Меню Рубрики

Анализ цветового теста для детей

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто а впервые.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =; — —) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком —, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7— и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (. ). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:

Подобным же образом в тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (. ). Таким образом, их может быть 6, например:

Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком — ). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Позиции «+ +». Первый цвет синий

+1+2 (синий и зеленый) — чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.

+1 +3 (синий и красный) — чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

+1 +5 (синий и фиолетовый) — небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.

+1 +6 (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.

+1 +7 (синий и черный) — негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

+1 +0 (синий и серый) — негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

+2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.

+2 +3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.

+2 +4 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

+2 +5 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

+2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2 +7 (зеленый и черный) — чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.

+2 +0 (зеленый и серый) — чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

+3 +1 (красный и синий) — деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.

+3 +2 (красный и зеленый) — деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) — деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) — негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) — негативное настроение злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

+3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.

+4 +1 (желтый и синий) — настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

+4 +2 (желтый и зеленый) — настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.

+4 +3 (желтый и красный) — несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активное

+4 +5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

+4 +6 (желтый и коричневый) — негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе.

+4 +7 (желтый и черный) — весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

+4 +0 (желтый и серый) — негативное угнетенное стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать.

+5 +1 (фиолетовый и синий) — неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

+5 +2 (фиолетовый и зеленый) — настороженность, желание произвести впечатление.

Читайте также:  Фонематический анализ и синтез у детей

+5 +3 (фиолетовый и красный) — некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.

+5 +4 (фиолетовый и желтый) — возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

+5 +6 (фиолетовый и коричневый) — возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

+5 +7 (фиолетовый и черный) — негативное состояние.

+5 +0 (фиолетовый и серый) — напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.

+6 +1 (коричневый и синий) — напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.

+6 +2 (коричневый и зеленый) — чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.

+6 +3 (коричневый и красный) — активное стремление к эмоциональной разрядке.

+6 +4 (коричневый и желтый) — утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).

+6 +5 (коричневый и фиолетовый) — чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.

+6 +7 (коричневый и черный) — негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

+6 +0 (коричневый и серый) — весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

+7 +1 (черный и синий) — весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое».

+7 +2 (черный и зеленый) — возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

+7 +3 (черный и красный) — сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.

+7+4 (черный и желтый) — весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

+7 +5 (черный и фиолетовый) — напряженность, мечты о гармонии.

+7 +6 (черный и коричневый) — возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

+7 +0 (черный и серый) — чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

+0 +1 (серый и синий) — негативное состояние, желание спокойной ситуации.

+0 +2 (серый и зеленый) — негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

+0 +3 (серый и красный) — негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

+0 +4 (серый и желтый) — негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.

+0 +5 (серый и фиолетовый) — чувство беспокойства и настороженности, стремление скрыть это чувство.

+0 +6 (серый и коричневый) — весьма негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

+0 +7 (серый и черный) — весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.

Позиции «— —». Первый цвет серый

—О —1 (серый и синий) — чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

—О —2 (серый и зеленый) — эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

—О —3 (серый и красный) — раздраженность, чувство беспомощности.

—О —4 (серый и желтый) — тревожность, неуверенность в своих силах.

—О —5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролируемое возбуждение.

—О —6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.

—0 —7 (серый и черный) — отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

—1 —2 (синий и зеленый) — сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.

—1 —3 (синий и красный) — сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

—1 —4 (синий и желтый) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

—1 —5 (синий и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

—1 —6 (синий и коричневый) — эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

—1 —7 (синий и черный) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.

—1 —О (синий и серый) — несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.

—2 —1 (зеленый и синий) — угнетенное состояние неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.

—2 —3 (зеленый и красный) — сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

—2 —4 (зеленый и красный) — состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность.

—2 —5 (зеленый и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.

—2 —6 (зеленый и коричневый) — состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль необоснованное стремление к признанию.

—2 —7 (зеленый и черный) — состояние фрустрации за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

—2 —0 (зеленый и серый) — состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств:

—3 —1 (красный и синий) — подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми

—3 —2 (красный и зеленый) — состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

—3 —4 (красный и желтый) — мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.

—3 —5 (красный и фиолетовый) — состояние стресса из-за за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

—3 —6 (красный и коричневый) — сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

—3 —7 (красный и черный) — состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.

—3 —0 (красный и серый) — сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.

—4 —1 (желтый и синий) — чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.

—4 —2 (желтый и зеленый) — состояние нерешительности, тревожности, разочарования.

—4 —3 (желтый и красный) — состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.

—4 —5 (желтый и фиолетовый) — эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.

—4 —7 (желтый и черный) — напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.

—4 —0 (желтый и серый) — напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.

—5 —1 (фиолетовый и синий) — чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, стремление к сотрудничеству.

—5 —2 (фиолетовый и зеленый) — стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.

—5 —3 (фиолетовый и красный) — стрессовое состоя из-за неудач в активных, иногда необдуманных действ!

—5 —4 (фиолетовый и желтый) — настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

—5 —6 (фиолетовый и коричневый) — стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

—5 —7 (фиолетовый и черный) — напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мыслей.

—5 —0 (фиолетовый и серый) — проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

—6 —1 (коричневый и синий) — негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

—6 —2 (коричневый и зеленый) — негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

—6 —3 (коричневый и красный) — стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.

—6 —4 (коричневый и желтый) — напряженность стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

—6 —5 (коричневый и фиолетовый) — негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувствственной гармонии.

—6 —7 (коричневый и черный) — стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.

—6 —0 (коричневый и серый) — стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей

—7 —1 (черный и синий) — состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.

—7 —2 (черный и зеленый) — состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

—7 —3 (черный и красный) — стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

—7 —4 (черный и желтый) — стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.

—7 —5 (черный и фиолетовый) — поиски идеализированной ситуации.

—7 —6 (черный и коричневый) — стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

—7 —0 (черный и серый) — стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

—0 —1 (серый и синий) — некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.

—0 —2 (серый и зеленый) — негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

—0 —3 (серый и красный) — подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

—0 —4 (серый и желтый) — чувства тревожности, неуверенности.

—0 —5 (серый и фиолетовый) — напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

—0 —6 (серый и коричневый) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.

—О —7 (серый и черный) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

Макс Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов). Рассмотрим две первые и две последние позиции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты:

источник

Ваш любимый цвет отражает вашу индивидуальность. Он может рассказать о вашем самочувствии, настроении и даже благосостоянии. Правильно выбирая свою цветовую гамму, вы может увеличить работоспособность и создать себе комфортную обстановку.

Ваш любимый цвет отражает вашу индивидуальность. Он может также рассказать о вашем самочувствии, настроении и даже благосостоянии. Исследования показали, что человек, правильно выбирая для себя цветовую гамму, может увеличить работоспособность, создать комфортную обстановку.

Предлагаем вам выбрать из списка, включающего 12 цветов, два цвета, которые кажутся более предпочтительными, и один цвет, который совсем не нравится. Каждый цвет соответствует определенному аспекту индивидуальности.

Важно делать выбор быстро, не тратя много времени на обдумывание. Не ассоциируйте цвета с одеждой или цветовой гаммой дома, или чем-либо той же природы — просто решите для себя, что вам нравится больше всего и что меньше всего.

  • Черный
  • Синий
  • Коричневый
  • Зеленый
  • Серый
  • Оранжевый
  • Розовый
  • Пурпурный
  • Красный
  • Бирюзовый
  • Белый
  • Желтый
  1. Выберите из 12 перечисленных тот цвет, который вам нравится больше всего. Запишите его отдельно.
  2. Выберите следующий любимый цвет из 11 оставшихся. Запишите его следом.
  3. Теперь выберите из 10 оставшихся цвет, который нравится меньше других. Также запишите его.

Личность каждого из нас весьма противоречива. В одной ситуации человек может быть общительным и дружелюбным, в другой — застенчивым и замкнутым.

Цветовой тест основан на исследовании влияния цвета на человека. Например, было установлено, что люди, обладающие горячим темпераментом, попав в помещение, стены которого окрашены в розовый цвет, очень быстро успокаиваются, расслабляются. Производители продуктов знают о влиянии на покупателей цветовых эффектов и используют их, выбирая упаковку для своих товаров.

Цветовой тест — это пример того, как просто создать иллюзию научного подхода к оценке личностных характеристик. Это образец стереотипного подхода к оценке личности — например, многие считают, что люди, предпочитающие красный цвет, обычно вспыльчивы, к тому же предприимчивы и самоуверенны. А те, кто предпочитает зеленый цвет, чаще всего спокойны и вдумчивы. Эти стереотипные характеристики мы нередко используем при описании различных людей: «видеть все в розовом цвете», «зеленый от зависти», «голубые», «быть в черном расположении духа».

Нижеперечисленные характеристики личности соответствуют 12 цветам. Определите для себя два наиболее предпочтительных цвета и выберите соответствующие им описания.

Если у вас есть наименее предпочтительный цвет, то здесь ситуация будет обратной: этот цвет в наименьшей степени будет соответствовать вашему типу личности.

  1. Черный. Его обычно выбирают люди, уверенные в себе. Это означает, что выбравший его человек всегда стремится к успеху, потому этот цвет нередко называют «цветом достижений». Одновременно с не меньшим основанием он означает готовность действовать, не задумываясь о последствиях и не считаясь с авторитетным мнением.
  2. Синий. Считается, что синий цвет привлекает консервативных людей с практическим складом ума. Это цвет спокойствия, он нравится тем, кто жаждет мира и комфорта. Уверяют, что людям, предпочитающим синий цвет, можно доверять, а сами они стремятся к организованному и упорядоченному образу жизни. Иногда выбор этого цвета может служить признаком того, что человек чем-то обеспокоен.
  3. Коричневый. Подобно черному, выбор этого цвета является одним из признаков стремления личности к успеху, а также ее надежности. «Коричневые» люди чувствуют себя комфортно наедине с собой, любят обустраивать свой дом. Иногда выбор этого цвета может указывать на недостаточную самореализацию личности и на ее стремление максимально использовать свои потенциальные возможности.
  4. Зеленый. Выбор данного цвета не дает возможности однозначно охарактеризовать личность, поскольку такой человек одновременно может быть интровертом и явно заинтересован впечатлением, производимым им на окружающих. «Зеленые» люди любят, чтобы их поступки одобряли и ценили. Иногда они отличаются властным характером или дают советы другим людям, как следует жить.
  5. Серый. Те, кто выбирает серый цвет, обычно отличаются надежностью и в то же время предпочитают сохранять свое «Я» в неприкосновенности. Однако иногда выбор этого цвета указывает на скрытое желание индивидуума производить благоприятное впечатление на окружающих и стремление быть заметным. Поэтому «серые» люди с целью некой моральной компенсации порой рьяно занимаются общественной деятельностью.
  6. Оранжевый. Выбор оранжевого цвета является признаком личности импульсивной и дружелюбной. Его часто предпочитают люди, которые принимают жизнь такой, как она есть. «Оранжевые» люди не волнуются из-за мелочей и склонны видеть во всем волю судьбы. Это цвет, полный жизни, и люди, которым он нравится, обладают общительным, коммуникабельным характером.
  7. Розовый. Розовый цвет выбирают обычно люди заботливые и в то же время чувствительные, можно даже сказать, обладающие страстным темпераментом. «Розовые» хотят быть в центре внимания, порой в ущерб окружающим. Таким людям нередко кажется, что они лучше всех знают, как должны поступать другие, и они склонны навязывать свое мнение.
  8. Пурпурный. Пурпурный — мощный цвет, и его обычно выбирают личности творческие, интеллектуальные, предпочитают этот цвет и люди неугомонного, беспокойного склада. Он выбирается теми людьми, которые ищут смысл жизни. Неудивительно, что праздничные одежды священников нередко имеют пурпурный цвет.
  9. Красный. Красный цвет — как выплеск энергии. Этот цвет чаще всего выбирают чрезвычайно уверенные в себе люди и те, кто остро чувствует жизнь. «Красные» люди стремятся быть победителями, их поведение пронизано духом соперничества. Выбор данного цвета может также указывать на вспыльчивый, а иногда и ненадежный характер. И в то же время «красный» человек обычно обладает влиянием, у него повышенные сексуальные потребности, подкрепленные такой же сексуальной энергией.
  10. Бирюзовый. Загадочный цвет, который символизирует спиритическую энергию и обновление. Это признак выдержанной и уравновешенной личности, обладающей достоинством и осознанием собственной значимости. Иногда «бирюзовые» люди могут выглядеть излишне расслабленными.
  11. Белый. Белый цвет выбирают люди, стремящиеся максимально выразить себя. Это характерный признак тех, кому необходимо собственное пространство для размышлений или экспериментов. «Белые» люди обычно великолепные генераторы идей, но им порой недостает практичности. Белый цвет часто ассоциируется с чистотой.
  12. Желтый. Этот цвет предпочитают оптимисты. Однако нередко его выбирают люди, стремящиеся к бегству от действительности. «Желтые» могут быть очень энергичными, но это всего лишь кратковременные вспышки активности. «Желтые» люди обожают перемены и порой меняют окружение и вещи без всякой цели, просто ради процесса.
Читайте также:  Фонематический анализ у детей с тнр

источник

Исследование с использованием методики ЦТО (Цветовой тест отношений) А. Эткинда применяется для диагностики на модельно-образном уровне характера отношений детей и подростков со значимыми для них людьми, родителями и сверстниками, а также с собственным «я». Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского и взрослого невроза.

Автором экспериментальной методики цветового теста отношений (ЦТО) стал советский психолог Александр Маркович Эткинд, выпускник психологического факультета Ленинградского университета, с 90-х известный западный культуролог, автор публикаций по историко-культурной тематике.

У всякой вещи свой цвет. У каждого чувства тоже. Тишина — белого цвета.

Алессандро Д’Авения

Белая, как молоко, красная, как кровь

Научно-практической целью, которую преследовал А. Эткинд, была возможность восстановления слабо осознаваемых или слабо вербализуемых особенностей межличностных отношений пациентов клинической психиатрии. Затем тест стал востребованным в консультативной психологической практике со взрослыми, позже получил распространение в исследованиях психологии детей и подростков.

Выдающийся психолог и культуролог А. М. Эткинд

В основе методики ЦТО находится гипотеза о том, что важнейшие характеристики подсознательных психологических процессов находят отражение в цветовых ассоциациях. Многочисленные психологические эксперименты подтвердили наличие прямой связи между восприятием цвета и эмоциями личности. Цветовой импульс образовывает ассоциативную пару цвет — эмоция, выводя истинное отношение человека к окружающим из области подсознательного и тайного в понятное психологу поле, что даёт возможность исследовать результаты и оказать своевременную помощь, если она требуется.

Результаты этих исследований легли в основу психодиагностического метода цветового теста Люшера. По мнению Люшера, каждый цвет несёт закодированную бессознательную информацию, он же разработал и способ трактовки каждого цвета.

А. Эткинд предложил использовать метод цветовых ассоциаций для расшифровки неосознаваемой информации о межличностных отношениях и самооценке испытуемого, что помогло бы понять глубинные причины внутреннего или внешнего конфликта или эмоционального напряжения личности.

Он исходил из таких предположений:

  • за каждым цветом, выбранным исследуемым для того или иного персонажа или события, стоит архетипическая информация, которая и станет индикатором межличностных отношений тестируемой личности;
  • тестируемый выстраивает собственный рейтинг, основанный на симпатии к одному цвету и отвергнутости другого, а межличностные отношения проецируются на эту шкалу и анализируются согласно цветовым приоритетам.

Цветовую психодиагностику отношений можно начинать с детьми от пяти лет и старше. Исследования детей, страдающих неврозами, в возрасте от трёх до пятнадцати лет показало, что дети уже в три — четыре года воспринимали задание на цветовые аналоги с интересом, как игру. В игре ребёнок «раскрывается» и зачастую неосознанно выражает те чувства, о которых избегает рассказывать напрямую. Даже дети-аутисты, испытывающие затруднения с вербализацией своих отношений, легко реагировали на цветовой тест.

Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и развития.

Психология цвета. Теория и практика

Диагностика с использованием цветового теста отношений для старших школьников практически не отличается от проведения подобного теста со взрослыми, тогда как для дошкольников и младших школьников процедура предельно упрощена и адаптирована .

Организация и проведение тестирования предполагает строго индивидуальную форму работы.

Следует подготовить набор карточек восьми цветов, которые используются в так называемом «кратком цветовом тесте Люшера». Цвета имеют свою нумерацию:

  1. Серый (условный номер — 0).
  2. Синий (1).
  3. Зелёный (2).
  4. Красный (3).
  5. Жёлтый (4).
  6. Фиолетовый (5).
  7. Коричневый (6).
  8. Чёрный (7).
  9. Раскладывают карточки на столе со светлой поверхностью или белом листе плотной бумаги в случайном порядке полукругом. Карточки не должны перекрываться или наезжать друг на друга.

Для проведения ЦТО используем восьмицветовые карточки Люшера

Освещение предпочтительно наиболее близкое к естественному, но следует избегать прямых солнечных лучей, падающих на стол или в лицо ребёнка, при искусственном освещении — бликов от осветительных приборов.

Предварительно исследователь в личном диалоге с тестируемым составляет перечень значимых для последнего персонажей из ближнего или дальнего круга социальных контактов. В него могут входить члены семьи, друзья, спортивный тренер, учитель, воспитатель, нянечка в детском саду (в зависимости от возраста ребёнка), то есть те, кто играет определённую роль в жизни исследуемого. В этот же список включаются проекции тестируемого во времени и пространстве.

Для школьников будут интересны и значимы понятия: «ты в школе», «ты с друзьями», «ты на школьном празднике», «ты на соревновании», «ты на отдыхе с родителями». Дошкольнику стоит предложить ситуации «ты играешь с друзьями», «ты в детском саду», «ты гостишь у бабушки», а также понятия «твоя любимая игрушка», «твой домашний питомец».

Домашний питомец — значимое для дошкольника понятие

Эта информация записывается на отдельном листе бумаги. Содержание списка зависит от личностных особенностей и увлечений ребёнка, его возраста и задач тестирования.

К примеру, если учебные интересы исследуемого имеют гуманитарную направленность (о чём можно узнать из беседы с учителем), в тест целесообразно ввести вопросы о любимой книге, писателе, поэте — порой мнение автора книги для подростка не менее авторитетно, чем родительское.

Если ребёнок занимается спортом, в круг значимых людей включают тренера, товарищей по команде, а в список понятий — соревнования, тренировки. Случается, дети занимаются каким-либо видом деятельности не из собственных предпочтений, а чтобы не конфликтовать с родителями, которым фигурное катание или школа с математическим уклоном кажется наилучшим жизненным стартом для их детей. Ребёнку же не нравится выбор их, он находится в постоянном внутреннем конфликте, занимаясь нелюбимым делом ради близких людей.

При возникновении подозрений на насилие и агрессию в школе (родители могут обратиться с такой проблемой к школьному психологу), тест имеет направленность на определение отношений с внешним кругом общения (знакомые). Список лиц будет включать одноклассников, старших и младших товарищей по школе, учителей. Ситуации подбираются «школьные»: «ты на перемене», «тебя вызвали к доске», «ты идёшь один с уроков поздно вечером». Разумеется, такие важные, болезненные вопросы необходимо перемежать нейтральными, о семье, хобби, чтобы подросток не замкнулся в себе и не отказался от тестирования.

Коричневый, серый, особенно чёрный цвет ассоциации — повод забить тревогу, искать и устранять причины стресса и депрессии. Благодаря тесту подсознание ребёнка даст направление, в котором находится источник неприятностей.

В отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста, старшие школьники воспринимают тест не как игру с цветами. а как возможность понять себя, разобраться в своих переживаниях, и грамотный психолог отнесётся с уважением к такому восприятию теста почти уже взрослыми людьми. «Помоги мне узнать тебя — и я в помогу в этом тебе», — в таком ключе должно быть построено тестирование самых старших школьников. Вопросы о будущей профессии, о планах после окончании школы, о взаимоотношениях с противоположным полом могут вводиться в тест, но делать это надо тактично, не свысока, на равных. Тут важен и тон психолога, и его авторитет у ребёнка.
Следует также помнить, что мальчики не менее чувствительны и ранимы, чем девочки. Но в силу воспитания и общественных стереотипов склонны скрывать свои чувства.

Если с малышом можно поиграть, то со старшим ребёнком нужно сотрудничать. Тестирование у психолога в старшем школьном возрасте редко проходят ради интереса. Приходя за помощью, подросток должен убедиться, что его принимают всерьёз.

К проблемам подростков следует относиться с особым уважением

Психолог может дополнительно согласовать или уточнить список, задавая наводящие вопросы родным, учителям ребёнка. Рекомендованное специалистами количество позиций в списке — не более 18–20 и не менее 12.

Непосредственно тестирование делится на три этапа: исследование ассоциаций, короткий отдых (5–7 минут) и определение ранга карточек (установление цветовых предпочтений).

Перед тестируемым произвольно раскладываются восьмицветовые карточки Люшера. Психолог обращается к ребёнку с просьбой подобрать карточку, наиболее соответствующую характеру того или иного человека из списка, уточняя при этом, что каждый цвет может быть выбран неоднократно.

Важно узнать, понимает ли ребёнок, что такое характер и не подменяет ли он это понятие восприятием человека по его внешнему виду (цвету одежды, волос).

Если ребёнку трудно абстрагироваться от внешних признаков, и психолог выяснил это, задав наводящие вопросы, можно перефразировать инструкцию следующим образом: «Выбери цвет, который наиболее подходит, когда ты думаешь о маме». Персонажи из списка называют по мере возрастания их значимости, то есть наименее значимые называются первыми. Все решения тестируемого по поводу его выбора в цифровом виде записываются в соответствующей графе протокола.

Психолог просит испытуемого подобрать цветовую карточку, соответствующую персонажу или понятию из списка

После окончания этапа цветовых ассоциаций ребёнка на несколько минут отвлекают другим занятием или разговором. Затем его внимание вновь возвращают к цветовым карточкам, но теперь задача будет состоять в том, чтобы разложить их в порядке степени приятности начиная с самого приемлемого. Существует два способа определения цветовой шкалы.

В первом варианте ребёнок выбирает самую привлекательную для него карточку, она изымается, а выбор фиксируется в цифровом виде в первой графе протокола. Аналогичная процедура выбора повторяется четыре раза, таким образом, последовательно заполняются первые четыре графы протокола. Из оставшихся четырёх цветовых карточек ребёнку теперь предлагают выбрать самую неприятную, результат фиксируется в числовом виде к крайней правой графе протокола.

Подобную процедуру повторяют ещё трижды, шаг за шагом заполняя оставшиеся разделы протокола, теперь справа налево. В итоге получает цифровой ряд соответствующий цветоассоциативным симпатиям испытуемого.

Этот алгоритм можно использовать для детей, испытывающих проблемы с выбором, когда от них слышишь фразу: «Мне все цвета нравятся, нет таких, которые не нравятся».

Во втором варианте исследователь просит ребёнка указать карточку, которая нравится больше остальных. После выбора испытуемого карточка убирается, подобная процедура повторяется шесть раз, пока не останется лишь две карточки. Каждый раз результат заносится в протокол начиная с крайней левой графы. Из оставшихся двух предлагают выбрать самую приятную, последняя оставшаяся карточка заносится под цифровым значением в крайнюю правую графу.

Этот вариант предусмотрен для детей, которые испытывают трудности с переключением внимания, с высокой степенью инертности психики.

С детьми младшей возрастной категории (4,5–6 лет) можно использоваться адаптированный вариант методики, который базируется на ЦТО и называется «Круги отношений». Психолог предлагает детям нарисовать яркие бусинки к каждому своему социальному «я» (сын — дочка, друг — подруга и т. д.) наиболее подходящим цветом.

Читайте также:  Фонематический анализ у детей дошкольного возраста

Так проявится неосознанный уровень восприятия своей роли и значимости в семье и среди ровесников. Сравнивая устные рассказы детей об отношениях с родственниками и друзьями с их же цветовыми аналогиями, исследователь обнаружит их согласованность или разногласие. Кроме того, методика позволяет установить желаемые отношения по гипотетической формуле: «А теперь расскажи, о чём ты мечтаешь, как бы тебе хотелось», или сориентировать на будущее по варианту: «Сейчас так, но когда-нибудь будет…»

Вызывает интерес также модификация ЦТО для дошкольников — игра «Цветик-восьмицветик», предложенная А. О. Прохоровым и С. В. Велиевой, где цветовые карточки выполнены в форме лепестков сказочного цветка. Ход исследования и обработка результатов аналогичны тем, что проводятся в тесте Эткинда.

Запись результатов теста цветовых отношений ведётся с помощью протоколов, персональных для каждого тестируемого.

Данные по результатам теста заносятся в специальный протокол, к которому прикрепляются линейки валентного и нормативного выбора. Случается, что испытуемый выбирает сразу несколько цветовых карточек к одному понятию или персонажу. В таком случае записать нужно все варианты выбора, но уточнить, какой из них наиболее предпочтителен, и отметить это в протоколе.

Цвет Слова-стимулы Валентность/
Нормативность
Значение цвета
1 Синий Грусть, интерес, высокая мораль,
свобода
2 Зеленый Интерес, доминантность, интровертированность, жёсткие отношения в семье
3 Красный Радость, гнев, экстравертированность, высокая сила при высокой активности, структурность
4 Желтый Удивление, высокая активность при низкой силе, низкая моральная направленность
5 Фиолетовый Эгоизм, неискренность, низкая сила при низкой активности
6 Коричневый Слабость, зависимость
7 Чёрный Страх, гнев, высокая сила при низкой активности
Серый Грусть, утомление, слабость, пассивность, непонимание

Для записи результатов игры «Цветик-восьмицветик» авторами исследования рекомендован другой протокол, возможно, он покажется кому-то более удобным. Предлагаем вашему вниманию протокол с примерными данными ЦТО для дошкольников.

Цвета в порядке
предпочтения
Персонажи, ассоциированные
с данным цветом
Понятия, ассоциированные
с данным цветом
Синий младший брат
Красный папа детский сад
Зелёный мама семья
Жёлтый я сам, бабушка друзья
Коричневый воспитатель
Серый
Чёрный
Фиолетовый старшая сестра, дедушка

Рейтинг цвета представляет собой цифру в индивидуальной цветовой линейке и является формальным показателем теста. В специальной литературе этот показатель получил название валентность. Понятие валентности тесно связано с нормативностью, то есть установленной путём многочисленных экспериментов средней нормой выбора цветов по убыванию предпочтений.

То есть, в норме исследуемый с устойчивой здоровой психикой выберет первым красный, за ним жёлтый , зелёный цвета и так далее.

Важнейшим показателем является место, которое занимает цвет в ряду личного выбора по отношению к серому, архетипическая характеристика которого традиционно ассоциируется со слабостью, нейтральностью, безразличием и отчуждённостью в эмоциональной сфере. Серый выступает в роли символической границы, отделяющей поле эмоционально позитивного, активного от эмоционально пассивного и негативного. Таким образом, значимые персонажи или понятия, располагающиеся перед серым в индивидуальной линейке ассоциируемых цветов, определяются как наиболее важные и положительные в восприятии ребёнка.

Благополучие в семейных отношениях благоприятно сказывается на психике малыша

При проведении тестирования детей обнаружили любопытную зависимость цветоассоциативного выбора от сложности или упрощённости психических реакций. Если ребёнок выбирает несколько цветовых карточек к одному понятию, это может служить показателем сильного потенциала творческих способностей испытуемого. По мнению психологов, параметр сложности увеличивается с возрастом, маленькое значение этого параметра может сигнализировать об общем эмоциональном негативизме по отношению к исследованию.

Стоит обратить внимание на то, что цветоассоциативные ответы следует интерпретировать в их взаимосвязи, то есть целостно. Чем более высокий уровень личной симпатии и предпочтения испытывает ребёнок к тому или другому персонажу, тем более высоким цветом он обозначается. Родственник, который внушает чувство страха, отчуждённости будет ассоциироваться с низким цветом в индивидуальной цветоассоциативной шкале.

Сопоставление осознаваемых оценок отношений, которые даются на вербальном уровне, и неосознаваемых, которые обнаруживают себя в цветовых аналогиях, часто выявляют противоречия, диссонанс в описании характеристик или моделей отношений, например: «Мама — заботливая, внимательная, ласковая», а цветовая ассоциация — коричневый цвет.

Любопытные результаты даёт анализ цветовой аналогии тестируемого с самим собой, то есть с каким цветом он символически соотносит самого себя. Низкий рейтинг цвета, который выбирает ребёнок в определении самоотношения, указывает на заниженный уровень самооценки, на проблемы с самоуважением. Цвет, совпадающий с цветовым символическим изображением одного из родителей, говорит о сильной эмоциональной связи, близости и взаимопонимании.

Близость, доверие и взаимопонимание — главное в семейных отношениях

Положение цвета самооценки ребёнка относительно родительского цвета указывает на модель внутрисемейных взаимоотношений:

  • выше по месту чем родительские цвета — по принципу «я — хороший, они — плохие»;
  • ниже — «я — плохой, они — хорошие»;
  • между ними — ребёнок ищет защиту от противоречивых, сложных отношений.

Диагностически значимым и важным является не только рейтинг цвета, но и сам этот цвет, содержащий в себе ценную информацию, которая позволяет подробно расшифровать характеристику самоотношения и внутрисемейных отношений. Анализ статистических данных, полученных в результате изучения эмоциональной реакции на цветовой возбудитель, продемонстрировал, что большинство испытуемых закономерно, статистически стабильно указывают на взаимосвязь цвета и эмоционально-личностных характеристик. Каждый цвет выступает в качестве индикатора эмоциональных проявлений отношений.

Например, красный укажет на волевое, энергичное, подавляющее доминирование отца или на импульсивное, спонтанное поведение матери. Серый продемонстрирует наличие в семье дистанции, непонимания и безразличия в отношениях между ребёнком и родителями. Зелёный расскажет о строгости и суровости, чрезмерном контроле и удушающей опеке.

Цветовой тест отношений расскажет об истинном положении в семье ребёнка

  • Синий — покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения. Отвержение синего может быть симптомом неудовлетворённой потребности душевной близости и тепла.
  • Зелёный — самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами. Зелёный цвет на нижних регистрах (7, 8 место) означает признание собственного бессилия, подсознательному перекладыванию вины на других и ненависть к ним. Компенсацию такие люди ищут в суррогатной деятельности, такой как любовь к путешествиям и частым поездкам.
  • Красный — воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать. Если красному отдаётся предпочтение, то выбравший его испытывает мощный порыв к действию, седьмое или восьмое место говорят о дефиците жизненной силы, например, при изматывающих и истощающих хронических конфликтах.
  • Жёлтый — свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность. Первое место жёлтого означает сильное желание счастья, последние места сигнализируют о разочаровании, внутренней пустоте и изоляции.
  • Фиолетовый — волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.
  • Коричневый — пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.
  • Чёрный — символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.
  • Серый — бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка

Однако, стоит заметить, что прямое значение цвета, которое представлено в толковании Люшера, при проведении тестирования детей, особенно дошкольников, следует использовать с осторожностью. Личность ребёнка не сформирована в той мере, чтобы можно было говорить об устойчивости эмоциональных реакций, поэтому перенос непосредственной характеристики цвета на интерпретацию детских ответов будет недостаточно корректным.

Прямое толкование цвета при анализе исследования будет совершенно обосновано у старших школьников, личностные качества которых практически тождественны взрослым. А. Эткинд считает допустимым использовать у детей лишь общие символические характеристики цветов, они укажут на общие тенденции личности ребёнка, которая ещё находится в процессе формирования и развития.

Система отношений наделена подвижным характером и развивается на протяжении всей жизни человека, существенно воздействуя на социальное существование личности. Исследование эмоциональной окраски отношений человека со значимыми для него людьми, а также с самим собой обнажает как осознанный, так и скрытый от сознания пласт этих отношений. Методика Эткинда показала себя как достаточно эффективный и компактный способ диагностики неадекватного соотношения вербального и бессознательного уровня межличностных отношений.

источник

Тест Люшера используется для измерения психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных навыков. Идея автора основана на том, что восприятие цвета не является субъективным, а универсально, в то время как цветовые предпочтения наоборот субъективны и способны диагностировать текущее состояние человека.

Этот тест очень легок и быстр в прохождении, и одновременно считается «глубинным», созданным для специалистов, психиатров, психологов и врачей. Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд, который вызывает у человека как физиологический, так и психологический эффект.

Он является проективной методикой и основан на том, что выбор цвета зачастую отражает направленность человека на определенного рода деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.

Созданный Максом Люшером еще в середине XX века, тест поначалу не встретил одобрения среди научного общества, однако же со временем его идеи набрали популярность. Первый вариант теста опубликован в 1948 году, а в 1970 году вышло руководство к нему. Также основы метода цветодиагностики Люшер осветил в своих книгах «Сигналы личности» и «Четырехцветный человек». В основу теста легли 4500 цветовых тонов, которые он подбирал самостоятельно.

Это семь цветовых таблиц, громоздкий вариант, который применяется в тех случаях, когда в нем действительно возникает необходимость. Цвета этих семи таблиц следующие:

Лаконичный и удобный тест с восемью рядами цветов:

  • серый (0);
  • темно-синий (1);
  • сине-зеленый (2);
  • красно-желтый (3);
  • желто-красный (4);
  • красно-синий или фиолетовый (5);
  • коричневый (6);
  • черный (7).

В 2010 году Собчик Людмилой Николаевной был предложен адаптированный вариант сокращенного теста — «Метод цветовых выборов» (МЦВ). Так она прокомментировала свою работу:
« терминология и суть интерпретирующих сентенций в модифицированном тесте значительно переработаны в соответствии с выявленными недостатками оригинальной версии методики и с учетом современного психологического тезауруса».

Макс Люшер (M. Luscher) родился 9 сентября 1923 года в Швейцарии в городе Безель. Изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию, психотерапевтические методы. В 1949 году успешно защитил свою диссертацию по философии и психологии «Цвет как инструмент психодиагностики». Основной деятельностью Люшера является проведение обучающих семинаров для психологов психотерапевтов, поддержка научных исследований в области цветовой диагностики, а также чтение лекций в Восточной и Западной Европе, США и Австралии. Был почетным членом международного роршахского общества в Риме, президентом центра диагностики Люшера в Риме и Института Макса Люшера в Падуе.

  1. Поможет определить наличие и причины психологического стресса.
  2. Укажет на настоящее состояние человека, а не на желаемое.
  3. Позволит произвести быстрый и глубокий анализ личности.

Сама процедура тестирования очень проста: испытуемый раскладывает карточки с цветами по убыванию степени его личной, субъективной приязни к ним. При прохождении теста следует отвлечься от любых ассоциаций и общепринятых вкусов, только ваше личное отношение.

Считается, что при тестировании следует использовать только оригинальные цветовые карточки, что впрочем не мешает проходить его на компьютере — проведенные исследования не показали значительной разницы в результатах.

Для того, чтобы сделать это, нет нужды ни в каких-либо дополнительных действиях — просто берете и проходите! Простой и понятный интерфейс нашего сайта позволит сделать это в считанные минуты.

Каждый цвет обозначает конкретную потребность:

  • серый (0) — в ограждении, создании границы;
  • синий (1) — в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
  • зеленый (2) — в самоутверждении, желание нравиться;
  • красный (3) — в активных действиях, добиваться успеха;
  • желтый (4) — в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;
  • фиолетовый (5) — в самоидентификации;
  • коричневый (6) — в свободе от напряжения, уюте;
  • черный (7) — в отказе из своенравного протеста, восстание против собственной судьбы.

Если основные цвета располагаются на первых пяти позициях, то считается, что потребности человека, соответствующие этим цветам, в какой-то мере удовлетворяются, если же они на последних трех позициях, то имеется напряжение из-за их неудовлетворенности.

Почему бы не вернуться к результатам пройденного сегодня теста позднее и не сравнить их с новыми? Регистрация не отнимет у Вас много времени, а результаты всех тестов, пройденных на нашем сайте, всегда будут под рукой.

источник