Меню Рубрики

Задания для детей по звуковому анализу

Людмила Гребенко
Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: — требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению; — появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; — не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

— не пропускал буквы, не путал их при написании;

— умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

— под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

определение количества звуков в слове;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове.

Детям необходимо знать, что:

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я — , Ю – , Е – , Ё – .

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

1. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

2. Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

3. Игра «Покажи картинку на определенный звук». Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

4. Игра «Звуковой поезд». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Как проводится звуковой анализ слова?

1). Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

— Сколько звуков в слове КОТ? слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? слове КОТ первый звук [К])

Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

— Какой второй звук в слове КОТ? слове КОТ второй звук [О])

Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

— Какой третий звук в слове КОТ? слове КОТ третий звук [Т])

Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя. Большое спасибо за внимание!

«Ассорти из слов и звуков». Викторина для детей подготовительной к школе группы и родителей Задачи: — совершенствовать звукослоговой анализ и синтез слов, навык чтения; — закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы;.

Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: «Гиацинты в вазе» Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для родителей и детей «Ромашка» Мастер –класс для родителей и детей «Ромашка» Маленькое солнце на моей ладошке, — Белая ромашка на зеленой ножке. С белым ободочком желтые.

Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» ГБДОУ детский сад № 20 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Мастер-класс для родителей «Музыкотерапия-музыка как лекарство» Мастер-класс «Музыкотерапия: музыка как лекарство» Цель — ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс по обучению звуковому анализу и синтезу слов «Путешествие в Страну Слов» Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными компонентами процесса обучения грамоте детей старшего дошкольного.

Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов – основа подготовки детей-логопатов к обучению грамоте. В чём актуальность этой проблемы?.

Методика обучения детей звуковому анализу и чтению Задачами обучения грамоте по программе детского сада является развитие фонематического слуха и навыки звукового анализа речи. Как таковой.

источник

1. Игры с использованием Звуковичков.

Они — носители и хранители звуков, живут в стране слов. Чтобы узнать, как зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотри рисунок на его крылышках. Если нарисован ландыш, то это Звуковичок Л, если люстра — ЛЬ.

Показывают детям 5-6 Звуковичков. По рисунку на крылышках дети определяют его имя.

1.2 «Кто лучше покормит Звуковичка?» Показывают Звуковичка. По рисунку на крылышках узнают его имя. Кто больше придумает слов на этот звук?

1.3 «Почему заболел Звуковичок?»

На крылышках грустного Звуковичка [м] нарисовано: мак, мох, мыло, машина, миска. Почему он заболел? Так как художник ему по ошибке дал предмет с [мь].

1.4 «Рисуем крылышки Звуковичку»

Дети сами подбирают и рисуют Звуковичку предметы на крылышках.

2. «Подарки Аленке»

Аленке на день рождения подарили много игрушек, в названии которых есть звук [у]. Угадай, что ей могли подарить?

2.1 «Загрузи корабль» (машину, самолет и т.п.).

Корабль собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названии которых есть звук [у]. Ребенок рисует нужные предметы на корабле.

3. «Найди общий звук»

Эта игра хорошо развивает внимание, развивает фонематический слух, формирует навык быстрого звукового анализа.

Логопед произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук.

— Какой звук встречается во всех словах?

Попутно выясняем лексическое значение малознакомых и неизвестных слов. Просим детей придумать аналогичное задание.

4. «Найди лишнее слово»

В трех словах есть общий звук, а в четвертом — нет.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Игры, помогающие определить место звука в слове.

1. «Звукоедик»

У Звуковичков есть страшный враг — Звукоедик. Он питается первыми звуками в словах (или последними).

1.1 Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый или последний звук в названии фруктов.

1.2 Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев.

1.3 Звукоедик может попасть в огород, магазин, на улицу, в цирк и т.д.

Играем до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звук в слове.

2. «Подарки зверюшкам»

Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?

3. «Цепочка слов»

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются «цепочку»: каждое следующее начинается с последнего звука предыдущего слова.

Играющим раздаются карточки с изображением разных предметов и 3 пустых. Дети выкладывают карточки так, чтобы они составили цепочку слов. Если нет карточки с изображением предмета, в названии которого есть нужный звук, то ребенок рисует этот предмет на пустом листочке.

3.2 Детям дается предметная картинка и альбомный лист. Ребенок рисует 5 предметов в определенной последовательности.

3.3 Незнайка решил поиграть в «Цепочку слов»

Он нарисовал: чайник — чашка – сахар – варенье — печенье. Почему он ошибся? Он сыграл по правилам?

4. «Кто больше?»

Придумать слова, в которых заданный звук был бы:

5. «Подбери слова к схеме»

Материал: предметные картинки, листы бумаги, карточки.

У каждого картинка и 2 карточки, лист бумаги. Закрашенная клеточка обозначает место звука в слове.

Задание: к схеме подобрать карточки. Для активизации внимания используются слова-«ловушки», которые не подходят к данным схемам.

6. «Добавь звук», «Звук заблудился»

К в карман к монтеру — прыг!

Крысу красят маляры. (По А.Шибаеву)

На заводе сделан хобот. (По И.Лопухиной)

7. «Отними (добавь) звук»

косы — осы верь — зверь — дверь

Учимся слышать твердые и мягкие согласные.

1. «Найди свой домик»

Игровой материал: 2 домика, картинки.

В разных концах комнаты крепятся 2 домика: синий и зеленый. У детей карточки с изображением предметов. Все изображают «звуки»: «летают» по комнате и поют свои звуки. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на картинке.

«Была хорошая погода, пошли звуки гулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домики. В синий пускают только твердые согласные, в зеленый — мягкие. Кто неправильно определить свой звук, того в дом не пускают. Этот «звук вымок под дождем».

Если дети легко определяют первый звук по твердости-мягкости, то вводим слова-«ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет домика.

2.«Мамина сумка»

Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названии которых есть звук [м]. Нарисуйте их.

Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть звук [р] т.п.

3. «Построим дом»

На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в названии которых есть [р]: крыша, труба, крыльцо, рама, забор вокруг дома. Потом рисуют предметы только с [рь]: двери, козырек над дверью, деревья у дома.

Ребенку можно предложить помощь в виде наводящих вопросов:

— Из какого материала сделан дом: он кирпичный, деревянный?

— Какой краской его покрасим: серой, розовой, коричневой?

— Какие кустарники нарисуем вокруг дома: смородину, сирень?

— Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

Учимся выполнять звуковой анализ слов.

Для совершенствования навыков звукового анализа в работе используются следующие дидактические игры:

1. «Отгадай слово»

Перед детьми звуковая модель слова

Отгадайте, какое слово зашифровано. Дети с помощью вопросов выясняют, к какой группе относится данное слово:

2. «Отгадай загадку»

Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Не человек, а рассказывает

Ребенок пишет отгадку в виде схемы.

3. «Живые звуки»

Дети “превращаются “ в звуки. Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.

4. «Назови слово по модели»

Материал: доска, мелки, предметные картинки, цветные схемы, листы бумаги с рисунками предметов и звуковыми схемами слов.

На доске мелками рисуются звуковые схемы слов. Детям задается вопрос: Кто подберет слово, которое подходит к схеме?

Используются разные модели:

3 ребенка превращаются в слова: кит, кот, крот. Из 3 моделей, изображенных на доске, каждый выбирает свою модель и доказывает, что это его схема.

Каждый ребенок получает большой лист бумаги. Справа на нем — рисунки с изображениями предметов, слева — в любом порядке звуковые схемы слов. Надо соединить дорожкой рисунок с нужной схемой.

Можно использовать усложнение: звуковых схем на листочке может быть больше, чем картинок.

Читайте также:  Психологический анализ о результатах диагностики детей

Игровые упражнения с буквами.

1. «Исправь букву»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайтесь, какие это буквы и исправьте их.

2. «Какие это буквы?»

Материал: буквы из картона.

Правила: из картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагают на ощупь определить буквы. ( А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)

3. «Разрезные буквы»

Материал: листочки цветной бумаги для букв.

На отдельных листочках написано по одной букве. Каждая буква окрашена в свой цвет. Лист разрезаем на 2-3 части. Дети собирают буквы, а потом из них слова.

4. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Поэтому, прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Дети должны четко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для осуществления этой цели используются различные виды заданий и упражнений (смотри дальше).

5. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

6. «Определение букв», написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

Какие буквы стоят кверху ногами? Впиши их в клетки правильно.

7. «Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

8. «Найти недостающие элементы буквы» Для этого обращаюсь к игре «Буква сломалась».

— На шариках нарисованы буквы и их элементы. Преврати их в букву Щ.

9. «Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой и т.п.»

10. «Определение буквы», «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами).

11. «Систематическое придумывание детьми слов на данную букву» Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны четко усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

12. «Нахождение букв в геометрических фигурах».

Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: о, у, и, м, п, г, т, р, л и т.д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

13. «Поиск букв, наложенных друг на друга.»

14. «Придумывание слов на данную букву в определенной позиции» (в начале, в середине, в конце слова).

15.» Конструирование букв из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.»

16. «Мягкие буквы».

(направлено на запоминание формы буквы ,соотношения её частей и пропорций).

Ребенку даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.

17. «Допиши букву»

Ход игры: Логопед предлагает детям дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ребенок, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

18. «Угадай, кто я».

Цель: Закрепление начертания букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ребенка. Ход игры: Логопед называет элементы букв. Дети находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

19. «Соедини одинаковые буквы»

1. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. М., 1989.

2. Шаховская С.Н. Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Ч.1. М., 1992.

источник

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста включает следующие разделы:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие фонематического восприятия.

Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее.

Развитие звукового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях:

  • Развитие анализа структуры предложения.
  • Развитие слогового анализ и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
  2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
    предложение начинается с заглавной буквы;
    слова в предложении пишутся отдельно;
    в конце предложения ставится точка;
  3. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
  4. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  5. составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  6. выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
    Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.

Развитие слогового анализ и синтеза.

Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

Капают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить
Помочь слова оживить?

Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов
Кто помочь словам готов?

/БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ — БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.

Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять толькотпервый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.

машина, лисица, народ – МАЛИНА.
ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
колос, рота, ваза – КОРОВА

  • Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
    На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
  • Рекомендуются следующие задания:

    1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
    2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
      МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
    3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
      КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
    4. Графический диктант. Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

    Шуршат сухие листья 2,3,2
    Пастушок потушил костёр 3,3,2
    Шумят вершины сосен 2,3,2

  • Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
  • Дидактическая игра «Внимание и счёт». Игра проводится письменно, от учеников требуется внимательность и умение быстро читать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и записывают все слова, состоящие из трёх слогов.
    Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.
    Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение:
    ОКОЛО НАШЕГО ДОМИКА СТОЯЛА БЕЛАЯ БЕРЁЗА.
  • Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
  • Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слогов
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Предлагаются следующие задания:

    1. Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
    2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой сделать прочерк. Логопед читает слова. если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.
    3. Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.
    4. Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
    5. Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А.

    На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады.

    Д/у «Звук заблудился».

    Мы собрали васильки
    На головах у нас щенки (венки).
    Тает снег, течет речей.
    На ветвях полно врачей (грачей).

  • При разборе предложения составляется схема предложения и выделяется слово с заданным звуком. Например, предложение: ГОСТЬ ПРОЖИВАЕТ В ГОСТИНИЦЕ. Схема будет выглядеть так:
    Г_________ _________ __ Г_______ .
    • Выделение первого и последнего звука в слове.

    Сначала задания даются на определение первого гласного звука, а затем переходят на вычленение первого согласного звука:

    1. Логопед показывает картинки, а дети выделяют первый звук.
    2. Д/И «Любопытный». Логопед задаёт вопрос, а дети придумывают ответы, так чтобы они начинались с определённого звука, например, со звука – Г.

    — Где ты живёшь? (в городе)
    — Где твоя машина? (в гараже)
    — На чём ты любишь играть? (на гитаре)
    — Где остановились гости? (в гостинице)
    — Где напечатана статья? ( в газете)
    — В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию)

    Зазвенела птичья трель
    Закружилась карусель
    Михаил залез на дуб,
    Чтобы врач не вырвал.. (зуб).
    Бил Андрей ногою в дверь,
    А Сергей ревел, как…. (зверь).
    Наказанья срок всё длился
    Клим в углу стоял и….( злился).

  • По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  • Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.
  • Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  • Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке: В воде купался, а сух остался (гусь).
  • Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
    • Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
    1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки: ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ.
    2. Подбор слов, в котором звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова.
    3. По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.
    4. Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
    5. Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).
    6. Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.
    7. Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме: (как, клок, кулик, кролик, кошелёк).

      Логопедическая работа по формированию сложный форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением письма на основе современного понимания процесса овладения этим навыком. В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализ как умственного действия.

      1 — этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

      Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка –слово название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеток, по числу звуков в слове.

      По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое ученик осуществляет, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ, ЛУК, СОМ. Предлагается картинка, на которой нарисован ЛУК, под ней схема из трёх клеток. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове?» дети отвечаю и закрывают первую клеточку. Затем определяют второй и третий звук. Затем по схеме повторяют последовательно все звуки.

      Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ребёнку, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.

      2- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Функция анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё.
      Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

      3 – этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

      Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

      1. Слова из двух гласных: АУ, УА.
      2. Односложные слова. состоящие из обратного (УМ,ОХ,УС), прямого открытого (НА,МУ, ДА0, закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК
      3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ.
      4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК.
      5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА.
      6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ.
      7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: ВОЛК.
      8. Двусложные слова со стечение согласных в начале слова: ТРАВА.
      9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА.
      10. Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, БАБУШКА.

      В процессе коррекции нарушения письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбука, письменные упражнения.

      Рекомендуем использовать следующие задания:

      1. Вставить пропущенные буквы: ВИЛ_А, КРЫ_А, КОШ_А, НО_НИ_Ы.
      2. Составить слова различной звуко – слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: ДОМ, МАК, ЛАПЫ, БАНКА, КАПУСТА.
      3. Выбрать из предложения слова с определённым звуком, устно. Назвать слова и записать их.
      4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:
      ПА— ПАР
      ПА— ПАРЫ
      ПА— ПАРАД
      ПА— ПАРУСА
      КО—КОТ
      КО—КОЗЫ
      КО—КОШКА
      КО—КОРОВА

    8. Подобрать слова /выбрать картинки/ с определённым количеством звуков.
    9. Какие слова можно составить из букв следующих слов: СТВОЛ (СТОЛ, ВОЛ), КРАПИВА (ИВА, ПАРК, РАК, ИРА).
    10. Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки по количеству букв: М….. (молоко).
    11. «Игра в кубик». Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
    12. Подобрать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: НОС – СОН, КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, ДАР – РАД.
    13. Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры.
    14. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка. Дети называют картинки. Затем логопед даёт задание: назвать слово. В котором после звука Л слышится К и т.д.
    • Развитие фонематического восприятия
    Читайте также:  Психологический анализ игры детей дошкольного возраста

    Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

    На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

    Работа проводится по плану:

    • Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
    • Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
    • Формирование умения определять наличие звука в слое.
    • Определение звука в слове.
    • Выделение слова с данным звуком из предложения.

    По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

    На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками (см. приложение 1.)

    Список литературы:

    1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
    2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996.
    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004.
    5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
    6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004

    источник

    Картотека речевых игр по теме: «Обучение детей звуко-слоговому анализу».
    картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    В работе четко и подробно описаны этапы работы по формированию навыков звукового анализа, а также подобраны игры по развитию звуко-слогового анализа поэтапно.

    по теме: «Обучение детей звуко-слоговому анализу».

    Королева Елена Валерьевна

    Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

    После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец слова, — но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

    Воспитатели могут помочь детям сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

    Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

    Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

    Уважаемые воспитатели, помните

    1. Звук – мы слышим и произносим.

    2. Буквы мы пишем и читаем.

    3. Звуки бывают гласными и согласными.

    Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

    Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы

    Гласных букв десять : А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я- [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].

    Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком . Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

    Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми .

    Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

    Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

    Этапы работы по формированию навыков

    При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

    • выделение звука из слова,
    • определение первого звука,
    • установление места звука (начало, середина, конец слова),
    • полный звуковой анализ.

    Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые — мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

    Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

    Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на :
    — формирование навыков элементарного анализа;
    — обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

    Формирование навыков элементарного анализа , в свою очередь, состоит из частей:
    — выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
    — определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
    — нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

    По количеству операций первый период является более развёрнутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры. Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
    — сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
    — далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
    — затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
    — и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

    Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

    Когда ребенок начнет осваивать последовательный анализ слова , вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове.

    Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.

    Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек. Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.
    В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.

    Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава? Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков — позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.

    Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения. Таким образом, рекомендована к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу такая последовательность позиций анализируемых звуков.

    Для узнавания звука в слове:
    — ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);
    — согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
    — любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

    Для определения первого звука в слове:
    — ударные гласные;
    — сонорные согласные;
    — щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
    — остальные согласные звуки.

    Для определения последнего звука:
    — ударные гласные;
    — сонорные согласные;
    — щелевые согласные.

    Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

    Слова, которые не следует давать для анализа:

    • с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю,
    • с Ъ и Ь,
    • со звонкими согласными Б,В,Г,Д,Ж,З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.

    Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа

    Читайте также:  Психологический анализ причин неуспеваемости детей

    Слова с ударными гласными звуками в начале слова (для узнавания гласных звуков в начале слов)

    А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

    О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

    У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

    И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

    Слова с ударными гласными звуками в середине слова (для узнавания гласных звуков в середине слов)

    А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

    О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

    У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

    И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

    Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого согласного звука в слове)

    Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

    М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

    Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

    Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего согласного звука в слове)

    К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

    Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет.

    Слова для полного звукового анализа

    Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

    Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.

    Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

    Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

    Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

    Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

    Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

    Важно , чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

    Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

    При обучении чтению вашего ребенка в дошкольном возрасте, нам хотелось бы посоветовать называть буквы по их звуковым обозначениям : п, б, к…. Это значительно облегчит ребенку овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуем следующие задания:

    — В ряду букв обвести в круг заданную букву.

    — Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

    — Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

    Процесс обучения звуко-слоговому анализу лучше и эффективнее осуществлять в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры.
    Материал для занятий по формированию звуко-слогового анализа желательно подбирать так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался, возможно, чаще.

    Порядок анализируемых слов:

    слова из двух гласных (АУ)
    из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)
    из трёх звуков (РАК, КИТ)
    из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)
    слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
    слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
    слова из 2 слогов со стечением согласного (СУМКА)
    из 3 открытых слогов (СОБАКА)

    1. Произнеси слово и послушай его.

    Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, взрослый должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников устной речи.

    1. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком, а во второй по слогам.
    2. Протяни (выделипервый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
    3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)

    5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
    6. Третий звук и т.д.
    7. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:

    сколько всего звуков в слове?
    сколько гласных?
    сколько в слове слогов?

    Игры для овладения звуковым анализом

    1 . Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
    При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Ткаченко Т.А. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа особенно нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга, Э-овал вытянутый по горизонтали . Игры для детей 2-4 лет основаны на звукоподражании. Игра для самых маленьких: «Песенка» — показываем карточки-символы гласных звуков – А, О, У, И в разном порядке, дети поют песенку.

    Показываем символ и спрашиваем: «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС». Можно поиграть с детьми младшего возраста в такую игру: вы показываете картинку с символом звука (змея, комар, жук), а дети воспроизводят необходимый звук (змея – Ш, комар — З, жук — Ж).

    Выделение звука из слова (есть такой звук или нет?)

    Разговор двух пчёлок: Давай дружжжить! Где ты жжж ивёшь?

    Встреча двух машин: Я ввожу овввощи, а ты? Такую игру можно продлить, используя любой звук.

    Игры для овладения звуковым анализом

    1. Этап посвящается изучению гласных и согласных звуков

    «Утки и окуни».
    Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
    Ход игры: дети делятся на 2 команды — окуни и утки. Они двигаются произвольно . Взрослый произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-«окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» — когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры.
    Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

    » Дружные звуки »
    Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.
    Ход игры:
    Взрослый создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые.

    П римерный речевой материал: ААА-ня — ААА-лла , УУУ-ля — ИИ-ра, Оля – осы и т.д.

    Цель. Учить выделять первый ударный гласный звук в слове.

    Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук. Ууулица, ооослик, аааист и т.д. (слова подбираются так, чтобы первый гласный звук был ударным), ребенок называет звук, котороый стоит в начале слова.

    Аналогично можно поиграть, протягивая последний звук в словах.

    Цель. Учить ребенка выделять последний согласный звук в слове.

    Ход. Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего согласного звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук.

    Аналогично, проводится работа по выделению и называнию ребенком первого согласного звука в слове (лллак, нннос, мммак и др.).

    «Что поем?» По аналогии выделение гласного звука в середине односложных слов: кооот, пооол, сооон и др.

    «Три слова»
    Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
    Ход . Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове, например: утка, уши, узел.
    Ребенок. Звук [ У] .
    Взрослый. Где ты услышал звук [ У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?
    Ребенок. В начале слова.
    Рекомендации . Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

    «Картинки»
    Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
    Ход . Взрослый. Посмотри на картинки, назови их (например: ослик, окунь, окна и т.д.). С какого звука начинается название каждой картинки?
    Ребенок. Звук [ О] .
    Рекомендации . Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук [А] (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки [А], [О], [У], [И].

    «Путешествия по группе (детской площадке и т.д.)»
    Цель . Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
    Ход . Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С], [М] и т.д.

    Рекомендации. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [ С] . Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.

    «Поймай словечко в ладошки»
    Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков (игра для развития звукового синтеза).
    1-й вариант .
    Ход . Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. Какое слово ты услышал? Ребенок. Слово мак.
    Рекомендаци и. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [М]. Ребенок воспринимает на слух два звука –[ Э] и [ М] , что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
    2-й вариант .
    Ход . Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О . Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом .
    Рекомендации . 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

    «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок» ( игра для развития звукового синтеза)
    Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
    Ход . Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово? Давай попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
    Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
    Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
    1-ый вариант . Из названия каждой картинки запомни первый звук.
    Образец: Картинки: шапка, автобус, рак.
    Звуки: [ш],[а],[р]. Слово: шар.
    2-ый вариант . Из названия каждой картинки запомни последний звук.
    Образец: Картинки: комар, трава, сок.
    Звуки: [р],[а],[к]. Слово: рак.
    3-ый вариант . Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
    Образец: Картинки: куст, крот, кукла.
    Звуки: [с],[о],[к]. Слово: сок.
    Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.

    «Цепочка слов»
    Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
    Ход
    1-ый вариант . На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУ К . Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К , и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КО Т , выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
    2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
    Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
    Ребенок. Коза и т.д.
    Например: рак – коза – ананас – сова – автобус — самолет .
    Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).

    Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать на него слова.

    Ход. Взрослый бросает мяч и называет слово, ребенок не только должен поймать его, но и определить последний или первый звук в слове, назвать его и бросить обратно, либо можно усложнить игру. Ребенок называет следующее слово, на выделенный им звук и бросает обратно мяч взрослому, далее взрослый выделяет последний звук, придумывает слово на выделенный звук и т.д.

    «Волшебники»
    Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
    Ход.
    Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] (по аналогии с другими звуками)

    источник