Меню Рубрики

Мыслительная операция анализ у детей

Мышление — это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к знакомому, частному.

Большинство суждений — суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Их самая ранняя форма доказательства правоты — пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Понятийное мышление — это специфическая деятельность оперирования понятиями. В этом виде мышления выделяют следующие этапы: 1) Этот этап определяется умением назвать понятие и описать его. 2) На этом этапе ребенок учится сравнивать понятия и выделять данное понятие в ряду других. 3) Этот этап характеризуется умением устанавливать содержательные отношения между понятиями.

Кроме того, мышление каждого человека, в том числе ребенка, имеет свои особенности, связанные с так называемым складом ума, его индивидуальными способностями. Вот почему одному ребенку лучше дается решение математических вычислений, изучение физических явлений и других точных наук, а другой имеет художественный склад ума, связанный с творческими заданиями, развитым воображением.

Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Мышление ребенка развивается по мере его роста от наглядно-действенного (связанного с практическими действиями над предметами, с реальным преобразованием ситуации в процессе действий с ними) к наглядно-образному (характеризующемуся опорой на представления и образы ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности), а затем к словесно-логическому или абстрактному (осуществляемому с помощью логических операций с понятиями). Кроме того, различают теоретическое (познание законов, правил) и практическое мышление, т. е познание определенной цели путем выполнения нужных мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, среди которых основными являются анализ и синтез.

Анализ — это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики.

Синтез — мысленный переход от частей к целому.

Сравнение — установление сходства и различия между предметами.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстракция — выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.

Конкретизация — выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.

В процессе выполнения мыслительных операций могут проявляться индивидуальные качества мышления, являющиеся своеобразными свойствами личности: ширина, глубина, самостоятельность мышления, гибкость (постановка цели, создание плана, проекта для преобразования действительности), интуитивное (основанное на безусловных рефлексах) и логическое (опирающееся на жизненный опыт, суждения и точку зрения человека на разные предметы и явления) виды мышления.

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и бессознательно, характеризуясь сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели.

Любая мыслительная деятельность — это познание человеком окружающего мира для достижения мысли, быстрота и критичность ума, а также некоторые их нарушения. Первоначально мышление ребенка тесно связано с наглядными образами предметов и практическими действиями.

С началом активного овладения речью мышление ребенка вступает в новую, более совершенную стадию развития — речевое мышление. Взрослый человек мыслит словами, которые произносятся вслух или про себя. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется ярко выраженной конкретностью, образностью и сохраняет тесную связь с практической деятельностью.

Интенсивное развитие абстрактного мышления осуществляется в школьном возрасте, когда в процессе обучения дети целенаправленно, сознательно учатся умению слушать, смотреть, выделять главное, существенное, связывать предметы, явления по смыслу. Постепенно у ребенка формируются 3 основные формы мышления. Понятие, в котором отражаются главные и существенные свойства предметов и явлений. Суждение содержит утверждение или отрицание каких-либо данных относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение возникает в результате сопоставления и анализа различных суждений, на их основе делаются необходимые выводы.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления детей с расстройствами речи. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Помимо этого, у них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения и суженный объем.

При относительно сохранной смысловой памяти у детей снижена произносительная память, страдает результативность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Все качества мышления нуждаются в тренировке, так как только в деятельности происходит их совершенствование. В развитии мышления и других психических процессов дошкольников и младших школьников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Важное значение для развития мышления имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием, которые включают в себя постановку ребенком задач, наблюдение, требуют внимательного и организованного отношения. Постепенно, с обогащением жизненного опыта ребенка, накоплением знаний, Развитием его мыслительной деятельности, умения сравнивать, обобщать и анализировать развивается наблюдательность ребенка, мышление становится более полным, гибким, обогащенным деталями, целенаправленным.

Предлагаемые игры на развитие мыслительных процессов помогут совершенствовать мыслительные операции ребенка с нарушением речи.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

Задача: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо при знаку.

Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.

Например: «Здесь лишняя кукла, потому что она относится к игрушкам, а все остальные предметы к мебели».

Задача: закрепить у детей понятие об основных геометрических формах: круг, квадрат, треугольник (3-4 года), плюс овал, прямоугольник (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.

Оборудование: геометрические формы, предметные картинки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной Формы.

Описание. Взрослый формирует кучки, обозначая их каждой из геометрических фигур, и показывает, как раскладывать картинки, похожие на одну них.

Например, мяч кладут к круглым предметам, пирамиду — к треугольным, огурец — к овальным, дверь — к прямоугольным и т. д. Затем ребенок раскладывает картинки самостоятельно.

Задача: закрепить у детей понятие об основных цветах предметов: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный (3-4 года), их оттенках: оранжевый, розовый, фиолетовый, коричневый (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.

Оборудование: карточки — образцы цветов, картинки с изображением предметов разного цвета.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинки и называет изображенные на них предметы. Затем начинает формировать из них кучки по цвету, а ребенок должен разложить все предметы по этому образцу.

Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посуда, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и домашние животные, игрушки; развить умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.

Оборудование. 1 вариант: большие карты, разделенные на части, или одна картинка, на которой изображены предметы, относящиеся к одной группе, маленькие карточки с изображением отдельных предметов разных групп,

2 вариант: лото, состоящее из картинок с изображением знакомых ребенку предметов, относящихся к разным обобщающим группам.

1 вариант. Можно играть вдвоем с ребенком или группой детей из 3-4 человек. Если используются большие карты с пустыми клетками, то они раздаются игрокам, которые в ходе игры должны будут выбрать себе картинки с предметами определенной группы.

На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели, одежды и т. д.

Взрослый, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д.)?» Один из играющих должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)».

Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других закроет свою карту, не допустив при этом ни одной ошибки в ответах.

2 вариант. Взрослый играет с одним ребенком, показывает ему, как разложить на кучки (или в ряд) картинки, которые можно назвать одним обобщающим словом.

Например, огурец, помидор, лук, перец, капуста, Морковь и т. д. — это овощи; платье, шорты, пальто, Кофта, юбка, брюки и т. д. — это одежда; стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать и т. д. — это мебель.

Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, находить на картинках ситуации, которых не бывает в жизни, развить связную речь детей.

Оборудование: сюжетные картины с изображением несуществующих, нелепых ситуаций, фишки.

Описание. Взрослый говорит детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле».

Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением.

Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе». За каждую исправленную ошибку ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

6) Игра «Чего не хватает у предмета?»

Задача: научить детей находить недостающую часть (деталь) предмета, развить связную речь детей, тренировать их в образовании форм родительно го падежа существительных.

Оборудование: предметные картинки с каким-либо недостающим элементом, поломанные игрушки.

Описание. Взрослый предлагает ребенку найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на этот вопрос, употребив существительное с правильным окончанием.

Например: «У машины не хватает колеса»; «У куклы не хватает рук»; «У стула не хватает спинки».

7) Игра «Назови всех одним словом»

Задача: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.

Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и т. д.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картин- . ки и назвать ряд предметов одним словом.

Например: вместе лежат огурец, помидор, лук, морковь — это овощи; стул, стол, шкаф, диван — сюда положили мебель и т. д.

8) Игра «Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»

Задача: развить мышление и воображение детей, мелкую моторику.

Оборудование: в зависимости от возраста ребенка картинка может быть разрезана: для 3-4 лет на 4 части (картинка из 4 кубиков), для 5 лет — на 6 частей (картинка из 6 кубиков).

Описание. Ребенок старается сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезанные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке.

9) Игра «Расставим картинки по порядку»

Задача: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.

Оборудование: сюжетные картины с изображением времен года, картинки с изображением членов семьи, серии картин, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый дает задание ребенку:

1 вариант. Разложить времена года друг за другом по порядку.

2 вариант. Разложить членов семьи от самого старшего до самого младшего.

3 вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце (без составления рассказа).

10) Игра «Разложи по размеру»

Задача: закрепить у детей понятие о размере предметов.

Оборудование. Картинки с изображением предметов крупного, среднего и маленького размера.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинки, называет их и начинает формировать из них кучки по размеру, а ребенок должен разложить по образцу взрослого все предметы.

11) Игра «Угадай по контуру»

Задача: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внешним очертаниям.

Оборудование: карточки с вырезанными предметами посередине.

Описание. Перед ребенком раскладываются карточки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры.

12) Игра «Лото геометрических фигур»

Задача: научить детей соотносить предметные картинки с цветом и формой геометрических фигур, развить зрительное внимание.

Оборудование: большие карты с геометрическими фигурами разных цветов, карточки с изображением предметов, подходящих к ним по форме и цвету.

Читайте также:  Расшифровка общего анализа для детей

Описание. Ребенок раскладывает карточки с предметами на геометрические фигуры большой карты в соответствии с их формой и цветом.

Задача: отработать навыки прямого и обратного счета в пределах 1-10, познакомить детей с изображениями соответствующих цифр.

Оборудование: карточки-пазлы, на одной половинке которых цифры от 1 до 10, на другой — животные, соответствующие им по количеству.

Находить правильные сочетания помогут замки пазлов и подобие окраски животных и цифр.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком изображения животных, затем показывает ему, как составить из них цепочку, чтобы на каждом последующем было на одно животное больше, чем на предыдущем.

Затем вместе с ребенком с помощью замка и подходящего цвета к животным подбирают соответствующие цифры.

По мере тренировки ребенок выполняет задание самостоятельно, затем тренируется считать с их помощью в прямом и обратном порядке.

14) Игра «Машины разные нужны»

Задача: познакомить детей с основными видами машин, научить их самостоятельно рассуждать, сопоставлять, анализировать.

Оборудование: карточки-пазлы, включающие воздушный (самолет, вертолет, ракета), водный (корабль, пароход, катер, лодка) и наземный (автобус, легковой автомобиль, грузовик, трамвай, поезд и т. д.) виды транспорта.

Описание. 1 вариант. Ребенок должен найти и правильно назвать заданные машины среди нескольких других.

2 вариант. Взрослый кладет перед ребенком карточки с сюжетными рисунками (небо — для воздушного вида транспорта, море или река — для водного, дорога — для наземного). Отдельно лежат карточки с изображением машин. Например, лодка — к какой из обобщающих карточек ее можно отнести?

Если ребенок сделал правильный выбор, то замки на пазлах совпадут и все карточки образуют единую цепочку. После этого можно задать ребенку дополнительные вопросы.

Например, что объединяет машины в каждой цепочке? Все они относятся к водному виду транспорта. Какие машины относятся к наземному виду транспорта? (Легковая машина, автобус, поезд и т. д.) Как называются машины, которые летают по небу? (Воздушный вид транспорта.)

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Задача: научить детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: карточки с 4 предметными картинками или 4 отдельных предметных картинки, 3 предмета на которых относятся к одной группе, а один — отличается от них каким-либо признаком.

Описание. Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?»

Дети (или ребенок) должны правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему они так думают.

В отличие от игры «Что не подходит» для детей 3-5 лет, задания подбираются более сложные, требующие знания более редких обобщений (приборы, инструменты, различные виды транспорта, зимующие и перелетные птицы, времена года, животные жарких и холодных стран и т. д.). Например, даны предметы: конь, овечка, коза и собака — лишней является собака, так как у нее есть лапы, а у остальных — копыта.

Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, исправлять ошибки в предложениях, развить связную речь детей.

Оборудование: подготовленные взрослым неправильные предложения, фишки.

Описание. Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Дети должны их заметить и произнести предложение правильно.

Например: «Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро»; «Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш» . За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

3) Игра «Сравнение картинок»

Задача: научить детей анализировать предметы по какому-либо признаку (форма, цвет, размер, длина, правильность, скорость, количество предметов и др.), рассуждать и сопоставлять найденные сходства и различия, определять наибольшее (наименьшее) значение сравниваемых признаков, развить связную речь детей.

Оборудование: карточки с предметами для сравнения.

Описание. Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой, самый маленький)? В какой группе больше (меньше) всего предметов? Кто самый быстрый? Подбери такую же фигуру» и т.д.

Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос, выбрав соответствующий предмет.

Задача: уточнить представления детей о временах года, их последовательности и основных признаках, развить их связную речь.

Оборудование: сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета, осени (желательно одного и того же места в разное время года), сюжетные картинки с изображением признаков каждого из времен года (листопад, вьюга, птицы улетают, люди надели летнюю одежду, день становится короче, сбор урожая, жаркое солнце, тает снег и т. д.).

Описание. Взрослый показывает ребенку сюжетные картины с изображением времен года, называет каждое из них, а ребенок должен разложить их последовательно друг за другом, а затем подобрать к каждому из них подходящие признаки. Если ребенок хорошо справляется с заданием, можно назвать найденные для каждого времени года признаки.

5) Игра «Найди отличия (сходство)»

Задача: научить детей сравнивать похожие с первого взгляда предметы, находить сходство и различия между ними.

Оборудование: пары картинок, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями, не бросающимися в глаза, фишки.

Описание. Детям предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий (сходных деталей) за ограниченное количество времени. За каждое отличие ребенок получает фишку. Кто набрал большее количество фишек, Считается победителем.

6) Игра «Что к чему подходит?»

Задача: развить логичность мышления, умение правильно ассоциировать друг с другом подходящие по смыслу или назначению предметы.

Оборудование: общая картина, на которой смешаны предметные картинки из разных пар, или отдельные карточки с изображением 3-4 предметов, из которых два подходят друг к другу.

Описание. Взрослый показывает ребенку общую картину или карточку с 3-4 предметами, а ребенок должен выбрать из них и назвать пару подходящих друг к другу.

Например, ключ и замок, альбом и карандаш (краски), молоток и гвозди, стол и стул и т. д. При необходимости взрослый может помочь ребенку, называя один из пары подходящих предметов, а ребенок находит и называет другой.

Задача: развить у детей понимание последовательности и умение ее продолжить.

Оборудование: заданная последовательность из 3-4 предметов или картинок.

Описание. Взрослый показывает ребенку последовательность предметов или ряд картинок, а также несколько отдельных предметов из этого ряда. Ребенок должен выбрать из отдельных предметов тот, который продолжит ряд.

8) Игра «Угадай предмет по его части»

Задача: развить пространственные представления, логическое мышление детей.

Оборудование: отдельные элементы целой картинки, предметная картинка с пустым местом для этого элемента.

Описание. Взрослый показывает ребенку часть (отдельный элемент) картинки, а он должен угадать и назвать предмет, изображенный на ней. Поначалу можно использовать картинку-образец с пустым местом для недостающего элемента.

Задача: научить детей соотносить геометрические фигуры с соответствующими им по форме отверстиями, развить мелкую моторику.

Оборудование: кубик (коробка) с отверстиями разной формы, геометрические фигуры по количеству этих отверстий: овал, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, звезда, полумесяц, крест и т. д.

Описание. Ребенок должен опустить фигуру в соответствующее ей отверстие.

Поначалу взрослый может показать ему, как переворачивать кубик в поисках подходящего «домика», как легко, без усилий опускается фигура в свое отверстие. На этом этапе допускается нахождение соответствующего отверстия методом проб и ошибок.

10) Игра «Найди два одинаковых предмета»

Задача: научить детей сравнивать предметы, находить среди них одинаковые.

Оборудование: карточки с рядом предметов одного вида, среди которых есть две полностью одинаковых, а остальные имеют некоторые отличия.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картинку и найти два совершенно одинаковых по всем признакам предмета из ряда похожих.

11) Игра «Разложи по порядку»

Задача: развить логичность мышления, связную речь и воображение детей, умение располагать картинки в правильной последовательности.

Оборудование: серии картин (из 3-8 частей), связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый дает задание ребенку рассмотреть картинки и разложить их по порядку: что было сначала, что потом, что в конце, затем придумать рассказ по этим картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, взрослый помогает ему, задавая наводящие вопросы, начиная фразы по картинке, чтобы ребенок их продолжил и т. д.

12) Игра «Найди предмет, который отличается от других»

Задача: развить у детей внимательность к деталям, зрительное распознавание отличий между похожими с первого взгляда предметами.

Оборудование: ряды из 3-4 предметов, кажущихся с первого взгляда одинаковыми.

Описание. Сначала взрослый предлагает ребенку предметы, отличающиеся каким-то достаточно крупным элементом, затем — мелким и требующим для его нахождения особого зрительного внимания ребенка.

При необходимости на первых этапах взрослый может помогать ребенку наводящими вопросами.

13) Игра «Что где находится?»

Задача: развить у детей умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа — слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

14) Игра «Угадай по контуру»

Задача: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по их внешним очертаниям.

Оборудование: общая картинка, на которой перепутаны контуры предметов.

Описание. Ребенок рассматривает картинку, пытаясь по контурам разглядеть, какие предметы на ней нарисованы, и назвать их.

Задача: развить логическое мышление детей, отрабатывать навыки счета и счетные операции в пределах 10.

Оборудование: карточки с нарисованными призерами сложения, вычитания, сравнения предметов, вырезанные элементы: цифры от 1 до 10, знаки +, -,=,>,

источник

Эту проблему изучали Ульенкова У.В., Егорова Т.В., Стрекалова Т.А. и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем при олигофрении, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания, уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок), уровень развития речи, уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов).

Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К шести-семи годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности).

У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт — все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.

Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь — активное средство логического мышления ребенка.

Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляются во всех компонентах структуры мышления, а именно:

  • · в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
  • · в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
  • · в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
  • · в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с ЗПР неравномерно развиваются все виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении, ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление. [30]

Отставание в развитии мыслительной деятельности отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, когда возникают трудности в формировании сферы образов-представлений, то есть если наглядно-действенное мышление ребенка с ЗПР приближено к норме, наглядно-образное ей уже не соответствует. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами, т.к. образы-представления недостаточно подвижны. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров эти дети не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. Однако относительно простые узоры выполняют правильно (в отличие от умственно отсталых), так как установление подобия и тождества между простыми формами не представляется трудным для детей с ЗПР. Успешность решения таких задач зависит не только от числа элементов в образце, но и от их взаимного расположения. Некоторые затруднения вызывают задания, в которых отсутствует наглядный образец. Очевидно, не только опора на представление, но и само мысленное воссоздание образа заданного объекта составляют трудность для этих детей. Об этом же свидетельствуют исследования Егоровой Т.В., показавшие, что успешность выполнения заданий по образцу зависит от того, соответствует ли образец складываемому изображению по размеру, обозначены ли на нем части, из которых он составляется. У 25% этих детей процесс решения наглядно-практических задач протекает как бессистемное и неупорядоченное манипулирование отдельными элементами складываемого объекта. [8]

Читайте также:  Расшифровка биохим анализа у детей

Они с трудом понимают логико-грамматические структуры, выражающие пространственные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий на осознание этих отношений.

У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных задач, так как нет особой сосредоточенности и собранности. У большинства детей с ЗПР не обнаруживается готовность к интеллектуальному усилию.

Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Поддубной Н.Г. [25] При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились быстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы быстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

Детям с ЗПР также свойственно стереотипность мышления, его шаблонность.

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия — все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К шести-семи годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

  • · Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).
  • · Дедукция (от общего к частному).

Стрекалова Т.А. заметила такую особенность — дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления — осуществление вывода из двух посылок — еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. [31]

Характер мыслительной деятельности — репродуктивный, снижены способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: они не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Сами обобщения расплывчаты, слабо дифференцированы. Например, отвечая на вопрос «Как назвать одним словом: диван, шкаф, кровать, стул? «, ребенок может ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку». Могут правильно сгруппировать предметы по родовой принадлежности, но не могут обозначить группу словом, объяснить принцип классификации. Вообще, задания на классификацию выполняются на уровне речевого наглядно-образного мышления, а не конкретно-понятийного (как это должно быть в старшем дошкольном возрасте).

Наиболее доступны задания на аналогии, при выполнении которых дети могут опереться на образец или на свой житейский опыт. Даже сложные словесно сформулированные задачи из житейского опыта решаются лучше, чем простые, но незнакомые задания, хотя запас конкретных знаний беднее, чем в норме. При этом преобладают не обобщенные, а разрозненные знания, связанные в основном с конкретной ситуацией.

Затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются в выделении признаков различия. Например, отвечая на вопрос: «Чем не похожи люди и животные?», ребенок произносит: «У людей есть тапочки, а у зверей — нет».

Однако, в отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с ЗПР после получения помощи выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне. Усваивают принцип решения задачи и переносят его на сходные задачи. [19]

К семи годам дети с ЗПР могут:

  • · классифицировать предметы по наглядным признакам (цвет, форма);
  • · выделять материал и величину как общие признаки на элементарном уровне;
  • · абстрагироваться от одного признака и сознательном его противопоставлении другим на элементарном уровне;
  • · с трудом переключаться с одного принципа классификации на другой;
  • · с большим трудом осуществлять логические выводы из двух предложенных посылок;

Таким образом, задержка психического развития (дизоногения) консультируется чаще других, более грубых нарушений психического созревания. Ее диагностика, тесно связанная практическими вопросами школьной зрелости и проблемой неуспеваемости, основывается чаще всего на недостаточности запаса знаний, ограниченности представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, несформированности учебных интересов и преобладаний игровых, незрелости мышления, не обладающего, однако, олигофренической структурой. [10]

Важным условием успешного решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией, абстрагированием.

Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что у детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления.

Особенности операций анализа и синтеза у старших дошкольников с ЗПР:

  • 1) отмечаются трудности выделения частей из целого;
  • 2) не могут выделить главное, выделяют незначительные признаки;
  • 3) анализ объектов отличается меньшей полнотой и недостаточной точностью;
  • 4) анализ характеризуется непланомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью;
  • 5) отмечается несформированность антиципирующего анализа, что обусловливает неумение предвидеть результаты своих действий;
  • 6) не учитывают малозаметные детали;
  • 7) не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия;
  • 1) отмечается сложность создания целого из частей;
  • 2) детям тяжело установить особенности расположения частей в объекте;
  • 3) затруднено мысленное объединение определенных частей, свойств объекта;
  • 4) не учитывают малозаметные детали;
  • 5) не могут обозначить группу свойств или предметов одним словом;
  • 6) замечены трудности в пространственном оперировании образами.

При возникновении ошибок ребенок должен владеть элементарными приемами анализа, извлечение полезной информации и исправление этих ошибок. Каждое последующее действие строится с учетом результата предыдущего. Этот способ играет свою специфическую роль в развитии мыслительной деятельности ребенка. В связи с тем, что у детей с задержкой психического развития очень затруднен анализ ситуации, они не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы. [11]

Егорова Т.В. (1973), Жаренкова Г.И. (1972), Королько Н.И. (1988) подчеркивают, что недостаточный уровень сформированности мыслительной деятельности отчетливо проявляется уже на ориентировочном этапе. Дети часто приступают к решению задачи, не проанализировав всей совокупности данных и не наметив плана решения. При решении самых простых задач ориентировочный этап носит очень кратковременный характер, при выполнении сложных — продолжается дольше. У большинства детей с ЗПР этот важнейший этап практически отсутствует. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую работу приводит к многочисленным ошибкам.

Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Дошкольники с ЗПР хуже, чем нормально развивающиеся дети решают ряд наглядных задач и особенно затрудняются при решении вербальных задач. Они приступают к составлению высказывания по сюжету картинки без предварительного обдумывания, это определялось отсутствием у них разнообразных предварительных размышлений относительно характера изображения, и свидетельствовало о несовершенстве этапа ориентировки в задании. Не умея самостоятельно провести анализ и синтез исходных данных и искомого результата, найти способ его решения, дети обращались за помощью к экспериментатору («А какая картинка первая? А что здесь произошло?»). [2]

Анализ объектов у детей с ЗПР отличается меньшей полнотой и недостаточной точностью. В результате этого дети с ЗПР выделяют почти в два раза меньше предметов из окружающей действительности, чем нормальные дети такого же возраста.

По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи» [35, с. 74].

На основе вышесказанного рассмотрим особенности аналитико-синтетической деятельности старших дошкольников с ЗПР по следующим схемам:

  • 1. Определить возможные способы выделения основных частей проблемы (предметов, явлений, этапов, ситуаций): отмечаются трудности выделения частей из целого; увлекаются мелкими деталями, не могут выделить главное, выделяют незначительные признаки.
  • 2. Четко и ясно определить каждую часть: выделяют почти в два раза меньше предметов, чем их нормальные сверстники.
  • 3. Установить связи между ними и с другими внешними проблемами: затрудняются в определении свойств предметов и их сравнении, следовательно, не могут установить связь между ними.
  • 4. Выделить информацию, относящуюся к каждой части: выделение особенностей объектов у детей с ЗПР отличается меньшей полнотой и недостаточной точностью.
  • 5. Сделать вывод на основе проведенного анализа: дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций.
  • 1. Определить цели создаваемого целого: несформированность антиципирующего анализа обусловливает неумение предвидеть результаты своих действий; отмечается неумение ориентироваться в задании, обдумывать и планировать предстоящую работу.
  • 2. Перечислить основные части, которые должны быть включены в это целое: отмечаются трудности в пространственном оперировании образами.
  • 3. Придумать идеи по каждой из них: детям тяжело установить особенности расположения частей в объекте.
  • 4. Продумать, как соединить эти части: затруднено мысленное объединение определенных частей, свойств объекта.
  • 5. Составить план и создать свое целое: отмечается сложность создания целого из частей.

Таким образом, можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления: детям трудно вычленить составные части многоэлементной фигуры, установить особенности их расположения, они не учитывают малозаметные детали, затруднено синтезирование, то есть мысленное объединение определенных свойств объекта. Анализ характеризуется непланомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью. Несформированность антиципирующего анализа обусловливает неумение предвидеть результаты своих действий. В связи с этим особые трудности вызывают задания на установление причинно-следственных связей и построение программы событий. [34]

источник

Мышление – это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами.

Мышление направлено на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других психических процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста

Мышление – это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами.

Мышление направлено на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других психических процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Главные линии развития мышления в дошкольном возрасте можно наметить следующим образом:

  • Совершенствование наглядно-образного мышления на базе развивающегося воображения.
  • Улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти.
  • Начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Тренировка логического мышления

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Приблизительно к 14 годам уровень развития мыслительных операций приобретает черты, характерные для мышления взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Дети в 5-7 лет в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соотнесение . В начале формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.

Как научить ребенка сравнивать?

Сравнение – это установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

В ходе обучения приему сравнения ребенок должен овладеть следующими умениями:

  1. Выделять признаки объекта на основе сопоставления его с другим объектом. Дети 6 лет обычно выделяют 2-3 свойства. Чтобы ребенок увидел множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Дети должны не только выделять свойства, но и называть их.
  1. Определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов. Когда дети научатся выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. в первую очередь нужно обучить проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. Сначала учим искать общие свойства у двух предметов, а затем у нескольких.
  1. Отличать существенные и несущественные признаки. Умение находить их одна из важных предпосылок обобщения.
Читайте также:  Расшифровка общих анализов у детей

После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Дошкольникам довольно трудно находить существенные признаки предмета, поэтому сначала акцент в обучении нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать задания с наглядным материалом, в которых существенный признак заранее задан или находится как бы «на поверхности», чтобы его легко было обнаружить. Например: два разных цветка могут быть похожи друг на друга или отличаться очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. Но у всех цветов остается неизменным одно свойство: давать плод, что их и позволяет назвать цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листики, веточки), уже нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять несущественные свойства, предмет будет относиться к тому же понятию, а если изменить существенное свойство, предмет становиться другим.

Затем можно попробовать на простых примерах показать, как соотносятся между собой понятия общий признак и существенный признак. Важно обратить внимание ребенка, что общий признак не всегда бывает существенным, но существенный всегда общим. Например: общим и несущественным признаком является цвет, а существенным признаком является форма.

Умение находить существенные признаки предметов является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.

Игры: «Найди вырезанные кусочки», «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему»

«Исследователь» одна из самых простых игр на сравнение. Я предлагаю вам изучить вот этот предмет. Каждый по очереди должен назвать какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Нужно назвать этот предмет, сказать зачем он нужен, каковы его основные признаки: цвет, форма, размер, каков он на ощупь, на вкус, на запах, из чего сделан, похож «на ..», отличается «от ..», что случиться если его ударить, подбросить, бросить в воду, в огонь и т.д.

«Зачем и почему» — построена на вопросах и ответах, она стимулирует не только развитие логического мышления, но и эрудированности. Вопросы трех типов.

  1. На предположение, угадывание, додумывание

— Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?

— … зачем дети пришли в школу?

— … для чего нужен холодильник?

2 . На выявление причины или смысла происходящего

— Почему масло тает на раскаленной сковороде?

— Почему зимой включают отопление?

– Почему вода в холодильнике замерзает?

3. На принятие решения и планирование своих действий

— Как узнать сколько времени?

— Маша пошла гулять и заблудилась? Как ей быть?

— В воскресенье мы пригласили гостей. Что мы должны сделать?

Обучение приемам обобщения и классификации

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

Овладеть приемами обобщения и классификации дошкольники в полном объеме еще не могут. Но у них можно сформировать следующие умения:

  1. Относить конкретный объект к заданному классу или конкретизировать заданное понятие через единичное.

Игрушки – кукла, пирамидка, машинка

Обучение детей классификации возможно только при условии, что дети знают обобщающие слова. С обобщающими словами мы знакомим детей на занятиях, при выполнении разнообразных поручений, в процессе общения, в игровой деятельности. Наиболее трудными для детей являются следующие обобщающие слова: насекомые, обувь, мебель, инструменты, транспорт, фрукты, деревья, оружие. Поскольку пассивный словарь у ребенка шире, чем активный, ребенок может понимать эти слова, но не употреблять в речи.

  1. Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом.

Развитие этого умения проходит в несколько этапов.

I Сначала ребенок объединяет предметы в одну группу, но назвать образованную группу не может т.к. недостаточно хорошо осознает общие признаки этих предметов.

II На следующем этапе дети делают попытки обозначить группированные предметы, но вместо родового слова использует название одного из предметов группы или указывает действие, которое можно производить с предметом. (Вишня, клубника, слива, черешня – черешни, диван. Кровать, кресло, стул – сидеть).

III Третий этап – ребенок употребляет обобщающее название для группы предметов, но называет его после реального выполнения группировки предметов.

IV Четвертый этап – наиболее важный, на котором формируется опережающее обобщение. До осуществления группировки ребенок может их назвать обобщающим словом.

  1. Распределять объекты по классам. Классификация предполагает проведение распределения объектов по классам. Такое распределение всегда имеет относительный характер, все зависит от основания, по которому проводится классификация.

Игры: «Я знаю пять названий..» (фруктов, овощей, ягод, напитки, продукты, одежда, транспорт, деревья. Обувь. Головные уборы, мебель, звери. Птицы, имена девочек. Мальчиков и т.д. Когда дети легко справляются с этим заданием, можно предложить назвать более абстрактные понятия «какая бывает погода», «какие ты знаешь праздники», «назови все, что летает». Можно увеличивать количество названных слов.

«Обручи» — игра на классификацию по 2 или 3 признакам.

1 вариант: показать ребенку две части игрового поля — внутри обруча и вне обруча. Затем предлагается по очереди выкладывать геометрические фигуры разного цвета, размера и форы, но с условием. Что все красные должны лежать в обруче. Важно чтобы ребенок мог объяснить какие фигуры находятся в обруче (красные) и какие вне обруча ( не красные или желтые, синие)

2 вариант: два обруча пересекаются между собой образуют четыре области. Суть игры как в первом варианте. Но несколько сложнее: внутри красного обруча треугольные фигуры, внутри желтого – синие. Какие фигуры будут в пересечении обручей и какие за обручами.

3 вариант: в игре используется три обруча. Вначале рассмотреть области и раскладывать фигуры с заранее установленным правилом.

«Один лишний» — 4 картинки одной группы и 1 другой расположены в ряд. Дети должны выделить один общий признак для этих картинок и найти лишнюю, которая не относится к этой группе.

«Назови одним словом» — после трех слов ребенок должен назвать обобщающее слово (телевизор, пылесос, утюг – бытовые приборы, в старшем возрасте можно предложить добавить к названным словам свои одно или два слова и обобщить).

Обучение приему систематизации

Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего выделять различные признаки объектов, а так же сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Основные же логические действия, которые требуются при систематизации это сериация и классификация объектов.

Сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, находится в определенном отношении с соседними элементами.

В старшем дошкольном возрасте ребенок может овладеть следующими умениями необходимыми для систематизации:

  • Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и разложенных в одном ряду. Для этого используют задания: добавить еще один предмет, но такой который бы не нарушил закономерность их расположения. А чтобы найти ее, ребенок должен внимательно проанализировать каждый объект, включенный в ряд, и найти признак, по которому каждый следующий объект отличается от предыдущего. Вначале задания данного типа нужно проводить на наглядной основе. (изменение количества элементов, изменение формы, цвета)

Игра «Продолжи ряд цифр» цифры должны быть в определенной последовательности, ребенок должен найти закономерность и выбрать из цифр второго ряда нужную цифру: 2 4 6 ?

Вариантов такой игры может быть много: расположить цифры в порядке возрастания или убывания. Через одну или через две.

Игра «Продолжи ряд предметов» учит упорядочивать предметы по внешним признакам. Обратите внимание на то, что эти отличия являются не случайными, а закономерными, т.е. подчиняются одному правилу. Первый шаг рассмотреть предметы в первом ряду и выявить закономерность. Второй шаг – выбрать из второго ряда нужный предмет.

  • Упорядочивать объекты расположенные случайным образом. Дети должны самостоятельно найти признак, по которому нужно упорядочить объекты. Выполняется на наглядности. Можно использовать задания на умение оперировать абстрактными признаками. Такими признаками могут быть качество выполнения тех или иных действий. Выполняя такое задание, ребенок развивает логическое мышление, действуя в уме и в оперативной памяти.

«Последовательные картинки» упорядочить несколько картинок находящихся в неправильной последовательности, в соответствии с логикой сюжета.

«Кто самый — самый» эта игра учит детей мысленно упорядочивать словесно представленные объекты. Кроме того, в игре совершенствуется оперативная память. «Саша старше Коли. Кто из мальчиков младше?» «Оля выше Кати. Катя ниже Лены. Кто самый высокий. Самый низкий, средний ростом?» Если ребенок не может найти правильный ответ, то можно использовать графические заместители объектов. Подлежащие упорядочиванию. Для детей 6 лет задания хоть являются и трудными, но посильными. Чтобы их сделать более сложными, нужно увеличить количество сравниваемых объектов.

  • Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе двух или более признаков. С этой целью можно использовать матрицу, в которой необходимо учитывать отношения между объектами не только по горизонтали, но и по вертикали. При этом начинать нужно с простой матрицы 2/2 и одного, двух признаков. Такими признаками могут быть изменение цвета, формы или пространственного расположения объекта, изменение количества объектов, прибавление или вычитание частей объекта. В процессе выполнения этих операций осуществляется поиск решения задач. Кроме того, важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения. Очень полезным является самостоятельное составление ребенком матричных задач. Такие задания способствуют развитию не только логического, но и творческого мышления.

«Заполни матрицу» игра на умение упорядочивать объекты по внешним признакам. Необходимо найти закономерность расположения предметов в матрице и выбрать недостающий предмет из предложенных. Можно для усложнения задания не давать образец.

Обучение приему смыслового соотнесения

Когда ребенок научится соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например по форме, цвету, величине, можно переходить и к обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению предметов по смыслу .

Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними.

Чтобы находить эти связи, нужно сравнивать предметы между собой, обращая внимание на их функции, назначение, другие свойства или признаки. Сравниваемые предметы могут иметь связи, основанные на разных типах отношений. Например: это могут быть связи, основанные на отношениях типа «часть – целое» (дом – крыша, колесо – машина), на противоположности свойств предметов или явлений, на сходстве и противоположности функций предметов, принадлежности к одному роду или виду.

Последовательность обучения должна быть следующей:

  • Смысловое соотнесение двух наглядно представленных предметов (картинок)
  • Соотнесение наглядно представленного предмета с предметом, обозначенным словом
  • Смысловое соотнесение предметов и явлений, представленных в виде слов

Игра «Что подходит» эта игра учит находить смысловую связь между картинками или предметами. Предметы или картинки делятся на два набора. Вы показываете одну картинку из первого набора, а ребенок во втором наборе должен найти картинку, подходящую по смыслу.

Игры «Подбери картинку к слову» — игра сходна с предыдущей, но вместо картинок первого набора используются слова, а ребенок должен найти картинку подходящую по смыслу. После того как выбор будет сделан, предложите его объяснить. Второй вариант более сложный, т.к. воспринимается изображение только одного предмета и ребенку необходимо «включить» репродуктивное воображение.

«Все наоборот» — игра учит находить предметы, явления с противоположным признаком или противоположным значением. Мыслительные действия ребенок должен совершать без опоры на наглядность

«Придумай сам» в игре дети учатся выполнять действия по аналогии. Ребенок должен определить какая смысловая связь лежит в основе первой пары, а затем ко второй паре применить ту же смысловую связь.

Обязательное условие развития мышления является получение знаний, т.к. усвоение знаний представляет собой решение мыслительных задач.

БЛОКИ ДЬЕНЕША.В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления. Одним из эффективных пособий являются логи.

Логические задания математического характера для детей старшего дошкольного возраста.

В этом материале вы почерпнете сведения о том, как развить у детей логическое мышление.

Учить детей сравнивать по существенным и несущественным признакам. Развивать логическое мышление детей. Развитие визуального, понятийного интуитивного мышления, умения систематизировать, обобщать верб.

Сообщение на тему «Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений&quot.

ГБОУ Школа № 480. День открытых дверей.

Рассматриваются этапы и ососбенности развития детского мышления мышления. Развитие мыслительных операций у старших дошкольников.

источник