Меню Рубрики

Звуковой анализ дети 5 лет

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (49)
  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (4)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (417)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (6)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (30)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (35)
  • ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (27)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники (33)
  • ——Экспресс-курсы (28)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (27)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (191)
  • дидактические игры 1 (38)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (26)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (48)
  • настольные игры (18)
  • плакаты (3)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (225)
  • развитие памяти (28)
  • внимание (31)
  • воображения (2)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (15)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (9)
  • ориентировка в пространстве (8)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (35)
  • речевые игры по дороге в сад (27)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (10)
  • + —— . ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (энциклоп,сборники, (17)
  • ++ЗАНЯТИЯ с логопедом ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ (3)
  • +дошк\прог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошк\прог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (1)
  • +дошк\прог ЛЕПКА (2)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА (46)
  • дискалькулия (1)
  • +дошк\прог МАТЕМАТИКА 2 (48)
  • +дошк\прог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (23)
  • +дошк\прог ПИСЬМО (69)
  • графомоторика (27)
  • письмо (1)
  • прописи — буквы и цифры (20)
  • прописи детские (15)
  • +дошк\прог РЕЧЬ (113)
  • игры со словами 1 (39)
  • развитие речи (15)
  • словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (42)
  • словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (3)
  • +дошк\прог РЕЧЬ 2 (8)
  • +дошк\прог РИСОВАНИЕ (47)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ (43)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (3)
  • скорочтение (1)
  • +дошк\прог ЧТЕНИЕ 2 (56)
  • грамматический строй речи (6)
  • звуковой анализ слова (12)
  • слоговая структура слова (19)
  • +ФОНЕМАТИКА (28)
  • .-развитие фонематического слуха (21)
  • .-развитие слухового внимания (3)
  • .-развитие слуховой памяти (1)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (112)
  • все предметы (матем, русск, ин\яз, окр\мир) (19)
  • иностранный язык (15)
  • математика (45)
  • окружающий мир (2)
  • русский язык (17)
  • учебники (15)
  • чтение (1)
  • —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (1)
  • . ——ПОДЕЛКИ (90)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (15)
  • из пластилина, солёного теста (4)
  • из природного материала (18)
  • к Новому году (41)
  • к празднику (1)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (19)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (15)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (22)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (232)
  • .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речи/карточки к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (1)
  • .развитие речи\лексические темы (43)
  • .развитие речи\материалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
  • c-я (29)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков 1 (49)
  • постановка и автоматизация звуков 2 (5)
  • эйдетика (2)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
  • коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
  • для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
  • другие (1)
  • коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
  • логопедические стихи (2)
  • приёмы для запоминания (4)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (24)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (59)
  • весна (2)
  • время суток (4)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (12)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (10)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (19)
  • настольный театр (15)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (3)
  • фланелеграфовый (3)
  • КУЛИНАРНОЕ (11)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (17)
  • для кукол (8)
  • карнавальные костюмы (6)
  • одежда для внуков (1)
  • причёски для внуков (1)
  • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (36)
  • нейропсихология (5)
  • часть 1 (28)
  • часть 2 (3)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (42)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
  • аудио, видео, флеш (1)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (7)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (12)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (27)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (20)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (19)
  • Любаша Каргина (9)
  • разное (1)
  • Ю-РАЗНОЕ (13)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (3)
  • Я-хлам (14)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗ\литературу (4)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (66)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (34)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (26)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
  • ___СКАЧАТЬ (13)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Памятка-буклет для родителей «Звуковой анализ и синтез»

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буква — это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

источник

Людмила Гребенко
Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: — требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению; — появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; — не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

— не пропускал буквы, не путал их при написании;

— умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

— под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

определение количества звуков в слове;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове.

Детям необходимо знать, что:

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я — , Ю – , Е – , Ё – .

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

1. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

2. Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

3. Игра «Покажи картинку на определенный звук». Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

4. Игра «Звуковой поезд». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Как проводится звуковой анализ слова?

1). Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

— Сколько звуков в слове КОТ? слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? слове КОТ первый звук [К])

Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

— Какой второй звук в слове КОТ? слове КОТ второй звук [О])

Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

— Какой третий звук в слове КОТ? слове КОТ третий звук [Т])

Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя. Большое спасибо за внимание!

«Ассорти из слов и звуков». Викторина для детей подготовительной к школе группы и родителей Задачи: — совершенствовать звукослоговой анализ и синтез слов, навык чтения; — закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы;.

Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: «Гиацинты в вазе» Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для родителей и детей «Ромашка» Мастер –класс для родителей и детей «Ромашка» Маленькое солнце на моей ладошке, — Белая ромашка на зеленой ножке. С белым ободочком желтые.

Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» ГБДОУ детский сад № 20 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Читайте также:  Анализы в климовске для детей

Мастер-класс для родителей «Музыкотерапия-музыка как лекарство» Мастер-класс «Музыкотерапия: музыка как лекарство» Цель — ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс по обучению звуковому анализу и синтезу слов «Путешествие в Страну Слов» Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными компонентами процесса обучения грамоте детей старшего дошкольного.

Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов – основа подготовки детей-логопатов к обучению грамоте. В чём актуальность этой проблемы?.

Методика обучения детей звуковому анализу и чтению Задачами обучения грамоте по программе детского сада является развитие фонематического слуха и навыки звукового анализа речи. Как таковой.

источник

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

Правильная и эффективная подготовка к обучению языку детей с общим недоразвитием речи реализуется на уровне звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. Поэтому необходимо до знакомства с буквами и обучения чтению и письму ознакомить детей со звуковой действительностью языка.

Этапы обучения звуковому анализу и синтезу детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

Правильная и эффективная подготовка к обучению языку детей с общим недоразвитием речи реализуется на уровне звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. Поэтому необходимо до знакомства с буквами и обучения чтению и письму ознакомить детей со звуковой действительностью языка.

Для того чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов ребенок смог открыть позиционный принцип русского чтения, то есть учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо, чтобы в добуквенный период обучения дети научились различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками фонемного анализа (расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое).

Цель фонемного анализа – научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звука.

В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем в полном слове. В отличие от естественного интуитивного деления слова на слоги,расчленению слова на звуки нужно специально учить. Если спросить ребенка из группы, какой первый звук он слышит в слове МАМА, он ответит МА. И это не случайно, Так как именно такое деление слова отражает естественный механизм его членения:сочетание согласного с последующим гласным (слияние) представляет собой настолько неразрывную в артикуляционном отношении целостность, что нужно специально обучаться членить ее на отдельные звуки. Недаром Д.Б.Эльконин писал, что для формирования способов фонемного анализа естественный механизм членения звуковой структуры слова необходимо перестроить. Так же по данным В.К.Орфинской выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально.
Принимая во внимание все вышесказанное, работа по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи навыков звукового анализа и синтеза проводитсяучителем-логопедом со второй половины сентября (после логопедического обследования) по следующим этапам:

  1. развитие слухового внимания и фонематического восприятия наматериале неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, различение слов, близких по звуковому составу;
  2. формирование понятий «звук», «слово», предложение»;
  3. формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение фишек для обозначения звуков;
  4. формирование понятий «гласные звуки», «согласные мягкие звуки», «согласные твердые звуки», формирование навыков восприятия и различения звуков речи, формирование навыка интонационного выделения изучаемого звука в слове, предложении и тексте, формирование умения давать характеристику звуку (гласный-согласный, согласный твердый-согласный мягкий, звонкий согласный-глухой согласный), обучение фиксации звуков цветными фишками,определение позиции звука в слове ( начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор слов с определенной позицией звука в слове;
  5. деление слов на слоги, подбор слов с заданным количеством слогов, построение (моделирование) слоговой схемы слова, анализ обратного и прямого слогов;
  6. определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели) слова;
  7. выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы (модели) слова фишками — звуковой анализ слова, формирование умения «прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) — звуковой синтез слова.

Остановлюсь подробнее на каждом этапе.

Звуковой анализ и синтез базируется на фонематическом восприятии, то есть на способности воспринимать и различать звуки речи. У детей с общим недоразвитием речи уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции не соответствует возрастной норме. Поэтому прежде, чем приступить к формированию навыков звукового анализа и синтеза, учитель-логопед работает над развитием фонематического восприятия и коррекцией нарушенного звукопроизношения. Эти процессы взаимосвязаны, причем ведущая роль принадлежит фонематическому восприятию: благодаря слуховому контролю собственное произношение (двигательный образ звука) ребенок соотносит с правильным произношением взрослого. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и учитель-логопед начинает с узнавания неречевых звуков, различения одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, а также с различения слов, близких по звуковому составу. В методике обучения дошкольниковважное место занимают дидактические игры. На данном этапе используются игры: «Что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Что за чем звучало?», «На чем играет Буратино?», «Тихо-громко», «Высоко-низко», «Угадай, кто в домике живет», «Угадай, кто позвал», «Найди правильное слово» и другие.

На втором этапе дети получают знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия «звук», «слово», «предложение». Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., строят схемы предложений. В качестве основного методического приема используется «живая модель», когда сами дети обозначают слова предложения. Используемые на этом этапе игры:«Живые звуки», «Живое предложение», «Добавь слово», «Собери словечко», «Слова рассыпались», «Кто больше составит слов» и т.п.

На третьем этапе ведется целенаправленное обучение дошкольников интонационному выделению звуков в слове и определению последовательности звуков в нем.

Д.Б. Эльконин характеризовал фонемный анализ как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. Образец такого произнесения дает учитель-логопед. Ребенок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове. Например, ребенок произносит: «МММАК. Первый звук – [M]» Далее ребенок произносит слово, интонируя следующие звуки: «МАААК. Второй звук – [A]. МАККК. Третий звук –[K]».

Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово. Что нужно, чтобы узнать звук? Всего лишь услышать его. Почему так трудно услышать отдельные звуки, из которых состоит слово? Среди детей, обучающихся в детском саду нет таких, которые не выдели бы букв. А звуки до обучения очень часто вообще не существуют в сознании ребенка. В отличие от невидимого летучего и мгновенного звука букву и увидеть можно и даже потрогать. Приступая к работе со словом, малыш стремится обрести опору в той его форме, которая представляется ему наиболее надежной – буквенной. Переориентация с буквы на звук приводит не просто к ошибкам – она делает невозможным сам фонемный анализ.

Задача учителя-логопеда сформировать у ребенка целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, научить его выполнять определенную последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия. Задача трудная, но выполнимая!

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Чтобы увидеть звук и материализовать его учитель-логопед использует специальные цветные фишки (квадратики желтого цвета) и игровые персонажи Звуковички. Звуковички живут в Стране Живых Слов и занимаются звуковым строительством. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются учителем-логопедом вместе с детьми от имени этих лингвистических персонажей.Чтобы «увидеть» анализируемое слово ребенку предлагается карточка-схема, на которой изображен предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками- квадратиками желтого цвета. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. На этом этапе необходимо научить детей последовательному интонационному выделению звуков в слове и пооперационному контролю за правильностью звукового анализа. В качестве контроля отрабатывается действие подстановки выделенного ребенком звука (верного или неверного) в анализируемое слово. Например, ребенок неверно определил первый звук в слове МЯЧ: назвал звук [M] — твердый согласный. Педагог говорит: «Проверь, правильно ли ты нашел первый звук в слове МЯЧ. Мы разбираем слово МАЧ или слово МЯЧ? Произнеси слово, выдели первый звук и послушай себя». Используемые на этом этапе игры: «Скажи, как я», «Добавь звук», «Веселый мяч», «Поймай звук», «Звуковой лес», «Звуковички»,«Дружные звуки», «Цепочка слов», «Расшифруй слово» и другие.

Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета – желтого. На четвертом этапе, когда дети знакомятся с гласными звуками, согласными твердыми и согласными мягкими звуками, фишки меняются: гласные звуки обозначаются красной фишкой, согласные твердые – синей, а согласные мягкие – зеленой.Дети узнают, что произнесению гласных звуков ничто «не мешает» — ни губы, ни зубы, ни язык, воздушная струя выходит через рот свободно. Звуки поются, тянутся. На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Сразу вводится названия твердых и мягких согласных звуков.Усвоению теоретического материала и новых для детей понятий помогает знакомство и игра с волшебниками Страны Слов – Тимом и Томом. Тим и Том воплощают различение мягкости и твердости согласных звуков. Тиму соответствует зеленая фишка, Тому – синяя. Так в соединении игровой и обучающей форм действия с условными значками (фишками) подготавливается будущее учебное действие моделирования. Дети определяют позицию звука в слове (начало, конец, середина), подбирают слова на заданный звук с помощью волшебников Тима и Тома. Используемые на этом этапе игры: «Полечим звуки», «Поможем Тиму (Тому)», «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Угадай-ка», «Подбери слово» и другие.

На пятом этапе дети учатся делить слова на слоги и составлять слоговые схемы. Этот этап не вызывает трудностей у детей. Они с удовольствием делят слова на слоги хлопками, шагами, стуками. С делением слов по слогам детей знакомит лингвистический персонаж Страны Слов — Мастер слогов. Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова. Каждый слог обозначается «лодочкой». Используемые игры: «Поможем Мастеру слогов», «Прохлопай слово», «Прошагай слово», «Подбери слово» и т.д.

Шестой этап. После того как воспитанники научатся делить слова на слоги, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением. Сначала дети обучаются определять ударный слог и составлять слогоударные схемы, а затем определять ударный гласный звук. В этом детям помогает сказочный персонаж — Ударный Мастер, который живет в Стране Слов. Ударный гласный звук хорошо слышен если слово «позвать», но при этом произнести его не по слогам, а целиком. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением. Можно предложить детям произнести слово быстро, тихо, шепотом. В этом случае ударение становится еще более различимым. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения в схеме. Контроль за правильностью выполненного действия осуществляется, благодаря переносу ударения с одного гласного звука на другой, что позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения делает слово бессмысленным или меняет его. Важно научить детей определять в слове ударный гласный звук и называть его и определять безударные гласные звуки. Используемые игры: «Позови слово», «Поможем Ударному Мастеру», «Произнеси шепотом», «Скажи быстро» и т.д.

На седьмом этапе учитель-логопед обучает детей фонемному анализу: дети не только осваивают определенную последовательность операций, но и приобретают способность контролировать и оценивать свои действия. Учитель-логопед вооружает дошкольника алгоритмом звукового анализа:

  • Скажи слово и послушай себя . Ребенок произносит вслух слово, которое он будет разбирать. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, кроме как произнести его, нет. Для проведения звукового анализа подбираются слова сначала односложные, затем двусложные с открытыми слогами, далее трехсложные и двусложные со стечением согласных, состоящие из фонем в сильных позициях, например, СЫН, МАК, ЛАПА, РУКА, БУМАГА, ТАРАКАН, СТАКАН, ЧАШКИ.
  • Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и дай характеристику. С этого момента начинается собственно звуковой разбор. Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средство контроля за правильностью выполнения действия. После того, как ребенок назвал нужный звук, то есть не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: гласный звук, согласный твердый звук или согласный мягкий звук.
  • Обозначь выделенный звук. Необходима материализация действий звукового анализа. Без этого дети забывают, какое слово они анализируют, какой звук они уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился.
  • Проверь, все ли звуки слова уже выделены, прочитай свою запись. Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденные звуки, ребенок осуществляет ту самую аналитико-синтетическую работу со звуками. Ведя пальчиком вдоль составляемой схемы, и «пропевая» звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. При этом последовательное слитное произнесение звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.
  • Найди ударный слог. Нахождение ударения не является неотъемлемой частью звукового анализа. Однако, учитывая задачи последующего обучения грамоте, а главное трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, формирование умения самостоятельно определить ударный гласный звук включается в звуковой разбор.
Читайте также:  Анализы в сэс для детей

Последняя операция. Проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам. Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно еще раз подряд произнести все звуки слова (прочитать), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Сформированный способ слогоделения существенно поможет детям на начальных этапах чтения.

Итак, этап звукового анализа предшествует этапу введения букв и обеспечивает исходную лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как о значащей форме. Существенно то, что в добуквенный период обучения грамоте, воспитанники вооружаются средствами самостоятельного анализа звуковой формы слова.

Для детей с общим недоразвитием речи особенно важно использование дополнительной опоры в виде наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Таким образом, средством материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слова являются звуковые схемы слов, необходимость которых на первых этапах обучения грамоте доказана Д.Б.Элькониным.

Моделируется не только звуковое строение слова, но и строение предложения, то есть закономерности и правила русской грамматики. Использование заместителей и наглядных моделей в обучении развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем говорят взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Итак, звуковой анализ не служит исключительно практической цели – выделению фонемы, а имеет более широкие задачи. Он должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать.

источник

Главная Книги ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ Обучение ГРАМОТЕ и ЧТЕНИЮ. Подготовка к школе

  • Автор: Дурова И.В.
  • Год издания: 2018
  • Наличие: На складе
  • Объем: 60 с., цв. илл.
  • Покрытие: Обложка
  • Формат: 60х90/8 (215х297)

Учим звуки. Звуковой анализ слов. Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет. — М.:

Школьная Книга, 2019. — 60 с.: цв. илл. + 2 с. цв. вклейка.

Рабочая тетрадь ≪ Учим звуки. Звуковой анализ слов ≫ предназначена для занятий с дошкольниками старшей и подготовительной возрастных групп (5–6 лет). Она поможет грамотно организовать и провести курс занятий по обучению ребёнка основам фонетики: овладению фонематическим слухом и произносительной системой речи; умению различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; звуковому анализу методом построения схем; выделению слогов в слове и слов в предложении на слух.

Хорошо развитое фонематическое восприятие и умение производить звуковой анализ слов будут способствовать безболезненному переходу ребёнка к следующему этапу усвоения грамоты: звуко-буквенному анализу, а в дальнейшем — и к самостоятельному

Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Издание охраняется Законом Российской Федерации об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или её части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

© Дурова И.В., составление, 2019

© Иллюстрации, Школьная Книга, 2019 __

Рабочая тетрадь ≪ Учим звуки. Звуковой анализ слов ≫ предназначена для занятий с дошкольниками старшей и подготовительной возрастных групп (5–6 лет). Она поможет грамотно организовать и провести курс занятий по обучению ребёнка основам фонетики: овладению фонематическим слухом и произносительной системой речи; умению различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; звуковому анализу методом построения схем; выделению слогов в слове и слов в предложении на слух.

Хорошо развитое фонематическое восприятие и умение производить звуковой анализ слов будут способствовать безболезненному переходу ребёнка к следующему этапу усвоения грамоты: звуко-буквенному анализу, а в дальнейшем — и к самостоятельному

Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Рабочая тетрадь «От звука к букве. Звукобуквенный анализ слов» входит в учебно-методический комплект «Обучение чтению дошкольников». Предназначена для занятий с детьми старшей и подготовительной возрастных групп (5–7 лет). Её цель — грамотно организовать и провести курс занятий по обучению ребёнка основам фонетики: овладению фонематическим слухом и произносительной системой речи; различению гласных и согласных звуков и букв, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных; звукобуквенному анализу методом построения схем; выделению слогов в слове и слов в предложении на слух.

Хорошо развитое фонематическое восприятие и умение производить звукобуквенный анализ слов помогут ребёнку безболезненно освоить грамоту и перейти к самостоятельному чтению. Содержание рабочей тетради соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Рабочая тетрадь «Я читаю. Слоги. Слова. Предложения. Тексты» предназначена для занятий с детьми старшей и подготовительной возрастных групп (5–7 лет). Она поможет грамотно организовать и провести курс занятий по обучению ребёнка самостоятельному чтению.

Задания в тетради упорядочены по мере усложнения текстового материала. Сначала ребёнок знакомится со слоговыми таблицами, далее переходит к чтению отдельных слов и простых предложений по слогам. После этого предлагается выполнить упражнения на закрепление уже полученных навыков чтения и развитие речи (прочитать слова, «поднимаясь по ступенькам», составить предложения по картинкам, восстановить порядок предложений в рассказе и т.д.)

Во второй части тетради даны художественные тексты для самостоятельного чтения — от простого к сложному. После чтения каждого текста ребёнок отвечает на вопросы, которые направлены на понимание как сюжета, так и смысла прочитанного.

Предлагаемая рабочая тетрадь ≪ Учим звуки. Звуковой анализ слов ≫ входит в учебно-методический комплект ≪ Обучение чтению дошкольников ≫ , подготовленный в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (образовательная область ≪ Развитие речи ≫ ). Цель рабочей тетради — познакомить старших дошкольников с фонетическим аспектом родного языка: научить воспринимать, правильно произносить, характеризовать и дифференцировать звуки, проводить звуковой и слоговый анализ, строить схемы слов и предложений.

Обучение детей самостоятельному чтению — комплексный процесс; он состоит из формирования представлений о фонетике, грамматике и лексике родного языка. Воспитание звуковой культуры речи — это базовый этап для развития речевых способностей ребёнка.

В процессе занятий ребёнок получит первоначальные представления:

• о важных лингвистических понятиях — ≪ звук ≫ , ≪ слог ≫ , ≪ ударение ≫ , ≪ слово ≫ , ≪ предложение ≫ ;

• о структуре слова (узнает, что в нём есть слоги, гласные звуки, ударный звук, согласные звуки);

• о структуре предложения (оно состоит из нескольких слов).

• правильно произносить все звуки русского языка;

• определять место конкретного звука в слове;

• дифференцировать звуки (гласные — согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие), давать качественную характеристику каждому звуку;

• графически отображать полный звуковой состав слогов, слов, предложений;

• выделять ударный звук в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения;

• делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;

• делить предложения на слова, определять количество слов в предложении и границы между ними;

• определять на слух и графически отображать все лингвистические особенности звуков, слов, слогов и предложений.

В каждом разделе ребёнок знакомится с одним звуком: произношение звука, его характеристика, определение места в слове. Обращаем ваше внимание на то, что последовательность подачи гласных и согласных звуков соответствует структуре и содержанию материала УМК ≪ Обучение чтению… ≫ и значительно отличается от привычной алфавитной последовательности. Это объясняется прежде всего особенностями речевого онтогенеза: первоначально у детей формируются гласные звуки, затем согласные заднеязычные и губные, далее более сложные свистящие, шипящие, сонорные и т. д. 1

Поэтому последовательность изучаемых звуков такова: [А], [У], [И], [О], [Ы], [П], [Т], [К], [X], [С], [Б], [В], [Г], [Д], [3], [Ш], [М], [Н], [Ж], [Л], [Ф], [Ц], [Ч], [Щ], [Р], [Й], [Э].Задания и теоретические сведения по темам ≪ Слог ≫ , ≪ Ударение ≫ , ≪ Предложение ≫ вво-дятся в занятия по мере изучения звукового материала и постепенно усложняются. Не забывайте, что весь учебный материал связан с произносительной стороной языка, поэтому следует чётко разграничивать понятия ≪ звук ≫ и ≪ буква ≫ . Звук мы слышим и произносим; букву мы видим, пишем и читаем. Все звуки в заданиях даны в квадратных скобках — [ ]. Вы также можете параллельно знакомить ребёнка с написанием букв по ≪ Прописям для дошкольников ≫ 2 .

Советуем обращаться к соответствующей букве в прописях после

знакомства со звуком, который она обозначает. Объясните ребёнку, что буква — это графический образ звука. При изучении по прописям йотированных гласных (Е, Ё, Ю, Я) постарайтесь объяснить малышу, что эти буквы обозначают два звука: [Й’] и гласный ([Э], [О], [У], [А]). Когда ребёнок будет осваивать по прописям написание мягкого и твёрдого знаков, попробуйте объяснить ему, что эти буквы не обозначают звуков, но влияют на звуковой состав слова. Так вы постепенно подведёте дошкольника к пониманию того, почему в русском языке букв больше, чем звуков. Для обучения ребёнка звукобуквенному анализу вы также можете использовать пособие ≪ От звука к букве. Звукобуквенный анализ ≫ из УМК ≪ Обучение чтению… ≫ 3 или само пособие ≪ Обучение чтению дошкольников ≫ .

Занятия рассчитаны на активную совместную работу взрослого (обучающего) с ребёнком. Тексты заданий поданы в виде диалога автора со взрослым и диалога взрослого с ребёнком. Поэтому рекомендуем взрослому перед началом каждого занятия детально изучить его содержание (чётко сформулированный вопрос по данной теме, образец рассуждения или выполнения задания ребёнком и т. д.), чтобы увидеть, где диалог направлен на него самого, а где — на ребёнка. Диалог для обучающего взрослого — это правильные ответы на задания и примерные ожидаемые ответы ребёнка, которые выделены курсивным шрифтом. Ожидаемые ответы ребёнка даются ещё и в скобках, в виде ответов на реплики взрослого. Все речевые материалы (звуки, слоги, слова, предложения), предполагающие диктовку со стороны взрослого и восприятие на слух со стороны ребёнка, тоже выделены в пособии — прописными печатными буквами. При рисовании графических схем ребёнок использует цветные карандаши. Если он испытывает затруднения при самостоятельном определении качественных характеристик звука и, соответственно, не понимает, какого цвета кружочек требуется нарисовать, можно воспользоваться разрезным материалом из Приложения (цветная вклейка) и предложить ребёнку не самостоятельно рисовать или раскрашивать схемы, а составлять их из готовых кружочков.

Помогайте ребёнку при возникновении любых затруднений (озвучивании слогов, различении характеристик гласных звуков (ударные и безударные), согласных звуков (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Проводите занятия по 15–20 минут ежедневно. Возвращайтесь к уже пройденным разделам, если замечаете, что ребёнок делает ошибки в произношении звуков или в их графическом отображении, затрудняется составить схему слова или предложения.

Помните: развитый фонематический слух и осознанное отношение к звуковой стороне языка помогут подготовить ребёнка к самостоятельному чтению и письму, а развитое умение слушать взрослого и анализировать сказанное сформирует у него предпосылки к успешной учебной деятельности в школьный период.

1См. об этом более подробно: «Обучение чтению дошкольников». Звук — буква — слог — слово — предложение. Рабочая тетрадь. — М.: Школьная Книга, 2017, с. 6.

2 Прописи для дошкольников. Печатаем буквы, слоги, слова. — М.: Школьная Книга, 2018.

3 От звука к букве. Звукобуквенный анализ. Рабочая тетрадь для детей 5–7 лет. — М.: Школьная Книга, 2019.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение . 3
Звук [А] . 5
Звук [У] . 9
Звук [И] . 11
Звук [О] . 13
Звук [Ы] . 15
Звук [П] . 17
Звук [Т] . 19
Звук [К] . 21
Звук [Х] . 24
Звук [С] . 26
Звук [Б] . 28
Звук [В] . 30
Звук [Г] . 33
Звук [Д] . 35
Звук [З] . 37
Звук [Ш] . 38
Звук [М] . 39
Звук [Н] . 41
Звук [Ж] . 42
Звук [Л] . 43
Звук [Ф] . 44
Звук [Ц] . 46
Звук [Ч’] . 48
Звук [Щ’] . 49
Звук [Р] . 50
Звук [Й’] . 52
Звук [Э] . 53
Буквы Е,Ё, Ю, Я, Ь,Ъ . 55
Приложение . 56
Звуки и буквы русского языка . 56
1. Буквы русского алфавита . 56
2. Система соотношения звуков и букв
русского языка . 57
Разрезной материал . 58

Разрезной материал
по 10 кружков красных (маленьких и больших) — для обозначения гласных звуков
по 10 кружков синих (маленьких и больших) — для обозначения согласных звуков
по 5 кружков чёрных (маленьких и больших) — для обозначения позиции в слове гласного звука или согласного звука
по 5 кружков зелёных (маленьких и больших) — для обозначения мягких согласных звуков
по 5 кружков синих (маленьких и больших) с чёрной галочкой для обозначения твёрдых звонких согласных звуков
по 5 кружков зелёных (маленьких и больших) с чёрной галочкой для обозначения мягких звонких согласных звуков

Большие кружки используются для составления звуковых схем слога, слова на рабочем столе, а маленькие кружки — в рабочей тетради.

источник

Этапы обучения звуковому анализу и синтезу детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

Правильная и эффективная подготовка к обучению языку детей с общим недоразвитием речи реализуется на уровне звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. Поэтому необходимо до знакомства с буквами и обучения чтению и письму ознакомить детей со звуковой действительностью языка.

Для того чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов ребенок смог открыть позиционный принцип русского чтения, то есть учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо, чтобы в добуквенный период обучения дети научились различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками фонемного анализа (расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое).

Читайте также:  Анализы в минске для детей

Цель фонемного анализа – научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звука.

В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем в полном слове. В отличие от естественного интуитивного деления слова на слоги, расчленению слова на звуки нужно специально учить. Если спросить ребенка из группы, какой первый звук он слышит в слове МАМА, он ответит МА. И это не случайно, Так как именно такое деление слова отражает естественный механизм его членения: сочетание согласного с последующим гласным (слияние) представляет собой настолько неразрывную в артикуляционном отношении целостность, что нужно специально обучаться членить ее на отдельные звуки. Недаром Д.Б.Эльконин писал, что для формирования способов фонемного анализа естественный механизм членения звуковой структуры слова необходимо перестроить. Так же по данным В.К.Орфинской выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально.
Принимая во внимание все вышесказанное, работа по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи навыков звукового анализа и синтеза проводится учителем-логопедом со второй половины сентября (после логопедического обследования) по следующим этапам:

развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, различение слов, близких по звуковому составу;

формирование понятий «звук», «слово», предложение»;

формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение фишек для обозначения звуков;

формирование понятий «гласные звуки», «согласные мягкие звуки», «согласные твердые звуки», формирование навыков восприятия и различения звуков речи, формирование навыка интонационного выделения изучаемого звука в слове, предложении и тексте, формирование умения давать характеристику звуку (гласный-согласный, согласный твердый-согласный мягкий, звонкий согласный-глухой согласный), обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука в слове ( начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор слов с определенной позицией звука в слове;

деление слов на слоги, подбор слов с заданным количеством слогов, построение (моделирование) слоговой схемы слова, анализ обратного и прямого слогов;

определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели) слова;

выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы (модели) слова фишками — звуковой анализ слова, формирование умения «прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) — звуковой синтез слова.

Остановлюсь подробнее на каждом этапе.

Звуковой анализ и синтез базируется на фонематическом восприятии, то есть на способности воспринимать и различать звуки речи. У детей с общим недоразвитием речи уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции не соответствует возрастной норме. Поэтому прежде, чем приступить к формированию навыков звукового анализа и синтеза, учитель-логопед работает над развитием фонематического восприятия и коррекцией нарушенного звукопроизношения. Эти процессы взаимосвязаны, причем ведущая роль принадлежит фонематическому восприятию: благодаря слуховому контролю собственное произношение (двигательный образ звука) ребенок соотносит с правильным произношением взрослого. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и учитель-логопед начинает с узнавания неречевых звуков, различения одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, а также с различения слов, близких по звуковому составу. В методике обучения дошкольников важное место занимают дидактические игры. На данном этапе используются игры: «Что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Что за чем звучало?», «На чем играет Буратино?», «Тихо-громко», «Высоко-низко», «Угадай, кто в домике живет», «Угадай, кто позвал», «Найди правильное слово» и другие.

На втором этапе дети получают знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия «звук», «слово», «предложение». Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., строят схемы предложений. В качестве основного методического приема используется «живая модель», когда сами дети обозначают слова предложения. Используемые на этом этапе игры: «Живые звуки», «Живое предложение», «Добавь слово», «Собери словечко», «Слова рассыпались», «Кто больше составит слов» и т.п.

На третьем этапе ведется целенаправленное обучение дошкольников интонационному выделению звуков в слове и определению последовательности звуков в нем.

Д.Б. Эльконин характеризовал фонемный анализ как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. Образец такого произнесения дает учитель-логопед. Ребенок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове. Например, ребенок произносит: «МММАК. Первый звук – [ M ]» Далее ребенок произносит слово, интонируя следующие звуки: «МАААК. Второй звук – [ A ]. МАККК. Третий звук –[ K ]».

Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово. Что нужно, чтобы узнать звук? Всего лишь услышать его. Почему так трудно услышать отдельные звуки, из которых состоит слово? Среди детей, обучающихся в детском саду нет таких, которые не выдели бы букв. А звуки до обучения очень часто вообще не существуют в сознании ребенка. В отличие от невидимого летучего и мгновенного звука букву и увидеть можно и даже потрогать. Приступая к работе со словом, малыш стремится обрести опору в той его форме, которая представляется ему наиболее надежной – буквенной. Переориентация с буквы на звук приводит не просто к ошибкам – она делает невозможным сам фонемный анализ.

Задача учителя-логопеда сформировать у ребенка целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, научить его выполнять определенную последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия. Задача трудная, но выполнимая!

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Чтобы увидеть звук и материализовать его учитель-логопед использует специальные цветные фишки (квадратики желтого цвета) и игровые персонажи Звуковички. Звуковички живут в Стране Живых Слов и занимаются звуковым строительством. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются учителем-логопедом вместе с детьми от имени этих лингвистических персонажей. Чтобы «увидеть» анализируемое слово ребенку предлагается карточка-схема, на которой изображен предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками- квадратиками желтого цвета. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. На этом этапе необходимо научить детей последовательному интонационному выделению звуков в слове и пооперационному контролю за правильностью звукового анализа. В качестве контроля отрабатывается действие подстановки выделенного ребенком звука (верного или неверного) в анализируемое слово. Например, ребенок неверно определил первый звук в слове МЯЧ: назвал звук [ M ] — твердый согласный. Педагог говорит: «Проверь, правильно ли ты нашел первый звук в слове МЯЧ. Мы разбираем слово МАЧ или слово МЯЧ? Произнеси слово, выдели первый звук и послушай себя». Используемые на этом этапе игры: «Скажи, как я», «Добавь звук», «Веселый мяч», «Поймай звук», «Звуковой лес», «Звуковички», «Дружные звуки», «Цепочка слов», «Расшифруй слово» и другие.

Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета – желтого. На четвертом этапе, когда дети знакомятся с гласными звуками, согласными твердыми и согласными мягкими звуками, фишки меняются: гласные звуки обозначаются красной фишкой, согласные твердые – синей, а согласные мягкие – зеленой. Дети узнают, что произнесению гласных звуков ничто «не мешает» — ни губы, ни зубы, ни язык, воздушная струя выходит через рот свободно. Звуки поются, тянутся. На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Сразу вводится названия твердых и мягких согласных звуков. Усвоению теоретического материала и новых для детей понятий помогает знакомство и игра с волшебниками Страны Слов – Тимом и Томом. Тим и Том воплощают различение мягкости и твердости согласных звуков. Тиму соответствует зеленая фишка, Тому – синяя. Так в соединении игровой и обучающей форм действия с условными значками (фишками) подготавливается будущее учебное действие моделирования. Дети определяют позицию звука в слове (начало, конец, середина), подбирают слова на заданный звук с помощью волшебников Тима и Тома. Используемые на этом этапе игры: «Полечим звуки», «Поможем Тиму (Тому)», «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Угадай-ка», «Подбери слово» и другие.

На пятом этапе дети учатся делить слова на слоги и составлять слоговые схемы. Этот этап не вызывает трудностей у детей. Они с удовольствием делят слова на слоги хлопками, шагами, стуками. С делением слов по слогам детей знакомит лингвистический персонаж Страны Слов — Мастер слогов. Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова. Каждый слог обозначается «лодочкой». Используемые игры: «Поможем Мастеру слогов», «Прохлопай слово», «Прошагай слово», «Подбери слово» и т.д.

Шестой этап. После того как воспитанники научатся делить слова на слоги, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением. Сначала дети обучаются определять ударный слог и составлять слогоударные схемы, а затем определять ударный гласный звук. В этом детям помогает сказочный персонаж — Ударный Мастер, который живет в Стране Слов. Ударный гласный звук хорошо слышен если слово «позвать», но при этом произнести его не по слогам, а целиком. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением. Можно предложить детям произнести слово быстро, тихо, шепотом. В этом случае ударение становится еще более различимым. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения в схеме. Контроль за правильностью выполненного действия осуществляется, благодаря переносу ударения с одного гласного звука на другой, что позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения делает слово бессмысленным или меняет его. Важно научить детей определять в слове ударный гласный звук и называть его и определять безударные гласные звуки. Используемые игры: «Позови слово», «Поможем Ударному Мастеру», «Произнеси шепотом», «Скажи быстро» и т.д.

На седьмом этапе учитель-логопед обучает детей фонемному анализу: дети не только осваивают определенную последовательность операций, но и приобретают способность контролировать и оценивать свои действия. Учитель-логопед вооружает дошкольника алгоритмом звукового анализа:

Скажи слово и послушай себя . Ребенок произносит вслух слово, которое он будет разбирать. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, кроме как произнести его, нет. Для проведения звукового анализа подбираются слова сначала односложные, затем двусложные с открытыми слогами, далее трехсложные и двусложные со стечением согласных, состоящие из фонем в сильных позициях, например, СЫН, МАК, ЛАПА, РУКА, БУМАГА, ТАРАКАН, СТАКАН, ЧАШКИ.

Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и дай характеристику. С этого момента начинается собственно звуковой разбор. Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средство контроля за правильностью выполнения действия. После того, как ребенок назвал нужный звук, то есть не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: гласный звук, согласный твердый звук или согласный мягкий звук.

Обозначь выделенный звук. Необходима материализация действий звукового анализа. Без этого дети забывают, какое слово они анализируют, какой звук они уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился.

Проверь, все ли звуки слова уже выделены, прочитай свою запись. Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденные звуки, ребенок осуществляет ту самую аналитико-синтетическую работу со звуками. Ведя пальчиком вдоль составляемой схемы, и «пропевая» звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. При этом последовательное слитное произнесение звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.

Найди ударный слог. Нахождение ударения не является неотъемлемой частью звукового анализа. Однако, учитывая задачи последующего обучения грамоте, а главное трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, формирование умения самостоятельно определить ударный гласный звук включается в звуковой разбор.

Последняя операция. Проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам. Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно еще раз подряд произнести все звуки слова (прочитать), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Сформированный способ слогоделения существенно поможет детям на начальных этапах чтения.

Итак, этап звукового анализа предшествует этапу введения букв и обеспечивает исходную лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как о значащей форме. Существенно то, что в добуквенный период обучения грамоте, воспитанники вооружаются средствами самостоятельного анализа звуковой формы слова.

Для детей с общим недоразвитием речи особенно важно использование дополнительной опоры в виде наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Таким образом, средством материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слова являются звуковые схемы слов, необходимость которых на первых этапах обучения грамоте доказана Д.Б.Элькониным.

Моделируется не только звуковое строение слова, но и строение предложения, то есть закономерности и правила русской грамматики. Использование заместителей и наглядных моделей в обучении развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем говорят взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Итак, звуковой анализ не служит исключительно практической цели – выделению фонемы, а имеет более широкие задачи. Он должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать.

источник