Меню Рубрики

Анализ анкетирование приобщение детей к чтению

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке «таланта читателя». Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Приобщение детей к чтению

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке «таланта читателя». Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф.И.О. _________________________________________________

Ф.И.О. ребёнка ________________________________________________

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему?) ________________________________________________

б) нет (почему?) _______________________________________________

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое ____________________________________________________.

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты), познавательную литературу, художественную литературу (нужное подчеркнуть).

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, когда есть время (подчеркните нужное), другое (что именно) ___________________

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное), другое (что именно) __________

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

в) другие члены семьи (указать кто) ______________________________

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

а) да, ________________________________________________________.

9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.

10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:

11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

а) да, ________________________________________________________

12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

а) да, ________________________________________________________

13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

а) да, ________________________________________________________.

14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

15. Вы считаете, что чтение – это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

в) Ваш вариант _______________________________________________.

16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

в) нет, книгу ничто не заменит.

18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

19. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе ______________________________________________

Спасибо за искренние ответы!

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогаще.

Анкета для родителей «Организация домашнего чтения в семьях».

Уважаемые родители!Для того чтобы определить, насколько Ваш ребенок приобщен к чтению, какое внимание уделяется этому вопросу в семье, просим ответить на вопросы данной анкеты.

Анкета позволяет выявить уровень заинтересованности родителей в речевом развитии воспитанников, а также определить, насколько популярно чтение литературы среди семей воспитанников.

Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Эта анкета поможет определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представление об организации домашненго чтения.

Получение представления об организации домашнего чтения.

источник

Автор: Гарипова Зульфия Варисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: Приобщение родителей к чтению художественной литературы детям
Дата публикации: 30.01.2016
Раздел: дошкольное образование

«Папа, мама, я — читающая семья» Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам. Процесс чтения – это совместная работа ума и души. Но родителям, в силу своей занятости, некогда читать детям, отвечать на их вопросы. Общение с дошкольниками в семье недооценивается родителями и заменяется просмотром телепередач, прослушиванием аудиозаписей. Поэтому надо помочь родителям в литературном развитии ребёнка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен
компьютер
. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать. Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет
семейное

чтение
. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Сегодня считается важным привлечение родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию
этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитателям необходимо проявлять инициативу и понимать, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Формы работы с родителями постоянно меняются. Наиболее интересная форма работы с родителями – это привлечение родителей к образовательному процессу через
проектную деятельность.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Поэтому мы решили создать проект «Папа, мама, я – читающая семья». Цель проекта: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития. Задачи: 1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя. 2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. 3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения. 4. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей. 5. Воспитывать бережное отношение к книге. Проводилось анкетирование родителей. Цель: выяснение отношение родителей к с емейному ч т е н и ю . Задачи: Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей. Выявить проявляют ли интерес к художественной литературе и журналам. Воспитывать бережное отношение к книге.
Анализ анкетирования
Родители должны были ответить на 5 вопросов анкеты. В анкетировании приняло участие 23 родителя.
Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что не все родители читают детям книги. Чаще читают по инициативе ребенка.
На 1 вопрос:
«Имеется ли у вас домашняя библиотека, и как она выглядит?». Радует, то что у 11 семей (48 %) семей имеют в доме библиотеку, фильмотеку – это несколько книжных полок. 3 семьи (13 %) –имеют книжный
шкаф
. 5 семей (22 %) – имеют стеллаж с книгами. И остальные 4 семьи (17 %) имеют другую.
На 2 вопрос:
«Есть ли у Вашего ребёнка уголок с книгами?». 23 семьи (100 %) ответили, что у всех имеется уголок с книгами.
На 3 вопрос:
«Часто ли Вы читаете ребёнку книги?». Обнаружено ограниченность во времени для семейного чтения между родителем и ребёнком у 7 семей (30 %) уверяют, что чтение осуществляют перед сном, текущий факт свидетельствуют дети. Многим семьям удобно, когда дитя может самостоятельно начать
играть
на компьютере, заняться просмотром мультфильмов. Для 2 семей (9 %) родители читают каждый день. Для 11 семей (48 %) родители читают по просьбе ребёнка. И в одной семье (4 %) читают иногда, больше внимание восполняют семейное чтение, когда ребёнок болеет дома. Как видно, лишь половина уделяют этому вопросу должное внимание, не считают это важным.
На 4 вопрос:
«Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?» 18 семей (78 %) обсуждают прочитанное, стремятся пересказать прочитанное, выделить то, что им понравилось. Для 5 семей (22 %) дети делятся своими эмоциями, приобретенными от чтения. Обсуждают поступки героев и их поведение.
На 5 вопрос:
«Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?». 6 семей (26 %) ответили «нет», 17 семей (74 %) ответили «да».
Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и

дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо

расширить работу с родителями по данной теме.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы: — выставки книг; — совместные праздники и развлечения; — совместная творческая деятельность родителей и детей; — полезные советы. — консультации для родителей В проект включены следующие мероприятия: — Экскурсия совместно с родителями в городскую детскую библиотеку, где всегда бывает очень интересные викторины, конкурсы, познавательные беседы. — Совместные рисунки «Любимый сказочный герой». Рисунки впечатляют творческой изобретательностью, неожиданными решениями в исполнении и, конечно, красотой и необычностью. Активными участниками
таких выставок и иллюстрировании детских произведений являются родители. — Ознакомление с художественной литературой «Путешествие в сказку» — совместно с родителями. — Прошла инсценировка русской народной сказки «Репка». — Выставка семейных фотографий: «Моя домашняя библиотека». — Конкурс чтецов, к которому готовятся дети всех групп. Это настоящий праздник книги, в котором участвуют все дети.

— Используется такая форма работы как иллюстрирование произведений детских писателей, любимых сказок. Дети «издали» книгу собственных сказок и иллюстраций к ним. Конечно, неоценимую помощь в этом оказывают родители. Как это важно, что дети видят пример собственных мам и пап, читающих и обсуждающих с детьми прочитанные произведения.

— В группе была оформлена выставка «Любимая книга». Дети приносили свои книги и увлечённо рассказывали о них. Любимых книг оказалось очень много. Это были и краеведческие книги, и энциклопедии, красочные книги о разных странах, любимые художественные произведения, сборники стихов. — Введение традиции группы: «Книга в гости» — Акция: «День без телевизора». Вопросы развития детского интереса к чтению книг обсуждались на родительском собрании «Семейное чтение как средство духовно- нравственного становления личности ребёнка» Давались консультации для родителей:

Читайте также:  Метод анализа творческой деятельности детей

«СЕМЬЯ И КНИГА»,

«Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся», «Как организовать домашнее чтение»,

«Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса». В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:  повысился интерес детей и родителей к художественной литературе;  возродились традиции домашнего чтения;  был обобщен и распространен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;  повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя.

источник

«Любят ли читать современные школьники начальной школы»

С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы на базе МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ было проведено анкетирование среди учащихся, родителей и учителей начальной школы.

Дата проведения – октябрь 2017 года.

Анкетирование проводила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ Созонова Елена Васильевна.

В опросе приняли участие учащиеся 3-4-х классов, возраст участников от 10 до 11 лет.

3 класс – 18 учащихся из 21 учащегося, 85,71% от общего количества;

4 класс – 26 человек из 31 учащегося, 83,87 % от общего количества.

3 класс – 13 родителей, 61,9% от общего количества;

4 класс – 20 родителей, 64,51 % от общего количества.

В опросе участвовало 2 учителя начальной школы.

Опрос включал анкеты для учащихся, родителей и учителей анонимного характера.

Анкета для учащихся включала следующие вопросы (№5, №6 содержат варианты ответов)

2 . В каком классе ты учишься?

3 . Честно признайся, любишь ли ты читать?

4 . Назови пять (или меньше) самых твоих любимых книг (автор и название), если такие есть.

5 . Как эти книги попали к тебе в руки?

а) по совету друга (подруги);

д) эту книгу изучали в школе по программе;

6. С кем ты чаще всего обсуждаешь прочитанные книги?

в) с учителем литературы на уроке;

7. Интересно ли тебе обсудить свои любимые книги на уроке литературы?

8. Нравятся ли тебе в основном произведения, которые вы проходите в школе по программе?

9. Какие произведения нужно, по твоему мнению, убрать из школьной программы, а какие, наоборот, добавить (если затрудняешься, то не отвечай)?

10 . Если ты не любишь читать, то почему, как ты считаешь?

Результаты анкетирования следующие.

На вопрос №3 «Любишь ли ты читать?» большинство школьников ответили «Да» (46,6%).

К сожалению, тенденция «Я не люблю читать, мне не нравится» достигла и современных детей начальной школы. Книги им заменяют смартфоны, ноутбуки, телевизор.

На вопрос № 4 «Назови пять (или меньше) самых твоих любимых книг (автор и название), если такие есть» были получены следующие ответы: из 44 человек (прописываю так, как написали дети без авторов)

— Сказки А.С.Пушкина — 10 человек (22,72%);

— «Муха-Цокотуха» — 7 человек (15,90%);

— Русские народные сказки – 6 человек (13,63%);

— Книги про животных — 6 человек (13,63%);

— «Алиса в стране чудес» — 5 человек (11,36%);

— «Конёк-Горбунок» — 5 человек (11,36%);

— «Приключение Буратино», «Приключения Незнайки» и «Доктор Айболит» — по 4 человека (по 9,09%);

— Были названы следующие произведения: сказки «Красная шапочка», «12 месяцев», «Цветик — семицветик», «Огниво», «Маленький мук», «Чипполино», «Белоснежка и семь гномов», «Город в табакерке». Это произведения из школьной программы, которые изучали на уроках литературного чтения в школе (внеклассное чтение). Следует отметить, что учащиеся 3-4- классов читают мало, у многих нет интереса к чтению, нет любимых книг.

На вопрос № 5 «Как эти книги попали к тебе в руки?» были получены следующие ответы: из 44 человек

Отвечая на вопрос, многие выбрали несколько вариантов ответа.

На вопрос № 6 «С кем ты чаще всего обсуждаешь прочитанные книги? были получены следующие ответы: из 44 человек

Ребята также выбирали несколько вариантов ответа. Обсуждать прочитанные книги большинство учащихся предпочитают либо с родителями, либо ни с кем. Следует отметить, что есть и такой ребёнок, который готов обсуждать прочитанные книги с учителем. К радости, родители и семья сегодня являются фактором, стимулирующим чтение. В современном обществе есть ещё семьи, где присутствует домашняя книжная среда.

Обсуждать свои любимые книги на уроке литературы многим школьникам не интересно.

На вопрос № 7 «Интересно ли тебе обсудить свои любимые книги на уроке литературы?»

были получены следующие ответы: из 44 человек. Очень отрадно, что учащиеся 4-го класса готовы к сотрудничеству с учителем.

На вопрос № 8 «Нравятся ли тебе в основном произведения, которые вы проходите в школе по программе?» были получены следующие ответы:

На вопрос № 9 «Какие произведения нужно, по твоему мнению, убрать из школьной программы, а какие, наоборот, добавить (если затрудняешься, то не отвечай)? были получены следующие ответы:

На вопрос № 10 «Если ты не любишь читать, то почему, как ты считаешь?» были получены следующие единичные ответы:

Большинство учащихся не ответили на этот вопрос.

Анкета для родителей включала следующие вопросы :

Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)?

Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению?

Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века?

4.Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе?

На вопрос № 1 « Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)? » были получены следующие ответы:

На вопрос № 2 « Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению? » были получены следующие ответы:

Родители учащихся 3-его класса предлагают следующие меры:

— Добавить иллюстраций в произведения – 3 человека;

— Увеличить чтение русских народных сказки;

— Часто бывать в библиотеке;

— Отключать телевизор, интернет, телефоны – 2 человека;

— Договариваться с ребёнком;

— Увеличить объём приключенческой познавательной литературы – 2 человека;

— Личный пример и ненавязчивость – 2 человека;

— Уменьшить объём письменных заданий;

Родители учащихся 4-ого класса предлагают следующие меры:

— Читать, ходить в библиотеки вместе с семьёй – 4 человека;

— Отключать телевизор, интернет, телефоны – 2 человека;

— Больше конкурсов по чтению – 3 человека;

— Добавить иллюстраций в произведения – 3 человека;

-Сначала вместе в школе или дома читать одно произведение, а затем обсуждать в школе;

— Добавить количество часов по литературному чтению;

— Внеклассные мероприятия, связанные с книгами – 2 человека;

— Больше домашних заданий, где ответы на вопросы надо искать в книге;

— Детская литература не должна быть дорогой;

На вопрос № 3 « Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века? » были получены следующие ответы:

Стоит добавить произведения о подростках, современную литературу, русскую классику не уменьшать – «это основа основ» — 7 человек (35%)

На вопрос № 4 « Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе? » были получены следующие ответы:

Сложно ответить на этот вопрос – 4(30,76%)

Вернуться в СССР, не должно быть разрыва между прошлым и настоящим, более интересной программы не было – 6 человек ( 30%)

Участники анкетирования (родители) считают, что школьную программу следует разнообразить фантастикой, детективами, книгами о животных, о путешествиях, о современной жизни, о подростках, статьями по достижению высоких результатов.

Анкета для учителей включала следующие вопросы:

В опросе участвовало 2 учителя начальной школы.

1. Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)?

2. Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению?

3. Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века?

Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе?

Учителя считают, что современные ученики действительно читают все меньше и меньше. Книгу заменили компьютер, планшет, телефон и телевизор.

Интерес детей к чтению можно воспитать только с раннего возраста в семье, уроки литературного чтения увеличить (количество часов). Читать необходимо всей семьёй.

Учителя считают, что стоит добавить произведения о детях, их приключениях; фантастические рассказы, юмористические произведения. Включить в школьную программу просмотр художественных, мультипликационных, научно-познавательных фильмов. Убрать или уменьшить количество стихотворений русских классиков 19 века так, как они трудно воспринимаются и анализируются детьми начальной школы.

Увлечь ребенка чтением – одна из трудных задач на сегодняшний день. Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы и формы привлечения школьников в детскую, а впоследствии и во взрослую библиотеки. Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, надо начинать с семьи, личный пример каждого взрослого для ребёнка очень важен. А в школе можно использовать такие формы как, например, выставка новых книг в фойе школы, где увидят её не только дети, учителя, но и родители, сопровождающие детей в школу. Еженедельные библиотечные уроки, внеклассные мероприятия в игровой форме по произведениям детских писателей. Для приобщения школьников к чтению большую роль на уроке играют мультимедийные материалы.

Современные дети читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.

источник

Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Современные дети и подростки читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Книги побуждают читателей задуматься о том, где правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают понять себя. Целью анкетирования, проведенного детской библиотекой им.А.Л.Барто было выявить, что и почему читают школьники среднего возраста, попытаться составить читательский портрет современного подростка, определить мотивы посещения библиотеки, выявить роль периодических изданий в жизни школьников.
Исследованием были охвачены 44 респондента, преимущественно учащиеся 5 и 7 классов.
При ответе на 1-й вопрос анкеты «Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит общение с друзьями 26 человек (59%), на втором — прослушивание музыкальных записей 11 (25%), компьютерные игры на третьем месте — 9 (20%), чтение книг — оказалось на четвёртом месте 7 (15,90%), 6 человек (13,63%) проводят своё свободное время у экранов телевизоров.
Вызывает тревогу тот факт, что 26 человек (59%) респондентов посещают библиотеку только тогда, когда «что-то нужно». 12 человек (27%) приходят в библиотеку один раз в неделю, а 3 человека (6,81%) — один раз в месяц.
При ответе на 3-й вопрос анкеты «Чьи рекомендации при выборе книг для Вас наиболее авторитетны?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. При выборе книг 23 (52%) читателей полагаются на свой вкус. Для 9 (20%) ребят компетентны рекомендации библиотекаря при выборе книг. К мнению друзей прислушиваются 8 (18%) респондентов. Прислушиваются к советам родителей – 6 человек (13%), к рекомендации учителей – 6 (13%).
Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Интересен следующий блок вопросов анкеты, касающийся предпочтений в чтении. При ответе на 4-й вопрос анкеты, «Какие книги вы любите читать?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Мальчики и девочки предпочитают развлекательное чтение – произведения в жанре фэнтези предпочитают 24 человека (54%); смешные, развлекательные книги 7 (15,90 %). Познавательное чтение, книги о природе, животных выбрали 10 человек (22,7%), классике отдали свои интересы 3 человека (6,81%). И завершающее место в чтении детей и подростков занимают книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом и поэзия.
При ответе на вопрос анкеты «Чтение для Вас – это…» для 25 (56%) школьников чтение — это помощь в учёбе. 17 читателей (38,63%) считают, что чтение — это познание нового, а для 9 читателей (20%) чтение — это ещё и отдых.
На 6-й вопрос «Самая любимая книга» ребята ответили следующим образом: наиболее часто называют в анкетах ребята книги М. Твена, Дж.Ролинг, Ж.Уилсон. В числе любимых книг также «Сказки» А. С. Пушкина, «Кавказский пленник» Л. Н.Толстого, «Муму» И.С.Тургенева. Любимыми литературными героями для девчонок и мальчишек стали Том Сойер, Дубровский, Геракл, хоббит Бильбо, барон Мюнхаузен и др.
Знание интересов и потребностей читателей, мотивов их обращения к периодике очень важно для библиотеки. Нас, библиотекарей, заставляют задуматься ответы детей на 8-й вопрос анкеты «Читаете ли Вы журналы и газеты?». Утвердительно ответили человек 25 (56,81%) ребят. Но 19 человек (43%) ответили, что не читают периодику. Отрицательные ответы детей, к сожалению, показывают, что библиотеки сейчас, к сожалению, не могут максимально полно комплектовать свои фонды журналами и газетами, удовлетворяя все интересы наших читателей. Для нас, библиотекарей, отрадно, что 26 подростков (59%) написали в своих анкетах о том, что компьютер не заменил им книгу.
Анкетирование показало, что, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, школьники осознают важность и нужность чтения. Интенсивно идёт процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются репертуар, мотивы чтения, предпочитаемые произведения.
Основная задача детской библиотеки – продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у юных читателей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению применяя различные формы библиотечной работы.

Читайте также:  Метод анализа продуктов деятельности детей примеры

источник

Блог методиста отдела библиотечного маркетинга Борисовской центральной районной библиотеки им. И. Х. Колодеева

1. Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?

1. Читать книги 122 – 54 %
2. Проводить время с друзьями 127 – 57 %
3. Слушать музыку 63 – 28 %
4. Смотреть телевизор 34 – 15 %
5. Играть в компьютерные игры 52 – 23 %

2. Как часто ты приходишь в библиотеку?

1. Каждый день 25 – 11 %
2. Один раз в неделю 61 – 27%
3. Один раз в месяц 45 – 20 %
4. Один раз в год 8 – 4 %
5. Когда «что-то нужно» 94 – 42%

3. Чьи рекомендации при выборе книг для тебя наиболее авторитетны?

1. Библиотекаря 89 – 40 %
2. Родителей 40 – 18 %
3. Друзей 32 – 14%
4. Учителей 43 – 19%
5. Полагаюсь на свой вкус 125 – 56%

4. Какие книги ты любишь читать?

1. Фантастику и фэнтези 97 – 43 %
2. Детские детективы 31 – 14 %
3. Книги о путешествиях 76 – 34%
4. Книги о сверстниках 28 – 12,5 %
5. Книги о природе, животных 46 – 20,5%
6. Книги о любви 44 – 20 %
7. Юмор и «весёлые» книги 72 – 32 %
8. Сказки 37 – 16,5 %
9. Ужастики 61 – 27 %
10. Поэзию 10 – 4,5 %
11. Классику 38 – 17 %

1. Отдых, развлечение 90 – 40%
2. Познание нового 122 – 54%
3. Помощь в учёбе 79 – 35%

6. Самая любимая книга, которой ты присудил бы первый приз (автор, название)?

Читатели в возрасте от 6 до 11 лет первый приз присудили бы следующим книгам: Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома, «Приключения Незнайки», С. Лагерлёф «Приключение Нильса с дикими гусями», В. Драгунский «Денискины рассказы», А. Волков «Волшебник изумрудного города», В. Постников «Приключения Карандаша и Самоделкина», К. Матюшкина «Лапы врозь», Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии», А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», К. Чуковский «Сказки», С. Пушкин «Сказки», Д. Емец «Маг полуночи», Т. Леванова «Ледяной рыцарь».
Читатели в возрасте от 12 до 18 лет: С. Брюссало «Пегги Сью и Призраки», «День синей собаки», «Бабочка из бездны», Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. де С.-Экзюпери «Маленький принц», Н. Щербо «Часодеи. Часовой ключ», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», И. Щеглова «Танец солнечных фей», С. Майер «Сумерки», М. Твен «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера», П. Коэльо «Одиннадцать минут», Джон Р. Р. Толкиен «Властелин колец», В. Осеева «Динка».

7. Твой любимый литературный герой?

Читатели в возрасте от 6 до 11 лет назвали в качестве любимого литературного героя Элли, Мойдодыра, Карлсона, Незнайку, Карандаша и Самоделкина, Алису Селезнёву, Чиполлино, Дядю Фёдора, Витю Малеева, Буратино, Золушку, Кота Матроскина.
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет назвали Гарри Поттера, Воланда («Мастер и Маргарита»), Робин Гуда, Нильса, Поллианну, Принца Эдуарда («Принц и нищий»), Льва Николаевича Мышкина («Человек в футляре»), Кристиана Грея, Джульетту, Гермиону, Фродо, Капитана Немо, Старика Луку («На дне»), Наталью Ростову, Динку.

8. Читаешь ли ты газеты и журналы?

1. Да 128 – 57 %
2. Нет 96 – 43%
Читатели в возрасте от 6 до 11 лет предпочтение отдают следующим журналам и газетам: «Рюкзачок», «Миша», «Незнайка», «Вясёлка», «Клёпа», «Буся», «Играем с Барби», «Познайка», «Весёлый зоопарк», «Зорька».
Читатели в возрасте от 12 до 17 лет читают: «Лесавік», «Родная прырода», «Переходный возраст», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Планета», «Хозяин», «Девчонки», «Качели», «Вокруг света», «Бярозка», «Юный спасатель», «Адзінства».

9. Заменил ли тебе компьютер книгу?
1. Да 50 – 22 %
2. Нет 174 – 78 %

Укажи некоторые сведения о себе:

1. Женский 144 – 64 %
2. Мужской 80 – 36 %

источник

Анализ анкетирования «Какой я читатель?»

Проблема приобщения детей к книжной культуре сегодня одна из важнейших в работе библиотеки. Характерной приметой нашего времени стало изменение мотивации детского чтения. Основным мотивом обращения школьников к книге является получение знаний. Большая загруженность учебой, формирование избирательных увлечений и интересов привели к изменениям в досуговом чтении. На него времени остается очень мало. В свободное время школьники читают детективы, фантастику, ужастики и приключения. Это связано с тем, что таких книг много на прилавках магазинов, большую роль играет телевидение, Интернет. Буквально с рождения дети смотрят фильмы и передачи для взрослых. Там они видят драки, убийства, насилие, уход от реальной жизни. Отсюда и желание детей читать триллеры, страшилки. Массовое чтение вытеснило высокую культуру чтения. Как положительный факт следует отметить то, что в школе все ученики читают программную литературу.

С целью узнать, какую роль играет чтение среди детей, выявить приоритеты в чтении, определить значимость библиотеки, в библиотеке-филиале №8 проведено анкетирование «Какой я читатель?».

Участниками исследования чтения стали учащиеся 5-6 классов МБОУ СОШ №17 (40 человек).

На первый вопрос анкеты «Какой способ поиска информации ты предпочитаешь?» ответы распределились следующим образом:

♦ Ресурсы Интернет – 87,5% респондентов (35 чел.);

♦ Учебная литература – 60% (24 чел.);

♦ Справочная литература (учебники, пособия) – 25% (10 чел.);

♦ Периодическая печать (газеты, журналы) – 17,5% (7 чел.).

62, 5% (25 чел.) респондентов указали, что в их семье имеется домашняя библиотека, но ею пользуется только 11 школьников. 37,5% (15 чел.) респондентов отметили, сто в их семье нет домашней библиотеки. Однако, несмотря на наличие домашней библиотеки, 90% (36 чел.) школьников пользуются услугами городской или школьной (32,5%, 13 чел.) библиотеки. 20% (8 чел.) не пользуются услугами библиотек.

Организаторов исследования интересовал вопрос отношения школьников к чтению.

На вопрос любят ли они читать, 20% ребят ответили, что читать не любят, 80% респондентов ответили положительно. При этом их жанровые предпочтения распределились следующим образом: исторические книги – 30%, приключения – 42,5%, детективы – 17,5%, научно-познавательные – 12,5%, фантастика – 60%, другое – 5%. Читают школьники и журналы и газеты, причем самыми популярными у данной возрастной группы являются «Мурзилка» и «Золотой ключик».

85% респондентов назвали любимого автора (чаще всего называли А.С. Пушкина, М. Твена, Т. Александрову, К. Дойла), 15 % ответили, что у них нет любимого автора.

Как показал анализ, доминирующим при выборе книг для чтения для школьников является мнение (совет) друзей, сверстников (45%). Прислушиваются к совету братьев, сестер 27,5% респондентов, 22,5% прислушиваются к мнению родителей, 25% — учителей, и только 20% — к советам библиотекаря. 42, 5% предпочитают решать сами, какую книгу прочитать.

87,5% опрошенных любят рассказывать о прочитанном или слушать рассказ другого о книге, 12,5% – не любят.

На вопрос, перечитывают ли они книги, 95% школьников ответили положительно, но 67% респондентов делают это редко, и только 27,5% — часто. 5% (2 чел.) опрошенных никогда не перечитывают книги.

19 участников анкетирования (47,5%) имеют личный опыт в создании литературных произведений, 52,5% такого опыта не имеют.

В ходе данного исследования в библиотеке пришли к выводу, что читателям нравится читать в библиотеке, роль библиотекаря значима, и, несмотря на технический прогресс, интерес к книге у детей есть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

источник

Анкета преднозначена для родителей ,какую роль по мнению родителей в жизни детей играет книга

Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.

1) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг : практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; Ваш вариант ответа________________________________________________________________________

2) В чем Вам видится воспитательная роль книги: книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник эстетической культуры; Ваш вариант ответа_____________________________________________

3) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка_________________________

4)Вы читаете ребенку книги:

по собственной инициативе

5) Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг: перед сном; перед едой; на прогулке; Ваш вариант ответа______________________________________

6) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги?________________________________________

7) Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное произведение?______________________________

8) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали?_____________________________________________________________

9) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать содержание прочитанного произведения?________________________________________________________________

10) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг: да; нет; от случая к случаю; Ваш вариант ответа_____________________________________________________

11) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг: красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; выбор, сделанный самим ребенком; Ваш вариант ответа___________________________________________________

12)Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие?

13)Считаете ли Вы необходимым приобщить ребенка к посещению общественной библиотеки?__________________________________________________________________

14)Какие книги предпочитает Ваш ребенок: сказки; стихи; литературу о природе; энциклопедии; книги познавательного содержания; нет определенных предпочтений._______________________

15) Как, по Вашему мнению, нужно учить детей бережному отношению к книгам: личный пример; знакомство с правилами; постоянное напоминание; Ваш вариант

16) Рассказывает ли Ваш ребенок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?________________________________________________________________________

17)Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев?________________________________________________________________

Анкета для родителей: «Роль книги в вашем доме»

Просим Вас поделиться своей точкой зрения о роли книги
в семейном воспитании ребенка.

1. Какое место в семейном воспитании вашего ребенка занимает чтение книг (нужное подчеркнуть):
практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; дополните при желании

2. Вспомните, пожалуйста, возраст своего ребенка, когда вы впервые раскрыли перед ним детскую книгу (сколько месяцев, лет) _____

3. В чем Вам видится воспитательная роль книги (нужное подчеркнуть):
книга-источник окружающего мира; книга-источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник эстетической культуры; дополните при желании ____________________________________________________________________

4. Назовите, пожалуйста, литературные произведения, чтение которых ваш ребенок готов слушать многократно, любит рассматривать в них иллюстрации, пересказывает содержание, подражает героям в играх ____________________________________________________________________

5. Вспомните, пожалуйста, из своего детства собственные любимые книги, литературных героев ___________________________________________________

6. Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг (подчеркните нужное)
перед сном, перед едой, на прогулке, редко, никогда; дополните при желании _____________________________________________________________________

7. Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги: __________________________

8. Проявляет ли ребенок самостоятельную инициативу в рассматривании книг:
а) да
б) нет
в) от случая к случаю

9. Чем вы руководствуетесь при покупке детских книг (подчеркните нужное):
красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; привлекательное оформление; выбор, сделанный самим ребенком; дополните при желании ____________________________________

10. Аккуратен ли ребенок в обращении с книгами ________________________

11. Приходится ли вам в требовательном тоне усаживать ребенка с книгой
а) нет
б) иногда
в) очень часто
г) всегда

12. Назовите, пожалуйста, любимое литературное произведение вашего ребенка
________________________________________________________________________

13. Сколько время вы уделяете в день для совместного чтения книг с вашим ребенком _______________________________________________________________

источник

«Значение книги в жизни современного школьника».

С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы я предложила учащимся ответить на вопросы анкетирования. В опросе приняли участие 205 учащихся. Возраст участников эксперимента от 7 до17 лет. Я проанализировала ответы по трем возрастным группам: начальная школа , среднее звено, старшеклассники.

Опрос включал следующие вопросы:

  1. Любите ли Вы читать?
    1. Да
    2. Нет
    3. Смотря что

  1. Какой источник информации Вы предпочитаете?
    1. Книга
    2. Периодические издания
    3. Энциклопедии, словари, справочники
    4. Электронные издания Интернета
    5. Телевидение.

  1. Что для Вас предпочтительнее?
    1. Работа с книгой
    2. Считывание с компьютера

  1. Сколько времени в день Вы читаете?

  1. Назовите своего любимого писателя, поэта и любимое произведение

На вопрос, «Любите ли вы читать?», ответили все участники опроса, «да» — 176 гимназистов, остальные учащиеся выбрали вариант ответа «смотря что» (29 ребят).

На вопрос, «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ чтения показал, что учащиеся начальных классов проявляют примерно одинаковый интерес, как к периодическим изданиям, так и к познавательным книгам. Учащиеся среднего звена больше интересуются периодикой. Старшеклассники отдают предпочтение программной литературе.

Читайте также:  Методики анализа адаптации детей к школе

За справочной литературой учащиеся обращаются ежедневно и часто. В читальном зале изучают словари: орфографические, толковые, словообразовательные и многие другие, а также обращаются к предметным энциклопедиям и справочникам.

Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Учащиеся начальной и средней школы на первое место ставят книгу.

Анализ ответа на вопрос «Что для Вас предпочтительнее?» говорит нам о том, что только учащимся начальной школы радость приносит общение с книгой (64 уч). В то же время большинство ребят среднего и старшего звена (82уч.) предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов. В век компьютеризации дети не хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски. Большинство ребят уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию, что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше. Однако 59 ребят выбрали книгу, объясняя это тем, что чтение книги – это средство получения новых знаний, чтение расширяет кругозор, улучшает память и т. д.

Согласно нашим данным, преобладающая часть детей и подростков на досуге читает. Лишь пятая часть опрошенных (41уч.) на чтение тратит до 30 мин. в день. Треть опрошенных детей и подростков (68 уч.) читают от получаса до часа. Остальные — более одного часа в день. Таким образом, большая часть гимназистов – это читающие на досуге дети и подростки.

Любят читать в свободное время преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать.

Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о позитивном отношении у школьников к чтению, так и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

В среднем же около трети опрошенных отмечали, что «любят читать, но не хватает времени». Результаты нашего исследования говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков.

А.С. Пушкин назван любимым писателем 167 гимназистами. Многие учащиеся называют произведения поэта и писателя (Сказки, «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Я помню чудное мгновенье», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» и многие другие) своими любимыми. Сергей Есенин и Марина Цветаева на 2 и 3 месте. Многие учащиеся не только любят их стихи, но и знают произведения наизусть.

Гимназисты достаточно хорошо знакомы с произведениями классиков, изучаемыми по школьной программе.

Для учащихся начальной школы наиболее интересна тема природы, о животных, на втором месте тема дружбы. Малыши отдают предпочтение таким жанрам, как сказка, любят читать стихи. Фантастика особенно интересна учащимся среднего звена (5-8 класс). 38 ребят утверждают, что любят читать о магии, космических путешествиях и перемещениях во времени. Тема природы интересна и подросткам (21 человек указывают данную тему). О дружбе и любви с удовольствием читают 40 респондентов. Многие участники опроса считают важной тему Родины. Многим старшеклассникам интересна тема любви и дружбы. Стоит заметить, что у молодежи большой интерес вызывают книги в жанре «фэнтези». На третьем месте – детективы. Роман – любимый жанр учащихся старшей школы. Очевидно, сказывается влияние школьной программы.

На вопрос, для чего нужны книги, ответили почти все участники анкетирования. Размышления детей отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. Приведу примеры некоторых высказываний: Книга – моя маленькая дверь в большой мир; Я читаю, чтобы развивать свое мировоззрение; Книга – спутник жизни; Чтение – свет в конце тоннеля; Настоящая книга, кроме того, что она учит, радует, открывает человеку красоту мира, еще исцеляет душу и тело; Читайте добрые книги, они помогут вам развить самые высокие душевные качества; Для меня книга – средство отдыха души и советчик одновременно; Встреча с книгой – это всегда новые открытия; Чтение — только начало. Творчество жизни – вот цель.

В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены педагоги, психологи, библиотекари, родители.

В каком возрасте книга перестает приносить радость современному ребенку? Ответить на этот вопрос можно так: при переходе из начальной в основную школу.

С каким удовольствием учащиеся начальной школы прибегают в библиотеку, роются в книгах, берут книги по рекомендации учителя, родителей, одноклассников. Процесс чтения у маленьких читателей проходит под контролем учителей на уроках внеклассного чтения, личных бесед с ребятами, родителями. Школьные библиотекари проводят экскурсии в библиотеку, конкурсы, викторины. Это все поддерживает у ребят интерес к книге.

И вот, они приходят в основную школу. В библиотеку они теперь больше прибегают за книгами, которые заданы. Их круг чтения сужается, а свободное чтение теперь больше формируется под влиянием рекламных акций, общения друг с другом. Этому же начинают следовать и родители, покупая ребенку книги, которые необходимы только для учебы и те, которые «читают все»: детские детективы, ужастики и прочее «массовое чтиво». Самостоятельное чтение в этот период постепенно становится полярным: учебное (деловое) и развлекательное (легкое). Сужается не только круг чтения, но круг общения о прочитанном. Взрослые постепенно самоустраняются от процесса развития детей интереса к книге, как раз в тот период, когда это наиболее необходимо взрослеющему подростку. Так стоит ли винить детей в том, что источник духовного роста постепенно исчезает из их сферы интересов?

Причина сложившейся ситуации – в том, что с переходом в основную школу книге, как в семье, так и в учебно-воспитательном процессе, уделяется значительно меньше внимания, чем на начальном этапе обучения. Это постепенно происходит не только с художественной, но научно-популярной литературой. Самостоятельный процесс чтения литературы вызывает у ребенка серьезные трудности в восприятии и понимании текста, особенно что, касается научно-познавательных книг. Тексты усложняются, а навыки работы с ними не приобретаются. Постепенно возникает психологический барьер, который ребенок самостоятельно не может преодолеть, и он заменяет книгу другим источником информации, более доступным для восприятия, таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребенка. Можно предположить, что интерес книге в учебном процессе целенаправленно не формируется, и учащиеся недостаточно владеют навыками самостоятельной читательской деятельности.

Увлечь ребенка чтением – задача не из простых. Здесь мало одних вразумляющих бесед и самых страстных призывов. Важно учитывать детскую психологию, склонность мальчишек и девчонок к играм, любовь к праздникам, желание проявить себя.

Принцип в массовой работе с детьми – обязательное их участие в подготовке и проведению чего бы то ни было: библиотечного урока, праздника и даже обзора литературы. Таким образом, включается мощнейший стимул – личная заинтересованность ребенка.

Формирование устойчивого читательского интереса – долгая, кропотливая работа, требующая от библиотекаря творчества и глубокого понимания психологии ребенка.

Что же происходит? Почему наши дети перестают читать? Виновата ли в этом «экспансия экрана», так агрессивно и стремительно ворвавшаяся в нашу жизнь и фактически подавившая и оттеснившая книгу в даль далекую? Может быть, ребенок, находящийся с младенчества рядом с телевизором и компьютером действительно все меньше и меньше нуждается в художественном слове и в самом образе, рожденном этим словом? Телевизионный и компьютерный герой представляется ему более ярким и привлекательным, чем какая-то словесно обрисованная Красная шапочка.

Итак, одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Первая книжка в руках мамы, бабушки, дедушки – с этого начинается детское чтение и именно с этого начинается читатель.

Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.

Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения школьников в библиотеки.

Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, начиная с 5 класса, используются различные формы такие как, например:

    • Реклама новых книг;
    • Библиотечные уроки;
    • Мероприятия в игровой форме;

источник

Приобщение детей к чтению

Уважаемые родители!

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке “таланта читателя”. Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф.И.О. _________________________________________________

Ф.И.О. ребёнка ________________________________________________

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему?) ________________________________________________

б) нет (почему?) _______________________________________________

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение это:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое ____________________________________________________.

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты), познавательную литературу, художественную литературу (нужное подчеркнуть).

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, когда есть время (подчеркните нужное), другое (что именно) ___________________

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное), другое (что именно) __________

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

в) другие члены семьи (указать кто) ______________________________

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

а) да, ________________________________________________________.

9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.

10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:

11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

а) да, ________________________________________________________

12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

а) да, ________________________________________________________

13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

а) да, ________________________________________________________.

14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

15. Вы считаете, что чтение это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

в) Ваш вариант _______________________________________________.

16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

в) нет, книгу ничто не заменит.

18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

19. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе ______________________________________________

источник