В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Непосредственно на результаты работы ДОУ воздействовать нельзя. Это возможно опосредованно , через изменения в содержании или организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогического анализа различий в результатах и социальном заказе .
Выполнение Государственного Стандарта в области дошкольного воспитания и образования становится возможным при соблюдении трех психолого-педагогических условий деятельности ДОУ :
ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ : Реализация образовательной программы, утвержденной Министерством образования России.
Педагог должен понимать, что каждый ребенок ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, учреждение ГОСУДАРСТВЕННОЕ и он несет ответственность перед государством за реализацию программы в полном объеме качественно, а не количественно; в темпе, необходимом для данной группы детей.
ВТОРОЕ УСЛОВИЕ: Наличие компетентного, грамотного, творческого педагога, который значим и любим каждым ребенком данной группы, характер взаимоотношений которого – личностно-ориентированное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса.
ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ: Создание в ДОУ развивающей, обогащающей и оздоравливающей предметной среды в соответствии с требованиями Концепции по дошкольному воспитанию.
Поэтому система педагогического анализа строится у нас на диагностической основе с учетом:
- Степени реализации выше названных условий.
- Степени реализации Программы развития и целевых программ.
- Степени реализации годового плана.
А.Н. Троян выделяет следующие понятия системы педагогического анализа :
- наблюдения педагогического процесса,
- контроль за ходом воспитательно — образовательной работы,
- педагогический анализ.
Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля.
Основные функциональные задачи внутрисадового контроля:
- Сбор и обработка информации о:
- эффективности реализации Программы развития и целевых программ;
- эффективности реализации образовательных программ;
- состоянии предметно — развивающей среды;
- профессиональном уровне педагогов.
- Установление обратной связи в реализации всех управленческих решений.
- Обеспечение замкнутости управленческого цикла.
Принципы внутрисадового контроля:
- Планомерность.
- Объективность.
- Теоретическая обоснованность.
- Методическая подготовленность.
Объекты внутрисадового контроля по компонентам деятельности:
- Воспитательный, образовательный и оздоровительный процессы.
- Методическая работа.
- Инновационная деятельность.
- Состояние психологического микроклимата на всех уровнях (ребенок-ребенок, ребенок – педагог, ребенок- родитель, педагог-родитель, педагог-педагог и.т.д.)
- Создание условий для полноценного воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов.
Формы контроля (по охвату объектов контроля):
- Фронтальный
- Тематический
- Оперативный
- Персональный
- Сравнительный
Формы контроля (по исполнителю):
- Самоконтроль
- Взаимоконтроль
- Административный (плановый и внеплановый) контроль
Формы контроля (по используемым методам).
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Наблюдение.
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Анализ документации.
- Самоанализ.
- Отчет.
- Видеометод.
- Беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми.
- Смотр.
- Смотр-конкурс.
- Собеседование.
- Конкурс.
- Графический метод анализа результатов диагностики.
- Метод статистической обработки данных.
- Оперативный разбор.
- Ретроспективный разбор.
Формы контроля (по последовательности и периодичности):
- Предварительный.
- Текущий.
- Промежуточный.
- Итоговый.
- Эпизодический.
- Периодический.
Для осуществления данного вида контроля мы ежегодно проводим анкетирование педагогов “Таблицы №1” и, используя такие способы управления, как дифференциация и индивидуализация, классифицируем педагогов на следующие группы:
профессионализм, новаторство
2
3
4
5
Алгоритм осуществления внутрисадового контроля :
С учетом того, что “проверять” должна “бумага”, а не человеческие отношения, которые часто являются произволом, разработанные нами схемы (Таблицы 4-10) :
- являются действенным методом убеждения педагога пересмотреть тот или иной педагогический прием для повышения эффективности работы;
- способствуют созданию передового педагогического опыта;
- помогают педагогу произвести самоанализ деятельности, который является мощным фактором роста профессиональной зрелости и мастерства;
- позволяют упорядочить систему педагогического анализа,
и способствуют переводу воспитательно- образовательного процесса в более высокое качественное состояние.
1. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студ.пед.вузов.-2-еизд.,стереотип.-М:Издательский центр “Академия”, 1999.-432 с.
2. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада .- М.: ООО “Издательство Астрель”,ООО “Издательство АСТ”, 2000г.-208 с: ил.
3. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в дет.саду / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение,1997.-224 с.
4. Из детства в отрочество :Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет/ Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева , Н.А. Гордова и др. — М.: Просвещение, 2002.-143с.
1. Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога.
2. Оценка инновационного потенциала.
3. Самооценка общественно-педагогической деятельности педагога.
4. Самооценка успешности деятельности педагога.
1. Оценка инновационного потенциала.
1. Схема плана контроля на месяц.
1. Определение эффективности руководства трудовой деятельностью дошкольников.
2. Определение эффективности руководства игровой деятельностью дошкольников.
3. Определение эффективности проведения праздничного утренника.
1. Определение эффективности организации самостоятельной детской деятельности.
2. Анализ занятия.
1. Определение эффективности проведения режимных моментов.
1. Таблица анализа выступления на родительском собрании.
2. Таблица анализа эффективности проведения тренингов
1. Схема анализа традиции «Встреча с интересными людьми».
2. Схема анализа проведения вернисажа детских работ.
3. Схема анализа традиции «Утро радостных встреч».
4. Схема анализа традиции «Сейчас узнаем».
5. Схема анализа традиции «Игротека».
6. Схема анализа проведения традиции «Театральная Пятница».
7. Схема анализа традиции «Сладкий час».
1. Определение эффективности проведения занятия по физкультуре.
2. Определение эффективности проведения закаливающих процедур.
3. Определение эффективности проведения прогулки.
4. Определение эффективности проведения утренней гимнастики.
5. Определение эффективности проведения физкультурного развлечения.
1. Смотр — конкурс групп и кабинетов ДОУ «Золушка».
2. Экспертный лист, нормативно-правовое обеспечение и документация.
3. Экспертный лист, научно- методическое обеспечение и диагностика.
4. Экспертный лист, предметная развивающая среда и ее художественно-эстетическое оформление.
5. Экспертный лист «Выполнение требований инструкций и сохранность имущества и инвентаря».
6. Экспертный лист «Выполнение требований СанПиНа».
источник
Анализ работы за год по образовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.А. Вераксы. В работе описан мониторинг и представлены графики.
Анализ деятельности педагога по ООП.
В МДОУ №8 «Ягодка» (ранее до реорганизации МДОУ №9 «Одуванчик») я работаю с 2003 года. В настоящее время работаю с детьми старшей разновозрастной группы 4-7 лет. В самоанализе описываю результаты, достигнутые к концу 2016 года.
В своей работе пользуюсь основными нормативными документами, определяющими правовое содержание работы с детьми и их родителями.
- Закон «Об образовании РФ»
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»
- Семейный кодекс РФ.
- Конституция РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Декларация прав ребенка.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.
- Локальные акты ДОУ ( устав ДОУ, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, должностная инструкция).
- Приказ о введении ФГОС.
Реализацию основных задач осуществляю на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы .
Основные направления развития детей, которые я реализую в своей педагогической практике:
Работа по пяти областям позволяет воспитать всесторонне гармонично – развитую личность, что является фундаментом к дальнейшему развитию моих воспитанников.
Главной целью своей деятельности как воспитателя вижу в создании педагогических условий, направленных на развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств каждого ребёнка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром. В соответствии с целью реализую задачи:
- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
- Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
- Реализация организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах, работе с родителями.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Вся моя работа направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Проблема здоровья и его сохранения в нашем детском саду, как и во всём современном обществе, стоит очень остро. Чтобы решить данную проблему, нужна целенаправленная и систематически спланированная работа на длительный срок. Я разработали систему физкультурно-оздоровительной работы, предусматривающую разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временем года, возрастом и здоровьем детей. В разработанную систему были включены следующие направления:
* Организация двигательного режима.
* Оздоровительная работа с детьми.
* Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни группы и семьи.
* Профилактические занятия по ЗОЖ.
Все мероприятия физкультурно-оздоровительного комплекса проводились в течение всего пребывания детей в детском саду.
В процессе реализации системы физкультурно — оздоровительной работы мною использовались следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация , гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: ф изкультурное занятие, занятия по ЗОЖ, проблемно-игровые ( игротерапия), коммуникативные игры.
3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни не могу не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому в мою задачу входило оказание существенной помощи семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка.
Основное средство воздействия — пропаганда здорового образа жизни. Она осуществлялось в наглядной форме
— через оформление различных стендов,
-участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья.
В результате создания психологической комфортности и безопасности условий пребывания детей в группе, соблюдения безопасности занятий, внедрения здоровьеразвивающих технологий позволили:
— снизить процент заболеваемости детей с и повысить посещаемость детей нашей группы;
— сформировать культурно-гигиенические навыки, знания о правильном питании.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга развития детей).
В соответствии с ФГОС ДО в сентябре и мае проводилась оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Представленные результаты за 2016г.
источник
Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.
Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:
- самоанализ, или рефлексивный анализ;
- анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.
Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.
Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.
Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога
Проблемный анализ призван диагностировать:
- качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
- эффективность используемых методов работы с детьми;
- уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
- соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:
- оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
- прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
- психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
- наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
- уровень усвоения детьми материала;
- методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).
Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.
Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.
Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга
Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:
- методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними);
- психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему);
- методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой).
Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).
Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.
Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы
Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:
- развитие речи;
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
- формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
- музыкальное занятие;
- логопедическое занятие;
- хореография;
- физкультура;
- основы грамоты.
Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.
Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:
Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.
По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки
Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:
- общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
- педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
- психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
- анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).
Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.
- Тема урока.
- Дата проведения.
- Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
- Название группы и возраст детей.
- Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
- Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
- Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
- Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
- Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
- Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.
Пример анализа занятия по развитию речи
Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В.
Занятие: Развитие речи, рисование.
Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.
Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы.
Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия.
Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.
На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.
Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.
Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.
Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.
Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.
Авдонина В.И., воспитатель
https://konspekteka.ru/primer-analiza-zanyatiya-dlya-molodyh-pedagogov/
Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ
Цель посещения занятия: | ||
Ф. И. О. педагога, регалии: | ||
Дата: | ||
Занятие: | ||
Тема: | ||
№ | Показатели | Баллы |
1 | Целеполагание Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены. | |
2 | Подготовка к занятию 2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия). 2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии. 2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо). | |
3 | Структура занятия 3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия. 3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач. 3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия. | |
4 | Содержание занятия 4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу. 4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей. 4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями. | |
5. | Выполнение санитарно-гигиенических требований 5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия). 5.2. Смена поз во время занятия. 5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. 5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям. | |
6. | Создание познавательной сферы занятия Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех. | |
7. | Применяемые методы обучения 7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей. 7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания. 7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников. | |
8. | Организация деятельности детей 8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах. 8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками. | |
9. | Взаимодействие воспитателя и детей 9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия. 9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности. | |
10. | Речь воспитателя и её значение на занятии 10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия. 10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации. 10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству. | |
11 | Воспитывающая сторона занятия. 11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы. 11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания. 11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот. | |
12 | Контроль и коррекция деятельности детей. 12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников. 12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля. 12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии. | |
13 | Результативность занятия 13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения. 13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности. 13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире). | |
Всего баллов: | ||
Критерии оценивания: 0 б. – показатель не проявляется; 1 б. – проявляется частично; 2 б. – проявляется в полном объёме. | ||
60–70 б. – оптимальный уровень; 35–48 б. – допустимый уровень; 49–59 б. – достаточный уровень; менее 50 б. – критический уровень. | ||
Занятие посетил: |
Вопросы для рассмотрения | Да | Нет | Частично | Примечание |
Психологический мониторинг активности детей:
| ||||
Психолого-педагогическая оценка урока:
| ||||
Психологическая диагностика активности педагога:
| ||||
Дата анализа: | ||||
Группа: | ||||
Воспитатель — Ф. И. О.: | ||||
Проверяющий — Ф. И. О.: |
Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь
Видео: анализ занятия в подготовительной группе учителями начальных классов с целью определения уровня готовности детей к школе
Анализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду — обязательный элемент методической работы педагогов. Рекомендованные ФГОС схемы мониторинга позволяют всесторонне изучить эффективность выполнения образовательной программы, а также действенность выбранных педагогом способов взаимодействия с детьми. Всё это позволяет улучшить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников.
источник
Оксана Заколодная
Анализ деятельности детей на занятиях
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Ф. И. О. анализирующего ___
Тема занятия:___
№ п/п Вопросы и критерии анализа
1 Соответствие программного содержания возрасту детей
2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
3 Выполнение гигиенических требований
4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
5 Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий
6 Своевременно ли подготовлены наглядные пособия, дидактический материал
7 Наличие у детей познавательного интереса
8 Разнообразие методов и приемов
9 Правильно ли выбраны педагогом методические приемы: вопросы, объяснения, образец
10 Грамматическая правильность речи детей (были ли грамматические ошибки)
11 Словарь детей (правильно ли употребляют слова)
12 Побуждают ли вопросы педагога в ответах детей раскрывать причинно-следственные связи?
13 Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи педагога
Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Ф. И. О. анализирующего ___
Тема занятия:___
Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___
№ п/п Вопросы и критерии анализа
1 Соответствие программного содержания возрасту детей
2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
3 Выполнение гигиенических требований
4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
5 Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия
6 Правильное использование в речи математической терминологии
10 Знание геометрических фигур
11 Деление предмета на равные части
12 Заинтересованность детей на занятии
13 Ориентировка в пространстве, во времени
15 Качество выполнения задания
18 Умение работать в темпе
19 Умение действовать по словесной инструкции
20 Умение делать логические выводы
21 Умение пользоваться пособиями
22 Умение содержать рабочее место в порядке
23 Соблюдение норм и правил поведения
24 Четкая формулировка вопросов педагогом
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Ф. И. О. анализирующего ___
Тема занятия:___
Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___
№ п/п Вопросы и критерии анализа
1 Соответствие программного содержания возрасту детей
2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
3 Выполнение гигиенических требований
4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
5 Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия
6 Правильное использование в речи математической терминологии
7 Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений:
— ориентировке в пространстве
8 Развитие у детей умений рассуждать, размышлять, делать выводы, умозаключения
9 Оцените индивидуальный подход педагога к детям
10 Заинтересованность детей на занятии
12 Качество выполнения задания
13 Умение пользоваться пособиями
14 Четкость, логичность речи педагога
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
НА ЗАНЯТИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ
Ф. И. О. анализирующего ___
Тема занятия:___
Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___
№ п/п Вопросы и критерии анализа
1 Умение выделять первый звук в слове
2 Умение выделять и называть последний звук в слове
3 Умение проводить звуковой анализ слова
4 Умение определить ударение в слове
5 Умение образовывать слова путем замены одного звука другим
6 Умение проводить слоговый анализ слова
7 Умение различать понятия: звук – слог – слово – предложение
8 Умение различать гласные и согласные, мягкие и твердые звуки
9 Умение составлять и анализировать предложения
10 Заинтересованность детей на занятии
14 Умение работать в темпе
15 Качество выполнения задания
16 Умение пользоваться пособиями
17 Четкая формулировка вопросов педагога
КАРТА АНАЛИЗА РАЗВЛЕЧЕНИЯ (ПРАЗДНИКА)
Ф. И. О. анализирующего ___
Вопросы и критерии анализа Уровни оценки/ степень выполнен., использования
Высок. / да Ср. / частично Низк. / нет
I Организация предметно – пространственной среды:
1.2 Соблюдение: 1) гигиенических требований
1.3 Использование предметной среды как средства решения поставленных задач
Оборудование и атрибуты: 1) обоснованность подбора
3) качество и эстетичность
4) эффективность использования
2.1 Наличие триединой дидактической цели
Ее соответствие: 1) тематике развлечения
3) возможностям детей
2.3 Полнота реализации задач
III Деятельность педагога:
3.1 Простота и доступность изложения материала, заданий
3.2 Речевая компетентность педагога
Используемые методы и приемы: 1) их разнообразие
4) эффективность их использования
3.1 Умение: 1) обеспечить эмоциональный интерес
2) организовывать дет., поддерживать дисциплину
3) распределять внимание (на всех и каждого)
3.5 Взаимо-действие: 1) с детьми
4) с другими специалистами
3.6 Поведение ведущего: 1) уверенность в ведении досуга
3) соблюдение педагогического такта
3.7 Знание репертуара 1) музыкальным руководителем
3.8 Качество исполнения 1) музыкальным руководителем репертуара
IV Организация развлечения (праздника)
4.1 Продуманность организации развлечения
4.2 Целесообразность его построения
4.3 Наличие мотивации, ее соответствие возрасту детей
4.4 Разнообразие музыкального репертуара
Подбор репертуара, игр, упражнений: 1) с учетом умений, опыта детей
4.6 Наличие сюрпризного момента
4.7 Рациональность использования ТСО
4.8 Привлечение к участию в досуге (празднике) сверстников из других групп, школьников, родителей и др. (нужное подчерк.)
4.9 Привлечение детей, школьников, родителей, взрослых к испол-нению ролей (персонажей); его проведению (нужное подчерк.)
V Деятельность детей
5.3 Организованность и дисциплинированность
5.4 Умение действовать в соответствии с указаниями педагога
Качество исполнения 1) песен
6) игры на музыкальных инструментах
5.7 Положительный эмоциональный настрой
5.8 Задействованность всех детей в ходе развлечения
Ф. И. О. анализирующего___
Выводы и рекомендации: ___
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ф. И. О. анализирующего ___
Тема занятия:___
Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___
№ п/п Вопросы и критерии анализа
1 Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)
2 Полнота осуществления задач:
3 Соответствие программного содержания возрасту детей
4 Применяются ли нетрадиционные формы занятия?
5 Соответствуют ли приемы, используемые на занятии, возрасту детей:
— наглядный показ взрослого
6 Поддерживается ли воспитателем интерес к занятию на протяжении всего занятия?
7 Показывает ли воспитатель разные варианты выполнения упражнений?
8 Проявляет ли ребенок инициативу в подготовке оборудования?
11 Активность выполнения ОРУ, ОД, подвижных игр (%)
12 Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание?
15 Качество выполнения упражнений, заданий
16 Умение пользоваться пособиями
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО РИСОВАНИЮ
Ф. И. О. анализирующего ___
Тема занятия:___
№ п/п Вопросы и критерии анализа
1 Соответствует ли программное содержание уровню развития детей
2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
3 Применяются ли нетрадиционные формы занятия?
4 Использует ли педагог в занятии:
5 Умение держать кисточку
6 Владеют ли дети различными техническими навыками рисования
7 Заинтересованы ли дети рисованием?
8 Умеют ли работать в коллективе рядом или с группой детей?
9 Четкая формулировка вопросов педагога
Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Ф. И. О. анализирующего ___
Тема занятия:___
№ п/п Вопросы и критерии анализа
1 Соответствует ли программное содержание уровню развития детей?
2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
3 Умение детей принимать познавательную задачу
4 Стремление к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов:
уходит от разрешения проблемы
5 Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать причинно-следственные связи?
6 Учитываются ли индивидуальные особенности детей?
7 Умеет ли ребенок обобщать, находить сходство, отличить существенное от несущественного?
Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___
Анализ занятия 3 Анализа занятия Вопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Соответствие программного содержания возрасту ребёнка 2. Наличие нового.
Контроль в ДОУ Схемы :«Анализ музыкального занятия», «Анализ занятия по РЭМП»,«Анализ предметно – развивающей среды по РЭМП»[cut=Читать далее. ] СХЕМА.
источник
Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
В условиях повышения ответственности каждого участника педагогического процесса за конечные результаты общей деятельности дошкольного учреждения важное место занимают вопросы формирования у педагогов умения проводить самоанализ занятия и воспитательной работы.
Назовем основные этапы изучения и анализа деятельности педагога:
1) подготовка заведующего или методиста к посещению группы;
2) непосредственное наблюдение (за ходом занятия либо другой деятельностью);
3) самоанализ занятия (игры и тому подобного) педагогом, анализ и оценка занятия (игры, трудовой деятельности и прочего) руководителем ДОУ (методистом);
4) использование результатов анализа и самоанализа деятельности в процессе управления учреждением.
Вместе с тем руководитель должен уметь проводить самоанализ собственной управленческой деятельности, оперативно влиять и корректировать возникающие проблемы, анализировать результаты работы ДОУ. Сейчас необходим перенос акцента с анализа промежуточных результатов на анализ конечных. В проведении педагогического анализа конечных результатов деятельности ДОУ можно выделить четыре основных этапа.
Первый этап — определение предмета, состава и содержания анализа. ** а Данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и раз-J^WH учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году, ^информация классифицируется по основным блокам, определяются че ЛИ ее анализа. Затем оценивается каждый блок, выявляются факторы
и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно вдияюшие на развитие ДО У.
Второй этап — структурно-функциональное описание предмета анализа. Для того чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей л, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).
Третий этап — анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие. Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимодействии одной системы с другой или взаимодействии элементов данной системы. Условие — это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.
здесь определяется степень достижения нелей, подготавливаются материалы к педагогическому совету по итогам учебного года, формируются цели и задачи на новый период. Педагогический
анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое. На этом этапе формулируются окончательные выводы.
Одним из способов формирования целостной системы информационно-аналитической деятельности являются создание банка данных, где вся тематическая информация делится на несколько блоков: работа с родителями, спонсорами и общественностью; здоровье и физическое развитие; воспитательная работа; образовательная работа; адаптация к условиям школы; работа с кадрами; материально-техническое, финансовое обеспечение.
Анализ информации по блокам повторяется ежегодно. По каждому блоку определены содержание информации, которую необходимо иметь в дошкольном учреждении, и лица, которые ее собирают в указанные сроки, анализируют и хранят.
Практическая познавательная деятельность руководителя формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности ДОУ в целом.
Из вышесказанного сделаем выводы. Одной из функций управленческой деятельности руководителя является педагогический анализ. Он теснейшим образом связан с другими функциями управления, и прежде всего с функцией контроля. Результаты контроля, оперативной и тематической информации обязательно подвергаются педагогическому анализу. Анализ причинно-следственных связей, выявление причин, тормозящих или влияющих каким-либо образом на развитие того или иного педагогического яв-
пения, дают возможность руководителю дошкольного учреждения внести необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс.
В тех случаях, когда контроль не переходит в глубокий и всесторонний анализ, нарушается их взаимосвязь. Процесс анапиза деятельности воспитателя каждый раз надо превращать в школу педагогического мастерства. Нельзя забывать слова В. А. Сухомлинского: «От повседневного совершенствования урока, осуществляемого благодаря вдумчивому анализу руководителя, зависит культура всего педагогического процесса».
Специфика педагогического анализа заключается в объективной необходимости этого вида управленческой деятельности для достижения общей цели управления, в сквозном характере этого вида деятельности (без педагогического анализа невозможно принять объективное решение), в том, что этот вид деятельности может осуществляться только профессионалом. Сложность проведения педагогического анализа объясняется тем, что его объектом является педагог, труд которого сам по себе — творчество. Поэтому дать твердые указания нельзя, а надо исследовать, анализировать. Следует обратить внимание на корректность, тактичность в проведении педагогического анализа руководителем, хорошее знание психологии и педагогики, методик.
Предметом педагогического анализа является педагогический процесс в целом или отдельные его части.
Глава 3. Анализ реального уровня организации процессов жизнедеятельности ДОУ 1
Программа исследовательской (экспериментальной) работы педагогического коллектива ДОУ №231 над педагогической проблемой — анализ реального уровня организации процессов жизнедеятельности.
Актуальность проблемы определяется главенствующей ролью контроля за результатами и аналитической оценкой достигнутых результатов в процессе управления функционированием (и особенно развитием) дошкольного учреждения.
Эффективность системы управления ДОУ будет обеспечена тогда, когда будут использованы объективно существующие возможности для повышения качества воспитания и образования детей. Чтобы использовать существующие возможности для развития ДОУ, эти возможности нужно
Результаты опытно-экспериментальной работы ДОУ №231 Московского района г. Казани.
знать. Усдолиями эффектизного управления ДОУ являются как хорошая информированность о возможностях, так и глубокое понимание проблем дошкольного учреждения и их причини о-следственные связи. В том случае, если наиболее полно будут выделяться актуальные проблемы ДОУ станет возможной качественная рациональная постановка общих и частных целей развития ДОУ. Все это возможно с помощью анализа показателей деятельности ДОУ.
Основная проблема данного исследования исходит из объективно существующего противоречия между необходимостью анализа организации и механизмов работы холлектива ДОУ и недостаточной эффективностью системы мер по оптимизации работы образовательного учреждения.
Цель исследования — определение, экспериментальная проверка и внедрение средств контрольно-аналитической, диагностической деятельности в ДОУ.
Объект исследования — деятельность руководителя и педагогов ДОУ
по осуществлению контроля и анализа состояния процесса функционирования и развития ДОУ.
Предмет исследования — анализ реального уровня процессов жизнедеятельности ДОУ.
Гипотеза исследования. Анализ реального уровня процессов жизнедеятельности ДОУ будет наиболее полным и даст положительный результат, если обеспечить сбор информации о степени соответствия объектов контроля разработанным нормам; психолого-педагогическое диагностирование уровня воспитания, обученности и развития воспитанников.
S изучить достижения педагогической науки и практики по данной проблеме;
т/ выявить основные затруднения педагогов по осуществлению педагогического наблюдения и анализа работы с детьми;
У выявить уровень развития и воспитанности детей;
V экспериментально проверить средства осуществления анализа уровня организации процессов жизнедеятельности ДОУ (систему организации психолого-педагогического диагностирования детей; технологию сбора информации о состоянии материально-технической базы воспитательно-образовательного процесса, работы с кадрами и прочее);
S практически реализовать данные средства анализа уровня организации процессов жизнедеятельности дошкольного учреждения. Системный подход в анализе и оценке дошкольного образовательного учреждения требует системы отслеживания результативности деятельности ДОУ.
В качестве ведущих показателей результативности мы рассматриваем следующие:
J психологический климат в ДОУ (комфортность ДОУ для педагогов, воспитанников; отношение родителей к ДОУ). Методы отслеживания — анкетирование педагогов, родителей, наблюдение за воспитанниками; J результативность воспитательно-образовательного процесса на следующих уровнях: личностном (динамика личностного развития ребенка; эмпатийные способности; уровень тревожности; самооценка; воображение; творческие способности); знаниевом (уровень информированности: в соответствии с комплексной реализуемой программой и парциальными программами); поведенческом (практически-действенный: способность и готовность к коллективной деятельности; умение выбирать социальные формы досуга). Методы отслеживания — наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирования; •/ динамика здоровья детей. Метод отслеживания — медицинская диагностика; у/ адаптация выпускников ДОУ к школе. Методы отслеживания — наблюдение педагогов, психолога школы в адаптационный период, анкетирование учителей и родителей.
Остановимся подробнее на некоторых объектах изучения с целью анализа содержания различных видов информации о них, раскроем механизмы сбора, группировки и классификации информации.
Психологический климат в ДОУ. Определить, насколько благоприятен социально-психологический климат в коллективе, и выбрать конкретные рекомендации по оптимизации психологического климата можно с помощью экспресс-методики оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе, предложенной А. С. Михалюк и Л. Ю. Шалыто.
Психологический климат понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе, удовлетворенность педагогов отношениями с коллегами.
В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный», критерием поведенческого — «желание — нежелание работать в данном коллективе», ♦Желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга», Наконец, критерием когнитивного компонента — переменная «знание — Незнание особенностей членов коллектива».
В процессе обработки результатов, полученных при использованщ
методики, анализируются различные стороны отношения к коллектив
для каждого человека в отдельности. Таким образом, психологически!
климат в данном коллективе можно расценить со следующих позиций
весьма благоприятный, в целом благоприятный, совершенно неудовл&
творительный, в целом неудовлетворительный; либо считается, что тед
денции противоречивы и неопределенны. ^
Эмоциональное благополучие педагогов и их удовлетворенность ор ганизацией образовательного процесса можно выявить тестом на наличщ стрессов в профессиональной деятельности. Данный тест показывает стй пень насыщенности работы стрессами и сферы деятельности, являющиеся стрессовыми, а также удовлетворенность педагогов отношениями | руководством.
Динамика здоровья детей. Анализ уровня здоровья детей позволяй оценить динамику как положительную или отрицательную. Свидетельств вами являются: сравнительный анализ заболеваемости детей; количестве пропущенных дето-дней на одного ребенка.
Руководитель при анализе заболеваемости, уровне сформированное!* показателей физического развития детей пользуется данными старше* медсестры и врача, воспитателей, собственными наблюдениями.
Приведем примерный перечень показателей, характеризующих уро
вень здоровья детей. i,
4. Количество детей с хроническими заболеваниями.
5. Число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях. Сколько детей охвачено оздоровительными мероприятиями и какими.
Анализируя уровень здоровья, следует руководствоваться приказом МО и МЗ РФ от 30.06.92 г. №182/272 (см.: Вестник образования, 1992, №8), рекомендациями медицинских пособий (см.: Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М,, 1993).
При анализе содержания работы по физическому воспитанию учитываются результаты обследования врачом физического развития ребенка и его здоровья, гармоничность физического развития того или иного малыша. На основании полученных данных определяем детей, чье физическое развитие соответствует возрасту, ребят, опережающих тип возрастного развития, и малышей, имеющих какие-либо отклонения в темпе
Только на основе данной дифференциации делаются выводы о том, насколько правильно воспитатель регулирует: длительность сна; количество пищи; темп игр и физических упражнений; объем информации, даваемой на занятии (приложение 2).
Условные обозначения и рекомендации по заполнению:
— ЗД — здоровые дети, ни разу не болевшие в течение года;
— ЭБ — эпизодически болеющие (один—три раза в году);
— ЧБ — часто болеющие (более четырех раз в году);
— Гарм.— гармоничное соотношение роста, веса, окружности грудной клетки (ОГ), правильная осанка, стопа;
— Откл. — отклонение в физическом развитии: завышенный, заниженный рост, вес, окружность груди, нарушения в осанке, стопе.
Анализ результатов воспитательно-образовательного процесса. От-сдежлвание результатов усвоения содержания образовательных программ
необходимо производить с трех позиций: личностно-мотивационной; щ
формативной; практически-действенной. I
Важнейшим показателем результативности воспитательно-образовж тельного процесса и деятельности ДОУ в целом является положителу ная динамика личностного развития ребенка: его эмпатийных способ ностей, уровня тревожности, самооценки, воображения, творчески способностей.
Педагогу важно изучать самооценку дошкольника (осознание ребен ком себя во времени: в настоящем, в прошлом и в будущем). Диагно стирование проводится по двум дополняющим друг друга методикам методика И. Е. Валитовой и методика С. Г.Якобсон и В. Г. Щур.
Методика И. Е. Валитовой заключается в рассматривании детьми фо-|
тографий людей разного возраста и пола (дети: один месяц, три года|
шесть лет, двенадцать лет; взрослые: двадцать лет, сорок пять лет, семь-1
десят лет). Дошкольнику задаются вопросы и предлагается в ходе беседщ
указать на фотографию человека в том возрасте, о котором идет речь в|
конкретный момент беседы. ■!
Более модифицированный вариант изучения самооценки дошколь-1
ника предлагают С. Г. Якобсон и В. Г. Щур. Ребенок должен поставить!
куклу, символизирующую его самого, на одну из трех ступеней лесенки, j
При этом задаются разные качества для оценки (например, низкая сту-|
пенька — самые глупые дети, верхняя ступенька — самые умные дети;’
средняя ступенька — дети, которые бывают умными, а иногда и глупы-;■
ми). Обсуждаются три ситуации: 1) я сейчас; 2) я, когда был маленьким;!
3) я, когда вырасту большим. |
Взаимодействие педагогов с детьми является основным звеном вос-| питательно-образовательного процесса в ДОУ, поэтому главной задачей! нашей деятельности является выбор верной позиции педагога во взаимодействии с детьми, которая базируется на следующих основных j положениях:
гуманизация способов общения с ребенком как целевая ориентация педагогов;
-/ использование педагогами новых форм работы с детьми, направленных на реализацию индивидуального подхода; практика диагностики индивидуальных особенностей детей и др. Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении за- | висит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. Результаты 1 анкетирования детей (приложение 3) показывают преобладание | гуманного или авторитарного стиля взаимодействия воспитателя
Задача администрации ДОУ состоит в том, чтобы стимулировать потребности педагогов в повышении культуры педагогической деятельности, сделать общение главным средством воспитания.
Отношение педагогов между собой и отношение к детям проецируются и на отношение детей к другим — взрослым и детям. Рекомендуем воспитателям групп вести дневники наблюдения, где фиксировались бы частота, вариативность общения детей, его временные параметры, частота и причины возникновения конфликтов, суть конфликтных ситуаций и способы выхода из них, используемые детьми.
Дневниковые записи позволят реализовать индивидуальный подход к детям на основе анализа и прогноза из природных и социальных особенностей.
Педагогическая диагностика содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ, позволят отследить «знаниевый» (информативный) уровень развития детей,
В методическом аспекте решение данной задачи предполагает управление процессом диагностики в единстве трех ее сторон: содержательной, операционно-процессуальной и психорегуляторной.
Первая из них ориентирует проверяющего на диагностику уровня усвоения изучаемого материала, вторая — на овладение умениями и навыками, третья — на развитие псичорегулятивных особенностей личности ребенка.
Как правило, диагностические заключения педагогов носят интуитивный характер, составляют часть их педагогического опыта, трудно поддаются оценке, объективизации.
Таким образом, контроль — диагностика — коррекция — оценка оставляют единую цепь, центральным звеном которой является диагностика.
Так мы представляем психолого-педагогическую диагностику в детском саду (приложение 4). Для того чтобы мониторинг стал реальным фактом управления, он должен быть организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом особенностей конкретной воспитательно-образовательной системы. Поэтому важен план-график, в котором указываются не толбко объект контроля, но и цели диагностики, а также последующая работа по анализу, разбору и преодолению недостатков, выявленных в процессе диагностической работы.
Результаты проведения диагностических исследований заносятся в таблицу (табл. 5).
Диагностика входит в практику и методику проведения занятия. П дагоги диагностируют не только результаты детей, диагностика дает о> ратную информацию воспитателю, который вносит коррективы. В сво 1 , «Характеристики отдельных элементов педагогической де-] ятельности», предложенной Ю. К. Бабанским 2 , «Показателей эффектив-rj ной и неэффективной педагогической оценки воспитателя детского] сада», разработанных Я. Л. Коломенским, Е. А. Панько, позволяют дя&-\ гностически оценить профессиональную компетенцию педагогов с наименьшими затратами времени на ее осуществление.
i Панько Е. А. Изучение деятельности педагога дошкольного учреждения: Методические рекомендЗ»
шш.-М., 1985. 1||
— Бабанский Ю. К. Методическая работа а школе: организация и управление,— М., 1998; £a
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9954 — | 7469 — или читать все.
195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник