Меню Рубрики

Анализ социологических данных как метод исследования

  • СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПАКЕТЫ
  • КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ
  • ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ
  • РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ
  • АНАЛИЗ ДАННЫХ
  • PSPP
  • DEDUCTOR STUDIO
  • EPI INFO

Развитие социологии означает и развитие социологических исследований, которые обогащают теорию и позволяют разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования дополняют статистическую информацию определенными данными, в которых собрана информация об интересах и особенностях населения, личных мнениях и настроениях людей, о жизненных планах на будущее, уровне и качестве жизни. Социологические исследования ориентированы на расширение социологических знаний, характеристику исходной познавательной ситуации, разработку гипотез, контролируемое применение методик, полноту отчетов об исследовании и проч.

Проанализировав и обобщив результаты социологических исследований можно дать прогноз развития социальных процессов и явлений. Работа современного социолога и других специалистов невозможна без применения приемов и методов статистики.

Многомерный анализ социологических данных актуален в наше время, потому что социологические данные можно обработать не одним, а несколькими методами, рассмотреть их с нескольких сторон.

В отличие от простых одномерных методов, многомерные методы имеют дело с безграниченными и разрозненными наборами исследуемых объектов, а так же неоднозначными и, как правило, всевозможными и по преимуществу разнонаправленными взаимосвязями между их признаками.

Анализ социологической информации, собранной в ходе эмпирических социологических исследований, является не просто совокупностью технических приемов и методов. Это ключевой этап всего исследования, в котором происходит конкретная проверка соответствия собранной информации тем моделям социальных явлений, которые, явно или скрыто, имеются у социолога. И более того, в процессе анализа определяют и проверяются новые модели, которые в соответствии отображают те закономерности, которые есть в собранных данных.

На первом этапе обработки социолог применяет стандартный набор средств (как правило — это одномерные распределения, таблицы, гистограммы и графики) для наиболее наглядного представления полученных данных. На втором показывается соответствие (или противоречие) данных исследовательской модели, а так же ведется дальнейшая разработка именно самой модели, отходя от самих данных.

При работе с эмпирическими социологическими данными социолог использует основные понятия:

  • единица анализа (анкета, случай);
  • переменная, признак;
  • шкала измерения.

Единица анализа — это элементарная, единичная часть объекта исследования.

Переменная и признак — это измеряемые психологические явления. Такими явлениями могут быть время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, показатель интеллектуальной лабильности и множество других переменных.

Шкала измерения – упорядоченная последовательность значений. [1].

Для сбора первичных эмпирических данных используют три класса методов: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Методика их применения очень многообразна, поэтому некоторые модификации приняли статус самостоятельных методов, например, такие как интервью или анкетный опрос.

Особенное положение в системе приемов сбора первичных данных занимают экспериментальные методики и психологические тесты. Те и другие предполагают одновременную регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки. Психологические и социально–психологические тесты берутся социологом из соседней области знания. Экспериментальные процедуры следует отнести к приемам анализа, потому что здесь социолог является автором построения логики изучения связей и зависимостей явлений, фиксированных путем наблюдения, опроса или по документам[2].

Данные, полученные в ходе социологических исследований, хранятся в различных источниках, которые находятся в Интернете. Они лежат в открытом доступе. В некоторых возможна онлайн обработка данных. Наиболее популярные источники это – Единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭСД), Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Институт социологии РАН, Исследовательская группа ЦИРКОН и прочие.

Единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭСД) – организация, в которой собраны результаты эмпирических исследований, касающиеся сферы наук об обществе, и имеющая свободный и открытый доступ к результатам этих исследований. Архив был основан в 2000 году. На сегодняшний день в базе данных архива насчитывается около 1000 социологических исследований и более 125 временных рядов основных показателей экономики нашей страны.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, в котором осуществляются функции по обобщению официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, а также в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Институт социологии РАН образовался в 1968 г. В то время его называли Институт конкретных социальных исследований АН СССР.

В настоящее время институт занимается разработкой практического направления социологии и политологии, проводит масштабные эмпирические исследования, работает над социологической экспертизой решений, которые разрабатываются и принимаются властными структурами.

Исследовательская группа ЦИРКОН – одна из старейших в России независимая частная исследовательская компания, специализирующаяся на проведении социологических и маркетинговых исследований, информационно-аналитическом обслуживании, политическом и управленческом консультировании.

Сегодня Исследовательская группа ЦИРКОН имеет очень развитую сетевую структуру, в которую входят несколько коллективов специалистов, функция которых заключается в выполнении различного рода исследовательских и социоинженерных задач.

Для анализа социологических данных в социологии применяют многомерные методы. Это такие методы, как регрессионный, факторный, кластерный, дисперсионный ну и другие виды анализа данных.

Основная цель множественного регрессионного анализа построить регрессионную модель с большим количеством факторов (переменных), определить давление каждого из них в отдельности, а также совместное их взаимодействие на зависимую переменную [3].

Назначение регрессионного анализа состоит в том, что бы построить модель, которая будет позволять по значению независимых показателей принимать оценки значения зависимой переменной. Регрессионный анализ считается основным методом исследования зависимостей между социально–экономическими переменными.

Особенностью социологических исследований является то, что постоянно нужно изучать и предсказывать социальные события.

Социологический смысл метода факторного анализа заключается в том, что измеряемые эмпирические показатели, переменные являются следствием других, скрытых от непосредственного измерения характеристик — латентных переменных. Латентность характеристик означает их не наблюдаемость, скрытость. Так как количество общих факторов значительно меньше количества анализируемых признаков, то можно сказать что, методы факторного анализа, направлены на уменьшение размеров анализируемого признакового пространства[4]. Допустим, мы закрепляем уровень доверия респондента к различным государственным институтам. Отсюда будет уместно предположить, что нет отдельных «доверий» к Совету Федерации, Государственной Думе, Счетной палате и проч. Возможно, что у респондента существует общее отношение к институтам центральной власти, которое влияет на то, как респондент будет отвечать на определенные вопросы по доверию к каждому отдельному институту.

Важным имеет значение то, что это общее, единое отношение к институтам государственной власти, формируя отношение к каждому из институтов, не определяет отношения к определенному институту на все 100%. Поэтому, ответ респондента на вопрос о том, насколько он доверяет определенному институту государственной власти, будет зависеть от общего фактора отношения к этим институтам и отдельного отношения именно к конкретному институту.

Наиболее известным из методов поиска факторов выступает метод главных компонент, который заключается в последовательном нахождении факторов. Первым делом находят первый из факторов, который будет объяснять основную часть дисперсии, потом независимый от первого второй фактор, который объясняет большую часть оставшейся дисперсии, и т.д. [5].

Математический аппарат, который используется при факторном анализе, в реальности позволяет не вычислять собственно главные оси. За счет операций с корреляционной матрицей вычисляются факторные нагрузки до и после вращения факторов. От сюда следует, что одной из проблем факторного анализа является оценка факторов для объектов.

Когда для анализа применяют метод главных компонент, то факторы , которые имеют свойства, полученные этим методом, находятся с помощью регрессионного уравнения. Для того что бы выполнить оценку регрессионных коэффициентов стандартных переменных, нужно только знать корреляционную матрицу переменных. Корреляционная матрица по переменным Xi и Fk находится из модели и уже имеющейся матрицы корреляций Xi. А от сюда уже с помощью регрессионного метода определяются факторы в виде линейных комбинаций исходных переменных: [1].

Этот вид анализа сжимает данные в классификацию объектов в отличии от факторного, который эти же данные сжимает в малое число количественных переменных.

Задачей кластерного анализа является выделение «сгущений точек», разбиение совокупности на однородные подмножества объектов, при условии, что данные будут восприниматься как точки в признаковом пространстве.

Во время проведения кластерного анализа всегда определяют расстояние на множестве объектов; алгоритмы кластерного анализа формулируют в терминах этих расстояний. Между объектами существует огромное количество мер близости и расстояний, которые подбирают исходя из целей социологического исследования. В частности, евклидово расстояние лучше всего применять для количественных переменных, расстояние хи–квадрат – для исследования частотных таблиц, так же существует множество мер для бинарных переменных.

Данный вид анализа считается описательной процедурой, он не делает ни каких статистических выводов, он всего лишь изучает структуру совокупности.

Кластерный анализ производит разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков. Кластерный анализ позволяет работать с множеством различных данных фактически любой природы и при этом в отличие от большинства математико–статистических методов, не накладывает никаких ограничений на вид рассматриваемых объектов. Это имеет огромное значение, например, для прогнозирования положения социальных групп, когда показатели имеют разнообразный вид, затрудняющий применение традиционных эконометрических подходов. Кластерный анализ предоставляет возможность рассмотреть довольно большой объем информации и резко сводить к минимуму или сжимать большие массивы социально–экономической информации, делать их тесными и наглядными. Особо важную роль кластерный анализ играет тогда, когда его применяют к совокупностям временных рядов, которые характеризуют экономическое развитие (например, общехозяйственной и товарной конъюнктуры). Здесь существует возможность, позволяющая выделить периоды, когда значения соответствующих показателей были достаточно близкими, а также определять группы временных рядов, динамика которых наиболее схожа [6].

После проведения социологического опроса, социолог должен провести анализ социологических данных и сделать выводы. Для этого он использует статистические пакеты для обработки социологических данных. О платных пакетах известно больше, поэтому остановимся на свободно распространяемом программном обеспечении.

В процессе анализа данных используются такие универсальные методы и программные средства, что они могут быть использованы в таких областях науки, как в социология, экономика, менеджмент. Но применять анализ данных в каждой из областей имеет свои особенности, которые связаны со структурой данных, содержанием задач и интерпретацией результатов.

PSPP является программой для статистического анализа выборочных данных. Это бесплатная замена для оригинальной программы SPSS, и является очень похожей на него с некоторыми исключениями. Наиболее важными из этих исключений является то, что она абсолютно бесплатная. Имеется графический интерфейс и можно пользоваться консольными командами. Синтаксис и файлы данных совместимы с SPSS.

PSPP является стабильным и надежным приложением. Она может выполнять описательные статистики, Т–тесты, дисперсионный анализ, линейные и логистические регрессии, меры по ассоциации, кластерный анализ, надежность и факторный анализ, непараметрические критерии и др. PSPP предназначена для выполнения своих анализов так быстро, как это возможно, независимо от размера входных данных.

Прежде чем проводить анализ данных, они должны быть загружены в PSPP и расположены таким образом, чтобы программа и человек могли понять, что представляют собой данные. Есть два аспекта данных:

  • Переменные – это те параметры количество, которых было измерено или оценено в некотором роде. Например, длинна, ширина.
  • Наблюдения (или «случаи») переменных – каждое наблюдение представляет собой случай, когда переменные были измерены или наблюдались.

Deductor Studio – это программа, которая включает функции обработки, визуализации, импорта и экспорта данных. Программа настолько универсальна, что способна работать и без базы данных. Она способна брать данные для анализа из любых других источников, но наиболее оптимальным является их совместное использование. В данной программе используется огромно количество инструментов и методов, которые позволяют получать информацию из любых источников данных, проводить весь цикл обработки (очистку, трансформацию данных, построение моделей). Результаты, полученные в ходе анализа, выводятся на экран самым удобным способом (OLAP, таблицы, диаграммы, деревья и т.д.), а так же экспортируются в самых разных форматах.

EpiInfo оптимален для использования при ограниченных сетевых подключениях, а также при небольшом финансовом обеспечении проекта. EpiInfo является гибким, масштабируемым и бесплатным пакетом. Позволяет осуществлять сбор данных, применить все классические методы статистического анализа.

В настоящее время социология динамично развивается. Следовательно, и практика социологических исследований тоже не стоит на месте. Данные о населении (его численности, составе, размещении, занятости, закономерностях воспроизводства социальных групп, изучения социального поведения) имеют большое научное и практическое значение. [7, 8, 9, 10]

Полная и точная информация о населении необходима для объективной оценки уровня социально–экономического развития и демографической ситуации как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Существуют три основных классификации методов сбора социологических данных. Это такие методы как прямое наблюдение, анализ документов и опросы.

Данные, полученные в ходе социологических исследований, хранятся в таких источниках как: Единый Архив Экономических и Социологических Данных (ЕАЭСД), Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Институт социологии РАН, Исследовательская группа ЦИРКОН™ и др. В некоторых из них доступна онлайн обработка данных.

Анализ социологических данных является основным этапом социологического исследования. На этом этапе осуществляется конкретная проверка соответствия собранной информации тем моделям социальных явлений, которые, явно или скрыто, имеются у социологов. Для анализа социологических данных в социологии применяют многомерные методы. Это такие методы, как регрессионный, факторный, кластерный, дисперсионный ну и другие виды анализа данных.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Заключительный этап социологического исследования включает обработку и анализ данных. В современном информационно организованном мире невозможно обойтись без всестороннего исследования данных и, следовательно, без системы, позволяющей провести этот анализ. Что бы проанализировать социологические данные и дать им оценку, социологи используют различные статистические пакеты для обработки социологических данных.

  1. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. –281
  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. ИНФРА–М, 2011. – 767 с.
  3. Воскобойников Ю. Е. Построение регрессионных моделей в пакете MathCAD : учебное пособие. –Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2009. – 220 с.
  4. Ниворожкина Л. И. Многомерные статистические методы в экономике. –Ростов н/Д: Наука–Спектр, 2008. – 223 с.
  5. Аббакумов В. Л. Бизнес–анализ информации: Издательство Экономика, 2009. – 373 с.
  6. Буреева Н.Н. Многомерный статистический анализ с использованием ППП “STATISTICA”. Нижний Новгород: 2007, 112 с.
  7. Мальцева А.В. Мета–анализ данных социологических исследований: основные понятия, этапы проведения, примеры использования и обработки результатов // Вестник алтайской науки. 2008. № 2. С. 12–18.
  8. Иванова И.А., Махныткина О.В. Современные информационные технологии в социологических исследованиях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 34. С. 288–295.
  9. Шилкина Н.Е. Теоретические и методные аспекты социологического моделирования социального поведения индивида и группы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9 (17). С. 48
  10. Шилкина Н.Е. Субъективная оценка среды неопределенности и риска как фактор формирования стратегий адаптационного поведения студенческой молодежи (по материалам социологических исследований начала XXI в.) //
  11. Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 2 (103). С. 31-37

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследования:

  • разведывательное;
  • описательное;
  • аналитическое.

Разведывательное исследование — наиболее простой вид прикладного социологического анализа, решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи; как правило, оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии — специально разрабатываемом для каждого исследования пакете инструментов, предназначенных для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Этот вид социологического исследования может применяться:

  • на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции;
  • для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения;
  • в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.

В разведывательном социологическом исследовании обычно используются такие методы сбора первичной информации, как интервью или анкетный опрос, групповое интервью методом фокус-групп, позволяющие провести его в сжатые сроки.

Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом объекте, явлении. Проведенние исследования описательного типа требует разработки более сложной и подробной программы исследования с использованием методически апробированного инструментария, что обеспечивает его большую надежность в процессе изучения важнейших элементов исследуемого объекта. Данное исследование обычно применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т.д.).

Аналитическое исследование — самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей, лежащих в основе распространенности, динамики, стабильности/нестабильности данного явления. Аналитическое исследование рассматривает комплекс факторов, влияющих на объект исследования, выделяя среди них основные и второстепенные, временные и устойчивые, явные и латентные (скрытые), управляемые и неуправляемые. Программа такого исследования разрабатывается тщательно и занимает много времени, поскольку часто требуется собрать предварительную информацию об отдельных сторонах исследуемого явления, обращаясь к разведывательному или описательному исследованию. В ходе аналитического исследования применяется комплекс социологических методов, которые дополняют друг друга, — различные формы опроса, анализ документов, наблюдение.

Социальный эксперимент является разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание специальной экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования исследуемого объекта.

Социологическое исследование предполагает определенную последовательность этапов.

На первом этапе формируется программа исследования: формулируются цель исследования, ее задачи, план, гипотеза на основе актуальности выбранной проблематики, определяются методы сбора информации, способы ее обработки, сроки проведения исследования и т.д.

На втором этапе социологического исследования осуществляется непосредственный сбор первичной информации. При этом могут применяться различные методы сбора информации — социологический опрос в форме анкетирования или интервьюирования; контент-анализ (записи исследователей, выписки из документов и другие сведения, полученные из различных источников документального характера); наблюдение, эксперимент и др.

На третьем этапе производится цифровая (электронная) обработка полученной информации, собранной в ходе социологического исследования на основе специальных компьютерных программ.

На четвертом этапе, заключительном (аналитическом), проводятся анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

  • анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;
  • интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специализирующихся на изучении поведения людей, однако в социологии данный метод также нашел свое предметное полей позволяет с успехом решать многие вопросы социологического анализа.

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.

Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии методологии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем.

Так, на «круглом столе» III Всероссийского конгресса, проходившего в Москве в октябре 2008 г., Н. В. Корытниковой была обозначена проблема применения метода онлайн-опроса в социологии. Социологам, как правило, бывает недостаточно информации, получаемой только традиционными методами сбора и обработки информации; им требуются методы интерактивного и доступного взаимодействия с «онлайн»-респондентами. Чтобы обеспечить доступ к информации из различных источников, а также электронное взаимодействие с респондентами, используются новые средства обработки и получения информации, подобные глобальным поисковым системам и электронной почте. Однако несмотря на то что общество становится сетевым, возможностям интернет-технологий при создании нового программного обеспечения для работы социологов с эмпирической информацией уделяется недостаточно внимания.

Применение онлайн-опросов в эмпирической социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, поскольку возникают вопросы о достоверности информации, полученной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сообщества.

Один и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование.

Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).

Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным.

В целом классификация видов социологического исследования приведена на рис. 1.1

источник

Сущность социологического исследования. Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование социального объекта является собственно социологическим исследованием. Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.

Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в процессе социологического исследования.

Методология – учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности. Она делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания той или иной науки.

Метод социологического исследования – это способ построения и обоснования системы знания. В социологии в качестве метода выступают и общенаучные теоретические методы, (абстрагирование, сравнительный, типологический, системный и т.д.), и конкретные эмпирические методы (математико-статистические, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов:

Подготовка исследования. Этот этап заключается в обдумывании цели, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.

Сбор первичной социологической информации. Собрание необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).

Подготовка собранной информации к обработке и собственно обработка полученной информации.

Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений для заказчика.

Виды социологических исследований.

По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают:

теоретические исследования. Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);

эмпирические исследования. Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов различают исследования:

Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер, т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.

Также социологи проводят фундаментальные исследования, которые

фундаментальные – направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.

прикладные – направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

разовые – позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;

повторные – используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это «обкатка» инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Программа социологического исследования. Любое социологическое исследование начинается с разработки его программы. Программу социологического исследования можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.

Программа социологического исследования – это научный документ, который отражает логично обоснованную схему перехода от теоретического осмысления проблемы к инструментарию конкретного эмпирического исследования. Программа социологического исследования является основным документом научного поиска, содержащий основные методологические и методические процедуры исследования.

Содержание методологического раздела программы социологического исследования.

1. Формулировка проблемной ситуации. Поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы, межу ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем, такого рода противоречия и составляют сущность проблемы.

2. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определение объекта исследования. Объект – это явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование (область социальной действительности, деятельность людей, сами люди). Объект должен быть носителем противоречия. Объект должен характеризоваться:

четкими обозначениями явления, по таким параметрам, как профессиональная принадлежность (отраслевая); пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

определенной временной ограниченностью;

возможностью его количественного измерения.

Предмет та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

После обоснования проблем, определения объекта и предмета можно сформулировать цель и задачи исследования, определяются и интерпретируются основные понятия.

Цель исследования – общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Задача исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, т.е. то, что нужно конкретно сделать для достижения цели исследования.

Интерпретация основных понятий это процедура поиска эмпирических значений основных теоретических положений исследования, процесс перехода на более простые и фиксируемые составляющие.

Социолог строит предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы. Гипотеза социологического исследования – научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связи между социальными явлениями.

Функция гипотезы: получение новых научных высказываний, которые совершенствуют или обобщают имеющиеся знания.

После решения задач связанных с осуществление методологического раздела программы, переходят к методическому разделу. Создание методического раздела программы способствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач. В структуре методического раздела программы выделяют такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки, обоснование методов и техники сбора социологической информации, описание способов анализа и логической схемы обработки данных, составление рабочего плана исследования, разработка стратегического плана исследования.

Выборочный метод в социологии. В настоящее время ни один массовый социологический опрос не обходится без применения выборки. Это исключительно важный этап в разработки методического раздела программы исследования.

Далеко не всегда выборка играла такую роль в социологическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов 20 в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональных, что повлекло за собой существенное увеличение материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип проводимых в те времена опросов был прост: чем больше респондентов будет опрошено, тем лучше и точнее будет результат. Однако, начиная с первой половины 30-х годов 20 века, изучение общественного мнения стало осуществляться с применением строгих методов научного анализа. В это время возникли и начали активно развиваться теория вероятностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи установили, что, исходя из законов теории вероятностей, можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной совокупности, причем с достаточно высокой степенью точности.

В 1933 г. никому неизвестный в то время исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных выборочных опросов по изучению читаемости газет и журналов. В 1934 г. он опробовал свои методы в более широком масштабе, во время выборов в Конгресс США, где достаточно точно предсказал победу демократов. В 1935 году он создал Американский институт Гэллапа. В 1936 году на основе проведенных им выборочных опросов предсказал победу в президентских выборах Т. Рузвельта. При этом размер выборки составлял 1500 чел. Начиная с 1936 г. выборочный метод стали активно применять также при исследовании рынка.

Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеется совокупность независимых случайных величин, то о ней можно судить по относительно небольшой части. Например, в коробке находится 10 тыс. шариков поровну красного и зеленого цвета. Если их перемешать и наугад вытащить 400, то окажется, что по цвету, они распределились приблизительно поровну. Если эту операцию повторять многократно, то результат будет практически неизменным. Статистика позволяет установить процент неточности, который зависит от размера выборки.

Самым важным в выборочном методе является, то, что учитывается структура всей изучаемой совокупности. Между тем необходимо иметь в виду, что выборочный опрос это опрос с ошибкой. В большинстве исследований вполне допустима ошибка в 5%. Чем больше размер выборки, тем меньше ошибка.

Выборочный метод исследования позволяет делать вывод о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности (множество элементов, являющихся объектом социологического исследования.) на основании рассмотрения лишь некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью, или выборкой. Выборочная совокупность это уменьшенная копия генеральной совокупности, или ее микромодель, отобранная по строго заданным правилам и содержащая все важнейшие ее признаки и характеристики как целого. Свойство выборочной совокупности воссоздавать характеристики генеральной называется репрезентативностью.

Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые определяют типологию, или видовое разнообразие выборочного метода.

1. Случайная (вероятностная) выборка это выборка, построенная таким образом, что любой человек или объект в пределах генеральной совокупности имеет равные возможности быть отобранным для анализа. Таким образом, это более строгое определение случайности, чем то, которым мы оперируем в быту, однако это почти тоже самое, что выбор с помощью лотереи.

Виды вероятностной выборки:

простая случайная – строится с помощью таблицы случайных чисел;

систематическая – осуществляется через интервал в перечне объектов;

серийная – единицами случайного отбора являются определенные гнезда, группы (семьи, коллективы, жилые кварталы и т.п.);

многоступенчатая – случайная, в несколько ступеней, где на каждой ступени изменяется единица отбора;

2. Неслучайная (целенаправленная) выборка это способ отбора, при котором нельзя заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. При таком подходе невозможно рассчитать репрезентативность выборки, поэтому социологи отдают предпочтение вероятностной выборке. Вместе с тем достаточно часто возникают такие ситуации, когда неслучайная выборка оказывается единственно возможным вариантом.

целенаправленная – выбираются типичные элементы по установленным критериям;

квотная – строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения признаков изучаемых объектов. Чаще всего при этом учитывается пол, возраст, образование, занятость;

стихийная – выборка «первого встречного», где критерии не определены (примером является обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет или журналов. В этом случае заранее практически невозможно обозначить структуру выборочной совокупности, т.е. тех респондентов, которые заполняют и отправляют по почте анкеты. Поэтому выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность).

Каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать конкретные задачи социологического исследования.

Методы и способы сбора социологической информации. При сборе первичных данных используются четыре основных метода:

Опрос (анкетирование или интервьюирование);

Анализ документов (качественный и количественный);

Наблюдение (не включенное и включенное);

Эксперимент (научный и практический).

Опрос – социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.

Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных.

Выделяются две разновидности социологического опроса:

1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. По форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету.

2. Интервьюирование. Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника информации различают:

1. Массовые опросы. Источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных и др.).

2. Специализированные (экспертные) опросы. Главный источник информации – компетентные лица (эксперты), обладающие необходимым для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями, жизненным опытом, который позволяет им делать авторитетные заключения.

Отличие социологического опроса от других опросов:

Первая отличительная черта – количество опрошенных (у социологов опрашивают сотни и тысячи людей и получают общественное мнение, а остальные опросы опрашивают одного или нескольких человек и получают личное мнение).

Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист.

Третья отличительная черта – цель опроса – расширение научного знания, обогащение науки, выяснение типичных эмпирических ситуаций (в социологии), а не раскрытие индивидных особенностей и отклонений (в журналистике, медицине, следствии). Научный факты, полученные социологами, универсальны и носят всеобщий характер.

Анализ документов. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

Круг социологических документов, отражающих различные стороны общественной жизни, настолько широк, что любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющейся, по интересующей исследователя проблеме, информации.

По форме фиксации документы бывают:

1. Письменные документы – это материалы архивов, статистическая отчетность, научные публикации; пресса, личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники и т.п.).

2. Иконографические документы – это произведения изобразительного искусства (картины, гравюры, скульптуры), а также кино, видео и фотодокументы.

3. Фонетические документы – это диски, магнитофонные записи, грампластинки. Они интересны как репродукция прошедших событий.

Выделяют два основных типа анализа документации:

Традиционный анализ – это интерпретация содержания документа, его толкование. В его основе лежит механизм понимания текста. Традиционный анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа. Слабым местом этого метода является субъективность.

Формализованный анализ – количественный метод анализа документов (контент-анализ). Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными.

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта.

Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают:

1. Невключенное (внешнее) наблюдение. Исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются в их ход, не задают никаких вопросов – они просто регистрируют ход происходящих событий.

2. Включенное наблюдение, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Эксперимент в социологии – способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов. По специфике поставленной задачи различают:

Научно-исследовательский эксперимент. По ходу этого эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе недоказанные.

2. Практический эксперимент – включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения.

Разделение экспериментов на научно-исследовательские и практические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендациями в той или иной области общественной жизни.

источник

Среди методов сбора первичной социальной информации самым популярным является метод опроса, который у многих людей ассоциируется именно с социологией.

С помощью опроса можно получить информацию, которая не всегда отражена в документальных источниках или доступна прямому наблюдению. К опросу прибегают, когда необходимо, а часто и единым источником информации является человек — непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явления или процесса. Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче, чем невербальный. Она легче поддается количественному обработке и анализа, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. В пользу этого метода служит и его универсальность, поскольку во время опроса регистрируют мотивы деятельности индивидов, результаты этой деятельности. Все это обеспечивает опросу преимущества относительно метода наблюдения или метода анализа документов.

При опросе слишком важным является взаимодействие социолога и опрашиваемого. Исследователь вмешивается в поведение респондента, что, конечно, не может не сказаться на результатах исследования. Информация, полученная от респондентов с помощью опроса, отражает реальность только в том аспекте, в котором она существует в сознании опрашиваемых. Поэтому всегда следует учитывать возможное искажение информации при применении опроса, что связано с особенностями процесса отображения различных аспектов социальной практики в сознании людей.

Планируя сбор информации методом опроса, следует принимать во внимание и условия, которые могут влиять на ее качество. Однако взвесить все обстоятельства практически невозможно. Поэтому условия, не приняты во внимание, принадлежат к случайным факторам.

Для повышения надежности информации следует заботиться о неизменности как можно большего количества условий сбора информации: местных обстоятельств опроса, порядка формулировка вопросов и ответов на них, влияний исследователей на респондентов в процессе общения.

Основу метода социологического опроса составляет совокупность вопросов респонденту, ответы которого является необходимым для исследователя информации. Вопросы, которые социолог закладывает в анкету и адресует респонденту, делятся на:

1) результативные (содержанию) — относительно содержания объекта;

2) функциональные, с помощью которых упорядочивается сам процесс опроса. Функциональные вопросы, в свою очередь, дифференцируются на такие:

а) функционально-психологические (для устранения напряженности);

б) вопросы-фильтры (для определения того, принадлежит ли респондент к указанной группы);

в) контрольные вопросы для проверки достоверности данных.

Кроме того, в зависимости от наличия возможных ответов вопрос дифференцируются на такие: 1) открытые (возможные ответы не предлагаются); 2) закрытые (предлагаются возможные ответы).

Существует несколько закрытых вопросов: а) «да — нет»; б) альтернативные; в) вопрос-меню. Альтернативные отличаются от варианта «да — нет» уравновешенностью формулировки, то есть они содержат оба возможных ответа. Разновидностью альтернативного является шкальной вопрос, когда респондент отмечает интенсивность одного из вариантов. Вопрос-меню не исключает один из вариантов, а наоборот, предлагает меню несколько вариантов ответов.

Опрос предполагает четкость формулировок, их понятность для респондента, обращение к нему по цели, содержания, механизма ответов, дифференциацию опроса по месту жительства и работы.

По характеру взаимодействия выделяют такие виды опроса:

Каждый из видов анкетирования также обозначен определенной внутренней структурой. Так, анкетирование делится на:

прессовое (анкеты печатаются средствами массовой информации с просьбой прислать им ответа);

почтовое (анкеты рассылаются по почте);

раздаточное (анкеты раздаются группой лиц, сосредоточенных в определенном месте).

Интервью (то есть беседа, которая проводится по определенному плану) может быть личным и групповым, телефонный, клиническим (глубоким, долгосрочным) и фокусированным (кратковременным), структурированным и неструктурированным.

Метод анализа документов — способ сбора информации в социологических исследованиях, который предусматривает получение и использование информации, зафиксированной в рукописных или печатных текстах на магнитных лентах, кинопленках, других носителях социальной информации. В зависимости от средств фиксации данных документы разделяют на:

3) иконографические, каждые, из которых содержат разнообразные формы документальных сообщений.

Анализ документов бывает внешним и внутренним. Внешний анализ документов связан с появлением документа, его общей характеристикою, видом, формой, обстоятельствами формирования, автором, целью создания, надежностью и достоверностью. Внутренний анализ документов — это исследование их содержания, сущности информации, содержащейся в них, в контексте задач исследования по соответствующей схеме, определением текстовых индикаторов ключевых понятий концепции исследования.

Значительно повышают объективность в понимании документов специализированные научные методы анализа, в частности, логико-семантические или методы юридического толкования закона и т.д. Это одно из проявлений дальнейшей дифференциации социологических методов, в частности метода анализа документов. Кроме традиционного (классического, качественного) анализа документов применяют и контент-анализ документов (формализованный, количественный). Первый предусматривает все разнообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документа, а второй выясняет смысловые единицы, которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью определенных единиц счета.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого получают знания о внешних сторонах, свойств и отношений объектов, изучаемых. Другими словами, наблюдение — это прямая регистрация событий (происходят) со стороны очевидца, то есть того, кто наблюдает.

В отличие от обыденного наблюдения, в научном наблюдении заранее планируется его организация, разрабатывается методика регистрации, обработки и интерпретации данных, что обеспечивает относительную надежность полученной информации. Главным объектом при этом поведение отдельных людей и социальных групп, а также условия их деятельности. Используя метод наблюдения можно изучать реальные отношения в действия, анализировать реальную жизнь людей, конкретное поведение субъектов разнообразной деятельности.

Дифференциация метода наблюдения означает его разделение на структурированное и неструктурированное. Первое осуществляется по предварительно разработанному плану и контролируется, при этом социолог определяет целевую установку и структуру исследования; второе — не контролируется, здесь отсутствуют параметры наблюдения, кроме определения непосредственного объекта исследования, когда оно находится на начальном этапе и имеет поисковый характер.

В зависимости от степени участиянаблюдателя в ситуации, что исследуется, различают: 1) включающее наблюдение (с участием наблюдателя); 2) невключающее (без участия исследователя, который находится за объектом, только фиксируя то, что происходит). При включенном наблюдении социолог принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, находится в контакте с людьми, за которыми ведет наблюдение, действует совместно с ними.

Продолжая тему дифференциации социологических методов, следует заметить, что по месту проведения и условиями организации наблюдения разделяют на следующие:

1) полевые (которые проводятся в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с объектом);

2) лабораторные (при которых условия окружающей среды и ситуация, которая наблюдается, определяются исследователем).

По регулярности проведения различают:

1) систематическое наблюдение, которое характеризуется регулярностью фиксации действия, процесса, ситуации на протяжении определенного периода времени и позволяет выявить динамику процесса;

2) случайное, которое проводится в незапланированной ситуации.

Эксперимент — это способ получения информации, которая проводится в специально созданных и контролируемых условиях, которые позволяют каждый раз обновлять ход явления при повторении условий.

Специфика эксперимента — в отсутствии сведений о нем у тех, кто исследуется, чтобы не деформировать ожидаемые результаты. Социальный эксперимент — способ получения информации о социальный объект в результате воздействия на него некоторых факторов.

Употребление эксперимента крайне ограничено. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда была поставлена цель эксперимента и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную. Сопоставление результатов двух групп обнаруживает разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Не менее важным методом сбора первичной информации является анализ документов. Т. к. сбор социологической информации начинается с анализа документов. Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.

Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.

В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых — материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы — это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы.

По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам.

При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа?

При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа.

Контент-анализ — это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово «контент» (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства.

Контент-анализ используется уже около 100 лет, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал использовать его для анализа газетных текстов. Исследователи применяли контент-анализ для многих целей: изучали темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; тенденции, отражаемые газетными статьями, и идеологический тон редакционных передовых статей, тендерные стереотипы в учебниках и учебных пособиях, частоту появления людей разных рас в телевизионных рекламных роликах и программах, вражескую пропаганду в годы войны, обложки популярных журналов, личностные особенности, проявляющиеся в предсмертных записках самоубийц, тематику объявлений и тендерные различия в беседе.

Контент-анализ весьма полезен для исследования проблем трех типов. Во-первых, он плодотворен для проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (например, многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным кодированием. Во-вторых, он пригоден в тех случаях, когда проблема должна быть исследована «на расстоянии», например при изучении исторических документов, мемуаров или радиопередач вражеской радиостанции. Наконец, с помощью контент-анализа можно обнаружить в тексте такие сообщения, которые трудно увидеть поверхностным взглядом .

Т. о. можно сказать, что изучение документов играет не мало важную роль при сборе информации, а также просто необходимо после проведения различных видов опросов. Его основным преимуществом является наглядность первичных материалов, и следствие большая достоверность результатов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10706 — | 7358 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник