Меню Рубрики

Сравнительный анализ как метод политической науки

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются.

Методы исследования — это приемы и способы достижения определенных результатов в практической и познавательной деятельности.

В зависимости от конкретной цели исследования политология выбирает различные приемы и способы анализа, которых довольно много. Условно методы, используемые при изучении политических явлений и процессов, можно разделить на общетеоретические и конкретно-эмпирические. (См. схема 3) В реальных исследованиях все методы взаимопереплетаются дополняя друг друга.

К группе общетеоретических методов относятся институциональный, исторический, системный, сравнительный, психологический, бихевиористский и др.

Институциональныйметод ориентирован на изучение взаимодействия политических институтов: государства, его органов, политических партий и иных общественных организаций. Анализ строится, исходя из сложившихся и общественно укоренившихся политических форм и формальных правил принятия решений.

Исторический метод — основан на изучении политических явлений в их развитии. Достоинство исторического метода заключается прежде всего в том, что он дает возможность изучать политические процессы в контексте той исторической обстановки, в которой они возникают и развиваются. Также этот метод позволяет анализировать неоднократно повторяющиеся в истории явления (например, войны и революции).

Используя исторический метод, исследователи имеют возможность обобщать современный исторический опыт развития политических систем. Анализ различных этапов в движении политических процессов позволяет выявить закономерности в их развитии.

Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики. Своевременное и правильное его применение позволяет избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике.

Сравнительныйметод. Для того, чтобы понять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, социально-экономических, общественно-исторических ситуациях, у разных наций и народов и т.д. В этом контексте в качестве объектов сравнительного анализа могут выступать не только политическая система во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но и ее конкретные составляющие. А это государственные структуры, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т.д. Современные сравнительные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, проводятся с использованием как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации.

Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение ориентировано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев; бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих стран); кросскультурные и кроссинституциональные сравнения нацеленные соответственно на сопоставление национальных культур и институтов.

Системныйметод акцентирует внимание на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Наиболее широкое применение системный метод находит при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами).

С помощью системного метода удается также четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований.

Однако системный метод малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследования кризисных ситуаций.

Психологическийметод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения людей, их индивидуальных качеств, черт характера, а также на выяснение типичных механизмов психологических мотиваций, роли подсознательных факторов в политической жизни.

Механизмы подсознательной мотивации исследовали многие ученые, но особая роль в этом направлении принадлежит З. Фрейду. По его мнению, в основе действий человека лежат бессознательные влечения к наслаждению сексуального свойства (либидо). Но они вступают в противоречие с распространенными социальными ограничениями. Возникающие на этой почве неудовлетворенность и внутренние конфликты приводят к сублимации (т.е. переключению) энергии инстинктов в различные области жизнедеятельности, в том числе в социально-политическую сферу.

В целом психологизм играет значительную роль в исследованиях политической сферы по ряду направлений:

воздействие психологических факторов на разработку и принятие политических решений и на их восприятие гражданами;

оптимизация образа власти или политической системы;

создание психологических портретов лидеров;

анализ зависимости политического поведения граждан от их включения в социальную среду;

исследование психологических характеристик различных социальных групп (этносов, классов, групп интересов, толпы, демографических и т.п.) и др.

Своеобразную революцию в политической науке совершил бихевиористскийметод. Бихевиоризм (с англ. — поведение) — в буквальном смысле наука о поведении. Суть бихевиоризма заключается в изучении политике посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп. Исходным положением бихевиоризма является утверждение о том, что поведение человека есть реакция на воздействие внешней среды. Эту реакцию можно наблюдать и описать. Политика, утверждают бихевиористы, имеет личностное измерение. Коллективные, групповые действия людей, так или иначе, восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом политического исследования. Бихевиоризм отвергает политические институты в качестве объекта исследования и признает таковыми поведение индивидов в политических ситуациях.

Бихевиоризм сыграл значительную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии. Именно в рамках бихевиоризма получили всестороннее развитие конкретно-эмпирические методы, используемые политической наукой.

К группе конкретно-эмпирических методов относятся: опросы населения, анализ статистического материала, изучение документов, игровые методы, математическое моделирование, изучение фольклора (частушек, анекдотов и т.п.) и др.

Опросы населения, которые проводятся как в форме анкетирования, так и интервьюирования дают богатый фактический материал для выявления различного рода закономерностей. А их тщательный анализ дает возможность делать политические прогнозы.

Анализ статистических материаловпозволяет получать достаточно надежные результаты в выявлении тенденций развития политических процессов.

Изучение документоввключает анализ официальных материалов: программ партий, стенограмм заседаний правительства и парламентов, разного рода отчетов, а также дневников, мемуаров. Значительный интерес могут представлять кино-фотодокументы, плакаты.

Применение игровых методов дает возможность сымитировать развитие того или иного политического явления (переговоры, конфликт и т.п.). Это позволяет исследователям вскрыть внутренние механизмы изучаемого явления, выдать рекомендации по принятию решений.

Метод математического моделированиясостоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения моделей. Например, по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные и предсказательные модели.

Сегодня, в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств, моделирование политических макро- и микропроцессов стало одним из первостепенных направлений в развитии методологии политической науки.

источник

1. Различные подходы к определению предмета политологии.

2. Методы политологии: сравнительный, бихевиориальные методы, «деловые игры». Общелогические и эмпирические методы исследования в политологии.

3. Основные функции политологии теоретико-познавательная, мировоззренческая, методологическая, аналитическая, управленческая, прогностическая.

4. Место политологии в системе наук об обществе и их соотношении

1. Политология– наука о политике, политической сфере жизни общества и о входящих в нее составляющих элементах. Ее содержание составляет анализ структур, функций и механизмов политической системы и ее отдельных элементов – государства, политических партий, политического лидерства. Ее предмет включает выявление условий и компонентов политического действия, политического поведения и политической жизни, т.е. политику.

Политика– отношения между большими группами людей внутри общества, а также между обществами, которые направлены на установление, сохранение и перераспределение власти. Она охватывает государственные и иные общественно-политические организации, механизмы государственной власти, правовые отношения, партийные системы, политическую культуру общества.

Огромная заслуга в формировании политологии принадлежит крупнейшим ученым XIX-XX вв. К. Марксу, М. Веберу, Т. Парсонсу Они сформулировали основные подходы к пониманию политики как предмета политологии.

В основе концепции К. Марксалежит представление о конфликте между классами как движущей силе политики. Класс– крупная группа людей внутри общества, которая отличается своим отношением к власти. Власть– обладание материальными ресурсами и средствами производства. С точки зрения К. Маркса, политика зависит от экономической сферы, а обладание материальными ценностями дает власть. Тесная связь распределения власти с экономическим положением побуждает господствующий класс оставить неизменным существующее неравенство и сохранить неравномерное распределение собственности. Средством этого является идеология Идеология– система ценностей, которая навязывается господствующим классом остальным членам общества, не имеющим ни власти, ни собственности.

М. Веберрассматривал политику как стремление участвовать во власти или в ее распределении. В связи с этим он отмечал, что политика не только связана с властью, но является сферой профессиональной деятельности. В политические отношения могут вступать как группы внутри государства, так и государства. Поэтому субъектами или действующими лицами политики являются граждане, институты внутри общества и большие государственные образования.

Т. Парсонсисследует политику как подсистему общественной жизни. Целью политики является обеспечение достижения целей общества благодаря мобилизации ресурсов, необходимых для этого. Перед обществом возникают определенные задачи, связанные с конкретной ситуацией, и оно имеет цели, к которым оно должно постоянно стремиться.

Классификациявидов политики (по охвату):• глобальная политика (решение вопросов, имеющих мировое значение); • международная политика (взаимоотношений государств); • государственная политика: ¦региональная политика; • местная политика.

По сфере распространениявыделяют: внутреннюю политику– ряд политических мер, направленных на регулирование отношений между гражданами или их группами внутри государства; внешнюю политику– политические меры, предпринимаемые в целях регулирования отношений государства с другими государствами и их объединениями

2.Методологическую основу политологии составляют различные подходы к изучению явлений политической жизни,среди них исторический подход, системный и функциональный подходы, глобальный подход. Глобальный подход– система идей и методов, направленных на изучение политической жизни как единого целого, в котором все процессы и элементы взаимосвязаны друг с другом. Он исследует механизмы взаимодействия различных сторон политической жизни.

Исторический подход– система методов исследования политической жизни, представляющейся как непрерывный исторический процесс. Для него характерно сопоставление политического настоящего с прошлыми политическими событиями, выявление исторических истоков и фактов возникновения и развития политических явлений.

Функциональный подход– анализ политической системы с точки зрения ее взаимодействия с обществом в целом при ее внутреннем сохранении и действии. Он позволяет выявить формы взаимодействия политической системы и общества, установить ее характер, определить условия интегрирования общества на основе политической системы.

Системный подход– изучение политической жизни как единой системы, взаимодействующих политических субъектов – государства, политических организаций и партий, политических лидеров. Он позволяет выявить основные черты политической системы, определить ее место в общественной жизни.

Методы политологииформируются в соответствии с ведущими в политологии подходами. Они призваны осуществлять цели, которые ставятся в соответствии с общей идеей того или иного подхода. Можно выделить два основных типа методов политологии – теоретические и конкретные.

Теоретические методы– способы рассмотрения политических фактов, в основе которых лежат те или иные положения об устройстве изучаемых предметов и о значимых с этой точки зрения факторах. К ним относятся: 1) структурно-функциональный метод– рассмотрение общества как системы, состоящей из частей, выполняющих определенные функции, и характеризующейся устойчивостью. Политическая система состоит из разнообразных политических институтов: государства, политических организаций, политических партий. Структурно-функциональный метод изучает их деятельность и механизмы этой деятельности; 2) сравнительный метод– способ изучения политических явлений, основанный на их сопоставлении, выявлении общего и различий. Он основывается на сопоставлении разных политических систем с целью выявления общего и специфического; 3) исторический метод– способ рассмотрения политической сферы общества с точки зрения ее изменения; 4) интерпретирующий метод– прием, с помощью которого выявляются смыслы, приписываемые членами политической жизни определенным политическим событиям.

Конкретные методы– система приемов, направленных на получение данных или информации, касающейся определенного политического процесса или явления. К ним относятся: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов. Конкретное изучение политических процессов и явлений осуществляется с помощью всех известных методов.

В политологии используются разнообразные методы научного познания. Польский политолог А. Боднар выделяет три группы методов: бихевиоральные, сравнительные и метод принятия решений. Характерной тенденцией становления отечественной политологии является систематизация учеными методов политологической науки. Так, профессор Б. И. Краснов выделяет четыре группы методов политологии: сравнительные, бихевиоральные, фор — мализационные методы и деловые игры.

Наиболее полно, как представляется, систематизация методов политологии осуществлена профессором В. П.Пугачевым. Он делит методы на три группы. Первая группа включает в себя общие методы исследования политических объектов: социологический, нормативный, или нормативно-ценностный, функциональный, бихевиоральный, метод структурно-функционального анализа, системный, институциональный, антропологический, психологический (и как следствие его развития — социально-психологический метод), деятельностный, критически-диалектический (как развитие и конкретизация деятельностного), сравнительный, субстанциональный (онтологический), исторический. Вторую группу составляют общелогические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические методы и др.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

В третью группу методов политологии — познавательных — входят методы эмпирических исследований. К ним относятся: использование статистики (прежде всего электоральной), анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, теория игр, наблюдение и др.

Исследуя одну из важнейших сфер человеческого общества, политология выполняет и определенные функции. Среди них прежде всего следует выделять гносеологическую, управленческую и прогностическую функции.

Гносеологическая функция позволяет политической науке объективно оценивать политическую реальность, раскрывать существенные связи и отношения внутри явлений, устанавливать закономерности политических процессов. Определяя тенденции политического развития, изменения различных политических событий, политология дает необходимую информацию для принятия политического решения. Тем самым она выполняет не менее важную управленческую функцию. Проблема принятия политического решения выступает одной из наиболее важных в политологии. Она включает в себя подготовку политических решений, анализ проблемной ситуации, оценку соотношения сил, уровня сил участников политических событий, политический риск и стратегию, реализацию политических решений и др.

Исключительно важна прогностическая функция политологии. Значимость политологического исследования определяется не только и не столько адекватностью отражения политической реальности, сколько обоснованным научным прогнозом возможных вариантов развития политических событий.

Помимо трех рассмотренных в литературе выделяются и такие функции политологии, как методологическая, оценочная,политической социализации, формирования гражданственности, демократической политической культуры населения, мотивацион-но — регулятивная, рационализации политической жизни и некоторые другие.

Таким образом, политология представляет собой одну из важнейших общественных наук. В ее задачу входит исследование всех вопросов, связанных с реальной политической жизнью общества, с политическими потребностями и ценностями, политическими ориентациями людей и степенью их реализации, с отношением людей к самим себе как субъектам политики, а также к различным политическим процессам и явлениям, происходящим в обществе.

Современная политология использует многообразные теоретические, философские, общелогические и эмпирические методы исследования.

Среди методов теоретического познания, т.е. приемов исследования, способов обобщения и формирования системы знания, обычно выделяют следующие (Аним. 9):

o институциональный метод, который предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;

o социологический метод, ориентированный на выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры;

o исторический метод, рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем;

o сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных объектов (политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходства и различий;

o системный метод, который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты). Сам объект рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов и находящаяся в многообразных связях с внешней средой;

o структурно-функциональный метод, который состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;

o антропологический метод, исходящий в объяснении политики из природы и универсальности родовых качеств человека;

o психологический метод, направленный на изучение психологических механизмов политического поведения;

o бихевиоралистский метод, рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки. Как уже отмечалось, этот подход требует эмпирической проверки всех выводов;

o нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала.

2. Во вторую группу входят философские и общелогические методы, которые используются не только в политологии, но и в других науках (Аним. 10):

o диалектический метод, который предполагает рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи частей и компонентов и внутренней противоречивости;

o метод восхождения от абстрактного к конкретному;

3. Наряду с теоретическими, в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии (Аним. 11). Сюда относят:

o опрос — один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;

o наблюдение, которое позволяет непосредственно отслеживать политические факты. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором — предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;

o статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;

o математические методы, которые открывают возможность для моделирования политических процессов;

o метод моделирования. Модель — это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества. Моделирование позволяет проверить гипотезы, составить прогнозы, объяснить или описать какие-либо политические явления и процессы.

3.Политология как научная и учебная дисциплина, отражающая многообразие политической жизни общества, выполняет следующие функции: гносеологическую, мировоззренческую, практически- прогностическую.

Гносеологическая, или теоретико-познавательная,функция политологии заключается в изучении политической реальности. Политология изучает тенденции развития политической жизни общества, происходящих в нем политических процессов, анализирует различные стороны политической деятельности людей и их политических отношений. Использование ею эмпирических исследований позволяет получать новые знания о политической деятельности, расширять и конкретизировать представления о политике, её роли в обществе, понимать и объяснять политические развитие общество в целом.

Мировоззренческая функцияполитологии тесно связана с гносеологической и выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмыслении места и роли политики в развитии всего общества и его основных сфер, в том числе экономической, правовой, духовной. Сегодня наше общество особенно нуждается в повышении уровня политической культуры народа, в воспитания у каждого гражданина навыков активного участия политической жизни общества, умения правильно анализировать происходящее событие, чтобы понять их подлинный смысл и значение в жизни общества и государства, самостоятельно ориентироваться в политическом мире и успешно действовать в нём.Цена ошибок в политике сегодня исключительно велика. Чтобы свести их к минимуму, необходима, в частности, мировоззренческая подготовка всех граждан нашего общества.

Практически- прогностическая функцияполитологии выражается в том, что, опираясь на научные знания, она разрабатывает рекомендации, касающиеся различных вариантов и способов политической деятельности, составляет прогнозы развития политических процессов для их использования в политической практике субъектов, вырабатывает предложения и рекомендации, необходимые для эффективного руководства и управления политической жизнью общества.

Политология развивается в тесной взаимосвязи с такими общественными науками, как история, философия, социология, правоведение, экономические науки и т. д.

Связь политологии и истории заключается, в том, что история даёт ключ к пониманию политической жизни общества. Политология, изучая исторический опыт развития общества, постигает и опыт развития его политической жизни. Предметом политологии является также история развития самой политической мысли. На базе конкретного исторического материала политология осуществляет политический анализ исторических фактов. В отличии от истории, которая рассматривает различные события хронологически, политология абстрагируется от хронологии событий, теоретически обобщает опыт прошлого и настоящего, выделяет повторяющееся, типичное, закономерное.

Связь политологии и философии состоит, прежде всего, в том, что основополагающие положения философии выступают в качестве методологических принципов исследования политических явлений, ориентирующих на то, чтобы рассматривать политические явления во взаимодействии с другими явлениями и в развитии, выявлять их противоречивый характер и рассматривать их развитие в исторической преемственности. Политология использует разрабатываемую в рамках философии теорию познания при исследовании собственно политических проблем.

Функция (от лат.functio- исполнение) — назначение, обязанность.Социальная функция — это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов — управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

Основными функциями политологии являются:

§ познавательная — определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;

§ диагностическая — анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;

§ прогностическая — выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;

§ организационно-технологическая — создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;

§ управленческая — использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;

§ инструментальная — совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;

§ идеологическая — использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;

§ прагматическая (прикладная) — использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

§ Познавательная функция заключается в исследовании многогранности политических явлений с целью получения знания об их сущность, содержание и закономерности развития.

§ Аналитическая функция — всесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы.

§ Прогностическая функция — разработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов.

§ Инструментально-практическая функция — разработка рекомендаций для усовершенствования каких-либо сторон политической практики.

§ Политическая социология — формирование гражданской культуры.

4.Исследование проблем и закономерностей развития политической системы тесно связано с решением задач, которые ставит политология: они позволяют достаточно точно видеть возможность политологической науки, а также границы этих возможностей. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются:

-исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов (политическая власть, политические партии, политическое лидерство, политическая элита, избирательные системы и другое), политических отношений, политических процессов;

-создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов;

-анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования;

-аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;

-выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества.

Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о том, что исследовательская, прогностическая и практическая роль политологии велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология выполняет, используя достижения других общественных наук.

В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и других) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность; национальная безопасность; свобода и конституционный порядок.

Указанные проблемы отражают основные ценности, которые движут (управляют) развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей – очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы.

Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объективных причин, которые составляют основу взаимодействия общественных наук в решении многих проблем социального развития.

Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития.

Как пример можно привести экономическую теорию. Специалисты в этой области изучают не только законы и закономерности развития рыночного хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации экономической теории, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, что в основе многих экономических процессов следует видеть борьбу за реализацию политических целей, преследуемых определенными слоями общества. Можно привести много примеров. В частности, такое обстоятельство. Хорошо продуманная и многообещающая гражданам страны экономическая программа кандидата в президенты страны (или на какой-либо другой руководящий пост) становится мощным средством завоевания власти. А успешное выполнение этой программы, при прочих разных условиях, способствует удержанию политической власти и продление пребывания на руководящем посту. В свою очередь политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Вопросы развития политической системы интересуют специалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук. Но (подчеркнем еще раз) главную, центральную, осевую роль в изучении такого сложного социального явления, как политическая система общества, играет политология. Политическая система – это ее предмет. Образно говоря, в изучении политической системы политология в отличие от других наук «держит контрольный пакет акций». При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, социология, право и так далее в своих сферах тоже осевые науки.

Таким образом, взаимосвязь политологии с другими науками проявляется в том, что многие политические процессы вызывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных науках.

Еще одной точкой соприкосновения политологии с другими общественными науками является ее активная опора на результаты их научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений обеспечивает гарантии их нормального развития и функционирования.

Наиболее близкой по объекту и методам исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации социальных норм. В то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления. Наблюдается тесная взаимосвязь между политологией и политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой. Большое внимание политическая социология уделяет анализу социальной структуры общества, изучению сознания, интересов, мотивов поведения индивидов, различных социальных групп, общественного мнения, их влиянию на политические отношения, выяснению социальной природы политической власти и другое. Поэтому с точки зрения объекта исследования политическая социология и политическая наука близки между собой.

Но у них существуют серьезные различия в предмете познания. Политическая история дает фактический материал, обобщения и выводы для исследования современных политических систем в целом и отдельных подсистем (политические институты, политические отношения, политические процессы и другие), принципов политической организации общества. Этот материал имеет большое значение для оценки качества выводов современной политологии, их точности и достоверности. Показательно, что на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины английский историк Э.Фримэн не без основания заметил: “История – это прошлая политика, и политика – это сегодняшняя история“. О правомерности такого утверждения говорит тот факт, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной связи с историей. (Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объединенных кафедрах).

О крайней трудности вычленения мира политического вообще и конкретных политических феноменов в историческом контексте, равно как и их политологического анализа, свидетельствует сравнение задач историка и политолога.

Вот что пишет по этому поводу испанский исследователь А.Гарсиа Тревихано: “Историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, то есть превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью”.

Соотношение политической науки и политической истории определяется тем, что теоретические выводы политической науки проверяются историей и современной политической практикой, которые служат основой новых обобщений и выводов. Игнорирование правдивого изложения истории и соответствующего опыта из нее, как показала наша практика, чреваты губительными последствиями. Положения и выводы политологии составляют теоретическую базу для развития многих прикладных политических дисциплин – теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий и так далее.

Политология как наука непосредственно опирается на результаты исследований политической социологии. Как известно, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для политологии представляют интерес материалы этой науки о мотивах поведения людей и социальных групп, результаты опроса общественного мнения и его воздействия на политические отношения. Современная политология немало заимствует у социологии в части методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеющей свой, специфический предмет анализа и свои цели. В чем же главное отличие политологии от политической социологии? Политическая социология имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур в обществе, факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентацию и умонастроения широких масс населения и так далее. Как отмечают Р.Бендикс и С.М.Липсет, “в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социалогия исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти”. Приведем пример. И политология, и социология изучают армию. При этом политологию армия интересует, в частности, как возможный инструмент политической борьбы за власть, исследуется роль армии в системе сложившихся властных институтов. Социология же исследует армию под углом зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина», причины ее развития и пути искоренения)

Политология определенным образом связана с философией. Общефилософские методы исследования явлений и процессов используются в политологии. Существует давнишняя связь политологии с философией, чьей составной частью она, наряду с другими областями знаний, была в условиях Античного мира. Дифференциация философии привела к вычленению из нее других наук и в связи с этим к изменению предмета ее исследования. Не подменяя эти науки, в том числе и политологию, она становится их методологией, дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Политическая философия представляет собой одну из поддисциплин, анализирующую философские основания политики. В определенном смысле можно утверждать, что политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что находит отражение в различных идейно-политических течениях — либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократизме и так далее. В отличие от философа, который познает природу явлений и вещей в целом, политический философ останавливает свое внимание на сущности природы политического мира: добро или зло. Справедливость или несправедливость, совершенность или несовершенность, сохранение или изменение, одобрение или осуждение и так далее – в политике.

Суть политической философии можно разъяснить на следующем примере. В ставшем знаменитым Гетисбергском обращении президент США во время гражданской войны А.Линкольн говорил о “правлении народа, для народа и осуществляемым народом”. Многие ученые и политики признают данное высказывание в качестве определения демократии. Но философ смотрит на это несколько иначе, он должен вникнуть в суть высказывания и дать ответы на следующие вопросы: для чего нужно правление, осуществляемое народом? Чем оно должно править? Каким образом люди могут править сами собой?

Политология тесно взаимодействует с социальной психологией, так как при анализе политической ситуации учитывает психологический настрой масс, принимает во внимание мотивы поступков как отдельных личностей, так и общественных групп. Политическая психология рассматривает роль установок, ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Основателем политической психологии считается Г.Ласуэлл, который в 1930 году опубликовал книгу “Психология и политика”, а в 1950 году в соавторстве с А.Капланом –“Власть и общество”. Политология должна учитывать исторические традиции, связь времен. «Прошедшее нужно знать не потому, — отмечал В.О.Ключевский, — что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».

Политология пользуется также данными естественных наук: географии, антропологии, демографии и другие.

Предметом антропологии являются институты управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. В поле ее интереса – связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества. Политическая антропология на Западе занимается большей частью незападными обществами. Политико-антропологические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей.

Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равниной местностью, наличием природных ископаемых и так далее).

Политология использует кибернетику, при помощи которой она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и так далее.

Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования – жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий. Но, конечно, предмет изучения существенно различен.

Список использованных источников:

1.Л.П.Борисов,- “Политология”, Учебное пособие – М., “Белые альвы”, 1996г.- стр. 5-8;

2.К.С.Гаджиев, Г.В.Каменская, А.Н.Родионов и др.,- “Введение в политологию”, Кн. для учащихся ст. классов – М., “Просвещение”,”Владос”, 1994г.- стр. 24-30;

3.“Политология”, Учебное пособие для высших учебных заведений,- Под редакцией д.э.н., проф. Г.В.Полуниной – М., “Акалис”, 1996г.- стр. 18-22;

4.Политология. Курс лекций,- Под редакцией А.А.Радугина – М., “Центр”, 1997г.- стр. 11-20;

5.К.С.Гаджиев,- “Политическая наука”, Учебное пособие – М., “Международные отношения”, 1995г. – стр. 5-12;

6.Политология, Курс лекций,- Под редакцией д.ю.н. проф. М.Н.Марченко – М., “Зерцало”, 1997г.- стр. 26-30, 36-39.

источник

Сравнение относится к общенаучным методам и используется в большинстве социальных наук, являясь альтернативой и заменой эксперимента в естественных науках. . Невозможно мыслить не сравнивая. Без сравнения невозможна ни научная мысль, ни научное исследование. Сравнение как метод познания представляет собой способ выявления общего и особенного в изучаемых феноменах.

В политической науке сравнительный метод рассматривается через сопоставление его познавательных возможностей с другими методами, экспериментальными, кейс-стади, статистическими и другими.

Дж. Ст. Милль писал о том, что при сравнении исторических фактов исследователь пытается найти некие обобщающие эмпирические законы, касающиеся либо сосуществования, либо последовательности условий и явлений, то есть, выражаясь по-другому, корреляционные и каузальные зависимости.

Сравнительный метод в политической науке стал одним из центральных. Мэки и Марш пишут «Главная причина сравнительного исследования отражает основную природу социального научного исследования, в силу неспособности использовать экспериментальный метод. Так, мы не могли попросить госпожу Тэтчер уйти в отставку в 1983 году, чтобы посмотреть будет ли другой лидер консервативной партии проводить столь же радикальную политику.

Сравнение позволяет избавиться от этноцентризма в анализе.

Восприятие существующих различий не­избежно приводит исследователей к осознанию относи­тельности знания и, следовательно, помогает им освобо­диться от культурных наслоений. Действительно, само по­нятие этноцентризма просто не может существовать вне практики сравнения. Только в сравнении с другими культу­рами можно осознать возможную опасность культурной изоляции.

Сравнение не тождественно эксперименту и его более слабому аналогу – статистическому методу, но логика сравнительного анализа сопоставима с логикой экспериментальной науки. Сравнение- это попытка поиска ответа на вопрос почему, помогает проследить причинно-следственные связи.

Во-первых, исследователь-компаративист способен выбирать те условия исследуемого феномена, в которых изучаемая взаимосвязь прослеживается в наиболее чистом виде (хотя это и ведет к ряду методических проблем).

Во-вторых, манипуляция условиями здесь относительна, она осуществляется исследователем скорее концептуально.

В-третьих, сравнение также позволяет контролировать условия исследования.

Сравнение всегда предполагает абстрагирование. Все явления уникальны, сравнить из значит исказить. Сравнение всегда предполагает собой абстрагирование, абстракцию, уход от частностей.

Сравнительная политология получила название по методу. Она связывает два типа научных дисциплин политической науки: ориентированных на разработку общих законов (политическая теория) и дисциплин описательных, накапливающих данные в ходе изучения аспектов политики (политическая социология, психология, антропология). На основании конкретных данных, фактов описательных наук возможно подтвердить, опровергнуть или создать теорию. Она является дисциплиной-посредником, для которой характерны опыт и испытания в форме экспериментов, тестов или сравнений. Это эмпирическая дисциплина.

Алмонд и Пауэллвыделил 3 основные цели сравнительной политологии:

1. Расширение круга политических альтернатив. Эта цель достигается через понимание достоинств, недостатков и возможностей развития политической жизни.

2. Объяснение и проверка теорий. Объяснение различных комбинаций событий в разных странах.

3. Стимулирование и формирование всеобщей теории политических отношений.

Сравнительная политология проделала эволюцию к изучению разнообразных стран. В центр ставит метод сравнения. Чарльз Регин говорит «без сравнения невозможно», но имеется раздел между качественными и количественными исследованиями. В сравнительных исследованиях преобладают качественные методы анализа.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Предметная область сравнительной политологии вызывает дискуссии в среде политологов. Предметом сравнительной политологии одни исследователи считают исследование общего и различного внутри и между политическими системами.

Объект политические системы. Сравнение заключается в поиске сходства и различий, объяснения изменений систем в процессе развития, трансформации (*сравнение президентских и парламентских систем). Наиболее лёгкий вариант сравнения предполагает анализ идентичных или схожих института, политики или политического процесса в одно время в двух или более странах. Более сложный вариант связан с попыткой предсказать будущее одной группы стран на основе более раннего опыта, связанного с развитием другой группы стран. (*сопоставление более ранних процессов модернизации и демократизации в США и Западной Европе с аналогичными процессами в развивающихся странах на современном этапе с целью определить вектор развития последних).

Предмет совпадает с предметом политической науки, так как занимается изучением всего, что входит в сферу политики – от целых политий до конкретных ролей.

Методы сравнительно-политических исследований.

Сравнительно ориентированный “Case-study”. Данный вид сравнения применяется тогда, когда анализируется одна страна (какой-либо политический феномен в отдельной стране) на фоне сравнения ее с другими странами. Данный тип сравнения руководствуется не логикой “выборки”, а логикой “репликации”, т.е. логикой множественных экспериментов. Он является одним из наиболее распространенных видов сравнительных стратегий.

Это метод изучения отдельного случая, например страны или политического феномена в отдельной стране на фоне сравнения с другими странами.

Однако не все исследователи считают исследование отдельных случаев сравнением, например Джованни Сартори не включал кейс-стади в сравнительные исследования.

Современные исследователи сходятся на том, что среди исследований отдельных случаев есть имеющие сравнительный акцент.

Сравнительно-ориентированный case-study может использоваться в различных целях: использование существующей теории для описания случая; изучение случая для проверки и подтверждения теории; изучение случая для производства гипотез; исследования отклоняющихся отдельных случаев.

Зачастую кейс-стади предназначен для иллюстра­ции устойчивых черт некоторых общезначимых ситуаций и процессов.

Анализ «случаев», являющихся «отклонением от нор­мы», представляет большой интерес, поскольку он мо­жет выявить новые объяснительные причины, а также побудить исследователя развить или переформулиро­вать свою теорию.

Стратегия case-study ничем не отличается от стратегии других сравнительных исследований, но сравниваемый феномен анализируется внутри окружающего его контекста.

Этот тип является одним из наиболее распространенных типов сравнительного анализа.

Его недостаток в том, что зачастую больше исследуется особенное, уникальное, чем общее.

Пример: Михельс (Италия), Острогорский (Польша?), Х. Линца (Испания), Экштейн (Норвегия), Роуз (Великобритания).

Бинарное сравнение — сравнение двух стран, отобранных в соответствии с предметом исследования, позволяющее выделить их общее и особенное.

Сравнение двух стран сужает количество случаев и повышает интерес к каждому из них, позволяет подчеркнуть самобытность каждого кейса.

Но во многих случаях этот метод может также способствовать лучшему пониманию общих явлений.

Метод бинарного сравнения следует применять к сходным странам, даже ес­ли цель анализа состоит в том, чтобы выявить различия между ними.

Преимущество бинарного анализа – возможность исследования всей политической жизни стран: институты, структуры, культуры и тд, то есть можно задействовать больше переменных.

Минус использования бинарного сравнения – выбора такого предмета исследования, таких переменных, которые больше соответствуют специфике одной стране, нежели другой.

Можно выделить два типа бинарного сравнения: косвенное (в котором несхожий объект исследования рассматривается в зависимости от собственного видения исследователя), и прямое (когда в орбиту исследования включаются две страны и непосредственно сравниваются).

Пример, Адам Пшеворский «Демократия и рынок» + кандидатская Борисовой, Сравнение Японии и Турции Д. Растоу и Уордом.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 93 ; Нарушение авторских прав

источник

Предмет сравнительной политологии.

Сравнительная политология — одно из направлений политологии (политической науки). Сравнительная политология:

— дисциплина эмпирическая (основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент)

— совокупность «теорий среднего уровня» (Р. Мертон)

(Согласно Мертону, Т.С.У. — это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений»)

Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п

Политология – предмет политологии – политика.

Политика – это совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного

взаимодействия групп по поводу заведения, удержания и использования

государственной власти в целях в реализации своих общественных интересов

— это процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и обогащают нормы

собственного общежития (Хэйвуд)

Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

· Политические отношения — формы взаимосвязи субъектов политики — согласие, партнерство, дискуссии, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.

· Политическая власть — возможность и способность навязывать свою волю другому.

· Политические организации — совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

· Политическая культура — тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

· Политическое сознание — политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).

· Субъекты политики — индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

История сравнительной политологии.

Сравнительная политология — это одно из направлений политической мысли, сформировавшееся, как обособленная часть политической науки, являющееся специальной отраслью политических знаний и исследований. В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве одного из методов политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к различным политическим явлениям.

Сравнительный анализ стал широко использоваться в социальных и гуманитарных науках уже в конце XIX в. Под влиянием исторических школ США стала рассматриваться методология сравнительной политики. Одним из ее зачинателей считается американский исследователь Э. Фримен, который в своей книге “Сравнительная политика” (1873 г.) сформулировал известный тезис: “история — это политика прошлом, политика — это история в настоящем”. Используя методы сравнительной филологии и политики для изучения истории конституционных учреждений, Э. Фримен пытался выявить сходные черты у разных народов и государств, различных исторических эпох и объяснить это происхождением от какого-нибудь одного корня.

В XIX в. политика попала в поле зрения новой науки — социологии. Обособление политологии как академической дисциплины произошло на рубеже XIX и XX столетий в США, где она стала использоваться для обслуживания политической практики и управления обществом.

Как составная часть науки о политике, сравнительная политология возникла во второй половине XX века.

Сравнительная политология (компаративистика) дала возможность американским исследователям на первых порах доказать, что демократия в США является лучшей и наиболее прогрессивной формой правления, к которой неизбежно придут все народы. По сравнению с другими формами правления она была характерна для большинства стран мира в начале XX в. Это позволило ученым из США включить в сферу сравнительного анализа большую группу стран Азии, Африки и Латинской Америки. В конце 50-х гг. образовалась целая группа исследователей, выступающих за перестройку политологии на структурно-функциональных основах, которые вместе с бихевиористским методом пришли в науку о политике из социологии.

На современном этапе предмет сравнительной политологии (компаративистики) как на Западе, так и на Востоке является наиболее молодой политической наукой. Современный этап в развитии современной политологии начался после второй мировой войны и был связан с общим процессом развития политических наук в целом. Большой вклад в становлении сравнительной политологии, как определенного научного направления и метода политических наук, внесли, прежде всего, западные исследователи: Г. Алмонд, С. Верба, Д. Истон, Р. Макридис, Р. Арон, М. Дюверже, Ч. Рэгин, М. Шугарт, Д. Кэрн, А. Лейпхарт, С. Хантингтон, П. Шаран и ряд других ученых.

Сравнительный метод в политической науке.

Политическая наука — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью нахождения их общих черт и специфики, поиска наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Сравнение — это обычный способ мышления. Нет ничего более естественного, чем рассматривать политические явления (режимы, партии) путем их сравнения друг с другом.

Традиционно при сравнительном методе используются данные двух или более обществ, политических систем, режимов, континентов, логический и статический материал для более убедительных доказательств при рассмотрении политических явлений и категорий. Тем самым мы приобретаем знания через сравнения.

Сравнительный (компаративный) метод известен со времен Платона и Аристотеля. Его особенность заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются. Любое сравнительное исследование включает следующие этапы:

а) отбор и описание фактов;

б) выявление и описание тождества и различий;

в) формирование взаимосвязей между элементами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез;

г) последующая проверка гипотез;

д) “признание” некоторых основополагающих гипотез.

Сравнительный политический анализ позволяет:

) разработать поддающуюся проверке систему знаний о политике;

2) дать оценку политическому опыту, институтам, поведению и процессам с точки зрения причинно-следственных связей;

3)прогнозировать события, тенденции и последствия.

Для того чтобы попять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, социально-экономических, общественно-исторических ситуациях, у разных наций и народов и т.д. В этом контексте в качестве объектов сравнительного анализа могут выступать не только политическая система во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но и ее конкретные составляющие, такие, как государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т.д.

4. Организация сравнительного исследования в политической науке.

Политическая наука — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью нахождения их общих черт и специфики, поиска наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Сравнительный метод в политической науке стал одним из центральных, т.к. многие исследователи считали и считают его наиболее подходящим заменителем метода эксперимента, используемого широко в естественных науках.

Сравнение не тождественно, но логика сравнительного анализа в определенной мере сопоставима с логикой экспериментальной науки. Во-первых, исследователь-компаративист способен выбирать те условия исследуемого феномена, в которых изучаемая взаимосвязь проявляется в наиболее чистом виде. Во-вторых, манипуляция условиями здесь относительная; она осуществляется исследователем скорее концептуально, чем в действительности, но этого зачастую достаточно для разносторонней проверки исследуемой связи. В-третьих, сравнение напоминает эксперимент в том смысле, что позволяет контролировать условия, включенные в процесс исследования. В-четвертых, исследователь-экспериментатор стремится получить некий результат при наличии некоторых условий, которые он может ввести искусственно. Исследователь-компаративист часто имеет уже наблюдаемое неоднократно следствие, и его задачей является скорее поиск условий, а не результатов. В-пятых, сравнительная и экспериментальная науки базируются на общем представлении о возможности количественного измерения качеств изучаемых феноменов.

Аналогию с экспериментальным методом проводит и Чарльз Рэйджин (основоположник сравнит. метода в политологии, американский ученый), указывая на два типа сравнительных исследований:

(1) количественные, ориентированные на изучение дисперсий признаков явлений,

(2) качественные, ориентированные на сравнение категориальных переменных.

В обоих случаях присутствует экспериментальная логика ограничения условий и поиск каузальных зависимостей между переменными (при количественном анализе еще и корреляционных).

Сравнительный (компаративный) метод известен со времен Платона и Аристотеля. Его особенность заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются. Любое сравнительное исследование включает следующие этапы:

а) отбор и описание фактов;

б) выявление и описание тождества и различий;

в) формирование взаимосвязей между элементами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез;

г) последующая проверка гипотез;

д) “признание” некоторых основополагающих гипотез.

источник