Меню Рубрики

Анализ общение родителей и детей

Семья – один из важнейших элементов современного общества. От благополучия и гармонии в семье зависит в том числе психологическое состояние всех ее членов.

В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей.

Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. Но дети – это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает своё специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей. В прежние времена жизнь ребёнка была в большей степени предопределена нормами и традициями и т. к. жизненный путь был уже изначально предопределён, практически не существовало выбора и возможности что-либо изменить. В последнее время действительность меняется так стремительно, что условия жизни отдельно взятой семьи в значительной степени влияют на формирование и развитие детей.

Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере потребность детей в общении и в обществе. Семья всё больше превращается в сообщество «по интересам», где лишь живут, едят и спят. Порой индивидуализм настолько возрастает, что члены семьи зачастую лишь сосуществуют друг с другом. В таких семьях практически не остаётся проблем, которые семья должна решать сообща, что лишает детей и родителей опыта совместных эмоциональных переживаний. Конечно, родители стремятся дать своим детям всё лучшее, оградить их от излишних тревог, обеспечить им «светлое будущее». Но в погоне за благами цивилизации, они порой забывают о необходимости простого, доверительного общения.

Младший школьный возраст – это первый этап осознанного отношения ребенка к общению и совместной деятельности, в это время происходит укрепление его чувства успешности. При этом психика ребенка наиболее уязвима и чувствительна, младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Основная роль взрослого в этот период – это защитник, поэтому очень важным моментом является максимальное доверие между родителями и детьми, способность взрослого не только слышать, но и слушать волнения и переживания своего чада.

Как уже говорилось, многие родители считают, что у маленьких детей не может быть проблем. Психологическая практика показывает, что ребенок, испытывая внутреннее напряжение, не всегда может описать словами, что его беспокоит. И часто родители обращаются к психологу при проявлении негативных симптомов, таких как агрессивность, конфликтность, повышенная эмоциональность, застенчивость. Такие дети часто испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. А общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.

Возникновение детских проблем зачастую связано со стереотипностью родительских представлений о воспитании. Например, некоторые родители стараются выполнять все требования и малейшие капризы ребенка, развивая тем самым эгоизм и потребительское отношение к окружающим, или покупают своим детям много подарков, как бы компенсируя недостаток общения со своим ребенком.

Общение – это главное условие для развития в жизни человека

Общение – это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Как известно, существуют следующие стили общения:

1. Авторитарный. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

2. Либеральный. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка,

Считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

3. Индифферентный. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.

4. Авторитетный. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

  • Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
  • Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.
  • Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
  • Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
  • Ребенка хвалят – он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
  • Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
  • Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении,

Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

  • Чаще улыбаться;
  • Общаться с детьми не меньше 3 часов в сутки;
  • Радоваться успехам ребенка. Не раздражаться в момент его временных неудач;
  • Терпеливо, с интересом слушать рассказы ребенка о событиях в его жизни;
  • Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации;
  • Создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Помня о том, что в этом возрасте для ребенка ведущей является игровая деятельность, мы можем делать шаги к взаимопониманию с ним, просто играя! Игра, с одной стороны, дарит сиюминутную радость, а с другой – всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются либо какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

Что же это значит – активно слушать ребенка?

Техника активного слушания

1. Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза должны находиться на одном уровне). Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.

2. Повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).

3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают говорящему разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их человек.

4. Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить рассказом.

5. Чувства – в утвердительной форме. Ответы должны отражать сочувствие и звучать не в вопросительной, а в утвердительной форме.

Правила активного слушания

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.

5. Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)

6. Взгляд (доброжелательный, смотреть в глаза).

7. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т.д.).

Итак, что может дать техника активного слушания?

– Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка, (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается);

– Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе;

– Ребенок учится сам решать свои проблемы;

– Ребенок начинает активно слушать родителей.

– Родители становятся более чувствительными к проблемам и нуждам ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители!

Вот некоторые упражнения, игры, направленные на снятие напряжения, успокоение, мышечное расслабление, релаксацию дыхания.

1. Упражнение «Воздушный шарик»

Упражнение проводится сидя или стоя. Родитель: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представил? Я тоже представила наши огромные шары. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажем их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т.д.

Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало фразы: «Мне нравится, что ты…» и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого.

Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются ролями.

Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины», родитель – в роли «мойщика машины». В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов.

Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, сотрудничество. Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также встать.

«Я . мой ребенок. » Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

В заключение можно сказать, что необходимо заниматься со своими детьми, хотя бы полчаса в день, находить время для совместных занятий и чтобы они приносили радость и Вам и ребенку! Хотелось бы закончить словами известного педагога о том, что дети – это наше будущее, правильное их воспитание – это наше счастливое будущее, плохое воспитание – это наше горе и слезы.

источник

Проблема общения дошкольника со взрослыми имеет два аспекта.

Для развития самого общения на протяжении дошкольного детства надо знать:

  • как развивается общение с возрастом;
  • какие виды и формы общения существуют на каждом возрастном этапе развития;
  • как определить уровень развития общения;
  • как компенсировать возможные недостатки общения.
  • Чтобы понять, какое влияние оказывает общение на развитие личности ребенка, надо знать, как через общение развивать мотивы и смыслы действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность и т. п.

Психологическая сущность потребности дошкольника в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей, в попытке понять, что он может, умеет, знает.

После кризиса 3 лет взаимоотношения взрослого с ребенком становятся спокойнее, малыш является уже достаточно самостоятельным. С одной стороны, это радует дошкольника, а с другой — огорчает его, так как родители уделяют ему меньше внимания (рис. 8.1).

Сразу заметим, что в круг общения, кроме привычных ребенку мамы и папы, теперь еще входят и сверстники. Общение с ними играет особую роль в онтогенетическом развитии ребенка. Прежде всего это объясняется тем, что такое общение имеет черты, которыми не обладает общение со взрослыми:

  • удовлетворение потребности в эмоциональном контакте;
  • ощущение себя предметом заинтересованности и симпатии, чувств, которые отличаются от тех, что проявляются у взрослых;
  • возможность избирательного общения (и он выбирает, и его выбирают);
Читайте также:  Микоплазма пневмония у детей анализ

Рис. 8.1. Изменение характера общения в семье

С момента первого своего проявления (примерно на третьем году жизни) общение со сверстниками является обязательным условием развития человека.

Г. А. Цукерман отмечает, что между новым действием, выполняемым лишь с помощью взрослого, и самостоятельным действием ребенка есть область полусамостоятельности. Здесь помощь взрослого не только не нужна, но порой и вредна: на его«полюс» немедленно «перетекает» рефлексивная часть работы. Это неизбежно происходит помимо воли взрослого и без ведома ребенка. Именно в области

Принципы построения общения взрослого с ребенком.

  • Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.
  • Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.
  • Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им.
  • Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии непринятие.

Ситуация. Родители пишут, что их единственный сын Сережа (4 года) растет необщительным. Они считают, что ему пора бы уже много разговаривать, а он все молчит.

Как можно разговорить Сережу?

Решение. Исследования показывают, что число детей, страдающих от собственной неконтактности, или, иными словами, от аутизма, становится все больше. Рост потока информации, обострение социальных проблем пагубно влияют на общение между детьми и взрослыми. В психике дошкольника возникают тревога, растерянность, нервные срывы.

В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то общение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми приемами, методикой проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать словесные и танцевальные упражнения. Такие упражнения можно найти в книге В. Е. Кагана «Преодоление: неконтактный ребенок в семье». Автор дает рекомендации по устройству повседневной семейной жизни, целительной для ребенка; рассказывает о развитии общения и сотрудничества.

Особенности поведения и самочувствия ребенка зависят от стиля воздействия на него родителей, от выбранной ими модели общения с ним

Стили общения родителей с детьми

Стиль общения

Характер отношений

Методы воздействия

Пренудительные: — требования неукоснительного подчинения; подавление инициативы; наказания

Тормозит развитие чувства длга и волевых усилий. У ребенка воспитываеться привычка поступать в соответствии с принятыми кем-либо решениями

Возможен комплекс неполноценности

Либерально-попустительский

К ребенку относятся излишне ласково, ему не дается каких-либо ориентиров

Отсутствие самостоятельности, активности

Демократический

Ребенок получает положительные эмоции, у него проявляются уверенность в себе, тяга к сотрудничеству, совместной деятельности

Задание. Ответьте на вопрос: «Как вы поступите в ситуации, если ваш ребенок боится идти к зубному врачу?».

Ниже приводятся возможные ответы родителей и соответствующие им стили родительского поведения (табл. 8.2).

Таблица 8.2
Ответы родителей и соответствующие им стили родительского поведения

Стиль родительского поведения

1. Поведу лечиться, здоровые зубы важнее детских капризов

2. Объясню ребенку, что это необходимо для его здоровья

3. Зубы болят у тебя, поэтому как ты решишь, так и будет

4. Предложу ребенку что-нибудь интересное взамен

5. Постараюсь помочь ему преодолеть свой страх

6. Скорее всего, поведу, но буду переживать вместе с ребенком

7. Не знаю, мне трудно себе это представить

8. Не пожалею ничего, чтобы ему не было больно

9. Попрошу доктора успокоить ребенка

Вопрос. При каких условиях ребенок растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным?

Ответ. Если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь, то в такой атмосфере у ребенка развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Малыш в таком случае усваивает особенности общения в естественных для себя условиях. И даже если он оказывается в конфликтной ситуации, то ему легче справиться с ней, так как он настроен конструктивно.

Ситуация. Взрослый, развивая общительность ребенка, должен увлекать его, «заражать» переживаниями. Только в этом случае можно преодолеть негативные способы общения дошкольника.

Каким образом взрослый может это сделать?

Решение. Увлечь ребенка общением возможно тогда, когда взрослый действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства» исходя из взятой на себя роли. Но нельзя и «переигрывать», чтобы не исказить у ребенка представление о мире, чувствах и средствах их выражения.

Ситуация. В иных семьях принято разговаривать с ребенком резким голосом, одергивать, высмеивать его оплошности, при этом родители общаются с ним очень мало.

Какое поведение ребенка будет преимущественно развиваться в таких семьях?

Требуется ли для ребенка специальное обучение общению?

Ребенок будет вести себя соответственно поведению своих родителей. Он будет пытаться хитрить или же замкнется, не умея налаживать контакты с

Пока ребенок воспитывается в условиях семьи, то проблема общения может быть незаметной, в семье все будет происходить, на первый взгляд, так, как обычно. Но когда он пойдет в детский сад, где необходимо будет взаимодействовать со сверстниками, то конкуренция на равных может дать такой эффект, при котором малыш займет зависимую позицию во взаимоотношениях с ровесниками.

Обычно детям не требуется специального обучения общению. Обучение общению — процесс естественный. Ребенок учится общаться, подражая тому, как это делают родители.

Сами родители должны показывать ребенку образцы правильного общения.

Ситуация. Воспитательница детского сада, в котором начали использовать компьютер, заметила, что дети ведут себя по-разному, когда работают на нем.

Связано ли такое поведение со стилем общения взрослых с детьми?

Решение. При работе на компьютере ребенок должен самостоятельно находить способ решения поставленной перед ним задачи, а степень самостоятельности зависит от стиля общения взрослого с ребенком.

  • Дети, воспитывающиеся в условиях демократического стиля общения, легко воспринимают новый вид деятельности, редко когда боятся ошибиться. Они активны, жизнерадостны, делятся успехами, помогают друг другу в случае неудач, успешно решают задачи. Дети-лидеры сохраняют свое лидерство.
  • Дети, воспитанные в условиях авторитарного стиля, скованны, им не хватает смелости работать самостоятельно. Они нуждаются в совете, оценке, а то и в прямом руководстве со стороны взрослого. Им важнее оценка взрослого, чем сверстника. Дети-лидеры теряются, так как надо не копировать взрослых, а действовать самостоятельно, проявляя своиспособности.
  • Дети, воспитанные в условиях либерального стиля, ведут себя иначе. Они эмоционально неорганизованны, с трудом могут сосредоточиться. Сконцентрировать внимание им помогают только игры.

Т. Хриман и Е. Василева утверждают, что дети-лидеры в привычных ситуациях могут не быть таковыми в ситуациях действий с ПК. А дети, которые не проявляли себя в обычной ситуации как лидеры, в ситуации с ПК становятся таковыми.

При нарушении семейных отношений у детей возможны характерологические, личностные отклонения, такие как нарушение личностного общения. Одной из причин этого может быть «тяжелый» характер родителей.

Характер воспитывается характером.

Мать и отец по-разному общаются с сыном и дочерью:

  • сын усваивает особенности общения отца и свойственную его поведению половую роль;
  • дочь усваивает особенности общения матери и соответствующую половую роль.

В неполной семье, когда у ребенка есть только одна мать, отсутствует образец мужского поведения, а потому для сына нет образца для собственной роли. Как следствие, он или усваивает женский тип поведения, или выбирает поведение грубое и жестокое. Для дочери в такой семье нет прообраза будущего партнера (мужа).

Дети из конфликтных семей, пережив разрыв отношений между родителями, испытывают большие трудности в общении со своими сверстниками и могут перенести возникшие в связи с этим проблемы на свою будущую семью. Они с детства разочаровываются в возможности существования хороших отношений.

Важно, чтобы в семье было дружеское взаимопонимание. Личност-но-ориентированный стиль общения объединяет всех. Возникает чувство «мы», сопричастность общему делу (рис. 8.2).

Роль матери

Эмоциональная

Стабилизирующая

• Женственность

• Мужественность

• Уравновешенность

• Сдержанность

• Подчиненность

• Последовательность

ВАЖНО
Единство взглядов на вопросы:
• воспитания и общения;
• взаимопонимания;
• оптимальной дистанции общения

Недопустимо создавать два лагеря (нейтрально или враждебно настроенных):

• у матери — «свой» ребенок;

• у отца — «свой» ребенок.

Не должно быть самоутверждения одного из супругов за счет другого.

Не отводить отцу роль «карающей силы» для наказания детей

Рис. 8.2. Оптимальное распределение ролей в семье

Ребенок испытывает на себе влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Супружеские отношения формируют определенную позицию эмоциональных отношений к сыну (дочери), определяют взгляд на его (ее) воспитание.

Родительская позиция — один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка, его общительность.

Родителям чаще следует задавать себе вопрос: «Как я выгляжу в глазах своего ребенка?». Особенно это важно в таких ситуациях:

  • телефонный разговор, в котором приходится выговориться;
  • отзывы по поводу гостей, которым только что улыбались;
  • рассуждения по поводу увиденного на экране телевизора и т. д.

Ситуация. Пока ребенок маленький, ему не приходит в голову, что у него нет папы. Став постарше, он это начинает осознавать. Малыш этим открытием очень обеспокоен, у него появляется легкая возбудимость.

Кто из родственников может помочь реализовать потребность ребенка в отце?

Решение. Взрослый мужчина может дать ребенку много, если сумеет стать другом малыша. Лучший выход из создавшегося положения — если воспитанием сына займется отец, хотя он и ушел из семьи. Особую роль в мужском общении могут сыграть братья или дедушка.

Ситуация. У папы было большое желание иметь сына, и мама тоже присоединилась к нему. Другими словами, мама приобрела тот же мотив, что и папа. Но, вопреки ожиданиям, у них родилась девочка.

Дайте прогноз возможного развития общения родителей с дочерью.

Решение. Воспитание дочери будет окрашиваться мальчишескими мотивами. Соответственно этому будет строиться и общение. В такой ситуации родители не видят существующих качеств девочки — ее чувственности, грациозности и т. п. Они этих качеств могут просто не заметить, так как изначально хотели видеть в ребенке только волевые мальчишеские черты. В результате воспитания неправильно реализуется любовь к ребенку.

Задание. Предложите малышу поиграть и в процессе игры с помощью косвенных вопросов выясните, каково его отношение к вам, каким он вас видит, как копирует, что из сказанного вами запоминает.

Задание. Понаблюдайте за ребенком в ситуации игры и определите:

  • берет ли он на себя роли родителей (отца, матери);
  • каким образом он их выполняет (слова, высказывания, действия, отношения);
  • какие ситуации семейной жизни чаще отражаются в игре?

Задайте детям ряд косвенных вопросов типа:

  • «Если бы у тебя была возможность пойти в кино, с кем бы ты пошел?»;
  • «Если тебе захочется поделиться радостью (грустью), то к кому из родных ты в первую очередь обратишься?»;
  • «Если у тебя что-то не получается, то к кому из родных ты обратишься за помощью?» и т. п.

Предложите ребенку нарисовать свою семью (особенности интерпретации рисунка смотри в книге: Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. — М., 1994).

Ребенок всегда должен чувствовать поддержку со стороны родителей. Педагогическая поддержка — непосредственный акт общения и взаимодействия, свободный, равноценный и значимый для ребенка и взрослого.

В режиме диалога А. Витковский выделил семь шагов решения проблемы.

  • Заметить эмоциональное состояние ребенка.
  • Помочь ему увидеть свою проблему.
  • Помочь определить к ней свое отношение.
  • Помочь определить, что делать.
  • Помочь определить, как делать.
  • Стимулировать выбор ребенком варианта решения.
  • Стимулировать выработку им плана действия.

Могут быть и другие формы и методы поддержки. Так, можно использовать приведение характерного жизненного примера.

Поддержка может определять уже то, что происходит взаимодействие взрослого и ребенка как близких по духу и интересам людей, как друзей, значимых друг для друга. Там, где есть товарищеские отношения взрослого с ребенком, воспитания как особой педагогической деятельности не нужно. В этом случае налицо эффект педагогического влияния без произнесения наставляющего слова. Товарищеские отношения обладают свойством невербального воздействия. Если взрослый становится для ребенка знаковой личностью, то простое присутствие такого взрослого — уже мощный воспитательный фактор.

Читайте также:  Микоплазма у детей расшифровка анализа

источник

Трансактный анализ общения. Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или

Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка – роди молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста–любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции «Родителя» могут быть дм разновидности: 1) «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т. п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых; могут друг друга понять и два Ребенка.

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого (изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения.

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную «взрослую» позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и, ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный характер («бунтующий Ребенок»).

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8720 — | 7131 — или читать все.

источник

Сотрудничество детского сада и семьи

Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу рассказать вам одну притчу.

«Вся семья садилась обедать за один большой стол. У молодых родителей не хватало терпения слышать, как их старенький отец за обедом громко хлюпает и проливает много супа из ложки на скатерть. Поэтому они посадили его за отдельный стол и поставили перед ним корыто, пожалев хорошую посуду. Через какое-то время отец мальчика увидел, как его маленький сын на улице во дворе делал из песка маленькое корыто. Отец подошел и спросил у сына, зачем ему понадобилось это корыто. И маленький мальчик ответил: «Папа, когда я вырасту, а ты станешь стареньким, как наш дедушка, и у тебя не будет зубов, я тебя тоже буду сажать за отдельный стол, и ты будешь кушать из этого маленького корыта». Тогда отец устыдился до слез.

На следующий день родители мальчика застелили на стол новую скатерть, посадили своего старенького отца на почетное место и поставили перед ним самую лучшую, новую тарелку».

Сегодня формирование ценностного отношения к семье – одна из актуальных задач воспитания подрастающего поколения. По мнению многих ученых, условия и факторы жизнедеятельности семьи определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.

Формирование взаимоотношений между родителями и детьми является одной из актуальных задач системы дошкольного образования на современном этапе.

Изучение внутрисемейных отношений является одним из направлений работы детского сада. Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей позволили выявить ряд проблем:

  1. Стремление к материальному обеспечению накладывает отпечаток на уклад и быт в семье, формирует такой стиль взаимоотношений, когда возникает отчуждённость между родителями и детьми.
  2. Часто наблюдается конфликтный характер общения, т. к. родители не владеют способами общения, приёмами рефлексии.
  3. В некоторых семьях наблюдается излишняя опека, вся деятельность ребёнка регламентирована и ограничена.
  4. Недостаточно внимания уделяется физическим контактам, которые являются непосредственным каналом передачи положительных и отрицательных эмоций, идущих от матери к ребёнку.
  5. Наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи, необходимый ребёнку как эталон культуры общения с людьми.
  6. Между родителями ребёнка и другими членами семьи нет согласованности в единстве требований в вопросах воспитания.
  7. В некоторых семьях существует нарушение прав ребёнка, связанное с применением средств, унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб.
  8. Существует негативное поведение родителей (алкоголизм), которое оказывает влияние на поведение ребёнка, в результате чего возникает устойчивая тревожность.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что, не смотря на значительную разработанность различных сторон семейного воспитания, вопрос формирования взаимоотношений между родителями и детьми требует дальнейшего решения.

Все это позволило определить тему: «Формирование взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ».

Исходя из вышеизложенного выявлено противоречие между необходимостью установления позитивных взаимоотношений между родителями и детьми отсутствием технологии их формирования в условиях ДОУ.

Проблема исследования – Какова технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

Объект исследования – процесс формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

Предмет исследования – технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

Гипотетическое предположение основано на том, что уровень сформированности взаимоотношений между родителями и детьми будет более эффективным, если будет разработана и реализована технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены задачи:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности формирования взаимоотношений между родителями и детьми в ДОУ.

3. Продиагностировать уровень сформированности взаимоотношений между родителями и детьми.

4. Реализовать технологию формирования взаимоотношений между родителями и детьми в условиях ДОУ.

Рассматривая взаимоотношения между родителями и детьми следует обратить внимание на типы семейных взаимоотношений. Мы рассматривали классификацию А. В. Петровского, который выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответствующие им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе вмешательства, сотрудничество.

Для понимания семьи как ведущего фактора развития личности ребёнка существенное значение имеет обращение к принципам воспитания в семье:

  1. принцип целенаправленности
  2. принцип научности
  3. принцип гуманизма
  4. принцип планомерности
  5. принцип согласованности

Задача педагога – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Таким образом, мы выделили подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ:

1. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие» и «социальное партнёрство».

2. Социальное партнёрство – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; где каждая сторона может вносить свои предложения по изменению или преобразованию деятельности.

3. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Отношения дошкольного учреждения с семьёй должны строиться на основе социального партнёрства и взаимодействия при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

1. «Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

2. «Открытость детского сада наружу» — означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Нами были определены модели поведения педагога, ориентированные на семью:

1. Использование навыков положительного общения;

2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения;

3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи;

4. Уважение разнообразия и уникальности семей;

5. Создание социального партнёрства между детским садом и семьёй.

Для формирования взаимоотношений между родителями и детьми необходимо определить задачи, условия, методы, формы проведения этой работы. Поэтому нами была разработана технология формирования взаимоотношений между родителями и детьми.

Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Функция технологии — представить развернутую систему воспитательно-образовательных мероприятий, которые реализуют на протяжении учебного года все их ведущие идеи, а на выходе (в конце учебного года) обеспечивают результат — повышение уровня сотрудничества с детьми и родителями.

Наша работа по технологии формирования взаимоотношения между родителями и детьми велась по двум направлениям:

  1. Взаимодействие с родителями.
  2. Взаимодействие с детьми.

Цели взаимодействия с родителями :

1. Научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха;

2. Повысить уровень педагогической культуры родителей;

3. Достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему.

Цели взаимодействия с детьми :

1. Сформировать у ребёнка понятие о семье; о чувствах внутри семьи.

2. Помочь ребёнку освоить представление о своей социальной роли в семье.

3. Научить ребёнка доверять своим близким.

Исходя из целей, мы определили следующие задачи сотрудничества с родителями :

1. Изучить семью и установить контакты;

2. Создать условия для совместной работы детей и родителей;

3. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада;

4. Научить родителей видеть проблемы ребенка и решать их;

5. Использовать образовательный потенциал родителей.

А задачами, решаемыми в процессе взаимодействия с детьми в разных видах деятельности стали:

1. Воспитывать у детей привязанность к семье, любовь, чувство долга и заботливости к домочадцам.

2. Научить детей понимать основы взаимодействия с родителями и другими родными;

3. Научить детей понимать единство окружающего мира и принимать его противоречия;

4. Формировать у детей желание выполнять общественно значимые задания;

5. Формировать у детей понятие «права детей»;

6. Развивать у детей самопознание и уважение к себе;

7. Воспитывать у детей любовь к родному языку.

Важным этапом в решении поставленных задач, является процесс изучения семьи.

Для этого использовали следующие методы изучения семьи:

3. Обследование семьи с помощью проективных методик;

С целью исследования отношений родителей к своим детям мы использовали тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и тест «Хорошие ли вы родители?» Для оценки следующих результатов применялись следующие критерии оценки уровня развития внутрисемейных отношений:

1. Наличие потребности в общении с детьми.

2. Способность к эмпатии, понимание детей.

3. Стремление к сотрудничеству, контактность, стиль общения.

4. Умение создавать ситуацию успеха.

На начальном этапе нами были получены следующие результаты:

1. на высоком уровне развития внутрисемейных отношений – 9 семей – 30%

2. на среднем уровне развития внутрисемейных отношений – 19 семей – 64%

3. на низком уровне развития внутрисемейных отношений – 2 семьи – 6%

Кроме того, были проведены диагностические исследования с участием детей с целью, выявить у них уровень знаний о семье. Для этого использовали методику Е. К. Ривиной «Ознакомление дошкольников с семьей и родословной»

Читайте также:  Микоплазма пневмония у детей расшифровка анализа

Критериями оценки представлений о семье стали:

1.Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества

2. Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек.

3. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.

4. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка.

5. Понимает родственные отношения: родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя,

6. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уважительное отношение к окружающим людям. Старается радовать старших своими хорошими поступками.

7. Проявляет волевые качества.

8. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.

9. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей.

10. Имеет элементарные представления о том, что такое семья.

11. Имеет элементарные представления о том, что такое родословная.

На основе полученных результатов, нами были выбраны следующие формы взаимодействия. При взаимодействии с родителями это:

1. Информационно – аналитические;

4. Наглядно – информационные;

1. Анкетирование – выявить интересы каждой семьи, её ценностные особенности;

2. Информационные общие стенды — информировать родителей о воспитании и развитии детей в детском саду;

3. «Наш день» — информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе;

4. Диагностика, тесты, опросы на любые темы;

11. Встречи с администрацией.

А для работы с детьми, были выбраны следующие формы:

1. Непосредственно образовательная деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Кроме того, была проведена работа по взаимодействию детей и родителей, которая включает в себя:

1. Проведение акции «День открытых дверей»;

2. Занятия с участием родителей;

5. Семейные спортивные встречи;

7. Интеллектуальные ринги для детей и родителей;

8. «Конкурсы семейных талантов»;

10. «Встреча с интересными людьми»;

12. Видео и фотосъемка для создания «Семейного архива»;

15. Благоустройство ДОУ и территории.

Подобнее рассмотрим формы работы с детьми:

Непосредственно образовательная деятельность с детьми : 1. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации, подвижные);

2. Чтение и обсуждение произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг; детских иллюстрированных энциклопедий;

3. Создание педагогических ситуаций, морального выбора; беседы духовно-нравственного содержания, специальные рассказы детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

4. Наблюдения за трудом взрослых;

5. Изготовление предметов для игр, создание макетов, коллекций и их оформление, сувениров;

7. Инсценирование и драматизация;

8. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, ситуаций из жизни, иллюстраций к знакомым сказкам, потешкам, игрушек;

9. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

10. Слушание и обсуждение народной, классической музыки;

Мероприятия: тематические досуги, праздники, театрализованные представления, конкурсы, экскурсии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов :

1. Социально – личностное развитие: ситуативные беседы, помощь взрослым;

2. Познавательно – речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;

3. Художественно – эстетическое развитие.

Самостоятельная деятельность детей :

1. Индивидуальные и совместные игры;

2. Работа в уголках книги, театра;

3. Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций и др.

В процессе работы, используем разные методы взаимодействия с детьми :

1. Наглядные: показ предметов, образца, использование дидактических пособий, наблюдение используются во время:

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

• проведения дидактических игр;

• моделирования сказок, ситуаций из жизни.

2. Словесные: пояснение, рассказ, чтение, беседа

• чтения литературных произведений педагогом;

• чтения стихотворений детьми, воспитателем;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагогом;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• разбора житейских ситуаций;

• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

• чтения литературных произведений родителями.

3. Практические: упражнения, игровые, проблемно-исследовательские используются:

• в продуктивную деятельность;

• при проведении игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

• при организации постановки сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

• при изготовлении с детьми наглядных пособий для игр.

Для оценки эффективности проделанной работы, мы провели повторное диагностическое исследование с родителями и детьми, в котором были получены следующие результаты. При взаимодействии с родителями:

1. на высоком уровне развития внутрисемейных отношений – 17 семья – 57%

2. на среднем уровне развития внутрисемейных отношений – 13 семей – 43%

3. на низком уровне развития внутрисемейных отношений – нет.

При взаимодействии с детьми:

Высокий уровень знаний у детей о семье – 68%

Работая по данной технологии нами были получены следующие результаты взаимодействия с родителями:

1. Изменился характер вопросов родителей к педагогам, как показатель роста педагогического интереса, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;

2. Повысилась посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению, родители стремяться анализировать собственный опыт и опыт других родителей;

3. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;

4. Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

5. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

6. Взаимоотношения с родителями стали партнерскими. Родители и педагоги советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

7. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к педагогу, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

8. Новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

1. Родители могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

2. У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

3. Развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;

4. Формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

5. Возникает доверие к педагогам и другим сотрудникам детского сада;

6. Родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

7. Взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

8. Устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями и детьми. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Когда родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома возникает интерес и доверие, что позволяет узнавать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию. Это помогает в дальнейшем избежать проблем в детско – родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.

Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

источник

Общение с ребенком (трансактный анализ)

Согласно трансактному анализу мы с вами можем пребывать в трех возможных состояниях: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д).


Чем характеризуется каждое состояние. «Родитель» — может быть карающим и жалеющим, «Взрослый» — рациональный, урегулирующий, умеющий эффективно общаться. «Дитя» — бунтарь или покорный, интуитивный, веселый и т.д. Взрослый может быть в одном из этих трех состояний и соответственно обращаться к одному из трех состояний ребенка. В зависимости от комбинации этих состояний при общении с ребенком, возникает различный эффект от этого воздействия. В представленной здесь таблице приводятся примеры взаимодействия и возможный эффект от них. В модели взаимодействия первая роль взрослого, вторая ребенка.

Эффект оказываемый на ребенка

Оценка личности (отрицательная)

«Ты трус», «ты плохой», «ты ленивый», «ты неумеха».

Сильный эффект внушающего воздействия, тормозит самостоятельность, подавляет инициативу

Оценка личности (положительная)

«Ты самый лучший», «ты сделал это лучше всех», «ты самый красивый на свете», «ты самый умный».

Такое взаимодействие может спровоцировать формирование истероидных черт личности, в виде избыточной потребности в восхищенном состоянии.

Оценка поступка (положительная)

«Ты хорошо поступил», «как хорошо, что ты сам убираешь игрушки», «это хорошо, что ты уступил бабушке место».

Подкрепляется правильное поведение ребенка.

Оценка поступка (отрицательная)

«Ты струсил», «ты совершил плохой поступок», «ты не уступил бабушке место».

Дает понимание, что так нельзя поступать, не обижает ребенка.

Оценка поступка (отрицательная)

«Ты струсил», «ты совершил плохой поступок», «ты не уступил бабушке место».

Дает понимание, что так нельзя поступать, не обижает ребенка.

«Ты еще маленький, тебе нельзя брать градусник», «тебе нельзя шоколад».

Вызывает желание нарушить запрет, по типу делай, что хочешь, но не думай о белом медведе.

«Тебе это нельзя, но ты можешь поиграть в куклы», «на стенах рисовать нельзя, но ты можешь порисовать в альбоме».

Отвлекает ребенка, перенаправляет его активность.

Напоминания, предупреждения, советы

«Если будешь ходить по лужам, ноги промокнут, и мы пойдем домой», «завтра тебе нужно подготовиться к занятию».

Развивает самостоятельность ребенка, дает возможность выбора.

«Мы с тобой заодно» (редко встречается в реальной жизни)

«Опять все игрушки раскидали. Было так чисто. Опять нам с тобой убирать.»

Развивает в ребенке критичность, желание соответствовать нормам, понимание как должно быть.

Взрослый выполняет поручения ребенка

Во взаимодействии взрослый специально ошибается, а ребенок его поправляет.

У ребенка развивается чувство уверенности в себе и критичность.

Ребенок помогает взрослому в трудной ситуации

Дети приглашают взрослого в игру, которой он не знает.

Дети учатся помогать друг другу, растет самоуважение

Взрослый и ребенок на одном уровне

Возможно в рамках проигрывания ролевых игр (например: кукольный спектакль)

Создается глубокий контакт с ребенком, высокая доверительность, возможна отработка страхов.

«Прошу тебя напомнить, что мне сегодня нужно сделать, ты точно не забудешь»

Развивает у ребенка ответственность, доверие, самоуважение.

Общение на равных, постановка задач, разъяснение ситуации.

«Чтобы много знать, нужно много учиться. Помнишь, как Петька Н не выучил стихи и потом плохо рассказал их на уроке.

Ответственность, самостоятельность, инициатива.

Понимание, приятие и признание

«Ты это оденешь или это», «ты пойдешь со мной или с папой» и т.д.

Чувство безопасности, уверенность в себе, в правильности своих действий.

Возможно вас заинтересуют следующие статьи по детской психологии:

Развод родителей глазами детей

Как ответить на детский вопрос «Откуда я появился?»

источник