Меню Рубрики

Анализ рисунков детей старшая группа

Рисование с старшей группе «Дома на нашей улице»

В течение первой недели практики проанализировала содержание и методику проведения занятий.
В первой половине дня вела наблюдение и анализ занятия по изо, которая проводила воспитатель высшей категории
Шенгелия Нани Омаровна.
Анализ занятий проводила в соответствии с критериями оценки, по следующему плану.

Цели.
Познакомить детей с техникой изображения зданий.
Закреплять знание о форме крыш (трапеция, треугольник).
Закреплять технические навыки и умения.
Развивать творческие способности.
Расширять словарный запас (названия деталей дома).

Оборудование.
Иллюстрации разных домов, альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, доска, мел, тряпочка.

1.Задачи занятия, их взаимосвязь

1.Образовательная задача тесно связана с развивающей, обучая воспитатель способствует развитию творческих способностей.

2.Готовность воспитателя к занятию

2. Воспитатель заранее подобрал иллюстрации для показа, необходимые материалы и оборудование для детей, все они соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, а именно, безопасны, доступны возрасту.

3.Структура, тип занятия, логичность этапов, дозировка времени

3.Тип – комбинированный. Занятие тесно связано с предыдущим материалом по рисованию, на нем дети учились изображать улицу. Структура занятия.
Организационный момент — воспитатель заинтересовал детей загадками, затем произвел показ иллюстраций домов, их обсуждение.

На данном этапе детей повторили и обобщили свои знания о частях, из которых состоят здания.
Самостоятельная работа.

Дети приступают к изображению.
Физкульминутка в соответствии с темой занятия – «Мы строители». Анализ рисунков.
Итоги занятия в виде выставки и беседы по рисункам. Получилась улица с домами.
Время проведения занятия30 мин. Динамическая пауза проведена, на 20 минуте занятия, чтобы не прерывать процесс изображения.

4.Содержание занятия: научность, подбор материала, трудность, объем

4. Материал имеет научную основу, так как содержит научные термины: фундамент, блоки, балка, черепица, шифер, рамы, и т.п. Объясняется последовательность постройки изображения. Материал доступен по объему и содержанию детям старшего дошкольного возраста. Дошкольники на данном занятии применяли свои умения и навыки, вносили свои изменения творческие элементы при украшении своих рисунков. Шаблонов воспитателем предоставлено не было, что обеспечило их творческую активность и разнообразие рисунков, резко контрастирующих между собой.

5. Воспитатель использовала следующие методы и приемы:
— показ с объяснением;

— анализ и синтез изображений показа и рисунков детей.
Оказывала индивидуальную помощь в словесной форме: указание, замечание.
Все приемы и методы работы на данном занятии соответствуют уровню подготовки детей. Прием активизации: загадки, проблемные вопросы (из каких деталей состоит этот дом, чем он отличается от других). Закрепление материала в практической деятельности (нарисуй дом на нашей улице).

Занятие направленно на организацию продуктивной творческой деятельности детей.

6.Поведение детей на занятиях

6. Дети активно участвовали в обсуждении иллюстраций. С удовольствием и творчески приступили к выполнению задания.

Не боялись обратиться к воспитателю с вопросом. Помогали советом друг другу.

7.Характкристика деловых качеств педагога

7. Воспитатель организовал занятие таким образом, что большую часть говорили и выполняли дети, умело осуществляя руководство и направляя беседу в нужное русло.
Владеет методикой преподавание ИЗО.

8.Общие результаты занятия

8. Цели и задачи занятия достигнуты, дети показали хороший уровень владения умениями по изображению дома, рекомендуется подобную работу проводить в свободное время детей.

источник

Ирина Колосова
Анализ рисунков с педагогическими выводами

Подражая взрослым, предлагающим им некоторые графические образцы, дети начинают рисовать свои первые «шедевры». В основном на первых рисунках они изображают ленты, дорожки, солнышко, шарик, снеговика, цветочек, елку и тому подобное. Рисование небольшого количества предметов длится приблизительно до 5 лет. Потом ребенок при поддержке взрослых преодолевает привычные шаблоны и рисует все, что его интересует. Он начинает рисовать предметы, сюжетные картинки, обнаруживает готовность иллюстрировать книги и события из своей жизни.

По тематике рисунков детей можно условно разделить на реалистов (изображают предметы, природу, события повседневной жизни) и мечтателей (воссоздают свои несуществующие желания и мечты). Чем старше дети, тем чаще они изображают мечты и желания.

Тематику детских рисунков обусловливают такие факторы:

а) идентификация ребенка с определенным полом. Общую направленность на идентификацию отражают рисунки определенного содержания: мальчики особенно сенситивны к мужским ролям и рисуют стройки, города, корабли в море, автомобили, едущие по дороге, войну, драки. Девочки сенситивны к женским ролям и поэтому рисуют принцесс, цветы, сады, разнообразные орнаменты, детскую дружбу, мам на прогулках с дочками;

б) национальные традиции и культурные особенности страны. Такие рисунки являются результатом изобразительных стараний 5-летних и старших детей;

в) место проживания ребенка. Рисунки городских и деревенских детей часто отличаются по содержанию, что предопределено прежде всего их местожительством.

Часто объектами рисунков становятся родные ребенка. Если ребенок рисует семью, то изображает всех своих родственников. Тех, кого он особенно любит, прорисовывает тщательнее, остальных — схематически. В таких рисунках могут быть изображены желательные (которых нет в реальности) родственники: братики и сестренки, папа или мама.

Дети рисуют не только свою семью, но и семейную жизнь, которая волнует их. Для анализа я взяла рисунки моего сына Егора и дочери Арины. В среднем дошкольном возрасте Егор рисует несуществующих персонажей, образы которых черпает из любимых мультфильмов. С возрастом его герои преображаются, но пока в одиночестве. В старшей группе Егор уже рисует сюжеты с участием своих любимых героев. В подготовительной к школе группе он уже старается подписывать как умеет свои рисунки, чтобы уточнить характер персонажей. И даже делает самостоятельно аппликацию этого же любимого несущесвующего персонажа.

Арина, в свою очередь, очень любит рисовать свою семью. Сначала, в младшем возрасте, — это голые яйцеобразные человечки. В средней группе она их украшает их одеждой и волосами. В старшем дошкольном возрасте члены семьи становятся русалками, т. к. любит мультфильм «Русалочка». В подготовительной группе рисунки Арины очень красочные. Она продолжает рисовать свою семью, теперь уже очень старается, чтобы все были красивыми и счастливыми на её рисунках.

По рисункам детей видна их реакция на события жизни, известные им дела, заботы взрослых. Они свидетельствуют, что реакции детей адекватны социальному настроению и интересам взрослых, потому являются своеобразными документами эпохи.

Фотоотчет о выставке рисунков и поделок «Ах, лето!» Вчера кричали журавли, и на душе так грустно стало. Еще цветы не отцвели, еще и лета не бывало, А лишь дожди все шли да шли и небо холодом.

Фотоотчет о выставке рисунков «Наше лето» Добрый день! Представляю Вашему вниманию совместные работы детей первой младшей группы и их родителей «Наше лето». В нашей работе мы стараемся.

Фотоотчет о выставке рисунков «Воспоминания о лете» Лето быстро пролетело, но оставило неизгладимые воспоминания и впечатления! Солнце, речка, пляж, иногда и гроза, дача, огород, палатки.

Фотоотчет рисунков «Здравствуй, лето!». Завалишина Ольга Фотоотчет рисунков «Здравствуй, лето!». Лето — самая благодатная, самая щедрая пора в году. Дни долгие, солнечные и теплые.

Фотоотчет выставки рисунков «Весенняя капель» С наступлением долгожданной весны в детском саду традиционно прошел конкурс детских рисунков. В этом году он носил название «Весенняя капель».

Конкурс рисунков и поделок «Я выбираю спорт!» Конкурс рисунков и поделок «Я выбираю спорт!» среди воспитанников подготовительной группы МБДОУ № 64. Проводится с целью пропаганды здорового.

Конкурс рисунков «Любимый мультгерой» Конкурс рисунков «Любимый мультгерой» Анимация – покадровая съемка отдельных рисунков, для рисованных мультфильмов, или покадровая съёмка.

Конкурс рисунков «Здравствуй, лето!» На этой неделе в детском саду прошел конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, лето!» Цель: Повторить признаки лета, изобразить летние.

Стенд для рисунков в детском саду Цель: Изготовить стенд для демонстрации детских рисунков, аппликаций обладающий достоверностью и своевременным обновлением (по окончанию.

Выставка рисунков «Моя семья» Спешу рассказать о выставке рисунков на тему «Моя семья» Выставка организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности.

источник

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению — вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправоговорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется «бунтарство» по отношению к чему-то важному для рисующего.

Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим «правящим». В этом случае «правящими» могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности — недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка — только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.

Прорисовка ресниц — показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.

Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа — большие болтушки.

Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный — признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога — защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной — агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья— стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически— чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой.

Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части — маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение — высокий уровень, небрежное и слабое — склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья. Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост — Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево — мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо — действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз — недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Читайте также:  Когда у детей берут анализы

Разветвленные хвосты, несколько хвостов — зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши — самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали — например, вмонтированные в тело механические предметы — могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей — летающий заяц, бегокот и тому подобное — говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием — рептилиус — выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные — пузыроид, пельмеш — выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы — тру-тру, кус-кус — возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.

Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.

Примеры анализа рисунков детей

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова повернута влево — говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.

Большие уши — большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами — словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги — достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост — достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.

Рисунок тихой, замкнутой девочки, ученицы 5 класса Нади С. Послушная, старательная в учебе, но ее как будто нет в классе.

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок неуверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова — тенденция к деятельности, то есть Надя — «человек действия», но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги — поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения

Хвост — самооценка зависит от ситуации.

Сильный нажим — тревожность.

Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

— характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

— характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

— характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Тест “Рисунок человека”

Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Процедура теста :ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь».

Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («А какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «Ты начни, а дальше легче будет. «. В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.

В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам (gрисвойте каждому положительному ответу один балл ):

1. У человека нарисована голова.

4. Туловище достаточно отделено от головы.

5. Длина и ширина туловища пропорциональны.

6. Плечи хорошо прорисованы.

7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.

8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.

9. Шея ясно просматривается.

10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.

11. У человека нарисованы глаза.

14. Нос и рот имеют нормальные размеры.

17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.

18. Человек нарисован в одежде.

19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).

20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.

21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.

22. На руках изображены пальцы.

23. На каждой руке пять пальцев.

24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.

25. Большой палец достаточно хорошо выделен.

26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.

27. Прорисован локтевой сустав.

28. Прорисован коленный сустав.

29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.

30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.

31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.

32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.

33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.

34. На ногах можно различить пятки.

35. Форма головы правильная.

36. Форма тела в целом правильная.

37. Очертания конечностей переданы точно.

38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.

40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.

41. На лице прорисованы ресницы и брови.

42. Зрачки расположены правильно.

43. Глаза пропорциональны размерам лица.

44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.

45. Четко различимы лоб и подбородок.

46. Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвив каждому положительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы.

Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

Рис.13. Рисунок человека без носа и рта.

На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.

Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.

Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.

Нет туловища или туловище в виде палочки.

Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.

Читайте также:  Коклюш у детей результат анализа

Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.

Нет одежды и нет никаких половых признаков.

Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше.

Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные (рис. 14) или очень причудливые фигуры.

Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор — это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Столкнувшись с чем-то подобным или просто непонятным, не спешите делать выводы. Некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Поэтому следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на его рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь пойдет о самом ребенке, его чувствах, мыслях и переживаниях.

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

На кого он похож, кого он напоминает?

О ком ты думал, когда рисовал?

Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?

него есть плохие привычки?

У него есть какие-нибудь желания?

Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?

Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком — попросить его сочинить историю об этом человеке.

После того как вы собрали первичную информацию с помощью этого краткого опроса и анализа поведения ребенка во время рисования, следует перейти к интерпретации рисунка. Прежде всего, нужно иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, характер которого учитывается при интерпретации. Каждый орган тела приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

В очередной раз хотим предупредить о неприемлемости поспешных заключений. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому вы не должен пытаться ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

источник

Анализ детских работ по изобразительной деятельности

Консультация для педагогов

Анализ детских работ является очень важной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.

В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но, главным образом, проявлять самостоятельность при выполнении работы.

Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух-трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.

К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.

Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку деятельности детей.
  2. Среди отобранных работ выделить две — три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».
  4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе (но не своей)
  5. Рассказать о работе, указанной воспитателем.
  6. Предложить найти работу, похожую на образец.
  7. Сравнить работу с образцом.
  8. Найти две разные работы.
  9. Найти похожие работы.
  10. Найти работу с ошибкой.
  11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
  12. Найти незаконченную работу.
  13. Рассказать о своей работе (самоанализ).
  14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.
  15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.
  16. Предложить найти натуру по работе.
  17. 17 Выделить две – три самые аккуратные работы.
  18. Найти самый интересный рисунок, объяснить свой выбор
  19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.
  20. Найти работы с самыми выразительными образами.

Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.

Мониторинг достижений результатов продуктивной деятельности детей

Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений

(по Т.С. Комаровой)

  1. Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.
  2. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).
  3. Строение предмета: части предмета расположены верно, их место положение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).
  4. Передача пропорций предмета в изображении.
  5. Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение.
  6. Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.
  7. Передача движения. Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.
  8. Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.
  9. Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или выходит за линии контура).
  10. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).
  11. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.
  12. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес;

б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своих и других детей;

в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы заданий (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение;

г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

  1. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.
  2. Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

Вариант анализа детских работ

  1. Указать имя и возраст ребенка.
  2. Сформулировать тему занятия, его программное содержание; определить вид занятия.
  3. Отметить выразительность, оригинальность работ в единстве с техникой.
  4. Отметить уровень представлений ребенка по данной теме и его подготовленность к передаче содержания; отношение детей к изображаемым явлениям, событиям, объектам; уровень изобразительных умений ребенка.
  5. Анализ детских работ.

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве

по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

  1. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З. Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты).

4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5.Декор адекватно теме (замыслу).

  1. Эстетические суждения и оценки.
  2. Художественный образ.
  3. Лепка.
  4. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
  5. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).
  6. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).
  7. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)
  8. Эстетические суждения и оценки.
  9. Художественный образ.

III.Аппликация.

  1. Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.
  2. Практические умения: а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др.)

З. Содержание аппликации (предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

  1. Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
  2. Декор адекватно теме (замыслу).
  3. Эстетические суждения и оценки.
  4. художественный образ.
  5. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
  6. Креативность (воображение).

VI.Эмоциональность.

VII. Общий показатель (результат диагностики).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий — ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

Средний — ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

Низкий — ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми

среднего и старшего дошкольного возраста

на занятиях по изобразительной деятельности.

(Автор Казакова Т. Г.)

  • Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?
  • Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
  • Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?
  • Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
  • Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?
  • Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?
  • Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?
Читайте также:  Коклюш симптомы у детей анализы

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С.)

  • Характер линии.
  • Этот критерий включает четыре группы показателей:
  • а) характер линии: 3-слитная;
  • 2-линия прерывистая;
  • 1-дрожащая (жесткая, грубая);
  • б) нажим: 3-средний;
  • 2-сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); 1-слабый иногда еле видный); в)раскрашивание (размах):
  • 3-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • 2-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:
  • 1-беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
  • г) регуляция силы нажима:
  • 3-регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура; 2-не всегда регулируется сила нажима и размах; 1-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.
  • 2 Регуляция деятельности.
  • а) отношение к оценке взрослого:
  • 3-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
  • 2-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале—радуется, темп
  • работы увеличивается, при замечании—сникает, деятельность замедляется
  • или вовсе прекращается);
  • 1- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
  • б) оценка ребенком созданного им изображения: 3-адекватна;
  • 2-неадеквагна (завышенная, заниженная);
  • 1-отсутствует;
  • в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится: 3-к предложенному заданию; 2-к процессу деятельности; 1-к продукту собственной деятельности.
  • Уровень самостоятельности:
  • 3- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • 2- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается
  • 1 — необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
  • Творчество:
  • а) самостоятельность замысла;
  • б) оригинальность изображения;
  • в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Анализ продукта деятельности (автор Комарова Т.С.)

  • Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения
  • Передача Формы:
  • З-форма передана точно;
  • 2-естъ незначительные искажения;
  • 1- искажения значительные, форма не удалась.
  • Строение предмета: 3-части расположены верно; 2-есть незначительные искажения;
  • 1-части предмета расположены неверно.
  • Передача пропорции предмета в изображении: 3-пропорции предмета соблюдаются;
  • 2-есть незначительные искажения;
  • 1-пропорции предмета переданы неверно.
  • Композиция.
  • а) расположение изображений на листе: 3-по всему листу;
  • 2-на полосе листа;
  • 1-не продумана, носит случайный характер;
  • б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
  • 3-соблюдается пропорциональность в изображении предметов;
  • 2-есть незначительные искажения;
  • 1-пропорциональность разных предметов передана неверно.
  • Передача движения:
  • движение передано достаточно четко; движение передано неопределенно, неумело; изображение статичное.
  • Цвет В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
  • а) цветовое решение изображения:
  • 3-передан реальный цвет предметов;
  • 2-есть отступления от реальной окраски;
  • 1-цвет предметов передан неверно;
  • б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
  • выразительности изображения:
  • 3-многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
  • 2-преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно,
  • 1-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Вопросу изучения лепки посвятили свои исследования такие ученые, как А.В. А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова и др.
Наиболее весомый вклад в исследование этой проблемы внесла Н.Б. Халезова, в частности в методику обучения детей созданию лепного изображения, а так же разрабатывала вопрос правильного соотношении обучающих и творческих задач при планировании занятий.
При этом обучающие задачи следует подразделять на изобразительные (что изображать?) и технические (чем и как изображать?), которые постепенно, с возрастом детей, усложняются. Предполагается, что примерно в течение одного квартала в начале учебного года на занятиях у детей закрепляются навыки, сформированные в предыдущем году.
В младшей группе (ранний возраст) ставятся и решаются следующие задачи:
I. Изобразительные задачи (что лепить):

  1. Учить детей лепить простейшие предметы окружающей действительности, состоящие из округлых и цилиндрических форм, располагая их на дощечке.
  2. Учить детей соединять две одинаковые формы, но разной величины (матрешка, пирамидка), а к концу года — соединять две разные формы – цилиндр и диск (грибок).
  3. Учить узнавать и находить сходства своей лепной работы с предметами окружающей действительности.
  4. Технические задачи (чем и как лепить):
  5. Познакомить детей со свойствами глины.
  6. Учить отрывать комочки глины от целого куска.
  7. Учить техническим приемам

а) соединению концов столбика в виде кольца (баранки).
б) скатыванию глины кругообразными движениями.
в) соединению шариков (дети лепят матрешек, неваляшек).
г) сплющиванию, в результате которого получают диски (печение).
д) соединению цилиндра с шаром (погремушка); цилиндра с диском (гриб, зонтик).

Задачи обучения детей дошкольного возраста
лепной грамоте в мл. гр.

В младшей группе основным методом является сотворчество. Почему? Присутствует кризис трех лет «Я сам». Ребенок ограничен, с одной стороны, своими возможностями – не имеет технических навыков, а с другой стороны – он самостоятелен, он хочет делать сам. В этом возрасте у детей очень широкие возможности для развития творчества, в частности для развития самостоятельности, как его компонента. Поэтому воспитатель не может выполнять за ребенка задание, но он должен ему помочь используя прием сотворчества.
Речь ребенка интенсивно развивается, восприятие становится более дифференцированным. Он уже владеет определенными сенсорными эталонами. Как уже было замечено, в этом возрасте у ребенка появляется желание действовать самостоятельно, но координация движения рук слабо развита, внимание неустойчиво. Изменяется и отношение детей к окружающим, формируется умение работать в коллективе.
На занятиях по изобразительному творчеству в младшей группе закрепляются все навыки работы с глиной, те, что дети усвоили ранее. Наряду с этим появляются и новые задачи. Педагогу необходимо помнить о том, что уже наступает изобразительный период в деятельности.
I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.
  2. Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно соединять части (без примазывания).
  3. Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).
  4. Формировать умение участвовать в коллективной лепке.
  5. Формировать у детей умение задумывать тему изображения и выполнить ее (тему дает воспитатель).
  6. Технические задачи:
  7. Закрепить все технические приемы, усвоенные в первой младшей группе.
  8. Учить раскатывать конусообразную форму между ладонями (морковка).
  9. Учить украшать формы точками, насечками с помощью палочки (стеки).
  10. Учить защипывать края формы кончиками пальцев (клюв, плавник, хвостик, тарелочка, батон, пирожок).
  11. Учить аккуратно пользоваться глиной на дощечке, не разбрасывая ее и не пачкая дощечку.

Задачи обучения детей лепной грамоте в средней группе (с усложнением)

Особенности и достижения возраста:
В этом возрасте у детей появляется замысел, но он по-прежнему неустойчив. Теперь они должны лепить, используя не только тематику, над которой они работали, но и привносить элементы творчества в свою работу.
У детей формируются операции анализа, синтеза, обобщения. Совершенствуются психические процессы. Приоритетное значение, как и во второй младшей группе, остается за работой над техническими навыками лепки. (Приемы уточняются и закрепляются, дети овладевают некоторыми навыками). В основном лепка носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Н.Б. Халезова рекомендует во всех группах первое занятие проводить по замыслу, чтобы выявить умения детей, для того чтобы воспитателю знать, над чем работать, какие приемы лепки закреплять.
В качестве приемов в средней группе на занятиях по изобразительному творчеству используют полный и частичный показ в медленном темпе, закрепляя каждое движение словом (чуть–чуть, сильнее, покрепче, осторожно).
Анализ – в средней группе идет от оценки выразительности формы, образа в целом. Дети этого возраста элементарно анализируют работу, рассказывают о своей работе и о работе товарищей. Если в младшей группе анализ сводился лишь к оценка – нравится – не нравится, то в средней группе ребенок должен объяснить «почему?» и обратить внимание на выразительность образа (руки за спиной – спрятал сыр, лапы к морде – плачет).
I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить, образно отражая действительность, правильно передавая форму, величину, строение, пропорции частей, относительно основной части, передавая отдельные характерные признаки предмета, располагая их на дощечке.
  2. Подводить к правильному изображению персонажей в действии, обращая внимание на позу (кошка лежит, сидит, птица пьет, поет, летит).
  3. Учить замечать выразительность формы и передавать это в лепке. (туловище не круглое, а в виде овала, у собаки есть морда, у яблока — углубление и.т.д.).
  4. учить работать с пластилином вне занятий.
  5. Технические задачи:
  6. Учить оттягивать детали от основной формы (клюв, хвост).
  7. Учить сглаживать поверхность формы пальцами, примазывая одну часть к другой.
  8. Учить лепить предметы овальной формы в виде овонда (овоид из шара или цилиндра оформляют пальцами).
  9. Учить приему вдавливания для получения полой формы (кружка), загибать края расплющенной и вдавленной формы.
  10. Учить лепить конусообразную форму, путем вытягивания одной из сторон пальчиками.
  11. Учить украшать поделку способом налепа, стекой, добиваясь выразительности образа (оперение, чешуя и.т.п.).

Старшая группа.

Особенности и достижения возраста:
В старшей группе дети хорошо видят форму, но с трудом определяют пропорции. В этом возрасте у ребенка начинается окостенение кисти руки, укрепились мелкие мышцы пальцев и мышцы руки. В связи с этим содержание лепки усложняется (птицы, животные, человек, несложные сюжеты, декоративная лепка и др.)
В старшей группе по программе вводится сюжетная лепка, лепка с натуры и по представлению.
В данной возрастной группе всего запланировано примерно 36 занятий в год. Из них 8 – предметные (4 – с натуры, 4 – по представлению), 8 сюжетная, 8 декоративная,12 – по замыслу.
В старшей группе дети лепят по представлению, что является для них не простой задачей. Следовательно, наблюдение, в процессе которого дети черпают впечатления для последующего воплощения их в художественные образы должно быть правильно организованно. Необходимо при этом четко обозначит детям цель наблюдения. Дети рассматривают много иллюстраций, картинок, скульптур и т. д.

Задачи обучения лепке в старшей группе (с усложнением)
I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.
  2. Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки — танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.
  3. Учить переносить выразительные средства со скульптуры малых форм при рассматривании на свои лепные работы (форма, пластика, фактура материала и т.п.).
  4. Учить планировать свою работу.
  5. Учить работать с пластилином на занятиях.
  6. Технические задачи:
  7. Учить лепить пластическим способом.
  8. Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни).
  9. Учить новому способу скреплению частей – вставление одной части в другую.
  10. Учить самостоятельно выбирать способ лепки.
  11. Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных.

Сюжетная лепка.
Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности (композицию,форму, динамику). Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой – дочка не может быть больше, чем мама; и внешнюю характеристику ( как передать злость собаки – лает, пасть открыта).

Декоративная лепка.
Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки и т.д.), расписывая вылепленные изделия ангобом.

Задачи обучения детей лепке в подготовительной группе
(с усложнением)

  1. Изобразительные задачи (что?):
    1. Учить лепить однородные предметы, предавая их индивидуальные особенности (яблоко крымское – овальной формы, антоновское — круглое).
    2. Учить лепить животных жарких стран (лепка по представлению).
    3. Учить передавать движения персонажей пластическим способом(кусок глины разу ставится в основное положение).
    4. Учить лепить по мотивам народных игрушек.
    5. Учить детей лепить посуду различными способами, в том числе из колец, выбиранием глины стекой и др.
    6. Учить лепить декоративные пластины, создавая эскизы, оформляя их выпуклым рельефом.
  2. Технические задачи:
  3. Закреплять пластический способ лепки.
  4. Учить самостоятельно выбирать способ лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).
  5. Учить придавать фигуркам устойчивое положение при помощи каркаса или при помощи третьей точки опоры (Дед Мороз с посохом, лыжник с палками).
  6. Закреплять умение создавать сюжеты в лепке на темы литературных произведений.
  7. Учить создавать коллективные лепные композиции на темы литературных произведений, на сюжеты из окружающей действительности.
  1. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий. М., Высшая школа, 1984.
  2. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. С-Пб. АО «Икар» 1993.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Метод. пособ. для воспит. и педагогов. М; Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.
  6. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984.
  7. Е.С. Юрьева Керамика в детском саду. Метод. пособ. для воспитателей. Ижевск, 2005.

источник