по уходу за детьми — инвалидами

ежемес. пособие на ребенка

Удельный вес семейных и материнских пособий, в %

в общем объеме ден. доходов населения

О низком уровне жизни семей, имеющих детей, свидетельствуют также официальные данные балансов доходов и расходов домашних хозяйств. Примечательной в этом плане является структура потребительских расходов домохозяйств с детьми, в которой доля расходов на питание занимает от трети до почти половины всех расходов, свидетельствуя о невысоком уровне жизни таких семей, причем данный показатель растет с увеличением числа детей. Для многодетных семей также характерен заметно более низкий уровень потребления непродовольственных товаров, в особенности товаров длительного пользования.

Сегодня объемы предоставляемых семьям услуг постоянно снижаются и становятся все менее доступными из-за их коммерциализации и роста цен. Неразрешимой проблемой для большинства семей, особенно молодых, является также улучшение жилищных условий. На этом фоне отмена подавляющего большинства социальных льгот (по данным НОБУС, из системы социальных льгот оказываются исключенными 80% неполных семей с детьми и более 60% многодетных семей) способствовала тому, что семьи с высокой демографической нагрузкой и вследствие этого имеющие более высокий риск бедности, остаются практически без государственной поддержки. Возжеников, А. Семейная политика как социальная проблема государства // Государственная служба. — 2014. — N 3. — С. 102-104

Обследования НОБУС также позволяют сделать вывод о том, что семьи с детьми — это самая большая группа среди бедных, так как они составляют 36,6% от общей численности домохозяйств и более 60% от числа бедных домохозяйств. Возжеников, А. Семейная политика как социальная проблема государства // Государственная служба. — 2014. — N 3. — С. 102-104Подобная структура бедности служит достаточным аргументом в пользу того, что у российской бедности — детское лицо. Именно многодетные семьи, как правило, являются представителями «традиционно бедных» семей. Однако большой удельный вес среди бедных домохозяйств составляют и так называемые «новые бедные» семьи, чей низкий уровень жизни обусловлен низким уровнем заработной платы, безработицей трудоспособных членов семьи. Немаловажная роль в этом случае отводится ситуации на рынке труда, которая и предопределяет доступность к заработкам работающих родителей. В этой связи политика в области регулирования трудовых отношений должна быть ориентирована на первоочередное предоставление работы многодетным родителям, расширение практики гибкого режима труда работающим матерям, и т.д.

Читайте также:  Анализы в сэс для детей

Таким образом, многодетные семьи часто оказываются в экстремальных уровнях риска и глубины бедности. Неполные семьи также составляют уязвимую группу с точки зрения бедности. Вместе с тем, даже появление второго ребенка в полной семье повышает риск бедности до 50%. Исследования специалистов показывают, что неблагоприятные экономические и психологические условия, способствуя отказу части семей от рождения детей, привели сегодня к сокращению численности населения. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства [Текст] / Т.В. Лодкина.. — М.: Академия, 2013. — 208 с. Меры, принимаемые российским правительством в направлении поддержки семьи и женщин, имеющих детей (так называемый «материнский капитал», увеличение максимального размера пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.), уже начали давать положительные результаты и в дальнейшем также будут в некоторой степени способствовать росту рождаемости в нашей стране, однако для преодоления демографического кризиса необходимы комплексные действия.

Любая стратегия содействия сокращению бедности среди семей с детьми должна представлять собой гармоничное сочетание двух направлений социально-экономической политики:

— повышения доходов работающего населения;

— развития программ адресных социальных выплат для детей из бедных семей. Антропова, Ю.Ю. Государственная семейная политика в Российской Федерации: опыт, противоречия и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — N 17. — С. 86-92. — Примеч.: с. 92

Исключительно важной проблемой в отношении детей является игнорирование важнейшего фактора — стоимости воспроизводства рабочей силы, в соответствии с которым заработная плата должна позволять содержать иждивенца. У нас же работники с заработками ниже среднего уровня делают за счет собственного и без того скудного потребления, а со средними — могут обеспечивать себя и детей только по минимуму. Развитие рыночных отношений объективно требует решения этой проблемы, тем более что самые бедные семьи в России — это семьи с детьми, и риск стать бедным значительно увеличивается у каждого взрослого, желающего иметь ребенка. В нашей стране финансовая поддержка семьи с детьми осуществляется из двух источников — бюджетных средств и средств работодателей. Более того, детей можно назвать дискриминируемой группой населения с точки зрения даже количественной пропорции доступа к ресурсам. Так, расходы государства на детей из бюджета и страховых фондов составляют, по официальным данным, 11% их общего объема, тогда как доля детей в численности населения — более 15%. Кроме того, отсутствует система измерения финансовых затрат через социальные нормативы, Бюджетный кодекс не предусматривает классификации статей по социальным группам пользователей бюджетных средств. Жаромский, В.С. Актуальные проблемы семейной политики // Уровень жизни населения регионов России. — 2010. — N 9. — С. 86-97.

В развитых странах в данной ситуации есть вполне объективно выстроенные решения, исходящие из сущности современных экономических отношений: расходы на детей рассматриваются как составляющая цены рабочей силы, которую платит предприниматель работнику по договору найма. Содержание ребенка должно обеспечиваться соответствующими размерами заработной платы и страховыми выплатами, в том числе и на детей, которые существуют во многих европейских странах. Опыт зарубежных стран показывает, что обязательное страхование детей имеет различные модели. Например, в некоторых странах страхование детей осуществляется целиком за счет работодателей (Франция, Италия), в других — эта обязанность делится с работником (Греция). На основе зарубежного опыта поддержки семей, имеющих детей, можно предложить следующие направления в области улучшения социальной защиты семей с детьми:

1. Для низкооплачиваемых работников с детьми следует ввести либо специальную доплату к начисленной заработной плате, либо определить пособие в любой форме целевых выплат за счет страховых взносов работодателя. Так будет решаться комплексная задача. Таким образом можно решить комплексную задачу: вывод минимального заработка на прожиточный минимум, повышение оплаты труда бюджетников с их низкими окладами и помощь семьям с детьми.

2. Выплаты семейных пособий на детей из семей безработных возможно осуществлять за счет бюджетных средств, тем более что ликвидация Фонда занятости способствовала значительному снижению расходов государства на безработных.

3. Помощь другим категориям семей (имеющим инвалидов, потерявших кормильца и др.) можно возложить на внебюджетные социальные фонды.

источник

В данной статье представлен анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА .

Анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства в городском округе города г. Стерлитамак РБ

Систему органов социальной защиты населения г. Стерлитамака представляет территориальный отдел Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по городу Стерлитамак, обеспечивающее в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики социальной защиты населения и социально-трудовых отношений на территории города.

Территориальный отдел подчиняется министру труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и заместителю министра, осуществляющему оперативное руководство работой подразделения в соответствии с распределением обязанностей между министром и его заместителями. В своей деятельности территориальный отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, Положением о Министерстве, иными нормативными правовыми актами Министерства.

Территориальный отдел выполняет свои функции во взаимодействии, в пределах своей компетенции, с отделами Министерства, государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства, а также подразделениями федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан и органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основными задачами территориального отдела являются: реализация государственной политики в области труда и социальной защиты населения на подведомственной территории, разработка предложений и реализация мероприятий по решению комплексных проблем в области социального развития, повышения уровня жизни и доходов населения, Главной целью социальной политики проводимой в городском округе г. Стерлитамак является повышение уровня и качества жизни населения.

К числу приоритетных направлений относятся социальная поддержка пожилых и инвалидов, ветеранов, семей, имеющих детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущих граждан, многодетных граждан, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемая Управлением труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по г. Стерлитамаку.

Территориальный отдел выполняет свои функции во взаимодействии, в пределах своей компетенции, с отделами Министерства, государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства, а также подразделениями федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан и органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основными задачами территориального отдела являются: реализация государственной политики в области труда и социальной защиты населения на подведомственной территории, разработка предложений и реализация мероприятий по решению комплексных проблем в области социального развития, повышения уровня жизни и доходов населения, совершенствованию оплаты труда, развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда.

Территориальный отдел в соответствии с законодательством и возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

-принимает участие в разработке предложений к прогнозам социально-экономического развития района (города) на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.

-участвует в разработке и реализации программ, направленных па повышение заработной платы, уровня жизни населения, улучшение условий и охраны труда.

-осуществляет анализ соблюдения установленных нормативными правовыми актами Республики Башкортостан условий оплаты труда работников государственных учреждений.

-участвует в разработке предложений по совершенствованию оплаты труда работников (в том числе руководителей) муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования.

-участвует в мероприятиях по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных Министерству учреждениях.

-оказывает методическую помощь подведомственным Министерству учреждениям по разработке систем нормирования труда.

-разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь органам местного самоуправления, организациям по вопросам совершенствования оплаты труда работников.

-участвует в проведении мониторинга в сфере оплаты труда работников.

-проводит анализ и оценку положения по вопросам оплаты труда работников, обобщает опыт внедрения перспективных форм и методов организации и оплаты труда работников.

-участвует в работе территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего района (города) Республики Башкортостан, а также в ведении переговоров, разработке, заключении и контроле за выполнением территориальных соглашений между территориальными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией соответствующего муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан.

-проводит уведомительную регистрацию коллективных договоров, заключенных в организациях, расположенных на территории соответствующего района (города) Республики Башкортостан.

-осуществляет контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений, заключенных на территориальном уровне социального партнерства.

-принимает меры по предупреждению коллективных трудовых споров, участвует в их разрешении в соответствии с законодательством.

-оказывает практическую помощь организациям в создании и работе комиссий по трудовым спорам.

-осуществляет в организациях, расположенных на территории соответствующего района (города) Республики Башкортостан, государственное управление охраной труда, а также оказывает им организационно-методическую помощь в разработке и реализации мер по улучшению условий и охраны труда.

-информирует организации, в том числе через средства массовой информации, о принятых нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Башкортостан о труде.

-по предложению органов государственного надзора и контроля участвует в совместных проверках по вопросам труда, проводимых на территории соответствующего района (города) Республики Башкортостан.

-организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего района (города) Республики Башкортостан.

-участвует в установленном законодательством порядке в расследовании несчастных случаев на производстве.

-координирует проведение на территории соответствующего района (города) Республики Башкортостан в установленном законодательством порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знаний ими требований охраны труда, а также проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

-предоставляет организациям, расположенным на подведомственной территории, и гражданам методическую и консультационную помощь по вопросам оценки условий труда, установления правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

-осуществляет в установленном порядке государственную экспертизу условий труда

-рассматривает обращения граждан в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письма предприятий и организаций.

В области социальной защиты населения:

-организует и осуществляет на подведомственных территориях выдачу направления (согласование ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) для помещения детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в учреждения (отделения) стационарного обслуживания детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-контроль за исполнением переданных государственных полномочий органами местного самоуправления в части организации и осуществления деятельности по попечительству в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, сбор представляемых органами местного самоуправления отчетов по данному направлению, формирование и представление в Министерство сводной информации;

-меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к информации, контроль за соблюдением законодательства об обеспечении доступа инвалидам к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

-координацию деятельности органов и учреждений здравоохранения, образования, занятости населения, находящихся на территории соответствующего района (города) РБ, по вопросам реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Территориальный отдел в соответствии с возложенными на него задачами и законодательством имеет право:

-вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия нормативных правовых актов органов местного самоуправления противоречащих законодательству о труде и социальной защите населения;

-направлять руководителям и иным должностным лицам организаций предложения об устранении нарушений законодательства о труде;

-запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций информацию и материалы, необходимые для исполнения возложенных на отдел функций.

В городском округе проживает более 270 тыс. человек (в том числе 69,8 тысяч пенсионеров), более 80 тысяч из которых пользуется теми или иными мерами социальной поддержки, оказываемые Управлением, в том числе 25,7 тысяч региональных льготников (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица), 21,6 тысяч федеральных льготников, 14 тысяч семей, получающих детские пособия, 1066 многодетных семей, 807 получателей доплат к пенсиям, более двух тысяч получателей социального пособия и др.

При этом особая роль отводится выполнению Закона Республики Башкортостан «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил».

Важное место в социальной поддержке семей с детьми принадлежит выплатам различных видов социальных пособий, производимых Управлением, на учете которого состоит 16,5 тысяч малоимущих семей. С 1 января 2010 года увеличен размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим матерям: 2369,47 рублей — при рождении первого ребенка, 4738,94 рублей — при рождении второго и следующих детей (с учетом уральского коэффициента).

Читайте также:  Анализы в гемотесте для детей

Законом Республики Башкортостан «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» №87-з, который действует с 24.07.2000г. закреплено право на предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет. В управлении труда и социальной защиты населения зарегистрировано 1086 многодетных семей.

В целях усиления государственной поддержки и улучшения жилищных условий многодетным семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, совместно проживающих с родителями, состоящим на учете в администрации городского округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются жилищные сертификаты, удостоверяющие право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Существенной поддержкой для многодетных семей, является производимая Управлением ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Многодетные матери, родившие и воспитавшие пять и более детей, награждаются медалью Республики Башкортостан «Материнская слава». С момента выхода Указа Президента Республики Башкортостан (апрель 1998 года), 78 многодетных матерей, проживавших в Стерлитамаке, награждены такой медалью.

Одной из мер социальной поддержки семей с детьми является материальное обеспечение студентов общеобразовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, которым наряду с академической стипендией назначается и выплачивается социальная стипендия студентам из малоимущих семей.

В городе Стерлитамак функционируют 58 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитываются 13 368 ребенка.

Из общего числа дошкольных учреждений 6 специализированных, а именно:

— ДОУ № 4 — для детей с нарушением речи;

— ДОУ № 5 — для детей с нарушением зрения;

— ДОУ № 32 — для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— ДОУ № 35 — для детей с туберкулезной интоксикацией;

— ДОУ № 70 — для детей с нарушением слуха;

— ДОУ № 93 — для детей с нарушением интеллектуальных способностей и 37 дошкольных учреждений стали автономными.

Городская целевая программа «Развитие системы дошкольного образования городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2010-2013 годы» предусматривает строительство шести новых дошкольных образовательных учреждений проектной мощностью 210, 180, 320, 320, 160 и 100 мест.

Начато строительство детского сада на 210 мест в микрорайоне «Солнечный» и детского сада на 220 мест в микрорайоне «Три капитана».

С целью сокращения очередности в дошкольные учреждения в городе проводятся следующие мероприятия:

— организованы альтернативные формы дошкольного образования: гувернерская служба, группы кратковременного пребывания;

— выплата пособий малоимущим семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, непосещающих дошкольное образовательное учреждения (общий охват составляет 785 детей);

— организованы три группы семейного типа при дошкольном образовательном учреждении №59;

— реализуется проект «Обеспечение детей дошкольного возраста образовательными услугами в условиях острой нехватки муниципальных учреждений». В ходе реализации данного проекта открыты оздоровительные дошкольные группы при детских санаториях «Нур», «Радуга».

Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» осуществляет прием заявлений в дошкольные образовательные учреждения в электронном виде. Родители (законные представители), имеющие детей в возрасте от 1 до 7 лет, могут самостоятельно заполнить заявление установленного образца на сайте www.strgorono.ru в разделе «Электронная регистрация в ДОУ», а разделе «Электронная очередь в ДОУ» узнать свою очередность.

В городе всего обучается в учреждениях среднего образования – 27 666 чел.

— 36 общеобразовательных школ с количеством обучающихся 26 567 чел.,

— 3 общеобразовательные школы-интерната с количеством воспитанников 622 чел.,

— 1 специальная (коррекционная) школа-интернат с количеством учащихся 125 чел.,

— 1 специальная (коррекционная) школа с количеством учащихся 224 чел.,

— 1 открытая сменная общеобразовательная школа с количеством учащихся 128 чел.,

— 1 Межшкольный учебный комбинат – 2 395 чел.

В школах города ведется обучение детей с ограниченными возможностями. Для учащихся 9-11 классов введены предпрофильная подготовка и профильное обучение (69,5% старшеклассников).

Одним из главных ориентиров реализации социальной политики как в Республике Башкортостан, так и в городе Стерлитамак является государственная поддержка семей. В городе Стерлитамак функционирует с 2009 года межведомственный совет по работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

В отношении 298 семей утвержден план индивидуальной межведомственной помощи, в отношении 261 семьи или 87,6% он реализуется. Семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и состоявшим на межведомственном учете, оказывается материальная помощь, содействие в лечении заболеваний, психологическая помощь, лечение от алкогольной зависимости, консультативно-правовая помощь, содействие в трудоустройстве родителей, продуктовая помощь и т.д. В целях решения проблемы социального сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей в городе работает Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Данко». Ежегодно через Центр проходят социальную реабилитацию около 300 детей. Филиал КЦСОН по Стерлитамакскому району и г. Стерлитамак социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним взаимодействует с отделом опеки и попечительства администрации городского округа в вопросах жизнеустройства детей, защите их имущественных и жилищных прав; с отделом по делам несовершеннолетних УМВД России по г.Стерлитамаку и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации в вопросах привлечения к ответственности родителей, злостно уклоняющихся от выполнения своих обязанностей, жестоко обращающихся с детьми; с социальными службами города и образовательными организациями по оказанию социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Неблагополучие в семье, аморальный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания, попустительское отношение взрослых к своим детям является причиной роста числа беспризорности и безнадзорности.

Основным координационным центром по проведению работы в данном направлении выступает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа, которая объединяет деятельность всех учреждений, организаций, структурных подразделений администрации городского округа по предупреждению безнадзорности и беспризорности детей и подростков, защите прав и интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности, осуществляет контроль за соблюдением условий содержания и воспитания несовершеннолетних в органах и организациях государственной системы профилактики.

На заседаниях комиссии систематически проводится анализ состояния преступности в подростковой среде, рассматриваются вопросы профилактики пьянства и наркомании, предупреждения беспризорности и безнадзорности, по предупреждению преступности, внедрение ювенальных технологий, формы и методы работы с неблагополучными семьями, вопросы соблюдения законодательства в отношении несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности, включая образование, трудовое законодательство, организацию полезной занятости подростков и молодежи, а также, в пределах своей компетенции, рассматриваются дела о совершении правонарушений и преступлений несовершеннолетними, принимаются меры воспитательного и административного воздействия в отношении подростков, родителей, взрослых лиц.

В частности, на заседаниях комиссии в 2013 году рассматривались вопросы состояния преступности среди несовершеннолетних и преступности, совершенной взрослыми в отношении несовершеннолетних (20/02/2013г., 17/04/2013г., 10/07/2013г., 23/10/2013г.), проведен анализ работы учреждений системы профилактики по предупреждению правонарушений и преступлений в 2012 году (31/01/2013г.) и по итогам 9 месяцев 2013г. 23/10/2013г.), о состоянии работы по профилактике пьянства, наркомании и табакокурения (27/02/2013г.), предупреждению преступности и безнадзорности, внедрению ювенальных технологий (16/01/2013г.), организации полезной занятости в каникулярное и внеурочное время (06/02/2013г., 25/09/2013г), формы и методы работы с неблагополучными семьями по предупреждению неблагополучия и семейного насилия (23/01/2013г., 24/04/2013г., 10/07/2013г., 23/10/2013г.), вопросы соблюдения законодательства в отношении несовершеннолетних в образовательных организациях и другие.

В КДН и ЗП сформированы и действуют банки данных в отношении несовершеннолетних, злостно уклоняющихся от обучения и занимающихся бродяжничеством, склонных к совершению противоправных действий, совершивших преступления, принявших попытку суицида, неработающих подростков и несовершеннолетних иных категорий; неблагополучных семей (злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами, жестоко обращающихся с детьми, проживающих от детей отдельно, иным признакам). На 01/01/2014г. на профилактическом учёте комиссии состоит 1091 (2012г.- 1191) несовершеннолетний и 329 ( 2012г.- 268) неблагополучных семей.

Особое внимание было уделено реализации Закона РБ № 294-з «О внесении изменений в Закон РБ «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» в части введения «комендантского часа» для несовершеннолетних. Работа проводилась по «Алгоритму взаимодействия учреждений системы профилактики городского округа г. Стерлитамак РБ при нарушении «комендантского часа» для несовершеннолетних» и плану мероприятий, разработанному КДН и ЗП для городских учреждений системы профилактики, который включал в себя просветительскую деятельность среди взрослого и детского населения города ( публикации, беседы и т.п.).

На сегодняшний день в Стерлитамаке работают более 10 филиалов республиканских детских и молодежных общественных объединений, таких как «Пионеры Башкортостана» (численность членов в Стерлитамаке 8 тыс.), Республиканское молодежное добровольческое движение «Вместе» (пропагандируют ЗОЖ, около 300 чел.). Значительная работа ведется по организации отдыха подростков, проживающих в социально неблагополучных семьях, а также состоящих на учёте в органах внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних. Военно-патриотическое объединение «Отечество» проводит работу с детьми по военно-патриотическому воспитанию. Большая часть воспитанников ВПО «Отечество» — это дети из неблагополучных семей, состоящих на учете в КДН и ЗП. В ВПО «Отечество» разработана и реализуется программа комплексной работы по воспитанию гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. В объединении ведется работа секций кикбоксинга и бокса, секций спец. подготовки и рукопашного боя. Большая роль в военно-патриотическом воспитании ВПО «Отечество» отводит формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине. Традиционным стало проведение военно-спортивного лагеря «Юный спецназовец», который в Стерлитамаке проходит ежегодно с 1992 года для подготовки допризывной молодежи к службе в Вооруженных силах РФ и в целях профилактики правонарушений среди подростков, состоящих на учете в УМВД. Организаторами лагеря выступает отдел по молодежной политике совместно с отделом образования, военно-патриотическим объединением «Отечество», РОСТО и УМВД России по г. Стерлитамаку.

Отдел Министерства здравоохранения РБ в г. Стерлитамак, во исполнении ст.18 ФЗ-120 осуществляет круглосуточный прием и содержание беспризорных и безнадзорных детей, оставшихся без попечения родителей, а также медицинское обследование для последующего их устройства с учётом состояния здоровья; осуществляет выявление и дальнейшую реабилитацию неблагополучных семей, мигрирующих семей. Проводится активная работа по вопросам планирования семьи, профилактика нежеланной беременности. В городе Стерлитамак в 3-х детских поликлиниках функционируют 4 медико-социальных кабинета по работе с неблагополучными семьями. Участковый службы детских поликлиник выявляет неблагополучные и мигрирующие семьи, осуществляют контроль по соблюдению режима питания, профилактике заболеваний, проведение профилактических прививок малолетних детей, поведению родителей при их воспитании и проживании. В 2013 году проведено 854 патронажа в неблагополучных семьях, принято в медико-социальных кабинетах 235 детей. В стационар Детской городской больницы в 2013 году поступил 51(2012г.- 46) безнадзорный ребенок, их них 20- в возрасте до 1 года. В отношении 30 семей направлены Сигнальные карточки. На 1 января 2014 года на учете в лечебных учреждениях состоит 274 (2012 г.-285) неблагополучных семьи ( из них вновь выявлено 10 семей), в них проживает и воспитывается 477 (2012г.-508) детей (из них 56 ( 2012г.- 66) — в возрасте до 1 года). В связи с увеличением случаев суицида среди населения, на базе психиатрической больницы с 2010 года функционирует суицидальная служба, куда поступают сведения всех лечебно-профилактических учреждений, в том числе о суицидальных попытках среди детей и подростков. Проводится работа по пропаганде здорового образа жизни, предупреждению заболеваний. В 2013 году работниками ЛПУ города было организовано и проведено 32(2012г.- 38) «круглых стола» с приглашением старшеклассников и родителей, состоялось 362 лекции, 836 бесед.

В соответствии с Семейным Кодексом РФ и РБ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», другими законодательными актами осуществляет свою деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних орган опеки и попечительства при администрации городского округа г. Стерлитамак. Отделом опеки и попечительства ежедневно осуществляется прием граждан по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетних, решаются вопросы усыновления, лишения или ограничения родительских прав, вопросы защиты жилищных и иных имущественный прав несовершеннолетних. Систематически ведется учет детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается опека или попечительство. Осуществляется надзор за деятельностью опекунов и попечителей, контроль по сохранности имущества несовершеннолетних. Обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, иного устройства осуществляется отделом опеки и попечительства совместно с педагогическими коллективами образовательных учреждений, работниками правоохранительных органов, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальными работниками учреждений здравоохранения, горожанами.

На учете в отделе опеки и попечительства в 2013 году состояло 1377

(2012г.- 1078) детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них детей в возрасте до 18-и лет-1109 (2012г.- 1018) . за 12 месяцев 2013 года было вновь выявлено 170 (2012г.- 173) детей, нуждающихся в опеке или попечительстве. 43(2012г.-89) ребенка было устроено в детские учреждения (здравоохранения, образования, соц.защиты), 71(2012г.-65) — передан под опеку, 19 (2012г.-18) — передано под попечительство, 19 (2012г.- 24) детей было усыновлено, 0 (2012г.- 11) — передано на воспитание в патронатные семьи. Всего в 2013 году на контроле состояло 28 (2012г.- 32) патронатных семей. В 2013 году подготовлено и направлено в суд 42 исковых заявления о лишении родительских прав, все удовлетворены.

Читайте также:  Анализы занятий в дет саду

С 2013 года при администрации городского округа г. Стерлитамака была организована некоммерческая организация Благотворительный Фонд поддержки социального развития городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Фонд создан в целях формирования имущества и средств на основе добровольных имущественных взносов, а также иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества и средств для:

* социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

*содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

*содействия защите материнства, детства и отцовства;

*содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности ;

* содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

*содействия общественно значимых молодёжных инициатив, проектов детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций, деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

* финансирования строительства, реконструкции и ремонта социально-значимых объектов, находящихся в городском округе город Стерлитамак Республики Башкортостан;

*участие в социальных проектах в сфере образования, науки, искусства, спорта, здравоохранения, культуры;

*содействия повышения социальной защищенности населения.

Предметом деятельности Фонда является, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

*привлечение пожертвований для оказания благотворительной помощи;

*привлечение пожертвований для финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта социально-значимых объектов городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, объектов культурного наследия, содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности, социального, экономического и культурно — образовательного развития городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;

* финансирование строительства объектов социально-культурного назначения, объектов инфраструктуры, коммунального хозяйства, дорог и иных объектов в целях повышения качества, уровня жизни населения городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Состав высшего органа управления — Совета Благотворительного Фонда поддержки социального развития городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан:

Валиева Гульнара Галимьзяновна – заместитель главы администрации по экономике и финансам — начальник финансового управления администрации городского округа город Стерлитамак РБ — председатель Совета БФ ГО г. Стерлитамак РБ ( далее Совет);

Крупинов Геннадий Васильевич – первый заместитель главы администрации городского округа город Стерлитамак РБ – заместитель председателя Совета;

Галимова Рамиля Суфияновна – главный врач ГБУЗ РБ «Детский санаторий «Нур» города Стерлитамак», депутат Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан третьего созыва – член Совета;

Максютов Азат Мариусович – генеральный директор ООО «Порт», депутат Совета городского округа город Стерлитамак РБ третьего созыва – член Совета;

Зарипов Ирек Айратович – спортсмен- инструктор Центра спортивной подготовки сборных команд России, депутат Совета городского округа город Стерлитамак РБ третьего созыва – член Совета.

Состав надзорного органа Совета — Попечительского Совета БФ ГО г. Стерлитамак РБ:

Никифоров Юрий Иванович – генеральный директор ОАО «Стерлитамакские железные дороги»;

Райманов Ринат Фаатович – директор ООО «Риком»;

Гильметдинов Ильяз Закиевич – директор безопасности и административному обеспечению УК «ТАУ-НЕФТЕХИМ»;

Юлдашев Арсен Узбекович – директор ОАО УТК «Центральный» городского округа город Стерлитамак РБ;

Фахреева Лиля Зуфаровна – управляющий филиалом ОАО «УралСиб» в г.Стерлитамаке.

Сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени БФ ГО г. Стерлитамак РБ:

Латыпова Галия Ханифяновна – директор Фонда;

Левачёв Максим Сергеевич – главный бухгалтер.

Итак, магистральным направлением социальной зашиты материнства, семьи детства является, укрепление и поддержка семьи – родной семьи для ребенка.

Таким образом, проблема заключается в том, что традиционная патерналистская политика в отношении семей сегодня уже не может быть эффективной. Возможно, выход заключается в создании синтеза патерналистской, мобилизирующей и саморегулирующейся моделей при сочетании принципов деловой активности и самообеспечения, а также разумной социальной поддержки со стороны государства.

источник

Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного опыта, будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства.

Понятие детства рассматривается многоаспектными подходами к его определению в разных областях знаний, что в свою очередь затрудняет четкое определение объекта социальной защиты. В Преамбуле Декларации прав ребенка ребенок определен как человек «физически и умственно незрелый» [1, с. 387], именно поэтому ему должно быть уделено особое внимание социума на любом уровне. В Семейном кодексе РФ также устанавливается, что «ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть 18 лет» (ст. 54) [2, с. 33].

Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка 13 июля 1990г. позволила обществу по-новому взглянуть на мир детства и привлечь к нему внимание общественности. Детство стало рассматриваться как «…социальный феномен, отражающий роль, место и положение детей как социальной группы в данном государстве и обществе; создание достаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка» [3, с. 28].

Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка.

Система социальной защиты детства — система осуществляемых обществом и его официальными структурами различных мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов [3, с. 33].

Социальная защита детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Но, к сожалению, у разных детей разные потребности и учесть их все очень сложно. Объектом социальной защиты детства в широкой трактовке являются все дети, т.е. несовершеннолетние, которые в соответствии с Декларацией прав ребенка нуждаются в специальной охране и заботе.

В функционировании системы социальной защиты детства определяющую роль играют ее субъекты. Ведущую роль среди этих субъектов занимают организации, учреждения, социальные институты общества, к которым относятся: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной власти; сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей; органы управления предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и т.д., а также трудовые коллективы, профсоюзы. Средства массовой информации также выступают в роли субъектов социальной защиты детства. СМИ пропагандируют и распространяют опыт социальной защиты детства, зачастую выступают в качестве инициаторов и организаторов благотворительных акций в защиту детства. Но на наш взгляд, главнейшим субъектом социальной защиты детства была и будет семья — важнейший институт социализации ребенка. В Семейном кодексе закреплены права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64), определены основы правовой защиты детей от насилия в семье (ст. 77) [3, с. 45].

В интересах развития системы социальной защиты детства Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы. Эти программы и подпрограммы готовятся, рассматриваются, реализуются усилиями нескольких министерств и ведомств (образования, труда и социального развития, здравоохранения, внутренних дел РФ и экономического блока). Однако, на наш взгляд, все эти программы не в полной мере охватывают детей, а лишь направлены на определенную их категорию. Наиболее характерной тенденцией развития российской системы социальной защиты детства является переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т.е. их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации.

Содержательная сторона современной социальной защиты детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты:

– всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей;

– многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг;

– единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах;

– осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объёме не ниже признанного государством прожиточного минимума;

– охрана права каждого ребёнка на социальную защиту [4, с. 48].

Формы и методы реализации социальной защиты детства являются ее основными структурными компонентами. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович [4, с. 50].

1.В области социальной защиты детства такими органами являются:

Федеральное собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и всей системы в целом;

Президент РФ, подписывающий федеральные законы и издающий соответствующие указы;

Правительство РФ, принимающее постановления по вопросам социальной защиты детства;

суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области социальной защиты детства;

министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;

руководители учреждений и предприятий, издающие правовые акты по вопросам социальной защиты детей.

2. Программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Известна федеральная целевая программа «Дети России», излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства.

3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001–2002 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 1090-р) [3, с. 38].

4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие:

б) многочисленные здания, сооружения;

в) систему государственных пособий на детей.

Таким образом, в современной России существуют различные формы социальной защиты детства, которые используются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:

– убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства (руководителей, должностных лиц и др.) в необходимости активного участия в социальной защите детства;

– использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, ветеранов войн и труда при проведении мероприятий по охране детей;

– стимулирование и поощрение мероприятий по социальной защите детства;

– анализ и прогноз развития системы социальной защиты детства.

Метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим (например, при взыскании алиментов в пользу детей).

Институт социальной защиты детства имеет богатую отечественную историю своего становления и развития. В течение многих веков становления российского государства он видоизменялся и приобретал новое значение как проявление сострадания к детям. На протяжении всей истории явно прослеживалось расширение субъектов социальной защиты детства и функциональное перераспределение ролей. Достаточно широк был диапазон форм социальной защиты детства — основными формами выступали различные учреждения, которые носили дифференцированный характер и предоставляли широкий спектр услуг. Для того чтобы современная система социальной защиты детства была действенной и становилась все более эффективной, необходимо соблюдать одно важное условие — правильное применение методов и форм социальной защиты детства. А чтобы выполнить это условие, необходимо четкое определение объектов социальной защиты детства.

1. Декларация прав ребенка // Международная защита прав и свобод человека : сб. док. – М., 2011 – 672 с.

2. Семейный кодекс РФ. – М., 2004. – 77 с. Молодые исследователи социальной работы

3. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов н/Д, 2010. – 473 с.

4. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства / В.А. Варывдин, И.П. Клемантович. – М., 2009.

источник