Меню Рубрики

Анализ портфолио воспитателя детей дошкольного возраста

Разделы портфолио Содержание Наличие материалов (указать конкретно)
Общие сведения о воспитателе; · Фамилия, имя, отчество, год рождения; · Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); · Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; · Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); · Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; · Наиболее значимые награды, грамоты, благодарственные письма; · Дипломы различных конкурсов; · Другие документы по усмотрению аттестуемого.
Результаты педагогической деятельности · Материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; · Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: o Участия воспитанников в городских, конкурсах;
Научно-методическая деятельность. · Материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; · Материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий; · Материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; · Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.; · Работа в методическом объединении, сотрудничество с городским методическим центром, и другими учреждениями; · Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; · е Организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; · Проведение научных исследований; · Разработка авторских программ; · Написание рукописи кандидатской или докторской диссертации; · Подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи; · Другие документы.
Оценка портфолио, выводы, предложения

Разработка и подготовка к защите педагогического проекта.

Проведение педагогического эксперимента (или исследовательской работы).

Приобрела следующие умения:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приобрела следующий практический опыт:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема:. Итоговая конференция. Защита портфолио, проекта

Рефлексивный отчет о результатах прохождения производственной практики студентки группы

1. Место и сроки прохождения практики ______________________

2. Описание содержания собственной деятельности в ходе практики____________________________________________________________________

3. В течение педагогической практики у меня была возможность …

Я поняла, что. __________________________________________________________

Я убедилась, что. _______________________________________________________

Мне удалось. ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Что мне помогало _______________________________________________________

Я столкнулась с трудностями. ____________________________________________

Я хотела, но не сделала. _________________________________________________

Я сделала, но не хотела. _________________________________________________

Дефициты в знаниях и умениях, выявленные в ходе стажерской практики;

Мне не хватило знаний в области. ________________________________________

Мне не хватило умений в области. ________________________________________

Эмоциональное отношение к содержанию и формам прохождения практики данного вида.

В ходе практики мне понравилось. _______________________________________

В ходе практики мне не понравилось. _____________________________________

ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО ИТОГАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

Перечень компетенций Критерии оценки/ самооценки Самооценка студента Оценка педагога
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач
ОК 5 .Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Обоснованность применения информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Работает в коллективе и команде учащихся.
Взаимодействует с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Представляет, анализирует различные информационные источники, способствующие профессиональному и личностному развитию студента-практиканта.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Проявляет интерес к самообразованию. Своевременно и качественно выполняет задания для самостоятельной работы при прохождении практики
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности;
ПК 5.1.Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, календарно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. — обоснованность выбора учебно-методического комплекта; — соответствие разработанных учебно-методических материалов требованиям нормативных документов и современным тенденциям в сфере образования;
ПК 5.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. — аргументированность и полнота объяснения сущности педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов — — полнота анализа (самоанализа) педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования, обоснованность выводов; — — ясность и аргументированность изложения собственного мнения; — соблюдение этических норм при анализе и оценке педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования — демонстрация способов обобщения, представления и распространения педагогического опыта
ПК 5.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. — соответствие педагогических разработок (отчеты, рефераты) установленным требованиям;

Для оценки проявления показателей компетенций

«соответствует» и равно 2 баллам;

«соответствует вполне» и равно 1 баллу;

«не соответствует» равно 0 баллов.

«низкий уровень» — (0-0.5 балла) – оценка «нет»;

«средний уровень» -(0.6-1.5 балла) – оценка «да»;

«высокий уровень –(1.6- 2 балла) – оценка « да».

источник

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА АНДРЕЕВА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА МЕЗЕНСКОГО РАЙОНА» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «ЖУРАВУШКА» Анализ профессионального портфеля педагогического работника

В течение межаттестационного периода педагог формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации. Портфолио (от франц. p orter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио педагогического работника индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.

Цели и задачи портфолио Основная цель портфолио- проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели; спланировать и организовать собственную деятельность Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для: повышения или подтверждения квалификационной категории педагога, своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Оформление портфолио: Портфолио педагогического работника оформляется в папке — накопителе с файлами (скоросшивателе). Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность. Аттестуемый имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены иллюстрирующие деятельность фотоматериалы (не более 10-12 фотографий). Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора .

Структура портфолио: Титульный лист Общие сведения о педагоге Официальные документы Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе О тзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого Приложения

Титульный лист Полное наименование образовательного учреждения по Уставу Портфолио профессиональной деятельности Фамилия Имя Отчество должность (с указанием: преподаваемого предмета для учителя, направления деятельности для иных педагогических работников) дата создания портфолио

Общие сведения о педагоге фамилия, имя, отчество, год рождения; образование, наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому; общий трудовой и педагогический стаж, педагогический стаж в данном образовательном учреждении; информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных письмах; квалификационная категория; повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы: год, месяц, проблематика курсов); личная подпись педагога.

Официальные документы В этом разделе помещаются копии всех имеющихся у педагога сертифицированных документов: дипломов, удостоверений о прохождении курсовой подготовки, документов, подтверждающих наличие почетных званий, ученых степеней; дипломов различных конкурсов, копия аттестационного листа; справки, заверенные руководителем о наличии (отсутствии) травм во время образовательного процесса, об отсутствии жалоб со стороны участников образовательного процесса.

Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить некоторые из них) Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы) Проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых столов, семинаров, конференций, руководство методическим объединением, рабочими группами Участие в инновационной деятельности

Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах Наличие дипломов, сертификатов, справок, подтверждающих участие. № Название конкурса Сроки Результат

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе Название используемой технологии, или элементов технологии Подтверждение (заключениями, открытыми уроками, выступлениями на семинарах) № Название используемой технологии, или элементов технологии Классы (группы) в которых используется технология Подтверждение

Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период Динамика учебных достижений обучающихся Уровень познавательной активности детей по данному направлению Наиболее значимые результаты и достижения обучающихся, воспитанников Участие обучающихся, воспитанников в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях на уровне не ниже районного и т.д. № Показатель Источник информации

О тзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителя о педагогическом работнике, отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в данной области, отзывы коллег, родителей, выпускников.

Приложения В него могут быть помещены методические разработки, грамоты, благодарности, публикации в СМИ о педагогической деятельности аттестуемого, научно-педагогические статьи аттестуемого в профессиональных изданиях, фотографии мероприятий, адрес со ссылкой на страницу сайта и т.д.

источник

Наталья Воронова
Структура портфолио воспитателя ДОУ

Здравствуйте уважаемые маамовцы. Педагоги ДОУ результаты своей работы собирают в портфолио, где накапливается материал в межаттестационный период. В интернете предложены шаблоны для заполнения, а содержание педагог заполняет сам. Я предлагаю ВАМ разделы и содержание портфолио, может кому нибудь пригодиться.

1. Фамилия, имя, отчество, год рождения

— что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому, диплом (фото).

3. Название ДОУ и занимаемая должность.

4. Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;

5. Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, название курсов);

удостоверение о прохождении курсов.

6. Дата прохождения последней аттестации. Квалификационная категория.

2. Характеристика, данная руководителем ДОУ.

В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может

отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности,

этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы

инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие

В характеристике на воспитателя, составляемой представителями

администрации ДОУ, отражаются: отношение педагога к

профессиональной педагогической деятельности, его вклад в развитие

образовательного учреждения и совершенствование педагогического

процесса, перспективы профессионального роста воспитателя, степень

участия в общественной жизни, профессиональные и личные достижения, личностные и профессиональные качества педагога. Работа воспитателя

Читайте также:  Пробы реберга расшифровка анализа у детей

над данным разделом Портфолио позволяет отследить динамику и

результаты профессионального становления и развития, определить

возможные перспективы и направления профессионального саморазвития

Награды и достижения педагога и воспитанников.

Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.

Наиболее значимые правительственные или общественные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; грамоты, благодарственные письма, дипломы.

Включает сертификаты об участии воспитанников в различных

конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах,

сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно

свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя,

служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности,

Результаты педагогической деятельности.

Материалы данного раздела должны давать представление о

динамике результатов педагогической деятельности специалиста за определенный период.

1. Перечень нормативных документов которыми руководствуется педагог в своей работе.

Законодательные и нормативно-правовые документы

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

Конвенцией о правах ребенка;

Законом РФ «Об образовании»;

Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998 г. ;

федеральными и региональными программами образования;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;

региональными нормативно-правовыми документами;

нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;

локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).

2.Анализ деятельности педагога по ООП.

ООП по которой работает педагог, цель, задачи, результаты освоения

программы, использование инновационных технологий, диаграммы роста, анализ и достижения детей в образовательных проектах. Результаты мониторинга освоения образовательных областей.

Парциальная программа педагога, авторы, проекты в рамках этой программы, успехи и достижения детей.

4.Создание предметно-развивающей среды.

Создание игровых и тематических зон, перечень разработанных дидактических и методических пособий, игр, альбомов.

Праздники с привлечением родителей, мастер-классы, анкетирование, консультирование, родительские собрания и другие формы работы.

Материалы по обобщению и распространению педагогического опыта.

— участие в работе методических объединений, педсоветах.

— открытые занятия, мастер-классы, презентации.

— участие в праздниках (ведущая роль и организация)

Выбор педагогом темы для повышения педагогического мастерства.

План по самообразованию является неотъемлемой частью дополнительного развития педагогических навыков. План самообразования способствует систематизации деятельности воспитателя, отражает эффективность проводимых мероприятий. Кроме того, его составление помогает выработать тактику дальнейшего взаимодействия с детьми. В составе плана присутствует программа методических занятий на будущий год.

Портфолио педагога-психолога Портфолио- это накопленный и систематизированный материал педагога, который демонстрирует его профессиональные возможности и достижения.

Портфолио воспитателя (шаблоны) В комплекте портфолио прилагаются основные листы: -портфолио воспитателя -общие сведения -личные данные -глоссарий -копии документов -методическая.

источник

Создание портфолио воспитателя детского сада стало одним из способов фиксации профессиональных качеств и достижений педагогических работников детских дошкольных учреждений. В этих индивидуальных папках можно собрать немало материалов, на основании которых будет оцениваться компетенция воспитателей, динамика совершенствования их профессионализма и результаты практической работы с детьми.

Наличие у педагога портфолио необходимо как при проведении периодической аттестации, так и при смене места работы. Родители также вправе интересоваться профессиональными качествами воспитателей, работающих с их детьми, и ознакомление с портфолио поможет получить представление о педагогах в той или иной группе. В этой статье будут рассмотрены основные принципы работы с портфолио.

Чтобы упорядочить размещение сведений и материалов, необходимых для портфолио, оно должно подразделяться на несколько частей, например:

II – Профессиональный портрет;

1 – профессиональные достижения,

3 – документы, подтверждающие профессиональный рост,

4 – рекомендации, оценки и отзывы.

Во многих дошкольных учреждениях есть свои особенности оформления и ведения портфолио воспитателя детского сада, но, тем не менее, можно привести и общие рекомендации, некий образец портфолио воспитателя детского сада, который позволит педагогам успешно вести работу по формированию яркой, содержательной папки в целях последовательного и как можно более полного отражения этапов, направлений и результатов своей профессиональной деятельности. Представляем вам этот своеобразный образец портфолио воспитателя.

Здесь необходимо указать личные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения), образование (прилагается копия диплома), общий и педагогический стаж работы, профессиональный статус (указываются учреждения, где довелось работать в качестве педагога, периоды работы и квалификация). Эта информация может быть оформлена в виде резюме. В некоторых учреждениях в данный раздел помещается и краткая автобиография.

К оформлению этого раздела следует подойти творчески, потому что понадобится написать что-то вроде эссе, рассказав о себе как о профессионале. Воспитатель может изложить следующее:

  • чем был обусловлен выбор профессии;
  • какими, по его мнению, качествами должен обладать педагог, работающий в дошкольном учреждении;
  • каковы его профессиональные интересы и кредо;
  • краткий обзор этапов педагогической деятельности;
  • перспективы профессионального развития, имеющиеся достижения, в том числе, творческие;
  • тематику новаторского и экспериментального направлений своей работы (при наличии таковых).

В завершение этого повествования не лишним будет указать, как сам воспитатель оценивает свою профессиональную компетенцию.

1. Профессиональные достижения. В папку можно помещать планы работы с воспитанниками, конспекты по проведению открытых занятий, доклады для педсоветов, списки самостоятельно разработанных пособий (методических, дидактических), личные отчеты по итогам работы в учебном году, описательные или видеоматериалы по опыту работы с детьми и родителями, и т.д. Последовательно пополняя эту папку, которая, несомненно, станет наиболее объемной частью портфолио воспитателя детского сада, педагогам удастся сформировать богатую подборку материалов о методических и творческих аспектах своей работы. Кроме того, они смогут анализировать имеющиеся профессиональные навыки в целях дальнейшего их расширения, совершенствования.

2. Успехи воспитанников. Папка должна содержать документы, свидетельствующие об участии детей в спортмероприятиях, конкурсах и выставках (прилагаются также копии дипломов, грамот), об участии детей и воспитателя в каких-либо проектах, данные о результатах оценки образовательного уровня воспитанников, формирующегося в ходе повседневных занятий с ними. Таким образом, в этой папке будут накапливаться материалы, характеризующие компетентность и активность воспитателя, его творческий подход к работе с дошкольниками.

3. Документы, подтверждающие профессиональный рост. Материалы данной папки должны подтверждать факты повышения квалификации педагога, то есть прохождение им курсов, переподготовки, стажировки, получение дополнительного профессионального образования, участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах и конференциях. Здесь же будут уместны поощрительные грамоты, полученные за высокие результаты педагогической работы и деятельность общественного характера. Анализ этих материалов позволит судить об уровне профессионализма воспитателя, его целеустремленности и здоровых амбициях.

4. Рекомендации, оценки и отзывы. Название папки говорит само за себя: рабочие рекомендации, данные заведующим и методистом детского сада, различные отзывы, полученные от родителей и администрации (работников) дошкольного учреждения, письма с благодарностью, рецензии на разработанные профессиональные технологии – эти и подобные документы будут помещаться сюда, чтобы акцентировать внимание на качественности и результативности работы педагога.

Стоит подчеркнуть, что к портфолио воспитателя детского сада надо относиться, как к одной из форм аттестации. Важно поддерживать его в актуальном состоянии и заботиться о систематическом накоплении материалов, свидетельствующих о компетентности воспитателя и его стремлении не останавливаться на достигнутых результатах.

Но недостаточно будет только наполнять портфолио, не уделяя внимания оформлению этой папки. Пусть первое благоприятное впечатление о портфолио произведут его красочная обложка, наличие оглавления и нумерации листов, четкое обозначение разделов. Дальнейшее ознакомление с материалами портфолио воспитателя детского сада должно оставить ощущение заинтересованности педагога в результатах своей профессиональной деятельности, системности проводимой работы и любви к детям.

источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №183 города Тюмени

1.2. Официальные документы 5

1.3. Повышение квалификации 6

2.2. Эссе «Мои приоритеты в профессии» 10

III . ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

3.2. Достижения воспитанников 14

3.3. Участие в мероприятиях 16

3.4. Участие в жизни детского сада 17

« Развитие творческих способностей детей с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) » 18

Портфолио содержит общие сведения о педагоге, данные об образовании и профессиональной подготовке, описывает работу педагога по обобщению и распространению педагогического опыта, обобщает опыт работы по теме:

« Развитие творческих способностей детей с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)». Завершает портфолио оценка деятельности педагога, где предоставлены сертификаты достижений.

Фамилия имя отчество — Мальчихина Людмила Сергеевна

Образование — В 2002 г. Окончила Тюменский педагогический колледж №1, присвоена квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста» по специальности «Дошкольное образование».

Стаж педагогической деятельности — 20 лет

Стаж по специальности -14 лет

Стаж работы в МАДОУ д/с №183 города Тюмени — 2года

II . ПОРТРЕТ

Нас прокормит круглый год.

«Чтоб здоровым быть сполна

Мы споём и дружно спляшем!

Детство — важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,

— от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

Работа воспитателя, на мой взгляд — заметить увлечённость малыша и подобрать ключик к каждому, дать новые знания и помочь раскрыться, поощрить ребёнка.

Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то — пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я люблю детей такими, какие они есть. Стараюсь воспитать ребенка – дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем развития творческих способностей. Детей необходимо хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Верю в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Стараюсь развить у детей интерес к доступным для его возраста творчеству. Моё педагогическое кредо формировалось вместе с педагогическим опытом поэтапно, в основе которого легло отношение к детям. Многие программы направлены на развитие знаний, умений, навыков. Но умеют ли дети использовать полученные знания? Работая с детьми, я обратила внимание на то, что рассуждают и отвечают одни и те же дети, многие из них либо повторяют действия, либо не активны. Шаблонное повторение одних и тех же действий, однообразие способов решений и заставило меня пересмотреть подходы воспитания к детям. Захотелось раскрыть в ребенке огромные возможности для его развития, научиться самой и научить творчески, мыслить детей. Замечать и видеть в привычном и обычном необычное. В поиске разрешения проблемы, я остановила свой выбор на элементах технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), я считаю, что именно эта технология способствует формированию у детей творчески мыслить, фантазировать, принимать нестандартные решения. Я уверена, что в современных условиях сложно быть просто воспитателем, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, находится постоянно в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Я знаю, быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Наша профессия нужна и даёт обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни и уверенных в себе. «Педагогом не рождаются, педагогом становятся» — ведь для того что бы стать педагогом надо пройти нелегкий путь самопознания. Поэтому беря на себя ответственность в воспитание, я нахожу в себе силы для самоанализа и самораскрытия, что бы предстать перед воспитанниками, гармоничной личностью.

Читайте также:  Проба манту у детей анализ

III . профессиональные достижения

3.2. Достижения воспитанников

2013 г. VI креатив — фестиваль «НАДЕЖДА», конкурс

исследовательских проектов, участие


3.3. Участие в мероприятиях

2013 г. окружной фестиваль детского прикладного творчества «Весенний калейдоскоп»

2013г. Участие в городском мероприятии «День здоровья».

2013 г. Конкурс детских рисунков «Солнце в нашей жизни», участие,

Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени

2013 г. – VI креатив — фестиваль «НАДЕЖДА», конкурс исследовательских проектов,

2013 г. дистанционный конкурс творческих работ «Мой папа самый, самый…»,

лауреат конкурса, ЦДИП « INet », г. Чебоксары;

2013 г. дистанционный конкурс творческих работ «Все работы

лауреат конкурса, ЦДИП « INet », г. Чебоксары;

2014 г. VII окружной фестиваль детского прикладного творчества

2014 г. Городской семейный конкурс «Городские цветы» посвященный Дню Города

2014г. Городская акция «По переходу – пешком!» и поддержку мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма»

2014г. Участие в городской неделе открытых дверей пед. мастерства «На пороге школы»

2014г. «Социально-коммуникативное развитие детей»

3.4. Участие в жизни детского сада

2012 г. – смотр-конкурс «Оформление участков к летне-оздоровительному

2012 г. – конкурс «Праздничная открытка для детского сада»,

2012 г. – конкурс новогодних масок «Чудесные превращения»,

2013г. – смотр-конкурс «Огород у нас хорош, все, что хочешь здесь сорвёшь…!»

2013г. – конкурс «Лучшее оформление веранды», участие

2013г. – смотр-конкурс «Лучший мини-музей», III место

2013г. – конкурс «Новогодняя елочка», участие

2013 г – конкурс чтецов «Обо всём на свете», участие

2014 г. – участие в работе творческой группы « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми», выпуск буклетов для педагогов и родителей

2014г. – смотр-конкурс «Плакат на лучшую рекламу о пользе физических упражнений»,

2014г.- смотр-конкурс «Новогодняя игрушка»

« Развитие творческих способностей детей с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) через продуктивную деятельность».

2.1. Особенности развития творческого мышления у старших дошкольников

2.2.Многообразие применения технологии «Триз» в продуктивной деятельности

2.3.Реализация поставленных задач

«Истоки способностей и дарования

детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие нити – ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок.»

– утверждал В. А. Сухомлинский.

Начиная с дошкольного возраста, мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в продуктивных видах деятельности. Вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества, о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка – это один из важных вопросов детской психологии и педагогики.

Творчество – это деятельность, направленная на получение чего-то нового,

неповторимого, поэтому основным показателем творчества является новизна. В своей работе с детьми я использую технологию – ТРИЗ- теорию решения изобретательских задач.

Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать объективно новое ребенок по целому ряду причин не может (отсутствие опыта, ограничение необходимых знаний, умений, навыков и др.) и, тем не менее, детское творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, чтобы в процессе деятельности и в её результате ребёнок получил разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности.

Рисуя, вырезывая, наклеивая, ребенок создает субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста очень значима для самого ребенка.

Дошкольный возраст уникален. И от того, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Используя в дошкольном возрасте ТРИЗ — технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
С одной стороны, развитие таких качеств мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой — поисковой, стремления к новизне. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько вперед продвинется человек в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Это и определяет актуальность данной работы.

Вопросами «ТРИЗ и дошкольники» занимались такие педагоги как, Страунинг А.М., Нестеренко А.А., Самойлова О.Н, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Гуткович И.Я. и другие. Изучив их материал и разработки, я определила тему по самообразованию « Развитие творческих способностей детей с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) через продуктивную деятельность».

Целью данной темы является творческое развитие детей

Формировать у детей навыки изобразительного творчества;

Развивать эмоционально-творческую личность, возможность открывать для себя, полет фантазии, мысли;

заинтересовать детей, зажечь их сердце;

Создать условия ;для овладения детьми продуктивной творческой деятельностью;

Рисование нетрадиционным способом — это толчок к развитию творчества, воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет ребенка, у малыша сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для деятельности, его внимание часто бывает рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Занятия данным видом рисования способствуют развитию фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей, способ самовыражения, общения с самим собой!

2.1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У

Каждый ребёнок, изначально талантлив и гениален, у него нет сложившихся устоев, но его надо научить ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия, приводить примеры и аргументы в доказательной беседе.

Рисование — одно из самых любимых занятий детей. Значение рисования для развития ребенка переоценить невозможно. Прежде всего, оно воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Это своеобразная игра. Увлекаясь рисованием, он придумывает сюжет, обыгрывает его и видит результат своей работы, старается сделать лучше, красивее, выразительнее. Но рисование необычными способами, т. е использование нетрадиционных техник рисования, вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Благодаря этому происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, чувства прекрасного. У ребенка развивается глазомер, он учится ориентироваться на листе бумаги. Вырабатывается внимание, усидчивость. Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у ребенка проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для подготовки руки к письму и развития речи. Таким образом, для рисования детям предлагаю различные изобразительные материалы (нитки, бумага, крупы, соль и т.д.).

Своеобразие лепки как одно из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения, по своему характеру лепка требует, с одной стороны развитие ощущений и восприятий, а с другой сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, мышления, тоже необходимых обучению в школе. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Дети лепят людей, животных, овощи и фрукты, игрушки, транспорт. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя тем самым и познавательные и творческие потребности детей. Передача объемной формы в лепке является основным средством в создании изображения. Цвет используется ограниченно. Эффективность работы во многом зависит от материалов и оборудования, которыми пользуются дети. Основное место на образовательной деятельности лепкой занимает глина, пластилин.

В процессе образовательной деятельности аппликацией знакомлю детей с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы воображения, мысли т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся основными признаками предмета. Аппликация у детей способствует развитию математических представлений. Дошкольники не только знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, но и получают представление о пространственном положении предметов, их частей, величин. В процессе аппликации у детей развиваются чувства цвета, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.

Выполнение аппликационных изображений способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук. Дошкольник учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, на ровном расстоянии друг от друга на листе раскладывать формы.

Конструирование из различных материалов также относится к продуктивному виду деятельности, которое больше всех видов изобразительной деятельности связано с игрой. Конструирование из бумаги, природного материала чаще называется ручной труд. Бумага – универсальный и доступный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании через процесс обработки бумаги, различные действия, применяя разные способы и приемы, учу детей эстетически осмыслить образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и калорийность внешнего облика в новой форме. Конструирование из природного материала – не просто забава, приятное развлечение. Это настоящее мастерство. Самодельные игрушки – это результат увлекательной образовательной деятельности с красивым, благородным, отзывчивым материалом. Но и невидимый для глаз – развитие нестандартного мышления, воображения у детей. Творческое воображение не имеет границ – это ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. Главной задачей в своей работе с дошкольниками считаю умение заинтересовать детей, зажечь их сердце, развить у них творческую активность, не навязывая собственных вкусов и мнений.

Стараюсь в каждом ребенке пробудить веру в его творческую способность, неповторимость, его индивидуальность, веру в то, что пришел в этот мир приносить радость, творить добро и красоту.

МНОГООБРАЗИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ – ТРИЗ В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Что использует художник в своей работе? Кисти, карандаши, мелки. А ещё чем можно работать? Пальчиками, палками, тряпками, нитками. Да чем угодно! Изобразительность художника не знает границ. Все в детстве рисуют, но у кого-то получается хорошо, а у кого-то не очень. Одному ребенку достаточно помочь, подтолкнуть его, а другому требуется длительная тренировка, обучение. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Для моих детей первоначально сложным являлась методика изображения предметов тонкими линиями. И немногие дети справлялись с поставленной задачей. Что влекло за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования, к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы я решила нетрадиционными способами рисования. И мы начали с простого познавать мир искусства, со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Стали учится рисовать пальчиками, ладошками. Темы занятий: «Одуванчики на поляне», «Грибы в корзинке» и многие другие. Затем в процессе рисования стала усложнять задачу, использовать тампончики (бумажные, шерстяные, губку…), жесткую кисточку. Различные вспомогательные «печатные кубики, нитки, трубочки, листья и т.д.). предварительно на листе дети наносили контур, внимательно его рассматривали, обводили пальчиком, используя при этом игры. А только затем делали тычки пальчиком или ватной палочкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки детей получались объемными и живыми, понятными ребенку. На последующей образовательной деятельности я так же применяла различные способы изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Мы экспериментировали с красками, создавали новые оттенки и совместно разрабатывали способы рисования и в этом нам помогали: крупы, строительная плитка, зеркало. И из готовых листов бумаги делали на аппликации сюжетные коллективные работы, красивые натюрморты. Так незаметно детские работы стали более интересными, красочными, выразительными, а ребята стали более самостоятельные в выборе того или иного способа рисования.

Читайте также:  При нефроптозе у детей анализы

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ ЧЕРЕЗ

нетрадиционные художественно графические техники

Работая в детском саду уже много лет и занимаясь продуктивной деятельностью, я все чаще стала использовать нетрадиционные техники рисования в работе с детьми. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, ка кую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребен ка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, созда ваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства рисованию обычно дети отдают предпочтение, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепнины с изображением выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности — один из видов декоративно-прикладного искусства. Пластилинография способствует не только снятию мышечного напряжения и расслаблению, но и развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый и природный материал в оформлении работ. При создании пластилиновых картин предлагаю детям для использования яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Чтобы дети лучше усвоили материал и закрепили навыки, обучение провожу поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям и в дальнейшем со четать оба приема. Для получения разнообразных оттенков ребята осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый — смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а второй — взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Важно подкреплять уверенность детей в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Еще один важный момент — благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателя, но и детей. Условием успешной работы является ориги нальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Оттиск растений.

Просушенные листочки, цветы покройте гуашевой краской. Затем быстро, не дав краске высохнуть, листочек накладывайте на лист бумаги и отпечатывайте, сверху придавив его чистой бумагой и рукой. Одним листочком можно сделать несколько отпечатков, нанося поочередно гуашь разных цветов.

Одна из простейших графических техник. Название произошло от греческих слов «монос» — один, единственный и «типос» — отпечаток. Количество красок в монотипии – используется любое. Результат — неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчивостью очертаний, что придает ему особую прелесть.

Согните лист бумаги пополам. На одну сторону листа нанесите несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Затем второй половиной листа накройте кап ли и плотно прижмите. Развернув, вы увидите необычные причудливые узоры. Узоры мо гут вызвать ассоциации с диковинными птицами, глубоководными рыбами, с причудливыми созвездиями на ночном небе, облаками.

Согните лист бумаги пополам. На половине листа нарисуйте бабочку со сложенными крыльями. Второй половиной листа плотно прикройте изображение, разверните. Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается взлететь. Весь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа. Попробуйте отпечатать букет цветов в вазе, деревья на берегу озера, пейзаж.

Набрызг

Очень интересная техника разбрызгивания краски – называется набрызг. Разведите крас ку, приготовьте лист бумаги, старую зубную щетку. На щетку наберите краску. Наклоните щетку над листом и проведите по ворсу кисточкой или пальцем правой руки. Брызги разлетятся и сложатся в причудливые формы. Попробуйте выполнить технику набрызг в работе с сухими листиками. Приготовьте листочки, уложите их на белую или цветную бумагу. Забрызгивайте фон. Дайте краске высохнуть, снимите листочки. Получается белый узор на искрящемся бархатистом переливчатом фоне. Полученное изображение можно дополнить, сделав несколько завершающих штрихов акварелью, золотой или серебряной краской.

Граттаж

Граттаж (от французского «гратте» — царапать) — способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, покрытых тушью (гуашью). Сначала проведите предварительную работу. На лист бумаги нанесите красками пятна ярких цветов. Когда краска высохнет, натрите поверхность листа свечой. Затем на лист наносится тушь с жидким мылом. После того как лист высохнет, можно приступать к рисованию (процарапыванию). Сидите и царапайте, пока не проявится слой ярких красок. Темы разнообразны: «Праздничный салют», «Морской закат», «Незабудки » и т.п. Если работать просто на контрастной основе, то можно обойтись без красок. Белый лист следует натереть свечой с последующим выполнением всех этапов работы.

Восковые мелки с акварелью, отличные средства выразительности : цвет, линия, пятно, фактура. Используя при выполнении работ следующие материалы: восковые мелки, плотную белую бумагу, акварель и кисти. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Для художественного творчества нужно блюдце, в которое наливается гуашевая краска, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Ребенок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и блюдце и смятая бумага.

Рисование ватными палочками

Рисование ватными палочками – это способ заполнения плоскости цветным фоном. Карандашом необходимо нанести рисунок на бумагу. Сначала отпечатками заполнить контур рисунка, а затем весь рисунок. Каждую новую краску надо брать новой палочкой.

Мыльная живопись

В краску добавить капельку жидкого мыла. Мыльную краску нанести на лист белой бумаги или на рисунок, создавая кистью волнистый узор, затем на чистую кисточку набрать краску другого оттенка и красочных мазков кисти то же самое. При рисовании образуются пузырьки, которые, высыхая, помогают наглядно увидеть фактуру (водоем, цветы, листья…). Можно сделать фон нанеся краску на пластиковую доску, затем, пока краска не высохла положить сверху лист белой бумаги, осторожно надавить и убрать лист. Образовавшийся рисунок высушить.

Бурный восторг вызывает у детей техника — «волшебные нитки». Ведь они, используя ее в своих рисунках, становятся маленькими волшебниками! необходимо взять нитки № 10 и нарезать по 20-25см. Затем р азвести акварель или взять цветную тушь. Опустить в краску нити, чтобы они пропитались. Держать нитки следует за кончики. Уложить нитку на лист бумаги, сверху придавить другим листом (кончик нитки должен обязательно высовываться). Тихонько потянуть за кончик нити, одновременно прижимая верхним листом, или сложите лист бумаги пополам. На каждый новый цвет нужен новый верхний лист бумаги. А теперь посмотрите, что у вас получилось. Дорисуйте красками и кистью или фломастером тот образ, который вы увидели на бумаге.

На листе поставьте каплю краски. Возьмите трубочку, резко дуйте на каплю сверху так, что бы капля разлеталась в стороны и получался замысловатый узор звездочки. Рядом выдуть еще звездочку – получился необычный цветок. Если из трубочки подуть на каплю, как будто толкая её вперед, то получаются кусты, деревья. Что бы получились веточки, необходимо покачивать трубочкой во время выдувания из стороны в сторону.

С помощью кляксографии любой ребенок почувствует себя художником . В центре листа нужно капнуть кляксу. Затем наклонить лист в одну сторону, в другую, подуйте на неё. Каждый наклон, поворот дает новое изображение. В такой технике получаются чудеса. У каждого свое произведение, ни на что прежде созданное не похожее, личное.

Мозаика — изображение, выложенное из смальты (кусочков цветного непрозрачного стекла, плитки, камушков). В нашем варианте материалом для мозаики будут клей и бумага. На листе бумаги нарисуйте контур будущей мозаики. Цветную бумагу разорвите на мелкие кусочки. Клеем ПВА намазывайте бумагу внутри контура и приклеивайте разноцветные кусочки.

Рисование крупой, опилками.

Использовать в рисование можно все (крупу, опилки, соль, камушки…). Для выполнения такой снежинки потребуется клей и крупа манная.

Набираю на кисточку клей, рисую лучики снежинки, её узор. Беру щепотку крупы манной и посыпаем на то место, где проходит дорожка клея.

источник