Меню Рубрики

Анализ почвы и воды габриелян

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник

Практическая работа « Анализ почвы и воды» химия 8 класс

Тема урока : Анализ почвы и воды.

Тип урока : Практическая работа.

Цели урока : научить выполнять проектную работу

Обучающие: научить правилам и умениям при выполнении опытов по анализу почвы и воды.

Развивающие: развивать навыки наблюдения, умения формулировать выводы по результатам исследования; развивать творческие способности учащихся, рефлексивно-оценочные умения.

Воспитывающие : воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать уверенность в себе, пути решения экологических проблем.

Почва с разных участков земли, дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лупа.

Фильтр, воронка, штатив с кольцом, стакан с предметным стеклом, держатель для пробирок, пипетка, спиртовка, спички, стеклянная палочка, мерный цилиндр, вода (дистиллированная, из водоема, из крана), газета с печатным текстом, линейка, коническая колба, пробка, вода для исследования в стакане.

Цель: (выдвигают учащиеся)Исследовать состав почвы и воды

Задачи : (выдвигают учащиеся)1.Узнать из интернета о почве

2.Изучить механический состав почвы

3.Исследовать среду почвенного раствора

4.Изучить кислотность и прозрачность воды

Гипотеза: (выдвигают учащиеся)Почва и природная вода –это смесь веществ. Плодородие почвы зависит от кислотности.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Ответ –результат исследования

1.Состав почвы (презентация-выступления учащихся)

2.Какие бывают почвы (презентация-выступления учащихся)

3.Какие растения на каких почвах растут (презентация-выступления учащихся)

Опыт №1. Механический анализ почвы

Опят №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним .

Опыт №3. Определение прозрачности воды.

Опыт №4. Определение интенсивности запаха воды

1.Теоретические исследования (презентация-выступления учащихся)

Почва – поверхностный слой земли,
обладающий свойством плодородия

Какие бывают почвы? (презентация-выступления учащихся)

Кислые и щелочные почвы неплодородны

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки)

Какие растения на каких почвах растут? (презентация-выступления учащихся)

предпочитают бархатцы, гайлария, агератум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла , яблоня, морковь, огурцы, капуста, гладиолусы, свекла, лук, чеснок

-Растения, которые требуют слабокислой почвы

розы, примулы, левкои, хризантемы, василек, папоротник

-Растения, которые требуют почву умеренной кислотности ( рН5,0-5,5 ): картофель, томаты, редис, гортензии, вереск, азалии, рододендроны, люпин, малина, ирисы,примулы

-Кислая почва: хвощ полевой, щавель, кислица, голубика

Вода это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Если бы на земле не было воды, то не было бы и растений, животных, не было бы и нас с вами.

Вода занимает 71% всей поверхности земли, а суша всего 29%.

Человек в день потребляет примерно 2, 5 литра воды, за 70 лет жизни примерно 65 тонн. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300 литров воды. Воду используют в различных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья ее сначала очищают. Для обеззараживания воды применяют газы — хлор и озон.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях и вредные для организма вещества.

Воды на Земле очень много- это океаны, ледники, реки, дожди. Но в то же время очень мало. Почему мало? Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.

Наша задача- исследовать воду, которую мы пьем.

Органолептические: изучение цвета , запаха, прозрачности

Практическая часть-экспериментальная (презентация-выступления учащихся)

Алгоритм проведения опыта:

1. Провести опыт в соответствии с инструктивной картой

5 Результаты записать в таблицу.

6.Рассказать о результатах своего исследования

Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой

2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа

Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя

-Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

-Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

-При работе со свечой пробирку держим не касаясь пламени

-Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

-В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы

-Цель: изучить механическую структуру почвы.

-В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните

-С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы

Вывод: убедились , что почва содержит песок, глину, перегной.

Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним

-Цель: исследовать среду почвенного раствора

-2)Несколько капель фильтрата поместите на

-предметное стекло и выпарите

-Что наблюдаете на стекле после выпаривания.

Сделайте вывод по результатам наблюдения

Почвенный раствор — это чистое вещество или смесь?

3)Проверьте почвенный раствор с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Вывод: Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор – фильтрат.

Почва содержит минеральные соли .
При использовании лакмусовой бумаги определили, что исследуемая почва кислая .

Опыт №3. Определение прозрачности воды

Цель: Исследовать прозрачность воды

Установите цилиндр на бумагу с текстом, приливайте воду до уровня 20см

На какой высоте печатный шрифт становится невидным?

Измерьте высоты столбов воды линейкой

При сравнении прозрачности воды в качестве эталона использовать высоту столба читабельности печатного текста у дистиллированной воды (например 20 см). Тогда доля или степень прозрачности водопроводной воды (высота столбика читабельности которой, например, 17 см) составит:

W (прозрачности воды) = 17 см : 20 см = 0,85, или 85%.

Вода в открытых водоёмах сильно загрязнена и уровень прозрачности в них очень низок.

Вывод: Исследуемая вода прозрачна

Опыт №4. определение интенсивности запаха воды

Цель: Изучить характеристику запаха воды

Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните

Откройте пробку, отметьте характер запаха

Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)

Вывод: Запаха нет. Интенсивность запаха…(0) баллов.

Вывод : По органолептическим исследованиям вода пригодна для питья.

Вывод по результатам исследования:

Наша гипотеза подтвердилась.

Почва и природная вода –это смеси веществ. Плодородие зависит от кислотности. Плодородная почва –это нейтральная и слабокислая.

Сажать растения, изучив кислотность почвы.

Сильно кислая почва улучшается при внесении известняка, гашеной извести (пушонки), золы

Картофель дает хороший урожай при рН =5,0-5,5

(индикаторная бумага желтая)

Почва нашего огорода имеет рН=

Почву надо (не надо) известковать .

источник

Конспект урока химии в 8 классе. Практическая работа по теме » Анализ почвы и воды»

Практическая работа №3 по теме «Анализ почвы и воды»

Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;

Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, водопроводная вода, почва, спички.

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Работа выполняется в группах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

Как вы думаете, научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка? (Учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых). Слайд 1

Читайте также:  Для анализа воды в аквариуме

Какой путь научного поиска стоит за открытиями? (Учащиеся должны знать, что к любому химическому знаку, уравнению, закону надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда)

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз.

Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды». Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы. Слайд 2

Далее учитель вместе с детьми ставит цель и задачи урока

— Какие воспитательные цели мы должны поставить перед собой на уроке?

Учащиеся: Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, уметь работать в группах, быть внимательным, аккуратным).

Какие образовательные цели мы должны поставить пред собой?

Учащиеся: Проведение элементарного анализа почвы нашей местности, проведение анализа на примере оценки качества воды, закрепить умения проводить разделение смесей разными способами.)

Сегодня на уроке будут работать три лаборатории. В каждой лаборатории есть технолог который будет выполнять не только контролирующую функцию, но и обучающую.

Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

Вспомним правила работы в группе

— Первая часть работы – анализ почвы. Что такое анализ? Один ученик находит в интернете определение.

Постановка проблемной задачи.

Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Всё лето обе женщины ухаживали за своим огородом: Рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: «Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?»

Что такое почва? Почва- это верхний плодородный слой земли на котором растут растения.

Сообщение учащегося о почве.

Исследование почв производят для оценки её плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв. Данными пользуются при разработке плана применения удобрений и известкований почв.

Наша задача выяснить какая почва в нашем поселке, а также исследовать воду и определить её прозрачность и интенсивность запаха.

Опыт 1 Механический анализ почвы

Вывод: после механического анализа убедились, что почва содержит песок, глину, перегной. Первыми осаждаются крупные частицы песка, потом глины и затем другие частицы.

Опыт 2 Получение почвенного раствора и опыты с ним

Вывод: почва содержит минеральные соли. После фильтрования смеси почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а в стакане прозрачный почвенный раствор — фильтрат. Универсальная бумажка не изменила цвет. Значит среда нейтральная

— Следующая часть работы – анализ воды.

Сообщение учащегося о воде

Вода – это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Наша цель исследовать, какая вода течёт из наших кранов, находиться в наших водоёмах. Определить прозрачность и интенсивность запаха воды.

Опыт 3 Определение прозрачности воды.

Образец взят из под крана. Работу выполняйте, следуя указаниям учебника.

Вывод: отметили что на высоте столба воды … не видно печатного текста. Исследуемая вода не прозрачна.

Опыт 4 Определение интенсивности запаха воды

Вывод: После встряхивания открыли колбу и отметили запах. Характер запаха сравнили с таблицей. Интенсивность запаха … баллов.

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы. В ходе выполнения практической работы изучались состав почвы, исследовалась прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приёмы работы с веществами.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть.
Б. В лаборатории можно знакомиться с запахом и вкусом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Чтобы перемешать жидкость в пробирке, ее отверстие закрывают пальцем и встряхивают несколько раз.

3. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?
А. Почва и вода — это однородная смесь.
Б. Питьевая вода –это чистое вещество.

4.Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в овощах, выращенных у дороги, никак не влияют на здоровье человека.
Б. Повышенное содержание кислоты в воде отрицательно влияет на здоровье человека.

1. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и c препаратами бытовой химии?
А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.
Б. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

2. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?
А. Химическую воронку используют для фильтрования.
Б.. Химическую воронку используют для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом.

3. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А.Воздух и почва –это неоднородная смесь.
Б.Дистиллированная вода-это однородная смесь.

4. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенная кислотность почв -это негативный фактор для жизнедеятельности растений.

Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.

Одна ошибка – 4, две ошибки – 3, три ошибки – 2

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставле-нной цели?

Что вызвало затруднения?

Какая цель была урока?

— Где мне пригодятся эти умения и знания?

— Я достиг поставленной цели?

Используя Интернет-ресурсы, найти организации в Алтайском крае, которые занимаются анализом почвы и воды. Составить проект, какие виды анализа почвы и воды проводят эти организации и с какой целью.

Подготовиться к практической работе № 4 с. 183.

источник

1 Исследовательская работа : Анализ почвы и сравнение образцов воды. Цель работы: Анализ механического состава почвы, определение качества воды из разных водных источников.

2 Был проведён анализ почвы на пришкольном участке школы и в лесной зоне Собраны образцы почвы: образец 1 на пришкольном участке, образец 2 пришкольный участок, образец 3 леснаязона,образец 4 уводоёмавлесу. Влеснойзонеуводоёмабылсделанпочвенныйразрезглубиной1м Было сделано описание разреза по плану: Выделены почвенные горизонты и их мощность -3 горизонта: 1 25 см, 2 55см, 3 20см — окраска- от серого до желтоватого оттенка -механический состав почвы каждого горизонта: 1-глина, 2-суглинок,3-песок — структура: мелко- зернистая -определили плотность почвы -рыхлая — влажность — наблюдается у поверхности — плодородие — средняя плодородность

3 Определили механический состав каждого образца: образец смачивали водой и скатывали в «колбаски» Сворачивается легко в кольцо без трещинглина Незначительные трещины -тяжёлый суглинок «колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается-лёгкий суглинок Практически не скатывается «колбаска»- супесь «колбаска» не скатывается песок.

4 Сделали вывод: преобладает супесчаная почва, средней степени плодородности.

5 Сравнение воды из разных источников. Цель работы: определить качество воды из разных водных источников. Материалы: образцы воды из близлежащих природных источников Образец 1 -водоём в лесной зоне «Сказка», Образец 2 -вода из под крана школы 1, химические стаканы (200 мл); индикаторная бумага, хозяйственное мыло, пробирки, микроскоп.

6 . Ход работы: 1. Наливаем в пронумерованные пробирки воду: из водоема (пруд)и водопровода 2. Оцениваем запах воды по шкале (табл.1). Таблица 1. Оценка запаха воды: Различают травянистый, болотный, гнилой, затхлый, землистый запах Интенсивность запаха Описательное определение Баллы Нет Отсутствие ощутимого запаха 0 баллов Очень слабый Слабый Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается при употребление. Обнаруживается, если обратить внимание. 1 балл 2 балла Заметный Ощущается легко. 3 балла Отчетливый Очень сильный Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья. Запах настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья. 4 балла 5 баллов

7 Делаем вывод:вода из водопровода без запаха, вода из пруда имеет затхлый, болотный запах.

8 3. Оцениваем цвет и прозрачность: если видны изменения в цвете воды (стакан ставят на чистый лист белой бумаги), их описывают словами: зеленоватый, светло-коричневый. Делаем вывод:водопроводная вода без цвета и прозрачная не обнаружено взвешанныхчастиц, вода из пруда желтоватого цвета,но прозрачная, рассмотрев образцы под микроскопом было обнаружено наличие микроорганизмов простейших в воде из пруда.

9 4. Определяем рн среду:для определения используют индикаторную бумагу. Цветность определяют в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации). 5. Определение жесткости воды. Цель работы: сравнить жесткость различных образцов воды. Материалы: образцы воды различной степени жесткости:, кусочки хозяйственного мыла, пробирки. Ход работы: 1. В пронумерованные пробирки наливают 2 образца воды по мл. 1 пробирка -водопроводная. 2 вода из пруда 2. В каждую пробирку кидают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают отстояться и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадков или мало, раствор почти прозрачный и т.д.

10 Результаты занесли в таблицу : сделали вывод: Образец воды Водопроводная Вода из пруда Характеристика полученного раствора Осадок в виде хлопьев,много осадка Небольшой осадок

11 Результаты исследований качеств питьевой воды Сравнение образцов воды параметры / образец воды Запах Цвет Прозрачность (см) рн среды Прудовая отчетливый Желтовато-коричневый взвешанными частичками прозрачная 8,0 Водопроводная незаметный оттенок с взвешанными частичками прозрачная 7.0 Фильтрованная очень слабый бесцветный прозрачная 5,0

12 Вывод : Вода из водоема для питья не пригодна. Это подтверждается также тем, что в летний период на берегах водоема размещают предупреждающую надпись: «КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО!» Решение проблемы плохого качества питьевой воды видим: — экологические и социальные проблемы города: общее загрязнение пруда, бытовыми отходами, мытьё автомашин в водоёме, мусорные свалки. Чтобы улучшить положения необходимы целенаправленные и продуманные действия администрации города и привлечение населения к ответственности за загрязнения парковой зоны.

источник

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Цель работы: Познакомиться с устройством лабораторного оборудования и отработать приёмы обращения с ним.

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе в химической лаборатории (изучите статью в учебнике).

2. Лабораторное оборудование

1). Устройство лабораторного штатива:

  • изучите строение и использование лабораторного штатива (рисунок и статья в учебнике);
  • нарисуйте в тетради штатив, обозначить его составные части;
  • изучите правило закрепления стеклянной посуды в лабораторном штативе. Помните, что стекло – очень хрупкий материал. Его легко разбить.

2).Приёмы работы со спиртовкой:

неправильные действия с нагревательными приборами могут привести к пожару!

  • изучите строение и использование спиртовки (рисунок и статья в учебнике);
  • нарисуйте в тетради спиртовку, обозначить её составные части;
  • запишите в тетради правила работы со спиртовкой;

3.Металлическая трубка с диском

Правила работы со спиртовкой

2.Проверить плотно ли прилегает диск к отверстию сосуда

3. Зажечь спиртовку горящей спичкой.

Запрещается передавать соседу зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой горящей спиртовки, во избежание пожара!

4. Погасить спиртовку, накрыв пламя колпачком.

  • изучите строение пламени (рисунок и статья в учебнике);
  • рассмотрите пламя спиртовки, выделите три зоны: нижняя часть пламени – тёмная и самая холодная, средняя часть пламени – яркая, верхняя часть пламени – менее яркая, но с наиболее высокой температурой.
  • внесите на короткое время в пламя лучинку так, чтобы она проходила через нижнюю часть пламени и по характеру обугливания определите, какая часть пламени имеет наибольшую температуру.
  • изучите строение и использование химической посуды (рисунки и статья в учебнике);
  • запишите в тетради правила смешивания растворов в пробирке, переливания жидкостей из одного сосуда в другой и нагревания пробирки с жидкостью при работе в химической лаборатории.
  • приготовить фильтровальную бумагу;
  • вложить в воронку и смочить водой;
  • жидкость для фильтрования наливать на фильтр по стеклянной палочке тонкой струйкой, направляя её на стенку воронки;

Через фильтр пройдёт прозрачный фильтрат , а на фильтре задержится осадок.

3. Оформите отчёт о работе

Наблюдение за горящей свечой

Цель работы: изучить физические явления при горении свечи, исследовать продукты горения и влияние воздуха на горение свечи.

Оборудование : свеча, предметное стекло, стеклянная трубка с оттянутым концом, резиновая груша, пробирки, тигельные щипцы, держатель для пробирок.

Реактивы : известковая вода.

Выводы и ответы на вопросы

2.Внесли один конец, изогнутой под прямым углом, стеклянной трубки в среднюю часть пламени, а другой опустили в пробирку

Держа тигельными щипцами предметное стекло, внесли его в нижнюю зону пламени горящей свечи, подержали 3-5 с. Быстро подняли стекло.

При помощи стеклянной трубки с оттянутым концом, вставленной в резиновую грушу, продули пламя.

Зажгли две свечи. Одну свечу накрыли поллитровой банкой, а другую – двухлитровой.

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Практическая работа № 3. 8 класс

Цель работы: научиться правильно встряхивать растворы в пробирке, проводить фильтрование и выпаривание растворов, определять прозрачность и интенсивность запаха воды.

Оборудование: почва, пробирка, пробка, лупа, бумажный фильтр, воронка, штатив, предметное стекло, держатель для пробирок, стеклянный плоскодонный цилиндр, коническая колба, спиртовка.

Реактивы: дистиллированная вода, универсальный индикатор,

1. Инструктаж по технике безопасности при работе с нагревательными приборами и со стеклянной посудой.

2. Выполните опыты, предложенные в учебнике.

Выводы и ответы на вопросы

В пробирку поместили немного почвы, прилили дистиллированную воду (1:3). Закрыли пробирку пробкой, встряхнули хорошо. При помощи лупы наблюдали за структурой почвы и её осаждением.

Вставили в воронку с бумажным фильтром в чистую сухую пробирку, профильтровали смесь почвы и воды.

На универсальную индикаторную бумагу капнули 1-2 капли фильтрата.

Несколько капель фильтрата поместили на предметное стекло, подержали над пламенем спиртовки до выпаривания воды.

Взяли два мерных цилиндра на 250мл, установили их на печатный текст. В первый цилиндр влили дистиллированную воду, а во второй – исследуемую воду. Отметили высоту столба воды, на которой шрифт едва различался.

Коническую колбу наполнили на 2/3 исследуемой водой, плотно закрыли пробкой и сильно встряхнули. Затем открыли колбу и исследовали характер и интенсивность запаха в баллах, пользуясь таблицей 8 учебника.

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Признаки химических реакций

Цель работы: научиться распознавать признаки химических реакций, соблюдать осторожность при работе с химическими реактивами, закрепить правила оказания первой помощи при попадании кислоты на кожу человека.

Оборудование: спиртовка, тигельные щипцы, пробирка, лучинка.

Реактивы: кусочки мрамора, медная проволока, разбавленная серная кислота; растворы хлорида железа (III), роданида калия, карбоната натрия, хлорида кальция.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе с нагревательными приборами, реактивами и стеклянной посудой. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.

2. Выполните опыты, предложенные в учебнике.

Выводы и ответы на вопросы, уравнение и тип реакции

Прокалили медную спираль, держа её тигельными щипцами, в пламени до почернения. Прокалённую спираль опустили в пробирку с серной кислотой. Пробирку подогрели.

В пробирку положили кусочек мрамора. Прилили разбавленную соляную кислоту.

Зажгли лучинку и внесли её в пробирку.

В пробирку налили 2 мл хлорида железа (III), затем несколько капель раствора роданида калия.

В пробирку налили 2 мл раствора карбоната натрия, затем несколько капель раствора хлорида кальция.

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе

Цель работы: научиться готовить раствор вещества, рассчитывать массовую долю данного вещества в растворе.

Оборудование: мерный цилиндр на 50 мл, коническая колба на 100 мл, стеклянная палочка лабораторные весы.

Реактивы: дистиллированная вода, сахарный песок.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой.

  • отмерьте мерным цилиндром 50 мл дистиллированной воды и влейте в коническую колбу;
  • взвесьте на лабораторных весах чайную ложку сахарного песка, растворите его в колбе с водой;
  • рассчитайте массовую долю сахара в растворе;
  • рассчитайте число молекул сахара в полученном растворе

3. Оформите отчёт о работе

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Цель работы: провести качественные реакции на вещества, совершенствовать умения объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов, закрепить умение записывать Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: растворы хлорида натрия, нитрата серебра карбоната аммония, хлорида кальция, хлорида меди и гидроксида натрия.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими веществами. Оказание первой помощи при попадании щелочи на кожу, глаза

Выводы и ответы на вопросы.

Полное и сокращённое ионные уравнения реакции.

В пробирку налили 1-2 мл раствора хлорида натрия, затем по каплям добавили раствор нитрата серебра

В пробирку налили 1-2 мл раствора карбоната аммония, затем добавили 1-2 мл раствора хлорида кальция

В пробирку налили 1-2 мл раствора хлорида меди, затем добавили 1-2 мл раствора гидроксида натрия

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Цель работы: изучить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: азотная кислота, разбавленная серная кислота.

растворы сульфата меди (II), хлорида калия, гидроксида натрия, фосфата натрия, сульфита натрия, карбоната натрия, фенолфталеина.

1. Инструктаж по технике безопасности

Выводы и ответы на вопросы.

Полное и сокращённое ионные уравнения реакции.

В две пробирки налили по 1-2 мл раствора: 1 — сульфата меди (II), 2 – хлорида калия. Затем в каждую пробирку добавили: 1 – немного раствора гидроксида натрия, 2 – раствора фосфата натрия

В две пробирки налили по 1-2 мл растворов сульфита натрия и карбоната натрия соответственно. Затем в каждую из них прилили немного азотной кислоты.

Свойства кислот, оснований, и солей

Цель работы: применить знания, полученные при изучении классификации и химических свойств оксидов, оснований, кислот для объяснения проделанных опытов. Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: разбавленная соляная кислота, гранула цинка, оксида меди (II); карбоната натрия, хлорида железа (III), гидроксида натрия, гидроксида калия.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими веществами. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.

Выводы и ответы на вопросы.

Полное и сокращённое ионные уравнения реакции.

В пробирку с гранулой цинка прилили 1-2 мл соляной кислоты.

В пробирку прилили 1-2 мл раствора гидроксида меди (II), прилили 1-2 мл соляной кислоты.

Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: гранулы цинка, азотная кислота, разбавленные серная и соляная кислоты; растворы: хлорида магния, гидроксида натрия, сульфата калия, карбоната натрия, фосфата калия, хлорида цинка, сульфата меди (II).

1. Инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими веществами. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.

Выводы и ответы на вопросы.

Полное и сокращённое ионные уравнения реакции.

В пробирку налили по 1-2 мл разбавленной серной кислоты и опустили в неё гранулу цинка.

В 4 пробирки налили по 1-2 мл раствора хлорида магния. Затем в каждую из них прилили растворы: 1 – гидроксида натрия, 2 – сульфата калия, 3 -карбоната натрия, 4 — фосфата калия

Слили попарно растворы: 1 – карбоната натрия и соляной кислоты, 2 – хлорида цинка и азотной кислоты, 3 – сульфата меди (II) и азотной кислоты. Немного нагрели растворы и осторожно изучили запах в пробирках.

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

Дата: 21 02.2011г, 8 «а» класс.

Образовательная цель : знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Развивающая цель: мышление через постановку вопросов в ходе работы и ответы на вопросы.

Воспитательная цель : воспитывать коммуникативные отношения при работе в паре согласно инструкции; соблюдать дисциплину при выполнении работы.

Оборудование : лабораторный штатив, спиртовка, посуда: пробирки, колбы, химические стаканы; фильтры, воронки, прибор для получения газов.

Дидактический материал: инструкция для работы в паре; таблица «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории».

Включить учащихся в деятельность

2.Познакомится с планом работы

2.Участвует в обсуждении темы.

Знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием.

1.Чертят таблицу в тетради.

2.1.Читают правила техники безопасности при работе в химической лаборатории на с.174 в учебнике.

2.2.Сравнивают с правилами в инструкции.

2.4.Раписываются в журнале по ТБ.

Ознакомлены с правилами по ТБ.

3.1.Изучают устройство лабораторного штативы.

3.2.Выполняют задание, указанное в инструкции.

3.3.Делают схематический рисунок и подписывают части.

В таблице заполнены графы.

2.3.Читают ст. «Использование лабораторного штатива».

Выполняют описанные в ней действия.

Собран штатив и закреплена пробирка.

3.1.Читают ст. «Приемы работы со спиртовкой».

В таблице заполнены графы.

В таблице заполнены графы.

Соотнести цель с результатами работы на уроке.

Определить своё место в уроке и оценить свою деятельность.

Результат соответствует цели урока.

Оценить деятельность учащихся

Выставляют оценки в карту знаний.

1.Устная оценка деятельности всех учащихся.

2.Практическая работа оформлена в тетрадях.

1.Прочитай инструкцию по технике безопасности при работе в химической лаборатории на с.174-175.

2.Обсудите вопросы, возникшие после чтения. Сформулируйте их для учителя. Задайте вопросы учителю.

3.Распишитесь в журнале по ТБ.

4.Начертите таблицу в тетради.

5. На с. 175 прочтите текст «Устройство лабораторного штатива».

6.Сделайте схематический рисунок и подпишите части.

7.Используя текст «Использование лабораторного штатива» закрепите в лапке штатива пробирку под углом в 45 градусов и на расстоянии 15см от стола. Ответьте на вопрос: Как правильно расположить винт муфты на стержне штатива? Как правильно закрепить пробирку?

8. Прочтите текст «Приемы работы со спиртовкой». Сделайте рисунок и подпишите части. Ответьте на вопросы: Как спиртовку зажигают? Как спиртовку гасят?

9. Прочтите текст «Посуда». Сделайте рисунок, подпишите название. Ответьте на вопросы: Сколько должно быть жидкости в пробирке при перемешивании? Что запрещается? Когда используют воронку? Как готовят фильтр к фильтрованию? Какой объем жидкости должен быть в чашке для выпаривания? Как готовится прибор для получения газов к работе?

10.Сделайте вывод по итогам работы.

Рисунок и название частей оборудования.

Приемы работы с лабораторным оборудованием.

Приемы работы с лабораторным штативом

1.Винт, закрепляющий муфту находится справа от стержня штатива, а стержни лапки укреплялись бы так, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта.

2.Пробирку закрепляют ближе к горлышку.

3.Пробирка укреплена правильно, если ее можно повернуть в лапке без больших усилий.

Приемы работы со спиртовкой

1.Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.

2.Гасят спиртовку накрывая ее колпачком с боку.

1.Высота столбика жидкости при перемешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.

3.Фильтр перед употреблением смачивают.

4.В чашку наливают 1/3 объёма для выпаривания.

5.Проверить прибор на герметичность.

Вывод: освоил приемы работы с лабораторным оборудованием.

по теме: « Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами »

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: Познакомиться с устройством и основными приемами обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: Штатив, спиртовка, лабораторная посуда.

1. Устройство штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)

2.Устройство спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)

3.Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)

1. приготовить фильтровальную бумагу;

2. смочить фильтровальную бумагу;

4. жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;

5. фильтрат, стекает по стенке стакана, а не в центр, чтобы не выплёскивался.

Найти в тексте определения фильтрата, осадка и процесса фильтрования.

по теме: « Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание »

Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.

Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.

Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Первая помощь при порезах:

Опыт №1. Физические явления при горении свечи.

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?

Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б ), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.

Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б ), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

по теме: « Анализ почвы и воды »

Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.

Инструкция по технике безопасности:

Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Опыт №1. Механический анализ почвы.

В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку(почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б ) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

по теме: « Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе »

Инструктаж по технике безопасности

Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, приготовлять раствор с определенной массовой долей вещества.

Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный цилиндр, лабораторные весы, разновесы; сахар, вода.

Порядок выполнения работы

Рассчитайте массу сахара и массу воды, необходимые для приготовления необходимого вам раствора используя формул:

m (H 2 O ) = m (раствора) — m (вещества)
Расчеты приведите в отчете о практической работе.

Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу: V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.
Расчет приведите в отчете о практической работе.

С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды. Перелейте воду в химический стакан.

На лабораторных весах взвесьте вычисленную массу сахара. Всыпьте сахар стакан с водой.

Перемешайте содержимое химического стакана до полного растворения сахара.

Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

по теме: « Признаки химических реакций »

Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.

Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.

Инструкция по технике безопасности:

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров.Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.

Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Опыт №1 Прокаливание медной проволоки.

Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную поволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время уберите проволоку из пламени. Что наблюдаете?

Опыт №2 Взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой.

Положите в небольшой химический стакан немного карбоната натрия. Налейте в химический стакан столько соляной кислоты, чтобы карбонат натрия покрылся ею. Что наблюдаете?

Зажгите лучину и внесите ее в стакан. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №3 Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.

Положите в пробирку немного хлорида аммония. Налейте в пробирку столько раствора гидроксида натрия, чтобы хлорид аммония покрылся ним. Тщательно встряхните. Осторожно понюхайте содержимое пробирки.

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №4 Взаимодействие сульфата меди ( II ) с гидроксидом натрия.

Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия, а затем добавьте в неё 2-3 капли сульфата меди (II ). Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №5 Взаимодействие гидроксида меди ( II ) с соляной кислотой.

К гидроксиду меди (II ) прилейте немного раствора соляной кислоты. Осторожно встряхните. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

Налейте в чашку 2 мл этилового спирта. Осторожно подожгите его. Что наблюдаете? Составьте отчет, заполнив таблицу.

Опыт №7 Разложение малахита

Насыпьте в пробирку небольшое количество малахита. Нагрейте его в пламени спиртовки. Что наблюдаете?

Составьте отчет, заполнив таблицу.

(признак химической реакции)

по теме: « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей »

Цель: осуществить на практике реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; серная кислота , фосфорная кислота , цинк , железо , оксид меди (II ) , гидроксид натрия , нитрат серебра , хлорид бария , карбонат натрия , фосфат натрия , хлорид меди (II ) , фенолфталеин.

Инструктаж по технике безопасности:

Порядок выполнения работы

Опыт 1. Осуществите реакции, характеризующие свойства раствора серной кислоты:

а) кислота + металл = соль + H 2

б) кислота + основный оксид = соль + Н 2 О

в) кислота + основание = соль + Н 2 О

г) кислота + соль = соль + кислота

Опыт 2 . Проделайте реакции, характеризующие свойства хлорида меди (II ):

а) соль + металл = соль + металл

б) соль + щелочь = основание ↓ + соль

в) соль + кислота = соль + кислота

Составьте уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.

по теме: « Решение экспериментальных задач »

Цель: экспериментальным путем осуществить поставленные задачи.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; сульфат меди (II ) , гидроксид натрия , хлорид бария , сульфат натрия , сульфат магния , карбонат натрия , соляная кислота , фенолфталеин.

Инструктаж по технике безопасности

Наблюдения и уравнения химических реакций

Вывод о типе химической реакции

Порядок выполнения работы

Опыт 1. Осуществите реакции, схемы которых даны:

б) CO 3 2- + 2H + = H 2 O + CO 2

В таблицу запишите наблюдения и уравнения реакций в молекулярном полном и сокращенном и ионном виде.

Опыт 2. Пользуясь растворами, находящимися на столе, получите:

Наблюдения запишите в таблицу. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

по теме: « Осуществление цепочки химических превращений »

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы : Решение экспериментальных задач, состоящих из цепочки превращений.

Оборудование : Штатив с пробирками.

Реактивы (1в.) : Сульфат магния MgSO 4 , щелочь NaOH , хлорид бария ВаCl 2 .

Реактивы (2в.) : Сульфат меди CuSO 4 , щелочь NaOH , соляная кислота HCl , Fe (скрепка).

Вариант 1: MgSO 4 – MgCl 2 – Mg (OH ) 2 — MgSO 4

источник

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.

Задачи:

  • Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
  • Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
  • Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, вода из природных источников, почва.

Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.

— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы “Анализ почвы и воды” (Приложение 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока, а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1).

— Охарактеризуйте почвы и воды нашей местности.

Учащиеся выступают с сообщениями, используя компьютерную презентацию (Приложения 2, Приложения 3).

— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно инструктивной карте самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом.

Таблица для оценивания практической работы.

№ п/п Фамилия, имя Умение выполнять опыты Соблюдение правил т/б Оформление работы, выводы Итоговая оценка
Петров Иван 4 5 5 5
Щербакова Екатерина 3 4 4 4

Опыт 1. Механический анализ почвы.

В пробирку с почвой прилейте 6мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и встряхивайте 1 минуту. Затем наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, смочите водой. Поставьте воронку в чистый стакан и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не встряхивайте. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью пипетки поместите на предметное стекло и подержите над спиртовкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите полоску универсального индикатора. Испытайте ею почвенный раствор. Сделайте вывод о реакции среды почвенного раствора.

— Следующая часть работы – анализ воды. У каждой группы вода из различных источников: вода из-под крана возле школьной столовой, питьевая вода из 6 микрорайона, вода из крана горячей воды 2 микрорайона, талый снег 2 микрорайона, талый снег возле порога школы, талый снег возле проезжей части, талый снег из парковой зоны. По окончании работы мы с вами узнаем экологическое состояние воды из данных источников.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника. Сделайте выводы.

Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.

В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:

Характер запаха Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья 5

Учитель: проводит беседу по результатам качества воды из различных источников.

Учащиеся: делают выводы по результатам работы.

источник