Меню Рубрики

Контент анализ как метод исторического исследования

Анотация: В статье анализируются проблемы адаптации социологического метода «контент-анализ» к историческим исследованиям.

Ключевые слова: контент-анализ, Лассуэл, Кайзер, Мэттью, Тенни, Спиид, Уипкинс, источники, массивы.

Контент-анализ (contents – от англ.: содержание, содержимое) – научный метод, предполагающий формализованное исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения, представленных в них социальных, культурных, ментальных особенностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой массив. Суть контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических процедурой, используемых в сфере применения идеографических методов.

Термин content-analysis впервые начал применяться в конце XIX – нач. XX вв. в американской журналистике (см. раб.: Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс). У истоков методологии контент-анализа находились американский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж.Кайзер.

Так, в начале 60-х гг. Г. Лассуэл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из учета формальных критериев. Он ввел в научный оборот некую абстрактную единицу: «слово». Целью работы Лассуэла было получение собственно социологического результата на нетипичном для социологии материале: текстах печатных изданий. Исследователь проделал огромную работу, но, поскольку в методике Лассуэла качественные оценки не были адекватно соотнесены с количественные методы, результаты его трудов с трудом поддавались верификации.

В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал оригинальную методику статистического анализа периодики. В ее основе лежал подход к тестовому массиву, как информационной системе. Тем самым Кайзер сформулировал теоретическую базу последующего распространения социологических методов в сферы изучения всех нарративных источников, включая эпиграфический и эпистолярный материал

В работе Ж. Кайзера акцентировалось внимание на внешней форме организации материала: его расположении, оглавлении, оформлении и т.д. Кайзер разработал целый комплекс исследовательских процедур, обеспечивающих полную формализацию, как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодических изданий. Тем самым Ж.Кайзер сформулировал систему, позволяющую фиксировать развитие тенденций в публикациях СМИ.

Свое дальнейшее развитие «кайзеровское направление методологии контент-анализа получило в работах Э. Морэн. Э. Морен ввела в научный оборот термин «единица информации» — семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: «О чем говориться?» Последнее обстоятельство сделало возможным изучение любых форм организации текстового материала, причем, как на терминологическом уровне, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Тем самым, Э.Морэн разрушила критерий однородности, применявшийся ранее при статистической обработке нарративов. Взамен, она предложила идеологию «семантических групп», которые, по ее мнению, должны учитываться по тематическому признаку. Кроме того, Э.Морэн разработала концепцию «тона» материала, который определялся социометрически: «положительная информация», «отрицательная», «нейтральная».

В отечественной историографии методика контент-анализа описывается, как совокупность (комплекс) исследовательских процедур, направленных от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования его конкретных задач, до интерпретации результатов и их статистической обработки.

В источниковедческих исследованиях контент-анализ используется не менее трех десятков лет. Суть применения контент-анализа в источниковедении состоит в формализации источникового материала.

Адекватность любого источника есть, по существу, его потенция к субъективации. Абстрагирование в процессе формализации, опосредовано содержанием сознания, исследователя и потому, с неизбежностью, также оказывается субъективацией. Отсюда, формализация источника, in natura, оказывается созданием нового источника, т.е. творческим актом.

В социологии контент-анализ позволяет отслеживать тенденции развития социальных процессов, с целью прогноза функционирования социальных систем или их компонентов. В источниковедении этот метод выступает средством фундирования суждений о содержании источников.

В отечественной историографии контент-анализ, как правило, применялся для выявления тенденций трансформации взглядов конкретных авторов во временном аспекте, либо при сравнении позиций различных авторов по одному и тому же вопросу.

В 1990-е годы отечественные историки чаще всего использовали контент-анализ в исследованиях послеоктябрьской прессы и зарубежной периодики. В те времена, подобные исследования изначально не могли не быть ангажированными.

Поэтому еще на уровне формирования категориального аппарата таких исследований, в них, как правило, закладывалась возможность фальсификации результатов.

Описывая процедуру контент-анализа, можно выделить несколько этапов, а именно:

Начальный этап исследования: На этом этапе, как правило, формулируется т.н. «эмпирическая теория» исследования. То есть, в ходе подготовки к проведению контент-анализа, ученый, как правило, систематизирует гипотезы, существующие в контексте данной проблематики и «отсеивает» те из них, которые не поддаются верификации на данных обусловленного информационного массива.

Кроме того, на первом этапе такого исследования формируется идеология исследовательской программы. Иначе говоря, в этот момент формулируются философские (теоретические) предпосылки, определяются основные задачи исследования и, вытекающие из них, базовые правила процедуры, а также выявляется логическая последовательность операций по фальсификации всего корпуса существующих гипотез.

С методической точки зрения, именно на этом этапе происходит актуализация системного соотношение цели, объекта и средств исследования и определяется их оптимальную конфигурацию в процессе предстоящей работы.

Операциональный этап исследования: На втором этапе исследования создается основа для верификации используемых дефиниций и терминов. Как правило, в этот момент в сплошном текстовом массиве выделяются относительно автономные части – «единицы контекста», релевантные, как содержанию всего текстового массива, так и общей совокупности сформулированных дефиниций и терминов.

При этом, при выявлении латентной информации, представляется целесообразным использовать двухэтапную методику Р.Л.Лебедева-Р.В.Рывкина (см.: Лебедев Р.Л., Рывкин Р.В. О двух функциях категорий в контент-анализе// Методологические и методические проблемы контент-анализа. Тезисы рабочего совещания социологов. М.-Л., 1973, Вып.1., с 71), которая предполагает существование в тексте двух категорий анализа: категорий структурирования, как средства извлечения латентной информации и категорий интерпретации, зависимых от первых.

Этап счета: На третьем этапе исследования проводится собственно контент-анализ. То есть, осуществляется сбор информации, учет индикаторов, первоначальная обработка результатов, включающая установление видов и содержания отношений связей между элементами счета (индикаторами контент-анализа). Причем, последнее — как внутри совокупности данных, так и по отношению к самой совокупности, как целостной информационной системе.

На данном этапе, принципиальную важность обретает то обстоятельство, что полученные данные должны гарантировать временную, интерсубъективную и инструментальную стабильность исследования, а также в полной мере соответствовать (находится в контексте) его теоретических посылок.

В случаях, если полученные данные расходятся с теоретическими посылками, на применение контент-аналитических процедур завершается и исследование начинается сызнова.

Остаточный анализ данных. На четвертом этапе осуществляется агрегирование (интерпретация числового материала в целях его обобщения), структуризация и группировка полученных данных для формирования адекватных моделей в контексте задач, поставленных на первом этапе исследования.

В целом, нужно сказать, что анализ полученного материала впрямую зависит от трех режимов восприятия информации: режима «настройки», режима восприятия основной и режима восприятия возвратной информации. Причем, если первые два режима важны на первом и втором этапах контент-анализа, то третий режим приобретает особое значение на четвертом этапе и оказывается полностью обусловленным качеством работ на этапах 1.-3.

Отдельно следует остановиться на проблеме отбора источникового материала.

Для того чтобы применение контен-анализа было успешным, источник должен отвечать определенным требованиям. То есть, прежде всего, при выборе источника нужно определить, в какой мере его содержание соответствует поставленной задаче. Необходимо также изучить все существующие источники по данной проблеме и, если понадобиться, выявить оптимальный размер репрезентативной случайной выборки.

Обычно выделяют три уровня стратегии исследовательского поиска при обработке текстовых массивов: формулятивный, описательный и экспериментальный планы. В исторических исследованиях чаще всего используют описательный план, целью которого является систематическое качественно-количественное описание источника.

Описательный план всегда содержит элементы экспериментального. Сбор информации в контексте данного плана осуществляется на основе тотального или выборочного обследования (с обязательными расчетами размеров допустимой выборки). Описательный план предполагает особую строгость интерпретации понятий и точность в регистрации данных. Исследование по описательному плану обычно завершается классификацией данных, характеризующих структуру объекта исследования. К сказанному следует добавить, что изначально, описательный план, как правило, готовится в виде наброска, который уточняется и дополняется по мере «вживания» историка в источниковый материал и при реализации последовательности процедурных шагов. Принципиальное значение для реализации описательного плана контент-анализа имеет технический инструментарий историка.

В заключение необходимо сказать, что контент-анализ является весьма продуктивным методом исторических исследований, позволяющим порой получать весьма неожиданные результаты при изучении, как отдельных нарративных источников, так и больших несистематизированных информационных массивов.

Сведения об авторе:
Манекин Роман Владимирович, 1965,
ответсекретать Ученого Совета ДО САМИ
manekin.65@mail.ru

Рецензенты: Дынгес А.А., к.филос.н., Пасько И.Я.

Основная публикация:
Манекин Р.В. Контент-анализ как метод исторического исследования. //Клио. Международный ежеквартальный научно-исторический журнал Донецкого отделения Советской Ассоциации молодых историков и Агентства Информсервис — Донецк. — №2 — 01.05.1991. — Зарегистрирован: Госкомпечать СССР — №1611 от 05.03.1991 ISSN 0899-1096

источник

Главная страница | Контент-анализ как метод исторического исследования | Открыть архив

1. История метода. Понятие контент-анализа.

Контент-анализ в литературных и лингвистических расчетах начал интенсивно развиваться в 1950-х годах. Он оказался приемлемым для изучения широкого круга проблем гуманитарного знания и социальных наук. Контент-анализ нашел эффективное применение в исследованиях этно- культурных, политических явлений, истории мысли. Первыми контент-анализ разработали и приняли на вооружение американские социологи. В дальнейшем при участии математиков его применили в политологии, философии, лингвистике.

Понятие «анализ текста» в большинстве случаев использовалось историками-клиометристами для обозначения всего, что не является просто поиском в документе и проверкой правописания. Среди формальных методов обработки исторических текстов на первом месте обычно упоминается контент-анализ. Причина его популярности в том, что его использование не требует специального знания математики, и дает хорошие результаты при исследовании.

Работа, связанная с систематизацией и упорядочением ма­териала при анализе содержания документов, имеет давние тра­диции. В марксистской социологии они восходят к трудам К. Маркса, содержащим анализ современной ему прессы. Однако лишь 30-40 лет назад в связи с потребностями социологических ис­следований по анализу содержания массовой коммуникации были сформулированы общие принципы формализации приемов анализа текстов, получивших в совокупности название контент-анализ. В течение 60-х и 70-х годов советскими исследователями в области общественных наук опубликованы десятки работ как по проблемам методологии и методики контент-анализа, так и по результатам применения контент-анализа в конкретных исследованиях по социологии, психологии, этнографии, фольклористика и т.д.

Определений контент-анализа существует много, но среди них трудно найти удовлетворительное. Объективным на наш взгляд является определение: Контент-анализ — методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, с помощью которой появляется возможность сделать некоторые выводы относительно намерений создателя данного текста или возможных реакций адресата.

Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты и т.д.

Использование формализованных приемов анализа нарратив­ных исторических источников как средства для извлечения скры­той информации встречается в работах советских историков. Существенное значение в таких исследованиях отводится приме­нению методик контент-анализа.

Лидия Михайловна Брагина исследовала позиции авторов философских трактатов эпохи Возрождения при определении смысла основных этических категорий. Количественному анализу подвергнуты тексты итальянских гуманистов Х V в. — трактат Ландино ‘Об истинном благородстве’ и сочинение Нези ‘О нравах’. Относительная устойчивость и четкость терминологии этих текстов позволили выбрать в качестве смысловой единицы тер­мин, полностью или частично раскрывающий этическое понятие. В трактате ‘Об истинном благородстве’ выделены глав­ные термины — ‘благородство’ и ‘добро­детель’, частота встречаемости которых оказалась наибольшей. В трактате ‘О нравах’ с наибольшей частотой встре­чались термины ‘добродетель’ и ‘счастье’.

Интересные результаты в области социально-экономической истории России 18-19 вв. с помощью контент-анализа по­лучены Б.Н.Мироновым. Б.Н. Миронов обработал ответы на 4 хозяйственные анкеты 60-х гг. 18 в. Эти ценные источни­ки по экономическому развитию России позволили исследовать материалы сенатской анкеты 1767 г. о причинах повышения цен на хлеб. По предложению Екатерины II Сенат должен был собрать сведения по 14 вопросам и затем, подводя итоги, пред­ставить ей отчет. Тексты вопросов были посланы 18 губернато­рам и 153 уездным воеводам. Всего анкетой было охвачено 176 уездов, или 56% всех уездов России на 1767 г. В первичном виде ответы на вопросы сенат­ской анкеты 1767 г. не поддаются статистической обработке из-за их расплывчатого характера и «пестроты» содержания.

Для статистической обработки анкет Б.Н. Миронов составил (после детального анализа материалов по каждому вопросу ан­кеты) все возможные варианты ответов, которые стало возмож­но группировать и определить частоту их встречаемости. Для различных вопросов насчитывалось от 5 до 31 варианта от­ветов.

Результаты частотного анализа показали (по ответам на вопросы анкеты 1767 г.), что главной причиной роста хлебных цен считают неурожай — 74% ответов. Следующей по важности причиной повышения хлебных цен уездным воеводам представля­ется увеличение числа людей, покупавших хлеб, и соответствую­щее сокращение числа людей, производивших хлеб (47% отве­тов). В качестве третьей причины указан рост плотности насе­ления («умножение людей в уезде») — 15% ответов. В ответах на вопросы анкеты отмечаются возросшее винокурение (14% ответов) и спекуляция хлебом (10% ответов) и т.д.

Вопросы изучения периодической печати методами Контент-анализа рассматриваются также в работе И.Д. Архангельской. Критикуя иллюстративный подход к изучению периодики, автор статьи отмечает актуальность разработки способов повышения информативной отдачи источника, одним из которых может стать формализованно — системный анализ материала.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

При разработке методики источниковедческого изучения материалов «Торгово-промышленной газеты’ за 1910-1914 гг. И.Д Архангельская за смысловую единицу анализа приняла определенную проблему, а за единицу счета — частоту ее встречаемости, которая может служить показате­лем значимости проблемы с точки зрения печатного органа, а следовательно, и характеризовать его интерес к данному во­просу и классовые позиции. Всего выявлено более 30 проблем и среди них статьи и заметки о Германии, ее торгово-промыш­ленных связях с Россией; законопроекты и реформы, их подго­товка и обсуждение; синдикаты и тресты; состояние финансов России, финансовые проблемы и т.д.

Таким образом, имеющийся опыт применения историками Контент-анализа показывает эффективность этого подхода при изучении источников различных типов. Использова­ние приемов систематизации и формализации изучаемого мате­риала, а также несложных вычислений создает возможности для реализации системного подхода к анализу содержания исто­рического источника. В итоге историк может получить более обоснованную аргументацию своих выводов, а в ряде случаев извлечь и новую («скрытую» в тексте) информацию об изучае­мом историческом явлении или процессе.

2. Виды контент-анализа, основные категории и этапы исследования. Интерпретация результатов

В современной науке наблюдается два полюса восприятия метода контент-анализа:

Количественный контент-анализ в первую очередь интересуется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания.

Качественный контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.

Различие двух подходов довольно легко проиллюстрировать примерами.

В 50-е годы западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты «Правда» обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда они сделали закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него.

С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо.

Следует обратить внимание на то, что когда говорят о контент-анализе текстов, то главный интерес всегда заключается не в самих характеристиках содержания, а во внеязыковой реальности, которая за ними стоит — личных характеристиках автора текста, преследуемых им целях, характеристиках адресата текста, различных событиях общественной жизни и пр.

Первым можно назвать этап в развитии контент-анализа, когда внимание исследователей было направлено в основном просто на подсчет частот появления в текстах различных слов или тем. Г.Г. Почепцов условно относит появление контент-анализа к 18 веку, «когда в Швеции частота появления тем, связанных с Христом, использовалась для принятия решения о еретичности книги.

Однако, просто частота появления того или иного слова или темы мало что говорят. Гораздо более информативны не абсолютные, а относительные частоты, которые вычисляются как отношение абсолютной частоты к длине анализируемого текста. В зависимости от того, что является переменной содержания, под длиной текста может пониматься количество слов в нем, количество предложений, абзацев и пр.

В качестве реального примера такого анализа текстов можно привести анализ президентских посланий стране, с которыми обратился Б.Клинтон в 1994 и 1995 годах. Эти послания содержат от 7000 до 10000 слов. Были сформированы категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи и др. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995 гг. были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Т.е. все эти темы нашли отражение в обоих посланиях, но в одном из них некоторым темам уделялось больше внимания, а в другом меньше. Например, в послании 1995 года больше внимания было уделено вопросам образования, семьи, но меньше внимания — преступности, международным делам, социальной помощи. Это дало основания для того, чтобы судить о приоритетах правительства США.

В приведенном выше примере было упомянуто понятие категории. В качестве категории может выступать набор слов, объединенных по определенному основанию. Можно сказать, что посредством категорий в контент-анализе представлены определенные концептуальные образования. Так в случае с посланиями Б.Клинтона была образована категория ЭКОНОМИКА, в которую входили слова — экономика, безработица, инфляция. В категорию СЕМЬЯ входили слова – ребенок, семья, родители, мать, отец. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов, позволяет судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам.

Очевидно, что от качества составления таких категорий во многом зависит качество результатов анализа. Контент-анализ текстов с использованием категорий иногда называют концептуальным анализом. Сфера его применения довольно широка. Два основных типа задач, решаемых с его помощью:

1. Есть два или более текстов, которые необходимо сравнить в отношении нагрузки на определенные категории. Например, задача выяснить, какое внимание уделяют две разные газеты определенным темам. Если эти газеты рассчитаны на одну аудиторию, то существенное различие в частотах позволит судить о различиях в политике, проводимой людьми, стоящими за ними.

2. Задача отслеживания динамики изменения нагрузки на определенные категории. Например, выяснить частоту упоминания темы внешнего долга России в фиксированном наборе центральных газет на протяжении какого-то времени и соотнести ее с колебаниями курса доллара путем простого корреляционного анализа.

Из истории разведки известно, как по изменению в специальной литературе частоты упоминания определенных научных тем и фамилий ученых делались достоверные выводы об успехах, достигнутых в конкретных областях исследований.

К середине 50-х годов исследователи стали все больше уделять внимания не простому наличию/отсутствию категорий в т-те, а связям м/у категориями. Для этого обращают внимание на совместную встречаемость (cooccurence) слов различных категорий. Например, для каждого предложения мы можем выяснить, слова каких категорий в нем встречаются. После этого легко подсчитать обычный коэффициент корреляции, который даст нам силу связи между категориями и знак этой связи. Может оказаться, что для некоторых категорий наблюдается тенденция их совместного употребления, а для других — наоборот. В некоторых случаях это может быть отражением сознательной позиции автора статьи, а в некоторых — связью на уровне подсознания.

Понятно, что изучение связей между категориями значительно расширяет круг задач, которые может решать контент-анализ.

Представим, что мы взяли статью натуралиста о змеях и решили ее проанализировать. Для этого мы отметили в тексте все предложения, в которые входит слово змея, и составили статистику слов из этих предложений. Можно предположить, что частотными в этих предложениях окажутся слова: яд, ядовитый, укус, ползать, длинный. т.е. те слова, которыми наиболее часто характеризуются змеи. Таким образом, наш формальный метод анализа текстов позволил выделить существенные признаки, характеризующие змей. В англоязычной литературе такие контексты употребления слов как раз и называют collocations.

Ценность описанного метода анализа текстов очевидна, так как позволяет на основе формальных методов извлекать из массивов текстов содержательную информацию.

Метод нахождения контекстов употребления слов (collocations) допускает дальнейшее развитие. Выбрав предложения, в которых встречается конкретное слово или категория, мы получили некоторую подвыборку текста, к которой в свою очередь применимы все методы контент-анализа. Т.е. контексты употребления слов и категорий в свою очередь могут быть подвергнуты контент-анализу — выяснению простых частот категорий, относительных частот, оценок категорий относительно нормы и т.д.

Если выразиться образно, то контекстный анализ позволяет выделить в тексте несколько тематических нитей и анализировать их отдельно.

Очевиден огромный потенциал контекстного анализа при мониторинге больших объемов информации, так как он позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора информации.

Использование при контент-анализе определенного набора категорий задает концептуальную сетку, в терминах которой и анализируется текст. От того, насколько удачен набор используемых категорий, зависит качество результатов анализа. Поэтому исследователей давно интересовала задача автоматической категоризации слов текста, т.е. выделение обсуждаемых в нем тем.

Были предложены ряд подходов для решения этой задачи. Следует отметить, что автоматическая категоризация возможна лишь в том случае, если объем анализируемых текстов достаточно велик.

1) В распоряжении текстологов находится ряд программ автоматизированного анализа для компьютеров IBM. Среди них назовем ARRAS, TACT, TextPack V, SYREX, SATO.

Основные требования, предъявляемые к контент-анализу:

Исчерпаемость подразумевает использование всех смысловых единиц. Если вы исследуете соц-классовый состав города, то выбрав в качестве смысловой единицы – наименование сословия: мещан, уд. Крестьян, и т.д. нельзя не принимать во внимание и священников, солдат и т.п.

Взаимоисключаемость : смысловые единицы не должны пересекаться, например, если исследуя национально-религиозный состав города выделили католиков, то уже нельзя выделять поляков или литовцев и т.п.

Надежность: смысловые единицы должны быть постоянны и однозначны. Например такая единица как дворовый человек может включать в себя и крепостного у помещика и вольноотпущенного мещанина и т.д. следовательно эта единица нарушает принцип надежности.

Основные принципы контент-анализа: объективность, систематичность и обобщенность. Основная трудность контент анализа: перевод качественных признаков в количественную форму.

Итак, контент-анализ оперирует четырьмя основными понятиями:

1) единица текста – единица содержания

2) смысловая единица – качественная единица, категория анализа

3) единица счета. Количественная мера взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Методы контент-анализа привлекались при исследованиях различных по времени и характеру источников. Ближе всего к социологическому фундаменту этого метода оказались исследования исторической прессы. Именно для периодики контент-анализ был разработан, и благодаря интересу к процессам массовой коммуникации историки получили возможность формального анализа текстов.

Таким образом, как правило источником исследования являются газетные заметки, частные письма, записи в дневниках и т.д.

В этих случаях, одна заметка, письмо, запись принимается за единицу текста. Вопросы, ответы на которые вы хотите получить принимаются за смысловую единицу. Отношение «респондентов» к этим вопросам (полож,отр, нейтральное) – за индикатор. Частота употребления смысловых единиц принимается за единицу счета.

Отметим, что компьютерный анализ исторических текстов вобрал в себя достижения нескольких научных подходов. Выяснилось, например, что при обработке и анализе текста для исследователей важное значение имеет показ частоты встречаемости различных классов лексики (concordances). Это позволяет точно определять значение конкретных слов и фраз в контексте.

Используя материалы «Калининградской правды» проанализировать следующие темы:

1) Городской транспорт (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

2) Животные в городе (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

3) Городская связь (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

4) Дети в городе (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

5) Городское благоустройство (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

6) Достопримечательности (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

7) Королевский замок в прессе (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

8) Сеть здравоохранения (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

9) Сеть учреждений презрения (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

10) Городской досуг (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

11) Кинотеатры в городе (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

12) Рекреационные зоны в городе (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

13) Санитарное состояние Калининграда (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

14) Общественное питание (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

15) Городская «Индустрия красоты» (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

16) Учебная городская сеть (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

17) Городской спорт (1950-е гг, 1960-е гг., 1970 е гг, 1980-е гг.)

Проектное задание связано с изучением городской социально-культурной инфраструктуры. Понятие «социально-культурная инфраструктура» является полидисциплинарным и исследуется помимо исторической науки в архитектуре, социологии, культурологии. В архитектуре и строительстве в понятие включается все, что образует материальную структуру города – «начиная от элементарных ячеек внутреннего пространства зданий до громадных территорий жилых и промышленных районов города».

Под инфраструктурой обычно понимается система вспомогательных отраслей какого-либо производства, обеспечивающих нормальную деятельность этого производства, а под социальной инфраструктурой — комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.

Городская инфраструктура представляет собой многообразный объект, для описания которого сложно подобрать адекватную метафору. На наш взгляд, наиболее удачным является представление отдельных элементов этой инфраструктуры как сети взаимодействующих объектов. Это в принципе, соответствует форме взаимодействия конкретных учреждений, формирующих ту или иную сторону городской среды.

· один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

· заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации

· сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина)

· частота появления сообщений,

· время появления сообщений.

3) Выделение единиц счета , которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

· физическая протяженность текстов;

· площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

· число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

· длительность трансляции по радио или ТВ;

· метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

· количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

5) Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор . Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.

Материал рекомендуется представлять в следующей таблице:

Количество смысловых единиц

1. Рекомендуется по результатам проекта создать облако тэгов. Создание облака тегов по любой категории с помощью программы manyeyes ( https://www-958.ibm.com/software/data/cognos/manyeyes/login )

2. Частотный анализ проводить в WordStaat

источник

Центральное место в развитии методологии истории на современном этапе занимают идеи междисциплинарности, то есть междисциплинарного изучения прошлого, планомерной интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией. Сближение с социологией позволило историкам активно применять новые методики, одной из которых является контент-анализ.

Понятие контент-анализа, имеющее корни в психологии и социологии, сегодня пока не имеет однозначного определения. Чаще всего контент-анализомназывают метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах (книгах, газетных или журнальных статьях, интервью, объявлениях, телевизионных выступлениях, исторических документах, дневниковых записях, речах, лозунгах, рекламе).

Некоторые определения контент-анализа подвергаются критике за то, что акцент в них делается на количественные параметры анализа текстов и при этом не отражена специфика качественных методов контент-анализа: статистическая (квантитативная) семантика;техника для объективного количественного анализа содержания коммуникации;техника для получения выводов при помощи объективного и систематического установления характеристик сообщений.

С другой стороны, слишком широким является определение контент-анализа как «исследовательская техника для получения результатов путем анализа содержания текста о состоянии и свойствах социальной действительности» (Е. Таршис)[19] или «метод содержательного качественного анализа источников» (К.В. Хвостова) [20].

Приведенные примеры отражают наличие различных подходов к контент-анализу, в основе которых лежат две разные методологии анализа текста — количественная и качественная. В количественном случае на первом месте находятся такие понятия, как характер выборки (слов, текстов или их частей), частотность появления в документах определенных характеристик содержания, статистические ассоциации. В качественном — символы, их контекст и интерпретация[15].

Вопрос о сочетании количественного и качественного анализа по сей день остается дискуссионным. Серди ученых и специалистов, использующих контент-анализ, отсутствует согласие относительно сфер применимости обоих методов [18]. Согласно данным о публикациях в научных журналах за период с 1993 по 2002 г., приведенным А.Н. Олейником, большая часть работ подготовлена либо с помощью количественных, либо качественных методов. Так, среди 1195 статей, опубликованных за указанный период времени в трех ведущих западных журналах в сфере маркетинга, 46,3% написаны по результатам количественных исследований, 38,4% имеют теоретический характер и в 6,5% обсуждаются результаты качественных исследований [24].

В данной методологической ситуации представляется важным учитывать, что с «процедурной» точки зрения контент-анализ представляет собой единство качественного и количественного подходов к анализу текстов и распадается на несколько этапов: первый этап анализа текста — расчленение текста на отдельные смысловые единицы, определение их значения и взаимосвязей — является качественным, второй этап — подсчет частоты употребления смысловых единиц или объема, который они занимают в тексте, — количественным, третий этап — интерпретация полученных результатов — вновь качественный.

Учитывая взаимодополняющий, а не взаимоисключающий характер данных методов, в настоящем исследовании под контент-анализом понимается «качественно-количественный метод изучения документов, который характеризуется строгостью процедуры и состоит в квантификационной обработке текста с дальнейшей интерпретацией результатов» (В. Иванов).

Исторически контент-анализ считается наиболее ранним систематическим подходом к изучению текста. Самый первый упоминаемый в литературе опыт контент-анализа — это проведенный в Швеции в XVIII в. анализ сборника из 90 церковных гимнов, обвиненных в несоответствии религиозным догматам. Наличие или отсутствие такового соответствия определялось путем подсчета в текстах этих гимнов религиозных символов и сравнения их с другими религиозными текстами, в частности, запрещенными церковью текстами «моравских братьев» [17].

Официально термин «контент-анализ» был введен в научный оборот во время Второй Мировой войны. Перед социологами была поставлена задача разработки специального метода для достоверного анализа средств массовой коммуникации (газетных изданий) на предмет содержания в них скрытой прогерманской агитации, ослабляющей моральный дух американского народа и усиливающей его противников. Разработанные в 40-х гг. методы обнаружения СМИ, проводящих антинациональную политику, были признаны классическими. По имени руководителя группы исследователей они получили название «тестов Ласвелла» (LaswellH.D.), а примененная техника — название «контент-анализа» (англ. contentanalysis; от content — содержание) [26].

Начиная с 1950-х гг. контент-анализ начал интенсивно использоваться для изучения широкого круга проблем гуманитарного знания и социальных наук [25]. Он нашел эффективное применение в зарубежных литературных и лингвистических исследованиях, работах по изучению этно-культурных, политических явлений, истории мысли [22].

В настоящее время контент-анализ все шире применяется во многих областях политической и экономической жизни, что способствует обретению большого прикладного значения используемых в методологии контент-анализа философских категорий, социологии и лингвистики.Вопрос о значении контент-анализа для гуманитарного знания является очевидным. Социальные и гуманитарные науки, в отличие от естественных, изучают человека и его действия не непосредственно, а опосредованно, через призму текста. Во всяком случае, именно так определяют специфику этих наук специалисты в области семиотики в самых различных ее версиях.

Исследовательская программа, основы которой были заложены М. Бахтиным, сводится к тому, что «метод (и предмет) работы гуманитария — философский в том смысле, что гуманитарий общается не с эмпирическим субъектом, но с возможным, предполагаемым субъектом (автором), предметно представленным только в его ино-бытии — в тексте» [1]. Ю.М. Лотман тоже соглашается с центральным местом текста в социальном анализе, подчеркивая, что наиболее полная и доступная информация принимает в этой отрасли знаний текстовый формат [27]:литературные произведения, газетные и журнальные публикации, произведения эпистолярного жанра, записи речей и транскрипты углубленных интервью.

Использование информации в текстовом формате особенно плодотворно при анализе социального взаимодействия, ибо текствсегда имеет адресата: потенциально неограниченный круг читателей; узкий круг знающих автора лиц; «альтер-эго» самого автора (дневник, записные книжки и т. д.). Иными словами, при изучении действия, определяемого через учет поведения окружающих и корректировку на этой основе собственных поступков [15], без внимательного анализа текстов не обойтись.

Взгляд на окружающий мир через призму текста создает определенные трудности для исследователя. Чаще других специалистов с ними приходится сталкиваться историку. Познавательная ситуация реконструкции социально-психологических процессов, протекающих в сознании людей прошлых эпох, имеет свои гносеологические особенности. Изучение сознания в исторической ретроспективе исключает возможность опроса, анкетирования, непосредственного наблюдения, социального эксперимента, т. е. неадаптированного применения категориального аппарата и методик, разработанных современной социальной психологией; между исследователем и общественно-исторической реальностью оказывается источник. Поэтому задача воссоздания социально-психологических процессов на конкретно-историческом материале с особой остротой ставит источниковедческие проблемы, как в аспекте «действительность — источник», так и в аспекте «источник — историк» [21].

Чем дальше мы уходим вглубь времен, тем сложнее становится разобраться с содержащейся в источниках информацией. Историк должен овладеть тайнами такого прочтения источника, которое учитывало бы специфику «культурного кода» эпохи и особенности личности его создателя. Только тогда станет ему доступной и так называемая ненамеренная, косвенная информация, содержащаяся практически в каждом источнике [3]. Чтобы извлечь нужную информацию из источника, субъективно отражающего объективный мир, историку необходимы специальные методы исследования.

Применение контент-анализа в исторических исследованиях имеет достаточно давнюю традицию как в зарубежной, так и в отечественной исторической науке. Первые работы зарубежных историков, использующих контент-анализ, появились в 1950-х гг. и были связаны с изучение биографических данных [23]. По мере усиления междисциплинарного взаимодействия специалистов различных областей научного знания, в частности, историков и социологов, спектр применения контент-анализа в исторических исследованиях на Западе (наибольшую активность проявляют историки США, Германии, Франции) постоянно расширялся [11]. В настоящее время существует устойчивая исследовательская традиция применения контент-анализа в зарубежных историко-культурных, историко-экономических, историко-психологических исследованиях [28].

В отечественной исторической науке вопрос об использовании формализованных приемов анализа нарративных исторических источников как средства для извлечения скрытой информации начал рассматриваться в работах советских историков. Существенная роль при этом отводилась применению методик контент-анализа. В 60-е гг. деятельность по применению математических методов исследования исторических источников связана с именами Ю. Кахка, И.Д. Ковальченко, В.А. Устинова [8].

Применение контент-анализа в исторической науке оказалось ограничено потребностью в сильной классической традиции в намного большей степени, чем в эмпирической социологии или психологии, построенных на методическом фундаменте непосредственных наблюдений и экспериментов [16]. Тем не менее к 80-м гг. ХХ в. сложилась практика использования контент-анализ в исторических исследованиях» [2].

Методы контент-анализа привлекались при изучении различных по времени и характеру исторических источников, сложного, в том числе нарративного, характера, содержащих однородную информацию по изучаемой проблеме (летописи, жалованные грамоты, законодательные памятники, хозяйственные анкеты, статистические описания, материалы прессы, источники личного происхождения, в частности, переписка, протоколы различных организаций и т. д.).

На начальном этапе (1960-е -1970-е гг.) среди работ, написанных с применением контент-анализа, преобладали исследования в области социально-экономической истории России, что характерно для советской науки в целом. Приемы контент-анализа использовались для обработки источников по экономической истории России XVIII-XIX вв. (сенатской анкеты 1767 г. о причинах повышения цен на хлеб, многочисленных сведений о ярмарочной торговли России во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. (Б.Н. Миронов) [14], крестьянских волнениях и движениях середины XIX — начала ХХ вв. (Б.Г. Литвак, О.Г. Буховец)[4], деятельности различных экономических организаций, государственных учреждений, к примеру, Высшего Совета Народного Хозяйства (В.З. Дробижев) [7] и др. Основными видами источников, привлекаемыми для подобных исследований, были статистические материалы, законодательные акты, материалы делопроизводства, документы политических партий и общественных организаций и др.

В 1980-е гг. в связи с постепенным отходом от идеологических и методологических установок меняется расстановка акцентов в выборе тем исторического исследования: внимание историков переключается с социально-экономической на социально-психологическую проблематику. Исследователей все больше начинает интересовать духовный облик, ментальность, как различных социальных групп, так и отдельного человека, что влечет за собой обращение к источникам личного происхождения и усложнение методик контент-анализа — он становится более трудоемким и изощренным.

Одна из первых попыток выявить с помощью контент-анализа эмоциональное восприятие исторического лица событий прошлого была предпринята А.С. Маджаровым, исследовавшим переписку Е. Сазонова с родными, которую он вел в течение пяти лет (с 1905 по 1910 г.) из Шлиссельбургской крепости, Бутырской тюрьмы и т. д. [9]. В тексте писем были выявлены и расположены во времени как положительные, так и отрицательные эмоциональные высказывания, что позволило проследить изменения психологического состояния и нормативной системы автора писем за исследуемый период.

Интересные результаты были получены в итоге использования методов контент-анализа в работе Н. В. Джакуповой. Составление социоматриц, по которым осуществлялся подсчет собранной методом контент-анализа социально-психологической информации, позволил проследить на всем периоде революционной деятельности членов политических кружков степень идейной сплоченности и привязанности друг к другу революционеров-семидесятников в процессе революционной борьбы [6].

Одним из интереснейших примеров применения методов контент-анализа к источникам личного происхождения является статья М.А. Давыдова, посвященная анализу характеристик и оценок, даваемых генералом А.П. Ермоловым своим современникам, реконструируемых по материалам мемуаров и частной переписки[5].

В 1990-е гг. тенденция к «психологизации» истории усиливается. Начиная с этого периода и до настоящего момента наблюдается растущий интерес к различным аспектам социально-психологической проблематики [4], что продиктовано всей внутренней логикой развития науки, общей гуманитаризацией знания [10].

Необходимость исследования социально-психологических явлений и процессов в исторической ретроспективе на конкретно-историческом материале связана с той ролью, которую играет духовная жизнь в развитии общества. Социально-психологические процессы во всех областях социальной деятельности и духовной жизни общества, на всех ее уровнях составляют одну из сторон исторического развития, обладают относительной самостоятельностью и оказывают воздействие на социально-экономические и политические отношения. Любые факторы исторического движения становятся реальными причинами, когда они пропущены через сознание человека и трансформированы им [10].

Тем не менее, как отмечает С.С. Минц, историческая наука «еще не нашла собственных средств моделирования личности» [13], поэтому при исследовании исторической психологии прибегает к использованию культурологического подхода, в частности, «приемам художественного моделирования». По мнению С.С. Минц, метод художественного моделирования для создания психологического портрета людей прошлых эпох является результатом «слияния исторически установленных фактов с личными качествами и особенно интуицией ученого» [13]. Контент-анализ в данном случае необходим для проверки фактов, полученных интуитивным путем, и создания объективного исторического портрета.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

С помощью методик контент-анализа С.С. Минц удается определить характеристики, даваемые авторами мемуаров современникам, и через эти оценки выявить ту скрытую информацию, которая показывает значимые черты личности мемуариста. Данная процедура позволяет исследовательнице выразительно воссоздать психологический портрет дворян последней трети XVIII — первой трети XIXв.

Подобную проблему — реконструкцию основных черт духовного облика дворян екатерининского «золотого века» — на основе эпистолярных источников исследует Е.Н. Марасинова. Автор подвергает выделенный комплекс писем контент-анализу и определяет ведущие ценностные системы, существовавшие в сознании дворянской интеллектуальной элиты, их взаимосвязь и эволюцию. Хотя результаты контент-анализа показали продуктивность этого метода, тем не менее автор делает вывод о том, что он «не может охватить все богатство содержания изучаемых текстов, поэтому нельзя ограничиваться лишь этим методом при воссоздании сложнейших социально-психологических процессов, его применение должно сочетаться с традиционными приемами исследования» [10].

Таким образом, задачи, которые ставит перед собой историк сегодня — воссоздание социально-психологической картины жизни общества, моделирование психологического портрета личности, реконструкции ментальности различных эпох, — требуют поиска эффективных путей извлечения из источников скрытой информации социально-психологического уровня. А признание того факта, что язык эпохи являлся индикатором изменений в обществе, фактором, влияющим на сознание современников, вызывает необходимость целенаправленного лексического и терминологического анализа источника.

Винокуров Н.И.,д.и.н., заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков имени В.Ф. Семенова ФГБОУ ВПО Московского государственного педагогическогоуниверситета, г. Москва;

Михайловский Ф.А.,д.и.н.,профессор кафедры всеобщей истории ГБОУ ВПО Московского государственного педагогического университета, г.Москва.

источник

Контент-анализ– научный метод, предполагающий формализованное исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения, представленных в них социальных, культурных, ментальных особенностей.Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой массив.

Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией [3]. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Роль ЭВМ при применении контент-анализа к данным исторических источниковследующая [2, с. 26]:

1. при определении частот встречаемости терминов в тексте (в тех случаях, когда они являются смысловыми единицами-категориями);

2. при определении частоты встречаемости категорий, включающих в себя группы терминов (в тех случаях, когда контекст не влияет существенно на идентификацию категории; например, термины — географические названия, а категория соответствует группе таких названий);

3. на этапе формирования исследователем смысловых единиц-категорий; с этой целью ЭВМ может распечатать алфавитный список всей лексики текста вместе с контекстом (группой, состоящей из нескольких слов);

4. при обработке полученных частотных данных с помощью целого набора программ статистического анализа.

Описывая процедуру контент-анализа, можно выделить несколько этапов:

ü Начальный этап исследования: На этом этапе, как правило, формулируется т.н. «эмпирическая теория» исследования. То есть, в ходе подготовки к проведению контент-анализа, ученый, как правило, систематизирует гипотезы, существующие в контексте данной проблематики и «отсеивает» те из них, которые не поддаются верификации на данных обусловленного информационного массива.

ü Операциональный этап исследования: На втором этапе исследования создается основа для верификации используемых дефиниций и терминов. Как правило, в этот момент в сплошном текстовом массиве выделяются относительно автономные части – «единицы контекста», релевантные, как содержанию всего текстового массива, так и общей совокупности сформулированных дефиниций и терминов.

ü Этап счета: На третьем этапе исследования проводится собственно контент-анализ. То есть, осуществляется сбор информации, учет индикаторов, первоначальная обработка результатов, включающая установление видов и содержания отношений связей между элементами счета (индикаторами контент-анализа). Причем, последнее — как внутри совокупности данных, так и по отношению к самой совокупности, как целостной информационной системе.

На данном этапе, принципиальную важность обретает то обстоятельство, что полученные данные должны гарантировать временную, интерсубъективную и инструментальную стабильность исследования, а также в полной мере соответствовать (находится в контексте) его теоретических посылок.

В случаях, если полученные данные расходятся с теоретическими посылками, на применение контент-аналитических процедур завершается и исследование начинается сызнова.

ü Остаточный анализ данных. На четвертом этапе осуществляется агрегирование (интерпретация числового материала в целях его обобщения), структуризация и группировка полученных данных для формирования адекватных моделей в контексте задач, поставленных на первом этапе исследования.

Перспективы применения ЭВМ в процедурах контент-анализа существенно возрастают в последние годы в связи с созданием большого количества архивов машиночитаемых данных. Особенно бурно процесс создания архивов (или банков) МЧД идет в Западной Европе, где создано несколько десятков таких архивов по средневековой истории Франции, Бельгии, Италии, ФРГ и других стран [2, с. 27].

Контент-анализ разделяют на количественный и качественный.

Количественный контент-анализв самом общем виде может быть представлен как систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов. Частота этих словосочетаний или сюжетов сравнивается с их частотой в других письменных или устных сообщениях, на основе чего делается вывод об основной направленности содержания исследуемого текста. Но количественный контент-анализ может основываться не только на тотальной сортировке элементов текстового массива, но и на определении частотности предварительно выделенных слов или понятий.

Один из интересных опытов количественного (частотного) контент-анализа в сфере политических исследований был предпринят на материале инаугурационных речей президентов США и строился на подсчете числа использования нескольких смысловых категорий, частота появлений которых достаточно широко варьировалась. В частности, были определены четыре смысловые категории, к каждой из которых могло относиться несколько конкретных понятий: национальная идентичность (правительство, Америка, наша/моя страна и т.д.), историческая отсылка (великое прошлое, предки и т.д.), фундаментальные ценности (Бог, Конституция, свобода и т.д.), состояние социума (сегодняшнее благополучие, уверенность в будущем).

Проведение количественного контент-анализа позволяет дать ответы на самые разные вопросы. Например, чтобы определить, насколько мировых лидеров интересуют проблемы борьбы с бедностью, можно взять подборки выступлений президентов стран «большой восьмерки» и подсчитать, сколько раз в текстах появятся слова «бедность» или «нищета». Другой возможный путь ответа на этот вопрос состоит в том, чтобы добавить к рассмотрению единицу анализа более высокого уровня, т.е. тему, определив границы сверхфразового единства.

В отличие от количественного (частотного) вида контент-анализа качественный вид методики ориентирован не на непосредственное количественное измерение элементов информационного массива, а на учет сочетания качественных и количественных показателей, характерных для этих элементов (степени развернутости изложения темы, ранга определенного политического понятия при его упоминании и т.д.). Качественный контент-анализ наиболее эффективен в случаях, когда необходимо определение целей субъекта политической деятельности, выраженных в явной или латентной форме.

Одним из примеров качественного контент-анализа может служить проведение исследовательской процедуры, опирающейся на графическое преобразование текста и иерархическую фиксацию элементов содержания текстового массива. Специфика его применения заключается также в выделении единиц анализа, способах их классификации и в том, что роль предварительных гипотез минимизируется, а сам анализ проводится с открытым, т.е. с неизвестным заранее результатом.

контент-анализ является весьма продуктивным методом исторических исследований, позволяющим порой получать весьма неожиданные результаты при изучении, как отдельных нарративных источников, так и больших несистематизированных информационных массивов.

Как пример использования элементов контент-анализа представим результаты собственного опыта работы с лозунгами плакатов Великой Отечественной войны с помощью программы Wordstat. Программа Wordstat для статистического анализа текстов позволяет подсчитать, сколько раз то или иное слово встречается в выбранном тексте. Частота использования конкретных слов, составляющих лозунги, представлена в табл. 6. Программа представила результаты со значением более 1. Анализируя их, приходишь к выводу, что лозунги плакатов отражали все изменения в ходе Великой Отечественной войны. Например, центральные категории для 1941-1943 гг. – слова, представляющие обобщенные категории «Родина» и «враг». Ситуация меняется в 1944 г.: появляется стойкое предчувствие скорой победы. А в 1945 г. центральная категория — «слава».

Москву 8 будет 5 родину 5 врага 5 фашистских 5 бей 3 ряды 3 смело 3 фашизм 3 больше 3 бойцам 3 как 2 защиту 2 Ленина 2 лица 2 клещи 2 комсомолец 2 защитим 2 гадине 2 все 2 борцов 2 героем 2 девушки 2 города 2 головой 2 убрать 2 удар 2 тыл 2 слава 2 так 2 честь 2 шапку 2 фронту 2 урожай 2 фронт 2 орудья 2 отцами 2 ночам 2 народного 2 наше 2 свободу 2 своей 2 под 2 партизанам 2 победа 2 врага 5 родину 4 здесь 3 смерть 3 жены 3 армии 3 все 3 где 3 фрицев 3 честь 2 что 2 фронту 2 Гитлер 2 воин 2 бей 2 это 2 били 2 бою 2 боевое 2 окна 2 немецким 2 отстоим 2 спаси 2 строем 2 для 2 детей 2 жизнь 2 красной 2 теперь 2 фашистская 5 врага 5 немецкий 4 зверь 4 наш 3 Украина 2 захватчикам 2 добить 2 Ленина 2 красной 2 землю 2 что 2 будем 2 боец 2 гитлеровским 2 Днепр 2 громить 2 город 2 советских 2 смерть 2 слава 2 тебя 2 танк 2 стоит 2 пройдет 2 нечисти 2 удар 2 нам 2 поможем 2 партизанки 2 очистим 2 победе 4 фашистской 4 вперед 3 родина 3 Берлина 2 его 2 что 2 освобождение 2 славу 3 воину 3 красной 2 освободим 2 армии 2 знамя 2 советских 2 фашистского 2 победой 2 освободитель 2 победителю 2

Таблица 6. Статистика частоты использования слов в плакатных лозунгах

(на примере работ альбома «Плакаты Великой Отечественной»)

В последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора и автомобиля.

Информационные технологии сегодня занимают особое место в системе методов исторического исследования. Они позволяют расширить возможности изучения историко-социальных объектов, выразить в количественной форме степень взаимодействия составляющих их элементов, определить силу и характер влияния различных факторов, синтезировать новые источники, содержащие необходимые сведения. Поэтому они все чаще привлекают внимание историков в их стремлении дать более широкую трактовку данных, содержащихся в исторических источниках, особенно массовых, точнее охарактеризовать сущность изучаемых явлений и процессов, выявить закономерности исторического развития, которые носят вероятностный характер, получить новые знания или уточнить (подтвердить) имеющееся.

Количественные методы предполагают, прежде всего, упорядочение количественных данных, чаще всего в виде таблицы, а затем их вычисление с использованием мер уровня, например, средней арифметической или моды (наиболее типичного значения признака). Что же касается качественных признаков, то они измеряются посредством контент-анализа, который состоит в выявлении смысловых единиц (категорий) в тексте источника, подсчете их частот и определении их взаимосвязи. Решение задачи систематизации корпуса картографических источников с учетом местонахождения и возможностей снятия качественных копий, естественно, сопряжено с применением компьютерных методов.

Таким образом, компьютерная технология, используемая в общественных науках, содействует изменению методологии их научного поиска, способа постижения истины. Происходит формирование иного подхода к самой исследовательской деятельности, которая, в отличие от предыдущей, характеризуется большей точностью, логичностью, аналитичностью и конструктивностью. При этом навыки, приобретенные обществоведами в результате обращения к компьютерной технике и технологии, не столько сближают их стиль мышления с естественнонаучным, сколько способствуют выходу гуманитарного познания на новый качественный уровень.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Акимов, В.П. Изучение структуры конфликта на основе анализа событий: русско-германские отношения в 70-х годах XIX в. / В.П. Акимов, В.М. Сергеев // Математические методы и ЭВМ в историко-типологических исследованиях. – М.: Наука, 1988. – С. 186-199.

2 Бокарев, Ю.П. Крестьянское хозяйство и развитие промышленности советской России в середине 20-х годов XX в. / Ю.П. Бокарев // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. — М.: Наука, 1977. – С. 8-24.

3 Бородкин Л. И. Контент-анализ и проблемы изучения исторических источников // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. — М.: Наука, 1986. — С. 8-30.

4 Григорьев, С.И. Проведение контент-анализа / С.И. Григорьев [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.psyfactor.org/lib/k-a2.htm. – Дата доступа: 25.03.2008.

5 Деопик, Д.В. Некоторые принципы построения формализованных языков для исследования исторических источников / Д.В. Делопик // Количественные методы в гуманитарных науках. — М.: Издательство Московского университета, 1981. — С. 5-10.

6 Историческая информатика: Информатика для историч. спец. / Под ред. В.Н. Сидорцова, Л.И. Бородкина. – Мн.: Веды, 1998. – 316 с.

7 Ковальченко, И.Д. Исторический источник в свете учения об информации / И.Д. Ковальченко // История СССР. — 1982. — №3. — С. 124-136.

8 Методология истории. — Мн.: ТетраСистемс, 1996. – 240 с.

9 Минц, С.С. О возможном подходе к изучению социального сознания в историко-культурных исследованиях (постановка проблемы) / С.С. Минц // Математические методы и ЭВМ в историко-типологических исследованиях. – М.: Наука, 1989. – С. 212-225.

10 Сідарцоў, У. Сучасныя метадалагічныя праблемы гістарычнага пазнання / У. Сідарцоў // Беларускі гістарычны часопіс. — 2001. — №2. – С. 3-12.

11 Спиридонов, М.Ф. Закрепощение крестьянства Беларуси (XV — XVI вв.) / М.Ф. Спиридонов. — Мн.: Навукаі тэхніка, 1993. – 223 с.

12 Устинов, В.А. Опыт имитационного моделирования историко-социального процесса / В.А. Устинов, Е.Н. Кузищин, Ю.Н. Павловский, А.Г. Гусейнова // Вопросы истории. – 1976. — № 11. – С. 25-36.

источник