Меню Рубрики

Моя группа как анализ социальной группы

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебном заведе­нии, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в груп­пах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и от­дыхают. При этом они вступают в определенные контакты с дру­гими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними — помога­ют друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это опреде­ленным образом влияет на их деятельность.

Различного рода группы издавна являются объектом соци­ально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть груп­пой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представля­ют собой не группу, а агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую они разойдутся навсегда и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия, чтобы по­мочь пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой. Таким образом, для того что­бы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, как в драма­тургических произведениях классицизма, прежде всего наличие трех единств — места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Важно также, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такая идентификация (отождествление) каждого из них со своей группой приводит в итоге к формированию чувства «мы» в проти­воположность «им» — другим группам. Указанные признаки ха­рактеризуют прежде всего группы, включающие в свой состав сравнительно небольшое число членов, так что взаимодействие здесь осуществляется, как говорится, «лицом к лицу». В социаль­ной психологии такие группы называются малыми (или контакт­ными). Итак, малая группа — это совокупность индивидов, непо­средственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

А.И. Донцов выделяет ряд следующих характеристик малых групп (Донцов, 1997):

1. Относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции, без посредников.

2. Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы.

3. Участие в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооператив­ную взаимозависимость участников.

4. Общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения.

5. Чувства солидарности членов группы друг с другом и при­знательности группе.

6. Ясное и дифференцированное (индивидуализированное) представление членов группы друг о друге.

7. Достаточно определенные и стабильные эмоциональные от­ношения, связывающие членов группы.

8. Люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Наряду с малыми группами в качестве объектов социально- психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до несколь­ких миллионов человек. Это группы большие (или дистантные), к которым относят этнические общности, профессиональные объ­единения, политические партии, различные крупные по своей численности организации.

Порой к социальным группам относят также совокупности лиц, имеющих какие-либо общие характеристики, например, студенты вузов, безработные, инвалиды труда и т.д. Подобные группы называют социальными категориями.

Можно выделить следующие характерные особенности боль­ших групп. Это установление контакта между различными инди­видами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран; наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других — организованных и неорганизованных, фор­мальных и неформальных — групп (Десев, 1979).

В большой группе, в отличие от малой, невозможно непосред­ственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например, у представителей одного и того же социального класса). Итак, самым общим образом социальную группу можно определить как совокупность индивидов, выделенных в одно социальное це­лое на основе каких-либо признаков.

Социальные психологи основное внимание уделяют группам малым. Это объясняется тем, что значительная часть нашей со­циальной жизни происходит именно в малых, а не в больших группах. Кроме того, малые группы являются более простыми объектами для исследования (в том числе экспериментирования), чем большие группы.

Помимо своей величины группы могут различаться по продол­жительности существования. Так, некоторые группы собираются только один раз. Например, экспериментальная группа или люди, пришедшие на похороны. Другие же группы существуют в течение нескольких месяцев или даже лет. Например, семья, трудовая группа, спортивная команда. Каждая из подобных сравнительно стабильных групп характеризуется определенной ментальной общностью — групповым сознанием, которое вклю­чает в себя соответствующие моральные ценности и нормы.

Еще одной важной характеристикой группы является ее спло­ченность. Группы могут сильно различаться по степени своей сплоченности. Члены групп с высоким уровнем сплоченности в большей степени стремятся сохранять это качество по сравне­нию с теми людьми, чьи группы не отличаются особой сплоченно­стью. Высокий уровень сплоченности группы позволяет ей ока­зывать более значительное влияние на своих членов.

Любую группу можно рассматривать как определенный соци­альный организм со свойственной ему жизнедеятельностью, имеющей в одних случаях прогрессивный, в других — регрессив­ный характер. Та или иная группа в рамках своего существова­ния проходит различные фазы или стадии, которые также явля­ются предметом исследования. Если иметь в виду прогрессивное функционирование группы, то на высшей стадии своего развития она, по мнению отечественных психологов, характеризуется как коллектив. Общепринятая среди них точка зрения состоит в том, что коллектив — это группа людей, объединенных общими целя­ми, достигшая высокого уровня развития в ходе социально цен­ной совместной деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что всякий коллектив представляет собой группу (ма­лую), но не всякая группа может быть признана коллективом (Коломинский, 1976).

В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной социальной психологии, термин «коллектив» употребляется в двояком смысле. Во-первых, как малая группа с высоким уров­нем развития, цели которой подчинены целям данного общества. Во-вторых (в более широком смысле), как большая официальным образом организованная группа (типичный пример — предпри­ятие), цели которой также служат общественному благу.

Рассматривая поэтапное развитие малой группы как коллек­тива, Л.И. Уманский начинает с определения крайних точек кон­тинуума, в рамках которого совершается этот процесс (Уман­ский, 1980). Очевидно, что крайней высшей точкой континуума является коллектив. Крайняя низшая точка этого континуума — группа-конгломерат, т.е. группа ранее не знакомых людей, слу­чайно оказавшихся (или специально собранных) в одном месте и в одно время. Например, группа детей, только что приехавших в лагерь из разных мест и собранных вместе.

Следующий уровень — номинальная группа, которая характе­ризуется официальным присвоением ей какого-либо общего име­ни, названия (например, пятый отряд), приписыванием извне оп­ределенных целей, видов и условий деятельности и т.п.

Если члены группы примут эти регламентации, то она в своем развитии «поднимется еще на одну ступеньку» — становится группой-ассоциацией. Здесь начинается единая жизнедеятель­ность группы, закладываются основы коллективообразования, начинает формироваться ее структура.

При благоприятных условиях такая группа постепенно транс­формируется в группу-кооперацию, которая отличается эффек­тивной организационной структурой, высоким уровнем внутри- группового сотрудничества. Взаимоотношения в такой группе но­сят прежде всего деловой характер, что подчинено достижению ее официальных целей.

Следующая ступень развития — группа-автономия, характе­ризуемая высоким единством ее членов и в сфере деловых, и в сфере эмоциональных отношений. Именно на этом уровне, считает Л.И. Уманский, члены группы начинают идентифициро­вать себя с ней («моя» группа в отличие от «их» группы, «мы» в отличие от «они» — другие группы).

Группа-автономия в ходе своей жизнедеятельности может уйти в сторону от движения к коллективу и превратиться в груп­пу-корпорацию. Так бывает в случаях гиперавтономизации, ко­гда обособление приводит к замкнутости группы, ее направлен­ности на узкогрупповые цели, противопоставлению себя другим группам.

В случае, противоположном корпоративной направленности, группа становится ячейкой более широкой общности, а через него и общества в целом. При этом в группе наблюдается коллек­тивистическая направленность. Таким образом выглядит пред­лагаемый Л.И. Уманским континуум от групп-«неколлективов» к группам-коллективам. В рамках данной концепции выделены и отличительные признаки (параметры), с помощью которых можно оценивать степень развития группы как коллектива.

Это направленность группы, ее организованность, подготовлен­ность к выполнению совместной деятельности, интеллектуаль­ная, эмоциональная и волевая коммуникативность (стрессоустой- чивость). Данная концепция Л.И. Умайского оценивается отечест­венными исследователями как весьма плодотворная и в теорети­ческом, и в эмпирическом плане. Однако, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, необходимо дальнейшее уточнение выделяемых этапов коллективообразования и ряда других компонентов рассмотренной схемы (Кричевский и Дубов- ская, 2001).

В отличие от отечественных социальных психологов амери­канские исследователи не выделяют развитие группы в качестве научной проблемы и очень редко обращаются к термину «кол­лектив». Если же этот термин ими используется, то не в том смысле, которым наделяют его отечественные авторы. Под кол­лективом в западных социальных науках имеют в виду просто соединение людей, действующих в одном направлении. Так, к коллективному поведению относят те или иные действия тол­пы. В последнем Оксфордском словаре по социологии отмечает­ся, что крайние пункты коллективного поведения могут быть представлены, с одной стороны, координированными и организо­ванными социальными движениями, а с другой стороны — спон­танными вспышками совместных поведенческих реакций, напри­мер, эпизодами массовой истерии (Marshall, 1998).

Рассматривая характер взаимоотношений в группе, западные психологи говорят о высоком или низком уровне ее сплоченности. При этом выделяют иногда межличностную сплоченность и спло­ченность, связанную с задачей группы. Однако, как отмечают ис­следователи, сплоченность не всегда выступает как позитивный фактор ( Kenrick et al., 2002). Так, группам, сплоченным на меж­личностной основе, иногда трудно сосредоточиться на своих задачах.

Подобные группы в большей степени подвержены некоторым специфическим ошибкам при принятии решений (подробно об этом см. в гл. 9).

Исследования различных характеристик групп (преимущест­венно малых) представлены в западной социальной психологии весьма широко. В частности, выделяются следующие параметры групп, каждый из которых может быть подвергнут определен­ным измерениям (Hemphill, 1956):

2. Сплоченность или степень, в которой группа функциони­рует как целое.

3. Гомогенность (однородность) членов группы по таким ха­рактеристикам, как возраст, пол и образование.

4. Гибкость групповой деятельности с точки зрения нефор­мальных, а не установленных процедур.

5. Стабильность группы относительно значительных изме­нений за определенный период времени.

6. Проницаемость или готовность группы к принятию новых членов.

7. Поляризация группы, исходя из ее ориентации и функцио­нирования в направлении к единой цели.

8. Автономия членов группы относительно ее функциониро­вания независимо от других групп.

9. Близость членов группы относительно знакомства с дета­лями жизни друг друга.

10. Контроль или степень, в которой группа регулирует пове­дение индивидов в то время, когда они функционируют как чле­ны группы.

11. Участие членов группы в затратах времени и сил на груп­повую деятельность.

12. Важность группы для ее членов.

13. «Гедонический тон», исходя из степени общего чувства удовлетворения или неудовлетворения, которое сопровождает групповое членство.

14. Позиция членов группы относительно распределения их статусов в иерархии.

15. Зависимость членов группы от данной группы.

Эмпирические исследования американских психологов, на­правленные на изучение различных групп, осуществляются уже в течение нескольких десятков лет с учетом данных параметров. В частности, обнаружено, что индивиды, описывающие одни и те же группы (от небольшого комитета до большого университета), проявляют тенденцию давать сходные оценки по этим парамет­рам для своих групп. Правда, порой фиксировались заметные различия этих оценок в некоторых типах групп. Во всяком слу­чае считается, что использование указанных параметров являет­ся надежной основой для характеристики той или иной группы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9560 — | 7483 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

В социальной психологии в настоящий момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. В целом, наиболее распространен подход, согласно которому минимальный объем малой группы равен трем, а максимальный определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности (например, 12 человек в групповой психотерапии или 35 человек, составляющих школьный класс).

Для понимания малой группы как целого важно прежде всего проанализировать структуры малой группы: социометрическую и коммуникативную, а также структуру власти.

Социометрическая структура это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Свое название структура получила в соответствии с основным методом ее диагностирования – социометрической и аутосоциометрической методиками.

Важнейшими характеристиками, описывающими систему внутригрупповых предпочтений являются, во первых, социометрические статусы членов группы. В соответствии с результатами социометрии, статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех членов группы задает статусную иерархию, в которой выделяются:

социометрические «звезды» наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;

высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;

изолированные члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные;

пренебрегаемые члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;

отверженные («изгои») члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.

Однако знания величины социометрического статуса недостаточно для точного представления о системе эмоциональных отношений в группе. Вторая характеристика системы — это взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Так, у студента в группе может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, данный студент будет чувствовать себя в группе значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько одногруппников, но он сам ориентирован на других, не замечающих или, что еще хуже, отвергающих его. Также и для «звезды» важно не просто иметь большое число выборов, но значительное число взаимных выборов, обеспечивающих устойчивость ее положения в группе и комфортное состояние.

Читайте также:  Как долго ждать анализ на рак

Третья характеристика социометрической структуры — наличие устойчивых групп межличностного предпочтения. Важно проанализировать не только само наличие — отсутствие таких мини-групп, но и исследовать взаимоотношения между ними, понять, по какому принципу они образовывались. Имеет значение, на какие группы ориентированы отверженные и изолированные члены группы, как соотносятся в этих группах люди с различными статусами. Возникающие в группе мини-объединения могут быть очень различны по своему внутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь внутри себя членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы.

Наконец, четвертая характеристика структуры – система отвержений в группе. Социометрическая матрица дает возможность понять, как распределяются отверження в группе. Например, в группе могут быть «козлы отпущения», которых не любит почти вся группа, или наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не преобладают значительно над предпочтениями, или девочки все отвержения пересылают мальчикам и наоборот.

Говоря о социометрической структуре, важно подчеркнуть, что социометрический статус члена группы — величина достаточно устойчивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. Объяснение этому довольно простое. Хотя статус — категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписанные ему его постоянным статусным положением. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и другие невербальные реакции тоже «подстраиваются» под определенную роль. Переходя в другую группу, человек продолжает играть привычные роли, или по крайней мере его роль выдают бессознательные элементы поведения. Члены группы улавливают предлагаемый им образ и начинают подыгрывать новичку. В свете вышесказанного становится очевидной нецелесообразность такой педагогической меры, как перевод неадаптировавшегося студента в другую группу (или сотрудника в другой отдел, бригаду). Если с ним и его окружением не будет проведена серьезная психологическая работа, сам по себе статус «белой вороны» или «козла отпущения» не изменится.

Какие же психологические и социальные факторы влияют на величину статуса, например, студента? Среди важнейших нужно назвать внешний вид (физическая привлекательность и оформление облика), успехи в ведущей деятельности (учеба, общение, личные профессиональные качества), умственная одаренность, некоторые свойства темперамента (общительность, низкая тревожность, стабильность-устойчивость нервной системы). Кроме того, в каждой группе есть система своих, ценных для этого сообщества качеств, и высокий статус получает тот, кто обладает ими в должной мере.

Интересно, что статус человека в конкретной группе часто зависит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, студент, отличившийся в каком-либо виде спорта, искусстве, может за счет этого улучшить свои позиции в группе.

Итак, статус — величина, стремящаяся к устойчивости. Вместе с тем с точки зрения развития личности человеку целесообразно периодически «менять» свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в разных внутригрупповых ролях. Тем самым человек вырабатывает более гибкие и более продуктивные стратегии своего социального поведения, познает людей и смысл их поступков. Относительно отрицательного полюса статусной иерархии необходимость смены статуса представляется очевидной, однако это столь же важно и для тех членов группы, которые уверенно занимают вершину групповой статусной пирамиды. Постоянное хождение в «звездах», «любимчиках» делает человека ригидным, чрезвычайно социально-уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Помимо этого, человек растет как бы «социально слепым», будучи лишенным необходимости прислушиваться и присматриваться к различным людям, не в состоянии встать на их незавидное место. Несомненна и вся опасность устойчивого нахождения человека в ролях отверженного и изолированного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в неизменно мрачные тона.

Закономерно возникает вопрос, как можно повлиять на статус члена группы, обеспечить его позитивную динамику. Можно предложить несколько способов, несомненно не исчерпывающих всего арсенала педагогических средств, которые может в этих целях использовать опытный руководитель и наставник.

Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, — создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации различных личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы возможность найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к ним других участников группового общения.

Для повышения статуса отверженного или изолированного члена группы может быть использован прием, условно называемый «отсветом от звезды». Суть его в том, что высокостатусному члену группы поручается в сотрудничестве с низкостатусным (под благовидным предлогом) выполнить важную для группы работу. Конечно, большая часть успеха достается «звезде», но можно не сомневаться, что отсвет ее славы упадет и на помощника, чья роль в группе может измениться.

Повышению статуса члена группы может способствовать его успешность в какой-либо внепрофессиональной деятельности. Задача руководителя — активно информировать группу об успехах ее члена «вовне».

Наконец, понимание причин отверженности и изолированности отдельных членов группы требует системного психологического анализа. Важно понять, в чем коренится причина: в определенных личностных особенностях сотрудника, особенностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения и т. д.

Практический интерес представляет вопрос о восприятии членами группы своих статусов, то есть своего объективного положения в системе групповых предпочтений. Как правило, наименее адекватно воспринимают и оценивают свою групповую роль крайние статусные категории: «звезды», с одной стороны, «изгои» и изолированные — с другой. Высоко- и среднестатусные члены группы, как правило, не затрудняются отвечать на вопросы аутосоциометрии о том, кто, по их мнению, выбирает их и кто отвергает. Неадекватное восприятие, видимо, объясняется защитой, выставляемой этими членами группы на пути негативной информации, а также низкой социальной рефлексией тех, кто устойчиво находится в крайних категориях.

Заслуживает внимания вопрос об отношении человека к своему статусу. В ряде случаев уверенность в том, что человеку, имеющему низкий статус, неуютно в группе и хочется свой статус повысить, безосновательна. В различных группах можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно) и «изгоев», вполне удовлетворенных своим положением. Последний факт может иметь разные причины. Например, «изгой» может быть не заинтересован в группе, иметь другую группу, где его ценят и принимают, разделяют его ценности. Другая причина: он привык занимать в группах такое место, другого не знает и не желает тратить силы на его завоевание. В любом случае нужно быть очень осторожным, принимая решения о необходимости повлиять на статус того или иного члена группы в любом направлении.

Коммуникативная структура группы это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Владение информацией – важный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые «привилегии». В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют «коммуникативным лидером», насколько близки его возможности к лидерским. С другой стороны, информация адресуется обычно именно высокостатусным членам группы, то есть обладание информацией связано с величиной статуса индивида.

Структура социальной власти в малой группе это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе, реализуемая через актуальное или потенциальное право на влияние со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Оба феномена являются проявлениями процесса влияния, однако они имеют различную природу: руководство — это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других. Необходимость социального управления группой через различные феномены межличностного влияния очевидна. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое. Функция социального управления реализуется через феномены лидерства и руководства.

Лидерство в группе – это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.

В практике лидер часто определяется через систему социометрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемый член группы. Это не всегда оправданный подход. В социальной психологии известно, что социометрическая «звезда» не всегда является лидером, хотя последний в некоторых группах может быть одновременно и «звездой» и коммуникативным центром группы. В основе лидерской позиции и высокого социометрического статуса лежат различные механизмы, эти фигуры создаются или выдвигаются группой для решения различных задач, имеют различную природу. Так, «звезда» может быть охарактеризована как «душа группы», центр ее эмоционального притяжения. Это человек, к которому тянутся в общении, чувствуют себя комфортно рядом с ним. Лидер – это лицо, облеченное властью, имеющее авторитет и право на влияние и оценку.

Вместе с тем лидерство в группе – процесс столь многоликий, что могут быть выделены виды лидерства, весьма близкие по своим задачам к социометрической «звезде».

Виды лидерства. Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

Интересно, что в силу своей направленности на определенную сферу жизнедеятельности группы тот или иной лидер всегда находится как бы в оппозиции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к задачам и целям группы.

Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются.

Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам. Например, преподаватель, ориентированный на хорошие отношения с учащимися, идет на снижение к ним требований в процессе учебы, выставляя им завышенные оценки.

В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные «экологические» ниши и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д. А среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения (социометрическая «звезда»), лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

В целом, чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть различных проявлений процесса лидерского влияния.

Руководство — другая форма реализации социального управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой, социальной, общности, в которую включена данная малая группа. То есть, с одной стороны, руководство и лидерство решают однопорядковые близкие задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. С другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления – подчинения.

Однако не следует упрощать психологическую сущность феномена руководства. В руководстве малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта — формально-правовой аспект власти, который может быть назван «администрированием», и психологический аспект власти, который во многом сближает руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Однако несмотря на то, что в своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, было бы неверным подтвердить известное распространенное заблуждение, будто в идеальном случае в группе руководитель и лидер должны совмещаться в одном лице. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов.

Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: руководитель всецело направлен на задачу, а лидер больше ориентирован на внутренние интересы группы. В этом случае, если экспрессивный лидер становится формальным руководителем, он либо разваливает групповую деятельность, либо вынужден переориентироваться на инструментальные функции, вступив в конфликт с группой. То есть он либо не становится руководителем, либо перестает быть лидером.

Читайте также:  Как долго ждать анализов на туберкулез

Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический род групп, для которых будет эффективным слияние в одном лице руководителя и инструментального лидера. Речь идет, прежде всего, о научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы.

В-третьих, существует немало типов социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы, описанное выше совмещение невозможно. Это в полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь бы близок он не был своим студентам, может опираться в управлении группой только на свой авторитет руководителя. Истинные неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов.

Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Возникает вопрос, от чего зависит величина, степень авторитетности руководителя? Выделим ряд психологических факторов, определяющих меру авторитетности руководителя. К ним можно отнести некоторые личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора и лидера-мотиватора), ценностную привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы) и наиболее существенный фактор — стиль управления, реализуемый руководителем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

1. Классификация социальных групп

2. Характеристики социальных групп как объекта социологического анализа.

Социальный мир отличается от природного очень многим. Оказывается у него и своеобразная метрика. Например, количество звёзд на небе превышает число возможных звёздных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они реально входят. Так в природном мире. Но человеческое общество в этом смысле представляет исключение.

Оказывается, совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5-2 раза. Так, на планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. И всё это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5-6 группах. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно – одна из групп, но только самая большая.

Сегодня мы рассмотрим социальные группы и их характеристики.

Классификация социальных групп

Для того, чтобы исследовать данный вопрос, необходимо обратиться к общему социологическому определению.

Группа социальная — совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Понятие социальной группы — родовое по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», «общность» (этническая, территориальная, религиозная и т.п.). В качестве общего признака выступают: общее пространственное и временное бытие, общие деятельность, экономические, социально-демографические и другие характеристики. Термин «группа» — общий для экономики, истории, этнографии, демографии, психологии и других отраслей знания. Понятие «социальная группа» фиксирует социальные различия между совокупностями людей на основе их отношения к собственности, власти, характера труда, профессии, образования, доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни.

Таким образом, можно выделить существенные классификационные признаки для типологизации социальных групп: это совокупность людей; они имеют общий социальный признак (и этот признак может изменяться); этот признак фиксирует социально значимое отличие данной социальной группы от других; группа выполняет общественно-полезную функцию в системе разделения труда в обществе. Последний признак не носит всеобъемлющего характера: например, осужденные преступники, являясь специфической социальной группой, не выполняют общественно — необходимой либо полезной функции.

Необходимо отметить, что «военнослужащие» в целом является социальной группой в обществе. Таким образом, нам предстоит выяснить структуру подсистемы «военнослужащие», входящей в систему «общество». Данная проблема имеет выход на понимание вопроса о макро — и микрогруппах, и о находящихся между ними группах «среднего уровня».

Рассмотрим возможные основания классификации социальных групп. Прежде всего, следует провести градацию на группы условно выделяемые и реально действующие. Условно выделяемые группы (они еще называются квалификационными) — это общности, которые в действительной жизни не выделены, структурно не ограничены от других: «студенты, обучающиеся на бюджетной основе», «Студенты, обучающиеся на коммерческой основе» и др. Однако, то обстоятельство, что эти группы выделяются исследователем условно, вовсе не означает, что таких групп нет в действительности. Условность состоит в сознательном, обоснованном вычленении той или иной категории, общности военнослужащих, несущих на себе конкретные социально значимые признаки. Это делается для того, чтобы исследовать специфические особенности протекания социальных процессов, формирования тех или иных свойств, зависящие от характеристик группы.

Реально действующие группы — это малые социальные группы: «студенты группы М-03-2» и др. Это группы прочного регулярного контакта, обладающие всеми групповыми признаками: взаимодействия, структуры коммуникаций, сплоченности, и тому подобное. Члены группы объединены конкретным видом совместной деятельности, общей согласованной позиции, осознания своей общности с группой (идентификация). Подобные характеристики частично присутствуют и в условно выделяемых группах, но, как правило, очень слабо выражены.

Другие основания для классификации социальных групп воинов:

■ по количеству членов группы это могут быть:

а) группы малые ( о которых шла речь ),

б) расширенные (Студенты ПФ ГУ ВШЭ),

■ по продолжительности существования:

а) временные группы (студенты – участники фестиваля «Студ. Весна — 2004»),

б) продолжительные («Студенты ПФ ГУ ВШЭ – менеджеры – набор 2003 г. — очники»),

в) постоянные («студенты 3-го курса ПФ ГУ ВШЭ – менеджеры» — не в персональном составе, а именно как группа).

а) группы прямого постоянного контакта (все учебные группы в период учебы),

б) дисперсные группы (члены которых пространственно разделены — это внутри которых осуществляется периодически (к примеру, совещания руководящего состава вида высших учебных заведенийи др.)

■ по способу формирования группы:

а) фактические (существующие де-факто, независимо от того, являются ли они условно выделенными, или реально действующими: «студенты татарской национальности», «женатые (замужние) студенты». ),

б) добровольные — создаются по принципу единства интересов, потребностей («члены охот. коллектива института», «спортивная секция»),

в) организационные — созданные в соответствии с орг. штатной структурой заведения, либо насильственными средствами (пример насильственно созданной группы – осужденные в ИТК).

■ существует и такой классификационный признак, как возможность доступа в группу. В соответствии с ним группы делятся на:

а) открытые (добровольные объединения и т.п.),

б) условно доступные (студенты ПФ ГУВШЭ);

в) закрытые («ветераны боевых действий в Афганистане» и другие группы, выделенные по признаку участия в конкретных событиях, исторически закончившихся).

■ признанным в теории и на практике является деление групп на формальные и неформальные:

а) первые создаются волей государственных органов, отражают орг. штатную структуру;

б) вторые выступают результатом инициативы «снизу», отражают процессы, протекающие в социально-духовной (социокультурной) среде коллективов.

■ кроме того, существует еще целый спектр критериев (признаков) классификации социальных групп:

а) в соответствии с категорией состава (руководство университета, профессорско-преподавательский состав, студенты и пр.)

б) в соответствии со специальностью и должностью (преподаватель, старший преподаватель, доцент, водитель, уборщица и пр.),

в) а также по признаку принадлежности к конкретной организации (студенты ПГТУ, ПГПИ и пр.)

Исследователь вправе выделить любой иной критерии классификации социальных групп это определяется целями и задачами конкретного социологического исследования, анализа социальных характеристик той или иной общности. На основе изложенных выше рассуждений можно разработать своего рода таблицу социальных групп по общесоциологическим критериям и с учетом специфики среды. При этом внутри каждой из групп существует своя дифференциация, классификационные признаки групп пересекаются, и один и тот же индивид входит одновременно во многие группы — все зависит от конкретных задач исследовательского характера: какая именно сторона социальной жизни личности в данный именно момент изучается. Кроме того, отделения одной группы от другой могут быть различными в разных исследовательских ситуациях.

Следовательно, обоснование классификационных признаков выделения конкретных социальных групп является делом творческим, зависит от целей и задач исследования того или иного «среза» социальной действительности.

Вместе с тем, социальные группы существуют объективно и не могут быть умозрительно «выведены» силой разума социолога: если бы мы попытались вычленить и исследовать группу «брюнетов», то из этого не получилось бы ничего рационального, ибо критерий этот — не социологический. Или попробовали бы изучить социальные характеристики студентов холерического темперамента — это задача для социального психолога.

Таким образом, выделение и изучение социальных групп составляет задачу социологического анализа. Конкретному рассмотрению этого посвящен 2-й вопрос лекции.

Основными внутригрупповыми характеристиками являются:

А. Социальное взаимодействие в группе, то есть процесс непосредственных контактов, общения внутри группы. Групповое взаимодействие предполагает систематическое влияние членов группы друг на друга, выработку общих ценностей и норм, превращение общности из суммы индивидов в группу, т.е. систему с установленной стабильной структурой и образцами группового поведения. Частными показателями группового взаимодействия выступают структура коммуникаций в группе (связи и отношения между ее членами), характеристики отношений между группой и личностью. Наиболее полно и ярко групповое социальное взаимодействие проявляется в малой группе. Это малочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью, находятся в непосредственном устойчивом личном общении, в результате которого возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения. Размер малой социальной группы может составлять от 2-3 до нескольких десятков человек. Часто объем малой группы совпадает с орг. штатным делением учреждений и организаций. Но существуют малые группы, объединенных иными, не служебными интересами и потребностями: землячества, спортсмены — энтузиасты, коллекционеры, группы совместного досуга и т.п. Особое значение малой группы состоит в том, что она воплощает непосредственное социальное окружение индивида, выполняет функции связующего звена в системе «личность — макросреда – общество». Личность осознает свою принадлежность к социуму (группам, организациям) прежде всего через принадлежность к малой группе, которая играет чрезвычайно важную роль в становлении и воспитании личности, ее социализации. Воздействие группы на личность двояко: с одной стороны, группа отражает общественные отношения (на микроуровне – на «среднем» уровне — общество в целом), а, с другой стороны, группа генерирует отношения на основе личных контактов между членами группы. Обе системы отношений объединяются в различном сочетании, сливаются в единую систему межличностных отношений и связей. Это придает малой группе особое качество, резко отличающее ее от других классов социальных групп.

Б. Важными социальными характеристиками групп являются: групповое сознание, групповые нормы, ценности, санкции, усвоение их членами группы. Групповое сознание в социальной группе представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, волеизъявлений, присущих данной группе. Это один из видов общественного сознания, из которого личность приобщается к общественно значимым идеям, взглядам, представлениям, модифицируя их на основе групповых интересов и ценностей. Эмиль Дюркгейм еще в прошлом веке выявил интегрирующую роль группового сознания: «Группа, — писал он, — думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены». В процессе групповой самоорганизации происходит осознание членами группы своих интересов, понимание своего положения в обществе, своих отношений с другими группами.

Важными характеристиками развития групп выступают групповые нормы, ценности и санкции. Нормы выражают правила регуляции поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желательном. Вырабатываются в результате групповой деятельности и общения, тесно связаны с ценностями группы и сформулированы на их основе. Усвоение индивидом групповых норм, следование им является показателем включённости индивида в группу. Нарушение групповых норм влечет применение групповых санкций (мер воздействия).

Групповые ценности — это социальные и культурные значения явлений жизнедеятельности группы, выраженные в форме нормативных представлений. Они — ориентиры группового поведения. Система групповых ценностей формируется на основе общезначимых ценностей, измененных в той или иной степени под влиянием групповых интересов. Выяснение структуры ценностей и их влияния на групповое поведение составляет важное направление исследований социологов.

В. Существенной характеристикой внутригрупповой динамики являются статусно — ролевые позиции и поведение членов группы. То есть, поведение личности в группе, продиктованно статусом и той ролью, которую играет личность в соответствии со своим статусом. С каждым социальным положением (статусом), связывается определенная система норм и ожиданий. Статусно-ролевая концепция группы предполагает изучение трех основных сторон социального взаимодействия: представляемая роль — т.е. система ожиданий индивидов и групп по отношению к носителю той или иной роли (ожидается, что преподаватель будет жестко требователен. ); субъективная роль — представление личности-носителя роли (преподавателя, к примеру) о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другим статусом (студентом и т.п.); — играемая роль — действительное поведение личности с данным статусом по отношению к лицам с другими социальными позициями.

Г. Особое значение для понимания социализации индивида в группе имеет феномен «референтной группы». Данным термином в социологии (и в социальной психологии) обозначается реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном. Идеальным является случай, когда группа (производственный коллектив), в которой реально состоит индивид, служит для него эталоном, образцом. И, напротив, возможен вариант с нереферентной группой (или, иначе, антиреферентной группой): когда студент, вошедший в группу (коллектив), разочаровывается в своих прежних представлениях и ожиданиях, не принимает нормы и ценности данной группы, испытывает социальный дискомфорт. В таком случае социализация его в группе будет проходить с серьезными затруднениями. Следовательно, имеет значение выяснение вопроса о принятии личностью норм и ценностей конкретной группы, или об их отвержении.

Д. Рассмотрение вопроса о характеристиках внутригрупповых явлений будет неполным, если не коснуться понятия «групповая интеграция». Это — процесс превращения группы в единое целое на основе взаимного приспособления членов группы друг к другу. Интеграция сопровождается объединением и сплочением группы, ростом ее автономии по отношению к другим социальным образованиям. Основу групповой интеграции составляют интересы группы. Значительное влияние оказывают социально — психологические процессы подражания, адаптации, идентификации. Степень групповой интеграции связана с формированием устойчивого чувства «Мы», т.е. осознания индивидами своего вхождения в группу, признания ее целей, ценностей, норм. Наиболее характерным примером интегрированной группы служит учебный коллектив.

Читайте также:  Как долго ждать анализы по калу

Кроме показателей внутригруппового взаимодействия, немаловажное значение имеет выяснение вопроса о характеристиках межгруппового уровня, взаимодействия групп в процессе социальной жизни. Наибольший интерес представляет позиции, связанные с отношениями социальных групп между собой и межгрупповой мобильностью. Отношения между группами во многом определяются нормативными документами, традициями, повседневной практикой служебных и личных связей. Так строятся отношения между социальными группами в Вузе, занимающих разные уровни иерархии: студенты и преподаватели, студенты и руководители деканата и пр. Сложнее обстоит дело с отношениями по «горизонтали» служебных отношений: допустим, между студентами различного периода учебы, либо дифференцирующихся по иным социальным показателям: землячества, национальная принадлежность, статус группы в университете и т.п. Поэтому задачи социологического изучения межгрупповых отношений всегда будет определяться в первую очередь конкретным состоянием дел в данной сфере, потребностями исследования социальных условий и обстоятельств, вызывающих те или иные явления в социальных группах.

Характеристики межгрупповой мобильности составляют важный компонент исследования феномена «социальные группы». В нашем рассмотрении мы будем полагать под межгрупповой мобильностью любые перемещения студентов из одной группы в другую, выделяя значимые среди них в соответствии с задачами социологического исследования. Социолог выделяет именно существенные массовидные изменения в положении студентов и их групп.

Таким образом, характеристики социальных групп как специфического объекта социологического анализа, носят разносторонний и многообразный вид. Существенно важной задачей исследователя является выделение именно тех социальных характеристик групп, которые имеют значение для того социологического исследования, которое предстоит провести.

Основными методами социологического изучения социальных групп являются: методы анализа документов, методы наблюдения, опроса (анкетирования, интервьирования), социального эксперимента, метод социометрии и др.

источник

  • Предмет и объект социологии
  • Предмет, структура и функции социологии
  • Социология и социологические теории
  • Социальная парадигма
  • Основы социологии
  • Научная социология
  • Структура и уровни социологического знания
  • Социология как наука
  • Уровни социологии

Человек участвует в общественной жизни не как изолированный индивид, а как член социальных общностей — семьи, дружеской компании, трудового коллектива, нации, класса и т.д. Его деятельность во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Соответственно в социологии общество выступает не только как абстракция, но и как совокупность конкретных социальных групп, находящихся в определенной зависимости друг от друга.

Строение всей общественной системы, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и социальных общностей, а также социальных институтов и отношений между ними есть социальная структура общества.

В социологии проблема разделения общества на группы (включая нации, классы), их взаимодействия является одной из кардинальных и характерна для всех уровней теории.

Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, — к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа — это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

В современной социологии существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа — это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

  • устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;
  • относительно высокой степенью единства и сплоченности;
  • четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;
  • возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов — ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа — это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа — это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

  • малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);
  • пространственная близость членов группы;
  • устойчивость и длительность существования:
  • высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
  • интенсивность межличностных отношений;
  • развитое чувство принадлежности к группе;
  • неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

  • сочетание интересов индивида и общества;
  • общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:
  • предметную — решение той задачи, ради которой он создается;
  • социально-воспитательную — сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.

Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

  • пол — мужчины и женщины;
  • возраст — дети, молодежь, взрослые, пожилые;
  • доход — богатые, бедные, зажиточные;
  • национальность — русские, французы, американцы;
  • семейное положение — женатые, холостые, разведенные;
  • профессия (род занятий) — врачи, экономисты, управленцы;
  • место жительства — горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».

Квазигруппа — это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория — это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа — временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

  • внушаемость — люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;
  • анонимность — индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;
  • спонтанность (заражаемость) — люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;
  • бессознательность — индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

  • случайная толпа — неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);
  • конвенциональная толпа — относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);
  • экспрессивная толпа — социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);
  • действующая (активная) толпа — производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища — эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы — группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги — это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные — общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные — собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные — образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские — основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.

источник