Меню Рубрики

Анализ как нежишь ты серебряная ночь

Произведение относится к зрелому периоду творчества поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику.

Композиционная структура стихотворения выстраивается в виде трех катренов (четверостиший), повествование в которых ведется от имени лирического героя.

В качестве стихотворного размера в произведении поэт применяет форму пятистопного ямба в сочетании с перекрестной рифмовкой, при этом двухсложная стопа делает ударение на второй слог.

Среди художественных средств выразительности ведущую роль в стихотворении «Как нежишь ты, серебряная ночь…» играют олицетворения, структурирующие основной образ произведения в виде ночного периода времени, который представляется поэтом в качестве алмазной росы с огненными звездами.

Звездная панорама, подчеркнутая драгоценным мерцающим блеском, загадочными шумами и цветочным ароматом раскрывается под взглядом лирического героя в тематике перехода из одного земного времени в вечное небытие. Эта поэтическая направленность передает авторское настроение, в котором звучат мотивы исцеления трепетной человеческой души, погруженной в бездонные глубины гармоничной природной зарисовки.

Отличительной особенностью произведения является неповторимое изображение поэтом ночного образа в виде спокойной, осененной серебристым блеском темноты, способной дышать и вселять не только спокойствие, но и надежду, символизируя тем самым ночь в качестве могущественной богини.

В сознании лирического героя просыпаются чувства расцвета его внутреннего мира, ощущения небывалой немой и тайной мощи, желания воспарить в небесное пространство душой, способной преодолевать унылость земного существования. Эти порывы лирического героя приближают повествовательное содержание стихотворения «Как нежишь ты, серебряная ночь…» к молитвенным текстам, сравнивая образ сверкающей ночи с божественным началом.

Смысловая нагрузка стихотворения раскрывается в финале повествования в виде обретенного лирическим героем душевного родства со звездной жизнью, приближаясь к загадочной бездне.

Стихотворение представляет собой форму внутреннего диалога лирического героя, изображающего сложные эмоциональные чувства восторга, светлой грусти и печальной радости. При этом, прочитывая строки произведения, создается впечатление определенной недосказанности, позволяющей фантазии прикоснуться к сокровенным тайнам человеческого мироздания.

Особая мелодика образа ночи усиливается яркой звукописью лирического интонационного фона стихотворения, подчеркнутого изысканными, выразительными фразами.

Почти все фетовские произведения, написанные в зрелый период его творчества, усиливаются с помощью существующих тютчевских мотивов. Благодаря этому он готов внести новые оттенки смысла, чтобы изобразить ночь. Данное время суток является любимым временем суток, Афанасий Фет находит в этом времени успокоение и возможность дышать полной грудью. Благодаря этому он находит в себе хоть какие-то силы жить и продолжать борьбу, но она не привела ни к чему, он все равно погрузиться в депрессию, которая приведет к смертельному заболеванию, а автор будет думать о том, как покончить жизнь самоубийством и уйти в мир иной.

В 1865 году он пишет лирические строчки, которые получают название «Как нежишь ты, серебряная ночь…», которое автор обращает к неизвестному адресату, потому что обычно он даже не оставляет инициалов под своими произведениями. Только после смерти благодаря его личным дневникам стало известно, кому какие строчки стали посвящены. Небо отражается в воде, что создает достаточно противоречивый эффект, таким образом, автор расширяет имеющееся пространство.

Для лирического героя – это достаточно грандиозная картина, все приводит его к впечатлениям, которые он старается передать в строчках. При этом сам герой достаточно чувствительная личность, которому трудно бороться с собственными проблемами и переживаниями.

Лирический герой просит у ночи окрылить его душу, дать особенные впечатления, которые он сможет сохранить. Подарком для него является результат такого общения, это родственность душ, которое приносит ему единение с природой и ночью в целом.

Главным художественным приемом в произведении является олицетворение ночного времени суток. Для него ночь становится настоящей музой, возможностью найти вдохновение и продолжить жить.

Афанасий Фет и сам часто сбегал в ночь, чтобы отыскать в себе веру в себя и возможность жить дальше. Он все больше замыкается в себе, он не может рассказать о переживаниях даже самым близким людям, поэтому полностью замыкается в себе. После ему станет еще труднее, ему придется бороться с депрессивными расстройствами, он не сможет взять себя в руки, а все время будет жалеть о сделанном выборе, поэтому он отлично понимает чувства лирического героя, который также наслаждается временем, которое он проводит ночью.

Анализ стихотворения Как нежишь ты, серебряная ночь по плану

Детство поэта проходило в не лучших для ребенка условиях. Тирания со стороны отца доставляла много горя матери, видя все это, маленький Николай испытывал большую досаду и неловкость за то, что не в состоянии повлиять на атмосферу в семье и защитить мать.

Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии

В этом стихотворении не просто очень красиво показана осенняя природа, но и передано ощущение этого состояния… Много не только красок, но и ощущений, звуков и, конечно, поэтических образов. П

Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии

источник

  • Авиация (132)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (17)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (65)
  • Вопрос-Ответ (1924)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (82)
  • Дальние страны (874)
  • ДИНАСТИИ (26)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (477)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (760)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (254)
  • Земля (123)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (529)
  • Истории любви (144)
  • ИСТОРИЯ (1699)
  • История одного стихотворения (2034)
  • История одной картины (974)
  • Книги для детей (252)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (204)
  • Легенды и мифы (135)
  • ЛИТЕРАТУРА (194)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (406)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (42)
  • Москва (71)
  • Музеи (119)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (85)
  • НАУКА (418)
  • Облака (13)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (231)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (180)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (31)
  • Поэзия (721)
  • Праздники (33)
  • Притчи (33)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (79)
  • Птицы (181)
  • Растения (84)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (99)
  • Россия (973)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (106)
  • Символы (130)
  • Скульпторы (34)
  • СЛОВАРЬ (35)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1317)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (325)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (425)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (184)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (710)
  • ЦВЕТЫ (39)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (688)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (212)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы!
О! окрыли и дай мне превозмочь
Весь этот тлен, бездушный и унылый.

Какая ночь! алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре.
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля и теплится, как море.

Мой дух, о ночь! как падший серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной,
И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной.

В фетовских творениях зрелого периода усиливаются тютчевские мотивы. Они вносят новые оттенки смысла в изображение ночи, излюбленного времени обоих авторов. Великолепный, исполненный драгоценного мерцания, загадочного шума и цветочных ароматов пейзаж Фета дополняется ощущениями героя, свидетельствующими о странном прозрении. Пристальное созерцание звездной панорамы позволяет смотреть «из времени в вечность». Однако тайны «живого алтаря мирозданья» не страшат, не указывают на трагическое несовершенство человеческого бытия, а исцеляют трепетную душу и погружают ее в бездонную глубину природной гармонии.

Поэтический текст 1865 г. начинается с обращения к лирическому адресату, которым становится «серебряная ночь». В зачине дается ее яркая, но мимолетная характеристика. Подробный «портрет» ночной поры встречается в центральном катрене. Он выстраивается в соответствии с фетовской традицией: роса получает эпитет «алмазная», а звезды метафорически уподобляются огню. Здесь же проявляется эффект, умножающий художественное пространство за счет отражения неба в воде. Учитывая последующие масштабные сравнения с океаном и морем, этот прием можно посчитать аллюзией на знаменитые строки тютчевских «Снов».

Наблюдение за грандиозной картиной влечет за собой впечатления, отличные от тех, что породила устрашающая тютчевская бездна огня. Фетовский лирический субъект чувствует «расцвет» внутренних сил, «немую и тайную» мощь. Новые ощущения порождают страстную просьбу «окрылить» душу, помочь ей преодолеть «унылый» земной тлен. Это желание сближает художественный текст с молитвой, а образ сверкающей ночи — с божественным началом.

Мольбы лирического субъекта приносят результат. В финале утверждается родство души, уже обретшей мощные крылья, с вечной «жизнью звездной» и готовность приблизиться к загадочной бездне. Последняя категория в равной степени характерна для творческого наследия Фета и Тютчева, символизируя соответственно сферу «нетленного» и изменчивые соотношения между космосом и хаосом.

Ведущий художественный прием, организующий образ ночи, — олицетворение. Спокойная, осененная серебристым блеском темнота наделяется способностями дышать и успокаивать, а дар вселять надежду и выполнять желания объединяет излюбленную фетовскую категорию с обликом могущественной богини. Ее благосклонность, которая проявилась в отзывчивости к мольбам лирического «я», напоминает ласковое отношение доброй Музы.

источник

В фетовских творениях зрелого периода усиливаются тютчевские мотивы. Они вносят новые оттенки смысла в изображение ночи, излюбленного времени обоих авторов. Великолепный, исполненный драгоценного мерцания, загадочного шума и цветочных ароматов пейзаж Фета дополняется ощущениями героя, свидетельствующими о странном прозрении. Пристальное созерцание звездной панорамы позволяет смотреть «из времени в вечность».

Однако тайны «живого алтаря мирозданья» не страшат, не указывают на трагическое несовершенство человеческого бытия, а исцеляют трепетную душу и погружают ее в бездонную глубину природной гармонии.

Поэтический текст 1865 г. начинается с обращения к лирическому адресату, которым становится «серебряная ночь». В зачине дается ее яркая, но мимолетная характеристика. Подробный «портрет» ночной поры встречается в центральном катрене. Он выстраивается в соответствии с фетовской традицией: роса получает эпитет «алмазная», а звезды метафорически уподобляются огню. Здесь же проявляется эффект, умножающий художественное пространство за счет

Учитывая последующие масштабные сравнения с океаном и морем, этот прием можно посчитать аллюзией на знаменитые строки тютчевских «Снов».

Наблюдение за грандиозной картиной влечет за собой впечатления, отличные от тех, что породила устрашающая тютчевская бездна огня. Фетовский лирический субъект чувствует «расцвет» внутренних сил, «немую и тайную» мощь. Новые ощущения порождают страстную просьбу «окрылить» душу, помочь ей преодолеть «унылый» земной тлен.

Это желание сближает художественный текст с молитвой, а образ сверкающей ночи — с божественным началом.

Мольбы лирического субъекта приносят результат. В финале утверждается родство души, уже обретшей мощные крылья, с вечной «жизнью звездной» и готовность приблизиться к загадочной бездне. Последняя категория в равной степени характерна для творческого наследия Фета и Тютчева, символизируя соответственно сферу «нетленного» и изменчивые соотношения между космосом и хаосом.

Ведущий художественный прием, организующий образ ночи, — олицетворение. Спокойная, осененная серебристым блеском темнота наделяется способностями дышать и успокаивать, а дар вселять надежду и выполнять желания объединяет излюбленную фетовскую категорию с обликом могущественной богини. Ее благосклонность, которая проявилась в отзывчивости к мольбам лирического «я», напоминает ласковое отношение доброй Музы.

Анализ стихотворения Фета «Благовонная ночь, благодатная ночь…» К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном. .

Анализ стихотворения «Еще майская ночь…» Фет А. А Стихотворение Фета «Еще майская ночь…» наполнено природными зарисовками майской ночи. Лирический герой восхищается тем, что ему выпала возможность «увидеть» негу ночи. Он благодарит за это родной полночный край. И хотя. .

Анализ стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» Стихотворение «Сияла ночь…» — одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не. .

Анализ стихотворения А — А — Фета Еще майская ночь, прекрасный пейзаж Среднеевропейской Руси Подготовка к ЕГЭ: Сочинение: Анализ стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь», прекрасный пейзаж Среднеевропейской Руси В стихотворении про майскую ночь Фет из отдельных образов собирает цельный образ природы Среднеевропейской. .

Анализ стихотворения Фета «Ночь. Не слышно городского шума…» Множество стихотворений посвятил Фет природе, которую он считал источником божественной красоты. Ее созерцание преподносится как высшее состояние души лирического героя, когда жизнь обретает смысл. В пейзажной лирике Афанасия Афанасиевича природа. .

Анализ стихотворения Фета «Ночь крещенская морозна…» Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла «Гадания», сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического. .

Анализ стихотворения Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем. .

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А. А. Фета Стихотворение создано под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей, пения Т. А. Кузминской-Берс. Стихотворение написано шестистопным ямбом, четверостишиями, с чередованием женских и мужских рифм. Длинные строки, с обилием вокализмов. .

Анализ стихотворения Фета «Серенада» В художественном мире Фета поздний вечер нередко знаменует собой время успокоения и отдыха. Шум и говор «скучного голоса дня» сменяется тишиной и далекими приглушенными звуками. Зажегшиеся звезды предваряют явление «неподвижной». .

Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Одна из главных особенностей стихотворений А. А. Фета — это музыкальность. Поэтому произведения поэта так легко ложатся на музыку, и создано множество романсов на их текст. А. Фет создал целый. .

Анализ стихотворения Фета «Сад весь в цвету» Любовь, переполняющая фетовского героя, и радость свиданий с милой часто ассоциируются с волнующими «весенними порывами», темами возрождения души и подлинного творчества. О бесконечности счастья и беспредельности радости торжественно сообщает лирический. .

Анализ стихотворения Фета «Фонтан» В произведении, созданном летом 1891 г., необычное наполнение приобретает лирическое «мы», от лица которого моделируется художественное пространство. «Ночь и я» — одинаково «безмолвные», спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их. .

Анализ стихотворения Фета «Диана» Успешная переводческая деятельность Фета, начало которой приходится на студенческие годы, побудила его к написанию собственных произведений в античном духе. Большинство стихотворений, созданных под влиянием наследия Горация и других древних авторов. .

Анализ стихотворения Жуковского «Ночь» Пейзажная тема представляла особый интерес для поэтов-романтиков: не ограничиваясь исключительно художественными задачами, в изображении природной зарисовки они отражали внутреннее состояние героя. В произведении Жуковского 1823 г. панорама ночи вырастает в. .

Стихотворений «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина и «Сияла ночь» А. А. Фета В творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Афанасия Афанасьевича Фета большое внимание уделено любовной лирике. И не случайно. Важную роль в жизни поэтов играли чувства и переживания. Стихотворение А. С. Пушкина. .

Анализ стихотворения Фета «На корабле» Большинство произведений из небольшого фетовского цикла на морскую тематику посвящено пейзажным зарисовкам, рождающим живописный, пластичный и многоликий образ вечной стихии. Идейное содержание стихотворного текста «На корабле», датированного 1856-1857 гг., выбивается. .

Анализ стихотворения Фета «Воздушный город» Чуткий фетовский герой внимателен к «небесной» составляющей пейзажной картины. Мерцающий лунный свет придает окружающему миру загадочный блеск «тусклого серебра». Высокое весеннее солнце пробуждает к жизни нежный ландыш, а низкое —. .

Анализ стихотворения Фета «Я жду… Соловьиное эхо…» Стихотворение «Я жду… Соловьиное эхо…» написано в 1842 году и относится к раннему творчеству Фета. В тот период поэт сильно увлекался поэзией великого немецкого романтика Генриха Гейне, его влияние ощутимо. .

Анализ стихотворения Фета «Сентябрьская роза» «Сад весь в цвету», наполненный голосами птиц, гудением насекомых и благоуханием растений, — важная составляющая художественного пространства сельской усадьбы. Среди частотных деталей фетовского садового топоса выделяются образы цветов. «Безгрешно чистые». .

Анализ стихотворения Бунина «Летняя ночь» Форма стихотворения, датированного 1912 г., необычна. Произведение написано белым стихом: ритмизованный поэтический текст лишен рифмы, окончания фраз не совпадают с концовкой строк. Перечисленные приемы создают эффект прозаизации, имитации обычной речи. .

Анализ стихотворения Фета «Печальная береза…» Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так. .

Анализ стихотворения Фета «Еще одно забывчивое слово…» «Еще одно забывчивое слово…» — стихотворение, написанное в 1884 году и вошедшее во второй выпуск сборника «Вечерние огни» . Если смотреть на расположение произведения в книге, то становится понятно —. .

Анализ стихотворения Фета «Буря» «Вечерние огни» — итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый. .

Анализ стихотворения Фета «Я видел твой млечный, младенческий волос…» Будучи уже пожилым человеком, Фет не прекращал писать о любви. Более того — его поздняя интимная лирика по силе, страсти, искренности выражения чувств ничуть не уступает произведениям молодых талантливых поэтов. .

Анализ стихотворения Тютчева «День вечереет, ночь близка…» Тютчев — певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну. .

Читайте также:  Как сделать выводы из анализа

Анализ стихотворения Фета «Весна на дворе» Тема весны занимает значительное место в творческом наследии Фета. Поэт тонко чувствовал гармонию и красоту пробуждающейся природы, особое внимание уделяя описаниям переходных состояний. В его пейзажной лирике читатель обнаруживает огромное. .

Анализ стихотворения Фета «Уснуло озеро; безмолвен лес…» Афанасий Фет по праву считается мастером пейзажной лирики, и большинство его стихотворений раннего периода творчества посвящено красоте родной природы. К ним, в частности, относится произведение под названием «Уснуло озеро; безмолвен. .

Анализ стихотворения Фета «Жди ясного на завтра дня…» Ранний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот поэт снискал себе славу романтичного и утонченного поэта, который способен. .

Анализ стихотворения Фета «Поэтам» Сущность поэтического творчества — эта тема пришла в фетовскую лирику в результате литературной полемики, и поэтому она обладает особым эмоциональным накалом. Автор декларирует мощь художественного слова, которое способно разбудить спящие. .

Анализ стихотворения Фета «На железной дороге» Тема путешествия поездом расценивалась современниками автора как новая, необыкновенная: регулярная перевозка пассажиров по Николаевской железной дороге началась за 8-9 лет до появления поэтического отклика Фета. Осмысление жизненного пути в соотнесении. .

Анализ стихотворения Фета «Ты отстрадала, я еще страдаю…» В жизни Фета было лишь одно сильное чувство — любовь к Марии Козьминичне Лазич. Роман молодых людей окрашен в трагические тона. Поэт практически сразу признался девушке, что не сможет на. .

Анализ стихотворения Фета «Перекресток, где ракитка…» 1842 годом датированы поэтические тексты, составившие небольшой цикл «Гадания». Заглавие отражает основную тему стихотворений — святочные забавы, участницами которых становятся молодые девушки. Тематика цикла восходит к знаменитой «Светлане» Жуковского, а. .

Анализ стихотворения Фета «На качелях» Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина. .

Анализ стихотворения «Душная ночь» Пастернак «Душная ночь». Стихотворение относится к пейзажной лири­ке Пастернака, а по своей сути философично. Природа у поэта одушевлена, является высшей формой проявления жизни, носи­тельницей ее смысла. Она является равноправным оппонентом человека. .

Анализ стихотворения Фета «На стоге сена ночью южной…» Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими «Снами». Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны. .

Анализ стихотворения Фета «На заре ты ее не буди…» Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко. .

Анализ стихотворения Фета «Непогода — осень — куришь…» В 1850 году свет увидел второй сборник Фета. Книга включила в себя небольшой цикл «Хандра», состоящий всего из трех произведений. В них Афанасий Афанасиевич рассматривает и анализирует состояние душевной опустошенности. .

Анализ стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи» Фета Стихотворение Фета «Какая грусть! Конец аллеи.» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен, овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами. .

Анализ стихотворения Фета «Я болен, Офелия, милый мой друг!…» Шекспировский «Гамлет» — одна из самых популярных пьес в истории мирового театра. Многие литераторы обращались к бессмертным образам, выведенным в ней. У Фета есть целый цикл, посвященный возлюбленной принца Датского. .

Анализ стихотворения Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла…» Ночь — важнейший символ тютчевской поэзии. В ее понимании поэт опирается на древнегреческую традицию. В античной мифологии богиня Нюкта — дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера, Танатос, Харон. .

источник

Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы!
О, окрыли — и дай мне превозмочь
Весь этот тлен бездушный и унылый!

Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля — и теплится, как море.

Мой дух, о ночь, как падший серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной
И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной.

Блеском вечерним овеяны горы.
Сырость и мгла набегают в долину.
С тайной мольбою подъемлю я взоры:
«Скоро ли холод и сумрак покину?»

Вижу на том я уступе румяном
Сдвинуты кровель уютные гнезды;
Вон засветились над старым каштаном
Милые окна, как верные звезды.

Кто ж меня втайне пугает обманом:
«Сердцем как прежде ты чист ли и молод?
Что, если там, в этом мире румяном,
Снова охватит и сумрак и холод?»

Кому венец: богине ль красоты
Иль в зеркале ее изображенью?
Поэт смущен, когда дивишься ты
Богатому его воображенью.

Не я, мой друг, а божий мир богат,
В пылинке он лелеет жизнь и множит,
И что один твой выражает взгляд,
Того поэт пересказать не может.

Напрасно!
Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
Напрасно.

Разлука!
Душа человека какие выносит мученья!
А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.
Стою как безумный, еще не постиг выраженья:
Разлука.

Свиданье!
Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится.
Она-то продлит и она-то усилит страданье,
И в жизни туманной всё будет обманчиво сниться
Свиданье.

Не нами
Бессильно изведано слов к выраженью желаний.
Безмолвные муки сказалися людям веками,
Но очередь наша, и кончится ряд испытаний
Не нами.

Но больно,
Что жребии жизни святым побужденьям враждебны;
В груди человека до них бы добраться довольно…
Нет! вырвать и бросить; те язвы, быть может, целебны, —
Но больно.

Игривый плеск в реке меня остановил.
Сквозь ветви темные узнал я над водою
Ее веселый лик — он двигался, он плыл, —
Я голову признал с тяжелою косою.

Узнал я и наряд, взглянув на белый хрящ,
И превратился весь в смущенье и тревогу,
Когда красавица, прорвав кристальный плащ,
Вдавила в гладь песка младенческую ногу.

Она предстала мне на миг во всей красе,
Вся дрожью легкою объята и пугливой.
Так пышут холодом на утренней росе
Упругие листы у лилии стыдливой.

Напрасно ты восходишь надо мной
Посланницей волшебных сновидений
И, юностью сияя заревой,
Ждешь от меня похвал и песнопений.

Как ярко ты и нежно ни гори
Над каменным угаснувшим Мемноном, —
На яркие приветствия зари
Он отвечать способен только стоном.

У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнется в зелени береза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поет пчела.

Вижу, вижу! счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный, непонятный,
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.

Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвною красою
Звать к любви, когда весною
Темен лес и воздух синь, —

Ни Киприда и ни Геба,
Спрятав в сердце тайны неба
И с безмолвьем на челе,
В час блаженный расцветанья
Больше страстного признанья
Не поведали б земле.

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами,
Последний лучезарный день потух.

Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный твой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворной веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.

Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный, —
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,
Будто розу влюбленную трелью
Восхвалять неумолчно он рад
Над душистой ее колыбелью.

Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.

Молчи, поникни головою,
Как бы представ на страшный суд,
Когда случайно пред тобою
Любимца муз упомянут!

На рынок! Там кричит желудок,
Там для стоокого слепца
Ценней грошовый твой рассудок
Безумной прихоти певца.

Там сбыт малеванному хламу,
На этой затхлой площади, —
Но к музам, к чистому их храму,
Продажный раб, не подходи!

Влача по прихоти народа
В грязи низкопоклонный стих,
Ты слова гордого свобода
Ни разу сердцем не постиг.

Не возносился богомольно
Ты в ту свежеющую мглу,
Где беззаветно лишь привольно
Свободной песне да орлу.

С какой я негою желанья
Одной звезды искал в ночи!
Как я любил ее мерцанье,
Ее алмазные лучи!

Хоть на заре, хотя мгновенно
Средь набежавших туч видна,
Она так явно, так нетленно
На небе теплилась одна.

Любовь, участие, забота
Моим очам дрожали в ней
В степи, с речного поворота,
С ночного зеркала морей.

Но столько думы молчаливой
Не шлет мне луч ее нигде,
Как у корней плакучей ивы,
В твоем саду, в твоем пруде.

Я уезжаю. Замирает
В устах обычное «прости».
Куда судьба меня кидает?
Куда мне грусть мою нести?

Молчу. Ко мне всегда жестокой
Была ты много, много лет, —
Но, может быть, в стране далекой
Я вдруг услышу твой привет.

В долине иногда, прощаясь,
Крутой минувши поворот,
Напрасно странник, озираясь,
Другого голосом зовет.

Но смерклось, — над стеною черной
Горят извивы облаков, —
И там, внизу, с тропы нагорной
Ему прощальный слышен зов.

Не избегай; я не молю
Ни слез, ни сердца тайной боли,
Своей тоске хочу я воли
И повторять тебе: «люблю».

Хочу нестись к тебе, лететь,
Как волны по равнине водной,
Поцеловать гранит холодный,
Поцеловать — и умереть!

В благословенный день, когда стремлюсь душою
В блаженный мир любви, добра и красоты,
Воспоминание выносит предо мною
Нерукотворные черты.

Пред тенью милою коленопреклоненный,
В слезах молитвенных я сердцем оживу
И вновь затрепещу, тобою просветленный, —
Но всё тебя не назову.

И тайной сладостной душа моя мятется;
Когда ж окончится земное бытие,
Мне ангел кротости и грусти отзовется
На имя нежное твое.

Шум и гам, — хохочут девы,
В медь колотят музыканты,
Под визгливые напевы
Скачут, пляшут корибанты.

В кипарисной роще Крита
Вновь заплакал мальчик Реи,
Потянул к себе сердито
Он сосцы у Амальтеи.

Юный бог уж ненавидит,
Эти крики местью дышат, —
Но земля его не видит,
Небеса его не слышат.

Вот сын ее, — он — тайна Иеговы —
Лелеем девы чистыми руками.
У ног ее земля под облаками,
На воздухе нетленные покровы.

И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться ей мы на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства сверг оковы.

Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о дева, не смущенных:
Здесь угасает пред тобой тревога.

Такой тебе, Рафаэль, вестник бога,
Тебе и нам явил твой сон чудесный
Царицу жен — царицею небесной!

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Всё та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

источник

Оформление урока: портреты поэтов, рисунки соответствующие творческому видению поэтов, в центре – большой рисунок, изображающий мироздание как лик женщины (символ).

Звучит космическая музыка ( “Спейс”: “Волшебный полет”).

На большом белом “камне” сидит девушка в белом (ученица).

Ученица: “Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитающие в воде, морские звезды и те, которых нельзя видеть глазом, – cловом, все жизни совершают свой жизненный круг. Уже тысячи веков, как земля населена живыми существами, и эта бледная луна зажигает свой фонарь. На лугу просыпаются с криком журавли, майские жуки слышны в липовых аллеях. Тела живых существ превращаются в камни, воду, в облака, а души сливаются в одну. Во мне живут все души. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все… Я открываю уста, чтобы говорить. Слышите ли вы меня…, меня…, меня… (Фрагмент написан по мотивам чеховской “ Чайки”).

Учитель. Голос природы зовет и манит к себе человека. Во все времена люди хотели понять, что такое природа, космос, как устроен мир. Конечно, на эти вопросы в первую очередь искала и ищет ответы наука. Но искусство – это тоже необходимая форма познания окружающего мира, возникшая вовсе не случайно в процессе становления разумной жизни. И художники, и мыслители тоже приоткрывают завесу над Вселенной. Как же это сделали поэты XIX–XX веков: А.Фет, Ф.Тютчев, Б.Пастернак, Н.Заболоцкий?

I. А. Фет. . Вчитываюсь в прекрасные строки, душа замирает, очарованная магией поэзии. Поэт не старается списывать природу, а преимущественно воспроизводит впечатления природы на свою душу.

(Сообщение ученика об особенностях фетовской поэзии).

А.Фет в природе видит гармонию, чувство, которое испытывает поэт, – это восторг души, очарованной природой. Любимое время суток у поэта – ночь. Послушаем литературно-музыкальную композицию на тему: “Здравствуй, ночь”.

(Литературно-музыкальные композиции составлены учителем и учащимися).

Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь!
Опять и опять я люблю тебя,
Тихая, теплая,
Серебром окаймленная!
Робко, свечу потушив, подхожу я к окну…
Меня не видать, зато сам я все вижу…

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной – и последней, может быть.

(Вивальди: “Времена года”, “Весна”).

Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, –
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.

Я думал…, не помню, что думал,
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор…

Тихая, звездная ночь,
Трепетно светит луна;
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь.

Друг мой! В сияньи ночном
Как мне печаль превозмочь.
Ты же светла, как любовь,
В тихую, звездную ночь.

Друг мой, я звезды люблю –
И от печали не прочь…
Ты же еще мне милей
В тихую, звездную ночь.

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной…, я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы!
О окрыли – и дай мне превозмочь
Весь этот тлен бездушный и унылый!

Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля – и теплится, как море.

Мой дух, о ночь, как падший серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной
И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной.

Целый мир от красоты
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.

II. Ф.Тютчев. Удивительный и своеобразный поэт. Так же, как и А.Фет, Тютчев – вдохновенный певец природы, но Тютчев – прежде всего поэт-мыслитель.

( Сообщение ученика об особенностях поэзии Тютчева).

“По свойству своего таланта Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль…”. Тютчев не просто любуется природой, а она обычно вызывает у него размышления о загадках мироздания, вечных вопросах бытия.

Какие же тайны не дают покоя поэту? О чем заставляет задуматься поэта природа?

Анализ стихотворений:

“В небе тают облака” (вечность природы)

“Не то, что мните вы, “природа”… (особый язык)

“О чем ты воешь, ветр ночной” (хаос в природе)

“Ночное небо так угрюмо” (непостижимость ее)

“Как океан объемлет шар земной” (беспредельность мира)

“Последний катаклизм” (эволюция мироздания)

“Природа – сфинкс” (таинственность)

III. В XX веке традиции А.Фета и Ф.Тютчева продолжает Борис Пастернак. Но продолжает по-своему. Он мастер своеобразного пейзажа.

(Сообщение ученика об особенностях поэзии Б. Пастернака).

(Песня. Музыка М. Таривердиева на стихи Б. Пастернака: “Никого не будет дома”).

В пейзаже Б. Пастернака “…границы между человеческим и природным миром настолько размываются, что “и шелест листьев был как бред.”, “Здесь уже не человеческий мир уподобляется природному и раскрывается через него, а наоборот”. У Пастернака деревья спорят о человеке с ветром, демон обещает вернуться лавиною.

Читайте также:  Как сделать сравнительный анализ законодательства

Отсюда и особая метафоричность его поэтического языка.

Чтение понравившихся метафор (домашнее задание)

  • Заря из сада обдавала стекла кровавыми слезами сентября.
  • Пусть ветер рябину занянчив, пугает ее перед сном.
  • Пред ним стоит на перекрестке, который полузанесло,
  • Береза со звездой в прическе и смотрится в его стекло и т.д.

Несмотря на сложность поэтических образов, поэзия Пастернака эмоциональна, потому что он любуется природой, ощущает полное единение с нею.

Дождь – любимое явление природы поэта. Послушаем литературно-музыкальную композицию на тему дождя.

Устанешь – погоду проведать пойдешь,
Засасывает писать без отрыву.
Наскучит – и к двери. А за дверью – дождь.
Как рис из мешка и как град торопливый.
(“Событье сада”).

Ужасный! Капнет и вслушается.
Все ли он один на свете
Мнет ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель…
(“Плачущий сад”).

…Косые капли. У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шел спор. Я замер. Про меня!

Я чувствовал, он будет вечен,
Ужасный, говорящий сад.
Еще я с улицы за речью

Кустов и ставней – не замечен;
Заметят – некуда назад:
Навек, навек заговорят.
(“Душная ночь”).

У капель – тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.

Моей тоскою вынянчен
И от тебя в шипах,
Он ожил ночью нынешней,
Забормотал, запах.
( “Ты в ветре, веткой пробующем…”).

Пронесшейся грозою полон воздух.
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.

Все живо переменою погоды.
Дождь заливает кровель желоба,
Но все светлее неба переходы
И высь за черной тучей голуба
(“После грозы”).

А спустишься в этот же сад ввечеру,
Посмотришь на уголь в куле и стропила,
И врезаны знаки в листву и кору,
Что солнце еще раз его посетило.

Стемнеет, и тонешь душой в теплоте
При мысли о выпавшем саду событьи.
Дом настежь. Луна – простыней на тахте
И ветер, как замысла первые нити.
(“Событье сада”).

И все-таки главным условием правильного прочтения лирики Пастернака является знание его философской модели “божьего мира”, как он называл природу. Понимая лучше других, какие трудности предстоят его будущим читателям, Пастернак в одном из своих стихотворений (“Когда разгуляется”) изложил свою философскую концепцию.

(Сообщение учащихся об устройстве храма, а не “мастерской”. Под куполообразным небом – “простор земли”. Это и есть прекрасная “внутренность собора”. Целые поколения смотрели “изнутри” этого храма в звездное небо, в “вечность”, Вселенную. В разноголосице Вселенной слышны голоса Земли, которые сливаются в хор, хор Природы).

IV. Н.Заболоцкий. Наше представление о теме природы, космоса в лирике было бы не полным, если бы мы не обратились к творчеству выдающегося поэта нашего времени Н. А. Заболоцкого, который по-своему развил эту тему, посмотрел на нее с позиции нашего современника. Мысль поэта интересна: человек – часть природы, но в то же время он творец такой природы, какой в самой природе нет. Эта “природа” – творчество человека.

(Чтение наизусть стихотворения “На закате”).

Прослушаем стихотворение “Я не ищу гармонии в природе”.

– Кто из предыдущих поэтов осмеливался так говорить? Где же искать гармонию?

(По мнению Заболоцкого, в Человеке как части природы, ее произведении, ее мысли и ее разуме. Сознание присуще природе, оно “глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека”. Поэтому именно человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая “вековечная давильня” заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку).

Итог урока. Итак, мы сегодня убедились в том, как индивидуально восприятие и изображение природы у каждого из поэтов, о которых мы говорили.

Для А.Фета Природа – это, прежде всего красота:

Целый мир от красоты –
От велика и до мала.
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Для Ф.Тютчева – тайна. Природа – сфинкс, – скажет поэт.

Для Б.Пастернака – единство всего. Пейзаж у поэта вписан в картину всего мира, всей Вселенной, все едино, и потому любое действие может привести к изменению в ней:

Тенистая полночь стоит у пути.
На шлях навалилась звездами,
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья.

Для Н.Заболоцкого Природа – создательница Разума:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Домашнее задание будет носить творческий характер. Ученикам предстоит написать свои стихотворения о природе, космосе, мироздании, при этом, не забывая о том, что природа в лирике является не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Они могут следовать в своем творчестве Тютчеву и Фету, Пастернаку и Заболоцкому, но я им советую следовать себе. Читаю стихотворение на заданную тему, которое написала сама:

Сошел на Землю тихий час.
В вечернем сумраке тумана,
Как будто слышен божий глас,
И нет в нем правды и обмана.

Горит звезды далекий свет.
Я постигаю невозможность.
– Вопрос. – Ответ? – Вопрос.– Ответ?
В душе отвага и тревожность.

– Скажи, звезда, сейчас скажи,
К чему так часто сумрак снится?
Ты не мерцай и не дрожи,
Что завтра с нами совершится?

Затеплю свечку у окна,
Глазами поищу величья
И в полной тишине одна
Я помолюсь – не для приличья:

Остановись, огонь звезды,
Не падай на людей в горячке.
Но не уйти нам от судьбы –
Так что ж просить у ней подачки.
( Музыка. Рахманинов “Свете тихий”).

источник

Анализ стихотворения Фета «Тихая, звездная ночь»

Мягкий свет месяца и звезд наделяет фетовские картины ночной природы притягательной красотой. Высокие и царственно прекрасные «огни безоблачных небес» сообщают окружающему миру характерный серебристый блеск, подчеркивающий естественную гармонию обыденных деталей, которой очарован лирический герой. В ясную и спокойную ночь романтического созерцателя ждут долгожданные события: это и время встреч с возлюбленной, и миг откровения, позволяющий вглядеться «в лицо природы спящей» и прикоснуться к сокровенным законам мироздания.

Небольшое произведение 1842 г. полностью соответствует канонам художественного стиля Фета. Зачином определяются основные темы поэтического текста: звездная ночь, свидание, движения души лирического «я». Взаимосвязь перечисленных позиций настолько сильна, что тематику стихотворения можно объединить, трактуя ее как попытку запечатлеть идеальное, зафиксировать совершенство мгновения.

Мысль о спокойном сиянии, озаряющим тихое ночное пространство, продолжает иносказательная конструкция «сладки уста красоты», которая наделена двойственным смыслом. Фетовскую формулу с равным правом можно отнести и к портрету избранницы, и к общей характеристике лирической ситуации. Интересно, что в первом случае троп основан на метонимии, во втором — на метафоре. Нарочитая неясность природы художественного приема порождает игру значений, которая обогащает поэтический текст при кажущейся стилистической простоте.

Центральный и финальный катрены также оставляют впечатление недосказанности. Их синтаксическая структура диалогична: она будто воспроизводит отдельные фразы из разговора влюбленной пары. Не вызывает сомнений лишь авторство реплик, передающих трепетное, восхищенное отношение к милой. Однако остается непонятным, кто из героев жалуется на печаль или признает ее закономерной, соответствующей моменту.

Оправдано и мнение, что автор отрывочных высказываний — только лирический субъект, а его спутница хранит молчание. В этом случае перед читателем предстает внутренний диалог, изображающий сложный эмоциональный сплав восторга, радости и светлой грусти.

Произведение «Не отходи от меня…», также появившееся в 1842 г. близко к анализируемому тексту по общему тону и ситуации, обращенности к адресату. Объединяют их и стилистические приметы: особенности строфики, наличие рефрена, образующего кольцевую композицию. Сходна и судьба стихотворений, ставших известными романсами.

Одно из традиционных фетовских «ночных» стихотворений, в котором создается развернутый пластический и романтически возвышенный образ излюбленного поэтом времени суток (ср. «Тихая, звездная ночь…», «Полуночные образы реют…», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Как ярко полная луна…», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…», «Как нежишь ты, серебряная ночь…», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» и др. ). Не случайно Фет видит свою музу «в венце из звезд» («Музе», 1882).

Интерес поэта к этому периоду не случаен: ночь – традиционный поэтический символ тайны, загадки, неизвестности; ночь – время оживания фантазий, устремленности к мечте, лирических размышлений; ночь – пора поэтического вдохновения, творческого озарения, «раздраженья недужной души». Именно ночной порою можно услышать «воркующую гитару» в звуках фонтана, заглянуть в глаза месяцу и полюбоваться «огнями золотыми» звезд. Поэтому используемые в этом стихотворении художественно-поэтические средства – символы, метафоры, эпитеты – имеют ярко выраженный романтический характер.

Сад – центральный смысловой образ стихотворения, символическая проекция души лирического героя (ср. типичный символ «сад души» в романтической поэзии). Все остальные образы визуально устремлены как бы «вглубь» ночного сада, подчиняются его внутренней композиции: «… звезды кругом точно все собрались, // Не мигая, смотреть в этот сад»; месяц «в лицо прямо смотрит»; «… распахнется окно // Поглядеть в серебристую ночь».

Обратим также внимание на то, что поэт показывает нам свой ночной сад всегда в одной проекции – вид сверху, с неба (звезды, месяц, воздушные брызги фонтана), что подчеркивает абстрактность этого образа, его недоступность обыденному восприятию, недостижимость состояния ночной природной и душевной гармонии в беспощадном свете суетного дня.

Получается, что, с одной стороны, фетовский сад потаен и замкнут в себе, не доступен внешнему миру из «непроглядных ветвей»; «робкие струны» гитар, «ласкательный шепот струй», «дрогнувшее слегка» окно не слышны «непосвященным». С другой стороны, мы отчетливо ощущаем призрачность и хрупкость этого поэтического мира грез; понимаем, что существует он лишь в сознании героя, создается только в романтической «невозможной мечте», в причудливом тончайшем сплетении оттенков и полутонов, звуков и ароматов.

Все эти раздробленные цвета, мелодии, запахи сливаются воедино в последнем четверостишии, создавая целостную романтическую картину фантазий ночи: «Словно все и горит и звенит заодно, // Чтоб мечте невозможной помочь». Таким образом, красота, по Фету, разлита повсюду, но невыразима и неуловима.

Для создания лирической атмосферы фетовской ночи очень важны также цветопись и звукопись.

Обратим внимание, что, рисуя картину ночного сада, поэт использует преимущественно синий и золотой цвета («лазурная высь», «огни золотые»). С одной стороны, синий – традиционный цвет ночи, покрова тайны; с другой стороны, этот цвет неизменно ассоциируется с небесным, воздушным, возвышенно-романтическим (ср. выражение «голубые мечты»). Золотой же традиционно связывается со сказкой, волшебными превращениями.

Вообще, сочетание оттенков синего и желтого свойственно русской иконописной традиции. Сложно сказать, хочет ли поэт таким образом сознательно подчеркнуть «божественность» своих образов, но в любом случае это сочетание очень выразительно, изысканно. В последней строке возникает эпитет «серебристая» ночь, как бы соединяющий в себе холодную палитру синего и яркий блеск, сияние золотого.

Звукопись усиливает лирические интонации стихотворения, создает особую мелодику образов: «Все бы слушал тебя – и молчать мне невмочь // В говорящей так ясно тиши»; «робкие струны воркуют гитар» (аллитерация).

Таким образом, данное стихотворение – одно из наиболее точно отражающих фетовскую художественно-философскую концепцию «чистого искусства». Можно почувствовать «запах» красоты («благовонная ночь»), услышать ее звуки («все бы слушал тебя»), увидеть отдельные штрихи («лазурная высь», «огни золотые»), просто «поглядеть в серебристую ночь». Однако человеческий разум бессилен «мечте невозможной помочь», не может слить воедино раздробленные образы ночи, не властен над вечным Царством Красоты.

Тихая, звездная ночь,
Трепетно светит луна;
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь.

Друг мой! в сиянье ночном
Как мне печаль превозмочь.
Ты же светла, как любовь,
В тихую, звездную ночь.

Друг мой, я звезды люблю —
И от печали не прочь.
Ты же еще мне милей
В тихую, звездную ночь.

Шёпотом призрачных звёзд,
Светом прохладной луны,
Сладостью трепетных грёз
Сказкой приходишь во сны.

Поступью лёгкой ночной
Светлая Фея-любовь,
Даришь мне сладкий покой
И исцеляешь всю боль.

Нежной и тихой звездой
Ласково нежишь печаль,
Мы в сновиденье с тобой
Снимем разлуки вуаль.

© Дух Хайяма. 2009
109010800624

Список использованной литературы

Открыть глаза. И ничего не увидеть. Лишь тьму. Но почувствовать все. Проникнуть в тайну и дать ей проникнуть в себя. Тьма. Ночь раз за разом принимает мир, она одна для всех, но для каждого своя. Кому-то она позволяет забыть о жизни, и этим, возможно, спасает от повседневности, хотя бы ненадолго снимает тяжесть проблем, носимую человеком изо дня в день всю жизнь. Других ночь заставляет часами думать о ней, копаться в себе, размышлять, взвешивать свои мысли и чувства, поступки. Усталый, тот, кто провел день в труде, использует темное время, для того чтобы уснуть, сбросить груз с тела. Поэт видит красоту ночи и ее ужас, он отдает себя ночи и сбрасывает груз, гнетущий душу. Это время, когда неяркий свет луны и звезд – единственное, что дает возможность отличить бесплотное от материального, перед всеми предстает по-разному. Видеть ночь дано всем, чувствовать ее – немногим.

Я выбрала для исследования тему – «Ночь в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева», потому что их творчество, особенно «ночные» стихи созвучны моему внутреннему миру. «Ночная тема» – одна из главных в творчестве поэтов, близка мне, и меня удивило, как изменяется у них с течением лет видение ночи. Мне захотелось понять, чем это обусловлено.

Я прочитала много книг о Фете и Тютчеве, чтобы понять их мировоззрение, философский взгляд на жизнь, а затем проследить, как в стихах о ночи отразились изменения в мироощущении поэтов.

Особо хочется отметить статьи о Ф.И. Тютчеве Владимира Соловьева, Николая Некрасова, Ивана Тургенева, Афанасия Фета, Юрия Тынянова, Владислава Ходасевича, Евгения Винокурова, Александра Кушнера, об А.А. Фете – Аполлона Григорьева, Михаила Евграфорича Салтыкова-Щедрина, Валерия Брюсова, Леонида Озерова, статью об обоих поэтах Татьаны Бек и Дмитрия Зантария и другие, которые помогли ответить на многие вопросы, связанные с темой моего исследования.

Одна из основных тем лирики А.А. Фета – тема природы.

Критик В. Боткин писал: «Чувство природы у г. Фета, наивное, светлое, младенчески-радостное, можно сравнить только с чувством первой юношеской любви. В самых обыденных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки, эфирные полутоны, недоступные для живописи и которые может воспроизводить одна только поэзия слова – и никакая другая» [10, С.418].

Тема ночи занимает значительное место в стихотворениях А.А. Фета. Возможно, в ней он видел какое-то утешение, она помогала ему справиться с жизненными неурядицами.

Ночь у Фета заразительно яркая, красочная. В. Брюсов писал, что истинный смысл его поэзии – призыв к настоящей жизни, к великому опьянению мгновением» [10,С. 434].

В своей книге «А.А. Фет – философ и поэт» литературовед Н.Лебедев замечает: «Ночь и звезды представляют собой для Фета утешение и приют от «коварства надежды и мрака жизни повседневной». Они воплощают противоядие жизненным тревогам, страданиям души и тела:

Думы ли реют тревожно-несвязные

Скоро повысыплют звезды алмазные,

Забыто все, что угнетало днем,

И тени нет тяжелого сомненья.

Только в пределах вселенной можно найти счастье. На земле его нет: «А счастье где? Не здесь – в среде убогой…» («Майская ночь»). Много раз Афанасий Афанасиевич подчеркивает свою любовь к звёздам и к ночи. Он прямо восклицает: «. Друг мой! Я звёзды люблю. » («Тихая, звёздная ночь. ») и провозглашает их красоту: «Долго ли чуять, что выше и краше вас ничего нет во храмине ночи?» («Угасшим звездам».) Он приветствует ночь, как любимого друга:

Здравствуй! Тысячу раз привет тебе, ночь!

Опять и опять я люблю тебя.

Особенно привлекает Фета ночь своей тайной, которую поэт старается прозреть. Она открывается ему в ночном уединении и тишине. Тогда он проникает в суть бытия – в его бессмертие. Говоря словами Тархова, Фет хочет «измерить бездной ночного бытия всю глубину жизненного начала». Именно звезды – символ и свидетельство бессмертия:

Но лишь взгляну на огненную книгу,

Не численный я в ней читаю смысл

Незыблемой мечты иероглифы,

Вы говорите: «Вечность – мы, ты – миг».

Фет довольно часто сравнивает ночь с днём. В книге «А.А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание» В.А. Шеншина пишет: «Солнце символизирует жизненную энергию и свет вечности. Но вот наступает ночь, которая гасит своим дыханьем свет солнца. В стихотворениях Фета «Чудная картина» (1842) и «Лунный свет сияет ярко» (1847) луна, лунный свет навевают на поэта лирические воспоминания. Иногда «смеется месяц», а иногда он обретает волшебные и фантастические качества («Майская ночь»). Поэт называет ночное светило «талисманом». Лирический герой каждый раз, когда смотрит в небо и видит месяц, вспоминает о девушке, подарившей ему талисман – луну» [15, С. 129].

Также В.А. Шеншина писала, что в «ночных» стихах Фета редко подчеркивается темнота ночи, страдание или смерть, что в них почти всегда присутствуют светлые элементы, как, например, в стихотворениях «Ночь светла. Мороз сияет» (1847) или «Ночью – месяц полон блеска» (1847), что в стихотворении «Есть ночи зимней блеск и сила» (1885) Фет сравнивает летнюю и зимнюю ночь, причём зимнее звёздное небо производит на него более сильное впечатление своими горящими огнями, чем мерцающие тени летней ночи» [15, С. 64].

Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

Так же, как и Фет, Тютчев достаточно внимания уделяет теме природы. К. Пигарев писал в своей статье о творчестве Тютчева: «Обычно мир природы изображается поэтом через глубоко-эмоциональное восприятие человека, стремящегося слиться с нею, ощутить себя частицей великого целого, вкусить «благодать» «земного самозабвения» [12, С.124]. Поэт особенно любит ночную природу, к ней он обращается чаще всего. «Самой ночной душой русской поэзии» называл Тютчева А. Блок. [7, С.158].

Е. Винокуров замечал: «Умный, как день, Федор Иванович Тютчев любил ночь . был певцом ночи. День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает – и перед нами предстает ночь . ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его вечной тайной. Метафора ночи и дня проходит через все творчество Тютчева.

И чудится давно забытым сном

Ему теперь все светлое, живое,

И в чуждом неразгаданном ночном

Он узнает наследье роковое.

Поэт ночных откровений, он не любил дня: «Как ненавистны для меня сей шум, движенье, говор, клики младого, пламенного дня». солнечный свет скрывает мир как бы пеленой, из-за солнечного света, этой помехи, мы не видим звездной бездны, забываем о вечности» [10, С.378-380].

О тютчевской ночи писал литературовед Е.А. Маймин: «Ночь у Тютчева помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Вместе с тем она является носителем загадок и тайн всего мироздания. Может быть, поэтому ночь в изображении Тютчева представляется столь величественной и грандиозной, столь трагической и страшной:

Но меркнет день – настала ночь;

Ткань благодатную покрова,

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

В ночи человек, как сирота, он чувствует себя безмерно одиноким. В стихотворении «Бессонница» так говорится об этом: «Нам мнится: мир осиротелый неотразимый рок настиг – и мы, в борьбе с природой целой, покинуты на нас самих». Но в этом роковом и космическом одиночестве и дано человеку познать мир и самого себя.

При всей мрачности ночь для Тютчева прежде всего «святая». Мрачное и святое в сознании поэта сливается воедино. Ночь раскрывает перед человеком глубочайшие бездны и сокровеннейшие тайны – и это знание для человека и самое страшное, и самое высокое» [7, С.158-159]. Я согласна с мнением критика, мне кажется, что у Тютчева двойственное отношение к ночи, часто он говорит о ней как о чем-то страшном и пугающем, но порой она для него и таинственная, прекрасная.

А. Фет писал в статье о «сочувственном» поэте: «. не только каждое стихотворение, почти каждый стих нашего поэта дышит какою-нибудь тайной природы, которую она ревниво скрывает от глаз непосвященных. Каким всесильным чародеем проникает г. Тютчев в область сна. Прислушайтесь к тому, что ночной ветер напевает нашему поэту, — и вам станет страшно» [10, С. 363]. Действительно, во многих стихотворениях Тютчева ночь вселяет страх и ужас, оставляя человека один на один с вечностью.

Поэт В. Ходасевич заметил: «В шуме ночного ветра и в иных голосах природы он услыхал страшные вести из «древнего Хаоса», как сигналы, передаваемые с далекой родины» [10, С.375]. Вот чем в самом деле может напугать ночной ветер. «В мире сменяется день и ночь, — продолжает Ходасевич. — Но для Тютчева не ночь покрывает природу, а, наоборот, день есть «златотканый покров», наброшенный над «безымянной бездной». Природа – только узор этого тканья. Настает ночь – и благодатный успокоительный покров исчезает, бездна под ним обнажена« с своими страхами и мглами». Изощренный слух и изощренное зрение приводят Тютчева к одному: к разрушению «невозмутимого строя» во всем, к нарушению «созвучья полного в природе» – к обнажению бездны, родины всего сущего. И ночь, и ветр ночной равно страшны тем, что они уничтожают преграду меж человеком и этой родиной. только ли день обольщает и утешает своим обманом, или он есть истинное прибежище. Тютчев ответа не нашел» [10, С.375-376].

На тему ночи и хаоса у Тютчева рассуждает в своей статье Вл. Соловьев: «Хаос, т.е. само безобразие, есть необходимый фон всякой земной красоты, и эстетическое значение таких явлений, как бурное море или ночная гроза, зависит именно от того, что «под ними хаос шевелится». В изображении всех этих явлений природы, где яснее чувствуется ее темная основа, Тютчев не имеет себе равных» [16, С.125].

Тютчев постоянно и пристально вглядывается в природу, прислушивается к ней и пытается с помощью нее понять человеческие душевные тайны. «Тютчев одинаково чуток к обеим сторонам действительности, — пишет Вл. Соловьев в статье о поэте, — он никогда не забывает, что весь этот светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет чувствовать и изображать, есть пока лишь «златотканый покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания:

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров –

День – земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье.

«День» и «ночь», конечно, только видимые символы двух сторон вселенной, которые могут быть обозначены и без метафор. Хотя поэт называет здесь темную основу мироздания «бездной безымянной », но ему сказалось и собственное ее имя, когда он прислушивался к напевам ночной бури:

О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумный?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке,
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки.
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос. про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди
И с беспредельным жаждет слиться.
О, бурь уснувших не буди:
Под ними хаос шевелится.

Хаос у Тютчева не имеет четких очертаний, это ужасающее, неведомое и оттого очень таинственное явление. «Стихия хаоса у Тютчева бестелесна. Стихи его опровергают мысль Вл. Соловьёва о «не-духовности» хаоса, наоборот, у Тютчева хаос бестелесен, но это духовная субстанция:

Мир бестелесный, слышный, но не зримый,

Теперь роится в хаосе ночном.

В хаосе ночи веют «волшебно-немые» сны, «волшебные твари», «таинственные птицы», плывет «волшебный челн» — всё нереально, нематериально, одни легко рассыпающиеся грезы. Бестелесная, бессознательная, мёртвая ночная стихия хаоса страшна для человека. О ночи поэт пишет: «И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами». Ночь для Тютчева, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста». Песни ночного ветра о хаосе – страшные песни. Слияние человека с хаосом ночи, которое связано с утратой его материального существования и его сознания, для Тютчева отнюдь не прекрасно, а, напротив, отталкивающе, страшно и трагично. Однако это слияние в конечном счёте неизбежно. Хаос назван у Тютчева родимым. Какие-то родственные любовные связи соединяют ночной мир души человека с хаосом («О чём ты воешь, ветр ночной?»)» [5, С.33-34].

«Там, где у Тютчева одна-единственая картина – одна фреска, у Фета великое множество этюдов, дробная и настойчивая разработка одной и той же темы в бесконечной цепи вариантов», — сравнивает поэтов Л. Озеров [11, С.17].

Очень много статей написано о лирике Тютчева и Фета, о природе, о ночи в их творчестве. Сложно добавить к этому что-нибудь новое, свое, тем не менее я не нашла в литературе ни одного сравнения именно «ночных» их стихотворений. Этому вопросу будет посвящена исследовательская часть моей работы.

Я поставила перед собой задачу проследить развитие темы ночи в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, поразмышлять над их «ночными» стихотворениями, сравнить мироощущение обоих поэтов, проявившееся в них.

В одном из первых «ночных» стихотворений Ф.И. Тютчева «Бессонница» (1829г.) поэт рассказывает о длинной, томительной ночи, она пророчествует, дает человеку возможность посмотреть на свою жизнь словно со стороны и отпустить ее, наблюдать, как она «бледнеет всумрачной дали». В ночи человек как сирота, он чувствует себя очень одиноким. В стихотворении так говорится об этом: «Нам мнится: мир осиротелый неотразимый Рок настиг – и мы, в борьбе природой целой, покинуты на нас самих». Но в этом роковом и огромном одиночестве человек и должен познать мир и самого себя, осознать неизбежность смерти, понять, зачем живет.

Стихотворение «Тени сизые смесились» (1836г.) погружает читателей в мир тоски и утешения, герой просит сумрак утолить его тревоги, успокоить его. Он хочет не решения проблем, но чтобы ночной покой заставил боль утихнуть. Ночь тут совсем тихая, даже «мотылька полет незримый» можно различить. Она способна в «час тоски невыразимой» помочь страждущему, заполнить пустоту покоем. Думаю, что ключевые слова стихотворения – «всево мне и я во всем». Они дают понять, как гармоничен человек в ночи, как в такой тоске каждый может почувствовать себя частью вселенной.

В стихотворении «Очем ты воешь, ветр ночной?» (1836г.) Тютчев пишет о ночи, подруге хаоса, не зря она «внимает повести любимой», когда неистовый,

безумный ветер поет ей страшную песню про «древний хаос, про родимый». Поэт призывает ветер прекратить свои песни, чтобы ненароком не разбудить хаос, кроющийся в груди человека, в «смертной груди». Он хочет вырваться на свободу, но не стоит его выпускать, тревожить бури, заснувшие, скрывающие под собой хаос. Ведь никто не знает, что можно освободить, какие страшные бездны могут крыться в душе иного человека и к каким последствиям это может привести для него самого, а кто знает, возможно, и для других.

Стихотворение «День и ночь» (не позднее начала 1839г.) открывает читателю благодатный, милосердный день и обличающую, откровенную, страшную ночь. Ночью сорван человеколюбивый, защищающий от страхов и тревог покров дня, и «бездна нам обнажена с своими страхами и мглами». Но «. в конечном итоге «бездна» вмещает в себя «день и ночь». «День и ночь» не противопоставлены во времени, «день» исчезает с наступлением «ночи», «ночь» исчезает с наступлением «дня», хотя они могут намекать друг о друге и «подлинность», «истинность» их в целом неравноправна. Человек же и «бездна» при всей своей противопоставленности могут существовать и существуют одновременно – противопоставление доведено до конечной остроты» [3, С. 60-61]. Я согласна с этой мыслью, ведь в стихотворении бездна есть всегда, просто днем она скрыта, а ночью открывается, приводя в ужас и отчаяние, и человек вынужден сосуществовать с тем, что заставляет его трепетать от страха.

В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла» (1848 или 1849, 1850г.) Тютчев говорит о загадочной, непостижимой ночи, она очищает человека, снимает с него шелуху внешнего мира, которая, хоть и второстепенна для души, но служит защитой для человека, и он «стоит теперь, и немощен и гол». Он остается один на один с собой, с вечностью, «лицом к лицу пред пропастию темной». Человек вынужден думать, рефлексировать без какой-либо помощи извне: ни родные, ни знакомая, привычная обстановка не поддерживают его, не вселяют уверенность. Ночь в этом стихотворении – откровение. Не зря поэт называет ее святой, она, как справедливый, беспристрастный судья, не допускает ни лжи, ни повседневной фальши. Лишь чистая правда, чистый мир, чистое понимание жизни.

В стихотворении 1849 года «Тихой ночью, поздним летом» Тютчев не дает своей ночи особенных свойств, характера, жизни. Он ее просто описывает. И хотя картина в общем-то должна получиться красивой – тихая ночь, рдеют звезды, зреют нивы, блестят в ночной тишине их золотистые волны – но свет звезд сумрачен, нивы «усыпительно-безмолвны». Описание деталей наводит на мысль, что ночь не столько прекрасна, сколько темна и безучастна, она своими сумрачными звездами, белой луной скорее затемняет картину, чем освещает. Не думаю, что такое время чем-то плохо. По-моему, ночь она для того и ночь, чтобы давать время, когда можно отдохнуть от света, от всего самого прекрасного и погрузиться в успокаивающую тьму.

Наш современник, поэт А. Кушнер, анализируя стихотворение «Кончен пир, умолкли хоры. » (1850г.) писал: «. звёзды в городском небе, затянутом тучами и дымом, разбавленном электрическим светом, почти не видны. Но их мерцающий укор, как слабый укол совести, мы всё равно ощущаем. («Как над этим дольным чадом, / В горнем выспреннем пределе / Звёзды чистые горели, / Отвечая смертным взглядам / Непорочными лучами. » И как бы ни было хорошо и весело в гостях, всё равно время, проведенное на пиру, кажется потерянным: вернувшись домой, хочется его наверстать; сразу лечь в постель невозможно; зажигаешь настольную лампу, открываешь книгу». Я не совсем согласна с такой трактовкой этого стихотворения, по-моему, Тютчев тут изображает непорочную, чистую, немного высокомерную ночь. Звезды смотрят на усталых людей, на то, как «. опорожнены амфоры, опрокинуты корзины, не допиты в кубках вины, на главах венки измяты. ». Со своей «выспренней» высоты они безучастно смотрят на грешную землю, но звезды очень далеки от мирских забот, им безразлично, что творится внизу. Равнодушие, чистота и покой – вот, что характеризует звезды, да и всю ночь в общем в этом стихотворении.

В стихотворении «День вечереет, ночь близка» (1 ноября 1851г.) лирический герой влюблен, он говорит, что ему не жаль отпускать день, он не боится мрака наступающей ночи, только бы «волшебный призрак» любимой не покидал его. Герою кажется, что он все готов стерпеть и тьма будет для него благом, если сердце утешит Она. Ночь для Тютчева тут – время встречи с таинственной и прекрасной «страстной женскою душой». Как будто окно надежды, разве может ночь быть темной и страшной вдвоем? Сложно понять, «небесный. или земной, воздушный житель, может быть. » или обычная девушка это прелестное создание, но она способна заставить мужчину забыть обо всем, о страхе и печали.

« Ночное небо так угрюмо» (18 августа 1865г.) – первая строчка стихотворения, в котором Тютчев описал вялую, темную, тихую ночь. Небо угрюмо, но это не «угроза и не дума». Это вялый, какой-то ватный, бессмысленный сон, он не дает никому утешения, не восстанавливает душевный покой. И только молнии нарушают мутное течение ночи, Тютчев называет их глухонемыми демонами. Им не важно, что творится под ними, им вообще ничего не важно и не нужно, они – лишь бессмысленные всполохи. Молнии поминутно озаряют леса и поля, но тьма тут же возвращается, она все равно всегда берет свое, и вспышки света лишь подчеркивают это, поэту они кажутся похожими на «таинственное дело. там – на высоте».

В ночной природе Тютчева все полно загадок: и «звездный сонм», и «восклицания» какой-то «дальней музыки», и «сладкий свет месяца» и больше всего – «чудный еженощный гул», рожденный в хаосе «мир бестелесный, слышный, но незримый», наполненный мыслями людей, которым дана свобода ночью:

На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул.

«Тихая, звездная ночь» Афанасий Фет

Тихая, звездная ночь,
Трепетно светит луна;
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь.

Друг мой! в сияньи ночном
Как мне печаль превозмочь.
Ты же светла, как любовь,
В тихую, звездную ночь.

Друг мой, я звезды люблю —
И от печали не прочь…
Ты же еще мне милей
В тихую, звездную ночь.

Мягкий свет месяца и звезд наделяет фетовские картины ночной природы притягательной красотой. Высокие и царственно прекрасные «огни безоблачных небес» сообщают окружающему миру характерный серебристый блеск, подчеркивающий естественную гармонию обыденных деталей, которой очарован лирический герой. В ясную и спокойную ночь романтического созерцателя ждут долгожданные события: это и время встреч с возлюбленной, и миг откровения, позволяющий вглядеться «в лицо природы спящей» и прикоснуться к сокровенным законам мироздания.

Небольшое произведение 1842 г. полностью соответствует канонам художественного стиля Фета. Зачином определяются основные темы поэтического текста: звездная ночь, свидание, движения души лирического «я». Взаимосвязь перечисленных позиций настолько сильна, что тематику стихотворения можно объединить, трактуя ее как попытку запечатлеть идеальное, зафиксировать совершенство мгновения.

Мысль о спокойном сиянии, озаряющим тихое ночное пространство, продолжает иносказательная конструкция «сладки уста красоты», которая наделена двойственным смыслом. Фетовскую формулу с равным правом можно отнести и к портрету избранницы, и к общей характеристике лирической ситуации. Интересно, что в первом случае троп основан на метонимии, во втором — на метафоре. Нарочитая неясность природы художественного приема порождает игру значений, которая обогащает поэтический текст при кажущейся стилистической простоте.

Центральный и финальный катрены также оставляют впечатление недосказанности. Их синтаксическая структура диалогична: она будто воспроизводит отдельные фразы из разговора влюбленной пары. Не вызывает сомнений лишь авторство реплик, передающих трепетное, восхищенное отношение к милой. Однако остается непонятным, кто из героев жалуется на печаль или признает ее закономерной, соответствующей моменту.

Оправдано и мнение, что автор отрывочных высказываний — только лирический субъект, а его спутница хранит молчание. В этом случае перед читателем предстает внутренний диалог, изображающий сложный эмоциональный сплав восторга, радости и светлой грусти.

Произведение «Не отходи от меня… », также появившееся в 1842 г. близко к анализируемому тексту по общему тону и ситуации, обращенности к адресату. Объединяют их и стилистические приметы: особенности строфики, наличие рефрена, образующего кольцевую композицию. Сходна и судьба стихотворений, ставших известными романсами.

источник