Меню Рубрики

Как провести анализ на знание предмета

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

источник

Аналитическая справка по проведению контрольных срезов знаний обучающихся по предметам общеобразовательного цикла

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

по проведению контрольных срезов знаний обучающихся по предметам общеобразовательного цикла

Согласно плану внутреннего мониторинга качества образования в МБОУ СОШ №11 в декабре была проведена проверка уровня предметных достижений учащихся по истории в 5 классе (учитель Харахашян Е. В.), литературе в 6 классе (учитель Тухикян Г. А.), геометрии в 7 классе (учитель Баян П. С

осуществление школьного мониторинга качества образования;

определение успеваемости и качества знаний учащихся по предметам;

сформированность общеучебных умений;

умение применять знания на практике;

усвоение программного материала учащимися за 1 полугодие.

Поставленная цель определила характер проверочных заданий, форму контроля и оценку выполнения работы. На выполнение контрольной работы отводился один урок . Структура и содержание письменной работы соответствовали объему и характеру подготовки учащихся 5-го класса. Работа состояла из четырех аспектов, которые охватывали знание географического положения изучаемых стран, хронологию, персоналии, изобретения. Работа была рассчитана на 45 минут. Результаты контроля представлены в таблице.

27 (3 на дому, 1 по АОП для УОД (9.1))

При проверке и сравнительном анализе было выявлены следующие типичные ошибки :

Усвоение фактического материала.

Знание географических понятий.

Допускают ошибки в соотнесении исторической личности и места её проживания.

Слабое знание исторической географии.

Цель: проверить общий уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта и программы на конец  полугодия.

Поставленная цель определила характер проверочных заданий, форму контроля и оценку выполнения работы. На выполнение контрольной работы отводился один урок. Результаты контроля представлены в таблице.

Выводы: Анализ результатов контрольных работ показал, что учащиеся имеют средний уровень подготовки. Поэлементный анализ выполнения контрольной работы показал, что по темам, изученным в 6-ом классе 100 % учащихся показали знания фактического материала

Однако поэлементный анализ контрольной работы позволил выявить типичные затруднения, которые испытывают учащиеся. Большинство учащихся не владеют специальными терминами изучаемого предмета.

Допущены ошибки в вопросах, касающихся определения темы стихотворения, имени русского баснописца, приемов сравнения понятия лирического героя.

Причины низкой результативности видятся:

нет системы в подготовке домашнего задания;

рассеянное внимание на уроках;

низкий уровень реальных возможностей части учеников;

слишком мало времени уделяется отработке изобразительно-выразительных средств;

недостаточно доступное объяснение;

тезис, рассуждения и вывод делается учителем, а не учениками или совместно.

Выводы и рекомендации. Исходя из вышеизложенного следует, что:

необходимо усилить развивающую направленность уроков литературы с целью более интенсивного развития интеллектуальных способностей учащихся;

обратить внимание на повышение уровня формирования базовых знаний, умений и навыков, определяемых учебной программой;

активизировать развитие и закрепление основных навыков при работе с текстом;

больше времени уделять индивидуализации и дифференциации обучения;

учить детей анализировать произведение самостоятельно;

обращать внимание на «проблемные» моменты каждого отдельного класса и найти способ к устранению.

Цель: проверить общий уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта и программы на конец  полугодия.

На выполнение контрольной работы отводился один урок. Результаты контроля представлены в таблице.

Читайте также:  Как можно сдать анализ на хламидии

Анализ контрольной работы позволил выявить типичные затруднения, которые испытывают учащиеся:

построении углов, нахождении лучей и биссектрис;

построении высот, медиан и биссектрис;

применении аксиом при решении задач.

Итоги контрольной работы позволил выявить типичные затруднения, которые испытывают учащиеся. Перечень ошибок говорит о том, что у учащихся слабо развито пространственное мышление. Следует обратить внимание на слабоуспевающих обучающихся и поставить их на постоянный контроль со стороны учителя.

На основании вышеизложенного рекомендовано:

Рекомендации: Исходя из анализа контрольных работ рекомендовано:

проводить индивидуальную работу с учащимися, получившими неудовлетворительные оценки;

проводить индивидуальную работу с учащимися, получившими удовлетворительные оценки;

готовить дифференцированные задания с учетом контингента в классе;

проводить дополнительно работу над ошибками;

корректировать содержание заданий для закрепления и повторения материала;

уделять внимание индивидуальному домашнему заданию;

продолжать работу с терминами, понятиями, определениями, а также развивать навыки применения на практике знаний;

вести сопутствующее повторение тем, ранее изученных;

Зам. директора по УВР Габызян Е. В.

Аналитическая справка по проведению контрольных срезов знаний обучающихся по предметам общеобразовательного цикла.

Согласно плану внутреннего мониторинга качества образования вМБОУ СОШ №11 в декабре была проведенапроверка уровня предметных достижений учащихся по истории в 5 классе (учитель Харахашян Е. В.), литературе в 6 классе (учитель Тухикян Г. А.), геометрии в 7 классе (учитель Баян П. С)

  • осуществление школьного мониторинга качества образования;
  • определение успеваемости и качества знаний учащихся по предметам;

сформированность общеучебных умений;

умение применять знания на практике;

усвоение программного материала учащимися за 1 полугодие.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Анализируя полученные средние показатели качества и успеваемости за два учебных года, можно сделать следующие выводы: показатели успеваемости составляют 100%. Качество знаний находится в пределах допустимого и оптимального уровней. Но прослеживается понижение качества знания по предметам. Особо выражено понижение качества знаний по русскому языку. Если в 2012-2013 учебном году качество знаний составило 54%, то в 2013 – 2014 учебном году лишь только 42%. Качество знания понизилось на 12%. Это связано в первую очередь с тем, что в 2013 – 2014 учебном году у обучающихся было очень много пропусков по уважительной и неуважительной причине. Это 2399 уроков. Что ведет за собой усвоение материала по предметам не в полном объеме и сказывается на оценках. Так же этот факт можно объяснить возросшими требованиями программы к учащимся, усложнению материала программы 2013 – 14 года обучения по сравнению с 2012 – 13 годом.

В связи с этим были намечены следующие пути решения данной проблемы. Все ученики были поделены на две группы:

С учетом этого мною был составлен план работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, обозначены направления работы с ними.

Вложение Размер
analiz_kachestva_znaniy_obuchayushchihsya_za_2012-2013_uchebnyy_god.doc 113.5 КБ
analiz_kachestva_znaniy_obuchayushchihsya_za_2013-2014_uchebnyy_god.doc 114 КБ
sravnitelnyy_analiz_za_2_goda_po_urovnyu_kachestva_znaniy_obuchayushchihsya.doc 108.5 КБ
plan_raboty_.doc 32.5 КБ

Анализ качества знаний обучающихся за 2012-2013 учебный год

Итоговые результаты по предмету

Итоговые результаты по предмету

В 2012 – 2013 учебном году по Программе основного общего образования у меня обучался 21 ученик. Были получены следующие результаты по предметам.

Среднее качество знания за 2012 – 2013 учебный год

Так же у меня обучались три учащихся, занимающихся по Программе специального (коррекционного) образования 8 вида. Ими были показаны следующие результаты по предметам.

Анализ качества знаний обучающихся за 2013-2014 учебный год

Итоговые результаты по предмету

Итоговые результаты по предмету

В 2013 – 2014 учебном году по Программе основного общего образования у меня обучалось 22 ученика, один ученик прибыл на начало учебного года. Это непосредственно отразилось на качестве обучения. В связи с этим были получены следующие показатели качества знании по предметам.

Среднее качество знания за 2013 – 2014 учебный год

Так же в середине учебного года прибыл один ученик, обучающийся по Программе специального (коррекционного) образования 8 вида. Общее количество учащихся, занимающихся по данной программе – 4 человека. Ими были показаны следующие результаты по предметам.

Сравнительный анализ за 2 года по уровню качества знаний обучающихся

Анализируя полученные средние показатели качества и успеваемости за два учебных года, можно сделать следующие выводы. Показатели успеваемости составляют 100%. Качество знаний находится в пределах допустимого и оптимального уровней. Но прослеживается понижение качества знания по предметам. Особо выражено понижение качества знаний по русскому языку. Если в 2012-2013 учебном году качество знаний составило 54%, то в 2013 – 2014 учебном году лишь только 42%. Качество знания понизилось на 12%. Это связано в первую очередь с тем, что в 2013 – 2014 учебном году у обучающихся было очень много пропусков по уважительной и неуважительной причине. Это 2399 уроков. Что ведет за собой усвоение материала по предметам не в полном объеме и сказывается на оценках. Так же этот факт можно объяснить возросшими требованиями программы к учащимся, усложнению материала программы 2013 – 2014 года обучения по сравнению с 2012 – 2013 годом.

В связи с полученными данными о сравнительном анализе за 2 года по уровню качества знаний обучающихся были намечены следующие пути решения данной проблемы. Все ученики были поделены на следующие группы:

  • Неуспевающие, которые «хотят, но не могут»
  • Неуспевающие, которые «могут, но не хотят»

С учетом это мною был составлен план работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися, обозначены направления работы с этими учащимися.

Неуспевающие, которые «хотят, но не могут»

Взаимодействие с администрацией

— дифференцированный подход (беседа по отдельным темам, опрос после уроков, дифференцированное домашнее задание);

— беседа с родителями о проблемах ребенка;

— контроль со стороны родителей, оказание помощи в изучении материала;

Неуспевающие, которые «могут, но не хотят»

Взаимодействие с администрацией

— повышение мотивации на уроках;

— дифференцированный подход (карточки, особые задания);

— индивидуальные беседы и консультации;

— поощрение за любую работу, успех;

— чаще спрашивать на уроках;

— своевременное информирование родителе;

— приглашать родителей на ликвидацию задолженностей их детей;

— контроль со стороны родителей за учебной деятельностью детей;

— приглашение на административную комиссию;

источник

Термин «тест» (от англ. Test — испытание, исследование) имеет в русском языке несколько значений (см. словарь иностранных слов).

Приведем определение теста как инструмента педагогического измерения, данное Майоровым А.Н.: «Тест — это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, сдандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии и анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения».

Известный ученый в области исследования проблем педагогических измерений, разработки научно обоснованных тестов для объективной оценки знаний — В.С. Аванесов предлагает несколько определений, уточняющих сущность понятие «педагогический тест». В учебном пособии «Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе» автор дает следующее определение сущности понятия «педагогический тест»: «Педагогическим тестом называется система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей сложности система, создаваемая с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся» (1,с.5). В монографии «Научные проблемы тестового контроля знаний» это определение выглядит следующим образом: «Педагогический тест-это система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющее качественно оценить, структуру знаний и эффективно измерить уровень знаний испытуемых»(2). В то же время В.А. Аванесов рассматривает тест как «стандартизированное задание, результат выполнение которых, позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемых» (3).

Термин «тест» может использоваться для обозначения 1) метода педагогического измерения; 2) инструмента педагогического измерения.

Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в себя разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов.

Тест как инструмент измерения определяется как система заданий (в большинстве случаев возрастающей трудности) специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Отличия теста от других форм контроля

  1. Содержание теста подвергается четкому планированию. На стадии разработки теста проходит отбор содержания, которое будет подвергаться проверке, планируется форма заданий, их количество и расположение. Содержательный план теста анализируется экспертами.
  2. Форма заданий. В тестах форма заданий стандартизирована — по форме предъявления и по форме записи ответов.
  3. Наличие статистических характеристик у тестовых заданий. Заранее известно, какова трудность предлагаемого задания, будет ли оно одинаково выполняться слабыми и сильными испытуемыми или нет (дифференцирующая способность) и др.
  4. Наличие специальных шкал, которые соотнесены со стандартизированными нормами, для подведения результатов тестирования.
  5. Наличие оценок точности измерения (ошибки измерения). С помощью статистических методов мы можем оценить ошибку измерения, а по результатам оценки принять или не принять результаты тестирования.
  6. Отличительные особенности теста определяют преимущества теста перед традиционными формами контроля учебных достижений: объективность, надежность, точность, экономичность измерений.

Структура теста

Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых заданий. В инструкции даются указания из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, какой стратегии должен придерживаться испытуемый (например, если не знаете ответ на задание, приступайте к выполнению следующего), что надо сделать, чтобы записать правильный ответ. Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.

Далее, после инструкции, располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте, в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнить какое-то количество заданий. Если же тест начинать со сложных заданий, то может возникнуть ситуация, когда испытуемый не может справиться со сложным заданием, но и не выполняет и более простые, потому что у него не хватит времени, соответственно мы не можем измерить уровень его учебных достижений.

Тест всегда сопровождается подробной инструкцией для организаторов и наблюдателей тестирования. Данная инструкция должна обеспечить равные условия для всех, кто выполняет тест. Поэтому в этой инструкции четко оговариваются условия тестирования (требования, предъявляемые к помещению, где будет проходить тестирование, количество испытуемых в группе, время тестирования), форма заполнения тестовых бланков (данные испытуемого: имя, возраст, пол, школа и др.; как заносить правильные ответы и т.д.).

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания: цели тестирования, формы предъявления теста, однородности содержания, подход к разработке теста.

По целям использования: (классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются ЧелышковаМ.Б., Майоров А.Н.)

  • входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения;
  • формирующее и диагностическое тестирование предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения;
  • тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений.

Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т.е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся. С помощью входного тестирования также определяют степень владения новым материалом до начала его изучения.

Использование входного тестирования тесно связано с повышением эффективности учебного процесса. Анализ его результатов помогает преподавателю выбрать правильную обучающую стратегию при работе на новом этапе. Входное тестирование дает возможность определить, есть ли слабые обучаемые, для которых новый материал давать еще рано, соответственно для них необходимо обеспечить повторение базовых знаний и устранение пробелов, прежде чем приступить к дальнейшему обучению. Это поможет избежать хронического отставания учащихся. Чтобы определить готовность обучаемых к новому этапу, предлагаются предварительные тесты (претесты), которые нацелены на проверку базовых (необходимых) знаний и умений.

Для сильных учащихся, предположительно уже имеющих некоторые знания из области дисциплины, которая только будет изучаться, предлагается также входной тест (претест). Но его содержание уже базируется на новом материале. Анализ результатов этого тестирования помогает преподавателю определить, как он будет работать с сильными учащимися. Если тест выполнен хорошо, то их следует перевести на более высокий уровень обучения, а если нет, то освоение нового материала и для сильных учеников будет проходить по плану. Таким образом, входное тестирование помогает педагогу выбрать наиболее эффективную стратегию обучения, при этом учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Текущий контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения можно проводить, используя формирующее и диагностическое тестирования.

Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания) используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого или только что изученного материала или темы. Он выполняет функцию обратной связи между преподавателем и обучаемым. Если большинство тестируемых не справляется с формитующим тестом, то следовательно необходимо дополнительное повторение, детализация и закрепление изучаемого материала. Если несправившихся с тестом меньшинство, то освоение новых тем и разделов дисциплины продолжается по плану, а с отстающими (несправившимися) проводится индивидуальная дополнительная работа. Формирующий тест способствует своевременному выявлению и устранению пробелов в процессе обучения. В отличие от традиционных средств контроля формирующее тестирование эффективнее, так как экономит время и усилия преподавателя.

Формирующий тест может быть представлен в компьютерном варианте, что позволяет учащимся самостоятельно контролировать свои знания и умения. Формирующий тест зачастую сопровождается конкретными рекомендациями для исправления допущенных ошибок и обучающими модулями по каждой единице материала. Обучающие модули могут содержать определения, правила, формулы, алгоритмы выполнения заданий, фактический материал, примеры.

Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

Диагностический тест, используемый в текущем контроле, направлен на выявление причин допущенных ошибок, на выяснение, почему возникли те или иные пробелы в знаниях учащихся, систематические ошибки. Диагностический тест состоит из заданий, на определенную конкретную область содержания, такие задания отличаются предельной детализацией, это помогает отследить на каком этапе возникают ошибки. Диагностический тест проводится после формирующего, когда определены систематические ошибки, устойчивые пробелы. Анализ результатов диагностического теста помогает установить причины ошибок и пути их устранения.

Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту. Итоговый тест охватывает достаточно широкую область содержания изученной темы, раздела, дисциплины, этапа обучения. В итоговый тест включаются задания на проверку знаний самых важных элементов содержания, сформированность необходимых навыков.

Преимущества тестов

  • Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
  • Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.
  • Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
  • Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.
  • Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.
  • Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки тестов

  • Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.
  • Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
  • Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
  • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
  • В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

В своей работе я использую следующие виды тестов:

  • входное тестирование (при диагностике учащихся 5-х классов, а также вновь поступающих учащихся);
  • диагностическое тестирование ;
  • тематическое, итоговое, рубежное тестирование

Приведу примеры тестовых заданий, применяемых на уроках русского языка.

1. Задания с выбором ответов

Задания с выбором одного правильного ответа:

Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие

а) глагола и прилагательного
б) наречия и прилагательного
в) глагола и наречия
г) причастия и наречий

Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации)

Укажите неверное утверждение.

а) деепричастие – неизменяемая часть речи
б) деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида
в) деепричастие в предложении обычно бывает обстоятельством
г) деепричастие – изменяемая часть речи.

Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)

Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида.

Задания с выбором нескольких правильных ответов

Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется Е

а) ветер обв..вает
б) вьюн обв..вает
в) посв..тить фонариком

2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа)

Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)

Задания на установление правильной последовательности

Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

3. Практические задания.

Они достаточно разнообразны, приведу лишь некоторые из них:

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Ребята, сбежавшись наверх смотрели на новенького.
б) Виноград вился, карабкаясь по соседним деревьям.
в) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив…
г) Карабкаясь по соседним деревьям, вился виноград.

Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно.

а) Сидели все (не)шевелясь.
б) Он работал (не)покладая рук.
в) Я ушёл, (не)годуя на друзей.
г) Он шел (не)думая ни о чём.

В каком варианте ответа указаны все наречия из предложения:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе это по-летнему теплый день.
а) говорила, теплый, бабушка
б) певуче, ясно, себе
в) певуче, ясно, по-летнему
г) певуче, ясно

В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

а) ничуть, (не)скучно, (не)выразительно читать
б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно
в) (не)лепо двигаться, говорить совсем (не)искренне
г) говорил (не)искренне, сделать (не)брежно.

Рекомендации при проведении тестирования

При проведении тестирования, учителю необходимо предусмотреть:

  • Время (с 9.00-12.00) и продолжительность (в среднем, на решение одного задания по русскому языку требуется от 1,5 до 2 минут);
  • Количество заданий (начиная с 5 класса, на текущий и итоговый контроль отвожу по 10 заданий);
  • Дать чёткую инструкцию перед началом выполнения работы;
  • Учитывать уровень подготовки класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат;
  • После проведения теста провести анализ результатов, выявить типичные ошибки, разработать систему работы по корректировке знаний учащихся.
  1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр. 1989 г. -214 с.
  2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр.-1994.- с.112
  3. Аванесов В.С. Тесты: теория и методика их разработки. Управления школой.-1999.-№29.-с.8-14
  4. Аванесов В.С. Определение педагогического теста. Управление школой, 1999.-№28 -с.33
  5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования. -М: Народное образование, 2000.-351с.
  6. Словарь — справочник по педагогике/ Авт. -сост. В.А. Мижериков.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-448с.

источник

Когда я думаю о тестах, контрольных работах и проверке знаний, то с содроганием вспоминаю уроки английского в школе: однажды пришлось вызубрить 50 неправильных глаголов и письменно сдать за один раз без единой ошибки. Конечно, их я запомнила на всю жизнь, но адекватен ли данный вид контроля? И если нет, то как правильно проверять знания ученика и зачем это делать?
В новом материале поговорим о важности диагностики знаний студента, о способах и видах проверки.

Зачем нужны тесты?

В первую очередь тесты помогают преподавателю понять, что усвоил учащийся: данная информация зачастую влияет на то, что учитель будет проходить со студентом в дальнейшем. Результат проверки учеников также показывает, насколько были эффективны уроки преподавателя, и помогает понять, что изменить в преподавании для повышения эффективности обучения.
Для учеников тесты — отличная возможность наглядно видеть прогресс: чему удалось реально научиться, а что необходимо доработать. Кроме того, при подготовке студент активизирует имеющиеся знания, а разбор ошибок после помогает лучше усвоить материал.


В международном сообществе принято разделять проверку знаний учеников на два способа: формальный и неформальный. Неформальный контроль происходит, когда мы следим за успеваемостью ученика на уроке и даем обратную связь во время или после занятия. Формальный — всевозможные виды тестов и заданий, призванные измерить количество и качество усвоенных знаний. Ниже детальнее рассмотрим виды формального контроля.

  1. Diagnostic test. В начале курса учащимся дается тест для диагностики знаний. Информация, полученная с помощью такой проверки знаний, помогает решить, чему учить студентов. Особенно важен данный вид тестирования при занятиях one-to-one.
  2. Placement test. Похож на предыдущий. Отличие состоит в том, что тест проводит языковая школа или другое образовательное учреждение, с целью определить текущий уровень ученика, чтобы понять, в какую группу его определить. Результаты такого теста обычно очень приблизительны, а потому часто приходиться проверять их с помощью diagnostic test.
  3. Progress test. Практически все современные учебники предлагают набор такого вида тестов. Цель — проверка знаний ученика, полученных после прохождения раздела учебника. Рекомендуется проводить их регулярно, чтобы вовремя выявить пробелы в знаниях учеников, а также скорректировать подачу материала.
  4. Achievement/Summative/End-of-course test. Как бы ни назывался данный вид в различных учебниках, смысл один — проверить знания ученика, полученные по окончании курса. Обычно результаты теста влияют на возможность получить сертификат от языковой школы, а потому учащихся необходимо хорошо подготовить.
  5. Proficiency test. Не базируется на материалах пройденного курса. Целью теста является контроль того, как ученик в целом умеет пользоваться языком на бытовом уровне или в академическом контексте. Такие не проводится на уроках в школе, а только в сертифицированных экзаменационных центрах, требуют тщательной и длительной подготовки, поскольку от результатов может зависеть судьба ученика (получит ли работу, поступит ли в университет и т.д.). Примерами такого вида контроля являются всем известные экзамены IELTS, TOEFL, кембриджские экзамены и т.д.


Существуют и другие способы проверки знаний. Сегодня все чаще можно встретить учебные заведения или курсы, которые используют следующие из них:

  1. Continuous assessment. В данном случае дается оценка ряда заданий, выполняемых учениками с определенной частотой на протяжении всего периода обучения. Финальная оценка выводится из всех оценок за задания. Отличным примером такого контроля знаний является курс для преподавателей CELTA, где нет экзаменов, тестов и оценок, но есть оценивание 4 проектных работ и 8 уроков.
  2. Portfolio. При таком виде контроля студент собирает ряд заданий и проектов, представляя их в личном файле. Затем файл используется в качестве основы для оценки.
  3. Self-assessment. Студенты оценивают себя сами. Критерии должны быть определены заранее. Например, для проверки задания на письмо из экзамена KET учащиеся могут использовать следующие вопросы:
    Are the 3 questions answered clearly?
    Is it easy to understand what the writer means?
    Does the answer start and end in a good way?
    Are there any good words or phrases?
    Are any linking words used?
  4. Peer assessment. Студенты оценивают друг друга. Критерии и правила похвалы также следует определить заранее во избежание критики и обид.

Наиболее распространенный вид тестирования — так называемые progress tests, которые обычно проводятся по окончании юнита (раздела учебника), примерно раз в 6-10 уроков. Также рекомендую проводить тестирования раз в четверть или полугодие, а также сборное тестирование в конце курса (end-of-course test).

Некоторые учебники предлагают 5-min tests — короткое повторение материала предыдущего урока в начале каждого занятия, довольно эффективное и любимое студентами, поскольку сразу демонстрирует достигнутое в прошлый раз.

В полноценном тесте должно быть всё. Полезно тестировать не только грамматику и лексику, но и другие виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо. Однако, в зависимости от вида теста, “начинка” может быть разной. Если речь идет о вышеупомянутых 5-min tests, то проверяется обычно грамматика и/или лексика из предыдущего урока. Если progress tests или end-of-course test, то задания должны покрывать все виды речевой деятельности и системы языка. В современных учебниках обычно есть готовые тесты, содержащие в себе даже упражнения на произношение.

Какой бы вид контроля знаний вы ни выбрали, помните: чтобы сделать тестирование не самым страшным моментом в жизни учащихся, необходимо заранее предупреждать о нем, знакомить учеников с форматом, критериями оценки и тем, что будет проверяться, а также обязательно проводить работу над ошибками.

А какие способы контроля знаний предпочитаете вы? Что из вышеперечисленного хотели бы попробовать на практике? Делитесь своими историями, идеями и опытом в комментариях!

источник

С понятием «методы исследования» студент сталкивается не только в дипломной работе. Хороший пример – написание курсовой, где также во введении приходится перечислять способы проведения исследования, которые использовались при написании научного труда.

В данной статье вы узнаете определение этого понятия, какие бывают методы научного исследования в дипломной работе, какие из них рекомендуется использовать в проектах определенных тематик, а также об особенностях каждого метода.

Метод исследования дипломного проекта — это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.

Если говорить проще, то методология исследования представляет собой ничто иное, как соотнесение данных исследования с другими фундаментальными науками, основной из которых является философия.

В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будет интересовать лишь то, какие методы используются в дипломной работе. А все потому, что их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи были поставлены в работе. Уже исходя из этого студент будет определять методы дипломного проектирования.

Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях – даже попытаться ее изменить.

Методы исследования, используемые в дипломной работе, можно разделить на:

  • общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
  • частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.

Студент должен понимать, какой метод он выбирает и для чего. Определение методов исследования, используемых при написании дипломной работы, случайным образом недопустимо.

Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.

Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.

При написании дипломной работы используют в основном следующие методы.

Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.

Методы анализа в дипломной работе призваны разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.

В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей.

В противоположность к предыдущему методу синтез призван соединить отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.

Этот метод исследования довольно тесно связан с методом анализа, так как он всегда присутствует как основной элемент, объединяющий отдельные результаты анализа.

При методе моделирования объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достигнуть в действительности.

При аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определенным признакам.

Метод дедукции позволяет сделать выводы об определенных явления и предметах, основываясь на данных о большом количестве мелких (частных) признаков.

В противоположность к предыдущему методу индуктивный метод побуждает рассуждать от общей картины к частным моментам.

Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.

  • индуктивное обобщение (эмпирическое) – переход от более конкретных свойств/характеристик предмета/явления к более общим;
  • аналитическое обобщение – переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса, не применяя эмпирическую действительность.

Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определенным признакам.

Основная задача этого метода — структурировать, сделать информацию более четкой и понятной для усвоения.

Классифицировать можно на основе разных признаков. Например, по:

  • физическим свойствам (весу, размеру, объему);
  • материалу (пластик, дерево, металл, фарфор);
  • жанрам (скульптура, живопись, литература);
  • архитектурным стилям.

Классифицировать можно и по геополитическим факторам, хронологическим и прочим другим.

В основе этого метода лежит конкретизация какого-то отдельно взятого свойства явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования.

Суть абстрагирования заключается в том, чтобы изучить какое-то конкретное свойство изучаемого предмета или явления, не беря при этом во внимание все остальные его характеристики.

Метод абстрагирования – один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью были отмечены незаметные с первого взгляда важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия. Хороший пример абстрагирования – разделение литературы на огромное множество стилей, жанров

Суть метода формализации заключается в передаче структуры или сущности явления или объекта в знаково модели путем использования математических схем, формул, символов.

Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.

Суть метода аналогии состоит в том, что, зная определенные свойства и характеристики предмета или явления, можно провести некую грань к другому, схожему с нашим объектом исследования предметом или явлением. В результате можно прийти к определенным выводам.

Этот метод не является стопроцентно верным и не всегда дает надежные результаты. Однако в целом его эффективность довольно высокая. Чаще всего его используют в тех случаях, когда определенные предметы или явления нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы, при определении их свойств, условий для потенциального заселения населением Земли).

В разных науках используются совершенно разные методы исследования. Но в любой специальности и сфере наук в дипломной работе всегда будет использоваться минимум 2: синтез и аналитический метод исследования

В дипломной работе наравне с теоретическими методами наравне применяются практические методы, в зависимости от объекта или явления. Заключается их особенность в особом способе изучения информации, ее сбора и обработки, проведения экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы часто помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы.

В основе метода наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования.

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Метод измерения достаточно точный. В его основе лежит определение числовых значений определенных показателей.

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях.

Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — чтобы во время проведения исследования присутствовали два момента: доказательность и повторяемость. Дело в том, что задача эксперимента заключается не только в наглядной демонстрации или открытия какого-то свойства, но и в способности к воспроизведению.

Отличный пример эксперимента – опыт Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком по установлению скорости падения

Этот метод открывает любое научное познание, вот почему он ключевой при проведении любых исследований.

Суть метода наблюдения состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения или положения (реакции, свойства).

Метод измерения является одним из самых эффективных. Речь идет о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объем, рост, вес, длина и пр.) посредством единиц измерения.

Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

В общем смысле модель – структурированный уменьшенный образ чего-то имитация одного или нескольких объектов.

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и пр.);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или мысленно).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и т.д.

Суть обоих методов заключается в поиске человека, обладающего какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на четко поставленные вопросы, которые были заранее подготовлены. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не демонстрирует свое мнение.

У беседы непринужденны характер. Здесь оба участника разговора могут свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы, пусть даже и спонтанно

Данные методы также имеют много общего между собой. Суть обоих заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые следует получить ответы. Как правило, отвечающим дают на выбор несколько вариантов ответов.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме проведения. Опрос, как правило, может быть устным или письменным. А вот анкетирование возможно только в письменной форме или на компьютерном носителе. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. А если опрошено много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Специалисты отмечают сходство метода описания с методом наблюдения. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но внешний вид и признаки объекта изучения.

В зависимости от направленности специализации студента можно использовать следующие частные узкоспециализированные методы исследования:

  1. Экономика. Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование. Метод финансовых коэффициентов. Сценарный метод прогнозирования экономических явлений. Метод единства исторического и логического. Построение экономических гипотез. Метод «при прочих равных условиях».
  2. Педагогика/Психология. Изучение продуктов творчества учеников. Интервью. Беседа. Изучения групповой дифференциации. Включенное наблюдение. Педагогические контрольные испытания (тестирование). Анкетирование (опрос). Ранжирование. Шкалирование. Регистрация.
  3. Филология. Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический. Лингвистический эксперимент. Биографический метод. Контент-анализ. Лексикографическая статистика. Дифференциальный анализ оппозиций. Нарративный метод. Дихотомия. Трансформационный синтез и анализ. «Конкретное литературоведение». Семиотический метод.

Академик А.Я.Флиер выделял несколько иную систему методов, используемых при написании дипломных работ. По его мнению, все методы разделяются на гуманитарные и социально-научные.

  • Историческая — описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности ее событий и явлений.
  • Герменевтическая — исследует культуру посредством раскрытия (дешифровки) изначальных смыслов культурных явлений, заложенных в них при создании.
  • Феноменологическая — трактует исторические факты культуры с точки зрения их явности наблюдателю и ищущая в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
  • Историко-психологическая — изучает историческую динамику культуры с точки зрения выявления в ней устойчивых стадиальных (цивилизационных) типов социально обусловленного сознания и состояния психики.
  • Культурный символизм и постструктурализм — эклектическая методология, интерпретирующая материал в контекстуальных рамках, устанавливаемых по различным основаниям самими авторами исследований, и трактующая его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.
  • Эволюционизм — исследование истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития путем поэтапного усложнения ее структур (ответвления эволюционизма;формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
  • Циклические и волновые модели культурной динамики — описание культур как отдельных «самодостаточных организмов» (цивилизаций) и происходящих в них процессов как замкнутых циклов или повторяющихся волновых движений.
  • Структурный функционализм — интерпретация культурно-исторических процессов как функциональных, решающих какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
  • Структурализм — описание культурно-исторических объектов с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализ структуры культуры как системы знаков.
  • Пограничные методологии, определяющие новые проблемные области культурно-исторической науки, постмодернизм.

Отлично! Теперь мы знаем какие методы существуют. Если повезет, мы даже понимаем, какие методы нам можно использовать в нашей работе.

Стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования:

  • в основу настоящей работы легли положения . методологии,
  • работа основана на положениях . методологии,
  • методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии,
  • в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования — это … и т.д.

Далее стоит указать, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы. Не забывайте об упоминании ученых в хронологическом порядке!

Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:

  • изучение … восходит к .
  • в … веке … были подробно изучены и описаны …,
  • проблемами . занимались .
  • огромный вклад в разработку проблемы . внес . /внесла работа/исследование/труд .
  • большое значение имеют работы .
  • работы последних лет позволяют говорить о .
  • опыт истории … показывает, что .
  • в настоящее время господствующей точкой зрения является …,
  • такой подход характерен для …,
  • начало изучению этого вопроса было положено трудами . в работах .
  • заметное место в работах … занимает положение …,
  • в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …,
  • ……. подробно освещено в работах .
  • связь …показана в . и т.д.

При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:

  • все вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
  • логика, цели и задачи исследования определили структур работы, которая состоит из …;
  • во введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и ее социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также дается краткий обзор разработанности проблемы;
  • первая глава посвящена …,
  • во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с . затем . ;
  • заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и т.д.

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Это далеко не все методы, которые могут быть использованы при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.

Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определенный метод.

И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный сервис помощи студентам? Знать такие вещи — это работа специалистов. А ваша задача — получить от жизни и молодости все, что можно!

источник