Меню Рубрики

Как называется система обеспечивающая анализ раздражений

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Контрольная работа по теме «АНАЛИЗАТОРЫ».

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Воспринимающим элементом любого анализатора являются:

2. Анализ внешних раздражителей происходит в:

А. Брови и ресницы Б. Веки В. Слезные железы

4. Наружная оболочка глазного яблока называется:

А. Сосудистая Б. Фиброзная В. Сетчатая

5. Непрозрачная часть фиброзной оболочки:

А. Склера Б. Радужка В. Зрачок

6. Пигментированная часть сосудистой оболочки называется:

А. Роговица Б. Сетчатка В. Радужка

7. Количество света, поступающего в глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:

А. Роговицы Б. Зрачка В. Сетчатки

8. Изображение видимых предметов формируется на:

А. Роговице Б. Радужке В. Сетчатке

9. Фокусировку изображения обеспечивает:

A. Хрусталик Б. Зрачок B. Стекловидное тело

10. Цветовое зрение обеспечивают:

A. Палочки Б. Колбочки B. Клетки радужной оболочки

11. Максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке расположено в области:

А. Склеры Б. Слепого пятна В. Желтого пятна

12. Анализ зрительных раздражителей происходит:

A. В затылочной доле коры Б. В височной доле коры B. В лобной доле коры

Задание 2. Вставьте пропущенное слово.

1. – это отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные.

2. Система, обеспечивающая анализ раздражений, называется. и состоит из рецептора, проводящих нервных путей и определенной зоны. полушарий. мозга.

3. 70 % информации об окружающем мире человек получает с помощью органа. состоящего из. яблока и. аппарата.

4. и. защищают глаза от пыли и пота, а. жидкость смачивает и очищает поверхность глаз.

5. Глазное яблоко расположено в. и состоит из. ядра, покрытого фиброзной. и сетчатой оболочками.

6. Наружная прозрачная оболочка глаза называется. она переходит в. оболочку, под которой расположена. оболочка, питающая глазное яблоко.

7. Передняя часть сосудистой оболочки глаза называется. в центре которой расположено отверстие – . способный рефлекторно расширяться или.

8. За зрачком находится. рефлекторно изменяющий свою. и обеспечивающий четкое изображение на. содержащей световые рецепторы – . и.

Задание 3. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Что общего в строении всех анализаторов? В чем значение анализаторов?

2. Назовите все защитные приспособления глаза.

Задание 1. Выберите один правильный ответ

1. Расплывчатое изображение близкорасположенных предметов является признаком:

А. Близорукости Б. Дальнозоркости В. Катаракты

2. Ушная раковина входит в состав:

A. Среднего уха Б. Наружного уха B. Внутреннего уха

3. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в:

A. Механические Б. Электрические B. Электромагнитные

4. Слуховые косточки расположены в полости:

A. Наружного уха Б. Среднего уха B. Внутреннего уха

5. Молоточек, наковальня и стремя:

A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе

Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки

B. Усиливают колебания барабанной перепонки

6. Улитка является органом:

A. Слуха Б. Равновесия B. Звуковоспроизведения

7. Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает:

А. Перилимфа Б. Эндолимфа В. Воздух

8. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний:

9. Анализ звуковых раздражителей происходит:

A. В лобной доле коры Б. В височной доле коры B. В затылочной доле коры

10. Функцию вестибулярного аппарата выполняют:

A. Улитка Б. Барабанная перепонка B. Полукружные каналы

11. Равновесие тела контролируется:

A. Мозжечком Б. Продолговатым мозгом B. Промежуточным мозгом

12. Мозг получает информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата от рецепторов, расположенных:

A. В коже Б. В мышцах B. Во внутренних органах

Задание 2. Вставьте пропущенное слово.

1. Зона размещения большинства колбочек на сетчатке называется. пятном, а зона отсутствия рецепторов – . пятном; световые лучи к сетчатке проходят через. тело и поглощаются слоем. клеток.

2. Свет попадает в глаз через роговицу и. преломляется в. проходит через стекловидное. на желтое пятно. в рецепторах которой преобразуется в нервные. поступающие по зрительному нерву в. зону коры, где анализируется и обобщается полученная информация.

3. Существует возрастная, наследственная и профессиональная предрасположенность к. когда расплывается изображение близко расположенных предметов, и. когда плохо видны предметы на расстоянии.

4. Звук – это колебания. которые воспринимаются органом. состоящим из наружного. и внутреннего уха.

5 . ухо состоит из ушной. и слухового. соединенного с. перепонкой, преобразующей звуковые. в механические.

6. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от. представляющего собой узкую. продолжающуюся в слуховую. связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки. наковальня и.

7. Внутреннее ухо представлено. лабиринтом и. лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в. костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – .

8. Во внутреннем ухе выделяют улитку. и три. канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые.

Задание 3. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений

1. Перечислите оболочки, составляющие глазное яблоко.

2. В чем значение зрачка? С помощью чего регулируется его работа?

источник

Тесты по биологии. 8 класс

Предлагаемое пособие составлено для работы с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» и содержит задания, которые учитель сможет использовать при текущем, тематическом и итоговом контроле знаний.

Тестовая часть заданий поможет учителю максимально эффективно использовать время на уроке для опроса, даст возможность быстро определить степень усвоения учащимися учебного материала и своевременно обратить внимание на проблемные моменты.

Тесты охватывают все разделы курса анатомии и физиологии человека, по окончании изучения которого учащимся предлагается выполнить итоговый тест, состоящий из 50 вопросов; учитель может по своему усмотрению разделить его на два варианта по четным и нечетным номерам вопросов или использовать полностью в течение урока.

Для сохранения стиля авторов учебника, экономии времени на уроке и более оперативного контроля в тестовой части заданий предлагается три варианта ответов (вариант 1).

Кроме тестов в пособии представлены задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях, которые можно использовать в форме биологического диктанта или для работы по карточкам (вариант 2), а также вопросы разной степени сложности.

Вопросы, требующие письменного ответа, составлены с использованием текстов альтернативных учебников, научно-популярной литературы и могут быть использованы учителем при работе с любым учебником. Первая часть вопросов позволяет определить степень усвоения базового содержания предмета (вариант 3, требующие краткого ответа). Вторая часть вопросов – это задания наиболее сложного уровня (вариант 4, требующие развернутого ответа). При ответе на них предполагается использование дополнительной литературы. Вопросы вариантов 3 и 4 носят характер биологических задач, то есть развивают у учащихся умение анализировать, делать выводы, выдвигать собственные гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные вопросы.

Умение давать развернутый ответ на вопрос очень пригодится учащимся для подготовки к ЕГЭ (вопросы группы С), для выработки навыков четкой формулировки своих ответов.

Многие вопросы направлены на развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, приобретению практических сведений, необходимых в жизни.

В конце пособия имеются ответы на все предложенные вопросы, даже если они выходят за рамки материала данного учебника, например вопросы гигиены всех систем органов. Ответы могут рассматриваться как дополнительный материал, который учитель может использовать для проведения урока.

Наличие развернутых ответов позволяет использовать данное пособие не только учителем, но и учащимися, абитуриентами для подготовки к зачетам, экзаменам, самоконтроля и систематизации знаний, а также родителями для определения уровня знаний своих детей.

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется:

B. На брюшной стороне тела

2. Грудобрюшная перегородка млекопитающих, участвующая в процессе дыхания, называется:

3. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:

4. Биохимический состав крови человека наиболее сходен с кровью:

5. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

A. Дифференцированные зубы

B. Выкармливание детенышей молоком

6. К рудиментам человека относятся:

7. Многососковость у человека – это пример:

B. Врожденной генетической патологии

8. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:

A. Мышление, сознание и речь

Б. Точная координация движений

9. Преимуществом прямохождения является:

A. Разнообразие способов передвижения

B. Освобождение руки для орудийной деятельности

10. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать:

Б. Варикозное расширение вен нижних конечностей

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет – …, а под ней – …

2. Человек как представитель млекопитающих обладает рядом характерных признаков: наличие грудобрюшной перегородки – …,… сердца, семи… позвонков,… желез.

3. С приматами человека роднит сходство в строении… органов,… мускулатура, биохимический состав…

4… – это органы, утратившие свое биологическое значение, например:… позвонки,… ребра,… покров на теле.

5. Появление у человека признаков, свойственных далеким предкам, называется…

6. Отличительными чертами человека как биологического вида являются: высокоразвитый…, членораздельная…, способность изготавливать…

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Перечислите анатомические особенности человека, доказывающие его принадлежность к типу Хордовые.

2. Какая, на ваш взгляд, наиболее важная черта подчеркивает родство человека и млекопитающих?

3. Какие физиологические особенности являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Что такое рудименты и атавизмы? Приведите примеры.

5. В чем состоит различие между человеком и животными?

6. Каковы преимущества человека как биологического вида?

7. Какова биологическая расплата человека за возможность прямохождения?

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Распределите систематические категории, определяющие принадлежность человека к Царству Животных, в правильном порядке: отряд Приматы, тип Хордовые, вид Человек разумный, подтип Позвоночные, род Человек, класс Млекопитающие, семейство Гоминиды.

2. Рассмотрите в учебнике рисунок на стр. 4. Чем скелет человека отличается от скелета гориллы?

3. Рассмотрите в учебнике рисунки рудиментов человека на стр. 4. Объясните биологическую целесообразность этих органов. Для чего у человека сохранились зубы мудрости, аппендикс, мельчайшие мышечные волокна вокруг волосков на теле?

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Ископаемая группа приматов, давшая начало обезьяноподобным и человекоподобным существам, называется:

источник

Тесты по биологии. 8 класс

Предлагаемое пособие составлено для работы с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» и содержит задания, которые учитель сможет использовать при текущем, тематическом и итоговом контроле знаний.

Тестовая часть заданий поможет учителю максимально эффективно использовать время на уроке для опроса, даст возможность быстро определить степень усвоения учащимися учебного материала и своевременно обратить внимание на проблемные моменты.

Тесты охватывают все разделы курса анатомии и физиологии человека, по окончании изучения которого учащимся предлагается выполнить итоговый тест, состоящий из 50 вопросов; учитель может по своему усмотрению разделить его на два варианта по четным и нечетным номерам вопросов или использовать полностью в течение урока.

Для сохранения стиля авторов учебника, экономии времени на уроке и более оперативного контроля в тестовой части заданий предлагается три варианта ответов (вариант 1).

Кроме тестов в пособии представлены задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях, которые можно использовать в форме биологического диктанта или для работы по карточкам (вариант 2), а также вопросы разной степени сложности.

Вопросы, требующие письменного ответа, составлены с использованием текстов альтернативных учебников, научно-популярной литературы и могут быть использованы учителем при работе с любым учебником. Первая часть вопросов позволяет определить степень усвоения базового содержания предмета (вариант 3, требующие краткого ответа). Вторая часть вопросов – это задания наиболее сложного уровня (вариант 4, требующие развернутого ответа). При ответе на них предполагается использование дополнительной литературы. Вопросы вариантов 3 и 4 носят характер биологических задач, то есть развивают у учащихся умение анализировать, делать выводы, выдвигать собственные гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные вопросы.

Умение давать развернутый ответ на вопрос очень пригодится учащимся для подготовки к ЕГЭ (вопросы группы С), для выработки навыков четкой формулировки своих ответов.

Многие вопросы направлены на развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, приобретению практических сведений, необходимых в жизни.

В конце пособия имеются ответы на все предложенные вопросы, даже если они выходят за рамки материала данного учебника, например вопросы гигиены всех систем органов. Ответы могут рассматриваться как дополнительный материал, который учитель может использовать для проведения урока.

Наличие развернутых ответов позволяет использовать данное пособие не только учителем, но и учащимися, абитуриентами для подготовки к зачетам, экзаменам, самоконтроля и систематизации знаний, а также родителями для определения уровня знаний своих детей.

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется:

B. На брюшной стороне тела

2. Грудобрюшная перегородка млекопитающих, участвующая в процессе дыхания, называется:

3. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:

4. Биохимический состав крови человека наиболее сходен с кровью:

5. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

A. Дифференцированные зубы

B. Выкармливание детенышей молоком

6. К рудиментам человека относятся:

7. Многососковость у человека – это пример:

B. Врожденной генетической патологии

8. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:

A. Мышление, сознание и речь

Б. Точная координация движений

9. Преимуществом прямохождения является:

A. Разнообразие способов передвижения

B. Освобождение руки для орудийной деятельности

10. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать:

Б. Варикозное расширение вен нижних конечностей

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет – …, а под ней – …

2. Человек как представитель млекопитающих обладает рядом характерных признаков: наличие грудобрюшной перегородки – …,… сердца, семи… позвонков,… желез.

3. С приматами человека роднит сходство в строении… органов,… мускулатура, биохимический состав…

4… – это органы, утратившие свое биологическое значение, например:… позвонки,… ребра,… покров на теле.

5. Появление у человека признаков, свойственных далеким предкам, называется…

6. Отличительными чертами человека как биологического вида являются: высокоразвитый…, членораздельная…, способность изготавливать…

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Перечислите анатомические особенности человека, доказывающие его принадлежность к типу Хордовые.

2. Какая, на ваш взгляд, наиболее важная черта подчеркивает родство человека и млекопитающих?

3. Какие физиологические особенности являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Что такое рудименты и атавизмы? Приведите примеры.

5. В чем состоит различие между человеком и животными?

6. Каковы преимущества человека как биологического вида?

7. Какова биологическая расплата человека за возможность прямохождения?

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Распределите систематические категории, определяющие принадлежность человека к Царству Животных, в правильном порядке: отряд Приматы, тип Хордовые, вид Человек разумный, подтип Позвоночные, род Человек, класс Млекопитающие, семейство Гоминиды.

2. Рассмотрите в учебнике рисунок на стр. 4. Чем скелет человека отличается от скелета гориллы?

3. Рассмотрите в учебнике рисунки рудиментов человека на стр. 4. Объясните биологическую целесообразность этих органов. Для чего у человека сохранились зубы мудрости, аппендикс, мельчайшие мышечные волокна вокруг волосков на теле?

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Ископаемая группа приматов, давшая начало обезьяноподобным и человекоподобным существам, называется:

источник

Укажите какие отделы зрительного анализатора отмечены на рисунке цифрами 1 и 2, назовите их функции.

1 — периферический отдел (отмечена сетчатка)

2 — проводниковый отдел (зрительный нерв)

Функции периферического отдела — преобразование светового раздражения в электрический сигнал и проведение электрического сигнала к зрительному нерву; функция проводникового отдела — проведение нервного импульса к коре больших полушарий (или, к центральному отделу; или, к зрительной зоне коры больших полушарий)

1 — глаз (можно отвечать глаз, т.к. рецепторы (сетчатка, находится внутри органа чувств — глаза)

Укажите от­де­лы зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра человека. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

6) зрительная зона коры мозга

От­де­лы зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра: па­лоч­ки и кол­боч­ки (рецепторы сетчатки), зри­тель­ный нерв, зри­тель­ная зона коры мозга.

Анализаторы че­ло­ве­ка — это спе­ци­фи­че­ские структуры нерв­ной системы, ос­нов­ная функция ко­то­рых состоит в вос­при­я­тии информации и фор­ми­ро­ва­нии соответствующих реакций.

Периферический отдел пред­став­лен рецепторами — чувствительными нерв­ны­ми окончаниями, об­ла­да­ю­щи­ми избирательной чув­стви­тель­но­стью только к опре­де­лен­но­му виду раздражителя. Ре­цеп­то­ры входят в со­став соответствующих ор­га­нов чувств.

Читайте также:  На какой неделе беременности анализ вич

Проводниковый отдел ана­ли­за­то­ра представлен нерв­ны­ми волокнами, про­во­дя­щи­ми нервные им­пуль­сы от ре­цеп­то­ра в цен­траль­ную нервную систему.

Центральный отдел ана­ли­за­то­ра — это опре­де­лен­ный участок коры го­лов­но­го мозга, где про­ис­хо­дит анализ и син­тез поступившей сен­сор­ной информации и пре­об­ра­зо­ва­ние ее в спе­ци­фи­че­ское ощущение.

Проводниковая часть зрительного анализатора

Проводниковую часть любого анализатора составляет нерв.

Проводниковая часть слухового анализатора –

Проводниковая часть любого анализатора – нерв.

Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Стекловидное тело, палочки и колбочки являются структурными частями зрительного анализатора. Остальные входят в состав слухового анализатора.

Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

АНАЛИЗАТОР СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА

А) зрительная зона коры больших полушарий головного мозга

Г) слуховая зона коры больших полушарий головного мозга

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Рецепторы анализаторов расположены в периферическом отделе, проводниковый отдел включает нервы, проводящие импульс, в центральном отделе головного мозга находятся центры анализаторов.

Периферическая часть зрительного анализатора

Периферическую часть любого анализатора представляют рецепторы.

Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

Анализ внешних раздражителей происходит в коре больших полушарий.

Как называют систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации

Анализаторы состоят из периферической, проводниковой зоны и коры больших полушарий.

Во внутреннем ухе располагаются:

Рядом с улиткой расположены полукружные каналы, отвечающие за равновесие тела в пространстве.

А где располагаются остальные органы?

Барабанная перепонка относится к НАРУЖНОМУ уху, слуховые косточки — к СРЕДНЕМУ

Барабанная перепонка находится между наружным и средним ухом, из-за этого и возникают разногласия.

Я «своим» ученикам всегда объясняю так, чтобы запомнили:)

Вот вы стоите в коридоре (среднее ухо). Справа одна комната (наружный слуховой проход), слева другая (внутренне ухо).

Двери (барабанная перепонка и овальное окно) относятся к комнатам? или к коридору?

Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

2) перепонка овального окна

Наружное ухо → ба­ра­бан­ная пе­ре­пон­ка → слу­хо­вые ко­сточ­ки (молоточек-наковальня-стремечко) → пе­ре­пон­ка оваль­но­го окна → жид­кость в улит­ке → ре­цеп­то­ры ор­га­на слуха.

конечно придираюсь но, в вопрос следует добавить у здорового человека, поскольку глухие при дефектах среднего уха все рано могут слышать ввиду костной проводимости и тогда разумеется путь прохождения звуковых колебаний будет другим

Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде?

1) Боковая линия (определяет направление течения воды).

2) Глаза (определяют предметы на близком расстоянии).

3) Органы обоняния — парные ноздри — позволяют воспринимать запахи растворенных веществ.

Можно писать и орган слуха.

Выберите название отделов анализатора. Ответ запишите цифрами без пробелов.

Анализаторы — комплексы структур нервной системы, осуществляющие восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающей организм среде и (или) внутри самого организма и формирующие специфические для данного анализатора ощущения. В анализаторах выделяют периферический (рецепторный) отдел, проводниковую часть и центральный (корковый) отдел.

В каком из мест кожа человека обладает наибольшей чувствительностью?

На коже имеется примерно 500 тысяч точек — тактильных анализаторов, воспринимающих ощущения, возникающие при воздействии на кожную поверхность различных механических стимулов (прикосновение, давление). Кроме этого, на коже имеются неравномерно распределённые анализаторы, воспринимающие боль, тепло и холод.

Больше всего рецепторов на губах, затем следуют кончики пальцев, затем ладони, ступни. .. спина.

Какие функции выполняют в организме человека разные отделы анализатора?

Анализатор – это система нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации. Каждый анализатор состоит из трех частей.

1) Периферический отдел — это рецепторы. Рецептор воспринимает раздражение и превращает его в нервный импульс, возбуждает чувствительный нейрон.

2) Проводниковый отдел — это нервы и проводящие пути. Они проводят возбуждение к центральной нервной системе.

3) Центральный, расположенной в коре больших полушарий — окончательный анализ информации, возникновение образа.

Укажите от­де­лы зри­тель­но­го анализатора

6) зри­тель­ная зона коры мозга

От­де­лы зри­тель­но­го анализатора: па­лоч­ки и кол­боч­ки, зри­тель­ный нерв, зри­тель­ная зона коры мозга. Хру­ста­лик, ро­го­ви­ца и стек­ло­вид­ное тело — оптическая система глаза.

Части слухового анализатора расположены в

Центр слуха находится в височной доле коры больших полушарий.

не корректно составлен вопрос. не части слухового анализатора расположены в . а центр слуха расположен в.

а ответ. одна из частей слухового анализатора (а их три: рецепторы в улитке — кортиев орган, слуховой нерв, и участок коры больших полушарий — височная доля) находится в височной доле коры больших полушарий.

Начальным звеном обонятельного анализатора считают

Рецепторами обонятельного анализатора являются чувствительные клетки в носовой полости.

Анализаторы состоят из 3 отделов: периферического, проводникового, центрального.

Система, состоящая из рецепторов, нерва и определённой зоны коры головного мозга, называется

Анализатор (сенсорная система) совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.

А разве это не рефлекторная дуга?

Рефлекторная дуга- это путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора через центральную нервную систему проходит к исполнительному органу.

Рефлекторная дуга состоит из пяти отделов:

рецепторов, воспринимающих раздражение и отвечающих на него возбуждением. Рецепторами могут быть окончания длинных отростков центростремительных нервов или различной формы микроскопические тельца из эпителиальных клеток, на которых оканчиваются отростки нейронов. Рецепторы расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.).

чувствительного (центростремительного, афферентного) нервного волокна, передающего возбуждение к центру; нейрон, имеющий данное волокно, также называется чувствительным. Тела чувствительных нейронов находятся за пределами центральной нервной системы — в нервных узлах вдоль спинного мозга и возле головного мозга.

нервного центра, где происходит переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные; Центры большинства двигательных рефлексов находятся в спинном мозге. В головном мозге расположены центры сложных рефлексов, таких, как защитный, пищевой, ориентировочный и т. д. В нервном центре происходит синаптическое соединение чувствительного и двигательного нейрона.

двигательного (центробежного, эфферентного) нервного волокна, несущего возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу; Центробежное волокно — длинный отросток двигательного нейрона. Двигательным называется нейрон, отросток которого подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из центра.

эффектора- рабочего органа, который осуществляет эффект, реакцию в ответ на раздражение рецептора. Эффекторами могут быть мышцы, сокращающиеся при поступлении к ним возбуждения из центра, клетки железы, которые выделяют сок под влиянием нервного возбуждения, или другие органы.

источник

Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания об анализаторах. Развитие творческих способностей, логического креативного мышления и познавательного интереса, расширение кругозора учащихся, воспитание потребности здорового образа жизни.

Расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.

Дети должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.

Учащиеся должны уметь показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой.

Развивать умения сотрудничества, умения выступать, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, слушать товарищей.

Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни.

Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы.

Воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены.

Тип урока: систематизации и обобщения изученного материала.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, принадлежности к экспериментам.

(Слайд №2) Загадка: один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)

Учитель: как назвать одним словом? (анализаторы) .

Ребята, нам сегодня предстоит вспомнить все, что мы знаем об анализаторах, т.е. совершить путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира, в страну анализаторов. Здесь нам предстоит совершить несколько остановок на станциях: Зрительный анализатор; слуховой анализатор; вкусовой и обонятельный анализаторы; осязание, кожно – мышечная чувствительность; Это интересно; Готовимся к ЕГЭ.

(Слайд №3) А маршрутная лента нашего путешествия следующая: Анализаторы – Что такое анализатор? — Какие бывают анализаторы? – Как работают анализаторы?

Так что же такое анализатор?
(Анализатор — это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.)

Учитель: пожалуйста, соедините стрелками органы чувств и те раздражения, которые они воспринимают.

Как устроен анализатор?
(Анализатор состоит из трех частей — рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга.)

Что такое рецепторы?
(Рецепторы – это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды)

Какие функции выполняет проводник?
(Проводит импульсы от рецепторов в головной мозг)
Какие функции выполняет зона коры полушарий большого мозга? (Проводит анализ поступившей информации)

Итак, предлагаю вам все это доказать.
Что вы можете сказать об этом предмете (демонстрация ручки)

С помощью какого анализатора вы получили эту информацию?
(Зрительного)

Станция: Зрительный анализатор

(Слайд №4) Расскажите, пожалуйста, строение зрительного анализатора. Ребята, а почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? (Потому что в коре больших полушарий в затылочной доле происходит окончательное различие раздражений)

Проведём эксперимент: рассмотрите предложенные рисунки. Что вы увидели? (Лица – ваза, молодая и старая женщина …)

Это доказывает, что глаза смотрят на одинаковые картинки, а мозг каждого из нас увидел разное)

Станция: Слуховой анализатор

Продолжим наше путешествие из мира красок в мир звуков, который нас с одной стороны раздражает, а с другой стороны мы наслаждаемся пением птиц, журчанием ручейка, шорохом листвы.
(звучит музыка)

(Слайд №5) Расскажите, пожалуйста, строение слухового анализатора.

Проведём эксперимент: Погрызите сухарик. Послушайте себя, а потом соседа. Слышите ли вы соседа хруст? А себя? Когда громче? А почему? Ведь уши снаружи? Кости проводят звук?

(Глухие могут танцевать, улавливая ритм музыки через колебания пола. Людвих ванн Бетховен, будучи глухим, был знаменитым композитором. Слушал музыку с помощью трости, одним концом он упирался ею в рояль, а другой брал в зубы)

Какой анализатор расположен во внутреннем ухе?
(Вестибулярный аппарат).

Станция: Вкусовой и обонятельный анализаторы.

Из мира звуков мы продолжаем наше путешествие в мир вкусов и запахов, итак станция: Вкусовой и обонятельный анализаторы.

( Проведём исследование. С завязанными глазами оценить запах)

(кофе, чай, чеснок, лук, лимон)

Объясните, как возникают ощущения запаха?
(Орган обоняния находится в слизистой оболочке верхнего отдела носовой полости. Здесь находятся обонятельные рецепторные клетки. Частицы вещества, попав в носовую полость, вызывают раздражения рецепторов. Возникает импульс, который по обонятельным нервам поступает в соответствующие центры в коре полушарий головного мозга и человек ощущает запах.)

С действием химических веществ на рецепторы связано и ощущение вкуса.
( Проведём эксперимент по определению вкуса пищи. Испытуемому с завязанными глазами предлагается оценить вкус пищи и узнать продукт)

(виноград, киви, редис, яблоко, апельсин)

Как возникает ощущение вкуса?
(У человека орган вкуса представлен множеством вкусовых почек, расположенных в слизистой оболочке языка, мягкого неба, зева и глотки. В них содержатся рецепторы. Они воспринимают сладкое, кислое, горькое, другие раздражители и дают первое вкусовое ощущение, а в результате сложного взаимодействия разных рецепторов — вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных и соответствующих анализаторов возникает полное вкусовое чувство).

Проведём следующий эксперимент: обсушите чистой салфеткой язык, а я положу вам на язык что — то вкусненькое, а вы поднимите руку, когда ощутите вкус. Почему не сразу почувствовали вкус? (мы чувствуем вкус растворённой пищи)

Станция: Осязание, кожно – мышечная чувствительность

Очень много рецепторов не только на языке, гораздо большее количество их расположено на кончиках пальцев.

Проведём опыт: (С завязанными руками оценить качества предмета). Почему определили предмет?

(Благодаря кожной чувствительности мы воспринимаем механические воздействия на кожу, то есть осязаем. С помощью осязания можно судить о показателях предмета и даже узнать его, если он нам знаком).

Проведём эксперимент: завяжем глаза учащемуся, который должен описать в каком состоянии находится его тело.
Почему это возможно?
(От мышц, сухожилий, суставных капсул, связок постоянно идут импульсы, информирующие головной мозг о состоянии органов опорно-двигательного аппарата. Это кожно-мышечная чувствительность.)

Каково главное условие деятельности любого анализатора?
( Эксперимент: Три человека образуют цепочку: рецептор – проводник — зона к.б.п., передают предмет. При нарушении цепи, предмет не доходит до зоны коры полушарий большого мозга)

Вывод: Главное условие деятельности анализатора – это его целостность.

Что может нарушить целостность анализатора?
(болезни, курение, употребление алкоголя и наркотиков)

Просмотр учебного фильма «Влияние табака на здоровье подростка»

(Слайд №6) Станция: Это интересно

1. В 30 случаях из 100 шум сокращает жизнь людей в городах на 8 – 12 лет.

2. Внутри улитки натянуто около 24000 поперечных эластичных волокон.

3. Частота звуковых колебаний, слышимых человеком, 16 – 20 тыс. в секунду.

4. Наиболее благоприятное влияние на человека оказывают зелёный и жёлтый цвета. Длительное действие красного создаёт цветовую усталость.

5. Во внутренних органах располагается около 1 млрд. рецепторов.

6. На 1 см квадратном имеется от 250 до 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела их до 8 млн.

(Слайд 7) 7. Американка Е. Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Её обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг.

8. Насчитывается до 400 тыс. запахов, которые воспринимаются человеком.

9. Голод повышает чувствительность к сладкому и снижает к кислому.

10. Точность аналитических весов до 0, 0001г, а человек по запаху может обнаружить вещество, которого в миллион раз меньше.

(Слайд №8) Вопрос 1: человек ночью вышел из освещённого помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел даже тропинку. Что произошло? (в условиях хорошего освещения человек воспринимал световое изображение колбочками. В темноте цветовое восприятие затухает и действуют палочки – клетки «ночного» зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Учёные обнаружили, что при длительном нахождении в условиях чрезвычайно ослабленного освещения чувствительность глаза может возрастать в сотни и тысячи раз)

(Слайд №9) Вопрос 2: Слепые читают книги, при написании которых использовали брайлевский шрифт, состоящий из комбинации точек. Объясните, какое чувство обеспечивает возможность восприятия пальцами точек на странице книги. Что собой представляют рецепторы, воспринимающие раздражение? (Осязание. Осязательное раздражение воспринимается свободными нервными окончаниями в коже кончиков пальцев)

(Слайд №10) Вопрос 3: при сухости в носу нарушается восприятие запаха. Почему? (Вещества – раздражители (запахи) воспринимаются чувствительными волосками обонятельных клеток в растворённом виде)

(Слайд №11) Вопрос 4: вы сидите в темноте и ничего не видите вокруг. Кто – то слегка прикоснулся к вашей руке. Вы почувствовали это прикосновение, ощутили давление на руку. Почему? (Прикосновения, ощущения давления, воспринимаются тактильными рецепторами, которые расположены в коже. Раздражение рецепторов вызвало возбуждение чувствительных нервных волокон. По ним через спинной мозг возбуждение передаётся в головной мозг, где и осознаётся как ощущение давления)

Учитель: Ребята, а вернуться из путешествия мы сможем только тогда, когда выполним 2 последних задания:

(Слайд №12) 1.Способность видеть…. Зрение.

2. Система, где рождается ощущение и происходит различение раздражений…. Анализатор.

3. Оптический прибор для коррекции зрения… Очки.

4.Элемент внутренного уха, выполняющий функцию слуха… Улитка.

5. Наружный покров тела, в котором расположены осязательные рецепторы… Кожа.

6. Рецептор сумеречного света… Палочка.

(Слайд №13) 7. Подвижный кожный покров глазного яблока… Веко.

9. «Пятно», расположенное на сетчатке в основании зрительного нерва… Слепое.

10. Внутренняя оболочка глазного яблока… Сетчатка.

11. Скопление ушной серы… Пробка.

12. Отверстие в центре радужной оболочки… Зрачок.

13. Передняя часть сосудистой оболочки глаза… Радужка.

(Слайд №14) 15. Камешек в органе равновесия… Отолит.

16. Прозрачная оболочка в передней части глаза… Роговица.

17. Чувство запаха и вкуса… Осязание.

18. Рецепторы, возбуждающиеся при любом воздействии, способном привести к разрушению ткани или органа…. Болевые.

19. Аппарат чувства равновесия…. Вестибулярный.

20. Способность слышать… Слух.

21. Тело — часть глазного яблока… Стекловидное.

22. Преобразователь раздражителей… Рецептор

23. Вещество, придающее окраску… Пигмент.

Загадки, загаданные пословицами.

Отгадайте одинаковые слова, загаданные набором пословиц.

Глаза верят самим себе, а они – другим людям.

У мудрого человека длинные они и короткий язык.

Не видать как своих их . (УШИ)

Береги его в большой мороз.

Пустой колос всегда его кверху дерёт. (НОС)

Обязался им , закрепи делом.

Он болтает, а голова отвечает.

Они не на месте – совесть не чиста.

Лучше его лишиться, чем доброго имени.

Добрая пословица – не в бровь, а прямо в него.

У семи нянек дитя без него . (ГЛАЗ)

Итак, что мы выяснили за урок?
(В рецепторах возникают нервные импульсы. Они по рефлекторной дуге доходят до головного мозга, где возникают ощущения, восприятия, представления. Это сложная система, обеспечивающая анализ раздражителей называется анализатором и состоит из трех частей – рецепторов, проводника и соответствующей зоны коры полушарий. Согласованная деятельность анализаторов – главная причина восприятия окружающего мира как единого целого. Вредные привычки могут нарушить деятельность анализаторов)

— Мне это пригодится в жизни, чтобы …

(Слайд 15) А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую вы видите на слайде. (Ключевое слово – Анализатор)

Домашнее задание: повторить параграфы 54 – 55. Задания по выбору: составьте кроссворд по теме «Анализаторы», или сообщения по теме «Нарушение деятельности анализатора».

На этом наше путешествие завершается. Урок окончен.

(Слайд 16) Список использованной литературы.

Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и М.Р. Сапина / авт.- сост. Т.В. Козачек. — Волгоград: Учитель, 2007.- 328с.

Пепеляева О.А., Сунцова И. В. Биология. 8-(9) класс: Поурочные разработки к учебникам И.Н. Беляева, А.С. Батуева, А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. И др. — М.: ВАКО, 2007. — 416 с.

Контрольно-измерительные материалы. Биология:8 класс /Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2010. – 112с.

Школа молодого учителя/авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159с.

Энциклопедия для детей: Т.2 (Биология). – 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. С. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 686 с.: ил.

источник

В процессе эволюции от простейшего животного организма до человека аппарат чувствительности чрезвычайно усложняется и приобретает способность к тончайшему анализу многообразных раздражений. Этот процесс совершается на всем пути от периферических воспринимающих аппаратов до высших областей в коре большого мозга. И.П. Павлов назвал его чувствительным путем анализаторов, выделив периферическую, проводниковую и центральную части. Периферические окончания афферентных нервов трансформируют определенные виды энергии в соответствующие импульсы, которые передаются по нерву в клетки первичных анализаторных систем и достигают специальных нервных клеток в коре больших полушарий головного мозга, где завершается анализ раздражений. Здесь же, в коре головного мозга, происходит и синтез отдельных восприятий. Необходимо иметь в виду, что раздражения, действующие на организм в естественных условиях, носят комплексный характер. Все раздражения, которые в одно и то же время влияют на различные рецепторные аппараты, в норме воспринимаются как единое, ощущаются обобщенно.

Эти два процесса – анализ и синтез непрерывно поступающих раздражений – не только информируют об изменениях внешней и внутренней среды, но и позволяют через связь с эффекторной, особенно двигательной системой – пирамидной и экстрапирамидной, – приспосабливаться к окружающей среде и воздействовать на нее. Способность к многочисленным и многообразным восприятиям, представляющим собой первую сигнальную систему, явилась основой для развития у человека второй сигнальной системы, т. е. высшей нервной деятельности – речи и вербального мышления.

Воспринимающая часть анализатора – рецепторы – это специализированные клетки, способные воспринимать и трансформировать строго определенные раздражения в нервные импульсы.

Рецепторы представляют собой сенсоры, которые позволяют организму различать изменения, происходящие в нем самом или в окружающей среде, и затем реагировать на эти изменения. Во многих случаях афференты от рецепторов образуют связи таким образом, что их активация каждый раз вызывает определенное стереотипное поведение, которое в процессе филогенеза и онтогенеза оказалось наиболее адекватной реакцией. Такие стереотипные реакции организма на сенсорные стимулы называются рефлексами.

Для рецепторов характерна специфичность (модальность), т. е. способность воспринимать определенный вид раздражителя, к которому они приспособились в процессе эволюции. Так например, рецепторы слухового анализатора приспособлены к восприятию звука, а зрительные рецепторы – света и т. д.

Рецепторы подразделяются на экстероцепторы, проприоцепторы, интероцепторы. Рецепторы, воспринимающие сигналы из внешней (по отношению к организму) среды, называются экстероцепторами. Экстерорецепторы подразделяются на контактные и дистантные. Контактные рецепторы – это те, клетки которых способны воспринимать ощущения при непосредственном контакте с исследуемым предметом. Дистантные рецепторы – это те, клетки которых способны определять ощущения на расстоянии, например анализаторы – зрительный, слуховой и обонятельный. Экстероцепторы, находясь в коже, воспринимают множество различных раздражений извне (болевые, температурные – тепловые, холодовые, тактильные и др.). К экстероцепторам относят также хеморецепторы (вкусовые). Проприоцепторы воспринимают раздражения от мышц и сухожилий и суставных связок. Рецепторы, воспринимающие сигналы из внутренней среды организма, называются интероцепторами. Спектр раздражений и чувствительность рецепторов чрезвычайно велики и в зависимости от физической природы воспринимаемых стимулов различают механорецепторы, терморецепторы, хоморецепторы и фоторецепторы. Морфологически все рецепторы значительно отличаются друг от друга и характеризуются сложностью строения воспринимающего элемента. Различаются рецепторные клетки и по способу связи со структурами нервной системы, что в сильной степени зависит от их происхождения. Выделяют первично- и вторичночувствующие рецепторные клетки.

Первичночувствующие рецепторные клетки по происхождению – элементы нервной системы, и, как обычный нейрон, обладают центральным отростком – аксоном, передающим информацию в нервные центры, и периферическим отростком – дендритом, который преобразован в воспринимающий элемент рецептора. У человека к таким рецепторам относится большинство хеморецепторов и механорецепторов, а также фоторецепторы. Наиболее простыми с морфологической точки зрения являются так называемые «свободные нервные окончания». Они представляют собой терминальные разветвления дендрита чувствительного нейрона, располагающегося в межклеточном пространстве среди клеток кожного эпителия или соединительнотканных клеток оболочек внутренних органов (рис. 1).

Такое строение характерно для болевых рецепторов (рис. 1 а). Другим видом первичночувствующих рецепторов являются так называемые «инкапсулярные нервные окончания», представленные в основном механорецепторами и терморецепторами. В этих рецепторах чувствительное нервное окончание, представленное концевым разветвлением дендрита, заключено в соединительно-тканевую капсулу различной толщины. Высокоспециализированными первичночувствующими рецепторами являются фоторецепторные клетки сетчатки глаза – палочки и колбочки, и клетки обонятельного эпителия. Их чувствительные элементы, претерпев значительные изменения, приспособились к восприятию специфической информации (рис. 1 б).

Рис. 1. Схемы организации некоторых рецепторов.

а – свободные нервные окончания (болевые) в коже, б – светочувствительная клетка – палочка) сетчатки глаза, в – обонятельные клетки, г – вкусовая луковица, д – чувствительные клетки органа равновесия; 1 – аксон, 2 – дендрит, 3 – синапсы, 4 – микроворсинки, 5 – эпидермис кожи, 6 – базальная мембрана

Вторичночувствующие рецепторные клетки представлены высокоспециализированными клетками не нервного происхождения, воспринимающими определенные стимулы из внешней и внутренней среды. Они образуют своеобразный симпатический контакт с дендритом нейрона (тело этого нейрона располагается в специальных чувствительных ганглиях), передающего информацию в центральную нервную систему. У человека вторичночувствующие рецепторы находятся в органах вкуса, слуха и равновесия (рис. 1 д, г).

Основными функциями нервной системы является восприятие внешнего раздражения и перенос его на реагирующий орган. Первая из этих функций обозначается терминомрецепторная, или афферентная, или чувствительная функция; вторая называется эффекторной, или эфферентной, или двигательной. Процесс распространения раздражения в нервной системе обозначаются термином импульс.

Перенос раздражения с рецепторных аппаратов на эффекторные обозначается термином рефлекс, или рефлекторная дуга.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая через нервную систему.

Термин «рефлекс» в физиологии был введен более 200 лет назад Й. Унзер (1771).

Термин рефлекторная дуга обозначает нейронную цепь, идущую от периферического рецептора через центральную нервную систему к периферическому эффектору. Элементами рефлекторной дуги являются периферический рецептор, афферентный путь, один или более центральных нейронов, эффекторный путь и эффектор.

Морфологическим субстратом рефлекса является рефлекторная дуга, которая образована как минимум двумя нейронами: чувствительным и двигательным. Чувствительный (афферентный) нейрон воспринимает раздражение и проводит его в центральную нервную систему, а по двигательному (эфферентному) отводится ответный импульс к рабочему органу. Однако в большинстве случаев между афферентным и эфферентным элементами рефлекторной дуги имеется еще одно звено – вставочный нейрон, который принимает раздражение и трансформирует его в двигательный импульс (рис. 2).

Время, прошедшее после воздействия раздражителя на рецептор до появления ответной реакции, называется временем рефлекса.

Рефлексы делятся на безусловные и условные. Безусловные рефлексы являются врожденными, выработанными в процессе филогенеза, условные приобретаются в процессе онтогенеза на основе безусловных рефлексов. Эти рефлексы являются индивидуальными, они могут угасать и исчезать.

Рис. 2. Схема рефлекторной дуги (М.С. Миловзорова, 1972)

1 – чувствительные нейроны; 2 – двигательные нейроны; 3 – вставочные нейроны в ЦНС

Рефлекторная дуга безусловных рефлексов замыкается на уровне спинного и головного мозга.

Разнообразные функции нервной системы, от элементарных до самых сложных, по своей сущности являются рефлекторными (И.М. Сеченов).

В настоящее время рефлекс не рассматривается как один законченный цикл прохождения импульсов от рецептора по афферентному нейрону через вставочный нейрон и двигательный к исполнительному органу. Каждый рабочий орган является не только эффектором, но и генератором проприоцептивных, т. е. афферентных, импульсов, которые сразу передаются в центральную нервную систему.

Таким образом, исполнительный орган сигнализирует о своем состоянии, степени выполнения или завершении конкретного действия, т. е. нервная система получает информацию о реализации рефлекса через обратную связь. В ответ на эту информацию «акцептор действия» поддерживает или ликвидирует состояние активности в нервных центрах в зависимости от полноты осуществления рефлекса.

Взаимоотношения афферентных и эфферентных систем в координаторных процессах характеризуются не рефлекторной дугой, а рефлекторным кольцом. Это непрерывное, организованное, цикличное взаимодействие между рецепторными и эфферентными процессами (H.A. Бернштейн).

В центральной нервной системе существуют системы контроля рефлекторного акта, что необходимо при выполнении сложных рефлексов.

2. Дайте объяснение понятия прямой обратной связи в нервной системе.

3. Что такое «рефлекторное кольцо»?

4. Раскройте роль нервной системы в регулировании компенсаторных механизмов организма.

5. Рецепторы и их классификация.

6. Особенности гомеостаза у детей.

7. На какие виды подразделяются сенсорные системы?

источник

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 2 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью:

2. Гормоны, образованные эндокринными железами, выделяются:

3. Работа большинства желез внутренней секреции контролируется:

4. Гормон роста синтезируют клетки:

5. Щитовидная железа вырабатывает:

6. Околощитовидные (паращитовидные) железы регулируют:

A. Содержание воды в клетках

Б. Обмен солей кальция и фосфора

B. Обмен органических соединений

7. Гормоны, стимулирующие деятельность организма в состоянии физического и психического напряжения, синтезируются клетками:

8. Примером железы смешанной секреции является:

9. Недостаток синтеза инсулина вызывает:

10. Недостаток выработки тироксина вызывает:

11. Избыточная активность клеток гипофиза приводит к:

12. Рост и развитие организма по мужскому или женскому типу контролируется:

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Процессы жизнеобеспечения в организме человека контролируются… системой и… железами.

2… регуляция деятельности организма осуществляется с помощью…, которые вырабатываются железами внутренней…

3. Гормоны влияют на определенные…, действуют в очень небольшой…, быстро разрушаются.

4. В полости черепа расположен…, синтезирующий…, а также управляющий функциями других желез внутренней…

5. Недостаток гормона роста приводит к…, избыток – к…

6. В области гортани расположена самая крупная эндокринная железа – …, секретирующая йодсодержащие гормоны… и…

7. Недостаток… в пище или низкая функциональная активность щитовидной железы приводит к заболеванию – …

8. На задней поверхности щитовидной железы расположены две пары… желез, регулирующих содержание солей… и…

9. На поверхности почек расположены парные…, регулирующие обмен веществ и деятельность… системы.

10. К железам смешанной секреции относятся… железа и… железы.

11. Поджелудочная железа выделяет… сок и гормон – …, регулирующий обмен… в организме.

12. Недостаток выработки инсулина приводит к повышению уровня… в крови и моче и развитию…

13… железы синтезируют гормоны, определяющие созревание организма и формирование вторичных половых признаков.

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Объясните, в чем состоит сущность гуморальной регуляции функций организма?

2. Назовите основные свойства и значение гормонов.

3. Какая эндокринная железа координирует работу остальных желез? Какие гормоны она выделяет?

4. Каковы функции щитовидной железы и паращитовидных желез?

5. Для чего необходимы надпочечники?

6. Охарактеризуйте известные вам железы смешанной секреции.

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Встречаются дети с заболеванием, связанным с сильной задержкой в росте, для лечения которого требуется гормональная терапия. Предположите, в чем кроется причина этого заболевания.

2. Какие заболевания, связанные с нарушениями деятельности эндокринных желез вы знаете?

3. Адреналин называют «гормоном стресса». Как вы можете это объяснить?

4. Эту болезнь в Древнем Египте называли «медовая болезнь», а чтобы ее определить врач пробовал мочу больного на вкус. Что это за болезнь?

5. В некоторых географических районах планеты чаще встречается заболевание, выражающееся в резком увеличении толщины шеи (зобе). С чем этого связано?

6. С помощью каких экспериментов можно исследовать, выделяет та или иная железа какой-либо гормон у животных?

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ СПИННОГО МОЗГА

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Основу мышления и речи составляет работа:

2. К генерации нервных импульсов способны:

3. Белое вещество мозга образовано:

4. Импульсы от тела нейронов проходят по:

5. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в:

6. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются:

7. Скопление тел нейронов за пределами ЦНС называется:

8. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу, называется:

9. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется:

10. Мигание, чихание, кашель – это примеры:

Б. Приобретенных рефлексов

11. Нейроны, которые расположены в пределах ЦНС, и участвуют в осуществлении рефлекса, называются:

12. Длина спинного мозга в среднем составляет:

13. В центральной части спинного мозга расположено:

14. Количество спинномозговых нервов составляет:

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Нервные клетки – … состоят из тела и…, способны создавать, воспринимать и передавать нервные…

2. Короткие отростки нейронов – … образуют вместе с телами клеток… вещество мозга, а длинные отростки – … образуют… вещество мозга.

3. Разветвления отростков чувствительных нейронов называются…, они воспринимают внешние… и преобразуют их в… импульсы.

4. Места контакта нервных клеток друг с другом называются…

5. Спинной и… мозг образуют… нервную систему, а нервы, нервные… и нервные окончания – … нервную систему.

6. Скопление отростков… за пределами ЦНС, покрытых оболочкой из соединительной ткани, называются…, а скопление тел нейронов – …

7. Нервы, иннервирующие скелетные мышцы и кожу, образуют… нервную систему, работающую под контролем сознания человека, а нервы, управляющие работой… органов, образуют… нервную систему.

8. Ответная реакция организма на воздействие… среды или изменение… состояния называется…

9. Рефлексы, переданные по наследству, называются… или… и обеспечивают биологическую целостность организма; рефлексы, приобретаемые в течение жизни, называются…

10. Путь, по которому проходит нервный импульс в момент осуществления рефлекса, называется… и состоит из…, чувствительного нейрона,… нейрона и… нейрона.

11. Спинной мозг представляет тяж длиной…, расположенный в… канале и покрытый оболочками.

12. Серое вещество спинного мозга имеет вид…, в центре его расположен… канал, заполненный… жидкостью.

13. Белое вещество спинного мозга содержит нервные…, связывающие нейроны… мозга и нейроны… мозга.

14. От спинного мозга отходит… пара спинномозговых нервов.

15. В спинном мозге находятся центры многих…, он также передает импульсы от органов к… мозгу и обратно, то есть выполняет… функцию.

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. В чем значение нервной системы?

2. Каковы особенности строения нейронов?

3. На какие функциональные группы можно разделить нейроны?

4. Как осуществляется взаимосвязь между нейронами?

5. Представьте известную вам классификацию отделов нервной системы.

6. Что такое рефлекс? Виды рефлексов. Значение рефлексов.

7. В чем сущность нервно-гуморальной регуляции?

8. Как устроен спинной мозг?

9. Какие важные функции выполняет спинной мозг?

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Новорожденный крепко захватывает любой предмет, попадающий в его руки. В чем значение этого рефлекса? Что с ним происходит в дальнейшем?

2. Некоторые люди с повреждениями спинного мозга при параличе туловища и конечностей сохраняют жизнеспособность и умственную активность. Как вы это можете объяснить?

3. Скорость проведения возбуждения по нервным волокнам резко возрастает от рыб к млекопитающим и человеку. Какое это имеет значение?

4. Классифицируйте приведенные примеры рефлексов.

A. Ребенок при виде бутылочки с молоком чмокает губами.

Б. Внезапно зазвонил телефон, и вы протягиваете руку.

B. Моментальное отдергивание руки от горячей сковороды.

Г. Если человек выходит из темноты на яркий свет, он зажмуривается.

Д. При попадании лимона в рот выделяется слюна.

Е. В случае резкого запаха человек чихает.

Ж. Чтобы узнать, сколько времени, вы смотрите наруку, даже если забыли часы дома.

5. На приеме у невропатолога врач постукивает молоточком по колену пациента. Для чего он это делает?

6. На праздник вы надели новое платье (костюм), но вечер был испорчен неприятным событием, надевать в следующий раз этот наряд было очень тяжело, и вскоре вы убрали его подальше. В чем причина этой ситуации?

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ПОЛУШАРИЯ БОЛЬШОГО МОЗГА

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Масса головного мозга человека колеблется в пределах:

2. Наиболее древней в эволюционном отношении частью мозга является:

3. Центры управления сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системами расположены:

4. Часть мозга, связывающая кору со спинным мозгом:

5. Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые импульсы осуществляются:

6. Центры жажды, голода, а также поддержания постоянства внутренней среды организма находятся в:

7. Осуществление координации движений и поддержание тонуса скелетных мышц – это функция:

8. Полушария большого мозга впервые появились у:

9. Полушария большого мозга соединены между собой с помощью:

10. Значение борозд и извилин на поверхности коры состоит в:

A. Увеличении активности нейронов коры

Б. Увеличении объема мозга

B. Увеличении площади поверхности коры

11. Зрительная зона коры расположена:

12. Слуховая зона коры расположена:

13. Информация от рецепторов кожи, мышц и органов чувств поступает для анализа:

A. В чувствительные центры коры

Б. В двигательные центры коры

14. За образное мышление, восприятие музыки и творческие способности отвечает:

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Головной мозг расположен в полости… и имеет массу от… до…, потребляя…% энергии, вырабатываемой в организме человека.

2. Головной мозг состоит из ствола,… и полушарий большого мозга.

3. Ствол головного мозга включает в себя следующие отделы: продолговатый мозг,…, средний мозг и… мозг.

4. Продолговатый мозг сходен по строению со… мозгом и является центром защитных рефлексов, таких как…, чихание, а также центром регуляции дыхания, работы… системы и… системы.

5… – отдел головного мозга, который проводит импульсы вверх, в… большого мозга, и вниз, в… мозг.

6… мозг участвует в рефлекторной регуляции движений, возникающих под влиянием… и… раздражителей.

7… мозг проводит импульсы в кору полушарий большого мозга от рецепторов… и…, в нем расположены центры… и жажды, осуществляется регуляция функций… желез.

8… состоит из двух полушарий, кора его покрыта… и извилинами, он отвечает за… движений.

9. Особое образование ствола мозга – … формация получает информацию от органов… и… органов и регулирует активность всех отделов головного мозга, участвует в проявлении внимания, эмоций, регуляции состояния сна и…

10. Самый крупный отдел ЦНС – полушария большого мозга, соединенные между собой… телом и состоящие из серого и… вещества.

11… вещество составляет поверхностный слой – … полушарий большого мозга, поверхность которой образует борозды и…

12. Крупные… делят полушария на доли: лобную,…, затылочную и…

13. Под корой находится белое вещество, образующее… пути мозга, и крупные скопления серого вещества – … ядра, а также полости – боковые…

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Каковы морфологические особенности головного мозга?

2. На какие отделы можно разделить головной мозг, какие из них эволюционно более молодые, а какие – древние?

3. Назовите основные функции отделов стволовой части мозга.

4. Что такое ретикулярная формация? Каковы ее функции?

5. Что вы знаете о мозжечке и почему его называют малым мозгом?

6. Опишите строение полушарий большого мозга.

7. Охарактеризуйте основные функциональные зоны коры полушарий большого мозга.

8. В чем состоит различие между правым и левым полушариями головного мозга?

9. Зависят ли умственные способности человека от размера и массы его мозга?

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Во время операции на головном мозге у лабораторного животного было выяснено, что при прикосновении к некоторым участкам коры наблюдаются непроизвольные движения. Объясните это наблюдение.

2. Почему повреждение основания черепа при ДТП является наиболее частой причиной смертельных случаев?

3. Остановка кровоснабжения мозга на 20 секунд вызывает потерю сознания; реанимация возможна, если клиническая смерть продолжается не более 5–6 минут. С какими особенностями нервных центров это связано?

4. Почему в состоянии алкогольного опьянения у человека нарушается походка?

5. При инсульте люди теряют способность говорить, хотя понимают все, что им говорят. Как вы думаете, почему?

6. Иногда в случае черепных травм резко ухудшается зрение, хотя сами глаза не повреждены. Как вы это можете это объяснить?

7. Предложите объяснение физиологической основы наркотической зависимости.

АНАЛИЗАТОРЫ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГЛАЗА. АНАЛИЗАТОРЫ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. КОЖНО-МЫШЕЧНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. ОБОНЯНИЕ. ВКУС

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Воспринимающим элементом любого анализатора являются:

2. Анализ внешних раздражителей происходит в:

4. Наружная оболочка глазного яблока называется:

5. Непрозрачная часть фиброзной оболочки:

6. Пигментированная часть сосудистой оболочки называется:

7. Количество света, поступающего в глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:

8. Изображение видимых предметов формируется на:

9. Фокусировку изображения обеспечивает:

10. Цветовое зрение обеспечивают:

B. Клетки радужной оболочки

11. Максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке расположено в области:

12. Анализ зрительных раздражителей происходит:

13. Расплывчатое изображение близкорасположенных предметов является признаком:

14. Ушная раковина входит в состав:

15. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в:

16. Слуховые косточки расположены в полости:

17. Молоточек, наковальня и стремя:

A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе

Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки

B. Усиливают колебания барабанной перепонки

18. Улитка является органом:

19. Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает:

20. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний:

21. Анализ звуковых раздражителей происходит:

22. Функцию вестибулярного аппарата выполняют:

23. Равновесие тела контролируется:

24. Мозг получает информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата от рецепторов, расположенных:

25. Механическое воздействие на кожу воспринимается с помощью:

Б. Осязательных рецепторов

26. В мышцах, надкостнице, внутренних органах расположены:

27. В слизистой оболочке носовой полости находятся:

28. Ощущение вкуса пищи обеспечивают:

B. Взаимодействие вкусовых, обонятельных, температурных и осязательных рецепторов

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1… – это отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные…

2. Система, обеспечивающая анализ раздражений, называется… и состоит из рецептора, проводящих нервных путей и определенной зоны… полушарий… мозга.

3. 70 % информации об окружающем мире человек получает с помощью органа…, состоящего из… яблока и… аппарата.

4… и… защищают глаза от пыли и пота, а… жидкость смачивает и очищает поверхность глаз.

5. Глазное яблоко расположено в… и состоит из… ядра, покрытого фиброзной,… и сетчатой оболочками.

6. Наружная прозрачная оболочка глаза называется…, она переходит в… оболочку, под которой расположена… оболочка, питающая глазное яблоко.

7. Передняя часть сосудистой оболочки глаза называется…, в центре которой расположено отверстие – …, способный рефлекторно расширяться или…

8. За зрачком находится…, рефлекторно изменяющий свою… и обеспечивающий четкое изображение на…, содержащей световые рецепторы – … и…

9. Зона размещения большинства колбочек на сетчатке называется… пятном, а зона отсутствия рецепторов – … пятном; световые лучи к сетчатке проходят через… тело и поглощаются слоем… клеток.

10. Свет попадает в глаз через роговицу и…, преломляется в…, проходит через стекловидное… на желтое пятно…, в рецепторах которой преобразуется в нервные…, поступающие по зрительному нерву в… зону коры, где анализируется и обобщается полученная информация.

11. Существует возрастная, наследственная и профессиональная предрасположенность к…, когда расплывается изображение близко расположенных предметов, и…, когда плохо видны предметы на расстоянии.

12. Звук – это колебания…, которые воспринимаются органом…, состоящим из наружного,… и внутреннего уха.

13… ухо состоит из ушной… и слухового…, соединенного с… перепонкой, преобразующей звуковые… в механические…

14. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от…, представляющего собой узкую…, продолжающуюся в слуховую…, связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки…, наковальня и…

15. Внутреннее ухо представлено… лабиринтом и… лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в… костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – …

16. Во внутреннем ухе выделяют улитку,… и три… канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые…

17. Колебания слуховых косточек передаются через… окно улитки волокнам… клеток, в которых возникают нервные импульсы, направляющиеся по слуховому нерву в… зону коры, где происходит анализ характера и смысла…

18. Орган… представлен преддверием и… каналами, заполненными жидкостью; в их стенках расположены… и кристаллы углекислого…, которые при изменении положения головы человека давят на рецепторные клетки, вызывая образование импульсов, поступающих в средний мозг, кору и…

19. Орган равновесия называется также… аппаратом и информирует ЦНС о положении тела в пространстве, при этом восстановление положения тела происходит…

20… анализатор информирует… мозг о состоянии органов… аппарата за счет рецепторов, расположенных в…, сухожилиях, связках и суставах.

21. Благодаря… рецепторам человек воспринимает механические воздействия на кожу,… реагируют на колебания температуры, а рецепторы, расположенные в мышцах, коже, надкостнице и… органах воспринимают боль и предупреждают об опасности.

22. Орган… расположен в слизистой оболочке верхнего отдела… полости и воспринимает… летучих или растворенных веществ, что позволяет человеку обнаруживать опасные вещества или… продукты, а также обогащает картину окружающего мира.

23. Ощущение… пищи возникает при раздражении рецепторов вкусовых… полости рта, языка и глотки, реагирующих на растворенные вещества, а также при взаимодействии…, температурных и… рецепторов.

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Что общего в строении всех анализаторов? В чем значение анализаторов?

2. Назовите все защитные приспособления глаза.

3. Перечислите оболочки, составляющие глазное яблоко.

4. В чем значение зрачка? С помощью чего регулируется его работа?

5. Каковы особенности строения и функции сетчатки глаза?

6. Каких клеток в сетчатке больше, палочек или колбочек? Почему ученые выделяют три основных вида колбочек?

7. За счет чего формируется четкость изображения на сетчатке?

9. Перечислите известные вам нарушения зрения.

10. Как вы думаете, почему дальтоникам не выдают водительские права?

11. Что, по-вашему, входит в понятие «гигиена зрения»?

12. Для чего необходимо наружное ухо?

13. Какова функция барабанной перепонки?

14. В чем значение слуховой трубы?

15. Объясните, какую функцию выполняют слуховые косточки?

16. Опишите строение и функции внутреннего уха.

17. Объясните принцип действия вестибулярного аппарата.

18. Каким образом человек с закрытыми глазами может четко дотронуться пальцем до кончика носа?

19. Если раздражать крохотные участки кожи слабым электрическим током, то чаще всего возникает ощущение прикосновения или слабого укола, реже – ощущение холода, а еще реже – ощущение тепла. Объясните результаты опыта.

20. В каких частях организма человека сосредоточено наибольшее количество осязательных рецепторов?

21. Какое значение в жизни человека играет вкус? Из чего складывается ощущение вкуса?

22. В каком случае обоняние выполняет защитную функцию?

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. От чего зависит цвет глаз человека? В каком случае глаза будут иметь красноватую окраску?

2. Что такое «зрачковый рефлекс»? О чем свидетельствует его отсутствие?

3. Что такое «иридодиагностика»?

4. Объясните, что такое «аккомодация глаза»?

5. Почему в состоянии волнения зрачки расширяются?

6. Для чего человеку нужны слезы? Почему женщины плачут чаще, чем мужчины?

7. Что вы знаете о снежной слепоте?

8. Если слепому от рождения ребенку сделать операцию по восстановлению зрения, то вначале ему будет трудно определить размер и форму предметов. Почему?

9. Почему в чужой тетради легче заметить ошибку, чем в своей? Почему учитель пользуется красной ручкой для исправления ошибок?

10. Слепые читают книги, написанные специальным шрифтом, состоящим из комбинации точек. Как вы думаете, какой анализатор обеспечивает человеку такую возможность?

11. Печать слепым методом, сложные акробатические трюки, спортивные упражнения, виртуозная игра на музыкальных инструментах, искусство танца. Благодаря чему человек способен к столь сложным движениям без непосредственного контроля за их осуществлением с помощью органов зрения?

12. В чем сущность местного наркоза?

13. Почему в коже человека больше рецепторов, чувствительных к холоду, чем тепловых? Почему большинство из них находится на губах и на лице?

14. В состоянии стресса человек может не чувствовать боли. Индийские йоги могут лежать на гвоздях, ходить по битому стеклу или горячим углям. Объясните эти факты.

15. Почему разгоряченному на воздухе человеку в жару нельзя резко прыгать в холодную воду?

16. Восточная медицина использует определенные точки на ушных раковинах для стимуляции работы внутренних органов. Что вы об этом знаете?

17. Каким образом родители могут обнаружить, что новорожденный ребенок глухой?

18. Почему во время Великой Отечественной войны солдатам рекомендовали открывать рот при сильных взрывах?

19. Великий немецкий композитор Бетховен написал свои последние произведения, будучи глухим. Как это ему удавалось?

20. Почему шум воды или деревьев приятен для человека, а городские шумы утомляют?

21. В результате аварии и черепно-мозговой травмы человек практически потерял слух, хотя видимые повреждения органа слуха отсутствуют. Что произошло?

22. Воспаление среднего уха (отит) может легко распространиться на оболочки головного мозга. Объясните, почему?

23. Почему люди с ослабленным слухом говорят невнятно или слишком громко?

24. Объясните, почему у некоторых людей возникает морская болезнь?

25. Почему при сухости в носу нарушается восприятие запаха?

26. Как вы думаете, почему у низкоорганизованных животных, например малощетинковых червей, трудно установить различия между органами обоняния и органами вкуса?

27. Что можно сделать, чтобы репчатый лук казался сладким на вкус?

28. Почему при высокой температуре многие любимые блюда кажутся невкусными?

29. Как вы думаете, почему два разных химических вещества могут иметь для человека один и тот же запах?

30. Чем вредна токсикомания? Почему опасно вдыхать химические вещества?

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

источник

ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА