Меню Рубрики

Техника взятия кала на бак анализ

Бактериологическое исследование кала – метод определения количественного и качественного состава микрофлоры кишечника. Это самый простой и относительно недорогой способ, при помощи которого можно исследовать фекалии для выяснения причины некоторых заболеваний. Бактериологический посев делается для определения возбудителей кишечных инфекций или для оценки нормального биоценоза кишечника. Минусом является срок выполнения исследования – до 6 дней.

Необходимость проведения данного анализа определяет лечащий врач и выписывает направление в лабораторию.

Взятие кала на бактериологическое исследование показано взрослым и детям в следующих случаях:

  • длительно протекающие кишечные расстройства (поносы, запоры, метеоризм, боли в животе);
  • подозрение на дисбиоз кишечника во время антибиотикотерапии;
  • при пищевых отравлениях;
  • при острых кишечных инфекциях;
  • пациентам с иммунодефицитными состояниями.

Для получения достоверного результата важно соблюдать правила подготовки:

  • за сутки до обследования отменить следующие препараты: противодиарейные (Смекта, Лоперамид); антибиотики и сульфаниламиды (Фуразолидон, Нифуроксазид); противоглистные (Декарис, Альбендазол, Мебендазол); слабительные (Дюфалак, Бисакодил); нестероидные противовоспалительные препараты (Диклофенак, Нурофен, Нимесулид);
  • не делать очищающие и лечебные клизмы;
  • не брать материал при кровотечении из кишечника.

Собирать фекалии для анализа нужно до начала антибиотикотерапии или через 14 дней после прекращения приема медикаментов.

Если пациент во время подготовки к обследованию принимал какие-либо медикаменты, он обязан сообщить об этом своему врачу.

Техника забора кала на бактериологическое исследование не представляет сложностей и осуществляется в домашних условиях после самопроизвольной дефекации:

  1. Необходимо подготовить сухую стерильную емкость, куда будет помещен кал.
  2. Перед забором материала нужно помочиться для предотвращения попадания мочи в каловые массы.
  3. Обязательно провести туалет промежности и анального отверстия.
  4. С помощью специальной ложки или стерильного шпателя следует собрать из разных делянок испражнений (изнутри и с боков) необходимое количество образца (минимум 5 г, но не больше 1/3 объема баночки).
  5. Затем собранные фекалии нужно поместить в емкость и герметично закрыть крышкой.

Материал для бактериологического исследования кала можно хранить не дольше 2-х часов в холодильнике. Желательно доставить его в клиническую лабораторию для выполнения обследования в течение 40 минут. При несоблюдении условий взятия, транспортировки и хранения материала возможен рост условно-патогенных микроорганизмов в образце, что отразится на достоверности результата.

Биоценоз кишечника разделяют на 2 группы:

  • облигатнаямикрофлора (Bifidobacterium, Lactobacillus, E. coli);
  • факультативнаямикрофлора (Streptococcus, Clostridium, Staphylococcus, грибы Candida).

Облигатная флора – постоянные обитатели кишечника, способствующие нормальной его работе, препятствуют размножению условно-патогенных и патогенных микробов. Факультативная – составляет до 4% микробиоты, является условно-патогенной. Патогенные бактерии (сальмонеллы, шигеллы), которые попадают в организм извне, являются причиной серьезных инфекционных болезней.

Для расшифровки результатов бактериологического посева кала важно знать нормы показателей кишечной микробиоты. Также следует помнить, что ее состав зависит от возраста пациентов.

Бифидобактерии – самая многочисленная составляющая кишечной флоры (90-98%). Они основные «защитники» организма:

  • стимулируют иммунитет;
  • препятствуют размножению патогенных микробов;
  • вырабатывают витамины (В и К).

Нормальные показатели: 10 8 -10 11 КОЕ/г.

Лактобактерии поддерживают нормальный pH кишечника, вырабатывают вещества, направленные на борьбу с патогенами. В фекалиях они содержатся количестве 10 6 -10 8 КОЕ/г.

E. coli (кишечная палочка) участвует в расщеплении сахаров, помогает в выработке витаминов группы В, участвует в стимуляции иммунитета, вырабатывает антибиотикоподобные субстанции.

Количество типичной кишечной палочки колеблется в пределах 10 7 -10 8 КОЕ/г. Гемолитические E. coli в норме отсутствуют.

Бактероиды – анаэробные бактерии. Присутствуют в количестве 10 7 -10 11 КОЕ/г.

Количество микроорганизмов облигатной флоры снижается при:

  • несбалансированном питании;
  • приеме антибактериальных препаратов;
  • инфекционных болезнях;
  • хронических энтероколитах;
  • иммунодефиците.

Представители факультативной микрофлоры создают благоприятные условия для сахаролитических бактерий, активизируют иммунную систему. Однако их количество в здоровом организме ограничено, потому что при активном росте они способствуют возникновению ряда заболеваний.

Количественные показатели основных представителей этой части биоценоза (Staphylococcus saprophyticus, Staphylococcus epidermidis, Klebsiella, Proteus, Morganella, род Acinetobacter, род Pseudomonas, грибы Candida, клостридии) не должны превышать 10 4 КОЕ/г. Исключение составляют энтерококки, фузобактерии, пептострептококки. В норме их может быть до 10 8 -10 9 КОЕ/г.

Staphylococcus aureus (золотистый стафилококк) – должен отсутствовать в образцах кала.

К патогенным микроорганизмам относят шигеллы и сальмонеллы – в кишечнике не должно быть патогенной флоры.

Сальмонелла – вызывает острую токсикоинфекцию. Заражение происходит, если съесть мясо или яйца, которые не прошли должную термическую обработку, или выпить зараженную воду.

Шигелла – является причиной дизентерии. Пути заражения:

  • через грязную воду;
  • продукты (молоко, овощи);
  • контакт с заболевшими и зараженными предметами обихода.

Оценку результатов бактериологического исследования кала обязательно должен проводить врач.

источник

Цель:диагностическая

Показания:наличие жидкого стула у ребенка

Противопоказания:нет

Подготовка инструментов:стерильные пробирки с консервантом

(в неиспользованной пробирке петля находится над

питательной средой.).

Подготовка больного:уложить ребенка на левый бок, ноги привести к животу. Для детей раннего возраста можно положение на спине с ногами, приведенными к животу.

Техника выполнения:

1. указательным и большим пальцем левой руки развести ягодицы ребенку.

2. вынуть стерильную петлю из пробирки и ввести аккуратно ее на 2-3 см.

3. вынуть петлю из заднего прохода и опустить в питательную среду. При наличии стула бак. анализ берется из пеленки и горшка.

Осложнения и профилактика:травма слизистой кишечника, кровотечения.

Для профилактики —не производить резких движений при взятии анализа ректально.

Последующий уход:оформить направление

ВЗЯТИЕ КАЛА НА КОПРОЛОГИЮ

Цель:диагностическая

Показания:дети поступающие в дошкольные, школьные, АП учреждения, диспансеризация

Противопоказания:нет

Подготовка инструментов:1. пеленка

Техника выполнения:

1. после дефекации взять шпателем из 5 наиболее подозрительных мест частички

2. положить в чистый сухой флакон исследуемое количество

3. оформить направление: Ф. И. ребенка, возраст, № палаты, название отделения, дата, цель исследования.

Осложнения профилактика:нет

Последующий уход: подмыть ребенка, одеть. Материал для анализа направить в

БЕЗЗОНДОВЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕЛУДОЧНОЙ СЕКРЕЦИИ (АЦИДОТЕСТ)

Цель: диагностическая

Подготовка к процедуре:

1. Объяснить маме ребенка ход исследования, уточнить ее понимание. Дать письменную инструкцию, если мама имеет затруднения в обучении

2. Обучить маму ребенка методике «Ацидотеста»:

— Не принимать пищу, жидкость, лекарственные средства за 8 часов до исследования

— Проводить исследование утром натощак

Выполнение процедуры:

1. Опорожнить мочевой пузырь в 6 часов утра. Эту порцию не собирают.

2. Сразу после этого принять две таблетки кофеина из набора.

3. Собрать мочу через 1 час в банку с этикеткой «Контрольная моча»

4. Принять три желтых тест-драже с небольшим количеством жидкости.

5. Собрать мочу через 1,5 часа в банку с этикеткой «Полуторная моча».

Окончание процедуры:

Отнести банки в клиническую лабораторию.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОЧИ ПО НЕЧИПОРЕНКО

Цель: диагностическая

Показания: заболевания почек (гломерулонефрит, пиелонефрит, мочекаменная болезнь, врожденная патология почек и мочевыводящих путей, нефропатия при относительно нормальном общем анализе мочи).

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов: чистая, сухая, закрывающаяся крышкой банка

Подготовка больного: перед забором мочи тщательно подмыть ребенка, особенно девочек.

Техника выполнения: собрать в чистую стеклянную посуду среднею порцию мочи.

Осложнения: нет

Последующий уход: не требуется

ИССЛЕДОВАНИЕ МОЧИ ПО МЕТОДУ ЗИМНИЦКОГО

Цель: диагностическая

Показания: заболевания почек и мочевыводящих путей и мочевыводящих путей различной этиологии.

Противопоказания: нет

Подготовка инструментов: чистая, стеклянная посуда, вместимостью 250мл.,

Подготовка ребенка: не требуется

Техника выполнения:в 6 часов утра моча выливается, а затем через каждые 3 часа моча собирается в отдельную стеклянную посуду (всего 8 порций)

Осложнения: нет

Последующий уход: не требуется

Оценка результатов пробы по Зимницкому.

УЧИТЫВАЮТ:количество мочив каждойпорции и относительную плотность мочи. Пищевой и водный режим обычный.

1. Суточный диурез должен быть не менее 70 – 75% от выпитой жидкости.

2. Дневной диурез должен преобладать над ночным в соотношении 3:1

3. Колебания относительной плотности мочи в отдельных порциях не менее 7.

4. Если хоть одна порция мочи имеет относительную плотность 1020 и выше, можно считать, что азотовыделительная функция почек находится в пределах нормы.

ПУНКЦИЯ ВЕН СВОДА ЧЕРЕПА КАТЕТЕРОМ – «БАБОЧКОЙ»

Цель:лечебная.

Подготовка инструментов:

1. катетер – «бабочка» однократного применения

2. одноразовый шприц 2 мл для заполнения катетера

3. игла для набора лекарственных веществ

4. система для в/в капельных вливаний, штатив

6. лоток для использованного материала

Обязательное условие: проводят два человека.

Подготовка к процедуре:

Объяснить маме цели и ход проведения процедуры, установить доброжелательные отношения. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Подготовить необходимое оснащение. Прочитать название лекарственного вещества на флаконе, обработать завальцовочную крышку спиртом, вскрыть ее, обработать резиновую пробку спиртом.

Распечатать упаковку с капельницей, катетером – «бабочкой», шприцами, выложить на стерильный лоток.

Собрать и заполнить систему для в/в капельных вливаний однократного применения. Обработать ампулу с изотоническим раствором натрия хлорида шариком, смоченным в спирте, надпилить, повторно обработать спиртом и вскрыть.

Набрать в шприц 2 мл физиологического раствора. Подсоединить шприц к катетеру и заполнить его.

Зафиксировать ребенка пеленанием:

— одной пеленкой охватить руки ребенка

— нижней частью пеленки зафиксировать ноги и завязать пеленку узлом на животе

— другой пеленкой, сложенной подиагонали, завязать узлом на уровне груди ребенка. Удерживает медсестра – помощница

Выполнение процедуры:

— обрабатывать кожу головы двукратно двумя шариками со спиртом в направлении от темени ко лбу. Обрабатывать руки спиртом. Пережать вену выше места пункции ( медсестра – помощница) ввести катетер – «бабочку» в три этапа:

— направить иглу по току крови под острым углом к поверхности кожи

— произвести быстрым движением прокол на небольшую глубину

— затем коротким продвижением иглы вперед проколоть вену и направить по ее ходу

Примечание: если игла не находится вене, вернуть ее назад, не выводя из – под кожи, и повторно пунктировать вену. Потянуть за поршень шприца, соединенного с катетером, проверить наличие крови. Вернуть кровь в иглу. Отсоединить шприц. Подсоединить капельницу и отрегулировать скорость введения лекарственного вещества. Подложить марлевую салфетку под иглу. Подвести лейкопластырь под салфетку, завернуть его концы крест-накрест на иглу и приклеить к коже головы. Закрепить иглу сверху еще одной полоской лейкопластыря, не закрывая место пункции. Зафиксировать крылышки иглы третьей полоской лейкопластыря. Если угол иглы по отношению к изгибу черепа велик, подложить под канюлю иглы еще один марлевый шарик. Прикрыть стерильной салфеткой стык канюль катетера и капельницы.

Завершение процедуры.

После окончания инфузии пережать с помощью зажима трубку капельницы. Шариком со спиртом прижать место входа иглы и удалить катетер – « бабочку» вместе с лейкопластырем. Наложить на место пункции стерильную салфетку, сверху – давящую повязку. Записать результат. Погрузить в дезраствор использованный инструментарий, катетер – «бабочку», перчатки. Вымыть и осушить руки.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВНУТРИМЫШЕЧНЫХ ИНЪЕКЦИЙ ДЕТЯМ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В/м вводят те лекарства, которые при подкожном введение дают сильное раздражение или медленно высасываются.

В/м инъекции производят в ягодицу, в передне – наружную поверхность бедра, в плечо. Кожу в месте прокола обрабатывают спиртом.

Шприц берут в правую руку, пятый палец лежит на муфте иглы, остальные на шприце, левой рукой кожу вместе с мышцей собирают в складку, правой рукой вкладывают иглу перпендикулярно ягодице (в бедро, плечо под углом), большим пальцем нажимают поршень и медленно вводят лекарство.

Перелом иглы, абсцессы, флегмоны, повреждения, нервных стволов, эмболия, аллергические реакции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

источник

1. Пациента просят лечь на бок с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами. 2. Осторожно извлекают из пробирки петлю. 3. Левой рукой разводят ягодицы и вводят петлю вращательными движениями в прямую кишку на глубину 9 — 10 см, стараясь снять со стенки прямой кишки ее содержимое. Извлекают петлю. 4. Не касаясь окружающих предметов и наружных стенок пробирки, осторожно опускают петлю в пробирку с консервантом. 5. Закрепляют направление на пробирке. Доставляют пробирку в бактериологическую лабораторию.

Примечание. Кал на бактериологическое исследование можно взять сразу же после дефекации из судна также петлей в пробирку. Медицинская сестра должна работать в перчатках. 4.Доврачебная помощь при ложном крупе.

Круп— грозное осложнение ОРВИ. Ложный круп — острый стенозирующий ларниготрахеит, чаще наблюдается у детей от 6 мес. до 3-х лет с аллергической настроенностью (истинный круп — дифтерийный).

Неотложная помощь при крупе:

1. немедленно вызвать врача;

2. создать спокойную обстановку;

3. обеспечить доступ свежего воздуха, так как развивается гипоксия;

4. расстегнуть стесняющую одежду;

6. провести отвлекающую терапию;

7. поставить горчичники на верхнюю часть грудной клетки, теплые ножные ванны, горчичники на икроножные мышцы (происходит отток крови к нижней половине туловища, уменьшается отек);

8. провести паровые ингаляции с добавлением соды, отхаркивающих трав, эуфиллина с целью уменьшения отека слизистой оболочки, разжижения мокроты;

Читайте также:  Анализ на калий и магний для сердца

9. внутримышечно ввести лазикс 1-2 мг на 1 кг массы тела ребенка (1 мл = 10 мг);в тяжелых случаях внутримышечно ввести преднизолон 3-5 мг на 1 кг массы тела ребенка (1 мл = 30 мг).

1.Антропометрия детей. Формулы для ориентировочной оценки роста детей старше года.

Определяемый признак Способ расчета
Длина тела (от 1 до 6 лет) Длина тела ребенка 4 лет равна 100 см На каждый недостающий год вычитается по 8 см На каждый год свыше 4 прибавляется по 7 см
Длина тела (свыше 6 лет) Длина тела ребенка 8 лет равна 130 см На каждый недостающий год вычитается по 7 см На каждый год свыше 8 прибавляется по 5 см
Масса тела (от 1 до 12 лет) Масса тела в 5 лет равна 19 кг На каждый год до 5 вычитается по 2 кг На каждый год свыше 5 прибавляется по 3 кг
Масса тела (свыше 12 лет) Определяется по формуле 5 х n – 20 кг, где n – возраст в годах
Окружность груди Окружность груди у ребёнка в 10 лет равна 63 см На каждый год до 10 лет вычитается по 1,5 см На каждый год свыше 10 лет прибавляется по 3 см
Окружность головы Окружность головы в 5 лет равна 50 см На каждый год до 5 лет вычитается по 1 см На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см

Необходимо отметить, что допустимые колебания для любого количественного показателя могут быть в пределах одного возрастного интервала. Обязательным условием для использования данного метода оценки физического развития является изначальная оценка уровня роста. При любых нарушениях роста ориентировочный расчет долженствующей массы тела, окружности груди, окружности головы проводят на соответствующий длине тела возраст.

2.Техника промывания желудка.

Показания: 1. острые отравления 2. застой пищевых масс при стенозе привратника или атонии желудка

1) толстый желудочный зонд (длина 100-200 см, наружный диаметр 10-15 см, на слепом конце — два боковых овальных отверстия, на расстоянии 45, 55, 65 см от слепого конца — метки — ориентир для определения длины введения зонда; длина введенного зонда (отсчет от зубов) = рост больного — 100 см

2) резиновая трубка длиной 70 см (для удлинения зонда) и стеклянная соединительная трубка диаметром не менее 8 мм

3) воронка вместимостью 1 л

5) таз или ведро для промывных вод

6) ведро с чистой водой комнатной температуры (примерно 10-12 л) и литровая кружка

7) роторасширитель, языкодержатель и металлический напальчник

8) резиновые перчатки, клеенчатые фартуки

Методика проведения промывания желудка толстым зондом:

1. Собрать систему для промывания желудка: зонд, стеклянная трубка, резиновая трубка (воронку подсоединить после введения зонда в желудок)

2. Надеть на себя и на больного фартук, усадить его, завести его руки за спинку стула и зафиксировать их в таком положении полотенцем или простыней

3. Встать сзади или сбоку от больного

4. II палец левой руки с надетым напальчником или роторасширитель ввести между коренными зубами больного, слегка отвести его голову назад

5. Правой рукой положить на корень языка больного смазанный вазелином или смоченный водой слепой конец зонда и предложить больному сделать глотательное движения, глубоко дыша через нос

6. Как только больной сделает глотательное движение, медленно провести зонд в пищевод.

NB! Если больной стал кашлять, задыхаться, лицо становиться синюшным — немедленно извлечь зонд из гортани

7. Доведя зонд до нужной метки, прекратить его дальнейшее введение, подсоединить воронку и опустить ее до уровня колен больного. Если из нее начнет выделяться желудочное содержимое — зонд введен правильно. Если нет — изменить положение зонда, подвинув его вперед или назад.

8. Держа воронку слегка наклонно на уровне колен, налить в нее около 1 л воды

9. Медленно поднять воронку вверх. Как только вода достигнет устья воронки, опустить ее ниже исходного положения, при этом количество вышедшей воды должно приближаться к количеству введенной

10. Вылить содержимое воронки в таз

11. Повторять манипуляцию до чистых промывных вод

12. По окончанию промывания отсоединить зонд и вывести его из желудка. Тщательно промыть его и воронку с наружной и внутренней стороны

NB! Если больной пытается закрыть рот — использовать роторасширитель. Если больной в бессознательном состоянии — промывание желудка только после интубации трахеи

Стерилизация зондов: механическая очистка под струей проточной вводы кипячениеантисептик на 30 мин в дистиллированной воде 30 мин с момента хранениезакипания зонда в 1% растворе борной ополаскиваниекислоты водой перед употреблением

Примечание: а) количество воды для промывания берется из расчета 1 литр на год жизни, б) при промывании желудка необходимо следить, чтобы количество введенной и выделенной жидкости были примерно равными.

3.Техника внутривенных инъекций.

Техника выполнения внутривенной инъекции:

1.Вымойте руки с мылом, высушите индивидуальным полотенцем, обработайте кожным антисептиком;
2.Проверьте срок годности и герметичность упаковки шприца. Вскройте упаковку, соберите шприц и выложите его в стерильный почкообразный лоток; 7
3.Проверьте название, срок годности, физические свойства и дозировку лекарственного препарата. Сверьте с листком назначения;
4.Возьмите стерильным пинцетом 2 ватных шарика со спиртом и сбросьте их в ладони. Обработайте и вскройте ампулу;
5.Наберите в шприц нужное количество лекарственного препарата;
6.Сбросьте защитный колпачок с иглы, и пустую ампулу в лоток для отработанного материала (кроме ампул от сильнодействующих и наркотических лекарственных средств);
7.Положите шприц в стерильный лоток;
8.Положите в стерильный лоток со стороны поршня стерильные ватные шарики (не менее 4 штук);
9.Объяснить пациенту ход манипуляции;
10.Усадите или уложите пациента. Под локоть для максимального разгибания руки положите клеенчатую подушку;
11.Наложите через одноразовую пеленку или салфетку (или на одежду) на среднюю треть плеча венозный жгут так, чтобы его свободные концы были направлены вверх, а петля вниз. Попросите пациента поработать кулаком;
12.Наденьте стерильные перчатки. Снимите с их поверхности тальк ватным шариком со спиртом;
13.Пропальпируйте наиболее доступную и наполненную вену, ватным шариком с кожным антисептиком обработайте всю область локтевого сгиба (в направлении снизу вверх);
14.Попросите пациента сжать кулак, после чего обработайте место инъекции ватным шариком с кожным антисептиком;
15.Натяните большим пальцем левой руки кожу локтевого сгиба на себя, фиксируя вену;
16.Возьмите шприц в правую руку, держа указательный палец на канюле иглы, расположите иглу срезом вверх, параллельно поверхности осторожно проколите кожу и вену (одномоментно или двухмоментно) и продвиньте иглу на 1/3 длины по вене до ощущения попадания в пустоту или появления крови в канюле и цилиндре шприца;
17.Потяните рукой поршень на себя так, чтобы в цилиндре шприца появилась кровь;
18.Развяжите жгут, потянув за один из свободных концов, попросите пациента разжать кулак, еще раз потяните поршень на себя для проверки контакта иглы с веной;
19.Введите лекарственный препарат, не меняя положение шприца;
20.Приложите к месту инъекции ватный шарик с кожным антисептиком и извлеките иглу из вены;
21.Попросите пациента согнуть руку в локтевом суставе, оставив шарик до полной остановки кровотечения из места прокола;
22.Выяснив самочувствие пациента, заберите ватный шарик и проводите его до дверей кабинета.
Инфекционная безопасность:
1.Промойте шприц с иглой в 1-й емкости с 3% р-ром хлорамина;
2.Замочите цилиндр и поршень во 2-й емкости с 5% р-ром хлорамина;
3.Иглу поместите в 3-ю емкость на 60 мин.;
4.Ватный шарик с кровью замочите вместе со всеми ватными шариками в емкости с 3% р-ром хлорамина на 120 мин.;
5.Салфетку или пеленку поместите в мешок для грязного белья;
6.Обработайте дважды клеенчатую подушечку, венозный жгут и манипуляционный стол 3% р-ром хлорамина;
7.Снимите перчатки и замочите их в 3% р-ре хлорамина на 60 мин.;
8.Вымойте руки с мылом, высушите индивидуальным полотенцем, обработайте кожным антисептиком.
Примечание: Остатки воздуха из цилиндра шприца выпустите в ампулу или флакон.

4.Интенсивная терапия при судорожном синдроме. Клиника синдрома.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Показания: для диагностики, обследования реконвалесцентов, у контактных.

2. стерильная пробирка с петлей и питательной средой

Выполнение манипуляции:

1. объяснить цель процедуры, получить согласие пациента (родителей)

3. предложить пациенту принять коленно- локтевое положение на кушетке (детей раннего возраста мать держит на руках)

4. взять пробирку с петлей в левую руку

5. развести ягодицы пациента левой рукой

6. осторожно ввести петлю в прямую кишку на 4-5см (у детей раннего возраста исключить вращательные движения петли)

7. осторожно вынуть петлю, поместить в стерильную пробирку с питательной средой, не касаясь стенок и ее наружных поверхностей.

10. вымыть и высушить руки

· материал должен быть доставлен в лабораторию сразу или в течении 2-х часов

· при помещении материала на холод (холодильник) время хранения увеличивается до12-24 часов

Анализ кала на яйца глистов.

Цель:Обнаружение яиц глистов.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Нет.

Подготовка: Психологическая.

Приготовить:

1. Чисто вымытый, ошпаренный горшок.

2. Чистую сухую стеклянную банку с крышкой

Последовательность действий:

1. Взять чистую сухую банку

2. Положить кусочки кала, взятого из 3-5 разных мест, не менее 10г.

3. Взятый кал отправить в лабораторию не позднее 15-20мин. после акта дефекации.

4.Уничтожить деревянный шпатель, предварительно продезинфицировав его

Образец направления

МАНИПУЛЯЦИЯ

Введение газоотводной трубки.

Цель манипуляции:

Оказание помощи ребенку при метеоризме.

Подготовка инструментов:

Газоотводная трубка, вазелин, клеенка, пеленка.

Техника выполнения:

На пеленальном столе раскладываем клеенку и на нее пеленку, ребенка кладем на бок, ножки прижаты к животу. Конец газоотводной трубки смазывается вазелином и вводится в прямую кишку приблизительно на 5 см, под другой конец положить пеленку. Ребенок лежит до отхождения газов.

Контроль на этапах:

Необходимо следить за отхождением газов, проводить массаж живота по часовой стрелке.

Конечный результат —отхождение газов.

Последующий уход — ребенка подмыть и запеленать.

Газоотводную трубку промыть и прокипятить

Техника постановки очистительной клизмы детям.

1. Отсутствие самостоятельного стула в течение 2-3 суток и вздутие живота.

Приготовить:

2. Вода 22-25 /детям до 6 мес. вода берется кипяченой/

Техника постановки:

Перед употреблением резиновый баллон кипятят. Берут 50-60 мл. воды, с 3-6 мес. до 100 мл. С 6 мес. до 1 года 150-200 мл., с года 200-300мл. Ребенок лежит на левом боку с согнутыми ногами на пеленке, постланной на клеенку. Набираем воду в баллон, предварительно выпустив из него воздух. Заполнив баллон водой, поднимают наконечник к верху и осторожно выпускают из него воздух, пока не покажется вода. Затем наконечник смазывают вазелином и, раздвигая ягодицы, вводим наконечник в задний проход на 3см. и медленно сливаем баллон, пока из него не выйдет вся вода.

После этого, не разжимая баллон, вынимаем наконечник из заднего прохода, а ягодицы сжимаем рукой в течении 3-5 минут задерживая выход воды.

Промывание желудка.

Цель:Промыть желудок с лечебной или диагностической целью.

Показания: Отравления /пищевые , лекарственные/.

Оснащение: 1. Стерильный желудочный зонд, стеклянная воронка или шприц.

2. Емкость с кипяченой водой.

9. Дезинфицирующие средства.

10. Емкость для дезинфекции.

Техника безопасности: Не оставлять ребенка без присмотра, строго следить за состоянием во время процедуры.

Возможные проблемы: Беспокойство, чувство страха, отказ от манипуляции.

Последовательность действий м/с:

1. Обьяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.

3. Измерьте расстояние / от середины переносицы или от резцов до пупка «плюс» ладонь ребенка и поставьте метку.

4. Подготовьте систему для промывания / смочите слепой конец зонда кипяченой водой или глицерином/.

5. Придайте ребенку положение в зависимости от возраста : р-ка первого года жизни уложите на левый бок, лицо слегка поверните вниз, ножки поднимите на 15 – 20 0 . Зонд вводите через носовой проход /носовые ходы должны быть очищены/, ребенка дошкольного возраста усадите к помощнику на колени, плотно зафиксируйте ноги и прижмите его голову к своему плечу. Ребенка старшего возраста усадите на стул, зафиксируйте при необходимости руки, закройте грудь резиновым фартуком или пеленкой.

6. Попросите открыть рот или раскройте рот шпателем или роторасширителем.

Читайте также:  Анализ на кала на капрологию

7. Быстрым движением введите зонд за корень языка и осторожно, медленно, без насилия вводите его до отметки /при быстром введении зонд может «закрутиться» в пищеводе/.

8. После попадания зонда в желудок присоедините к нему воронку /шприц/.

9. Держите воронку ниже уровня желудка, заполняйте воронку водой осторожно поднимайте воронку вверх до тех пор, пока вода достигает уровня устья воронки, затем опустите ее ниже уровня желудка так, чтобы в нее стала поступать промывные воды, вылейте воды в промывную емкость.

10. Повторите процедуру до чистых промывных вод.

11. Снимите воронку /шприц/, осторожно, но быстро извлеките зонд предварительно пережав его.

12. Освободите ребенка, уложите в постель.

13. Обработайте систему в соответствии с требованиями сан. эпид. режима.

Примечание:Кол-во жидкости для промывания желудка зависит от возраста ребенка: новорожденным 200мл, до года из расчета 10мл на месяц жизни, после 1 года – 1литр на год жизни, но не более 10 литров. Температура жидкости у детей раннего возраста 22-24 0 , у остальных комнатная /18-20/, у грудных детей используется тонкий зонд и вместо воронки шприц.

1. Кол-во жидкости вводимой должно соответствовать кол-ву выводимой.

2. Если при введении зонда у р-ка появляется кашель, затруднение дыхания, цианоз – необходимо извлечь зонд /т.к. он попал в дыхательные пути/.

3. При появлении в промывных водах прожилок крови — прекратите манипуляции и вызовите врача.

СОСКОБ НА ЭНТЕРОБИОЗ.

Цель: обнаружение яиц остриц

Приготовить: Липкую ленту, шпатель, предметные стекла, лоток, емкость с дезинфицирующим раствором, лоток для сброса, бикс.

Выполнение процедуры:

— получить согласие родителей

— объяснить цель и ход процедуры

— уложить обследуемого пациента на кушетку лицом вниз ( ребенка раннего возраста маме на колени животом вниз, снять ползунки, памперс)

— развести пациенту ягодицы левой рукой, открывая доступ к перианальным складкам

— наложить ленту липким слоем на перианальные складки правой рукой

— прижать ленту шпателем для обеспечения полного контакта липкого слоя с кожей перианальных складок

— приклеить ленту липким слоем к поверхности предметного стекла так, чтобы свободные края ленты были завернуты на другую сторону

— разгладить шпателем ленту для устранения пузырьков воздуха и других неровностей

— поместить шпатель в лоток для сброса

— отправить стекло в паразитологическую лабораторию в день отбора материала

Примечание: ребенка утром не подмывать!

ОБЩИЙ АНАЛИЗ МОЧИ

Цель: Диагностика.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Нет.

Приготовить: Чистую сухую баночку 200-300 мл, направление (этикетку).

Последовательность действий:

  1. Провести гигиенический туалет наружных половых органов.
  2. Собрать мочу в баночку из средней порции струи.

Утреннюю порцию доставлять не позже 1 – 1,5 часа после ее выделения, т.к. длительное стояние мочи ведет к изменению ее физических свойств, размножению бактерий и разрушению элементов осадка мочи.

ОБРАЗЕЦ НАПРАВЛЕНИЯ

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 655 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Цель:выявить возбудителя холеры в испражнениях больного.

Оснащение:пробирка с металлической петлей для забора материала, флакон со средой обогащения (щелочная 1% пептонная вода), клеёнчатый мешок, бикс, резиновые перчатки, ёмкость с дезраствором (1% раствор хлорамина Б, 0,2% раствор ДП-2), направление по форме.

ЭТАПЫ ПРИМЕЧАНИЯ
Подготовка к процедуре
1. Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования, сроки получения результата и получить согласие на процедуру. Исследуемый материал следует брать до назначения больным антибиотиков и других химиопрепаратов, поскольку через 1 -2 часа после их приёма количество вибрионов в испражнениях значительно снижается. Положительный ответ можно поучить через 18-48 часов, отрицательный через 24-48 часов.
2. Вымыть руки с мылом, надеть халат, перчатки, шапочку. Обеспечение индивидуальной защиты мед. работника, выполняющего манипуляцию.
Выполнение процедуры
1 . Уложить пациента на левый бок, привести колени к животу. Соблюдается стерильность.
2. Осторожно извлеките петлю из пробирки. Уважительное отношение к пациенту — залог успеха процедуры.
3. Развести ягодицы пациента левой рукой, осторожно ввести петлю в анальное отверстие, продвигая её в прямую кишку вначале по направлению к пупку (1-2см), а затем параллельно позвоночнику, продвигая петлю ещё на глубину 4-5см. Взятие материала непосредственно из прямой кишки — это один из способов получения материала, другим способом является взятие материала из судна (горшка) с помощью ректальных тампонов, проволочных петель.
4.Легкими вращательными движениями взять материал со стенки, извлечь петлю из прямой кишки. Количество материала, забираемого для бактериологического исследования, зависит от клинических проявлений заболевания. При тяжелой форме для посева достаточно взять 0, 1 -0,5 мл материала на 50 мл пептонной воды, в то время как при легкой форме.
5. Взять флакон с питательной средой в левую руку, мизинцем правой руки взять пробку флакона, опустить петлю с взятым материалом во флакон и сделать посев. Лучшие результаты дает непосредственный посев испражнений в жидкие обогатительные среды.
6. Извлечь петлю из флакона и закрыть флакон пробкой. Предотвращение попадания во флакон с посевом посторонних.
7. Вернуть петлю в пробирку, пробирку с петлей положить в клеёнчатый мешок. Клеенчатый мешок и флакон с посевом положить в бикс. Клеенчатый мешок уменьшит опасность, если пробирка разобьётся.
8. Закрыть бикс на «замок». Обеспечение безопасности при транспортировке.
Окончание процедуры
1 . Снять перчатки и погрузить их в дезинфицирующий раствор. Обеспечение индивидуальной защиты медицинского работника.
2. Написать направление, указав дату и время взятия материала, подробный домашний адрес. Подробный домашний адрес необходим для проведения заключительной дезинфекции в очаге.
3. Доставить взятый материал с сопровождающим на спец.транспорте в бак. лабораторию в течение 3-х часов.

Дата добавления: 2015-04-12 ; просмотров: 625 | Нарушение авторских прав

источник

Людям, которые обращаются в клиники с жалобами на дискомфорт и боли в животе, трудности с дефекацией и постоянную тошноту, для постановки достоверного диагноза назначаются стандартные исследования, одним из которых является анализ кала на посев.

При помощи бактериологического исследования этого типа можно определить состав, типы и приблизительное количество микроорганизмов, обитающих в кишечнике. Данный метод обследования незаменим, поскольку он помогает выявить острые кишечные патологии и возбудителей различных опасных недугов.

В большинстве случаев бак анализ кала назначается, если у пациента наблюдается симптоматика, свойственная для кишечных заболеваний. Обратиться в клинику для проведения исследования нужно при таких признаках:

  • беспричинное повышение температуры (чаще наблюдается ближе к вечеру);
  • тошнота и рвота;
  • метеоризм;
  • дискомфорт и болезненность в брюшной полости;
  • частая диарея;
  • отсутствие аппетита.

Так как каждый из этих симптомов характерен для кишечных заболеваний, поставить достоверный диагноз, отталкиваясь только от жалоб пациента, невозможно. Чтобы подтвердить или опровергнуть предполагаемое заболевание, требуется провести полноценную диагностику, которая поможет выявить, что послужило возбудителем патологии и подобрать грамотную схему лечения.

И также периодически сдавать такой посев на микрофлору обязательно нужно людям, чья деятельность связано с:

  • производство продуктов питания, их фасовка и транспортировка;
  • разделка и фасовка мяса и рыбы;
  • уборка кафе, ресторанов, столовых.

При помощи такого лабораторного исследования можно выявить следующие недуги:

  • сальмонеллез. Заболевание, при котором вредоносные микроорганизмы поражают тонкий отдел кишечника. Пациенты, страдающие от сальмонеллеза, сталкиваются с такими же симптомами, которые характерны для выраженной интоксикации. Сальмонеллез особенно опасен для детей, поскольку он нередко приводит к развитию сепсиса, воспаления легких и менингоэнцефалита. Инфицирование заболеванием происходит при игнорировании правил личной гигиеной, потреблении немытых овощей и фруктов;
  • дизентерия. Заболевание развивается под действием возбудителя шигелла и поражает преимущественно толстый отдел кишечника и желудок. Проникновение возбудителя также возможно только через немытые продукты;
  • коли-инфекции. В эту группу входят заболевания, продуцируемые кишечными палочками. Чаще всего инфекциями этого типа страдают дети дошкольного возраста. Заражение возможно только при контактировании здорового человека с носителем. И также дети могут заразиться, если родители не соблюдают правила санитарно-гигиенических норм.

Чтобы бакпосев кала показал достоверный результат, к нему нужно правильно подготовиться. И также важнейшую роль в исследовании играет сбор биоматериала. Специалисты советуют готовиться к анализу, соблюдая следующие правила:

  • за 5 дней до сбора биоматериала необходимо исключить из рациона мясные продукты и рыбные блюда. В этот период основу рациона должны составлять картофельные блюда, каши, кисломолочные продукты и макаронные изделия;
  • за неделю до сдачи анализа запрещено потреблять алкогольную продукцию;
  • за 3 дня до забора биоматериала пациенту необходимо отказаться от потребления любых лекарственных средств. Если человеку назначен прием каких-либо медикаментов на постоянной основе, об этом обязательно нужно оповестить лечащего врача.

Забор биоматериала чаще осуществляется в домашних условиях. Пациенту нужно предварительно приобрести в аптеке стерильный контейнер с плотно закрывающейся герметичной крышкой. При отсутствии возможности приобрести такую емкость можно использовать небольшую стеклянную баночку. Перед применением ее нужно тщательно промыть, простерилизовать и высушить.

Если человек хочет самостоятельно осуществить сбор биоматериала для анализа и отнести его в лабораторию, необходимо придерживаться следующих правил. В испражнения не должны присутствовать сторонние примеси, такие как слизь или моча. Если для хранения используется стеклянная баночка из дома, при ее стерилизации запрещено пользоваться дезинфицирующими средствами. Баночку нужно тщательно промыть и простерилизовать при помощи кипятка.

Если требуется провести сбор фекалий у малыша, горшок нужно предварительно обработать таким же образом, как и стеклянную баночку. Собранный материал нужно как можно быстрее доставить в лабораторию, желательно сделать это в течение 2–3 часов. Стоит понимать, чем позже биоматериал будет доставлен в медицинское учреждение, тем менее точными будут результаты исследования.

Чтобы выявить общую клиническую картину и патологию, с которой столкнулся пациент, лаборант помещает каловые массы в особую питательную среду. Через 5 дней в них должны вырасти колонии микроорганизмов, их которых специалистам удается приготовить мазок на кишечную группу.

Даже если количество бактерий будет незначительным, лаборанты все равно смогут сделать анализ. Биологический материал помещается под микроскоп, где лаборант по внешнему типу и подвижности сможет определить тип микроорганизмов, живущих в каловых массах. После этого проводится исследование возбудителя кишечной палочки.

Несомненным преимуществом такого исследования является то, что оно не только позволят выявить, какой тип микроорганизмов присутствует в организме человека, но и определить его восприимчивость к антибактериальным препаратам. Сколько делается расшифровка анализа, зависит от типа учреждения.

В большинстве случаев бланк с результатами выдается пациенту через 7–8 суток. И также в некоторых клиниках возможно проведение экспресс-тестов, которые позволяют получить результат в кратчайший срок. Стоит понимать, что результаты экспресс-методик не всегда являются достоверными, их точность не превышает 75%.

Постановка диагноза осуществляется только квалифицированным врачом. Медик дает оценку состоянию пациента, отталкиваясь от сведений, полученных в ходе исследований. Вне зависимости от типа учреждения, в котором проводилось исследование, в бланке с результатами будут подробно описаны значения нормы. С ними нужно сравнить полученные показатели.

Референсные значения должны находиться в таких пределах:

  • типичные e-coli – 10 7 –10 8 ;
  • кишечная гемолитическая палочка – бактерии этого типа должны полностью отсутствовать в исследуемом биоматериале;
  • лактозонегативная палочка – менее 10 5 ;
  • микробы типа протея – менее 10 2 ;
  • другие условно-патогенные энтеробактерии – менее 10 4 ;
  • неферментирующие бактерии – менее 10 4 ;
  • энтерококки – менее 10 8 ;
  • гемолитический стафилококк – бактерии этого типа должны полностью отсутствовать;
  • бифидобактерии – 10 10 ;
  • лактобактерии – 10 7 ;
  • бактерииды – 10 7 ;
  • клостридии – менее 10 5 ;
  • дрожжевые грибки – менее 10 3 .

Даже если результаты будут сильно отклоняться от нормы, паниковать не стоит, поскольку в некоторых случаях подобные отклонения могут быть спровоцированы внешними факторами. Расшифровкой анализа и постановкой диагноза должен заниматься только опытный специалист.

По степени роста изучаемый биоматериал классифицируется на 4 степени:

  • 1 степень. Разрастание бактерий на жидкой среде выражено слабо, а на твердой полностью отсутствует;
  • 2 степень. Разрастание одного типа доходит до 10 колоний на плотной среде;
  • 3 степень. Рост бактерий достигает до количества от 10 до 100;
  • 4 степень. Существенное разрастание колонии (больше 100).

Если пациенту диагностирована 1 или 2 степень, это свидетельствует о том, что заболевание вызвано не присутствующими микроорганизмами, а другими причинами. 3 и 4 указывает на то, что симптоматика вызвано именно присутствующими микроорганизмами.

Проведение посева кала на микрофлору не представляет сложностей. При должной подготовке и правильном сборе биоматериала его результаты будут достоверными. Важно помнить, что игнорирование правил сбора материала может исказить общую клиническую картину, что негативно отразиться на здоровье и может спровоцировать прогрессирование заболевания.

источник

АЛГОРИТМ ВЗЯТИЯ КАЛА НА ЯЙЦА ГЛИСТОВ.

АЛГОРИТМ ВЗЯТИЯ СОСКОБА НА ЭНТЕРОБИОЗ.

Показания:выявить глистную инвазию у ребенка с поледующим проведением санации кишечника.

· деревянный стерильный шпатель;

· 50% р-р глицерина или 1% р-р гидрокарбоната натрия;

Читайте также:  Анализ на кала на дизентерию

· предметное и покровное стекло;

· крафт-бумага, резиночка, бланк-направление.

1. Обьяснить маме/ребенку цель и ход процедуры.

2. Обработать руки гигиеническим способом, надеть стерильные резиновые перчатки.

3. Подготовить необходимые оснащение.

4. Уложить ребенка на левый бок, колени привести к животу.

5. Шпатель намочить в 50% р-ре глицерина или 1% р-ре гидрокарбоната натрия.

6. На предметное стекло поместиь каплю 50% р-ра глицерина.

7. Развести ягодицы ребенка левой рукой и произвести соскоб с поверхности перианальных складок у ануса и с нижных отделов прямой кишки, после чего пациент может занять удобное для него положение.

8. Материал со шпателем поместить на предметное стекло в глицерин,

накрыть предметные стекло покровным.

9. Завернуть стекла в крафт-бумагу, закрепить резиночкой.

10.Выписать направление, отправить материал в лабораторию в течение 1 часа.

11. Снять перчатки , выбросить в контейнер.

12. Вымыть и осушить руки.

Примечание.Необходимо предупредить пациента ( родителей), что на обследование нужно прийти утром до дефекации.

Показания:выявить глистую инвазию у ребенка с последущим проведеним санации кишечника.

Оснащение:а) резиновые перчатки;

б) чистый деревянный шпатель;

в) чистая,сухая баночка с крышкой;

1. Обьяснить маме/ ребенку цель и ход процедуры.

2. Обработать руки гигиеническим способом, надеть стерильные резиновые перчатки.

3. Подготовить необходимые оснащение.

4. Собрать кал непосредственно перед исследованием в чисто вымытый, ошпаренный кипятком горшок.

5. Чистым деревянным щпателем забрать свежевыпущенный кал ( 5-10 г ) из нескольких мест последней порции и поместить его чистую сухую баночку ( после чего погружают шпатель в дезрастворе).

6. Выписать направление, отправить материал в лабораторию в течение 1 часа.

7. Горшок после забора материала замочить в дезрастворе, затем промыть под проточной водой и осушить.

8. Снять перчатки, выбросить в контейнер.

9. Вымыть и осушить руки.

Примечание.Кал должен быть свежим, теплым, доставлен в лабораторию не позднее 1 часа с момента забора.

Показания:выявить характер патогенной и условно-патогенной микрофлоры в толстым кишечнике у детей с ОЖКЗ, с последующем адекватной терапией.

Оснащение:а) резиновые перчатки;

б) стерильная пробирка с консервантом и металлической петлей;

в) стерильный деревянный шпатель;

г) стерильная баночка с крышкой;

д) горшок ( чистый, ошпаренный кипятком).

1. Обьяснить маме/ребенку цель и ход процедуры.

2. Обработать руки гигиеническим способом.

3. Надеть стерильные резиновые перчатки.

4. Подготовить необходимое оснащение.

5. Собрать кал непосредственно перед исследованием в чисто вымытый, ошпаренный кипятком горшок.

6. Стерильным деревянным шпателем забирают свежевыпущенный кал ( 2-3 гр) из нескольких мест последней порции, при этом нужно стремиться взять слизь, гной, фибринные пленки, избегая примеси крови ( в связи с ее бактерицидным действием), и помещают его в стерильную баночку ( после чего погружают шпатель в дезинфицирующий раствор).

7. Выписать направление.

8. Отправить материал в баклабораторию с сопроводительным документом в течение 1 часа.

9. Горшок после забора материала замочить в дезсредстве, затем промыть под проточной водой и осушить.

10. Снять перчатки , выбросить в контейнер.

11.Вымыть и осушить руки.

Примечание. Кал должен быть свежим.

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 3055 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Одна из методик изучения состояния человеческого здоровья – бактериологические исследования продуктов его жизнедеятельности, в том числе, каловых масс. Такой тип анализов обычно входит и в общие профилактические осмотры, и в комплексные узкопрофильные диагностические мероприятия. Собранный материал, обработанный специальным образом, позволяет определить некоторые важные показатели здоровья человека, например, наличие кишечного дисбактериоза или кишечных инфекций, а также контролировать качество осуществляемого лечения. Такой анализ может назначаться пациентам любого возраста.

Общеизвестно, что в кишечнике человека находится большое количество разнообразных микроорганизмов, в общей сложности более 500 видов. Большая часть микрофлоры “проживает” в толстом кишечнике, меньшее количество – в тонком кишечнике и аппендиксе.

Хотя, на первый взгляд может показаться, что их функциональное значение для человека не особенно важно, но на самом деле работа этих бактерий напрямую отображается на состоянии здоровья их носителя.

В полости кишки бактерии прикрепляются к ворсинкам эпителия. Одна из их функций – продуцирование специальной слизистой биоплёнки, которая отвечает за сохранение популяции полезных микроорганизмов, и защищает их от внешнего воздействия.

В процессе своей жизнедеятельности бактерии активно размножаются, участвуя в процессах переваривания пищи и усваивания полезных веществ организмом человека.

В случае попадания инородных микроорганизмов, “чужаки” уничтожаются, вытесняются или же происходит их адаптация, и они тоже начинают участвовать в общей жизнедеятельности бактерий кишечника.

Кроме вышеописанных, микроорганизмы в кишечнике выполняют и другие функции – расщепляют и переваривают пищу, защищают эпителиальный внутренний слой кишки, участвуют в процессах обмена веществ, синтезируют некоторые витамины и аминокислоты, формируют реакции иммунной системы, осуществляют защиту от различных патогенных организмов.

При этом, часть микробиоты самого кишечника является условно-патогенной, как, например, кишечная палочка. В нормальном количестве она незаменима в процессах пищеварения.

Любые изменения в количественном или качественном соотношении микрофлоры в кишечнике приводит к ухудшению состояния здоровья человека.

Все микроорганизмы, которые населяют полость кишечника, медики для удобства классифицируют по тому, могут ли они представлять для своего носителя какую-либо опасность в определённых условиях.

  • здоровые бактерии, которые функционируют в кишечнике, и не причиняют носителю вреда: лактобактерии, бифидобактерии, эшерихии;
  • условно-патогенные микроорганизмы, которые могут провоцировать развитие некоторых патологических процессов при определённых условиях: клостридии, стафилококки, кандиды, энтерококки;
  • патогенные, которые являются возбудителями опасных заболеваний: сальмонеллы, шигеллы.

Анализ кала на кишечные инфекции и на дисбактериоз позволяет выявить все виды микроорганизмов, в том числе, патогенных. Суть обследования заключается в посеве выделений организма человека на питательные среды, в результате чего все бактерии, присутствующие в каловой массе, начинают интенсивно размножаться, и их становится легко обнаружить. Нередко исследование, которое ещё называется бакпосевом кала, назначают детям.

По результатам анализа лечащий врач получает информацию о наличии отклонений в работе кишечника, причинах нарушений пищеварительного процесса, нарушении баланса микрофлоры, присутствии паразитов и гельминтов в кишечнике.

Исследование каловых масс назначается в определённых случаях, когда врачу необходима конкретная информация о состоянии здоровья пациента. Показаниями к назначению бактериологического исследования кала является:

  • необходимость назначения антибиотиков;
  • проведение подготовки к зачатию ребёнка;
  • наличие проблем с пищеварением: запоров, диареи, изжоги, тошноты и рвоты, тяжести в желудке:
  • боли в животе;
  • повышенное газообразование;
  • пройденный курс лечения антибиотиками;
  • проявления аллергических реакций;
  • частые инфекционные заболевания, подозрение на наличие гельминтов;
  • диагностированные онкологические заболевания;
  • иммунодефицит.

Что касается возможных противопоказаний, у этой процедуры их нет – бактериологическое исследование каловых масс может проводиться в любом возрасте и при любом состоянии пациента.

Проведение бактериологического анализа кала требует от пациента определённых подготовительных мероприятий. Каловые массы – продукт жизнедеятельности человеческого организма, в котором отражается образ его питания.

Поэтому, чтобы обеспечить максимально объективную диагностику, медики рекомендуют, в первую очередь, проконсультироваться со своим лечащим врачом и, примерно за 5-7 дней до проведения забора кала на патогенную кишечную флору, отказаться от приёма антибиотиков, препаратов против диареи, противогельминтных средств, слабительного, ферментсодержащих и железосодержащих лекарств. Не рекомендуется за 3-4 дня делать очищающие или лечебные клизмы. Доктора, который будет проводить исследование, следует предупредить обо всех лекарствах, принимаемых незадолго до анализа. В случае, если обследуемый за последние пол года до анализа посещал другие государства, об этом также следует сообщить врачу.

В рамках подготовки пациента, за 2-3 дня перед назначенной датой сдачи анализа следует придерживаться диеты, которая исключает продукты, способствующие повышению газообразования, или окрашиванию каловых масс. Запрещены:

При составлении рациона в этот период следует помнить, что употребление мяса также может повлиять на результаты анализа. Не допускается взятие на анализ кала, который получен с использованием слабительных средств или клизмы. Все эти рекомендации актуальны при плановом взятии материала.

Существует несколько способов взятия кала для исследования. В первом случае, биологический материал для изучения пациент собирает самостоятельно, после произвольно осуществлённого процесса дефекации. К технике забора в таком случае существуют некоторые требования.

Необходимо заранее позаботиться о наличии специальной стерильной тары для собранных каловых масс – в любой аптеке можно приобрести ёмкость с плотно закрывающейся крышкой и лопаткой.

Очень важно, чтобы в каловые массы, отправляемые на анализ, не попали посторонние примеси – моча, менструальные выделения, чистящие средства из унитаза. Женщинам рекомендуется собирать материал в период после окончания менструации.

Если в кале присутствует гной или слизь, их необходимо собрать. Вкрапления или сгустки крови не следует набирать для анализа. Перед забором необходимо опустошить мочевой пузырь.

Для анализа достаточно массы объёмом примерно в 2-3 чайные ложки, при этом выбирать материал необходимо из разных частей массы – изнутри, с боков, сверху.

Собрав в контейнер материал для исследования, его необходимо плотно закрыть крышкой. На ёмкости следует указать свои фамилию и инициалы, дату рождения. В течение не более полутора часов ёмкость с содержимым нужно доставить в лабораторию. Чаще всего, специальные условия хранения не могут максимально сохранить микрофлору кала, так как большинство бактерий, в него попадающих, умирают от контакта с кислородом. Через пять часов после забора материал уже не представляет ценности для исследования.

В некоторых случаях, забор материала для исследования производится медицинским работником, вне зависимости от процесса естественной дефекации пациента. Для этого могут использоваться тампоны или специальные петли. Такой алгоритм взятия кала подходит и для маленьких детей.

Техника забора кала выглядит таким образом: обследуемый ложится на кушетку, в положении “на боку”, сгибая ноги в коленях и притянув бёдра к животу. Ладонями ему нужно развести ягодицы. На глубину до 10 сантиметров в задний проход вводится петля или тампон, которыми медсестра аккуратно снимает содержимое кишечника со стенки прямой кишки.

Собранный материал складывается в стерильную пробирку, контейнер или ёмкость с консервантом. Без консерванта материал должен быть обработан не позднее чем через 2 часа после его изъятия.

После того, как материал для анализа получен, в стерильной ёмкости его отправляют в лабораторию.

Как можно быстрее с момента взятия кала, его засевают на твёрдую цветную среду – среду Левина или бактоагар Ж, а также в среду накопления (Кауфмана, Мюллера). Сделанные посевы на сутки отправляются в термостат, где они содержатся при температуре 37 градусов Цельсия. Если кал был собран на тампон, его наносят на чашку с твёрдой цветной средой, и рассеивают шпателем. Через сутки материал готов к исследованию.

Клинический анализ каловых масс включает в себя их первичный осмотр. При этом, медик изучает его структуру, цвет, консистенцию, запах. В норме кал не должен содержать кусочков непереваренной пищи, слизи, гноя, быть обесцвеченным или, наоборот, слишком тёмным.

Биохимический анализ подразумевает проведение некоторых химических реакций, например, реакции на наличие билирубина, скрытой крови, крахмал, жирные кислоты, белок, йодофильную флору. Все эти элементы в норме должны показывать отрицательный результат реакции.

Реакции на аммиак и стеркобилин должны быть положительными. С применением лакмусовой поверхности, медик определяет уровень кислотно-щелочного состояния каловой массы. Кроме того, материал исследуется под микроскопом. Такой способ изучения кала позволяет выявить наличие в экскрементах патологических элементов. Микроскопия кала даёт возможность оценить качество переваривания пищи, диагностировать муковисцидоз, дисбактериальные и ферментные расстройства.

Бактериологическое исследование кала – анализ, благодаря которому можно выявить у пациента наличие целого ряда патологий, в том числе, дисбактериоза. В своём нормальном состоянии микрофлора кишечника является сбалансированным симбиозом различных типов микроорганизмов, которые отвечают за работу иммунитета, за процесс переработки пищи, за поддержание нормального уровня кислотности и защитных ресурсов организма. Опасность дисбактериоза в том, что он разрушает микрофлору кишечника, в результате чего у человека могут развиться даже такие заболевания как дизентерия или стафилококковое поражение.

Кроме дисбактериоза, такой тип диагностики показывает медику нюансы пищеварительного процесса обследуемого, состояние его кишечника и желудка. Анализ кала даёт возможность определить наличие кровотечений в пищеварительных органах.

Определение патогенных возбудителей позволяет диагностировать и подтверждать инфекционные заболевания, что улучшает возможности применения специфической терапии.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Специальность: инфекционист, гастроэнтеролог, пульмонолог .

Общий стаж: 35 лет .

Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист .

Научная степень: врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Повышение квалификации:

  1. Инфекционные болезни.
  2. Паразитарные заболевания.
  3. Неотложные состояния.
  4. ВИЧ.

источник