Дети являются самой незащищенной категорией населения, особенно – дети с ограниченными возможностями здоровья. По статистике, сегодня в мире около 10% людей с психофизическими, интеллектуальными и иными нарушениями, среди них немалое количество представляют дети. Вместе с тем официальная статистика не может отразить реальные проблемы семьи, в которой воспитываются дети с ОВЗ. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. В результате, подавляющее большинство детей с инвалидов оказались вне общества, социума.
Оставаясь один на один со своими проблемами, они лишены возможности самореализации, а ведь среди них – множество талантливых детей.
Современная отечественная, зарубежная наука и практика показывают,
что использование средства социо-культурной анимации в процессе социальной реабилитации, способствуют созданию условий для нормальной, полноценной жизни детей-инвалидов, в качестве полноправного представителя той или иной социо-культурной общности. К тому же, искусство способно сделать жизнь многих детей-инвалидов богатой и содержательной.
Стремление человека реализовать заложенные в нём творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимость его в глазах других людей, особо важно это для детей с ограниченными возможностями, находясь в «социальной изолированности», они лишены способности к гармоническому развитию личности. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе участвуют и родители, совместно со специалистами они решают поставленные задачи, становясь партнерами.
В сфере свободного времени в различных формах анимационной деятельности ребенок-инвалид обретает широчайшие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и возможность проявить своё неповторимое Я.
В условиях, когда формирующееся информационно-креативное общество требует от каждого человека социальной активности и способности проявлять инициативу и самодеятельность во всех сферах жизнедеятельности, существенно актуализируется проблема самоутверждения и самовыражения личности. В связи с чем, чрезвычайно актуален социо-культурный подход, затрагивающий духовную сферу личности, в частности социо-культурная анимация, которая оказывает на неё непосредственное педагогическое влияние.
Организация социо-культурного досуга детей и подростков с ограниченными возможностями и семей их воспитывающих, является актуальной еще и потому, что способствует освоению детьми-инвалидами социального опыта, выявлению и раскрытию творческого потенциала, содействует саморазвитию и самореабилитации, повышению уровня самооценки, ориентирует на формирование жизненной устойчивости и активной позиции, тем самым, позволяет интегрировать детей в обществе.
Цель программы: интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также семей их воспитывающих, в современное общество средствами социо-культурной анимации.
Задачи программы:
- организация социо-культурного досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, а также семей их воспитывающих;
- создание условий для вовлечения в творческие, оздоровительные и иные виды социо-культурной деятельности;
- способствовать освоению детьми-инвалидами социального опыта и реализации
- как личностного творческого потенциала, так и семьи в целом;
- содействовать саморазвитию и самореабилитации детей с ограниченными
- возможностями, в качестве полноправного представителя той или иной
- социо-культурной общности;
- повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.
Целевая группа (объект программы): дети и подростки с ограниченными возможностями от 0 до 18 лет и семьи их воспитывающие.
Условия реализации программы
Место проведения основных мероприятий программы: ГБУ КО СРЦН «Ровесник» Отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Кадровое обеспечение:
- заведующая отделением;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- специалист по массажу;
- специалист ЛФК;
- медицинская сестра.
Количество участников: в зависимости от формы организации мероприятий количество участников варьируется.
Сроки реализации программы: с момента постановки на учет и до снятия с учета.
Количество мероприятий и занятий: согласно графику и плану работы отделения, мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц, занятия – еженедельно.
Продолжительность мероприятий и занятий: от 30 до 90 минут, в зависимости от возрастной категории.
Основные формы организации социальной реабилитации детей:
Традиционные – коррекционные индивидуальные и групповые занятия, проводимые в условиях реабилитационного центра, тренинговые занятия.
Нетрадиционные – творческие вечера, развлечения, встречи, экскурсии, посещение театра, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, показ музыкально-театрализованных представлений, конкурсы, викторины.
Методы организации социально-реабилитационного процесса:
Традиционные – рассказ, беседа, наглядность (просмотр видео-сюжетов), практические упражнения, игротерапия (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.),
Нетрадиционные – арттерапия (рисуночная терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия).
Предусмотрены как теоретические занятия, так и практические. К организации крупных мероприятий привлекаются все специалисты отделения. Мероприятия проводятся таким образом, чтобы стимулировать детей-инвалидов к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации. Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность должны обеспечить интеграцию детей-инвалидов в социум.
Схема межведомственного взаимодействия
Результаты сотрудничества:
– выявление и постановка на учет детей и подростков с ограниченными возможностями;
– создание Базы данных на всех детей и подростков с ограниченными возможностями;
– проведение социального патронажа детей и подростков с ограниченными возможностями, с целью определение социального климата семьи, контроля защиты прав ребенка, проведения консультаций по различным вопросам социального обслуживания;
– оказание посреднической помощи в установлении контактов и связей между семьями, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями и государственными учреждениями, службами, общественными объединениями, действующих в интересах семьи и детей через организацию клубной деятельности;
– обеспечение комплексной квалифицированной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями.
Содержание программы
Принципы работы:
Этапность, реализация реабилитации в рамках программы имеет этапный характер.
1 этап – социальная диагностика, которая включает в себя информационные беседы, системные наблюдения, анкетирование, тестирование, патронаж;
2 этап – социальная реабилитация выстраивается с учётом индивидуальных программ реабилитации (ИПР), учитывая особенности каждого ребенка;
3 этап – социальная коррекция, состоящая из коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий, тренингов, игротерапии, арттерпии и др.
Последовательность – этапы программы реализуются друг за другом, последовательно.
Непрерывность – последовательность этапов реализуется непрерывно.
Дифферинцированность – индивидуальная программа реабилитации выстраивается с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребенка и семьи в целом.
Преемственность – все компоненты программы: задачи, содержание, методы и формы подчинены идее системного взаимодействия специалистов отделения – зав.отделением, психолога, соц.педагога, специалист по массажу, инструктор ЛФК, медсестры. Это всестороннее рассматривание аспектов, связанных с социальной реабилитацией несовершеннолетних, носит дополняющий, преемственный характер.
Системное взаимодействие специалистов отделения
Комплексность – в ходе реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, используется комплексный подход. Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.
Партнерство (сотрудничество) – в процесс реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, привлекаются все члены семьи, т.к. это один из способов, способствующий «оживлению», «одухотворению» межличностных отношений, восстановлению смысложизненных ориентаций личности ребенка и семьи в целом. Опыт работы с несовершеннолетними показывает, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом.
На первый взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и определенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.
При всем этом важно помнить, что все же большинство родителей все же хотят участвовать в развитии своего ребенка.
«Партнерство» – наиболее идеальный тип совместной деятельности родителей, ребенка-инвалида и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство — позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга
Системное взаимодействие ближайшего окружения
Доступность – все мероприятия, запланированные в рамках программы, доступны для всех, т.к. легки для понимания, как взрослого, так и ребенка.
Бесплатность – преимущество программы в том, что все услуги, оказываемые специалистами отделения, предоставляются бесплатно.
Основные направления реализации программы:
1. Организационно-методическое направление
Данное направление предполагает выявление семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями, создание базы данных. Изучение запроса семей и информирование о предоставляемых услугах. Составление программы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями, отслеживание эффективности реабилитационной помощи, внесение дополнений и изменений в разработанную программу. Организация и проведение на базе центра тренингов для родителей, исходя из их запроса и потребностей.
Разработка и составление сценариев, программ, буклетов (Приложение 1), памятки, публикации в СМИ. Организация консультаций, «круглых столов», встреч, акций и других мероприятий для развития межведомственного взаимодействия и объединения усилий в поддержку семьи с ребенком-инвалидом.
Ответственные: заведующая отделением, педагог-психолог, соц.педагог.
2. Консультативно-просветительское направление
Данной работе способствует издание справочной и информационной литературы (буклеты, справочник, информационные листы и др.), их содержание направлено на информирование семей об услугах, предоставляемых отделением, обучение родителей приемам и средствам абилитации и реабилитации ребенка, а также на информирование широкой общественности о проблемах детской инвалидности и воспитывающих детей-инвалидов семей. С этой же целью публикуется информация в средствах массовой информации. Важную консультативно-просветительскую и психотерапевтическую роль играет родительский клуб «В кругу друзей» (Приложение 2), где организуется досуговое общение родителей и детей в форме практических занятий с элементами тренинга, на которых обсуждаются актуальные вопросы взаимоотношений Ребенок – Родитель. Вне клуба, работа по этому направлению, осуществляется взаимодействие с родителями в форме лекций, бесед, индивидуальных и групповых консультаций.
Ответственные: заведующая отделением, педагог-психолог, соц.педагог.
3. Коррекционно-развивающее направление
Коррекционно-развивающая деятельность направлена, в первую очередь, на оказание психолого-педагогической помощи родителям и членам семьи, воспитывающих ребенка с нарушениями развития. Кроме того, в целях дальнейшей психологической поддержки, по желанию родителей организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально
отобранные психологом темы, а также проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом, тренинги, просмотр видео-сюжетов, практические упражнения. В процессе психолого-педагогической работы осуществляется визитирование семьи специалистами службы; происходит консультирование родителей по вопросам развития ребенка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка
в условиях семьи. В случае, если ребенок не посещает детские учреждения, специалисты проводят с ним индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия в помещении центра.
Ответственные: педагог-психолог, соц.педагог.
4. Физкультурно-оздоровительное направление
В рамках данного направления проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые организуются с учетом заболеваний и ограничений, направленные на укрепление и охрану здоровья. В задачи данного направления входит, обучение детей-инвалидов навыкам лечебной физкультуры, организация «Группы здоровья» и проведение занятий на тренажерах, массаж. Кроме того, в целях психологической поддержки и разгрузки, для родителей организуется фитнес-клуб. В процессе социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, происходит консультирование родителей по социально-медицинским вопросам, организуется санитарно-просветительская деятельность для решения вопросов возрастной адаптации, профилактике вредных привычек и т.д.
Ответственные: специалист по массажу, инструктор ЛФК, ст.медсестра.
5. Социо-культурное направление
Данное направление предполагает организацию мероприятий, обеспечивающие развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки детей с ограниченными возможностями, творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Мероприятия по социо-культурной реабилитации могут состоять из тематических праздников и различных вечеров, развлечений, встреч, экскурсий, посещение театра, показ музыкально-театрализованных представлений, конкурсы, викторины. Социо-культурная реабилитация проводиться таким образом, чтобы стимулировать детей-инвалидов к активным формам отдыха, что будет способствовать их социализации. Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность, обеспечит возможность справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Ответственные: специалисты отделения – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог, специалист по массажу, инструктор ЛФК, ст.медсестра.
Ожидаемые результаты программы
В процессе социальной реабилитации, организованной в различных формах анимационной деятельности, дети и подростки с ограниченными возможностями, а также семьи их воспитывающие, мобилизуют потенциал семьи в целом, улучшат межличностные отношения, смогут восстановить смысложизненные ориентации личности ребенка и семьи в целом.
Дети, вовлеченные в творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности, получат возможность воспитать в себе такие личностные качества как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое «Я».
Социо-культурная анимация обеспечит условия для свободного развития, творческого самовыражения личности, что будет способствовать их социализации и интеграции в общую социо-культурную среду.
Перспективный план работы на год (Приложение 3)
Библиография:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
2. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» – С-Петербург, «Речь», 2004, 146 с.
3. Мамайчук И.И. «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» – С-Петербург, «Речь», 2008, 220 с.
4. Нестерова Г.Ф, Безух С.М., Волкова А.Н. «Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна» – С-Петербург, «Речь», 2007, 123 с.
5. Практикум по игровой психотерапии. – С-Петербург, «Питер», 2003, 415 с.
6. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух. С-Петербург, «Речь», 2007, 112 с.
7. Сайкина Л.В. Технологии социально-культурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков Дисс.. канд пед наук Т. 2007
8. Семенова И.С. «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, №7
9. Тарасов Леонид Викторович Формирование жизненной неустойчивости инвалидов в процессе социально-культурной анимации в учреждении культуры (Дисс..канд пед наук М. 2005)
10. Тихоновская Г.С. Функциональные свойства сценария культурно-досуговых программ. В кн.: Инновационные технологи обучения культурно-досуговой деятельности. Сб.науч.ст./ Под науч.ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2008.
11. Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии» – Москва, Книголюб, 2007, 140 с.
12. Устинова Е.В. «Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам» – Москва, Книголюб, 2007, 167 с.
13. Цукерман Г.А. Психология саморазвития [Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс,1995. – С.36.
14. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006, 75 с.
15. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – Москва, «Просвещение», 2002, 158 с.
источник
С 01.07.2007г в отделении разработана и планомерно реализуется Программа комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями «Я-Ты-Мы».
Цель: программы: Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями, создание благоприятных условий для гармоничного личностного развития через различные виды деятельности (досуговую, творческую, общение)
1. Включение детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение зон их творческих возможностей с учетом индивидуальных особенностей.
2. Повышение уровня социальной культуры семьи, обеспечение преемственности реабилитационных мероприятий в семье.
3. Обеспечение реализации мероприятий ИПР совместно с учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта.
4. Укрепление здоровья, рациональная организация досуга детей и подростков.
5. Создание полноценной реабилитационной среды, благоприятного психологического микроклимата.
1. Физическое и психологическое оздоровление детей и подростков с ограниченными возможностями.
2. Раскрытие творческого потенциала личности.
3. Позитивное самоутверждение ребенка.
4. Стабилизация межличностных отношений, развитие навыков общения в условиях временных детских групп.
5. Формирование и развитие социальной активности детей и подростков
6. Получение детьми и подростками положительного опыта социальных отношений и формирование на этой основе целевых установок на здоровый образ жизни
7. Адаптация детей-инвалидов к состоянию инвалидности, жизни в обществе.
1. Степень удовлетворенности детей и родителей.
2. Уровень психологического комфорта.
3. Доля числа детей-инвалидов охваченных программными мероприятиями от общего числа потенциальных клиентов.
4. Доля детей-инвалидов прошедших курс реабилитации и имеющих положительный результат от общего количества детей-инвалидов охваченных программными мероприятиями.
Реализация программы рассчитана на проведение мероприятий в режиме дневного пребывания детей. Это даёт ряд преимуществ:
1. Возможность социальной адаптации со сменой деятельности и социального окружения, когда предоставляется возможность покинуть свой замкнутый круг общения не меняя места жительства.
2. Малозатратность отдыха и оздоровления;
3. Взаимодействие с семьей — выполнение социального заказа на отдых, оздоровление, занятость детей не отрывая его от семьи.
4. Использование имеющейся материально-технической базы и творческого потенциала педагогических кадров Отделения (наличие опыта работы с профильными детскими объединениями, использование методики творческого коллективного воспитания).
5. Отдых и оздоровление в привычной климатической зоне.
Доля детей охваченных программными мероприятиями и имеющими положительный результат, к общему числу детей принявших участие в реабилитационных мероприятиях составила 28,2%.
Этому способствовало систематическое и целенаправленное оказание медицинских услуг направленных на укрепление здоровья, поддержание жизненного уровня семей- 23 ребенка-инвалида прошли курс массажа, 12 детей — курс озонотерапии, 20 детей-инвалидов посещали спортивно-оздоровительные мероприятия во дворце спорта «Югра»,14 детей-инвалидов посещали сеансы БОС терапии.
Для детей, посещающих группу дневного пребывания было организовано оздоровительное питание с «С»-витаминизацией третьего блюда, сеансы фито и витаминотерапии. В результате сеансов БОС терапии у 8 детей отмечается улучшение звукопроизношения, у 6 стабилизация состояния.
Совместное проведение мероприятий с учреждениями культуры, библиотекой способствовало расширению социальных контактов детей — инвалидов их общему положительному эмоциональному настрою, формированию навыков общения, творческих способностей детей. (всего проведено 14 мероприятий, общее количество присутствовавших на мероприятиях — 30 семей.). Все мероприятия проводятся вместе с родителями, где родители — непосредственные участники. Эффект от таких мероприятий очевиден:
47% семей — улучшение отношения к своим детям, 7%-повышение социальной активности, у 65% детей наблюдается улучшение общего психоэмоционального состояния (у 4-х детей ранее наблюдалось наличие неадекватного поведения по отношению к педагогам и детям, общая расторможенность, резкие перепады настроения, депрессивное состояние)
Планомерное проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми по формированию навыков самообслуживания, культуры поведения, общения, обучению сохранности жизни, хозяйственно-бытовым навыкам (256 занятий), привлечение к работе с детьми подростков-волонтеров (проведение мероприятий, сопровождение детей) способствовали повышению адаптивных возможностей ребенка — 6%, самореализации детей (трудоустроено через МБТ «Луч» 3 ребенка.), расширению круга социальных контактов детей-инвалидов.
Эффективность социально-психологических реабилитационных мероприятий составляет в среднем — 55%(35 чел. По результатам диагностики отмечается повышение уровня активности временного детского коллектива, социального статуса каждого ребенка.
В результате проведенной психокоррекционной работы повысился уровень устойчивости эмоционально-волевой сферы в среднем у 36,9%(18 чел)
Снижение беспокойства, тревожности, нормализация сна отмечаются у 31.5% (20 чел) детей.
В то же время 24.4% детей (19 чел), принявших участие в реабилитационных мероприятиях, не имеют динамики.
Достаточно эффективными являются мероприятия по социально-бытовой адаптации: обучение навыкам самообслуживания, личной гигиены, передвижения, хозяйственно-бытового труда.
У 50,6% детей (35 чел) частично сформированы навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, шнуровка, умение обуваться и т.д.). 49.4%(29 чел) владеют навыками самообслуживания в полном объеме.
Социальной адаптации детей с ограниченными возможностями способствует организация кукольных театров, проведение праздников, спартакиад, фестивалей творчества
При проведении мероприятий по организации отдыха и досуга улучшение общего эмоционального состояния наблюдается у всех детей.
Таким образом, подводя итог проделанной работы, во второй главе дипломной работы, отметим, что, анализ результативности реабилитационных мероприятий наглядно подтвердил, что используемые формы и методы работы с детьми-инвалидами достаточно эффективны.
Эти данные прямо и косвенно подтверждают гипотезу исследования: комплексное использование различных видов и форм социально-педагогической помощи положительно влияет на развитие и становление ребенка с ДЦП, повышает социально-ролевую адаптированность семьи.
источник
Ветчинкина Галина
Программа комплексного сопровождения детей-инвалидов группы кратковременной реабилитации «Мы вместе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема реабилитации, т. е. восстановления лиц, жизнедеятельность которых связана с их физическими, психическими, культурными, правовыми, социальными ограничениями. В последнее время остается стабильно высоким количество детей-инвалидов, которые имеют нарушения развития в одной или нескольких сферах (когнитивной, двигательной, эмоционально – волевой, личностной).Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Инвалидность у детей это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Детская инвалидность определяет особую значимость процесса реабилитации и предусматривает обязательное получение каждому ребенку необходимой своевременной помощи.
Комплексное сопровождение детей-инвалидов, посещающих группу кратковременной реабилитации, осуществляется на основе нормативно-правовых документов: «Конвенции по правам ребенка», ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г., ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.08.1998г., Устава и локальных актов учреждения.
Целью программы «Мы вместе» является создание условий для познавательно-речевого и социально-эмоционального развития ребенка-инвалида с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей.
формировать у детей-инвалидов навыки взаимодействия и коммуникации;
стимулировать познавательные процессы;
способствовать коррекции имеющихся нарушений и предупреждению возникновения вторичных отклонений в развитии;
развивать речь и мелкую моторику;
снижать негативный психоэмоциональный фон;
оптимизировать адаптационные резервы;
активизировать деятельность сохранных анализаторов.
Актуальность программы в том, что она оптимально сочетает координационное взаимодействие всех участников реабилитационного процесса. Комплексная дифференцированная помощь детям-инвалидам обеспечивается через использование в реабилитационном процессе специальных методов и приемов, создание благоприятных условий для познавательного, речевого и психического развития детей, что в конечном итоге будет способствовать их более успешной адаптации и интеграции в общество.
Реабилитация и абилитация детей-инвалидов реализуется на основе:
ИПР — индивидуальной программы реабилитации ребенка, разработанной МСЭ;
Дети посещают группу кратковременной реабилитации месяц один раз в полугодие, в течение этого срока они индивидуально занимаются со специалистами: учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом. При поступлении ребенка на реабилитацию каждый специалист проводит диагностическое обследование. Коррекционно-развивающие занятия проходят 2 раза в неделю, длительность занятий 20 — 30 минут в зависимости от возраста и психофизических особенностей ребенка.
Продолжение. Принципы и подходы к реализации программы группы кратковременной реабилитации «Мы вместе». Содержание
Принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития».
Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений.
Принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития, применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями.
Принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности.
Деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения, с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой вызревают психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа комплексного сопровождения детей-инвалидов
группы кратковременной реабилитации состоит из следующих направлений:
логопедическая реабилитация;
педагогическая реабилитация;
психологическая реабилитация.
Логопедическая реабилитация
Логопедическая реабилитация детей-инвалидов — создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.
Педагогическая реабилитация
Цель: выявление особенностей развития каждого ребенка, определение его способности к обучению, коррекция недостатков познавательного развития.
— повышение познавательной активности;
— расширение кругозора детей и формирование целостной картины мира;
— формирование элементарных математических представлений;
— развитие речи и коммуникативных навыков;
— развитие произвольных психических функций внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
— развитие ведущего вида деятельности (дошкольники – игровая деятельность, школьники – учебная).
Первичное дефектологическое обследование проводится при поступлении детей-инвалидов в группу кратковременной реабилитации – см. Приложение №2.
Нарушения познавательного развития
У большинства детей-инвалидов отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Сниженный уровень познавательного развития ребенка обоснован недостаточностью развития всех психических процессов. Поэтому коррекционная деятельность учителя-дефектолога направлена на повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления с учетом психофизических особенностей каждого ребенка.
Психологическая реабилитация
Многие дети-инвалиды имеют бедный запас общих знаний, отставание в развитии памяти, внимания, мышления и речи. Для них характерны медленный темп деятельности, высокая утомляемость, нарушения в процессах переработки, структурирования и сохранения информации. Также у них наблюдается общая моторная неловкость, трудности при координировании речи с движением, трудности при выполнении точных движений и работе с мелкими предметами (мозаика, бусы, палочки, шнуровки). Дети не умеют контролировать свою деятельность и поведение без помощи взрослых. Деятельность педагога-психолога направлена на психопрофилактику, психодиагностику, психокоррекцию с учетом индивидуальных потребностей ребенка, психологическое консультирование детей-инвалидов и членов их семей.
Цель: комплексное развитие и психокоррекция когнитивной, эмоционально-волевой, двигательной и личностной сфер детей-инвалидов.
— расширение общей и социальной осведомленности, развитие любознательности и познавательной активности;
— формирование компонентов произвольной регуляции (умения действовать по инструкции, по образцу, произвольности психических процессов;
-социально-личностное развитие, направленное на повышение уверенности в себе;
-развитие и совершенствование коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
— развитие моторной координации.
Психологическое обследование педагог-психолог проводит при поступлении ребенка-инвалида в группу кратковременной реабилитации.
Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты «Школа будущего моряка» Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна) Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида Наименование учреждения: Адрес:. 1. Сведения о ребенке • Ф. И. О … • Дата рождения.
Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа Никулина Ивана Ивановича Возраст: 25.07.2011 г. на 2016 – 2017 учебный год.
Программа индивидуальной комплексной реабилитации замещающей семьи ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» Программа индивидуальной комплексной реабилитации замещающей семьи Индивидуальный план.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого — педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.
Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.
Программа реабилитации ребенка-инвалида с нарушением ОДА Пояснительная записка Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Получение детьми с ограниченными возможностями.
Программа «Росточки» (организация сопровождения группы кратковременного пребывания детей с 1–2 лет) Пояснительная записка Воспитание ребенка – сложное и ответственное дело. Нужно понимать, что первые 3 года жизни ребенок, как губка, впитывает.
Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения детей 5–7 лет Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы. Срок освоения программы – 2 года. Пояснительная записка Актуальность.
Театрализовано-игровая программа «С Днем рожденья тебя!» для детей с ОВЗ и инвалидов Театрализовано-игровая программа «С Днем рожденья тебя!» Мишка: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (отвечают) Правильно! Ребята, а кто помнит.
источник
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
на заседании ПМПк Директор ГКОУ РО Красносулинской
школы-интерната№1 протокол № ______ от _______ 20____ г.
Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида
Литвинова Евгения Евгеньевича
Начало: 1.09.2016г Окончание : 20.05.2026г
«О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».
Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса Литвинова Евгения.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
3) психологическое обеспечение образовательных программ;
4) развитие учебной и познавательной мотивации;
5) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает комплексное обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися , их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: Летвинов Евгений Евгеньевич.
Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
Выписка из ИПР: проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, восстановление (компенсация )функций общения, речевых недостатков, соблюдение охранительного зрительного режима,
Выписка из заключения ПМПК: рекомендуется обучение по индивидуальному учебному плану с использованием элементов программы специального(коррекционного ) образовательного учреждения VIII вида, дозирование зрительных нагрузок, курация врача-психиатра.
Рекомендации по психологической коррекции: коррекционную работу вести по направлениям:
— развитие психических и сенсорных процессов (индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, восстановление функций общения;
— развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, игры с правилами на развитие самоконтроля.
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей – сенсомоторная. Можно выделить и проследить диагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.
Особенности нервной деятельности:
Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, требует к себе постоянного внимания и присмотра.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок является опекаемым. Кроме данного ребенка в семье воспитывается еще 1 несовершеннолетний ребенок . Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально — психологической карты семьи);
-планирование работы учителя
сентябрь 2016г. – октябрь 2016 г.
социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.
-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;
-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
— коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;
ноябрь 2016 г.-апрель 2017г.
социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.
-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
— мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).
социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
— Дискуссия, обсуждение, беседа;
— Методы групповой и индивидуальной работы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
— Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений;
— Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;
— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседания ПМПк.
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, учебные пособия.
-учитель начальных классов.
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы — оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение учащегося.
Таблица 2.Содержание программы
Направления коррекционной работы с учащимся
источник
Анализ деятельности БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» по социальной адаптации детей-инвалидов
Развитие государственной службы реабилитации инвалидов в Российской Федерации предусматривает создание нового типа учреждений, основным направлением которых является проведение мероприятий по комплексной реабилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями для максимально полной их социализации для жизни в семье и обществе [21;48].
Итак, в 2005 году в г. Чебоксары начало свою работу БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является ведущим учреждением Чувашии по оказанию медицинской и социальной помощи детям-инвалидам. На базе центра внедрены современные профилактические, лечебные и реабилитационные технологии для детей с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Спектр услуг, предоставляемых центром реабилитации, достаточно широк – от консультаций до программ по обучению самообслуживанию и адаптации в окружающей среде.
В 2009 г. веден в эксплуатацию новый корпус центра, построенный в рамках федеральной и республиканской программ «Дети России» и «Дети Чувашии».
БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» – это государственное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются[65].
Основными задачами Центра являются:
— выявление детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, с созданием компьютеризированной базы данных;
— работа на основании типовых базовых программ ИПР;
— проведение социально-реабилитационной работы с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;
— оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, в организации проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
— обеспечение реализации ИПР и координация в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и др. учреждений.
В Центре функционируют 5 отделений:
· отделение диагностики и разработки индивидуальных программ реабилитации;
· отделение медико-социальной реабилитации;
· отделение психолого-педагогической коррекции;
· отделение социальной адаптации и профориентации;
Наибольшую практическую значимость в борьбе с детской инвалидностью представляет 1) отделение диагностики и разработки программ индивидуальной реабилитации.Оно создается для осуществления выявления и учета детей и подростков с ограниченными с ограниченными возможностями, проживающих в Чувашской республике, проведения диагностики, определения реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза и разработки индивидуальной программы реабилитации. В отделении, по показаниям, проводится медикаментозное лечение, динамическая проприоцептивная коррекция в лечебных костюмах «Гравитон», «Адели» и др.
Основными задачами отделения являются:
— выявление и учет семей с детьми и подростками с ограниченными возможностями, проживающих на территории Чувашской Республики с целью расширения зоны обслуживания и своевременного информирования их о деятельности Центра;
— создание компьютеризированной базы данных о детях-инвалидах и их семьях с учетом всех негативных факторов социального неблагополучия и объема оказанной Центром реабилитационной помощи;
— проведение диагностики, определения исходного уровня здоровья, определение реабилитационного потенциала и разработка индивидуального маршрута реабилитации и реабилитации;
— оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий по индивидуальной программе;
— содействие в организации госпитализации нуждающихся детей-инвалидов в лечебно-профилактические учреждения Республики;
— организация оказания медицинских услуг не только детям-инвалидам, но и членам их семей, в том числе методами нетрадиционной медицины;
— консультирование родителей по вопросам планирования семьи, психо-сексуального развития детей и подростков, по вопросам здорового образа жизни (гигиена питания, жилища, избавление от вредных привычек);
— ведение в отделение ставки психотерапевта.
По окончании диагностики и разработки программ индивидуальной реабилитации оценивается эффективность комплексной реабилитации, выдается выписка с рекомендациями с указанием срока следующего курса реабилитации, т.е. 2)отделения медико-социальной реабилитации, где осуществляют реабилитацию в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий. С 2009 г. внедрено водолечение – как в виде гидромассажных, вихревых, жемчужных ванн, так и лечебная гимнастика в бассейне.
Следующим отделением является отделение 3)психолого-педагогической коррекции. Специалисты отделения проводят психологическую и педагогическую диагностику и коррекцию детей, развивая их личность, обеспечивают возможность получения общего среднего образования в период прохождения детьми курса реабилитации. Специалисты отделения владеют современными методиками и технологиями реабилитации детей, адаптируют, разрабатывают и внедряют в работу новые методы и программы. Отделение оснащено современным оборудованием: коррекционно-диагностический комплекс «Зазеркалье» (для обучения навыкам саморегуляции), сенсорная комната, логопедический тренажер «Дэльфа -130», «Дэльфа-142», силовые и кардио- тренажеры для детей разного возраста, тренажеры Гросса,панель для лазания «Скалодром». С 2009г в отделении функционирует кабинет монтессорипедагогики, зал Саунд-Бим (музыкальный луч).
Как уже ранее говорилось, следующим структурным подразделением центра является 3)отделение социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции. Оно создается для оказания детям и подросткам, имеющим отклонения в умственном или физическом развитии квалификационной психолого-социальной и социально-педагогической реабилитации.
Специалисты отделения проводят психологическую и педагогическую диагностику и коррекцию детей, развивая их личность, обеспечивают возможность получения общего среднего образования в период прохождения детьми курса реабилитации. Специалисты отделения владеют современными методиками и технологиями реабилитации детей, адаптируют, разрабатывают и внедряют в работу новые методы и программы. Отделение оснащено современным оборудованием: коррекционно-диагностический комплекс «Зазеркалье» (для обучения навыкам саморегуляции), сенсорная комната, логопедический тренажер «Дэльфа -130», «Дэльфа-142», силовые и кардио- тренажеры для детей разного возраста, тренажеры Гросса,панель для лазания «Скалодром». С 2009г в отделении функционирует кабинет монтессорипедагогики, зал Саунд-Бим (музыкальный луч)[65].
Еще одним отделением является 4) отделение социальной адаптации и профориентации.
Социальная адаптация предполагает формирование начальных необходимых навыков самообслуживания и освоение жизненно важного пространства, ознакомление с профессиями через игровые формы (ролевые игры или создание бытовых ситуаций), освоение начальных трудовых навыков, ориентацию на определенный вид надомного труда, что в конечном итоге должно обеспечить практическую готовность детей-инвалидов к самостоятельной жизни и значительно расширить их социальное пространство.
Специалисты отделения осуществляют социально-бытовую и социально-средовую адаптацию, предпрофесиональную подготовку, помогая ребенку формировать навыки, необходимые в повседневной жизни и для дальнейшей интеграции его в общество. В отделении работают: изостудия (пальчиковая живопись, техника набрызга, живопись , соленое тесто, гарденотерапия), кабинеты креативной терапии (бумажная, тканевая аппликации, аппликации из кожи, бисероплетение, работа с шелковыми лентами, с кожей, шерстью, вязание, обучение рукоделию) столярная мастерская (выжигание, подделки из дерева), библиотека. С 2009 года функционирует студия социально-бытовой адаптации, оснащенная современными бытовыми приборами и вспомогательными средствами реабилитации, театральная студия (пальчиковый театр, теневой театр, кукольный театр, театрализованные игры, инсценировки сказок, спектакли), зал лечебной хореографии. Специалисты активно сотрудничают с учреждениями культуры, образования (экскурсии, социокультурные мероприятия, мастер-классы).
В связи с тем, что одним из приоритетных направлений деятельности центра является комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями (в том числе детей-инвалидов), не менее важным является и 5)стационарное отделение, основной задачей, которой является реализация индивидуальных программ реабилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного и дневного кратковременного пребывания в условиях центра с организацией учебного процесса.
В отделении созданы условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Таким образом, основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.
В реабилитационный центр, принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1 до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие отклонения в состоянии здоровья, физическом или умственном развитии.
В течении дня в Центре проходят реабилитацию 110 детей, в том числе 30 детей с круглосуточным пребыванием (круглосуточный стационар и группа «Мать и дитя»), 20 – с пребыванием в дневном стационаре и 60 детей амбулаторно. Средняя продолжительность курса реабилитации составляет 21 день, в течении которого дети получают услуги: медико-социальные, социально-педагогические, социально-бытовые, психолого-педагогические, социально-экономические, социо-культурные, социально-правовые.
На учете на 2014г состояло 2809 детей с ограниченными возможностями, в том числе 2083 ребенка — инвалида, 726 детей с прогнозом на инвалидность, проживающих в Чувашской Республике[61;34].
Показатели движения детей в динамике на 2010-2014г.
Период | Состоит на учете | Прошло реабилитацию |
По данной таблице виден рост числа детей, состоящих на учете и прошедших реабилитацию в период от 2010 по 2014 годы. Если в 2010 году стояло на учете 2219 детей, а прошло реабилитацию 1363 ребенка-инвалида, то в 2014 состояло на учете 2809, прошло реабилитацию 1617детей. По сравнению с 2013 годом в 2014 прошло реабилитацию на 9,4% больше ребенка инвалида, а в сравнении с 2011 и 2012 годами – на18% и 14%. Удельный вес детей-инвалидов, охваченных в 2014г реабилитационными услугами, составляет 66,4% от общего числа детей, состоящих на учете в Центре (2013г – 62,6%).
Таким образом, за данный период виден рост как состоящих на учете так и прошедших реабилитацию детей. Это более наглядно можно наблюдать на рисунке № 1.
Показатели движения детей в динамике на 2010-2014г.
В половозрастной структуре в динамике 2010-2014гг превалируют мальчики (в среднем составляют 58,8%), а девочки составляют 41, 2%. (Рисунке №2).
Половозрастной структуре в динамике 2010-2014гг.
В реабилитационном центре предоставляются такие виды услуг как социально-экономические социально-медицинские социально-психологические социально-педагогические социально-бытовые социально-правовые. За 12 месяцев 2014 году в рамках комплексной реабилитации было оказано 547 794 услуги.
Динамика видов оказанных услуг
Виды услуг: | Оказано услуг | ||||
социально-экономические | 2 739 | 2 076 | 2 253 | 2 347 | |
социально-медицинские | 211 282 | 219 097 | 191 171 | 198 410 | 222 630 |
социально-психологические | 13 288 | 14 152 | 15 369 | 13 341 | 11 629 |
социально-педагогические | 78 112 | 74 292 | 75 236 | 101 167 | 165 508 |
социально-бытовые | 60 838 | 63 335 | 67 795 | 115 837 | 134 547 |
социально-правовые | 10 225 | 11 270 | 12 024 | 12 987 | 11 133 |
всего: | 376 484 | 384 222 | 363 848 | 442 658 | 547 794 |
В соответствии с табл. 5 видно, что в динамике за 5 лет отмечается рост как общего числа услуг, оказываемых специалистами, так и по некоторым видам услугам, так и в сравнении со средними показателями за 5 лет. Наибольший рост за последние два года (2013-2014гг) отмечается по социально-педагогическим и социально-бытовым услугам. А по социально-психологическим услугам в 2014г отмечается небольшое снижение, что связано с работой психологов в течение года на неполную ставку.
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» соответствует лучшим мировым стандартам по применяемым технологиям, квалификации и потенциалу специалистов: врачи педиатры, неврологи, психотерапевт, физиотерапевт, врач ЛФК, медсестры кабинета ФТЛ, массажа, палатные медсестры, ЛФК; педагоги логопеды, социальные педагоги, психологи, инструктора по труду, руководители физвоспитания, воспитатели, «монтессори»-педагог. Наличие подобного комплекса специалистов позволяет составить полную характеристику психического, физического и нравственного здоровья ребенка-инвалида, установить причины имеющихся проблем и предложить необходимые виды психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Использование различных программ, реализуемые в ходе деятельности учреждения (арт-терапия, сказкотерапия, трудовая терапия) – помогают добиться создания атмосферы, способствующей адаптации детей и обстановки, помогающей коррекции отрицательных эмоций.
Основными направлениями реабилитации являются:
• медико-социальное (полное или частичное восстановление нарушенных функций, повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма);
• кинезотерапевтическое (восстановление оптимальной двигательной активности, мобильности, функциональных возможностей);
• психолого-педагогическое (формирование сенсорных эталонов, развитие речи, коррекция и развитие высших психических функций, определение и развитие уровня интеллекта, личностных и коммуникативных связей);
• рекреационная адаптация (социально-бытовая, социально-средовая, социокультурная, социально-правовая);
• творческая реабилитация (развитие творческой инициативы, воображения, эмоциально-волевых качеств, развитие мелкой моторики рук и координации движений);
• семейная реабилитация (повышение компетентности родителей в вопросах медицинского и педагогического сопровождения детей в рамках «Школы родителей», Школы правовых знаний», обучение знаниям и навыкам реабилитации, психологическая поддержка).
Медико-социальная реабилитация предполагает использование технологий и методов восстановительной терапии таких, как:
• динамическая проприоцептивная коррекция в рефлекторно-нагрузочных костюмах: «Гравитон», «Адели», и нейроортопедическом РПК «Атлант», тренажеры для ходьбы фирмы «Rifton», вертикализаторы;
• аппаратная физиотерапия: магнитотерапия, лазеротерапия, электростимуляция, электрофорез, теплолечение, небулайзерная ингаляция, электрогрязь, ингаляции кристаллами «Легран», фонофорезпелоида;
• озокерито и парафинолечение;
• гидротерапия и гидрокинезотерапия (гидромассажные ванны, жемчужные ванны, вихревые ручные и ножные ванны, бассейн с установками гейзер, водопад, гидромассаж и сауна);
• методы нетрадиционной медицины (Су-Джок, иглотерапия).
Успешно развивается высокотехнологичная помощь детям, страдающим ДЦП. В условиях Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования г. Чебоксары освоены методики коррекции костно-мышечной системы, в том числе при детском церебральном параличе.
Недавно разработанная методика лечения путем нервно-мышечной активации мышц направлена на стимуляцию полностью или частично дезактивированных мышц. Лечение состоит из специально-подобранных упражнений и приемов и дает быстрый и долговременный результат при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, характерными проявлениями которых являются.
Этот вид терапии успешно используется для улучшения активности детей. Метод лечения помогает при большинстве заболеваний опорно-двигательного аппарата.
С целью оказания медико-социальной реабилитации и в рамках реализации «Национальной стратегии действия в интересах детей» в 2014 внедрено 30 современных методик, программ комплексной реабилитации, охвачено 2964 ребенка, положительная динамика отмечена в 84,2% случаев. За сравнительный период 2010-2014 годы отмечается положительная динамика числа внедренных современных методик диагностики, восстановительного лечения, технологий психолого-педагогической реабилитации, социально-бытовой адаптации, творческой, социокультурной и социально-средовой реабилитации. Показатели эффективности внедрения инновационных технологий составляют выше среднего (более 80%).
В рамках реализации «Национальной стратегии действия в интересах детей» в учреждении реализуются следующие социальные проекты:
1. «Лекотека — территория игры» за период реализации проекта приняло участие ребенок-инвалид и 383 семьи; привлечено волонтеров (педагогический отряд «Росинка», студенты РГСУ, центр молодежных инициатив); проведено 110 занятий с родителями по формированию навыков ухода в домашних условиях (771 чел), 105 творческих мастер-классов для детей и родителей, 54 познавательно-досуговых мероприятия.
2. «Даун-центр» – программа информационно-методического сопровождения родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
2. «Танцуют все»– реализуется с сентября 2013г на базе центра совместно с музыкальной школой №3. Программа проекта ориентирована на детей 6 — 13 лет и рассчитана на длительный срок реализации (в течение 5 лет). Детей, участвующих в проекте (37 человек), не только будут обучать основным танцевальным движениям, пластике, умению владеть своим телом, но и познакомят с историей и культурой танца, его разновидностями: народным, современным, историческим танцем.
3. «Программа раннего вмешательства» – программа ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (от 8 месяцев до 3 лет), включающая медицинскую, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям[60;38].
Семейная реабилитация является важным и необходимым звеном реабилитационного процесса.
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, строиться с учетом интересов и потребностей родителей в медицинской и педагогической реабилитации в рамках «Школы родителей» по следующим направлениям:
· организация психолого-педагогического, санитарно-гигиенического и культурологического всеобуча (доведение до родителей необходимой информации по вопросам обеспечения защиты прав ребенка, его воспитания, создание дома полноценных условий и необходимой родительской поддержки для развития способностей)
· ознакомление родителей с условиями, динамикой и своеобразием осуществления коррекционной работы с детьми;
· организация обмена опытом семейного воспитания, конкретных приемов формирования у детей положительных личностных и физических качеств, представлений и привычек здорового образа жизни;
· проведение праздников, вечеров досуга, игр и занятий с детьми при активном участии членов семей, совместных акций Центра и семьи по воспитанию здорового, социально адаптированного и счастливого ребенка.
В целях повышения интереса и овладения родителями опыта организации активного досуга для всей семьи в центре регулярно проводятся мероприятия социокультурной реабилитации (празднично-развлекательные мероприятия, выставки, спортивно-оздоровительные мероприятия).
Таким образом, можно сказать, что КУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» играет значительную роль в жизни многих детей-инвалидов и их семей. Здесь проходят реабилитацию тысячи детей с ограниченными возможностями, которыми нужна целенаправленная социально-педагогическая поддержка, направленная на оказание психологической, медико-социальной помощи. И эта поддержка, в свою очередь, осуществляется данным центром
Применение различных форм и методов социальной адаптации в Центре способствует самовыражению, самоутверждению инвалида и позволяет ему освоить социальные умения и навыки. Созданные детьми-инвалидами творческие работы и их признание окружающими, повышают его самооценку и уровень его самопризнания.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8720 — | 7131 — или читать все.
источник