Меню Рубрики

Анализ и диагностика трудовых умений детей

Основные направления педагогической деятельности воспитателя при организации труда детей. Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диагностика трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду исодержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Труд»

Развитие трудовой деятельности:

— способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)

— выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

— стремится соответствовать требованиям близких взрослых;

— помогаетв ответ на просьбу.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

— знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);

— имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

Развитие трудовой деятельности:

— самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;

— самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

— способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;

— испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

— проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);

— знает, кем работают близкие люди.

Развитие трудовой деятельности:

— самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;

— самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

— доводит начатое дело до конца;

— испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

— владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);

— имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

Развитие трудовой деятельности:

— соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

— самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

— самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

— доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

— может оценить результат своей работы;

— испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

— владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

— имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

— бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Развитие трудовой деятельности:

— самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;

— умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;

— ответственно выполняет обязанности дежурного;

— умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: педагогический трудовой воспитание

— старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

— оценивает результат своей работы;

— испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

— радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

— владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

— имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

— бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

1. Умение принять цель труда

2. Умение выделить предмет труда

3. Умение предвидеть результат труда

4. Умение спланировать трудовой процесс

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений

Пример для старшего дошкольного возраста

НИЗКИЙ Н — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ С — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково)

2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)

Пример для старшего возраста

НИЗКИЙ Н — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ С — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Диагностика сформированности ручного труда (старший дошкольный возраст).

2. Способность реализовать замысел

НИЗКИЙ Н беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ С высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Дежурство в уголке природы

Н (низкий уровень) — дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок — дело помощника воспитателя, других детей.

НС (ниже среднего) — отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

С (средний уровень) — выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

ВС (выше среднего) — дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

В (высокий уровень) — дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Значение трудового воспитания для развития детей. Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста. Организация трудовой деятельности старших дошкольников, диагностика уровня их трудовых умений и навыков.

курсовая работа [655,5 K], добавлен 26.02.2017

Особенности и виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду. Анализ и диагностика трудовых умений, навыков и трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Уровень сформированности отношения детей к своему труду и труду взрослых.

отчет по практике [78,8 K], добавлен 22.07.2010

Особенности и структура трудовой деятельности дошкольника. Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Условия содержания растений и животных в детском саду. Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им.

курсовая работа [11,5 M], добавлен 16.06.2016

Сущность, содержание и особенности трудового воспитания. Развитие у детей представлений о труде взрослых. Основные средства формирования психологической готовности ребенка к труду. Методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых, образом труженика.

курсовая работа [32,3 K], добавлен 24.04.2017

Формы организации труда детей, воспитание интереса к нему. Уровни общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста. Апробация эффективности педагогических условий в формировании навыков выполнения трудовых поручений дошкольниками.

дипломная работа [684,9 K], добавлен 12.01.2014

Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка. Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства. Методы организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.

курсовая работа [55,0 K], добавлен 24.06.2011

Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическая творческая деятельность. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью, повышение художественных знаний и практических умений.

дипломная работа [159,3 K], добавлен 12.08.2010

Анализ содержания и методики формирования знаний о комнатных растениях в процессе наблюдения у детей дошкольного возраста. Характеристика организации работы с комнатными растениями. Описания развития у детей навыков по выращиванию и уходу за цветами.

курсовая работа [42,3 K], добавлен 28.06.2012

Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. Психолого-педагогические подходы к формированию представлений, экспериментальное изучение процесса формирования представлений посредством занятий.

дипломная работа [105,1 K], добавлен 10.03.2011

Формирование технических умений и навыков у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Ознакомление детей с анималистическим жанром и обучение способам изображения животных. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

курсовая работа [37,7 K], добавлен 05.12.2013

источник

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам:

Читайте также:  Анализы на гормон ттг у детей

1) Какая трудовая деятельность имела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства:

а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);

б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);

в) по уголку природы (готовят и дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе со взрослыми моют или чистят клетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).

2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:

а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал, моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);

б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);

Осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.

Зимой сажают корнеплоды — свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы, подкармливают зимующих птиц.

Весной поливают всходы, высаживают рассаду в огороде и цветнике.

Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);

Работа с бумагой, картоном, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.

Работа с тканью: шитье кукольной одежды, мешочков для семян, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, пришивание пуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска при изготовлении игрушек и т.п.

Работа с природным материалом: мочалой, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).

3) Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

4) Охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).

Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам:

— трудолюбие в процессе дежурств;

— представления о труде взрослых.

Диагностика проведена с детьми старшей группы, в составе из 6 человек.

2.1 Диагностика трудовых умений и навыков Труд в природе.

1) Ребёнку предлагается потрудиться — полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

— ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

— ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

— ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

— самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

— предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

— не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

— ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

— результат труда определяет при помощи взрослого;

— не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

— ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

— раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

— не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

— самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

— с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

— не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

— все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

— отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

— качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу 1.

Таблица 1 — Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

отобрать необходимое оборудование

Фамилия, имя ребёнка 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс 6. Освоение трудовых навыков и умений
Воробьева Валерия В Б Б Б Б Б
Горлинская Софья Б Б А А Б Б
Ильченко Денис Б В Б В В В
Ионова Вера В В В Б В В
Шилин Иван В В Б Б Б Б
Шпак Сергей Б В А Б Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ Б — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Таблица 2 — Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями

отобрать необходимое оборудование

Уровень 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс 6. Освоение трудовых навыков и умений
Высокий 3 4 1 1 2 2
Средний 3 2 3 4 4 4
Низкий 2 1

Хозяйственно-бытовой труд.

1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты сведены в таблицу 3.

Таблица 3 — Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Воробьева Валерия В Б
Горлинская Софья Б Б
Ильченко Денис Б Б
Ионова Вера В В
Шилин Иван Б Б
Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ Б — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Таблица 4 — Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Уровень 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Высокий 2 1
Средний 4 5
Низкий

Ручной труд. 1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов. Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок. При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности. 2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу 5.

Таблица 5 — Диагностика сформированности ручного труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Воробьева Валерия Б Б
Горлинская Софья Б Б
Ильченко Денис Б Б
Ионова Вера В Б
Шилин Иван Б Б
Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. СРЕДНИЙ Б — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Таблица 6 — Уровень сформированности отношения детей к ручному труду

Уровень 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Высокий 1
Средний 5 6
Низкий

Таблица 7 — Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Ф.И. ребенка Ознакомление с трудом взрослых Навыки самообслуживания Трудовые умения
Воробьева Валерия 2 2 6 4 3 5 22
Горлинская Софья 4 2 5 4 1 3 19
Ильченко Денис 3 2 7 6 3 4 28
Ионова Вера 3 2 10 6 3 6 30
Шилин Иван 2 2 7 5 2 4 22
Шпак Сергей 3 2 6 4 1 3 19

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).

Низкий уровень (до 10 баллов) Средний уровень (от 11 до 27 баллов) Высокий уровень (от 28 до 37 баллов)
4 2

1. У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей

2. В старшей группе у детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.

2.2 Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств

За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.

В ходе этого исследования мы определяли:

— хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;

— каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;

— хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;

— хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;

— хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Полученные данные зафиксировали в виде таблицы 9.

Таблица 9 — Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы Воробьева Валерия Б Б А Горлинская Софья А Б А Ильченко Денис В Б Б Ионова Вера В В В Шилин Иван Б Б Б Шпак Сергей Б А А

Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:

Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Таблица 10 — Уровень сформированности отношения детей к дежурству

Уровень отношения Дежурство
по столовой в игровом уголке в уголке природы
Высокий
Выше среднего
Средний 2 1 1
Ниже среднего 3 4 2
Низкий 1 1 3

Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.

Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б – 3 ребенка, но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.

Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок.

Вывод: анализируя результаты этого исследования видим, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.

источник

Елена Ивановна Давыдова
Результативность опыта по воспитанию трудолюбия

Результативность опыта по воспитанию трудолюбия.

Результативность опыта воспитания трудолюбия предполагает проведение мероприятий, направленных на уточнение целевых ориентиров педагогической деятельности и уровня сформированности определенных умений и навыков у детей в процессе педагогического воздействия.

При выборе диагностического инструментария за основу была взята технология диагностики и воспитания трудолюбия, разработанная и апробированная А. А. Кочетовой, Данная технология представляет собой конкретизацию общего алгоритма формирования интегративного качества личности на примере конкретного качества «трудолюбие».

Указанная диагностика, адаптированная нами к ДОУ, отвечает требованиям ФГОС ДО и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; трудолюбие в процессе дежурств; представления о труде взрослых.

В ходе диагностических мероприятий мы искали ответы на следующие вопросы:

1) Какая трудовая деятельность имела место в группе. Дежурства:

а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);

б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);

в) по уголку природы (ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).

2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:

а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: собирают после игры игрушки, настольные игры, строительный материал);

б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки, летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);

в) труд в природе (сезонный);

г) ручной труд (работа с бумагой, картоном, природным материалом, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок).

3) Имеются ли у детей умения, навыки и привычка работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

4) Каковы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).

Диагностика трудовых умений и навыков

Раздел «Труд в природе»

• Высокий – ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

• Средний – труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

• Низкий – результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

Оценку уровня сформированности трудолюбия мы проводили в процессе выполнения детьми предложенных воспитателем в игровой форме заданий-поручений:

1) Ребёнку предлагается потрудиться – полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль);

предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

результат труда определяет при помощи взрослого;

не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб):

самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты диагностических процедур сведены в таблицу 1.

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Имя ребёнка Умение принять цель труда Умение выделить предмет труда Умение предвидеть результат труда Умение спланировать трудовой процесс Умение

отобрать необходимое оборудование Освоение трудовых навыков и умений

На основании полученных результатов мы определили уровень сформированности отношений к трудовой деятельности по уходу за растениями и представили анализ в виде диаграммы (рис. 1).

Рис. 1. Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями.

Раздел «Хозяйственно-бытовой труд»

• Высокий – ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

• Средний – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

• Низкий – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

Оценку уровня сформированности трудолюбия мы проводили в процессе выполнения детьми предложенных воспитателем в игровой форме заданий-поручений:

1. Детям предлагается вымыть поддонники растений к приходу Феи природы. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания мы обращали внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, при этом давалась оценка качества выполненных трудовых действий.

2. После рисования детям сообщается, что баночки из-под краски стали грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. Д.

Результаты диагностических процедур сведены в таблицу 2.

Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Имя ребёнка Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)

На основании полученных результатов мы определили уровень сформированности отношений отношения детей к хозяйственно-бытовому труду и представили анализ в виде диаграммы (рис. 2).

Рис. 2. Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду.

Раздел «Ручной труд»

• Высокий – развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Читайте также:  Анализы на грибковые инфекции у детей

• Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

• Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

Оценку уровня сформированности трудолюбия мы проводили в процессе выполнения детьми предложенных воспитателем в игровой форме заданий-поручений:

1) Ребёнку предлагалось сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Для выполнения задания перед ребёнком разложили на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2) Выявление реализации замысла (насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата).

Результаты диагностики сведены в таблицу 3.

Диагностика сформированности ручного труда

Имя ребёнка Ручная умелость Способность реализовать замысел

На основании полученных результатов мы определили уровень сформированности отношений к ручному труду и представили анализ в виде диаграммы (рис. 3).

Рис. 3. Уровень сформированности отношения детей к ручному труду.

Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что в данной группе преобладает средний уровень сформированности трудовых умений и навыков. Дети стремятся помогать взрослым в выполнении трудовых операций, но самостоятельно выполнять их не все могут в силу не достаточного развития ручной умелости.

Тем не менее, дети хорошо знают все орудия труда и имеют навыки их использования, знают, как ухаживать за растениями, как и куда убирать инструменты после ручного труда.

Таким образом, можно говорить о том, что по оценке трудовых умений у детей есть все предпосылки для активного формирования интегративного качества «трудолюбие».

Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств

В ходе диагностики за детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т. е. формировали самооценку.

В ходе этого исследования мы определяли:

— хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;

— каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;

— хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;

— хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;

— хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

• Высокий уровень — дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

• Средний уровень – дети выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых. Отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

• Низкий уровень – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

Полученные данные зафиксировали в виде таблицы 4.

Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Имя ребенка Вид деятельности Итого

столовой Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы

На основании полученных результатов мы определили уровень сформированности трудолюбия в процессе дежурств и представили анализ в виде диаграммы (рис. 4).

Рис. 4. Уровень сформированности трудолюбия в разных видах дежурств.

Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке. У детей частично сформировано трудолюбие. Половина группы (50 % от общего числа детей) трудятся без контроля, но только во время дежурства, причем делают только то, что входит в их обязанности. Следовательно, основную массу детей группы можно отнести к среднему уровню сформированности трудолюбия.

Тем не менее, в испытуемой группе есть дети, которые дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль – 2 ребенка (33 % от общего числа детей).

Также имеется 1 ребенок (17% от общего числа детей, который любит трудиться вне дежурства, помогать другим. У данного ребенка имеется внутреннее побуждение к трудовой деятельности, т. е. интегративное качество «трудолюбие» сформировано полностью.

Проведенное диагностическое исследование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста показало, что в группе достаточно высоко развита мотивация к трудовой деятельности и уровень трудовых умений и навыков. Дети умеют планировать свою работу, знают, как разделять объем и объединяться в группы для выполнения коллективных дел.

Особенно охотно дети трудятся в процессе сюжетно-ролевой игры и созданных воспитателем игровых ситуаций. В такие моменты у детей наблюдается сильная воля, необходимая для преодоления сложностей, возникающих в процессе трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры, обыгранные в ходе опытно-экспериментальной работы, помогли детям старшего дошкольного возраста полностью осознать необходимость осуществление трудовой деятельности как блага для себя и общества, тем самым послужили главной предпосылкой для формирования интегративного качества личности «трудолюбие».

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что целенаправленная работа по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр, является наиболее эффективным методом усвоения требуемых умений и навыков, т. к. это проверено опытным путем и доказано.

Нами исследована проблема воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.

Трудолюбие – это черта характера, которая демонстрирует ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и формирующееся как одна из стержневых черт личности.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме воспитания трудолюбия позволил разобраться в сущности понятия «трудолюбие», как составляющей части трудового воспитания дошкольников, выделить содержание воспитания трудолюбия, уточнить особенности сюжетно-ролевых игр как средства воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе изучения теоретической литературы мы выяснили, что главной отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер. Особенностью детского труда является то что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития и предполагают участие и помощь взрослого.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе опытной работы мы взяли за основу сюжетно-ролевую игру и с её помощью формировали у детей трудолюбие. Обыгрывая бытовые ситуации, дети в игровой форме учились ухаживать за растениями, содержать в чистоте игрушки, готовиться к приему гостей, выполнять хозяйственные операции по уборке кукольного дома.

Затем мы провели диагностическое исследование воспитания трудолюбия, в ходе которого выяснили уровень сформированности трудовых умений и навыков детей, а также уровень сформированности трудолюбия в процессе дежурств.

Анализ трудовых умений и навыков детей показал, что в данной группе преобладает средний уровень сформированности трудовых умений и навыков. Дети стремятся помогать взрослым в выполнении трудовых операций, но самостоятельно выполнять их не все могут в силу не достаточного развития ручной умелости. Тем не менее, дети хорошо знают все орудия труда и имеют навыки их использования, знают, как ухаживать за растениями, как и куда убирать инструменты после ручного труда.

На втором этапе диагностики нам предстояло выяснить уровень сформированности трудолюбия в процессе дежурств. Результаты диагностики выявили, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке. В целом по группе интергативное качество «трудолюбие» сформировано частично. Основную массу детей группы можно отнести к среднему уровню сформированности трудолюбия, так как 50 % из них трудятся без контроля взрослых, но только во время дежурства. Тем не менее, в испытуемой группе есть дети, которые дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль – 2 ребенка (33 % от общего числа детей). Также имеется 1 ребенок (17% от общего числа детей, который любит трудиться вне дежурства, помогать другим. У данного ребенка имеется внутреннее побуждение к трудовой деятельности, т. е. интегративное качество «трудолюбие» сформировано полностью.

Таким образом, результатом нашей практической работы стало доказательство утверждения об эффективности сюжетно-ролевой игры в воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Все поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.

Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой Дошкольный возраст – благодатная и ответственная пора, когда перед ребёнком открывается во всём многообразии мир окружающей природы. Именно.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Воспитатель МБДОУ№6 «Березка» г. Карачев Мазина Тамара Константиновна.

Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста Авторы: Аветисян Наталья, Березенцева Татьяна Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста Трудовое воспитание.

Описание опыта работы по патриотическому воспитанию Описание опыта работы по теме: «Приобщение дошкольников к общечеловеческим и национальным ценностям, как основа формирования нравственного.

Опросник «Результативность деятельности педагогов в рамках реализации регионального компонента в ДОО» Опросник «Результативность деятельности педагогов в рамках реализации регионального компонента в ДОО»[/h3]Автор: Старший воспитатель МАДОУ.

Опыт работы по воспитанию трудолюбия средствами сюжетно-ролевых игр Елена Давыдова Опыт работы по воспитанию трудолюбия средствами сюжетно-ролевых игр. Опыт работы по воспитанию трудолюбия в процессе игровой.

Из опыта работы по воспитанию детей на основе национальной культуры Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»* Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной.

Работа с родителями и её результативность Здравствуйте Уважаемые коллеги! Начало нового учебного года предлагаю начать с обсуждения важной для нас с Вами темы взаимодействие «Детского.

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Слайд 1 название Слайд 2 экологическое воспитание детей – предполагает воспитание гуманного отношение к природе, к живым организмам и.

Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Подготовил Зоричева Наталья Евгеньевна.

источник