Меню Рубрики

Анализ как ночь как воздух чист фет

Стихотворение Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» относится к поздним произведениям, которые написал автор. Все его произведения были наполнены не только трагическими моментами, но и личными переживаниями. Но при этом Фет умеет их правильно маскировать и скрывать за более высшими чувствами. Данное стихотворение появилось примерно в 1857 году, как раз в это время он женился на Марии, вот только никакой любви к ней не испытывал. А вот она наоборот старается сделать все для того чтобы наладить с мужем превосходные отношения и быть счастливой женщиной до конца своих дней. Кроме этого с самого детства он мечтал об обеспеченной жизни, в которой он не будет ни в чем нуждаться.

С самого начала стихотворения сразу же приходит на ум, что оно не про любовь, а все, потому что большинство здесь описывается то время, которое так было любо самому Фету. При помощи специальных слов ему удается создать интересный, а также волнующий пейзаж всего происходящего. В это время больше всего на свете ему хочется обо всем забыть и насладиться в полной мере данными ощущениями, которые уже давно не испытывал.

А вот во второй части своего произведения автор старается рассказать про ночь. Ведь только ночью ему удается остаться наедине не только с самим собой, но и со своими мыслями и немного поразмышлять о своей жизни и может быть, что-нибудь изменить в лучшую сторону. Именно мир помогает ему черпать и ощущать все, что происходит в мире и немного брать себе. Он не перестает удивляться тому, что является непредсказуемым и очень быстро меняется одно на другое. И поэтому предсказать доподлинно, что будет в будущем очень тяжело или практически невозможно. И сколько бы люди не старались его познать и учить, но все равно остаются такие моменты, которые никто не может предсказать, а также не могут даже предположить, почему это получилось.

Кроме этого больше всего на свете ему хочется куда-нибудь спрятаться и как можно дальше и глубже и все для того чтобы спокойно жить и чтобы никому не удалось его отыскать. И делает он это все только потому, что долгое время автор жил при затворничестве, а также при нищете, и дальше все это продолжаться не может. К тому же он не рад тому, что женился по расчету и теперь ему не нужно считать деньги, ведь они у него постоянно имеются. Он старается показать, что испытывает к ней нежные чувства, но на самом деле их нет, и никогда не было.

Многие очевидцы говорят о том, что в последние годы жизни Фет совсем не писал произведений и стихов, а наоборот занимался общественной жизнью. Кроме этого ему нравилось заниматься различными литературными переводами. Конечно, иногда он находит время на то, чтобы писать произведения, вот только теперь они стали меркантильными и жестокими. Больше всего на свете ему хочется поскорее уйти из жизни для того чтобы снова увидеться и быть вместе со своей любимой.

Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами. Автор все больше винит себя за смерть единственной своей возлюбленной, он до последнего дня считает, что смог бы спать ее от нелепой смерти. Он сожалеет о прошлом, которое не может вернуть назад, которое увы не подвластно простому человеку. И несмотря на то, что основной остается пейзажная лирика, он вплетает в нее драматизм собственных переживаний.

Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» идеально вписывается в душевное состояние автора. Он пишет его в 1857 году, как только жениться на Марии Боткиной. Окружающие уверены, он заполучил все, о чем так мечтал. Ему обеспечено финансовое благополучие, рядом с ним женщина, которая его любит и фактически боготворит, но он не может смириться с потерей. Он фактически утратил смысл жизни, рядом нет той, которая могла бы полноценно разделить с ним горести и радости.

И хотя на первый взгляд кажется, что стихотворение никак не связано с любовной лирикой, но если внимательнее прочитать вторую часть произведения, то все становится на свои места.

Он привносит мотивы создания такого описания. Ночь для него равноценна дню, он имеет возможность остаться наедине со своими мыслями, погрузиться в собственные переживания и терзания, ему не нужно стесняться женщины, которая готова ради него положить жизнь.

Поэтому ночью он чувствует себя на порядок комфортнее, чем днем. Кроме того, из строчек произведения читатель понимает, автор не намерен менять свое отношение к жизни, он все также будет жить ночами.

Очевидцы говорят, что в последние годы жизни, он фактически не брался за перо и не посвящал время творчеству. Иногда он занимался литературными переводами, а также благотворительностью. Он считал, что подобные дела смогут спасти его душу от полного забвения и позволят продолжать полноценную жизнь. Фет занимает свою жизнь различными делами, чтобы не мучатся. Совесть терзала его до последнего мгновения, не давала ему перевести духа, а жизнь превратилась в постоянную борьбу за редкие минуты спокойствия. Фет был уверен, он потерял в жизни самое важное, свою любимую Машу, чувства, которые никогда не повторяться снова.

Анализ стихотворения Какая ночь! Как воздух чист по плану

Стихотворение «Она не гордой красотою» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1832 году. Оно принадлежит к любовной лирике поэта.

Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

Федор Тютчев – человек, тонко чувствующий ту еле ощущаемую грань между прекрасным и всем бытовым в нашей жизни. Мир полон красоты – просто нужно уметь замечать все ее проявления в нашем крошечном мире.

Великий писатель, романтик — Александр Блок, но вместе с тем – он все же реалист. Его стихотворения вызывают в душе бую эмоций, которые невозможно скрыть. А. Блок написал в 1912 году, если точнее, то 10 октября, стихотворение, которое назвал необычно

источник

«Какая ночь! Как воздух чист…» Афанасий Фет

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, когда ему удается создавать тонкие и восхитительные по красоте стихи-пейзажи, их все равно омрачает тень юношеской трагедии.

Осознание того, что ему больше не суждено испытать глубокого и всепоглощающего чувства любви, накладывает на творчество Афанасия Фета свой отпечаток. Он присутствует и в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…», которое было написано поэтом в 1857 году сразу же после женитьбы на Марии Боткиной. Казалось бы, автор получил все, к чему так стремился в жизни. У него есть семья, любящая и преданная супруга, а, главное, финансовое благосостояние, о котором он мечтал с 14 лет, лишившись внушительного наследства и дворянского титула. Однако поэт понимает, что в своей жизни он упустил что-то очень важное, без чего она полностью утрачивает смысл.

На первый взгляд, стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» не имеет никакого отношения к любовной лирике, так как посвящено восхитительному времени суток, которое так любил поэт. Он мастерски и с присущей ему деликатностью создает волнующий пейзаж, в котором «серебристый дремлет лист» и «тень черна прибрежных ив». В этот полуночный час весь мир погружен в сладкий сон, и сам автор мечтает забыться, вдохнуть полной грудью теплый и свежий летний воздух.

Однако вторая часть стихотворения раскрывает истинные мотивы его создания. Фет подчеркивает, что для него ночь – это тот же день, ведь именно в этот момент он может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Его продолжает восхищать удивительный окружающий мир, в котором автор черпает вдохновение, не переставая удивляться тому, как он переменчив и непредсказуем, и сколько волшебных открытий таит в себе. Тем не менее, сравнение ночи и дня в этом произведении не является случайным – поэт подсознательно хочет спрятаться от мирской суеты, он не готов к тому, чтобы изменить свой образ жизни, к которому привык за долгие годы затворничества и полунищенского существования. Именно ночь дает ему освобождение от повседневных обязанностей и забот, которые поэт считает для себя обременительными. Однако больше всего его угнетает брак по расчету, благодаря которому автор больше не испытывает нужды в средствах. Свою молодую супругу он ценит и уважает, однако той страсти, которую ему когда-то довелось испытать, нет и в помине. Поэтому поэт отмечает, что теперь у него «ум светлей, мирнее нрав», намекая на то, что доволен своей сытой и обеспеченной жизнью. Но при этом в его сердце нет любви, хотя размеры и глубину этой личной трагедии автору предстоит осознать гораздо позже. Пока же Фет лишь констатирует тот факт, что «вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

Согласно воспоминаниям очевидцев, в последние годы своей жизни поэт практически перестал писать стихи и занимался общественной деятельностью, а также литературными переводами. Но те редкие произведения, которые все же были созданы в этот период, уже не так безмятежны и чисты, как стихи раннего периода творчества. Фет понимает, что добровольно отказался от своего счастья ради меркантильных интересов, и надеется лишь на то, что сможет воссоединиться со своей возлюбленной после смерти, мечтая о загробной жизни, как о единственном спасении и избавлении от душевных страданий.

источник

Когда нас просят рассказать стихотворение о природе, в памяти сразу же появляются строки из произведений Афанасия Фета. И это неудивительно, ведь в его творчестве можно найти стихотворение, посвященное практически любому явлению и состоянию природы. Фет уникален тем, что в своих творениях он умело проводит параллель между чувствами лирического героя и внешней средой. «Какая ночь! Как воздух чист…»- это одно из самых известных стихотворений в арсенале поэта, и его по праву можно считать образцом не только природной, но и любовной лирики. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» было создано в 1857 году. В момент написания Фету было 37 лет, и он уже был признанным поэтом в литературной среде, а его творчество насчитывало уже три сборника стихов.

В этом стихотворении автор стремится показать читателю то, какое восхищение и вдохновение приносит ему это время суток. Однако за красотой и таинственностью ночи скрываются чувства и переживания самого писателя. Литрекону известно, кому посвящено стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…».

Известно, что это стихотворение Афанасий Фет написал вскоре после свадьбы с М. Боткиной. К сожалению, этот брак не был соединением двух любящих сердец, ведь его причиной стала финансовая выгода, что характерно для России тех времен. До женитьбы поэт действительно испытывал крайнюю нужду в деньгах и не мог посвящать все свое время творческому развитию, поэтому этот союз стал для него спасательным кругом. Несмотря на то, что поэт ценил и уважал свою супругу, он не чувствовал себя счастливым, а вера в любовь и вовсе покинула его. Осознание совершенной ошибки послужило мощным источником вдохновения для Афанасия Афанасьевича, и эта тоска, безусловно, отразилась на его лирике.

Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» написано в традиционном для творчества Фета жанре пейзажной лирики.

Без сомнений, это стихотворение отвечает всем канонам «чистого искусства». Оно посвящено природе, в нем воспевается красота, и лишь красота является предметом изображения. В тексте нет места насущным проблемам и серьезным темам, оно легкое и прекрасное, будто полет бабочки.

В стихотворении можно наблюдать перекрестную рифмовку (чередование мужской и женской рифмы). Размер — ямб (наиболее характерный для поэзии Фета).

Несмотря на то, что стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» состоит всего из 12 строк, оно наполнено множеством образов и символов. В них автор закладывает те чувства, которые находятся внутри него, и тем самым демонстрирует природную сущность человека.

Для лирического героя А.А. Фета ночь — это удивительное время суток, когда человек может побыть наедине со своими мыслями и чувствами. В стихотворении «Какая ночь. » автор восхищается своим любимым временем суток. Поэт, преисполненный романтикой, описывает ночь с необычайным восторгом. В первой части стихотворения он находит красоту во всем, что его окружает: лист, тени, волны. Фет наполняет природу жизнью, одушевляет ее. В этой тьме все его чувства и переживания усиливаются, и он старается уловить их в каждом очертании ночи.

Лирический герой осознает, что все то время он задыхался в мире страстей, и только здесь, ночью, ему спокойно и хорошо: «…да вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

Вторая часть стихотворения открывает читателю душу поэта, для которой природные пейзажи так любимы и дороги, что он не представляет своей жизни без них. Любовь к природе — это единственное искреннее чувство доступное поэту, только оно наставляет его на верный путь и наполняет его вдохновением.

Он признается, что для его души:

…Полночный свет… тот же день;
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав…

Основная тема в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…» — описание состояния душевного равновесия, умиротворения, духовного созерцания, вызываемого в человеке атмосферой ночи.

По настроению это стихотворение можно разделить на две части: в первых шести строках преобладает восторг («Какая ночь!…»), а во второй части возникает чувство умиротворения («Лишь ум светлей, мирнее нрав…»).

Первая часть стихотворения посвящена описанию восхитительной, чарующей ночи, которую так любил автор. В ней раскрывается тот трепет, с которым Фет всегда относился к природе. Смысл стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» заключается в упоении от контакта с природой, которое демонстрирует автор. Окружающий мир дарит ему утешение и поддержку в трудные минуты.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Однако именно во второй части стихотворения к нам приходит понимание истинных чувств и тревог лирического героя. Здесь мы видим то сожаление и одиночество, которое сопровождало поэта на протяжении долгих лет его жизни из-за несбывшейся любви и самообмана. Такова главная мысль стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…».

Лирика А. Фета всегда отличалась обилием средств художественной выразительности.

  • Автор использует многочисленные эпитеты, точно передающие не только пейзажи, но и настроение самого героя. Так, эпитеты «безмятежный», «светлее», «мирный» характеризуют не только природу, но и душевное состояние писателя.
  • Помимо этого, автор наделяет объекты природы душой, используя прием олицетворения: дремлет» лист, «спит» залив, «не вздохнёт» волна. Все это создает непреодолимое ощущение единства человека и природы.
  • Нельзя не отметить и такой прием, как аллитерация (повторения звуков «з», «с», «ж»), ведь именно он отвечает за особую звуковую выразительность этого стихотворения и создает впечатление живого движения и таинственности ночной поры.

источник

Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы.

Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением.

Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении параллель между ночной благодатной тишиной и вдохновенным настроением лирического героя – это основа сюжета.

Стихотворение можно разделить на две части: в первых шести строках высказывается только восхищенное любование природой, и это подчеркивается повторением восклицаний “какая”, “как”. У читателя возникает ощущение, что автор обращается непосредственно к нему, приглашая разделить восторг от красоты ночи. В следующих же шести строках лирический герой начинает рассуждение: “полночный свет, ты тот же день”, и сравнивает состояние души в ночные и дневные часы.

Первая часть – описательная, с помощью аллитерации (повторения звуков “з”,

Автор заставляет и читателя пережить эту перемену настроения: обильные восклицания в первой части стихотворения сменяются умиротворенными словами, влияя на наши чувства.

Произведение написано четырехстопным ямбом, излюбленным стихотворным размером Афанасия Фета. Ударение не падает на восклицания “как”, и это помогает избежать излишней эмоциональности и пафоса. Напротив, выделяются спокойные, округлые слоги.

Лирическое произведение, описывающее природу и незаметно переходящее к философии, – так можно кратко изложить содержание стихотворения. Эпитеты “безмятежный”, “светлее”, “мирный” можно в равной степени отнести как к окружающему миру, так и к настроению человека. Слияние и гармония с природой, движения души, находящие в ней отражение, – вот главная мысль анализируемого стихотворения.

А. А. Фет “Какая ночь! Как воздух чист…” и Ф. И. Тютчев “Летний вечер” (Сравнительный анализ)Стихотворения А. Фета и Ф. Тютчева посвящены теме ночи. В обоих произведениях нет сюжета, так же можно отметить, что человек и природа взаимосвязаны. Эти моменты показывают поэтов схожими. Основная мысль в стихотворении “Какая ночь!” заключена в том, что ночь – это почти тоже самое, что и день, но ночь намного спокойнее и тише, поэтому и […].

“Сияла ночь. Луной был полон сад” анализ стихотворения ФетаПозднее стихотворение “Сияла ночь” было написано А. Фетом 2 августа 1877 года. Поэт создал его под впечатлением музыкального вечера и посвятил Татьяне Берс (в замужестве Кузминской). Сестра жены Л. Толстого и прототип образа Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, Татьяна замечательно пела на этом вечере, и чувства поэта к ней легли в основу стихотворения. […].

Анализ стихотворения Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь…”К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном из произведений лирический герой признается, что “ночью как-то вольнее дышать мне”. В другом говорит: “Каждое чувство бывает понятней мне ночью…”. В лирике Фета ночь не […].

Анализ стихотворения Фета “Ночь. Не слышно городского шума…”Множество стихотворений посвятил Фет природе, которую он считал источником божественной красоты. Ее созерцание преподносится как высшее состояние души лирического героя, когда жизнь обретает смысл. В пейзажной лирике Афанасия Афанасиевича природа будто наделяется человеческими эмоциями и чувствами. Она словно оживает, что чаще всего показано через олицетворения. Фет воспринимает природу как часть “я”, пытаясь убрать грань между […].

Анализ стихотворения Е. Баратынского “Весна, весна! Как воздух чист!”Передо мною стихотворение Е. Баратынского ” Весна, весна! Как воздух чист!”. Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века. С первых же секунд прочтения чувства и эмоции переполняют, невольно представляешь те самые картины, которые описывает поэт. Темой стихотворения стала весна, точнее ее приход. Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью […].

Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чистЭто светлое стихотворение часто на конкурсах читают дети. Восторженный, оптимистический настрой, радость наполняют первые же строки. Здесь много восклицаний, повторений… Показано восхищение природой, возрождением жизни. Яркие цвета, все в солнечных лучах, все дышит новой жизнью. В стихотворении чувствуется душистый аромат весны, свежий ветер. Автор с любовью отмечает и облака, которые ласкаются к солнцу, и ветерок. […].

“Майская ночь” анализ стихотворения ФетаПозднее стихотворение Афанасия Фета “Майская ночь”, созданное в 1870 году, вошло в сборник стихов “Вечерние огни”. Оно относится к Любовной лирике и посвящено Марии Лазич, трагически погибшей возлюбленной поэта. В молодости поэт не решился связать себя с ней узами брака из-за материальных трудностей, а 25-летняя девушка вскоре после расставания погибла на пожаре. В сборнике целый […].

Анализ стихотворения Фета “Какая холодная осень!…”В стихотворении “Какая холодная осень. ”, написанном в 1854 году, пересеклись две любимые фетовские темы – любви и природы. Их тесное переплетение достигается с помощью следующего приема – движение смысла осуществляется от изображения внешнего мира к выражению внутреннего мира человека. Кстати, это главный принцип романтической лирики, близость к которой Афанасия Афанасиевича не раз отмечали литературные критики […].

Анализ стихотворения Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…”Стихотворение “Сияла ночь…” – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о […].

Анализ стихотворения Фета “Тихая, звездная ночь”Мягкий свет месяца и звезд наделяет фетовские картины ночной природы притягательной красотой. Высокие и царственно прекрасные “огни безоблачных небес” сообщают окружающему миру характерный серебристый блеск, подчеркивающий естественную гармонию обыденных деталей, которой очарован лирический герой. В ясную и спокойную ночь романтического созерцателя ждут долгожданные события: это и время встреч с возлюбленной, и миг откровения, позволяющий вглядеться […].

Анализ стихотворения Фета “Как нежишь ты, серебряная ночь…”В фетовских творениях зрелого периода усиливаются тютчевские мотивы. Они вносят новые оттенки смысла в изображение ночи, излюбленного времени обоих авторов. Великолепный, исполненный драгоценного мерцания, загадочного шума и цветочных ароматов пейзаж Фета дополняется ощущениями героя, свидетельствующими о странном прозрении. Пристальное созерцание звездной панорамы позволяет смотреть “из времени в вечность”. Однако тайны “живого алтаря мирозданья” не страшат, […].

Анализ стихотворения Фета “Майская ночь”Стихотворение “Майская ночь”, созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”, в котором проработал без малого 6 лет, и покинул Москву. Поэт поселился в небольшом имении, которое располагалось в Орловской губернии, намереваясь посвятить остаток своей жизни литературным […].

Анализ стихотворения “Сияла ночь” Фет“Сияла ночь” (1877). Стихотворение относится к любовной лирике Фета и посвящено Татьяне Андреевне Берс, сестре Софьи Андреевны Толстой. Сам текст произведения – не столько о чувстве поэта, а о высокой человеческой любви. Здесь переданы одновременно и волнения поэта, и переживания лирического ге­роя, и воспоминания читателя. Лирический герой переживает две встречи с возлюбленной, между которыми – […].

Анализ стихотворения Фета Сияла ночь. Луной был полон садАфанасий Фет – человек, который написал красивое и очень поэтично-романтическое произведение в жанре: стихотворение. Написано оно было в 1877 году. Вообще, произведение необычно красивое, нежное и даже немного таинственное, ведь оно полно скорбей, но вместе с тем – романтикой, которая явно проскальзывает на протяжении всего стихотворения. Стихотворение имеет некий подсмысл, ведь Фет писал о своих […].

Анализ стихотворения А – А – Фета Еще майская ночь, прекрасный пейзаж Среднеевропейской РусиПодготовка к ЕГЭ: Сочинение: Анализ стихотворения А. А. Фета “Еще майская ночь”, прекрасный пейзаж Среднеевропейской Руси В стихотворении про майскую ночь Фет из отдельных образов собирает цельный образ природы Среднеевропейской Руси. Чтобы обозначить Весенний пейзаж, мастер природной лирики даже не прибегает к помощи света. Поэту достаточно описания звуков, запахов, ассоциаций. Множество звезд будто смотрят в […].

Анализ стихотворения Фета “Ночь крещенская морозна…”Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла “Гадания”, сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего – веселые и юные “сестрицы”, которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий. Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении ” […].

Анализ стихотворения Фета Шепот-робкое дыханиеСтихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок. Критики отмечали новаторство и удивительный лиризм стихотворения. При этом Фета обвиняли в беспредметности и излишней интимности. Стихотворение написано в жанре любовной лирики. В этой области Фет […].

Анализ стихотворения Фета Ель рукавом мне тропинку завесилаФет, Афанасий Афанасьевич – один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия. Среди его работ много лирической поэзии. Стихотворение “Ель рукавом мне тропинку завесила” тоже принадлежит к жанру лирики. Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам […].

Анализ стихотворения Есенина “Какая ночь! Я не могуВ последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, […].

“Первый ландыш” анализ стихотворения ФетаЕще с момента выхода в свет первого сборника стихов Афанасий Фет приобрел репутацию искусного художника слова. Его описания природы, заставляющие видеть красоту окружающего мира, с каждым годом становились утонченней и выразительнее. Стихотворение “Первый ландыш” написано в 1854 году, когда свет увидели уже два сборника Фета. В “Первом ландыше” каждое слово, как и в других стихах, […].

Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали (Фет А. А.)Одна из главных особенностей стихотворений А. А. Фета — это музыкальность. Поэтому произведения поэта так легко ложатся на музыку, и создано множество романсов на их текст. А. Фет создал целый цикл стихотворений, посвященных музыке и пению — цикл “Мелодии”, к которому относится и стихотворение “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…”. Образ голоса, звука становится […].

“День и ночь” анализ стихотворения ТютчеваОдно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение “День и ночь” было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике. Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – Противопоставление дня […].

Анализ стихотворения Полонского “Посмотри – какая мгла”В стихотворении “Посмотри – какая мгла…”, датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов “глубина”, “сумрак”, “мгла”. Она оттеняется при помощи прозрачной дымки “в сонном […].

Анализ стихотворения Есенина НочьЭто сдержанное и прелестное стихотворение имеет свою судьбу. Написано оно было Сергеем Александровичем еще в юности – собственно, на лоне природы, под вдохновением от родной деревни. Позже, будучи уже известным поэтом и горожанином, Есенин немного переработал свое стихотворение, но все-таки не издал его… Издано оно было лишь только после смерти поэта, который, видимо, сам не […].

Стихотворение А. А. Фета “Еще майская ночь…” (Восприятие, истолкование, оценка)А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как. представителя “чистого искусства”, осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали “вечные” темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, […].

Стихотворение Фета “Какая грусть! Конец аллеи”Стихотворение “Какая грусть! Конец аллеи…” пронизано элегической грустью – чувством, отчетливо заявленном лирическим героем уже в первой строке. “Конец аллеи” символизирует целый комплекс его сложных переживаний и ощущений: это и традиционная зимняя грусть, и намек на личный духовный кризис, жизненный тупик, и страх неизвестности, и сожаление об утраченных иллюзиях. Во втором четверостишии мы наблюдаем развитие […].

Стихотворение Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…”Способность творить красоту А. А. Фет считал главным назначением поэта. Природа, любовь, красота – вот главные темы его творчества. Поэта привлекают неуловимые, не вполне ясные ощущения, навеваемые на него природой, любовью, видением прекрасного. Он поэт переживаний, его стихотворения выражают то, что скрыто в душе. И одним из важных свойств его лирики является стремление выразить охватившее […].

Анализ стихотворения А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы”Лингвистический анализ стихотворения А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы”. Учись у них – у дуба, у березы Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердце рвет последние листы, И за […].

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Анализ стихотворения А. А. Фета “Шепот, робкое дыханье…”Одна из самых известных миниатюр Фета. Она написана и напечатана в 1850 г. в журнале “Москвитянин” (“Шепот сердца…”). В измененном виде стихотворение появилось в 1956 г. и тотчас покорило сердца читателей. Его двенадцать строк проняты сильным чувством, а экономично подобранные слова рисуют яркие картины. Современники вспоминали, что это произведение очень нравилось Л. Толстому, который сказал […].

Стихотворение Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь”Одно из традиционных фетовских “ночных” стихотворений, в котором создается развернутый пластический и романтически возвышенный образ излюбленного поэтом времени суток. Не случайно Фет видит свою музу “в венце из звезд” . Интерес поэта к этому периоду не случаен: ночь – традиционный поэтический символ тайны, загадки, неизвестности; ночь – время оживания фантазий, устремленности к мечте, лирических размышлений; […].

Анализ стихотворения Фета “Какое счастие: и ночь, и мы одни!…”Герой фетовской лирики не ищет ускользающую гармонию за далекими горизонтами. Он уверен: прекрасное, “чудное настоящее”, по замечанию Айхенвальда, существует рядом с наблюдателем. Лунное сияние ночи, радостное погожее утро, приятная тень, укрывающая от полуденного зноя, – во всех неброских пейзажных приметах заключен сокровенный смысл и разлиты ощущения блаженства, восхищения, очарования. Космическое чувство погружения в мир необъятной […].

Стихотворений “Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина и “Сияла ночь” А. А. Фета (Сравнительный анализ)В творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Афанасия Афанасьевича Фета большое внимание уделено любовной лирике. И не случайно. Важную роль в жизни поэтов играли чувства и переживания. Стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье” и стихотворение А. А. Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад…” очень схожи по своему сюжету. Поначалу и А. С. Пушкин, […].

Анализ стихотворения “Какая грусть! Конец аллеи…” Фет А. АСтихотворение А. А. Фета “Какая грусть! Конец аллеи…” рисует зимний пейзаж. Он метафоричен (“Опять серебряные змеи Через сугробы поползли”), овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже видит любопытные детали: “Один лишь ворон против бури Крыламн машет тяжело”. Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: “Лениво дума засыпает Над умирающим трудом”. […].

Стихотворение А. А. Фета “Какая грусть! Коней аллеи…” (Восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение “Какая грусть! Конец аллеи…” пронизано элегической грустью – чувством, отчетливо заявленном лирическим героем уже в первой строке. “Конец аллеи” символизирует целый комплекс его сложных переживаний и ощущений: это и традиционная зимняя грусть, и намек на личный духовный кризис, жизненный тупик, и страх неизвестности, и сожаление об утраченных иллюзиях. Во втором четверостишии мы наблюдаем развитие […].

Анализ стихотворения ФЕТА “ЛАСТОЧКИ”АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА “ЛАСТОЧКИ”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Ласточки” было написано А.А. Фетом в 1884 году. Основная тема его – непостижимость творческого процесса, вдохновения. В нем присутствуют как элементы пейзажа, так и элементы философского размышления. В основе композиции стихотворения – сопоставление при­родного явления и процесса человеческой жизни. Полет лас­точки “над вечереющим прудом”, ее “дерзновенье” напомина­ют […].

Анализ стихотворения Никитина Зимняя ночь в деревнеСтихотворение “Зимняя ночь в деревне” было написано 1853 года Иваном Никитиным. Никита именно за хорошие стихи и красивые слова, эпитеты и сравнения в стихах и прозвали мастером русского пейзажа. Ведь писатель отлично описывает красоты природы вокруг человека. Стихотворение Никитина описывает на протяжении всего произведения – красивую природу, небо, солнце и другие ценности, которые нужно уметь […].

Анализ стихотворения Фета “Чудная картина”Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются […].

“Чудная картина” анализ стихотворения ФетаСтихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, […].

Анализ стихотворения “Еще майская ночь…” Фет А. АСтихотворение Фета “Еще майская ночь…” (1857) наполнено природными зарисовками майской ночи. Лирический герой восхищается тем, что ему выпала возможность “увидеть” негу ночи. Он благодарит за это родной полночный край. И хотя май – последний месяц весны, но у лирического героя он появляется именно “из царства льдов, из царства вьюг и снега”. Поэтому май именно вылетает […].

Анализ стихотворения Фета “Я болен, Офелия, милый мой друг!…”Шекспировский “Гамлет” – одна из самых популярных пьес в истории мирового театра. Многие литераторы обращались к бессмертным образам, выведенным в ней. У Фета есть целый цикл, посвященный возлюбленной принца Датского и получивший название “К Офелии”. В него вошли десять стихотворений, созданных в период с 1842 по 1847. Последнее произведение в серии – “Я болен, Офелия, […].

источник

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, когда ему удается создавать тонкие и восхитительные по красоте стихи-пейзажи, их все равно омрачает тень юношеской трагедии.

Осознание того, что ему больше не суждено испытать глубокого и всепоглощающего чувства любви, накладывает на творчество Афанасия Фета свой отпечаток. Он присутствует и в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…», которое было написано поэтом в 1857 году сразу же после женитьбы на Марии Боткиной. Казалось бы, автор получил все, к чему так стремился в жизни. У него есть семья, любящая и преданная супруга, а, главное, финансовое благосостояние, о котором он мечтал с 14 лет, лишившись внушительного наследства и дворянского титула. Однако поэт понимает, что в своей жизни он упустил что-то очень важное, без чего она полностью утрачивает смысл.

На первый взгляд, стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» не имеет никакого отношения к любовной лирике, так как посвящено восхитительному времени суток, которое так любил поэт. Он мастерски и с присущей ему деликатностью создает волнующий пейзаж, в котором «серебристый дремлет лист» и «тень черна прибрежных ив». В этот полуночный час весь мир погружен в сладкий сон, и сам автор мечтает забыться, вдохнуть полной грудью теплый и свежий летний воздух.

Однако вторая часть стихотворения раскрывает истинные мотивы его создания. Фет подчеркивает, что для него ночь – это тот же день, ведь именно в этот момент он может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Его продолжает восхищать удивительный окружающий мир, в котором автор черпает вдохновение, не переставая удивляться тому, как он переменчив и непредсказуем, и сколько волшебных открытий таит в себе. Тем не менее, сравнение ночи и дня в этом произведении не является случайным – поэт подсознательно хочет спрятаться от мирской суеты, он не готов к тому, чтобы изменить свой образ жизни, к которому привык за долгие годы затворничества и полунищенского существования. Именно ночь дает ему освобождение от повседневных обязанностей и забот, которые поэт считает для себя обременительными. Однако больше всего его угнетает брак по расчету, благодаря которому автор больше не испытывает нужды в средствах. Свою молодую супругу он ценит и уважает, однако той страсти, которую ему когда-то довелось испытать, нет и в помине. Поэтому поэт отмечает, что теперь у него «ум светлей, мирнее нрав», намекая на то, что доволен своей сытой и обеспеченной жизнью. Но при этом в его сердце нет любви, хотя размеры и глубину этой личной трагедии автору предстоит осознать гораздо позже. Пока же Фет лишь констатирует тот факт, что «вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

источник

вокал: В.Пенькова
гитара: О.Фол

автор стихов Афанасий Афанасьевич Фет

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Анализ стихотворения Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»
Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, когда ему удается создавать тонкие и восхитительные по красоте стихи-пейзажи, их все равно омрачает тень юношеской трагедии.
Осознание того, что ему больше не суждено испытать глубокого и всепоглощающего чувства любви, накладывает на творчество Афанасия Фета свой отпечаток. Он присутствует и в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…», которое было написано поэтом в 1857 году сразу же после женитьбы на Марии Боткиной. Казалось бы, автор получил все, к чему так стремился в жизни. У него есть семья, любящая и преданная супруга, а, главное, финансовое благосостояние, о котором он мечтал с 14 лет, лишившись внушительного наследства и дворянского титула. Однако поэт понимает, что в своей жизни он упустил что-то очень важное, без чего она полностью утрачивает смысл.
На первый взгляд, стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» не имеет никакого отношения к любовной лирике, так как посвящено восхитительному времени суток, которое так любил поэт. Он мастерски и с присущей ему деликатностью создает волнующий пейзаж, в котором «серебристый дремлет лист» и «тень черна прибрежных ив». В этот полуночный час весь мир погружен в сладкий сон, и сам автор мечтает забыться, вдохнуть полной грудью теплый и свежий летний воздух.
Однако вторая часть стихотворения раскрывает истинные мотивы его создания. Фет подчеркивает, что для него ночь – это тот же день, ведь именно в этот момент он может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Его продолжает восхищать удивительный окружающий мир, в котором автор черпает вдохновение, не переставая удивляться тому, как он переменчив и непредсказуем, и сколько волшебных открытий таит в себе. Тем не менее, сравнение ночи и дня в этом произведении не является случайным – поэт подсознательно хочет спрятаться от мирской суеты, он не готов к тому, чтобы изменить свой образ жизни, к которому привык за долгие годы затворничества и полунищенского существования. Именно ночь дает ему освобождение от повседневных обязанностей и забот, которые поэт считает для себя обременительными. Однако больше всего его угнетает брак по расчету, благодаря которому автор больше не испытывает нужды в средствах. Свою молодую супругу он ценит и уважает, однако той страсти, которую ему когда-то довелось испытать, нет и в помине. Поэтому поэт отмечает, что теперь у него «ум светлей, мирнее нрав», намекая на то, что доволен своей сытой и обеспеченной жизнью. Но при этом в его сердце нет любви, хотя размеры и глубину этой личной трагедии автору предстоит осознать гораздо позже. Пока же Фет лишь констатирует тот факт, что «вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».
Согласно воспоминаниям очевидцев, в последние годы своей жизни поэт практически перестал писать стихи и занимался общественной деятельностью, а также литературными переводами. Но те редкие произведения, которые все же были созданы в этот период, уже не так безмятежны и чисты, как стихи раннего периода творчества. Фет понимает, что добровольно отказался от своего счастья ради меркантильных интересов, и надеется лишь на то, что сможет воссоединиться со своей возлюбленной после смерти, мечтая о загробной жизни, как о единственном спасении и избавлении от душевных страданий.

Рейтинг работы: 69
Количество рецензий: 6
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 195
© 06.11.2017 Вера Пенькова
Свидетельство о публикации: izba-2017-2104042

Натали 07.11.2017 12:25:18
Отзыв: положительный
Спасибо Верочка, так повеяло теплом и грустью от стихов и твоей песни,
аж сердечко затрепетала. а судьба у поэта и правда не простая, така душевная боль
слышится в строках.

Ренат Х. Нуруллин 07.11.2017 04:12:15
Отзыв: положительный
Прелестно!

источник

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, когда ему удается создавать тонкие и восхитительные по красоте стихи-пейзажи, их все равно омрачает тень юношеской трагедии.

Осознание того, что ему больше не суждено испытать глубокого и всепоглощающего чувства любви, накладывает на творчество Афанасия Фета свой отпечаток. Он присутствует и в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…», которое было написано поэтом в 1857 году сразу же после женитьбы на Марии Боткиной. Казалось бы, автор получил все, к чему так стремился в жизни. У него есть семья, любящая и преданная супруга, а, главное, финансовое благосостояние, о котором он мечтал с 14 лет, лишившись внушительного наследства и дворянского титула. Однако поэт понимает, что в своей жизни он упустил что-то очень важное, без чего она полностью утрачивает смысл.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

На первый взгляд, стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» не имеет никакого отношения к любовной лирике, так как посвящено восхитительному времени суток, которое так любил поэт. Он мастерски и с присущей ему деликатностью создает волнующий пейзаж, в котором «серебристый дремлет лист» и «тень черна прибрежных ив». В этот полуночный час весь мир погружен в сладкий сон, и сам автор мечтает забыться, вдохнуть полной грудью теплый и свежий летний воздух.

Однако вторая часть стихотворения раскрывает истинные мотивы его создания. Фет подчеркивает, что для него ночь – это тот же день, ведь именно в этот момент он может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Его продолжает восхищать удивительный окружающий мир, в котором автор черпает вдохновение, не переставая удивляться тому, как он переменчив и непредсказуем, и сколько волшебных открытий таит в себе. Тем не менее, сравнение ночи и дня в этом произведении не является случайным – поэт подсознательно хочет спрятаться от мирской суеты, он не готов к тому, чтобы изменить свой образ жизни, к которому привык за долгие годы затворничества и полунищенского существования. Именно ночь дает ему освобождение от повседневных обязанностей и забот, которые поэт считает для себя обременительными. Однако больше всего его угнетает брак по расчету, благодаря которому автор больше не испытывает нужды в средствах. Свою молодую супругу он ценит и уважает, однако той страсти, которую ему когда-то довелось испытать, нет и в помине. Поэтому поэт отмечает, что теперь у него «ум светлей, мирнее нрав», намекая на то, что доволен своей сытой и обеспеченной жизнью. Но при этом в его сердце нет любви, хотя размеры и глубину этой личной трагедии автору предстоит осознать гораздо позже. Пока же Фет лишь констатирует тот факт, что «вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».

источник

Тема урока: сопоставительный анализ стихотворений Ф. И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?» иА. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»

Название Тема урока: сопоставительный анализ стихотворений Ф. И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?» иА. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»
Дата конвертации 15.08.2013
Размер 99.33 Kb.
Тип Урок

Обобщение творчества Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Тема урока: сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной. » и А.А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…».

Особенности поэтического мира двух крупнейших поэтов XIX века.

Задача урока: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора; совершенствование речевой деятельности, умений и навыков владения языком, понимания его возможностей, изобразительно-выразительных средств.

Цель урока: повторение и сопоставление некоторых биографических фактов, обучение анализу поэтического текста, сопоставительному анализу произведений двух авторов, сравнению их поэтического мироощущения, мировосприятия.

Знания, умения, навыки, отрабатываемые на уроке.

  • Выразительно читать произведение.
  • Знать основные биографические факты.
  • Понимать образную природу словесного искусства.
  • Знать и применять основные теоретико-литературные понятия: речеведческий анализ, композиция, композиционные приемы, риторическое обращение, анафора, рифма, размер, экспрессия, диалогичность, лексический анализ, изобразительно-выразительные средства, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, романтизм, «чистое искусство».

Оборудование.

Портреты Ф.И.Тютчева, А.А. Фета.

Мы говорим сегодня о творчестве двух больших, смелых и неповторимых художников слова, поэтах 19 столетия Ф.И. Тютчеве и А.А. Фете.

Их очень многое сближает. Во-первых, конечно, время. Во-вторых, хотя бы то, что оба они были поэтами по призванию, но не по профессии. Они священнодействовали как поэты, может быть, вовсе этого не замечая. Такого рода художественной красоты, простоты и правды нельзя достигнуть ни умом, ни восторженностью духа, ни опытом, ни искусством: это непосредственное творчество таланта, откровение таланта. Только талантам сильным, самобытным дано затрагивать самые сокровенные струны в человеческом сердце, обращать нас к миру красоты, к постижению вечных тайн нашего мироздания. Поэзия может то, что не под силу науке: соединить в одно целое человека, природу и Бога.

Задания к разбору стихотворения А.А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»

  1. Композиция стихотворения, приемы композиции.
  2. Особенности синтаксиса. Какие синтаксические средства выразительности используются?
  3. Лексика стихотворения. Какие лексические группы можно выделить?
  4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
  5. Определить размер стихотворения.
  6. Определить жанр стихотворения.

Композиция.

1 строфа, 12 строк. Рифма смежная. Мужская, т. е. четче и строже обозначается пауза в конце каждой строки, строже и четче ритм. Автор подчеркивает ценность каждой приметы ночи, ее очарования.

Можно разделить на две смысловые части. Сначала описание ночного природного мира. Потом автор подталкивает нас к раздумьям: как действует ночь на человека.

Используется анафора: «как…» и т.д. Ее роль: показать многоликость мира и равноценность каждого штриха его красоты и очарования.

Автор использует риторическое обращение: «Полночный свет». Его роль композиционная – перейти на раздумья о том, как действует ночь на человека.

В стихотворении три предложения. 1 – назывное, восклицательное. Автор настраивает на восприятие красоты лунной ночи.

2 – состоит из трех простых, распространенных (кроме первого), предложение восклицательное по интонации, т.е. эмоционально-выразительное. Автор подчеркивает красоту ночи. Начинаются предложения одинаково: частицей как, это восклицательная частица. Ее роль – экспрессивная выразительность предложения.

3 – бессоюзное, состоит из семи предложений. В первом как бы задается вопрос почему, остальные семь отвечают.

Все слова условно можно разделить на те, которые относятся к теме «природа» и те, которые относятся к теме «человек».

Существительные: ночь, воздух, лист, тень, ивы, залив, волна, тишина, свет, день, блеск, запах, травы. Этими словами обозначено все то, что вокруг лирического героя.

Прилагательные: чист, серебристый, черна, прибрежные, полночный, белей, чернее, тоньше, сочные, полна. Это признаки перечисленных предметов, некоторые из них употреблены в прямом смысле, но даже и в этом значении они усиливают выразительность картины; два являются эпитетами: чист, серебристый.

Наречие-эпитет – безмятежно (спит залив).

Глаголы: дремлет, спит, вздохнет.

Выводы. Глаголов мало, глаголы выражают состояние покоя. Однако нельзя сказать, что картина застывшая, потому что основную нагрузку несут существительные и прилагательные, благодаря которым наш взгляд переходит с одного на другое – картина оживает. Словами рисуется образ тихой лунной ночи.

Существительные: ум, нрав, грудь, страсть(в отрицательном смысле). Этими словами обозначено то, что воспринимает очарование и покой, изменяется под воздействием обаяния ночи.

Прилагательные: светлей, мирнее – признаки «предметов», которые стали такими под воздействием ночи.

Выводы. Глаголов мало. В центре внимания состояние человека. Какое это состояние? Умиротворения, покоя, душевного согласия, духовного созерцания. Душа должна распускаться и оттаивать.

Эпитеты: воздух чист, серебристый лист, безмятежно спит, тоньше запах, ум светлей, мирнее нрав.

Олицетворения: лист дремлет, залив спит, волна не вздохнет.

Метафоры: тишиною грудь полна, грудь хочет вздохнуть(метонимия).

Размер и жанр стихотворения.

Размер – ямб. Жанр – лирическая миниатюра.

Вывод. Поэзия – язык образов. Какие образы создает поэт? Образ прекрасной тихой лунной ночи. А есть ли здесь человек (лирический герой)? Есть. Посмотрим на вторую смысловую часть стихотворения: «Полночный свет, ты тот же день…». Почему? Обращаясь к свету луны, автор берет его в союзники, чтобы доказать, что ночь – тот же день, то есть время не сна и ухода от жизни на время, а жизни человека, но жизни особой. Духовного созерцания, соединения с миром природы, постижения вечного, высшего, сущности бытия, цели существования человека в мире.

Красоту кто-то должен воспринимать, иначе она бесполезна. Из всего живого мира кто более всего готов к этому? Человек. И не просто к восприятию красоты, а к духовному озарению, возвышению, ликованию. Как красота природы воздействует на человека? Умиротворяет, заставляет проникнуться духовно прекрасным чувством, заставляет постигать тайну бытия.

Здесь к месту высказывание самого Фета:

«Только человек,
и только он один
во всем мироздании,
чувствует потребность
спрашивать,
что такое
окружающая его природа? Откуда все это?
что такое он сам?
откуда? куда? зачем?
И чем выше человек,
чем могущественнее
его нравственная природа, тем искреннее
возникают в нем эти вопросы».

Задания к разбору стихотворения Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной. »

1. Композиция стихотворения, приемы композиции.

2. Особенности синтаксиса. Какие синтаксические средства

3. Лексика стихотворения. Какие лексические группы можно выделить?

4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

5. Определить размер стихотворения.

6. Определить жанр стихотворения.

2 строфы по 8 строк. Рифма перекрестная, чередование мужской и женской.

Первая смысловая часть – обращение к ветру. Вопросы и упреки.

Вторая часть – просьбы, объяснения причин, почему не надо ветру петь страшных песен.

Есть риторическое обращение. Его функции: 1-создание образа таинственной, пророческой силы; 2-средство композиции – помогает построить первую часть стихотворения; 3-создает диалогичность – через обращение мы свидетели разговора между ветром и лирическим героем.

Автор применяет вопросительные предложения, обращения. Через обращение к ветру и через вопросы к нему поэт показывает, что человек – частица природы, существо, равноправное ей.

Применение восклицательных предложений и междометий создает особую экспрессивность.

Слова можно объединить в группы по темам.

Тема «ветер». Глаголы: воешь, сетуешь, твердишь, роешь, взрываешь. Глаголы обозначают действия динамичные, экспрессивные.

Прилагательные: ночной, странный, глухо-жалобный, шумно-жалобный, неистовые, страшные. Обозначают состояние тревоги, беспокойства.

Существительные: ветр, голос, язык, песни. Три последних слова говорят о том, что автор наделяет ветер признаками живого существа.

Тема «человек». Существительные: сердце, мука, душа, грудь. Ключевое здесь – душа. Чего жаждет душа человека, почему мучается?

Прилагательные: непонятная, ночная, смертная. Несут оттенок трагичности.

Тема «хаос». Прилагательные: древний, родимый, беспредельное. Существительное – бури. Причастие – заснувшие. Глаголы: шевелится, жаждет слиться. Слова этой темы несут особую нагрузку. «Древний», «родимый» объясняют, что все вышло из хаоса (космического), что это наша прародина, что мир беспределен, он бездна, в которой мы существуем по воле хаотической случайности, жизнь возникла из общего хаоса – и это бесценное гармоническое создание, очень хрупкое.

Автор использует устаревшие слова и формы: ветр, сетуешь (жалуешься), сих (этих), внимать (слушать, воспринимать), жаждет (хочет). Устаревшие слова придают взволнованность, приподнятость речи.

Олицетворения: ветр ночной воет, сетует, у него голос, язык, он поет песни, обращаются к нему как к живому существу.

Эпитеты: сетовать безумно, голос глухо-жалобный, шумно-жалобный, непонятная мука, неистовые звуки, страшные песни, древний хаос, ночная душа, заснувшие бури.

Метафора: рыть и взрывать звуки, хаос шевелится, мир души ночной внимает.

Метонимия: понятный язык сердцу (т.е. человеку), из смертной рвется он груди (т.е. от человека).

Размер стихотворения – ямб. Жанр – философская миниатюра.

Мироощущение героя трагическое. Мир – хаос, бездна, в которую мы погружены. Днем мы этого не ощущаем. Ночь открывает нам завесу в мир древний, родимый, в тот первобытный хаос, из которого все вышло. Жизнь человека хрупка, он зависит от космических сил. Внутри человека вечное борение стихий. Каких? Добра и зла. Хаоса и порядка. Согласия с собой и миром и недовольства и противоречий, терзающих человека. Жизнь – вечное борение, столкновение стихий. Мир человеческой души жаждет слиться с беспредельным, постигнуть тайну бытия.

Пока класс работает над полученными заданиями (каждому ученику по одному пункту задания), два ученика у доски отвечают на предложенные вопросы, касающиеся биографии поэтов.

1. Почему А.А. Фета считают поэтом «чистого искусства»?

2. Почему Тютчева называют «последним русским романтиком»?

Фет – поэт «чистого искусства». Он не касался социальных проблем, общественных конфликтов, противоречий. Он пел о вечном: красоте, гармонии, мудрости природы, тайнах бытия, любви.

Слово романтик имеет несколько значений: 1-последовательромантизма; 2-человек, проникнутый высокими чувствами, человек высокого строя души.

Романтизм как направление в литературе возник на основе общих художественных приемов изображения мира и места человека в нем. Для романтизма характерны общие признаки подхода к изображению действительности: разлад мечты и действительности; гордое противостояние человека всему окружающему; яркие, контрастные краски окружающего мира; сложный, противоречивый мир человеческой души.

Называть Тютчева последним русским романтиком можно в двух смыслах: как последователя литературного направления, которое затем сменилось реализмом и как человека с высоким строем чувств, с эмоционально-возвышенным мироощущением.

Выслушиваем ответы учащихся по разбору стихотворений.

Лирический герой стихотворения Фета и лирический герой стихотворения Тютчева стремятся к постижению тайны бытия. Но по-разному.

У Фета – через духовное созерцание окружающей красоты и покоя.

У Тютчева – через стихию, хаос.

Фет отмечает способность человеческого ума воспринимать мудрое равновесие и гармонию в природе. Тютчев – бесстрашие человеческого ума.

Какие черты поэтического мира двух больших художников сближают их?

Какие – являются характерной особенностью каждого?

Природа – многоликий мир, прекрасное живое существо.

Мастерское владение словом, средствами художественной выразительности, тяготение к лирическому или философскому фрагменту.

У Тютчева часто звучат мотивы трагического восприятия мира, человек одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы.

У Фета – человек – частица природы, существо, равноправное ей, поэт любил изображать переходные состояния природы.

Почему Ф.И.Тютчев и А.А. Фет не были оценены по достоинству современниками?

Вторая половина 19 века была насыщена социальными бурями и потрясениями. Время требовало гражданской лирики. Красота, гармония, «вечные» вопросы бытия отошли на второй план. Но время отсеивает все наносное, сиюминутное, временное, оставляя то, что необходимо человеку всегда, духовные откровения самого высокого порядка, которые составляют вневременную ценность. Можно сказать, что творчество двух больших художников прошло испытание временем. Закончить хочется словами самого Тютчева:

Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева.

— Бытие воспринимал как катастрофу.
— Поэт-философ, поэт-психолог.
— Последний русский романтик.
— Природа — живой, одухотворенный, многоликий мир.
— Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы.
— Для стихов характерна богатейшая метафоричность.
— В жанровом отношении — тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту.

Особенности поэтического мира А.А. Фета.

— Крупнейший поэт чистого искусства,
— В историю поэзии вошел прежде всего как пейзажист.
— Природа — прекрасное живое существо.
—Человек —частица природы, существо, равноправное ей.
— Любил изображать переходные состояния природы.
— Художественный мир создается разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом.
— Фет — мастер композиции: использует все виды композиционных повторов
(кольцо, анафора, рефрен).
— В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре

источник