Меню Рубрики

Анализ нормы права гипотеза диспозиция санкция

Специальное рассмотрение этой непростой и немаловажной проблемы предполагает, прежде всего, выделение относительно самостоятельных элементов (слагаемых) в данной структуре. Причем речь идет о слагаемых непосредственно самой правовой нормы, а не регулируемых ею актуальных общественных отношений.

Вряд ли можно согласиться с утверждением, будто норму права, как «содержательное структурно-функциональное целое с общесоциологической стороны . образует ее субстанция, субстрат, т.е. общественное отношение, поведение, со специальной структурой — в единстве содержательная мысль, предметное суждение, высказывание и направленная воля законодателя» . Нельзя смешивать регулятор с предметом регулирования, нормы права с общественными отношениями. Каждое из них имеет собственные структурированные содержательные элементы, хотя они должны быть соотнесены друг с другом.

В имеющейся юридической литературе чаще всего в норме права различают три возможных структурных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию, хотя немало высказываний о двухчленности правовой нормы. А. С. Пиголкин выделил дополнительно такой элемент, как указание на субъектный состав, имея в виду содержащееся в норме «положение о том, на кого распространяется предписание нормы» . На наш взгляд, следует добавить сюда еще один возможный элемент нормы — указание на ее социальную цель, имеющее во многих случаях весьма важное научно-практическое значение.

Рассмотрим, что собой представляют эти элементы и в каких вариантах (разновидностях) они встречаются в действующем российском праве.

Гипотеза — это та часть правовой нормы, где содержится указание на те жизненные ситуации (обстоятельства), при которых приходят в рабочее состояние, «срабатывают» изложенные в ней правила поведения, начинающие реализовываться в каждом данном случае. Встречающиеся в литературе интерпретации гипотезы как условие применения нормы, «указание на тот вид фактических обстоятельств, при которых следует руководствоваться данной правовой нормой», представляются неточными. При наступлении обозначенных в гипотезе жизненных ситуаций приводится в движение, начинает реализовываться именно диспозиция нормы права, претворяемая в жизнь путем соблюдения, исполнения, использования или осуществления предусмотренных в ней правил поведения, а в ряде случаев — также путем их применения. Что же касается санкции нормы права, то для введения ее в действие требуются другие жизненные ситуации, представляющие собой отклоняющееся от установленных масштабов или, наоборот, специально поощряемое поведение.

Представляется контрпродуктивной и попытка трактовать гипотезу нормы права прежде всего как обозначение круга «лиц, которым адресована правовая норма» . Тем самым не только смешиваются два разных структурных элемента нормы, но и создается почва для вывода, будто в общих, адресованных любому лицу нормах права нет полнокровной гипотезы.

Гипотезы норм права бывают казуальные и общие, причем последние, в свою очередь, подразделяются на определенные и относительно определенные. Неопределенных гипотез не существует.

В казуальной гипотезе исчерпывающим образом перечисляются те типические жизненные ситуации, при которых срабатывает диспозиция нормы.

Из разряда общих гипотез определенная содержит четкую формулировку общего условия, требуемого для реализации диспозиции нормы. Так, законный режим имущества супругов, означающий их общую совместную собственность, действует при условии, если брачным договором не установлено иное (п.1 ст.33 Семейного кодекса РФ). В Таможенном кодексе РФ общее правило выпуска товаров для свободного обращения обусловлено такими обстоятельствами, как уплата таможенных пошлин, иных таможенных платежей и налогов (ст.31). По статье 31 КЗоТ РФ для расторжения трудового договора на неопределенный срок по инициативе работника ставится такое условие, как предупреждение об этом администрацию за две недели в письменной форме и т.д.

В относительно определенной гипотезе жизненные ситуации, необходимые для приведения в действие диспозиции нормы, обозначаются лишь в общей форме. Статья 73 КЗоТ РФ, к примеру, определение очередности предоставления отпусков работникам ставит в зависимость от согласованного мнения администрации и выборного профсоюзного органа, однако не конкретизирует обстоятельств, которые при этом должны обязательно учитываться.

Диспозицией называется та часть правовой нормы, где описываются масштабы (правила, образцы) должного, возможного или возможно-должного поведения участников регулируемого общественного отношения или определяется их статус. Это — ведущий элемент в структуре нормы права, где в позитивном или негативном виде обозначается юридическая модель упорядочиваемого жизненного отношения, указываются субъективное право, свобода, обязанность, полномочие участвующих в нем лиц. Причем в позитивном виде изображается предписываемое, дозволяемое, рекомендуемое, поощряемое или ограничиваемое поведение, а в негативном — чаще всего вытесняемое общественное отношение, запрещаемое поведение. Последнее особенно характерно для диспозиций уголовно — правовых норм.

Диспозиции норм права весьма разнообразны, по различным признакам они классифицируются на те или иные разновидности. Так, в зависимости от того, детализируется ли в них правила поведения участников упорядочиваемого отношения, различаются простые и описательные диспозиции. Из них в простой правотворческий орган ограничивается общим указанием на соответствующее поведение без какой-либо рас шифровки его признаков, поскольку имеются в виду предельно ясные действия или бездействие (например, доведение лица до самоубийства — ст.110 УК РФ). Описательная диспозиция содержит указание на наиболее существенные черты соответствующего поведения, как это сделано, скажем, в ст. 105 УК РФ, где убийством считается умышленное причинение смерти другому лицу.

Нередко при классификации по данному основанию выделяют еще отсылочные и бланкетные диспозиции. Отсылочными считаются диспозиции, формулируемые путем ссылки на какое-либо другое нормативное предписание и помощи таких выражений, как «те же действия», «действия, указанные в статье такой-то» и т. д. Бланкетными именуются диспозиции, в которых законодатель в общем виде обозначает соответствующее поведение, а конкретное содержание последнего «развертывается» в другом нормативном акте, раскрывается при помощи и на фоне содержащихся там специальных положений (скажем, в ч.2 ст. 249 УК РФ запрещается нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, а сами эти правила изложены в других нормативных актах). Однако при более строгом подходе надо признать, что отсылочными или бланкетными бывают не диспозиции норм права, а нормативные правовые предписания. На это обстоятельство П.Е. Недбайло обратил внимание еще в начале 60-х годов .

По степени категоричности диспозиции могут быть императивными (повелительными) или диспозитивными (восполнительными). Первые из них моделируют упорядочиваемое жизненное отношение таким образом, что эта модель не может измениться по воле субъектов соответствующего правоотношения. Иначе говоря, при императивных диспозициях не допускается возможность видоизменения или замены другим указанный законодателем масштаб (правило) поведения. В диспозитивной же диспозиции оставляется возможность выбора вариантов поведения, конкретизации их по усмотрению или по взаимному согласию участников регулируемого общественного отношения, как это, например, сделано в ст. 363 ГК РФ, по которой при неисполнении или ненадлежащем исполнении обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если договором не предусмотрена субсидиарная (т.е. иная) ответственность поручителя. Эти диспозиции могут ограничиться и установлением определенного правила на тот случай, если иное не оговорено самими участниками регулируемого от ношения (к примеру — ст.458 ГК РФ о моменте исполнения обязанности продавца передать покупателю товар).

По своей юридической направленности возможны представительно-обязывающие, управомочивающие, обязывающие, уполномочивающие, закрепительные, рекомендательные, поощрительные, предоставляющие льготы, запретительные и ограничительные диспозиции.

В представительно-обязывающих диспозициях содержатся взаимноскоординированные правила поведения двух и более участников упорядочиваемого общественного отношения (например, арендодателя и арендатора, учредителя траста, трастового управляющего и выгодоприобретателя — ст.ст.606,1012 ГК РФ).

Управомочивающая диспозиция регулирует соответствующее жизненное отношение путем указания на вид и меру или на сферу возможного поведения одного его участника, наделяемого в рамках данного отношения субъективным правом или юридической свободой (скажем, ст.421 ГК РФ о свободе договора).

В обязывающей диспозиции, наоборот, указывается вид и мера должного поведения лица, на которое возлагается односторонняя юридическая обязанность (ст.32 Налогового кодекса РФ).

Уполномочивающие диспозиции расценивают обозначенную в них модель поведения как возможно-должное, т. е. одновременно и как право, и как обязанность должностного лица (к примеру, т.36 Налогового кодекса РФ о полномочиях налоговой полиции).

Закрепительные диспозиции служат средством официального подтверждения государственной властью определенных общественных отношений или установления в их рамках общеобязательных масштабов (принципов, организационных начал) деятельности субъектов, как это имеет место, например, во многих конституционных нормах, закрепляющих политическую и экономическую систему, форму устройства государства и т.д.

Рекомендательные диспозиции строятся по формуле: «если налицо такие-то условия, то целесообразно и желательно поступать таким-то образом».

Поощрительные диспозиции описывают возможные масштабы поведения, которые специально стимулируются государством путем одобрения и воздаяния почестей, назначения наград, премий и т. п.

Предоставляющие льготы диспозиции определяют виды и меру таких льгот.

Запретительные диспозиции указывают на общественное отношение, которые полностью вытесняются государственной властью, считаются недопустимы ми.

Ограничительные диспозиции хотя и не вытесняют целиком регулируемое отношение, но ставят его в строго определенные жесткие рамки (скажем, ст.161 КЗоТ РФ, ограничивающая труд женщин на работах в ночное время).

Между некоторыми из только что перечисленных видов диспозиций можно найти много общего. Например, диспозиция, обязывающая совершать известное действие, косвенно запрещает поступать в регулируемом отношении иначе, а диспозиция, запрещающая или ограничивающая определенное поведение, таким путем возлагает на субъекта права обязанность соблюдать запрет или ограничение. Поощрительная диспозиция предписывает и дозволяет использовать санкционируемые ею материальные и духовные средства для стимулирования какого-то поведения. Рекомендательная диспозиция указывает на вид и меру возможного поведения и от имени регулирующей подсистемы советует ему следовать.

Однако все это не дает достаточного основания отождествлять подобные виды диспозиций правовых норм. Обязывать совершать действие и запрещать или ограничивать его — не одно и то же, отнесение поощрительных норм к виду обязывающих не дает правильной юридической характеристики их и не определяет их социального назначения, «форма изложения нормы и выполняемая ею функция не одно и то же», «общественное назначение. поощрительной нормы заключается (в отличие от управомочивающей) в воздействии не на поведение должностных лиц, а на поведение граждан, на стимулирование их трудовой и иной активности» . Такие же отличительные черты имеются у остальных из указанных видов диспозиций норм права.

Те или иные виды диспозиций правовых норм, в конечном счете, зависят не от субъективного усмотрения законодателя, а от особенностей тех общественных отношений, которые при их помощи организовываются.

Санкция нормы права многими авторами трактуется как указание на те меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение ее диспозиции. Это связано, и наш взгляд, с неоправданным отождествлением двух близких, но не всегда совпадающих значений слова «санкция». Последним в одних случаях обозначается непосредственный носитель принудительного воздействия, сама реальная мера государственного принуждения (штраф, лишение свободы и т.п.), в других — структурная часть правовой нормы, где указывается тот масштаб (вид и объем) средств, который намечен регулирующей подсистемой в обеспечение надлежащего диспозиции нормы, сообразованного с ней поведения участников регулируемого общественного отношения . Когда в качестве таких средств фигурируют принудительные меры, указанные значения рассматриваемого понятия фиксируются одновременно. Больше того, в некоторых сферах (скажем, в уголовно-правовой) они неразрывны, поскольку здесь правовые санкции выражаются лишь в карательных мерах. Однако в сфере трудовых, хозяйственных и многих других отношений этого не наблюдается ввиду того, что регулирующая подсистема обеспечивает свои нормативные предписания не только мерами принуждения, но и мерами поощрения, морального и материального стимулирования, санкционируя тем самым применение принуждения за отклоняющееся, поощрение – за образцовое поведение. Соответственно, в работах ряда авторов справедливо выделяются поощрительные санкции .

Мнение о том, что меры поощрения — «совсем иное явление», ими обеспечиваются «не юридические нормы, а те цели, задачи, социальные нормативы, на охране (обеспечении) которых также стоят нормы права со всем присущим им специфическим инструментарием» , представляется недостаточно убедительным. Как государственное принуждение, так и поощрительные меры, санкционируемые регулирующей подсистемой, обеспечивают, в первую очередь, устанавливаемую ею модель поведения в регулируемом общественном отношении, а при ее помощи – те социальные цели (блага), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами. Вряд ли есть серьезные причины для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры, когда, скажем, выдается премия, прямо предусмотренная законом за юридически стимулируемое поведение, скажем, по ст.ст.131 134 КЗоТ РФ. В условиях цивилизованного общества это тоже является средством государственного (юридического) обеспечения соответствующих правовых норм и достигаемых посредством их социальных целей.

Представляется более оправданным под санкцией нормы права понимать тот ее структурный элемент, где дозируется мера юридического обеспечения, предусматриваемого в ее диспозиции масштаба поведения. Эти меры могут носить штрафной, карательный характер: тогда они именуются карательными санкциями. Во многих случаях такие меры выражаются в восстановлении нормального состояния правоотношений, в принуждении к исполнению невыполненной обязанности, благодаря чему называются правовосстановительными, защитными санкциями. По существу, сюда примыкают санкции ничтожности, при которых неправомерное поведение признается несуществующим, лишенным юридической значимости. Существуют и санкции организационного характера, применяемые за отклоняющееся поведение типа систематического неисполнения работником трудовых обязанностей, прогула, появления на работе в нетрезвом состоянии (ст.33 КЗоТ РФ). Когда же нормой права предусматриваются меры морального и материального стимулирования, налицо санкции поощрительные.

По степени определенности и вариации санкции правовых норм бывают абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные. При первой из них предельно точно определена та мера воздействия, которая санкционируется за правонарушение (например, штрафные проценты за неисполнение денежного обязательства — ст.395 ГК РФ). Относительно определенные санкции содержат указание на нижний, верхний или одновременно на нижний и верхний пределы таких мер (к примеру, лишение свободы сроком от восьми до двадцати лет за убийство, до пяти лет за убийство матерью новорожденного ребенка — ст.ст.105,106 УК РФ). Альтернативные санкции предоставляют правоприменительную возможность выбирать один из двух и более возможных видов мер воздействия с учетом конкретных обстоятельств дела (скажем, штраф, обязательные работы на определенный срок, исправительные работы либо арест за клевету — п.2 ст.129 УК РФ). Кумулятивные санкции допускают применение одновременно основной и дополнительной мер воздействия, как, скажем, лишение свободы и конфискация имущества по ст.161 УК РФ за разбой.

Указание на субъектный состав заключается в определении законодателем круга точных адресатов нормы, если она рассчитана не на любых лиц, которые могут оказаться в сфере регулируемых общественных отношений. Оно характерно для компетенционных, исключительных, специальных и некоторых других норм, под действие которых подпадают только определенные законодателем органы (организации) и лица. В уголовном процессе, например, было бы невозможно правильно решить вопрос об отличии дознания от предварительного следствия, если бы законодатель четко не определил субъектный состав соответствующих процессуальных норм (ст. ст. 117-120, 125-127 УПК РСФСР). В гражданском обороте не представлялось бы возможным дифференцировать ответственность юридических лиц и их учредителей (участников), если бы в соответствующих нормах гражданского законодательства не указывались организационно-правовые формы тех или иных юридических лиц (ст.ст.75,87,95,96,107,114,115,116, 121 ГК РФ).

Указание на цель представляет собой ту часть структуры нормы права, где самим законодателем обозначаются те социальные блага, идеально намечаемые результаты, на достижение которых сориентирована норма или их совокупность. Такое указание, носящее порою многоцелевой характер, в одних случаях встречается непосредственно в том нормативном предписании, где содержится вся норма или ее диспозиция, в других — в относительно обособленном подразделении (чаще всего в соответствующей статье) нормативного правового акта. Так, в Водном кодексе РФ содержится прямое указание на то, что его нормы имеют свой целью обеспечение прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, поддержание оптимальных условий водопользования, отвечающих санитарным и экологическим требованиям, защиты водных объектов, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем» (ст.3). В пункте 2 ст.29 Градостроительного кодекса РФ обозначается цель нормы, предусматривающей государственную экспертизу градостроительной документации и т.д.

В некоторых случаях указание на цель норм права осуществляется косвенным образом — путем обозначения тех целей, ради достижения которых они не могут использоваться. В качестве примера сошлемся на вторую часть ст.1О ГК РФ, по которой не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Но, так или иначе, указание на цель тех или иных норм и комплексов более чем значимо. В отечественной правотворческой практике это, к сожалению, должным образом не учитывается, что подчас способствует, с одной стороны, появлению ничем не оправданных нормативных предписаний (особенно в области налогообложения, оплаты труда и привилегий ряд категорий должностных лиц), с другой, злоупотреблениям служебным положением, полномочиями, правами и некоторыми юридическими свободами. Для искоренения таких крайне негативных явлений, а также для надлежащего уяснения содержания и назначения норм права при помощи телеологического приема толкования, для реализации их сообразно с той целью, ради достижения которых они существуют, а равно для определения их эффективности необходимо всем понять важную роль рассматриваемого элемента правовых норм и обозначать его как можно четче.

Читайте также:  16 недель беременности афп анализ норма

источник

Вопрос о структуре норм права является дискуссионным в отечественной и зарубежной юридической науке. Предлагают и различные подходы к соотношению и связи элементов правовой нормы.

Структура правовой нормы — это ее строение, складывающееся из определенных элементов, связанных между собой. Строение нормы выражает ее предназначение, задачу, которая состоит в регулировании общественных отношений. Юридическое регулирование начинается с описания ситуации, обстоятельств, фактов, которые подпадают под действие правовой нормы. Затем, по мысли нормоустановителя, должно наступать должное поведение, т.е. в случае, если обстоятельства и соответствующие субъекты в рамках регламентации нормы — они должны поступить соответствующим образом либо им что-то дозволяется. Отсюда следуют понятия должное и дозволенное поведение. В тех случаях, когда нет должного поведения, соответствующих действий либо субъект не может по каким-либо причинам реализовать то, что ему дозволено, предусматривается конкретная ответственность или лицо прибегает, обращается к обеспечительным мерам. С учетом этого и структурируются нормы. Рассмотрим каждый из элементов юридической нормы.

Гипотеза — часть нормы, указывающая на условия действия юридической нормы, на факты, при которых норма начинает функционировать.

Диспозиция — закрепляет права и обязанности участников правовых отношений, не связывая их с ответственностью.

Санкция — часть нормы, указывающая на принудительные меры с целью обеспечения прав и обязанностей. Санкции во многих случаях содержат конкретные виды юридической ответственности.

Структуру правовой нормы можно представить следующим образом:

Нормы, строящиеся по предложенной схеме, часто называют реальными. В системе права они практически не встречаются. Для того чтобы правильно представить из каких элементов складываются юридические нормы, необходимо учитывать фактор «разделения труда» между ними, так называемую специализацию. Такой подход предложен А.Ф. Черданцевым и, на наш взгляд, объективно отражает ситуацию*(92). При изучении структуры юридической нормы следует рассматривать и учитывать два вида специализации — предметную и функциональную.

Предметная специализация — это «разделение труда» между юридическими нормами, осуществляющими позитивное (регулятивные нормы) и охранительное (охранительные нормы) регулирование.

Позитивное регламентирование общественных отношений осуществляют нормы гражданского, семейного, трудового, земельного и др. отраслей права.

Охранительное регулирование призваны осуществлять нормы уголовного, административного и иных отраслей права. При этом следует учитывать такое свойство права, как принудительность. Принудительные меры восстановительного характера (например, передача вещи из чужого незаконного владения) и юридическая ответственность предусматриваются и регламентируются охранительными нормами. Они выступают гарантом действия позитивных норм, позитивного регулирования. Однако подчеркнем, что не все позитивные правовые нормы имеют санкцию, обеспечивающую ее гарантию. Иногда, например, суд может вынести решение, гарантирующее действие позитивной нормы на основе самой регулятивной нормы, например, обязать покупателя оплатить товар, услуги и т.д.

Функциональная специализация юридических норм — их «деятельность» в системе права, по обслуживанию действия норм, непосредственно обеспечивающих правовое регулирование. Другими словами, одни нормы права содержат непосредственно правила поведения, другие — дефиниции, принципы, правила, устраняющие коллизии между ними, и т.д. По этому принципу выделяют дефинитивные нормы, принципы, коллизионные нормы и т.д. Так называемые специализированные юридические предписания могут часто не иметь отраслевой окраски, например, коллизионные правила.

Проблему структуры нормы права следует рассматривать с учетом их специализации. В этой связи регулятивные нормы (позитивное регулирование), в соответствии с их природой и задачей имеют только гипотезу и диспозицию. Гипотеза очерчивает обстоятельства и условия действия нормы, субъектов, на которые распространяется их действие; диспозиция содержит права и обязанности, оформляющие должное и управомочивающее поведение. Охранительные нормы (уголовное право, административное право и др.) призваны обеспечивать и гарантировать существующие отношения, в том числе и регламентируемые регулятивными юридическими правилами. С учетом их задачи и юридической природы, их структура такова — гипотеза и санкция. Диспозиция здесь отсутствует.

Нормы, обеспечивающие функциональную специализацию, четко выраженной (закономерной) структуры не имеют и иметь не могут в силу своей природы, например, вряд ли можно говорить о гипотезе или диспозиции дефинитивной, коллизионной, оперативной и др.

Подчеркнем, в реальности правовые нормы имеют два элемента: гипотезу и диспозицию (позитивные нормы) и гипотезу и санкцию (охранительные); специализированные нормы имеют собственную структуру.

В юридической литературе нередко говорится о трехчленной структуре, как о свойстве всех юридических норм, в том числе и специализированных. Однако примеров, как правило, авторы не приводит, как справедливо отмечает А.Ф. Черданцев, что это объяснимо, ибо их в реальности нет.

Структурные элементы юридической нормы по своему характеру могут быть простыми и сложными; выделяют еще и альтернативные.

Простая гипотеза указывает на одно обстоятельство, один факт, при котором выступает в действие; сложная — два и более обстоятельства; альтернативная гипотеза предполагает разнохарактерные действия, которые законодатель по каким-либо причинам с точки зрения санкции или возникших прав и обязанностей приравнивает друг к другу.

Простая диспозиция указывает на одно юридическое последствие; сложная — на два и более, которые наступают одновременно или в совокупности; альтернативная диспозиция указывает на разные по характеру последствия по принципу «либо — либо», иногда они изложены с помощью союза «или».

Санкции с позиции такого свойства норм как определенность могут быть абсолютно-определенными и относительно-определенными. Абсолютно-определенные санкции точно, однозначно, без каких-либо альтернатив указывают на юридические последствия (штраф, передача вещи; признание недействительности чего-либо (выборов и т.д.)). Относительно-определенные санкции предлагают варианты решения, иногда альтернативные (лишение свободы или штраф в УК РФ). Это могут быть и «рамочные» юридические последствия, например, лишение свободы от 2 до 5 лет.

источник

Правовые нормы – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам. Нормативность представляет собой общеобязательность правила для неопределенно широкого круга лиц. Формальная определенность подразумевает закрепление нормы в официальном документе.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

6) Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

7) Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

8) Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.

9) Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности.

10) Микросистемность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу.

Структура нормы права:

Гипотеза (если. ) — это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма права. Гипотеза не только содержит желаемое государством правило поведения субъектов права, но и описывает эти обстоятельства, придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

3) Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

4) Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические

3) Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.

4) Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то. ) — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения, либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

5) Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.

6) Описательная диспозиция содержит признаки правомерного, либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.

7) Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления, законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.

8) Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт, либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на:

4) абсолютно определённые — категорическое значение санкции;

5) относительно определённые — орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы);

6) альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8447 — | 7339 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Структура нормы права — это ее внутреннее строение, способ связи и порядок расположения составляющих структурных элементов — гипотезы, диспозиции, санкции.

Структура правовой нормы представлена тремя взаимосвязанными элементами:

гипотеза, диспозиция, санкция.

Для достижения целей правового регулирования норма права должна предусмотреть:

1)условия, при которых содержащееся в норме правило может и (или) должно осуществляться;

2)выразить само содержание правила поведения

3)установить правовые последствия нарушения правовой нормы, невыгодное для нарушителя правового предписания.

Соответственно этим задачам строится структура правовых норм, включающая три названных выше элемента — гипотезу, диспозицию, санкцию

Гипотеза — элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. Примером гипотезы могут служить условия заключения брака.
Согласно ч. 1 ст. 10 Семейного кодекса РФ, «Брак заключается в органах записи гражданского состояния».В уголовном праве в качестве условий привлечения к уголовной ответственности (гипотеза) признаются общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость, т.е. способность отдавать отчет в своих действиях и управлять ими.

В зависимости от обстоятельств, с которыми норма права связывает наступление юридических последствий, различают простые, сложные и альтернативные гипотезы.

· Простая гипотеза содержит указание на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы. Например, согласно п. 1 ст. 186 ГК РФ «Срок действия доверенности не может превышать трех лет». Иначе говоря, в данном случае достаточно одного обстоятельства — факта срока действия доверенности. Кроме этого, каких-то других обстоятельств закон не требует.

· Сложная гипотеза указывает на два и более обстоятельства, с которыми данная норма связывает определенные правовые последствия. Так, ст. 126 ГПК РФ определяет несколько условий, которым должно соответствовать исковое заявление. К таковым относятся: письменная форма; обязательное отражение в исковом заявлении ряда реквизитов — наименование суда, наименование истца, и т.д.

· Альтернативная гипотеза содержит несколько условий, каждого из которых достаточно для вступления нормы прав в действие. Так, в соответствии со ст. 311 УПК РФ подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда в случае вынесения: 1) оправдательного приговора; 2) обвинительного приговора без назначения наказания; 3) обвинительного наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно. Как видно, наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно для того, чтобы суд принял решение об освобождении подсудимого из- под стражи.

Диспозиция — элемент правовой нормы, содержащий само правило поведения, указание на права и обязанности, возникающие у субъектов правоотношений. В гражданском праве диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон — покупателя и продавца, кредитора и должника, наследника и наследодателя. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 702 ГК РФ, «по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его».

В уголовном праве большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний.

Диспозиция (основная часть правовой нормы) в зависимости от способа своего выражения может быть простой, описательной, отсылочной, бланкетной.

· Простая диспозиция — содержит один, определенный вариант поведения, не раскрывает его подробно из-за простоты, доступности самого правового правила. Например, в соответствии с п. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

· Описательная диспозиция предусматривает не только определение варианта правомерного или противоправного поведения, но и перечень основных признаков этого деяния. Так, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует бандитизм как создание: а) устойчивой; б) вооруженной; в) группы лиц (банды); г) в целях нападения на граждан или организации; д) а равно руководство такой группой.

· Отсылочная диспозиция не содержит полного, детального описания правила поведения. Она отсылает к другой норме, содержащей необходимые более полные сведения. Например, отсылочное предписание содержится в части 2 ст. 420 ГК РФ, где говорится о том, что к договорам применяются правила о многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 данного Кодекса.

· Бланкетная диспозиция не включает само правило поведения, но указывает на тот нормативный акт, в котором это правило (норма) содержится. Так, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», порядок предоставления эфирного времени кандидатам на каналах государственных телерадиокомпаний определяется инструкцией Центральной избирательной комиссии РФ.

Санкция— элемент правовой нормы, в котором определяются неблагоприятные последствия, наступающие при ее нарушении или неисполнении. Санкция всегда выражает возможную реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение индивидов и организаций. Примерами санкций в гражданском праве являются: возмещение убытков за неисполнение договорных обязательств; возмещение вреда, нанесенного имуществу, здоровью. В административном и уголовном праве санкции сформулированы как вид и мера наказания

Санкция — часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения правила, содержащегося в диспозиции. К отдельным видам санкций относятся абсолютно определенные, относительно-определенные, альтернативные, кумулятивные.

· Абсолютно определенные санкции в четкой конкретной форме определяют виды и объем неблагоприятных последствий, которые могут быть применены к правонарушителю (освобождение работника от исполнения своих обязанностей, увольнение, точно фиксированный размер штрафа и т.д.).

· Относительно определенные санкции устанавливают рамки неблагоприятных последствий, диапазон «от и до», от минимального уровня до максимального. В действующих Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях относительно определенными санкциями снабжено большинство норм. Например, похищение человека наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет (с. 1 ст. 126 УК РФ).

· Альтернативные санкции предусматривают несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только один, наиболее приемлемый. Например, за некоторые преступления могут быть применены лишение свободы или исправительные работы.

· Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, дополнительное наказание, взыскание. Например, исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб. Как видно, в уголовном праве кумулятивные санкции используются при назначении наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), назначении наказания по совокупности преступлений (ст. 69 УК) и назначении наказаний по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты).

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).

Читайте также:  1 скрининг узи в норме анализ

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности).

— по строению: простые гипотезы (одно условия действия достаточно), сложные гипотезы (два и более усл..действия нормы, наличие каждой из которых является обязательной), альтернативные гипотезы (два и более усл..действия нормы, одного из которого достаточно для действия нормы)

-по степени определённости: абсолютно определённая гипотеза содержит чёткие, точные указания на условиях и обстоятельства реализации норм права, относительно определённая гипотеза ограничена рамками возможных условий, предоставляет право выбора того или иного условия.

-по форме выражения: абстрактная гипотеза (определ..условие применения нормы общими, родовыми признаками), конкретная гипотеза (определяет условие применение нормы частными, спец признаками)

-по наличию либо отсутствию юридич.фактов: положительные гипотезы (указывают на необходимость наличие фактов для действия), отриц.гипотезы (указ. на необходимость отсутствия фактов для действий)

3.по степени определённости

1.по степени определённости

4.по характеру правовых последствий

Логическая норма — это выделяемая логическим путём общее правило, раскрывающие связи между нормативными предписаниями и обладающие набором свойств хар-ные гос-ву властную и регулятивную природу нормы права.

Норма предписания- это логически завершённое гос-но властное веление, либо установление, непосредственно выраженное в тексте нормативного акта.

16. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм права в статьях нормативных.

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ — норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ — статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, — это, в частности, ст. 139 «Нарушение неприкосновенности жилища»);

3) бланкетный способ — статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон «Об оружии») от 13 декабря 1996 г. с изменениями и дополнениями.

17. Система права: понятие, структура, основания деления права на отрасли.

Система права важна как для законодателя, так и для применителя. Система права – это объёктивно существущее внутреннее строение права, определяемое хар-ром общественных отношений и состоящих из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

2. факультативные элементы

В систему входят более крупные структурные образования. Круп.стр.образ: материальное и поцессуальное право, частное и публичное право.

Отрасль права – наиболее крупное подразделение системы права. Предоставляющая собой совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Критерии деления системы права на отрасли:

-предмет правового регулирования (показывает какие общественные отношения регулирует данная отрасль права)

-метод правового регулирования (совокупность способов, средств и приёмов воздействия права на общественные отношения)

-механизм правового регулирования

18. Институт права: понятие, виды, особенности.

Правовой инсти­тут — это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Примером могут служить институт собственности и наследования в граж­данском праве, институты брака и развода в семейном праве, институт наказания и освобождения от наказания в уголовном праве.

-отраслевые – состоят из норм 1 отрасли

-межотраслевые – состоят из норм различных отраслей права

в зависимости от хар-ра норм:

-регулятивные – проводящие регулятивную ф-цию права

-охранительные – выражающие охранительную ф-цию права

Правовой институт может иметь в своём составе:

субинститут – представляет собой обособленную группу, родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общ-ные отношения

подотрасль – совокупность нескольких однородных правовых институтов регламентирующих более узкую сферу общ-ных отношений, составляющих часть отношений регулируемых отраслью права.

Отрасль – наиболее крупное подразделение права, представляющее собой совокупность правовых норм институтов права, регулирующих определенную сферу (род) общ-ных отношений.

19. Отрасль и подотрасль права: понятие, виды, особенности.

Отрасль права — это главное подразделение сис­темы права, отличающееся специфическим режимом юриди­ческого регулирования и охватывающее целые комплексы однородных общественных отношений.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще одни компонент — подотрасль права — целостное образова­ние, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей от­расли права. Например, в гражданском праве подотраслями яв­ляются авторское право и наследственное право.

Отрасли права можно классифицировать по предмету правового регулирования:

конституционное право, регулирующее такие вопросы, как федеративное устройство государства, права, обязанности граждан, общественный строй, политическую систему и др.;

гражданское право, предметом которого являются имущественные и неимущественные отношения субъектов данной отрасли;

административное право, регулирующее сферу управленческой деятельности государства;

уголовно-процессуальное, регулирующее деятельность органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры и суда по раскрытию и рассмотрению уголовных дел;

земельное право, регулирующее вопросы рационального использования земель, определения правового режима различных видов земли и т. д.

Существуют и иные отрасли права: гражданско-процессуальное, уголовное, семейное, трудовое, уголовно-исполнительное и т. д.

материального права, устанавливающие основные дефиниции определенной отрасли права и обязанности субъектов (гражданское, уголовное), и процессуального права, регулирующие порядок реализации и защиты предоставляемых государством прав и юридических обязанностей (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное);

частного права, направленные на защиту интересов частных лиц (гражданское, семейное), и публичного, регламентирующие деятельность органов государственной власти и управления (конституционное, уголовное, административное).

Подотрасли имеются у многих отраслей права. Например, гражданское право имеет подотрасли: право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.; финансовое право

— банковское и налоговое право; экологическое — лесное, горное, водное.

20. Национальные правовые системы и международное право: проблемы соотношения.

Внутригосударственное (национальное) и международное право. Международное право целиком не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы. Различия внутригосударственного и международного права: 1. Нормы международного права регулируют межгосударственные отношения. Таким образом, в международном праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств. 2. В то время как основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты (романо-германская правовая семья) или судебные прецеденты (англосаксонская правовая семья), то международного права — нормативные договоры. 3. Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства; нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие. 4. Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена. Международно-правовые нормы, надлежаще ратифицированные (признанные) государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет (примат) перед внутригосударственным законодательством. В частности, статья 15 Конституции России устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора.

21. Понятие правовой системы и правовой семьи. Проблемы классификации правовых систем в мировой и отечественной компаративистике.

Правовая с-ма – конкретно историческая совокупность с-мы права, законодательства, юр.практики, господствующей идеологии и др. правовых средств и явлений отдельного гос-ва.

Правовая семья — это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

Термин «компаративистика» относится к следующим сравнительным областям наук:

22. Основные правовые семьи современности (англосаксонская; романо-германская; семья религиозного права; семья традиционного права).

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

нет кодифицированных отраслей права;

отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

главный творец права — Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное и публичное;

нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

архаичность многих ее обычаев и традиций.

23.Понятие и виды источников (форм) права.

Позитивное право обусловлено развитием общественных отношений и на практике существует в определенном виде, который обозначается термином «форма права», представля¬ющей собой оболочку бытия правовой нормы. Как и всякая форма, форма права имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона формы права совпадает с понятием «источник права». Источник права — это совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права.

Если источник права в собственно юридическом смысле слова — это внешняя сторона формы права, то внутренняя сто¬рона формы права — это его структура — система права.

Источники права: Нормативно-правовой акт. Это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и со¬держащий нормы права. Договор нормативного содержания. Это двусто¬роннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права. Правовой прецедент, представляющий собой Решение судебных или административных органов, которое впоследствии используется как образец при разрешении анна логичных дел. Общие принципы права. В некоторых странах свое образным источником права признаются общие принципы т. с отправные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права. Юридическая доктрина. Это компетентное суждение по правовым вопросам на определенном этапе истории человеческого развития признавалось источником. Религиозные тексты. Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом име¬ющего религиозную основу.

24.Понятие и виды нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

1) Конституция (закон законов) 2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ. 3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. 4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию.

1) указы Президента РФ. 2) постановления Правительства РФ. 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. 4) решения и постановления местных органов государственной власти. 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления. 6) нормативные акты муниципальных органов. 7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.

От особенностей правового положения субъекта правотворчества НА подразделяются на: — нормативные акты государственных органов- нормативные акты иных социальных структур- нормативные акты совместного характера- нормативные акты, принятые на референдуме.

От сферы действия НА делят на:- общефедеральные- нормативные акты субъектов РФ- нормативные акты органов местного самоуправления- локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

25.Закон: понятие, признаки, виды.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона: 1)принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2)порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3)в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; 4)обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5)регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов по различным основаниям:- по их юридической силе- по субъектам законотворчества- по предмету правового регулирования- по сроку действия- по характеру- по сферам действия- по содержанию (экономические, бюджетные)- по степени систематизации- по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные)- по объему регулирования (общие и специальные)

Читайте также:  Абсцесс но анализы в норме

26.Юридическая сила нормативных актов: понятие, значение. Иерархия нормативных правовых актов в РФ.

Юридическая сила- свойства нормативного правового акта, выражающиеся в его способности оказывать регулирующие воздействия на общественные отношения, вызывать юридически обязательные последствия, характеризующиеся материальными аспектами, процедурными аспектами.

Иерархия НПА- расположение НПА в системе законодательства в системе юридич силе, т.е. в порядке построения от актов высшей юридич силе до актов, обладающих меньшей юридич силой.

Иерархия НПА РФ: -конституция РФ- закон о поправке конституции- федеральный конституционный закон- федеральные закон- постановление палаты Федерального собрания- указы президента РФ- постановление правительства РФ- НПА федеральных органов исполнительной власти РФ

Иерархия НПА субъектов РФ:- устав субъекта РФ- законы субъектов РФ- НПА глав субъектов федерации- исполнит органов власти субъектов федерации- НПА органов местного самоуправления.

27. Действие нормативных правовых актов во времени.

-вступление в юридич силу- утрата юридич силы- обратная сила- ультроактивность

Вступление в юридич силу: с момента установленного в самом акте (со дня указания даты)- с даты подписания- по истечению определ. срока с момента опубликования- с возникновение определ. обстоятельств.

Утрата юридич силы:- истечение срока действия- прямая отмена- фактическая отмена- признание акта неконституционным- приостановление действия акта.

Обратная сила закона:- распространение действия норм закона на правоотнош, возникающие до введения его в действие- применяется с случае, когда вновь принятый закон смягчает либо устраняет наказуемость деяния- в силу прямого указания закона.

Ультроактичность закона:- продолжение действия закона (НПА), либо его отдельных норм после его отмены применительно к правоотнш, возникшим до момента его отмены. Сфера: частное, гражданское, трудовое право.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность

28.Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:- уровня государственного органа, принявшего данный акт- юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:- на территорию своей страны- на территорию субъекта Федерации- на территорию, указанную в самом нормативном акте- на локальную территорию.

Действие НПА по кругу лиц: — действие НПА гос-ва распространяется на все лица, находящиеся на тер-ии этого гос-ва, включая граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатриды), лиц с двойным гражданством (бипатриды)- за исключением лиц, обладающих дипломатическим, служебным иммунитетом. Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

29.Понятие правотворчества и его принципы.

Правотворчество – в широком значении – понятие «правотворчество» тождественно понятию «правообразование» как естественно-исторического, объективно складывающегося процесса формирования права; — в спец.значении – законодательство, нормотворчество. — как завершающая стадия процесса правообразования; — процесс познания и оценки правовых потребностей общ-ва и гос-ва, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур; — в узком значении – деять-сть компетентных органов гос-ва, иных субъектов права по принятию, изменению и отмене правовых норм в соответствии с определенными юр.процедурами.

Правотворчеству присущи следующие принципы: -научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);- профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);- законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);-демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации);- оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).Принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

30.Виды правотворческой деятельности.

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно характеризуется неоднородностью.

От субъектов правотворчество подразделяется на: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума 2) правотворчество государственных органов 3) правотворчество отдельных должностных лиц 4) правотворчество органов местного самоуправления 5) локальное правотворчество 6) правотворчество общественных организаций.

От значимости правотворчество подразделяется на: 1) законотворчество — правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой 2) Референдум – принятие народом. 3) делегированное правотворчество — нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа 4) подзаконное правотворчество — здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом и т.д. 5)Договорное (согласительное) правотворчество – создание договоров нормативного содержания. Санкционированное – утверждение (одобрение) гос-вом норм, выработанных общ-вом, негос-ными структурами (обычаи, деловые обыкновения).

Локальное правотворчество – принятие НПА (корпоративных норм) на предприятиях, в учреждениях и организациях.

31.Правотворческий процесс: понятие, стадии. Характеристика законотворческого процесса в РФ.

Правотворческий процесс – урегулированный нормами права порядок осущ-ия правотворческой деят-ти, состоящих из определенных стадий, в ходе которых создается законодательный или иной нормативный акт.

Стадии правотворческого процесса: 1)Подготовительный этап:- Инициатива о подготовке проекта НПА- Подготовка проекта НПА- Обсуждение проекта НПА- Согласование- Экспертиза- Доработка.

Официальный этап:- Внесение проекта НПА на рассмотрение- Рассмотрение, обсуждение- Принятие НПА- Подписание- Опубликование.

Законодательный процесс – процесс создания закона, уполномоченным правотворческим (законодательным) органом в рамках установленной процедуры.

Этапы закон-ного процесса: 1)предпроектный (предзаконодательный) этап – подготовка законопроекта. 2)проектный (законодательный)- официальная деят-сть по рассмотрению и принятию закона.

Стадии законодательного процесса:- законодат-ная инициатива (ст.104 К РФ)- обсуждение законопроекта (в форме трех чтений)- принятие закона- подписание, опубликование з-на

32.Систематизация законодательства: понятие, виды.

Систематизация законодательства — целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

Виды систематизации: Учет — сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах: (журнальный или картотечный) и (автоматизированный). Инкорпорация — объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники (собрания) без изменения их содержания: (генеральную и выборочную).

Консолидация — объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт. Кодификация — создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права.

33.Юридическая техника: понятие, правила, средства.

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. Техническими средствами являются юридические термины и юридические конструкции. В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относятся: 1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой 3) последовательность в изложении юридической информации 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы — это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.). Юридическая техника подразделяется на следующие виды: законодательная (правотворческая)- систематизация нормативных актов- учет нормативных актов- правоприменительная.

34.Правоотношение: понятие и виды.

Правовые отношения в самом общем смыс¬ле можно определить как общественные отношения, урегули¬рованные нормами права, участники которых имеют опреде¬ленные субъективные права и юридические обязанности, охраняемые и обеспечиваемые государством. Право выступает регулятором не всех общественных отно¬шений, а лишь тех, которые имеют существенное значение для интересов государства, общества и личности. Это отношения власти, управления, собственности, прав и обязанностей граж¬дан и т.д. Классификации по различным основаниям: -по отраслевой принадлежности- в зависимости от функциональной роли правоотноше¬ния делятся на общерегулятивные, регулятивные и охра¬нительные- в зависимости от характера правоотношений выделяют материальные и процессуальные- по характеру юридической обязанности правоотноше¬ния бывают активные и пассивные.

35.Правоотношение: структура, характеристика элементов.

Правовые отношения в самом общем смыс¬ле можно определить как общественные отношения, урегули¬рованные нормами права, участники которых имеют опреде¬ленные субъективные права и юридические обязанности, охраняемые и обеспечиваемые государством. Структура правоотношения:- субъекты- объекты- содержание правоотношения. Субъекты правоотношения – участники (стороны) правоотношения, т.е. носители субъективных прав и обязанностей. Состав субъектов правоотношения:- индивиды (физ.лица)- организации (юрид.лица)- социальные общности. Юрид.св-ва субъектов правоотношений:- правосубъектность (правоспособность – способность субъектов иметь права и обязанности) дееспособность (способность субъектов права своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности) деликтоспособность (способность субъектов права нести юрид.ответственность за совершенные правонарушения). Объекты правоотношения – то, по поводу чего возникает любое правоотношение. Теории объекта правоотношения: монистическая (теория единого объекта), плюралистическая (теория множественности объекта). Содержание правоотношения – субъективные права и юридич. обязанности, которые образуют юрид. связь м/у управомоченной и обязанной сторонами. Юридическое содержание правоотношения – это возможность опред. действий управомоченного лица и необходимость конкретных действий, либо воздержание от запрещенных действий обязанного лица. Фактическое содержание правоотношения – сами действия, в которых реализуется конкретные субъективные права и юрид. обязанности участников правоотношения.

36.Содержание правоотношений. Субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.

Содержание правоотношений – субъективные права и юр. обязанности, которые образуют юр. связь м/у управомоченной и обязанной сторонами. Субъективное юр. право:- закрепленная в нормах права и гарантированная гос-вом возможность управомоченного лица вести себя определенным образом- мера (вид, размер) возможного поведения управомоченного лица

Структура субъективного права ( правомочия):- право на собственные фактические и юр. Действия- право требования от обязанного лица определенного поведения – исполнения обязанности- право на принудительное исполнение обязанности, т.е. право обращения к гос-ву за защитой (право притязания) Субъективная юр. обязанность:- установленная законодательством или соглашением сторон необходимость обязанного лица вести себя должным образом- мера (размер, вид) необходимого поведения обязанного лица. Структура юр. обязанности:- обязанность совершать определенные действия в интересах управомоченного лица (активная форма)- обязанность воздерживаться от запрещенных действий (пассивная форма)- обязанность претерпевать ограничения в собственных правах (юр. ответственность).

37. Юридический факт и фактический состав. Виды юридических фактов.

Юридические факты — это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Представляют собой конкретные обстоятельства, жизненные условия- выражаются в наличии либо отсутствии определ. явлений матер. мира.- содержат ифор. о состоянии общественных отношений, входящих в предмет прав регулирования. По волевому признаку:- События (юридич факты, возникающие независимо от воли участников правоотнош (абсолютные и относительные))- Деяние (юридич факты, являющиеся результатом волеизъявления субъектов правоотношения (правомерные и неправомерные))- Состояние- юр факт, длящиеся жизненные обстоятельства, служащие основанием для наступления юр последствий (сост. в браке, сост. в гражданстве, нахожд. в иждивении). По характеру юр. послед: правообраз, правоизмен, правопрекращ. ПО форме проявления: положит, отриц. Фактич состав- совокупность нескольких юр фактов, наличие которых необходимо для наступления юр последствий.

38.Правовые презумпции, аксиомы, фикции.

Правовые призумпции- подтверждённые предшествующим жизненным опытом и закреплённые в последующем в нормах права предположения о налич или отсут юр фактов, кот подтверж либо опроверг в процессе доказывания. Виды:- по возможности опроверж (неопровер, опроверж)- по сфере действий (общеправовые, межотраслевые, отраслевые). По роли в правовом регулир:- материальные, процессуальные. По факты правового закрепления:- фактические, законные. Юр фикции- заведомо неистинные положения, которым в силу закона придаётся значение сущ-х фактов. Правовые аксиомы- общепризнанные утверждения, не требующие доказывания в силу своей очевидности, убедительности, истинности.

39.Непосредственная реализация права: понятие, формы.

Реализация права- осущ юр закреплённых и гарантированных гос-ом возможностей, воплощение их в жизнь, в деятельности субъектов общественных отношений. Особенности реализации права: реаализ связана с правомерным поведением, в реализации права заинтересован носитель субъективного права, осущ в различ формах. Формы реализации права- непосредственная реализация права (соблюдение, исполнение, использование)- применение права . Соблюдение запретов- воздержание от совершения запрещённых действий. Исполнение обязанностей- выполнение возложенной на субъекта обязанности, предусмотренной: — нормой прва- заключённым на её основе договором- принятым на её основе индивид. актом применения права.

40.Применение права: понятие, стадии.

Применение права — это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки: 1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти; 2) имеет индивидуальный характер; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах; 5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

41.Акты применения права: понятие, виды, структура.

Акты применения права – это документально оформленное, государственно властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права (как форму реализации права, т.к. существуют и другие) и (как стадию реализации права)

Акты применения опосредуют:- исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа- правоохранительную деятельность.

Применению права присущи следующие функции:- Социальные (экономические, политические)- Юридические (регулятивные и охранительные). Стадии: 1)Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. 2)Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция.

42.Пробелы в праве: понятие, виды, пути устранения (преодоления).

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного, процесса правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

43.Понятие юридических коллизий, причины их появления и виды.

Юридические коллизии- расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Причины правовых коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие.

44.Способы разрешения юридических коллизий и меры их предотвращения.

Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:1) толкование;2) принятие нового акта;3) отмена старого;4) внесение изменений или уточнений в действующие;5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;8) конституционное правосудие;9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;10) международные процедуры.

При обнаружении коллизий руководствуются: а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление правительства и акт отраслевого министерства);в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня, то применяется последний; если разного уровня, то – общий.

источник