Меню Рубрики

Анализ нормативно правовой базы детей сирот

Нормативно-правовая база, регулирующая и защищающая права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Главными источниками действующего законодательства в данной области являются:

Международные правовые документы:

  • — Хартия детства;
  • — Декларация прав ребенка (1959);
  • — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
  • — Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст. 20 утверждается, что: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства — участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком». В ст. 21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и / или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.

Федеральные правовые документы:

Основополагающими документами в системе нормативно — правовой базы социального обслуживания детей — сирот являются:

  • — Конституция РФ (1993г) в ст. 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • — Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 г. в ст. 31 — 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними;
  • — Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995 г. в ст. 123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление или удочерение), под опеку/ попечительство или в приемную семью;
  • — Федеральный закон РФ «Принципы содержание и меры государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет» от 14 декабря 1996 г;
  • — Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 9 июля 1998 г. в ст. 15 утверждается: «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти»;
  • — Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 г., а также редакции 1998 и 2002 гг., которые определяют общие принципы, содержания и меры государственной поддержки детей;
  • — Федеральный закон РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» № 44 — ФЗ от 16 апреля 2001 г., устанавливающий порядок формирования и использования государственного банка данных о детях сиротах;
  • — Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»:

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.

  • 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами;
  • 2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа «Дети — сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ в том числе:

  • — «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992 г.);
  • — Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
  • — Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 21 декабря 2000 г.);
  • — Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • — Приказ Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в:

  • — Постановлении Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроля за ее осуществлением»;
  • — Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства» (В пункте 16, защищая интересы усыновленного ребенка, говорится о том, что «Представительства иностранных организаций направляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей»;
  • — Постановлении Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»;
  • — В «Положении о приемной семье», принятом Правительством РФ в 1996 г., приемная семья определяется как социальный институт защиты детства, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из криминальной семьи;
  • — Постановлении Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» предусматривает правила организации детского дома семейного типа.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1095 от 13 сентября 1996 г. «Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» предусмотрены Рекомендации, определяющие типы учреждений. В Приложении к Рекомендациям данного постановления дается примерное Положение о семейной группе.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159 — ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) [40], в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

— При получении образования.

Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [40];

— В области труда и занятости.

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан [40];

— При медицинском обслуживании.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно [40];

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Дореволюционный опыт решения проблем сиротства содержит немало рациональных элементов, представляет значительный практический интерес для современной социальной работы.

В условиях перехода России к новым экономическим условиям десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами. Самыми незащищенными оказались дети.

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям.

Характерным признаком последних лет является распространение социального сиротства. Это вызвано ухудшением жизни российской семьи, ее нравственными устоями и, как следствие, изменением отношением к детям с каждым годом не только не уменьшается, а все увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.

Большинство детей-сирот не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых.

Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти.

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из самых сложных и наименее разрешимых в нашем обществе. Особого внимания заслуживает создание условий для нормального развития ребенка, его социальной адаптации в нормальных современных условиях жизни.

Важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей; осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

источник

Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ребёнок, который постоянно или временно лишён своего семейного окружения либо который не может оставаться в таком окружении, в соответствии с требованиями международного права, имеет право на особую помощь и защиту, которые предоставляются ему его государством.

Необходимо рассмотреть подробнее, какие нормативные правовые акты входят в круг нормативных правовых актов, которые регулирующих вопросы социального обслуживания.

Международный уровень законов включает в себя документы международных организаций (ВОЗ, ЮНИСЕФ, ООН), а также межгосударственные программы и соглашения по охране детства и материнства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека[20], принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, также в Международном пакте о гражданских и политических правах Международный Пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 года[21], в документах специализированных международных организаций и учреждений ООН, которые занимаются вопросом благополучия детей.

К документам, принятым в конце XX века, следует отметить Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей[22] (принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990 году), а также следует выделить Конвенцию ООН «О правах ребенка», которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 году. День принятия Конвенции — 20 ноября с 1992 года- отмечается качестве Всемирного дня детей[23]. Так статья 3 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что «во всех действиях, независимо от того предпринимаются они частными или государственными учреждениями в отношении детей, занимающимися вопросами социального обеспечения, законодательными или административными органами, судами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка». Конвенция о правах ребенка является единственным международным договором, который ратифицировали большинство существующих в мире государств. Так, статья 20 гласит, что «ребенок имеет право на помощь и особую защиту, которые предоставляются государством».

С образованием Европейского союза ряд международных документов пополнился Европейской конвенцией об осуществлении прав детей 25.01.1996 года[24].

Известно, что документы эти выявили основные права детей, которые отвечают современным общественным социальным условиям, очертили сферу ответственности общества и государства, сформулировали требования в защиту детства, нормы и основные принципы политики государств в отношении детей. Принятие этих документов связано с добровольным подписанием страной конкретного договора. Был создан Комитет ООН по правам ребенка для наблюдения за исполнением условий ратифицированных договоров. Россия также вошла в этот Комитет ООН.

Российская Федерация присоединилась позже к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей[25]. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года, реализовывает ее План (26.12.2002 года).

Читайте также:  Бесплатные анализы для детей по омс

В.Н. Сусликов и Н.Л. Шкилева указывают на обеспечение интересов ребенка, которые гарантированы Конституцией РФ[26]. Между тем Конституция РФ — важнейший источник правового регулирования вопросов социального обслуживания. По своей сути Конституция РФ выступает основой, фундаментом правового регулирования в названной сфере, т.к. не только устанавливает механизм правового регулирования, но и утверждает основные принципы, на которых базируется вся система правового регулирования социального обслуживания. Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашена социальным государством.

Так, в Конституции РФ закрепляется принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина и запрет дискриминации по какому-либо признаку (ст. ст. 17 — 19), гарантируется защита государством достоинства личности, принцип гуманного отношения к человеку, недопущение пыток, насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 21), устанавливается право на социальное обеспечение (ст. 39). Все эти принципы, а также ряд других принципов (например, гарантии защиты прав и законных интересов человека — ст. ст. 45 — 46), легли в основу системы правового регулирования социального обслуживания и определяют содержание многих законов[27].

Также существуют иные федеральные законы, предусматривающих социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории детей в основе своей составляют законы федерального уровня: 1 часть Гражданского Кодекса РФ, Семейный Кодекс РФ, Жилищный Кодекс, а также Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ[28], Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ[29], Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ[30]. Каждый из которых посвящены определённым проблемам таких детей.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ- основной нормативный правовой акт федерального значения, в котором устанавливаются нормы, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания граждан[31]. Закон призван объединить в себе нормы законодательных актов в усовершенствованном виде с учетом реформирования и оптимизации системы социального обслуживания. Закон устанавливает предмет правового регулирования, принципы, на которых строится правовое регулирование и вся система организации социального обслуживания; вводит понятийный аппарат и раскрывает понятие основных терминов, используемых в законе; а также устанавливает правовой статус участников системы социального обслуживания.

Статья 2 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» дает характеристику нормативно-правовому регулированию социального обслуживания граждан[32]. При этом в случаях, указанных в упомянутом Законе, принимаются подзаконные нормативные правовые акты. Такие нормативные правовые акты могут издаваться:

— Президентом РФ. Президент РФ издает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания, как правило, в виде указов;

— Правительством РФ. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается;

— уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания — Минтрудом России.

Считается, что указанные органы государственной власти принимают нормативные правовые акты в соответствии с упомянутым Законом в пределах полномочий федерального центра — Российской Федерации и конкретного органа государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания установлены в ст. 7 данного Закона.

Иные федеральные законы могут напрямую не регулировать отношения по социальному обслуживанию населения, так как Закон является основным нормативным правовым актом в этой области и его нормы имеют преимущественный характер по отношению к нормам других нормативных правовых актов. Однако смежные вопросы и касающиеся организации социального обслуживания, регулируются иными федеральными законами.

Иные федеральные законы, которые применяются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, можно разделить на две категории:

— регулирующие смежные вопросы в сфере социального обеспечения. Например, к первой категории можно отнести Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ[33], который устанавливает основы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, порядок проведения реабилитации и прочее. Таким образом, предоставление социальных услуг во многом зависит от статуса (категории) получателя социальных услуг и поставщик социальных услуг должен учитывать нормы иных федеральных законодательных актов, которые регулируют смежные вопросы по установлению статуса получателя социальной услуги и порядка реализации мер социальной защиты и социального обслуживания;

— регулирующие смежные вопросы в иных сферах. К этой категории относятся федеральные законы, регулирующие отношения, непосредственно не относящиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для организации социального обслуживания. Среди таких законодательных актов можно назвать Гражданский кодекс РФ, устанавливающий основные положения об опеке и попечительстве. Кроме того, заключение договоров о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений между поставщиками и получателями социальных услуг регламентируются, прежде всего, нормами Гражданского Кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом. То есть нормы этого Закона уточняют и дополняют нормы Гражданского кодекса РФ в этой сфере. Осуществление обязанностей опекуна (попечителя) поставщиком социальных услуг в отношении определенной категории получателей социальных услуг регулируется как Гражданским Кодексом РФ, так и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ.

Согласно статье 34 Гражданского Кодекса РФ органы исполнительной власти субъекта РФ являются органами опеки и попечительства. Такие же нормы предусмотрены Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ[34], статьей 121 Семейного Кодекса РФ[35]. Эти законы определяют, что вопросы деятельности и организации органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, которые остались без попечения родителей, регулируются Семейным кодексом РФ, законами субъектов РФ, Гражданским кодексом РФ. Органы местного самоуправления, исходя из положений закона о местном самоуправлении, имеют право на участие в осуществлении деятельности по попечительству и опеке таких детей.

Жилищный кодекс РФ- основной нормативный акт, регламентирующий жилищные правоотношения указанной категории граждан.

Как следует из статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях[36]. При этом п. 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ устанавливает такие категории лиц, которым по договорам социального найма жилые помещения предоставляются вне очереди. К этой категории относят дети-сироты.

В итоге, помимо предоставления жилья внеочередно детям-сиротам федеральное законодательство определяет минимальный размер предоставляемого им жилого помещения, то, на кого возлагается обязанность предоставления таких жилых помещений –органы исполнительной власти субъектов. Но при этом расходы на предоставление детям-сиротам жилья частично финансируются за счет средств федерального бюджета.

В целях софинансирования расходов на обеспечение жилыми помещениями таких категорий детей из федерального бюджета существуют правила предоставления субсидий, которые закреплены в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» от 31.12.2009 года № 1203[37]. Положение о порядке предоставления субсидии на приобретение жилых помещений, согласно которому предоставляется субсидия на приобретение жилья детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа и детям-сиротам. Положение предусматривает, что детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и детям-сиротам по окончании их пребывания в образовательных, в детских учреждениях, в детских домах семейного типа, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в том числе по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других учреждениях предоставляется право на субсидию. Такой категорией граждан может быть использована субсидия на приобретение по их выбору готового жилья. Такие жилые помещения должны соответствовать предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям требованиям, которые применяются к условиям выбранного населенного пункта.

Известно, что те граждане, которые претендуют на получение такой субсидии, обращаются в органы местного самоуправления по месту их выявления в качестве лиц, которые относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот с заявлением положенной формы, представляют одновременно пакет необходимых документов. Органы местного самоуправления на основании пакета документов изучают права гражданина: либо дают разрешение на ее получение или мотивированно отказывают в ее предоставлении.

Обязанности по обеспечению детей-сирот жильем возложены на федеральным законодательством на органы исполнительной власти субъектов России. Субъекты РФ могут самостоятельно передать отдельные полномочия органам местного самоуправления своими законами, при этом предоставлять на их выполнение определенные финансовые ресурсы. Предоставляются субсидии из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, детей, находящихся под опекой (попечительством), но не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.

Но имеют место случаи, когда в судебной практике по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав такой категории детей к органам исполнительной власти субъектов РФ ответчики просили суд отказать в удовлетворении таких исков, так как, по их мнению, внеочередное субсидирование жилья таким детям могло привести к нарушению прав других очередников, которые относятся также к указанной категории лиц[38]. Внеочередное обеспечение жилой площадью при этом должно осуществляться до достижения детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-сиротами, лицами из их числа 23 летнего возраста. Только после предоставления жилого помещения в виде внеочередного обеспечения жилой площадью социальная поддержка считается реализованной. При этом достижение возраста 23 лет лицом, который стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении указанного возраста, не является основанием для лишения его нереализованного права на внеочередное предоставление жилья. Следовательно, достижение возраста 23 лет лицом также не является основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении детям, оставшихся без попечения родителей, детям-сиротам в жилом помещении по договору социального найма.

Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[39] устанавливает правовое регулирование социального обслуживания граждан, выделяет уровни нормативных правовых актов, которые применяются для правового регулирования отношений по социальному обслуживанию:

— федеральные нормативные правовые акты;

— нормативные правовые акты субъектов РФ.

Известно, что вопросы социальной защиты, в том числе и социальное обеспечение (и социальное обслуживание, следовательно) данной категории граждан, в соответствии с Конституцией России (п. «ж» ч. 1 статьи 72) находятся в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации, что обусловливает двухуровневую систему нормативных правовых актов[40]. Согласно Конституции РФ (ч. 2 статье 76) по предметам совместного ведения субъектов РФ и РФ издаются федеральные законы, которые принимаются по мере необходимости, существенно расширяют и уточняют специфику данной проблемы в каждом отдельном регионе[41].

Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра, или изменять нормы этого Закона и федеральных нормативных правовых актов. Во всех названных случаях действуют нормы федерального законодательства.

Принимать нормативные правовые акты субъектов РФ могут только органы государственной власти субъектов РФ, наделенные такими полномочиями, прежде всего законодательные и исполнительные органы государственной власти. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в форме законов, постановлений, распоряжений, приказов.

Известно, что участники правоотношений в сфере социального обслуживания руководствуются законодательством субъекта РФ, в котором возникают такие правоотношения (например, с учетом региона, в котором проживает получатель и осуществляет деятельность поставщик социальных услуг). Обратим внимание, что если поставщик социальных услуг осуществляет деятельность сразу в нескольких субъектах РФ, то он обязан соблюдать требования каждого субъекта РФ, в котором он осуществляет свою деятельность, в пределах административных границ данного субъекта[42].

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ регулирует отношения, которые возникают в связи с обеспечением и представлением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет[43]. В этом же законе содержится важная норма, где дополнительные гарантии по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот охраняются и обеспечиваются государством, представляются в соответствии с действующим законодательством.

Этот же закон определяет меры и содержание, общие принципы, государственной поддержки детей, которые остались без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет и детей-сирот. Этот закон регулирует отношения, которые возникают в связи с обеспечением и предоставлением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.

Считается, что предоставление дополнительных гарантий по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот основываются на социальных государственных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

Реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот производятся за счёт средств бюджетов субъектов РФ за счёт государственных внебюджетных фондов и федерального бюджета, что регулируется Бюджетным Кодексом РФ[44].

Можно сделать вывод, что правовая база социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном. При этом региональное законодательство по социальному обслуживанию субъектов РФ конкретизирует основные положения, урегулированные федеральным законодательством, не может противоречить международным и федеральным нормам права в этой области.

Дата добавления: 2016-03-25 ; просмотров: 4037 | Нарушение авторских прав

источник

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Статья просмотрена: 7132 раза

Дмитриева А. С. Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 81-84. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7974/ (дата обращения: 22.10.2019).

Декларативно приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности государства закреплен в Конституции РФ.

Следует отметить, что Конституция РФ определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм реализации остаются неразработанными.

Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка [11], где указывается, что детям как одной из самых незащищенных групп населения должно уделяться внимание и как личностям, и как членам общества, наделенным определенными правами.

Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой, и порождена она явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье.

Актуальность выбранной темы заключается в стремительном росте детей — сирот и отсутствии эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности России.

Нормативно-правовое регулирование вопроса социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха — эпоха гласности, демократии — создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [10].

Читайте также:  Быль для детей михалков анализ

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. № 374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа [12]. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т. п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. № 17-ФЗ [13]. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Права ребенка определены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» [14] (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей). Сусликов В. Н. и Шкилева Н. Л. указывают на обеспечение интересов ребенка, гарантированных Конституцией РФ [15]. Статья 3 Конвенции о правах ребенка устанавливает: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складывается на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России». В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема состоит не столько в том, чтобы формально закрепить те или иные нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, сколько в том, чтобы создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей. Более того, менее защищенные индивиды, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны получать правовую и социальную защиту со стороны государства.

Правовые аспекты социального сиротства.

В статье «Правовые аспекты социального сиротства» рассматриваются следующие аспекты:

Автор Н.В Алламярова, В.М Алексеева

Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [16].

Однако говорить о правах детей, имея в виду лишь те, что защищены названным документом, не совсем правильно, так как согласно ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» за ребенком закреплены все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ [17].

В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ закреплено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [18].

Однако изучение практики и юридической литературы показало, что некоторые фундаментальные принципы Конвенции ООН о правах ребенка не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; еще не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; не разработаны стандарты качества жизни детей. К сожалению, не выработана единая система критериев, которые бы составили основу нормотворческой деятельности в области прав ребенка и исключили разноплановость правового регулирования, а также свидетельствовали бы о государственно-правовой опеке над детьми.

Острота социальной проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей данной категории, а с другой — неэффективным функционированием системы социально-правовой поддержки, которая в современной России ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.

Государственное семейное право сегодня не регламентирует виды социальной помощи семье, имеющей несовершеннолетних детей, порядок ее оказания и перечень ситуаций, требующих вмешательства специалистов.

Начиная с 2006 г. Российское правительство стало уделять приоритетное внимание мерам по расширению поддержки детям, оставшимся без родительского попечения, и уменьшению числа детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях, уделяя при этом особое внимание воспитанию в семейном окружении. Право ребенка жить и воспитываться в семье в Российской Федерации лишь декларируется, но не гарантируется государством. За последние десять лет правительство сделало важные шаги в направлении поддержки различных форм семейного воспитания детей. Была начата активная профилактическая работа по оказанию более эффективной помощи социально незащищенным детям и их семьям, что нашло отражение в Федеральной программе «Дети России» на 2007–2010 гг. С 1 сентября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», расширяющий права детей, оставшихся без попечения родителей, и ориентированный на устройство таких детей в семью. Принятый Закон об опеке и попечительстве, к сожалению, на данный момент не может решить всех проблем детей, оказавшихся в неблагоприятной ситуации.

А я бы внесла следующие предложения:

— создание единообразной системы органов опеки и попечительства в субъектах РФ с территориальными подразделениями в муниципальных образованиях;

— в федеральном законодательстве определить отличия между формами возмездной и безвозмездной опеки (кроме вознаграждения) и внести изменения в федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», дополнив его категорией детей, имеющих прочерки в графе «родители»;

А вот одно из главных условий — упростить процедуру усыновления (удочерения), в частности, внести изменений в Постановление Правительства РФ «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, в семьи граждан», предусмотрев упрощенный порядок оформления временной передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей близким родственникам.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, 1 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

Для оказания более эффективной поддержки планирования по улучшению системы защиты прав детей, лишенных родительского попечения, предполагается совершенствование региональной законодательной правовой основы.

Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, должны предусматривать:

— дополнительные гарантии по социальной поддержке выпускников учреждений для детей-сирот;

— формы работы по социальной адаптации лиц этой категории, перечни и стандарты качества предоставляемых им государственных (муниципальных) услуг;

— компетенцию, порядок организации деятельности и взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот на региональном и муниципальном уровнях.

Самым первым шагом в решении этой проблемы является попытка искоренить причины этого явления, то есть необходима правильная, хорошо проработанная семейная политика, которая в настоящее время еще только начинает возрождаться, правительство только в последнее время начинает проявлять к семье повышенный интерес.

Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей — сирот. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемной семье.

Кроме того, очень важным направлением работы, на мой взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их Семейном кодексе.

А Задачи на перспективу исходят из положений Конституции и законодательства Российской Федерации и основополагающих и всеобъемлющих принципов Конвенции о правах ребенка.

1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45 Ст.955

2. Всеобщая декларация прав человека от 1948 г. //. Российская газета. 1998. — 10 декабря.

3. Декларация о социальных и правовых принципах от 3 декабря 1986 г. // Правовая информационно-справочная система «КонсультантПлюс».

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237; Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст.1, Ст.2; № 4. Ст.445.

5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. С.1–6; 2011. № 50. ст.7334.

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 -ФЗ // Российская газета. 1996. № 17; Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст.16.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238–239; Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 1996. № 248; Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст.5880.

9. Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998.; Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст.3802

10. Федеральный закон от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ

11. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст.955

12. Ельцин Б. Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996–2000гг. — М., 1996.

13. СЗ РФ.1996.№ 52. ст.5880;1998.№ 7.ст.788 (Далее — Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»).

14. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст.95

15. Сусликов, В.Н., Шкилева, Н. Л. О правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. — 2011. — № 4. — С. 6

16. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. 46.

17. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января. N 7.

18. ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 5 августа.

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ, социальная защита, семья, социальная защита детейсирот, Семейный кодекс, мой взгляд, Федеральная программа.

Социально-правовая защита детейсирот и детей, оставшихся.

Российская Федерация, ребенок, социальное сиротство, попечение родителей, Конституция РФ, особая защита, защита, семейное окружение, государственная власть, социальная защита.

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ, социальная защита, семья, социальная защита детейсирот, Семейный кодекс, мой взгляд, Федеральная программа.

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ, социальная защита, семья, социальная защита детейсирот, Семейный кодекс, мой взгляд, Федеральная программа.

Регулирование вопросов социальной поддержки детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на положениях Конституции РФ.

попечение родителей, социальная защита, ребенок.

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ, социальная защита, семья, социальная защита детейсирот, Семейный кодекс, мой взгляд, Федеральная программа.

Формы жизнеустройства детейсирот и детей, оставшихся без.

попечение родителей, ребенок, приемная семья, попечительство, орган опеки, опека, семья, приемная, СК РФ, Постановление Правительства РФ.

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ, социальная защита, семья, социальная защита детейсирот, Семейный кодекс, мой взгляд, Федеральная программа.

источник

Рассматривая особенности деятельности государственных учреждений, которые оказывают помощь детям-сиротам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, следует остановиться на правовой основе такой помощи.

Оказание помощи детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики. Нормативно-правовые акты Российской Федерации приняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами. Основными из них являются: «Декларация прав человека и гражданина» (1948); «Декларация прав ребенка» (1959); «Конвенция о правах ребенка» (1989).

Читайте также:  Бесплатные анализы для детей по полису омс

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей сирот является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Государственная поддержка обеспечивается Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который определяет систему социальных служб, принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку их предоставления. Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям-сиротам законом является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей.

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992), «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993). Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, например, «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1995).

Важную роль в осуществлении социальной помощи детям-сиротам играют ведомственные акты (Министерства труда и социального развития, Министерства образования, МВД), а также правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями норм международного права, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Согласно п.2 ст.121 Семейного Кодекса и п.1 ст.34 Гражданского Кодекса, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

В основные обязанности медицинских работников учреждения входят: наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи; организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья; работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).

В случае, если они не имели такого закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст.122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.

Меры по предоставлению гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

Приказом Министерства образования РФ № 199 от 19 августа 1999 г. утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Дополнительные гарантии права на образование. Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования. Получившие такое образование зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.Выпускники этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ). Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ), предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения [32,ст.6 п.4]. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования [32,ст.6,п.3]. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [32,ст.6 п.5].

2. В области труда и занятости. Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации утвержден постановлением Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим для них специальные рабочие места, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно [32,с.7].

4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

5. Психологическая помощь. Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи.

Психологическая помощь включает в себя: психопрофилактику и психогигиену; психодиагностику; психологическое консультирование; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; проведение тренингов по коммуникативному общению; развитие навыков эмоциональной саморегуляции; психологическое просвещение.Как уже было отмечено, сиротство относится к социальным проблемам, которые, видимо, будут существовать всегда.

6. Социально-правовые услуги. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Им оказывается помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовое просвещение.

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

источник