Меню Рубрики

Анализ интересов детей 6 лет

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Развитие личности ребенка 5-6 лет.

Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собствен­ного поведения, как правило, более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей..

К 5-6 годам ребенок приобретает понимание системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.

Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли.

При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабева­ет. Дети активно стараются привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор, поделиться своими новыми знаниями, впечат­лениями, суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и помочь почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Развитие психических процессов в 5-6 лет.

Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.

Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Понятие времени ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством. Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т.д.)

Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.

Продолжаем развивать мелкую моторику:

  • Конструкторы: «лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование).
  • Работа с ножницами (аппликации), раскраски (желательно карандашами)

Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.

Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.

Этот возраст физиологи называют «периодом первого вытяжения», так ребенок за год может вырасти на 5-7 см. Рост ребенка в 5 лет в среднем 106.0-107.0 а масса тела 17.0-18.0 кг. В течение года в месяц прибавка в весе составит 200 г, а роста – 0.5 см.

Также характерно неравномерность роста отдельных частей тела. И в этом периоде жизни ребенка, отмечается увеличение длинны конечностей, ширины таза и плеч как у мальчиков, так и у девочек. При этом есть половые различия: грудная клетка у девочек увеличивается более интенсивно, чем у мальчиков.

Костный скелет продолжает изменяться. Поскольку рост головного мозга еще не закончен, кости черепа еще сохраняют хрящевые зоны. Окружность головы к 6 годам в среднем составляет 50 см. Поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет более 90% размеров поверхности мозга взрослого человека.

Носовая перегородка также еще не окостенела. Это необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим факторам, так как скелетная мускулатура еще слаба в области связок и сухожилий. Поэтому при избыточной массе тела ребенка, а также при несбалансированных физических нагрузках возможно нарушение осанки, развивается плоскостопие и вздутый или отвислый живот (возможно появление грыжи).

Однако крупные мышцы к 6 годам развиты хорошо, поэтому спортивные упражнения даются им легко. А вот мелкая моторика еще не достаточно сформирована.

Дыхательная система ребенка еще сильно отличается от взрослой: она гораздо уже. И поэтому нарушение температурного режима в помещении, а также отсутствие баланса влажности может привести к распространению респираторных заболеваний.

По сравнению с новорожденным сердце ребенка увеличилось в 4 раза. Средняя частота сердцебиения составляет 92-95 ударов в минуту.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы: возбуждение и самое главное торможение, которое позволяет ребенку произвольно контролировать поведение и мыслительные процессы. Но поскольку эти процессы все-таки еще не совершенны, ребенок может с отсрочкой по времени реагировать на экстренную просьбу (отпрыгнуть, оттолкнуться и т.д.).

Также в этом возрасте четко прослеживаются так называемые «динамические стереотипы», то есть ребенок может негативно реагировать на смену привычного уклада жизни. Для совершенствования этих нервных процессов рекомендуется создавать частично измененную на время обстановку при проведении подвижных игр, походы в гости и на общественные мероприятия.

источник

Диагностика игровых интересов дошкольников подготовительной группы на тему «Что интересует современного ребёнка?»

В работе представлены результаты исследования интересов в игре старших дошкольников

Диагностика игровых интересов дошкольников подготовительной группы на тему

«Что интересует современного ребёнка?»

Вопросы для беседы с ребенком:

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание на:

— игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;
— любимые сюжеты и роли;
— любимые игрушки.

Наблюдение за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

— игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

— разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

— зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

— характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе.

Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы

Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок

Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов

Виды: режиссерские, настольно-печатные: (дидактические «Падающая башня», «Хитрые предметы», с кубиками и фишками, лото), строительно-конструктивные

Сюжеты: приключенческие («Космические полёты», «Средневековые рыцари»», «Пираты», «Путешествие к динозаврам»), военные («Война»), по мотивам м/ф

Различные виды печатных игр, крупные блоки деревянного конструктора, мелкий конструктор типа «Лего», фигурки солдатиков, персонажей сказок, мультфильмов, фигурки из настольных театров

Сюжеты разнообразны, развитие сюжетов динамичное,

Виды: с/р, д/и, творческие игры

Сюжеты: «Дочки-матери», «Семья», «Принцессы», «Магазин», настольно-печатная игра «Одень куклу», театрализованные игры по мотивам сказок

Куклы, коляски, посуда, одежда, подушки, театральные атрибуты, фигурки из настольных театров

Сюжеты не отличаются разнообразием, динамичность низкая

Сюжеты: «Дочки-матери», «Ресторан», «Магазин», «Пикник», «Школа», настольно-печатная игра «Одень куклу», театрализованные игры по мотивам сказок

Посуда, одежда, атрибуты для с/р игр, материал д/и, театральные атрибуты, подушки, фигурки из настольных театров

Сюжеты разнообразны, но развитие сюжетов нединамичное

Виды: строительно-конструктивные, п/и, с/р, режиссерские

Сюжеты: военные («Космические войны», «Война», «Пираты»), спортивные соревнования («Хоккей», «Футбол», «Догонялки», «Выше ноги от земли», «Прятки»)

Крупные блоки деревянного конструктора, модели автомобилей, оружие, спортивное оборудование (мячи, клюшка, шайба)

Сюжеты не отличаются разнообразием, динамичность низкая

Виды: режиссерские, настольно-печатные, с/р, д/и, творческие игры

Сюжеты: «Семья», «Магазин», «Принцессы», «Пикник», «Больница», «Парикмахерская», с использованием фигурок из киндер-сюрпризов и миниатюрных персонажей, игры с вылепленными из пластилина игрушками, театрализованные игры по мотивам сказок, настольные («Одень куклу», «Падающая башня»)

Миниатюры животных, театральные атрибуты, атрибуты с/р игр, игрушки, вылепленные из пластилина, изготовленные самостоятельно из бросовых и природных материалов, конструктор, фигурки из киндер-сюрпризов, подушки, фигурки из настольных театров

Миниатюры кукол, их домиков и домашней обстановки (мебель, посуда)

Сюжеты разнообразны (много режиссерских игр), развитие сюжетов очень динамичное, в одну игру может играть несколько дней

Виды: с/р, п/и, настольные, режиссерские

Сюжеты: военные («Космические войны», «Война», «Пираты»), спортивные («Баскетбол», «Велосипед/самокат» «Хоккей», «Футбол», «Догонялки», «Прятки»), настольные («Космическое путешествие», «Путешествие к динозаврам»), «Парковка»

Фигурки солдатиков, ракет миниатюры персонажей м/ф, игрушки, вылепленные из пластилина, изготовленные самостоятельно из бросовых и природных материалов

Сюжеты не отличаются разнообразие, динамичность высокая

Виды: режиссерские, настольно-печатные: (дидактические «Падающая башня», «Хитрые предметы», «Весёлый звоночек», с кубиками и фишками, пазлы, лото), с/р, строительно-конструктивные, п/и, творческие

Сюжеты: военные («Космические войны», «Война», «Пираты»), спортивные («Велосипед/самокат», «Хоккей», «Футбол», «Догонялки», «Прятки», «Охотники и утки», «Горячий мяч»), приключенческие («Космическое путешествие», «Путешествие к динозаврам», «Средневековые рыцари») строительные («Парковка», «Средневековый замок»), с/р («Пикник», «Школа»), режиссерские по замыслу с миниатюрами персонажей и животных

Различные виды печатных игр, мелкий конструктор типа «Лего», фигурки солдатиков, машинки, миниатюры животных, театральные атрибуты, атрибуты с/р игр, игрушки, вылепленные из пластилина, изготовленные самостоятельно из бросовых и природных материалов, все виды конструкторов, атрибуты для д/и (пазлы, лото)

Сюжеты очень разнообразны (много режиссерских игр), с удовольствие участвует во всех видах и формах игр, легко вступает в игровые сообщества, развитие сюжетов очень динамичное, в одну

Виды: с/р, режиссерские, настольно-печатные: (дидактические),творческие

Сюжеты: «Парикмахерская», «Прогулка с собакой», «Ветеринар», «Одень куклу», режиссерские игры по замыслу, по мотивам сказок

Атрибуты с/р игр, игрушки, вылепленные из пластилина, изготовленные самостоятельно из бросовых и природных материалов, атрибуты для д/и (мозаики, пазлы), фигурки из киндер сюрпризов, миниатюры и фигурки животных, фигурки из настольных театров

Сюжеты разнообразны (много режиссерских игр), развитие сюжетов не динамичное, преимущественно одиночная игра,

Виды: п/и, с/р, режиссерские, театральные, строительно-конструктивные

Сюжеты: спортивные («Велосипед/самокат», «Бездомный заяц», «Прятки», «Охотники и утки», «Горячий мяч»), «Семья», «Детский сад», «Ветеринар», «Пикник», «Магазин», «Школа», режиссерские игры на различные темы, по мотивам сказок

Атрибуты для всех видов спортивных игр, для с/р игр, игрушки, изготовленные самостоятельно из бросовых и природных материалов, фигурки из киндер-сюрпризов, миниатюры и фигурки животных, фигурки из настольных театров, крупные блоки деревянного конструктора, подушки

Сюжеты не отличаются разнообразием, но довольно глубоки по содержанию, в одну может играть несколько дней

Выводы по результатам проведённой диагностики игровых интересов дошкольников подготовительной группы на тему:

«Что интересует современного ребёнка?»

Мальчики предпочитают с/р игры военного (4) и приключенческого (3) характера, а также п/и (3) и настольно-печатные (4)

Конструктор «Средневековый замок» (1), конструкторы типа «Лего», блоки деревянного конструктора крупного и мелкого размеров, настольные игры с фишками и кубиками (2), «Хоккей» (3), «Футбол» (3), «Школа» (1), «Пикник» (1), «Пираты» (3), настольные игры «Падающая башня» (2), «Весёлый звоночек» (1), настольно-печатные игры с кубиками и фишками (2), лото (2), пазлы (1), д/и «Хитрые предметы» (2), режиссерские игры (4)

Читайте также:  Хламидия пневмония у детей расшифровка анализа

Девочки предпочитают с/р игры («Пикник» (4), «Магазин» (4), «Семья» (3), «Школа»(3)), настольно-печатные («Одень куклу» (4)), режиссерские.

«Дочки-матери» (2), «Принцессы» (2), «Больница» (1), «Парикмахерская»(1), «Детский сад»(1), «Ветеринар»(2), настольно-печатные игры с фишками и кубиками, настольная игра «Падающая башня», «Весёлый звоночек», лото, пазлы, мозаики типа «Составь узор», д/и «Хитрые предметы», игры с природным и бросовым материалом с использованием фигурок из киндер-сюрпризов и миниатюрных персонажей, игры с вылепленными из пластилина игрушками, театрализованные игры по мотивам сказок (например, «Золушка» или «Снежная королева»), миниатюры кукол, их домиков и обстановки

Атрибуты для с/р, крупные блоки деревянного конструктора, мелкий конструктор типа «Лего», солдатики, спортивный инвентарь, машины, модели автомобилей, фигурки из киндер-сюрпризов и миниатюрные персонажи, фигурки динозавров и животных, миниатюра парковки и модели автомобилей

Куклы, кубики (крупные кирпичи и блоки, подушки), атрибуты для с/р игр (посуда, коляски, одежда для кукол и пр.), игрушки, самостоятельно изготовленные детьми, миниатюры кукол, их домиков и домашней обстановки (мебель, посуда)

«Аты-баты…», «Ехала машина тёмным лесом…», «Вышел месяц из тумана…», «Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…», «Стакан, лимон…»

«Раз, два, три, четыре, пять, пушки с пристани палят…», «Дора, дора, помидора…», «Ехала карета…», «На золотом крыльце сидели…», «Возле леса у реки живут гномы-старики…», «Ёжик-ёжик, чудачок…»

Пословицы о временах года, труде и качествах личности

(«Без труда…», «Когда я ем…», «Пришел марток…», «Весна — всем красна» и т.п.)

Поговорки почти не используют

Пословицы о временах года, труде и качествах личности

(«Без труда…», «Когда я ем…», «Пришел марток…», «Весна — всем красна» и т.п.)

Поговорки используют очень редко

Удовлетворённость игровой средой

Недостаточно игр строительно-конструктивного характера, военного направления, атрибутов к ним (формы моряка, подзорной трубы, и т.п.), недостаточно игр познавательного направления, например, по экспериментальной деятельности

Редкая смена, обновление атрибутов, стандартный подбор игр и игрушек (недостаточно игр познавательного, обучающего направления, например, по экспериментальной деятельности)

источник

Анализ анкет для родителей по выявлению у детей интереса к изобразительной деятельности в старшей группе

Телешина Светлана
Анализ анкет для родителей по выявлению у детей интереса к изобразительной деятельности в старшей группе

у детей интереса к изобразительной деятельности

в старшей группе

Анкетирование родителей в старшей группе по выявлению у детей интереса к изобразительной деятельности проводилось в феврале 2018 года.

В анкетировании приняли участие 22 родителя, где им предлагалось ответить на 20 вопросов. Вопросы были направлены на выявление творческих стремлений воспитанников и степени участия родителей в изобразительной деятельности детей дома.

В результате анкетирования выявлено, что все родители осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие и знают, что изобразительная деятельность влияет на развитие их ребёнка.

Анализ ответов показал, что в свободное время дети дома рисуют — 90%, лепят из пластилина – 33%, вырезывают и выполняют аппликацию при помощи ножниц – 52%. Дети самостоятельно придумывают тему рисунков, по своему желанию выбирают материал, которым будут рисовать. Следует, однако, отметить, что дома они редко рисуют акварельными красками, восковыми мелками. Больше всего рисуют фломастерами и карандашами.

В основном все родители считают, что у их ребёнка есть способности к изобразительному творчеству. Но немногие помогают своему ребёнку в выборе материала, которым рисовать; не советуют, как расположить рисунок на листе, как лучше нарисовать. Не всегда дети рассказывают о своём рисунке, если родители не спрашивают его об этом.

На вопрос, что чаще рисуют дети. Родители мальчиков отвечали, что рисуют технику, роботов, солдатиков, космос. Родители девочек отвечали, что их дети рисуют кукол, принцесс, цветы, сердечки, животных, персонажи мультфильмов. И мальчики, и девочки рисуют свою семью: мам, пап, братьев и сестёр.

Большинство родителей считают данный вид деятельности важным, они хвалят и поощряют успехи своего ребенка. Не все родители рассматривают с детьми иллюстрации детских книг, смотрят телепередачи, посвящённые знакомству с изобразительным искусством. Совсем немногие посещают с детьми различные выставки и музеи.

Совсем немногие родители знакомы с нетрадиционной техникой рисования, а кто знаком отвечали, что детям нравится рисовать ладошками и пальчиками, но все разрешают это делать дома. В нетрадиционной технике рисования чаще всего дома используют разные печати, которыми детям нравится рисовать.

Радует то, что в основном все родители собирают и хранят работы своих детей. Некоторые вывешивают их на холодильник или на стену в детской комнате, некоторые периодически рассматривают их с детьми.

Только один из опрошенных родителей умеет профессионально рисовать.

Дома для детей созданы необходимые условия для развития интереса к изобразительной деятельности. У всех имеется специальное место для занятий изобразительной деятельностью, родители обеспечивают (покупают) детям материалы для изобразительной деятельности.

На 18 вопрос анкеты («Считаете ли вы необходимым для развития творческих способностей посещение ребёнком занятий в изостудии на базе дошкольного образовательного учреждения») все родители хотели бы, чтобы их ребёнок посещал кружки в садике по изобразительной деятельности.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что многие родители осведомлены о том, что такое художественно-эстетическое развитие. Анкетирование помогло определить родителей, с которыми необходимо провести работу по изобразительной деятельности в виде индивидуальной просветительской беседы.

Нам, воспитателям, необходимо больше уделять внимание для совместных мероприятий родителей и детей в форме мастер – классов по обучению изобразительной деятельностью.

А главное, мы вместе с родителями сможем активно развивать мелкую моторику пальцев, умелость рук, что окажет положительное воздействие на подготовку руки к письму в школе.

Анализ анкетирования провела

Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей через нетрадиционные формы рисования Подготовила воспитатель 1 категории Ищенко Светлана Александровна Одной из важных задач в области образования – эстетическое воспитание.

Анализ анкет родителей средней группы на тему «Взаимоотношения в семье» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кантемировский детский сад №1 Кантемировского муниципального района Воронежской.

Анкеты для родителей по выявлению и развитию способностей детей в художественно — эстетическом направлении Анкета для родителей № 1 «Что рисует ваш ребёнок?» Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Это поможет нам в работе.

Диагностика по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей старшей группы Задание № 1 Цель: выявить уровень сформированности представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Корзина с овощами» Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Корзина с овощами».Рисование с элементами нетрадиционной техники. Цель: развитие.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в технике пластилинографии «Снеговик» в старшей группе для детей с ЗПР Тема: «Снеговик» (пластилинография) Программное содержание: Вызвать у детей интерес к пластилину как художественному материалу. Учить способу.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности родителей в изобразительной деятельности; поиск новых нетрадиционных форм и методов художественно – эстетического.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Большие и маленькие ели» НОД по изобразительной деятельности в старшей группе на тему «Большие и маленькие ели» Большие и маленькие ели Цель: Учить располагать.

Организация деятельности по выявлению психомоторной одаренности у детей дошкольного возраста Катерешина Т. А., воспитатель МБДОУ ДС №27 «Берёзка», Рощупкина И. В., воспитатель МБДОУ ДС №27 «Берёзка», Федорова Е. Н., инструктор по физической.

источник

Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

  • Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  • Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.

Критерии оценки

  • Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
  • Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) — 1 балл.
  • Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

  • Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
  • Ребенок не понимает задания — 0 баллов.

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
  • Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.

Критерии оценки

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого — 0 баллов.

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки

  • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Процедура проведения. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант — пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
  • Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
  • Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Читайте также:  Художественный анализ отцы и дети

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»

Критерии оценки

  • Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

Высокий уровень — 16—20 баллов.
Средний уровень — 10—15 баллов.
Низкий уровень — 0—9 баллов.

источник

Изучение детских интересов происходит в двух направлениях. Первое связано, прежде всего, с их диагностикой в начале и в конце учебного года. В этот период определяются содержание интересов дошкольников и сформированность познавательного мотива деятельности. С этой целью могут использоваться следующие методы.

Беседа с детьми направлена на изучение содержания детских интересов (средний и старший дошкольный возраст). Она составлена на основе методики исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов, которая проводилась кафедрой дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в 2008–2009 гг.. С детьми среднего дошкольного возраста такая беседа проходит на основе выбора картинок с изображением предпочитаемых видов деятельности и включает следующие вопросы: Что ты любишь делать дома? Что ты любишь делать в детском саду? Что ты любишь делать на прогулке? В какие игры ты любишь играть? Твои любимые игрушки? Какие книги ты любишь? Твои любимые мультфильмы? Какие передачи по телевизору ты смотришь? Что ты любишь рисовать? Твои любимые песни?

В беседу с детьми старшего дошкольного возраста включены следующие вопросы: Что ты любишь больше всего на свете? Чему бы ты хотел научиться? Что бы ты хотел узнать? Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все? Что вы делаете дома всей семьей? Как вы отдыхаете в семье? Что тебе нравится в детском саду больше всего? Что интересного есть в твоем городе? Любишь ли ты ходить в театр? В какой? Твой любимый спектакль? Любишь ли ты ходить в музей? В каком музее ты уже был? Кем ты станешь, когда вырастешь? Какие профессии тебе нравятся? Хочешь ли ты учиться в школе? Почему? Какие книги ты любишь? Твои любимые литературные герои? Твой любимый герой мультфильма? Какие телепередачи (для детей и взрослых) ты смотришь? Какие кинофильмы тебе нравятся? Какую технику ты любишь?

Беседа со старшими дошкольниками осуществляется поэтапно, по несколько вопросов в день. Вопросы могут задаваться от лица игрового персонажа или в форме «интервью» с использованием специальных атрибутов (микрофона).

1. «Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил?»

2. «Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?» (регистрируются первые 5 ответов).

3. «Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать?» (регистрируются первые 5 ответов).

4. «Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию?».

5. «Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги?».

6. «Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал?» – (регистрируются первые 5 ответов).

Из содержания детского рассказа выбираются ответы познавательного характера. Познавательная активность оценивается следующим образом: если ответов познавательного характера 9 и более – у ребенка ярко проявляется познавательный, исследовательский интерес к миру, если ответов познавательного характера всего 2 и менее, познавательный мотив еще не сформирован.

Содержание детских ответов помогант определить и направленность интересов детей к изучению определенных объектов окружающего мира и интерес к деятельности.

На основе анализа степени активности ребенка в процессе беседы и анализа содержания детских ответов делается вывод об особенностях содержания детских интересов.

Практическая ситуация «В гости в другую группу». Цель: изучение содержания детских интересов и предпочтений.

Проводится с подгруппой детей. Дети приглашаются в гости в соседнюю группу. В ней нет детей, но есть игры и игрушки, в которые можно поиграть. Гостям разрешается делать все, что они захотят, но аккуратно, чтобы не нарушать порядок. Выполнять правило, если взял поиграть, потом надо обязательно положить на место. В течение 15 минут идет видеофиксация того, что выбирают и как действуют дети (стратегии поведения в незнакомой обстановке), время действия с одним предметом, инициативы детей.

Полученная информация поможет определить содержание детских интересов и характерную для ребенка стратегию поведения при взаимодействии с новым объектом.

Ситуация наблюдения за ребенком в свободной деятельности.

Цель: изучение детских интересов и особенностей поведения в процессе действия с разнообразными (знакомыми, новыми) объектами окружения.

В процессе наблюдения за ребенком в ходе свободного общения, совместных игр воспитатель ведет наблюдение и фиксирует, стремится ли ребенок рассказывать о себе, своих близких и что он рассказывает (о разных событиях, эпизодах раннего детства, мечтах, о своих умениях и достижениях, об интересующих его сторонах окружающей действительности). Важно, чтобы при диагностике педагог обратил внимание на проявляющиеся интересы дошкольников к разным сторонам своей жизни и жизни близких (родных, сверстников) в настоящем, прошлом и будущем.

Полученная информация поможет учитывать особенности развития детских интересов при организации совместной деятельности с сдетьми, выбрать характер мотивации деятельности, ее содержание.

Важным направлением изучения интересов является постоянное отслеживание изменения предпочтений дошкольников во взаимодействии со взрослым в течение дняэто второе направление мониторинга предпочтений дошкольников. Для этого после каждого мероприятия, проведенного в детском саду, детям задается вопрос: «О чем вы еще хотите узнать?» («Чем еще хотите позаниматься?»).

Используется и образовательная ситуация диагностического характера «Копилка интересов». Педагог показывает детям привлекательную коробочку или шкатулку и говорит, что это копилка интересов. Предлагает собрать в нее все, что интересно. Чтобы получить более полную информацию, задает воспитанникам три вопроса: Что вам интересно делать? Чем вы любите заниматься в детском саду? Что хотите узнать? Ответы детей записываются и помещаются в копилку. Записки перемешиваются, после чего одна из них извлекается и озвучивается. С реализации данного интереса (вопроса) начинается работа с копилкой. Педагог имеет возможность проанализировать полученные данные, разделить детские интересы на группы: те, которые можно реализовать в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности в режиме дня и т.д.

Можно использовать и фиксацию детских вопросов (предложено Поляковой М.Н.). Воспитатель записывает все вопросы детей, заданные в течение недели, а также фамилию и имя ребенка, задавшего вопрос.

Вопросы записываются в таблицу, в первой графе которой записывается имя ребенка, во второй – вопросы ребенка, третья графа предназначена для записи выводов.

Критерии и показатели для анализа детских вопросов:

1. Направленность вопросов: познавательная (вопросы на установление причинно-следственных связей, например, « Почему корова ест траву зеленую, а молоко получается белое?»), иная (например, «А что у нас будет на обед?», «А мама скоро придет?»).

2. Количество заданных вопросов: много (более пяти вопросов познавательной направленности за неделю), мало, нет вопросов познавательной направленности.

3. Содержание вопросов: вопросы о природе, о технике, о социальном мире и человеке, о мире искусства, о странах, об экономике и т.п.

4. Временная характеристика вопросов: вопросы касаются современности, истории или возможного будущего времени.

5. Отношение ребенка к ответу на вопрос: выслушивает ответ на свой вопрос внимательно или невнимателен, отвлекается в момент ответа.

На основе проведенного анализа делается вывод о степени проявления познавательной направленности ребенком (сильная, слабая, не проявляется) и об особенностях содержания его интересов.

Постоянное отслеживание интереслв дошкольников становится традицией ежедневного взаимодействия с детьми, постепенно активность детей наравстает, они уже не ждут вопросов от взрослого, а сами проявляют инициативу, предлагая содержание и формы организации деятельности в ближайшее время.

Критерии и индикаторы оценки детских интересов

Интересы дошкольников могут различаться по разным параметрам: широте (степени охвата объектов действительности), направленности, действенности (стремлением к реализации интереса в деятельности), осознанности, устойчивости и глубине (Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, В.Г. Иванов, Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова). Приведем критерии оценки детских интересов.

Критерий 1проявление ребенком интереса к процессу познания.

— дошкольник задает исследовательские вопросы: «Как», «Какой», «Зачем», «Для чего», «Почему», «Что будет, если»;

— с интересом и удовольствием включается в наблюдение и экспериментирование, инициирует познавательно-исследовательскую деятельность;

— замечает новый объект, обследует его, спрашивает про него, наблюдает за ним.

Критерий 2.сформированность познавательного мотива деятельности.

— преобладание вопросов и ответов с познавательно-исследовательской направленностью (хочу узнать, интересно, как, зачем);

— удерживает познавательный мотив на протяжение всей деятельности и высказывает его в результате (я узнал, научился, теперь знаю);

— охотно включается в деятельность познавательного характера.

Критерий 3.содержание детских интересов.

— какая сфера действительности интересует ребенка: природа, культура, общение, предметный мир, область –Я;

— какую деятельность чаще предпочитает ребенок в ситуации выбора.

Критерий 4.направленность интересов в соответствии с проявлением отношения к миру.

— какой компонент интереса преобладает в проявлениях ребенка в деятельности и поведении;

Критерий 5. — осознанность интереса.

— ребенок говорит о своих интересах и предпочтениях;

— четко формулируют свой интерес,

— может объяснить, пояснить его;

— стремится отстаивать свои интересы, приводя аргументы в пользу выбора.

Критерий 6. — отношение к интересам других.

— ребенок выслушивает интересы сверстников;

— учитывает интересы других детей в деятельности, соглашается на изменение собственных планов для учета мнений партнеров.

источник

ПРОГРАММА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

1.2 КЗП – методики «Узнай фигуру»;

1.3 Мышление – методика «Исключение лишнего», методика «Последовательные картинки»;

1.4 Внимание – методика «Проставь значки»;

1.5 Графический навык – методика «Продолжи узор».

2. Эмоционально – личностная сфера:

2.1 Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»;

3. Детско-родительские отношения:

3.1 Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

1.1 Кратковременная слуховая память (КСП) — методика 10 слов

Цель: определение объема непосредственного запоминания вербального материала.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить».

1 срез : дом, лето, мак, часы, рука, дуб. цвет, снег.

2 срез: лес, хлеб, час, стол, вода, брат, конь, гриб.

Процедура обследования: слова называются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется правильно и точно воспроизведенные слова.

объем слухоречевого запоминания;

скорость запоминания данного объема слов;

особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазии и т.п.);

особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия.

Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно – окошко).

Шкальные оценки: 8 баллов – очень высокий, 5–7 баллов – высокий, 3-4– баллов – средний . 2– балла – низкий . 0–1 балл – очень низкий .

Возрастные особенности выполнения . Нормально развивающиеся шестилетние дети после первого прослушивания называют 3-4 слова, семилетние – 4-5 слов. Если после прочтения ребенок запомнил не более 2х слов, тест нужно повторить еще раз через 1-2 недели. НЕ исключено, что ребенок просто плохо себя чувствовал, был расстроен и думал о чем-то своем. Для второго раза нужно взять другие слова. Если при повторном тестировании будут получены такие же результаты, очевидно, следует уделить больше внимания состоянию здоровья ребенка, проконсультироваться у специалиста.

1.2 Кратковременная зрительная память(КЗП) методика «Узнай фигуры»

Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже (А). Им дается инструкция примерно следующего содержания:

Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

10 баллов – ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8–9 баллов – ребенок узнал на картинке 7–8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6–7 баллов – ребенок узнал 5–6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4–5 баллов – ребенок узнал 3–4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2–3 балла – ребенок узнал 1–2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0–1 балл – ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий, 8–9 баллов – высокий, 4–7 баллов – средний , 2–3 балла – низкий , 0–1 балл – очень низкий .

1.3 Мышление – методика «Исключение лишнего»

Цель: исследование уровня обобщающих операций ребенка , возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне.

Ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним».

Инструкция 1А: «На каждом рисунке изображены четыре предмета. Три из них можно объединить между собой, можно назвать одним словом, а четвертый предмет к ним не подходит. Найди, какой?»

В ситуации, когда ребенок не понимает такой инструкции, ему дается дополнительное разъяснение.

Инструкция 1Б: «Найди этот неподходящий предмет, объясни, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно одним словом назвать остальные три предмета?»

Если ответ ребенка показывает, что он не понимает предлагаемого задания, специалист вместе с ним разбирает первую картинку данной серии, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет (вариант помощи). Далее предлагается вторая картинка этой же серии.

Особо тревожному и неуверенному в себе ребенку можно сказать, что не бывает неправильных ответов: как он считает, так и будет правильно, только надо будет объяснить, почему, как ему кажется, один предмет не подходит.

Обработка. За каждое правильно выполненное задание (указание «лишней» картинки и правильного обобщения) ребенку начисляется 2 балла.

Если ребенок правильно указал «лишнюю» картинку, но не смог произвести операцию обобщения, ему начисляется 1 балл. За неправильное выполнение зада ния — 0 баллов. Максимальное количество баллов за данное за дание равно 8.

Высокий уровень- 6-8 балла, Средний уровень — 4-5 балла, Низкий уровень — 1-3 балла.

Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора. В отношении детей с нарушениями речи допустим ответ одним словом с поясняющими жестами, если это дает специалисту возможность понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей, которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, применение данного метода имеет ограниченный характер.

Качественный анализ ответов ребенка в ходе обследования позволяет выявить свойственный ему уровень обобщения:

отсутствие обобщений – ребенок не выделяет существенные признаки предметов одного класса, не может объединить их в группу, назвать обобщающим словом;

уровень простого синтеза – правильно объединяет предметы, но назвать образованную группу правильно не может: либо перечисляет предметы, либо пересчитывает, называет их количество;

уровень наглядного обобщения – правильно объединяет предметы, но не называет их обобщающим словом, вместо этого:

подменяет название группы указанием на действие, которое производит этот предмет, или на то, что с ним можно делать («Это растет, а это бегает», «Из этого едят» и т.п.);

заменяет название группы названием одного из предметов;

называет материал, из которого сделаны эти предметы («Эти железные, а лошадь не из железа»);

уровень предварительного словесного обобщения – правильно объединяет предметы, называет обобщающим словом, но при этом путает или дает неточное название (например, вместо «птицы» говорит «животные»);

уровень полного словесного обобщения – правильно объединяет, правильно называет обобщающим словом.

1.3 Мыщление – методика «Последовательные картинки»

Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.

Читайте также:  Хламидийная инфекция у детей анализы

Данная методика предназначена для оценки возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок с последовательным развертыванием сюжета и составить рассказ. Ребенок должен выделить существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета на картинке; сам составляет рассказ.

Проведение обследования : перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что сначала, что потом, чем завершились действия».

Обработка. Оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, характеризуется уровень речевого развития ребенка.

1-балл ребенок не принимает задание; не воспринимает изображенный на картинках сюжет.

2-балла — ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в единый сюжет во временной последовательности.

3-балла — ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно; ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает понимать единый сюжет; может рассказать о событии.

4-балла — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них.

Высокий уровень –4 балла, Средний уровень- 3 балла, Низкий уровень — 2 балла, Очень низкий уровень -0-1 балл

1.4 Внимание – методика «Проставь значки»

Цель: исследование устойчивости, возможности переключения и распределения внимания, а также особенностей темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения.

Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца (на доске), говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (следует еще раз повторить, где и что нарисовать, — устно).

После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты),- отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.

Примечание. Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности;

параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

общее количество заполненных фигур;

число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);

количество ошибок за каждую минуту работы (динамика изменения количества ошибок);

распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа.

Обработка результатов: Высокий уровень – 6-10 строк выполнено правильно, Средний уровень — 4 -5 строк выполнено правильно, Низкий уровень – 1-3 строки выполнено правильно.

Если наблюдается более 3-х ошибок при выполнении задания, то уровень снижается

1.5 Графический навык – методика «Продолжи узор»

Цель: оценка уровня развития графического навыка.

Ребенку дают лист бумаги, на котором предварительно психолог пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагает продолжить этот узор до конца строчки.

Обработка. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

6-5 баллов – графический навык сформирован достаточно хорошо; (высокий уровень).

4-3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо; (средний уровень)

2-0 балла – графический навык развит очень слабо. ( низкий уровень)

2. Эмоционально – личностная сфера

2.1 Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Кактус домашний или дикий?

Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?

Какие растения его соседи?

Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

1. Пространственное положение:

Кактус расположен внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем.

Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость, слабость.

Штриховка — тревожность и неуверенность, отрывистые линии — импульсивность и порывистость, четкие линии — уверенность.

4. Силу нажима на карандаш:

Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то определенная деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения.

Методика «Кактус» позволяет выявить следующие качества личности ребенка:

1. Импульсивность. О ее наличии говорят сильный нажим на пишущий инструмент и отрывистые линии.

2. Агрессивность. О ней в первую очередь, как можно догадаться, говорят иголки, особенно если их много. Высокая степень агрессивности имеет место быть, если они длинные, сильно торчат в разные стороны и расположены близко друг к другу.

3. Эгоцентризм (иначе – стремление быть лидером во всем). О наличии данного качества у ребенка свидетельствует большой размер рисунка и расположение его в самом центре листа.

4. Открытость, демонстративность. Об этом позволяет судить некоторая вычурность форм на рисунке и выступающие отростки на кактусе.

5. Осторожность и скрытность. На рисунке ребенка, который обладает такими качествами, можно будет заметить зигзаги непосредственно внутри растения или по его контуру.

6. Оптимизм. О нем нам расскажут яркие цвета, если в работе были использованы цветные карандаши, или просто «счастливый» кактус с жизнерадостной улыбкой.

7. Тревожность. Это качество отражается на картинке в виде прерывистых линий, внутренней штриховки. Если применялись цветные карандаши, то здесь будут преобладать темные цвета.

8. Женственность. О ней можно говорить, если на рисунке имеются мягкие формы и линии, цветы и всевозможные украшения – все, что так нравится истинным леди.

9. Экстравертированность. Люди, имеющие это качество, весьма общительны. Так и кактус у ребенка-экстраверта будет окружен другими растениями.

10. Интровертированность. Это качество имеет совершенно противоположную характеристику. Соответственно, кактус на листе будет только один.

11. Тяга к домашней защите. При наличии у ребенка чувства семейной общности на рисунке может быть изображен кактус в цветочном горшке, т. е. домашнее растение.

12. Чувство одиночества. О его наличии говорит пустынный, дикорастущий кактус.

Цель: определение актуального психоэмоционального состояния.

Инструкция: «Посмотри на цвета, которые лежат перед тобой, выбери тот цвет, который тебе больше всего нравится»

Негативное отношение к цвету, подавление потребности

Намерение действовать спокойно, без напряжения.

Стремится к спокойствию, избегает конфликтов.

Ощущает себя спокойно, удовлетворен настоящим.

Ребенок связывает свое настроение, эмоции с характеристикой цвета

Неудовлетворена потребность в спокойствии, возможны недопонимания с родителями.

ЗЕЛЕНЫЙ
чувство уверенности, настойчивость, упрямство

Действует уверенно, настойчиво.

Твердо стоит на ногах, тяжело идет на компромисс

Снижены волевые качества, угнетенность, раздражение.

КРАСНЫЙ
волевое усилие, агрессивность, возбуждение, желание добиться успеха

Занимает активную позицию, часто добивается успеха.

Повышенная деловая активность, стремление быть лидером.

Ощущает себя успешным, склонен к агрессии.

Состояние стресса, неуверенности, возможно нервное истощение.

ЖЕЛТЫЙ
активность, стремление к общению, веселость, надежда на лучшее

Действует открыто и непосредственно, общителен.

Оптимизм, стремление к контактам, увлеченность.

Коммуникабелен, чувство комфорта.

Нерешительность, тревожност, разочарование.

ФИОЛЕТОВЫЙ
стремление к идеалу, настороженность, неопределенность в настроении

Стрессовое состояние, неудовлетворенность.

Стремление произвести впечатление на окружающих.

Зависимость от похвалы, необходимы яркие впечатления.

Напряжение, вызванное трудностями общения с близкими.

КОРИЧНЕВЫЙ
беспокойство, дискомфорт, чувство напряжения

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Потребность в отдыхе, эмоциональное напряжение.

Стремление выйти из подчинения, негативное отношение к запретам.

ЧЕРНЫЙ
тревожность, страх, стресс

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Негативное отношение к ситуации, стремление уйти от проблем.

Неудовлетворенность отношением к себе.

Отрицание ограничения своей личности, активное стремление к деятельности.

СЕРЫЙ
негативное состояние, огорчение

Тревожность, страхи, подавленность, стрессовое состояние.

Угнетенное состояние, стремление выйти из негативной ситуации.

Обида, стремление уйти от проблем без борьбы.

Отрицание ограничения своей личности, активное стремление к деятельности.

Следует обращать внимание на ряд последовательностей расположения цветов, которые позволяют распознать проблемы:

1. Когда основные цвета (синий, зеленый, красный, желтый) стоят с первого по пятое место — говорят об эмоциональном благополучии.

2. Коричневый, Черный или Серый стоят на позициях с первого по четвертое место — тенденция к развитию разных негативных состояний.

3. О конфликте между желаемой целью и действительным состоянием скажут , например, Красный цвет рядом с Серым (красный на втором месте, серый на третьем).

4. Если Зеленый, Красный и Желтый стоят рядом в начале ряда — скажет о хорошей работоспособности и высоком уровне продуктивной деятельности.

5. Если основные цвета стоят на последних местах это говорит о большой степени тревожности ребенка. Например, Красный цвет на седьмом месте скажет о неудовлетворенности ребенка в возможности добиться успеха, его агрессии по этой причине.

3. Детско — родительские отношения

3.1 Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Цель: выявление родительского отношения.

Опросник состоит из 5 шкал:

«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

«Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.

«Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку чувство расположения.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто неприятен мне.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

Я принимаю участие в своем ребенке.

К моему ребенку «липнет» все дурное.

Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения своего ребенка.

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

Я понимаю огорчения своего ребенка.

Мой ребенок часто раздражает меня.

Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети благодарят потом.

Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

Я разделяю интересы своего ребенка.

Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
— отвержение,
— социальная желательность,
— симбиоз,
— гиперсоциализация,
— инфантилизация (инвалидизация).

источник