Меню Рубрики

Как сделать главу об анализе данных

Несмотря на то, что «процесс анализа информации» — это скорее технический термин, но его наполнение на 90 % связано с деятельностью человека.

Понимание потребностей в основе любой задачи по анализу информации тесно связано с пониманием бизнеса компании. Сбор данных из подходящих источников требует опыта в их подборе, независимо от того, насколько окончательный процесс сбора данных может быть автоматизирован. Для превращения собранных данных в аналитические выводы и эффективного применения их на практике необходимы глубокие знания бизнес-процессов и наличие навыков консультирования.

Процесс анализа информации представляет собой цикличный поток событий, который начинается с анализа потребностей в рассматриваемой области. Затем следует сбор информации из вторичных и (или) первичных источников, ее анализ и подготовка отчета для лиц, ответственных за принятие решений, которые будут его использовать, а также давать свои отзывы и готовить предложения.

На международном уровне процесс анализа информации характеризуется следующим образом:

  • Сначала в ключевых бизнес-процессах определяются этапы принятия решений, которые сопоставляются со стандартными конечными результатами анализа информации.
  • Процесс анализа информации начинается с оценки потребностей на международном уровне, т. е. с определения будущих потребностей, связанных с принятием решений, и их проверкой.
  • Этап сбора информации автоматизирован, что позволяет выделить время и ресурсы на первичный анализ информации и, соответственно, повысить ценность уже имеющейся вторичной информации.
  • Значительная часть времени и ресурсов тратится на анализ информации, выводы и интерпретацию.
  • Полученная в результате аналитическая информация доводится до сведения каждого лица, ответственного за принятие решений, в индивидуальном порядке с отслеживанием процесса ее дальнейшего использования.
  • У членов группы, которая занимается анализом информации, сформирована установка на непрерывное совершенствование.

Термин «процесс анализа информации» означает непрерывный, цикличный процесс, который начинается с определения информационных потребностей людей, ответственных за принятие решений, и заканчивается предоставлением того объема информации, который соответствует этим потребностям. В этом отношении необходимо сразу же провести различие между объемом информации и процессом анализа информации. Определение объема информации направлено на выявление целей и потребностей в информационных ресурсах для всей программы анализа информации, тогда как процесс анализа информации начинается с определения потребностей по одному, пусть даже и незначительному, конечному результату такого анализа.

Процесс анализа информации всегда должен быть привязан к существующим в компании процессам, то есть стратегическому планированию, продажам, маркетингу или управлению производством товара, в рамках которых и будет использоваться данная информация. На практике же использование полученной на выходе информации должно быть либо напрямую связано с ситуациями принятия решений, либо такая информация должна способствовать повышению уровня информированности организации по тем направлениям операционной деятельности, которые имеют отношение к различным бизнес-процессам.

На рис. 1 показаны этапы цикличного процесса анализа информации (подробнее об этом см. ниже). В свою очередь, в правой части диаграммы показаны конкретные итоги процесса анализа информации, когда решения принимаются на основе общих исследований рынка, и итоги процесса анализа информации, прямо связанного с различными бизнес-процессами и проектами.


Кликните мышкой по изображению, чтобы увеличить его

Цикл анализа информации состоит из шести этапов. Их подробное описание приведено ниже.

Тщательная оценка потребностей позволяет определить цели и объем задачи по анализу информации. Даже если те, кто решает такую задачу, будут вести сбор информации для собственного использования, имеет смысл четко обозначить ключевые направления в решении этой задачи для концентрации ресурсов в наиболее подходящих областях. Однако в подавляющем большинстве случаев те, кто проводит исследования, не являются конечными пользователями его результатов. Поэтому они должны иметь полное представление о том, для чего будут использоваться конечные результаты, чтобы исключить сбор и анализ данных, которые в конечном итоге могут оказаться неактуальными для пользователей. Для этапа анализа потребностей разработаны различные шаблоны и анкеты, задающие высокую планку качества на начальной стадии решения задачи.

Однако самое важное заключается в том, что потребности организации в анализе информации должны быть до конца изучены и трансформированы из внешних во внутренние для того, чтобы программа анализа информации представляла собой определенную ценность. Сами по себе шаблоны и анкеты не могут обеспечить достижение этой цели. Они, естественно, могут оказаться полезными, но бывали случаи, когда отличный анализ потребностей проводился просто на основе неофициальной беседы с руководителями компании. Это, в свою очередь, требует от группы по анализу информации подхода с позиций консультирования или, по крайней мере, умения продуктивно вести деловые переговоры с теми, кто отвечает за принятие решений.

В рамках цикла анализа информации мы отдельно выделяем сбор информации из вторичных и первичных источников. Для этого есть ряд причин. Во-первых, сбор информации из общедоступных источников обходится дешевле, чем обращение напрямую к первичным источникам. Во-вторых, это проще, при том, разумеется, условии, что люди, перед которыми поставлена такая задача, имеют достаточный опыт изучения имеющихся вторичных источников. На самом деле, управление источниками информации и связанная с этим оптимизация затрат сами по себе являются отдельной областью знаний. В-третьих, охват вторичных источников информации перед проведением исследований в форме интервью даст тем, кто проводит такие исследования, ценную базовую информацию общего характера, которую можно проверить и использовать, выдавая ее в ответ на информацию от интервьюируемых. Кроме того, если в ходе изучения вторичных источников удастся получить ответы на некоторые вопросы, это снизит стоимость этапа исследований первичных источников, а иногда и вовсе исключит необходимость их проведения.

Каким бы огромным ни был объем имеющейся на сегодняшний день общедоступной информации, не ко всем сведениям можно получить доступ через изучение вторичных источников. После изучения вторичных источников пробелы в исследовании можно заполнить, интервьюируя экспертов, хорошо знакомых с темой исследования. Этот этап может оказаться относительно дорогим по сравнению с изучением вторичных источников, что, естественно, зависит от масштаба поставленной задачи, а также от того, какие ресурсы задействованы: нередко компании привлекают к участию в исследованиях первичных источников сторонних исполнителей.

После сбора информации из различных источников необходимо разобраться, что именно из этого нужно для первоначального анализа потребностей в соответствии с поставленной задачей. Опять-таки, в зависимости от объема поставленной задачи этот этап исследований может оказаться довольно затратным, так как включает в себя, по меньшей мере, временные затраты внутренних, а иногда и внешних, ресурсов и, возможно, некую дополнительную проверку правильности результатов анализов посредством дальнейших интервью.

Формат предоставления результатов после выполнения задачи по анализу информации имеет для конечных пользователей немаловажное значение. Как правило, у людей, ответственных за принятие решений, нет времени на поиск ключевых результатов анализа в большом объеме полученных ими данных. Основное содержание необходимо перевести в легкий для восприятия формат с учетом их требований. В то же время следует обеспечить удобный доступ к дополнительным фоновым данным для тех, кто заинтересуется и захочет «копнуть глубже». Эти основные правила применяются независимо от формата предоставления информации, будь то программное обеспечение с базой данных, информационный бюллетень, презентация PowerPoint, личная встреча или семинар. Кроме того, существует еще одна причина, по которой мы отделили этап предоставления информации от конечного использования, а также получения отзывов и предложений по предоставленной аналитической информации. Иногда решения будут приниматься в той же последовательности, в которой будет предоставляться аналитическая информация. Однако гораздо чаще базовые, справочные материалы будут предоставлены до того, как возникнет фактическая ситуация принятия решения, поэтому формат, канал и способ предоставления информации влияют на то, как она будет восприниматься.

Этап использования служит своего рода лакмусовой бумажкой для оценки успешности выполнения задачи по анализу информации. Он позволяет понять, отвечают ли полученные результаты потребностям, определенным в самом начале процесса анализа информации. Независимо от того, были ли получены ответы на все первоначально заданные вопросы, на этапе использования, как правило, возникают новые вопросы и необходимость в новом анализе потребностей, особенно если потребность в анализе информации носит постоянный характер. Кроме того, в результате совместных усилий по созданию информационных материалов конечными пользователями и специалистами в области анализа информации к моменту перехода на этап ее использования может оказаться, что конечные пользователи такой информации уже внесли свой вклад в ожидаемый конечный результат. С другой стороны, те, кто в основном занимался анализом, могут быть активно задействованы в процессе формирования выводов и интерпретации результатов, на основании которых будут приниматься окончательные решения. В идеале продуманные замечания и комментарии на этапе использования уже можно использовать в качестве основы для оценки потребностей в рамках следующей задачи анализа информации. Таким образом, цикл процесса анализа информации завершается.

Определение этапов принятия решений в бизнес-процессах, которые требуют проведения аналитических исследований рынка

Термин «анализ информации для этапа принятия решения» приобретает все большую популярность, поскольку компании, в которых уже действует программа анализа информации, начали рассматривать различные варианты более эффективной интеграции этих программ в процессы принятия решений. Насколько абстрактными, или наоборот конкретными, будут меры по «улучшению связи между конечными результатами анализа информации и бизнес-процессами», в значительной степени будет зависеть от того, были ли данные бизнес-процессы определены формально, а также от того, есть ли у группы по анализу информации понимание конкретных информационных потребностей, связанных с этапами принятия решений в рамках этих процессов.

Как мы упоминали в главе 1, методы и способы, которые обсуждаются в этой книге, оптимально подходят для компаний, у которых уже имеются структурированные бизнес-процессы, например процесс выработки стратегии. Компаниям, управление которыми не так четко структурировано, возможно, придется проявить некоторую креативность при использовании подходов методики проведения анализа рынка международного уровня с учетом действующих у них схем управления. Тем не менее, основные принципы, которые мы здесь рассматриваем, подойдут для любой компании.

Оценка потребностей в анализе информации: почему это так важно?

С учетом того, что понимание ключевых требований к анализу информации в самом начале этого процесса оказывает более сильное влияние на качество конечных результатов, чем какой бы то ни было этап данного процесса, поразительно, что этапу оценки потребностей нередко уделяется слишком мало внимания. Несмотря на потенциальную ограниченность ресурсов на других этапах процесса анализа информации, одно лишь пристальное внимание к оценке потребностей во многих случаях позволило бы существенно повысить ценность и применимость конечных результатов данного процесса, оправдывая таким образом затраты времени и ресурсов на выполнение задачи по анализу информации. Ниже мы рассмотрим конкретные способы улучшения качества оценки потребностей.

Нередко автоматически считается, что руководство знает, какая информация нужна компании. Однако на самом деле высшее руководство, как правило, имеет представление лишь о части информационных потребностей своей организации и даже в этом случае, возможно, находится не в самом лучшем положении, чтобы точно определить, какая информация нужна, не говоря уже о том, где ее можно найти.

В результате постоянно повторяется ситуация, когда для выполнения задач по анализу информации нет ни четко сформулированного представления о проблеме, ни ее бизнес-контекста. Те, кто лучше всего знаком с источниками информации и методами анализа, тратят время на беспорядочную, по всей видимости, обработку данных и не видят картины в целом, а также тех подходов, которые имеют наиболее существенное значение для компании. Неудивительно, что в результате люди, ответственные за принятие решений, получают гораздо больше информации, чем им нужно, что в принципе контрпродуктивно, поскольку вскоре они начинают игнорировать не только бесполезную, но и важную информацию. Им нужен не больший объем информации, а более качественная и точная информация.

В то же время у людей, ответственных за принятие решений, могут быть нереалистичные ожидания по поводу доступности и точности информации, так как перед постановкой задачи они не проконсультировались со специалистами в области анализа информации. Следовательно, в идеале специалисты в области анализа информации и люди, ответственные за принятие решений, должны находиться в постоянном контакте друг с другом и вместе работать над тем, чтобы обе стороны имели одинаковое представление о первоочередных информационных потребностях. Умение управлять этим процессом потребует от аналитиков, работающих в этом направлении, целого ряда навыков:

  • Аналитик должен понимать, как выявлять и определять информационные потребности людей, ответственных за принятие решений.
  • Аналитик должен развивать навыки эффективного общения, проведения интервью и презентаций.
  • В идеале аналитик должен разбираться в психологических типах личности, чтобы учитывать различную направленность людей, ответственных за принятие решений.
  • Аналитик должен знать организационную структуру, культуру и среду, а также ключевых опрашиваемых лиц.
  • Аналитик должен сохранять объективность.

На начальных этапах внедрения программы анализа информации целевая группа для проведения мероприятий, как правило, ограничена, равно как и конечные результаты, которые дает программа. Аналогичным образом при обработке конечных результатов часто возникают различные затруднения (так называемые «узкие места»): даже простой сбор разрозненных данных из вторичных и первичных источников может потребовать знаний и опыта, которых у компании нет, а после завершения сбора информации может оказаться, что времени и ресурсов для проведения детального анализа собранных данных недостаточно, не говоря уже о подготовке информативных и тщательно проработанных презентаций, которыми могли бы воспользоваться люди, ответственные за принятие решений. Более того, на начальных этапах разработки программы анализа информации практически ни у одной компании нет специальных инструментов хранения и распространения результатов такого анализа. Как правило, в конечном итоге результаты предоставляются целевым группам в виде обычных вложений, пересылаемых по электронной почте.

Сложности выполнения аналитической задачи в рамках цикла анализа информации можно описать, пользуясь стандартным треугольником управления проектом, т. е. необходимо выполнить задачу и выдать результат при трех основных ограничениях: бюджете, сроках и объеме работ. Во многих случаях эти три ограничения конкурируют между собой: в стандартной задаче по анализу информации увеличение объема работ потребует увеличения сроков и бюджета; жесткое ограничение по срокам, вероятно, будет означать увеличение бюджета и одновременное сокращение объема работ, а ограниченный бюджет, скорее всего, означает как ограничение объема работ, так и сокращение сроков на реализацию проекта.

Читайте также:  Развитие как объект философского анализа

Возникновение в процессе анализа информации «узких мест» обычно приводит к существенным трениям при выполнении исследовательской задачи в рамках цикла анализа информации на начальных этапах разработки программы для такого анализа. Поскольку ресурсы ограничены, в первую очередь следует устранить наиболее критичные «узкие места». Достаточно ли у группы по анализу информации возможностей для его проведения? Необходимо ли дополнительное обучение? Или проблема скорее заключается в том, что аналитикам не хватает ценной информации, с которой можно работать — другими словами, наиболее критичным «узким местом» является сбор информации? А может быть, группе по анализу информации просто не хватает времени, то есть группа не в состоянии своевременно реагировать на срочные запросы?

Повысить эффективность выполнения аналитической задачи в рамках цикла анализа информации можно в двух направлениях. «Производительность» цикла, т. е. тщательность, с которой группа по анализу информации может обрабатывать аналитические задачи на каждом этапе, и скорость ответа на вопрос. На рис. 2 показана разница между этими подходами и в целом различие между задачами по стратегическому анализу и запросами на проведение исследований, требующими оперативного реагирования.

Хотя и тот, и другой подход предполагают прохождение аналитической задачи через все этапы цикла анализа информации, группа по анализу информации, перед которой поставлена задача оперативно провести исследования, будет работать над изучением вторичных и первичных источников параллельно (иногда один телефонный звонок специалисту может дать необходимые ответы на вопросы, поставленные в запросе на проведение исследований). Кроме того, во многих случаях анализ и предоставление информации объединены, например, в кратком обзоре, который аналитик передает руководителю, запросившему данную информацию.

Производительность цикла анализа информации можно повысить, добавив либо внутренние (нанятые), либо внешние (приобретенные) ресурсы там, где они необходимы, что позволит добиться более качественных результатов и расширить возможности по обслуживанию все большего количества групп пользователей в пределах организации.

Тот же принцип применим и к обеспечению быстродействия при реализации последовательности операций, т. е. важно то, насколько быстро срочная задача по проведению исследований проходит через различные этапы цикла. По сложившейся традиции компании преимущественно концентрируются на обеспечении стабильной пропускной способности посредством долгосрочных схем планирования ресурсов и обучения персонала. Однако по мере развития такого специализированного направления, как анализ информации, и повышения доступности глобальных профессиональных ресурсов, привлекаемых со стороны, все большее распространение получают и временные схемы, реализуемые в каждом конкретном случае и обеспечивающие необходимую гибкость.

На рис. 3 показаны два типа итоговых результатов цикла анализа информации, то есть стратегический анализ и исследования, требующие оперативного реагирования (см. график конечных результатов анализа информации). Несмотря на то, что задачи по проведению исследований, требующих оперативного реагирования, обычно связаны с бизнес-процессами, уровень их анализа не очень высок из-за банальной нехватки времени для проведения такого анализа. С другой стороны, задачи по стратегическому анализу, как правило, связаны с высоким уровнем совместного творчества на этапе анализа и предоставления информации, что ставит их практически на вершину треугольника, где осуществляется интерпретация и применение полученной информации.

Отлаженность процесса анализа информации можно наглядно представить в виде графика цикла равномерной толщины (рис. 2), в том смысле, что зрелый процесс анализа информации не имеет «слабых звеньев» или существенных «узких мест» в организации последовательности операций. Такая равномерность требует соответствующего планирования ресурсов на каждом этапе, что, в свою очередь, достигается благодаря многократному прохождению цикла с учетом всех деталей. Например, первоначальную оценку потребностей можно постепенно улучшить благодаря тому, что люди, ответственные за принятие решений и пользующиеся результатами работы, будут замечать недостатки и типичные расхождения на начальном этапе выполнения задач по аналитическим исследованиям рынка. С тем же успехом можно со временем развить сотрудничество между специалистами по поиску информации и аналитиками (если эти две функции разделены) благодаря тому, что вопросы, которые ранее остались незамеченными и были подняты в ходе анализа, передаются специалистам по поиску информации с целью сбора дополнительных данных. Со временем опыт покажет, какие ресурсы нужны для каждого из этих этапов, чтобы добиться оптимальных результатов.

Какие результаты в конечном итоге являются «оптимальными», определяется тем, насколько точно полученная на выходе информация соответствует потребностям людей, ответственных за принятие решений, в рамках бизнес-процессов. И это снова возвращает нас к равномерной толщине цикла анализа информации: процесс анализа информации международного уровня начинается не с оценки потребностей как таковых, а с четкого определения, где и как будет применяться полученная на выходе информация. На самом деле, общение между людьми, ответственными за принятие решений, и специалистами в области анализа информации в рамках всего аналитического процесса международного уровня должно быть постоянным, информативным и направленным в обе стороны.

Один из способов укрепления связей между принятием решений и исследованиями рынка — заключить соглашения об уровне услуг с ключевыми заинтересованными сторонами, которые обслуживает программа аналитических исследований рынка. Согласование необходимого уровня услуг по исследованиям рынка с руководителями высшего звена по стратегическому планированию, продажам, маркетингу и НИОКР позволит четко определить конечные результаты проведения таких аналитических исследований и мероприятия по каждой группе заинтересованных лиц на ближайшие 6–12 месяцев, в том числе бюджет на исследования рынка, задействованных лиц, основные этапы и взаимодействие на протяжении всего процесса.

Заключение соглашений об уровне услуг имеет ряд преимуществ:

  • Необходимо время, чтобы сесть и обсудить основные цели и этапы принятия решений по ответственным за ключевые бизнес-процессы = группа по исследованиям рынка получает более полное представление о том, что важно для руководства, и вместе с тем улучшает личные отношения.
  • Уменьшается риск непредвиденной избыточной нагрузки по специальным проектам, благодаря выявлению направлений для регулярного пересмотра, стратегического анализа информации и т. д.
  • Появляется время для совместного творчества в процессе анализа информации: нередко совещания и семинары по аналитическим исследованиям рынка с участием постоянно занятых руководителей нужно планировать за несколько месяцев.
  • Благодаря четкой постановке целей и оценке результатов упорядочиваются мероприятия по исследованиям рынка, повышается уровень аналитики.
  • В целом уменьшается замкнутость организации и так называемое «варение в собственном соку», сотрудничество между руководителями и специалистами по аналитическим исследованиям рынка становится более плодотворным.

Приведенные в конце два примера наглядно показывают, как благодаря налаженному процессу анализа информации аналитическая группа может реагировать на различные требования, содержащиеся в задаче по анализу информации, в зависимости от географического региона, который анализируется в рамках этой задачи. В «западном мире» из вторичных источников можно получить большое количество достоверной информации практически по любой теме. Благодаря этому задача специалистов в области анализа информации сводится к поискам наилучших источников для эффективного с точки зрения затрат сбора информации с целью ее последующего анализа и предоставления отчетов.

С другой стороны, на развивающихся рынках часто наблюдается нехватка надежных вторичных источников или же отсутствие необходимых данных на английском языке. Следовательно, специалистам в области анализа информации нужно быстро обратиться к первичным источникам и провести интервью, как правило, на языке данной страны. В этой ситуации важно полагаться на достаточно большое количество источников, чтобы оценить правильность результатов исследований, прежде чем перейти к их анализу.

Компании, работающей в химической отрасли, потребовался большой объем информации о существовавших ранее, современных и будущих бизнес-циклах по нескольким направлениям производства товаров химической промышленности на рынке Северной Америки. Данную информацию предполагалось использовать для оценки будущего роста по определенным направлениям производства химической продукции, а также для планирования развития бизнеса на основе понимания бизнес-циклов в отрасли.

Анализ проводился с использованием статистических методов, в том числе регрессионного и визуального анализа. Анализ бизнес-циклов проходил как в количественном, так и в качественном отношении, с учетом мнений отраслевых экспертов о долгосрочном росте. При выполнении задачи использовались исключительно вторичные источники информации, а для проведения анализа — статистические методы, в том числе регрессионный и визуальный анализ. В результате был представлен подробный аналитический отчет с описанием длительности и характера бизнес-циклов, а также оценкой перспектив на будущее для ключевых направлений производства продукции компании (этилен, полиэтилен, стирол, аммиак и бутилкаучук).

Пример. Оценка рынка гидродифторида аммония и фтористоводородной кислоты в России и СНГ

Перед одним из крупнейших в мире ядерных центров стояла задача по изучению рынка для этих двух побочных продуктов его производства, а именно гидродифторида аммония и фтористоводородной кислоты, в России и СНГ. При недостаточной емкости этого рынка им пришлось бы инвестировать в строительство объектов по утилизации указанных продуктов.

Были проведены исследования вторичных источников как на уровне России и СНГ, так и на глобальном уровне. В связи с узкоспециализированным характером рынка и высоким внутренним потреблением побочных продуктов основной упор делался на исследования первичных источников. При подготовке к последующему анализу были проведены 50 подробных интервью с потенциальными клиентами, конкурентами и специалистами отрасли.

В окончательном отчете была представлена оценка объема рынка без учета внутреннего потребления, анализ сегментов, анализ импорта, анализ цепочки создания стоимости, анализ замещающих технологий и продуктов по каждому промышленному сегменту, прогноз развития рынка, анализ ценообразования и, наконец, оценка потенциальных возможностей рынка в России и СНГ.

Пример. Эффективный процесс анализа информации на основе оценки преобладающих тенденций для представления руководителям в виде отчетов

Ведущая энергетическая и нефтехимическая компания успешно усовершенствовала процесс анализа информации, приняв за основу анализ стратегических сценариев для сбора, анализа и предоставления информации.

Благодаря интеграции мероприятий по анализу информации в ключевые бизнес-процессы на этапе планирования, удалось четко определить истинные стратегические потребности организации и довести их до аналитической группы, которая, соответственно, сумела организовать процесс анализа таким образом, чтобы основное внимание уделялось стратегии и действиям. Процесс анализа информации в компании начинается с изучения преобладающих тенденций и заканчивается наглядными примерами реагирования на риски с рекомендациями для руководства.

Ключом к повышению эффективности программы анализа информации стала успешная оценка потребностей с точки зрения стратегических целей компании. При этом ответственные за принятие решений люди участвовали в процессе анализа информации уже на начальном этапе (обсуждения, совещания, семинары). Это способствовало налаживанию двустороннего диалога и более полной интеграции программы анализа информации в другие направления деятельности компании.

Пример. Глобальная биотехнологическая компания разработала цикл анализа информации для своевременного предоставления аналитических данных и упреждающего принятия решений.

Цель программы анализа информации заключалась в предоставлении информации с целью заблаговременного оповещения и предупреждения, что позволило бы ввести в действие реализуемые и выполнимые стратегии на всех рынках, где работает компания. Был введен в действие цикл анализа информации, в котором на нескольких этапах были задействованы лица, заинтересованные в анализе информации (как для ввода, так и для вывода информации), а также многочисленные источники информации.

Лица, заинтересованные в анализе информации, представляли четыре ключевые функции в компании (группа по стратегии, маркетинг и продажи, финансы, связи с инвесторами и директора). Наиболее активная деятельность велась на этапах планирования и реализации. Успешное внедрение цикла анализа информации, объединившего внутренние заинтересованные стороны (для оценки потребностей) и многочисленные источники информации в рамках четко определенного процесса предоставления результатов анализа, означало, что реализованная аналитическая программа оказала определенное влияние на разработку стратегии и упреждающее принятие решений.

источник

Дипломная работа – завершающий этап обучения в ВУЗе или ССУЗе. Она должна раскрыть все знания студента, накопленные им в за несколько лет труда в учебном заведении. Особенности написания выпускной квалификационной работ зависят от специфики изучаемого предмета, а также рода направления получаемого образования.

Стандартная дипломная работа состоит из нескольких разделов, каждый из которых раскрывает особенности изучаемого объекта. К ним относятся:

Первый раздел состоит из большого объема теоретического материала из различных источников. В ходе написания этой части студент должен показать свои знания и умения находить, изучать и систематизировать нужную информацию, а также представлять ее именно в том виде, который соответствует направлению дипломной работы. Если сбор данных обычно является не такой уж сложной задачей, то значительно большую трудность вызывает написание второго раздела диплома.

В ходе разработки практической части студент как правило сталкивается с проблемой правильного использования всех накопленных в первом разделе теоретических знаний. Она является логическим выводом всей дипломной работы, выраженном в анализе и числовом представлении теоретической информации, обнаруженной в различных источниках.

Практическая часть состоит из двух подразделов:

  • Аналитической главы;
  • Проектной главы.

Если второй подпункт при написании обычно не вызывает затруднения, так как является творческим полетом мысли о будущем изучаемой проблемы и ее решения, то с аналитической главой нужно немного повозиться. Давайте поговорим о ней немного подробнее.

Даже исходя из названия можно понять, что цель написания данного раздела состоит в поиске и исследовании закономерностей развития тех или иных процессов, связанных с объектом дипломной работы. Аналитическая глава позволяет связать теорию и практику воедино.

Если будущая специализация студента относится к точным наукам, то анализ нужно проводить строго опираясь на фактические данные, а также результаты экспериментов и созданных моделей. В случае с гуманитарными дисциплинами анализ представляет собой последовательные рассуждения, основанные на сравнении различных источников информации. Для такой работы можно использовать цитаты из научных трудов, книг, литературных и архивных источников, а также официальных документов.

Задачи, которые ставятся перед студентом при написании аналитического раздела:

  • Подробно и досконально изучить объект исследования дипломной работы, что позволит максимально разобраться в данной области.
  • Проанализировать общее положение дел на предприятии, а также продумать пути совершенствования его работы (с учетом иноваций).
  • За счет того, что студент будет разбираться в проблеме своего исследования, можно значительно повысить интерес аттестационной комиссии во время защиты диплома. При этом оценка за работу несомненно станет выше.
  • Если грамотно произвести анализ объекта изучения, то написание следующей главы, а именно проектной части, не составит особого труда. В данном случае аналитический раздел выступает в роли базиса для прогнозировании дальнейших тенденций и особенностей работы предприятия.
Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

При написании работы нужно придерживаться некоторого плана, помогающего максимально раскрыть проблематику темы дипломной работы.

Стандартная последовательность действий по разработке главы может быть представлена следующим образом:

  1. Сбор исходных данных о конкретном объекте исследования. Если речь идет о предприятии, то необходимо не полениться, и собрать необходимую информацию в архиве или непосредственно у самих работников данной организации.
  2. Общий анализ и систематизирование нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность предприятия.
  3. Изучение и анализ данных, полученных в ходе разработки первого подраздела аналитической главы. При разработке нужно учесть, как общую тенденцию развития изучаемой проблемы, так и рассмотреть развитие каждой из ее составляющих. В конце подраздела нужно представить полученные результаты.
  4. Сравнить полученные показатели с другими подобными предприятиями, действующими на территории страны или конкретного региона.
  5. На основе полученных результатов сделать вывод о причинно-следственной связи возникновения тех или иных процессов на предприятии.

Таким образом, аналитическая глава дипломной работы должна состоять из следующих компонентов:

1. Вступление

В данном подразделе необходимо сформулировать проблематику вопроса, историю возникновения, его актуальность, а также (при необходимости) упомянуть об условиях проводимой исследовательской работы.

2. Основная часть

Здесь, для начала, нужно четко сформулировать цели, задачи и методы проводимого исследования. Затем необходимо проанализировать всю собранную информацию, а также для составления полной картины привести в пример не только свою, но и точку зрения других компетентных специалистов, которые сталкивались с подобным вопросом (соответствующим теме исследования).

Требования к разделу «Заключение»:

  • В выводе не должно быть текста, полностью повторяющегося в самой аналитической главе;
  • Итог не должен содержать в себе противоречивых высказываний, между приводимыми фактами должна прослеживаться логическая взаимосвязь;
  • Для составления полной картины аналитической работы желательно предложить хотя бы один вариант решения обнаруженной проблемы, связанной с темой диплома;
  • Не нужно расписывать заключение на несколько листов. Вывод должен быть кратким и емким.

Для того, чтобы достигнуть максимальной эффективности раскрытия темы диплома, аналитическую главу нужно писать с учетом следующих нюансов:

  • Сбор информации должен осуществляться всеми возможными способами: как с использованием электронных средств информации, так и копанием в архивах по старинке;
  • Весь объем аналитической части должен раскрывать заранее поставленные цели. Поэтому для обеспечения полноты раскрытия проблемы лучше сконцентрироваться на решении одной целевой задачи;
  • Если в тексте записки вы приводите какой-либо факт, то увяжите его с событиями или другими фактами. Так комиссия сможет понять о чем именно идет речь;
  • Стандартный размер аналитического раздела должен быть коло 7-12 страниц. Однако в разных учебных заведениях могут быть свои требования по оформлению дипломной работы и ее разделов;
  • Если вы пользуетесь электронными документами, содержащими разное стилистическое оформление, то при составлении материала в единое целое не забудьте привести свой аналитический раздел в надлежащий вид (с использованием единого стандартного шрифта, отступов, межстрочных и абзацных интервалов и т.д.);
  • Писать аналитический раздел нужно писать таким образом, чтобы даже непосвященный слушатель (или читатель) мог свободно вникнуть в суть разбираемой проблемы. Использование множества профессиональных терминов нежелательно, однако если нет возможности исключить некоторые из них, то необходимо обязательно приводить пояснения с подробной расшифровкой значения;
  • Для повышения наглядности нужно использовать таблицы, графики, линейные и круговые диаграммы. Их желательно оформить в виде приложений, прилагаемых в конце дипломной работы. Также стоит учесть, что использование цветных приложений значительно повысит интерес слушателей. Главное — не переборщить.
  • Все подразделы аналитической главы нужно начинать с нового листа (страницы);
  • В конце всего раздела необходимо подвести итог, в котором кратко и емко будут описаны выводы, вытекающие из всей проделанной исследовательской работы.

Аналитический раздел дипломной работы – своеобразное ядро, сочетающее в себе ваши мысли по поводу проблемы и методов ее решения. Без анализа теоретической составляющей невозможно перейти к расчетам, так как именно в ней раскрывается цель и верный путь проведения дальнейшего исследования.

Для того, чтобы написать качественный материал необходимо не только собрать огромный объем информации, но и не пожалеть времени для его досконального изучения. Ведь только если ты сам докопался до самой сути проблемы, можно успешно защитить и сдать дипломную работу.

источник

Заключительная часть серии статей от AIC о том, как анализировать ю-тесты

В прошлой статье мы писали, что на юзабилити-тестировании приоритетнее записывать действия респондента, а мнение и комментарии — по возможности. Вы можете вести записи во время тестирования и/или после по видеозаписи.

Выбирайте наиболее удобный и эффективный для вас формат сбора данных. Собирать их вы можете на стикерах, бумаге, в протокол или электронный документ.

Для записи на чистую бумагу запаситесь достаточным количеством листков и ручек, чтобы не пришлось сбегать с интервью. Помечайте вопрос, который вы задаете респонденту, затем записывайте его действия, ошибки и особо эмоциональные комментарии.

Другой вариант записи данных от руки: распечатайте сценарий вашего интервью на половину страницы, а данные записывайте на вторую половину. Старайтесь записывать данные в едином формате для всех респондентов, чтобы потом было просто соотнести их между собой и сделать выводы.

К примеру, вы можете разделить листок или документ на несколько частей в соответствии с шагами, который выполняет пользователь на сайте или в приложении. Напротив каждой такой части фиксируйте наблюдения за всеми респондентами. В итоге получите табличку, в которой будут уже рассортированные наблюдения, по которым легко будет делать выводы о каждом задании и шаге.

Первые два варианта подойдут тем, кто уверен в своем почерке и скорости письма. Альтернативой является запись в документ на компьютере. Для протокола лучше всего использовать табличку, в первом столбце которой будет сценарий интервью, а в других столбцах записи за респондентами.

Во время интервью записывайте пошагово действия и слова респондента. Не пытайтесь интерпретировать, давать оценку его действиям и словам. К примеру, если пользователь несколько раз пытался ввести свой пароль, есть соблазн написать: «Не понимает подсказку как создать пароль». Записывайте только факты: «Три раза пытался создать пароль, не получилось». Со словами так же — записывайте прямую речь, не делая выводов.

После тестов собирается достаточно много записей, особенно если у вас было больше 10 респондентов. Поэтому постарайтесь сначала выделить основные сложности, с которыми столкнулись участники исследования на каждом шагу. Следом найдите комментарии (пользовательскую оценку) респондентов по каждому этапу и в целом по отношению к продукту. Для каждого пункта таблицы анализируйте собранные данные и составляйте выводы.

К примеру, если несколько человек не смогли или не сразу придумали правильный пароль, то можно это выделить в проблему: «Пользователи не понимают, как составить пароль».

Если у заказчика были конкретные вопросы до исследования, найдите в данных ответы на них и отметьте, чтобы потом внести в отчет или презентацию. Данные нужно тщательно отобрать и интерпретировать их, исходя из контекста — ответ пользователя всегда зависит от его персональной ситуации, и при выводах нужно учитывать все детали.

К примеру, человек говорит, что не будет пользоваться авторизацией через соцсети. Причинами могут быть:

  • боязнь утечки персональных данных;
  • респондент не пользуется социальными сетями;
  • привык использовать и получать сообщения только на почту.

При любом из этих ответов мы не можем однозначно ответить: убирать такую авторизацию, оставить или изменить ее. Нужно разбирать ситуацию каждого респондента, чтобы не сделать неверных выводов на основании его ответов. И затем, при необходимости — проверять это на большой аудитории продукта.

Итак, вы провели интервью и собрали все данные. Проведите их анализ и сделайте выводы. При анализе записанных интервью смотрите каждый шаг заданий по каждому респонденту и группируйте наблюдения по общим темам. Прочитав все наблюдения по одной теме, постарайтесь сделать общие выводы для всех респондентов.

Проставьте в таблице оценку успешности прохождения сценариев каждому респонденту в зависимости от его ошибок: от «не выполнено» до “выполнено успешно”. После этого оцените, какие из заданий или шагов тестирования оказались наиболее проблемными и сложными для прохождения — о них стоит сообщить команде и заказчику в первую очередь.

Также в процессе тестирования отмечайте: какими путями при прохождении сценариев респонденты пользуются чаще, какие элементы вызывают положительную оценку или упрощают прохождение заданий. Это пригодится при редизайне, для планирования элементов и принятия решений о выборе ключевых их них.

После того, как вы выделили темы и собрали проблемы, не забудьте оценить их по критичности прохождения сценария исходя из того, как они влияли на респондентов:

  • Критические проблемы — из-за которых пользователь не может пройти сценарий,
  • Серьезные проблемы — увеличивают время прохождения сценария,
  • Минорные проблемы — вызывают вопросы у пользователей, но не влияют на прохождение сценариев.

Если в ходе тестирования респондент столкнулся с неинтерфейсными проблемами, их стоит вынести в раздел инсайтов. Инсайты — это знания, которые вы получили во время интервью или тестирования, но которые не относятся напрямую к интерфейсу. Здесь содержатся знания, которые могут быть полезны представителям бизнеса в целом и сделают отчет интересным не только команде продукта.

К примеру, респонденты отказываются оформлять заказ, потому что нет возможности оплатить заказ при получении. Стоит сообщить об этом команде и проверить с аналитиками, сколько пользователей уходит на этапе оплаты.

Выпишите полученные проблемы и инсайты исследования в отдельную табличку по каждому заданию и шагу — это содержание основной части вашего отчета. Такой список можно дополнить пояснениями, которые помогут другим членам команды понять, в чем конкретно состоит проблема и что происходило с пользователями при прохождении сценария.

Мы всегда делаем комплексные работы — с дизайном и A/B тестами. Поэтому важно понятно донести полученные результаты до команды, чтобы внести правильные изменения в интерфейс и протестировать их на большей выборке.

В создании отчета принимает участие специалист, проводящий исследования, ведущий UX-специалист с экспертными знания в отрасли, менеджер продукта и дизайнер (на случай, если нужна помощь в отрисовке макетов).

Отчет помогает членам команды и заинтересованным лицам узнать о недостатках продукта и точках роста. Также он помогает сравнить результативность продукта по прошествии нескольких итераций и отследить изменения.

В зависимости от целей исследования отчет также может включать в себя план развития продукта:

  • перечень исправлений текущего продукта и введение нового функционала;
  • список гипотез для A/B тестирований;
  • предложение по глобальной перестройке продукта.

Если команда торопится с внедрением изменений в продукт или не нуждается в оформлении результатов — их можно презентовать команде, обсудить и передать в работу.

Для внешних заказчиков или руководства лучше составлять отчет или презентацию, в которых будет рассказано все об исследовании с самого начала. Текст отчета должен быть максимально простым, конкретным и поясняющим. Старайтесь писать его как будто для людей, которые никогда не слышали про юзабилити-тестирования, про детали продукта и его возможности. Для наглядности добавьте скриншоты.

Начните отчет с описания тестируемого продукта, целей тестирования и вопросов, которые были до тестирования. В начале отчета должно быть описание самого исследования: как и где оно проводилось, на каких сегментах ЦА.

Основная часть отчета состоит из описания инсайтов, проблем интерфейса и рекомендаций по их решению. Сделайте выводы:

  • о том, какие задания были наиболее сложными;
  • о тенденциях в интерфейсе, которые были основными причинами ошибок и проблем;
  • о разных сегментах ЦА: были ли такие, которые справились хуже остальных, чем различается опыт групп.

Часть проблем может быть известны из данных аналитики или данных заказчика. В отчете эти проблемы следует раскрыть максимально, чтобы затем минимизировать уход пользователей.

К примеру, из данных аналитики мы знали, что анкета является узким местом на пути оформления покупки билетов. Поэтому в исследовании необходимо узнать, в чем причина проблемы.

Постарайтесь разобраться в каждом случае: почему проблема возникла, как сильно она нарушает сценарий, какие неверные или лишние действия совершают респонденты в процессе. Это поможет вам понять, какое решение позволит ликвидировать или снизить влияние проблемы.

В описании проблемы напишите, как она проявлялась во время тестирования (что делали респонденты), вставьте скриншот экрана, на котором есть эта проблема.

Опирайтесь на действия респондентов, а не на их слова, потому что часто это не совпадает. Например, респонденты не могут выполнить задание или выполняют его неправильно, но при этом говорят, что сайт удобный и понятный.

Старайтесь к каждой проблеме и инсайтам сформулировать рекомендацию. Это может быть текстовая рекомендация. Например, исправить верстку или оптимизировать скорость загрузки страницы. Либо это может быть макет элемента или целой страницы, или страница в дизайне. При этом визуальные рекомендации следует описывать: что сделали, что изменилось.

Если мы проводим юзабилити-тест с последующим A/B тестированием, на финальном этапе мы приоритезируем гипотезы, чтобы определиться с очередностью их запуска. Мы обсуждаем в команде с аналитиками все проблемы и оцениваем каждую гипотезу по нескольким критериям (обычно мы применяем PIE-фреймфорк):

  • Потенциал — то, как много улучшений можно сделать на странице. Как правило, потенциал устанавливается, опираясь на экспертную оценку исследователей, мнение клиентов, данные веб-аналитики по поведению пользователей на странице и трафику.
  • Важность — насколько ценен трафик на странице. Самые важные страницы — это страницы с самым дорогим и большим трафиком. Возможно, в результате тестирования мы найдем страницы со множеством ошибок юзабилити, но если они не имеют большого значения для бизнеса и не играют ключевой роли в достижении пользовательской цели, то приоритет по этой странице можно опустить.
  • Легкость — насколько легко будет выполнить тест на странице (техническая реализация, организационные или политические барьеры).
Читайте также:  Как здают анализ на желочный

После этого согласовываем список с заказчиком, поочередно выкатываем гипотезы на A/B тестирование и замеряем их эффективность.

Автор — Александра Вязовик, UX-исследователь в AIC

источник

Анализ данных полезно использовать в любой сфере деятельности: это утверждение легко подтверждается фактами. Примеры эффективного внедрения этого инструмента — в каждом бизнес-центре, журнальной бизнес-статье и даже на прилавках магазинов.

Примеры анализа данных в бизнесе — первое, о чем нужно задуматься предпринимателю, даже если он только в начале пути. Дорога, по которой он собирается идти, должна быть освещена: этот свет — знания, которые подсказывают ему, что от него ожидают потребители и как он может им это дать. Примеры — хорошее подспорье в вере, что это работает.

Применяют анализ данных, если говорить о примерах, абсолютно везде: наш мир полностью состоит из информации, и с этим нужно считаться. Условно можно поделить сферы использования анализа данных по виду бизнеса (на офлайн и онлайн-розницу) и по отделам внутри компании (в отделе кадров, в отделе продаж, маркетинге и т.д.).

Анализ и обработка данных помогает выполнять задачи контроля выполнения намеченных планов, изучения различных ситуаций от потребительского спроса до соотношения долей конкурентов на рынке, а также прогнозирования и планирования. Давайте рассмотрим примеры анализа данных в офлайне, онлайне в целом и в отделе кадров как в частном случае анализа данных внутри компании.

Пример задач анализа данных в розничных магазинах:

  • оценка покупательских предпочтений,
  • анализ остатков товаров на складах,
  • выявление наиболее и наименее продаваемых товаров,
  • оценка динамики продаж,
  • сравнение объемов продаж по контрагентам.

Пример задач анализа данных в интернет-магазинах:

  • выявление путей пользователей по сайту,
  • выявление причин брошенных корзин,
  • создание качественных рассылок на основании выявленных предпочтений покупателей,
  • настройка эффективной рекламы,
  • проведение A/B-тестирования.

Отдел кадров — одно из самых нуждающихся в анализе данных подразделений любого бизнеса. Здесь всегда много информации, которой требуется структурирование и анализ. Анализ данных в отделе кадров выполняет следующие задачи:

  • анализ затрат на корпоративные мероприятия с последующим их уменьшением,
  • анализ успешности мероприятий с последующей коррекцией программы и затрат на них,
  • срез зарплат сотрудников и изменение корпоративной политики,
  • анализ количества отработанных часов на менеджера с последующей корректировкой его действий,
  • отслеживание эффективности работников.

Примеры анализа данных в супермаркетах показывают, что покупатели чаще возвращаются в магазин, который следит за статистикой:

Стандартными источниками анализа и обработки данных в компании являются Google Analytics, колл-трекинговые системы, CRM. Когда данных становится слишком много и их нужно объединить в одном месте, аналитики советуют подключить к ним хранилище данных или аналитическую систему. Однако можно выделить и другие дополнительные источники данных. Обычно о них заходит разговор, когда задачи для анализа достаточно оригинальны и не ограничиваются исследованием имеющимися у компании данными. Это:

  • косвенные данные — они могут использоваться, например, для определения уровня финансового благосостояния жителей какого-либо региона; для этого можно провести анализ продаж товаров одинаковой функциональности, но отличающихся по цене (если доля продаж выше у товара с низкой ценой, то уровень финансовой обеспеченности жителей невысок);
  • данные из открытых источников — различных государственных сайтов со статистическими отчетами, корпоративных отчетов конкурентов, результатов маркетинговых исследований от различных компаний,
  • данные собственного маркетингового исследования.

Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными – находить полезные инсайты и использовать эту информацию для увеличения прибыли компании.

За это время мы разработали и внедрили решения для различных отраслей и направлений бизнеса:

  • анализ продаж,
  • прогнозирование эффективности промо-акций,
  • отслеживание воронки продаж по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,
  • сегментация по различным методам: ABC, RFM и т.д.,
  • ключевые показатели интернет-маркетинга,
  • анализ товара на складах,
  • аналитика для отдела кадров (карточки сотрудников, обучение, анализ KPI и т.д.),
  • анализ финансовых показателей
  • и многое другое.

Хотите узнать, как провести анализ и сделать отчеты быстро?

источник

При выполнении сложных аналитических задач по статистике (к примеру, корреляционного и дисперсионног.

При выполнении сложных аналитических задач по статистике (к примеру, корреляционного и дисперсионного анализа, расчетов по алгоритму Фурье, создания прогностической модели) пользователи часто интересуются, как добавить анализ данных в Excel. Обозначенный пакет функций предоставляет разносторонний аналитический инструментарий, полезный в ряде профессиональных сфер. Но он не относится к инструментам, включенным в Эксель по умолчанию и отображающимся на ленте. Выясним, как включить анализ данных в Excel 2007, 2010, 2013.

Рассмотрим анализ данных в Excel: как включить и чем будет отличаться процедура активации для других версий. В большинстве вариантов программы процедура выполняется одинаково. Поэтому последовательность действий, изложенная в разделе, подходит для большинства версий, в том числе для выпусков 2013 и 2016 годов.

Рассматриваемый пакет относится к категории надстроек, то есть сложных аналитических дополнений. Соответственно, для включения пакета переходим в меню надстроек. Эта процедура выполняется следующим образом:

  1. зайдите во вкладку «Файл», расположенную в верхней части ленты интерфейса;
  2. с левой стороны открывающегося меню найдите раздел «Параметры Эксель» и кликните по нему;
  3. просмотрите левую часть окошка, откройте категорию надстроек (вторая снизу в списке), выберите соответствующий пункт;
  4. в выпавшем диалоговом меню найдите пункт «Управление», кликните по нему мышью;
  5. клик вызовет на экран диалоговое окно, выберите раздел надстроек, если выставлено значение, отличное от «Надстройки Excel», поменяйте его на обозначенное;
  6. нажмите на экранную кнопку «Перейти» в разделе надстроек. В правой части выпадет список надстроек, которые устанавливает программа.

Поиск пакета в надстройках Excel

Рассмотрим, как активировать аналитические функции, предоставляемые надстройкой пакета:

  1. В перечне надстроек, выпавшем после последовательного выполнения предыдущих операций, пользователю надлежит поставить знак птички напротив раздела «Пакет анализа».
  2. Выбрав активацию пакета, необходимо нажать клавишу «Ок», расположенную в верхней правой части диалогового окна.
  3. После нажатия кнопки пакет появляется на ленте функций. Для получения доступа к нему в интерфейсе программы выбирается вкладка «Данные». В правой части меню «Раздел анализа». Там пользователь найдет иконку опции «Анализ данных».

Выбор нужной надстройки

Аналитический пакет оперирует большим набором инструментов, оптимизирующих решение статистических задач. Некоторые из числа:

  • операции с выборками;
  • построение гистограммы – разновидности столбчатой диаграммы, демонстрирующей разброс разных значений некоторого параметра в виде столбцов, площади которых соотносятся друг с другом так же, как удельные веса разных групп в рассмотренной выборе;
  • генерация случайных чисел;
  • порядковое и процентное ранжирование;
  • вариации регрессионного, дисперсионного, корреляционного, ковариационного анализа;
  • анализ по алгоритму Фурье;
  • экспоненциальное сглаживание – метод математических преобразований, преследующих цель выявления некоторого тренда или тенденции во временном ряду. Метод применяется для построения прогнозов.

Расположение функции «Анализ данных» на вкладке «Данные»

Чтобы применить ту или иную опцию, действуют по нижеприведенному алгоритму:

  1. Нажать на кнопку анализа на ленте.
  2. Кликнуть по названию необходимой пользователю функции.
  3. Нажать клавишу «Ок», находящуюся рядом с правым верхним углом окошка.
  4. В диалоговом окне указать массивы данных, используемые для решения текущей задачи.

Как включить анализ данных в Excel 2010

Функции, входящие в пакет, рассчитаны на использование чисел только с одного листа Эксель. Если нужные статистические значения помещены на нескольких листах, потребуется предварительно создать сводную таблицу, скопировав туда требуемые параметры.

Алгоритм, как включить анализ данных в Excel 2007, отличается от остальных тем, что в самом начале (для выхода на параметры Excel) вместо кнопки «Файл» пользователь нажимает четырехцветный символ Microsoft Office. В остальном же последовательность операций идентична приведенной для других версий.

Анализ данных в Excel 2007: как включить?

источник

Если вам по работе или учёбе приходится погружаться в океан цифр и искать в них подтверждение своих гипотез, вам определённо пригодятся эти техники работы в Microsoft Excel. Как их применять — показываем с помощью гифок.

Тренер Учебного центра Softline с 2008 года.

Базовый инструмент для работы с огромным количеством неструктурированных данных, из которых можно быстро сделать выводы и не возиться с фильтрацией и сортировкой вручную. Сводные таблицы можно создать с помощью нескольких действий и быстро настроить в зависимости от того, как именно вы хотите отобразить результаты.

Полезное дополнение. Вы также можете создавать сводные диаграммы на основе сводных таблиц, которые будут автоматически обновляться при их изменении. Это полезно, если вам, например, нужно регулярно создавать отчёты по одним и тем же параметрам.

Исходные данные могут быть любыми: данные по продажам, отгрузкам, доставкам и так далее.

  1. Откройте файл с таблицей, данные которой надо проанализировать.
  2. Выделите диапазон данных для анализа.
  3. Перейдите на вкладку «Вставка» → «Таблица» → «Сводная таблица» (для macOS на вкладке «Данные» в группе «Анализ»).
  4. Должно появиться диалоговое окно «Создание сводной таблицы».
  5. Настройте отображение данных, которые есть у вас в таблице.

Перед нами таблица с неструктурированными данными. Мы можем их систематизировать и настроить отображение тех данных, которые есть у нас в таблице. «Сумму заказов» отправляем в «Значения», а «Продавцов», «Дату продажи» — в «Строки». По данным разных продавцов за разные годы тут же посчитались суммы. При необходимости можно развернуть каждый год, квартал или месяц — получим более детальную информацию за конкретный период.

Набор опций будет зависеть от количества столбцов. Например, у нас пять столбцов. Их нужно просто правильно расположить и выбрать, что мы хотим показать. Скажем, сумму.

Можно её детализировать, например, по странам. Переносим «Страны».

Можно посмотреть результаты по продавцам. Меняем «Страну» на «Продавцов». По продавцам результаты будут такие.

Этот способ визуализации данных с географической привязкой позволяет анализировать данные, находить закономерности, имеющие региональное происхождение.

Полезное дополнение. Координаты нигде прописывать не нужно — достаточно лишь корректно указать географическое название в таблице.

  1. Откройте файл с таблицей, данные которой нужно визуализировать. Например, с информацией по разным городам и странам.
  2. Подготовьте данные для отображения на карте: «Главная» → «Форматировать как таблицу».
  3. Выделите диапазон данных для анализа.
  4. На вкладке «Вставка» есть кнопка 3D-карта.

Точки на карте — это наши города. Но просто города нам не очень интересны — интересно увидеть информацию, привязанную к этим городам. Например, суммы, которые можно отобразить через высоту столбика. При наведении курсора на столбик показывается сумма.

Также достаточно информативной является круговая диаграмма по годам. Размер круга задаётся суммой.

Зачастую в бизнес-процессах наблюдаются сезонные закономерности, которые необходимо учитывать при планировании. Лист прогноза — наиболее точный инструмент для прогнозирования в Excel, чем все функции, которые были до этого и есть сейчас. Его можно использовать для планирования деятельности коммерческих, финансовых, маркетинговых и других служб.

Полезное дополнение. Для расчёта прогноза потребуются данные за более ранние периоды. Точность прогнозирования зависит от количества данных по периодам — лучше не меньше, чем за год. Вам требуются одинаковые интервалы между точками данных (например, месяц или равное количество дней).

  1. Откройте таблицу с данными за период и соответствующими ему показателями, например, от года.
  2. Выделите два ряда данных.
  3. На вкладке «Данные» в группе нажмите кнопку «Лист прогноза».
  4. В окне «Создание листа прогноза» выберите график или гистограмму для визуального представления прогноза.
  5. Выберите дату окончания прогноза.

В примере ниже у нас есть данные за 2011, 2012 и 2013 годы. Важно указывать не числа, а именно временные периоды (то есть не 5 марта 2013 года, а март 2013-го).

Для прогноза на 2014 год вам потребуются два ряда данных: даты и соответствующие им значения показателей. Выделяем оба ряда данных.

На вкладке «Данные» в группе «Прогноз» нажимаем на «Лист прогноза». В появившемся окне «Создание листа прогноза» выбираем формат представления прогноза — график или гистограмму. В поле «Завершение прогноза» выбираем дату окончания, а затем нажимаем кнопку «Создать». Оранжевая линия — это и есть прогноз.

Эта функциональность, пожалуй, первый шаг к тому, что можно назвать бизнес-анализом. Приятно, что эта функциональность реализована наиболее дружественным по отношению к пользователю способом: желаемый результат достигается буквально в несколько кликов. Ничего не нужно считать, не надо записывать никаких формул. Достаточно выделить нужный диапазон и выбрать, какой результат вы хотите получить.

Полезное дополнение. Мгновенно можно создавать различные типы диаграмм или спарклайны (микрографики прямо в ячейке).

  1. Откройте таблицу с данными для анализа.
  2. Выделите нужный для анализа диапазон.
  3. При выделении диапазона внизу всегда появляется кнопка «Быстрый анализ». Она сразу предлагает совершить с данными несколько возможных действий. Например, найти итоги. Мы можем узнать суммы, они проставляются внизу.

В быстром анализе также есть несколько вариантов форматирования. Посмотреть, какие значения больше, а какие меньше, можно в самих ячейках гистограммы.

Также можно проставить в ячейках разноцветные значки: зелёные — наибольшие значения, красные — наименьшие.

Надеемся, что эти приёмы помогут ускорить работу с анализом данных в Microsoft Excel и быстрее покорить вершины этого сложного, но такого полезного с точки зрения работы с цифрами приложения.

источник