Меню Рубрики

Диагностика анализа по лепке у детей

Кружок «Развивай-ка» (лепка из соленого теста)

Цель:— развивать изобразительные умения в лепке из солёного теста у детей второй младшей группы в процессе кружковой работы.

— развивать фантазию, творческое воображение,

— развивать мелкую моторику рук,

— развивать наблюдательность, внимание, мышление, память,

— воспитывать чувство удовлетворения от того, что довёл дело до конца,

— воспитывать уверенность в себе;

— развивать коммуникативные навыки.

Работа с родителями.

1. Регулярная выставка детских работ для родителей.

2. Консультация для родителей «Лепим дома – развиваем детское творчество».

3. Открытое итоговое занятие для родителей.

Календарное планирование на 1 учебный год.

1.Познакомить детей со свойствами солёного теста и с его особенностями (соленое, мягкое, можно лепить разные формы).

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания.

Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, гуашь, аудиозапись.

№ 2. Цветные конфетки для друзей.

1.Познакомить детей со свойствами солёного теста и с его особенностями (соленое, мягкое, можно лепить разные формы).

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания.

Оборудование: соленое тесто разных цветов, доски для лепки, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями, соединять детали.

Оборудование: соленое тесто, игрушка- медвежонок, доски для лепки, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями.

Оборудование: соленое тесто, муляж огурца, доски для лепки, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в желтый цвет, крупа, грецкие орехи, доски для лепки, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания шара между ладонями.

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в разные цвета, доски для лепки, аудиозапись.

№3. Мышка в гости к нам пришла.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей, используя дополнительные материалы (ушки – семечки, хвостик–шерстяные нитки, глазки – бусинки).

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в серый и розовый цвета, шерстяные нитки, семечки, бусины, доски для лепки, игрушка — мышки, аудиозапись.

№4. Ходит ёж в саду по травке.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей, используя дополнительные материалы (ушки – семечки, хвостик–шерстяные нитки, глазки – бусинки).

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в розовый и коричневый цвета, шерстяные нитки, семечки, бусины, доски для лепки, игрушка ёжика, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания овала (тела) между ладонями, оттягивание и сплющивание (голова, хвост), использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, игрушка рыбки, крупа, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей.

Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, муляж гриба, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их друг на друга.

Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в желтый цвет, крупа, доски для лепки, игрушка цыплёнок, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить делать отверстия в «сыре» с помощью колпачков от фломастера.

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в желтый, оранжевый цвет, колпачки от фломастеров, доски для лепки, аудиозапись.

№2. Кружатся снежинки…(коллективная работа)

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика. Упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме снежинки. Вызывать желание создавать коллективную работу.

Оборудование: картон А-3,соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, аппликация в форме снежинок, соленое тесто, доски для лепки, аудиозапись.

№3,4. Украсим ёлочку к празднику.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении вырезать фигурки формочками, украшать с помощью дополнительного материала (бусины, бисер, блестки, крупа).

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в разные цвета, формочки для выпечки, бусины, бисер, крупа, блестки, тесьма для петелек, доски для лепки, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, доски для лепки, аудиозапись.

№2,3.Зимняя сказка (коллективная работа)

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика. Упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме деревьев. Вызывать желание создавать коллективную работу.

Оборудование: картон А-3 голубого цвета с аппликацией деревьев, соленое тесто, доски для лепки, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, стаканчик из-под йогурта, фасоль, аудиозапись.

№3,4. Снежная крепость (коллективная работа)

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении с помощью воды соединять детали из теста.

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, стаканчики с водой, кисточки для рисования, доски для лепки, аудиозапись.

№1,2. Веточка мимозы для любимой мамы

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей.

Оборудование: картон А-3,соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвета, доски для лепки, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания двух шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

3.Учить разукрашивать матрёшку гуашью.

Оборудование: соленое тесто розового цвета, доски для лепки, игрушка матрёшки, крупа, гуашь, кисть, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить разные мучные изделия: печенье, пирожок, вареник.

Оборудование: соленое тесто, противни из чёрного картона, колпачки от фломастеров, доски для лепки, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания овала (тела человека) между ладонями. Учить лепить предмет из нескольких частей (руки, ноги, голова), используя дополнительные материалы (глазки – бусинки).

Оборудование: соленое тесто розового цвета, доски для лепки, бусинки, аудиозапись.

№3,4. Лепим барельефы: бусы, шарики

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их рядом, по кругу.

3.Учить разукрашивать изделие гуашью.

Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, гуашь, кисти, аудиозапись.

№1. Зелёная гусеница по листикам ползет…

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания нескольких шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – бусины).

3.Учить разукрашивать гусеницу гуашью.

Оборудование: соленое тесто зелёного цвета, картон зелёного цвета в виде листика, доски для лепки, бусинки, аудиозапись.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания, использовать дополнительный материал (семечки).

3.Учить разукрашивать изделие гуашью.

Оборудование: соленое тесто оранжевого и белого цвета, картон голубого цвета, доски для лепки, гуашь, кисти, семечки подсолнечные и тыквенные, аудиозапись.

Пояснительная записка.

Диагностика уровня развития изобразительных умений в лепке у детей второй младшей группы

На основе теоретического изучения материала были выявлены показатели и критерии изобразительных умений в лепке у детей второй младшей группы:

  • скатывать шар круговыми движениями ладоней;
  • раскатывать прямыми движениями ладоней тесто «колбаской;
  • отщипывать маленький кусочек теста от большого куска;
  • делать пальцами углубление в шаре;
  • лепить предмет из нескольких частей.

Диагностические задания разработаны на основе Программы воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 15 баллов, низшее — 5 баллов, промежуточное число может быть разным: оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок.

Автор: Рымаш Лариса Владимировна, ГБОУ СОШ № 16 СПДС № 22 «Жемчужинка», г. Жигулёвск, Самарская обл., Россия.

источник

Вопросы диагностики Методика проведения Уровни освоения знаний, умений и навыков
Лепка предметов из нескольких частей Задание1. Изучить возможности ребенка в лепке предмета из частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, прижимания. Ребенку предлагают пластилин и просят вылепить утенка. -Посмотри, какой у меня утенок. Вылепи утенка из пластилина. Высокий уровень: Умеет создавать предмет из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, прижимания. Использует приемы вдавливания, примазывания, при лепке посуды, работает пальцами. Умеет передать в лепке простой сюжет Средний уровень: Умеет создавать предмет из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, прижимания с небольшой помощью взрослого. Использует приемы вдавливания, примазывания, при лепке посуды, работает ладонями. Сюжет в лепке передает с помощью взрослого Низкий уровень: Не умеет создавать предмет из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, прижимания. Не использует приемы вдавливания, примазывания, при лепке посуды, работает пальцами. Не умеет передавать сюжет в лепке
Лепка предметов посуды Задание 2. Изучить возможности использования приемов вдавливания и примазывания при лепке посуды. Ребенку предлагают вылепить предметы посуды – чашку и блюдце. -Внимательно посмотри на чашку с блюдцем. Вылепи их из пластилина.
Умение передавать в лепке сюжет Задание 3. Ребенку предлагают вылепить сюжет по сказке «Колобок»

Диагностическая таблица знаний, умений, навыков детей от 4 до 5 лет по лепке

Дата _____________Группа____________________ Воспитатели ____________________________

Ф.И. ребенка Умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями Умение сплющивать шар, сминая его ладонями двух рук Умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара Умение вытягивать отдельные части из целого куска Прищипывание мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички) Умение сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки Умение вдавливать середину шара, цилиндра, для получения полой формы Умение использовать стеку, при украшении изделия Умение передать выразительность образа в летке Умение создавать образ по замыслу Общий уровень умений

0 – знания и умения не сформированы

1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого)

2 – достаточные знания и умения, 3 — высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)

Способы проверки знаний, умений и навыков детей по аппликации

Вопросы диагностики Методика проведения Уровни освоения знаний, умений и навыков
Правильно держит ножницы Задание 1. Аппликация из вырезанных форм. Выяснить возможности ребенка в вырезании геометрических форм. Материал: квадраты и прямоугольники разного цвета, листы бумаги, ножницы, кисть, клей, салфетка, иллюстрация «Колобок катится с горки», муляжи яблока и сливы. -Вырежи из бумаги и наклей, как Колобок катится с горки. -Вырежи из бумаги и наклей яблоко и сливу. Задание 2. Составление узоров из геометрических и растительных форм. Цель: выяснить уровень сформированности умения составлять узоры из геометрических и растительных форм на полосе, квадрате, круге. Материал: бумага в форме полосы, квадрата и круга, две коробочки с растительными и геометрическими формами, кисть, клей, салфетка. -Подумай и выложи узоры на полосе, квадрате, круге. Наклей один из узоров. Высокий уровень: Умеет разрезать прямоугольник по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника. Соотносить геометрическую форму с формой предмета, подбирает удачные сочетания цветов для фона и вырезывания. Устанавливает связь узора с формой и назначением предмета. Составляет узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате. Вырезывает самостоятельно элементы узора. Активно входит в роль художника ковровой фабрики, делает удачный выбор цвета, фона, элементов узора. Средний уровень: Умеет разрезать прямоугольник по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника. Не всегда соотносит геометрическую форму с формой предмета, подбирает удачные сочетания цветов для фона и вырезывания с помощью взрослого. Составляет узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате. Вырезывает самостоятельно элементы узора. Низкий уровень: Не умеет разрезать прямоугольник по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника. Не соотносит геометрическую форму с формой предмета, подбирает удачные сочетания цветов для фона и вырезывания. Не устанавливает связь узора с формой и назначением предмета. Не составляет узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате. Вырезывать самостоятельно элементы узора не умеет.
Умеет вырезать круг из квадрата, овал — из прямо­угольника, плавно срезать и закруглять углы.
Умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник),
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из несколь­ких частей.
Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственно­му желанию
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Умеет правильно размещать изображение на листе бумаги
Аккуратно наклеивает изображения, состоящие из нескольких частей
Читайте также:  Бак анализы в дет саду

Диагностическая таблица знаний, умений, навыков детей от 4 до 5 лет по аппликации

Дата ____________Группа____________________ Воспитатели ____________________________

Ф.И. ребенка Правильно держит ножницы Умеет вырезать круг из квадрата, овал — из прямо­угольника, плавно срезать и закруглять углы. Умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из несколь­ких частей. Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственно­му желанию Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур. Умеет правильно размещать изображение на листе бумаги Общий уровень умений

0 – знания и умения не сформированы, 1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого)

2 – достаточные знания и умения, 3 — высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой и др. М., Мозаика-Синтез, 2010
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., Мозаика-Синтез, 2008

источник

Методики диагностики навыков детей на занятиях лепкой в коррекционной группе (кружок по тестопластике)

елена золотцева
Методики диагностики навыков детей на занятиях лепкой в коррекционной группе (кружок по тестопластике)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ №1

Тема: «Лепка с натуры»

Цель: выявить умение лепить с натуры игрушек из 3-4 частей, передавать в лепке сходство с натурой (форму, пропорции, расположение частей).

Оборудование: игрушка кошки,вылепленная из соленого теста (из 3-4 частей,пластилин (или цветное тесто, стеки, доска.

1. Перед ребенком стеки, пластилин (тесто,доска, игрушка лисы. Задание дается в следующей последовательности: -Что это? Вылепи такую же. 2. При затруднении: Педагог задает наводящие вопросы: -Из каких частей состоит кошка? Сколько у нее лап,ушей, и т. д. Вылепи такую же кошку. 3. При затруднении: Педагог проводит подробный анализ: -Какой формы туловище (голова,лапы и т. д.)Какой величины? Где расположены? Вылепи такую же кошку.

4б Воспринял натуру в целом, самостоятельно провел ее анализ, в лепке передал внешнее сходство, форму, расположение частей, пропорции, используя необходимые приемы лепки.

3б Воспринял натуру в целом, определил составные части после дополнительной словесной инструкции педагога, в лепке передал внешнее сходство (форму,расположение частей, пропорции,используя необходимые приемы лепки.

2б В работе передал сходство с натурой после подробного словесного анализа педагогом, может допустить неточности в передаче формы, пропорций. Не всегда использует необходимые приемы лепки.

1б Передал элементарное сходство с натурой после подробного анализа педагогом. Могут быть грубые нарушения в передаче формы, пропорций. Не всегда использует необходимые приемы лепки.

0б Не смог выполнить работу после подробного анализа педагога; изображение не имеет внешнего сходства с натурой.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ № 2

Тема: «Декоративная лепка»

Цель: выявить умение выполнять декоративную лепку, располагая изображение на пластине квадратной формы,адекватно использовать цвет и величину. Оборудование: пластина размером 20х20 см,кусочки цветного пластилина (или теста):красного,желтого, синего, зеленого цветов; образец пластины. Процедура обследования: 1. Перед ребенком пластина, пластилин (тесто).Задание дается в следующей последовательности: -Укрась пластину цветами и листьями. Посередине и в углах сделай цветы, по краям листья,чередуя их по цвету. 2. При затруднении: Педагог предлагает образец. -Сделай такой же узор. 3. При затруднении: Педагог показывает приемы лепки. -Сделай узор так, как это буду делать я.

4б Выполнил работу по словесной инструкции, заполнил все пространство пластины (углы, края, середину,симметрично расположил узор, чередуя элементы адекватно использовал цвет и величину, подбирая необходимые приемы для лепки: отщипывание, раскатывание, расплющивание, примазывание.

3б Выполнил работу по словесной инструкции, заполнил все пространство пластины (углы, края, середину,может допустить незначительные неточности в симметричном расположении узора, чередовании элементов (цвет, величину, использовал необходимые приемы.

2б Выполнил работу по образцу, заполнил все пространство пластины (углы, края,середину,может допустить незначительные неточности в симметричном расположении узора, чередовании элементов (цвет,величину,использовал приемы: отщипывание, раскатывание, расплющивание,примазывание.

1б Выполнил работу после показа, допустил грубые нарушения в симметричном расположении узора, чередовании элементов (цвет, величину,использовал приемы: отщипывание, раскатывание, расплющивание, примазывание.

0б Не выполнил работу после подробного показа педагога, нецеленаправленные действия с пластилином.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ № 3

Тема: «Лепка по представлению»

Цель: выявить умение выполнять лепку по представлению,самостоятельно выбирая способы лепки (конструктивный или скульптурный,правильно передавая человека и животного в движении (форму, пропорции, расположение частей,используя необходимые для лепки приемы.

Оборудование: кусок пластилина (или теста, стеки двух видов (стека с острым концом и стека-нож, доска, образец (клоун с шарами).

1. Перед ребенком два кусок пластилина, стеки, доска. Задание дается в следующей последовательности;

-Вылепи клоуна, который бежит и в руке у него шары.

Педагог показывает образец:

-Вылепи такого же клоуна с шарами.

Педагог показывает приемы лепки:

-Вылепи так, как это сделала я.

4б Выполнил лепку по представлению, самостоятельно применил необходимые способы лепки (конструктивный или скульптурный) ,изображение имеет сходство с натуральным объектом (правильно передал пропорции человека в движении (форму частей и их расположение).Использовал необходимые для лепки приемы :деление на части, разрезание, вытягивание, прищипывание, расплющиывание.

3б Правильно выполнил лепку по представлению. Самостоятельно применил необходимые способы лепки (конструктивный или скульптурный).Изображение имеет внешнее сходство с натуральным объектом, но может допустить неточности в передаче пропорций, формы, расположения частей. Использовал все необходимые приемы.

Выполнил лепку после показа образца, правильно передал пропорции форму, расположение частей, применил необходимые приемы лепки (конструктивный или скульптурный).Может допустить некачественное выполнение приемов лепки: деление на части, разрезание, раскатывание,сглаживание, вытягивание, прищипывание, расплющивание.

1б Работу выполнил после показа педагога. Могут быть допущены грубые нарушения в передаче внешнего сходства с натуральным объектом (пропорции, форма, расположение частей).Не может самостоятельно применить необходимые способы и приемы лепки.

0б Не выполнил работу после подробного показа педагога, нецеленаправленные действия с пластилином или отказывается работать.

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЛЕПКИ В ТЕСТОПЛАСТИКЕ.

«Животный мир». Лепка Выполнили: Пригарина Карина, Казыев Тимур, Сапарова Виолетта. Цель: Учить детей лепить животных с натуры методом налепа, передавая характерные.

Перспективное планирование по лепке (старшая группа) СЕНТЯБРЬ. 1.«Морские джунгли». Цели: учить применять разные приемы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами.

источник

Самоанализ занятия в ДОУ по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Птичка клюёт зёрнышки из блюдечка» в средней группе

ДОУ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

3 «Рябинушка» детский сад «Огонёк»

по художественно-эстетическому развитию (лепка)

на тему: «Птичка клюёт зёрнышки из блюдечка» в средней группе

Разработал: Пронь Оксана Владимировна

Тема: «Птичка клюёт зёрнышки из блюдечка».

Занятие по лепке для детей средней группы.

Тип занятия в ДОУ: закрепление ранее полученных знаний.

Цель: Создание условий для закрепления умения детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами.

Для достижения данной цели на занятии решались следующие задачи: обучающая: закреплять умения детей раскатывать, оттягивать, прищипывать, соединять части, прижимая и сглаживая места скрепления;

развивающая: создавать условия для развития мелкой моторики рук, речи, памяти, сообразительности;

воспитывающая: воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе; продолжать воспитывать активность, инициативность, бережное отношение к демонстрационному материалу

Значимым, для эффективного проведения занятия по данной теме, является проведение с детьми предварительной работы: наполнение кормушек зерном и наблюдение за птицами во время прогулок.

Занятие проводилось с группой детей в количестве 24 человека. Дети занимаются лепкой второй год. По результатам диагностики на начало учебного года дети овладели навыками лепки. Поэтому, работа была направлена на закрепление умений, навыков по лепке.

Структура занятия методически выдержана.

Водная часть (организация детей) – 1 минута.

Основная часть (практическая деятельность) – 16 минут.

Заключительная часть (подведение итогов) – 3 минуты.

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предполагает выбор адекватных методов и приемов. Использовались следующие методы и приёмы:

словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, повторение и уточнение приемов лепки, напоминание, поощрение);

наглядные (показ демонстрационных материалов; слайды; рассматривание детских работ);

методы контроля (наблюдение, анализ детских работ).

Этапы занятия взаимосвязаны и плавно переходят один в другой.

Водная часть занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней.

Использование презентации позволило создать соответствующий эмоциональный настрой.

Основная часть занятия это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Основная часть направлена на:

закрепление навыков лепки, изготовление поделок.

Дети самостоятельно выбирали вид птицы для лепки. Выработан алгоритм деятельности при изготовлении поделки. С интересом, увлеченно лепили птицу по операционной карте. Дети владеют навыками работы с пластилином: размягчают, скатывают шары, овалы, оттягивают, прищипывают, сглаживают. Важный момент, на который было обращено внимание, – это напоминание о правилах безопасности при работе со стекой.

При оформлении поделки обращалось внимание на умение аккуратно создавать форму.

В заключительной части занятия подводится итог и дается оценка результатам деятельности детей. Итог направлен на оценивание детьми своих возможностей. Для активизации анализа детских работ были использованы вопросы о внешнем виде поделки, о способах оформления. Что получилось? Что не получилось? Какие были трудности?

Для обеспечения активности детей, хорошей работоспособности, поддержания интереса на протяжении всего занятия использовалось: мультимедийная презентация. По итогам проведенного занятия, можно сделать следующие выводы:

дети справились с заданием и получили удовлетворение от результата своей деятельности;

дети знают приемы и способы работы с пластилином; дети умеют:

самостоятельно выбирать вид работы; работать с операционной картой;

приводить в порядок рабочее место; оценивать свои работы и работы своих сверстников.

Наблюдая положительные результаты уровня развития детей с помощью лепки, считаю, что данную работу необходимо продолжать.

1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

источник

Самоанализ занятия в ДОУ по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Птичка клюёт зёрнышки из блюдечка» в средней группе

ДОУ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

3 «Рябинушка» детский сад «Огонёк»

по художественно-эстетическому развитию (лепка)

на тему: «Птичка клюёт зёрнышки из блюдечка» в средней группе

Разработал: Пронь Оксана Владимировна

Тема: «Птичка клюёт зёрнышки из блюдечка».

Занятие по лепке для детей средней группы.

Тип занятия в ДОУ: закрепление ранее полученных знаний.

Цель: Создание условий для закрепления умения детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами.

Для достижения данной цели на занятии решались следующие задачи: обучающая: закреплять умения детей раскатывать, оттягивать, прищипывать, соединять части, прижимая и сглаживая места скрепления;

развивающая: создавать условия для развития мелкой моторики рук, речи, памяти, сообразительности;

воспитывающая: воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе; продолжать воспитывать активность, инициативность, бережное отношение к демонстрационному материалу

Значимым, для эффективного проведения занятия по данной теме, является проведение с детьми предварительной работы: наполнение кормушек зерном и наблюдение за птицами во время прогулок.

Занятие проводилось с группой детей в количестве 24 человека. Дети занимаются лепкой второй год. По результатам диагностики на начало учебного года дети овладели навыками лепки. Поэтому, работа была направлена на закрепление умений, навыков по лепке.

Структура занятия методически выдержана.

Водная часть (организация детей) – 1 минута.

Основная часть (практическая деятельность) – 16 минут.

Заключительная часть (подведение итогов) – 3 минуты.

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предполагает выбор адекватных методов и приемов. Использовались следующие методы и приёмы:

словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, повторение и уточнение приемов лепки, напоминание, поощрение);

Читайте также:  Берггольц пусть голосуют дети анализ

наглядные (показ демонстрационных материалов; слайды; рассматривание детских работ);

методы контроля (наблюдение, анализ детских работ).

Этапы занятия взаимосвязаны и плавно переходят один в другой.

Водная часть занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней.

Использование презентации позволило создать соответствующий эмоциональный настрой.

Основная часть занятия это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Основная часть направлена на:

закрепление навыков лепки, изготовление поделок.

Дети самостоятельно выбирали вид птицы для лепки. Выработан алгоритм деятельности при изготовлении поделки. С интересом, увлеченно лепили птицу по операционной карте. Дети владеют навыками работы с пластилином: размягчают, скатывают шары, овалы, оттягивают, прищипывают, сглаживают. Важный момент, на который было обращено внимание, – это напоминание о правилах безопасности при работе со стекой.

При оформлении поделки обращалось внимание на умение аккуратно создавать форму.

В заключительной части занятия подводится итог и дается оценка результатам деятельности детей. Итог направлен на оценивание детьми своих возможностей. Для активизации анализа детских работ были использованы вопросы о внешнем виде поделки, о способах оформления. Что получилось? Что не получилось? Какие были трудности?

Для обеспечения активности детей, хорошей работоспособности, поддержания интереса на протяжении всего занятия использовалось: мультимедийная презентация. По итогам проведенного занятия, можно сделать следующие выводы:

дети справились с заданием и получили удовлетворение от результата своей деятельности;

дети знают приемы и способы работы с пластилином; дети умеют:

самостоятельно выбирать вид работы; работать с операционной картой;

приводить в порядок рабочее место; оценивать свои работы и работы своих сверстников.

Наблюдая положительные результаты уровня развития детей с помощью лепки, считаю, что данную работу необходимо продолжать.

1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

источник

Анализ детских работ по изобразительной деятельности

Консультация для педагогов

Анализ детских работ является очень важной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.

В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но, главным образом, проявлять самостоятельность при выполнении работы.

Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух-трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.

К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.

Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку деятельности детей.
  2. Среди отобранных работ выделить две — три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».
  4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе (но не своей)
  5. Рассказать о работе, указанной воспитателем.
  6. Предложить найти работу, похожую на образец.
  7. Сравнить работу с образцом.
  8. Найти две разные работы.
  9. Найти похожие работы.
  10. Найти работу с ошибкой.
  11. Найти работу, в которой проявлено творчество.
  12. Найти незаконченную работу.
  13. Рассказать о своей работе (самоанализ).
  14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.
  15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.
  16. Предложить найти натуру по работе.
  17. 17 Выделить две – три самые аккуратные работы.
  18. Найти самый интересный рисунок, объяснить свой выбор
  19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.
  20. Найти работы с самыми выразительными образами.

Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.

Мониторинг достижений результатов продуктивной деятельности детей

Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений

(по Т.С. Комаровой)

  1. Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.
  2. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).
  3. Строение предмета: части предмета расположены верно, их место положение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).
  4. Передача пропорций предмета в изображении.
  5. Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение.
  6. Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.
  7. Передача движения. Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.
  8. Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.
  9. Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или выходит за линии контура).
  10. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).
  11. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.
  12. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес;

б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своих и других детей;

в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы заданий (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение;

г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

  1. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.
  2. Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

Вариант анализа детских работ

  1. Указать имя и возраст ребенка.
  2. Сформулировать тему занятия, его программное содержание; определить вид занятия.
  3. Отметить выразительность, оригинальность работ в единстве с техникой.
  4. Отметить уровень представлений ребенка по данной теме и его подготовленность к передаче содержания; отношение детей к изображаемым явлениям, событиям, объектам; уровень изобразительных умений ребенка.
  5. Анализ детских работ.

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве

по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

  1. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З. Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты).

4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5.Декор адекватно теме (замыслу).

  1. Эстетические суждения и оценки.
  2. Художественный образ.
  3. Лепка.
  4. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
  5. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).
  6. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).
  7. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)
  8. Эстетические суждения и оценки.
  9. Художественный образ.

III.Аппликация.

  1. Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.
  2. Практические умения: а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др.)

З. Содержание аппликации (предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

  1. Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
  2. Декор адекватно теме (замыслу).
  3. Эстетические суждения и оценки.
  4. художественный образ.
  5. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
  6. Креативность (воображение).

VI.Эмоциональность.

VII. Общий показатель (результат диагностики).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий — ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

Средний — ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

Низкий — ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми

среднего и старшего дошкольного возраста

на занятиях по изобразительной деятельности.

(Автор Казакова Т. Г.)

  • Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?
  • Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
  • Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?
  • Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
  • Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?
  • Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?
  • Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С.)

  • Характер линии.
  • Этот критерий включает четыре группы показателей:
  • а) характер линии: 3-слитная;
  • 2-линия прерывистая;
  • 1-дрожащая (жесткая, грубая);
  • б) нажим: 3-средний;
  • 2-сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); 1-слабый иногда еле видный); в)раскрашивание (размах):
  • 3-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • 2-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:
  • 1-беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
  • г) регуляция силы нажима:
  • 3-регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура; 2-не всегда регулируется сила нажима и размах; 1-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.
  • 2 Регуляция деятельности.
  • а) отношение к оценке взрослого:
  • 3-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
  • 2-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале—радуется, темп
  • работы увеличивается, при замечании—сникает, деятельность замедляется
  • или вовсе прекращается);
  • 1- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
  • б) оценка ребенком созданного им изображения: 3-адекватна;
  • 2-неадеквагна (завышенная, заниженная);
  • 1-отсутствует;
  • в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится: 3-к предложенному заданию; 2-к процессу деятельности; 1-к продукту собственной деятельности.
  • Уровень самостоятельности:
  • 3- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • 2- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается
  • 1 — необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
  • Творчество:
  • а) самостоятельность замысла;
  • б) оригинальность изображения;
  • в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Читайте также:  Бал у губернатора отцы и дети анализ

Анализ продукта деятельности (автор Комарова Т.С.)

  • Содержание изображения (полнота изображения образа). В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения
  • Передача Формы:
  • З-форма передана точно;
  • 2-естъ незначительные искажения;
  • 1- искажения значительные, форма не удалась.
  • Строение предмета: 3-части расположены верно; 2-есть незначительные искажения;
  • 1-части предмета расположены неверно.
  • Передача пропорции предмета в изображении: 3-пропорции предмета соблюдаются;
  • 2-есть незначительные искажения;
  • 1-пропорции предмета переданы неверно.
  • Композиция.
  • а) расположение изображений на листе: 3-по всему листу;
  • 2-на полосе листа;
  • 1-не продумана, носит случайный характер;
  • б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
  • 3-соблюдается пропорциональность в изображении предметов;
  • 2-есть незначительные искажения;
  • 1-пропорциональность разных предметов передана неверно.
  • Передача движения:
  • движение передано достаточно четко; движение передано неопределенно, неумело; изображение статичное.
  • Цвет В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
  • а) цветовое решение изображения:
  • 3-передан реальный цвет предметов;
  • 2-есть отступления от реальной окраски;
  • 1-цвет предметов передан неверно;
  • б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
  • выразительности изображения:
  • 3-многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
  • 2-преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно,
  • 1-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Вопросу изучения лепки посвятили свои исследования такие ученые, как А.В. А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова и др.
Наиболее весомый вклад в исследование этой проблемы внесла Н.Б. Халезова, в частности в методику обучения детей созданию лепного изображения, а так же разрабатывала вопрос правильного соотношении обучающих и творческих задач при планировании занятий.
При этом обучающие задачи следует подразделять на изобразительные (что изображать?) и технические (чем и как изображать?), которые постепенно, с возрастом детей, усложняются. Предполагается, что примерно в течение одного квартала в начале учебного года на занятиях у детей закрепляются навыки, сформированные в предыдущем году.
В младшей группе (ранний возраст) ставятся и решаются следующие задачи:
I. Изобразительные задачи (что лепить):

  1. Учить детей лепить простейшие предметы окружающей действительности, состоящие из округлых и цилиндрических форм, располагая их на дощечке.
  2. Учить детей соединять две одинаковые формы, но разной величины (матрешка, пирамидка), а к концу года — соединять две разные формы – цилиндр и диск (грибок).
  3. Учить узнавать и находить сходства своей лепной работы с предметами окружающей действительности.
  4. Технические задачи (чем и как лепить):
  5. Познакомить детей со свойствами глины.
  6. Учить отрывать комочки глины от целого куска.
  7. Учить техническим приемам

а) соединению концов столбика в виде кольца (баранки).
б) скатыванию глины кругообразными движениями.
в) соединению шариков (дети лепят матрешек, неваляшек).
г) сплющиванию, в результате которого получают диски (печение).
д) соединению цилиндра с шаром (погремушка); цилиндра с диском (гриб, зонтик).

Задачи обучения детей дошкольного возраста
лепной грамоте в мл. гр.

В младшей группе основным методом является сотворчество. Почему? Присутствует кризис трех лет «Я сам». Ребенок ограничен, с одной стороны, своими возможностями – не имеет технических навыков, а с другой стороны – он самостоятелен, он хочет делать сам. В этом возрасте у детей очень широкие возможности для развития творчества, в частности для развития самостоятельности, как его компонента. Поэтому воспитатель не может выполнять за ребенка задание, но он должен ему помочь используя прием сотворчества.
Речь ребенка интенсивно развивается, восприятие становится более дифференцированным. Он уже владеет определенными сенсорными эталонами. Как уже было замечено, в этом возрасте у ребенка появляется желание действовать самостоятельно, но координация движения рук слабо развита, внимание неустойчиво. Изменяется и отношение детей к окружающим, формируется умение работать в коллективе.
На занятиях по изобразительному творчеству в младшей группе закрепляются все навыки работы с глиной, те, что дети усвоили ранее. Наряду с этим появляются и новые задачи. Педагогу необходимо помнить о том, что уже наступает изобразительный период в деятельности.
I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.
  2. Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно соединять части (без примазывания).
  3. Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).
  4. Формировать умение участвовать в коллективной лепке.
  5. Формировать у детей умение задумывать тему изображения и выполнить ее (тему дает воспитатель).
  6. Технические задачи:
  7. Закрепить все технические приемы, усвоенные в первой младшей группе.
  8. Учить раскатывать конусообразную форму между ладонями (морковка).
  9. Учить украшать формы точками, насечками с помощью палочки (стеки).
  10. Учить защипывать края формы кончиками пальцев (клюв, плавник, хвостик, тарелочка, батон, пирожок).
  11. Учить аккуратно пользоваться глиной на дощечке, не разбрасывая ее и не пачкая дощечку.

Задачи обучения детей лепной грамоте в средней группе (с усложнением)

Особенности и достижения возраста:
В этом возрасте у детей появляется замысел, но он по-прежнему неустойчив. Теперь они должны лепить, используя не только тематику, над которой они работали, но и привносить элементы творчества в свою работу.
У детей формируются операции анализа, синтеза, обобщения. Совершенствуются психические процессы. Приоритетное значение, как и во второй младшей группе, остается за работой над техническими навыками лепки. (Приемы уточняются и закрепляются, дети овладевают некоторыми навыками). В основном лепка носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Н.Б. Халезова рекомендует во всех группах первое занятие проводить по замыслу, чтобы выявить умения детей, для того чтобы воспитателю знать, над чем работать, какие приемы лепки закреплять.
В качестве приемов в средней группе на занятиях по изобразительному творчеству используют полный и частичный показ в медленном темпе, закрепляя каждое движение словом (чуть–чуть, сильнее, покрепче, осторожно).
Анализ – в средней группе идет от оценки выразительности формы, образа в целом. Дети этого возраста элементарно анализируют работу, рассказывают о своей работе и о работе товарищей. Если в младшей группе анализ сводился лишь к оценка – нравится – не нравится, то в средней группе ребенок должен объяснить «почему?» и обратить внимание на выразительность образа (руки за спиной – спрятал сыр, лапы к морде – плачет).
I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить, образно отражая действительность, правильно передавая форму, величину, строение, пропорции частей, относительно основной части, передавая отдельные характерные признаки предмета, располагая их на дощечке.
  2. Подводить к правильному изображению персонажей в действии, обращая внимание на позу (кошка лежит, сидит, птица пьет, поет, летит).
  3. Учить замечать выразительность формы и передавать это в лепке. (туловище не круглое, а в виде овала, у собаки есть морда, у яблока — углубление и.т.д.).
  4. учить работать с пластилином вне занятий.
  5. Технические задачи:
  6. Учить оттягивать детали от основной формы (клюв, хвост).
  7. Учить сглаживать поверхность формы пальцами, примазывая одну часть к другой.
  8. Учить лепить предметы овальной формы в виде овонда (овоид из шара или цилиндра оформляют пальцами).
  9. Учить приему вдавливания для получения полой формы (кружка), загибать края расплющенной и вдавленной формы.
  10. Учить лепить конусообразную форму, путем вытягивания одной из сторон пальчиками.
  11. Учить украшать поделку способом налепа, стекой, добиваясь выразительности образа (оперение, чешуя и.т.п.).

Старшая группа.

Особенности и достижения возраста:
В старшей группе дети хорошо видят форму, но с трудом определяют пропорции. В этом возрасте у ребенка начинается окостенение кисти руки, укрепились мелкие мышцы пальцев и мышцы руки. В связи с этим содержание лепки усложняется (птицы, животные, человек, несложные сюжеты, декоративная лепка и др.)
В старшей группе по программе вводится сюжетная лепка, лепка с натуры и по представлению.
В данной возрастной группе всего запланировано примерно 36 занятий в год. Из них 8 – предметные (4 – с натуры, 4 – по представлению), 8 сюжетная, 8 декоративная,12 – по замыслу.
В старшей группе дети лепят по представлению, что является для них не простой задачей. Следовательно, наблюдение, в процессе которого дети черпают впечатления для последующего воплощения их в художественные образы должно быть правильно организованно. Необходимо при этом четко обозначит детям цель наблюдения. Дети рассматривают много иллюстраций, картинок, скульптур и т. д.

Задачи обучения лепке в старшей группе (с усложнением)
I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.
  2. Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки — танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.
  3. Учить переносить выразительные средства со скульптуры малых форм при рассматривании на свои лепные работы (форма, пластика, фактура материала и т.п.).
  4. Учить планировать свою работу.
  5. Учить работать с пластилином на занятиях.
  6. Технические задачи:
  7. Учить лепить пластическим способом.
  8. Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни).
  9. Учить новому способу скреплению частей – вставление одной части в другую.
  10. Учить самостоятельно выбирать способ лепки.
  11. Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных.

Сюжетная лепка.
Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности (композицию,форму, динамику). Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой – дочка не может быть больше, чем мама; и внешнюю характеристику ( как передать злость собаки – лает, пасть открыта).

Декоративная лепка.
Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки и т.д.), расписывая вылепленные изделия ангобом.

Задачи обучения детей лепке в подготовительной группе
(с усложнением)

  1. Изобразительные задачи (что?):
    1. Учить лепить однородные предметы, предавая их индивидуальные особенности (яблоко крымское – овальной формы, антоновское — круглое).
    2. Учить лепить животных жарких стран (лепка по представлению).
    3. Учить передавать движения персонажей пластическим способом(кусок глины разу ставится в основное положение).
    4. Учить лепить по мотивам народных игрушек.
    5. Учить детей лепить посуду различными способами, в том числе из колец, выбиранием глины стекой и др.
    6. Учить лепить декоративные пластины, создавая эскизы, оформляя их выпуклым рельефом.
  2. Технические задачи:
  3. Закреплять пластический способ лепки.
  4. Учить самостоятельно выбирать способ лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).
  5. Учить придавать фигуркам устойчивое положение при помощи каркаса или при помощи третьей точки опоры (Дед Мороз с посохом, лыжник с палками).
  6. Закреплять умение создавать сюжеты в лепке на темы литературных произведений.
  7. Учить создавать коллективные лепные композиции на темы литературных произведений, на сюжеты из окружающей действительности.
  1. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий. М., Высшая школа, 1984.
  2. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. С-Пб. АО «Икар» 1993.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Метод. пособ. для воспит. и педагогов. М; Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.
  6. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984.
  7. Е.С. Юрьева Керамика в детском саду. Метод. пособ. для воспитателей. Ижевск, 2005.

источник