Меню Рубрики

Анализ и синтез для детей

Комплекс упражнений, направленный на формирование приема анализа через синтез у детей старшего дошкольного возраста

Любовь Седайкина
Комплекс упражнений, направленный на формирование приема анализа через синтез у детей старшего дошкольного возраста

Анализ программ для дошкольников позволяет утверждать, что вопреки мнению психологов, определяющих познавательную активность как качество деятельности ребенка, которое проявляется в его отношении к процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и навыками за оптимальное время, и признанию педагогами этой закономерности, большинство заданий направлено на пассивное восприятие материал. Материал сообщается детям в готовом виде. Им даются образцы выполнения действий, правил, а затем конкретизируются изученные правила на различном материале.

Следовательно, воспитанники совершают репродуктивно воспроизводящую деятельность. Мало заданий на формирование таких приемов умственной деятельности как сравнение, обобщение, классификация. Таким образом, обучение традиционным способом тормозит развитие ребенка или происходит не достаточно эффективно.

Мы составили задания направленные на формирование приемов анализа через синтез. Много таких заданий, в которых ребенок может высказать свою догадку, предположение. Из этого следует, что познавательная деятельность дошкольников протекает на высоком уровне сознательной активности и осмысливания изучаемого материала.

Методика обучения приемов анализа через синтез строится на интегрированной основе, в которой большое внимание уделяется деятельности ребенка.

Уточненный нами операционный состав приемов анализа через синтез требует поэтапного формирования составляющих его операций, т. е. операций, которые входят в состав каждого вида сравнения.

Предлагаемая система заданий построена с учетом этих составов. Разработанные задания образуют систему, т. к. они взятые в определенной последовательности, решают единую учебную задачу, охватывают полный операционный состав анализа через синтез, взаимосвязаны и взаимозависимы и функционируют как единое целое.

Приведенная система заданий охватывает:

1. Арифметический материал программного курса математики для дошкольников.

2. Все операции, входящие в состав приведенных действий. Это означает, что данная система заданий обладает полнотой.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует единство, определенную целостность.

Любая система должна обладать следующими свойствами: целостностью, структурностью и взаимосвязью.

Целостность системы определяется принципиальной не сводимостью свойств данной системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимостью из последних свойств целого. Возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений, определяет структурность системы.

Зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т. д. внутри целого характеризует взаимосвязь системы.

Следовательно, набор заданий будет считаться системой, т. к. имеет общую цель — сформировать у детей прием сравнения, и характеризуется общностью материала алгебраического характера, и будет функционировать в учебном процессе, как единое целое.

Система заданий по формированию приемов анализа через синтез.

Операционный состав приема анализа через синтез

1. Выделение общих признаков.

2. Разбиение на существенные и несущественные признаки.

3. Осуществление анализа через синтез по существенным признакам.

4. Вывод делается на основе построения умозаключения.

Сравним рассмотренный операционный состав с операционным составом сравнения.

Операционный состав приема сравнения

1. Выделение общих признаков предметов.

2. Разбиение выделенных признаков на существенные и несущественные в данной ситуации.

3. Выделение признаков, являющихся основанием сравнения.

4. Нахождение сходных и различных признаков объекта, т. е. осуществление неполного сравнения

5. Формирование вывода из проведенного сравнения, т. е. осуществление полного сравнения.

Как видим, операционные составы указанных приемов очень похожи.

Целесообразно рассмотреть упражнения, направленные на формирование операционного состава анализа через синтез у детей старшего дошкольного возраста.

1) Выделение признаков предметов

1. Выделите все признаки равенства. 7+2=9

2. Выделите все признаки у числа 4.

Назовите общие и индивидуальные признаки этого числа.

3. Запишите любые выражения, используя следующие признаки:

2) уменьшаемое выражено однозначным числом;

3) вычитаемое выражено суммой двух чисел.

4. Запишите выражения по следующим признакам: из суммы чисел 5 и 5 вычесть 6.

5. Упражнение «Что бывает?»

Покажите, что в комнате большое, что маленькое.

6. Упражнение «Миша и Мишутка».

Материал. Два персонажа и игрушки, подобранные по размеру (большой и маленький мяч, большая и маленькая машинка и т. д.).

– Сегодня для Миши и Мишутки делаем подарки.

– Какие будем дарить для Миши, большие или маленькие по размеру?

Потому что Миша большой сам.

Потому что Мишутка маленький.

Задания: Разделите им игрушки.

Итог: – Почему у Миши большой мяч? У Мишутки маленький?

7. Упражнение «Слушай и выполняй».

Материал. У ребенка набор красок. На большом листе нарисованы большие и маленькие круги (или треугольники и т. д.).

Задания: Ребенку нужно раскрасить только большие круги (или только маленькие).

8. Упражнение «Найди и покажи».

Материал. Набор карточек с предметами разного размера.

Задания: Найди и покажи большой дом, маленькую машинку, среднего по размеру цыпленка и т. д.

Упражнения на выделение существенных в данной ситуации признаков

1. Упражнение «Что не катится».

Материал. Несколько предметов разной формы, цвета, размера.

Задания: Найди предметы, которые нельзя закатить в воротца.

– Можно ли кубик закатить в воротца?

– Почему? Почему кубик не катится?

2. Упражнение «Что может катиться?»

Материал. Тот же, что и в упражнении «Что не катится?».

Задания: Найди все предметы, которые можно закатить в воротца. Проверьте себя – попробуйте закатить предметы в воротца.

Все они круглой формы.

3. Упражнение «Накормим гусят».

Способ выполнения. Мама – гусыня привела детей домой и кормит их обедом. На столе большие и маленькие миски разного цвета и разной формы.

– Какую миску дадим маме – гусыне?

– Выберите все маленькие миски для гусят.

4. Упражнение «Кто летает?»

Способ выполнения. Кто-то из родителей (или воспитатель) является ведущим. Он говорит: «Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например, стрекозу, отвечайте: «Летает», — и показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?» — молчите и не поднимайте руки.

Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Вертолет летает?»

5. Упражнение «Дорисуй фигуру».

Способ выполнения. Детям предлагается часть какой-то фигуры, необходимо дорисовать.

6. Упражнение «Съедобное — несъедобное».

Способ выполнения. Ведущий объясняет детям: «Я буду называть предметы. Если названный предмет съедобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также передвинуться вперед на одну клетку». Если дан неправильный ответ, то ребенок должен остаться в прежнем классе. Классы можно нарисовать мелом от 1 до 10, если играют один-два ребенка. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим.

7. Упражнение «Покажи».

Задания: – Покажи у всех фигур стороны

– Найди и покажи у фигур вершины

– Покажи во всех фигурах углы

8. Упражнение «Найди лишнюю фигуру».

Упражнения на выделение признаков, являющихся основанием умозаключения

1. Упражнение «Раздели».

1) 2 коробочки, счетные палочки, (около 20 шт., палочки двух цветов;

2) пуговицы разного размера (крупные и мелкие);

3) ленточки разные по ширине.

Задания: 1) Разложите счетные палочки в коробки. Синие – в одну коробку, зеленые – в другую.

2) Как вы думаете, какие пуговицы нужно сложить в маленькую коробку? В коробку большего размера?

3) Разложите ленточки от самой широкой к самой узкой.

2. Упражнение «Подумай».

Материал. Даны таблицы с числами от 1 до 12. Задания:

1) Разбей числа на группы. Сколько групп получилось? Почему? Обоснуй свой ответ.

2) Разложи числа от самого большого к самому маленькому.

3) Убери все четные числа (или все нечетные числа).

4) Какое число лишнее. Убери его. Скажи, почему?

5) Какой еще вопрос ты можешь задать другу?

3. Упражнение «Угадай-ка».

Задания: Догадайся, как разделили.

Упражнения на сравнение предметов

Упражнение «Найди отличия»

Задания: Чем отличаются две чашки?

Упражнения на нахождение одинаковых свойств или признаков предметов

Упражнение: «Найди одинаковые предметы»

Задания: среди предметов отыскать два одинаковых.

1. Артемов А. К., Истомина Н. Б Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. – М.: Академия,1996.-224 с.

2. Артемов А. К. Обучение сравнению в математике // Начальная школа. -1982- №11.- С. 43-46.

3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

4. Белошистая А. В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. — М.: Изд-во Московского психолого — соц. инст-та: Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004.-352 с.

5. Венгер Л. А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989. – 180 с. 6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: МГУ, 1985.- 145 с.

«Технология модульного планирования внеучебной нагрузки на неделю». Успех внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечиваются формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных.

Какие сложности вызывает построение предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГТ? Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личноcтно-ориентированное.

источник

Мышление – это одна из высших форм деятельности человека. Мышление выходит за пределы чувственного познания, продолжает, расширяет и обобщает ощущения, восприятия, представления. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.

Мышление – это наиболее высокая степень познания. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация).

Анализ и синтез – это основные мыслительные операции, без которых невозможна никакая умственная деятельность. Все обучение грамоте, счету идет с помощью аналитико-синтетического метода. Во всех видах учебной деятельности имеет место разделение целого на части, вычленение части из целого и соединение частей в целое. Большое внимание необходимо уделять обучению сравнения (сходства) и различия предметов и явлений окружающего мира. Данные сравнения опираются на анализ и синтез при участии речи.

Обучая сравнивать предметы, мы учим выделять отдельные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т. д.).

Затем необходимо научить сравнивать один предмет с другим, непохожим, а после этого с похожим объектом. Различие устанавливается легче, чем сходство. Необходимо больше внимания уделять работе по умению устанавливать общие признаки. Также необходимо научить выделять в предметах и явлениях главные, существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.

Анализ, синтез, обобщение

Выдели неподходящий предмет.

В зависимости от возраста ребенка перед ним раскладывается от 4 до 8–10 картинок, относящихся к одной родовой категории. Одна картинка не входит в эту группу. Ребенок должен ее найти (например, картинки с изображениями одежды и картинка с изображением животного и т. д.).

Данное упражнение формирует операции анализа, синтеза, обобщения.

Илл. 19, 20 на цветной вклейке.

Анализ, синтез, обобщение

Группировка предметов по связанной с ними деятельности.

В зависимости от возраста ребенка предлагаются разные по количеству наборы картинок (3–4 года – 10–15, старше 5 лет – от 24–40 картинок) с изображением предметов, относящихся к разным родовым группам. Нужно разложить вместе карточки, похожие между собой. Принцип группировки должен быть выбран самим ребенком. Только в том случае, если он не понимает задание, ему необходимо оказать помощь (взрослый должен выложить 4 картинки с предметами разных родовых групп, затем предложить ребенку разложить самостоятельно оставшиеся карточки). Если ребенок не понимает сразу, необходимо задавать наводящие вопросы и немного подсказывать.

Данное упражнение формирует аналитико-синтетическую деятельность, обобщение, расширяется запас сведений и представлений об окружающем мире. Необходимо в процессе группировки предметов просить ребенка объяснить, почему он именно так раскладывает карточки. В ходе таких уточнений формируется и речь ребенка.

Илл. 21–23 на цветной вклейке.

Определение отличий, восприятие, память, мышление

Необходимо сравнить предметы, затем сказать, чем они отличаются. Упражнение способствует умению сравнивать и находить отличия, а также формирует восприятие, память, мышление.

Илл. 24 на цветной вклейке.

Сравнение предметов

Необходимо назвать самостоятельно больше признаков сходства и различия.

Илл. 25 на цветной вклейке.

Анализ, синтез, логическое мышление

Установление последовательности событий.

Вариант 1. Перед ребенком в произвольном порядке раскладывают 4–8 карточек с изображениями различных ситуаций, связанных сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти карточки по порядку, затем составить рассказ по этой серии картинок. (Рис. 39.)

Если ребенок не справляется, то можно подсказывать, положить первую картинку и спросить, что было потом. Или положить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Помощь зависит от возраста и умственного развития ребенка.

Вариант 2. Установление последовательности в «деформированных» (искаженных) текстах. Ребенку предлагается текст с нарушенной логикой изложения. Он должен восстановить правильность текста по порядку. (Рис. 40.)

Маме нужно было позвонить тете Маше.

Мама сказала: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу».

Мама сняла телефонную трубку и набрала номер.

Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Снесла курочка яичко. Плачет дед, плачет баба.

А курочка говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Снесу я вам еще яичко, да не простое, а золотое».

Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад.

Анализ, синтез, логическое мышление

При выполнении этого задания ребенку может потребоваться помощь, окажите ее.

• Кто ты для мамы? Кто ты для бабушки?

Читайте также:  Коклюш у детей диагностика анализы

• Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Сколько было год назад?

• Какое сейчас время года? Какое будет после него?

• Таня и Миша собирали в лесу грибы и ягоды. Таня грибы не собирала, а Миша не собирал ягоды. Что собирал каждый из детей?

• Коля и Лена рисовали карандашами и красками. Коля рисовал не красками, а Лена не карандашами. Чем рисовал каждый из детей?

• Мы ходим ногами, а мяч бросаем…

• У человека руки, а у собаки…

Анализ, синтез, контроль деятельности

Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, в которой в определенной последовательности изображены предметы. Среди этих предметов есть пропущенные. Сами предметы и их последовательность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен определить и нарисовать пропущенные предметы.

В этом упражнении ребенок учится анализировать и контролировать свою деятельность (Рис. 41.)

Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре разные фигуры. В четырех клетках таблицы расположены три фигуры, четвертую ребенок должен найти в приведенном образце. В данном упражнении требуется установить сходства, различия, выделить закономерности. (Рис. 42.)

Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу, состоящую из 10 клеток с изображением 8 предметов, и просят сказать, какой предмет не нарисован.

В данном упражнении необходимо провести анализ, сравнение и установить закономерность расположения предметов.

Все три задания развивают важные качества умственной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение, понимание логических отношений. (Рис. 43.)

Обобщение, логические отношения

Ребенку предлагается рассказ, где необходимо внести корректировку для соответствия текста и рисунков. В данном упражнении развиваются обобщение и логические отношения.

Илл. 26 на цветной вклейке.

Илл. 27, 28 на цветной вклейке.

Обобщение и классификация

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком.

Илл. 29 и 30, 31 и 32 на цветной вклейке.

Запас знаний ребенка, эрудиция

Простейшие умозаключения. Куда идут дети?

Илл. 33 на цветной вклейке.

Раскрась шары, как хочешь, но с одним условием – красных шаров больше. (Рис. 44.)

Илл. 34 на цветной вклейке.

Логика, обобщение, синтез

Задания на установление логических связей: Что вначале, что потом?

Илл. 35 и 36 на цветной вклейке.

Логика, обобщение, синтез

По картинкам составить связанный по смыслу рассказ.

Илл. 37 на цветной вклейке.

Программа развития творческого (диалектического) мышления дошкольников Что же такое «логика творчества»?Среди задач, которые нам приходится решать в жизни, есть особый тип — проблемные, противоречивые ситуации, которые требуют совмещения несовместимого и, на первый

Развитие творческого мышления дошкольников и взрослых Сразу оговоримся: чего в сказке искать не стоит, так это прямых, на поверхности лежащих нравоучений. С точки зрения прямолинейной морали, сказки иногда звучат довольно странно: самым успешным может оказаться самый

Тренировка творческого мышления Чем больше молодые люди создают новых структур в своей памяти, чем шире информационная матрица у них в мозге, тем больше возникает возможностей для последующих связей. Новая информация посредством имеющихся структур может быть

Образ мышления «Как заставить Джонни учиться?» – вопрос, который тревожил учителей с начала времен. Ответ прост. Это невозможно! Никто не может заставить учиться ребенка или кого бы то ни было еще. Маделайн Хантер Образ мышления – это сумма отношения к чему-то, манер,

Развитие мышления Мышление – это одна из высших форм деятельности человека. Мышление выходит за пределы чувственного познания, продолжает, расширяет и обобщает ощущения, восприятия, представления. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный

Дополнительное развитие В любом садике существует программа развития детей. Это и музыкальные занятия, и рисование, и лепка, и физкультура. Конечно, мама может и сама заниматься со своим малышом и дать ему гораздо больше, чем воспитатель в садике. Но ведь дома малыш

Языки, образ мышления, стиль жизни – и вопрос об идентичности. «Кто они?»… 3 языка – 3 представления о мире. 3 идентичности – «шизофрения» (так представляли себе детское многоязычие ещё в 60-е годы)?На нас когда-то произвела сильное впечатление гипотеза Сепира – Уорфа: язык

Игры и упражнения для развития сенсорики и мышления До сих пор среди педагогов не утихают споры о пользе тех или иных наборов для творчества. Сторонники классических методик утверждают, что лучшими инструментами для развития воображения и свободы фантазии являются

Развитие «я» Здоровые дети обычно к трем годам уже уверенно пользуются словом «я». Больше чем у половины аутичных детей появление местоимения «я» задерживается до пятилетнего возраста, а примерно у трети и дольше. Еще в 6–8 лет ребенок может называть себя по имени или во

Развитие рук На предыдущем этапе, когда вы клали маленький кусочек еды в пределах досягаемости ребенка, он подгребал его к себе и подгонял его к кончикам своих пальцев, через некоторое время захватывая его большим и указательным пальцами. На этом этапе, попрактиковавшись

4. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

4.2. Нейропсихические особенности музыкального мышления Корни особенностей протекания любых мыслительных процессов находятся в головном мозге человека. Деятельность полушарий мозга, разных их участков обеспечивает нейропсихическую основу всех интеллектуальных и

4.3. Временная природа музыкального мышления Музыка – искусство времени, и в ряду других искусств, имеющих временную природу, выделяется тем, что имеет в качестве основания «чистое» время. Все виды театрального искусства, киноискусство основываются, помимо времени, и на

4.4. Единство восприятия, мышления и воображения в музыкальной деятельности Музыкальное восприятие и музыкальное мышление как познавательные процессы имеют продолжение и развитие в процессе музыкального воображения. Это отражает общую логику выстраивания психических

Развитие мышления Необходимость развития мышления в процессе обучения иноязычной речи определяется тем очевидным фактом, что мышление и речь теснейшим образом связаны между собой. Нередко даже говорят, что мышление и речь являются двумя сторонами одного явления. Это,

источник

Игры и упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста

Игры и упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.

Ребенка младшего школьного возраста нельзя обучать чему-либо иначе, как не заинтересовав его в этом. Отсюда следует, что выбор технологических средств логопедической работы с учениками начальных классов должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях. Следовательно, игровые приемы и разнообразные наглядные пособия должны стать органической частью коррекционно-логопедической работы.

1. Игры и упражнения для усвоения понятий «звук» и «буква»

Исходным материалом в процессе формирования навыков письма и чтения является звукобуквенный анализ слова и осознание разницы между неречевыми и речевыми звуками. При работе с детьми, имеющими нарушения речи, данная проблема стоит особенно остро. Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается благодаря множеству упражнений на выделение звуков из слов и на их распознавание.

Цель : развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Оборудование: набор пройденных букв, предметные картинки.

Ход игры . Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Логопед показывает картинки, ученики называют изображенный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов.

Ход игры. Логопед помещает на наборное полотно предметные картинки морковь, аист, кот и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают задание выделить первый звук в названии каждого из этих слов: [м], [а], [к] и составить из них слово, а потом обозначить каждый звук кружком соответствующего цвета: синий, красный, синий. И, наконец, можно предложить детям выложить полученное слово из букв и прочитать его. После этого каждый из детей может выполнить аналогичное индивидуальное задание.

Ворона, аист, заяц, автобус (ваза).

Заяц, окунь, носорог, тапки (зонт).

Слон, тапки, утка, лама (стул).

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, выделения начальных и конечных согласных.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего, красного и зеленого цветов.

Ход игры. Педагог предлагает вниманию детей комплект предметных картинок: аист, слон, тапки, игрушка, автобус, носорог и просит рассмотреть и назвать их. Затем он объясняет, что нужно составить цепочку из картинок, выделяя начальные и конечные звуки в их названиях. Конечный согласный в названии одной картинки должен быть начальным в названии другой: аист — тапки. Дети продолжают цепочку, начатую педагогом: игрушка — автобус — слон — носорог.

Цель: совершенствование навыка звукового анализа слов, подбора слов на заданный звук, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цветов, разноцветные фишки.

Ход игры. Педагог помещает картинку с изображением кота на наборное полотно, просит детей рассмотреть и назвать ее, а затем назвать по порядку звуки, из которых состоит это слово, и обозначить их кружками. Дети произносят по порядку звуки [к], [о], [т] и обозначают их кружками (синий, красный, синий). Затем педагог предлагает детям вспомнить имена, которые начинаются со звуков [к], [о], [т]. Эту часть игры можно провести как соревнование: победит тот, кто вспомнит больше имен на заданные звуки и получит больше фишек. [К] — Катя, Коля, Карина; [О] — Оля; [Т] — Таня, Тоня, Тамара, Толя.

Завершить игру можно составлением и чтением «ключевого» слова кот. Так же можно провести игру с «ключевыми» словами рак, эму, аист, лама.

2. Игры и упражнения для усвоения понятия «слог», преодоления нарушения слоговой структуры слова и обучения слоговому анализу

Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой-либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой структуры слов. Подбор материала для коррекционной работы над слоговой структурой слов осуществляется в зависимости от особенностей речевого нарушения каждого ребенка.

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры. Ученики по очереди выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса в зависимости от задания. Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.

Цель: развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слоге. Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

Цель: развитие умения выделять первый слог в слове.

Оборудование: карточки со словами.

Ход игры. Педагог раздает карточки со словами, из которых ученик должен выделить первые слоги и составить новое слово. Примерный речевой материал:

Цель: развитие умения подбирать слова по одному заданному слогу.

Ход игры. Учитель говорит: «Наташа и Вова составляли различные слова из двух слогов. Но когда они захотели показать эти слова детям, случилась беда: слоги упали и рассыпались. У Наташи остался первый слог -ва-, а у Вовы – последний слог -ка-. Помогите им, дети! Какие слова составляли Наташа и Вова?» учащиеся составляют слова, подбирая к любому из данных слогов первый или последний слог. За каждое правильно названное слово ученик получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.

Цель: развитие умения составлять слова из слогов.

Ход игры. Логопед говорит детям, что слова играли друг с другом и рассыпались, им нужно помочь. Работа проводится в тетрадях, на доске или с карточками. Возможен вариант, при котором ребенок индивидуально работает с карточкой или в тетради, где заранее написаны слоги.

та, во, ро -……… ты, бе, ге -……. ве, ка, шал — ……….

лод, хо-…………. ту, ар, тро-……. ле,ви, чок,со — ………

мо, гра, та- ……… би, рать, за-……. пи,кра,ва-……………

чик, бор,за-……… до, про, во, вод-…… лен,дарь,ка-………….

3. Игры и упражнения для усвоения и различения понятий «слово» и «предложение»

Работа по формированию связной правильной речи не может проводиться без определения и дифференциации понятий «слово» и «предложение». Работа над словом начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического и грамматического значения. Затем представляется целесообразным и логичным соединять слова-предметы и слова-действия в простое нераспространенное предложение, т.к. эти предложения являются грамматической основой предложения, т.е. подлежащим и сказуемым. Позже у детей формируется представление о предложении, его структуре, грамматическом и интонационном оформлении, продолжается работа над словом, обозначающим признак предмета. Слова-признаки рассматриваются не изолированно, а вводятся в предложение, и логопед обращает внимание детей на их смысловую и грамматическую связь с другими словами.

Приведенные игры и упражнения помогут разнообразить работу на логопедических занятиях и сделать ее более интересной для младших школьников.

Оборудование: карточки со словами.

Ход игры. На доске в строчку выставляются карточки четырех слов, три их которых являются однородными понятиями и могут быть объединены по общему признаку. Четвертое слово не соответствует этим требованиям и может быть исключено. Вызванный ученик должен найти лишнее слово и снять соответствующую карточку. Логопед может предложить выполнить разнообразные задания со словом на карточке: разделить на слоги, выделить ударный слог, составить предложение и т.д.

Ход игры. Ученику предлагается внимательно прослушать сказанную логопедом или товарищами фразу, посчитать число слов в ней, назвать слова по порядку, назвать слова вразбивку (третье, первое, четвертое, пятое). Прослушанные или прочитанные слова нужно отчетливо повторить, разделить на слоги, выделить в слогах звуки и правильно их произнести, записать слова по слогам, снова прочитать. Игра проводится в форме соревнования, выигрывает тот, кто без ошибок выполнил все задания.

Читайте также:  Коклюш диагностика у детей анализ

«Кто знает, пусть продолжает»

Оборудование: карточки со словами.

Ход игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус, табуретка и др.) Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.

«Из одного слова – несколько»

Оборудование: написанные на доске или на карточках слова, из которых можно вычленить другие, менее длинные слова.

Ход игры. Логопед предлагает найти в большом слове другие слова. Работа может проводиться как с опорой на наглядность, так и без.

Первоклассница: кино, кони, санки, коса, пони, касса, лица, цирк, арена, колесница, класс, салки, слон, салон.

Оборудование: карточки с записанными без пробелов словами и наборами букв.

Ход игры. Ученик получает карточку, внимательно просматривает буквенный материал, отыскивает слова и подчеркивает их. Побеждает тот, кто раньше других качественно выполнит игровое действие.

Слова: радуга, солнышко, трава, цветок, жук, птица, крыша.

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Познакомить учащихся с понятиями «анализ» и «синтез». Сформулировать их определение, назначение.

2. Научить пользоваться умениями, необходимыми для анализа и синтеза.

3. Расширить знания учащихся о законах, процессах логики.

4. Формировать универсальные учебные действия как основу для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

5. Совершенствовать навыки работы с использованием интерактивного оборудования.

1. Организационный момент. Приветствие и посадка детей.

2. Введение в тему урока.

Учитель. Мудрецы в Древнем Китае говорили:

У. Как вы понимаете эту фразу?

Какое слово главное в этом высказывании?

Дети. Главное слово — научи.

У. Каково значение науки в нашей жизни?

Д высказывают свои мнения.

Сообщение ученика (с использованием слайдов на интерактивной доске). История развития науки насчитывает несколько тысячелетий, но многие гипотезы древних людей были ошибочны. Первая научная революция, перевернувшая представления человека об устройстве мира, была связана с учением Коперника, предложившим модель (систему) мироздания.

Чарльз Дарвин на основе исследований мира живых (биологических) организмов показал в 1859 году, что живые организмы непрерывно эволюционируют.

Карл Маркс показал, что эволюционируют не только живые организмы, но и человеческое общество, создав теорию общественного развития.

Конец 19-го века оказался не менее революционным для науки. Д.И.Менделеев показал, что и химические элементы не имеют случайно сложившиеся свойства, а образуют систему химических элементов. Это было чрезвычайно важно для науки — обнаружить, что неживая природа также имеет определённый порядок.

В физике прорывом в 19-м веке можно считать теорию электромагнитного поля Джеймса Максвелла.

Начало 20-го века вновь оказалось революционным. Теория относительности Эйнштейна перевернула представления в науке.

Развивается ли сейчас наука и в каких направлениях?

Д высказывают свои мнения, основанные на знаниях из прессы, интернета и т.д.

Конечно, научные многие данные, полученные учёными Древней Греции, были впоследствии опровергнуты, но математика как наука уходит своими корнями в изыскания Архимеда, Пифагора, Платона, Евклида. Следует отметить, что главные достижения Архимеда касаются проблем, которые сейчас учёные относят к области математического анализа.

У. Изучая историю развития науки, можно выделить общее в работах великих учёных. Что это?

У. Чтобы открыть и разработать научную систему, необходимо в совершенстве владеть многими мыслительными операциями. О двух наиболее важных мы будем вести речь сегодня на уроке.

3. Повторение. Актуализация знаний.

У. Разгадайте кроссворд на повторение (с использованием интерактивной доски).

1) Нахождение признаков сходства и различия (сравнение).

2) Признак, который принадлежит объекту и без которого объект существовать не может (существенный).

3) Построение последовательности по какому-то правилу (упорядочивание).

4) Распределение предметов по группам (классификация).

5) Сумма действий для решения задачи, пошаговая инструкция решения (алгоритм).

6) Разница, наличие несходных признаков у объектов (различие).

У.Переставив буквы, соберите слово.

4. Изучение нового материала.

У. Анализ и синтез. Знакомы ли вам эти слова? Где вы их слышали?

Что значит «анализировать» и «синтезировать»?

Д высказывают свои версии.

У. Какой инструмент символизирует анализ, а какой — синтез? Почему?

Каковы операции анализа и синтеза по отношению друг к другу?

Д. Эти операции обратны друг другу.

У. Вставьте слова «анализ» и «синтез» в определения.

— это операция мысленного или реального расчленения ________________ на его составные части, выделение в нём признаков, свойств.

— это операция мысленного или реального сведения в единое целое частей, признаков, свойств.

У. Какое слово ещё пропущено в определении?

Что можно анализировать и что получается в результате синтеза?

Д называют увиденные на интерактивной доске предметы, явления природы, процессы, живые существа, состояния.

У. Каким общим словом можно назвать предметы, явления, процессы, живые существа, состояния?

Д высказывают свои версии.

У. Мудрецы в Древней Греции более двух тысяч лет назад придумали для этого слово «объект».

Д формулируют определение.

У. Итак, прочитайте, что такое анализ и синтез.

Д (читают в тетради получившиеся определения).

Анализ — это операция мысленного или реального расчленения объекта на его составные части, выделение в нём признаков, свойств.

Синтез — это операция мысленного или реального сведения в единое целое частей, признаков, свойств.

5. Закрепление нового материала. Изучение умений, необходимых для правильного анализа и синтеза.

1) Упражнение. Работа по карточке в тетради (выделение первого умения для анализа и синтеза).

Ребята, каждый из вас читал сказку о трёх поросятах. Давайте вспомним.

Ниф-Ниф построил свой домик из соломы у самого хлебного поля.

Нуф-Нуф построил свой дом из веток орешника.

Наф-Наф построил свой дом из прочного кирпича.

В таблице стрелочками покажите составные части домов, которые принадлежат тому или иному герою сказки.

Стены плетёные и окна с видом на хлебное поле

Стены плетёные и окна с видом на ореховую рощу

Крыша из веток и листьев

Ниф-Ниф

Проверка с помощью интерактивной доски.

У. Каждому из поросят подходит именно его дом: лень и беспечность Ниф-Нифа подтверждает слабенький домик с соломенной крышей, а трудолюбивого Наф-Нафа характеризует прочный дом из кирпича.

Вы научились первому умению анализа (синтеза).

Умения анализа и синтеза (анализируется запись в тетради).

1. Определять объект анализа и синтеза — отграничить одно живое существо, предмет, явление, процесс, состояние от другого.

2) Фронтальная работа с объектом анализа и синтеза (выделение второго умения для анализа и синтеза).

У. Назовите объекты анализа.

Д называют: книга, лес, кошка.

У. Выберите составные части объекта «лес» из следующих понятий:

Д не могут однозначно выбрать и приходят к выводу о том, что у данного объекта нужно точно определить границы.

У. Нужно научиться точно определять, что мы будем анализировать (синтезировать) в объекте, то есть научиться определять границы объекта.

Умения анализа и синтеза (анализируется запись в тетради).

2. Определять границы объекта — отграничить точно, что мы будем анализировать (синтезировать).

3) Групповая работа с разными объектами, имеющими одно и то же название (выделение третьего умения для анализа и синтеза).

У. Давайте посмотрим, что произойдёт, если неточно определены границы объекта. Соберите слово.

Проанализировать объект по рядам (дети получают карточки).

  • 1 ряд (изображение зверя — лисички)
  • 2 ряд (изображение гриба лисички)
  • 3 ряд Слово лисичка разобрать по составу.

Д по рядам выделяют составные части данных объектов.

1) голова, туловище, лапы, хвост;

3) корень, суффикс, окончание.

У. Почему вы нашли разные составные части?

Д. Это разные объекты, но названы одним словом. Мы проанализировали лисичку с разных точек зрения:

У. От того, как мы определим объект анализа (синтеза), с какой точки зрения, будет зависеть, какие у него будут составные части, какими существенными признаками он будет обладать.

Умения анализа и синтеза (анализируется запись в тетради).

3. Устанавливать точку зрения, с которой нужно анализировать объект.

У. Давайте посмотрим, что такое точка зрения на объект в окружающем мире: как меняется точка зрения человека?

Д. Точка зрения меняется от места нахождения человека, взгляда и т.д.

А в логике точка зрения определяется не тем, где находится человек, а тем, что его интересует в объекте, аспектом рассмотрения.

4) Закрепление. Работа по самостоятельному формулированию точки зрения на объект.

В первый день Щука исполнила 19 желаний Иванушки, а во второй день — 21 желание. Сколько желаний Иванушки Щука исполнила за два дня?

Проанализируйте, что в задаче есть.

Д анализируют условие и вопрос задачи и выясняют, что это простая задача на нахождение неизвестного целого по двум известным частям.

У. Такая аналитическая работа помогает нам найти правильное решение задачи.

А можно ли посмотреть на эту задачу с точки зрения русского языка. Что вы можете рассказать об этом объекте?

Д говорят, что это текст, состоящий из двух предложений. Одно предложение повествовательное, а другое — вопросительное и т.д.

У. Но ведь на этот текст мы можем посмотреть с еще одной точки зрения. Какой?

Д высказывают свои версии. Одна из версий — с точки зрения урока литературного чтения.

У. Что же интересного вы заметили в этом объекте?

Д. Мы анализировали один и тот же объект, а получили разные точки зрения.

У. Поэтому при анализе очень важна точка зрения.

6. Итог урока.

У. Что вы сегодня узнали на уроке? Заполните таблицу на обратной стороне листа. Сравните полученную схему со схемой на интерактивной доске.

7. Домашнее задание.

1. Найди и отметь составные части поезда, в котором оказался тот или иной герой истории (цифрой 1 — поезд папы, 2 — поезд мамы, 3 — поезд Пети).

Однажды летним утром семья Пети Балалайкина вышла из дома, и каждый отправился по своим делам. Папа работал машинистом электровоза, поэтому поехал на товарную станцию. Мама уезжала в этот день в командировку в другой город, поэтому поехала на железнодорожный вокзал. А Петя вместе с бабушкой отправился в парк покататься на детской железной дороге. Таким образом, папа, мама и их сын спустя некоторое время оказались в поезде, но у каждого поезд был свой.

1) Паровозик с музыкальным сигналом.

3) Два электровоза в сцепке для перевоза тяжёлых составов.

6) Маленькие вагончики, разрисованные сюжетами из сказок.

2. Найди и принеси задания логического характера на анализ и синтез (в журналах для детей, книгах развивающего характера и т.д.)

При подготовке данного урока использовались материалы из пособий:

Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: управленческий и методический аспекты / С.Г.Воровщиков, Е.В.Орлова, Г.П.Каюда, Н.В.Гладик. — М.: 5 за знания, 2009.

источник

Наряду с развитием пространственных представлений игра тренирует внимание ребенка, формирует навыки логического мышления и комбинаторики. Игра взята с некоторыми модификациями из книги: А. Г. Бочарова, Т. М. Горева, В. Я. Окунь «500 замечательных игр», М. 1999.

Материал: игровое поле 7 на 6 клеток.

Возраст играющих: от 6 до 15 лет.

Правила игры: правила игры напоминают популярную игру в «крестики-нолики». Каждый игрок поочередно делает ход, ставя в клетке, соответственно, крестик или нолик. Необходимо расположить четыре крестика или нолика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Выигрывает тот игрок, который сумел сделать это первым. Игра начинается с любой клетки самой нижней строчки и идет вверх. Нельзя ставить крестик или нолик, если под ними нет уже нарисованного знака (рис. 4). На рисунке показана выигрышная диагональ.

Рисунок 4. Пример игрового поля игры «Кватропалии».

Мы видим, что игра отличается от «крестиков-ноликов» тем, что первый знак ставится в самой нижней клеточке и дальнейшая игра идет снизу вверх, что позволяет ее проводить не только на листе бумаги, но и с помощью специального стенда с клеточками-ячейками, в которые каждый игрок может бросать кружки или квадратики с крестиками. Такой вариант игры доступен дошкольникам. Обязательным условием является то, что ход необходимо делать только там, где под выбранной клеточкой уже стоит либо крестик, либо нолик, что не только усложняет игру, но и требует достаточного уровня развития произвольного внимания.

Игра развивает пространственные представления, зрительно-пространственную память, логическое мышление (понятия части и целого), способность к конструированию, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и скорость движений.

Материал: игровое поле состоит из 12 больших цветных квадратов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из различных геометрических фигур (рис. 5). Количество элементов, образующих квадрат, определяют сложность задания и позволяют ее варьировать для детей разного возраста.

Количество играющих: от 2 до 6.

Возраст играющих: от 5 до 12 лет.

Правила игры: квадраты распределяются между участниками игры, каждому предлагается внимательно рассмотреть его в течение 2-х минут, затем все составные части вытаскиваются и в перемешенном виде раскладываются на столе. После этого ребенок должен как можно быстрее собрать свой квадрат. Выигрывает тот, кто первым правильно собрал квадрат своего цвета. Для более старших детей можно увеличить количество собираемых квадратов до двух-трех.

Рисунок 5. Фрагмент игрового поля игры «Красочные квадраты».

Читайте также:  Коклюш у детей результат анализа

АРХИМЕДОВА ИГРА И ГЕКСАМИНО

Игра развивает пространственное, логическое и ассоциативное мышление, воображение ребенка, внимание, память, зрительно-моторную координацию, точность движений. Возможность постепенно уменьшать степень внешней опоры создает хорошие возможности для интериоризации этих способностей.

Материал: набор геометрических фигурок (треугольников или n-угольников). Набор картинок с предметными изображениями

Возраст играющих: от 6 до 14 лет.

Правила игры: ребенок должен из данных частей собрать различные картинки (собака, бегущий человек, лебедь, весы, верблюд и др.). Выигрывает тот, кто сделал это первым. В работе по составлению фигуры используются все детали игры. Поэтому, если соревнуются двое детей, то детали берутся сразу из двух игр: одна — «гексамино», другая — «архимедова игра». Если ребенок играет один, он получает очко за каждую собранную картинку, причем при переходе к более сложному заданию очки удваиваются. В конце игры очки подсчитываются, и ребенок как бы соревнуется сам с собой.

Игра предусматривает различный уровень сложности задания (количество деталей) и внешней помощи:

1. Ребенку предлагается собрать картинку, просто наложив детали на изображение объекта с соответствующими разметками (масштаб фигурок и их изображений на картинке совпадают).

2. Ребенку предлагается проделать ту же операцию, но уже на столе, глядя на картинку с необходимыми разметками (масштаб фигурок и их изображений на картинке совпадают).

3. Ребенку предлагается собрать изображение на картинке, на которой отсутствуют соответствующие разметки, а есть только общий контур изображения.

4. Задача усложняется тем, что предмет надо собрать на столе, имея перед собой только изображение с намеченным общим контуром предмета.

5. Выполнение заданий 2 и 4 с изображениями, размеры которых не совпадают с размерами деталей.

Переход к следующему уровню сложности происходит только, если ребенок собрал не менее двух картинок в условиях предыдущего уровня сложности, не прибегая к помощи старших. При затруднениях необходимо вернуться к выполнению менее сложных заданий.

В переводе с английского название игры означает «перебрось мостик». Игра взята с некоторыми модификациями из книги: А. Т. Бочарова, Т. М. Горева, В. Я. Окунь «500 замечательных игр», М. 1999.

Игра формирует у ребенка понятия и зрительные представления о ломаной линии, горизонтали и вертикали, прямом угле, развивает ориентировку в пространстве, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию, логическое мышление.

Материал: лист бумаги или доска с цветными краями, с нарисованными в определенном порядке точками двух цветов, соответствующих цветам границ поля (рис. 6), 2 цветных карандаша или фломастера.

Возраст играющих: 10-15 лет.

Правила игры: двое участников по очереди проводят вертикальные и горизонтальные линии между двумя точками одинакового цвета. Соединять их диагоналями нельзя. Линии противников нигде не должны пересекаться. Один из противников соединяет черным карандашом черные точки, второй соединяет точки другого цвета, вооружившись такого же цвета карандашом.

Рисунок 6. Пример заполненного игрового поля в игре «Бридж-ит».

Выигрывает тот, кто первым построит ломаную линию «своего цвета», соединяющую две противоположные стороны доски «своего» цвета. Задача каждого партнера состоит в том, чтобы воспрепятствовать такому соединению, одновременно не забывая о главном — провести «свой цвет» к победе. «Лишних» линий, сделанных из тактических соображений, бояться не надо, бывают такие ситуации, когда они дают преимущество. На рисунке показан выигрышный путь, обозначенный жирной синей линией.

Для старших детей игру можно усложнить, увеличив размер игрового поля или ограничив максимальное количество ходов.

Игра формирует у ребенка понятия и зрительные представления о ломаной линии, горизонтали, вертикали и диагонали, развивает ориентировку в пространстве, зрительно-моторную координацию, способность к переключению внимания.

Материал: лист бумаги в клетку, в двух концах которого нарисованы ворота размером в 10 клеток. Два цветных карандаша или фломастера.

1. Игроки «бьют по воротам» противника, рисуя по очереди линии на бумаге. Длина одного «удара» 3 клеточки.

2. Бить можно по вертикали, по горизонтали, по диагонали, описывая ломаную линию.

3. Пересекать «удары» (линии противника) нельзя.

4. В случае отсутствия варианта удара у игрока, который должен ходить, (если предварительно другой игрок поставил своего соперника в тупик, зажав его своими линиями, которые нельзя пересекать по условию игры), его противник бьет штрафной длиной 10 клеток (по вертикали, по горизонтали или по диагонали) с правом пересечения любого хода.

5. Проигравшим является тот, в чьих воротах окажется мяч.

В этой игре нередко возникают споры детей, относительно правильности/неправильности «удара». Желательно, чтобы педагог не торопился бы их разрешать сам, давая возможность детям отрабатывать навыки эффективного взаимодействия и помогая рассматривать каждый спор с разных сторон.

Проигрыш в этой игре всегда вызывает очень сильные эмоциональные переживания ребенка, поэтому педагогу необходимо находить способы поддержать проигравшего: «Смотри, тебе остался только один удар до победы!» Или: «Зато тебе удалось 2 раза его «запереть» и т. д.

Игра формирует у ребенка понятие о сопряженных областях пространства, о различных геометрических формах, развивает воображение и зрительно-моторную координацию.

Материал: лист бумаги и 4 цветных карандаша или фломастера.

Возраст играющих: 11-13 лет.

Правила игры: начинающий игру чертит какую-то область (очерченную замкнутой кривой произвольной формы) с тем, чтобы его соперник закрасил ее любым цветом. Закрасив, второй игрок подрисовывает к этой области новую и предлагает теперь закрашивать первому, и так ход за ходом, но с соблюдением правила: одноцветные области не должны иметь общие границы. Проигрывает тот, кто «запросит» пятый карандаш, т. е. не может соблюсти правила раскрасок из-за положения, в которое его поставил соперник.

2.3.3. Игры, формирующие зрительные представления
геометрических фигур и математических символов

Игра формирует у ребенка понятие о треугольнике, его составных элементах, закрепляет зрительный образ треугольника, создает элементарные навыки черчения, развивает зрительно-моторную координацию.

Материал: лист бумаги или доска, на которой нарисовано множество точек. Цветные фломастеры или мелки.

Правила игры: каждый игрок по очереди соединяет по две точки так, чтобы в итоге получались треугольники. Тот, кто построил последний отрезок, в результате которого получился треугольник, помечает его своим знаком (первая буква имени или какая-нибудь цифра). При соединении точек отрезками нельзя, чтобы они пересекали уже имеющиеся на листе линии и выделенные области. Также, если какая-либо точка оказалась внутри выделенной области, то в дальнейшем для игры она использоваться не может. В конце игры выигрывает тот игрок, у которого оказалось больше выделенных областей (построенных треугольников).

Цель игры. формирование понятий о геометрических фигурах, развитие ассоциативного мышления и восприятия различных оттенков цвета, общая активизация ребенка.

Материал: маленькие карточки с изображением окрашенных предметов (лимон, юбка, паутинка, домик и др.), напоминающих различные геометрические фигуры и имеющих различные оттенки основного цвета, а также большие карточки, где в верхней горизонтальной строке изображены конкретные геометрические фигуры, в левом вертикальном столбце — указан основной цвет.

Количество играющих: от 1 до 10.

Правила игры: на стол выкладываются лицевой стороной вверх большие карточки и стопка маленьких карточек лицевой стороной вниз. Каждый ребенок по очереди берет маленькую карточку, перевернув ее, определяет, на какую геометрическую фигуру похож данный предмет, называет его цвет и находит соответствующую ячейку на одной из выложенных больших карточек. На выполнение каждого задания отводится определенное время. Если ребенок выполняет задание раньше срока, он получает дополнительные очки, в случае затяжки с ответом или ошибки, ребенок либо получает меньшее количество баллов, либо не получает их вовсе, либо на его счет записываются штрафные очки. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков. При игре с одним ребенком происходит соревнование с результатом, ранее достигнутым им в этой игре.

Цель игры: формирование знаний о геометрических фигурах и их свойствах (форма, размер и др.). Игра также развивает точность и избирательность восприятия, креативные способности, навыки конструирования, способность к ускорению деятельности.

Материал: набор геометрических фигур разных размеров, а также специальные карточки с изображением различных сюжетов, составленных из данных геометрических фигур, например: пейзаж, составленный из овала, треугольников, трапеции, прямоугольников и т. д. (рис. 7).

Правила игры: существует несколько вариантов правил данной игры для детей разного возраста.

Вариант 1 (для детей 5-6 лет). Ребенок должен самостоятельно как можно быстрее выбрать из сюжетных картинок все треугольники, кружки, четырехугольники или другие фигуры по образцу. Выигрывает тот, кто первым правильно справился с заданием. Сложность игры увеличивает количество карточек, данных каждому ребенку.

Рисунок 7. Игровая карточка для игры «Геометрическая мозаика».

Вариант 2 (для детей 6-8 лет). Ребенок должен как можно быстрее составить картинку по образцу на карточке из предоставленного набора геометрических фигур. Выигрывает тот, кто первым правильно справился с заданием.

Вариант 3 (для детей 6-8 лет). Ребенок должен как можно быстрее проклассифицировать геометрические фигуры в соответствии с их размерами, или формой, или цветом, например: выбрать из сюжетных картинок все маленькие треугольники, все синие квадраты и т. п. Выигрывает тот, кто первым правильно справился с заданием.

Вариант 4 (для детей 9-14 лет). Ребенок должен выбрать только правильные фигуры (у которых все стороны равны, если речь идет о n-угольниках), например, равнобедренный треугольник, квадрат. Дети 9-10 лет выполняют это с опорой на образец, более старшие дети — только по наименованию геометрической фигуры. Выигрывает тот, кто первым правильно справился с заданием.

Вариант 5 (для детей 12-14 лет). Детям по очереди предлагается сообразить, какие теоремы можно доказать, манипулируя фигурами (например, все три теоремы равенства треугольников, теорему Пифагора (по Атанасяну), теорему о площади фигуры, составленной из других фигур и др.). Выигрывает тот, кто предложил последний вариант.

Цель игры: с помощью тактильного восприятия сформировать у ребенка такие понятия как форма и размер предмета.

Материал: мешочек с различными объемными геометрическими фигурами, выполненными из дерева. Количество предметов от 5 до 12 (в зависимости от возраста ребенка).

Правила игры: ребенку предлагается на ощупь определить, какой предмет находится в мешочке. Если ребенок затрудняется назвать предмет, то ему можно предложить просто описать его, а другие игроки помогают угадать название. Правильно опознанный предмет ребенок вытаскивает и берет себе. В конце игры каждый подсчитывает, сколько у него фигур, и определяется победитель.

2.3.4. Игры, формирующие знания последовательности
чисел, математических терминов и понятий

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

Цель игры: расширение и закрепление знаний математических терминов и понятий. Одновременно игра тренирует вербальную память, представления о звуковом составе слова и последовательности букв в слове, серийную организацию действий.

Материал: игра не требует специального материала.

Правила игры: игрокам предлагается в устной или письменной форме какое-либо слово, обозначающее математическое понятие, например, «треугольник». Участники должны составить новые слова, связанные с математикой, на каждую букву из данного слова.

Р — равнобедренность, радиан, радиус.

Каждый из участников по очереди называет придуманные слова в последовательности букв заданного слова. Называемые слова не должны повторяться. Ребенок, не находящий слова на нужную букву в течение минуты, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним произносит новое придуманное слово на требуемую букву.

Цель игры: формирование порядкового счета и знания чисел.

Материал: к доске прикрепляется предварительно подготовленная таблица с записанными в колонках числами (рис. 8).

Таблица 1 Таблица 2 Таблица 3

Рисунок 8. Таблицы для игры «борьба за числа».

Правила игры: по знаку ведущего к доске выходят один за другим дети, участвующие в игре. В течение определенного времени они должны найти в таблице и показать пять последовательных чисел. При этом время отсчитывается по секундомеру. За ответ получают очки: 0 очков, если ответ дан через 20 с; 1 очко — через 15 с; 2 очка — через 10 с. Побеждает тот, кто получит большее число очков.

Варианты игры: кто быстрее всех и правильнее найдет и покажет:

а) последовательно числа с самого маленького до самого большого в таблицах 2 и 3;

б) числа, которые больше на 1 десяток, чем 50, 20, 90 и 10 в таблице 2;

в) найти в каждой таблице самое большое и самое маленькое число;

г) пропущенные числа в таблицах 2 и 3;

д) числа, которые повторяются в таблице 3;

е) числа в таблице 3, которые отличаются друг от друга на 1 десяток;

ж) числа в таблице 3, которые отличаются друг от друга 3 единицами.

Цель игры: отработка и закрепление различных формул, правил. Игра развивает внимание и память.

Материал: карточки, которые разделены на две части. В одной из частей может быть записан какой-то пример или формула, а в другой части дан ответ. Карточки можно составлять на отработку различных тем, соответствующих школьным программам и индивидуальным трудностям каждого ребенка, поступившего на коррекционные занятия: на выполнение алгебраических действий (+, –, • , :), отработку таблицы умножения, на преобразование выражений, на отработку формул сокращенного умножения, на работу с дробями, на действия со степенями, действия с корнями и т. д.

Правила игры: все карточки раздаются поровну игрокам, и одна выкладывается на стол. Ход к игрокам переходит поочередно. Задача каждого игрока состоит в том, чтобы найти и подставить те примеры или ответы, которые есть среди их карточек, к той, которая лежит на столе. Выигрывает тот, у кого остается наименьшее число карточек.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9719 — | 7631 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник