Меню Рубрики

Как сделать анализ басни волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: “Ахти, ребята, вор!”-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
“Огня!- кричат,- огня!” Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: “Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…” – “Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой”.
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Волк хотел ночью пробраться в овчарню, но вдруг попал на псарню. Разумеется, там почуяли чужого и поднялись, словно по команде. Псы лаяли и рвались драться. Псари решили, что объявился вор. Поэтому заперли ворота. На псарне началась суматоха. Кто-то несся с дубинкой, кто-то с ружьем. Другие просили огня. Когда появился огонь и посветили, стало видно Волка, который прижался в углу. Он скалил зубы, шерсть его встала дыбом. Он готов был броситься в бой, однако понимал, что ему не победить. Он понимал, что последует расплата, поэтому ради хитрости устроил переговоры. Заявил, что является родственником и зашел не ссориться, а мириться. Он попросил не вспоминать прошлое и жить мирно. За хорошее отношение к нему он дал обещание не нападать на местные стада, а быть охраной для них. Он согласился поклясться. Однако мудрый ловчий, отлично знакомый с волчьей натурой и ценой его обещаниям, перебил Волка и объявил, что он привык не доверять волкам и не соглашаться на мир с ними, а лишь снимал с волков шкуру. После этого он выпустил гончих псов.

Басня «Волк на псарне» была создана И. А. Крыловым в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 г. договориться с Кутузовым о перемирии. Как известно, русский главнокомандующий решительно отклонил мирные предложения и в начале октября одержал решительную победу при Тарутине.

Кутузов получил текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам после битвы под Красным. Прочитав строку «а я приятель сед», полководец снял головной убор и продемонстрировал собственную седую голову.

Крылов открыто намекает на безвыходное положение Наполеона, уподобившегося волку, попавшему в западню Кутузова.

Основная тема произведения — решительная и беспощадная борьба против агрессора.

Перед походом в Россию Наполеон практически не знал поражений. Французская армия с легкостью одерживала победы над любым противником. Наполеон самоуверенно считал, что Россия станет такой же легкой добычей, но жестоко ошибся в своих расчетах. Точно так же волк по ошибке попадает вместо овчарни в псарню.

Оказавшись в безвыходном положении волк (Наполеон) с помощью обещаний пытается выкрутиться из ситуации. Однако ловчий (Кутузов) знает, какова цена лживым волчьим обещаниям. Хищник остается хищником. Ему нельзя верить и нельзя прощать. Единственный разумный выход — выпустить «на Волка гончих стаю», что и делает Кутузов, начиная преследование остатков армии «великого завоевателя».

После Бородинского сражения и отступления французской армии из Москвы Наполеону стало понятно, что кампания уже проиграна. Согласно традиционным «правилам ведения войны» было необходимо подписывать перемирие. Сторонники такой точки зрения были и с русской стороны.

Перед Александром I и Кутузовым стояла проблема дальнейшего плана действий. Крылов дает однозначное решение: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.

Композиция басни последовательная. В концовке дается общий нравоучительный вывод.

Крылов иносказательно обращается к патриотической теме. Если Наполеон сравнивал поход в Россию с неудачной шахматной партией, но для русского народа он обернулся тысячами жертв среди мирного населения, разрушенными и сожженными городами, унижением от взятия столицы. Все это требовало беспощадной мести зарвавшемуся «волку».

Такая точка зрения полностью отвечала чаяниям населения Российской империи. К. Батюшков писал, что «Волка на псарне» и другие патриотические басни Крылова «в армии… все читают наизусть».

источник

Басня «Волк на псарне» была впервые напечатана в журнале «Сын Отечества», ч.I, №2, в октябре 1812 года. Оригинальный сюжет этой басни основан на одном из ключевых эпизодов Отечественной войны 1812 года.

Действие басни происходит на псарне, куда по ошибке попал Волк, собиравшийся похитить овцу из овчарни. Псы моментально учуяли хищника и подняли шум. На этот шум прибежали псари и закрыли ворота, отрезав волку путь к отступлению.

Увидев, что выбраться из ловушки нет возможности, Волк пытался вести переговоры с псами, напоминая, что он приходится им дальним родственником. Волк клятвенно пообещал больше никогда не воровать овец и даже защищать их от других хищников. В ответ на речи Волка Ловчий сказал, что он хорошо знает волчью натуру и не собирается идти на мировую. После этого Ловчий спустил на Волка стаю гончих псов.

Под Волком на псарне Крылов в своей басне подразумевает Наполеона в России. Наполеон к тому моменту уже вошел в Москву и, думая, что выиграл войну, ждал, когда русский император ответит на его предложение о мире. Но император Александр I пообещал не заканчивать войну, пока неприятель не покинет пределов России.

Наполеон напрасно ждал, когда русские согласятся на его условия. В итоге, он оказался в западне. Общий план военных действий, сообщенный Кутузову из Петербурга еще в начале сентября, заключался в том, чтобы действовать в тылу Наполеона, затрудняя отступление. Князь Волконский, присланный для получения от Кутузова объяснения его действий, доносил императору, что Наполеону трудно будет выбраться из России.

Подобно Наполеону, в безвыходном положении оказался и Волк на псарне в басне Крылова. Льстивые слова Волка довольно точно соответствуют тогдашним предложениям Наполеона о заключении мира.

Под псами Крылов в басне подразумевает войска и народное ополчение, которые рвались в бой. Увидев Волка, псари закрыли ворота на псарню, и тот оказался в западне. В образе Ловчего Крылов представил Кутузова, который «запер» Наполеона в Москве, как в ловушке. По свидетельствам современников, Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг офицерам. При чтении строк: «а я, приятель, сед», полководец снял фуражку и потряс наклоненной седой головой. Чтение басни сопровождалось дружным хохотом. На другой день басню читал весь лагерь. Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии.

«Ты сер, а я, приятель, сед» — эта фраза показывает, что Крылов в своем Ловчем ценил преимущественно и даже, может, исключительно хитрость. Такой взгляд баснописца на главнокомандующего вполне оправдывается многими историческими данными. Перед отъездом Кутузова в армию, один из его родственников имел нескромность спросить: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?» Кутузов отвечал: «Нет. А обмануть надеюсь». Почти то же самое сказал он во время Тарутинской стоянки: «Разбить меня может Наполеон, а обмануть — нет». Кутузов не поддался на хитрые речи Наполеона и в результате захватчик оставил Москву, а позже покинул с остатками своей армии пределы России.

Из басни «Волк на псарне» видно, как живо следил Крылов за событиями Отечественной войны и как метко он подмечал все, что происходило. В басне Крылов выразил чувство национальной обиды и справедливую жажду мщения. Устами поэта говорила тогда вся Россия. Впоследствии, под влиянием басни «Волк на псарне» родилась пословица «Поджал хвост, что волк на псарне», занесенная в сборник Даля.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Усвоение новых понятий: аллегория;

Применение опорных понятий: басня, мораль, образы животных, сказка, олицетворение, метафора, фразеологизм, эпитет;

Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы (вопрос-понятие, вопрос-суждение), ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;

Развитие специальных умений: находить в содержании произведения элементы басни и особенности её структурных элементов, определять идею автора, выявлять скрытые человеческие пороки.

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

Оборудование: проектор, комплект карточек 1–6, раздаточный материал.

– Выбор арбитра и архивариуса.

– Объявление темы урока, заявка на оценку

Беседа по теме урока (слайд 3)

– Крылов говорил: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

– Дома вы познакомились с произведением И.А.Крылова «Волк на псарне». Домашним заданием было определить жанр произведения, доказать жанровую принадлежность этого произведения, а также составить 4 вопроса-суждения (вы можете воспользоваться ими во время урока).

– Какие произведения И.А.Крылова вы прочитали ранее? (слайд 4)

– «Свинья под дубом», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок» и т.д.

– К какому жанру относятся эти произведения?

– Сформулируйте вопрос-понятие, характеризующий жанровую принадлежность этих произведений (слайд 5)

– Басня-это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных.

– Сформулируйте вопрос-суждение, связанный с темой нашего урока. Попробуйте ответить на вопрос-суждение в форме умозаключения (слайд 6)

– Как доказать, что это произведение Крылова является басней?

– Поскольку произведение лиро-эпического жанра, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных, является басней,

А в произведении Крылова «Волк на псарне» преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных,

Следовательно, произведение Крылова «Волк на псарне» является басней.

– Выполните задание №1: выпишите 4 пары противоположных понятий и попытайтесь выявить противоречия к этим противоположностям.

– Выполните задание №2: подведите понятия басни под 4 философские категории: «общее-особенное-единичное », «причина-следствие», «возможность-действительность», «содержание-форма». Можно приводить цитаты из текста басни.

(басня-басня И.А.Крылова– басня И.А.Крылова «Волк на псарне»),

причина-следствие («волчью вашу я давно натуру знаю»-« иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой»),

возможность-действительность («Волк, думая залезть в овчарню»– «попал на псарню»),

содержание-форма (идея автора показать достойный отпор хитрости и вероломству в форме басни).

– Простая кооперация. Обсудите в группах результаты индивидуального труда и подготовьте выступление (слайд 7)

1 группа – пары противоположных понятий.
2 группа – выявить противоречия к противоположностям.
3 группа – философская категория «общее-особенное-единичное»
4 группа – философская категория «причина-следствие».
5 группа – философская категория «возможность-действительность».
6 группа – философская категория «содержание-форма».

– Сложная кооперация (выступления от групп).

– Какие есть возражения, дополнения?

– Сформулируйте для выступающих групп вопросы-суждения.

1 группе – Как доказать, что понятия «друг-враг» являются противоположностями?
2 группе – Каким образом данное противоречие разрешается в басне?
3 группе – Каким образом понятие «басня» отличается от понятия «басня Крылова»?
4 группе – Почему Ловчий предложил именно такое решение?
5 группе – В каком случае возможность попасть в овчарню могла быть реализована Волком в действительности?
6 группе – Как доказать, что идея автора стала основой содержания в басне Крылова «Волк на псарне»?

Выведение понятия «аллегория».

– Давайте попытаемся вывести содержание этого понятия.

– Что будет являться родовым признаком?

На доске прикреплена карточка: «Аллегория». После ответов учащихся учитель прикрепляет «троп». Далее открывает видовые признаки «заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству».

Правильная версия – 3 балла

– Художественный прием, изобразительно-выразительные средства языка, троп.

– Итак, что понимается под аллегорией? (слайд 8)

– Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству.

– Прочитайте в справочном материале историю создания басни «Волк на псарне» и сформулируйте вопрос-суждение (слайд 9)

– Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов.

Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.

– Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории?

– Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории,

А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов),

Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории.

– Сформулируйте главную мысль – противоречие басни.

Правильная версия – 3 балла

– Волк показал себя хитрым и вероломным противником, однако Ловчий, будучи мудрым и опытным охотником, одержал победу в этом противоборстве.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

– Почему к теме нашего урока подходит именно это изречение Крылова: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»

– Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

Домашнее задание (слайд 12):

1. Сравните понятие «басня» с понятием «сказка», используя карточку №3 (сравнение).

2.Составьте сборник словесных образов к понятиям Ловчий и Волк (по 4 образа на каждое понятие).

Запись в тетрадь или дневник.

Оценивание в соответствии с заявкой на оценку.

Заполняют листы, считают баллы, самооценивание.

  • Усвоение новых понятий: аллегория;
  • Применение опорных понятий: басня, мораль, образы животных, сказка, олицетворение, метафора, фразеологизм, эпитет;
  • Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы (вопрос-понятие, вопрос-суждение), ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;
  • Развитие специальных умений: находить в содержании произведения элементы басни и особенности её структурных элементов, определять идею автора, выявлять скрытые человеческие пороки.
  • Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

Оборудование: проектор, комплект карточек 1–6, раздаточный материал.

источник

Басня написана в октябре тревожного 1812 года в период переговоров с Наполеоном о перемирии после существенного перелома в событиях отечественной войны. Наполеоновская армия оказалась в сложном положении, что и вынудило французского главнокомандующего искать мира с русскими.

Оружием И. А. Крылова было его острое слово. Небольшое произведение имеет прямую отсылку к военным событиям того времени, но оно не потеряло актуальности и в наши дни. Основой для создания басни послужил оригинальный национальный материал и тема воздаяния. Существует легенда о том, что М. И. Кутузов читал басню перед командным составом русской армии, она произвела сильное впечатление. Если это соответствует действительности, то поступок главнокомандующего можно считать удачной находкой патриотической пропаганды. Идея и тема произведения строится на конфликте между хозяином и непрошеным гостем (читай – захватчиком), и этот конфликт точно коррелировал с военно-политической обстановкой текущего момента.

Псарня является аллюзией западни, в которую попал Наполеон, а верные псы – защитников царя и отечества. Видимо, образ ловчего – намек на роль Кутузова в разработке плана изматывающей войны, в конце концов погубившую армию, которая покорила половину мира. И не случайно для создания яркого образа избран Волк. Хищнику в человеческом облике, которого героизировала вся цивилизованная Европа и который ради собственных амбиций погубил сотни тысяч русских, нет, и не могло быть оправдания.

В тексте присутствуют следующие средства художественной выразительности: эпитеты — «серый забияка», «старинный сват и кум», «общий лад», «волчья натура», метонимия – «поднялся двор», «съесть глазами», «не трону стад», «делать мировую (идти на сговор)», яркие метафоры — «псы залились», «пришли с огнем», «натуру знаю», анафора – «иной с дубьем, иной с ружьем» и сравнение – «псарня стала адом».

Эмоциональный тон происходящего подчеркивают риторические восклицания – «Ахти, ребята, вор!», «Друзья!», «Огня, …огня!», «…уставим общий лад!», риторический вопрос — «…к чему весь этот шум?» и лексический повтор – «Огня, …огня! Пришли с огнем».

Скептическое отношение автора к дипломатическим потугам Волка автор подчеркивает иронией — «приятель», «мой Волк» — и перифразами – «серый забияка», «мой хитрец», «сосед». Впечатления стремительности событий автор добивается, широко используя эллипсис – «вмиг ворота на запор», «тут не перед стадом», «приходит … ему расчесться (здесь — понести наказание) за овец».

Речь баснописца изобилует присущими живой разговорной речи неполными предложениями – «Бегут: иной с дубьем, иной с ружьем», простонародными выражениями, которые, однако, органично вплетены в ткань произведения — «снявши», «ахти», «ощетиня», «расчесться (рассчитаться)», «уставим (установим)»
Прием инверсии — «почуя серого так близко забияку», «поднялся вдруг… псарный двор» — помогает Крылову ярче выделить значимое слово или оборот, помещенные в конце фразы.

Антитеза — «ты сер, а я…сед» является указанием на жизненный опыт ловчего (седина как показатель прожитых лет), а заодно и на исторический опыт великой страны с ее седой стариной, которая беспощадно уничтожит любых захватчиков.

Басня не включает четко сформулированную мораль, но вывод очевиден — он должен служить назиданием для внешних врагов и внутренних соглашателей. Стихотворение утверждает читателя в мысли, что зло непременно должно быть наказано, в какие бы одежды оно не рядилось. А Иван Андреевич в очередной раз предстал перед потомками как гениальный баснописец и истинный патриот.

источник

Цели урока: 1. Повторить, углубить и закрепить знания по биографии И.А. Крылова.

Развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басни; совершенствование речи учащихся.

Воспитание нравственных качеств и непримиримого отношения к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию, воспитания чувства любви к Родине, гордости за наших предков.

Комплексный анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне»

«Басня есть поэзия рассудка»

Цели урока: 1. Повторить, углубить и закрепить знания по биографии И.А. Крылова.

Развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басни; совершенствование речи учащихся.

Воспитание нравственных качеств и непримиримого отношения к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию, воспитания чувства любви к Родине, гордости за наших предков.

II Вступительное слово учителя.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова» как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

III. Знакомство с биографией И.А. Крылова, выступление учащихся.

И.А. Крылов родился в Москве в 1769 году. Детство его и отрочество прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать, Крылова Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в нищете. Будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Кроме того, он прекрасно играл на скрипке, хорошо рисовал. Но именно басня сделала его известным.

Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому кругу читателей.

Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. Много горькой правды говорил баснописец о несправедливых порядках в России, о жестоких помещиках, корыстных чиновниках, чванных вельможах. Мы смеёмся над героями басен – потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, зависть, невежество.

Вступительное слово учителя.

Жанр басни Крыловым выбран неслучайно. Идти в бой с открытым забралом было невозможно, слишком неравны были силы, поэтому и выбирает Крылов иносказательную форму повествования эзопов язык. Произведения Ивана Андреевича интересны тематикой, идеей и образным, удивительно доходчивым языком. В своих баснях Крылов обсуждает и решает общечеловеческие вопросы или конкретные события, как, например, в произведении «Волк на псарне»

Давайте рассмотрим текст этой басни и проведём анализ.

А) Выразительное чтение басни.

Какой стиль речи использовал автор?

Какова тема басни? (Рассказ о Волке, который залез на псарню и был пойман псарём)

Какова основная идея текста? Для того чтобы определить идею, давайте вспомним историю создания басни. (Басня написана на события 1812 года, когда Наполеон вошёл в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские под командованием Кутузова отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле, в её сердце Москве). (Басня иносказательно описывает неудавшиеся переговоры Наполеона и Кутузова)

Словарная работа. Давайте сейчас определим значение некоторых слов и выражений.

Псарня – особое помещение для ловчих собак, а также лиц, обслуживающих их

Хлев – крытое помещение для животных

Псари – слуга на псарне, ухаживающий за собаками и участвующий в охоте

С дубьём – (собир. устар.) палки, дубинки, употреблявшиеся в старину как оружие

Расчесться – рассчитаться, расквитаться

Ловчий – лицо, заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли

Мировая – полюбовное соглашение, разрешение спора, тяжбы без суда

Гончие – порода охотничьих собак

«Поднялся…двор» — означает, что с Волком начал сражаться весь народ

«Псы залились в хлевах» — в прямом значении залаяли громко, в переносном – после долгого отступления от границы к Смоленску и дальше в сторону Москвы армия хотела сражения

«И вмиг ворота на запор» — прямое значение дополняется переносным: русская армия, совершив манёвр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия

«Ощетиня шерсть,//Глазами, кажется, Хотел бы всех он съесть…» У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймёт». Волк-Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.

«Расчесться за овец» — после освобождения России русская армия совершила заграничный поход, освободив все европейские страны, которые захватил Наполеон. Наполеон понимал, что если он не покорит Россию, то не сможет удержать и другие завоёванные страны.

«Уставим общий лад» — значит заключим «мирный договор». Волк – Наполеон предлагает русскому царю стать его союзником и воевать на стороне России.

«Не делай мировой» — означает не заключать мирного договора

«Выпустить на Волка гончих стаю» — дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны

«Псарня стала адом» — ужас, шум, беспорядок, когда в неё попал Волк.

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Выполните синтаксический разбор предложения:

Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню.

Выпишите из текста деепричастия и определить их форму

Давайте вспомним, что называется эпитетом, антитезой, аллегорией, олицетворением, метафорой.

1вариант из текста басни выписывает эпитеты, антитезу, олицетворение (эпитеты: серого забияку, волчьей клятвой, волчья натура; антитеза: Ты сер, а я, приятель, сед; олицетворение: поднялся двор)

2вариант выписывает метафору, аллегорию ( метафора: псарня стала адом, глазами хотел бы всех он съесть, волк на псарне; аллегория: Кутузов и Наполеон изображены посредством образов, т.е. Волк и Ловчий)

Какие выражения называются крылатыми?

Из текста басни выпишите крылатые выражения («попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю», «ты сер, а я, приятель, сед», «волчью вашу я давно натуру знаю», «пришёл тебе конец».

Мы с вами говорили об антитезе. Как называется языковое явление, при котором в тексте употребляются слова в противоположном значении? (антонимы)

Подберите антонимы к следующим словам:

Что называется синонимами?

Подберите синонимы к следующим словам и выражениям:

Пустился в переговоры – начал переговоры

Псы рвутся вон на драку – стремятся преодолеть какие-нибудь препятствия

Старинный сват и кум – давнишний

Какова композиция басни? (Басня состоит из рассказа и морали)

Кого скрыл И.А. Крылов под образом Волка? Под образом Ловчего?

15.Найдите в тексте портретное сходство. (Ты сер, а я, приятель, сед)

16.Какие черты в поведении Волка и Ловчего подчеркнул Крылов?

17. Как мы уже говорили, особенностью басни как литературного произведения является наличие морали.

Определите мораль басни. Даёт ли нам автор сам мораль или предоставляет это сделать читателю самостоятельно?

(Мораль басни: А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой. Поучение даёт сам автор: врагам не доверять, а уничтожать. Русские войска не будут отступать от своего пути. Они через многое прошли и должны довести войну до победного конца!

V Подведение итогов урока

Актуальна ли идея басни «Волк на псарне» в XXI веке?

(Да, актуальна. В ней воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний)

Современна ли басня сегодня?

( Да, современна. Сейчас мы живём в очень неспокойном мире. Из новостей постоянно узнаём о межнациональных войнах, террористических актах. Поэтому слова И.А. Крылова звучат сегодня злободневно, т.к. с этой проблемой приходится сталкиваться жителям любой страны мира.

Каких баснописцев молдавского и украинского народов вы знаете? Назовите их басни. Есть ли у них басни, в которых отражена история народа?

И закончить наш урок хотелось бы словами князя П. Вяземского о Крылове:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

VI Комментирование оценок

Перечислите басни И.А.Крылова, которые написаны на события Отечественной войны 1812г. Какие ещё из изученных вами писателей отразили эту тему в своих произведениях?

источник

Произведение посвящено осуждению ложной попытки помириться с противником, когда выясняется, что тот оказался сильнее. Автор стремится показать, что попадаться на эту уловку не следует.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Баснописец в качестве отрицательного персонажа выбрал волка. Этот хищный зверь в массовом сознании и в народном творчестве понимается как носитель только отрицательных качеств. Вероятно, выбор Крылова был обусловлен именно стремлением показать полностью однозначную картину, без всяких оттенков. В лице волка выведен образ непримиримого и беспощадного врага.

Собаки и Ловчий, дающий ответ хищнику, также показаны просто как его естественные враги. Это должно было подчеркнуть глупость мысли вступить с волком в переговоры. Само название произведения «Волк на псарне» уже содержит указание на то, что конфликт, описанный в ней носит непримиримый характер.

Седой (что намекает на мудрость, пришедшую с годами) Ловчий сразу отвергает предложения волка примириться и даже поступить на службу, начав охранять стада.

Мораль этой басни заключается в том, что злой человека вряд ли отступит от своего образа действий. Обладая преступной натурой, он будет красть, грабить и убивать, пока в силах делать это. Однако, как бы благоприятно не складывались обстоятельства, все равно тот, кто живет подобно волку из басни, встретится с более сильным, который выступает на другой стороне. После этого в ход пойдет и раскаяние (как правило, вынужденное и неискреннее) и обещания встать на путь исправления, но все это будет бесполезно. Репутация, которую заслужил человек, не позволит ему уйти от возмездия.

Крылов здесь далек от идеи всепрощенчества. Он призывает поступать согласно обычной житейской логике, не слушать хитрые доводы врага, оказавшегося в отчаянной ситуации. Басня, по своему жанру, призвана не учить высоким идеалам, а лишь в форме ярких вымышленных ситуациях напомнить о старых прописных истинах.

Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.

Непосредственным поводом для написания басни о лицемерии и мнимой покорности послужил известный эпизод войны. Наполеон, заняв Москву, оставленную русскими после Бородинского сражения, увидел, что заключать мир с ним никто не собирается. Перед французским императором лежали огромные пространства России, населенными миллионами людей, готовыми сражаться за независимость своей страны. Он очутился в положении волка из басни.

Название «Волк на псарне» подчеркивает незавидное положение, в котором оказался завоеватель в древней русской столице. Он рассчитывал разбить по частям численно уступающие ему армии, что дела в Европе. Они должны были выступить пусть и не совсем в виде беззащитных жертв, но в роли противника, заранее обреченного на поражение. Крылов, несомненно, под влияние патриотического воодушевления, выбрал столь яркие образы, говоря о намерениях Наполеона.

Встретив достойного противника и оказавшись в Москве в ловушке, завоеватель постарался заключить мир. Его предложения, действительно, очень похожи на уверения волка о его желании заключить мир и служить верой и правдой, охраняя стада. И в басне и в реальности всем совершенно очевидно, что подобные предложения насквозь лживы и вызваны отчаянным положением, в котором оказался хищник.

В ответе Ловчего звучит и намек на детали внешнего облика полководцев. Один из них серый, другой – седой. Известно, что Наполеон постоянно носил мундир именно серого цвета, тогда как Кутузов, будучи пожилым человеком, имел седые волосы.

Мораль басни в том, что ни в ситуации войны 1812 года, ни в любой другой, ни в коем случае не следует верить раскаянию и миролюбию врага, оказавшегося в тяжелом положении. Ловчий в басне, олицетворяющий российское командование и лично Кутузова, говорит прямо, что мира быть не может между теми, кто не только имеет разные интересы, но и совершенно противоположную сущность.

Конец басни показывает уверенность автора, что с хищниками (и в прямом, и в переносном смысле) мир заключать нельзя, прекратить борьбу можно только после того, как тот, кто пришел со злыми намерениями уже будет не опасен, потеряв любую возможность приносить вред.

Житейские воззрения кота Мурра представляют собой произведение, которое включает в себя две взаимоисключающие во многом части. По сути, и полное название, которое звучит как «житейские воззрения кота Мурра вкупе

Наступает зима, и за окошком меняется, преображается мир. Я люблю первый снег, робко заметающий желтые осенние листья, кружащий в воздухе, легкий и колючий.

Роман Ч. Айтматова «Плаха» был опубликован в 1986 году. Главным героем произведения является Авдий Каллистратов. Герой романа рано остался без матери. Его воспитывал отец – священнослужитель.

В произведение Бунина повествуется о человеке, который чувствуя запах яблок, вспоминает о своём родном селе. В его родных Выселках люди жили богато и ни на что не жаловались, ведь всего было в достатке.

Знакомство с одним из главных героев произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» Игнатичем происходит на протяжении всего рассказа. Образ раскрывается постепенно, обрастая любопытными деталями.

источник

Анализ произведений. Характеристики героев. Материалы для сочинений

«Волк на псарне».
Иллюстрация
А. Н. Комарова

Басня «Волк на псарне» Крылова была написана в самом начале октября 1812 г. и в том же году впервые опубликована в журнале «Сын Отечества».

В этой статье представлены материалы о морали басни «Волк на псарне» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Волк на псарне» заключается в следующем: люди, попавшись на подлости, нередко говорят о своей невиновности и добрых намерениях, чтобы «спасти свою шкуру». Подобные оправдания обычно выглядят нелепо и неубедительно, и в результате подлецы получают заслуженное наказание.

«Волк на псарне».
Иллюстрация
А. П. Сапожникова

В образах Ловчего и Волка изображены полководец Кутузов и французский император Наполеон Бонапарт. Поводом к написанию басни послужила попытка Наполеона заключить договор с Россией в сентябре 1812 г.:

«Басня представляет собою важнейший из откликов Крылова на отечественную войну России против наполеоновской агрессии. В образах Ловчего и Волка изображены М. И. Кутузов и Наполеон. Непосредственным поводом к написанию басни явились попытки Наполеона, находившегося в Москве, в конце сентября 1812 г. заключить выгодный для престижа его армии мир. Эти попытки делались Наполеоном как лично, так и через Лористона.

После сражения под Красным Кутузов лично прочитал окружавшим его офицерам только что полученную из Петербурга рукопись басни. » (А. И. Михайловский-Данилевский, Полное собрание сочинений, т. V, СПб., 1850 г.)

«Дурные и злые люди не только не делятся своим с другими, но тайно и открыто берут себе чужое — крадут.

Но сколько бы вор ни воровал, он рано или поздно попадется, и не избежать ему позора и расправы: нигде он не найдет защиты, раскаянью его и добрым обещаньям не поверят, и вор достойное получит наказанье («Кот и Повар», «Собака», «Волк и Кот», «Волк на псарне», «Волк и Пастухи»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

«Особенную известность в народе получила басня Крылова «Волк на псарне». О каком же событии в ней рассказывается?

Заняв Москву, Наполеон понял, что попал в ловушку. Он отправил из Москвы в Петербург два письма императору Александру I, в которых ясно сквозило, что завоеватель жаждет мира, хотя еще избегает прямо просить о нем.
Не получив ответа, Наполеон послал письмо в ставку Кутузова и передал ему желание «положить предел несогласиям между двумя великими народами». Посол вернулся с пустыми руками. Эту неудачную попытку заключить мир и высмеял Крылов в басне «Волк на псарне». Наполеон изображен в басне серым волком. Прославленный серый походный сюртук Наполеона напоминал цветом волчью шерсть. Кутузов изображен старым, опытным ловчим. Волк, пойманный на псарне, пускается в переговоры. Совсем как Наполеон. » (И. Халтурин, предисловие к книге «Басни. Крылов И. А.» под ред. Благого Д. Д., Москва, из-во Детгиз, 1944 г.)

«Крылов поднял на врага свое острое оружие — басню. Он живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны.

. Как привет гениальному полководцу, Иван Андреевич отправил Кутузову свою замечательную басню «Волк на псарне». Он сравнивал серого волка с Наполеоном в его знаменитом сером мундире, а Кутузова — с мудрым псарем, убеленным сединами, который не собирался заключать с волками мир иначе, «как снявши шкуру с них долой».» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Такова мораль басни «Волк на псарне» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

источник

Подлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне «Волк на псарне». Это произведение поэта — чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е. поэтика широкого радиуса действия, и как (при всей условности своей) максимальное приближение к действительности, — в смысле данного конкретного случая. Здесь одержало победу свою и искусство портретной живописи, одной чертой, одним мазком схватывающее всего человека с головы до ног.

Что позже восхитит в Крылове Гоголя и станет для него высшей школой поэзии.

Но следует сказать и то, что, читая гениальное творение Крылова, видишь в поэте не только художника, описавшего великого полководца, но и человека, сопричастного гению Кутузова.

Басня написана была при следующих широко известных обстоятельствах. Попав «в сеть», расставленную Смоленским, Наполеон 23 сентября (до пожара) сделал предложение о мирных переговорах. Кутузов отверг их. Что соответствовало и плану всей кампании полководца, и настроению армии, буквально рвавшейся в бой и ждавшей только сигнала.

Гениальность рассказа Крылова состоит именно в том, что поэт в 34 стихах не только передал особенности данной ситуации, ставшей коллизией, но и раскрыл ее как ситуацию общественно-историческую, чему не только не помешала, но и способствовала аллегория, дав возможность экономичного «расходования» художественных средств при максимальной их выразительности. Потому-то на столь небольшой площадке ситуация предстала перед нами (идя в терминологии вслед за Гегелем) как всеобщее состояние мира. А переходя с языка философских абстракций на язык конкретно-исторических определений, как настроение масс, как состояние и уровень народного движения. В 1812 году, писал Белинский, нация пришла в движение, образовалась поэтическая действительность. Патриархальность была жестоко потрясена. Что и оплодотворило гений Пушкина.

Но справедливости ради следует сказать, что первым поэтом, непосредственно наблюдавшим эту новую действительность и воссоздавшим ее в изумительной по силе картине, был Крылов. Басня «Волк на псарне» замечательна именно тем, что в ней воспроизведена правда истории, атмосфера народного подъема, активности и дерзости масс, творящих историю. Без этого образ Ловчего, завершающий рассказ Крылова, был бы одинок, неполон, неясен и невозможен в своей мудрости.

Как и всегда, для введения в поэтическую ситуацию Крылову потребовалось один-два стиха. Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Сказано все. А далее — естественный результат, который является всем, чем угодно, но только не недоразумением.

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

Казалось — уже кульминация. Напряжение столь сильное и яростное, что дальше уже плюсовать некуда. «Ворота на запор» — тоже ставит некую точку. Но оказалось не так. Это еще не басня, а только побасенка. Басня будет впереди — говаривал поэт. Да, самое главное, как бурное нарастание решающего, как картина всеобщего «остервенения народа», — все это впереди. И оно грянуло:

Здесь только возрастание напряжения закончилось.

В литературе отмечалось: «с дубьем», «с ружьем» — картина народного воодушевления — картина партизанской войны. Видимо, сюда же надо отнести и«Огонь», вершинное в картине и воссоединяющее два плана басни: аллегорический (волки больше всего боятся огня) и реально-исторический (огонь — одно из сильнейших оружий партизанской, народной войны).

В данном случае «огонь» — это и освещение и оружие, не мешало бы, мол, проказника подпалить чуточку, тоже «для порядка».

После того как «огонь» решил дело, Крылов делает «мирную передышку». Пришли с огнем. И мы наблюдаем чудесную метаморфозу, которой позавидует и Публий Овидий Назон. Волк стал Лисой. Кажется, единственный случай у Крылова. Но что характерно в этой помеси, что надо отнести к великому искусству писателя: Лиса остается Волком, а Волк не перестает быть Лисой. Здесь мы сталкиваемся с чисто пушкинской теорией характера: противоположности взаимопроникновенны. Посмотрим, как это происходит.

После спокойного «Пришли с огнем» (не «Бегут с огнем»!), что указывает на решенность и завершенность дела — напряжение спало, ситуация ясна, свет «включен», перевес определен и определенен, Крылов продолжает:

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

(лучшая, кстати, позиция обороны: тыл защищен)

Зубами щелкая и ощетиня шерсть.

(он на что-то надеется, еще не все разглядел; образ картинен и звучен)

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

(его желания и намерения, его натура остались неизменными; Волк остается Волком, басенные характеры стойки: они всегда из леса смотрят в овчарню)

Но, видя то, что тут не перед стадом.

(т. е. надеялся до последнего времени, до последней секунды его не оставляла надежда, — так Крылов понял Волка и его «прототипа» Наполеона)

Какая длинная фраза. Она не могла быть короче: Волку нужно время, чтобы, как и всякому актеру, переодеться. И этот процесс переодевания является дополнительной нагрузкой (сверхзадачей?) всей фразы.

Отметим еще лишь изумительные концовки трех стихов подряд, эти закрытые слоги, мужские рифмы, звучные конечные «ц», дополняющие как бы смысл слова «наконец», обрубающие и отсекающие всякую возможность иного исхода для Волка, и сменяющий их стих, самый короткий, но в этих пределах и самый длинный —

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

стих явно замедлил свое течение, — пять открытых слогов, что по длительности превышает три предыдущих стиха. Оно и понятно: Волку нужно выиграть время. Ему необходима оттяжка. К тому же и «переговоры» — это тоже длительность. Тоже время.

Речь Волка, конечно, верх дипломатического искусства. Предел маскировки. Но Крылов, давая ему полную волю и свободу маскироваться, не вмешиваясь и не стесняя его ни в чем (проблема образа в его объективности здесь полностью сохраняется), видит одновременно в Волке Волка, хотя тот все сделал, чтобы стать Лисой, другом и братом гончих, охраняющих овец.

Волк выговорился весь. «Лад» — «стад» — «рад», В это поистине можно поверить.

Но « грызться рад» и « волчья клятва» (а другого он сказать не мог) вопиют против соединения, — эти сочетания обличают. Клятва взрывается, натура дает себя знать, что и увидел ловчий.

Искуснейшую по дипломатии речь Волка на «мирных» переговорах — прервал ловчий, который до времени сдерживал гончих: шли переговоры.

Тут ловчий перервал в ответ, —

Современники рассказывают, что, читая эти строки, Кутузов снимал картуз, склонял голову и показывал свои седины. Факт, достойный исторического полотна. Это была бы картина о великом полководце и великом художнике — Крылове, запечатлевшем в одном штрихе образ Кутузова, полностью и целиком.

Это не только портрет человека, но и его психологический облик. Не только старость, но и мудрость. И не только замечательный портрет полководца, но и автопортрет самого поэта. Сказав все о Кутузове, он сказал все о себе. И лишь в одном слове. Кратком, как выстрел, и столь же сильном, как удар кисти.

Голос нарастает. Сейчас последует приговор ловчего — приговор истории.

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой».

Вы слышите, каким быстрым и резким стал стих. Это и справедливость и ожесточение. Имя этому — возмездие. Кара. Расплата за злодеяния. Так был в истории впервые сформулирован принцип безоговорочной капитуляции. И тут же выпустил на Волка гончих стаю, — завершает дело.

«Волк на псарне» — произведение историческое. Как таковое, оно является глубоко философским. В нем в живой поэтической форме Крылов решает сложнейшие вопросы философии истории—вопрос о движущих силах истории, о роли масс в истории, о роли личности в истории, об отношении вождя и массы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

источник

Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 49).

Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»*.

Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».

Анализ текста по вопросам:

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение?
(Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)

3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

Чтение речи Волка, при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему.)

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

9. Как сам автор (Крылов) относится к Волку, к Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего? (Крылов во всем согласен с Ловчим, помогает понять и разоблачить Волка.)

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)

13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

Вывод . Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

II. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом. Анализ басни по вопросам:

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод . И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)**

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)

5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?

6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.

У рок 14
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. БАСНИ И. А. КРЫЛОВА

Цели : обобщить знания учащихся о баснях И. А. Крылова; повторить основные принципы построения басни.

Организационный момент.

Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 60 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Меню статьи:

Иваном Крыловым написаны сотни басен: это произведения, смысл которых не утратил своей актуальности для современного мира тоже.
В нашем анализе мы перенесемся на пару столетий назад. «Волк на псарне» – одна из басен, которая наделена историческим смыслом.

Этот текст писатель начал осенью 1812 года. А как мы помним, 1812 год в истории России и Франции ознаменовался зимним походом Бонапарта на Российскую империю. Этот поход завершился попыткой последнего наладить мир, что и стало темой крыловской басни. В результате, басню опубликовали в «Сыне отечества» – русском периодическом издании.

В сентябре 1812-го французский император предпринял несколько неудачных попыток наладить мир с Российской империей. В ту осень Наполеон приехал в Москву. Мир был нужен французу из соображений престижа и благополучия его армии. Когда Наполеон занял Москву, то оказался – сам того не ведая – в ловушке. Осознав свою ситуацию, французский полководец написал несколько писем русскому императору. В этих посланиях Наполеон предлагал заключить мирный договор. Но француз делал это не прямо, а намеками, окольными путями. Александр Первый не отвечал врагу.

Басня Крылова «Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения.

Тогда завоеватель написал Кутузову. Главнокомандующему русской армии Наполеон также предлагал мир, снабдив письмо соответствующими аргументами. Но и Кутузов ничего не ответил французу.

Поражение французской армии под Красным ознаменовалось также публичным чтением крыловской басни. В это время Кутузов как раз получил рукописный вариант произведения. Русский полководец зачитал текст перед солдатами. Можно предположить, что этот жест значительно поднял боевой дух русской армии. Крылов умело намекнул на серую форму Наполеона, изобразив француза в образе волка. Не зря современники баснописца говорили, что Крылов применил против врага свое самое мощное оружие – слово басни:

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку…

В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем…

Басня – это жанр, в котором особенную важность приобретает мораль. В морали выражается суть произведения. Обычно эту суть писатель помещает в конце текста. Этот же подход Крылов использует и в «Волке на псарне». Шедевр русского баснописца заканчивается следующими словами:

И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой…

В тексте говорится о неудачном переговорном процессе между двумя великими полководцами – Кутузовым и Наполеоном. Крылов, собственно, пишет о коварности, лицемерии и подлости врага, который не брезгует любыми методами в борьбе.

Например, для дурного (плохого) человека характерно не только не делиться благами с другими людьми, но также присваивать себе чужие блага. Но несправедливость и дурные поступки наказуемы. А человеку, который однажды поступил плохо, будет сложно восстановить свою репутацию. Конечно, темы антагониста и протагониста, мира и войны, добра и зла, истины и лжи, справедливости и свободы – это вечные мотивы мировой литературы:

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад…

Некоторые выражения из крыловского шедевра даже стали «крылатыми». Например, чего стоит только известная фраза «волчью вашу я давно натуру знаю»!

Люди, которые совершают подлость, попадаясь на своем проступке, часто, что называется, дают «задний ход». То есть провинившиеся хитрецы оправдываются, клянутся в собственной невиновности, всячески себя выгораживают.

Конечно, встречаются люди, способные на мастерскую ложь. Однако, когда человек попался «на горячем», то подобные речи и оправдания скорее походят на нелепость. Откровенная ложь «шита белыми нитками». Идеальный финал в такой ситуации – это справедливое наказание виновного.

Особенность басни – это представление ключевых персонажей в виде животных. Здесь тоже соблюдается этот принцип. Крылов выводит на сцену волка и ловчего, который охотиться за хищником. Под личинами этих зверей, соответственно, баснописец скрыл двух реально существовавших исторических персон – Наполеона и Кутузова. Конечно, роль врага, волка, досталась Наполеону, а роль ловчего, героя, – Кутузову.

Суть басни Крылова «Тришкин кафтан» можно сформулировать одним предложением: важные дела следует решать первыми, а далее можно переходить к рассмотрению деталей и мелочей. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Разумеется, мораль этого произведения намного глубже, чем простая – хоть и ловкая – демонстрация событий 1812 года. Волки, забредшие на псарню, встречаются во все времена и в любом месте.

Крылов – мастер не только ироничных иносказаний. Писатель живописно представляет картины, фон событий, а также живо выводит настроения и характеры персонажей. Кроме того, баснописец часто использует яркие, динамичные выражения, перемежеванные с просторечиями. Басня также предполагает высокий уровень образности.

Автор уделяет много внимания описанию опасности врага, волчьей хитрости, изворотливости. Что касается ловчего, то этому персонажу свойственен острый ум. Ловчий сразу понимает, насколько лицемерный волк. Ведь враг готов пойти на любые меры, чтобы спастись. Но ловчий не дает волку договорить его льстивые речи, прерывает врага. Речь ловчего и выражает басенную мораль – в данном случае. Волк – серый, однако ловчий – седой, то есть мудрый:

…Послушай-ка, сосед, –
Тут ловчий перервал в ответ, –
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…

И мудрый герой способен раскусить обман хитрого врага.

источник