Меню Рубрики

Анализ развития речи детей старшей группы

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Данное тематическое планирование предлагается для работы с детьми старшего возраста. Включает в себя различные технологии: игровая, диалоговая, здоровьесберегающая и т.д.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Рабочая программа разработана на основе парциальной программы под редакцией О.С.Ушаковой: «Развитие речи дошкольников».

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком, что обусловлено большим по сравнению с предшествующим периодом опытом детей, развитием их интеллектуальных способностей. В старшем возрасте общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

— обогащение и активизация словаря,

— воспитание звуковой культуры речи;

-совершенствование грамматической правильности речи;

Целью является — овладение нормами и правилами родного языка детьми старшего дошкольного возраста и развитие их коммуникативных способностей.

1. Развивать связную речь детей, совершенствовать монологическую речь.

2.Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; стимулировать переход из пассивного словаря в активный.

3. Формировать у дошкольников разные структурные уровни системы языка:

фонетический, лексический, грамматический.

4. Формировать слуховое внимание, фонематический слух, правильное звукопроизношение.

5. Формировать умение пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

6.Формировать у дошкольников навыки владения языком в его коммуникативной функции.

7. Формировать у детей способность к элементарному осознанию языковых речевых явлений.

8. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речевое творчество.

9.Развивать умения: взаимодействовать в коллективе сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать инструкциям, работать внимательно, сосредоточенно.

10.Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

Тема недели: «День знаний», тема занятия « Сегодня -дошколята, завтра-школьники

Цель: познакомить детей с осенним праздником — Днём знаний; формировать представление о школе, интерес к школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как о ближайшем социальном окружении; развивать доброжелательные отношения между детьми; создавать эмоционально положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам; воспитывать уважение к труду педагога.

Чтение стихотворения З. Александровой « В школу»; Г.Ладонщикова «Про себя и про ребят» ОБЖ «Правила поведения в игровой комнате и на прогулке»; беседа на тему «Мы теперь в старшей группе», « На чём ты приехал в детский сад» ЗКР: звук «А», познакомить с гласным звуком [а] и буквой А, учить определять место звука в словах, делить слова на слоги.

Тема занятия: «Земля- планета, на которой мы живём»

Цель: расширение кругозора о земле, знаний об экосистемах, природно-климатических зонах, живой и неживой природе. Стране, городе, символика. Беседа о земле, стране, городе. Рассматривание глобуса, слайдов, фильмов, карты города. Герб, рассказ педагога. Развитие связной речи, составление предложений, описательных рассказов. ЗКР: звук «У» познакомить с гласным звуком[у] и буквой У, место звука в словах (начале, середине, конце слов…

Тема недели «Дорожная азбука»

Тема занятия: Безопасность на дороге»

Цель: закрепить и расширить знания детей по ПДД. Развитие словаря (обогащение, уточнение и активизация словаря существительными, прилагательными, глаголами, наречиями). Развитие грамматического строя (построение сложных предложений разных типов) .Совершенствование диалогической формы речи, умение вступать в беседу).

ЗКР- звук «А», «У». Закрепление звуков и букв А и У(букв и слогов).

Тема недели: «Осень разноцветная»

Тема занятия: «Осенняя пора, очей очарованье»

Цель: учить детей различать и характеризовать приметы ранней осени, проводить фенологические наблюдения; расширять представления о явлениях живой и неживой природы, воспитывать эстетическое отношение к природному миру.

Беседа- наблюдение «Осенняя пора»; рассматривание и сравнивание картин И. Левитана» Золотая осень», В. Волкова «Осень». Тематическая прогулка «Осень золотая в гости к нам пришла».Д/и «С какой ветки детки», «Сложи картинку», «Найди ошибку», «Вершки и корешки». Составление рассказов по стихотворениям об осени.

ЗКР: «И», «О». учить определять место звука в словах, делить слова на слоги

Тема недели : «Кладовая природы»

Цель: Расширять обобщённые представления детей об овощах и фруктах, о месте их произрастания, методах ухода, пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах. Что из них можно приготовить.

Д/И «Профессии», «Овощехранилище», «Вершки и корешки», «Сварим борщ», «Сварим компот», « Как собирают урожай», «закончи предложение»

Развитие связной речи – составление описательных рассказов.

Развитие словаря- умение обобщать, противопоставлять, сравнивать.

тема недели « Труд взрослых»

Тема занятия «Труд людей осенью»

Цель; Закрепить представления детей об осеннем урожае,о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях, (хлебороб, тракторист, комбайнёр) и технике; расширять знания о процессе выращивания зерна и изготовления хлебобулочных изделий, воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т.д.

Беседа на тему « Хлеб всему голова», « Как трудились наши предки». «Береги хлеб»

Д/И «Орудия труда земледельца», « Кому -что нужно для работы», «От зёрнышка до хлеба»

Рассматривание иллюстраций « Откуда хлеб пришёл?»; «Уборка урожая»

7 неделя 12.10-16.10 тема недели «Деревья и дары леса»

Цель: учить различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Дать представления о хвойных, плодовых деревьях России. Закреплять названия основных грибов, лесных и садовых ягод. Учить различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды по их строению и характерным внешним признакам.

Словарная работа. Слова связанные с осенним периодом (листопад, дождливая погода),
ознакомление с основными признаками деревьев и запоминание названий деревьев (рябина.
береза, клен, дуб). Развитие связной речи — обучать детей описывать картинку по заданной схеме

д/и «Собери и назови», «Угадай по губам».

8-я неделя 19.10-23.10 Тема недели: «Перелётные птицы»»

Цель: Закреплять названия перелётных птиц; строение птиц; их внешние признаки. Уточнить понятия перелётные и водоплавающие птицы. Употребление существительных. прилагательных, глаголов, наречий.

Игровые технологии: д/и «игра в слова»; «Кто где живёт», «Расскажи о птице», «мнемотехника», стихи, загадки, наблюдения.

ЗКР- «А,О,У,Ы,И,Э» . В словах игра «Хлопки»

Тема недели «Путешествие по странам и континентам»

Тема занятия: « Наши соседи по планете»

Цель: знакомим детей с обитателями степей, пустынь, крайнего севера, тундры, морей и океанов, тропиков и субтропиков. Познакомить с некоторыми особенностями приспособляемости к конкретным условиям обитания.

ЗКР — звук «М», познакомить с согласным звуком [М], [М*]. Учить определять место звука в начале, середине и конце слова. Читать-АМ, МА, УМ, МУ, МАМА

Тема недели: «Мир техники. Путешествие в прошлое и будущее»

Тема занятий «Мир предметов и техники»

Цель: расширять знания детей о предметах и технике, способах их использования. Учить устанавливать связи меду назначением предметов, строением и материалом, из которого сделан предмет, поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов. Уточнить виды транспорта; наземный, подземный, водный, воздушный)

Беседы на тему: «Что помогает нам в работе», «

Рассматривание тематического альбома «Знаменитые люди- изобретатели», «Помощники человека»

Д/И «Из чего это сделано», «Вчера, сегодня, завтра (путешествие по реке времени)

Развивающая образовательная ситуация «Что общего у этих предметов»

Сравнительная характеристика звуков, игра «поймай звук», игра «повтори песенку», » собери слова», проговаривание чистоговорок с этими звуками

Тема занятия: « Достопримечательности С — Пб»

Цель: Расширять знания детей о родном городе, формирование представлений о памятниках. Развитие связной речи, Умение составлять описательный рассказ.

Беседы на тему: «История моего города»; «Улицы моего города»; «Где ты живёшь?»; «Мой район»

Рассматривание иллюстраций о городе, тематического альбома.

Составление описательных рассказов на тему: «Как я шёл в детский сад»

Д/И «Узнай, где я нахожусь?»; «Улицы города».

ЗКР-дифференциация звуков «С» и «С’»

Сравнительная характеристика звуков, игра «Поймай звук», игра «Песенки», «Подарки», повторение чистоговорок, стихотворных текстов.

Узнавание звука в словах, игра «хлопки»

Тема недели: «Неделя игры и игрушки»

Тема занятия: « Моя подружка- моя игрушка»

Цель деятельности педагога: обогащать игровой опыт детей, посредством участия в с/ролевых играх, строительно- конструктивных, режиссёрских, театральных играх- драматизациях, народных, хороводных, развивающих играх- экспериментированиях, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Д/И «Магазин игрушек», «Игрушки играют в прятки»,

Беседы на тему: «Какими игрушками играли наши бабушки и дедушки»,

Рассматривание тематического альбома « Игрушки разных стран»; рассматривание иллюстраций на тему «Народная игрушка» «Дымковские барышни»

ЗКР звук [З]; [З”]. Закреплять интонационное выделение звука в слове и умение называть этот звук изолированно. Закреплять дифференциацию твёрдых и мягких, ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Тема недели; « Семья и семейные традиции»

Цель деятельности педагога: Расширять представления детей о семье и родственных связях, вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям.

Беседы на тему: « Моя семья»; « Никого роднее мамы и папы в целом мире нет» , «Портрет дедушки»; «Бабушкин портрет»

Рассказ воспитателя на тему: « Что такое генеалогическое дерево».

ЗКР звук [c]; [з]; дифференциация звуков, сравнительная характеристика звуков, игра «Поймай песенку»; «Будь внимательным»; «Собери слова»; «Доскажи словечко», словосочетаний, чистоговорок с заданными звуками.

Тема недели: «Зима. Приметы зимы, игры и развлечения».

Тема занятия: «Зимняя сказка»

Цель деятельности педагога: Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы, воспитывать бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность. Обобщать игровой опыт. Игры в зимнее время года.

Беседы о зимнем времени года,

Чтение стихов о зиме С.Я. Маршак «Декабрь»; загадок, примет, пословиц и поговорок.

Рассматривание картин русского художника И. Шишкина: «Иней»; «Еловый лес»; «Зима».

Д/И «Правила безопасности зимой»; «Кто больше знает слов?»

Показ слайдов на тему «Зимняя сказка» под музыку П.И. Чайковского «Времена года»

ЗКР-звук [С];[Ц], артикуляционная гимнастика, Сравнительная характеристика звуков «Ц» и «С». Игра «Повтори со мной», «Добавь слоги», « Четвёртый лишний» и т. д.

Тема недели: « В мире русской литературы»

Тема занятия: « Кто много читает, тот много знает»

Цель деятельность педагога: Формирование интереса детей к познавательной литературе, красоте и выразительности русского языка произведения. Пополнение литературного багажа рассказами, стихами.

Беседа по вопросам: «Зачем нужны книги»; «Правила пользования книгой»

Рассказ воспитателя об истории эволюции создания книг (древние способы пересказа событий)

Познакомить с некоторыми детскими писателями и поэтами. А. Барто; К.Я. Чуковский.

ЗКР звуки [С]; [З]; [Ц]. Продолжать обучение детей звуковому анализу слов, учить называть слова с заданным звуком, составлять трёхбуквенные слова.

Тема недели: «Народная культура и традиции»

Тема занятия: «Народная культура и традиции»

Цель деятельности педагога: Расширения представлений детей об искусстве, традициях и обычаях народов России. Знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками. Воспитывать интерес к народной культуре.

Рассматривание тематического альбома «Деревянное зодчество», иллюстраций к русским народным сказкам.

Беседа на тему: «Куклы из прошлого» ц. дать представление о народных игрушках-оберегах, тряпичных куклах; познакомить с их историей, способами изготовления.

«Как питались люди на Руси? А что теперь кушают люди?»

ЗКР- обучать детей звуковому анализу слова.

Закреплять умение называть слова по определённому фонематическому признаку. Стр. 7 Л. Е. Журова

Тема недели: «Зимние чудеса»; «Новый год»

Тема занятия: «Новый год – самый волшебный праздник»

Цель деятельность педагога: Формирование эмоционально –положительного отношения к празднику. Познакомить с основой праздничной культуры, традициями празднования Нового Года в различных странах.

Чтение и рассказ воспитателя о традициях разных народов.

Просмотр мультфильмов на новогоднюю тематику.

Развитие словаря (обогащение сущ.-праздник, хоровод, карнавал, гирлянда, хлопушка, т.д.

Д/И «Что это такое?»; « Опиши Ёлочку»; « Кто больше увидит?»

ЗКР звуки [с’] и [з’]. Дифференциация звуков. Игра «Оса и оска»; сравнительная характеристика звуков, игра «Песенки», «Добавь слог», « Доскажи словечко»

Тема недели: « Неделя зимних игр и забав»

Цель деятельность педагога: расширенное представление о зимних играх и забавах,

Составление описательных рассказов о видах забав. Рассматривание иллюстраций.

Задание пересказ стр.86 И.Н. Шевченко. Упражнение для развития умения согласовывать

Чтение рассказа С. Георгиева: «Я спас Деда Мороза»

ЗКР-дифференциация звуков «з» и «ж»- совершенствовать слуховое внимание детей с помощью упражнений на различение звуков. Игра «Хлопки»; ст.49 И.Н. Шевченко. Игра «Кто поёт?»; сравнительная характеристика [з] и [ж]. Игра « Собери слова»; «Песенки»;

Повторение предложений, с чётким произношением звуков, чистоговорок.

Тема недели: «Неделя творчества»

Тема занятия: «День волшебного магнита»

Цель деятельности педагога: поддержание и стимулирование попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, развитие эстетического восприятия, эмоции и чувств, отклик на проявление красоты в окружающем мире, расширение опыта в применении и сочетании разнообразных материалов и инструментов..

Беседа и рассказ воспитателя на выбранную тему, проведение опытов и экспериментов.

Просмотр мультика «Лунтик и его друзья»

Демонстрация слайдов презентации о магните.

Игры с магнитами в центре экспериментирования.

Беседа на тему «О дружбе и друзьях».

Учить составлять рассказы на темы личного опыта. Упражнять в образовании слов- антонимов

Тема недели: «Блокадный кусочек хлеба»

Цель деятельности педагога: знакомство с ВОВ. Воспитание любви и уважения к участникам войны и бережному отношению к хлебу. Развитие связной речи (умение формировать и задавать вопрос).

Рассказ воспитателя Ленинградском блокадном хлебе, «Дороге жизни». Обсуждение проблемы бережного отношения к хлебу.

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, дневников блокадных детей.

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение « Что это?»

ЗКР звук «Ш». артикуляция звука, характеристика звука, автоматизация звука в звукоподражаниях . Придумывание слов со звуком «Ш». В начале, середине ,конце слова.

Тема недели: « Мальчики и девочки»

Цель деятельности педагога: расширение гендерных представлений детей, формирование

культуры организации свободного времени, удовлетворяющие интересы девочек и мальчиков, воспитание культуры общения мальчиков и девочек.

Развитие связной речи, обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, соблюдая последовательность изложения.

Ситуации общения на данную тему, загадки, игры,

ЗКР звуки [с]-[ш]; артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции звуков, повторение характеристики звуков, упражнения на развитие слухового внимания и памяти (с опорой на картинки), развитие зрительного внимания. Д/И «Что изменилось?». Звуковой анализ слов типа – сок, шум, мышь, сушь.

Тема недели: «Для чего нужны инструменты»;

Тема занятия: «С кем или с чем работают люди разных профессий»

Цель деятельности педагога: Расширение знаний детей о различных инструментах и их их предназначением. Развитие словаря (введение в словарь слов, обозначающих материал из которого сделан предмет)

Рассказ об инструментах разных видов: плотницких, сельскохозяйственных, медицинских, строительных….

Отгадывание загадок об инструментах. Д/И «Кому что нужно?»

ЗКР-звук [ж], артикуляция звука, сравнивание со звуком [ш], выделение слов Со звуком «ж» из предложений, придумывание слов на заданный звук.

Тема недели: «Наши защитники»

Тема занятия: «Кто защищает нашу родину»

Цель деятельности педагога: Расширять знания детей о Российской армии, о трудовой, но почётной обязанности защищать родину, о разных родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые, ракетные), боевой технике; формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми- стать защитниками Родины. Воспитывать детей в духе патриотизма , любви к Родине.

Развитие связной речи(обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, соблюдая последовательность изложения)

Беседа на тему: «Что за праздник папин день? Почему папу поздравляют с праздником?»

Чтение стихотворения В. Руденко: «Мужской праздник»

ЗКР- звуки «Ж-З», сравнение артикуляции звуков, дифференциация звуков в словах, Д/И»4-ый лишний», автоматизация звуков. Игра «Пчёлы и комары»

Тема недели: «Будь осторожен!»

Тема занятия: «Правила и нормы безопасного поведения»

Цель деятельности педагога: формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении, с незнакомыми людьми( развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, познакомить с универсальным способами( алгоритмами действий) предупреждения опасных ситуаций, учить обращаться к помощи взрослых, в случае возникновения, способствовать становлению устойчивого интереса к правилам нормам безопасного поведения.

Беседа на тему: «Как правильно обращаться с колющими и режущими предметами»; «Огонь друг или враг?»; «Как работает мой организм?»

Д/И «Раз, два, три что может быть опастно- найди»; «Собираемся на прогулку» Развитие словаря (продолжение работы над смысловой стороной слова).

Составление описательного рассказа по картинке.

Тема недели: «Международный женский день»

Тема занятия: «Что за день 8 марта?»

Цель деятельности педагога: Формирование элементарных представлений о Международном женском дне, о роли женщины в обществе, семье. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброжелательное отношение к старшим.

Беседа на тему: « Наши мамы»; чтение стихотворения Е. Благиной: «Посидим в тишине»,А.Л.Барто»Перед сном»

Рассказы на тему «как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днём» Д/И «Где мы были не расскажем, а что делали покажем»

Стихи .загадки, про мам и бабушек…

ЗКР-дифференциация звуков [ч] и[ ц]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «шумный бабах»

Читайте также:  Расшифровка анализа иммунный статус у детей

Тема недели: « Ранняя весна»

Тема занятия: « Весна пришла»

Цель деятельности педагога: Расширять знания о том, когда наступает весна. Развитие представлений о характерных признаках весны

Развитие связной речи (обучение рассказыванию по серии картин)

Грамматический строй речи (построение сложных предложений)

Д/И «Подбери действие»; «Путаница» ; «Скажи нооборот» (стр 89-92Лексические темы под редакцией И.В.Козиной)

Тема недели: « Вода и её свойства»

Тема занятия: « Путешествие капельки»

Цель деятельности педагога: Углубление и систематизация знаний детей о значении воды в жизни человечества, знакомство с разными состояниями воды

Развитие связной речи ( умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)

Агрегатное состояние воды. Экосистема «Водоем». Опыты и эксперименты с водой»

Оснащение: емкости для опытов с водой, иллюстрации разного состояния воды

ЗКР, грамота звуки [ч] и [c]. Сравнение артикуляции. Дифференциация звуков изолированно. Дифференциация в словах. Д/И 4-ый лишний с заданными звуками. Д/И «Хлопки»

Тема недели:« «Речные, озерные, морские и аквариумные рыбы»

Тема занятия:«Рыбка плавает в водице…»

Цель деятельности педагога: Расширение и углубление знаний детей о разновидностях рыб. Проблемы экологии.

Развитие словаря (проведение работы над смысловой стороной слова)

Связная речь (обучение творческому рассказыванию)

Рассказ педагога о рыбах. Рассматривание иллюстраций по теме. Наблюдение за поведением рыб в аквариуме.

Дидактическая игра «Кто где живет?» ; «Рыбаки»; «Четвёртый лишний

Тема недели: Книжная неделя» (театральными тропами)

Тема занятия: «Откуда пришла современная книга?»

Цель деятельности педагога: Закрепление и расширение знаний о книге. Знакомство с театрами.

Развитие связной речи ( умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)

Знания о частях книги, о различных видах книг (словари, энциклопедии, альманахи), уметь ими пользоваться

Оснащение: использование разной литературы, афиши, билеты

ЗКР. Звуки «Ч-С-Ц-ТЬ». Артикуляционная гимнастика. Найти на картинке слова на заданный звук. Звуковой анализ слов: МЯЧ, ТОК,ТЮК, СУП. Развитие слухового и зрительного внимания с картинками на звуки. Д/И «Чего не стало?»; «Что изменилось?»

Тема недели: « Что нам стоит дом построить»

Тема занятия: « Я б в строители пошёл, пусть меня научат…»

Цель деятельности педагога: Знакомство детей с профессиям людей их жильем и быте. Отличие города и деревни.

Рассказ педагога с опорой на представление детей с использованием иллюстраций и карты

Обогащение активного и пассивного словаря

грамота- Согласование существительных с числительными 2 и5 в именительном и родительном падежах. Д/И «У тебя есть- у меня нет….»

ЗКР: звук «Щ». Артикуляция звука. Характеристика звука из ряда других. Придумывание слов на заданный звук.

Тема недели: «Космические просторы»

Тема занятия: «Космос. Солнечная система».

Цель деятельности педагога: Формирование представлений о космосе, об освоении космоса людьми, планетах, галактике, путешествиях, космических кораблях, о происхождении луны, солнца, звезд.

Беседа по вопросам: «Кем вы хотите быть? Почему? Чем вам нравится эта профессия?»

Разучивание стихотворения В. Степанова : «Ю. Гагарин»

Рассказ о полёте 1 ого космонавта.

развитие связной речи (совершенствование диалогической формы речи, высказывание своей точки зрения, рассуждение..)

Беседа о космосе, рассказ о полете первого космонавта, космической технике , луне, Галактике. Конструктивная деятельность

История космонавтики от первого спутника до наших дней.

Оснащение: фотографии и иллюстрации, глобус. Презентация,

Обогащение словаря: «Кто больше «космических слов знает и объяснит» — активизация знаний детей о космосе, предметах, технике, связанной с космосом.

Тема недели: «Цветущая весна»

Тема занятия: «Весна пришла»

Цель деятельности педагога: Расширение и углубление знаний детей об изменениях в природе

Развитие связной речи (Обучение рассказыванию по серии картин)

Грамматический строй речи (учить строить сложные предложения)

Беседа, загадки, составление описательных рассказов. Наблюдение в природе, природные явления.

Связная речь, обучение составлению вопросов: Д/И «Загадочная картина» (дети с помощью вопросов по представлению о весне, должны выяснить содержание картины, которой не видят).

ЗКР звуки «Щ»- «СЬ». Сравнение характеристики. Придумывание слов на заданный звук.

Цель деятельности педагога: Закрепление представления детей о насекомых их главные признаки. Умение сравнивать и выделять общие и отличительные признаки.

Рассказ педагога. Воспитание любознательности, использование дидактических игр, пособий.

Обогащение активного и пассивного словаря.

Зрительное внимание: Д/И «Кто больше?» нахождение различий и сходств на картинках, с изображением жуков и бабочек.

ЗКР: Звук «Р». Артикуляция звука, характеристика звука. Игра на звукоподражание «Эхо»

Тема недели: «Юный гражданин»

Цель деятельности педагога: Раскрытие содержания прав человека, развитие толерантности, чувство свободы, справедливости.

Конвенция о правах ребёнка, подбор художественных произведений, сказок «Кот, лиса и петух», «Гуси-лебеди»..

Рассказ воспитателя о Конвенции, о правах ребёнка

Цель деятельности педагога: Расширение представления о ВОВ. Воспитание патриотизма, любви к Родине

Развитие связной речи ( умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)

Великая отечественная война. Герои войны: взрослые, дети. Военная техника. Незабываемые страницы блокадного Ленинграда. Парад Победы. Наши ветераны. Подвиг в семье.

Оснащение иллюстрации, книги, фильмы.

Связная речь: Развивать умение правильно строить предложение.

ЗКР- звук «Р»- повторение артикуляции. Придумывание слов со звуком «р». Игра «Хлопки»; «Эхо».

Тема недели: Скоро в школу»

Цель деятельности педагога: Формирование представлений о школе, эмоционально-положительное отношение к школе, усвоению знаний, знакомство с трудом учителя, обязанностях учеников.

Развитие связной речи (умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы), загадывать загадки и ребусы.

Знакомство со школой, правилами поведения на уроке. Экскурсия в школу.

Оснащение иллюстрации, экскурсия в школу, школьные принадлежности.

ЗКР- звуки «Р-Л»,. Сравнение артикуляции . Придумывание слов.

Тема недели: «День города Санкт-Петербурга»

Тема занятия: « Пушкинские места в Санкт-Петербурге»

Цель деятельности педагога: Закрепление и расширение знаний о городе

Развитие связной речи (умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)

Символы нашего города. Они жили в Санкт-Петербурге- жизнь замечательных людей(А.С. Пушкин).. театры, музеи.

Оснащение: портреты великих людей, картины и панорамы города, достопримечательности.

Д/И «Экскурсия по городу»; «Строим город »; «Какой наш город?»

Загадки про Санкт-Петербург (логическое мышление)

ЗКР- звуки «Р» и «Л». Дифференциация звуков изолированно. Придумывание слов с заданным звуком. Определение места звука в словах.

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство.

Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей.

В статье представлен опыт работы совместной педагогической деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя по музыкальному и речевому развитию детей старшего дошкольного воз.

Актуальность , новизна, высокая результативность опыта.

Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Решаются программные задачи: закрепить знания о нашей стране и государственной символике; познакомить детей с картой .

На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах.

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алекс.

источник

Подход к определению речи в отечественной и зарубежной литературе. Характеристика процессов ее развития у детей дошкольного возраста. Методика педагогической работы в данной сфере, используемые средства. Рекомендации по развитию речи у дошкольников.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выявление и анализ особенности развития речи у дошкольников

дошкольник речь педагогический

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Перед современными родителями стоит задача — создать условия для полноценного формирования речи как компонента гармоничного развития ребенка. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии речи у детей дошкольного возраста. В значительной мере это связано с сензитивностью периода — дошкольное детство.

Формирование речи ребенка дошкольного возраста — область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей лингвистики и психологии, как А.Н. Кэдзен, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж.С. Брунер, С.Л. Рубинштейн.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что своевременное развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. На современном этапе существует острая практическая необходимость определить основные направления развития речи детей дошкольного возраста, обосновать роль в формировании речи ребенка.

Проблема исследования — согласно взглядам отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца М.И. Лисиной, Г. Рузской, общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Проблема развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Цель исследования — выявить и проанализировать особенности развития речи у дошкольников.

Объект исследования — процесс развития речи у дошкольников.

Предмет исследования — условия развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования — развития речи у дошкольников будет осуществляться эффективно, при условии комплексного развития всех ее сторон.

Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить характерные особенности развития речи у дошкольников.

3. Описать методики по развитию речи у дошкольников.

4. Провести диагностическое исследование.

Методологическая основа исследования — особенностями развития детей дошкольного возраста рассматривались в исследованиях Ушаковой О.С., методика развития диалогической речи Левиной Р.Е., методика оценки форм общения Лисиной М.И.

1. Анализ научной литературы по теме «Особенности речевого развития у детей 5-6 лет».

2. Эмпирическое исследование по методике диагностики компонентов речи О.С. Ушаковой.

3. Анализ полученных данных.

Элементы научной новизны и теоретической значимости заключаются в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи в ДОУ.

1. Теоретические основы изучения особенностей развития речи у детей дошкольного

1.1 Подходы к определению речи в отечественной и зарубежной литературе

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов — Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1672), которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей [25,216].

Коменский своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу риторического действия. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом [24, 156].

Близкими трудам Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 — 1827).

В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

В книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седьмое) Песталоцци подробно излагает методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению.

В основе обучения слову лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок [21,223].

В первой половине XX века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852), которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. В 1840 г. им было создано учебное заведение в помощь матери, названное «Детский сад».

Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, так называемых даров, которые способствовали накоплению содержания речи. Вместе с тем эти занятия отличались необычайным дидактизмом, чрезвычайной регламентацией, сухостью, однообразием. У педантичных педагогов они превращались в дрессировку. Представители прогрессивной русской педагогики — П. Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, Е. И. Тихеева критически относились к системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого народного языка [23,176]. Однако, по мнению К.Д. Ушинского, отдельные занятия и игры в руках творческих педагогов могли быть использованы без переделки [27,416].

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870-1952), итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). Упражнения, предлагаемые Монтессори, включали:

Сенсорное восприятие предмета и его признаков.

2. Распознавание предмета по названию.

3. Запоминание названий предмета[9].

В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни ребенка содержатся в трудах С. Полоцкого (1629-1680), А. Д. Кантемира (1708-1744), А. П. Сумарокова (1717-1777). Особая роль в обучении русских детей на родном языке принадлежит М. В. Ломоносову (1711-1765), осуществившему реформу русского языка и выступавшему за национальное образование и воспитание на родном языке. Видные деятели в области народного просвещения, литераторы И. И. Бецкой (1704-1795), Н. И. Новиков (1744-1818), А. Н. Радищев (1749-1802), Е. О. Гугель (1804-1842), В. Ф. Одоевский (1803-1869), А. И. Герцен (1812-1870), В. Г. Белинский (1811-1848), Н. А. Добролюбов (1836-1861) настойчиво боролись за воспитание и обучение детей с ранних лет на родном языке.

Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому (1824 — 1870). К. Д. Ушинский в основу своей системы положил принцип народности, являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место [26,207]. Непосредственной ученицей и последовательницей Ушинского была Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) — известная в те годы детская писательница и педагог. Основное внимание она уделяла содержанию и методике воспитания в семье. Вслед за своим учителем Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. В главном своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8_летнего возраста» (1871, выдержало 7 изданий) Водовозова изложила программу развития у детей родной речи и методику использования русского фольклора.

Разработала программу наблюдений в окружающей жизни и природе, методические рекомендации к проведению «сидячих занятий» с искусственным дидактическим материалом («дарами» Фребеля). Положительной оценки заслуживают попытки широкого применения автором на этих занятиях произведений устного народного творчества: сказок, песен, поговорок, загадок [6, 255].

Большое место вопросы развития речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста заняли в практической и теоретической деятельности Евгении Ивановны Конрады (1838-1898), Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), Марии Хрисанфовны Свентицкой (1855-1932). Всех этих ученых объединяло стремление создать систему дошкольного воспитания, учитывающую национальные особенности России [10,288]. Симонович, Свентицкая были организаторами и руководителями детских садов и способствовали разработке содержания и методики воспитательно-образовательной работы. Большое место в этой работе занимали вопросы речевого развития детей.

Так, А. С. Симонович составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке». Особенности речи детей учитывались ею в организации работы с детьми. С младшими детьми практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими — чтение рассказов, статеек, сопровождавшееся беседами [12,152].

Читайте также:  Расшифровка анализа инсулина у детей

М. X. Свентицкая особое место среди игр и занятий отводила рассказыванию и беседам, разработала методику рассказов и бесед по картинкам и без картинок. Актуальны сегодня ее рекомендации о проведении так называемых свободных бесед, в которых дети сами ставят вопросы и в непринужденной форме обсуждают их с воспитателем. Что касается художественного слова, то Свентицкая предпочитала живое рассказывание педагога, а чтение доступных детям книг — только для старших групп. Она сама руководила кружком рассказчиков, работавшим при Московской детской библиотеке им. Грибоедова, занималась отбором книг, писала рассказы для детей дошкольного возраста, читала лекции для дошкольных работников по методике рассказывания. Ею опубликованы «Русские народные сказки для маленьких детей» (1912, 1913), «Рассказывание» (1916).

Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания [25,216].

Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка; руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни; обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников; развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада [4,272].

Большое влияние на развитие научной методики оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, созданной в 1960 г. в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Исследования велись под руководством заведующего лабораторией Ф. А. Сохина. Феликс Алексеевич Сохин (1929 — 1992) — ученик С. Л. Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог. С его именем связано развитие методики на новом качественном уровне. Разработка Сохиным методической теории включала психологические, психолингвистические, лингвистические и собственно педагогические аспекты. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром [24,156]. Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса развития речи, сложившееся к началу 70_х гг., во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей.

Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф. А. Сохина):

1. структурном — исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;

2. функциональном — исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции;

3. когнитивном — исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики родного языка посвящены исследования В. И. Логиновой, Н. П. Савельевой, Ю. С. Ляховской, А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной, Г. Н. Бавыкиной, Е. М. Струниной, Н. П. Ивановой, А. А. Смаги и других [28,239].

Развитие морфологической и синтаксической сторон речи исследовалось Ф. А. Сохиным, А. А. Захаровой, В. И. Ядэшко, М. С. Лаврик, Л. А. Калмыковой, способов словообразования — А. Г. Арушановой, Э. А. Федеравичене и другими.

Усвоению звуковой системы родного языка посвящены исследования Г. М. Ляминой, М. М. Алексеевой, А. И. Максакова и других.

Второе направление представлено исследованиями педагогических условий формирования связной речи, которая рассматривается как феномен, вбирающий в себя все достижения умственного и речевого развития детей.

Углубили понимание процессов речевого развития детей исследования по проблемам онтогенеза общения (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова).

Завершая краткий обзор истории создания методики развития речи детей, можно сделать вывод о том, что к настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий. Однако фундаментальные и прикладные задачи методики далеко не решены. Многие вопросы требуют дальнейшего изучения [15,288]. Важнейшими среди них являются: уточнение терминологии, основных методических понятий; исследование форм, методов и приемов обучения речи, учитывающих коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; углубление лингводидактических и психолингвистических основ методики; пути повышения эффективности обучения родной речи на занятиях; вопросы обучения детей диалогической речи; диагностика речевого развития детей; методика речевого развития в целостном педагогическом процессе детского сада; проблемы речевого развития детей в условиях семьи; методика индивидуализации обучения родной речи в условиях общественного воспитания; создание нового дидактического материала, методического обеспечения использования современных технических средств обучения.

1.1 Характеристика процессов речевого развития у детей

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; лишь бы были развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление, и хорошее физическое состояние.

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни [3,400].

Развитие речи ребёнка начинается примерно с трёх месяцев. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.

С 3 до 9 месяцев ребёнок просто лепечет; как бы играет звуками и слогами; подражает звукам речи окружающих и в результате получаются первые слова. Слоги для ребёнка становятся целым словом — мама, папа, дада, дай, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др.

В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками («ладушки»), на слова «до свидания» машет ручкой.

Со второго полугодия (6-7 мес.) возникает новый тип общения между взрослым и ребенком — общение на основе понимания речи взрослого при ознакомлении ребенка с окружающим, при организации его действий и при руководстве его поведением. Общение на основе понимания отличается тем, что тождество между обращением и ответом разрывается. Форма обращения взрослого к ребенку не тождественна цели обращения, как это имеет место при эмоциональном общении. У ребенка надо вызвать ответ, который должен соответствовать не форме обращения, а его цели. Дальнейшее развитие понимания у ребенка состоит во все большем отдалении форм обращения, которыми пользуется взрослый, от преследуемой обращением цели, пока ребенок не начинает выполнять соответственное движение и действие по одному только словесному требованию взрослого, т. е. пока понимание не превращается в чисто речевое понимание [11,277].

От 9 мес. до 1 года словарь увеличивается и включает названия предметов, животных, игрушек; имена взрослых и детей. Ребёнок живо реагирует на обращённую к нему речь.

Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь; в период от 9-10 до 12 месяцев ребенок овладевает первыми словами. Первые слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и подражать. Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: баба, папа, мама, дай, на, бах, ав и др. Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша — слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу (это определяется взрослым). К концу года ребенок произносит около 10 простых, облегченных («лепетных») слов, которые несут смысловую нагрузку. Количество произносимых слов значительно меньше понимаемых им. В этот период ребенок еще много лепечет, лепетом сопровождает действия, движения. А словами он пользуется редко — при необходимости обратить на себя внимание, получить желаемое, выразить неудовольствие или радость, увидев что-то неожиданное, заинтересовавшись чем-либо. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить для него средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. А к 1,5 годам ребёнок говорит фразы из двух-трёх слов. Активный словарь включает около 250 слов [14,182].

На протяжении 3_го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличивается роль речи в поведении ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью. Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1000 слов. Ребёнок употребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные (какой?). Употребляет предлоги — за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. (с папой; на стул; у яблочка). 3 года — момент интенсивного развития связной речи. Переход от ситуативной к контекстной требует большой согласованности в работе Ц.Н.С., речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и др. Некоторая рассогласованность в работе Ц.Н.С. в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения. Наблюдается упрямство, негативизм. Это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникнуть заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, дает протест на завышенные к нему требования. Если на этом этапе возникло заикание, то оно может быть обусловлено и возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. Иногда их называют эволютивные, что означает связанные с возрастной фазой развития [19,240].

У детей 4_го года жизни широко используется разговорная форма речи. В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. У ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка», а не лопатка) [20,216].

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены («Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Увеличивается словарь, изложение связное. Предметы обьединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д. Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик); правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказывают или пересказывают.

К 5-6 годам речь грамматически и лексически в основном сформирована.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательные или сюжетные рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще часто нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь [22,137].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы пришли в выводу, что речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка.

Формируясь в процессе общения ребенка со взрослыми в разнообразной практической деятельности ребенка, речь проходит в своем развитии ряд этапов: гуление (4-6 месяцев); лепет (6-10 месяцев); освоение первых слов как сигналов первой сигнальной системы (11 мес.-1г. 6 месяцев); освоение слова как сигнала, обобщающего на основе выделения существенных признаков, и овладение простыми грамматическими формами (1 г. 6месяцев — 2 года); овладение ситуативной речью, быстрое увеличение понимаемых и произносимых слов (2 -3 г.); переход к овладению связной и выразительной речью, усвоение более сложных грамматических структур (4 г. — 6 лет) и возникновение внутренней речи (начиная с 4-5 лет). Потребность в общении, желание узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают маленького ребенка к активному овладению языком.

2. Эмпирическое исследование уровней развития речи у дошкольников

2.1 Методики работы по развитию речи у дошкольников

Целью исследования является определение особенностей речевого развития детей.

В предлагаемой методике М.И. Лисиной исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1. Ситуативно-деловая форма общения. Первая модель, ситуативно-деловая форма общения. В этой ситуации организовывалась игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывал ребенку о том, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками, затем ребенок начинал свою деятельность. Взрослый наблюдал за действиями ребенка и оказывал ему помощь в случае, если она требовалась: отвечал на вопросы, откликался на его предложения. В этой ситуации общение ребенка с взрослым протекало на фоне практических действий с игрушками.

2. Внесутуативно-познавательная форма общения. Вторая модель, внеситуативно-познавательная форма общения. Общение осуществлялось на фоне чтения и обсуждения книг. Книги были подобраны соответственно возрасту детей и имели познавательный характер. Взрослый читал книгу, объяснял, что нарисовано на картинках, давал возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечал на вопросы. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирал сам из ряда предложенных.

3. Внеситуативно-личностная форма общения. Третья модель, внеситуативно-личностная форма общения. В этой ситуации проводилась беседа с детьми на личностные темы. Экспериментатор задавал вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе; взрослый рассказывал о себе, друзьях, о поступках разных людей, оценивал свои достоинства и недостатки, старался быть равноправным и активным участником беседы. Выявление особенностей форм общения с взрослыми осуществлялось следующим образом. Экспериментатор приводил ребенка в комнату, где на столе были разложены игрушки и книги, и спрашивал, с чем бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжку или поговорить. Взрослый организовывал ту деятельность, которую предпочел ребенок; затем ребенку предлагали на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не мог самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагал последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить.

В каждой ситуации помимо ребенка участвовал экспериментатор. В целом программа поведения взрослого характеризовалась открыто выраженной доброжелательностью к ребенку, готовностью прийти на помощь, общаться с ним. Экспериментатор не выдвигал никаких требований по ходу действий и никак не оценивал поведения ребенка. Каждая ситуация длилась не более 15 минут.

Вторая методика Р.Е. Левиной

Первая серия заданий по методике Р.Е. Левиной [24] предусматривает установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Беседа предполагает комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи.

Основное внимание уделяется оценке различных критериев, выделенных Р.Е. Левиной:

Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).

Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.

Читайте также:  Расшифровка анализа дисбактериоза у детей

Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.

Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.

Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.

Вопросы были направлены и на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. Критерии оценки средств общения, выделенные Р.Е. Левиной, имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равнялась 10 баллам.

Таким образом, в ходе анализа методик по развитию речи мы пришли к выводу о том, что одной из главных задач является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Таким образом, в ходе анализа методик по развитию речи мы пришли к выводу о том, что одной из главных задач является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

2.2 Анализ методики О.С. Ушаковой по развитию речи у детей дошкольного возраста

Третья методика, разработанная О.С. Ушаковой, на основании которой был произведен эксперимент. Уровень речевого и коммуникативного развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты или воспитатели. Обследование проводится индивидуально, с каждым ребенком. Беседу с ребенком можно записать на диктофон или сразу в протокол (один взрослый ведет беседу, другой записывает). Если дети хорошо знакомы с взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Если же приходит незнакомый взрослый, то следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы они вступали в речевое общение с удовольствием.

Оценка по всем заданиям дается в качественном (записываются ответы детей) и количественном выражении (в баллах). Несмотря на условность количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности, они помогают выявить уровни речевого развития: I (высокий), II — средний (достаточный) и III (ниже среднего):

Методика выявления уровня речевого развития.

Методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связностью речи при построении разных типов высказываний.

Показатели речевого развития детей старшего дошкольного возраста

1. Правильно произносит все звуки родного языка, твердые и мягкие, глухие и звонкие, различает свистящие, шипящие и сонорные звуки. Осознает недостатки звукопроизношения в речи окружающих и своей речи.

2. Четко произносит слова и фразы, пользуется различными средствами интонационной выразительности (темп речи, владение голосом, плавность изложения текста), в зависимости от содержания высказывания.

3. Понимает термины «звук», «слог», умеет провести звуковой анализ слова.

1. Правильно называет предметы, их действия и качества, различает видовые и родовые понятия, употребляет в речи обобщающие слова;

2. Понимает смысловую сторону слова (может подбирать антонимы, синонимы правильно понимает значения многозначного слова разных частей речи).

3. Точно употребляет слова в связных высказываниях в зависимости от контекста.

1. Морфология. Правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, употребляет трудные грамматические формы (глаголы повелительного наклонения, существительные множественного числа в родительном падеже).

2. Словообразование. Образовывает новые слова разными способами, подбирает однокоренные слова.

3. Синтаксис. Строит предложения разных типов (простые, распространенные, сложные).

1. Владеет умением составлять разные типы текстов: описание, повествование или рассуждение;

2. Составляет связное высказывание по серии сюжетных картин. Умеет определить тему и содержание, структурно выстроить текст в логической последовательности, соединять части высказывания разными способами связей, предложения строит грамматически правильно. Использует в рассказе образные слова и выражения.

3. Излагает текст четко, эмоционально, с выразительной интонацией.

2.3 Результаты исследования и методические рекомендации по развитию речи у дошкольников

Исследование проводилось в МБДОУ № 47 «Радуга» Пушкинского района, поселка Правдинский.

Группа состоит из детей 5-6 лет в составе 12 человек, 6 девочек и 6 мальчиков.

Цель исследования: выявить уровень развития речи у детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.

Обследование было поделено на три стадии. В ходе обследования первой серии заданий (словаря и грамматики) у детей отмечался достаточно сформирован активный и пассивный словарь. Дети умеют обобщать, понимают значение многозначных слов, умеют объяснять их назначение. Могут самостоятельно, без наводящих вопросов подбирать прилагательные к существительным, согласовывать их в роде, числе и падеже. Большинство детей называют различных животных, а так же всех детенышей в правильной грамматической форме.

Вторая серия заданий была направлена на выявление звуковой культуры речи. Почти у всех детей при обследовании отмечалось неправильное произношение сонорных и шипящих звуков. При задании разобрать картинки с заданными звуками, многие не совсем справились с заданием. Дети не могли провести звуковой анализ слова, неправильно называли последовательность звуков в слове. Многие дети могут говорить скороговорки медленно, шепотом, громко и тихо, но при ускоренном темпе часто сбивались. В ходе эксперимента могли менять интонацию в предложенных предложениях.

Третья серия заданий была направлена на качество связной речи. На данном этапе детям предлагались картинки и серии картинок. Большинство детей смогли самостоятельно составлять рассказы, придумать различные названия. В правильной последовательности раскладывали серии картинок и описывали их. Результаты представлены на диаграмме.

Результаты диагностики компонентов речи дошкольников

Беседа была построена так, чтобы выявить правильность употребления грамматических форм, объем словаря, состояния звукопроизношения. Мы использовали при этом знакомые ребенку тематические циклы («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт» и др.). Так, при рассматривании картин, на которых изображены животные, ребенку задали вопросы, направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков. Например: «Назови, каких ты знаешь домашних и диких животных. Покажи, где медведица, бельчонок, зайчата. Скажи, чем покрыто туловище медведя, где живут белка, лиса. Как называются детеныши собаки, свиньи, коровы, лошади? Кто чем питается? Кто, как и чем защищается? Кто охотится за животными? Как можно сказать про лису? Она какая?» При обследовании лексического запаса важно не только выявить количественный запас существительных, глаголов, прилагательных, но и проверить самостоятельное употребление их в речи. Для этого мы ребенку предлагали закончить предложение, добавить недостающее по смыслу слово. Например: «У лисы хвост длинный, а у зайца… короткий. Белка по веткам прыгает, а змея по земле… ползает. Петух кукарекает, а кошка… мяукает». Таким образом, нами было выявлено умение правильно употреблять грамматические формы, объем словаря.

Фонетическая сторона речи оказалась наиболее несформированной, так звонкие заменяются глухими, Р и Л звуками Л’ и И, с звуком Ш или Ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками Т, Т’, Д, Д’. Дети произносят «тамолет» вместо «самолет», «тапка» вместо «шапка», «коды» вместо «козы» и т. д.

В других случаях не произошел процесс дифференциации звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук Ш вместо Ш и С, вместо Ч и Т нечто вроде смягченного Ч и т. п.

Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова «собака», «шуба», но в речи наблюдается смешение звуков С и Ш, например: «Шаса едет по сошше» (Саша едет по шоссе).

Работа по определению особенностей связной речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста пользуются разнообразными способами связи предложений в тексте. Правда, у некоторых дошкольники нарушается последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. Часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Дети почти не обращались к помощи взрослого, самостоятельно справлялись с заданиями. Таким образом, можно сделать вывод о том, речь дошкольника будет развиваться эффективно при условии комплексного подхода к ней.

В процессе экспериментальной работы проводилась проверка сформированности компонентов речи родного языка у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования помогли выявить уровни развития словаря, грамматического строя речи, фонетики. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться, большинство детей правильно произносят звуки родного языка, завершается в основном этап усвоения грамматической системы языка. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ. Но конечная цель это овладение речью как средством общения.

По данным исследований дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития речи. Формирование всех компонентов речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения. Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения. Однако для построения правильной и эффективной работы, прежде всего, необходимо выявить нарушения и недостатки в речевом развитии ребенка, что проводится в процессе диагностического исследования.

Подводя итоги исследования, нужно отметить, что актуальность проблемы речевого здоровья детей за многие годы значительно возросла. А предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в воспитательной работе ДОУ, формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения.

Слово — как лексическая единица представляет собой систему взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность. Слово — как грамматическая единица — это система всех его форм с их грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме.

Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм у детей. Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

В соответствии с выдвинутыми нами задачами, была проанализирована психолого-педагогическая литература; выявлены характерные особенности развития речи у дошкольников; описаны методики по развитию речи у дошкольников; проведено диагностическое исследование.

Посредством реализации ряда диагностических методик мы выявили особенности развития речи детей. В результате проведения диагностической методики мы сделали вывод, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников необходимо проводить коррекционную работу по формирования правильного звукопроизношения, развитию грамматического строя речи.

1. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Проспект, 2013. — 159 с.

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. — М.: Скрипторий 2003, 2012. — 160с.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2010. — 400 с.

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. — М.: Мозаика — Синтез, 2002. -272 с.

5. Арушанова А.Г. Старшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1997. — № 1. — С.80-110.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981, 255 с.

7. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2002. — № 8. — С. 52-55.

8. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. — М.: Просвещение, 2012. — 158 с.

9. Дьяченко О.М., Невская П.И. Развитие речи дошкольника._М.: Просвещение, 2010.

10. Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие речи у дошкольников. — М.: Педагогика, 1974. — 288 с.

11. Захарова Т.Н. Дифференцированный подход как условие речевого развития дошкольников: дис. к.п.н.: Екатеринбург, 2007.-277с

12. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1972.-152c.

13. Логинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Дошкольная педагогика. Часть 2. / Под ред. В.И. Логиновой. — М.: Просвещение, 2008. — 270 с.

14. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. — М., 2008.-182с.

15. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада. — М.: Просвещение, 2014. — 288 с.

16. Максаков А. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1986. — № 2.-С.35-40

17. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др. — М.: Просвещение, 1984. — 240 с.

18. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.

19. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. -240 с.

20. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. — М.: Педагогика, 1989. — 216 с.

21. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. — 223с.

22. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой — М.: изд. АПН СССР, 1990. -137 с.

23. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М.: Просвещение, 2008. — 176с.

24. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками в детском саду. — М.: Педагогика, 2014.-156с.

25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2011. — 216 с.

26. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. — 207 с.

27. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 2008.-416с.

Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста, методика и подходы к ее развитию, а также значение беседы в данном процессе. Содержание и принципы педагогической деятельности в направлении формирования диалогической речи дошкольников.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 16.06.2014

Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика развития связной речи дошкольников. Методические рекомендации по использованию системы наглядного моделирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [2,6 M], добавлен 16.01.2014

Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у дошкольников. Экспериментальное исследование выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста. Методические рекомендации по развитию выразительности речи у детей.

курсовая работа [27,1 K], добавлен 13.09.2006

Специфика развития связной речи у дошкольников. Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников. Описание опыта работы и методического сопровождения по формированию связной речи детей старшей и средней групп ДОУ.

курсовая работа [85,4 K], добавлен 08.09.2011

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.

курсовая работа [64,0 K], добавлен 24.09.2014

Теоретическое обоснование в лингвистической литературе проблемы формирования связной речи у дошкольников. Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

дипломная работа [5,9 M], добавлен 15.10.2013

Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

дипломная работа [734,0 K], добавлен 06.12.2013

Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе. Выявление уровня развития связной диалогической речи у детей средней группы. Разработка программы использования сюжетно-ролевых игр в развитии связной речи у дошкольников.

курсовая работа [49,6 K], добавлен 28.10.2011

Понятие монологической речи и проблемы ее развития. Особенности нарушения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Направления коррекционной работы по развитию речевой деятельности дошкольников.

курсовая работа [59,2 K], добавлен 24.11.2014

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни. Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет).

курсовая работа [49,3 K], добавлен 13.09.2003

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник