Меню Рубрики

Как часто пестрою толпою окружен анализ презентация

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.

История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты“пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.

Метафоры“ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.

Сравнение“как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе затерялся и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определенным образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще более обострилось.

Опубликован стих в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили – стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причем это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества с одной стороны и светлых местах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окруженным такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная идея произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создает рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где все шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому все вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свои обличительные стихи.

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной веселости. Стихотворение написано четырех- и шестистопным ямбом.

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет” .
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

Также в нем используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

источник

Цели:

  1. Создать условия для расширения представления учащихся о лирике М. Ю. Лермонтова, познания внутреннего мира поэта.
  2. Способствовать обучению школьников анализу стихотворения, выразительному чтению.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя.

Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. (И. Андроников)

  • Орг. момент.
  • Мотивация.

Сегодня на уроке мы продолжим познание внутреннего мира М. Ю. Лермонтова, опираясь на его стихотворения, так как поэзия его — своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, поэтому эпиграфом являются слова И. Андроникова, который всю свою сознательную жизнь посвятил изучению личности и творчества поэта: “Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”.

Основной вопрос, на который мы постараемся найти ответ на уроке, — почему неизбежен конфликт между поэтом и обществом?

1. Рассмотрите портрет М. Ю. Лермонтова и прочтите, как оценил его внутреннее состояние И. С. Тургенев, что поможет вам понять душу поэта:

“В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий . Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. – На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

“Когда касаются холодных рук моих…”

2. Закройте глаза и прослушаете стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружен. . . ”:

Какие картины вы увидели? Какое впечатление произвело это стихотворение на вас?

3. От ваших личных впечатлений мы переходим к анализу стихотворения.

  • На сколько частей можно разделить это стихотворение?

Ответ: Стихотворение можно разделить на три части:

1 часть — картина великосветского бала светской толпы;

2 часть — светлый мир своих воспоминаний;

В 3 части происходит возвращение поэта в чуждый ему мир.

  • Стихотворение начинается с картины маскарада. Какие чувства волнуют поэта?

Ответ: В начале стихотворения поэт рисует картину бала в светском

обществе. Перед ним мелькают карнавальные костюмы, одна назойливая маска сменяет другую, слышна весёлая музыка, смех. Казалось бы, нет ничего прекраснее новогоднего праздника. Но поэту духовно чужды эти пустые и надменные даже не лица, а маски, и мы понимаем, что это не маскарадные маски, а маски, за которые прячется убожество, бездушие и пустота. У этих людей нет лиц, потому что лицо — индивидуально, здесь же нет индивидуальности. Поэту душно и тяжело находиться в этом мире, в мире образов.

4. Просмотрите слайды, перечитайте строки. Вам предстоит работа по вариантам:

1 вариант 2 вариант
1. Какие детали раскрывают чувства лирического героя в 1 части стихотворения? 1. Какой мир возникает в мечтах поэта?
2. Обратите внимание
  • описание внешности и поведения людей;
  • на краски, цветовую гамму маскарада;
  • звуки, характер музыки
2. Обратите внимание
  • на краски, цветовую гамму;
  • звуки;
  • чувства лирического героя.
3. Какие средства художественной изобразительности помогли М. Ю. Лермонтову создать картину бала? 3. Какие средства художественной изобразительности помогли М. Ю. Лермонтову создать мир своей мечты?
1 вариант

Пестрая толпа и блеск создают картину суеты, мимолетности, и все как ненастоящее, фальшивое. Музыка должна быть красива (в то время танцевали вальс, мазурку), но она не приносит радости, от неё нет красоты, только шум. Шепот предполагает искренность, интимность, но на маскараде произносят затверженные речи, поэтому шепот дикий. (Слово дикий означает или людей, находящихся в первобытном состоянии,. или нелепый, странный, или грубый).

Записные красавицы с небрежной смелостью протягиваютдавно бестрепетные руки, то есть в них нет чувств, они только пытаются сыграть в чувства, но всё это ложь.

Эпитеты, сравнения, звукопись

(аллитерация: “с”, “ш”, “ч” создают атмосферу шипения, “3”, “ж” — жужжания)

2 вариант

Чтобы забыться, отдохнуть от этого блеска, суеты, герой погружается в светлый мир воспоминаний. Он вспоминает дорогие его сердцу места: барский дом, сад, спящий пруд, дымящееся село, туманы над полями.

Цветовая гамма меняется: она яркая, чистая, радостная (вечерний луч, а он алый, желтые листы, лазурный огонь, улыбка розовая, зелень трав).

Душевные волнения уступают место спокойствию и безмятежности, звуки природы (шелест листвы, тишина).

Когда поэт возвращается в светлый мир детства и природы, его волнуют чувства любви, нежности и тоски оттого, что это уже никогда не повторится. Невозможность погрузиться в этот мир печалит лирического героя.

Эпитеты, сравнения, метафора, звукопись (ассонанс: “у” — усиление задумчивости, печали, “ю”- изображение нежности, любви)

5. Почему поэт, рисуя настоящее и прошлое, противопоставляет одно другому?

Ответ: Холодному миру масок противостоит мечта поэта об истинной жизни и счастье, поэт не только бичует большой свет, но и противопоставляет ему простую, истинную жизнь, близкую и дорогую ему. Бездушному миру масок Лермонтов противопоставляет воображаемый, но в сущности реальный мир, мир счастья, тишины и благопол\^чия, мир естественный, поэтому человечный. Образ прекрасной девушки лишь набросан штрихами, но и он сливается с миром гармонии и красоты в мечтах поэта. Мир действительный противостоит миру идеальному, воображаемом), воссозданному на основе прошлых впечатлении. Не реальная действительность привлекает поэта, а мир, созданный воображением поэта. Недаром настоящее рисуется, как сон, а воображаемый мир встает как зримый, в реальных образах. Лермонтов скучал и задыхался в долиной атмосфере света, куда определила его судьба. Душа Лермонтова живёт “вольной птицей” только тогда, когда он вспоминает родные места. Но мечта всего лишь свежий островок, мечта поэта хрупка:

И шум толпы людской спугнет мечту мою. На праздник незваную гостью.

Используя приём контраста, Лермонтов не только изображает негативное отношение к свету, но и высказывает свою мечту о подлинной жизни, в которой он единственно счастлив. А счастлив он в деревне, в максимально приближенном к природе мире.

6. Какова роль последней строфы стихотворения? Перечитайте эту строфу.

Несмотря на любовь и привязанность к недавней старине, лирический герой убежден в том, что приятные мечты не могут полностью заменить реальную жизнь. Он видит в них обман, временное убежище от бури тягостных сомнений и страстей. Тем не менее, этот мир очень дорог поэту, и спугнувший мечту “шум людской толпы” вызывает раздражение и злость. Поэтому ему хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью. Недовольство и раздражение перерастает в открытый протест. И слово железный стих, в котором заключено презрение и ненависть, которые испытывает поэт к этому обществу и воплощаемым им ложным ценностям, ассоциируется с оружием поэта.

7. Как вы думаете, каков жанр стихотворения?

Ответ: Это исповедь поэта, потому что в этом стихотворении даётся откровенное признание, рассказ о своих откровенных мыслях, взглядах, чувствах.

Это и сатира, так как в первой части изображено резко отрицательное отношение автора к изображаемому, беспощадно высмеивается человеческое несовершенство и несовершенство общества. Это и элегия, так как передаются глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Во второй части все признаки элегии — созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни, любви и т. д.

8. Сделайте вывод, почему неизбежен конфликт между М. Ю. Лермонтовым и светским обществом?

Ответ: Это стихотворение, как мы уже говорили, является лирическим дневником поэта, который чувствует неприязнь к бездушным людям, неудовлетворенность пустой жизнью; ему не даёт покоя мечта о безмятежной юности, но вырваться из завистливого и душного света не представляется возможным. Лирический герой не может существовать вне пёстрой толпы, пусть даже духовно чуждой ему. В этом трагедия лирического героя.

9. Что нового мы узнали о внутреннем мире поэта? Что позволяет М. Ю. Лермонтову сказать: “Моя жизнь — я сам”?

10. И заключает тему “Поэтическая исповедь” стихотворение “И скучно и грустно”. Это, действительно, исповедь поэта, размышление о смысле жизни, о прошлом и настоящем, любви и дружбе. Недаром И. Андроников писал: “Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”

источник

Работу Выполнили: Ученики 10 ”a” класса Евсеев Максим и Головачёв Владислав

1. Стихотворение 2. История Написания 3. Анализ 4. Вывод

Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шопоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки, — Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их, И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью.

Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф “ 1‑е января ”, указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это момент оказалось неудобным: ( это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики ). Но когда в “ Отечественных записках ” появилось стихотворение “ Первое января ”, многим выражения в нем показались непозволительными. И. С. Тургенев в “ Литературных и житейских воспоминаниях ” (1869 г.) утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде дворянского собрания : “ …ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества ”.

В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения, и относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. относятся ее посещения маскарада в Дворянском собрании, где под маской она “ интриговала ” близких друзей Лермонтова.

“ Как часто пестрою толпою окружен… ” – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему значению близкое к “ Смерти поэта ”. Прочитав это стихотворение, нам видно что в нем автор выплёскивает всю свою боль и горечь. Он очень сильно скучает по своему детству. Ему очень хочется вернуться в родные места. И в то же время он ненавидит всех бездушных людей, которые его окружают: “ …О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью ”.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей “ большого света ”. В “ пестрой толпе ” звучат “ затверженные речи ”, “ мелькают образы бездушных людей ”. Поэту духовно чужды эти “ приличьем стянутые маски ”. Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины.

Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты ( “ пестрая толпа ”, “ затверженные речи ”, “ бездушные образы ”, “ лазурный огонь ” ), метафоры ( “ железный стих ”, “ облитый горечью и злостью ” ); сравнения ( “ лечу я вольной птицей ” ); олицетворения ( “ листы шумят ”, “ луч глядит ”, “ встают вдали туманы ” ). Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия: “ О, как мне хочется смутить веселость их ”. Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой – острые и точные характеристики высшего общества, во второй – безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму.

Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Нас пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: “ неприязнь ” к “ бездушным людям ”, мечта о безмятежной и, увы, скоротечной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из “ завистливого и душного ” светского общества. “ Как часто пестрою толпою окружен… ” – стихотворение по своему значению близкое к “ Смерти поэта ”.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема №4: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Своеобразие лирики поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Образовательная цель урока: Повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве. Определить основные мотивы поэзии Лермонтова;

Развивающая цель урока: Проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг. Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня. Определить основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова;

Воспитательная цель урока: Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой М. Ю. Лермонтова, вызвать интерес к личности и творчеству поэта.

Тип урока: Изучение нового материала. Лекция. Беседа.

Материальное обеспечение : Выставка литературы.

Литература: М.Ю. Лотман “Биография поэта”. Просвещение 1981 г.

Е.С. Лобикова «В кругу друзей» Москва 1990 г.

Организационная часть урока : Проверка присутствующих и готовности к уроку. Отметка в журнале.

Повторение материала: На прошлом уроке мы с вами познакомились с русской литературой Х I Х века. Выявили направления русской литературы. Вспомнили исторические события этого времени. А так же разобрали поэму А. С. Пушкина «Медный всадник».

Устный опрос по пройденному материалу.

Проверка домашнего задания.

Изложение нового материала: Биография М. Ю. Лермонтова.

Творчество Лермонтова М. Ю. известно каждому в нашей стране. Прожив короткую жизнь, поэт оставил стихи, прорвавшиеся к нам сквозь века благодаря своей искренности, и таланту.

М.Ю. Лермонтов родился 3 (15) октября 1814г. в Москве. Отец — капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), мать — Мария Михайловна (1795-1817).

Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е. А. Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской области. Трижды (1818, 1820, 1825) он ездит на Кавказ для лечения минеральными водами. Кавказ производит на Лермонтова неизгладимое впечатление, становится для него поэтической родиной («Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе»). 1827 — Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

В 1830 — Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало интенсивной литературной деятельности: он пишет лирические стихи (например, цикл, посвященный Н. Ф. Ивановой), поэмы, драмы («Испанцы»,1830, «Люди и страсти», 1830). Основное время Лермонтов проводит в Петербурге, где он делается «душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней».

В 1835 — первое появление Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забирает у него повесть «Хаджи-Абрек» и отдает ее в «Библиотеку для Чтения». Лермонтов очень недоволен. Повесть имеет успех, но Лермонтов долго еще не хочет печатать своих стихов. В этом же году Лермонтов узнает, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева.

1837 — Лермонтов узнает о гибели А. С. Пушкина и пишет стихотворение «Смерть поэта». Сначала стихотворение оканчивалось словами: «И на устах его печать». В таком виде оно быстро распространяется в списках, вызывает бурю восторгов, а в высшем обществе возбуждает негодование. Затем Лермонтов дописывает страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Стихотворение воспринимается как «воззвание к революции»; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят в Нижегородский драгунский полк, действующий на Кавказе. Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 г. следует приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоящий в Новгороде. Лермонтов неохотно расстается Кавказом и подумывает даже об отставке.

15 июля 1841 — состоится дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова хоронят на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска». Позже, в 1842г., прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

Эпоха Лермонтова в 30-е годы.

30-е годы XIX века — времена тяжелейшей политической реакции. Поколение Пушкина жило мечтой о реформах, верило в высокое предназначение, строило планы. Но после декабристского восстания начинаются годы реакции, усиливается цензура, повсеместно шпионы царской жандармерии, на корню душится проявление всякого инакомыслия. В литературе этот период, 30-е годы, условно назван «эпохой безвременья».

— Почему такое определение дали? Лермонтов гневно осуждал свое поколение за бездеятельность, за страх и покорность. Он гневно называет такое общество толпой, а из-за отсутствия гражданской позиции причисляет молодое поколение к отцам. Эти мотивы звучат в двух программных его произведениях – Дума», «Как часто пестрою толпою окружен»

Чтение и анализ стихотворения «Дума».

— Какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?

— Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?

— В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?

Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения «пролога»?

— В чем богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?

— Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…».

— Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?

— Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту.)

— Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение — мелькают, касаются — создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср.: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)

Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки «красавиц городских» касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)

— Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? — Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; лирический субъект ощущает его краски, звуки, запахи.)

— Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «незваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)

Итог урока. В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.

Самостоятельная работа на дом: Сообщение: История создания стихотворений «Поэт», «Смерть поэта». Сравнительный анализ Лермонтов и Пушкин «Пророк», знать идею, тему, устный анализ.

источник

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.12.2019 · Обновлено 02.12.2019

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения по плану, в который входит не только анализ содержания произведения, но и описание его эстетической формы. Он перечислит тропы с примерами, определит размер и тип рифмы, а также укажет особенности композиции.

Эту работу можно охарактеризовать, как интимную лирическую исповедь поэта. Произведение «Как часто пёстрою толпою окружен…» наполнено горечью и разочарованием по отношению к современникам Лермонтова.

Он написал его в 1840 году под впечатлением от минувшего маскарада. Мероприятие проходило в канун Нового года в петербургском Большом театре. В публикации была проставлена дата: «1 января 1840». Поэтому Император был оскорблен написанной работой, поскольку он сам присутствовал на этом костюмированном балу.

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление – романтизм. К романтическому направлению в мире русской литературы относят конфликт лирического героя с обществом, который мы можем наблюдать в работе. Он противопоставляет свои ценности привычным взглядам светского общества, чужого для него. Герой не принимает уклад жизни этих людей, считает их главные увлечение пошлостью и абсолютным развратом. В их жизни осталось место лишь развлечениям, лжи и кокетству.

Имеет место быть и «романтическое двоемирие» в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…». Герой вспоминает беззаботное детство, где он еще не знал о людской подлости и злости, обмане и предательстве. Это и есть идеал лирического «я» Лермонтова, его желанный мир, в который уже, увы, не попасть. И от этого «тоска теснит уж грудь». Неспроста он соотносит воспоминания о детстве с «безвредным» островком в море и с пустыней. Такой экзотический пейзаж еще раз подчеркивает черты романтизма в стихотворении Лермонтова и неспособность оказаться в этих таинственных далеких местах.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:

Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамлено рамочной композицией. Она образуется благодаря тождественным по эмоциональному окрасу первой и третьей частей, между которыми сосредоточена вторая, описывающая детство героя. Первая и последняя отличаются пафосом разочарования, тоски и муки лирического «я» Лермонтова. Кругом шум и пир, который уже наскучил герою, он больше не хочет находиться в этом хаосе и обществе. Его единственное желание: «Дерзко бросить им в глаза железный стих».

Разделяет эти две части лирическое отступление, посвященное воспоминаниям о беззаботном детстве, когда герой был еще совсем ребенком. Он будто на минуту абстрагируется из шумной залы, вспоминая родные сердцу пейзажи, запахи. Эти памятные картины кажутся единственной отдушиной героя. Но, к сожалению, он вынужден вернуться обратно, к третьей части произведения, которая еще пуще наполнена гневном и ненавистью к окружающим.

Образы и символы стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» придают работе глубокий подтекст. Так, при помощи пестрых масок общество пытается скрыть свои пороки, тайны, всю желчь нравов. Но герой ловко подмечает это и обличает в своем внутреннем монологе.

  • Образ птицы нередко в произведениях русской литературы символизирует свободу и независимость. Так и герой хочет вспорхнуть, как «вольная птица» и унестись в мир детства, где его окружали лишь добро и красота.
  • Задает динамику стихотворения образ лирического героя. Он предстает перед читателями бунтарем, противником светского общества, в котором ему приходится жить. Он признает свое неприятие к нему и в то же время осознает свое бессилие с ним бороться. Ему лишь остаётся существовать в мире лжи , где «бездушные люди» не могут обходиться без «стянутых масок», закрываясь от настоящей жизни.

Тематика стихотворения может быть дополнена Многомудрым Литреконом, если Вы напишите ему в комментариях о необходимости изменений.

  1. Основная тема произведения «Как часто пёстрою толпою окружен…» – это в первую очередь то, что оно описывает, а именно фальшь светского общества, погруженного в низменные развлечения и забывшего о реальной жизни.
  2. Тема пота и толпы лейтмотивом пронизывает стихотворение. Читатель сталкивается с демонстрацией бездушного и холодного светского общества, которым окружен лирический герой. Лермонтов часто поднимает тему потерянного поколения, например, она ярко фигурирует в стихотворении «Дума», где также обличаются пороки его современников.

Строки произведения пронизаны пафосом борьбы лирического «я» с людским бездушием и лицемерием. Настроение стихотворения окрашено нотами разочарования и грусти героя в нынешнем поколении.

Основной проблемой выступает обнищание человеческих ценностей. Этим и раздосадован лирический герой, ему трудно это принять.

Главная мысль стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» раскрывается в противопоставлении главного героя и толпы, его ценностей и взглядов светского общества. Автор указывает на то, что окружающие только изображают чувства, но души их пусты. Он сожалеет об утраченных идеалах детства, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не маски.

Таким образом, смысл стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамляет одновременно и конфликт, и главную проблему произведения: он враждебен по отношению к светскому обществу, потому что оно противостоит его идеалам (в лучших традициях романтизма). К сожалению, вопрос противостояния ценностей высоконравственного героя и бездушного мировоззрения людей остается открытым до сих пор.

Как мы видим, нечасто можно изменить мир, который прогнил, как давно забытое яблоко. А точнее, к сожалению, этого сделать невозможно. Человеку остается лишь принять этот факт и отгородить себя от внешних излучений пошлого общества. Но мы лишь проанализировали поколение Михаила Юрьевича. И, к счастью, у нашей эпохи еще есть шанс обрести благоразумие и честь, стать причиной не горьких слез, а радости и ликований. Напоследок разберем тропы в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…».

  • Эпитеты в произведении помогают читателю лучше прочувствовать образ мертвого общества: «пестрою толпою», «бездушные людей», «бестрепетные руки». Все это создает атмосферу наигранности и лжи.
  • Оксюморон «дикий шёпот» обличает скудность и пошлость основных увлечений этого общества, в котором царят сплетни, заговоры и скучные, будто заученные разговоры.
  • Развёрнутая метафора «железный стих, облитый горечью и злостью…» превращает стихотворение Лермонтова в эмоциональное признание, исповедь. Произведение предстает перед читателями результатом горьких слез поэта, его борьбой и разочарованием.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема №4: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Своеобразие лирики поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Образовательная цель урока: Повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве. Определить основные мотивы поэзии Лермонтова;

Развивающая цель урока: Проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг. Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня. Определить основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова;

Воспитательная цель урока: Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой М. Ю. Лермонтова, вызвать интерес к личности и творчеству поэта.

Тип урока: Изучение нового материала. Лекция. Беседа.

Материальное обеспечение : Выставка литературы.

Литература: М.Ю. Лотман “Биография поэта”. Просвещение 1981 г.

Е.С. Лобикова «В кругу друзей» Москва 1990 г.

Организационная часть урока : Проверка присутствующих и готовности к уроку. Отметка в журнале.

Повторение материала: На прошлом уроке мы с вами познакомились с русской литературой Х I Х века. Выявили направления русской литературы. Вспомнили исторические события этого времени. А так же разобрали поэму А. С. Пушкина «Медный всадник».

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Устный опрос по пройденному материалу.

Проверка домашнего задания.

Изложение нового материала: Биография М. Ю. Лермонтова.

Творчество Лермонтова М. Ю. известно каждому в нашей стране. Прожив короткую жизнь, поэт оставил стихи, прорвавшиеся к нам сквозь века благодаря своей искренности, и таланту.

М.Ю. Лермонтов родился 3 (15) октября 1814г. в Москве. Отец — капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), мать — Мария Михайловна (1795-1817).

Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е. А. Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской области. Трижды (1818, 1820, 1825) он ездит на Кавказ для лечения минеральными водами. Кавказ производит на Лермонтова неизгладимое впечатление, становится для него поэтической родиной («Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас, да о небе»). 1827 — Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

В 1830 — Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало интенсивной литературной деятельности: он пишет лирические стихи (например, цикл, посвященный Н. Ф. Ивановой), поэмы, драмы («Испанцы»,1830, «Люди и страсти», 1830). Основное время Лермонтов проводит в Петербурге, где он делается «душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней».

В 1835 — первое появление Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забирает у него повесть «Хаджи-Абрек» и отдает ее в «Библиотеку для Чтения». Лермонтов очень недоволен. Повесть имеет успех, но Лермонтов долго еще не хочет печатать своих стихов. В этом же году Лермонтов узнает, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева.

1837 — Лермонтов узнает о гибели А. С. Пушкина и пишет стихотворение «Смерть поэта». Сначала стихотворение оканчивалось словами: «И на устах его печать». В таком виде оно быстро распространяется в списках, вызывает бурю восторгов, а в высшем обществе возбуждает негодование. Затем Лермонтов дописывает страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Стихотворение воспринимается как «воззвание к революции»; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят в Нижегородский драгунский полк, действующий на Кавказе. Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 г. следует приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоящий в Новгороде. Лермонтов неохотно расстается Кавказом и подумывает даже об отставке.

15 июля 1841 — состоится дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова хоронят на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска». Позже, в 1842г., прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

Эпоха Лермонтова в 30-е годы.

30-е годы XIX века — времена тяжелейшей политической реакции. Поколение Пушкина жило мечтой о реформах, верило в высокое предназначение, строило планы. Но после декабристского восстания начинаются годы реакции, усиливается цензура, повсеместно шпионы царской жандармерии, на корню душится проявление всякого инакомыслия. В литературе этот период, 30-е годы, условно назван «эпохой безвременья».

— Почему такое определение дали? Лермонтов гневно осуждал свое поколение за бездеятельность, за страх и покорность. Он гневно называет такое общество толпой, а из-за отсутствия гражданской позиции причисляет молодое поколение к отцам. Эти мотивы звучат в двух программных его произведениях – Дума», «Как часто пестрою толпою окружен»

Чтение и анализ стихотворения «Дума».

— Какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?

— Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?

— В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?

Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения «пролога»?

— В чем богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?

— Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»?

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…».

— Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?

— Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту.)

— Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение — мелькают, касаются — создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср.: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)

Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки «красавиц городских» касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)

— Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? — Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; лирический субъект ощущает его краски, звуки, запахи.)

— Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «незваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)

Итог урока. В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.

Самостоятельная работа на дом: Сообщение: История создания стихотворений «Поэт», «Смерть поэта». Сравнительный анализ Лермонтов и Пушкин «Пророк», знать идею, тему, устный анализ.

источник

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.

История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты“пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.

Метафоры“ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.

Сравнение“как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе затерялся и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определенным образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще более обострилось.

Опубликован стих в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили – стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причем это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества с одной стороны и светлых местах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окруженным такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная идея произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создает рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где все шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому все вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свои обличительные стихи.

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной веселости. Стихотворение написано четырех- и шестистопным ямбом.

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Также в нем используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

источник

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

«Как часто, пестрою толпою окружен…» — одно из самых сокровенных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное возникшей еще в детские годы мечте о человеческом понимании, которой не дано осуществиться. Эта мечта была воплощена автором в его поэтических образах, противостоящих мертвой, холодной, бездушной реальности. Иногда данное произведение сравнивают со стихотворением “Толпа и поэт” Пушкина.

Стихотворение имеет авторский эпиграф: «1‑е января» и посвящено маскарадному балу, где присутствовал высший свет и императорская фамилия. Новогодний бал состоялся в ночь с 1‑го на 2 января 1840 года в Большом каменном театре, на нем присутствовали Николай I и члены царской семьи. Создание и публикация стихотворения, описывающего бал с царствующими особами, было смелым поступком поэта Лермонтова. Это произведение косвенным образом задевало самого императора и, поэтому, обострило враждебные эмоции Николая I к автору.

Основная тема стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» — обличение жизненного «маскарада», холодной бездушности светского общества.

С первых же строк стихотворения автор воплощает идею маскарада, новогоднего бала с его «блеском и суетой». Он рисует веселый праздник при «шуме музыки и пляски». Но это только вступление, предваряющее дальнейший монолог автора.

Уже в четвертой строке читаем:

«При диком шепоте затверженных речей…»

и слышим резкую критику в адрес присутствующих.

Сразу тускнеет блеск новогоднего бала, и мы видим совсем иную картину:

«Мелькают образы бездушные людей,

Все присутствующие будто надели маскарадные маски, чтобы скрыть свое бездушие, черствость и прочие пороки общества.

Вторая часть стихотворения «погружает» автора в особую атмосферу, когда то, что его окружает, оказывается призрачным, видимым «как будто сквозь сон», не затрагивающим глубин его личности:

Наружно погружаясь в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

А воображаемое прошлое оказывается для него подлинной реальностью, изображенной очень точно и с большой любовью:

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье.

Противоречие между мечтой и бездушной действительностью вызывает у автора чувство протеста, и он бросает вызов обществу:

«Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник не?званную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

Поэт бросает вызов обществу, пытающемуся уничтожить его светлую мечту. Этот вызов выражается в Лермонтовском «железом стихе», дерзко брошенном в глаза веселящемуся обществу.

Стихотворение о новогоднем бале стало событием в русской литературе. Стало очевидным, что в России появился еще один талантливый и смелый поэт, который превратил свое творчество в оружие против пороков общества.

Лирический герой стихотворения Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная обществу. Одиночество — центральная тема его поэзии и, в первую очередь, стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен». Герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе. Лермонтов и его герои тоскуют по настоящей жизни. Автор сожалеет о «потерянном» поколении, завидует великому прошлому предков, полному славных великих дел.

Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому человеку.

За свою короткую жизнь Лермонтов создал столько произведений, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого А.С. Пушкина, став с ним вровень.

Стихотворение написано в 1840 году. Стихотворение состоит из двух частей. В первой — острые и точные характеристики высшего общества (1 и 2 строфа), во второй — безмятежный мир юности (3—6 строфы). Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие.

В этом стихотворении поднимается та же тема, что и в «Думе» Лермонтова — анализ современного общества. Первая часть посвящена изображению надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пес­трой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Отвратительны Лермонтову и лживые, и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины.

Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности. Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом часто использовали поэты-романтики 20‑х годов XIX столетия.

В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее, самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «…опомнившись, обман я узнаю …». Заканчива­ются стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света».

Одним из самых значимых произведений Лермонтова, можно с уверенностью назвать “Как часто пестрою толпою окружен…”. В нем поэт изобличает общество, которое так сильно огорчало великого писателя.

По своему замыслу, стихотворение связано с новогодним балом, так как в нем указывается эпиграф – 1‑ое января.

Известно, что публикация произведения повлекла за собой новые гонения на поэта. С раннего детства Лермонтов был связан со светским обществом своим рождением и воспитанием. Но он отвергал его, так как видел вокруг только лживое, бесчувственное и жестокое лицемерие.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Он со всей своей смелость высказал в произведении то, что думает о светской жизни. В этом мире нет ни дружбы, ни радости, ни любви, ни чести. Здесь царят только зло и ложь. Большой ум и сила характера уже отличают свободолюбивого человека от всего светского.

По сути, стихотворение, является не только обличением светского общества. Оно довольно глубоко и многозначно. Тематика бала здесь является лишь символикой. Повествование ведется не только о маскараде, а о бездушном и фальшивом поведении общества.

Ведущими темами в творчестве М. Ю. Лермонтова являются тема одиночества лирического героя (“Выхожу один я на дорогу”), отрицание и порицание современного ему общества, любовь к родине Лермонтова, тщетный поиск истинных чувств. Наиболее ярко эти темы проявились в стихотворении Лермонтова 1840 года «Как часто пестрою толпою окружен…»

Стихотворение имеет подзаголовок «1‑е января». Оно написано под впечатлением от новогоднего бала-маскарада. С первых же строк поэт вводит мотив маскарада, пустой суетности, лицемерия светского общества. Все это претит лирическому герою. Он воспринимает маскарад не как веселье, новогоднюю забаву, а как своеобразный парад фальши, лживости, наигранности:

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Поэт особое внимание уделяет описанию светских красавиц. В их облике он выделяет «холодные бестрепетные руки», которые становятся выражением их лицемерия, бездушности, пустоты, наигранности. Лирический герой ничем внешне не выделяется из этой толпы, но, «наружно погружаясь в их блеск и суету», вспоминает о детстве, о деревне, о настоящей любви.

Во второй части стихотворения, контрастной по отношению к первой, описываются воспоминания героя о его детстве. Они окрашены светлыми, радужными, «искренними» тонами. Подчеркивается особое отношение героя к этим воспоминаниям: они для него не только очень дороги, но даже священны:

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

В этой части создается образ родного дома, малой родины поэта. Эти воспоминания связаны с детством и символизируют чистоту, искренность, глубину чувств. Здесь появляется образ идеальной возлюбленной героя, который резко противоположен образам светских красавиц в первой части стихотворения.

Поэт акцентирует внимание на глазах и улыбке героини: «С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье». Эту девушку отличает природная красота. Поэт подчеркивает, что это живой человек, способный испытывать настоящие чувства.

Лирический герой в воспоминаниях чувствует себя «всесильным господином» своих грез, этот мир зависит только от него, от его желаний. Воспоминания — это «крепость» героя, в ней он укрывается от фальши, лицемерия, пустоты окружающей его реальности. Интересно, что различные образы (родной дом, природа, любовь) создают единый образ в душе лирического героя, который и является для него идеалом:

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Стихотворение имеет кольцевую композицию: в финале лирический герой возвращается к тому, с чего начал. «Опомнившись», он вновь видит мир «обмана». Но теперь это возвращение в реальный мир особенно мучительно для героя. Он испытывает горечь и злость, но понимает, что ничего исправить не в состоянии.

Поэтому его единственный удел как поэта — обличение. Лирический герой хочет сбить спесь и веселость с этих самоуверенных людей, показать их реальное ничтожество и пустоту:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

Стихотворение построено по принципу антитезы и наполнено яркими и контрастными языковыми средствами: «пестрая толпа», «дикий шепот», «затверженные речи», «бездушные люди», «холодные, бестрепетные руки» — «старинная мечта», «святые звуки», «вольная птица» — «железный стих, облитый горечью и злостью».

«Как часто пестрою толпою окружен…» можно отнести к философской лирике Лермонтова. Оно воплощает основные темы и мотивы творчества поэта и носит автобиографический характер.

В стихотворении изображается два мира: мечта и реальность. Реальный мир заключается в мелькающих образах бездушных людей, обилии масок, лжи и лицемерия — мир видится рассказчику прогнившим. Используются такие глаголы как “мелькают”, “спугнет”, “смутить”, “бросить” — помогающие более мрачно описать окружающую толпу. Автор заключает 1 и 2 строфы в одно предложение, чтобы передать замкнутость толпы, неотдаленность людей друг от друга в плане разнообразия — однотипность, замкнутый круг еще раз показывает окруженность автора толпой.

Сначала Лермонтов описывает пестрый мир, затем этот мир как бы сужается, и он говорит уже не о толпе и не так глобально, а приводит конкретный пример (“когда касаются холодных рук моих давно бестрепетные руки”) Мир мечты представляется автору идеальным и совершенно отличающимся от реального. Он изображает его в своем детстве, родных местах, природе.

Описание воображаемого мира занимает больше места, потому что именно к нему тянется автор и именно ему посвящает больше мыслей, чем миру, который он видит вокруг себя — он не хочет о нем даже думать. Автор постепенно раскрывает мир-мечту: сначала говорит о нем в целом, затем показывает в образах. Этот мир для поэта характеризует свободу, мечту, любовь, словом, все важные ценности человека.

В реальном мире лирический герой Лермонтова чувствует себя крайне некомфортно, он стремится к миру мечты, родному и любимому, реальный же противен герою. В последней строфе автор снова возвращается к реальности. Этим Лермонтов показывает то, что как бы ни была привлекательна и идеальна мечта, нужно все равно уметь оставаться в реальности, какой бы мрачной она ни была. В конце читатель чувствует эмоциональное напряжение, свойственное и автору, и герою, вызванное такими размышлениями о жизни.

Лермонтов – великая личность, которая постоянно держится собственных основ, невзирая ни на что. Не случайно его творения принципиальны, из года в год его популярность растет. После посещения рождественского бала в 1840 году М.Ю. Лермонтовым издал элегию «Как часто, пестрою толпою окружен…». В тот момент он находился в эмоциональном, моральном напряжении, ему было тяжело дышать из-за положения, в котором он оказался по велению судьбы.

Тема стихотворения – противостояние поэтического героя окружению. Стиль – романтичный. Произведение выстроено на пронзительном сопоставлении действительности и эталона стихотворца. Существенные фигуры данного окружения — пестрая гурьба, фигуры черствых людей, приличьем похищенные маски.

У людей отняты особенности, они неразличимы, цвета и звучания тут глухи. Гул музыки и танца, при безумном крике, говоре, проносятся хладнокровные фигуры людей, Приличьем похищенные маски…

Полотно притворства показывает нам ужасное сновидение, пора тут как будто окаменела, стала недвижимой. Чтоб выделить это, стихотворец применяет глаголы в форме истинного периода. И снаружи храбрец находится в оцепенении, безжизненной стихии. Но морально он волен, устремлен думами к собственной давней грёзе, к тому, что ему на самом деле близко.

Главные образы старинной мечты, героя — это близкие места, дремлющий пруд, возвышенный барский дом, дремучая аллея, зеленоватые травки, тухнущий луч солнца. Грезы напоминают пышущие здоровьем островку посреди морей. Исследователи фиксировали тут обстановку сплоченных грез находящихся вокруг злобной стихии. Герой стремиться разрушить скованность, вырваться из враждебного мира, очутиться на свободе. Все это заключено в заключительных строках работы.

Творение сочинено соединением шестистопного и четырехстопного ямба. Употребляются разные приемы поэтической выразительности: эпитеты («пестрою толпою», «при бешеном шепоте», «лазурного огня».), метафору («Ласкаю я в душедревнюю мечту», «И дерзко кинуть им в глаза стальной стих), анафору и сопоставление («С очами, полными лазурного света, С усмешкой румяной, как юного дня), поэтическое повторение («лечу я свободной, свободной птицей»). В стихотворении слышатся разные мелодии. Это романтичный инцидент грёз и действительности, инцидент в душе поэтического героя, драматическая раздвоенность его сознания.

Будучи подростком, Михаил Лермонтов мечтал о том, чтобы блистать в светском обществе. Однако со временем понял, что люди, с которыми ему приходится общаться на различных балах и приемах, отличаются удивительным лицемерием. Очень скоро молодому поэту наскучили пустые и высокопарные разговоры, которые не имели никакого отношения к действительности, и он стал избегать общения с теми, кого считал «людьми с двойным дном».

Следует учитывать и тот факт, что сам Лермонтов от природы был достаточно скрытным человеком, он не умел на должном уровне поддерживать светскую беседу и награждать женщин льстивыми комплиментами. Когда этого требовал этикет, поэт становился резким и насмешливым, из-за чего очень скоро снискал славу невоспитанного грубияна, презирающего этикет. О чем думал в эти минуты поэт?

Свои мысли и наблюдения он попытался изложить в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…», которое написал в январе 1840 года. В это время Лермонтов, получив очередной отпуск, на несколько недель приехал в Москву и оказался в гуще светские события, когда традиционные зимние балы следовали буквально один за другим. Проигнорировать он их не мог, однако удовольствия от необходимости присутствовать на каждом таком мероприятии явно не испытывал.

Наблюдая за развлечениями «пестрой толпы», автор подчеркивает, что в этот момент, «наружно погружаясь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту». О чем же грезит в этот момент Лермонтов? Мысли переносят его в далекое прошлое, когда он был еще совсем ребенком и жил вместе с родителями в селе Михайловском, недалеко от местечка Тарханы. Этот период детства, когда еще была жива мать поэта, Лермонтов вспоминает с особой теплотой. Он видит «высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей», по которому так любил бродить, прислушиваясь к шороху опавших желтых листьев под ногами.

Однако идеалистическая картина, которую рисует в своем воображении поэт, совершенно не вяжется с окружающей его действительностью, когда «при диком шепоте затверженных речей, мелькают образы бездушные людей». Поэтому на балах и светских приемах Лермонтов предпочитает уединиться, чтобы предаться мечтам, в которых царят покой и гармония.

Более того, поэт олицетворяет свои грезы с таинственной незнакомкой, которая рисуется ему в образе юной девушки «с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье». Этот образ настолько пленил автора, что он находил в уединении особую прелесть и «долгие часы просиживал один», не обращая внимания на шум и суету толпы.

Но рано или поздно наступал тот момент, когда кто-то из присутствующих разрушал грезы поэта, заставляя его вернуться в реальный мир, насквозь фальшивый, полный лжи и жеманства. И тогда у Лермонтова возникало лишь одно желание – «смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью».

Это произведение, наполненное одновременно романтикой и агрессией, как нельзя лучше характеризует внутренний мир Лермонтова, противоречивый и непредсказуемый. За 28 лет своей жизни поэт так и не сумел научиться жить в гармонии не только с окружающими его людьми, но и с самим собой. Поэтому его поздние стихи наполнены горечью, обидой и сожалением о том, что автору так и не удалось познать чувство всепоглощающего счастья.

Поэт был недоволен собственной судьбой, однако еще большую злость в нем вызывали поступки представителей высшего света, которых Лермонтов считал пустыми и никчемными людьми, живущими лишь ради того, чтобы предаваться страстям и порокам. И это чувство раздражения поэт выплескивал не только на публике, но и в своих стихах, защищаясь, таким образом, от человеческого равнодушия и бессмысленности бытия.

«Железным стихом» выплеснута трагичность лермонтовской лирики в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года. Там, среди шумной толпы, спрятанной под затейливые личины, находился сам Николай Первый. Именно поэтому, проставленная Лермонтовым дата, 1‑ое января 1840 года, вызвала ярость у самодержца, прекрасно понимавшего, в чей адрес бросает поэт громкие обвинения.

Категорически заявленный пессимизм, трагичность мироощущения передается через контраст между тремя частями стихотворения.

Две первые строфы — мир, «враждебный» для лирического героя. В нем все дисгармонично: звуки («дикий шепот затверженных речей». «шум музыки и пляски»), цвета («пестрая толпа») и люди («маски». «бездушные образы»). Мучительное взаимодействие героя с миром лжи, где каждый носит маску, убивающую жизнь настоящую, передано через ряд эпитетов («дикий шепот». «бестрепетные руки»).

Мертвенность, бездушие, статика маскарада показана через синтаксические средства. Сложные предложения с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный бал не пульсирует жизнью, интенсивно здесь только мучительное переживание настоящего лирическим героем.

«Как будто бы сквозь сон» видится в стихотворении мир иной. Центральная часть произведения переносит читателя в «царство дивное». Мечта-воспоминание о родном доме и саде, «спящем пруде». «темных аллеях» живописна и многокрасочна. Гармония и чистота сквозят в каждом образе. Именно здесь, в потерянном «свежем островке». предмет грез героя — прекрасная девушка, о которой он плачет и тоскует.

К этой милой старине устремлен герой «вольной, вольной птицей». Двойной повтор эпитета говорит о неуёмной жажде свободы и гармонии.

Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:

Я долгие часы просиживал один.

но это одиночество амбивалентно, оно и благо, и проклятие одновременно.

Композиционное искусство антитезы в стихотворении ярко подчеркивает пронзительный психологизм лермонтовского творчества. Третья часть произведения, перекликаясь с первой и создавая тем самым рамочную композицию, синтезирует в себе содержание предшествующих строф. Осознанный лирическим героем обман укрепляет его гнев, дающий силу не поддаться общей инертности жизни, а противопоставить ей деятельность. Восклицательные интонации и междометие показывают, как стремление к мечте, испуганной шумом безликой толпы, сменяется на жажду мщения, которая вырабатывает новый образ поэзии, «железный стих, облитый горечью и злостью».

«Как часто пестрою толпою окружен» — стихотворение, в котором бесконечная амплитуда трагических колебаний от душевного подъема до отчаяния, исполненного яростью, помогает понять первоосновы всего творческого мироощущения поэта.

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Как и во многих других стихах поэта, здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света».

В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины.

Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности.

Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Поэт думал «о ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня …»

Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом, о прекрасных былых днях – тема в поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20‑х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …»

Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света».

Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой – острые и точные характеристики высшего общества, во второй – безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной (смежной) рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму. Тем самым автор как бы «затворяет», замыкает четверостишие в себе, делая его более законченным, мысль – завершенной. Строфа – одно предложение.

Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты («пестрая толпа» , «затверженные речи» , «бездушные образы» , «лазурный огонь») , метафоры («железный стих» , «облитый горечью и злостью») ; сравнения («лечу я вольной птицей») ; олицетворения («листы шумят» , «луч глядит» , «встают вдали туманы») .

Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия:

О, как мне хочется смутить веселость их …

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку.

Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Нас пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: «неприязнь» к «бездушным людям», мечта о безмятежной и, увы, скоротечной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества.

Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение.

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

источник